Основной чертой налоговой системы россии в xviii в было

Опубликовано: 16.05.2024

Материал из Documentation.

Содержание

С 1744 года система клеймения кубов отменяется, устанавливается акциз с вина по 3 коп., а с водки по 6 коп. с ведра. [1]

В эпоху Елизаветы Петровны к важнейшим мероприятиям в сфере налогообложения и государственного управления в целом следует отнести осуществленную по инициативе фактического руководителя правительства П. И. Шувалова (1710—1762) отмену прежде взимавшихся практически повсеместно внутренних пошлин. [2]

В 1720 году гербовый сбор доставил казне около 20 тыс. рублей. [3]

С 1780 года гербовая бумага заготовлялась при сенатских типографиях. [4]

До 1780 года доход от гербового сбора составлял ежегодно не более 50 тыс., руб.; с 1780 по 1797 г. казна имела чистого дохода от гербовой бумаги до 150 тыс., руб. ежегодно, что, по тогдашнему среднему курсу ассигнаций, составляло около 115 тыс., руб. серебром. [5]

Важной частью реформ Екатерины II в сфере налогообложения становится введение для купеческого сословия гильдейской подати (сбора), представлявшего собой разновидность промыслового налога. Гильдейская подать была процентным сбором, взимавшимся с объявленного капитала. Все купцы были распределены в зависимости от имущественного положения по трем гильдиям. Для включения в третью гильдию необходим был минимальный капитал в 500 руб., во вторую гильдию включались купцы с капиталом от 1 тыс., до 10 тыс., руб., а в первую — с капиталом свыше 10 тыс., руб. Лица, имевшие капитал менее 500 руб., не признавались купцами, а считались мещанами, и уплачивали подушную подать. Капитал объявлялся «по совести», и проверки имущественного состояния не производились и никакие доносы на утайку имущества не принимались. Первоначально ставка гильдейской подати устанавливалась в размере 1 % объявленного капитала. [6]

В 1785 году было утверждено Городовое положение, которое повысило размеры объявляемых капиталов для зачисления в ту или иную гильдию: для первой гильдии от 10—50 тыс., для второй от 5 до 10 тыс., для третьей от 1 до 5 тыс., руб.), но оклад налога остался тот же. [7]

В 1719 году вводится горная подать, которая уплачивалась натурой в размере десятой доли валовой добычи ископаемых. [8]

Оброчный сбор вводится в 1723 году в качестве добавочного подушного сбора с однодворцев. Оброчный сбор имел целью уравнять платежи однодворцев с платежами дворцовых и вотчинниковых крестьян, плативших кроме подушной подати ещё оброк своим владельцам. [9]

При Екатерине II существенно возрастают поступления от оброчного сбора. [10]

Ознакомившись с результатами переписи 1710 года, Пётр I принимает решение о взимании подворного налога по данным старой переписи 1678 года. [11]

Подушная подать была введена в 1724 году с окончанием переписи населения. [12]

Для российских губерний размер подушной подати был определён следующим образом: расходы на содержание армии 4 млн руб. (содержание одного драгуна составляло 40 руб. 50 коп., а солдата пехотного полка — 28 руб. 52 коп. в год) возложили на крестьян — получилось 80 коп. с души в год (в 1725 г. подушный налог был уста¬новлен в размере 74 коп. с крестьянской души; в 1727 г. размер был уменьшен до 70 коп.). На государственных крестьян, не плативших оброка помещикам, возлагался дополнительный сбор в размере 40 коп. Содержание флота было возложено на посадское население, при этом обязанность по уплате подати с посадской души была установлена в размере 1 руб. 20 коп. (в 1725 г. размер подати был снижен до 1 руб. 14 коп.). [13]

При императрице Екатерине I (1684—1727, императрица с 1725) в 1727 году было осуществлено снижение размера подушной подати на 23 коп. с ревизской души. [14]

При Екатерине I была создана Комиссия о подати, рассматривавшая пути совершенствования системы взимания подушной подати. Комиссия о подати продолжала свою деятельность при Петре II (1715—1730, император с 1727) и была распущена в 1730 году, её предложения не были реализованы. [15]

В период царствования Екатерины II основным прямым налогом оставалась подушная подать, на долю которой приходилось от 30 до 33 % государственных доходов. [16]

Манифестом 17 марта 1775 года купечество было освобождено от подушной подати. [17]

18 декабря 1796 года издаётся Указ о замене подушной подати, взимавшейся в виде хлебных сборов, денежными платежами. [18]

С 1797 года российские губернии были разделены на 4 класса в зависимости от плодородия почвы и их хозяйственного значения, и для каждого класса были назначены отдельные подушные оклады. [19]

В России с конца XVIII века подушный налог становится главным доходом государства. [20]

В эпоху Екатерины II прямые налоги в бюджете играли второстепенную роль по сравнению с налогами косвенными. Такое соотношение в принципе соответствовало представлениям самой императрицы о справедливости распределения налогового бремени и правильности построения налоговой системы. [21]

В 1727 году отменяется государственная монополия на табак и устанавливается пошлина (акциз) по 1 коп. с фунта. [22]

В ходе петровских реформ таможенная служба перешла в подчинение Коммерц-коллегии, созданной в 1715 году. [23]

В 1750 году таможенных доходов получалось до 1,2 млн руб., в начале царствования Екатерины II — 2,9 млн руб., а в конце царствования Екатерины II — около 7,5 млн руб. [24]

Сословие бобылей окончательно было упразднено в 1724 году (с введением подушной подати бобыли были приравнены к крестьянам). [25]

Вплоть до середины XVIII века в русском языке для обозначения государственных сборов использовалось слово «подать». Впервые в отечественной экономической литературе термин «налог» употребил в 1765 году русский историк А. Я. Поленов в своей работе «О крепостном состоянии крестьян в России».

1. Основным налогом в России в XIX в. являлся/являлась:
• подушная подать

2. На суда, приписанные к российским портам, действие налоговых законов РФ:
• всегда распространяется

3. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из:
• Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним законов о налогах и сборах

4. Налог на игорный бизнес в РФ относится к налогам и сборам:
• региональным

5. Земельный налог в РФ относится к налогам и сборам:
• местным

6. Подоходный налог с физических лиц по уровню бюджета относится к налогам:
• регулирующим

7. Во время правления Ивана III основным прямым налогом на Руси был налог:
• подушный

8. Действие налоговых законов РФ на суда, находящиеся в российских территориальных водах, .
• распространяется

9. Система актов и мероприятий, проводимых государством в области налогообложения и направленных на реализацию тех или иных задач, стоящих перед обществом, называется:
• налоговой политикой государства

10. Таможенная пошлина в РФ относится к налогам и сборам:
• федеральным

11. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются.
• в пользу налогоплательщика

12. Антиналогообложение — это:
• явление, возникающее вследствие несоответствия налоговых систем различных стран, когда ни одно из государств не признает какого-либо налогоплательщика или объект в качестве «своих»

13. «Налоговое Действие», для совершения которого установлен срок, может быть выполнено.
• до двадцати четырех часов последнего дня срока

14. Ставки налога бывают:
• твердые, процентные

15. Существующая российская налоговая система создавалась:
• на базе опыта зарубежных стран

16. Акты законодательства о налогах и сборах в соответствии с налоговым законодательством РФ, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, устанавливающие или отягчающие ответственность за налоговые правонарушения, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах:
• обратной силы не имеют

17. Экологический налог в РФ относится к налогам и сборам:
• федеральным

18. Органы местного самоуправления . устанавливать местные налоги и сборы, не закрепленные в НК РФ.
• не вправе

19. Налоги, взимаемые в процессе накопления материальных благ непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков, называются:
• прямыми

20. При налоговой скидке налог, уплаченный в иностранном государстве, рассматривается как:
• расходы, вычитаемые из сумм доходов, подлежащих налогообложению

21. Российское законодательство уплату налога имуществом .
• не предусматривает

22. Налоговый гнет в России составляет:
• 32%

23. Налоговая система Франции характеризуется:
• преобладающим значением косвенного налогообложения и относительно небольшой долей подоходного налога

24. Относятся ли приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами Министерства РФ по налогам и сборам, Министерство финансов РФ, Государственного таможенного комитета РФ обязательные для их подразделений к законодательству о налогах и сборах?
• нет

25. Налоги, взимаемые через цену товара, называются:
• косвенными

26. Федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс РФ в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее:
• 1 января года, следующего за годом их принятия

27. Объект налогового правоотношения — это:
• сам налог как обязательный взнос в бюджет

28. Ставки акцизов и таможенных пошлин в РФ устанавливает:
• Правительство РФ

29. Общеобязательное правило поведения в сфере налоговых правоотношений, установленное в определенном порядке и санкционированное компетентным государственным органом, соблюдение которого обеспечивается в необходимых случаях силой принуждения государства, называется:
• налогово-правовой нормой

30. Автором «Исследования о природе и причинах богатства народов» является:
• Адам Смит

31. Самой крупной статьей доходов в США является:
• подоходный налог с населения

32. Не являются участником налоговых правоотношений:
• отделы по борьбе с экологическими преступлениями МВД РФ

33. Налог на имущество организаций в РФ относится к налогам и сборам:
• региональным

34. Соотношение налоговых доходов от внутренней и внешней торговли в России равно:
• 2:1

35. Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении.
• одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу

36. Предмет налогообложения — это:
• имущество (земля, автомобили, другое имущество) и нематериальные блага (государственная символика), с наличием которых закон связывает возникновение налоговых обязательств

37. Налоговое право — это:
• подотрасль финансового права

38. Резким отличием российской налоговой системы от зарубежных налоговых систем является/являются:
• низкая доля подоходного налога с физических лиц и высокая доля налога на прибыль предприятий

39. Какие акты не имеют обратной юридической силы?
• устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов

40. Налог на рекламу в РФ относится к налогам и сборам:
• местным

41. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов:
• федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Российской Федерации и местные налоги и сборы

42. Охраняемая государством мера возможного поведения субъектов налогового права называется:
• субъективным налоговым правом

43. Принципы налогообложения впервые сформулировал:
• Адам Смит

44. Ставка налога — это:
• размер налога, приходящийся на единицу налогообложения

45. Налог с продаж и НДС присутствует одновременно в налоговых системах:
• Японии

46. Налог на наследование или дарение в РФ относится к налогам и сборам:
• местным

47. Уравнительный налог существует в налоговой системе:
• Японии

48. К специальным налоговым режимам относятся:
• упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства, система налогообложения в свободных экономических зонах, система налогообложения в закрытых административно-территориальных образованиях, система налогообложения при выполнении договоров концессии и соглашений о разделе продукции

49. Законодательство о налогах и сборах регулирует.
• властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения

50. Объект налогообложения — это:
• юридические факты (действия, события, состояния), которые обуславливают обязанность субъекта заплатить налог

51. Налоговой системе России присущи:
• нестабильность и неурегулированность

52. Налог на имущество физических лиц в РФ относится к налогам и сборам:
• местным

53. Налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом Российской Федерации и обязательные к уплате на всей ее территории, называются:
• федеральными

54. Налог на пользование недрами в РФ относится к налогам и сборам:
• федеральным

55. Плательщики налогов — это:
• юридические лица, другие категории плательщиков, физические лица, на которых в соответствии с законодательными актами возложена обязанность уплачивать налоги

56. В качестве источника публикации о действующих региональных налогах и сборах и об их основных положениях определены:
• «Налоговый курьер»

57. К источникам налогового права не относится:
• Налоговое законодательство зарубежных стран

58. Субъект налоговых правоотношений — это:
• реальный участник налоговых правоотношений

59. Налог на недвижимость в РФ относится к налогам и сборам:
• региональным

60. Налоговые законы приоритет над неналоговыми законами .
• имеют

61. Налоги, вводимые государством для формирования бюджета в целом, называются:
• абстрактными

62. К способам, исключающим двойное международное налогообложение, относится:
• налоговый гнет

63. Акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в.
• вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд

64. Подоходный налог с физических лиц в США:
• является одной из самых крупных статей доходов

65. Налог – это:
• обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований

66. Основной чертой налоговой системы России в XVIII в. было:
• большое значение косвенных налогов по сравнению с налогами прямыми

67. Какой из российских налогов, введенный Петром I, действует в модифицированной форме в настоящее время:
• подушный

68. Пошлина — это:
• плата, взимаемая с организаций и граждан за совершение государственными органами определенных действий в интересах этих организаций и граждан

69. Установление налога — это:
• первичное нормотворческое действие, принятие нормативного акта, посредством которого конкретный налоговый платеж определяется как таковой и находит свое место в действующей налоговой системе государства

70. Налоговая льгота, как правило, — это:
• предоставляемые отдельным категориям плательщиков предусмотренные действующим законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими плательщиками

71. К косвенным налогам относятся:
• акцизы, таможенные пошлины, налог с оборота

72. Могут ли устанавливаться региональные или местные налоги и(или) сборы, не предусмотренные Налоговым кодексом РФ?
• нет

73. Система финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению, введению и взиманию налогов путем императивного метода воздействия на соответствующие субъекты с элементами диспозитивности, называется:
• налоговым правом

74. Доля косвенных налогов в России за последние 5 лет в 1997 году составляла:
• 70-75%

75. К прямым налогам относятся:
• подоходный налог, уплачиваемый физическими лицами, налог на прибыль предприятий и организаций, налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения

76. Действие налоговых законов РФ . на посольства и консульства РФ в других странах.
• распространяется всегда

77. Могут ли субъекты РФ устанавливать налоги и сборы (ставку и виды)?
• да

78. Содержанием налоговых правоотношений является/являются:
• права и обязанности их участников

79. Налоги и сборы, устанавливаемые в соответствии с Налоговым кодексом РФ и вводимые в действие законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов РФ, называются:
• региональными

80. Для российской налоговой системы свойственно соотношение компетенции центральных и местных органов власти по варианту:
• разные налоги и разные ставки

81. Налоговая база — это:
• стоимостная, физическая или иная характеристики объекта налогообложения

82. Налог на добавленную стоимость в РФ относится к налогам и сборам:
• федеральным

83. Налоги, вводимые для финансирования конкретного направления затрат государства, называются:
• целевыми

84. Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения.
• филиалов и иных обособленных подразделений

85. Принципиальное отличие налоговой системы Германии от французской налоговой системы состоит в:
• наличии налога с продаж вместо НДС

86. Основным содержанием налогового правоотношения является обязанность налогоплательщика:
• внести в бюджетную систему или внебюджетный государственный фонд денежную сумму в соответствии с установленными ставками и в предусмотренные законом сроки

87. По налоговому законодательству РФ юридические лица считаются резидентами, если они:
• созданы на территории России по российскому законодательству

88. При установлении налогов должны быть определены.
• все элементы налогообложения

89. Смешанные налоги — это:
• категория налогов, плательщиками которой являются как физические лица, так и предприятия, организации

90. Установите последовательность нормотворческих действий:
• 1) установление налога
• 2) введение налога
• 3) внесение изменений и дополнений
• 4) отмена налога

91. Масштаб налога — это:
• определенная законом физическая характеристика или параметр изменения ставок налогообложения

92. Обязанность платить налоги — .
• конституционная обязанность

93. Наибольший доход в бюджеты городов Древнего Рима приносил:
• поземельный налог

94. Предоставление льгот по налогообложению путем освобождения налогоплательщиков от уплаты налога на имущество физических лиц относиться к типу:
• освобождение отдельных категорий населения

95. Налог на прибыль с предприятий и организаций по уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, относится к налогам:
• разноуровневым

96. После событий 1917 года основным доходом Советского государства выступили:
• эмиссия денег, контрибуции и продразверстка

97. Количество уровней в налоговой системе государства зависит от:
• государственного устройства

98. Международное двойное налогообложение — это:
• одновременное обложение в двух или более странах одного налогоплательщика в отношении одного и того же объекта одним и тем же или аналогичным налогом

99. Могут ли полномочные министерства и ведомства принимать нормативные акты направленные на регулирование налоговых правоотношений?
• да, но такие акты не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах

100. Уплата налогов носит характер:
• не только добровольный, но и принудительный

История налогообложения

1. История налогообложения в мире

История налогов уходит корнями в глубокую древность. Во всяком случае, документальные подтверждения их существования обнаруживаются примерно 2500 лет назад. Например, в Древнем Египте, где власть принадлежала мощной бюрократии, потребность в деньгах для содержания такого государственного аппарата оказалась столь велика, что породила множество разнообразных налогов. Налоговые чиновники (их функции в то время выполняли писцы — самые грамотные члены общества) сопровождали египтян даже в загробную жизнь: в гробницах фараонов среди статуэток прочих слуг, призванных сопровождать владыку после смерти, обнаруживаются и статуэтки писцов-налоговиков. Они должны были и на том свете помогать фараону наполнять государственную казну.

Основные проблемы, которые несколько тысяч лет определяли развитие способов налогообложения, можно сформулировать в виде двух простых вопросов: кто должен платить налоги с чего следует взимать налоги?

Ответ на первый вопрос на протяжении большей части известной нам истории человечества был один и тот же: платить налоги должно основное население - "неблагородные", т. е. крестьяне, ремесленники, торговцы, жители колоний. Это их обязанность, поскольку своими деньгами они должны обеспечивать доходы правителей страны и их придворных. Идея налогообложения как обязанности свободного гражданина страны родилась относительно недавно — после того как в Англии, США, а затем и странах Западной Европы возникли конституции и демократические государственные механизмы.

Что касается второго вопроса (с чего следует взимать налоги), то ответ на него человечество искало особенно долго, пытаясь определить способы взимания налогов, а точнее, ту базу, исходя из которой можно определять размер налоговых платежей для граждан и предприятий. Пример римской системы налогообложения - один из этапов таких поисков. Здесь с граждан разных провинций Империи взимались, например, такие налоги и сборы:

  • Портовые пошлины при погрузке и выгрузке
  • Дорожная пошлина
  • Налог за закрепление сделки (налог с продаж)
  • Сбор за ярлык для ослов
  • Налог на наследство
  • Сбор за обмен и размен денег
  • Сбор при уплате налога за выписку квитанции и прикладывание печати
  • Сбор со скота
  • Налог на владение рабами
  • Налог в продовольственный фонд столицы
  • Земельный налог
  • Специальный налог на огороды
  • Налог на вино
  • Налог на пшеницу
  • Налог на огурцы и др.

Эта реформа несколько улучшила ситуацию, но затем налоговое бремя римлян вновь стало возрастать, что в конце концов, возможно, и стало одной из причин краха экономики, а затем и гибели великой Римской империи.

Увы, печальный опыт римского "налоготворчества" мало чему научил последующих правителей. Правда, во времена Средневековья налоги были мало распространены. Они были важнейшим источником доходов преимущественно для католической церкви. Содержание же короля, его двора, армии, равно как и благосостояние дворянства обеспечивались не столько за счет налогов, сколько за счет платы, которая взималась с крестьян, живших и работавших на землях этих феодалов. И о каких-либо принципах налоговой справедливости и рациональности в то время даже и говорить не приходится.

Развитие европейской государственности объективно требовало замены «случайных» налогов и института откупщиков стройной, рациональной и обоснованной системой налогообложения.

В этот период происходит формирование первых налоговых систем , включающих в себя прямые и косвенные налоги. Особую роль играли акцизы, взимаемые, как правило, у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров, а также подушный и подоходный налоги.

Проблемы теории и практики налогообложения начали разрабатываться в Европе в последней трети ХVIII века. Одновременно с развитием государственного налогообложения начинает формироваться научная теория налогообложения, основоположником которой является шотландский экономист и философ Адам Смит(1723 - 1790 гг.). В своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 год) он впервые сформулировал принципы налогообложения, дал определение налоговым платежам, обозначил их место в финансовой системе государства, а также определил, что налоги для плательщика есть показатель свободы, а не рабства.

Постепенно наряду с развитием финансовой науки происходит становление научно-теоретических воззрений на налогообложение. Во второй половине XIX века многие государства предприняли попытки воплотить научные воззрения на практике.

Главным источником государственных доходов стали налоги на доходы физических лиц и организаций. Впервые прообраз современного налога на доходы был введен в Англии в 1799 году в связи с необходимостью найти деньги для войны с Наполеоном.

После Первой мировой войны были проведены научно обоснованные налоговые реформы и заложен фундамент современной налоговой системы, в которой прямые налоги и, прежде всего, индивидуальный подоходно-прогрессивный налог, заняли ведущее место.

Великая депрессия 1929 - 1933 годов заставила рассматривать государственные финансы как инструмент макроэкономической стабилизации, и после Второй мировой войны налоги использовались как средство государственного регулирования экономики.

В 50–70-е годы XX века в ведущих странах мира проводится стимулирование частного предпринимательства путем применения универсальных налоговых рычагов, в том числе путем предоставления налоговых льгот инвесторам, предприятиям добывающих отраслей, транспорту, авиастроению, при экспорте продукции и услуг, на проведение НИОКР.

Практика показала, что реальное снижение налогов возможно лишь в государстве с прочной экономической базой. Только тогда снижение ставки налогообложения приведет к росту производства, который в дальнейшем компенсирует временное уменьшение налоговых поступлений.

На таком принципе строят свою налоговую политику ведущие страны мира. Суть налоговых реформ, проведенных здесь в 80 - 90-е годы XXвека, основывается на совершенствовании систем прямых и косвенных налогов, ускорении накопления капитала и стимулировании деловой активности.

В результате проведенных налоговых реформ наметились две важные тенденции фискального реформирования: одна группа стран (США, Австралия, Япония и другие) сделала акцент на преобразовании прямого налогообложения, в то время как страны - члены ЕЭС основные усилия направили на повышение значения косвенного налогообложения.

После Петра 1 возросли расходы на содержание дворца, ведение постоянных войн, запутанность отношений между канцеляриями приведи к недосттку средств. Меры – усиленное взимание недоимок, увеличение количества товаров, стоящих в казенной монопа а ни одна роспись государственных доходов и расходов. Попытки были, но разница в цифрах, представленных Сенатом и Штатс-Конторой составляла более одного миллиона рублей.В мае 1752 года Сенат констатировал полную невозможность составить роспись. Тем не менее состояние русских финансов ббыло удовлетворительное.

Указ 1740года (Анна Иоановна) – “все нужнейшие и государству нашему полезные дела упущены и до того дошло, что о пополнении государственных доходов никакой надежды нет…”. Помещик – главный сборщик подати. Помещик – представитель крестьянина в отношениях с государством (обязан кормить в неурожайные годы, снабжать семенами). Утайка душ. Вторая перепись населения увеличила обьем подушной подати на 700 000 рублей. С 1742 по 1743 год размер подати снизили на 10 копеек, но увеличения сбора не произошло. Крестьяне платили помещику вместо 40 копеек 2 и 3 рубля. Затем размер подушной подати все вреся снижался:

1751 – на 3 копейки, 1752 – на 3,25 копейки, 1753 – на 5 копеек, 1754 – на 6 копеек, 1757-58 – на 8 копеек.

Соляная монополия приносила казне большие доходы. Затем – винная монополия. На первом месте – подушный налог. 1752 год – Манифест о прощении недоимок подушного сбора с 1724 по 1747 год (2,5 млн.рубля).

Система финансового управления продолжает развиваться. В 1780 году были созданы специальные государственные органы: экспедиция государственных доходов, экспедиция ревизий, экспедиция взыскания недоимок.

Для купечества была введена гильдейская подать – процентный сбор с обьявленного капитала, причем размер капитала записывался “по совести каждого”.

Основной чертой налоговой системы 18 века является большее значение косвенных налогов по сравнению с прямыми.

Косвенные налоги дают 42% государственных доходов, причем почти половину этой суммы приносили питейные налоги. Введение канцелярских сборов: штрафные деньги, сбор с паспортов, актовые, гербовые сбора, доходы от казенных имуществ и пр. привело к росту сборов в два раза.

В 1795 году расходы бюджета превысили 79,1 млн.рублей. В расходной части бюджета: % по долгам – 5%, содержание дворца – 13%, административный аппарат – 36%, армия и флот – 36%. Доходы бюджета выросли в 4 раза. Расходы на управление – в 5,8 раз, флот – 5,5 раз, двор – 5,3 раза, на армию – 2,6 раза.

В целях увеличения дохордной части бюджета Павел увеличил подушную подать на 24 копейки, сбор с купеческого капитала – на 0.25%. Дворяне каждой губернии должны были собрать налогов 1,64 млн.рублей.

1798г. внешний долг России составлял 88,3 млн. гульденов под 5% годовых (голландский банк Гоппе и К). Хотя в 1762году недостаток средств в казне составлял от 1 до 2 млн.рублей, т.е. мог быть закрыт традиционными мерами экономии государственных расходов.

Цены 1772года в Красноярске- корова – 1 рубль, лошадь – 3 рубля, мясо – 15-25 копеек за пуд.

Тема 7.Налоговые реформы второй половины 18в.

До 1775г. купцы и промышленники, составлявшие особое сословие, платили наравне с крестьянами и мещанами лишь подушную подать.

В 1775г. купечество было освобождено от этой подати, а взамен ее обязано платить процентный сбор(один процент) с объявленных по совести капиталов. Купечество разделялось на три гильдии в зависимости от объявленного капитала. Запись в гильдию предоставляла право на занятие строго определенным видом торговли и промысла.

Бумажные деньги на территории современной России обращались еще во времена монгольских нашествий. Монгольские ханы заимствовали идею бумажных денег в Китае.

В Российской империи, как суверенном государстве, бумажные деньги стали эмитироваться правительством только в ХVIII в. Первые российские бумажные денежные знаки появились в 1769 г. и просуществовали под названием ассигнаций вплоть до 1843 г. К этому времени государственного кредитования не было как такового. Попытка прибегнуть к внешнему займу в размере 2 миллионов рублей во время Семилетней войны окончилась полным провалом.

Решение о выпуске бумажных денег принималось в Российской империи еще при Петре III вследствие огромного дефицита, превышения государственных расходов над доходами. В Сенате 25 мая 1763 г. объявлялся именной указ, в котором говорилось «об изобретении легчайшего и надежнейшего средства хождения медных денег облегчить» [17]. Однако данное решение было отменено в самом начале царствования Екатерины II, поскольку невозможно было просчитать его политические последствия. Но дефицит в государственной казне не исчез, поэтому 29 декабря 1768 г. был издан манифест об эмиссии бумажных денег, названных ассигнациями, и учреждении для обслуживания их оборота Ассигнационного банка с капиталом в 1 млн. руб. золотом и серебром. В 1769 году Екатериной II при помощи ассигнационного банка было выпущено ассигнаций на 17 млн. 841 тысяч рублей. Обращение ассигнаций являлось делом обязательным. При расчетах в 500 руб. необходимо было оплатить ассигнациями минимум 25 руб. [24]

Причиной необходимости введения ассигнаций явилось то, что основой денежного обращения был серебряный рубль, который играл роль всеобщего эквивалента и был обеспечен ценой заключенного в нем металла. Но отечественные рудники давали только 6-7 тыс. кг серебра в год. При ежегодной чеканке 2 млн. рублей серебряной монеты требовалось 40 тыс. кг, поэтому основным источником серебра была торговля с Европой хлебом и другой традиционной продукцией. Золотая монета была в обращении в очень незначительном количестве и являлась скорее товаром, чем деньгами, ее курс по отношению к серебру был свободным.

Как главную причину введения ассигнаций Манифест 29 декабря 1768 г. указывал необходимость размена медной монеты на денежные знаки, удобные к перевозке.

Ассигнации первого выпуска 1769-1786 гг. прочно вошли в русское денежное обращение. Они не были обязательны к приему частными лицами, однако для этого времени их курс был очень высок — от 98 до 101 коп. серебром за рубль ассигнациями, т.е. были равноценны серебряной монете [22]. Номинал первых ассигнаций был очень высок – 100, 75, 50 и 25 рублей. Они были защищены нескольким подписями. Однако, наличие в обращении бумажных денег привело к их подделке (печатались фальшивые ассигнации, как правило, в Париже). Для расстройства денежной системы Наполеон наводнил Россию фальшивыми ассигнациями, которые затем выкупали у населения.

В 1786 г. был изменен внешний вид ассигнаций. Одновременно были введены номиналы в 5 и 10 рублей, к 1790 г. они составляли 36% от всей массы ассигнаций, что значительно расширило сферу обращения бумажных денег. В 1787 г. единовременно было выпущено 53,8 млн. рублей ассигнациями, что более чем вдвое увеличивало массу бумажных денежных знаков. За все царствование Екатерины II ассигнаций было выпущено на 157 млн. рублей, и курс их к концу этого царствования упал ниже 70 коп. серебром за рубль ассигнациями [17].

В 1797 г. правительство решилось на изъятие части выпущенных на рынок ассигнаций; состоялось торжественное сожжение в присутствии самого Павла I ассигнаций на сумму 6 млн. рублей. Павел 1 был ярым противником бумажных денег и предполагал изъять их все из обращения. Однако постоянные войны требовали экстренных расходов и к 1802 г. общая сумма ассигнаций с 151 млн. поднялась до 212 млн. рублей, что окончательно снизило курс бумажного рубля. Он составлял менее 50 коп. серебром за рубль, но затем, с отменой всех запретов Павла I, при Александре I стал повышаться, несмотря на ежегодные новые выпуски ассигнаций. В 1803—1804 гг., когда число обращавшихся ассигнаций превысило 300 млн. рублей, их курс был выше 80 коп. за рубль [18].

Образовавшийся вследствие войн 1805—1807 гг. и усугубленный неурожаем 1806 г. огромный дефицит вынужден был покрываться новыми выпусками бумажных денег, общая сумма которых достигла в 1808 г. 477 млн. рублей. Курс бумажных денег, твердо державшийся с 1802 по 1805 гг. и даже повысившийся в эти годы, теперь резко стал падать: в 1809 г. он уже не превышал 40 коп., а к концу года опустился до 35 коп. серебром за рубль ассигнациями. Дефицит в 1809 г., равнявшийся сумме 83 млн. рублей, был покрыт дополнительным выпуском ассигнаций, но они не имели товарного покрытия и рынок отказывался принимать такое количество ассигнаций. К концу 1810 г., когда было выпущено еще на 43 млн. рублей новых ассигнаций, курс их стал ниже 20 коп. за рубль серебра, к концу 1812 г. его уровень снизился до 10 коп. за рубль [18].

В целях стабилизации денежного обращения государственный секретарь М.М. Сперанский в 1810 г. составил «план финансов», по которому предполагалось основать государственный банк с правом выпуска банкнот, разменных на серебро; ассигнации подлежали уничтожению. Однако Отечественная война 1812 г. помешала его реализации. Напротив, эмиссия банкнот значительно возросла. В результате курс ассигнаций резко упал.

В 1817 г. после сожжения 38 млн. рублей сумма оставшихся ассигнаций достигла 800 млн. рублей, а общее количество государственных процентных долгов, внесенных в особую долговую книгу, составляло более 200 млн. рублей, так что весь государственный долг превышал миллиард рублей. В 1818 г. выпуск ассигнаций был прекращен, частично они стали изыматься из обращения [18].

Наблюдая за историей налогов XVIII в., уже можно сделать определенные выводы о структуре доходов и расходов, о доле налогов во всех поступлениях в казну. Попытки составить росписи доходов и расходов предпринимались еще при Петре I. В 1701—1709 гг., Ближняя канцелярия составляла ежегодные сводные ведомости о приходе, расходе и остатке денежных сумм всех приказов. Но поскольку в них часто отмечаются суммы, переходящие из одного приказа в другой, судить о бюджете в целом и доле налогов в нем на основании этих ведомостей сложно. Более последовательно налоговые поступления выделяются в составленной в 1724 г. Табели всех доходов и расходов и сенатской ведомости «Об окладе всего государства» 1725 г. 296 В дальнейшем подобные ведомости удавалось составить далеко не всегда, хотя верховная власть всегда нуждалась в таких сведениях, постоянно требуя их от Камер-коллегии. Для этого необходимо было собрать и свести воедино данные из множества ведомств, собиравших те или иные доходы. Тогдашнему бюрократическому аппарату и самой Камер-коллегии такая задача была не под силу, полной сводной ведомости доходов и расходов ей составить так и не удалось. Лишь при создании Экспедиции о государственных доходах, начиная с 1781 г., стали регулярно составляться такие ежегодные росписи 297 .

На основании упоминавшихся выше данных за 1724 и 1725 гг., сведений, накопленных за разные годы в Сенате и Камер-коллегии, и росписей Экспедиции о государственных доходах и расходах соотношение основных налогов в доходах казны в XVIII в. можно представить следующим образом:

Суммы поступлений основных прямых и косвенных налогов в XVIII в. (тыс. руб.) *

* Троицкий С.М. Указ. соч. С. 214, 219; Чечулин Н.Д. Указ. соч. С. 260—262.

Следует также отметить, что налоги всех видов составляли львиную долю всех доходов государственной казны. В 1725 г. все поступления составили 8546 тыс. рублей. Следовательно, на долю налогов тогда пришлось 86,6% всех доходов. В 1749 г. из обшей суммы в 9888 тыс. руб. налоги дали 84,2%, в 1763 г. — 95,9% (все доходы — 14 135 тыс. руб.), в 1785 г. — 84% (из общей суммы 42 012 тыс. руб.) 298 . Кроме налогов, в казну поступали доходы от перечеканки монеты, почтовые сборы, прибыль от продажи казенных товаров и пр. Подобная структура государственных доходов была характерной чертой российских финансов XVIII в. В ряде других европейских стран она была иной. Например, во Франции большую часть доходов давали косвенные налоги и прежде всего соляной сбор, в Пруссии — передел монеты и прибыль от эксплуатации государственных (королевских или домениальных) имуществ и владений: лесов, горных разработок, фарфоровых фабрик. Наиболее близка к российской структура доходов Австрийской империи, где на долю прямого поголовного налога приходилось более половины всех поступлений. Это можно объяснить схожестью экономических систем обеих стран. В Австрии до конца XVIII в. массы крестьянского населения жили еще в условиях крепостного права.

Подушная подать в России давала до половины всех казенных доходов, а среди налоговых поступлений, как правило, и больше половины. Однако в течение всего XVIII в. заметна тенденция некоторого снижения доли подушной подати и возрастания роли косвенных налогов. В середине XVIII в. доля косвенных налогов резко увеличивается, что связано с целым рядом мер, предпринятых по инициативе графа П.И. Шувалова. В первой половине правления Екатерины II вновь растет значение подушной подати, а к концу века оно опять сокращается, подтверждая общую для всего столетия закономерность.

Очевиден и абсолютный рост поступлений от всех налогов в течение XVIII века. Он отражает и падение курса рубля, и увеличение податного населения как за счет естественного прироста, так и в результате присоединения к России новых территорий. Чтобы представить себе реальное усиление налогового гнета, необходимо определить сумму податей из расчета на одного человека. По подсчетам С.М. Троицкого, в 1724 г. с души взималось 1 руб. 49 коп., к 1769 г. эта сумма увеличилась на 181%, достигнув 2 руб. 70 коп. (в том числе: подушная подать — 1 руб. 24 коп., таможенные пошлины — 39 коп., сборы за вино —60 коп., за соль — 22 коп.) 299 . Стоимость рубля за эти 40 лет упала на 20%. Следовательно, реальный налоговый гнет возрос в полтора раза. К концу века эти тенденции усиливаются. Как отмечалось выше, только подушная подать в отношении государственных крестьян реально увеличилась еще в 2,5 раза. Как же население могло выдержать постоянно растущий гнет? Также как и крепостные крестьяне выдерживали все время увеличивавшиеся помещичьи оброки, а именно: за счет активизации всех видов деятельности, использования посторонних заработков, развития многих промыслов, в том числе неземледельческих, особенно в нечерноземных губерниях. Во второй половине XVIII в. происходит заметный рост товарно-денежных отношений, усиливается развитие всероссийского рынка, участниками которого становятся миллионы российских крестьян. Доходы, которые они получали, шли не только на выплату оброков помещикам, но и поглощались в виде налогов как подушной податью, так и разнообразными косвенными сборами. Другое дело, что эти налоги мало были связаны с реальными доходами конкретного крестьянина, а зависели от некоторых формальных окладных единиц, как «душа», или оттого, сколько тот или иной плательщик потребит вина или соли.

В целом, как и в предыдущие века, в налоговой политике России XVIII в. преобладали фискальные мотивы. Как и прежде, при определении суммы налогов власти не интересовались платежеспособностью отдельных лиц, оставляя этот вопрос на усмотрение общин, обязанных учесть при распределении тягла имущественное положение каждой из семей. При взимании налогов нередко применялось самое грубое насилие, на которое податное население отвечало укрывательством от правежа, бегством, а иногда и восстаниями. Как правило, насильственные меры не способствовали улучшению положения с собираемостью налогов, лишь обостряя социальную обстановку в стране.

Вместе с тем налоги так или иначе были важным инструментом политики правительства в различных сферах. Как всегда, они являлись одним из важнейших факторов, определявших различия в положении разных сословных групп, которые формировались в зависимости от их обязанностей по отношению к государству, а уплата налогов была одной из наиболее существенных обязанностей. В XVIII в. это выглядело довольно архаично, но тем не менее сословия с их привилегиями, правами и обязанностями сохранялись, как сохранялись и налоги, для каждого сословия свои. Важное значение имели налоги при проведении национальной, иногда внешней политики. Гораздо в меньшей степени использовалась налоговая система при решении задач экономической политики, что связано с ее по преимуществу фискальным характером и ярко выраженной сословной направленностью.

Несмотря на то, что налоговый гнет как в абсолютном, так и в относительном измерении неуклонно возрастал, а правительство принимало различные меры по налаживанию финансового управления, состояние государственных финансов к концу правления Екатерины II и при Павле I было далеко не блестящим. По-прежнему велики были военные расходы. В последнем десятилетии XVIII в., едва завершив войну с Турцией, Россия включилась в военные действия против борющейся за свою независимость Польши. На рубеже веков русская армия и флот под руководством Суворова и Ушакова сражаются против Франции, восстановившей из-за своей революции против себя всю Европу. Огромных расходов требовало содержание государственного аппарата, создание новых органов губернской и уездной администрации. Часть казенных средств через Дворянский банк перекачивалась на поддержку помещичьих хозяйств. Изыскивая средства на эти нужды, правительство выпускает все новые и новые ассигнации, делает займы за рубежом. Бюджетный дефицит и государственный долг постоянно росли. Так, в 1785 г. доходы государственной казны составили 42 млн. руб., расходы — 58 млн. руб., в 1790 г. — 44 млн. руб. и 73 млн. рублей. В конце царствования Екатерины II внешний долг достиг 44 млн. руб., внутренний долг — 82 млн. рублей 300 .

Налоги приносили львиную долю казенных доходов. Однако несмотря на постоянное увеличение подушной подати, основного прямого налога, интенсификацию всех косвенных сборов, тогдашняя налоговая система также не могла в полной мере обеспечить финансовые потребности страны. Можно говорить о том, что потребности и задачи государства в сфере внешней и внутренней политики превышали его финансовые возможности, были непосильны для российских налогоплательщиков. Всей своей тяжестью бремя налогов ложилось на государственных крестьян и простых горожан (мещан). Доходы казны с продажи соли и вина также оплачивались из кармана простых обывателей. С другой стороны, значительная масса крестьян была закрепощена, но лишь часть дохода с их труда доставалась государству в виде подушной подати, платимой за них их господами. Большую часть прибавочного продукта крестьянского труда присваивали помещики посредством оброков, барщины. Тем не менее доходы самих помещиков, получаемые с эксплуатации своих крепостных, никто не считал, и никакой прямой налог на них не распространялся. Лично за себя они также никаких податей не платили. В это время они уже были освобождены от обязательной службы государству, и эти льготы не имели никакого реального оправдания. Составители Жалованной грамоты дворянству 1785 г., закреплявшей привилегии дворянства, также не могли найти иных оправданий, кроме «заслуг предков».

Правительство Екатерины II приняло ряд мер по введению новых налогов, связанных с предпринимательством, капиталом, прибылью. Но они касались лишь сравнительно узкой группы предпринимателей, принадлежавших к гильдейскому купечеству. Установленные налоги были во многом формальными и мало соответствовали реальным доходам облагаемого лица. Тем не менее сохранение исключительно обширного сектора крепостнической экономики, господствовавшего в целом ряде важнейших отраслей, отсутствие должной поддержки со стороны государства сдерживали развитие свободного предпринимательства, рост прибылей в этой сфере, а, следовательно, и ее отдачу в виде налогов в казну. Лишь таможенная и тарифная политика в целом соответствовала требованиям времени и интересам развития российской экономики, но именно поэтому не могла всецело служить фискальным целям.

Таким образом, в условиях сохранения крепостного права, привилегий дворян и помещиков в социальной и экономической сферах, невозможно было удовлетворительно решить проблему создания такой налоговой системы, которая соответствовала бы постоянно растущим потребностям страны, задачам, вставшим перед ней в эпоху новой истории. Размышлять над решением этой проблемы, предлагать и осуществлять различные более или менее удовлетворительные, зачастую паллиативные меры довелось государственным деятелям, руководителям финансов, мыслителям следующего XIX столетия.


296 Милюков П.Н. Государственное хозяйство России в первой четверти XVIII столетия и реформа Петра Великого. СПб., 1905. С. 669—674; Троицкий С.М. Указ. соч. С. 249.
297 Троицкий С.М. Указ. соч. С. 264.
298 Троицкий С.М. Указ. соч. С. 219; Финансовые документы царствования императрицы Екатерины II Т. I // Сборник Русского исторического общества. Т. 28. СПб., 1880. С. 67, 258.
299 Троицкий С.М. Указ. соч. С. 219.
300 Финансовые документы царствования императрицы Екатерины II. С.ХХХIII-ХХХIV.

Читайте также: