Основные направления совершенствования региональных налогов

Опубликовано: 19.05.2024

Понятие и сущность налогов, их основные функции в экономической и социальной системе общества. Особенность путей реформирования регионального и местного налогообложения организаций. Анализ совершенствования системы налогового учета сбора на имущество.

Рубрика Финансы, деньги и налоги
Вид дипломная работа
Язык русский
Дата добавления 16.10.2015
Размер файла 1,5 M
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4

1.1 Понятие и сущность налогов, их основные функции в экономической и социальной системе общества

1.2 Характеристика региональных и местных налогов и сборов

1.3 Особенности налогообложения бюджетных организациях

2. Анализ уплаты региональных и местных налогов северо-восточным комплксным научно-исследовательским институтом ДВО РАН

2.1 Организационно-правовая характеристика СВКНИИ ДВО РАН

2.2 Анализ финансового состояния и сумм уплаченных налогов Северо-Восточным комплексным научно-исследовательским институтом ДВО РАН

3.1 Анализ налоговых доходов бюджета Магаданской области и муниципального образования «Город Магадан»

3.2 Пути реформирования регионального и местного налогообложения организаций

3.3 Совершенствование системы налогового учета налога на имущество СВКНИИ ДВО РАН

Развитие в Российской Федерации рыночного механизма хозяйствования выдвигает в число актуальных и имеющих важное государственное значение проблему налогов и налогообложения, эффективной налоговой политики.

Формируя общество с развитой рыночной экономикой, государство должно иметь адекватную и эффективную систему налогов и налогообложения и вести эффективную налоговую политику, которые бы отвечали общественным интересам, формировали, благоприятные условия для хозяйственной деятельности, обеспечивали развитие и безопасность государства, учитывали интересы отдельных групп населения и каждого отдельного человека.

Особенности и факторы процесса налогообложения, их значимость для экономического и социального развития общества объективно выделяют управление налогами и налогообложением в качестве составной и самостоятельной части общей системы управления, делают налоговый менеджмент одним из приоритетных направлений совершенствования управления российской экономикой.

Методология и практика налогового менеджмента на современном этапе приобретают особую важность по следующим обстоятельствам. Во-первых, переход российской экономики на рыночные отношения объективно требует научного обоснования и применения эффективных форм и методов управления налогами и налогообложением на всех уровнях хозяйствования.

Во-вторых, оптимизация налоговой нагрузки - проблема каждого конкретного предприятия. В условиях постоянно меняющихся налоговых отношений из-за систематических изменений законодательства достаточно сложно обеспечить налоговое планирование, позволяющее минимизировать налоговую нагрузку на предприятие. В настоящее время многие хозяйствующие субъекта нарушают налоговое законодательство, стремясь разрешить данную проблему. В то же время существует много способов законной минимизации налоговой нагрузки путем планирования налоговых платежей.

В последнее время в современной российской науке и практике многое в области управления налогами и налогообложением еще не получило всестороннего теоретико-методологического осмысления и практического развития. Вместе с тем уже сделаны определенные шаги в направлении научных исследований в этой области и практического применения их результатов.

Региональные и местные налоги и сборы являются одним из источников пополнения регионального и местного бюджетов территории, а от наполняемости этих бюджетов зависят вопросы социально-экономического развития территории, чем и определяется актуальность темы дипломной работы.

Объект исследования - региональные и местные налоги и сборы Северо-Восточного комплексного научно-исследовательского института ДВО РАН, предмет исследования - процесс регионального и местного налогообложения Северо-Восточного комплексного научно-исследовательского института ДВО РАН (СВКНИИ ДВО РАН).

Цель дипломной работы - разработать пути совершенствования регионального и местного налогообложения СВКНИИ ДВО РАН.

Задачи дипломной работы:

– исследовать методические основы налогов и налогообложения в экономической системе общества;

– проанализировать уплату региональных и местных налогов СВКНИИ ДВО РАН;

– определить направления совершенствования регионального и местного налогообложения СВКНИИ ДВО РАН.

Для исследования использованы нормативные источники - Конституция Российской Федерации; Гражданский Кодекс Российской Федерации; Налоговый кодекс Российской Федерации. Также в работе использована основная специальная литература - а) Л.Е. Голищева. Налогообложение: планирование, анализ, контроль; в) Евстигнеев Е.Н. Основы налогового планирования; г) М.Н. Карасев. Налоговая политика и правовое регулирование налогообложения в России.

В качестве методической базы дипломного исследования использовались методы финансового анализа - вертикальный и горизонтальный анализ бухгалтерской отчетности, а также инструменты, методы и приемы математической статистики - сбор и регистрация статистических данных; способы анализа бухгалтерской отчетности предприятия. Практическая значимость дипломной работы заключается в возможности использования полученных результатов в финансовой деятельности Северо-Восточного комплексного научно-исследовательского института ДВО РАН.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Во введении обосновывается актуальность темы дипломного исследования, формулируются цель и задачи, определяются объект и предмет исследования, характеризуется информационная и методическая база дипломной работы, а также раскрывается практическая значимость исследования. В первой главе дипломной работы исследованы методические основы организации налогообложения в России. Во второй главе дипломной работы дана организационно-правовая оценка деятельности СВКНИИ ДВО РАН: краткая организационно-правовая характеристика институту, осуществлен анализ состояния финансов бюджетного учреждения, проведен анализ налоговых платежей. В третьей главе после анализа налоговых доходов областного бюджета Магаданской области и МО «Город Магадана» предложены основные направления совершенствования регионального и местного налогообложения.

1. Методические основы налогообложения в россии

В соответствии с Законом об основах налоговой системы права по установлению и взиманию налоговых платежей были четко разграничены между различными уровнями власти – федеральным, региональным (республики в составе РФ, края, области) и местным (муниципальные образования – в основном отдельные города и районы). Таким образом, каждый вид налогового платежа был закреплен за бюджетом определенного уровня. В соответствии с этим все налоги и сборы были разделены на 3 группы: федеральные, региональные и местные. Это разделение действует и в настоящее время.
Региональные налоги устанавливаются НК РФ и законами субъектов РФ и вводятся в действие законами субъектов Федерации и являются обязательными к уплате на территории соответствующего субъекта Федерации. Устанавливая региональные налоги, представительные (законодательные) органы власти субъектов РФ определяют налоговые ставки по соответствующим видам налогов, но в пределах, установленных Налоговым кодексом, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты налогов. Все остальные элементы региональных налогов установлены соответствующими главами Налогового кодекса
До введения НК в российской налоговой системе существовало деление региональных и местных налогов на обязательные и необязательные. Смысл этого разделения состоял в том, что отдельные виды налогов, несмотря на их установление в налоговой системе страны, могли не применяться на соответствующей территории. Кроме того, органам власти субъектов Федерации и местного самоуправления было предоставлено право вводить без ограничения любое количество региональных и местных налогов. Естественно, что указанные органы власти этим правом не преминули воспользоваться, и к моменту принятия НК в России насчитывалось более сотни наименований и видов региональных и местных налогов.
Введение в Налоговый кодекс положения, устанавливающего по существу закрытый перечень региональных и местных налогов, имеет принципиальное значение для сохранения единства налоговой системы. Ни один орган законодательной власти субъекта Федерации и представительный орган местного самоуправления не имеют права вводить налоги, не предусмотренные Кодексом. Это качественно изменило условия хозяйствования для предприятий, и значительно повысило их уверенность в незыблемости налоговой системы.
Значение:
Региональные налоги аккумулируются в регинальных бюджетах и используются субъектом РФ для выполнения своих функций.
Бюджетно-налоговые системы создаются и реформируются для выполнения нескольких взаимосвязанных функций, среди который следующие:
1) Закрепление определенного порядка движения бюджетно-налоговых потоков по уровням территориальной организации государства (направление этих потоков, пропорции их разделения, целевое назначение и т.д.) и адекватных процедур регулирования возникающих по этому поводу отношений.
2) Аккумулирование и использование в общерегиональных целях средств, образованных на самой территории и поступающих в региональные бюджетно-налоговые системы полностью и одноканально (таково большинство местных налогов, штрафов и иных финансовых санкций), аналогично образованных средств, поступающих в эти системы частично, в соответствии с принятым порядком их распределения
между бюджетно-налоговыми системами разного уровня (например “нефтяные деньги”). Часть средств, аккумулируемых в вышестоящей бюджетно-налоговой системе, перераспределяется по тем или иным
соображениям в пользу нижестоящих региональных систем (дотации и субвенции, а также часть “местных средств”, по разрешению вышестоящих систем им не перечисленная).
3) Выполнение региональными органами власти и управления своих представительных и исполнительных полномочий с соблюдением требований формальной финансовой независимости их политики от вышестоящих уровней.
4) Самообеспечение внутрирегиональных социальных программ, т.е. бюджетное удовлетворение части потребностей населения в определенных жизненных благах и реализации его национально-этнических интересов. Несмотря на все большую самодостаточность населения и коммерциализацию социальной сферы, доля стоимости соответствующих услуг, финансируемых через каналы региональных бюджетно-налоговых систем, достигает четверти к сумме доходов населения
России (за вычетом налогов).
5) Формирование инфраструктурного каркаса территории (отрасли “местного хозяйства”, местные дороги и транспорт и т.п.) как важнейшего исходного условия формирования и поддержания внутрирегиональных связей.
6) Регулирование состояния и использования природно-ресурсного и экологического потенциала (земля, недра, леса, воды, флора и фауна, воздушный бассейн) как естественного базиса существования и развития территории.
7) Стимулирование определенных ценностных региональных ориентиров населения, создание условий для его деловой активности, для структурных преобразований, для инвестиционной привлекательности и т.д. Это вопрос не только потенций территориального развития, но и будущего бюджетно-налогового благополучия.
Региональные бюджетно-налоговые системы во всех странах – традиционный объект всеобщего недовольства и критики.
Вместе с тем важно отметить, что разделение налогов на федеральные, региональные и местные не означает, что они жестко закреплены и должны полностью перечисляться исключительно в соответствующий бюджет. Распределение большинства налогов между бюджетами разных уровней в РФ осуществляется бюджетным законодательством, и происходит это, как правило, ежегодно при утверждении соответствующих бюджетов. Именно в ходе бюджетного планирования в РФ устанавливаются доли каждого налога, поступившего на данной территории, в соответствующих бюджетах с целью осуществления регулирования доходной базы всех бюджетов.
Состав :
К региональным налогам относятся:
• транспортный налог
• налог на имущество организаций
• налог на игорный бизнес

Перспективы развития ( источник: Финансы 2006 №3 ст.24-26; Законодательство и экономики 2005 №10 ст 11-18;Экономика 2005 № не помню, т.к. не отксерила ст 62) :
Сегодня уровень доходов региональных бюджетов находиться в прямой зависимости от положений федерального законодательства, которое направлено на централизацию финансовых ресурсов на федеральный уровень. При этом особенность доходной части региональных бюджетов – высокая доля регулирующих налогов и безвозмездных перечислений из федерального бюджета, а также низкая доля собственных доходов. Преобладающая часть региональных и местных налогов занимают имущественные налоги. Они целенаправленно не включаются в систему федеральных налогов, поскольку объем налоговых доходов, мобилизуемых в процессе НО объектов имущества, значительно проигрывает по сравнению с налоговыми поступлениями от обложения выручки, дохода (прибыли) или операции по реализации. Поэтому возникает диспозиция, вследствие которой основными собственными налоговыми доходами субъекта, являются налоги взимаемые с имущества.
Общепризнанно и доказано, что эффективность бюджетных доходов возрастает с увеличением степени децентрализации вследствие того, что на конкретной территории предпринимается больше усилий при мобилизации своих собственных доходов, чем при сборе налогов исключительно для правительства.
Решение этого вопроса лежит в области совершенствования налогового законодательства. Необходима фискальная децентрализация, то есть наделение количественно и качественно налоговыми полномочиями субъектов. Наличие большого количества собственных доходных источников и прав по управлению ими, при их незначительной роли, не позволяет говорить о финансовой независимости бюджетов субъектов РФ. Т.об., для улучшения финансового положения субъектов РФ, обеспечения устойчивого эк. роста и т.д., нужно
1) Совершенствование действующего бюджетного и налогового законодательства РФ в области расширения фискальных полномочий региональных органов.
2) Увеличение доли собственных налоговых доходов в бюджетах субъектов РФ.

Библиографическая ссылка на статью:
Трусова Н.С. Региональные особенности налоговой политики // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2014/01/3634 (дата обращения: 12.04.2021).

Введение

Во-первых, одной из главных задач в процессе осуществления экономической реформы в регионах России является реализация эффективной региональной налоговой политики, обеспечивающей качественный экономический рост.

Во-вторых, механизмы налоговой политики существенно влияют на показатели социально-экономического развития. В связи с этим возникает необходимость оптимальной реализации возможностей налоговой политики.

В-третьих, в большинстве развитых стран мира наблюдается тенденция усиления налогового регулирования как способа модернизации экономики.

В-четвертых, исходя из дуализма налоговой политики, который характеризуется не только фискальной функцией, но и функцией регулирования экономики регионов, исследование налоговой политики как механизма управления региональной экономикой является объективно необходимым.

Теоретические основы понятийного аппарата категории «регион»

Для определения региональных особенностей налоговой политики следует рассмотреть основные характеристики и признаки регионов.

Исследования показывают, что в разных областях практической деятельности используются свои принципы выделения регионов (административно-территориальные; социально – экономические; функционирования рынков труда, товаров и услуг, экологические и т.д.).

А.Г. Гранберг даёт следующее определение: «Регион – это определённая территория, отличающаяся от других территорий по ряду признаков и обладающая некоторой целостностью, взаимосвязанностью составляющих её элементов» [2, с. 45].

Второй существенный признак, на котором основывается определение регина – подход к региону как к социуму (общности людей, живущих на определенной территории).

По мнению С.А. Агаркова, регион следует рассматривать как социально – экономическую систему, которая характеризуется свойствами целостности, динамичности, адаптивности, мобильности и индивидуальности [1, с. 194].

Третий признак выделяет Т.Е. Макеева – подход к региону как к рынку, имеющему определенные границы (ареал), акцентирует внимание на общих условиях экономической деятельности (предпринимательский климат) и особенностях региональных рынков различных товаров и услуг, труда, кредитно-финансовых ресурсов, ценных бумаг, информации, знаний и т.д.[4, с. 81].

В теории региональной экономики развиваются и другие специализированные подходы: регион как система хозяйствующих субъектов; регион как подсистема народного хозяйства, организованная на основе разделения труда; региона как подсистема информационного общества; регион как непосредственный участник интернационализации и глобализации экономики и др.

По нашему мнению, для более точной оценки региона и региональной экономики, определение понятия регион должно аккумулировать в себе все рассмотренные признаки.

На основе научной литературы, посвященной проблемам регионального развития, можно выделить следующие цели социально-экономического развития региона: обеспечение устойчивых темпов качественного экономического роста за счет мобилизации инвестиционной активности российских регионов и повышения эффективности использования их ресурсов; повышение благосостояния и качества жизни населения; усиление конкурентных позиций регионов за счет развития инфраструктурной базы социально-экономического роста в территориях; стимулирование органов государственной власти субъектов Российской Федерации к ускоренному созданию условий для высоких темпов роста в базовых отраслях экономики и увеличению доходов региональных бюджетов и др.

Теоретические аспекты определения налоговой политики

Налоговая политика – это составная часть социально – экономической политики государства, которая ориентирована на обновление экономической ситуации страны и регионов, экономический рост, гармонизацию интересов экономики и общества. На первое место среди возможных способов оценки проводимой налоговой политики должна выйти оценка ее влияния на региональную экономику.

Налоговая политика формируется и реализуется на федеральном, региональном и местном уровнях в пределах соответствующей компетенции.

Налоговая политика Российской Федерации последние 20 лет постоянно изменялась под влиянием как социально-экономических, так и институционально-политических факторов и условий.

На наш взгляд, региональная налоговая политика реализуется на территории региона как совокупность экономических отношений, направленных на осуществление экономических функций и задач соответствующими органами власти и управления для целей регионального экономического развития.

Региональная налоговая политика представляется нам составной частью региональной экономической политики, которая вырабатывается на уровне регионального управления в соответствии с принятой стратегией социально – экономического развития на среднесрочный и долгосрочный периоды в зависимости от состояния экономики и других факторов, а также целей, которые на данном этапе развития приняты как приоритетные.

Региональная налоговая политика реализуется через механизм, который представляет собой систему организационных мер, определяющих порядок управления экономикой регионов в зависимости от характера поставленных в данный момент времени задач. Региональный механизм налоговой политики в регионах – совокупность организационных мер на мезоуровне, использующих практические инструменты воздействия на региональное развитие.

Региональные особенности реализации налоговой политики

Ряд обобщающих показателей характеризует роль налоговой политики в экономике региона:

  1. Доля налоговых поступлений в валовом региональном продукте;
  2. Распределение налоговых поступлений по различным бюджетным уровням (региональный, местный);
  3. Структура налогообложения по видам налогов;
  4. Задолженность по налогам в бюджет;
  5. Налоговое бремя.

С помощью налоговой политики можно воздействовать на:

  • рост инвестиционной активности через снижение налогового бремени, освобождение от налогов прибыли и капиталов, направленных на развитие производства, наукоемких технологий и прочее;
  • рост эффективности производства, ускорение научно-технического прогресса, внедрения перспективных технологий, увеличение выпуска товаров народного потребления через ряд факторов, таких как уменьшение общего количества налогов, снижение налогового бремени, дифференциации ставки налога на прибыль в зависимости от рентабельности производства и отраслей и др.;
  • рост доходов населения через выведение из-под обложения прожиточного минимума, дифференциации ставки налога на доходы физических лиц, сглаживание поляризации доходов населения [3, с. 23].

Социально-экономические условия в России привели к необходимости ориентации налоговой политики на решение задач, обеспечивающих стабильный экономический рост, базирующейся, прежде всего, на росте производства и инновационных процессах, создания стимулов инвестиционной активности, благоприятствование предпринимательской деятельности.

Стратегическая цель региональной налоговой политики определена нами как повышение собственного финансово – производственного потенциала региона за счет увеличения региональных доходов при условии неснижения темпов социально-экономического роста; реализация налоговых мероприятий, направленных на стимулирование инвестиционного развития в регионе.

Основные инструменты налоговой политики региона находятся в трёх пересекающихся плоскостях:

  • фискальная, направленная на удовлетворение публичных интересов, обеспечение достаточного уровня поступлений налогов в доходы регионов;
  • регулирующая, заключающаяся в сглаживании и перераспределении доходов хозяйствующих субъектов, ограничении возникающих диспропорций в распределении доходов;
  • стимулирующая, реализующаяся в улучшении социально-экономических показателей территории субъекта, поддержке приоритетных сфер и отраслей экономики (инновации, сельское хозяйство, инвестиции, малый бизнес).

Региональные особенности налоговой политики должны быть органически увязаны с производственно – инвестиционным потенциалом территорий, что формирует созидательный импульс для регионального социально – экономического развития.

Проблемы эффективного применения налоговой политики

Эффективность функционирования налоговой политики заключается в том, что её инструменты динамично адаптируются к экономическому положению страны и регионов и их воздействие отвечает содержанию основных направлений стратегии экономического развития государства.

Эффективная налоговая политика на региональном уровне предполагает стимулирование экономического роста территорий, повышение производственно – инвестиционного потенциала, увеличение благосостояния населения, сокращение теневых оборотов субъектов хозяйствования, что сводится к сбалансированному развитию экономики регионов.

Прирост финансовых, производственных и инвестиционных ресурсов может быть использован для экономического и социального развития в регионе на качественно новом уровне. Процесс развития экономики возможен только на основе постоянного повышения экономических результатов при одновременном снижении удельных затрат на единицу полезного результата от применяемой налоговой политики.

По мнению Д.Г. Черника, современная налоговая политика Российской Федерации, являясь одним из инструментов регулирования экономики, не в полной мере соответствует условиям рыночных отношений и является неэффективной [6, с. 23].

Несмотря на проведенные мероприятия по совершенствованию налоговой политики России, в системе региональных экономических отношений имеются значительные недостатки. Они серьезно влияют на объем валового регионального продукта, нарушают систему доходов регионов, снижают инвестиционную привлекательность, препятствуют инновационной деятельности.

Сложившийся уровень разграничения налоговых поступлений между федеральным уровнем и уровнем субъектов Российской Федерации не позволяет налоговой политике эффективно осуществлять стимулирование модернизации региональной экономики. Этому мешают: пространственные диспропорции, различия в развитии производительных сил, наличие депрессивных, кризисных и отсталых в экономическом отношении регионов, возрастание неравномерности развития и исключительно глубокая дифференциация между субъектами Федерации. Спад экономики после мирового кризиса, недостаточно привлекательный инвестиционный климат в регионах лишь усиливают существующие диспропорции социально-экономического развития регионов. Пространственная неоднородность ведет к появлению депрессивных территорий, выпадающих из единого экономического пространства, становясь препятствием для успешного развития. В этом случае необходимо более полно ориентировать налоговую политику на проведение экономических реформ в регионах, в частности выполнения программ оздоровления экономики [5, с. 64].

Заключение

Исследование теоретических основ региональных особенностей налоговой политики позволило сделать следующие выводы:

  • региональная налоговая политика – составная часть региональной экономической политики, которая реализуется на территории региона как совокупность экономических отношений для решения конкретных задач;
  • основные инструменты налоговой политики региона находятся в трёх пересекающихся плоскостях: фискальная, направленная на удовлетворение публичных интересов; регулирующая, заключающаяся в сглаживании доходности хозяйствующих субъектов; стимулирующая, реализующаяся в улучшении социально-экономических показателей территории субъекта;
  • для эффективной реализации налоговой политики в регионах необходима её скорейшая переориентация на проведение экономических реформ регионах с активным использованием инструментов налоговой политики и учетом её региональных особенностей.

Библиографический список
  1. Агарков С.А. Экономические и институциональные аспекты государственной региональной политики в России / С.А. Агарков // Вестник Мурманского государственного технического университета. – 2005. – №2. – С. 194-200.
  2. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: учебник для вузов / А.Г. Гранберг. – М.:ГУ ВШЭ, 2001. – 495 с;
  3. Жаркова Е.Б. Методологические аспекты реализации налоговой политики /Е.Б. Жаркова, Т.М. Ляпина // Налоги. Инвестиции. Капитал // Тюмень. – 2006. – С. 23-26.
  4. Макеева Т. Е. Технологии регулирования взаимодействия региональных рынков труда и образовательных услуг в регионе / Т.Е. Макеева // Научные ведомости БелГУ. Серия: Философия. Социология. Право. – 2008. – №5. – C. 81-93.
  5. Рязанцев И.С. Региональная система управления инновационно – инвестиционными процессами / И.С. Рязанцев // Известия Орловского государственного технического университета. Серия: Социально-экономические и гуманитарные науки. – 2008. – №3. – С. 64-69.
  6. Черник Д.Г. Налоговая система России: нужна ли новая перестройка? / Д.Г. Черник // Проблемы теории и практики управления. – 2006. – № 3. – С. 23-31.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Актуальность темы исследования. Налоговая политика, проводимая в федеративном государстве, не только обеспечивает формирование бюджетов всех уровней бюджетной системы, но и является одним из действенных рычагов регулирования социально-экономических процессов. И если основные аспекты формирования налоговой политики на уровне государства являются достаточно разработанными как в теоретическом, так и в методологическом аспекте, то основные принципы налоговой политики на уровне региона находятся на данный момент на этапе своего формирования.

Кроме того, наблюдающаяся в настоящее время чрезмерная централизация полномочий в сфере налогообложения на федеральном уровне, значительно ограничивает самостоятельность субъектов Федерации в формировании ресурсов, необходимых для реализации собственных функций, и практически лишает их возможности управлять налоговой составляющей региональных бюджетов. Практика предоставления федеральным законодательством налоговых льгот и изъятий объектов налогообложения по региональным и местным налогам приводит к необходимости все большего перераспределения финансовых ресурсов через межбюджетные трансферты, что является существенным дестимулирующим фактором обеспечения устойчивости региональных бюджетов.

Отмеченные обстоятельства обусловили необходимость дальнейшего исследования направлений совершенствования подходов в разработке региональной налоговой политики и предопредели выбор темы выпускной квалификационной работы.

Степень научной разработанности проблемы. Вопросам формирования и реализации региональной налоговой политики посвящены работы отечественных ученых Т. Журавлевой, Т. Бушанской, В.Грибова, Л. Дуканич и др. Исследованию проблем регионального развития и региональной экономической и налоговой политики посвящены труды А. Гранберга, Н. Бескоровайной, Н. Калюжновой, Н. Ларина, А. Маршаловой и др. Несмотря на весомый вклад ученых в развитие положений региональной налоговой политики и регионального развития в целом, данные проблемы требуют дальнейших исследований.

Цель и задачи исследования. Цель исследования состоит в изучении влияния налоговой политики на макроэкономические индикаторы регионального развития на уровне федерального округа и определении на этой основе перспектив совершенствования региональной налоговой политики.

Поставленная цель предопределила решение следующих задач:

- раскрыть сущность, состав и значение макроэкономических индикаторов развития региона;

- изучить инструменты влияния налоговой политики и динамику макроэкономических индикаторов развития региона;

- обосновать направления использования рычагов налогового влияния на динамику макроэкономических индикаторов развития региона с учетом зарубежного опыта;

- провести анализ экономических показателей и особенностей региональной налоговой политики в Центральном федеральном округе Российской Федерации;

- осуществить анализ влияния налогов на макроэкономические индикаторы ЦФО;

- исследовать зависимость налоговых поступлений, объема ВРП и социальных индикаторов;

- обосновать направления совершенствования налоговой политики ЦФО;

- раскрыть возможности использования рычагов налогового регулирования макроэкономических индикаторов развития региона;

- осуществить прогноз социально-экономического развития ЦФО под влиянием изменения уровня налогообложения.

Объектом исследования является региональная налоговая политика и ее реализация в Центральном федеральном округе РФ. Предметом исследования являются зависимости между параметрами региональной налоговой политики и значениями макроэкономических индикаторов развития региона.

Теоретической и методологической основой исследования послужили научные положения, содержащиеся в трудах ведущих отечественных ученых-экономистов в области теории налогообложения, государственной и региональной налоговой политики, управления региональной экономикой и налогового планирования.

Информационной базой работы послужили законодательные и нормативные акты Российской Федерации по вопросам налогообложения, региональной политики, статистические данные Федеральной службы государственной статистики и Федеральной налоговой службы, материалы периодической печати и официальных сайтов органов государственной власти Российской Федерации.

Для доказательства выдвигаемых теоретических положений и при разработке рекомендаций использовались диалектический метод познания, системный подход, метод сравнительного анализа, экономико-статистические методы (наблюдения, группировки, сравнения, корреляционно-регрессионного и кластерного анализа) и др.

Научная новизна исследования заключается в обосновании направлений совершенствования налоговой политики на уровне ЦФО на основе результатов анализа влияния налогов на макроэкономические индикаторы развития региона. В ходе исследования получены следующие результаты, обладающие научной новизной:

- авторское определение термина «макроэкономические индикаторы развития региона», под которыми понимают интегральные показатели в виде предельных (пороговых) значений, количественно определяющие качественные характеристики социально-экономических процессов в регионе и предполагающие наличие инструментов воздействия на эти процессы;

- авторское определение термина «региональная налоговая политика», под которой понимается система правовых норм регионального уровня, опирающихся на федеральное законодательство, и организационно-экономических мероприятий, разрабатываемая с учетом сложившихся и прогнозируемых значений макроэкономических индикаторов и направленная на обеспечение устойчивого социально-экономического развития региона;

- авторский подход к классификации типов региональной налоговой политики по типу региона, по валовому региональному доходу на душу населения, по стабильности налоговых сборов, по налоговой нагрузке на одного жителя региона, по функциям, по степени институционализации теневого сектора экономики и пр.;

- модель формирования региональной налоговой политики. Использование данной модели даст возможность сделать процесс формирования этой политики научно-обоснованным. Предлагаемый алгоритм учитывает результаты ретроспективного анализа и прогнозные значения макроэкономических индикаторов развития региона. Кроме того, в рамках данной модели реализуются принципы сценарного планирования;

- параметры регрессионных зависимостей отражающих взаимосвязь основных макроэкономических индикаторов и параметров региональной налоговой политики, которые можно использовать с целью прогнозирования;

- значения мультипликатора налогов для каждого субъекта ЦФО, которые можно использовать для оценки степени влияния налогов на объем валового регионального продукта и целью последующего прогнозирования последствий изменения региональной налоговой политики;

- система льготного налогообложения прибыли, получаемой при реализации проектов производств, основанных на новых наукоемких технологиях, а также проектов, поддерживающих развитие энерго- и ресурсосберегающих технологий, создание новых поколений техники и оборудования для передовых отраслей, продукция которых предназначена, в первую очередь, для экспорта. Предлагаемая система льгот по налогу на прибыль обеспечивает прямую зависимость между фактом инвестирования, изменением значений показателей, характеризующих эффективность инвестирования, и размером уплачиваемого налога на прибыль. При этом льготное налогообложение прибыли будет направлено на улучшение экономических индикаторов развития региона;

- система льгот по налогу на имущество организаций, закупаемое за счет средств, инвестируемых предприятием, а также система льгот по транспортному налогу. При этом к предприятиям-налогоплательщикам, пользующимся льготами, предлагается предъявлять ряд требований, заключающихся в прибыльной работе и отсутствии практики сокращения рабочих мест на протяжении отчетного налогового периода. Ожидаемый эффект от предлагаемой схемы дифференциации ставок налога на имущество организаций и транспортного налога будет заключаться в поддержке отраслей специализации региона, в формировании постоянных стимулов к обновлению парка производственного оборудования и транспортных средств, в создании условий для внедрения новейших достижений научно-технического прогресса и пр.

Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в возможности использования основных положений и выводов исследования для дальнейшего развития научно-методических основ формирования и реализации региональной налоговой политики как части общегосударственной налоговой политики с учетом типа региона и его социально-экономического положения.

Практическая значимость полученных результатов состоит в том, что применение методических подходов и рекомендаций, предложенных автором, способствует достижению целей регионального развития.


Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 11.04.2020 2020-04-11

Статья просмотрена: 236 раз

Библиографическое описание:

Мизиряк, О. А. Оптимизация налоговых поступлений в региональный бюджет / О. А. Мизиряк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 15 (305). — С. 338-340. — URL: https://moluch.ru/archive/305/68657/ (дата обращения: 20.05.2021).

В статье рассмотрены способы формирование региональных бюджетов, и их роль в налоговой системе Российской Федерации. Рассмотрены задачи, поставленные перед региональными бюджетами, и проблемы с их осуществлением. Приведены способы по оптимизации налоговых поступлений в региональный бюджет.

Ключевые слова: система налогообложения, налогообложение, региональный бюджет, оптимизация налогов.

В Российской Федерации существует трехуровневая система налогообложения, включающая федеральные, региональные и местные налоги. Данная система устанавливается и регулируется Налоговым кодексом Российской Федерации.

В рамках предложенной темы следует акцентировать внимание на налогах, которые входят в региональный бюджет. Итак, региональные налоги включают в себя: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог. [1], [3, с. 34], [4, с. 369], [8, с. 31].

Стоит прибегнуть к Налоговому кодексу Российской Федерации и рассмотреть понятие «налог». В соответствии со статьей 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. [1]

Что касается региональных налогов, то подробное описание дается во второй части Налогового кодекса. Глава 30 полностью посвящена налогу на имущество организаций, в главе 29 освещается налог на игорный бизнес, 28 глава включает в себя описание транспортного налога [2]. В вышеуказанных главах можно найти исчерпывающую информацию о налогоплательщиках, объектах налогообложения, налоговой базе, налоговом периоде и ставках по налогам.

Стоит отметить, что региональные налоги обязательны к уплате на всей территории субъектов Российской Федерации, в которых они установлены. Субъекты Российской Федерации имеют право вводить или отменять региональные налоги на своей территории и устанавливать отдельные элементы налогообложения в соответствии с действующим федеральным законодательством. [8, с.31].

Сложившаяся бюджетная система Российской Федерации предполагает независимое и самостоятельное функционирование бюджетных систем различных уровней: федерального, регионального, муниципального. [6, с. 128]. Предполагается, что бюджеты различных уровней должны функционировать автономно, опираясь на четкие нормы, закрепленные законодательством.

Первоочередной задачей является обеспечение единство общегосударственных интересов, интересов населения, проживающего на территориях субъектов нашей страны, именно для этого доходы распределяются и перераспределяются между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации. [6, с. 127].

Составной частью финансовой системы Российской Федерации являются региональные и местные бюджеты. Развитие любого субъекта зависит от наличия определенных ресурсов, главным образом финансовых. Территориальный бюджет является гарантом финансовой независимости и самодостаточности региональных и местных органов власти. [5, с. 2].

Роль региональных бюджетов усилилась во многом благодаря переходу функции регулирования экономических и социальных процессов от центральных органов государственной власти к региональным органам власти. Значительная часть общественных фондов потребления финансируется через региональные бюджеты. Свыше 80 % приходится на здравоохранение, около 90 % на социальное обеспечение, 65 % на образование, коммунальное хозяйство финансируется из регионального бюджета на 100 %.

Именно через региональные бюджеты государством проводится выравнивание экономического и социального роста различных по уровню развития регионов.

Бюджетная система формировалась довольно быстро, в условиях переходного процесса, что повлекло за собой возникновение ряда недостатков. В первую очередь, сложившаяся система нацелена только на распределительную функцию. Так как цель распределения — восполнить недостатки региональных бюджетов, обеспечить население условиями к существованию. Поэтому необходимо акцентировать внимание бюджетной политики на преодолении экономической отсталости регионов. Это может быть достигнуто путем оказания федеральной поддержки регионам по программам реконструкции и подъёма производства, а так же бюджетное финансирование инвестиционных и инновационных программ. [6, с. 128].

За отдельными бюджетами законодательство закрепляет определенные виды доходов. Если же для сбалансирования доходов и расходов регионального бюджета собственных средств не хватает, существует передача части средств из вышестоящего бюджета в виде отчислений от доходов и налогов в порядке бюджетного регулирования. Такие доходы носят название — регулирующих. [7, с. 315].

Целью властных структур на региональном уровне является автономность и свобода в бюджетных отношениях. Мировой опыт демонстрирует, что «свобода» или «несвобода» региональных бюджетных систем — отнюдь не абсолютные понятия. В странах с демократическим правление, региональные (или местные) органы власти имеют в некоторых вопросах неограниченные полномочия, именно поэтому руководители этого органа власти (местные депутаты) несут при этом персональную ответственность перед своим населением.

При распределении доходов и расходов между отдельными бюджетами решается большой спектр задач:

– достижение сбалансированности доходов и расходов каждого бюджета;

– заинтересованность местных органов власти в выполнении планов по своевременному поступлению в территориальный бюджет общегосударственных доходов и налогов;

– равномерность и своевременность поступления доходов в бюджет в течение года во избежание временных кассовых разрывов бюджета для своевременного финансирования всех предусмотренных событий и процедур;

– приоритет государственного бюджета в финансировании общегосударственных программ и мероприятий по руководству экономикой, координации деятельности всех сфер общественного воспроизводства, в перераспределении финансовых ресурсов между территориями для выравнивания уровня их развития. [7, с. 313–314].

– К сожалению, стоит признать, что большинство регионов Российской Федерации формируют бюджеты с дефицитом.

Регионы, которым требуется поддержка для решения финансовых проблем, следует разделить на две группы:

– регионы, в которых высокая зависимость от федеральной помощи определяется плохим финансовым управлением;

– регионы, в которых депрессивная ситуация возникла по объективным обстоятельствам. [7, с. 315].

Если в первом случае в регионе возможен ввод особого статуса «территория с ограниченной финансовой самостоятельностью», это значит, что федеральным органам управления придется взять на себя часть выполнения государственных обязательств отстающего региона, то во втором случае нужны конкретные реформы. [7, с. 315].

Причинами ухудшения финансового самочувствия некоторых регионов являются:

– отсутствие сбалансированности между расходами и доходами субъектов;

– снижение налоговых доходов, прежде всего налога на прибыль;

– сокращение объемов федеральных трансфертов;

– внушительная закредитованность некоторых регионов;

– неравенство между регионами.

Отдельно стоит сказать, о налоге на игорный бизнес. Данный налог как уже было сказано выше, входит в число региональных налогов, и также имеет ряд своих недостатков. В связи с выделением игорных зон на территории Российской Федерации, в большинстве регионов основной проблемой является полное отсутствие поступлений от налога на игорный бизнес в региональный бюджет. Это привело к значительному снижению доли налоговых поступлений в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Таким образом, во избежание ухудшения состояния региональных бюджетов страны, первоочередной задачей является повышение налоговых поступлений, которая решается путем совершенствования имеющихся способов взимания налогов и улучшения налогового регулирования. Вот, некоторые пути усовершенствования системы налогообложения:

– провести ревизию имеющихся налоговых льгот, которые могут являться причиной значительного снижения налоговых доходов, с целью устранения неэффективных льгот;

– расширить имеющийся перечень региональных и местных налогов, и закрепить дополнительные доходные источники;

– передать часть расходных полномочий с регионального уровня на федеральный;

– расширить полномочия субъектов РФ, где это возможно, в регулировании регионального налогообложения и дать возможность проведения самостоятельной налоговой политики в рамках федерального законодательства;

– обеспечить полную прозрачность в предоставлении межбюджетных трансфертов;

– ограничить снижение налоговых ставок по региональным налогам, необходимо установить ставки в пределах интервала, который определяется федеральным законодательством;

– создать благоприятные условия для развития малого предпринимательства, путем государственной поддержки этого сектора экономики;

– проводить проверки за соблюдением всех установленных способов взиманию налогов.

Итак, для оптимизации налоговых поступлений в региональный бюджет необходимо проводить регулярный мониторинг по своевременности и правильности уплаты налогов. Создание прозрачной и слаженной системы налогообложения на региональном уровне, приведет к развитию инфраструктуры регионов, их социальных программ, и в целом улучшит качество жизни граждан. Система налогообложения, которая не утяжеляет налоговую нагрузку, а совершенствует имеющиеся способы взимания налогов, плодотворно скажется не только на ситуации связанной с региональным налогообложением, но и поспособствует улучшению ситуации в стране, что благоприятно скажется на конкурентоспособности Российской Федерации.

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.01.2020) // Информационно-справочная система «Консультант Плюс».
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 27.12.2019) // Информационно-справочная система «Консультант Плюс».
  3. Алексейчева, Е. Ю. Налоги и налогообложение: учебник [Текст] / Е. Ю. Алексейчева, Е. Ю. Куломзина, М. Д. Магомедов. — Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. — 300 с.
  4. Майбуров, И. А. Налоги и налогообложение: учебник [Текст] / И. А. Майбуров, Е. В. Ядренникова, Е. Б. Мишина и др.; ред. И. А. Майбуров. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва: Юнити-Дана, 2015. — 487 с.
  5. Мурзаева, О. В. Совершенствование процесса формирования и исполнения налоговых доходов бюджета на региональном уровне [Текст] / О. В. Мурзаева // Научно-исследовательские публикации. — 2015. -№ 1. — С. 1–10.
  6. Сулейманов, М. М. Особенности формирования региональных бюджетов [Текст] / М. М. Сулейманов, З. А. Салимханов // Экономика, управление, финансы. — 2015. — С. 127–129.
  7. Фетисов, Г. Г. Региональная экономика и управление: учебник [Текст] / Г. Г. Фетисов, В. П. Орешин. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 416 с.
  8. Шаров, В. Ф. Региональные и местные налоги: учебное пособие для студентов вузов [Текст] / В. Ф. Шаров, Р. Г. Ахмадеев, М. Е. Косов. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Юнити-Дана, 2015. — 227 с.

Читайте также: