Организация кредитного и налогового дела научная статья

Опубликовано: 16.05.2024


В мире на сегодняшний день множество налоговых систем. Главная задача этой статьи – разобраться в особенностях системы уплаты налогов коммерческими банками в России и сопоставить её с системой налогообложения в других странах.

Теоретической и методологической базой данного исследования являются нормативные и законодательные акты, информация о финансовых отчетах консолидированного характера, баланса бухгалтерии и данных, представляемых держателям акций конкретной организации, статьи в экономических и финансовых изданиях России, электронные ресурсы с материалом по данной теме, учебные пособия, материалы и обязательно результаты проведенных исследований. Все это позволит увидеть самую обширную картину того, насколько эффективна система налогообложения коммерческих банков в России.

Рынок банковских услуг сегодня один из ключевых, в специализацию которого входят банки. Банк – это организация, осуществляющая кредитную деятельность, которая имеет аккредитацию на выполнение банковских операций: размещение денежных средств от собственного имени и за свой счет при условии возврата, срочности, платности, ведение и открытие банковских счетов физических и юридических лиц, привлечение валютных средств во вклады юридических и физических лиц [3].

Главное условие, которое необходимо выполнить, чтобы создать рыночное хозяйство – наладить функционирование банковской системы. На банки возложена весьма серьезная роль, при помощи них государство реализует стратегические и тактические цели инвестиционной, инновационной политики, проблемы регулирования доходов населения и внешнеэкономической деятельности.

Самое главное для исправной работы банковской системы – это развитие системы уплаты налогов организаций, которые занимаются кредитными операциями. Прочие организации, занимающиеся кредитными операциями в РФ и банки, сталкиваются с трудностями при налогообложении, во многом имеющие дело с неразрешенностью и противоречивостью некоторых аспектов закона о налогах.

Как правило, банк может выступать в 3 позициях, а именно:

– В качестве самостоятельного налогоплательщика;

– В качестве налогового агента;

– В качестве посредника между государством и налогоплательщиками.

Банк обязуется оплачивать несколько типов налогов местного, регионального и федерального масштаба. Все налоги, уплачиваемые коммерческими банками, указаны в ст. 19, 20, 21 Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ» от 27.12.91 г. № 2118-1. С вступлением в силу с 05.05.2016 г. изменений во II часть Налогового Кодекса, банки уплачивают налоги и сборы, предусмотренные ст. 13, 14, 15 части I Налогового Кодекса РФ.

Налоги федерального масштаба: НДС, НДФЛ и др., регионального масштаба: имущественный налог, транспортный налог и прочие, местные налоги: земельный налог. Рассмотрим коротко некоторые примеры налогов [4].

1. Налог на прибыль организации. Согласно налоговому законодательству РФ, этот тип налогообложения представляет собой реальную прибыль, которая остается в распоряжении банка после вычета текущих расходов.

2. Налог на добавленную стоимость. Стоит отметить, что по большей части банковские услуги не облагаются налогом по причине того, что отчасти банковские тарифы не базируются на себестоимости, зато на них прямым образом сказывается уровень рисков и конкуренции.

3. Налог на имущество организаций. Такая система налогообложения применима к банковскому имуществу, как движимому, так и недвижимому, находящемуся в собственности.

4. Земельный налог. Оплата данного налога имеет место быть только тогда, когда здание, в котором располагается офис банка, находится в личной собственности банка.

Банк, являясь плательщиком налогов, в обязательном порядке ведет налоговый учет доходов и расходов, путем занесения перечня сделок и операций в журнал аналитического учета, в строгом соответствии с правилами. Такой вид учета отражает каждую сделку, которую заключил или совершил банк. Сюда относятся: покупка и продажа драгоценных камней и металлов, долговые обещания, операции хозяйственного характера, и прочие банковские операции. В аналитическом учете отражается дата совершения операции, стоимость, количество, качество или же иные показатели, необходимые для данного учета [2].

Отличным примером, для проведения сравнительного анализа банков коммерческой деятельности РФ, служат банки США. Налоговая система Америки разительно отличается от налоговой системы, применяемой в России. К примеру, ставка для банка и для корпораций одинакова. В первую очередь учитывается не добавленная стоимость, не потребительские и даже не производственные налоги, а доход. Рассмотрим схему налогов, которыми облагаются корпорации и на основе полученной информации выявим особенности, которые присущи налоговой системе национального и коммерческого банка.

Система уплаты налогов корпорациями:

1. Определить уровень доходов;

2. От суммы общего дохода отнять доход, который не подлежит налогообложению;

3. Провести налоговые вычеты с целью определения налога на чистый доход по ставке налога.

Наиболее наглядно и четко видно систему налогообложения коммерческих банков на примере уплаты налогов банком ПАО «Росбанк». Росбанк является частью группы Societe Generale – лидирующего универсального европейского банка с более чем 150-летней историей, который на протяжении всего периода своей деятельности демонстрирует способность к росту, противостоянию внешним вызовам и успешной адаптации к изменениям. До недавнего времени, Росбанк являлся открытым акционерным обществом, с принятием нового закона об обществах, произошло переименование в публичное акционерное общество (ПАО).

Данный банк является одним из основных операторов рынка валют в Дальневосточном регионе. Банком производятся валютные операции на внутреннем и мировом валютном рынке. Общая сумма операций конверсии за 2015 год превышает отметку в 2050 миллионов долларов США, сюда же относятся операции по приобретению и реализации валют по клиентским заявкам на общую сумму в 2348 миллионов долларов США, стоит отметить, что данный показатель почти в 3 раза выше, чем в 2013 году [5].

Стоит подчеркнуть, что основные налоги, которые уплачивает банк это:

Налог на прибыль организации;

Налог на доходы физических лиц;

Налог на добавленную стоимость;

Налог на имущество организации;

Прочие виды налогов.

Стоит отметить, что банк может уйти от обязанности по ведению раздельного учета НДС, уплаченного поставщикам, при приобретении товаров (работ, услуг), применяя п. 5 ст. 170 НК РФ. В таком случае банк включает в затраты, при исчислении налога на прибыль организаций принимаемые к вычету суммы НДС, уплаченные поставщикам по приобретаемым товарам (работам, услугам). При этом, полученная ими по операциям вся сумма НДС, подлежащим налогообложению, подлежит уплате в бюджет.

Сроки уплаты налога и порядок исчисления:

– Квартал – налоговый период;

– Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого квартала.

– Рассчитывается как общая сумма налога, уменьшенная на сумму налоговых вычетов;

Налогообложение банков производится по налоговой ставке 18 %.

Налогообложение производится по расчетной ставке 18/118 в случаях, если коммерческий банк выступает в качестве налогового агента, при удержании налога.

Коммерческий банк, приобретая на территории Российской Федерации товары (услуги, работы) у иностранных партнеров, не состоящих в качестве налогоплательщиков на учете в налоговых органах, является налоговым агентом, который обязан исчислить, удержать у иностранной организации и перечислить в бюджет соответствующую сумму НДС. При этом, налоговую базу по НДС определяет банк, как сумму дохода зарубежной организации от реализации данных продуктов (услуг, работ).

Также, банк считается налоговым агентом, арендуя у органов гос. власти и управления и органов районного самоуправления федеральные активы, актив субъектов РФ и городской актив. При этом, налоговая основа по НДС ориентируется банком, как сумма арендной платы с учетом налога. Банк должен исчислить, вычесть из прибыли, уплачиваемой арендодателю, и перечислить в бюджет необходимую сумму НДС;

– при реализации имущества, подлежащего учету по цене с учетом уплаченного НДС;

– при получении банком валютных средств в виде авансовых платежей, в счет грядущего предложения, передачи имущественных прав.

База, как налогов, так и сборов рассчитывается как сумма выплат и прочих вознаграждений, начисленных налогоплательщиком за налоговый период в пользу физических лиц. Текущее налогообложение исследуемого банка рассчитывается на основе сумм, ожидаемых возмещений из бюджета или к уплате в бюджет, в отношении налогооблагаемых убытков или прибыли, в предшествующие и текущие периоды.

Российская налоговая система далека от совершенства в собственной законодательной базе. «Пробелами» в Налоговом кодексе злоупотребляет основная масса хозяйствующих субъектов государства. Важна кропотливая проработка всех нормативно-правовых актов и законов, касающихся налогообложения, тем более в сфере кредитных организаций, т.к. здоровая банковская среда – задаток финансового благополучия любой страны.

Для достижения данной цели необходимо принять срочные меры. В передовых российских критериях целенаправленно было бы установить дифференцированный расклад к налогообложению коммерческих банков. В частности, целенаправленно использовать меньшую ставку налога на выгоду, в случае если банк постоянно ориентирует прибыль не на выплату дивидендов, а на наращивание денежных средств банка, кредитование реального раздела экономики, становление работы за рубежом.

При оптимизации налогообложения коммерческих банков нужно не только инициировать их на финансирование компаний реального раздела экономики, но и ограничивать их в способностях по уклонению от уплаты налогов. Из всего вышесказанного, можно прийти к выводу, что роль налоговой регулировки растет в связи с тем, что нужно проводить меры по налоговому стимулированию и сделать конкретные банковские операции неэффективными или же труднореализуемыми [1].

Большая собираемость налогов нуждается в серьёзных преобразованиях в налоговом законодательстве. Улучшение налогообложения коммерческих банков посодействует увеличению налоговой прибыли страны. А это в первую очередь, ускорит процесс становления страны и совершенствования экономики.

Подводя итог, можно сделать вывод об особенной роли банков как субъектов налогообложения, специфике как налогов, которые они должны платить, так и их посреднической роли, регламентированной законодательством. Следует заметить, что тема настоящего исследования очень актуальна, особенно в силу меняющегося законодательства в области налогообложения, и требует внимательного и последовательного дальнейшего изучения.

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на определенный срок и при определенных условиях.

Сроки предоставления кредита

В налоговом законодательстве предусмотрено поэтапное сокращение и уменьшение срока для уплаты налога для организации, с последующей выплатой сокращенной суммы в течение определенного периода.

Называется такое сокращение – инвестиционный налоговый кредит. При этом подразумевается не только сокращение суммы и срока, но и начисление процентов, которые так же будет необходимо уплатить.

Регулируется такая норма, как инвестиционный налоговый кредит, Налоговым кодексом, статьями 66, 67, 68.

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется как по налогу на прибыль, так и по региональным и местным налогам. Сроки предоставления составляют:

  • от 1 года до 5;
  • от 1 года до 10.

При этом увеличенный срок предоставляется только тем юридическим лицам, которые включены в реестр резидентной зоны, предусмотренной для территориального развития. Для всех остальных организаций действуют общие условия срока предоставления – от 1 года до 5 лет.

Условия предоставления кредита

В рамках налогового законодательства предусмотрены особые условия, при соблюдении которых инвестиционный кредит может быть предоставлен. К таким условиям, согласно статье 67 Налогового кодекса, относятся следующие:

  • оборонный государственный заказ. Если организация выполняет такой заказ, то ей может быть предоставлен инвестиционный кредит. При этом срок остается неизменным – от 1 года до 5 лет;
  • предоставление услуг населению из разряда особо важных, а также развитие региона в социально-экономическом плане. При выполнении такого заказа организация может получить сокращение срока по выплате налога с получаемого дохода;
  • получение или создание новых видов сырья, а также инновационная деятельность. При осуществлении такой деятельности организация может рассчитывать на инвестиционный налоговый кредит на общих условиях;
  • научно-исследовательская деятельность, повышение уровня охраны окружающей среды, опытно-конкурсные работы, новые рабочие места для инвалидов – все это позволяет получить организации налоговый кредит с отсрочкой по выплате налога.

Даже при выполнении одного из этих условий организация может получить инвестиционный налоговый кредит. Данное право предусмотрено статьей 67 Налогового кредита. При этом этой же статьей регулируется порядок предоставления.

Порядок предоставления кредита

Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита прописаны в статье 67 Налогового кодекса, а также в Приказе ФНС № MMB-7-8/469@. В рамках действия этих нормативно-правовых актов предусмотрен следующий порядок действий со стороны организаций, которые рассчитывают получить отсрочку или рассрочку по выплате налогов, и со стороны налоговых органов:

1. Подача документов и заявления представителем организации.

2. Рассмотрение документов, определение выполнения одного из условий.

3. Принятие решения со стороны налоговых органов, которое составляется в течение 30 календарных дней.

4. Уведомление организации-заявителя о решении.

5. Инвестирование в энергетическую эффективность создаваемых объектов.

Для каждого из оснований (условий) существует свой определенный перечень документов, которые организация должна предоставить на рассмотрение.

Так, организации, которые осуществляют выполнение государственного заказа в вопросах обороны, обязаны представить в налоговый орган следующие документы:

  • справку о выполнении такого заказа, которая выдается государственным органом власти, регулирующим вопрос выполнения оборонных заказов;
  • документы-доказательства о соответствии основаниям.

Те организации, которые предоставляют особо важные услуги населению или повышают социальный и экономический уровень региона, представляют следующие документы:

  • справка от уполномоченного органа власти, которая подтверждает выполнение заказа в данном направлении;
  • документы-доказательства о соответствии основаниям.

Организации, осуществляющие инновационную деятельность, представляют в налоговый орган вместе с заявлением следующие документы:

  • бизнес-план;
  • документы-доказательства соответствия основаниям.

Организация, осуществляющая научно-исследовательскую деятельность, представляет в налоговый орган документы:

  • бизнес-план;
  • документы, которые подтверждают, что организация приобрела за свои средства оборудование, необходимое для осуществления своей прямой деятельности;
  • документы-доказательства соответствия основаниям.

Организации, которые осуществляют инвестирование, представляют в налоговый орган следующие документы:

  • бизнес-план;
  • документы-основания для получения кредита.

Примечательно, что если между организацией и налоговым органом уже заключено инвестиционное соглашение по одному из существующих оснований, не запрещается заключение ее одного договора о предоставлении кредита по другому основанию. При этом организация ни в коем случае не освобождается от уплаты налога и процентов, которые начисляются по одному кредиту, в счет нового кредита.

Сумма кредита

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации только на определенные Налоговым кодексом суммы. Так, предусмотрены следующие суммы кредитования:

  • 100% стоимость оборудования, которое необходимо для создания энергетически эффективных объектов, а так же осуществления научно-исследовательской деятельности;
  • определенная договором сумма при остальных основаниях.

Так, уполномоченный орган, который регулирует ту или иную деятельность организации, и сама организация заключают инвестиционный договор, в котором прописывается сумма и срок предоставления инвестиционного кредита.

Организация вправе досрочно погасить сумму задолженности в тот налоговый период, в котором у нее есть на это возможность, лишние проценты за это начислены не будут. Каждый налоговый период документы-отчеты сдаются в налоговый орган, который определяет, насколько были выполнены условия инвестиционного налогового договора.

Права организации

Организация, которая получила отсрочку или рассрочку по выплатам налогов, имеет право на протяжении действия всего договора уменьшать сумму выплат. При этом на конец периода организация обязана в полном объеме погасить, как саму рассрочку, так и проценты, которые были по ней насчитаны.

Кроме того, организация, получившая отсрочку или рассрочку, может уменьшать сумму до тех пор, пока не останется равной сумме кредита, прописанной в договоре.

Одним из прав организации является уменьшение суммы налога до 50%, но не более того.

Так или иначе, налоги и сборы организации, получившие отсрочки и рассрочки, обязаны уплачивать установленные к ним налоги, хотя и в меньшем объеме.

Примечательно, что заключить договор на инвестиционное налоговое кредитование на уплачиваемые сборы невозможно, поскольку это не предусмотрено налоговым законодательством РФ, договоры заключаются исключительно на налоги, а не сборы.

1. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, являющейся налогоплательщиком соответствующего налога, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) проведение этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов и (или) повышение энергетической эффективности производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, или осуществление мероприятия или мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, предусмотренных пунктом 4 статьи 17 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";

2) осуществление этой организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;

3) выполнение этой организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению;

4) выполнение организацией государственного оборонного заказа;

5) осуществление этой организацией инвестиций в создание объектов, имеющих наивысший класс энергетической эффективности, в том числе многоквартирных домов, и (или) относящихся к возобновляемым источникам энергии, и (или) относящихся к объектам по производству тепловой энергии, электрической энергии, имеющим коэффициент полезного действия более чем 57 процентов, и (или) иных объектов, технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации;

6) включение этой организации в реестр резидентов зоны территориального развития в соответствии с Федеральным законом "О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

2. Инвестиционный налоговый кредит предоставляется:

1) по основаниям, указанным в подпунктах 1 и 5 пункта 1 настоящей статьи, - на сумму кредита, составляющую 100 процентов стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования, используемого исключительно для перечисленных в этих подпунктах целей;

2) по основаниям, указанным в подпунктах 2 - 4 пункта 1 настоящей статьи, - на суммы кредита, определяемые по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией;

3) по основанию, указанному в подпункте 6 пункта 1 настоящей статьи, - на сумму кредита, составляющую не более чем 100 процентов суммы расходов на капитальные вложения в приобретение, создание, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение амортизируемого имущества, предназначенного и используемого для осуществления резидентами зон территориального развития инвестиционных проектов в соответствии с Федеральным законом "О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

3. Основания для получения инвестиционного налогового кредита должны быть документально подтверждены заинтересованной организацией.

4. Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на основании заявления организации и оформляется договором установленной формы между соответствующим уполномоченным органом и этой организацией. В указанном заявлении организация принимает на себя обязательство уплатить проценты, начисленные на сумму задолженности в соответствии с настоящей главой.

Форма договора об инвестиционном налоговом кредите устанавливается уполномоченным органом, принимающим решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита.

Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 23.07.2013 N 248-ФЗ.

5. Решение о предоставлении организации инвестиционного налогового кредита принимается уполномоченным органом по согласованию с финансовыми органами в соответствии со статьей 63 настоящего Кодекса в течение 30 дней со дня получения заявления. Наличие у организации одного или нескольких договоров об инвестиционном налоговом кредите не может служить препятствием для заключения с этой организацией другого договора об инвестиционном налоговом кредите по иным основаниям.

При отсутствии обстоятельств, указанных в пункте 1 статьи 62 настоящего Кодекса, уполномоченный орган не вправе отказать заинтересованному лицу в предоставлении инвестиционного налогового кредита по основанию, указанному в подпункте 6 пункта 1 настоящей статьи, в пределах суммы расходов этого лица на капитальные вложения в приобретение, создание, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение амортизируемого имущества, предназначенного и используемого для осуществления резидентами зон территориального развития инвестиционных проектов в соответствии с Федеральным законом "О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", на срок, указанный в обращении заинтересованного лица, с учетом ограничений, установленных статьей 66 настоящего Кодекса.

6. Договор об инвестиционном налоговом кредите должен предусматривать порядок уменьшения платежей по соответствующему налогу, сумму кредита (с указанием налога, по которому организации предоставлен инвестиционный налоговый кредит), срок действия договора, начисляемые на сумму кредита проценты, порядок погашения суммы кредита в срок, не превышающий срок, на который в соответствии с договором предоставляется инвестиционный налоговый кредит, порядок и срок погашения начисленных процентов, указание на способ обеспечения обязательств, ответственность сторон. Если инвестиционный налоговый кредит предоставляется под залог имущества, заключается договор о залоге имущества в порядке, предусмотренном статьей 73 настоящего Кодекса.

Договор об инвестиционном налоговом кредите должен содержать положения, в соответствии с которыми не допускаются в течение срока его действия реализация или передача во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого организацией явилось условием для предоставления инвестиционного налогового кредита, либо определяются условия такой реализации (передачи).

Не допускается устанавливать проценты на сумму кредита по ставке, менее одной второй и превышающей три четвертых ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Если инвестиционный налоговый кредит предоставлен по основанию, указанному в подпункте 6 пункта 1 настоящей статьи, на сумму задолженности проценты не начисляются.

Копия договора представляется организацией в налоговый орган по месту ее учета в пятидневный срок со дня заключения договора.

7. Законами субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль организаций (в части суммы такого налога, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации) и по региональным налогам, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований по местным налогам могут быть установлены иные основания и условия предоставления инвестиционного налогового кредита, включая сроки действия инвестиционного налогового кредита и ставки процентов на сумму кредита.

Комментируемая статья является смысловым продолжением положений статьи 66 НК РФ.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по таким основаниям, как проведение организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или осуществление мероприятия или мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, предусмотренных пунктом 4 статьи 17 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", и (или) повышение энергетической эффективности производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, осуществление организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов, выполнение организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению, выполнение государственного оборонного заказа, осуществление организацией инвестиций в создание объектов, имеющих наивысший класс энергетической эффективности, в том числе многоквартирных домов, и (или) относящихся к возобновляемым источникам энергии, и (или) относящихся к объектам по производству тепловой энергии, электрической энергии, имеющим коэффициент полезного действия более чем 57 процентов, и (или) иных объектов, технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с Перечнем объектов и технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность, осуществление инвестиций в создание которых является основанием для предоставления инвестиционного налогового кредита, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.07.2011 N 562, на срок от одного года до пяти лет, а по такому основанию, как включение организации в реестр резидентов зоны территориального развития в соответствии с Федеральным законом "О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", - на срок до десяти лет.

Постановлением Правительства РФ от 17.06.2015 N 600 утвержден Перечень объектов и технологий, которые относятся к объектам и технологиям высокой энергетической эффективности.

Законом субъекта Российской Федерации и нормативными правовыми актами, принятыми представительными органами местного самоуправления по региональным и местным налогам, соответственно могут быть установлены иные основания и условия предоставления инвестиционного налогового кредита, включая сроки действия инвестиционного налогового кредита и ставки процентов на сумму кредита.

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на основании заявления организации и оформляется договором установленной формы между соответствующим уполномоченным органом и этой организацией.

При заключении договора об инвестиционном налоговом кредите определяется порядок погашения суммы этого кредита в пределах срока, на который в соответствии с договором предоставляется такой кредит.

К таким выводам Минфин России пришел в письме от 02.04.2012 N 03-02-07/1-78.

Источник комментария:
"ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ЧАСТИ ПЕРВОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (АКТУАЛИЗАЦИЯ)
Ю.М. Лермонтов, 2016

При этом суды исходили из того, что основания для отказа в заключении договора поручительства соответствуют требованиям статей 67, 74 Налогового кодекса Российской Федерации и статей 435, 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также положениям Порядка организации работы по предоставлению отсрочки рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов.

080214 2251 1 ВНЕШНЯЯ – ПРАВОВАЯ И НАЛОГОВАЯ СРЕДА
Среда функционирования предприятия представляет собой совокупность субъектов хозяйствования, их взаимосвязей, инфраструктурных звеньев и условий их деятельности. Изучение этой среды связано с тем, что субъекты хозяйствования, осуществляя свою деятельность, функционируют не изолированно, а взаимодействуют между собой, с органами государственного управления, общественными структурами и т.д., то есть осуществляют свою деятельность во внешней среде.

Внешняя среда в стратегическом управлении рассматривается как
совокупность двух относительно самостоятельных подсистем: макроокружения и непосредственного окружения.

Под внешней средой организации понимаются все условия и факторы, возникающие в окружающей среде, независимо от деятельности конкретной фирмы, но оказывающие или могущие оказать воздействие на её функционирование и поэтому требующие принятия управленческих решений.

Однако набор этих факторов и оценка их воздействия на хозяйственную деятельность различны, причём не только у авторов научных публикаций по вопросам менеджмента, но и у каждой фирмы. Обычно фирма в процессе управления сама определяет, какие факторы и в какой степени могут воздействовать на результаты её деятельности в настоящий период и на будущую перспективу, вывода проводимых исследований или текущих событий сопровождаются разработкой конкретных средств и методов для принятия соответствующих управленческих решений. Причём прежде всего выявляются и учитываются факторы внешней среды, оказывающие воздействие на состояние внутренней среды, оказывающие воздействие на состояние внутренней среды фирмы.

Внешняя среда организации является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания её внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить её потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям.

Взаимосвязанность факторов внешней среды – уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы.

К основным элементам внешней среды относятся:

• экономическая среда — инфляция сокращает покупательную способность потребителей, новые налоги могут изменить распределение доходов, уровень процентных ставок на капитал может сделать выгодными или невыгодными инвестиции в новые предприятия;

• политическая обстановка — изменения в правительстве могут повлиять на степень поддержки частного предпринимательства, изменить отношение к общественному сектору, политическая нестабильность может привести к тому, что долгосрочные инвестиции окажутся рискованными;

• юридическая среда — изменения в законодательстве, касающиеся деятельности предприятий, могут поощрять или, наоборот, сдерживать те или иные направления предпринимательства;

• технологическая среда — новые технологии могут привести к повышению конкурентоспособности или ее снижению, если успеха в разработке новых технологий добился конкурент;

• социально-культурная среда—появление новых фасонов, новой моды может создать новые возможности;

• природно-климатическая, географическая обстановка — хороший или плохой урожай сразу же отражается на уровне цен;

• демографическая ситуация — миграция населения, изменения в показателях рождаемости и смертности оказывают соответствующее воздействие на уровень спроса.

Правовая среда:

Налоговая среда: виды основных налогов, уплачиваемых предприятием.

080214 2251 2 ВНЕШНЯЯ – ПРАВОВАЯ И НАЛОГОВАЯ СРЕДА

Рис. Внешнее окружение компании

Законы и государственные органы. Каждая организация имеет определенный правовой статус, являясь единоличным владением, компанией, корпорацией или некоммерческой корпорацией, и именно это определяет, как организация может вести свои дела и какие налоги должна платить. Число и сложность законов, непосредственно посвященных бизнесу, в 20 веке резко возросли. Как бы ни относилось руководство к этим законам, ему приходится придерживаться их или пожинать плоды отказа от законопослушания в форме штрафов или даже полного прекращения бизнеса.

Состояние законодательства часто характеризуется не только его сложностью, но и подвижностью, а иногда даже неопределенностью.

Государственные органы. Организации обязаны соблюдать не только федеральные и штатные законы, но и требования органов государственного регулирования. Эти органы обеспечивают принудительное выполнение законов в соответствующих сферах своей компетенции, а также вводят собственные требования, зачастую также имеющие силу закона.

Неопределенность сегодняшнего правового поля проистекает из того факта, что требования одних учреждений вступают в противоречие с требованиями других, и в то же время за каждым стоит авторитет федерального правительства, позволяющий принудительно обеспечивать выполнение таких требований.

Законотворчество местных органов управления. Дополнительно усложняют дело регулирующие постановления местных органов власти. Все местные сообщества требуют от предприятий приобретения лицензий, ограничивают возможности выбора места для ведения дела. Облагают предприятия налогами.

Основной частью денежного оборота фирмы является безналичный оборот, представляющий собой совокупность платежей, совершаемых путем безналичных перечислений по счетам плательщиков и получателей средств, зачета взаимных требований.

Подавляющее большинство расчетов между фирмами осуществляется в безналичном порядке, путем перечисления средств со счета плательщика на счет их получателя, а также путем зачета взаимных требований. Предпринимательские фирмы хранят денежные средства на счетах в банке, куда поступают все причитающиеся им платежи и откуда перечисляются средства по обязательствам фирмы. По оценкам специалистов, осуществление безналичных расчетов занимает не менее всего операционного времени банковского персонала. Безналичные расчеты по сравнению с налично-денежными расчетами сокращают издержки обращения, так как в данном случае отпадает необходимость в перевозке и хранении наличных денег.

Основными законодательно-нормативными документами, регламентирующими в настоящее время общие подходы к организации расчетов в РФ и единый документооборот в коммерческих банках, являются: Гражданский кодекс РФ (часть вторая), гл. 45 «Банковский счет», Гл. 46 «Расчеты»; Федеральный закон РФ № 86-ФЗ от 10 июля 2002 г. «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»; Положение ЦБ РФ «О безналичных расчетах в Российской Федерации» от 12 апреля 2001 г. № 2-П.

В соответствии с действующим законодательством расчеты между предприятиями осуществляют банки и небанковские кредитные организации. Поскольку получателя и плательщика обслуживают в большинстве случаев разные банки, то имеет значение характер взаимоотношений между банками. Организация расчетов в этом случае возложена на расчетно-кассовые центры (РКЦ), созданные ЦБ РФ по территориальному принципу. На рис. приведена схема организации безналичных расчетов с использованием РКЦ.

Все безналичные расчеты, осуществляемые фирмами, можно разделить на две группы: расчеты по обязательствам предприятия перед бюджетом, внебюджетными фондами и другие подобные платежи; расчеты по товарным операциям и хозяйственным договорам.

Платежи в бюджет и внебюджетные фонды производятся, как правило, посредством платежных поручений.

Расчеты же по товарным операциям и хозяйственным договорам достаточно разнообразны и их можно классифицировать по различным признакам.

1. Относительно факта свершения сделки (отгрузки продукции, товаров и т.п.: предварительная или авансовая оплата продукции; оплата по факту свершения сделки.

2. С точки зрения условий оплаты сделки: акцептная форма расчетов; безакцептная форма расчетов; аккредитивная форма расчетов; плановые платежи; зачет взаимной задолженности (взаиморасчеты).

В настоящее время безакцептное (без согласия предприятия) списание средств с расчетного счета плательщика производится в соответствии с действующим законодательством в следующих случаях: штрафные санкции к предприятию со стороны налоговых органов и внебюджетных фондов; штрафные санкции к предприятию по решению суда; оплата железнодорожных тарифов, электроэнергии, водоснабжения и т.п., оплата услуг банка за расчетно-кассовое обслуживание.

При расчетах между предприятиями и организациями по хозяйственным договорам безакцептная форма расчетов в настоящее время не применяется.

3. По используемым платежным средствам: без использования платежных средств (расчет платежными требованиями, платежными требованиями-поручениями); чековая форма расчетов; вексельная форма расчетов.

4. По источникам средств, привлекаемым для финансирования сделки: за счет собственных средств предприятия; за счет кредитов и других заемных средств; за счет средств клиента (при посреднической деятельности).

В зависимости от вида расчетов плательщик и получатель выбирают одну из существующих форм безналичных расчетов. Формы расчетов — урегулированные законодательством способы исполнения через банк денежных обязательств предприятий и организаций. Форма расчетов представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, к числу которых относятся способ платежа и соответствующий ему документооборот.

Документооборот — это система оформления, использования и движения расчетных документов и денежных средств. В документооборот входят: выписка грузоотправителем счета-фактуры и передача его другим участникам расчетов; содержание расчетного документа и его реквизиты; сроки составления расчетного документа и порядок предъявления его в банк, а также другим участникам расчетов; движение расчетного документа между учреждениями банков; порядок и сроки оплаты расчетного документа, перевода и получения денежных средств; порядок использования расчетного документа для взаимного контроля участников расчета и осуществления мер экономического воздействия.

В соответствии с действующим Положением о безналичных расчетах в РФ в современных условиях допускается использование следующих форм безналичных расчетов: расчеты платежными поручениями; расчеты по аккредитиву; расчеты чеками; расчеты по инкассо.

Кроме этого, в современной практике безналичных расчетов в РФ существенное место занимает вексельная форма расчетов, которая регламентируется особой законодательно-нормативной базой.

Формы расчетов между поставщиком и плательщиком определяются договором, соглашением или иной договоренностью. Плательщик несет ответственность за своевременную оплату поставленной продукции. В договоре между поставщиком и покупателем определяются санкции за просрочку оплаты.

Безналичные расчеты осуществляются на основании предъявляемых обслуживающему банку расчетных документов. Расчетные документы (кроме чека) выписываются в нескольких экземплярах (как правило, в четырех), с тем чтобы удовлетворить всех участников расчетов.

Фирма по действующему законодательству РФ имеет право на открытие одного или нескольких счетов как в одном банке, так и в нескольких. Ниже перечислены счета, которые фирма открывает в банках для проведения безналичных расчетов.

1. Расчетные счета предназначены для осуществления текущих платежей по распоряжению фирмы и зачисления поступлений денежных средств в адрес предприятия. Расчетные счета используются фирмами для зачисления выручки от реализации продукции (работ, услуг), учета своих доходов от внереализационных операций, сумм полученных кредитов и иных поступлений, осуществления расчетов с поставщиками, бюджетом по налогам и приравненных к ним платежам, с рабочими и служащими по заработной плате и другим выплатам, включаемым в фонд потребления, с банками по полученным кредитам и процентам по ним, а также для платежей по решениям судов и других органов, имеющих право принимать решения о взыскании средств со счетов юридических лиц в бесспорном порядке.

Расчетные счета открывают:

юридическим лицам, осуществляющим коммерческую деятельность, независимо от их формы собственности, а также гражданам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

министерствам, ведомствам и другим органам управления — для осуществления операций по созданию централизованных фондов и зачислению средств на содержание аппарата управления.

Владелец расчетного счета имеет полную экономическую и юридическую самостоятельность: выступает самостоятельным плательщиком всех причитающихся с него платежей в бюджет, самостоятельно вступает в кредитные взаимоотношения с банком и может совершать любые операции, связанные с производственной и инвестиционной деятельностью, если эти операции не противоречат действующему законодательству.

080214 2251 3 ВНЕШНЯЯ – ПРАВОВАЯ И НАЛОГОВАЯ СРЕДА

Рис. 1. Счета, открываемые фирмами в банках для осуществления хозяйственной деятельности

Количество расчетных счетов, открываемых предприятию различными банками, законодательно не ограничено. Однако если предприятие является недоимщиком по платежам в бюджет, то оно должно выбрать по своему усмотрению один счет (так называемый «счет недоимщика»), на который должны аккумулироваться все суммы, поступающие в адрес этого предприятия во все другие банки.

Для открытия расчетного счета требуется разрешение налоговой инспекции, которое выдается по заявлению предприятия.

2. Текущие счета открываются тем предприятиям и организациям, которым не может быть открыт расчетный счет: некоммерческим организациям; обособленным подразделениям юридического лица (филиалам, представительствам); состоящим на бюджете учреждениям и организациям, руководители которых не являются самостоятельными распорядителями кредитов.

Перечень операций по текущему счету ограничен, а распоряжаться средствами можно лишь в строгом соответствии с утвержденной сметой. Как правило, с текущего счета выдаются наличные деньги на выплату заработной платы и на другие виды оплаты труда, на командировочные расходы, а также на цели, связанные с хозяйственной деятельностью филиала.

Режим текущего счета должен определяться исходя из полномочий филиала, определенных в положении о нем, и обязательств перед бюджетами и государственными внебюджетными фондами в соответствии с действующим законодательством.

Текущие счета открываются также общественным организациям, благотворительным фондам и другим организациям, не связанным с предпринимательской деятельностью.

3. Специальные счета применяются для хранения средств строго целевого назначения.

4. Валютные счета предназначены для осуществления расчетов в иностранной валюте. Эти счета открываются в коммерческих банках, имеющих лицензию ЦБ РФ на ведение валютных операций. Счета могут открываться в любой из свободно конвертируемых валют, причем на каждый вид валюты — отдельный счет.

В соответствии с валютным законодательством фирме открывается транзитный счет, на который предварительно зачисляется валютная выручка. С этого счета фирма в обязательном порядке продает на внутреннем рынке до 50% валютной выручки по курсу ЦБ РФ, остаток валютной выручки с транзитного счета зачисляется на валютный счет предпринимательской фирмы.

Для открытия валютного счета в банк представляются те же документы, что и для открытия расчетного счета; но если валютный счет открывается в том же банке, где у фирмы открыт расчетный счет, достаточно одного заявления на открытие валютного счета.

5. Бюджетный счет обычно имеют фирмы и организации, получающие средства из бюджета и при условии, что эти средства имеют строго целевое назначение.

6. Депозитный счет открывается фирмам, делающим в банке вклад временно свободных денежных средств на определенный срок под определенный процент. Формирование средств на депозитных счетах юридических лиц осуществляется, как правило, путем перечисления соответствующих сумм с их расчетных, текущих счетов.

7. Временный расчетный счет открывается фирмой для проведения операций по зачислению первоначальных взносов учредителей фирмы в уставный фонд и лиц, участвующих в подписке на акции.

Каждая фирма, состоящая на учете в налоговом органе, обязана в срок до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, представлять сведения о расчетных (текущих счетах), а также валютных, ссудных, депозитных и других счетах в банках и иных кредитных организациях, действующих на территории РФ.

Предпринимательские фирмы вправе открывать счета в любом банке по месту их регистрации или в банке вне места своей регистрации с согласия последнего.

Попова Дарья Олеговна – студент магистратуры Крымского филиала Российского государственного университета правосудия; специалист 1 разряда правового отдела Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым.

Аннотация: В этой статье исследуется проблема, которая долгие годы оставалась в центре внимания юридической науки и практики налогового регулирования - уклонение от уплаты налогов. Каждый налогоплательщик старается максимально сократить свои расходы, для чего часто осуществляется минимизация налоговых платежей в бюджет, в том числе в виде полной неуплаты налогов. Поэтому в статье подробно рассматриваются проблемы незаконного уклонения от уплаты налогов, несовершенство законодательства и пути решения этих проблем на государственном уровне.

Ключевые слова: Налоги, уклонение от уплаты, налоговое законодательство, налоговые преступления, бюджет.

Проблемы налогового контроля и ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах в настоящее время находятся в центре внимания юридической науки и российской практики налогового регулирования.

Для экономики современной России проблема уклонения от уплаты налогов имеет первостепенное значение.

Актуальность данной темы обусловлена относительной распространенностью в последние годы в нашей стране налоговых преступлений, их высокой общественной опасностью, выражающейся в нанесении значительного ущерба финансовой системе государства и налоговому администрированию.

Новизна статьи заключается в том, что в ней всесторонне исследованы особенности ответственности за уклонение от уплаты налогов с учетом последних изменений в законодательстве и судебной практике.

Уклонение от уплаты налогов представляет собой уменьшение налоговых платежей путем умышленного избегания уплаты налогов, сокращение их выплат, как правило, способами, противоречащими законодательству [8, с. 687]. Уклонение считается умышленным, когда лицо осознанно совершило действия (бездействие), повлекшие за собой негативные последствия.

По последним данным с официального сайта Федеральной налоговой службы по состоянию на 1 января 2019 года задолженность по налогам в консолидированный бюджет Российской Федерации составляет 1 897 100 000 рублей. Этот показатель является индекатором большой проблемы для страны, ограничивающий ее экономические ресурсы.

Уклонение от уплаты налогов обусловлено:

  • ухудшением финансового положения бизнеса:
  • общим снижением доходов населения;
  • наличием спорных вопросов и недостатков в налоговом законодательстве и налоговой политике;
  • отсутствием стимулирующих условий для обеспечения конкурентоспособности [6].

Положения, касающиеся наложения санкций за правонарушения в налоговой сфере, закреплены в следующих нормативных правовых актах:

  • Налоговый кодекс Российской Федерации (далее – НК РФ) (статья 122 - неуплата или неполная уплата сумм налога, сбора, страховых взносов).
  • Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ) (статья 15.5 - ответственность за несвоевременное оформление декларации).
  • Уголовный кодекс Российской Федерации (далее – УК РФ) (статья 199 - санкции за намеренное уклонение от налоговых выплат).

Согласно нормам налогового законодательства, на граждан и организации налагаются штрафы. Таким образом, правонарушитель наказывается, а государство увеличивает сумму бюджета.

Налоговый кодекс фиксирует два вида преступлений в указанной области:

  • непредставление налоговой декларации (статья 119 НК РФ). В этом случае штраф составляет 5 процентов от неуплаченной в установленный налоговым законодательством суммы налога (страховых взносов), подлежащих уплате на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов от указанной суммы и не менее 1 000 рублей [1, ст. 119];
  • неуплата или неполная уплата налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (статья 122 НК РФ). Размер денежной санкции (штрафа) составляет 20 процентов от суммы неуплаченного налога. При намеренном совершении таких действий - сумма увеличивается до 40 процентов [1, п. 1,3 ст. 122].

В соответствии с нормами КоАП РФ, ответственность может быть применена только за несвоевременное оформление декларации. За указанное правонарушение наказываются должностные лица предприятия. Согласно положениям статьи 15.5 КоАП РФ, на них налагается штраф в размере от трехсот до пятисот рублей [2, ст. 15.5].

Несмотря на широко развитое нормативно-правовое регулирование налоговых правонарушений, скрытность налоговых преступлений по-прежнему остается на высоком уровне. Это связано со сложностью квалификации факта уклонения от уплаты налогов, проблемами доказывания совершения этого противоправного деяния, нестабильностью и несогласованностью действующего законодательства.

Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации - преступление, предусмотренное статьей 199 УК РФ, которое заключается в непредставлении налоговой декларации или иных документов, представление которых является обязательным в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации, или путем включения недостоверной информации в налоговую декларацию.

Способы, используемые для того, чтобы избежать уплаты налогов или уменьшить их размер, весьма разнообразны и многочисленны. Налоговые преступления часто совершаются работодателями и предпринимателями, занимающими руководящие должности в организациях, действующих в качестве налоговых агентов. С каждым годом используемые методы становятся все более изощренными, а налоговые преступления, как утверждается в литературе, раскрываются все реже и реже [4, с. 4]. В настоящее время существует более двухсот способов.

Необходимость комплексного изучения уголовной ответственности за неисполнение обязанностей налогового агента определяется проблемой выявления посредством использования различных методов, приемов и способов, а также сотрудничества со специалистами в области бухгалтерского учета, финансов и налогообложение [3].

Налоговые органы и органы внутренних дел имеют различные методы выявления противоправных действий (бездействия) в сфере налогообложения. У первых они являются контрольными, у вторых - оперативно-розыскными и уголовно-процессуальными.

Реализации уголовной ответственности за налоговые преступления, связанные с уклонением от уплаты налогов, препятствует тот факт, что деятельность по выявлению таких преступлений серьезно осложняется неразрешенностью уголовно-процессуальным законодательством некоторых довольно важных вопросов, таких как вопрос предварительной проверки сообщений о преступлениях , поскольку успешное осуществление целей и задач уголовного судопроизводства во многом обусловлено тем, насколько своевременно, законно и обоснованно правоохранительными органами было принято решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в этом. В то же время, основным недостатком предварительной проверки является неполнота установления признаков преступления в событии, что является основной целью предварительной проверки заявлений и сообщений.

Сложность квалификации преступления также препятствует реализации уголовной ответственности, по крайней мере потому, что его диспозиция является бланкетной. В самом уголовном законе прямо не определены признаки преступления, а содержатся лишь отсылки на законы в других областях права [7, с. 10].

Для выявления рассматриваемых налоговых преступлений наиболее эффективными являются методы контр сверки документов и операций; анализ всех направлений хозяйственной деятельности и балансовых счетов в их взаимосвязи; проверка соответствия списания материальных ценностей нормам затрат; сравнение объяснений всех лиц, осуществляющих хозяйственные операции и др. [5, с. 350].

При этом затягивание сроков расследования в процессе проверки вышеуказанных документов может повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности на основании статьи 78 УК РФ в связи с истечением сроков давности, что на деле довольно часто случается [9, с. 55].

Таким образом, участие органов, осуществляющих уголовно-процессуальные функции в защите налоговой системы возможно только совместно с налоговыми органами.

Эффективность взаимодействия органов следствия с налоговыми органами лучше всего проявляется в вопросе оценки качества материалов, содержащих информацию о признаках налоговых преступлений, которые были направлены налоговыми органами для предварительного расследования.

Основным недостатком является то, что они направляются на основании формальных признаков величины неисчисленных и не перечисленных налогов. В то же время работники налоговых органов, которые не являются сотрудниками правоохранительных органов, не уделяют должного внимания фиксированию следов совершенных преступлений, документированию обстоятельств, свидетельствующих о наличии соответствующего умысла, что часто затягивает расследование и отрицательно влияет на его результаты.

По большей части материалов принимается окончательное решение об отказе в возбуждении уголовного дела вследствие отсутствия состава преступления. Что касается ряда других отдельных материалов, то принятие какого-либо процессуального решения является затруднительным, поскольку необходимые документы отсутствуют, в результате чего такие материалы возвращаются обратно в налоговые инспекции.

Уклонение от уплаты налогов, несомненно, является одной из наиболее значительных и социально опасных проблем любого современного государства. Однако, на мой взгляд, полностью решить эту проблему крайне сложно, если и вовсе невозможно. Но существуют способы, позволяющие минимизировать негативные последствия этой проблемы. Необходимо как можно быстрее и эффективнее внедрять в профессиональную среду профильную информацию, подкрепленную управленческими решениями, которая будет являться сдерживающим фактором для любой организации.

Читайте также: