Основы налогового права рк лекция

Опубликовано: 12.05.2024

Лекции по предмету: Налоговому праву Республики Казахстан

Тема 4: Налоговое право как правовое образование.

1. Предметом налогового права выступают общественные отношения, возникающие в процессе осуществления налоговой деятельности государства. Налоговые отношения, выступающие предметом налогового права, бывают двух видов: материальные и организационные.

Материальные налоговые отношения опосредуют само движение денежных средств от налогоплательщика к государству, т. е. в экономическом смысле они выражают собой взимание или уплату налога, а в юридическом - исполнение налогового обязательства.

Организационные налоговые отношения возникают в связи с формированием и функционированием системы налоговых органов, установлением и применением процедур налоговой деятельности государства (например, формирование органов налоговой службы, определение их компетенции и порядка их функционирования). Некоторые авторы организационные налоговые отношения называют «отношениями по налоговому администрированию»".

Объектом налогового отношения как разновидности денежного отношения выступает налоговый платеж сумма денежных средств, которые налогоплательщик обязан передать (перечислить) государству.

Налоги могут быть и натуральными. Однако в современный период исторического и экономического развития налогам свойственна денежная форма, что позволяет абстрагироваться от налоговых отношений, опосредующих движение стоимости в натуральном виде.

2. Налоговое право является сложным правовым образованием, включающим большое количество правовых норм. Это вызывает потребность во внутреннем структурировании налогового права, т. е. в существовании его в виде определенной системы. Налоговое право в первую очередь подразделяется на общую и особенную части.

Общая часть налогового права включает институты: 1) правовые осно­вы налогового устройства государства; 2) правовые основы налоговой струк­туры государства; 3) правовые основы налоговых обязательств; 4) право­вые основы налогового контроля; 5) финансово-правовая ответственность за нарушение налогового законодательства.

Особенная часть налогового права включает в себя правовые инсти­туты, которые объединяют правовые нормы, посвященные отдельным ви­дам налогов или режимам налогообложения.

3. Источниками налогового права выступают:

1) Конституция Республики Казахстан;

2) Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)» от 10 декабря 2008 г.;

3) законы Республики Казахстан, принятые в соответствии с Налоговым кодексом и посвященные вопросам налогообложения;

4) указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу закона (в случаях, когда принятие таких актов предусмотрено Конституцией, о чем было сказано выше при рассмотрении вопроса об установлении налогов);

5) постановления Правительства Республики Казахстан, принятые в соответствии с Налоговым кодексом и посвященные вопросам налогообложения;

4) нормативные правовые акты государственного органа, возглавляющего систему налоговых органов государства (органов налоговой службы), принятые в соответствии с его компетенцией;

6) международно-правовые договоры, посвященные вопросам налогообложения.

4. Правовой формой осуществления налоговой деятельности государства выступает налоговое законодательство.

Налоговое законодательство - это совокупность нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере налогообложения.

Налоговый кодекс предусматривает, что при наличии противоречия между настоящим Кодексом и другими законодательными актами в целях налогообложения действуют нормы Налогового кодекса.

С точки зрения механизма признания правового акта недействительным, такие акты принято подразделять на ничтожные и оспоримые.

Юридическая дефектность ничтожного акта настолько очевидна, что признание его недействительным осуществляется самим исполнителем. Такой акт недействителен уже с момента своего принятия и не порождает для исполнителя никаких обязанностей без какого-либо официального подтверждения того факта, что данный акт является недействительным.

Недействительность оспоримого правового акта должна быть подтверждена в официальном порядке.

5. Государство осуществляет регулирование налоговых отношений посредством определенных правовых методов:

1) императивный метод правового регулирования, при котором государство. Как субъект налогового отношения наделен более широкими полномочиями, одновременно выступая в качестве политически властвующего субъекта, наделенного правом регулировать данное отношение путем издания соответствующего правового акта. Исполнение налогоплательщиком или обязанным лицом обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством, обеспечивается механизмом принуждения, реализуемым государственными органами либо в одностороннем порядке, либо через суд.

2) диспозитивный метод правового регулирования, при котором права и обязанности сторон формируются под влиянием двух правовых источников: нормативно-правового налогового акта и соглашение сторон, оформленного письменным договором.

3) налогово-правовой договор – разновидность диспозитивного метода правового регулирования, используется в Казахстане при предоставлении инвестиционных налоговых преференций.

6. История развития налогового законодательства Республики Казахстан началась со становления Казахстана в качестве суверенного государства.

Цель лекции:раскрыть предмет, метод, систему налогового права, права и обязанности налогоплательщиков, понятие и виды налогов, а также налогового обязательства.

План.

1. Предмет, методы налогового права.

2. Система налогового права.

3. Налогоплательщики, их права и обязанности.

4. Налоги и других обязательные платежи в бюджет, понятие, виды.

5. Налоговые обязательства.

Предметом налогового права выступают общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государством налоговой деятельности.

Основным методом правового регулирования, которым пользуется налоговое право, является императивный метод, который в юридической литературе иногда называют односторонне- властным, или директивным, а ранее именовали административным, Свое название этот метод ведет от латинского слова «повелительный», что довольно точно отображает его суть. Таким образом, императивный метод, применяемый налоговым правом, представляет собой довольно острое в социальном смысле средство, основанного на принуждении и насилии.

По мнении Н. П. Кучерявенко, структура налогового права выглядит следующим образом.

Раздел 1. Историческое развитие системы налогов и ее законодательное регулирование.

Раздел 2 Общая часть, которая состоит из следующих институтов: 1) предмет налогового права; 2) налоговые правоотношения и налоговые нормы; 3) система и источники налогового права; 4) понятие налоговой системы государства; 5) сущность налога; 6) плательщик налога; 7) объект налогообложения; 8) ставка налогообложения и др.

Раздел 3 Особенная часть, которая состоит из следующих институтов: 1) прямые налоги с юридических лиц; 2) косвенные налоги с юридических лиц; 3) таможенная пошлина и др. Существует другие версии касательно системы налогового права.

Согласно ст. 11 Налогового кодекса Республики Казахстан, налого­плательщик вправе:

получать от органов налоговой службы информацию о действу­ющих налогах и других обязательных платежах в бюджет, об изменени­ях в налоговом законодательстве;

представлять свои интересы по вопросам налоговых отношений лично либо через своего представителя;

получать результаты налогового контроля;

представлять органам налоговой службы пояснения по исчисле­нию и уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет по результатам налогового контроля;

получать выписку из лицевого счета о состоянии расчетов с бюд­жетом по исполнению налогового обязательства;

обжаловать в установленном настоящим кодексом и другими законодательными актами Республики Казахстан порядке уведомле­ния по актам налоговых проверок и действия (бездействие) должност­ных лиц органов налоговой службы;

требовать соблюдения налоговой тайны;

не представлять информацию и документы, не относящиеся к
налогообложению.

Налогоплательщик имеет и иные права, предусмотренные налого­вым законодательством Республики Казахстан.

В соответствии со ст. 14 Налогового кодекса Республики Казах­стан на налогоплательщика возлагаются следующие обязанности: 1) своевременно и в полном объеме исполнять налоговое обяза­тельство в соответствии с настоящим Кодексом;

выполнять законные требования органов налоговой службы об устранении выявленных нарушений налогового законодательства, а так­же не препятствовать законной деятельности при исполнении ими слу­жебных обязанностей;

на основании предписания допускать должностных лиц органов налоговой службы к обследованию имущества, являющегося объектом налогообложения и объектом, связанным с налогообложением;

представлять налоговую отчетность и документы в порядке, пре­дусмотренном настоящим кодексом;

проводить денежные расчеты с потребителями, осуществляе­мые при торговых операциях или оказании услуг посредством налич­ных денег, платежных банковских карточек, чеков, с обязательным при­менением контрольно-кассовых машин с фискальной памятью и выда­чей контрольного чека на руки потребителю в соответствии с настоя­щим кодексом.

Налогоплательщик выполняет и иные обязанности, предусмотрен­ные Налоговым кодексом Республики Казахстан.

Налог — обязательный платеж, взимаемый государством с физических и юридических лиц. Налоги — один из главных источников дохода государственного бюджета. Ос­новная функция налогов фискальная, т.к. с их помощью создаются материальные условия действия государства. Регулирующая функ­ция: налоги стимулируют или сдерживают темпы развития экономи­ки. Согласно п. 17 ст. 10 Налогового кодекса РК налоги — это законо­дательно установленные государством в одностороннем порядке обя­зательные денежные платежи в бюджет, производимые в определен­ных размерах, носящие безвозвратный и безвозмездный характер.

Налоги поступают в бюджет государства. Поэтому за их поступ­лением и использованием государство устанавливает контроль. Ме­тодами налогового контроля являются: 1) государственная регистра­ция и ведение учета налогоплательщиков; 2) ведение учета объектов налогообложения; 3) ведение учета поступления в бюджет; 4) проведение налоговых проверок; 5) проведение камерального конт­роля; 6) мониторинг финансово-хозяйственной деятельности нало­гоплательщика; 7) маркировка отдельных видов подакцизных това­ров; 8) осуществление контроля над уполномоченными органами.

Виды налогов. Налоги можно классифицировать по различным основаниям. В зависимости от носителя налогового бремени налоги могут быть прямыми и косвенными. Прямой налог—это налог, где его субъект выступает фактическим носителем налогового бремени, т. е. уплата налога приводит к реальному уменьшению его имущества. Примером таких налогов выступает подоходный налог, в результате уплаты которого налогоплательщик лишается части своего дохода.

Косвенный налог — это налог, где его субъект перекладывает его бремя на другое лицо, выступающее фактическим его плательщиком (носителем налога). Примером такого налога выступают налог на до­бавленную стоимость (НДС) и акцизы. Хотя юридическим платель­щиком этих налогов выступает продавец товара, в конечном итоге они оплачиваются покупателем товара, поскольку суммы налога включаются в цену этого товара, оплачиваемого покупателем. Иначе говоря сумма налога переносится налогоплательщиком на другое лицо.

Прямые налоги принято подразделять на реальные и личные. Реаль­ные налоги [от англ. real — имущество] — это налоги на имущество (на­пример, налог на имущество, налог на транспортные средства). Личные налоги — это налоги на доходы (прибыль) налогоплательщика. В зависимости от формы налога они подразделяются на натураль­ные и денежные.При натуральном налогепредметом налогового плате­жа выступают вещи, определяемые родовыми признаками (обычно — часть собранного урожая, добытой продукции). Денежные налоги(не­зависимо от объекта и предмета налога) выплачиваются деньгами. В настоящее время это преимущественная форма налогообложения.

В зависимости от субъекта налога они подразделяются на налоги с юридических лиц (по западной терминологии — корпоративные нало­ги)и налоги с физических лиц (по западной терминологии - индивиду­альные налоги).

В зависимости от территориального уровня налоги подразделя­ются на общегосударственные и местные.Первые являются доходом общегосударственных денежных фондов (например, в Казахстане -республиканского бюджета), вторые—доходом местных бюджетов.

В зависимости от использования в качестве метода бюджетного регулирования налоги подразделяются на закрепленные и регулирую­щие. Закрепленные налоги —это те, которые в соответствии с законода­тельством закреплены как доходный источник за определенным ви­дом бюджета. Регулирующие налоги— это те, которые будучи закреп­ленными за определенными бюджетами, в процессе ежегодного утверждения бюджетов передаются в нижестоящие бюджеты в целях сбалансирования последних.

В зависимости от характера использования налоги могут быть об­щего назначения и целевыми. Налоги общего назначения(абстрактные налоги), будучи зачисленными в бюджет, растворяются там в массе других бюджетных доходов и расходуются при исполнении бюджета без привязки к конкретным мероприятиям. Целевые (специальные) на­логииспользуются для финансирования конкретных мероприятий. Примером целевого налога выступает социальный налог.

По способу исчисления налогов они подразделяются на окладные и неокладные. При окладных налогахего сумма (так называемый «оклад налога») устанавливается для каждого отдельного налогопла­тельщика налоговым органом и обязанность уплаты налога возника­ет только после получения плательщиком отданного органа соответст­вующего распоряжения (налогового уведомления) с указанием исчисленной суммы налога. Неокладные налогиисчисляются и вы­плачиваются (разумеется, в установленные налоговым законодатель­ством сроки) налогоплательщиком самостоятельно. Налоговые орга­ны осуществляют лишь контроль за полнотой исчисления налога и своевременностью его уплаты. В соответствии с НК РК налоги, действующие на территории Ка­захстана, подразделяются на прямые и косвенные. К косвенным нало­гам относятся НДС и акцизы. Другие относятся к прямым.

Согласно ст. 60 НК РК установлены следующие виды налогов: 1) корпоративный подоходный налог; 2) индивидуальный подоходный налог; 3) налог на добавленную стоимость; 4) акцизы; 5) налоги и специальные платежи недропользователей; 6) социальный налог; 7) земельный налог; 8) налог на транспортные средства; 9) налог на имущество.

Кроме того, в ст. 61 НК РК установлены следующие виды сборов: 1) сбор за государственную регистрацию юридических лиц; 2) сбор за государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей; 3) сбор за государственную регистрацию прав на недвижимое иму­щество и сделок с ним, и др.

Согласно ст 26 НК РК, налоговым обязательством признается обязательство налогоплательщика перед государством, возникающие в соответствии с налоговым законодательством, в силу которого налогоплательщик обязан встать на регистрационный учет в налоговом органе, определять объекты налогообложения и объекты, связанные с налогообложением, исчислять налоги и другие обязательные платежи и бюджет, составлять налоговую отчетность, представлять ее в установленные сроки и уплачивать налоги и другие обязательные платежи в бюджет.

Государство в лице органа налоговой службы имеет право требовать от налогоплательщика исполнения его налоговых обязательств в полном объеме, а в случае их неисполнения применять способы по их обеспечению и меры принудительного исполнения в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом.

Согласно ст. 25 НК РК, объектами налогообложения и объектами, связанными с налогообложением, являются имущество и действия, с наличием которых у налогоплательщика возникает налоговое обязательство. Другими словами, объект налогообложения представляет собой юридический факт ( действия налогоплательщика или состояние его имущества), наличие которого является основанием возникновения налогового обязательства. Без объекта налогообложения у налогоплательщика не может быть налогового обязательства.

Объект налогообложения и объект, связанный с налогообложением, по каждому виду налога и другого обязательного платежа в бюджет определяется в соответствии с особенной частью настоящего кодекса.

Согласно ст. 28 НК РК, налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иные характеристики объекта налогообложения и объекта, связанного с налогообложением, на основании которых определяются суммы налогов и других обязательных платежей, подлежащих уплате в бюджет.

В соответствии со ст. 26 НК РК, исполнение налогового обязательства осуществляется налогоплательщиком самостоятельно, если иное не установлено Налоговым кодексом.

Во исполнение налогового обязательства налогоплательщик совершает следующие действия: 1) встает на регистрационный учет в налоговом органе; 2) ведет учет объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением; 3) исчисляет, исходя из объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, налоговой базы и налоговой ставки, суммы налогов и других обязательных платежей, подлежащих уплате в бюджет; 4) составляет налоговую отчетность и представляет ее органам налоговой службы в установленном порядке и сроки; 5) уплачивает исчисленные и начисленные суммы налогов и других обязательных платежей в бюджет в порядке и в сроки, установленные налоговым законодательством, а также пени и штрафы в случае неисполнения налогового обязательства. Налоговое обязательство должно быть исполнено налогоплательщиком в порядке и в сроки установленные Налоговым Кодексом.

За налогоплательщиком признается право исполнить налоговое обязательство досрочно.

Вопросы для самопроверки:

1. Что является предметом налогового права?

2. Что представляет собой система налогового права?

3. Какие обязанности возлагаются на налогоплательщика в соответствии налоговым законодательством Республики Казахстан?

4. Какие налоги и другие обязательные платежи в бюджет устанавливаются в налоговом законодательстве Республики Казахстан?

5. Что понимается под налоговым обязательством?

Налоги – это законодательно установленные государством в одностороннем порядке обязательные денежные платежи в бюджет, производимые в определенных размерах, носящие безвозвратный и безвозмездный характер. Виды налогов.Налоги можно классифицировать по различным основаниям. В зависимости от носителя налогового бремени налоги могут быть прямымии косвенными. Прямой налог - это налог, где его субъект выступает фактическим но­сителем налогового бремени, т. е. уплата налога приводит к реальному уменьшению его имущества. Примером таких налогов выступает подоход­ный налог, в результате уплаты которого налогоплательщик лишается час­ти своего дохода. Косвенный налог - это налог, где его субъект перекладывает его бре­мя на другое лицо, выступающее фактическим его плательщиком (носите­лем налога). Примером такого налога выступают налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы. Хотя юридическим плательщиком этих налогов выступает продавец товара, в конечном итоге они оплачиваются покупате­лем товара, поскольку суммы налога включаются в цену этого товара, оп­лачиваемого покупателем. Иначе говоря сумма налога переносится нало­гоплательщиком на другое лицо.

Прямые налоги принято подразделять на реальныеи личные. Реальные налоги [от англ, real - имущество] - это налоги на имуще­ство (например, налог на имущество, налог на транспортные средства). Личные налоги - это налоги на доходы (прибыль) налогоплательщика. В зависимости от формы налога они подразделяются на натураль­ные и денежные.При натуральном налоге предметом налогового платежа выступают вещи, определяемые родовыми признаками (обычно - часть собранного урожая, добытой продукции). Денежные налоги (независимо от объекта и предмета налога) выпла­чиваются деньгами. В настоящее время это преимущественная форма на­логообложения. В зависимости от субъекта налога они подразделяются на налоги с юри­дических лиц (по западной терминологии - корпоративные налоги) и налоги с физических лиц (по западной терминологии - индивидуальные налоги). В зависимости от использования в качестве метода бюджетного ре­гулирования налоги подразделяются на закрепленныеирегулирующие. Закрепленные налоги - это те, которые в соответствии с законода­тельством закреплены как доходный источник за определенным видом бюджета. Регулирующие налоги - это те, которые, будучи закрепленными за оп­ределенными бюджетами, в процессе ежегодного утверждения бюджетов передаются в нижестоящие бюджеты в целях сбалансирования последних.

В зависимости от характера использования налоги могут быть об­щего назначенияицелевыми. Налоги общего назначения (абстрактные налоги), будучи зачислен­ными в бюджета, растворяются там в массе других бюджетных доходов и расходуются при исполнении бюджета без привязки к конкретным мероп­риятиям. Целевые (специальные) налоги используются для финансирования конкретных мероприятий. Примером целевого налога выступает соци­альный налог. По способу исчисления налогов они подразделяются на окладные и неокладные.При окладных налогах его сумму (так называемый «оклад налога») ус­танавливается для каждого отдельного налогоплательщика налоговым ор­ганом и обязанность уплаты налога возникает только после получения пла­тельщиком от данного органа соответствующего распоряжения (налогового уведомления) с указанием исчисленной суммы налога. Неокладные налоги исчисляются и выплачиваются (разумеется, в ус­тановленные налоговым законодательством сроки) налогоплательщиком самостоятельно. Налоговые органы осуществляют лишь контроль за пол­нотой исчисления налога и своевременностью его уплаты.

Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 10. 12. 2008 года № 99-IV ЗPK. Налоговый кодекс состоит из общей, особенной части, 21 разделов, 95 глав, 688 статья. В соответствии с Налоговым кодексом (в дальнейшем НК РК), принятым от 12 июня 2001 г. 209-2, налоги, действующие на территории Казахстана, подразделяются на прямые и косвенные. К косвенным налогам относятся НДС и акцизы. Другие относятся к прямым. Согласно налоговому кодексу РК, установлены следующие виды налогов: 1. Корпоративный подоходный налог; 2. Индивидуальный подоходный налог; 3. Налог на добавленную стоимость; 4. Акцизы; 5. Рентный налог на эксперт; 6. Налогообложение недропользователей; 7. Социальный налог; 8. Налог на транспортные средства; 9. Земельный налог; 10. Налог на имущество; 11. Налог на игорный бизнес; 12. Фиксированный налог; 13. Специальные налоги. Согласно налоговому кодексу кроме налогов существуют другие обязательные сборы и платежи. Существуют 6 видов сборов и 10 видов платы, 15 видов государственных пошлин.




Правовое регулирование инвестиционной деятельности. Предметом правового регулирования инвестиционного права является инвестиционные отношения, возникающие в процессе инвестиционной деятельности. Методинвестиционного права характеризуется тем, что содержание правоотношения определяет нормативные акты о договоры, в том числе и международные. Права и обязанности участников инвестиционных правоотношений определяются договорами, поэтому для инвестиционного права характерно равномерные распределения прав и обязанностей между субъектами. Система общей части инвестиционного права включают следующие правовые институты: государственное регулирование инвестиционных отношений; инвестиционные правоотношения; защиты инвестиции; инвестиционный договор и организационно-правовые формы инвестиционной деятельности.

Институты особенной части характеризуют инвестиционноеправо в действии и располагаются в логической последовательности в зависимости от роли и значения регулируемых отношений, а именно: инвестиционная деятельность; лицензирование; налогообложение; управление инвестициями; инвестиционные инструменты; кредитование; инвестиционный проект; страхование инвестиционных рисков; отдельные виды инвестиции; виды инвестиционных договоров; концессионные соглашения; договоры банковского займа; договоры лизинга; обязательства в сфере инвестиционной деятельности; досудебные, судебные и иные формы разрешения инвестиционных споров; ответственность за нарушения инвестиционного законодательства.

Принципы инвестиционного права: общеправовые (законность, равноправие и т.д.); межотраслевые (выбор инвестора, объекта инвестиций, самостоятельное осуществление инвестором своей деятельности, установление преференций). В ст. 1 Закона РК “Об инвестициях” от 8 января 2003 г. дается такое определение инвестиции: инвестиции - это все виды имущества (кроме товаров, предназначенных для личного потребления), включая предметы лизинга с момента заключения договора лизинга, а также права на них, вкладываемые инвестором в уставный капитал юридического лица или увеличение фиксированных активов, используемых для предпринимательской деятельности. В широком смысле под инвестициями следует понимать все виды материальных и интеллектуальных ценностей, а также прав на них, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности, с целью получения прибыли (дохода) или достижения положительного социального эффекта. В узком смысле (или в традиционном понимании) инвестиции — это только капиталовложения, направленные на создание материальных или духовных благ.

Субъектами или участниками инвестиционных правоотношений выступают физические или юридические лица, осуществляющие инвестиционную деятельность. Государство имеет особую правосубъектность, так как законодательно закрепляет основание и порядок осуществления инвестиционной деятельности. Субъекты обладают общей и специальной правосубъектностью. Инвестиции осуществляются на основеинвестиционных контрактов,т. е.это договор о вложении финансовых, материально-технических средств, имущества и (или) имущественных прав, интеллектуальных ценностей в объекте предпринимательской и иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижение положительного социального эффекта. Заключение инвестиционного контракта является исключительной компетенцией инвесторов. Виды инвестиционных договоров: контракты о предоставлении инвестиционных преференций; договор в сфере недропользования; концессионные договоры; договор государственного займа; договор банковского займа; договор лизинга; договоры, заключаемые на рынке ценных бумаг.

Существуют различные основания классификации инвестиций и разные подходы к этой проблеме. Традиционным в развитых странах считается деление инвестиций на: потребительские, экономические(инвестирование в бизнес)иинвестиции в ценные бумаги.Под потребительскими инвестициями понимается покупка недвижимости или товаров длительного пользования. Недвижимое имущество как объект инвестирования включает в себя: личную недвижимость (коттеджи на одну семью, кондоминиумы, кооперативы и городские особняки; недвижимость, приносящую доход); недвижимость, сдаваемая в аренду, например, коттеджи на несколько квартир, многоквартирные дома, офисные и конторские здания, помещения торговых центров; спекулятивную недвижимость, приобретаемую с целью перепродажи (земельные участки и постройки специального назначения, такие как бензозаправочные станции, церковные здания и т.д.). К товарам длительного пользования, как правило, относятся имущественные ценности, способные принести доход в будущем (например, золотые изделия, антиквариат, произведения искусства и другие предметы коллекционирования).

Экономические инвестиции — любое вложение средств в реальные активы, связанные с производством товаров и услуг, для извлечения прибыли. Под финансовыми инвестициями понимается инвестирование в ценные бумаги с целью получения прибыли или дохода. В отличие от экономического инвестирования финансовое инвестирование не предполагает обязательного создания новых производственных мощностей и контроль за их использованием. Процесс финансового инвестирования означает передачу прав — инвестор предлагает свои права на деньги, взамен приобретает права на будущий доход. Следовательно, одним из основных классификационных критериев деления инвестиций выступает цель инвестирования — получение прибыли и (или) достижение положительного социального эффекта. В зависимости от этого, инвестиции подразделяются на капиталообразующие и интеллектуальные.

Капиталообразующие инвестиции — это инвестиции, направленные на прирост производственных и непроизводственных нефинансовых активов. Иначе говоря, это способ вложения капитала, который может сохранить или увеличить его стоимость и обеспечить положительную величину дохода, то есть инвестиции в узком смысле, как способ получения дохода. В свою очередь они делятся на инвестиции в реальные активы (в основной капитал, включающие также затраты на капитальный ремонт, на приобретение земельных участков и в другие объекты природопользования); инвестиции в нематериальные активы (патенты, лицензии, программная продукция научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, на пополнение материально-оборотных средств); и финансовые инвестиции (кредитные вложения в экономику, финансовые вложения хозяйствующих субъектов и частных лиц как долгосрочные, так и краткосрочные). Интеллектуальные инвестиции — вложения средств на подготовку специалистов, повышение их квалификации, передачу опыта, лицензий, ноу-хау, совместные научные разработки и т.д. В настоящее время наиболее распространенными видами интеллектуальных инвестиций являются государственные и частные кредиты на получение высшего и среднеспециального образования.

Общепризнанно, что собственность является неотъемлемой частью понятия инвестиций, поэтому форма собственности также выступает основанием для их классификации. Соответственно можно выделить государственные инвестиции (осуществляемые за счет бюджетных средств или заемных (кредитных) средств, полученных под государственные гарантии) и частные инвестиции (осуществляемые за счет собственных или привлеченных средств юридическими или физическими лицами). Особенностями государственных инвестиций являются: 1) источниками государственных инвестиций являются собственные бюджетные средства или средства, привлеченные государством; 2) государственные инвестиции осуществляются на возвратной основе; 3) государственные инвестиции характеризуются тем, что государство устанавливает основания и порядок их предоставления; 4) объемы и размеры государственных инвестиций зависят от утверждения государственного бюджета; 5) государство осуществляет контроль за целевым использованием государственных инвестиций; 6) государственные инвестиции обеспечиваются имуществом государственной казны.

Частные инвестиции и порядок их осуществления регулируются нормами законодательства об инвестициях, гражданским законодательством, законодательством о недрах и недропользовании и нормами других отраслей законодательства. Однако наиболее урегулированными в законодательном порядке до недавнего времени являлись такие виды инвестиций, как иностранные и национальные инвестиции. Общепризнанным основанием такого деления выступает — осуществляются инвестиции в стране инвестора или в другом государстве. Международной теорией и практикой выработана следующая классификация иностранных инвестиций: 1) частное кредитование или приобретение права собственности - долгосрочные вложения (акции, облигации, использование па тентов или авторских прав): а) прямые инвестиции (кредитование или приобретение акций в зарубежном предприятии, находящемся в значительной степени в собственности инвестора или под его контролем); б) портфельные инвестиции (кредитование или приобретение акций в зарубежном предприятии, не принадлежащем и неподконтрольном инвестору); в) краткосрочные вложения (кредитные векселя и другие финансовые инструменты, сроком до одного года и менее, главным образом портфельные инвестиции); 2) государственное (официальное) кредитование или приобретение прав собственности преимущественно портфельные инвестиции и кредитование как долгосрочное, так и краткосрочное)

Другим достаточно значимым основанием для классификации инвестиций выступает объект инвестирования. И если в отношении иностранных и национальных инвестиций все достаточно ясно, то здесь имеют место различные подходы к разрешению проблемы. Суммировав и обобщив высказанные в юридической и экономической литературе мнения, можно прийти к выводу, что инвестиции бывают реальными и финансовыми, либо прямыми и портфельными, либо теми и другими одновременно. Так, под реальными инвестициями понимаются вложения средств в реальные активы как материальные, так и нематериальные (в том числе инновационные инвестиции, представляющие собой вложения средств в мероприятия научно-технического прогресса; а также инвестиции, предназначенные для повышения эффективности собственного производства, инвестиции в замену оборудования, модернизацию основных фондов); инвестиции в расширение собственного производства (инвестиции, преследующие цель расширить объем выпускаемой продукции в рамках уже существующего производства); инвестиции в создание нового собственного производства или применение новых технологий в собственном производстве (инвестиции в создание новых пред приятий, реконструкцию существующих с нацеленностью на новую продукцию или новые рынки сбыта); инвестиции в несобственное производство, обеспечивающие выполнение государственного заказа или заказа другого заказчика (участие в инвестиционном проекте).

Отдельными авторами инвестиции подразделяются на три группы: инвестиции в основной капитал; инвестиции в нематериальные активы; и финансовые инвестиции(см. капиталообразующие инвестиции). Другими — прямые инвестиции (вложения средств в производство, приобретение реальных активов); ссудные инвестиции (предоставление денежных средств в долгосрочную ссуду (портфель ссуд) в национальной или иностранной валюте (валютный портфель); и портфельные инвестиции (в форме приобретения ценных бумаг). Соответственно, прямые инвестиции это вложение капитала, при котором инвестор напрямую приобретает право требования к активам в виде фондовых или имущественных ценностей. Российским законодательством устанавливается, что портфельными инвестициями являются вложения средств в долгосрочные ценные бумаги, покупка акций, не дающих право вкладчикам влиять на функционирование фирм и составляющих менее десяти процентов в общем акционерном капитале фирмы, а также облигаций, векселей и других долговых ценных бумаг собственного или заемного капитала. Существуют два основных вида прямых иностранных инвестиций — трансконтинентальные и транснациональные.

Трансконтинентальные — это капиталовложения, обусловленные возможными лучшими условиями рынка, когда существует возможность поставлять товары с нового производственного комплекса непосредственно на рынок данной страны (континента). Транснациональные инвестиции — это прямые вложения, как правило, в соседней стране, направленные на уменьшение производственных издержек по сравнению с основной (материнской) компанией.

По продолжительности различаются долгосрочные и краткосрочные инвестиции. Законодательством Республики Казахстан устанавливался срок в отношении иностранных инвестиций: до десяти лет — краткосрочные и свыше долгосрочные, в соответствии с новым инвестиционным законом такая градация инвестиций не проводится. По срокам погашения инвестиционные кредиты делятся на краткосрочные (до одного года), среднесрочные (от года, до пяти лет).


Финансы и банковские услуги
Налоговая система
Налоговое право
Азия

Налоговое право является под отраслью финансового права. Налоговое право и налоги являются взаимосвязанными категориями, поэтому, прежде чем рассматривать особенности налогового права и налоговых правоотношений, необходимо определить понятие налога и выделить его признаки.

Согласно кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет»-налоги - законодательно установленные государством в одностороннем порядке обязательные денежные платежи в бюджет, производимые в определенных размерах, носящие безвозвратный и безвозмездный характер. Само понятие уже содержит основные юридические признаки налога: обязательность, индивидуальность, безвозвратность

и безвозмездность уплаты, легитимность, уплата производится в денежной форме, вносятся платежи в бюджет, абстрактность.

В отличие от налога сбор— это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами и должностными лицами юридически

значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Данное понятие сбор имеет собирательное значение, охватывая собственно сборы, а также пошлины. При этом налог, сбор и пошлина имеют определенные отличия. Налог представляет собой, как правило, систематический взнос, уплачиваемый без всякого встречного удовлетворения (то есть безвозмездно). Сбор — это плата государству за право пользования или право деятельности. Пошлина — это плата за совершение действий государственными органами.

Классифицировать налоги можно по различным основаниям.

По способу взимания налоги делятся на:

- прямые (подоходно-поимущественные) - взимаются непосредственно с имущества или дохода налогоплательщика, окончательным плательшиком прямого налога является владелец имущества (дохода);

- косвенные (налоги на потребление) — включаются в цену товаров и услуг, окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товара.

Налоговое право — это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению, введению, и взиманию налогов, а также отношения, возникающие в связи с осуществлением налогового контроля, и по установлению ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Предмет налогового права составляет:

группу однородных отношений, возникающих между государством и налогоплательщиками (иными обязанными лицами) в связи с установлением, введением и взиманием налогов; отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействий) их должностных лиц, привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, и иных отношений, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

Обязанность платить законно установленные налоги и сборы и другие обязательные платежи определена статьей 35 Конституции РК. Основным же нормативным правовым актом, лежащим в основе правового регулирования налоговых отношений, является кодекс РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет».

Общая часть Кодекса РК охватывает статьи с 1 по 58. Раздел 1 называется

«Общие положения».В нём предусмотрены права и обязанности налогоплательщика

и налогового агента. Регулируются вопросы представительства в налоговых отношениях.

Определены некоторые полномочия налоговых и таможенных органов. Регламентированы

вопросы исполнения налогового обязательства, зачёт и возврат излишне уплаченных

сумм, взаимоотношения с бюджетом по исполнению налогового обязательства. Также в

общей части предусмотрены изменения сроков исполнения обязательств по уплате налогов, способы обеспечения не исполненных в срок налоговых обязательств, меры принудительного взыскания налоговой задолженности, основания прекращения налогового обязательства.

Особенная часть кодекса посвящена отдельным видам налогов и сборов, государственной пошлине. Урегулированы вопросы налогового администрирования, мониторинга, порядок обжалования действий налоговых органов.

В ходе реализации предписаний норм налогового права его субъектами возникают налоговые правоотношения, обладаюющие определенными особенностями, которые: возникают в процессе деятельности государства и муниципальных образований по установлению и взиманию налогов; состоят из общих и специальных отношений. Общие

возникают между налогоплательщиком и государством по поводу исполнения налогового обязательства и имеют денежный характер. Специальные складываются в процессе реализации налогового обязательства налогоплательщика перед государством между плательщиком налогов и налоговыми органами, банками и т. д.

С точки зрения структуры, налоговые правоотношения раскрываются посредством характеристики их субъектов, объектов и содержания. К числу субъектов налоговых правоотношений относятся:

- субъекты, обладающие частной налоговой правосубъектностью: - налогоплательщики;

-субъекты, обладающие публичной налоговой правосубъектностью: налоговые органы (Министерство финансов РК и Налоговый комитет, Таможенный комитет в его составе), Агентство по борьбе с экономической и коррупционной преступностью(финансовая полиция);

-субъекты, содействующие уплате налога и (или) проведению налогового контроля: налоговые агенты, налоговые представители, банки, сборщики налогов, регистрирующие

органы, участники мероприятий налогового контроля (свидетели, понятые, эксперты,

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с налоговым законодательством возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Объект налогообложения - операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога. Объект необходимо отличать от источника налога, то есть от резерва, используемого для его уплаты. В экономическом смысле существуют только дваисточ ника, за счет которых может быть уплачен налог, — доход и капитал.

Сумма налога уплачивается в установленные сроки. Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном Кодексом РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет».

При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Кодексом РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет».

Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода Кодексом РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет»времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.

Дать определение понятию «налоговое право» Что является предметом налогового права? Перечислите субъекты налоговых правоотношений Объект налогообложения

«ЛИСАКОВ ТЕХНИКАЛЫҚ КОЛЛЕДЖІ» КМҚК

КГКП «ЛИСАКОВСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ОЖ ж/гі директор орынбасары

________________ Т. Сачавская

12 декабря 2016 ж.

Пәндер/предмет: Құқық негіздері

Основы права

Тақырыбы (тема): Основы налогового права

Салық құқықтың негіздері

Оқытушы (преподаватель): Боранбаева К.Б.

Топ (группа): СЗС-14

ЦӘК ОТЫРЫСЫНДА ҚАРАЛҒАН

РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО

НА ЗАСЕДАНИИ ЦМК

09 ноября 2016ж.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ЦМК Боранбаева К.Б.

Ф ЛТК 703-06-11 С абақтың жоспары Екінші басылым

Ф ЛТК 703-06-11 План урока преподавателя. Издание второе

ЛИСАКОВ ТЕХНИКАЛЫҚ КОЛЛЕДЖІ

ЛИСАКОВСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

ПЛАН УРОКА № 12

Сабақтың тақырыбы

Тема урока: Основы налогового права.

Сабақтың түрі

Тип урока Урок изучения нового материала

Сабақтың мақсаттары:

Учебная: познакомить учащихся с понятием налога, его видами и о его роли в формировании бюджетов.

Дамытушылық

Развивающая: развивать творческие способности обучающихся, выявление индивидуальных умений личности, расширение кругозора обучающихся, обогащения их словаря понятиями из сфер налогообложения, экономики, права, совершенствование представлений обучающихся о государстве и его функциях, раскрытие сущности налогов, их видов и т. п..

Воспитательная : формирование положительного эмоционального отношения обучающихся к системе налогов и воспитание экономически грамотного, отвечающего за свои решения гражданина.

Өткізу формасы

Форма проведения: работа в парах, общегрупповая, индивидуальная, работа в малых группах

Сабақтың әдістері

Методы урока: словесный: беседа, рассказ, проблемный, частично-поисковый

Пәнаралық байланысы

Межпредметная связь: основы рыночной эконимики

Материалдық-техникалық жабдықталуы

Материально-техническое оснащение: раздаточный материал

Әдістемелік және оқыту әдебиеті

Методическая и учебная литература: Конституция РК от 30.08.1995г., Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» с изменениями и дополнениями на 27 октября 2015 года. Налоговое право, Учебниу.-Алматы: ТОО Издательство, «Норма-К», 2003г., Основы права О. Копабаев, г.Алматы 2003г.

Сабақтың кезеңдері

Этапы урока

Проверка списочного состава группы.

IV. Жаңа материалды меңгеруге дайындық

Подготовка к изучению нового материала

Тему сегодняшнего урока вы назовете мне сами, если воспользуетесь подсказкой. Высказывания знаменитых людей, живших в разное время, помогут вам. Все их высказывания посвящены теме нашего сегодняшнего занятия. Ключевое слово пропущено. Что же это за понятие, которое мы будем сегодня изучать? Об учающиеся должны определить, что пропущено слово “налоги”(работа в парах).

1. Не платит _______, только медведь в берлоге: он не ест, не пьет, только лапу сосёт.

2. __________ платятся, и жизнь в гору катится

3._________ - нервы государства. Цицерон.

4. _______ для государства то же, что паруса для корабля.

Екатерина II Великая.

5. Требовать уничтожения _________ значило бы требовать уничтожения самого общества.

Николай Иванович Тургенев, русский экономист.

6. __________ для тех, кто их выплачивает, признак не рабства, а свободы.

А. Смит, английский философ и экономист

Изучение нового материала

Тема нашего урока «Основы налогового права».

Как вы заметили, отношение к налогам во все времена было неоднозначным. Даже такой сведущий человек, как У.Черчилль, считал, что хороших налогов не бывает. А американский писатель О.Холмз назвал налоги ценой за цивилизованное общество. Так что же представляют собой налоги – зло или благо? Мы с вами должны составить об этом свое собственное мнение.

Вы все уже много раз слышали о налогах, у каждого, наверное, есть представление об этом понятии. Попробуйте сами дать определение налога.

Выслушиваются и обобщаются определения, данные учащимися.

В экономике бывает много разных определений одного и того же понятия. Одно из самых распространенных и точных было дано еще в начале прошлого века в знаменитом словаре Брокгауза и Эфрона.

Налоги - это законодательно установленные государством в одностороннем порядке обязательные денежные платежи в бюджет, производимые в определенных размерах, носящие безвозвратный и безвозмездный характер.

Это всего лишь одно из определений. В слове “налог” 5 букв, а основных признаков у налога 6. Давайте их выделим.

Задание.1. Каждая группа получает карточку-задание, в текст на которой надо вписать пропущенные слова из следующих слов: государством, денежные, безэквивалентным, распределение, безвозвратное, собственности.

Время на подготовку 3 минуты.

Признаки налога:

1) Налог выражает ______________ валового национального продукта в пользу государства (распределение).

2) Налоги выражают собой ______________ отношения ( денежные).

3) Уплата налога означает ________________взимание денег (безвозвратное).

4) Налог является __________________платежом (безэквивалентным).

5) Уплата налога влечет изменение формы ____________________на предмет налогового платежа (собственности).

6) Налог выражает собой стабильное отношение налогоплательщика с __________________ (государством).

В настоящее время налоги в нашей стране взимаются

с доходов (прибыли, заработной платы, доходов от ценных бумаг);

с имущества, передачи имущества;

с юридически значимых действий;

с ввоза и вывоза товаров за границу.

Сообщение: «О налогах в РК» - Евдокимова

У налога, как элемента налоговой системы, есть своя структура. Он подразделяется на базу, количественное выражение того, с чего исчисляется налог, и ставку, размер налога на единицу налоговой базы.

размеру минимальной заработной платы, не облагается 10% индивидуальным подоходным налогом.

У каждого налога есть срок уплаты, например кто владеет квартирой, дачным участком, гаражом, должен обязательно заплатить налоги, например срок уплаты имущественного налога в 2015 году 01 октября.

Задание 2. А теперь представим ситуацию, что в нашем городе наши законодатели решили ввести новый налог – сбор с владельцев собак.

Первая группа выступит от имени местных законодателей с инициативой введения этого закона. Ваша речь должна быть краткой, убедительной и начинаться словами: “Мы, депутаты городского совета считаем, что нужно ввести сбор с владельцев собак, потому что….”

Вторая группа будет выражать интересы владельцев собак и обосновывать почему вводить налог не нужно и начинаться словами: “ Мы, владельцы собак считаем, что…”

Третья группа выступит от имени остальных жителей города.

Время на подготовку – 10 минут.

Выслушиваются ответы обучающихся.

Как видите, на введение новых налогов у разных сторон различные точки зрения. Законодатели обычно видят в налогах возможность решения какой-либо проблемы, стоящей перед ними, а те, кому приходится платить налог из собственного кармана, находят аргументы против такого новшества.

Налоговые льготы. Ответственность за уклонение от уплаты налогов.

Задание 3 :

Группы вытягивают один из вопросов и один из учащихся от каждой команды должен выступить с речью на 1 минуту по данной теме.

Почему люди не любят платить налоги?

Почему государство не любит тех, кто не любит платить налоги?

Какие налоги вы ввели бы в родном городе, районе, чтобы улучшить там жизнь?

Задание 4. Составите «Синквейн».
Слово «синквейн» происходит от французского слова, которое означает «пять». Таким образом, «синквейн» - это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Правила написания «синквейна»:
1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
4. Четвёртая строчка - это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме.
5. Последняя строчка - это синоним одного слова, который повторяет суть темы».

«Налоги
Большие и непосильные.
Их скрывают, платят и плачут,

Никуда от них не спрятаться, не скрыться -

Проверка понимания нового материла, его закрепление

Что же вы сегодня узнали о налогах?

Составили ли вы свое мнение о налогах?

Обучающимся предлагается выразить свое отношение к налогам при помощи смайликов, которые находятся на столах.

Красный смайлик: Налоги нужно платить всегда, так как это соблюдение законов государства.

Белый смайлик: Нужно платить только справедливые с нашей точки зрения налоги, а от тех, которые нам не нравятся, можно уклониться.

Синий смайлик: Налоги вообще не нужно платить, так как любой налог – это грабеж.

VII. Сабақты қорытындылау

Подведение итогов урока

Оценки за урок. (Подводятся итоги голосования).

(Подводятся итоги работы групп).

VIII . Үй тапсырмасы

Домашнее задание

Домашнее задание будет следующим: вырази рисунком своё отношение к налогам.

Оқытушы (преподаватель) ___________________ (______________ __ ____)

Читайте также: