Основы мирового налогового кодекса

Опубликовано: 08.05.2024

Организация Объединенных Наций в рамках различных международных программ осуществляет разработку и внедрение определенных проектов по оказанию помощи и содействию странам, проводящим рыночные реформы и преобразующим свою экономику. Одно из направлений такого содействия — помощь в формировании, становлении и развитии национальной налоговой системы, которая бы концентрировала в себе все достижения финансовой и правовой мысли, а также отвечала требованиям современной международной экономики, что позволит оптимизировать взаимоотношения с другими странами мирового сообщества.

Именно при реализации одного из таких мероприятий в рамках Международной налоговой программы возникла идея подготовить типовой Мировой налоговый кодекс. Его основная цель — дать возможность странам, находящимся на пути реформ, регулировать налоговые отношения на научной основе, создать единую терминологию и единообразное толкование.

Документ в форме «Основ Мирового налогового кодекса» был подготовлен и опубликован в 1993 г. Его авторы — специалисты Гарвардского университета (США) Уорд М. Хасси и Дональд С. Любик. Основы занимают около 300 страниц и состоят из текста Налогового кодекса, включающего 591 статью, и комментария к нему. Во введении разработчики пишут, что в Кодексе они стремились представить современное понимание налоговой системы, проверенное на опыте многих стран.

Несмотря на то, что Кодекс является типовым, в нем указываются конкретные ставки налоговых платежей, минимумов и льгот. По мнению разработчиков, приводимые показатели при всей их условности, тем не менее, близки к реальным. При этом авторы исходят из того, что ни сам текст, ни ставки не являются обязательными для страны, пожелавшей воспользоваться Кодексом, а носят сугубо рекомендательный характер. Конкретные экономические и правовые условия государств должны быть учтены специалистами этих стран при подготовке своего национального налогового законодательства.

При подготовке Кодекса авторы исходили из некоторых общих принципов и положений, которые в той или иной мере нашли отражение в документе.

Так, говоря о правовых аспектах формирования налоговой системы государства, авторы утверждают, что при разработке системы налогового законодательства целесообразно, чтобы все законодательные акты, регулирующие отношения в сфере налогообложения, были тем или иным способом унифицированы. Данное обстоятельство позволит государству оценивать потребности в доходах с общей точки зрения. Эта цель может быть достигнута, если действует один постоянный налоговый закон, в который вносятся изменения и дополнения, а не принимается новый независимый закон всякий раз, когда правительству потребуется откорректировать бюджетные доходы.

Кроме того, если государство намерено интегрироваться в мировую систему хозяйствования, не в его интересах устанавливать и вводить протекционистские налоги, где отдается предпочтение внутренним производителям или инвестициям, либо создавать наилучшие условия отдельным секторам отечественной экономики путем временного освобождения от налогов. Как показывает практика, в долгосрочной перспективе это приведет к диспропорциям в распределении финансовых и трудовых ресурсов и задержит развитие стабильной экономики.

Принципиальным моментом Кодекса выступает положение, согласно которому предоставление экономических субсидий через налоговую систему менее эффективно, чем выплата прямых субсидий.

Наличие большого числа льгот и послаблений неизбежно усложняет налоговую систему и подрывает ее эффективность, лишает ее необходимой гибкости, поскольку налоговые льготы трудно поддаются контролю. Исходя из этого в Кодексе не предусматриваются льготы, временные или постоянные освобождения от налогов.

Учитывая специфику экономики развивающихся стран, авторы Кодекса полагают, что основная часть доходов у них будет формироваться за счет таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость, акцизов и налога на прибыль предприятий и организаций. Такая система, по мнению разработчиков, имеет то преимущество, что административные издержки на единицу собираемых налогов будут ниже, чем при взимании подоходного налога с физических лиц.

В систему налогов, рекомендуемую Кодексом, включен и индивидуальный налог с физических лиц, который затрагивает только та часть населения, которая имеет высокие доходы. Это обусловлено тем, что государства с зарождающейся рыночной экономикой не имеют достаточных административных и юридических механизмов для применения индивидуального подоходного налога широкого охвата, какой существует в развитых странах. Ни налоговый аппарат, ни население не обладают необходимой налоговой грамотностью и вычислительной техникой, чтобы можно было эффективно включить этот налог в практику.

Для широких слоев населения, у которых вряд ли есть возможности делать сбережения, по мнению авторов, не имеет большого значения, будут ли они платить налоги посредством прямого или косвенного обложения. Индивидуальный подоходный налог нужен не столько ради налоговых поступлений, сколько для удовлетворения чувства равенства. В Кодексе индивидуальный подоходный налог рассматривается в одном разделе с налогом на прибыль от предпринимательской деятельности. Это сделано из тех соображений, что многие понятия в западных странах являются идентичными и раздельное изложение привело бы к излишним повторениям. При желании иметь отдельные законы о подоходном налоге с физических лиц и налоге на предпринимательскую деятельность законодатель может легко выделить из текста Кодекса положения, касающиеся того и другого налога.

Во всех налогах Кодекс предусматривает механизм учета инфляции. Как считают разработчики, инфляция неизбежна для складывающихся рыночных системах, поэтому, если в законодательстве не предусмотреть против этого мер, она способна разрушить самые лучшие законы о налогах.

Разработчики Мирового налогового кодекса считают, что подготовка и принятие законов — это лишь первый шаг в налоговой реформе. Главное же состоит в создании эффективного налогового аппарата. Наличие честной и высококомпетентной налоговой службы — необходимое условие успеха налоговой реформы.

Кодекс включает пять разделов по числу основных налогов, которые рекомендуются для введения в странах с зарождающейся рыночной экономикой:

Организация Объединенных Наций (ООН) в рамках тех или иных международных программ осуществляет разработку и внедрение определенных проектов по оказанию помощи и содействию странам, проводящим рыночные реформы и преобразующим свою экономику.

Именно при реализации одного из таких мероприятий в рамках Международной налоговой программы возникла идея подготовить типовой Мировой налоговый кодекс. Его основная цель — дать возможность странам, находящимся на пути реформ, регулировать налоговые отношения на научной основе, создать единую терминологию и единообразное толкование'.

Документ в форме «Основ Мирового налогового кодекса» был подготовлен и опубликован в 1993 году. Его авторы — специалисты Гарвардского университета (США) Уорд М. Хасси и Дональд С. Любик. Основы занимают около 300 страниц и состоят из текста Налогового кодекса, включающего 591 статью, и комментария к нему. Во введении разработчики пишут, что в Кодексе они стремились представить современное понимание налоговой системы, проверенное на опыте многих стран.

Несмотря на то что Кодекс является типовым, в нем указываются конкретные ставки налоговых платежей, минимумов и льгот. По мнению разработчиков, приводимые показатели при всей их условности, тем не менее, близки к реальным. При этом авторы исходят из того, что ни сам текст, ни ставки не являются обязательньми для страны, пожелавшей воспользоваться Кодексом, а носят сугубо рекомендательный характер. Конкретные экономические и правовые условия государств должны быть учтены специалистами этих стран при подготовке своего национального налогового законодательства.

При подготовке Кодекса авторы исходили из некоторых общих принципов и положений, которые в той или иной мере нашли отражение в документе.

Так, говоря о правовых аспектах формирования налоговой системы государства, авторы утверждают, что при разработке системы налогового законодательства целесообразно, чтобы все законодательные акты, регулирующие отношения в сфере налогообложения, были тем или иным способом унифицированы.

Кроме того, если государство намерено интегрироваться в мировую систему хозяйствования, не в его интересах устанавливать и вводить протекционистские налоги, где отдается предпочтение внутренним производителям или инвестициям, либо создавать наилучшие условия отдельным секторам отечественной экономики путем временного освобождения от налогов. Как показывает практика, в долгосрочной перспективе это приведет к диспропорциям в распределении финансовых и трудовых ресурсов и задержит развитие стабильной экономики.

Принципиальным моментом Кодекса выступает положение, согласно которому предоставление экономических субсидий через налоговую систему менее эффективно, чем выплата прямых субсидий. Наличие большого числа льгот и послаблений неизбежно усложняет налоговую систему и подрывает ее эффективность, лишает ее необходимой гибкости, поскольку налоговые льготы трудно поддаются контролю. Исходя из этого в Кодексе не предусматриваются льготы, временные или

постоянные освобождения от налогов.

Учитывая специфику экономики развивающихся стран, авторы Кодекса исходят из того, что основная часть доходов у них будет формироваться за счет таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость, акцизов и налога на прибыль предприятий и организаций. Такая налоговая система, по мнению разработчиков, имеет то преимущество, что административные издержки на единицу собираемых налогов будут ниже, чем при взимании подоходного налога с физических лиц.

В систему налогов, рекомендуемую Кодексом, включен и индивидуальный подоходный налог с физических лиц, который затрагивает только ту часть населения (как правило, небольшую), которая имеет высокие доходы.

ханизмов для применения индивидуального подоходного налога широкого охвата, какой существует в развитых странах. Ни налоговый аппарат, ни население не обладают необходимой налоговой грамотностью и вычислительной техникой, чтобы можно было эффективно включить этот налог в практику. Для широких слоев населения, у которых вряд ли есть возможности делать сбережения, по мнению авторов, не имеет большого значения, будут ли они платить налоги посредством прямого или косвенного налогообложения. Индивидуальный подоходный налог нужен не столько ради налоговых поступлений, сколько для удовлетворения чувства равенства. В Кодексе индивидуальный подоходный налог рассматривается в одном разделе с налогом на прибыль от предпринимательской деятельности. Это сделано из тех соображений, что многие понятия у них являются идентичными, что при раздельном изложении привело бы к излишним повторениям. При желании иметь отдельные законы о подоходном налоге с физических лиц и налоге на предпринимательскую прибыль законодатель может легко выделить из текста Кодекса положения, касающиеся того и другого налогов.

Во всех налогах Кодекс предусматривает механизм учета инфляции. Как считают разработчики, инфляция неизбежна для складывающихся рыночных систем, поэтому, если в законодательстве не предусмотреть против этого мер, она способна разрушить самые лучшие законы о налогах.

Разработчики Мирового налогового кодекса считают, что подготовка и принятие законов — это лишь первый шаг в налоговой реформе. Главное же состоит в создании эффективного налогового аппарата. Наличие честной и высококомпетентной налоговой службы — необходимое условие успеха налоговой реформы.

Кодекс включает пять разделов по числу основных налогов, которые рекомендуются для введения в странах с нарождающейся рыночной экономикой: раздел I — подоходный налог, II — налог на добавленную стоимость, III — акцизные налоги, IV — налог на недвижимость, V — налоговая администрация.

1. Более подробно, см.: Бутаков Д. Основы Мирового налогового кодекса//Финансы, 1996. № 8—9.

"Основы мирового налогового кодекса" как современная интерпретация принципов построения налоговой системы, проверенных на опыте многих стран. Оценка соответствия рекомендациям, содержащимся в Основах, современных преобразований налоговой системы России.

Рубрика Финансы, деньги и налоги
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 17.01.2012
Размер файла 17,1 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ОСНОВ МИРОВОГО НАЛОГОВОГО КОДЕКСА В РОССИИ

ООН и ее специализированные учреждения оказывают всестороннее содействие странам, стремящимся преобразовать свою экономику в соответствии с общемировыми тенденциями и участвовать в международном разделении труда. В рамках Международной налоговой программы в 1993 г. был подготовлен и опубликован документ под названием «Основы мирового налогового кодекса» (далее - Основы). Его авторами являются специалисты Гарвардского университета (США) Уорд М. Хасси и Дональд С. Любик. Этот документ базируется на современном понимании принципов построения налоговой системы, проверенном на опыте многих стран, и носит рекомендательный характер, так как при подготовке национального налогового кодекса должны учитываться конкретные условия. Несмотря на это в Основах приводятся не только общие подходы к построению налоговой системы, но и конкретные ставки отдельных налогов, размеры льгот и необлагаемых минимумов и т.п.

Анализу рассматриваемого документа посвящены работы [1] и [2]. В данной статье предпринята попытка дать оценку, насколько преобразования налоговой системы России соответствуют рекомендациям, содержащимся в Основах.

Остановимся на пяти общих принципах построения налоговых систем, а также конкретных способах взимания отдельных видов налогов, заложенных в Основах.

Первый принцип: страна должна иметь единый документ, в котором обобщено все налоговое законодательство. По мнению авторов, это необходимо для того, чтобы потребности в доходах были оценены с общей точки зрения и не принимались новые законы всякий раз, когда правительству нужны деньги.

Справедливость данного принципа не вызывает сомнений. Огромное число нормативных актов, составляющих до настоящего времени российское налоговое законодательство, вызывает немало нареканий налогоплательщиков, усложняет и без того непростой процесс становления современной отечественной налоговой системы. Некоторые общие категории налогового законодательства до ввода в действие части первой НК РФ неоднозначно трактовались в отдельных законах по конкретным видам налогов. Так, много вопросов вызывала уплата налогов организациями, имеющими территориально обособленные структурные подразделения, филиалы и представительства. В законодательстве отсутствуют четкие и однозначные указания о том, кто в этом случае является плательщиком налога, в каком порядке следует зарегистрироваться в налоговых органах и представлять им отчетность. Например, в состав плательщиков налога на прибыль и ряда других налогов попадают филиалы и другие обособленные структурные подразделения организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет [3, 4], а по НДС к их числу уже относятся филиалы и другие обособленные подразделения организаций, находящиеся на территории России и самостоятельно реализующие товары [5]. Кроме того, существует специальный порядок уплаты налогов в части, поступающей в региональные и местные бюджеты, по территориально обособленным структурным подразделениям, не имеющим отдельного баланса и расчетного (текущего) счета. Такой перечень налогоплательщиков противоречит другим нормативным актам. Так, в соответствии с АПК РФ налоговый спор может быть рассмотрен в судебном порядке только при участии представителя самого юридического лица, а не его филиала или обособленного структурного подразделения, при этом филиал по действующему законодательству налогоплательщиком не является. Аналогичная ситуация складывалась и по определению такой важнейшей налоговой базы, как выручка от реализации товаров (работ, услуг).

Принятие части первой НК РФ снимает многие противоречия, позволяет унифицировать налоговое законодательство, приводит его в соответствие с гражданским, бюджетным и другими отраслями права. С вводом в действие части второй НК РФ первый принцип Основ будет действовать и в российской налоговой системе.

Второй принцип: для успешного интегрирования в мировую экономическую систему необходимо исключить протекционистские налоги для местных производителей, так как, по нашему мнению, это, в конечном счете, может привести к сдерживанию развития стабильной экономики.

Для российской налоговой системы скорее характерны льготы по уплате налогов для иностранных юридических лиц, чем для отечественных предпринимателей, что вызвано стремлением правительства привлечь, таким образом, в страну иностранные инвестиции. Однако эти меры не дали заметных результатов, так как общая экономическая и политическая нестабильность создает серьезные препятствия для достижения поставленной цели. В итоге такими налоговыми льготами фактически стали пользоваться отечественные предприниматели, зарегистрировавшие свои организации за рубежом, а отечественная казна недополучала значительные суммы налоговых поступлений.

В последние годы российское налоговое законодательство все в большей степени исключает особое положение иностранных юридических лиц, осуществляющих свою деятельность в России. Так, с 1 апреля 1999 г. иностранные юридические лица лишились льготы в виде освобождения от ежеквартальной уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль. Кроме того, ужесточены требования по их регистрации в налоговых органах [6].

В нашей стране налоговый протекционизм наблюдается только в части экспортных операций. Так, для поощрения внешнеэкономической деятельности практически освобожден от налогообложения экспорт товаров, произведенных российскими предприятиями, за пределы стран - участниц СНГ. Однако сегодняшняя ситуация с поставками горюче-смазочных материалов внутри страны свидетельствует о том, что такой подход может иметь и негативные последствия для отечественных потребителей, по крайней мере в отношении нефтеэкспортирующих организаций.

Третий принцип: предоставление налоговых льгот менее эффективно, чем выплата прямых бюджетных субсидий, так как налоговые льготы трудно поддаются контролю.

Этот принцип Основ не может быть оценен однозначно. Полный отказ от системы налоговых льгот невозможен, ибо налоги потеряют свою регулирующую функцию, значение которой как инструмента государственного экономического управления в условиях становления рыночной экономики и частной собственности должно возрастать. В результате останется только фискальная функция, которая и так весьма значительна в нашей стране и вызывает негативное отношение общества к налогам. Кроме того, прямые субсидии хороши только в экономически развитом государстве, с налаженной системой общественного контроля за расходованием бюджетных средств. У нас предоставление налоговых льгот вместо прямых бюджетных субсидий представляется более справедливым и демократичным способом экономического управления, так как позволяет любому налогоплательщику воспользоваться дополнительными финансовыми ресурсами, не изъятыми в бюджет, благодаря действию льготы, установленной законодательством, а не полученной от чиновника.

Налоговая система России содержит большое число льгот. При этом перспективы ее развития законодатели связывают с дальнейшим сокращением их числа. Так, в [7] отмечается, что массовые налоговые льготы, характерные для налоговой системы России, приводят к тому, что те организации, которые ими не пользуются, вынуждены нести более высокое налоговое бремя, следовательно, скрывать свои доходы, сокращая, таким образом, налоговые поступления в бюджет. При этом указывается, что сокращение налоговых льгот не должно быть механическим, их следует определять с учетом социальных и рыночных приоритетов, а не лоббированием властных структур.

Четвертый принцип: учитывая специфику экономики развивающихся стран, основная часть доходов должна формироваться за счет косвенных налогов (таможенных пошлин, НДС и акцизов) и налога на прибыль корпораций. Подоходный налог с физических лиц и имущественные налоги не должны играть существенной роли. Такая структура налогов позволит избежать высоких административных издержек на единицу собираемых налогов. Кроме того, в связи с отсутствием в развивающихся странах широкой практики социальных выплат и пособий высокие налоги на заработную плату не целесообразны.

Этот принцип находит реализацию в российской налоговой системе. Анализ динамики налоговых доходов федерального бюджета свидетельствует о том, что доля косвенных налогов возрастает. Так, в 1994 г. она составляла около 70% налоговых доходов [8], в 1998 г. - возросла до 80,5%, в то же время доля прямых налогов упала с 30 до 19,5% [9]. Аналогичная ситуация складывается в целом и по консолидированному бюджету России.

В 1999 г. ожидается дальнейшее увеличение доли косвенных налогов, в частности, за счет введения регионального налога с продаж с максимальной ставкой до 5% и снижения с 1 апреля 1999 г. ставки налога на прибыль предприятий и организаций на 5%.

Доля взносов в фонды социального страхования имеет тенденцию к уменьшению. Так, в 1996 г. они составляли 7,8% от валового внутреннего продукта, в 1997 г. - 7,4%, однако уровень их остается достаточно значительным и не соответствует рекомендациям Основ. Это объясняется, прежде всего, тем, что в нашей стране более 70 лет социальная поддержка населения через бюджетную систему осуществлялась на высоком уровне. Изменение источников финансирования социальных программ должно носить эволюционный характер, так как существенные изменения в этой сфере при низком уровне жизни чреваты социальными потрясениями. Однако следует отметить, что высокие ставки социальных налогов способствуют развитию теневых процессов в оплате труда.

Пятый принцип: Основы предусматривают, что все налоги должны содержать механизм учета инфляции, которая, по мнению разработчиков, является неизбежной для нарождающихся рыночных систем. В Основах предполагается, что налоговые органы должны ежегодно публиковать индексы инфляции, которые применяются в случае роста потребительских цен более чем на 5%, для следующих показателей:

- интервалов доходов, облагаемых по различным ставкам;

- сумм недоплаченных или переплаченных налогов;

В российской налоговой системе также используется данный принцип. Наиболее полно он реализуется при исчислении подоходного налога с физических лиц. Так, ежегодно изменяются размеры налогооблагаемого по разным ставкам дохода физических лиц; личные скидки, а также скидки на содержание детей и иждивенцев исчисляются в соответствии с установленным законом минимальным размером оплаты труда, которая периодически индексируется. В случае недоплаты любых налогов применяется пеня в размере 1 / 300 ставки рефинансирования Банка России. В НК РФ впервые введена индексация к возвращаемым суммам переплаченных по вине налоговых органов налогов. Аналогичный порядок применяется и к недополученным бюджетом суммам авансовых платежей по налогу на прибыль, если организация уплачивает налог ежеквартально (до 1997 г. обязательной переоценке подлежали основные средства). С 1998 г. данная норма не носит обязательного характера, так как в соответствии с [10] переоценка основных средств может производиться организациями самостоятельно. С 1996 г. индексируется балансовая стоимость основных средств, малоценных и быстроизнашивающихся предметов и материалов при расчете налогооблагаемой прибыли, полученной от их реализации [11].

Кроме общих принципов Основы включают пять разделов по числу основных налогов, которые рекомендуются для введения в странах с нарождающейся рыночной экономикой:

- разд. I - подоходный налог;

- разд. III - акцизные налоги;

- разд. IV - налог на недвижимость;

- разд. V - налоговая администрация.

Все перечисленные в Основах налоги действуют и в России.

Рассмотрим некоторые методики исчисления налогов.

Объекты обложения по налогу на прибыль организаций примерно одинаковы. Это прибыль от предпринимательской деятельности, доходы от участия в собственности, дивиденды и проценты, доходы от сдачи имущества в аренду. При их исчислении разрешается вычитать из доходов обычные и необходимые документально подтвержденные издержки, близкие по составу.

Для определения величины амортизационных отчислений, включаемых в издержки производства, в Основах вся «амортизируемая собственность» разделена на три категории:

- здания, сооружения и их структурные компоненты с годовой нормой амортизации 5%;

- транспортные средства, конторское оборудование, компьютеры, программное обеспечение с нормой амортизации 25%;

- прочая собственность с нормой амортизации 15%.

В России предпринимались попытки реализовать аналогичный порядок в 1997 г. [12]. Однако предлагаемые нормы амортизации намного превышали действующие, что в условиях принудительной, зачастую весьма завышенной переоценки стоимости физически и морально устаревших основных средств, привело бы многие организации к банкротству. Поэтому данные нормы не нашли практического воплощения. Более того, с 1 октября 1998 г. организациям было разрешено использовать понижающие коэффициенты к действующим нормам, если применение последних вело к убыточности производства [13]. Начиная с 1998 г. поэтапно стали вводить более либеральный порядок проведения переоценок амортизируемого имущества и применения различных методов начисления амортизации исходя из устанавливаемых самой организацией сроков его полезного использования [12]. К сожалению, данные положения, обязательные для финансового учета и отчетности, пока не нашли отражения в налоговом учете.

Более строгие требования предъявляются в Основах к включению в издержки расходов на ремонт. Так, если данные издержки не превышают 5% балансовой стоимости основных средств, их разрешено относить на текущие затраты, если превышают - то на увеличение стоимости основных средств. В нашей стране все фактически произведенные расходы на текущий и капитальный ремонт разрешено относить на текущие издержки, в стоимость основных средств, включаются только расходы по их реконструкции и модернизации [14]. Данное обстоятельство определяется реальным состоянием, весьма устаревших основных производственных фондов и должно рассматриваться скорее как мера протекционистского характера.

Рассмотренные отличия российского законодательства от Основ не имеют однозначной оценки, так как заниженные нормы амортизации не позволяют организациям своевременно проводить инвестиции в обновление производственной базы и могут негативно сказаться на темпах структурной перестройки российской экономики.

В Основах предусмотрена ставка налога на прибыль для корпораций в размере 30%, для страховых компаний - в размере 10%. Прибыль, полученная от услуг транспорта и связи, облагается в размере 50%. Таким образом, Основы предполагают льготное налогообложение ряда видов деятельности, развитие которых, по мнению разработчиков, связано с формированием современной рыночной инфраструктуры. В России до 1 апреля 1999 г. действовали более высокие ставки налога на прибыль: для банков, страховых компаний, посреднической деятельности - до 43%, для прочих видов деятельности - до 35%, по доходам от долевого участия в других предприятиях - 15%, по доходам видеосалонов, доходам от видеопоказа, проката видео и аудиокассет - 70% [4]. Со II квартала 1999 г. первые два вида ставок налога снижены до 38 и 30% соответственно [6].

Таким образом, применяемые в России ставки налога на прибыль длительное время были более высокими, чем рекомендовано в Основах. Высокие ставки налога на прибыль по страхованию и отсутствие льгот для транспорта и связи не способствуют развитию этих важнейших элементов рыночной инфраструктуры. При этом в российском законодательстве предусмотрено значительное число налоговых льгот в виде освобождения отдельных видов деятельности и организаций, связанных в основном с социальной сферой, от налогообложения. Кроме того, по примеру американской налоговой системы предусмотрены налоговые скидки по расходам организаций на инвестиции в собственную производственную базу и жилищное строительство.

В разделе I Основ вместе с налогом на доходы корпораций рассматривается и подоходный налог с физических лиц. Он уплачивается как самостоятельно налогоплательщиками, так и у источника выплат. Такой же порядок принят и в нашей стране. В Основах предусмотрены дифференцированные ставки по различным видам доходов. Так, доходы от трудовой и предпринимательской деятельности облагаются по прогрессивной шкале от 15 до 30%, от предоставления услуг и роялти - 15%, проценты и доходы от сдачи имущества в аренду - 5%. В российском налоговом законодательстве дифференциация ставки налога в зависимости от вида дохода не предусмотрена. Единственным исключением является налогообложение материальной выгоды по банковским вкладам и страхованию, которые облагаются по самостоятельной ставке 15%. Для анализа налоговой нагрузки на население страны интересно сравнить уровень применяемых прогрессивных ставок, предлагаемых в Основах и действующих в России в 1999 г. [15]. Каждому налогоплательщику дается личная налоговая скидка в размере 600 дол. США. В России ее размер при доходе до 30000 руб. составляет два минимальных размера оплаты труда ежемесячно, или около 40 дол. США в год. Таким образом, налоговая нагрузка на доходы физических лиц в России намного превышает рекомендуемую Основами.

Таблица - Соотношение ставок подоходного налога с физических лиц, предлагаемых в Основах и действующих в России (дол. США)

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.


Наименование:

Информация:

Описание (план):

Первое, так называемое «Предварительное издание» ОМНК, было опубликовано в 1992 г. Проект был переведен на разные языки, в том числе и русский. В 1996 г. на смену Предварительному изданию пришло «Издание 1996».

Необходимо отметить, что если первоочередной целью создания ОМНК было использование ОМНК лицами, определяющими налоговую политику в развивающихся странах и странах, осуществляющих переход к рыночной экономике, то не менее важна роль ОМНК в качестве пособия для изучающих налогообложение.

Основы мирового налогового кодекса состоят из двух частей:
Самого ОМНК – текст закона, устанавливающего подоходный налог, налог на добавленную стоимость, акцизные налоги, налоги на собственность, а также необходимые средства для обеспечения исполнения и сбора этих налогов;
комментария, объясняющего текст закона.

ОМНК и комментарий к нему базируются на опыте работы авторов с развивающимися странами, стремящимися реформировать налоговые системы с целью сделать налогообложение более эффективным и справедливым, а также со странами, осуществляющими переход к рыночной экономике. Понятно, что один кодекс не может одинаково хорошо подойти для всех стран. Однако, как представляется авторам, в проблемах, стоящими перед этими странами, есть достаточно много общего, чтобы прийти к выводу, что имеет смысл предложить им единый проект в качестве отправной точки, представить те области, которые следовало бы рассмотреть как подходящие для включения в налоговое законодательство. Безусловно, каждому государству придется приводить терминологию в соответствие с закрепленными в его законодательстве юридическими институтами и формами, различаются и меры по обеспечению исполнения законов.

ОМНК характерно использование конкретных цифр для налоговых ставок, временных периодов, необлагаемых налогом минимумов и в других случаях, когда приходилось выбирать между пропуском и конкретной цифрой. Это обусловлено тем, что, по мнению авторов, конкретные цифры помогают читателю понять концепцию налоговой политики.

Авторы отказались от использования в проекте большого количества альтернатив и ограничились лишь основными, поскольку предложение огромного, сбивающего с толку количества альтернатив затрудняет понимание пользователем интегрированного целого. Авторы придерживаются концепции, отдающей предпочтение наиболее работоспособной интегрированной схеме, которая может быть воплощена в жизнь на достаточно ранней стадии практической работы.

В комментарии к ОМНК авторы, по их собственному признанию, пытались обнажить «скелет закона», отдавая приоритет краткости и простоте норм, а не подробной детализации.

Сам Кодекс (по мнению его авторов) был написан в стиле, подчеркивающем ясность организации, последовательность и точность выражения, экономию слов. Авторы полагают, что в любой стране законы о налогах должны быть составлены так, чтобы установить налоговые правила в ясной, простой и понятной форме. Эта точность усиливается ясной организацией обсуждаемых вопросов, следованием определенному образцу изложения идей в рамках каждой темы (начиная с наиболее важных идей), нумерацией и разбивкой на части, точным использованием терминов, отказом от использования экстравагантных синонимов и экономностью выражений.

Использование в ОМНК «американизмов» обусловлено тем, что проект составлен на английском языке, а переводчикам при переводе текста предоставляется полное право выбора соответствующей местной идиомы.

ОМНК базируется на ряде принципов, как в целом, так и для каждого из четырех видов налогов. Остановимся на общих принципах ОМНК.

Во-первых, авторы указывают на необходимость создания единого закона - кодекса, регулирующего вопросы налогообложения. Это поможет упросить поиск ответа на вопрос о том, какие налоги подлежат уплате в конкретный момент времени.

Простота, ясность и понятность являются желательными целями законодательства; а также везде, где это возможно, эти цели должны быть дополнены определенностью. Здесь имеется в виду определенность общего направления (в отличие от разработки деталей, которая только убеждает хорошо разбирающихся в законодательстве налогоплательщиков, что их самые новые способы уклонения от уплаты налогов будут успешными).

Во-вторых, ОМНК отвергает льготы, освобождения, временные освобождения от налогов («налоговые каникулы») и другие налоговые преференции и соглашения. Это объясняется тем, что, по мнению авторов, более эффективно предоставление экономических льгот в форме прямых субсидий. Протекционистские системы налогообложения в итоге приводят к менее процветающей и стабильной экономике, а развивающиеся страны должны стремиться к тому, чтобы стать эффективным производителем в мировой экономике. Налоговые льготы - недостаточно гибкий механизм: зачастую налоговые льготы получают те, кому их предоставление не предназначалось. Это создает преимущества для иностранных инвестиций, а в худшем случае влечет к перекачиванию финансов в другую страну.

В-третьих, при разработке конкретной системы налогообложения, содержащейся в ОМНК, предполагалось, что основная часть дохода в нарастающей экономике будет формироваться из таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость, отдельных акцизных налогов и налога на доходы фирм.

Как реакция на требование справедливости в сфере налогообложения (платить налог исходя из возможностей) авторами был предусмотрен индивидуальный подоходный налог, а также налог на движимую и недвижимую собственность. Последний является методом создания стабильной основы для получения доходов, которые могут предназначаться или распределяться региональными или местными органами власти.

ОМНК вводит объединенный налог на доходы физических лиц и фирм, однако пытается ограничить сферу применения индивидуального подоходного налога только небольшой частью населения с относительно высоким уровнем дохода. Это объясняется тем, что у развивающихся стран нет достаточного административного ресурса и уровень налоговой грамотности населения невысок для того, чтобы ввести налог, который предполагает индивидуальный налоговый учет и подачу индивидуальных налоговых деклараций. Большинству граждан все равно, будут они платить налог в прямой или косвенной форме. Поэтому индивидуальный подоходный налог в ОМНК - это «добавление щепотки прогрессивности в блюдо налоговых сборов», и предназначен он не для сбора налога, а для того, чтобы удовлетворить желание равенства взносов на покрытие расходов на управление государством.

Многие понятия и положения являются идентичными для индивидуального подоходного налога и налога на прибыль от предпринимательской деятельности, поэтому эти налоги объединены в один раздел.

Что за система инндексиования
В ОМНК учитываются процессы инфляции, однако наряду с этим указывается, что в некоторых случаях было бы разумнее отложить использование сложной системы индексирования и использовать приспособление инфляции ad hoc до тех пор, пока краткосрочная инфляция не будет взята под контроль.

Наконец, ОМНК исходит из того, что разработка и написание закона – это только прелюдия к главному в налоговой реформе – развитию средства эффективного администрирования. Именно воплощение структуры законодательно закрепленных полномочий налоговых органов в реальность окончательно определит успех налоговой реформы.

По общему правилу налогоплательщики должны самостоятельно исполнять налоговую обязанность.[1] Однако так происходит далеко не всегда. И как указывают авторы ОМНК, люди будут платить налоги, потому что они будут знать, что «существующая налоговая система справедлива, потому что другие люди их платят, и потому что лучше им заплатить, а не то…».

Поэтому далее в данной работе будет проанализирован предусмотренный ОМНК порядок принудительного взыскания неуплаченного налога.

Принудительное взыскание суммы неуплаченного налога регулируется разделом 5 ОМНК, в частности главой 5 («Залоговое право, принудительное взыскание налога»), главой 6 («Сроки давности»), главой 7 («Проценты, дополнительные платежи»).

По общему правилу (ст. 532 ОМНК), рассмотрение, определение и начисление всех учрежденных ОМНК налогов (включая проценты и дополнительные платежи), которые не были выплачены в надлежащие сроки и в установленном порядке, осуществляется Налоговым Администратором (лицо, возглавляющее Налоговую Службу и назначаемое Исполнительной властью с учетом только его способности обеспечить исполнение функций данного органа; имеет статус министра).

ОМНК говорит о двух случаях, когда уполномоченное лицо составляет требование, в котором указывается, какой налог (включая проценты и дополнительные платежи), в каком размере, в каком месте и в какие сроки ему надлежит уплатить, и направляет его налогоплательщику:[2]

1. в случае неуплаты налога в срок - это компетенция Налогового Администратора

2. в случае исправления уполномоченным должностным лицом неправильной суммы налога, указанной в декларации – это компетенция указанного должностного лица.

При этом бремя доказывания того, что какое-либо начисление, произведенное Налоговым Администратором, является ошибочным и сумма такого начисления является неправильной, лежит на налогоплательщике (ст. 532 ОМНК).

Согласно ст. 533 ОМНК, указанное выше извещение вручается лично, либо оставляется по месту жительства или обычному месту бизнеса лица, либо отправляется телеграммой или почтой по последнему известному адресу лица.

Если после извещения и требования об уплате налога налогоплательщик не уплачивает задолженность, то вся собственность налогоплательщика становится предметом залога. Право залога – это требование первой очереди. Установление залога может быть обжаловано уполномоченному должностному лицу, и в случае установления ошибочности залога в течение 14 дней обжаловавшему лицу выдается сертификат об освобождении удерживаемой в качестве залога собственности.

Если в течение 10 дней после извещения и требования налогоплательщик не уплатил недоимку, то уполномоченное лицо вправе принудительно взыскать сумму недоимки изъятием из принадлежащей налогоплательщику собственности (ОМНК термины «изъятие», «взыскание» и «конфискация» использует как синонимы). Перед конфискацией уполномоченное лицо должно известить налогоплательщика в письменной форме о намерении провести такое изъятие за 30 дней до начала конфискации.

Правило о 10-дневном сроке на исполнение требования об уплате налога и о 30-дневном сроке предупреждения о конфискации не действует в случае, если уполномоченное должностное лицо находит, что сбор налога находится под угрозой.

Взыскание обращается на всю принадлежащую налогоплательщику собственность (находящуюся во владении налогоплательщика и третьих лиц) и существующие обязательства на момент конфискации. Изъятие имущества происходит до тех пор, пока не покрыта вся недоимка или изъятие становится недействительным по причине истечения срока действия. Виды имущества, на которое не обращается взыскание, могут устанавливаться «инструкциями».

Помимо суммы налога налогоплательщик обязан уплатить проценты и дополнительные платежи. Согласно ст. 561 ОМНК, на недоплаченную сумму налога начисляются проценты от установленного срока уплаты до даты выплаты. Ставка процента устанавливается Налоговым Администратором не реже одного раза в год.

Дополнительные платежи в случае неуплаты налога в размере 1% от величины налога уплачиваются ежемесячно в том случае, если сумма налога не уплачена в течение 10 дней после получения извещения и требования. Предусмотрен дополнительный платеж в размере 50% от суммы недоимки в случае отказа предоставить находящееся в распоряжении имущество для конфискации без уважительной причины.

ОМНК упоминает о судебном порядке принудительного взыскания налога только в связи со сроками взыскания налога. Оснований, порядка применения административного и судебного порядков взыскания налога не устанавливается.

По общему правилу, налог может начисляться в пределах трехлетнего периода с момента подачи декларации; этот срок никак не ограничивается при подаче заведомо ложной декларации или при ее отсутствии. Если судебный процесс о взыскании недоимки начат своевременно, то период, в течение которого может быть произведено принудительное взыскание, продлевается и не истекает до тех пор, пока обязательства по налогу не выполняются или не становятся невозможными для сбора. Если физическое лицо находится за пределами страны, то отсчет срока давности приостанавливается минимум на 6 месяцев.

Такова регламентация вопроса принудительного взыскания налога по ОМНК.

Следует отметить, что, во-первых, ОМНК уделяет большое внимание срокам в рамках принудительного взыскания (по сравнению с детализацией регулирования других вопросов).[3] Однако помимо 3-летнего периода иного срока, до истечения которого должно быть направлено требование и извещение, не предусмотрено. В Налоговом кодексе РФ, например, есть ограничение (10 дней после вынесения решения по итогам проверки или 3 месяца после истечения срока уплаты налога). При всей кажущейся подробности в ОМНК урегулированы только самые основные сроки.

Во-вторых, нет ясности с применением судебного порядка взыскания, очередностью обращения взыскания на различные виды имущества.

В-третьих, Кодек
и т.д.

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 08:41, реферат

Краткое описание

«Основы мирового налогового кодекса» (далее ОМНК, Кодекс) – это проект, финансируемый Международной Налоговой Программой Гарвардского Университета. Идея данного проекта возникла, когда директор Международной Налоговой Программы («МНП») Гарвардского университета Гленн Дженкинс предложил Уорду М. Хасси и Дональду С. Любику описать результаты обширной работы по подготовке проекта Налогового кодекса для Доминиканской Республики, который разрабатывался под эгидой Гарвардского Института Международного Развития, МНП при финансировании из средств Программы Экономического Развития ООН. Целью было создать пример системы законов, необходимых для действенной и эффективной налоговой системы, обеспечить специалистов в области налоговой политики и законодательства в странах, осуществляющих реформы, некой структурной схемой и списком того, что нужно (или не нужно) для создания основ налоговой системы.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

«Основы мирового налогового кодекса» (далее ОМНК, Кодекс) – это проект, финансируемый Международной Налоговой Программой Гарвардского Университета. Идея данного проекта возникла, когда директор Международной Налоговой Программы («МНП») Гарвардского университета Гленн Дженкинс предложил Уорду М. Хасси и Дональду С. Любику описать результаты обширной работы по подготовке проекта Налогового кодекса для Доминиканской Республики, который разрабатывался под эгидой Гарвардского Института Международного Развития, МНП при финансировании из средств Программы Экономического Развития ООН. Целью было создать пример системы законов, необходимых для действенной и эффективной налоговой системы, обеспечить специалистов в области налоговой политики и законодательства в странах, осуществляющих реформы, некой структурной схемой и списком того, что нужно (или не нужно) для создания основ налоговой системы.

Первое, так называемое «Предварительное издание» ОМНК, было опубликовано в 1992 г. Проект был переведен на разные языки, в том числе и русский. В 1996 г. на смену Предварительному изданию пришло «Издание 1996».

Необходимо отметить, что если первоочередной целью создания ОМНК было использование ОМНК лицами, определяющими налоговую политику в развивающихся странах и странах, осуществляющих переход к рыночной экономике, то не менее важна роль ОМНК в качестве пособия для изучающих налогообложение.

Основы мирового налогового кодекса состоят из двух частей:

Самого ОМНК – текст закона, устанавливающего подоходный налог, налог на добавленную стоимость, акцизные налоги, налоги на собственность, а также необходимые средства для обеспечения исполнения и сбора этих налогов;

комментария, объясняющего текст закона.

ОМНК и комментарий к нему базируются на опыте работы авторов с развивающимися странами, стремящимися реформировать налоговые системы с целью сделать налогообложение более эффективным и справедливым, а также со странами, осуществляющими переход к рыночной экономике. Понятно, что один кодекс не может одинаково хорошо подойти для всех стран. Однако, как представляется авторам, в проблемах, стоящими перед этими странами, есть достаточно много общего, чтобы прийти к выводу, что имеет смысл предложить им единый проект в качестве отправной точки, представить те области, которые следовало бы рассмотреть как подходящие для включения в налоговое законодательство. Безусловно, каждому государству придется приводить терминологию в соответствие с закрепленными в его законодательстве юридическими институтами и формами, различаются и меры по обеспечению исполнения законов.

ОМНК характерно использование конкретных цифр для налоговых ставок, временных периодов, необлагаемых налогом минимумов и в других случаях, когда приходилось выбирать между пропуском и конкретной цифрой. Это обусловлено тем, что, по мнению авторов, конкретные цифры помогают читателю понять концепцию налоговой политики.

Авторы отказались от использования в проекте большого количества альтернатив и ограничились лишь основными, поскольку предложение огромного, сбивающего с толку количества альтернатив затрудняет понимание пользователем интегрированного целого. Авторы придерживаются концепции, отдающей предпочтение наиболее работоспособной интегрированной схеме, которая может быть воплощена в жизнь на достаточно ранней стадии практической работы.

В комментарии к ОМНК авторы, по их собственному признанию, пытались обнажить «скелет закона», отдавая приоритет краткости и простоте норм, а не подробной детализации.

Сам Кодекс (по мнению его авторов) был написан в стиле, подчеркивающем ясность организации, последовательность и точность выражения, экономию слов. Авторы полагают, что в любой стране законы о налогах должны быть составлены так, чтобы установить налоговые правила в ясной, простой и понятной форме. Эта точность усиливается ясной организацией обсуждаемых вопросов, следованием определенному образцу изложения идей в рамках каждой темы (начиная с наиболее важных идей), нумерацией и разбивкой на части, точным использованием терминов, отказом от использования экстравагантных синонимов и экономностью выражений.

Использование в ОМНК «американизмов» обусловлено тем, что проект составлен на английском языке, а переводчикам при переводе текста предоставляется полное право выбора соответствующей местной идиомы.

ОМНК базируется на ряде принципов, как в целом, так и для каждого из четырех видов налогов. Остановимся на общих принципах ОМНК.

Во-первых, авторы указывают на необходимость создания единого закона - кодекса, регулирующего вопросы налогообложения. Это поможет упросить поиск ответа на вопрос о том, какие налоги подлежат уплате в конкретный момент времени.

Простота, ясность и понятность являются желательными целями законодательства; а также везде, где это возможно, эти цели должны быть дополнены определенностью. Здесь имеется в виду определенность общего направления (в отличие от разработки деталей, которая только убеждает хорошо разбирающихся в законодательстве налогоплательщиков, что их самые новые способы уклонения от уплаты налогов будут успешными).

Во-вторых, ОМНК отвергает льготы, освобождения, временные освобождения от налогов («налоговые каникулы») и другие налоговые преференции и соглашения. Это объясняется тем, что, по мнению авторов, более эффективно предоставление экономических льгот в форме прямых субсидий. Протекционистские системы налогообложения в итоге приводят к менее процветающей и стабильной экономике, а развивающиеся страны должны стремиться к тому, чтобы стать эффективным производителем в мировой экономике. Налоговые льготы - недостаточно гибкий механизм: зачастую налоговые льготы получают те, кому их предоставление не предназначалось. Это создает преимущества для иностранных инвестиций, а в худшем случае влечет к перекачиванию финансов в другую страну.

В-третьих, при разработке конкретной системы налогообложения, содержащейся в ОМНК, предполагалось, что основная часть дохода в нарастающей экономике будет формироваться из таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость, отдельных акцизных налогов и налога на доходы фирм.

Как реакция на требование справедливости в сфере налогообложения (платить налог исходя из возможностей) авторами был предусмотрен индивидуальный подоходный налог, а также налог на движимую и недвижимую собственность. Последний является методом создания стабильной основы для получения доходов, которые могут предназначаться или распределяться региональными или местными органами власти.

ОМНК вводит объединенный налог на доходы физических лиц и фирм, однако пытается ограничить сферу применения индивидуального подоходного налога только небольшой частью населения с относительно высоким уровнем дохода. Это объясняется тем, что у развивающихся стран нет достаточного административного ресурса и уровень налоговой грамотности населения невысок для того, чтобы ввести налог, который предполагает индивидуальный налоговый учет и подачу индивидуальных налоговых деклараций. Большинству граждан все равно, будут они платить налог в прямой или косвенной форме. Поэтому индивидуальный подоходный налог в ОМНК - это «добавление щепотки прогрессивности в блюдо налоговых сборов», и предназначен он не для сбора налога, а для того, чтобы удовлетворить желание равенства взносов на покрытие расходов на управление государством.

Многие понятия и положения являются идентичными для индивидуального подоходного налога и налога на прибыль от предпринимательской деятельности, поэтому эти налоги объединены в один раздел.

Что за система инндексиования

В ОМНК учитываются процессы инфляции, однако наряду с этим указывается, что в некоторых случаях было бы разумнее отложить использование сложной системы индексирования и использовать приспособление инфляции ad hoc до тех пор, пока краткосрочная инфляция не будет взята под контроль.

Наконец, ОМНК исходит из того, что разработка и написание закона – это только прелюдия к главному в налоговой реформе – развитию средства эффективного администрирования. Именно воплощение структуры законодательно закрепленных полномочий налоговых органов в реальность окончательно определит успех налоговой реформы.

По общему правилу налогоплательщики должны самостоятельно исполнять налоговую обязанность.[1] Однако так происходит далеко не всегда. И как указывают авторы ОМНК, люди будут платить налоги, потому что они будут знать, что «существующая налоговая система справедлива, потому что другие люди их платят, и потому что лучше им заплатить, а не то…».

Поэтому далее в данной работе будет проанализирован предусмотренный ОМНК порядок принудительного взыскания неуплаченного налога.

Принудительное взыскание суммы неуплаченного налога регулируется разделом 5 ОМНК, в частности главой 5 («Залоговое право, принудительное взыскание налога»), главой 6 («Сроки давности»), главой 7 («Проценты, дополнительные платежи»).

По общему правилу (ст. 532 ОМНК), рассмотрение, определение и начисление всех учрежденных ОМНК налогов (включая проценты и дополнительные платежи), которые не были выплачены в надлежащие сроки и в установленном порядке, осуществляется Налоговым Администратором (лицо, возглавляющее Налоговую Службу и назначаемое Исполнительной властью с учетом только его способности обеспечить исполнение функций данного органа; имеет статус министра).

ОМНК говорит о двух случаях, когда уполномоченное лицо составляет требование, в котором указывается, какой налог (включая проценты и дополнительные платежи), в каком размере, в каком месте и в какие сроки ему надлежит уплатить, и направляет его налогоплательщику:[2]

1. в случае неуплаты налога в срок - это компетенция Налогового Администратора

2. в случае исправления уполномоченным должностным лицом неправильной суммы налога, указанной в декларации – это компетенция указанного должностного лица.

При этом бремя доказывания того, что какое-либо начисление, произведенное Налоговым Администратором, является ошибочным и сумма такого начисления является неправильной, лежит на налогоплательщике (ст. 532 ОМНК).

Согласно ст. 533 ОМНК, указанное выше извещение вручается лично, либо оставляется по месту жительства или обычному месту бизнеса лица, либо отправляется телеграммой или почтой по последнему известному адресу лица.

Если после извещения и требования об уплате налога налогоплательщик не уплачивает задолженность, то вся собственность налогоплательщика становится предметом залога. Право залога – это требование первой очереди. Установление залога может быть обжаловано уполномоченному должностному лицу, и в случае установления ошибочности залога в течение 14 дней обжаловавшему лицу выдается сертификат об освобождении удерживаемой в качестве залога собственности.

Если в течение 10 дней после извещения и требования налогоплательщик не уплатил недоимку, то уполномоченное лицо вправе принудительно взыскать сумму недоимки изъятием из принадлежащей налогоплательщику собственности (ОМНК термины «изъятие», «взыскание» и «конфискация» использует как синонимы). Перед конфискацией уполномоченное лицо должно известить налогоплательщика в письменной форме о намерении провести такое изъятие за 30 дней до начала конфискации.

Правило о 10-дневном сроке на исполнение требования об уплате налога и о 30-дневном сроке предупреждения о конфискации не действует в случае, если уполномоченное должностное лицо находит, что сбор налога находится под угрозой.

Взыскание обращается на всю принадлежащую налогоплательщику собственность (находящуюся во владении налогоплательщика и третьих лиц) и существующие обязательства на момент конфискации. Изъятие имущества происходит до тех пор, пока не покрыта вся недоимка или изъятие становится недействительным по причине истечения срока действия. Виды имущества, на которое не обращается взыскание, могут устанавливаться «инструкциями».

Помимо суммы налога налогоплательщик обязан уплатить проценты и дополнительные платежи. Согласно ст. 561 ОМНК, на недоплаченную сумму налога начисляются проценты от установленного срока уплаты до даты выплаты. Ставка процента устанавливается Налоговым Администратором не реже одного раза в год.

Дополнительные платежи в случае неуплаты налога в размере 1% от величины налога уплачиваются ежемесячно в том случае, если сумма налога не уплачена в течение 10 дней после получения извещения и требования. Предусмотрен дополнительный платеж в размере 50% от суммы недоимки в случае отказа предоставить находящееся в распоряжении имущество для конфискации без уважительной причины.

ОМНК упоминает о судебном порядке принудительного взыскания налога только в связи со сроками взыскания налога. Оснований, порядка применения административного и судебного порядков взыскания налога не устанавливается.

По общему правилу, налог может начисляться в пределах трехлетнего периода с момента подачи декларации; этот срок никак не ограничивается при подаче заведомо ложной декларации или при ее отсутствии. Если судебный процесс о взыскании недоимки начат своевременно, то период, в течение которого может быть произведено принудительное взыскание, продлевается и не истекает до тех пор, пока обязательства по налогу не выполняются или не становятся невозможными для сбора. Если физическое лицо находится за пределами страны, то отсчет срока давности приостанавливается минимум на 6 месяцев.

Такова регламентация вопроса принудительного взыскания налога по ОМНК.

Следует отметить, что, во-первых, ОМНК уделяет большое внимание срокам в рамках принудительного взыскания (по сравнению с детализацией регулирования других вопросов).[3] Однако помимо 3-летнего периода иного срока, до истечения которого должно быть направлено требование и извещение, не предусмотрено. В Налоговом кодексе РФ, например, есть ограничение (10 дней после вынесения решения по итогам проверки или 3 месяца после истечения срока уплаты налога). При всей кажущейся подробности в ОМНК урегулированы только самые основные сроки.

Читайте также: