Основные критерии эффективной деятельности налогового консультанта

Опубликовано: 13.05.2024

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 13:50, контрольная работа

Описание работы

Знания налогового консультанта не исчерпываются только знанием нормативных правовых актов по налогообложению, налоговый консультант умеет анализировать судебную практику, обладает знаниями ненормативных правовых, разъясняющих актов. Налоговый консультант, наряду с вышеуказанными, также обладает знаниями бухгалтерского учета, анализа финансовых операций. Совокупность этих знаний помогает оказывать налогоплательщику (организации) услуги одновременно по различным направлениям его (организации) деятельности.

Файлы: 1 файл

Основные критерии эффективной деятельности налогового консультанта.docx

  1. Основные критерии эффективной деятельности налогового консультанта, ее характеристика.

Знания налогового консультанта не исчерпываются только знанием нормативных правовых актов по налогообложению, налоговый консультант умеет анализировать судебную практику, обладает знаниями ненормативных правовых, разъясняющих актов. Налоговый консультант, наряду с вышеуказанными, также обладает знаниями бухгалтерского учета, анализа финансовых операций. Совокупность этих знаний помогает оказывать налогоплательщику (организации) услуги одновременно по различным направлениям его (организации) деятельности.

Налоговые консультанты вправе принять на себя проведение устных или письменных консультаций. Но и в том и в другом случае следует иметь в виду, что содержание консультаций должно быть полным и исчерпывающим, в этом налоговому консультанту помогают не только знания, но и опыт работы налоговым консультантом. Ответ на вопрос налогоплательщика должен быть обоснованным, развернутым, со ссылками на нормативные документы. Консультанту следует представить налогоплательщику полное описание ситуации, представив все возможные позиции по вопросу, с указанием последствий по каждому из возможных вариантов поведения налогоплательщика. Такой ответ содержит в себе аргументацию, которую налогоплательщик сможет использовать, вступая в налоговые правоотношения, в том числе в случае возможного обращения в суд. В то же время налогоплательщик принимает решение о своих дальнейших шагах самостоятельно, поскольку в соответствии с гражданским законодательством предпринимательская деятельность - это деятельность, осуществляемая на свой страх и риск. Однако при консультировании консультант ограничен предоставленными ему клиентом сведениями, документами и материалами, поэтому содержание и качество консультации зависит от полноты и достоверности их сведений, документов, материалов.

Профессиональная компетентность налогового консультанта основывается на умении четко определять сферу своей компетенции и возможностей. Клиент, обратившись со своей проблемой к налоговому консультанту, ожидает полноценной помощи. Если проблема клиента не может быть разрешена консультантом, то лучше сразу отказаться от оказания услуги. Желание заключить договор на оказание услуги не должно превалировать над здравым смыслом. Клиент обязательно оценит умение консультанта отказываться от работы, если она не имеет положительного решения, или если консультант не знает, как не только приступить к решению проблемы, но и как решить ее.

Очень важно налоговому консультанту продемонстрировать уже на стадии формирования коммерческого предложения знания бизнеса клиента, сферы его деятельности, опыт успешной работы в этой и смежных областях деятельности, готовность представить коммерческое предложение в письменной форме. Очень важный фактор профессиональной компетентности консультанта владение стандартными методиками проработки аналогичных проблем, наличие соответствующего инструментария. Стандартные методики, ко всему прочему, позволяют продемонстрировать объективность в решении проблем клиента, но часто клиент оценивает именно умение решать нестандартные задачи.

Достаточно часто клиент, обращаясь к налоговому консультанту, не может четко сформулировать свою проблему, очень часто клиент пытается за многословием скрыть отсутствие понимания своей проблемы. Клиент надеется, что налоговый консультант самостоятельно поймет, в чем проблема или что волнует клиента. В таких ситуациях особенно важно помочь сформулировать проблемы и предложить выработать общий взгляд на них, помочь определить круг «носителей проблем».

Профессиональная компетентность налогового консультанта определяется умением представить клиенту различные варианты решения проблем, сформулировать выгоды и преимущества, которые могут быть получены в результате разрешения проблемы, проанализировать риски и неблагоприятные последствия, которые могут наступить в обратной ситуации. Налоговый консультант должен уметь предложить варианты консультирования (экспертиза, исследование, разработка организация поиска и принятия решений, обучение и т.п.), варианты совместной работы.

Профессиональная компетентность налогового консультанта опирается на ведение образовательной, научной работы в предметной и (или) смежных областях, наличие публикаций по проблеме, постоянное повышение своей квалификации.

Беспристрастность и объективность

Многие крупные организации имеют специальные подразделения налоговых консультантов, другие организации предпочитают обращаться к налоговым консультантам, не состоящим в штате организации, однако, и в тех и других случаях важна беспристрастность и объективность налогового консультанта. Как правило, обращение к налоговому консультанту сопровождается жалобами клиента на противоречивость налогового законодательства, просьбой помочь разобраться в сложной ситуации или разъяснить порядок отражения в бухгалтерском учете хозяйственной операции, оформленной договором, а заодно пояснить налогообложение данной операции.

Желание помочь клиентам часто приводит к тому, что налоговый консультант пытается прочесть в налоговом законодательстве не то, что написано, а то, что налоговому консультанту хотелось бы прочесть. Избежать таких ошибок помогает выработка собственного стиля работы, который основывается на определенных принципах и правилах. В первую очередь налоговый консультант должен приучить себя не надеяться на собственные знания, а лишний раз убедиться в них, то есть каждый раз не вредно начинать консультацию с прочтения в очередной раз конкретных статей налогового законодательства, которыми консультант должен воспользоваться.

При оказании услуги налоговый консультант часто общается с различными службами клиента, например, решение проблемы на налоговому планированию потребует привлечения к работе не только подразделения бухгалтерской службы (главного бухгалтера), но и финансового подразделения (финансового директора, финансиста), которые всегда имеют собственное мнение, но которое не всегда объективно, то есть чье-то мнение является предвзятым. В таких случаях необходимо, основываясь на собственных методиках, стандартах, обосновать объективность тех положений, которые предлагает консультант, то есть необходимо умение игнорировать предвзятое мнение. Таким образом, в беспристрастном и объективном консультировании помогает разработка единых методик по решению конкретных проблем, которые могут использоваться при оказании услуг различным клиентам.

Сложности становления налоговой системы, сопровождающиеся не только частыми изменениями, но и противоречиями налогового законодательства, арбитражная судебная практика по рассмотрению споров по вопросам налогового законодательства - все эти проблемы приводят к тому, что налоговый консультант должен не только хорошо разбираться в налоговом законодательстве, знать арбитражную практику, но и уметь при оказании услуги использовать свои знания и опыт, а также выработать по определенным вопросам свое мнение, основанное на знаниях и опыте.

Проблемы, с которыми обращается клиент к налоговому консультанту, редко имеют однозначное решение, чаще всего приходится при анализе проблемы вырабатывать вместе с клиентом целый ряд альтернативных решений, выбирать из их числа наиболее приемлемые для клиента. Таким образом, добросовестность консультанта будет определяться полнотой рассмотрения и проработки самой проблемы клиента, полнотой анализа возможных вариантов решений, и полнотой помощи при выборе окончательного решения.

Консультации, основанные на знаниях и опыте, профессиональной компетентности, будут определять качество предоставления услуг. Налоговое законодательство устанавливает властные правоотношения. Государство заинтересовано в максимально возможном поступлении налогов и контролирует полноту исчисления и своевременность уплаты налогов через исполнительные органы власти, то есть ФНС РФ и его структурные подразделения.

Однако налогоплательщики не заинтересованы в полной мере уплачивать налоги и ищут пути оптимизации налогообложения. Клиентами налогового консультанта чаще всего выступают именно налогоплательщики, поэтому при оказании услуг по налоговому консультированию необходимо учитывать этот конфликт интересов.

С другой стороны, в самой организации при выборе из альтернативных решений проблемы налогоплательщика одного решения или в отношении путей реализации принятых решений могут вступать в конфликт интересы лиц, принимающих решения.

В таких ситуациях налоговый консультант должен, учитывая конфликт интересов, используя объективность и беспристрастность, оказывать добросовестно помощь клиенту, ориентируясь исключительно на интересы самой организации в целом. На помощь ему придет Кодекс этических норм, разработанный самим налоговым консультантом или консультационной фирмой, сотрудником которой является налоговый консультант.

Заключая договор с налоговым консультантом, клиент понимает, что помощь в решении проблем сопровождается раскрытием финансовой информации организации, часто раскрывается в процессе консультации коммерческая тайна, - все это требует обеспечение конфиденциальности от налогового консультанта.

Если в процессе обсуждения возникает имя коллеги по профессии или название конкурирующей фирмы, то лучше отзываться о коллегах по профессии, как минимум, в нейтральной форме, но важнее - подчеркнуть их сильные стороны, сформулировать проблемы, за разрешением которых следует обращаться к ним.

В заключение необходимо инициировать, если клиент сам не понимает вопрос, соглашение о конфиденциальности, ясно сформулировать условия и гарантии предоставления конфиденциальности, подписать это соглашение, а в дальнейшем последовательно исполнять его.

Для такого обсуждения необходимо иметь домашние заготовки формулировок о конфиденциальности, включить их в проект договора с клиентом. Вообще, при работе с клиентом необходимо быть открытым при разумном соблюдении собственных интересов и интересов бывших и настоящих клиентов.

Налоговый консультант чаще всего заинтересован в заключении договора с клиентом, поэтому возникает двойственность при определении стоимости оказываемых услуг. С одной стороны, есть желание договориться о максимально возможной стоимости, но с другой, - желание не потерять клиента, не отпугнуть его высокими расценками, при этом необходимо учитывать и интересы консультационной фирмы, налогового консультанта. В решении этой проблемы поможет калькуляция затрат, которая определяет ориентировочную стоимость услуг в режиме реального времени по запросу, тогда консультант может ясно называть стоимость своих услуг и (или) возможный порядок затрат на разрешение проблемы и (или) принципы формирования своего вознаграждения.

Если обе стороны заинтересованы в заключении договора, то можно представить право клиенту самостоятельно сформировать стоимость консультационного проекта в зависимости от потребностей и финансовых возможностей организации, или рекомендовать объем консультационных услуг исходя из финансовых возможностей организации.

Очень важно, уступая клиенту, показать пути экономии и обосновать необходимость тех или иных затрат при выборе форм сотрудничества и определении возможного объема консультационных услуг. Можно быть гибким при обсуждении вопросов о скидках, рассрочках, формах и времени оплаты, предложить формы и способы финансовой и материальной отчетности, как в период, так и по завершении работ по договору.

  1. Проектная модель консультирования, ее содержание, отличительные особенности.

Налоговый консультант при реализации модели проектного консультирования только предлагает и вырабатывает решения. Помощь клиенту заключается в анализе и определении его проблем, передаче своих теоретических и практических знаний. Клиент только внедряет принятые консультантом решения. Роль организации – заказчика: предоставление необходимой информации консультанту для определения проблемы клиента, информирование и разъяснение специалистами организации налогового консультанта по его специальному запросу. Внедрение разработанных и принятых консультантом решений.

Роль консультанта: организация и управление процессами сбора информации и ее анализ, а также разработка, обсуждение и принятие решений. Выбор форм индивидуальной и групповой работы в рамках консультационных проектов, управление групповой работой. Разработка и внедрение способов сбора и обработки высказанных идей, оценок, суждений, предложений, представления результатов проектирования.

Налоговое консультирование: новая эпоха?

НК РФ – это один из рекордсменов среди кодексов по частоте вносимых изменений. Общая часть НК РФ действует с 1 января 2000 года, и за это время поправки вносились в нее более 200 раз. Одно это уже затрудняет исчисление налогов – но налоговый закон к тому же и сформулирован непросто.

Поэтому услуги налоговых консультантов, помогающих разобраться в хитросплетениях налоговых норм, весьма востребованы – особенно бизнесом. Конечно, сегодня специальный правовой статус налоговых консультантов в законе не закреплен, однако эта отрасль консалтинга уже давно и успешно развивается. Обычно в качестве налоговых консультантов выступают адвокаты (или, как уточняют они сами, "налоговые адвокаты"), юрисконсульты, не имеющие адвокатского статуса, либо экономисты.

Сегодня у таких специалистов есть возможность подтвердить свою компетентность путем сдачи квалификационного экзамена в Палате налоговых консультантов и получить соответствующий аттестат. На сегодняшний день выдано более 10 тыс. квалификационных аттестатов по специальности "Консультант по налогам и сборам".

В конце мая в Госдуму поступил законопроект "О налоговом консультировании" (далее – Законопроект), закрепляющий основы правового статуса налоговых консультантов и правила оказания ими услуг 1 . Посмотрим, как предлагается урегулировать уже сложившиеся отношения и что по этому поводу думают эксперты.

Налоговые консультанты – кто они?

Несмотря на довольно развитый рынок налогового консалтинга, в договоре на оказание услуг или трудовом договоре все же редко фигурируют такие стороны, как "налоговый консультант" или "работник-налоговый консультант". Чаще заключается обычный договор оказания услуг, в котором налоговый консультант поименован как "исполнитель". Но бывают и исключения, когда один из контрагентов назван именно налоговым консультантом (постановление ФАС Поволжского округа от 8 июля 2011 г. № Ф06-5329/11 по делу № А65-8463/2009, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 октября 2012 г. № 11АП-12210/12 по делу № А55-17726/2011).

В судебной практике вместо привычного "представитель по доверенности" встречается даже "налоговый консультант по доверенности" – правда, это единичный случай (постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 июля 2012 г. № 19АП-2991/12 по делу № А35-12334/2011).

Сегодня профессионал может получить статус налогового консультанта, успешно завершив образовательные курсы при Палате налоговых консультантов. Однако в настоящее время этот статус государством не признается. Аттестат налогового консультанта, конечно, играет определенную роль – но только как конкурентное преимущество на рынке юридических услуг или актив соискателя при трудоустройстве.

Кроме того, статус налогового консультанта может использоваться в качестве доказательства обоснованности судебных расходов на квалифицированную юридическую помощь (постановление ФАС Поволжского округа от 28 апреля 2011 г. № Ф06-2759/11 по делу № А65-19019/2010).

Сегодня суды не воспринимают налоговых консультантов как самостоятельных субъектов правоотношений. К примеру, налогоплательщик не может сослаться на то, что о какой-то норме он узнал только из заключения налогового консультанта – ведь по закону налогоплательщик обязан самостоятельно исчислять налог (постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 февраля 2014 г. № 18АП-591/14 по делу № А07-11599/2013).

Законопроект предлагает придать статусу налоговых консультантов официальный характер: после успешной сдачи квалификационного экзамена компетенция специалиста будет официально подтверждена аттестатом. К сдаче экзамена, который проводит сегодня Палата налоговых консультантов, сегодня готовят 80 вузов по всей стране по единой программе. В каком порядке будет проходить обучение налоговых консультантов и кому по новому закону будут сдавать экзамен претенденты – пока непонятно.

Предполагается, что статус налогового консультанта может приобрести и штатный сотрудник организации. В этом случае закон о налоговом консультировании будет распространяться на него в полной мере.

Если профессионала не обладает официальным статусом налогового консультанта, то практиковать ему никто не запретит – однако он будет лишен возможности называть себя "налоговый консультант" (для организаций – "налоговая консультация").


Сергей Зеленов, председатель комитета по налогам Московского городского отделения "ОПОРА России", владелец консалтинговой компании "Green Group":

"По большому счету, данный законопроект никакого регулирования не осуществляет, а только предлагает консультантам на добровольной основе объединиться в СРО, чтобы сохранить (или приобрести) в названии организации словосочетание "налоговый консультант". Конечно, в зависимости от размеров взносов, которые будут установлены, организации смогут нивелировать свою имущественную ответственность за счет фонда, собранного СРО. Иных "бонусов" для налоговых консультантов законопроект не предполагает, за исключением, может быть, недопущения изъятия предметов и документов, кроме как в рамках УПК РФ (хотя, предпочтительно было бы, по решению суда).

С другой стороны, развитию рынка налогового консультирования может помешать тот факт, что органом, регулирующим их деятельность, будет Минфин России. Вероятно, налоговые консультанты будут вынуждены давать консультации, так или иначе поддерживающие мнение ведомства, тогда как налогоплательщики часто оспаривают действия налоговиков, основанные на письмах Минфина России"

Объем услуг

Конечно, налоговые консультации будут основным видом деятельности налоговых консультантов. Кстати, в Законопроекте они прочно увязаны с составлением заключения по итогам консультации – поэтому пока неясно, можно ли будет консультировать устно.

Перечень услуг налоговых консультантов открытый – на это указывают слова "в частности" перед перечислением видов услуг (ч. 1 ст. 1 Законопроекта).

Конфиденциальность

Многие потенциальные клиенты налоговых консультантов опасаются, что сведения о налоговых правонарушениях или содержание консультации станет известным налоговой инспекции.

Кстати, суды вполне ожидаемо не принимают в качестве доказательств ничем не подтвержденные сведения, полученные от налоговых консультантов в настоящее время (постановление ФАС Центрального округа от 3 мая 2006 г. № А48-401/02-16к). Однако если статус налогового консультанта станет официальным, все может измениться.

Еще один нехороший вариант развития событий – это "утечка" сведений, составляющих коммерческую тайну клиента, к конкурентам.

Законопроект закрепляет тайну налогового консультирования (п. 3 ч. 2 ст. 5, ст. ст. 7-8), причем не только для налоговых инспекций, а для всех третьих лиц, и относит к ней в том числе производственную и коммерческую тайну. Но предусмотрены и исключения: под режим тайны не попадет информация о факте заключения договора, его цене, а также те сведения, которые клиент обнародовал сам или дал на это согласие.

Правда, ответственность за нарушение обязанности хранить тайну налогового консультирования не предусмотрена. Если провести аналогию с аудиторами, то можно увидеть, что у них такая ответственность есть, и ее объем ограничен убытками, которые понес клиент вследствие разглашения аудитором своего ноу-хау третьим лицам (ч. 6 ст. 9 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности").

Контроль качества и ответственность

Аттестат налогового консультанта должен подтверждать соответствующую квалификацию, и Законопроект предусматривает следующие гарантии качества услуг налоговых консультантов:

Обязательное повышение квалификации (ч. 3 ст. 5 Законопроекта). Минимальное количество учебных часов установлено в размере 72 часов за два года. Кстати, это меньше, чем минимальная программа повышения квалификации аудиторов (не менее 120 часов за три года) (ч. 9 ст. 11 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"). В итоге, аудиторы должны обучаться как минимум 40 часов в год, а налоговые консультанты – 36.

Контроль качества (ст. 20 Законопроекта). Интересно, что предусмотрено два вида контроля: внутренний (силами СРО) и внешний (проводимый ФНС России).

Причем периодичность плановых проверок установлена только для первого вида контроля: не реже одного раза в три года, но не чаще одного раза в год. Основание для внеплановой проверки, как обычно, – жалоба клиента.

Последствия внешней проверки, в ходе которой были выявлены нарушения требований закона о налоговом консультировании, профессионального стандарта или кодекса этики, могут быть весьма серьезными – вплоть до исключения из СРО. Из более мягких мер реагирования – приостановление членства в СРО, предписание об устранении нарушения и предупреждение.

Имущественная ответственность за некомпетентную консультацию (ст. 17 Законопроекта). В случае, если рекомендации налогового консультанта оказались некачественными, он обязан возместить клиенту убытки в размере штрафа и пени, взысканных налоговиками. Это распространяется и на те случаи, когда консультант утверждал, что ответственность за то или иное нарушение не установлена.

С дополнительной гарантией возмещения убытков со стороны СРО сложнее. С одной стороны, СРО даже не может быть включена в реестр СРО, если не подтвердит возможность обеспечения дополнительной имущественной ответственности (п. 3 ч. 2 ст. 15 Законопроекта).

С другой стороны, в ч. 2 ст. 17 Законопроекта предусмотрено, что СРО вправе (а не обязана) применять меры имущественной ответственности, предусмотренные законом о СРО (Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315). И это еще больше запутывает ситуацию: указанный закон предусматривает два способа обеспечения имущественной ответственности членов СРО: страхование их ответственности либо формирование компенсационного фонда за счет взносов членов СРО. А Законопроект говорит только о второй возможности (абз. 5 ст. 2).


Сергей Зеленов, председатель комитета по налогам Московского городского отделения "ОПОРА России", владелец консалтинговой компании "Green Group":

"Имущественная ответственность определяется как пени и штрафы, начисленные консультируемому лицу вследствие некачественной налоговой консультации. Данный механизм, по сути, уже применяется подавляющим количеством компаний, профессионально занимающихся данным видом деятельности.

Особый интерес представляет формулировка п. 1 ст. 17 законопроекта о моменте наступления ответственности налогового консультанта: "Налоговый консультант, налоговая консультация несут имущественную ответственность в размере сумм санкций и пени, вмененных консультируемому лицу вступившим в законную силу решением о привлечении (отказе в привлечении) консультируемого лица к ответственности за совершение нарушения законодательства или вступления в законную силу судебного акта, признавшего законность такого решения".

Между вступлением решения налогового органа в законную силу и вступлением в законную силу решения суда по этому делу (после прохождения трех инстанций) проходит срок не менее одного года, а часто и гораздо больше. В связи с этим порядок определения момента наступления ответственности налогового консультанта крайне важен, и, как видится мне, автор законопроекта оставляет этот момент на усмотрение сторон (то есть, как будет прописано в договоре)."

Шанс на жизнь

В основном услугами налоговых консультантов сегодня пользуются предприниматели – как малый бизнес (у которого не всегда есть возможность содержать штатного бухгалтера и юриста), так и крупные организации (для разрешения сложных вопросов налогообложения). Обычные граждане — очень редко, в том числе и из-за стоимости услуг хорошего консультанта. Разработчики Законопроекта прекрасно это понимают, отмечая в пояснительной записке, что физические лица "могут быть не осведомлены о существовании налогового консультирования как такового".

Это подтверждают и результаты опроса пользователей нашего портала. На вопрос о том, будут ли они пользоваться услугами профессионалов в сфере налогов, 9% респондентов задали встречный вопрос: "А кто это?". Да и вообще, в целом отношение к институту налогового консультирования у россиян пока настороженное, а нередко и отрицательное.

Между тем, популярность налоговых консультантов в скором будущем может возрасти – ведь с 1 января 2015 года у граждан появится обязанность по извещению налоговых органов об имеющемся имуществе, если не пришла налоговая декларация (Федеральный закон от 2 апреля 2014 года № 52-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").

53% респондентов одобряют введение института налоговых консультантов.

Сколько будут стоить услуги налоговых консультантов, пока сказать сложно. Скорее всего, расценки сохранятся на нынешнем уровне, потому что формулы расчета стоимости налоговой консультации Законопроект не предусматривает.

В ходе обсуждения Законопроекта неоднократно предлагалось закрепить некоторые преимущества для клиентов аттестованных налоговых консультантов: например, продлить срок предоставления налоговой декларации или вообще освободить их на какое-то время от налоговых проверок. Однако итоговый вариант Законопроекта таких стимулов не содержит.

Правда, не все специалисты соглашаются с их необходимостью. Так, председатель комитета по налогам Московского городского отделения ОПОРЫ РОССИИ Сергей Зеленов уверен: "Налогоплательщики не должны находиться в неравных условиях в зависимости от того, какая компания их обслуживает, и обслуживает ли вообще".

Трудно спрогнозировать, каким будет закон о налоговом консультировании, когда его примут в окончательном виде. Это как раз тот случай, когда правоотношения не создаются государством "с нуля", а появляются в результате урегулирования уже сложившихся отношений. Поэтому хочется, чтобы законодатель принял во внимание положительный опыт, уже наработанный профессионалами и Палатой налоговых консультантов.

Документы по теме:

1 С текстом законопроекта № 525626-6 "О налоговом консультировании" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

Налоговое консультирование – это вид профессиональной деятельности по оказанию заказчику (консультируемому лицу) на платной основе услуг, содействующих должному исполнению налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами, иными лицами обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

Таким образом, можно сделать вывод, что консультирование – форма оказания услуг выражающаяся в предоставлении определенной помощи, рекомендации совета квалифицированным лицом.

НК – это абсолютно самостоятельный вид деятельности близкий, но не совпадающий по предмету по способу реализации ни с аудитом, ни с юридической консультацией.

НК получает применение в такой сфере услуг, кот носит название консалтинг.

Консалтинг способствует увеличению эффективности работы предприятий. Сущность- бизнес, суть кот состоит в продаже консультантом собственных знаний и умений. Для налогового консультанта это интересный и перспективный вид бизнеса, т.к. происходит усложнение системы налогового законодательства, что приводит к увеличению спроса на этот вид услуг. Сфера НК: налоговые консультации, бух, юр, по работе с ЦБ, управление кадрами и бизнесом, пр.(заполнение док-тов, подготовка бизнес-планов)

Этико-психологические основы в деятельности налогового консультанта:

В настоящее время выделяется 3 группы этических норм:

· Основополагающие нормы общества

· Этические нормы бизнеса

Этические нормы в области консультирования выполняют следующие функции:

· Направлены на регулирование деятельности членов профессионального сообщества в отношении с клиентами и другими лицами;

· Направлены на регулирование взаимоотношений членов профессионального сообщества с другими сообществами;

· Обеспечивают высокое качество профессиональных услуг;

· Формируют общественное доверие посредствам профессии.

Базовыми принципами деятельности налогового консультанта являются следующие:

· Профессиональная компетентность – налоговый консультант должен поддерживать высокий уровень профессиональных знаний, основанных на постоянном повышении квалификации, а также воздерживаться от какого-либо поведения, которое могло бы дискредитировать профессию.

· Честность - налоговый консультант должен, действовать в отношении с клиентом честно и открыто.

· Независимость - налоговый консультант должен, действовать в отношении с клиентом самостоятельно и независимо.

· Достоверность – обеспечение полного рассмотрения и проработки комплекса проблем, а также полноты анализа возможных вариантов решений, учитывая интересы всех сторон.

· Объективность и беспристрастность – на мнение консультанта ничего не должно влиять.

· Законность – должен следовать закону, т.е легально осуществлять свою деятельность и использовать достоверную информацию.

· Конфиденциальность – налоговый консультант обязан соблюдать тайну информации, получаемую от клиента за исключением случаев предусмотренных законодательством РФ.

· Ответственность – должен нести ответственность за качество оказываемых услуг.

· Корректность налоговый консультант обязан учитывать мнение коллег по профессиональной деятельности и избегать создания конфликтных.

Вопрос 3. Учетная политика организации для целей налогообложения: формирование (метод определения доходов и расходов, порядок распределения прямых расходов, выбор способа начисления амортизации, создание различных резервов и т.д.), внесение изменений в учетную политику.

В налоговом учете доходы и расходы учитываются методом начисления или кассовым методом. При методе начисления доходы и расходы для целей налогообложения будут признаваться в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств. Кассовый метод признания доходов и расходов могут применять только те организации, у которых в среднем за предыдущие четыре квартала выручка от реализации товаров (работ, услуг) не превысила 1 000 000 руб. за квартал (ст. 273 НК РФ). Но если в течение года выручка окажется больше этого показателя, организация будет вынуждена перейти на метод начисления. В этом случае все доходы и расходы нужно пересчитать с начала года в соответствии с этим методом. Поэтому, если у налогоплательщика размер выручки близок к уровню, при котором использование кассового метода невозможно, в учетной политике лучше изначально утвердить метод начисления.

Если же в учетной политике не будет указан метод учета доходов и расходов, то доходы и расходы в налоговом учете учитываются методом начисления. Если организация использует метод начисления, данные налогового учета будут максимально приближены к показателям бухгалтерского учета.

В соответствии со статьей 318 НК РФ налогоплательщики, определяющие доходы и расходы по методу начисления, делят расходы в целях налогообложения прибыли на прямые и косвенные. В указанной статье Кодекса приведен примерный перечень прямых расходов, на который организации должны ориентироваться при формировании списка прямых расходов. Указанный перечень открытый. Это означает, что организации, исходя из отраслевой специфики, могут включать в него иные расходы. Для целей налогообложения и для целей бухгалтерского учета можно установить один и тот же перечень прямых расходов. Это позволит не применять нормы ПБУ 18/02. Перечень прямых расходов необходимо закрепить в учетной политике, причем даже если он полностью соответствует перечню, приведенному в статье 318 НК РФ.

Прямые расходы лишь частично уменьшают налог базу, косвенные – полностью. Состав прямых расходов различен для производственных (стоимость производственного сырья и материалов, оплата труда для производственного персонала) и торговых организаций (стоимость приобретения Т, расходы по доставке приобретенных Т, если они не вкл. в стоимость приобретения). Себестоимость формируется по выбранному методу в учетной политике (ФИФО, ЛИФО, средней стоимости).

Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10000 рублей.

Организация может применять как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогового учета два метода начисления амортизации:

При этом выбранный налогоплательщиком метод начисления амортизации не может быть изменен в течение всего периода начисления амортизации по объекту амортизируемого имущества.

· Формирование резервов: по сомнительным долгам;

· по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию;

· предстоящих расходов на выплату отпусков;

· на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет.

Период, на который создается резерв по сомнительным долгам: отчетный период; налоговый период.

Предельный размер резерва по сомнительным долгам: Сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10% от выручки отчетного (налогового периода).

Порядок использования неизрасходованного резерва по сомнительным долгам: сумма переносится на следующий налоговый период; остаток включается в состав внереализционных доходов, если величина вновь созданного резерва меньше чем сумма остатка предыдущего отчетного (налогового) периода.

Изменения в учетную политику можно вносить в двух случаях:

· если организация решила изменить применяемые методы учета;

· если внесены изменения в законодательство о налогах и сборах.

В первом случае изменения в учетную политику для целей налогообложения принимаются с начала нового налогового периода, то есть со следующего года. Во втором случае — не ранее момента вступления в силу указанных изменений.

БИЛЕТ № 23

1. Цикличность экономического развития. Промышленный цикл.

2. Налоговые декларации: виды налоговых деклараций, представление, внесение исправлений в налоговые декларации. Ответственность, предусмотренная НК РФ за нарушение сроков подачи налоговых деклараций. Электронная сдача отчетности.

3. Общая характеристика налогов и сборов за пользование недрами и природными ресурсами. Назначение, характеристика элементов, порядок и сроки уплаты.

Вопрос 1. Цикл–такая модель движения,при кот.возникает повторяемость периодов,состоящих в свою очередь из частей(фаз).Цикл–период,за кот.экономика проходит все составляющие,связанные с ростом и снижением рын.конъюнктуры..

Эк. цикл–повторяющиеся на протяжении пары лет,подъемы и спады эконом.активности.

К. Маркс обратил внимание на природу циклического развития,исследовал колебания объемов пр-ва,поэтому такая интерпретация получила название промышленного цикла.

Промышл-й цикл включает 4 этапа(длиться около 7-12 лет):

Черты:1)Перепроизв-во товаров(их произведено значит-но больше по сравнению с платежеспос-м спросом);2)Резкое падение цен(явл.следствием превышения предлож-я товаров над их спросом);3)Резкое сокращение размеров произ-ва;4)Массовые банкротства предп-ий;5)Резкий рост безработицы и падение зараб.платы;6)Обесценивание товаров, безработица, прямое уничтожение капитала.

Черты:1)Рассасывание товарного избытка;2)Приостановка резкого падения цен;3)Прекращение спада произв-ва;4)Падение ссудного%;5)застой в промыш-ом производстве,вялость торговли,наличие большой массы свободного денежного капитала.

Оживление и пик хар-ся:1)Быстрый рост произв-ва;2)Значительное повышение товарных цен;3)Сокращением размеров безработицы;4)Повышением зараб.платы.В фазе оживления предпр-я,оправившись от кризисных потрясений,доводят объем произ-ва до прежнего уровня. В фазе подъема произв-во превышает высшую точку,достигнутую в предыдущем цикле накануне кризиса.Это ведет к расширению торговли за пределы платежеспособного спроса населения.Создаются предпосылки для очередного эк. кризиса перепроизводства.

Кризис явл. важнейшей фазой промышл-го цикла.Каждый кризис служит исходным пунктом для следующих за ним фаз и создает условия для них.В свою очередь, каждый подъем обрывается новым кризисом.Эк-ка сама по себе не может выйти из цикла. Модификация цикла на соврем.этапе связана с существенными институц-ми изменениями,кот.подорвали свободное движение цен.

Факторы,влияющие на модификацию:1)крупные корпорации,препятствуют свободному движению цен.2) профсоюзы(стабильная з/п на всех циклах)3) рост гос. расходов,для того чтобы повысить деловую активность правительство само идет на дефицит бюджета,проводит антициклическую политику(Снижение налогов;Рост гос-х инвестиций;Рост компенсаций соц-но незащищенным слоям населения).

2)конъюнктурные колебания(охватывают отдельные рынки,связан с нарушением частичного рыночного равновесия;колебания товарно-матер-х запасов.

3)среднесрочный инвестиционный цикл(промышл-ый)(продолж-ть

10 лет,связан с периодическим обновлением основного капитала.Впервые был изучен Марксом,но в экономике обознач-ся под именем Жульена).

4)строительный(связан с периодич-м обновл-ем зданий и сооружен

20 лет,цикл Кузница);

5)длинная волна(Кондратьева)(связан со сменой отраслей лидеров ок.50 лет).

Вопрос 2. Налоговые декларации: виды налоговых деклараций, представление, внесение исправлений в налоговые декларации. Ответственность, предусмотренная НК РФ за нарушение сроков подачи налоговых деклараций. Электронная сдача отчетности.

Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика или заявление, составленное в электронной форме об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

По видам декларируемых налогов различают следующие виды деклараций:Декл по НДС; Декл по налогу на прибыль; Декл по НДФЛ; по УСН; По ЕНВД; по ЕСХН; по налогу на имущество; по транс Н; по зем Н; по НДПИ; по водному Н; по акцизам и т.д.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате.

Не подлежат представлению в налоговые органы налоговые декларации по тем налогам, по которым налогоплательщики освобождены от обязанности по их уплате в связи с применением специальных налоговых режимов.

Лицо, признаваемое н/пл-ком по одному или нескольким налогам, не осущ-щее операций, в рез-те кот происходит движение денежных ср-в на его счетах в банках (в кассе организации), и не имеющее по этим налогам объектов налогообл-я, представляет по данным налогам единую (упрощенную) налог декларацию.

Единая налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства физического лица не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшими кварталом, полугодием, 9 месяцами, календарным годом.

Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые должны прилагаться к налоговой декларации.

Бланки налоговых деклараций предоставляются налоговыми органами бесплатно.

Налоговая декларация может быть представлена н/пл-ком в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Налоговая декларация представляется с указанием идентификационного номера налогоплательщика.

Налогоплательщик или его представитель подписывает налоговую декларацию (расчет), подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации.

При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.

Если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации, но до истечения срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности, если уточненная налоговая декларация была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом факта неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки.

Если уточненная налог декларация представляется в налог орган после истечения срока подачи налог декларации и срока уплаты налога, то н/пл-к освоб-ся от ответст-сти в случаях: 1. представления уточненной налог декларации до момента, когда н/пл-к узнал об обнаружении налог органом не отражения или неполноты отражения сведений в налог декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налог проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налог декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени; 2. представления уточненной налог декларации после проведения выездной налог проверки за соответствующий налог период, по рез-там кот не были обнаружены не отражение или неполнота отражения сведений в налог декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога.

Непредставление налогоплательщиком в установленный срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

Отчетность предоставленная в электронном виде должна быть оформлена соответствующим образом. Для доказательства достоверности отчетности и факта утверждения ее руководителем введена электронно-цифровая подпись (ЭЦП).

Датой представления налоговой декларации в электронном виде является дата ее отправки.
Налоговый орган при получении электронных документов от налогоплательщика формирует извещение о таком получении и направляет его налогоплательщику через спецоператора. Далее налоговый орган с помощью своего программного обеспечения осуществляет входной контроль полученных электронных документов, формирует квитанцию о приеме налоговой декларации (расчета) или уведомление об отказе в приеме, подписывает квитанцию электронно-цифровой подписью должностного лица налогового органа и направляет через спецоператора налогоплательщику.

Отечественное налоговое законодательство, к сожалению, не отличается стабильностью и однозначностью толкования. Ежегодно в Налоговый кодекс вносится масса поправок, и уследить за всеми изменениями бывает непросто. Поэтому даже опытному бухгалтеру часто требуется совет независимого эксперта. Однако при выборе такового всегда есть вероятность нарваться на выдающего себя за грамотного специалиста шарлатана, следуя рекомендациям которого фирма может потерять время, деньги да еще и основательно подпортить свою деловую репутацию. В том, как обезопасить себя от таких перспектив, попыталась разобраться наш корреспондент.

Порой, знакомясь с очередными поправками в Налоговый кодекс, очень сложно не впасть в ступор. Мало того, что попадаются формулировки, которые лишены логики, так еще и трактовать их можно по-разному. В такой ситуации вполне резонно обратиться за консультацией к специалисту, имеющему обширные познания как в юриспруденции, так и в экономике, и обладающему гибким мышлением.

Решение головоломок

В идеале именно такими качествами и должен обладать консультант по налоговой безопасности, поскольку основная его задача – минимизировать риск возникновения конфликтов с налоговыми органами. В ведении консультанта находятся и вопросы правильности исчисления налогов и отражения их в учете, и оценка вероятности снижения налоговых выплат, планирование предстоящих сделок и т.д.

Часто при проверке налоговые инспекторы находят различные огрехи в отчетности именно в тех фирмах, где нет тесной взаимосвязи юридического отдела и бухгалтерии. К примеру, юрист составляет идеальный, по его мнению, договор, не учитывая некоторых возможных дополнительных издержек. А когда бухгалтер начинает составлять отчетность, то выходит совсем другая сумма, которая не соответствует пунктам договора. И в этом случае специалист по налогам поможет наладить диалог между двумя отделами. Не обойдется и руководитель без советов финансового эксперта, так как одной из главных задач последнего является составление финансового плана с соблюдением налогового законодательства.

Что нужно знать, выбирая адвоката (консультанта) для защиты бизнеса?

От каких именно рисков помогут защитить бизнес правовые консультанты, чем они различаются, на что обратить внимание при выборе юриста, как правильно заключить соответствующий договор и оплатить оказанные услуги, читайте в здесь

Лет десять назад в лексиконе российских бизнесменов появилось такое понятие, как «оптимизация», или планирование налогов. Суть: зачем платить больше, если вполне легально можно платить меньше? Ключевое слово в этой связке – «легально». Грань между оптимизацией и уклонением, учитывая опять же переменчивость нашего законодательства, достаточно тонка, а проверяющие так и порываются стереть ее вовсе. Грамотный налоговый консультант способен помочь компании решить все вопросы, связанные с налогообложением, защитить нарушенные государством имущественные права. Словом, сделать так, чтобы фирма-клиент смогла, не нарушая закона, хозяйствовать безопасно, безмятежно, развиваться и осуществлять значительную экономию, не платя лишнего и избегая налоговых доначислений и штрафов. Таких специалистов в России достаточно много, но и «волшебников-недоучек» вполне хватает.

Путеводитель по налогам

Решиться доверить свои финансовые дела фактически постороннему человеку непросто. Как же узнать заранее, кого вы приглашаете в свою организацию и кому планируете открыть, хоть и на время, доступ к своей сокровищнице? Ведь профессия консультанта появилась в России не так уж давно, и специализированных баз данных в этой области крайне мало, а нам нужен идеальный эксперт, который поможет адаптироваться к законодательным новшествам и выстроить планы на будущее.

Сегодня рынок налогового консалтинга развивается ускоренными темпами. Выбрать из многочисленных кандидатур необходимую только вам – задача не из легких. Ведь когда человек собрался к врачу, он заинтересован в том, чтобы попасть на прием именно к профессионалу, а не к экстрасенсу… Оптимальный вариант – найти хорошо себя зарекомендовавшего налогового консультанта по знакомству. Если же такой возможности нет, то можно обратиться в Палату налоговых консультантов (ПНК). В этой организации существует Единый реестр аттестованных специалистов по налогам и сборам, в котором на текущий момент насчитывается около 6 тысяч человек. В ПНК можно получить сведения о сроке действия квалификационного аттестата каждого из них. Если эксперт не прошел в Палате аттестацию, то стоит задуматься, сотрудничать ли с ним.

Основные задачи налогового консультирования:

- текущее снижение налоговых выплат;

- учет налоговых последствий при планировании предстоящих сделок;

- работа по предупреждению конфликтов с налоговыми органами;

- сведение к минимуму конфликтов с налоговыми организациями;

- защита имущественных прав клиента.

Членство консультанта в ПНК, с одной стороны, вроде бы неплохая подстраховка от того, чтобы не нарваться на «кота в мешке», а с другой – отнюдь не панацея. Так, по мнению независимого адвоката Московской коллегии Александра Гущина, членское удостоверение и квалификационный аттестат являются не более чем свидетельством принадлежности к некой организации, и многие стремятся получить их, как говорится, для антуража. «Палата налоговых консультантов за действия эксперта и их результат никакой ответственности не несёт. Аккредитованный налоговый консультант – лишь статус, и по статье 2 ГК РФ он является обычным предпринимателем», – отметил он в беседе с корреспондентом «Мосбуха».

С ним согласен и наш собеседник, по понятным причинам (членство в Палате) пожелавший сохранить инкогнито: «Действующее законодательство не способно в полной мере защитить предпринимателя от псевдоспециалистов, выдающих себя за налоговых консультантов, но не имеющих должной квалификации. Членство же в ПНК в принципе можно получить без проблем, но наличие квалификационного аттестата – не гарантия качества услуг. Это, так сказать, вторичный признак. Единственной гарантией могло бы стать обязательное страхование ответственности консультанта (за счет такой страховки можно было бы покрыть убытки, нанесенные компании низкоквалифицированной консультацией, но такая норма до сих пор не утверждена. В добровольном же порядке на это идут единицы».

Знак качества, или Критерии отбора

Итак, в первую очередь стоит обратить внимание на репутацию и опыт консультанта, его профессиональные публикации, отзывы о нем. Узнать, не застраховал ли он свою профответственность. Определившись с кандидатурой, назначьте встречу и просто пообщайтесь с ним, изложив суть дела вкратце. Смело задавайте интересующие вас вопросы. Четкие и грамотные ответы – один из признаков профессионализма. Хороший специалист внимательно выслушает вас и не наобещает заоблачных результатов со 100%-ной гарантией.

Попадаются советники, которые много и красиво говорят, умеют себя подать, но на практике как специалисты ничего собой не представляют. К тому же не всегда цена соответствует качеству. Не факт, что налоговый консультант, берущий за свою работу 5 тысяч долларов, поможет вам лучше, чем специалист, который окажется скромнее и попросит за труды в 10 раз меньше. «От цены качество услуг никак не зависит. Это субъективная оценка своих усилий консультантом», – считает сотрудник одной из консалтинговых компаний Артем Качура. По его мнению, потребитель в любом случае выбирает эксперта на свой риск, самостоятельно оценивая квалификацию, добросовестность, опыт работы, стоимость услуг и т. д.

Стоимость самой простой консультации налогового эксперта – от 1500 руб. в час.

Конечно, никто не говорит, что нужно гнаться за дешевизной. Все-таки налоговый консультант выполняет достаточно тонкую, можно сказать, ювелирную работу. Чтобы помочь по максимуму, он должен изучить проблему со всех сторон. Для этого он будет задавать вам множество вопросов, посмотрит необходимые документы. Предложит четкий план действий, в идеале – в письменной форме. Согласует с вами свои соображения и, если вас все устроит, оформит консультацию и заключит договор на оказание услуг. В договор следует включить пункт, по которому налоговый эксперт в отчете обязан будет расписать подробно весь перечень проделанных процедур. И самое важное – оговаривайте итоговую цену и обязательно пропишите сроки исполнения.

Если вы продолжаете сомневаться в качестве оказываемых компанией услуг, то существует несколько вариантов проверки:

1) не стесняйтесь и смело просите сделать вам скидку. Если легко соглашаются снизить цену, значит, это уже заложено в общую сумму;

2) хотите проверить, как быстро работают сотрудники, – просите прислать договор по почте. В любом случае вникайте во все тонкости;

3) чтобы понять масштаб оказываемых услуг, разузнайте всю процедуру работы, тогда вы оцените отработанность действий компании.

Своя рубашка ближе к телу?

Если вы не можете определиться, какой компании – российской или зарубежной – отдать предпочтение, то надо учесть некоторые моменты. Например, мнение, что иностранные специалисты лучше справляются со своей работой, чем российские, не совсем верно. Сегодня многие российские налоговые консультанты вполне в состоянии составить конкуренцию иностранным коллегам, а иногда даже превосходят их по оперативности и качеству услуг. Кроме того, консультанты зарубежных фирм не всегда знают специфику российского рынка и тонкости законодательства, в связи с чем многие бизнесмены упрекают их в неповоротливости и недальновидности.

В России функционируют представительства международных консалтинговых компаний, так называемая большая четверка, работа в которых действительно говорит о высоком классе эксперта. Так что если компания крупная, то стоит посетить ее сайт: почитать статьи, оценить, насколько грамотно и качественно подан материал, ознакомиться с кругом клиентов. Немаловажным фактором является внедрение в работу компании инновационных идей и технологий. Безусловно, использование фирмой последних новинок говорит о высоком уровне и качестве обслуживания. Но в любом случае обращаться к иностранным экспертам резонно при решении «трансграничных» проблем, касающихся двух правовых систем. В вопросах же, не связанных с экспортом, импортом, офшорами и т. д., лучше (и дешевле) довольствоваться советами отечественных «спецов».

Вообще же не стоит думать, что налоговый консультант, даже с профильным сертификатом и ворохом положительных рекомендаций, всемогущ. Он может сориентировать главного бухгалтера, подсказать, как в рамках закона избежать лишних трат, помочь оценить риски и т. д. Но принимать решение, в каком направлении организация будет развиваться дальше, все равно будет руководитель.

Расценки на услуги

Несмотря на то что данные разнятся, некоторые цифры все же есть. К примеру, устная консультация по налогам будет стоить от 1500 руб. за час. Письменная обойдется на 1000 руб. дороже (зависит от сложности вопроса).

А вот абонементное обслуживание, включающее полное ведение бухгалтерского и налогового учета, оценивается уже от 8000 руб. за квартал в зависимости от количества проведенных за этот период операций.

На ситуационное налоговое прогнозирование (изучение вероятных последствий принятия различных управленческих решений) придется раскошелиться приблизительно на 60 000 руб.

Екатерина Петрова

Вопрос выбора налогового консультанта, способного предложить оптимальное решение «цена-качество», всегда актуален.

При принятии решения о выборе налогового консультанта можно выделить следующие области неэффективности:

  • клиент переплачивает за решение простых или типовых задач, работая со специалистами с избыточными компетенциями;
  • клиент привлекает для решения сложной задачи налогового консультанта без опыта оказания определенных услуг или без достаточного знания отрасли клиента, в результате чего мнения консультанта может быть ошибочным (иначе говоря, клиент получает услуги ненадлежащего качества).
Чтобы избежать таких ситуаций, нужно корректно соотносить тип задачи, стоящей перед компанией-клиентом, и требования к квалификации и опыту налогового консультанта. Расскажем, как это сделать.

Какую задачу решает налоговый консультант?

Привлекая внешних налоговых консультантов, компании решают два вида задач:

  • Рутинные задачи – обеспечение качественного выполнения рутинных процедур (таких как расчет, начисление и уплата налогов, подготовка налоговой отчетности);
  • Мозговые задачи – выражение мнения в отношении налоговых последствий тех или иных хозяйственных операций и помощь с решением сложных вопросов применения налогового законодательства.
Первый вид задач решают проекты налогового комплаенса, а второй – налогового консультирования. Налоговый комплаенс и налоговое консультирование различаются не только по характеру решаемых задач, но и по требованиям к специалистам, а также по уровню их почасовых ставок (см. Таб.1).

Таблица 1. Классификация налоговых услуг



СОВЕТ: составляйте отдельный бюджет на решение задач в области налогового комлаенса и налогового консультирования, имейте в виду, что далеко не всегда компания-провайдер услуг налогового комплаенса может оказать качественные консультационные услуги и наоборот - компания, которой вы доверяете оказание услуг по налоговому консультированию, может быть не самым лучшим провайдером услуг налогового комплаенса.

Когда знание отраслевой специфики клиента критично?

Знание отрасли может иметь критически важное значение для выражение мнения по налоговым вопросам в том случае, если для бизнеса клиента характерны те хозяйственные операции и бизнес-процессы, которые являются источниками отраслевой специфики. К примеру, в различных отраслях могут существенно отличаться взаимодействие с покупателями (фармацевтика, продажа товаров населению), ценообразование (естественные монополии иные отрасли с регулированием цен на государственном уровне), процесс создания добавленной стоимости (промышленное производство, добыча и переработка полезных ископаемых) и др.

Однако в некоторых случаях отраслевая специфика оказывает на деятельность компании-клиента минимальное влияние. Для работы с такими компаниями налоговые консультанты должны скорее понимать особенности определенных бизнес-процессов, нежели чем специфику отрасли. Например, стартап в области информационных технологий будет иметь схожие налоговые риски и расходы, что и стартап занимающийся разработкой новой технологии добычи полезных ископаемых.

СОВЕТ: прежде чем ограничивать круг компаний, с которыми вы готовы работать по налоговым вопросам, теми, кто имеет существенный опыт работы с клиентами в вашей отрасли, оцените оказывает ли отраслевая специфика существенное влияние на бизнес вашей компании и (или) анализируемой хозяйственной операции (процесса).

Как выбрать фирму-консультанта?

Налоговый консультант, способный оказать услугу надлежащего качества, должен обладать комбинацией компетенций, как в области налогообложения, так и бизнеса клиента. При этом комбинация компетенций, которые являются критичными для оказания качественных услуг, различаются от проекта к проекту. Для упрощения процесса выявления ключевых компетенций можно воспользоваться матрицей, приведенной ниже (см. Рис.1).

Рисунок 2. Матрица специализации налоговых консультантов



Руководствуясь матрицей, приведенной выше, можно условно выделить следующие четыре вида услуг, качественное оказание которых требует различный набор компетенций:

1. УНИВЕРСАЛЬНЫЙ НАЛОГОВЫЙ КОМПЛАЕНС – услуги по выполнению рутинных задач в отношении хозяйственных операций, связанных с бизнес-процессами, которые характерны для компаний, работающих во всех отраслях. Отраслевая специфика не оказывает влияние на особенности оказания услуг универсального комплаенса или такое влияние минимально. Услуги универсального налогового комплаенса могут качественно оказывать небольшие фирмы-провайдеры, поддерживающие приемлемый уровень технических (в области налогообложения) знаний работников и не обладающие глубокими знаниями отраслевой специфики. Примерами проектов универсального налогового комплаенса является оказание услуг по расчету социальных взносов и НДФЛ и составлению налоговой отчетности по этим налогам, а также оказание услуг по составлению деклараций по НДФЛ физическим лицам, заявляющим налоговые вычеты в отношение расходов на приобретение жилья или обучение.

2. ОТРАСЛЕВОЙ НАЛОГОВЫЙ КОМПЛАЕНС – это выполнение рутинных задач в отношении хозяйственных операций, имеющих ярко выраженную отраслевую специфику. Компания-провайдер услуг в области отраслевого налогового комплаенса должна поддерживать у работников не только приемлемый уровень технических, но и отраслевых знаний. Такие знания могут быть получены за счет работы преимущественно с клиентами в определенной области и (или) наличия у компании-провайдера услуг налоговой консультационной практики, специалисты которой имеют глубокую отраслевую экспертизу и могут проконсультировать коллег, занимающихся комплаенс-проектами. Примером отраслевого налогового комплаенса может стать составление расчета налога на добычу полезных ископаемых или расчета налога на прибыль в отношении сделок с производными финансовыми инструментами.

3. КОРПОРАТИВНОЕ НАЛОГОВОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ – решение сложных или «мозговых» задач, связанных с определением налоговых последствий хозяйственных операций, на которые оказывает существенное влияние отраслевая специфика компании-налогоплательщика. Иначе говоря, это консультирование по вопросам, предполагающим, что налоговый консультант не только отлично знает действующее законодательство, позицию контролирующих органов и последние тренды судебной практики, но и отраслевую специфику клиента. Компания-провайдер услуг в области корпоративного налогового консультирования должна нанять компетентных работников, а также иметь достаточную практику консультирования клиентов в определенной отрасли. Примеры корпоративного налогового консультирования – выражение мнения относительно порядка налогообложения убытков от недостач, возникающих в торговых залах розничных магазинов, или определение правильности применяемой компанией методологии расчета налога на добычу полезных ископаемых в отношении полиметаллических руд.

4. ТРАНЗАКЦИОННОЕ НАЛОГОВОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ – решение сложных или «мозговых» задач, которые связаны с хозяйственными операциями, обусловленными процессами, на которые отраслевая специфика не оказывает влияние или ее влияние минимально. Для успешного транзакционного налогового консультирование у консультанта должны быть отличные технические знания, но знания отраслевой специфики клиента не являются решающими. Примеры транзакционного налогового консультирования – выражение профессионального мнения по вопросам применения пониженных ставок по международным соглашениям об избежании двойного налогообложения, определение налоговых последствий корпоративной реструктуризации.

Оговоримся, что приведенная выше классификация не является жестко определенной: некоторые проекты могут быть «пограничными». Например, для успешного ведения проектов налогового дью дилидженса консультанты должны не только специализироваться на транзакционном консультировании, но и обладать глубокими знаниями отраслевой специфики компании-объекта инвестиций.

СОВЕТ: чтобы обеспечить оптимальное соотношение «цена-качество» при выборе компании-провайдера налоговых услуг обратите внимание на следующее:

2. Сэкономить на аутсорсинге отраслевого налогового комплаенса, как правило, сложнее: услуги могут не только дорого стоить, но и не оправдать ожиданий по качеству. Поэтому, если отраслевая специфика имеет значение для вашей компании, наймите в штат компании руководителя налоговой функции (главного бухгалтера или налогового менеджера) со знанием лучших практик отрасли.

3. Для получения качественной услуги в области корпоративного налогового консультирования следует привлекать либо крупную компанию, имеющую отраслевую специализацию в рамках налоговой практики, либо «нишевого» игрока, специализирующегося на работе исключительно с компаниями вашей отрасли. При этом нужно быть готовым, что цены на такие услуги будут не самыми демократичными. А вот попытки сэкономить на таких проектах, привлекая компанию-консультанта без необходимой отраслевой экспертизы, – однозначно плохая идея.

Выбирая налогового консультанта для транзакционного налогового консультирования обращайте большее внимание на опыт налогового сопровождения аналогичных сделок и меньше - на индустриальный опыт. Поскольку у штатных налоговых специалистов может не быть достаточного опыта работы с нерутинными сделками (операциями), по возможности привлекайте внешнего налогового консультанта.

Читайте также: