Оценка последствий изменения ставок таможенных пошлин

Опубликовано: 16.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Минфина России от 3 апреля 2020 г. N 03-09-19/26572 О рассмотрении предложения об увеличении ставок ввозных таможенных пошлин с 7,5 до 25 процентов в отношении стальных панельных радиаторов для центрального отопления (код 7322 19 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС), ввозимых на территорию Евразийского экономического союза

Рассмотрев обращение ООО, сообщаем по вопросу увеличения ставок ввозных таможенных пошлин с 7,5 до 25 процентов в отношении стальных панельных радиаторов для центрального отопления (код 7322 19 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС), ввозимых на территорию Евразийского экономического союза.

В первую очередь необходимо отметить, что в связи с созданием Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) и принятием Договора о ЕАЭС, а также Таможенного кодекса ЕАЭС (далее - Кодекс) в указанных выше государствах утратили силу ряд национальных законодательных актов в области таможенно-тарифного регулирования. В настоящее время регулирование ввоза товаров на единую таможенную территорию ЕАЭС носит наднациональный характер.

Принятие решений по вопросу корректировки ставок ввозных таможенных пошлин относится к компетенции единого постоянно действующего регулирующего органа Евразийского экономического союза - Евразийской экономической комиссии.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 1166 "О Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции" определение позиции Российской Федерации по данным вопросам относится к компетенции подкомиссии по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговле Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции (далее - Подкомиссия).

Для вынесения на рассмотрение Подкомиссии предложений необходимо представление в секретариат Подкомиссии обосновывающих материалов, подтверждающих целесообразность введения предлагаемой меры по форме, размещенной на официальном сайте Министерства экономического развития Российской Федерации.

Учитывая изложенное, с конкретными предложениями следует обращаться в Минэкономразвития России.

Вместе с тем при рассмотрении вопросов повышения ставок ввозных таможенных пошлин следует учитывать обязательства Российской Федерации, принятые при вступлении во Всемирную торговую организацию (далее - ВТО).

Согласно Протоколу о присоединении Российской Федерации к ВТО от 16 декабря 2011 г., ратифицированному Федеральным законом от 21 июля 2012 г. N 126-ФЗ, на стальные панельные радиаторы для центрального отопления (код 7322 19 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС) Российской Федерацией приняты обязательства о максимально возможном уровне ставок ввозных таможенных пошлин равных 7,5 процентам, в связи с чем увеличение размера указанных ставок будет противоречить международным обязательствам и законодательству Российской Федерации.

Директор Департамента таможенной политики и регулирования алкогольного рынка Н.А. Золкин

Обзор документа

Минфин рассмотрел вопрос об увеличении ставок ввозных таможенных пошлин с 7,5% до 25% в отношении стальных панельных радиаторов для центрального отопления (код 7322 19 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС), ввозимых в ЕАЭС.

С конкретными предложениями следует обращаться в Минэкономразвития.

Согласно Протоколу о присоединении России к ВТО на стальные панельные радиаторы для центрального отопления (код 7322 19 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС) максимально возможный уровень ставок ввозных таможенных пошлин равен 7,5%, в связи с чем увеличение размера ставок будет противоречить международным обязательствам и законодательству России.

Эксперты объяснили, как изменение таможенных пошлин повлияет на производство, валютный рынок и инфляцию.


Как ранее писал Spot, Торгово-промышленная палата готовит предложения по внесению изменений и дополнений в действующие ставки импортных таможенных пошлин.

Предпринимателей призвали отправлять свои предложения по ставкам импортных таможенных пошлин. Так палата намерена создать условия для развития в стране экспортно ориентированных производств. Сбор заявок закончился 26 марта.

По мнению экономиста Юлия Юсупова, у предпринимателей не нужно спрашивать, повышать или снижать таможенные платежи. Такой подход к решению вопросов таможенно-тарифного регулирования не даст положительных результатов.

«Любой предприниматель заинтересован если не быть монополистом, то как минимум ограничить свою конкуренцию. Поэтому на вопрос о таможенных пошлинах они ответят, что на сырье и материалы нужно снижать ставки, на готовую продукцию — повышать», — сказал эксперт.

При оптимизации таможенных платежей не учитываются макроэкономические последствия, считает Юлий Юсупов. Повышение пошлин убивает экспорт, приводит к контрабанде товаров, увеличивает «давление» на валютный курс.

Узбекистан добился того, что значительная часть импорта вышла из тени. Изменение таможенных тарифов приведет к возврату в тень.

«Возможно, какие-то тарифы надо оптимизировать, ставки на некоторые из них даже поднять. Но такие решения не принимаются опросом предпринимателей. Для этого должно быть проведено исследование, которое покажет, где и что нужно оптимизировать. Тарифы выполняют не только протекционистскую функцию, но и фискальную», — отметил экономист.

Он также добавил, что нельзя только повышением импортных таможенных пошлин защитить местных производителей. Бизнес зависит от огромного количества факторов. Нельзя взять один из них, например, тарифное регулирование, и с помощью этого решить проблему. Научный подход предполагает, что на всё нужно смотреть комплексно.


Фото: Динора Зияева / Spot

Предприниматель, основатель сети супермаркетов korzinka.uz Зафар Хашимов перечислил 10 причин, почему не следует повышать импортные пошлины. Он отметил, что повышение тарифов приведет к искусственному росту цен и обеднению населения.

«Как любые налоги, тарифы имеют свойство сокращать размер экономики. Когда тарифы поднимают цены выше рыночных, снижается потребление товаров. И цены растут не только на импортную продукцию, но и местную», — говорит Зафар Хашимов.

Такая мера также ускоряет инфляцию, негативно отражается на экспортных отраслях, подавляет импорт, что приводит к подавлению спроса на иностранную валюту и укреплению национальной. Это также отражается на экспортерах, добавил эксперт.

Он также отметил, что, помимо импортных пошлин, есть другие факторы, защищающие местных предпринимателей. Например, по легкости международной торговли в Doing Business Узбекистан находится на 165-м месте. На импорт товаров в среднем уходит 111 часов, тогда как по региону этот показатель равен 12,5 часа.

«Высокие импортные тарифы у нас всегда были, но не всегда работали, потому что вызывали контрабандный ввоз. При этом есть „черный“ челночный ввоз и „серый“, когда идет занижение таможенной стоимости в целях ухода от налогов. Потом эти бизнесмены не могут прозрачно продавать на внутреннем рынке [импортный товар]. Валютную выручку, так как завезли нелегально, они тоже не могут официально из страны вывозить. И создают спрос на валютном черном рынке», — сказал предприниматель.

К косвенным последствиям повышения импортных тарифов он отнес правовой нигилизм бизнесменов, которые начинают искать лазейки и ухищрения. Это вызывает у государства реакцию, как известно по истории, еще более сильного контроля и введения репрессивных мер. Это, в свою очередь, приводит к увеличению коррупции.

Оценка регулирующего воздействия документов, опубликованных на сайте ЕЭК с 17 июня 2020 г.

В настоящее время на сайте ЕАЭС проходят обсуждения следующих предложений:

Предложение РФ о внесении изменений в единую ТН ВЭД ЕАЭС и ЕТТ ЕАЭС в отношении отдельных видов органических химических соединений.

  • о выделении в единой ТН ВЭД ЕАЭС N-метиланилина (из позиции 2921 42 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС) с сохранением на него ставки ввозной таможенной пошлины в размере 5% от таможенной стоимости и снижении ставки ввозной таможенной пошлины ЕТТ ЕАЭС в отношении производных анилина и их солей, за исключением N-метиланилина, с 5 до 0% от таможенной стоимости;
  • о выделении в ТН ВЭД ЕАЭС N-фенил-n-фенилендиамина (из позиции 2921 51 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС) и установлении в отношении него ставки ввозной таможенной пошлины ЕТТ ЕАЭС в размере 0% от таможенной стоимости.

По информации Российской Стороны, введение предлагаемой меры будет способствовать снижению себестоимости готовой продукции, выпускаемой из рассматриваемых компонентов. Готовая продукция используется в ракетно-космической и авиационной технике, атомной промышленности, оборонном комплексе и производстве синтетических каучуков.

Общественное обсуждение проекта закончится 7 июля 2020 г.

Предложение РФ о продлении срока действия ставок ввозных таможенных пошлин ЕТТ ЕАЭС союза в размере 0% в отношении отдельных продуктов переработки плодов.

В ЕЭК поступило инициативное предложение России о продлении срока действия ставок ввозных таможенных пошлин ЕТТ ЕАЭС в размере 0 (ноль) % от таможенной стоимости в отношении отдельных продуктов переработки плодов, классифицируемых кодами 2007 99 500 3, 2007 99 500 4, 2007 99 500 5, 2007 99 500 7 ТН ВЭД ЕАЭС, по 30 июня 2021 г. включительно.

В соответствии с Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 29 апреля 2019 г. № 61 ставки ввозных таможенных пошлин ЕТТ ЕАЭС в размере 0 (ноль) % от таможенной стоимости в отношении рассматриваемых товаров действуют с 1 января 2019 г. по 30 июня 2020 г. включительно.

Предложение Российской Федерации направлено на снижение дефицита на внутреннем рынке отдельных видов сырья для производства соковой продукции и поддержку отечественных производителей соковой продукции.

Общественное обсуждение проекта закончится 7 июля 2020 г.

Предложение РФ о включении семенного и посадочного материала в перечень товаров критического импорта, утвержденный Решением Совета ЕЭК от 3 апреля 2020 г. № 33.

В ЕЭК поступило инициативное предложение Российской Федерации о включении семенного и посадочного материала в перечень товаров критического импорта, утвержденный Решением Совета ЕЭК от 3 апреля 2020 г. № 33.

Предложение Российской Федерации направлено на поддержку сельскохозяйственных производителей в условиях преодоления экономических последствий, вызванных пандемией новой коронавирусной инфекции, и сокращение издержек, обусловленных ростом рыночных цен.

Общественное обсуждение проекта закончится 13 июля 2020 г.

Предложение РФ о внесении изменений в единую ТН ВЭД ЕАЭС и ЕТТ ЕАЭС в отношении отдельных видов химической продукции для кожевенно-обувной промышленности.

В ЕЭК поступило инициативное предложение РФ об установлении ставок ввозных таможенных пошлин в размере 0% от таможенной стоимости сроком на 3 года в отношении отдельных видов химической продукции, классифицируемой кодами 2909 49 800 1, 3202 90 000 0, 3210 00 900 1, 3402 90 100 2 и 3909 50 900 9 ТН ВЭД ЕАЭС и предназначенной для использования в кожевенно-обувной промышленности, а также о выделении в ТН ВЭД ЕАЭС отдельной подсубпозиции для отдельных видов полиуретанов в первичных формах для кожевенно-обувной промышленности.

Предложение Российской Федерации направлено на развитие кожевенно-обувной промышленности и поддержку производителей кожевенных, обувных и кожгалантерейных изделий в государствах-членах Союза.

По мнению Российской Федерации, реализация указанного предложения позволит снизить затраты на производство кожи и обуви, увеличить объемы производства такой продукции на территории Союза, снизить себестоимость кожевенной продукции и повысить конкурентоспособность производителей данного вида товаров в государствах – членах Союза.

Окончание обсуждения данного проекта 16 июля 2020 года.

Предложение РФ о внесении изменений в ЕТТ ЕАЭС в отношении сырья минерального происхождения, содержащего драгоценный металл или соединения драгоценных металлов.

В Евразийскую экономическую комиссию поступило предложение России об установлении ставок ввозных таможенных пошлин ЕТТ ЕАЭС в размере 0% от таможенной стоимости в отношении товаров, классифицируемых кодами 2616 10 000 0, 2616 90 000 0, 7106 10 000 0, 7106 91 000 9, 7108 11 000 0, 7108 12 000 9, 7110 11 000 9, 7110 21 000 9, 7110 31 000 0, 7110 39 000 0, 7110 41 000 0 и 7110 49 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС, сроком на 3 года.

По мнению Российской Стороны, введение предлагаемой меры будет способствовать развитию обрабатывающих и аффинажных предприятий, повышению степени загрузки производственных мощностей предприятий, а также будет способствовать повышению конкурентоспособности предприятий. Кроме того, аффинажные предприятия смогут продолжить финансирование инвестиционных программ по модернизации производства за счет высвободившихся средств.

Окончание обсуждения данного проекта 20 июля 2020 года.

Предложение РФ об установлении ставок ввозных таможенных пошлин ЕТТ ЕАЭС в размере 0% от таможенной стоимости в отношении углеграфитовой продукции для электролиза алюминия.

В ЕЭК поступило инициативное предложение РФ об установлении ставок ввозных таможенных пошлин в размере 0% от таможенной стоимости сроком на 1 год в отношении углеграфитовой продукции (анодных и катодных блоков), классифицируемой кодами 8545 19 000 0 и 8545 90 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС и предназначенной для производства алюминия электролитическим методом.

Рассматриваемую меру предлагается ввести в целях восполнения дефицита в углеграфитовой продукции для электролиза алюминия на рынке ЕАЭС.

Предложение Российской Федерации направлено на развитие металлургической отрасли промышленности, оказание содействия производителям алюминия на территории Союза, снижение себестоимости производства алюминиевой продукции такими предприятиями, повышение рентабельности производства алюминиевой продукции и сохранение конкурентоспособности алюминия, произведенного предприятиями государств – членов Союза, на внешнем и внутреннем рынках.

Окончание обсуждения данного проекта 20 июля 2020 года.

Предложение РФ о повышении ставки ввозной таможенной пошлины в отношении инкубационных яиц кур домашних.

В ЕЭК поступило инициативное предложение РФ о повышении ставки ввозной таможенной пошлины ЕТТ ЕАЭС с 0% до 5% с 1 января 2021 г. и с 5% до 15% с 1 января 2022 г. в отношении оплодотворенных яиц кур домашних, предназначенных для выведения цыплят.

При этом ставка ввозной таможенной пошлины в отношении яиц кур домашних свежих (не инкубационных) установлена в размере 15% и сохраняет свое действие.

Предложение Российской Федерации направлено на создание благоприятных условий для инвестирования в строительство и реконструкцию на территории ЕАЭС племенных репродукторов и повышения их окупаемости.

Окончание обсуждения данного проекта 20 июля 2020 года.

Проект решения Коллегии ЕЭК «О перечне международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия – национальных (государственных) стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза «Технический регламент на масложировую продукцию» (ТР ТС 024/2011), и перечне международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия – национальных (государственных) стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза «Технический регламент на масложировую продукцию» (ТР ТС 024/2011) и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования».

Подготовка проектов актуализированных Перечней стандартов направлена на: создание условий применения актуальных межгосударственных стандартов с целью обеспечения соблюдения требований ТР ТС 024/2011 для изготовителей масложировой продукции; осуществление оценки соответствия объектов технического регулирования ТР ТС 024/2011 по единым правилам и методам исследований (испытаний) и измерений.

В проект Перечня международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия – национальных (государственных) стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента ТС «Технический регламент на масложировую продукцию» (ТР ТС 024/2011) включено: 13 – межгосударственных стандартов; 2 – национальных стандарта Российской Федерации; 1 – национальный стандарт Республики Беларусь. Указанные стандарты устанавливают требования к качеству, физико- химическим и органолептическим показателям отдельных видов пищевой рыбной продукции, а также требования к изготовлению указанной продукции, упаковке, хранению и транспортированию, и могут применяться для целей идентификации и контроля качества пищевой масложировой продукции.

Окончание обсуждения данного проекта 20 августа 2020 года.

от 16 сентября 2013 года

О механизме внесения изменений в ТН ВЭД ТС и ЕТТ ТС по инициативе участников ВЭД

I. Общие положения

Заинтересованное лицо - организация, предприятие, Ассоциация предприятий, их объединение, профессиональный союз и т.д. (далее - заявитель), - для внесения изменений в ТН ВЭД ТС, установления или изменения ставок ввозных таможенных пошлин на товары может обратиться в подкомиссию по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговле Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции (далее - Подкомиссия) или в ее секретариат (Минэкономразвития России), по адресу: 125993 Россия, г.Москва, Министерство экономического развития Российской Федерации, Департамент координации, развития и регулирования внешнеэкономической деятельности.

Подкомиссия является межведомственным коллегиальным органом, в состав которого входят представители ключевых министерств и служб уровнем не ниже директора департамента (Минэкономразвития России, Минюст России, МИД России, Минпромторг России, Минэнерго России, Минсельхоз России, Минфин России, ФАС России, ФТС России).

В состав рабочей группы Подкомиссии (регулярного совещательного органа) входят представители федеральных органов исполнительной власти на уровне, в основном, начальника отдела.

Организационно-техническое обеспечение деятельности Подкомиссии осуществляет Минэкономразвития России и Минпромторг России в соответствии со сферами их ведения.

Заявление должно быть подписано руководителем и главным бухгалтером заявителя и иметь печать заявителя.

В информационно-аналитических материалах, прилагаемых к заявлению, должны содержаться:

- предложение по внесению изменений в ТН ВЭД ТС и ЕТТ ТС (наименование товара, код ТН ВЭД ТС, предлагаемая детализация при необходимости выделения отдельной подсубпозиции в ТН ВЭД ТС для представленного товара, действующая и предлагаемая ставка ввозной таможенной пошлины), цель обращения;

- общая информация о заявителе и производимом им товаре;

- текущая статистика (по каждому коду ТН ВЭД ТС) за период, охватывающий год подачи заявления и, как минимум, три предшествующих года;

- оценка бюджетных, социальных, экономических, технологических последствий в случае внесения предлагаемых изменений в ТН ВЭД ТС и ЕТТ ТС.

II. Алгоритм возможного внесения изменений в ТН ВЭД ТС и ЕТТ ТС по инициативе участников ВЭД:

1. Заявитель направляет заявление и информационно-аналитические материалы в Минэкономразвития России (секретариат Подкомиссии).

2. Минэкономразвития России направляет его в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти (далее - ФОИВ) для подготовки официальных заключений.

3. Заинтересованные ФОИВ готовят официальные заключения и направляют их в Минэкономразвития России.

Управление товарной номенклатуры ФТС России:

- дает заключение о технической возможности детализации ТН ВЭД ТС;

- определяет возможность идентификации товара при таможенном администрировании по представленным критериям (при необходимости взаимодействует с Центральным экспертно-криминалистическим таможенным управлением для уточнения возможности использования представленных критериев).

4. Минэкономразвития России готовит справку о состоянии вопроса (единый справочный документ, содержащий мнения заинтересованных федеральных органов исполнительной власти) для заседания рабочей группы Подкомиссии.

5. После рассмотрения вопроса рабочей группой Подкомиссии вопрос выносится на рассмотрение на заседание Подкомиссии.

6. В случае отрицательного решения Подкомиссии Минэкономразвития России информирует об этом заявителя. Заявитель имеет право повторно обратиться в Подкомиссию, представив дополнительные материалы.

7. При положительном решении Подкомиссии Минэкономразвития России направляет предложение в Евразийскую экономическую комиссию (далее - ЕЭК) для его согласования с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан.

8. ЕЭК осуществляет рассылку поступившего предложения Российской Федерации Республике Беларусь и Республике Казахстан для рассмотрения данного предложения на заседании Подкомитета по таможенно-тарифному, нетарифному регулированию и защитным мерам Консультативного комитета по торговле ЕЭК (далее - Подкомитет).

9. После рассмотрения на заседании Подкомитета предложение выносится на заседание Коллегии ЕЭК.

10. В случае отрицательного решения Коллегии ЕЭК Минэкономразвития России информирует об этом заявителя.

11. В случае если рассматриваемый товар включен в Перечень чувствительных товаров, в отношении которых решение об изменении ставки ввозной таможенной пошлины принимается Советом ЕЭК (Решение Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27.11.2009 N 18), после одобрения Коллегией ЕЭК окончательное решение принимается на заседании Совета ЕЭК.

12. По итогам заседания Коллегии (п.9) или Совета ЕЭК (п.11) решение вступает в силу, как правило, по истечении 30 дней с даты его официального опубликования на сайте Евразийской экономической комиссии: www.eurasiancommission.org. Решения, принимаемые в исключительных случаях, требующих оперативного реагирования, могут предусматривать иной срок вступления в силу, но не менее 10 календарных дней с даты их официального опубликования.

Приложение
к Механизму внесения изменений
в ТН ВЭД ТС и ЕТТ ТС
по инициативе участников ВЭД

Подкомиссия по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговле Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции

Перечень информационно-аналитических материалов, необходимых для рассмотрения и подготовки предложений по установлению и изменению ставок ввозных (импортных) таможенных пошлин

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика ВЭД
Фото Евгения Смирнова, ИА «Клерк.Ру»

Таможенный тариф — это инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком.

В зависимости от того, какая сторона торговой политики считается важной, существует несколько дополняющих друг друга определений таможенного тарифа.

Таможенный тариф (customs tariff) в зависимости от контекста может определяться как:

  • инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком;
  • свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности;
  • конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. В этом случае понятие таможенного тарифа полностью совпадает с понятием таможенной пошлины.

Виды таможенных пошлин

Таможенная пошлина (customs duty) — обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.

Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

  • фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;
  • протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;
  • балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.
Таможенные пошлины могут классифицироваться по способу взимания, объекту обложения, характеру, происхождению, типам ставок и способу вычисления.

В зависимости от объекта обложения выделяют:

  • импортные — пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;
  • экспортные — пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства.. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет;
  • транзитные — пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны.
Таможенная пошлина накладывается на таможенную стоимость товара — нормальную цену товара, складывающуюся на открытом рынке между независимыми продавцом и покупателем, по которой он может быть продан в стране назначения в момент подачи таможенной декларации. Номинальная ставка пошлины указывается в импортном тарифе и лишь приблизительно свидетельствует об уровне таможенной защиты страны.

Действительная ставка тарифа показывает реальный уровень таможенного обложения конечных импортных товаров, вычисленный с учетом пошлин, накладываемых на импорт промежуточных товаров. Для защиты национальных производителей готовой продукции и стимулирования ввоза сырья и полуфабрикатов используется тарифная эскалация — повышение уровня таможенного обложения товаров по мере роста степени их обработки.

Существует ряд специфических проблем, связанных с тарифами. Ставка тарифа может оказаться настолько высокой, что перекроет импорт вообще. Поэтому возникает проблема нахождения оптимального уровня тарифа, обеспечивающего максимизацию уровня национального экономического благосостояния.

Страны могут использовать тарифную квоту — разновидность переменных таможенных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара: при импорте в пределах определенных количеств он облагается по базовой внутриквотной ставке тарифа, при превышении определенного объема импорт облагается по более высокой, сверхквотной ставке тарифа. Экспортный тариф, существующий в некоторых странах, играет в основном фискальную и балансировочную функцию.

Аргументы против тарифов

Противники тарифов обычно строят свою аргументацию на следующем:

Тарифы замедляют экономический рост. Анализ на основе теории общего равновесия показывает, что экономическое благосостояние малой страны снижается от введения импортного тарифа в любом случае. Экономическое благосостояние большой страны также снижается во всех случаях, кроме одного, когда эффект улучшения условий торговли перекрывает экономические потери, возникающие от введения тарифа.

Но поскольку импорт большого государства является экспортом других стран или группы стран, то условия торговли большой страны могут улучшиться только за счет ухудшения условий торговли, а следовательно, и уровня благосостояния в странах, являющихся ее торговыми партнерами. Следовательно, в любом случае воздействие тарифов на мировую экономику в целом отрицательно, поскольку они ведут к снижению объема международной торговли.

Одностороннее введение тарифов нередко приводит к торговым войнам, которые подрывают стабильность международной торговли и международной экономики в целом. Торговые партнеры страны, применившей в одностороннем порядке импортный тариф для защиты своих производителей от наплыва более дешевых товаров из-за рубежа, рискуют испытать на себе ответные тарифные санкции, которые чаще всего затрагивают основные товары их экспорта.

События могут развиваться по схеме «действие—противодействие» до тех пор, пока торговля не сократится настолько и отрицательные экономические последствия этого будут настолько велики, что страны сядут за стол переговоров и согласуют уровни тарифов, которые устраивают каждую из них.

Тариф приводит к увеличению налогового бремени на потребителей, которые из-за тарифа вынуждены покупать как импортные, так и аналогичные местные товары по более высоким ценам. Тем самым часть доходов потребителей перераспределяется в государственную казну и их располагаемый доход снижается.

Такое скрытое перераспределение доходов в пользу государства (особенно в небогатых странах, где среднедушевой доход не очень велик) может привести к возникновению новых и усугублению существующих социальных противоречий. Кроме того, импортный тариф приводит к общему повышению уровня цен и, как неизбежное следствие, стоимости жизни в стране.

Тариф на импортные товары косвенно подрывает экспорт страны, осложняя проблемы платежного баланса. Во многих странах экспортные товары включают в себя импортные детали и компоненты, рост цен на которые приводит к росту издержек на производство экспортной продукции, которая становится менее конкурентоспособной на мировых рынках.

Кроме того, тариф, сокращая импорт, который является экспортом другой страны, сокращает ее экспортные доходы и, следовательно, возможность импортировать из первой страны. Спрос на экспортные товары уменьшается, что ведет к сворачиванию производства и обострению проблем занятости. Исследования влияния импортного тарифа на экспорт семи латиноамериканских стран в послевоенное время показали, что по меньшей мере половина номинального размера импортного тарифа оплачивается экспортерами, которые страдают от его введения.

Тариф ведет к сокращению общего уровня занятости. Защищая рабочие места на местных предприятиях, производящих товары, конкурирующие с импортом, импортный тариф в то же время приводит к сокращению занятости в экспортном и других связанных с ним секторах. Сокращение экспорта из-за ограничения импорта может оказаться настолько значительным, что положительное влияние от введения тарифа на уровень занятости в отраслях, конкурирующих с импортом, может быть перекрыто отрицательным влиянием на занятость в экспортных отраслях.

Более того, занятые в отраслях, конкурирующих с импортом, из-за растущих издержек производства будут требовать повышения своей зарплаты. Чтобы не допустить оттока рабочей силы в эти отрасли, экспортные секторы тоже поднимут зарплату, что скажется на росте издержек и сократит конкурентоспособность производимых ими товаров и, следовательно, экспорт в целом.

Аргументы в защиту тарифов

Тариф — защита молодых отраслей (infant industry argument). Новые отрасли промышленности, которые еще только нарождаются в одних странах, но уже достаточно сильно развиты в других, нуждаются во временной таможенной защите со стороны государства. Без такой защиты, хотя бы на период становления, наплыв дешевых иностранных товаров погубит новую отрасль, не дав ей развиться.

Тариф — средство стимулирования отечественного производства. Этот аргумент, интенсивно эксплуатировавшийся развивающимися странами, был несколько позже подхвачен и в России. Поскольку местная промышленность не в состоянии конкурировать с более дешевыми товарами, производимыми за рубежом с помощью более совершенной технологии, постольку она нуждается в защите с помощью импортного тарифа. Более того, его отсутствие может привести к потере рабочих мест в результате сокращения производства, что наложит дополнительное бремя на бюджет, делая необходимыми выплаты пособий по безработице.

В результате растущей безработицы упадет жизненный уровень, возникнут социальные трения. Сторонники этого аргумента пренебрегают перераспределительным характером любого тарифа, который может обеспечить одной стране выгоду только за счет другой. Страны, сокращая с помощью тарифа импорт и сохраняя занятость в отраслях, конкурирующих с импортом, косвенно сокращают и свой экспорт. Из-за тарифа иностранные партнеры получают за свой экспорт меньшую выручку, которую можно было бы использовать на закупку товаров, экспортируемых данной страной.

Тариф — важный источник бюджетных доходов. Этот аргумент в пользу введения таможенных тарифов также традиционно активно эксплуатируется развивающимися странами и странами с переходной экономикой, включая Россию. В условиях низкой финансовой и налоговой дисциплины многие из этих стран просто не в состоянии собрать причитающиеся государству налоги с населения и предприятий и, следовательно, не могут поддерживать на необходимом уровне социальные выплаты, финансирование обороны, охрану общественного порядка и пр.

Налог на импорт или экспорт, каковым являются таможенные пошлины, организационно собрать гораздо легче, чем многие другие виды налогов, поскольку в большинстве стран он должен уплачиваться в момент физического пересечения товаром таможенной границы государства. Контроль за ключевыми дорогами, пересекающими границу, и портами с помощью небольшой таможенной службы во многих случаях оказывается намного дешевле, чем создание разветвленной государственной системы сбора налогов, которая была бы в состоянии обеспечить их уплату всеми субъектами экономической жизни.

Тариф — защита национальной безопасности, международного престижа страны, ее культуры и традиций. Эти аргументы относятся к разряду внеэкономических аргументов, периодически возникающих в защиту тарифа у тех или иных заинтересованных политических сил и групп. Аргументы такого типа обычно высказываются группировками, лоббирующими за те отрасли, которые либо неконкурентны на мировом рынке, либо производят продукцию, находящуюся на поздних стадиях своего жизненного цикла.

Очень часто подобные аргументы выдвигаются политически весомыми монопольными производителями неконкурентной продукции, которые собираются получить весь экономический выигрыш от введения тарифа. Соображения национальной безопасности, обязывающие каждую страну иметь на своей территории минимум необходимого производства на случай возникновения чрезвычайных обстоятельств, исторически неоднократно служили аргументом, обосновывающим введение импортного тарифа во многих странах, например на нефть в США в 1959 — 1973 годах.

Однако после нефтяного кризиса выяснилось, что куда разумнее и дешевле создать стратегические запасы нефти по ценам мирного времени, нежели поддерживать с помощью тарифа менее эффективное по сравнению с зарубежным национальное производство. Итак, существует ряд специфических проблем, связанных с тарифами. Ставка тарифа может оказаться настолько высокой, что перекроет импорт вообще. Поэтому возникает проблема нахождения оптимального уровня тарифа, обеспечивающего максимизацию уровня национального экономического благосостояния.

Страны могут использовать тарифную квоту — разновидность переменных таможенных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара: при импорте в пределах определенных количеств он облагается по базовой внутриквотной ставке тарифа, при превышении определенного объема импорт облагается по более высокой сверхквотной ставке тарифа.

Экспортный тариф, существующий в некоторых странах, играет в основном фискальную и балансировочную функцию. Противники тарифов подчеркивают, что они в большинстве случаев снижают уровень экономического благосостояния страны и во всех случаях — мира в целом, ведут к торговым войнам, увеличивают налоговое бремя на потребителей, подрывают экспорт и сокращают занятость. Сторонники тарифов обосновывают их введение необходимостью защиты неокрепших отраслей национальной промышленности, стимулирования отечественного производства, увеличения доходов бюджета и защиты национальной безопасности.

Резюме

Инструменты государственного регулирования международной торговли делятся на тарифные — те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные — все прочие. Государства могут придерживаться политики свободной торговли, открывающей внутренний рынок для иностранной конкуренции, торговой политики протекционизма, защищающей внутренний рынок от иностранной конкуренции, или умеренной торговой политики, в каких-то пропорциях сочетающей элементы свободы торговли и протекционизма.

В большинстве стран основная задача правительства в области международной торговли — помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на международном рынке, и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Воздействие государственных механизмов регулирования международной торговли на экономическое положение страны может быть описано через понятия излишков потребителя и излишков производителя.

Таможенный тариф — это инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком. Действительная ставка тарифа показывает реальный уровень таможенного обложения конечных импортных товаров, вычисленный с учетом пошлин, накладываемых на импорт промежуточных товаров. Для защиты национальных производителей готовой продукции и стимулирования ввоза сырья и полуфабрикатов используется тарифная эскалация — повышение уровня таможенного обложения товаров по мере роста степени их обработки.

В результате введения тарифа любой страной возникает несколько экономических эффектов. Эффекты дохода и передела являются перераспределительными эффектами импортного тарифа и представляют собой перемещение доходов от одних субъектов экономической деятельности к другим и не ведут к потерям для экономики в целом. Эффекты защиты и потребления представляют в совокупности эффекты потери экономики от введения тарифа.

В случае малой страны введение импортного тарифа не может изменить мировые цены и улучшить ее условия торговли настолько, чтобы компенсировать негативное воздействие тарифа на экономику. Тариф либо перераспределяет доходы внутри экономики, либо ведет к прямым экономическим потерям. Никакого положительного экономического эффекта, ведущего к экономическому росту в тех или иных секторах, не возникает.

Введение импортного тарифа большой страной вызывает экономические эффекты, близкие экономическим эффектам, возникающим при введении такого тарифа малой страной. Исключением является эффект дохода, который в случае большой страны распадается на две части — эффект внутренних доходов, показывающий перераспределение доходов от потребителей к государству внутри страны, и эффект условий торговли, показывающий перераспределение доходов от иностранных производителей в бюджет большой страны в результате улучшения ее условий торговли.

Импортный тариф оказывает положительное воздействие на экономику страны только в том случае, если эффект условий торговли в стоимостном выражении больше, чем сумма потерь, возникающих в результате меньшей эффективности внутреннего производства по сравнению с мировым и сокращения внутреннего потребления товара.

Существует ряд специфических проблем, связанных с тарифами. Ставка тарифа может оказаться настолько высокой, что перекроет импорт вообще. Поэтому возникает проблема нахождения оптимального уровня тарифа, обеспечивающего максимизацию уровня национального экономического благосостояния.

Страны могут использовать тарифную квоту — разновидность переменных таможенных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара: при импорте в пределах определенных количеств он облагается по базовой внутриквотной ставке тарифа, при превышении определенного объема импорт облагается по более высокой, сверхквотной ставке тарифа. Экспортный тариф, существующий в некоторых странах, играет в основном фискальную и балансировочную функцию.

Противники тарифов подчеркивают, что они в большинстве случаев снижают уровень экономического благосостояния страны и во всех случаях — мира в целом, ведут к торговым войнам, увеличивают налоговое бремя на потребителей, подрывают экспорт и сокращают занятость. Сторонники тарифов обосновывают их введение необходимостью защиты неокрепших отраслей национальной промышленности, стимулирования отечественного производства, увеличения доходов бюджета и защиты национальной безопасности.

Читайте также: