Оценка налоговых последствий требует соблюдения

Опубликовано: 15.05.2024

Под налоговыми рисками подразумевают вероятность возникновения у предприятия неблагоприятных правовых последствий в виде финансовых потерь из-за действий госорганов вследствие неоднозначности и некорректности процессов обложения обязательными бюджетными платежами и налогового законодательства.

Налоговые риски могут возникнуть у компании не только из-за ведения хозяйствующим субъектом неэффективной внутренней политики, но и в связи с использованием двойственности некоторых положений, связанных с оплатой налога или применением достаточно рискованных схем, направленных на минимизацию выплат предприятия в бюджет.

Классификация налоговых рисков

Налоговые риски разделяются на:

  • внешние и внутренние;
  • непредсказуемые и предсказуемые;
  • систематические и несистематические.

Среди иных оснований для разделения рисков присутствуют:

  • обладающие риском субъекты;
  • вероятностные последствия;
  • причины образования.

Еще 3 большие объединения рисков включают риски, наступающие:

  • до возникновения спорной ситуации со структурами ФНС (к примеру, при недобросовестности контрагентов, некорректном оформлении выполненной хозяйственной операции);
  • в процессе ведения проверки по налоговым перечислениям из-за недостаточности времени, некачественного юридического сопровождения;
  • в процессе конфликта с подразделением НС и включающие составление разногласий на акт, обжалование до передачи вопроса в суд досудебное, обжалование в судебном порядке.

На каждом из этапов споров со структурами НС по вопросам обязательных перечислений существуют риски:

  • Информационные. Данные риски связаны с недостаточной информированностью, отсутствием законодательного регулирования складывающихся между субъектами отношений. К примеру, ситуация по вычету НДС при заверении счета-фактуры факсимильной подписью ИП не имеет четкого отражения в законодательных или судебных актах.
  • Процессуальные. Отражают недостаточность регулирования финансовых процессов в ходе осуществления коммерческой деятельности и образуются при несоблюдении сроков, правил или иных требований, касающихся налоговых норм (к примеру, несвоевременное предоставление декларации о доходах субъекта).
  • Окружающие, образующиеся при неравнозначности восприятия норм налоговыми структурами и предприятиями-плательщиками сумм. К примеру, структура НС имеет возможность возложить ответственность на предприятие по истечении законодательно ограниченного срока согласно Постановлению КС РФ (№9, 14.07.2005) о восстановлении сроков давности в отношении юридического лица, совершившего неправомерное деяние. Утверждение не содержит однозначного указания подразумеваемых действий и ситуаций, что провоцирует конфликт мнений.
  • Репутационные, связанные с представлением оценочного характера о предприятии в целом. Существование разногласий с проверяющими структурами (независимо от причин возникновения) может оказать негативное влияние на партнерские или спонсорские взаимоотношения организации.

Критерии оценки налоговых рисков

Необходимость оценки налоговых рисков у предприятий является причиной проведения подразделениями НС выездных проверок в соответствии с составленным планом (Приказ ФНС РФ №ММ-3-06/333, 30.05.2007).

Отбор предприятий для проведения проверки их деятельности ведется с учетом некоторых для того оснований, в числе которых:

  1. Полученные организацией убытки в течение некоторого периода работы (от 2 лет). Особое внимание привлекают предприятия, у которых отсутствуют перспективы выхода из убыточного состояния, установившие сотрудникам низкий уровень заработной платы, вычитающие большие суммы по НДС.
  2. Невысокий показатель нагрузки по обязательным платежам, в сравнении со средним результатом, характерным для подобного направления коммерческой деятельности. Расчет коэффициента выводится в процентном соотношении путем деления суммы уплаченных за отчетный период налогов на полученную в том же периоде выручку от реализации, не учитывая НДС.
  3. Значительные размеры вычетов по налогам. Но предпринимаемые попытки переноса суммы НДС, обеспечивающего снижение величины процентной ставки и возможность избежать проверки, могут стать причиной нарушения налогового законодательства.
  4. Предельные показатели при работе по специальным режимам, связанным с налогообложением.
  5. Резкое опережение темпов роста расходов, в сравнении с темпами роста доходов. У проверяющих могут возникнуть сомнения в достоверности указываемых данных, вероятностном их завышении или занижении.
  6. Значительное отклонение — более чем на 10% — показателя уровня рентабельности от среднеотраслевого значения. Уровень рентабельности товаров (в %%) высчитывается делением прибыли от продаж на себестоимость реализованных товаров, а активов – делением прибыли от продаж на валюту баланса.
  7. Низкий показатель заработка сотрудников (ниже среднеотраслевого уровня). В организации возможно сокрытие реально выплачиваемых заработных плат или занижение ставок на доходы граждан и единого социального налога.
  8. Соглашения с перекупщиками или посредниками, в большинстве случаев заключаемые для сокрытия сумм прибыли и уменьшения суммы обязательного бюджетного платежа. Сомнения вызывают договора, положения которых не соответствуют правилам делового оборота (к примеру, безосновательная продолжительная отсрочка оплаты), закупаемая/реализуемая продукция не представляет собой результат предпринимательской деятельности компании, а также ситуации активного сотрудничества сторон при несоблюдении обязательств по сделке одним из участников.
  9. Непредоставление пояснений по полученному компанией уведомлению НС.
  10. Изменение местонахождения и регистрации юридического лица, предпринимаемое для получения отсрочки по времени с целью исправления недостатков деятельности.
  11. Сотрудничество с контрагентами, вызывающими подозрения НС по причине одновременного наличия одинаковых адресов регистрации у нескольких фирм или занятия одним лицом одинаковых должностей (директор, учредитель) в нескольких предприятиях.

Управление налоговыми рисками

Для обеспечения безопасности в отношении налоговых рисков следует придерживаться определенных правил в процессе осуществления коммерческой деятельности, в том числе:

  • Избегать действий, вызывающих появление риска, к примеру, в виде заключения сделок сомнительного характера, пользования услугами подозрительных компаний, нарушения положений трудового законодательства.
  • Предпринимать меры по удержанию риска и его снижению путем определения и изучения последствий риска, их масштабности и критичности для компании.
  • Особое внимание в организации должно уделяться наличию документов, в том числе дополнительных, касающихся как деятельности компании, так и нормативного и законодательного характера. Подобная документальная обеспеченность поможет в ходе спорных ситуаций с проверяющими структурами.
  • Важно изучать вступившие в силу судебные решения для возможного их использования в качестве прецедента и определенной налоговой нормы при наличии споров.

В некоторых ситуациях рекомендуется наличие определенной суммы переплаченных средств по обязательным бюджетным платежам использовать для оплаты налога и избежания возникновения долга у организации.

Корректное оформление хозяйственных операций, повышение квалификации исполнителей (бухгалтеров), проведение добровольного аудита и внедрение системы управления налоговыми рисками позволит предприятию эффективно распределять собственные средства.

При этом используемые способы финансовой оптимизации должны обладать правовым и экономическим соответствием. В ряде случаев рекомендуется обращение к НС для получения разъяснений о вероятностных налоговых последствиях или о толковании налоговых норм по конкретной правовой ситуации.

Учет и налоговые последствия фактов хозяйственной жизни могут зависеть от юридического оформления договорных отношений, поэтому профессиональное суждение бухгалтера при отражении фактов хозяйственной жизни должно быть основано на знаниях в области гражданского и налогового права, а также арбитражной практики.

Договорной политикой целесообразно считать использование возможностей выбора типа договора, партнера сделки, условий хозяйственных договоров с целью достижения желаемого финансового результата или определенной структуры активов организации.

При оформлении договоров необходимо тщательно работать с инструментами договорной политики, которые позволяют предотвратить неблагоприятные налоговые последствия. К инструментам договорной политики организации можно отнести:

1) выбор контрагента;

2) выбор вида договора;

3) выбор отдельных условий договора.

При выборе контрагента необходимо выяснить:

• есть ли между Россией и иностранным государством (если заключаются договоры с иностранными контрагентами) соглашение об избежание двойного налогообложения;

• зарегистрирован ли нерезидент в налоговых органах Российской Федерации в качестве налогоплательщика;

• является ли контрагент плательщиком НДС.

При заключении контрактов с иностранными партнерами необходимо установить, появляется ли у организации обязанность по удержанию налога на прибыль и НДС у источника выплаты.

Выбор вида договора: купли-продажи, мены, аренды, возмездного оказания услуг, кредита, комиссии, поручения и т. д.

Налоговые последствия у организаций при условии применения в целях налогообложения прибыли метода начисления могут быть следующими.

Если заключен договор купли-продажи основных средств с отсрочкой платежа или в рассрочку, покупатель может принять к вычету сумму НДС при наличии счета-фактуры, не дожидаясь перечисления денежных средств продавцу. Объект основных средств, приобретенный в рассрочку, можно признать амортизируемым имуществом, если право собственности в соответствии с договором переходит к покупателю в момент передачи объекта основных средств. При этом увеличивается налоговая база по налогу на имущество организаций. У продавца возникает обязанность по уплате НДС и налога на прибыль организаций.

У арендатора. Арендованные основные средства не учитываются на балансе арендатора и не влияют на налоговую базу по налогу на имущество организаций. Если арендованные основные средства используются в производственной деятельности, то арендные платежи учитываются при налогообложении прибыли, а соответствующий НДС принимается к вычету в общеустановленном порядке.

У арендодателя. При расчете налога на имущество организации этот объект основных средств учитывается при определении налогооблагаемой базы.

Что касается НДС, то арендные платежи включаются в объект налогообложения на основании подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ. Согласно подп. 1 п. 1 ст. 167 НК РФ НДС по выкупной стоимости начисляется в момент отгрузки объекта основных средств арендатору, независимо от момента перехода права собственности.

Налоговые органы считают, что моментом возникновения обязанностей по уплате налога следует признавать физическую передачу товара. Если придерживаться налогового законодательства, то уплачивать НДС придется до момента поступления денежных средств за реализованный товар.

Выбор отдельных условий договора. Действующее гражданское законодательство не ограничивает стороны в заключении договора, согласовании его условий и т. д. Гражданское право первично по отношению к бухгалтерскому учету гражданско-правовых договоров, восполнение которых имеет и налоговые последствия.

Система российского законодательства и существующие соотношения между разными его отраслями: гражданским, налоговым, бухгалтерским, таможенным и т. д. – предоставляет возможность организациям при грамотном использовании предписаний законодательства оптимизировать расчеты по налогам с бюджетом. Действенным механизмом достижения этих целей является договорная политика организации.

Необходимость и предпосылки международной стандартизации бухгалтерского учета.

В настоящее время понятие «стандартизация учета» определяется;

наличием определенного свода правил (стандартов), принятых государством с одновременным существованием множества законодательных актов, инструкций, планов счетов и т.д.;

Стандартизация учетных процедур состоит в разработке унифи­цированного набора стандартов, применимых к различным ситуаци­ям в любой стране. В результате осуществления идеи стандартиза­ции отпадает необходимость создания национальных стандартов, однако внедрения единых стандартов следует добиваться путем доб­ровольного соглашения профессиональных организаций стран.

Существуют два подхода к стандартизации учета: рыночный и рейдирующий.

Рыночный механизм обеспечивает эффективность получения учетной информации. В этом случае стандарты финансовой отчет­ности не являются обязательными. Это определено тем, что наци­ональная система финансовой отчетности представляет собой ком­плекс норм и правил, определяющих взаимоотношения бухгалте­ров и государства исходя из законодательства и обычаев страны.

При регулирующем подходе стандарты подлежат обязательно­му исполнению. В каждой стране могут существовать собственная модель организации учета и система стандартов, регулирующих ее и не гфотиворечащих аналогичным международным стандартам.

Идея стандартизации учетных процедур реализуется в рамках унификации учета, которую приводит Комитет по международным стандартам финансовой отчетности - КМСФО, разрабатывая и публикуя Международные стандарты финансовой отчетности – МСФО. Суть этого подхода состоит в разработке унифицированного набора стандартов, применимых к любой ситуации в любой стране, в силу чего отпадает необходимость создания национальных стандартов.

Содержание бухдела.

Бухгалтерское дело представляет собой профессиональную де­ятельность бухгалтера во всех ее проявлениях — ведении учета, составлении отчетности, формировании учетной политики орга­низации, контроле, анализе отчетных данных, участии в профес­сиональных организациях и т.д.

Cоставляющие бухгалтерского дела динамич­но развиваются и постоянно усложняются.

В современных условиях хозяйствования оперативность и качество бухгалтерской информации во многом зависит от того, на сколько рационально организован бухгалтерский учёт на предприятии и на сколько эффективно осуществляется деятельность бухгалтерской службы и специалистов в области бухгалтерского учёта, составляющих основу содержания бухгалтерского дела.

Бухгалтерское дело – это система отражения различных хозяйственных процессов и явлений хозяйственной жизни.

Элементами метода бухгалтерского дела являются многочисленные виды документов, т.е. продукты труда работников бухгалтерии, включающие в себя основные показатели, отражающие жизнеспособность предприятия и перспективы его дальнейшего развития.

Таким образом, деятельность бухгалтерской службы по сбору, регистрации, обобщению информации обо всех хозяйственных операциях на предприятии в специально оформленных бухгалтерских документах, а также организация их движения, учёта и хранения составляют сущность бухгалтерского дела.

Основными задачами бухгалтерского учёта является:

11. формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и её имущественном положении, необходимой для внутренних и внешних пользователей бухгалтерской отчётности; обеспечение информацией для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций;

12. предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения её финансовой устойчивости.

При этом в сферу бухгалтерского дела включается:

1) приём, регистрация входящей и исходящей корреспонденции и её отправка по назначению;

2) приём документов на рассмотрение и подписание администрацией;

3) распределение рассмотренных администрацией документов между структурными подразделениями и сотрудниками для исполнения, а также ознакомления сотрудников с директивными актами;

4) учёт стадий происхождения, исполнения документов с обеспечением их сохранности;

сдача дел в архив и обеспечение их хранения.

Правила ведения бухдела.

Основные правила ведения бухгалтерского учета определены Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Эти правила следующие.

1. Обязательность двойной записи хозяйственных операций на счетах рабочего плана счетов, составляемого на основе Плана счетов, утверждаемого Минфином РФ.

2. Учет объектов учета осуществляется в рублях и на русском языке. Первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык.

3. В бухгалтерском учете текущие затраты на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг осуществляются раздельно от затрат, связанных с капитальными и финансовыми вложениями.

4. Обязательность документирования хозяйственных операций. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения хозяйственных операций или сразу по окончании операции. Они должны содержать обязательные реквизиты и составляться по типовым формам или формам, утверждаемым руководителем организации. Руководитель также утверждает правила документооборота и технологию обработки учетной информации.

5. Для систематизации и накопления информации, содержащейся в учетных документах, используются учетные регистры, формы которых разрабатываются Минфином РФ, органами, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, федеральными органами исполнительной власти или самой организацией при соблюдении ими общих методических принципов бухгалтерского учета. Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной.

6. Объекты учета подлежат оценке в денежном выражении.

Оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных затрат на его покупку; имущества, полученного безвозмездно, — по рыночной стоимости на дату оприходования; имущества, произведенного в самой организации, — по стоимости его изготовления.

Применение других методов оценки допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Минфина РФ и органов, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета.

7. Обязательность проведения инвентаризации имущества и обязательств. Порядок проведения инвентаризации определяется руководителем организации, за исключением установленных законом о бухгалтерском учете случаев обязательного проведения инвентаризаций.

8. Для ведения бухгалтерского учета в организации формируется учетная политика в соответствии с установленными допущениями и требованиями.

Понятия «допущения» и «требования» также являются правилами ведения бухгалтерского учета.

С переходом к реальным рыночным отношениям, когда организации будут заинтересованы иметь в отчетности высокую рентабельность (обеспечивающую возможность получения кредитов, нормальные экономические отношения с другими организациями, выплату высоких дивидендов по акциям и продажу их по высоким ценам и т.п.), требование осторожности будет действовать в полной мере.

Правовой статус бух.службы.

В случае значительного объема учетной работы и при наличии трех и более бухгалтеров на предприятии учреждается структурное подразделение — бухгалтерская служба. Деятельность бухгалтерской службы предприятия должна строиться на основании Положения о бухгалтерии, которое составляется главным бухгалтером и утверждается руководителем организации.

Организация бухгалтерии – структура бухгалтерской службы на предприятии.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета на предприятии, а также соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители предприятий.

В соответствии со ст. 6 Закона «О бухгалтерском учете» руководители организации могут в зависимости от объема учетной работы:

1) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

2) ввести в штат бухгалтера;

3) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;

4) вести бухгалтерский учет лично.

Правовой статус бухгалтеркой службы регулируется нормативными документами, организационно-правовой формой и общей структурой управления организацией.

Количество работников бухгалтерии и число рабочих мест определяются масштабом организации, количеством одновременно осуществляемых видов предпринимательской деятельности и объемом бухгалтерской информации по каждому направлению.

Если на предприятии бухгалтерия выделена в отдельную службу, в учетной политике необходимо отразить ее структурное строение.

Структура бухгалтерии напрямую зависит от формы организации учета на предприятии.

В учетной политике можно привести и вертикальную структуру сомой бухгалтерской службы. В этом случае в учетной политике должна быть четко указана система подчиненности руководителей бухгалтерских служб подразделений главному бухгалтеру предприятия.

Задачами бухгалтерской службы являются:
•организация взаимоотношений организации с другими субъектами хозяйствования;
• поиск внутренних и внешних краткосрочных и долгосрочных источников финансирования, выбор наиболее оптимального их сочетания;
• своевременное обеспечение финансовыми ресурсами текущей деятельности организации;
• эффективное использование финансовых ресурсов для достижения стратегических и тактических целей организации;
• сохранение и рациональное использование основного и оборотного капитала, собственного и заемного капитала;
• обеспечение своевременности платежей по обязательствам организации.
Таким образом, организация бухгалтерского дела предполагает:
• разработку организационно-распорядительных документов (положения о бухгалтерии, должностных инструкций работников бухгалтерии, штатного расписания);
• составление графика документооборота организации;
• создание номенклатуры дел и организацию хранения документов;
• формирование кадровой политики бухгалтерии (порядка аттестации бухгалтеров, системы подбора персонала и повышения его квалификации);
• создание технологии обработки получаемой информации (применяемая форма ведения учетного процесса).
Конкретными формами реализации задач финансово-бухгалтерской службы является разработка учетной политики, элементами которой являются:
• финансовая политика;
• кредитная политика;
• политика управления денежными потоками;
• амортизационная политика;
• дивидендная политика;
• политика формирования доходов и расходов;
• налоговая политика.
Деятельность бухгалтерской службы организации осуществляется на основании самых разнообразных документов: организационных, распорядительных, платежных, учетных.

Ст. 54.1. НК РФ применяется при причинении ущербу бюджетам

Статья ст. 54.1. НК РФ направлена на поддержание баланса частных и публичных интересов (Определение КС от 29.09.2020 № 2311-О)

  1. Налоговые последствия при реальности и нереальности операций

Толкование п.п. 1 и 2 ст. 54.1. НК РФ должно производиться в нормативном единстве с положением подпункта 3 пункта 2 статьи 45 НК, предусматривающим право налоговых органов изменять юридическую квалификацию сделок

Нереальная операция не влечет налоговых последствий.

Реально совершенные операции оцениваются на предмет:

  • исполнения надлежащим лицом
  • действительного экономического смысла
  • наличие деловой цели

Искажение сведений о фактах хозяйственной жизни предполагает доначисление сумм налогов таким образом, как если бы налогоплательщик не допускал нарушений (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 30.09.2019 № 307-ЭС19-8085).

  1. Соотношение общих и специальных антиуклонительных норм

Общая норма против уклонения от уплаты налогов - ст. 54.1. НК РФ

Специальные нормы против уклонения от уплаты налогов:

  • ФПД
  • Правила трансфертного ценообразования
  • Правила тонкой капитализации
  • Правила определения цен сделок по Ценным бумагам

Ст. 54.1 НК применяется в случае, если налогоплательщиками допускается искажение сведений о фактах хозяйственной жизни с целью обхода условий применения норм, определяющих правила налогообложения, и формальное соблюдение установленных ими требований (например, для выполнения установленных статьей 269 Кодекса показателей капитализации, для признания лица, имеющим фактическое право на доход и т.п.).

  1. Исполнение обязательства надлежащим лицом
  1. Пределы применения пп. 2 п. 2 ст. 54.1. НК

Пп. 2 п. 2 ст. 54.1. НК направлена на борьбу с формальным документооборотом, создаваемым «техническими» компаниями, не ведущими реальной предпринимательской деятельности, а сделка исполняется иным лицом.

Если сделка исполнена не контрагентом, то налогоплательщику отказывается в вычетах (ненадлежащие документы).

Определение налоговых последствий с учетом формы вины и подхода об определении действительного размера налогового обязательства (ДРНО)

  1. Необходимость исключения формального подхода

Необходимо исключить формальный подход к оценке возможности исполнения обязательства контрагентом - необходимо предпринимать меры, направленные на оценку действий самого налогоплательщика и на доказывание противоправного характера этих действий.

Налоговым органам необходимо устанавливать как факт неисполнения обязательства надлежащим лицом, так и обстоятельства, свидетельствующие о том, что налогоплательщик преследовал цель неправомерного уменьшения налоговой обязанности либо знал или должен был знать об обстоятельствах, характеризующих контрагента как «техническую» компанию, и об исполнении обязательства иным лицом.

  1. Правила доказывания того, что контрагент не исполнял обязательство

Доказывание того, что контрагент не исполнял обязательство самостоятельно производится с учетом совокупности фактов о деятельности и активах контрагента

  1. Установление и оценка умышленных действий налогоплательщиков, направленных на использование ими формального документооборота с участием «технических» компаний
  1. Приоритет налоговых органов – выявлять умышленные действия налогоплательщиков

К форме умысла на уменьшение налогов приравнивается знание о вступление в отношение с «технической» компанией (это спорно).

Об умысле свидетельствует совокупность прямых и косвенных признаков.

Налоговые органы должны получать объяснения по всем фактам (включая повторные – при возникновении противоречий).

Необходимо эффективно использовать все мероприятия налогового контроля (осмотры, допросы, инвентаризации, выемки…)

Формальный подход не применять. Все обстоятельства оцениваются в совокупности.

  1. Признаки умышленной неуплаты налогов

Признаками умышленной неуплаты налогов являются:

  • Обналичивание денежных средств
  • Возврат этих средств налогоплательщику или взаимозависимым, подконтрольным лицам

Об участии в налоговой схеме с 3-ми лицами свидетельствует подконтрольность этих третьих лиц налогоплательщику.

  1. Признаки знания налогоплательщика об отношениях именно с «технической» компанией.

Такое знание оценивается с учетом положения раздела IV письма ФНС а также с учетом обстоятельств ведения переговоров. Переговоры и коммуникации с иным лицом (фактически исполнившим обязательство) свидетельствуют о знании о заключении договора с «технической» компанией.

  1. Последствия встраивания «технической» компании в цепочку

При встраивании «технической» компании сумма расходов и налоговых вычетов, подлежащая учету, производится исходя из параметров реального исполнения, отраженных в финансово-хозяйственных документах реального исполнителя.

Бремя доказывания размера операций с реальным исполнителем – на налогоплательщике. Такая информация должна быть представлена на досудебной стадии.

Расходы и вычеты по НДС определяются на основании документов, представленных налогоплательщиком и документов, полученных при налоговом контроле.

  1. Непредставление налогоплательщиком сведений о фактическом исполнителе влечет отказ в налоговых вычетах по НДС и расходах по НП

  1. Правила определения налогов, если налогоплательщик сам выполнил работы

Могут быть учтены расходы и вычета по НДС в отношении подтвержденных операций (при подтверждении размера затрат (с учетом п. 10).

  1. Оценка обстоятельств, характеризующих выбор контрагента, в силу которых налогоплательщик должен быть знать о формальном документообороте с участием «технических» компаний
  1. Применимость пп. 2 п. 2 ст. 54.1 к ситуациям, когда налогоплательщик не знал, но должен был знать, что контрагент - «техническая» компания

Доказывается не только неисполнение контрагентом обязательств, но также, должен ли был об этом знать налогоплательщик.

Устанавливается критическая совокупность обстоятельств, характеризующих контрагента как «техническую» компанию исходя из требований имущественного оборота.

Этот подход стимулирует к вступлению в отношения с реальными контрагентами.

  1. Критерии оценки выбора контрагента

Стандарт осмотрительного поведения в гражданском (хозяйственном) обороте, ожидаемого от его разумного участника в сравнимых обстоятельствах. Проверка (Пленум ВАС РФ от 30.07.2013 № 62):

  • деловой репутации,
  • возможность исполнения
  • платежеспособность

Реальная компания «оставляет следы»:

  • Известность на рынке;
  • Рекламирование
  • Репутация
  • Опыт
  • Исполненные контракты
  • Офис, промплощадка
  • Наличие субподрядчиков…

У технический компания нет истории ведения бизнеса и нет активов, за счет которых может быть удовлетворены имущественные требования.

Выбор такой компании не может быть объясним с деловой точки зрения.

  1. Активная роль в сборе доказательств относительно выбора контрагента.

Выбор контрагента учитывается с учетом информации о его репутации и активах.

Необходимо учитывать предмет и цену сделки.

Следует исследовать в совокупности и взаимной связи, обстоятельства относительно заключения и исполнения сделки (включая недочеты в документах).

Необходимо учитывать информацию о контрагенте, размещаемую на сайте ФНС РФ (на момент совершения сделки).

  1. Оценка возражений относительно не знал/не мог знать.

Степень предъявляемых требований к выбору контрагента различна для:

  • Системной/разовой сделки
  • Существенной/несущественной суммы сделки
  1. Налоговые последствия если налогоплательщик должен был знать (но не знал) о технической роли контрагента и нет спора о факте несения расходов
    1. 1. Если установлен реальный исполнитель

Вычет расходов и НДС производится исходя из параметров реального исполнения, отраженных в финансово-хозяйственных документах реального исполнителя

17. 2. Если невозможно установить реального исполнителя.

Если невозможно установить реального исполнителя то нет вычета по НДС.

По НП – применяется расчетный способ. Налогоплательщик доказывает размер понесенных расходов (с учетом информации о рыночных ценах, прошлых сделках или на основании заключения оценщика)

Действительный размер налогового обязательства устанавливается налоговым органом на основании имеющихся сведений и документов и при содействии налогоплательщика в их установлении.

  1. Взыскание убытков с контрагента

Если налогоплательщику отказано в вычетах, то налогоплательщик вправе требовать взыскания соответствующих убытков с лиц, виновных в их причинении.

  1. Оценка субъективной стороны действия налогоплательщика (умысел – неосторожность)

Если сам создал схему (преследовал цель неуплаты налогов) либо знал о том, что поставщик «техническая» компания – применяется ответственность по п. 3 ст. 122 НК РФ (умысел)

Если поведение налогоплательщика не отвечало стандарту разумного поведения участника оборота (должен был знать о том, что поставщик «техническая» компания – применяется ответственность по п. 3 ст. 122 НК РФ (неосторожность)

Неосторожная форма вины допускает применение мер, смягчающих ответственность (пп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ).

  1. Отсутствие вины

Если налогоплательщик проявил коммерческую осмотрительность, он не знал и не должен был знать о том, что поставщик «техническая» компания – отсутствует состав правонарушения.

При отсутствии вины налогоплательщик учитывает расходы и вычеты по НДС.

  1. Наличие у контрагента цели неправомерного уменьшения налоговой обязанности по налогу на добавленную стоимость в связи с операциями, совершенными с налогоплательщиком
  1. Отказ в вычете НДС, если налогоплательщик знал о неуплате НДС контрагентом

Общее правило (КС РФ): право налогоплательщика на налоговый вычет по НДС не может быть обусловлено исполнением непосредственными контрагентами (продавцами, поставщиками) и предшествующими им лицами своей обязанности по уплате налога на добавленную стоимость

Но при этом предполагается, что выбор контрагента отвечал условиям делового оборота, пока иное не будет доказано налоговым органом.

Отказ в вычете НДС по счетам-фактурам реального контрагента возможен, только если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик знал о налоговых правонарушениях, допущенных контрагентом, и извлекал выгоду из противоправного поведения контрагента за счёт причинения ущерба бюджету РФ.

Знание о нарушениях доказывается через:

  • взаимозависимость
  • подконтрольность
  • согласованность действий, направленных на неуплату налога.

Получение выгоды может выражаться в установлении цены приобретения товаров (работ, услуг) в размере, который существенно ниже рыночной стоимости.

  1. Изменение юридической квалификации операций
  1. Реконструкция налоговых последствий при искажении правовой квалификации операций

При искажении правовой квалификации операций должна быть дана должная правовая оценка данным операциям на основе установления их подлинного экономического содержания с учётом оценки наличия в действиях налогоплательщика разумных экономических или иных причин и обстоятельств, свидетельствующих о его намерениях получить экономический эффект

Налоговые последствия операций определяются исходя из надлежащей правовой квалификации этих операций (прикрываемых операций). Прикрывающие операции в целях налогообложения не учитываются.

  1. Наличие альтернативного варианта достижения деловой цели не свидетельствует о злоупотреблении

Налогоплательщики вправе избирать вариант достижения результата экономической деятельности с учетом налоговых последствий, однако при реализации избранного варианта не должны присутствовать признаки искусственности, отсутствия хозяйственного смысла.

Сам по себе факт получения отрицательного экономического результатам по сделке не может рассматриваться как свидетельствующий об отсутствии деловой цели.

  1. Отличие ошибки в применимой норме НК РФ и искажения в учете квалификации операции

Методологическая или правовая ошибка, выражающаяся в неправильном применении норм права, повлекшая неверную квалификацию операций и оценку налоговых последствий их совершения, сама по себе не подлежит оценке в соответствии с пунктом 1 статьи 54.1 Кодекса.

Если налогоплательщиком, совершившим указанную ошибку, при этом не было допущено искажение в учете (отчетности) стоимостных, количественных и (или) иных параметров, характеризующих спорные операции и их экономическую суть (основание предоставления), то его действия, повлекшие неуплату или неполную уплату налога в результате такой ошибки, подлежат квалификации по пункту 1 статьи 122 Кодекса, а не по пункту 3 данной статьи.

  1. Оценка основного мотива операции (критерий деловой цели)
  1. Оценка наличия деловой цели.

Оценка основного мотива совершения операции представляют собой самостоятельный критерий оценки.

При оценке деловой цели, необходимо оценивать, совершил бы налогоплательщик эту операцию исключительно по мотивам делового характера в отсутствие налоговых преимуществ.

Доминирующий налоговый мотив может иметь место при реализации решения, не свойственного деловой практике, и которое не может быть обосновано с точки зрения получения экономических выгод и предпринимательского риска (например, присоединение компании с накопленным убытком без актива при отсутствии экономического обоснования), решения, принятого не в своем интересе, а в интересах иного лица с целью его скрытого финансирования.

  1. Оценка деловой цели совокупности операций

Достижение деловой цели, реализуемой путем совершения совокупности операций, само по себе не означает, что каждая из этих операций имеет деловую цель.

При анализе совокупности таких операций может быть поставлен вопрос об оценке каждой операции в отдельности, а именно была бы она совершена в отсутствие указанной совокупности, и не являлся ли налоговый мотив основным мотивом совершения той или иной операции и структурирования указанной совокупности операций, сделок,

Такая оценка допустима при условии, что указанная хозяйственная цель с позиции практики делового оборота могла быть достигнута иным образом без совершения спорной операции.

  1. Оценка моделей ведения хозяйственной деятельности в рамках группы лиц, в которую входят налогоплательщики, применяющие специальные налоговые режимы
  1. Критерии выявлении злоупотреблений при дроблении бизнеса

При налоговой проверке налогоплательщика, входящего в группу лиц, в отношении которых осуществляется контроль одними и теми же лицами, необходимо оценивать, ведется ли налогоплательщиком и иными лицами соответствующая деятельность самостоятельно и на свой риск с использованием собственных достаточных трудовых, производственных и иных ресурсов.

По ряду факторов определяется ведется ли организационно единая деятельность, координируемая одними и теми же лицами, с задействованием общих материально-технических и (или) трудовых ресурсов и (или) средств индивидуализации от имени нескольких формально самостоятельных субъектов.

  1. Правила доначисления налогов при выявлении «дробления бизнеса»

Доначисление сумм налогов осуществляется с целью возмещения ущерба бюджетам таким образом, как если бы налогоплательщик не допускал нарушений. Это означает необходимость определения действительных налоговых обязательств налогоплательщика, При этом учитываются как вменяемые доходы, так и соответствующие расходы, налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость, налоги, уплаченные в рамках специальных налоговых режимов.

При определении размера действительных налоговых обязательств по НДС сумма НДС исчисляется «изнутри» суммы выручки (учитывая, что цена содержит внутри НДС)


Старший экономист-консультант «Что делать Консалт»

Выбирая налогоплательщика для выездной налоговой проверки, контрольные органы всегда обращают внимание на показатель налоговой нагрузки. Что это такое, какие есть факторы риска, как объяснить причины низкой налоговой нагрузки и избежать негативных последствий, читайте в статье нашего эксперта Оксаны Смолановой.

Отбор налогоплательщиков при планировании выездных налоговых проверок производится на основе норм статьи 89 НК РФ[1], а также общедоступных критериев, указанных в Концепции планирования выездных налоговых проверок, утверждённой Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@[2]. Одним из важнейших критериев является уровень налоговой нагрузки. Налогоплательщик в приоритетном порядке включается в план выездных проверок, если его налоговая нагрузка ниже среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (по виду экономической деятельности).

В статье рассмотрим, как влияет показатель налоговой нагрузки хозяйствующих субъектов на вероятность назначения контрольных мероприятий со стороны налоговых органов.

Понятие налоговой нагрузки

Налоговая нагрузка – один из расчётных экономических показателей. Он показывает, какая часть доходов налогоплательщика приходится на уплату налогов. Налоговую нагрузку налогоплательщика сравнивают с нормативным показателем в той отрасли, где он работает (среднеотраслевым показателем). Показатели ежегодно до 5 мая актуализируют и размещают на официальном сайте налоговой службы (п. 6[3] Приказа ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@). До момента обновления можно использовать данные за последний предшествующий год, в отношении которого утверждены такие показатели. Этот вывод следует из пункта 2[4] Приказа ФНС России от 22.09.2010 № ММВ-7-2/461@.

Средние показатели налоговой нагрузки по видам экономической деятельности на 2019 год закреплены в приложении 3[5] к Приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@[6]. Сравнить свою налоговую нагрузку со среднеотраслевой по вашему региону можно с помощью интернет-сервиса налоговой службы «Прозрачный бизнес» (Письмо ФНС от 11.02.2019 № БА-4-1/2308@[7]). Но нужно учесть, что сервис не включает в расчёт суммы НДФЛ.

Низкая налоговая нагрузки — фактор риска

Низкая налоговая нагрузки хотя и является фактором риска совершения налогового правонарушения, но при этом не означает включение налогоплательщика в план выездных налоговых проверок по умолчанию. Невысокая налоговая нагрузка в конкретном периоде может быть связана с вполне объяснимыми причинами, в том числе из-за изменения экономической ситуации в стране. Как это произошло в 2020 году в связи с распространением COVID-19.

При планировании выездных проверок налоговые органы оценивают не только налоговую нагрузку текущего периода, но и динамику изменения данного показателя. Снижение уровня налоговой нагрузки на протяжении нескольких периодов может свидетельствовать о применении схем ухода от налогообложения, а значит, о недобросовестности налогоплательщика. Если же уровень уплаченных налогов оказался низким в одном из периодов, но впоследствии наблюдается тенденция к его увеличению, можно говорить о том, что низкие показатели обусловлены временными трудностями.

Кроме того, показатель налоговой нагрузки оценивается налоговыми органами в совокупности с другими критериями, приведёнными в концепции[8], а также иной информацией, находящейся в их распоряжении. Поэтому организация может попасть в поле зрения налогового органа и в том случае, если её фактическая налоговая нагрузка соответствует среднеотраслевой, но при этом имеются иные признаки, указывающие на нарушение налогового законодательства.

Пояснения в налоговую

На практике чаще всего налогоплательщика просят пояснить причины низкой налоговой нагрузки. Письменные пояснения составляются в произвольной форме с указанием причин низкой налоговой нагрузки.

Обращаем внимание на то, что подать такие пояснения – право налогоплательщика, а не обязанность (пп. 7 п. 1 ст. 21 НК РФ[9]). Если в пояснениях организация укажет на объективные причины, то, возможно, избежит дальнейших неблагоприятных последствий. Но если не представит пояснения, то её включат в план выездных проверок с большей долей вероятности (разд. 4[10] приложения 1 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@).

Обычно перед вынесением решения о назначении выездной проверки налоговый орган запрашивает у налогоплательщика разъяснения относительно причин низкой налоговой нагрузки. Если объяснения устроят налоговый орган, дальнейшая проверка может не последовать.

При направлении разъяснений налогоплательщики могут обосновать отклонения по показателю налоговой нагрузки, а также представить копии первичных документов, подтверждающих правильность начисления налогов.

Причинами снижения налоговой нагрузки могут быть: развитие новых видов деятельности; расширение основных видов деятельности; заметное увеличение торговых запасов; закупка новой техники и оборудования; ведение нескольких видов деятельности, нормативные значения налоговой нагрузки у которых существенно различаются (можно произвести расчёт на основе агрегированных данных); региональная и отраслевая специфика; повышение закупочных цен со стороны поставщиков; снижение продажных цен в целях стимулирования спроса.

Текст пояснения в налоговые органы по вопросу снижения налоговой нагрузки может быть следующего содержания[11]:

По факту снижения налоговой нагрузки ООО «Альфа» за 2019 год по сравнению со среднеотраслевым уровнем поясняем, что руководством организации было принято решение о снижении с 1 августа 2019 г. на 10 % отпускных цен на реализуемые товары. Данная мера принята по результатам анализа ситуации, сложившейся на рынке сбыта, с целью привлечения покупателей и получения конкурентного преимущества.

Снижение цен отрицательно сказалось на размере выручки, полученной во втором полугодии 2019 года. При этом расходы организации, связанные с основной деятельностью, возросли на 3 % по сравнению с первым полугодием 2019 года. В результате указанные факторы привели к снижению сумм налога на прибыль и НДС, подлежащих уплате в бюджет.

Таким образом, подводя итог, ещё раз отметим, что низкая налоговая нагрузка не означает, что организацию обязательно привлекут к ответственности и доначислят налоги. Негативные последствия возможны только по результатам проведения налоговой проверки и обнаружения налоговых правонарушений (п. 50 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57[12]).

При этом, чтобы избежать негативных последствий, налогоплательщикам рекомендуется осуществлять внутренние меры контроля налоговой нагрузки. В частности, отслеживать показатель в динамике и относительно нормативных величин и планировать финансовые потоки в целях возможного устранения существенных отклонений.

Если при осуществлении внутреннего контроля выявлен низкий уровень налоговой нагрузки, то, вероятно, это свидетельствует о том, что хозяйственная деятельность ведётся с риском совершения налоговых правонарушений. В этом случае необходимо:

- установить и проанализировать причины, повлиявшие на низкий уровень налоговой нагрузки;

- самостоятельно уточнить налоговые обязательства посредством представления уточнённых налоговых деклараций.

Также рекомендуем проверить основной ОКВЭД, который указан в ЕГРЮЛ. Контролирующие органы в расчёте среднеотраслевых показателей налоговой нагрузки определяют принадлежность организации к отрасли именно по ОКВЭД. Если основной ОКВЭД не соответствует фактическому виду деятельности, то организации необходимо внести изменения в реестр.

Свобода договора один из фундаментальных принципов гражданского права. Так, согласно п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации свобода договора является одним из основных начал гражданского законодательства. При отсутствии и несоблюдении данного принципа невозможно полноценное становление, укрепление и развитие нормальных рыночных отношений.

Как известно статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплен принцип свободы договора. Это означает, каждая сторона договора, во-первых, вправе заключать договоры с любым контрагентом, во-вторых, стороны вправе добровольно включить в договор любые условия по своему усмотрению, в-третьих, стороны вправе избрать любую форму или тип договора. Исключение из этого правила составляют случаи, когда такие условия предписаны законодательством Российской Федерации.

Как мы понимаем, принцип свободы договора все-таки не безграничен и такая свобода имеет определенные рамки. Например, в силу статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации включаемые в договор условия, безусловно, не должны противоречить законодательству и должны соответствовать обязательным правилам, установленным законам и иными правовыми актами, действующими в момент заключения такого договора.

Ограничение свободы договора

Свобода договора ограничена как нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, так и других законов, прежде всего Федеральным законом от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» и Федеральным законом от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ «О естественных монополиях».

Например, Гражданский кодекс Российской Федерации устанавливает определенные обязательные условия, которые должны содержаться в том или ином виде договора. Иными словами, каждый договор должен содержать определенный набор атрибутов и условий, которые предписаны законом. Такие условия могут касаться как отдельных разновидностей договоров (коммерческой концессии, ренты, подряда и т.п.), так и целого класса договоров, например, публичных, присоединения.

Вышеуказанное соотносится также и с позицией Конституционного суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 23 февраля 1999 г. N 4-П. Конституционный суд РФ указал, что в качестве способов ограничения конституционной свободы договора на основании федерального закона предусмотрены, в частности, институт публичного договора, исключающего право коммерческой организации отказаться от заключения такого договора, кроме случаев, предусмотренных законом (статья 426 Гражданского кодекса РФ), а также институт договора присоединения, требующего от всех заключивших его клиентов-граждан присоединения к предложенному договору в целом (ст. 428 Гражданского кодекса РФ).

Наиболее характерными критериями для реализации принципа свободы договора являются заключенность и действительность договора. В силу п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Под действительностью договора понимают несколько условий, к которым относятся: законность содержания договора, соблюдение предписанной законом формы, соответствие воли и волеизъявления, наличие определенного объема правосубъектности.

Могут ли стороны определять налоговые последствия сделки?

Вместе с тем возникает вопрос, возможно ли сторонам договора определять налоговые последствия такого договора. Например, пунктом 3 статьи 431.1 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена возможность предусмотреть последствия недействительности сделки. Положения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации также предусматривают возможность установления некоторых последствий, связанных с процессуальными действиями сторон в случае признания недействительности такой сделки.

Вместе с тем, правовая свобода сторон в данной ситуации не распространяется на публичные правоотношения. В частности, согласно п. 3 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

Аналогичная норма содержится и в пункте 3 статьи 431.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, где указано, что соглашение сторон о применении частных последствий недействительности сделки не должно затрагивать интересов третьих лиц, а также нарушать публичных интересов.

Под публичными интересами, как известно, понимаются правоотношения, которые, во-первых, признаются государством, во-вторых, направлены на сохранение целостности государства и общества. Именно поэтому обязанность по уплате налогов находится в тесной взаимосвязи с публичными интересами.

Основная цель налоговых сборов обеспечение деятельности государства. Это также следует из определения, содержащегося в статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации – налогом является обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Таким образом, взимание налогов – один из важнейших признаков государства и одновременно необходимое условие существование государства и общества в целом.

Аналогичной позиции придерживается и Конституционный суд Российской Федерации, который в Постановлении Конституционного Суда РФ от 11.11.1997 N 16-П указал, что налоговые платежи предназначены для обеспечения расходов публичной власти).

Кроме того, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 17.12.1996 N 20-П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года «О федеральных органах налоговой полиции» суд разъяснил, что в обязанности по уплате налогов воплощен публичный интерес всех членов общества.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Таким образом, мы видим, насколько серьезное отношение показывает законодатель к обязанности по уплате налогов и сборов. Об этом, в частности, свидетельствует конституционное закрепление отношений по поводу установления и взимания налогов и сборов.

Налоговые последствия не могут зависеть от воли договаривающихся сторон и действуют в силу положений Налогового кодекса

Из вышеуказанного следует, что налоговые последствия не могут зависеть от воли договаривающихся сторон и действуют в силу положений Налогового кодекса Российской Федерации. Это также прослеживается в результате совокупного анализа положений Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно статьи ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. При этом согласно статьи 54 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики исчисляют налоговую базу на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением. Таким образом, обязанность по уплате налогов законодательство связывает не с гражданско-правовыми сделками, а непосредственно с финансово-хозяйственными операциями, которые подлежат отражению в бухгалтерском учете.

Налоговые последствия влекут не сами гражданско-правовые сделки, а совершаемые в их исполнение финансово-хозяйственные операции

Аналогичный подход представлен в пункте 9 Информационного письма от 17 ноября 2011 г. N 148 Высший Арбитражный Суд РФ. Так, ВАС РФ указал, что по смыслу ст. 54 Налогового кодекса РФ налоговые последствия влекут не сами гражданско-правовые сделки, а совершаемые в их исполнение финансово-хозяйственные операции, отражаемые в бухгалтерском учете. При этом налогообложению подвергается финансовый результат, формируемый по итогам налогового (отчетного) периода на основе данных регистров бухгалтерского учета, в том числе по совокупности совершенных в этом периоде названных операций.

Таким образом, налоговые последствия, во-первых, не зависят от воли субъектов гражданских правоотношений, во-вторых, возникают в силу публично-правовых интересов, определенных налоговым законодательством, в-третьих, не могут изменяться напрямую в результате использования гражданско-правовых инструментов.

Вместе с тем, стороны при заключении сделок не лишены права использовать ту юридическую конструкцию, которая, по их мнению, наиболее отвечает сложившимся правоотношениям. При этом при дальнейшей оценке заключенного такими сторонами договора во внимание будут приниматься содержание договора и действительная воля сторон, исходя из чего уже будут применяться соответствующие положения законодательства.

Таким образом, хотя стороны напрямую не вправе изменять гражданско-правовые последствия, но могут делать это косвенно, осуществляя выбор наиболее подходящей для них формы и вида договора, что допускается в силу пунктов 2-4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации.

При оценке налоговых последствий применяется принцип налоговой экономии

Данный принцип напрямую не закреплен законодательно, однако уже давно сформулирован в судебной практике и успешно применяется. В частности, в соответствии с п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности достоверны.

Таким образом, стороны договора могут избрать такую форму договора и такой способ сотрудничества, который позволит наиболее эффективно использовать финансовые ресурсы и в то же время обеспечит надлежащее исполнение обязательств, связанных с уплатой налогов.

При этом любой договор не должен противоречит принципу экономической обоснованности налога, любая операция должна быть документа подтверждена. Данный принцип закреплен в Налоговом кодексе Российской Федерации. Так, в силу пункта 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Однако при избрании необходимой формы сделки стороны должны вести себя добросовестно и проявить должную осмотрительность. Осмотрительность в этом случае также включает в себя и юридическую грамотность, поскольку избрание такой формы договора, которая повлечет возникновение убытков в будущем, будет зависеть от предварительного анализа судебной практики, связанной с налоговыми последствиями, возникающими при исполнении такого договора.

Налоговые органы имеют право по иному квлифицировать сделки, характер деятельности или статус налогоплательщика

Если форма сделки, исполняемой сторонами, не будет соответствовать фактическим отношениям, которые возникли между ними, то к такой сделке будут применяться те налоговые последствия, которые соотносятся с реальной волей сторон, существом и характером сделки. В соответствии со ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы имеют право иной юридической квалификации сделки, характера деятельности, статуса налогоплательщика.

Такая квалификация зачастую носит достаточно субъективный характер и конечное решение о том, какие налоговые последствия должны быть применены, всегда принимает судом. При этом в большинстве возникающих споров применяется уже сложившаяся судебная практика, которая и берется за основу.

Пытаясь избрать необходимые налоговые последствия гражданско-правовых договоров за счет реализации принципа свободы договора, следует учитывать, что такой способ налоговой оптимизации является наиболее спорным элементом налогового планирования, поскольку налоговый орган наделен правом переквалифицировать заключенный договор, доначислив причитающиеся налоги и сборы.

Свобода договора в то же время ограничивается и налоговыми рисками, в частности, в отношении цены договора. Согласно ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации цена договора может быть ограничена только на основании закона. Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит прямого указания на возможность ограничения цен, вместе с тем, цены по некоторым сделкам косвенно ограничиваются в результате закрепления в статье 40 Налогового кодекса Российской Федерации права на проверку применения цен по сделкам.

Должная осмотрительность при выборе контрагентов

Свобода договора также ограничивается требованием о проявлении должной осмотрительности при выборе контрагентов. В соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» каждая сторона вправе заключать договор с любым лицом по своему усмотрению, однако отсутствие должной осмотрительности может повлечь наступление негативных правовых, в том числе и налоговых, последствий.

Таким образом можно говорить о том, что стороны хотя и свободны в выборе контрагентов, определении формы договора и включении необходимых условий в него, однако в силу положений налогового законодательства должны придерживаться определенных требований к совершаемых сделкам. Соблюдение таких требований хотя прямо и не предписано гражданским законодательством, однако необходимо для успешного осуществления предпринимательской деятельности. При этом стороны договора не вправе напрямую использовать свободу договора для изменения налоговых последствий, однако вместе с тем могут выбрать такую правовую конструкцию, которая будет в большей степени отвечать их экономическим интересам за счет снижения налоговой нагрузки.

Если статья была полезна для вас, подпишитесь на наши группы в соц. сетях и порекомендуйте Прайм лигал друзьям, коллегам и знакомым.

Читайте также: