Оценка налоговой нагрузки зарубежных стран

Опубликовано: 12.05.2024

Библиографическая ссылка на статью:
Белоусова С.Н., Руденко И.Р. Сравнительный анализ налоговой системы РФ и зарубежных стран // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2015/09/9736 (дата обращения: 12.04.2021).

Налоговые системы зарубежных стран существенно отличаются друг от друга по основным экономическим показателям, соотношению прямых и косвенных налогов, уровню налоговой культуры налогоплательщиков и налоговой дисциплины, мерам ответственности за нарушение налогового законодательства, источникам налогообложения. Эти особенности налогов в каждой отдельно взятой стране зависят от многих факторов: экономических, политических, демографических, социальных, играют решающую роль в процессе перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода страны [1, с. 251].

Налог на добавленную стоимость является наиболее доходным по сравнению с другими, поэтому по своему статусу в унитарных государствах НДС устанавливается как общегосударственный налог, а в федеративных государствах относится к федеральным налогам. В большинстве стран поступления по НДС сразу распределяются по бюджетам разных уровней, в этой связи НДС определяется как регулирующий налог, в отдельных странах НДС поступает в один бюджет, поэтому характеризуется как закрепленный налог [2, с. 22].

В таблице 1 нами проведем сравнительный анализ налоговых ставок по наиболее важным и значимым налогам ряда европейских стран и России, таких как налог на прибыль организаций, подоходный налог, отчисления на социальные нужды.

Таблица 1 – Процентные ставки по наиболее значимым налогам ряда европейских стран и РФ [1]

Виды налогов Германия Великобритания Франция Швеция Дания Россия
Налог на прибыль 25% 33% 34-42% 28% 34% 10; 15; 20%
Налог на доходы физических лиц 0-51% 10,22,45% 0-54% 31% 29,5% 13, 15, 30, 35%
Отчисления на социальные нужды 13% 2; 9; 5,35; 5,25; 6,3% 4,5-13,6% 33% 7% 34%
НДС 7; 16% 15% 19,6; 22; 7; 5,5% 12; 25% 25% 0; 10; 18%

Во Франции ставка налога на прибыль организаций может варьироваться в пределах 34-42%. Ставка налога на прибыль Великобритании, составляет 33%, в Германии 25%. По сравнению с вышеперечисленными странами в России ставка налога на прибыль организации может составлять 10,15 или 20%.

Налог на доходы физических лиц в России взимается с доходов, полученных резидентами и нерезидентами на территории РФ, и ставка налога может составлять 13, 15, 30 или 35% [3]. В Германии как мы видим, ставки являются прогрессивными и колеблются от 0 до 51%, в Великобритании ставки составляют 10, 22, 45%.

Центральным звеном бюджетной системы Франции выступает НДС, ставки по которому составляют 19,6; 22; 7; 5,5%. Отличительной чертой НДС в Великобритании и Дании является применяемая одна ставка налога, составляющая 15% и 25% соответственно. В Швеции стандартная ставка НДС – 25%. Тогда как ставки НДС в России являются более гибкими и составляют 0, 10, 18%.

Проведенный анализ показал, что в таких странах как Великобритания, Франция и Россия диапазон установленных ставок достаточно широк, в то время как в Швеции и Дании по НДФЛ и налогу на прибыль организаций применяют единые ставки для всех категорий налогоплательщиков.

Основная задача налоговых платежей в любом государстве – это формирование доходов бюджета страны. В таблице 2 нами представлены налоговые доходы государственного бюджета, приходящиеся на одного жителя государства ряда стран Евросоюза и России.

Таблица 2 – Налоговые доходы государственного бюджета ряда стран Евросоюза и РФ, (долл. США на душу населения) [4]

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоги, взносы, пошлины
Фото Бориса Мальцева, Кублог

В Китае обсуждают налоговую нагрузку на юридических лиц

Реформу налогообложения юридических лиц Китай начал в 2008 г., снизив с 33 до 25% размер ставки налога с корпораций. Были устранены различия в налогообложении иностранных и национальных компаний, установлены пониженные ставки для высокотехнологичных предприятий, определенных категорий малых и микропредприятий, а также предприятий в западных регионах.

В прошлом году завершилась реформа НДС, благодаря которой суммарный размер налоговой нагрузки на бизнес снизился на 500 млрд юаней (примерно на 72,2 млрд долл.). Размер стандартной ставки НДС в Китае составляет 17%, что соответствует средней величине по всем странам мира.

Что касается самовольных сборов местных властей, на которые жаловались предприятия, то минфин Китая заявил, что проведет жесткие проверки и «серьезно разберется со всеми нарушениями закона на местах». Ведомство планирует опубликовать на официальном сайте полный список налогов и сборов и ожидает от общественности сигналы о всех незаконных самовольно установленных сборах.

Налоговые льготы для норвежских морских судов

Срок действия налоговой льготы — 10 лет. Ожидается, что эта мера будет способствовать сокращению загрязнения воздуха в портах, фьордах и в целом на побережье страны.

Саудовская Аравия объявила о планах реформы налогообложения

В I квартале 2018 г. в Саудовской Аравии будет установлен единый для стран-членов Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива НДС со ставкой в размере 5%.

Саудовская Аравия с октября 2016 г. стоимость въездных виз и муниципальные налоги, в планах — пересмотр в III квартале 2017 г. системы сборов с компаний, использующих труд иностранцев. Предполагается, что для компаний, в которых численность граждан страны превышает численность иностранцев, скидки будут сокращены. В 2020 г. компании, в которых иностранцев окажется больше, чем граждан страны, будут платить сбор в размере 800 риалов в месяц. В настоящее время ни работники-граждане, ни иностранные работники не платят подоходный налог. Правительство подтвердило, что данный режим останется прежним и в будущем.

Ожидается, что меры по корректировке налоговой системы Саудовской Аравии позволят в 2017 г. мобилизовать дополнительно 42 млрд риалов (около 11,1 млрд долл.), к 2020 г. цифра дополнительных поступлений в бюджет вырастет до 152 млрд риалов.

Снижение ставки НДС в Перу

Кроме того, малые и микропредприятия смогут отложить уплату НДС на три месяца. В 2018 и 2019 гг. ожидается при выполнении определенных условий дальнейшее сокращение ставки НДС на 1% в год.

Во второй фазе налоговой амнистии в Индонезии приняли участие более 5 тыс. налогоплательщиков

Последние данные показывают, что налогоплательщики с неохотой репатриировали свои активы, даже если и обещали это сделать в ходе первой и второй фаз.

Налоговая служба Индонезии в третьей фазе программы налоговой амнистии, которая началась в январе и завершится 31 марта 2017 г., рассчитывает на участие крупных налогоплательщиков, а также микро-, малых и средних предприятий (ММСП), численность которых в стране составляет больше 50 млн.

До сих пор в программе налоговой амнистии приняли участие более 600 тыс. налогоплательщиков, что составляет всего 3% от общего числа 2 млн зарегистрированных налогоплательщиков.

До сентября 2016 г. участники программы должны были уплатить штраф в размере 2–4% стоимости задекларированных активов. Размер штрафа в период октябрь—декабрь 2016 г. составлял 3–6%. Сумма штрафа для периода январь—март 2017 г. составляет уже 5–10%. Для ММСП размер штрафа составляет от 0,5 до 2% в зависимости от суммы активов.

Южная Африка снижает налоги на авиапассажиров

Сбор при покупке авиабилета (включая НДС) снизится с 127 рандов до 82 рандов для внутренних рейсов, с 263 рандов до 169 рандов для рейсов в Ботсвану, Лесото, Намибию и Свазиленд, и с 346 рандов до 223 рандов для рейсов в другие страны. Величина сбора за посадку и обслуживание воздушного судна в аэропорту, а также сбора за парковку воздушного судна будет зависеть от взлетной массы воздушного судна, продолжительности стоянки, страны назначения рейса.

Ожидается, что в результате этой меры в 2017–2018 финансовом году аэропортовые сборы сократятся на 35,5%. На 2018–2019 финансовый год запланирован их рост на 5,8%, на 2019–2020 финансовый год — еще на 7,4%.

Дмитрий Кузьмин

Экономический термин «налоговая нагрузка» имеет несколько трактовок. Банки и налоговики используют его для определения добросовестности бизнеса, а экономисты для прогнозирования финансового состояния компании.

Если не держать налоговую нагрузку под контролем, предприятие может стать экономически нестабильным, банк заблокирует счета и будет подозревать директора компании в отмывании денег, а инспекторы решат, что вы уплатили недостаточно налогов.

Рассказываем, как вычислить показатель налоговой нагрузки в зависимости от сферы деятельности, как его контролировать и что делать, если он выше или ниже нормы.

Что такое налоговая нагрузка

Этим термином называют долю выручки, которая в среднем приходится на уплату налогов и обязательных взносов в бюджет. По размеру этой доли банки и ФНС определяют, нет ли в вашем бизнесе признака ухода от налогов и отмывания денег.

Считают так называемую безопасную долю в зависимости от целей. Если хотите выяснить, не будет ли претензий у банка, нужно вычислять чистый процент. Если хотите предугадать претензии налоговой, считайте коэффициент по формулам ФНС и сравнивайте их с опубликованными значениями средних и безопасных коэффициентов.

Если ваша налоговая нагрузка меньше предусмотренных безопасных значений, банки и налоговая могут посчитать компанию недобросовестной. Они запросят документы, подтверждающие легальность ваших финансовых операций.

Налоговая нагрузка с точки зрения ФНС

Налоговая служба предпочитает считать нагрузку с помощью специальных коэффициентов, а затем сравнивать получившийся результат с таблицей безопасных значений.

Какие значения безопасны

Чтобы не вызывать подозрений, налоговая нагрузка компании должна быть не меньше определенного процента. Размер зависит от вида деятельности. Например, для предприятий в сфере добычи топливно-энергетических полезных ископаемых безопасной считается довольно высокая налоговая нагрузка в 50,9 %. Для производства и распределения газообразного топлива наоборот — 1,3 %.

Вот еще несколько примеров отраслей и безопасных коэффициентов:

  • производство пищевых продуктов, напитков, табачных изделий — 20,9 %;
  • производство текстильных изделий, одежды — 8 %;
  • торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами — 3,7 %;
  • деятельность гостиниц и предприятий общественного питания — 10,5 %.

Полностью таблицу можно посмотреть на сайте ФНС.

Как рассчитать коэффициенты

Для расчета совокупной налоговой нагрузки используйте формулу из Приказа ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333.

Выручка берется без учета акцизов и НДС, в сумму налогов включают НДФЛ. Страховые взносы за налоговую нагрузку не считаются.

Формула для расчета налоговой нагрузки выглядит так:

Налоговая нагрузка = Сумма уплаченных взносов ÷ Доходы * 100

Пример

Всего уплатили налогов, включая НДФЛ — 100 000 руб. Общий доход компании — 2,5 млн руб.

Налоговая нагрузка = 100 000 ÷ 2 500 000 * 100 = 4 %

Получившийся результат сравните с таблицей коэффициентов по видам деятельности.

Для организаций на общей системе налогообложения ФНС разработала специальный налоговый калькулятор по расчету налоговой нагрузки. Чтобы воспользоваться им, обозначьте налоговый период, отрасль и регион. Помимо этого введите в сервис сумму фактически уплаченных налогов и полученных доходов. Калькулятор сравнит фактическую налоговую нагрузку со средней по налогоплательщикам, работающим в вашем регионе в аналогичной сфере.

Еще можно рассчитывать налоговую нагрузку в зависимости от системы налогообложения — именно так происходит отбор претендентов на проверку в ФНС («инструкция» была размещена в Письме ФНС от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@).

Для ООО на ОСН

Нужно сложить начисленный к уплате в бюджет НДС и сумму налога на прибыль, а затем разделить на выручку из бухгалтерской отчетности (без НДС) и умножить все на 100.

Для ИП на ОСН

Нужно разделить исчисленный НДФЛ на общую сумму дохода, который облагается налогом. Данные взять из декларации 3-НДФЛ. Получившуюся сумму умножить на 100.

Для ИП или ООО на УСН и для ИП на ЕСХН

Сумму исчисленного налога делят на сумму полученных доходов, затем умножают на 100. Данные есть соответственно в декларации по УСН или в декларации по ЕСХН.

Обратите внимание: если у компании или ИП есть обязанности по уплате транспортного, водного и земельного налогов, акцизным сборам, налога на добычу полезных ископаемых или пользованию ресурсами, то они тоже включаются в подсчет.

Получившийся коэффициент ФНС будет сравнивать с данными аналогичных налогоплательщиков и средними показателями по отрасли. Если нагрузка будет значительно ниже значений, руководителя компании или ИП могут вызвать на беседу в инспекцию.

Ранее ФНС сравнила налоговую нагрузку типового предприятия для разных режимов налогообложения.

Нагрузка по НДФЛ

Еще стоит анализировать налоговую нагрузку по отчислениям за работников. Нужно исчисленный НДФЛ разделить на общую сумму доходов.

ФНС в случае проверок по НДФЛ обращает внимание не только на удельный вес показателя, но и на динамику — насколько НДФЛ уменьшился по сравнению с прошлым кварталом или годом.

Еще один повод для изучения деятельности компании — выплата зарплат ниже среднего уровня по региону. Если бизнес может подтвердить снижение нагрузки по НДФЛ сокращением сотрудников или другими документами, проблем, скорее всего, не будет.

Нагрузка по НДС

Это отдельный показатель, который отличается от коэффициентов налоговой нагрузки для систем налогообложения — в расчет идет не доля в доходе компании, а удельный вес вычетов в общей сумме начисленного НДС.

Чтобы рассчитать коэффициент, нужно общую сумму вычетов разделить на общую сумму начисленного НДС, а затем умножить на 100. Данные берите соответственно из строк 190 и 118 раздела 3 декларации по НДС.

Судя по Приказу ФНС от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@, удельный вес вычета за четыре квартала не должен превышать 89 % от суммы начисленного за этот период налога. Если доля вычетов превысит уровень, ФНС может инициировать выездную проверку или запросить пояснения. Чтобы этого не произошло, можно контролировать вычеты и в случае необходимости ровно распределять их по разным периодам. Или быть готовым предоставить подтверждающие документы и доказать экономическую добросовестность.

Налоговая нагрузка с точки зрения банков

Добросовестность бизнеса с точки зрения налоговой нагрузки пытаются определять и банки. В частности, с помощью этого показателя кредитные учреждения выявляют и пресекают сомнительные операции у организаций.

Сейчас банки используют Методические рекомендации ЦБ РФ №18-МР. Ваша деятельность привлечет дополнительное внимание, если доля уплаты налогов и других обязательных платежей окажется ниже 0,9 % от дебетового оборота по счету.

Когда низкую налоговую нагрузку выявят, банк проведет подробный анализ движений средств по счету и потребует у компании документы, подтверждающие ее финансовую добросовестность — ими могут стать договоры с клиентами, справки об уплате налогов и отсутствие претензий к бизнесу от ФНС, договоры на оказание услуг или трудовые договора.

Банк может заблокировать расчетный счет до выяснения обстоятельств в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ. Чтобы счета снова заработали, придется доказать свою добросовестность — например, подтвердить, что вы проводили перевод не с целью отмыть деньги или выплатить серую зарплату, а в реальных бизнес-целях.

Банки проверяют легальность движения денежных средств с помощью налоговой нагрузки у любого бизнеса, неважно, ООО у вас или статус ИП.

Чтобы не вызвать подозрений, контролируйте ваши финансовые потоки — вовремя платите налоги и старайтесь держать их долю выше 0,9 % от общего оборота. Если доля меньше, будьте готовы оперативно доказать свою добросовестность — веди архив документов для каждой денежной операции.

Налоговая нагрузка с точки зрения финансового планирования

Налоговую нагрузку считают и контролируют сами предприниматели для экономии средств. Например, вы выяснили, что показатель нагрузки даже выше безопасных значений от ФНС и банков. Это повод пересмотреть вашу финансовую политику и отношение к выплатам в бюджет.

Варианты могут быть разными, главное — не прибегать к противозаконным методам.

Переход на другую систему налогообложения

Возможно, ваш бизнес платит налогов больше, чем нужно. Рассчитайте налоговую нагрузку с другими системами налогообложения. Сделать это можно автоматически и онлайн с помощью калькулятора.

Подробности про возможности налоговой оптимизации читайте в статье: Как выбрать налоговый режим на 2021 год

Оптимизация зарплатных налогов

Кроме удержания 13 % НДФЛ бизнес вынужден платить за каждого работника еще и обязательные страховые взносы. Итого выплаченная на руки зарплата по факту увеличивается на 30-40 %.

Проанализируйте функции штатных работников. Если часть из них можно рассматривать как разовые услуги, выгоднее отказаться от постоянного специалиста в штате и заменить его подрядчиками, например. ИП или самозанятыми.

Важно помнить о том, что нельзя просто заменять трудовые договоры на договоры подряда и вынуждать работников зарегистрироваться в другом статусе. Например, сотрудничать можно только с теми самозанятыми, которые в предшествующие два года не работали в вашей компании. А если налоговая усмотрит в работе с самозанятым или ИП признаки трудовых отношений, то бизнесу доначислят НДФЛ и взносы.

Чтобы этого не произошло, нельзя включать в договор подряда трудовые условия. Например, нельзя требовать от подрядчика соблюдения режима работы и отдыха, указывать ему место работы, оформлять его на должность в соответствии со штатным расписанием, платить зарплату, а не гонорар, предусматривать дисциплинарную ответственность и отпуск.

Не создавайте налоговые схемы

Бывает, что бизнес прибегает к дроблению бизнеса — например, организует несколько юридических лиц с разными статусами для разделения деятельности на опт, розницу и B2B. Или переводит на аутсорсинг бухгалтерию, кадровиков и маркетинг.

Это опасный путь — ФНС может признать за бизнесом необоснованную налоговую выгоду и выставить претензии по уходу от налогов.

Кратко о том, что такое налоговая нагрузка и как ее контролировать

  • Налоговая нагрузка — это доля налогов в общей выручке компании. Ее рассчитывают и контролируют в разных целях.
  • Чтобы не вызвать подозрений у налоговой инспекции, считайте общий коэффициент и сравнивайте его с таблицей безопасных значений. Еще полезно рассчитывать нагрузку по формулам в зависимости от системы налогообложения — эту методику применяют в ФНС, вычисляя претендентов на углубленный анализ и потенциальных подозреваемых в уходе от налогов.
  • Чтобы банк не заподозрил компанию в отмывании денег, важно, чтобы налоги занимали не меньше 0,9 % от дебетового оборота.
  • Выяснив, что налоговая нагрузка слишком большая, пересмотрите финансовую политику.
Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

По совокупной налоговой нагрузке на бизнес Россия обошла практически все крупные экономически развитые страны и сумела выйти на первое место в Европе. Такие данные содержатся в отчете аудиторско-консалтинговой компании PWC. Согласно оценкам экспертов компании, приводимым в докладе "Paying Taxes 2013", совокупная средняя эффективная налоговая ставка на бизнес в России составляет более 54,1%, что значительно превышает уровень налогового бремени в странах Европейского Союза (42,6%) и в целом в мировой экономике (44,7%).

Итоговую оценку по России эксперты PWC получили за счёт суммирования сразу трёх эффективных ставок налогообложения – по налогу на прибыль (7,1%), налогам на труд или заработную плату (41,2%) и по "прочим налогам" (5,8%). При этом нужно отметить, что в расчётах экспертов не был учтён целый ряд весьма значимых по совокупной нагрузке на бизнес прочих налоговых платежей и сборов в бюджет – прежде всего, НДПИ и целый ряд акцизов и пошлин. С учётом этих сборов реальная эффективная ставка на отечественную экономику достигает 65-70%.

Для сравнения, средняя налоговая ставка в крупных экономически развитых странах с высоким уровнем жизни населения, входящих в состав группы ОЭСР, не превышает 42,7%. И это при условии наличия пускай и далёкой от совершенства, но, тем не менее, весьма действенной системы социальной поддержки населения. В странах Латинской Америки и Карибском бассейне фискальная нагрузка составляет менее 47,2%, в странах Восточной Европы и Центральной Азии, до недавнего времени составлявших с Россией единый финансово-экономический и производственно-технологический центр в рамках СССР, совокупная налоговая нагрузка на частный сектор составляет менее 40,5%.

Более того, в динамично развивающихся странах Южной Азии налоговое бремя на корпорации не превышает 40,2%, а в "азиатских тиграх" Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского региона, которые благодаря реализации продуманной научно-технической, денежно-кредитной и налогово-бюджетной политике сумели вырваться из средневековой нищеты в мировые лидеры наукоёмких производств, фискальный пресс практически на треть ниже российского показателя и составляет менее 34,5%. На Ближнем Востоке и в Северной Африке, которые вплоть до того момента, пока США и НАТО не перешли к политике "управляемого хаоса" и не окунули регион в кровавую бойню, также демонстрировали весьма высокие темпы роста экономики и развитие социальной сферы, совокупная налоговая нагрузка на частный сектор составляет менее 32,3%.

Стоит отметить, что совокупная налоговая нагрузка в России практически в два раза превышает налоговую нагрузку в таких динамично развивающихся странах с развитой наукоёмкой промышленностью и несырьевыми производствами высоких переделов, как Республика Корея (29,8%), Израиль (30,5%), Сингапур (27,6%), Тайвань (34,8%), Канада (26,9%), Малайзия (24,5%), Гонконг (23,0%). Сложно обвинить руководство указанных выше стран в недееспособности, профнепригодности и саботаже – в отличие от своих коллег, они прекрасно понимают, что невозможно осуществить модернизацию экономики и выстроить контур наукоёмких производств при том налоговом прессе, который имеется в России.

Другими словами, в тех странах, чьё руководство не на словах, а на деле занимается модернизацией экономики, развитием научно-технического потенциала, стимулированием НИОКР и перевооружением производства на базе современного и новейшего технологических укладов, налоговая нагрузка в 2-2,5 раза ниже, чем в России. Не стоит удивляться тому, что объёмы выпуска наукоёмкой продукции в России за последние 20 лет сократились в 3-10 раз, капитальные вложения в высокотехнологичные производства в 3-5 раз ниже отметок 1990 года, а износ основных фондов и базовой технологической инфраструктуры достигает 80%.

Отдельного внимания заслуживает тот факт, что в расположенных на аравийском полуострове странах-экспортёрах нефти, чья экономика и бюджетная система, как и в России, находится в критической зависимости от динамики цен на углеводородное сырьё, совокупная налоговая нагрузка на экономику в 3-5 раз ниже, чем в РФ. Так, эффективная ставка налогообложения в ОАЭ составляет менее 14,9%, в Саудовской Аравии -14,5%, в Бахрейне - 13,9%, в Катаре - 11,3%, а в Кувейте едва достигает 10,7%, что более чем в 5 раз ниже налоговой нагрузки в России.

Да, безусловно, теплый и даже засушливый климат вкупе со сравнительно легко извлекаемыми залежами минерального сырья и низкой численностью населения позволяют арабским монархиям, захлёбывающимся от притока нефтедолларов, держать налоговые ставки на столь низких уровнях.

Однако опыт "азиатских тигров", на глазах превращающихся в новые индустриальные страны с развитой наукоёмкой промышленностью и высокотехнологичными производствами современного технологического уклада, а также скандинавских стран с многократно более эффективной системой социальной защиты населения, чем в России, наглядно свидетельствует о том, что при наличии желания властей заниматься модернизацией экономики, ограничивать коррупционные поборы и произвол монополий, уже сегодня можно было добиться снижения налогового бремени на экономику России как минимум в 1,5, а то и 2 раза. Что автоматически дало бы сильнейший импульс процессу импортозамещения, подъёму отечественных несырьевых производств и наращиванию капитальных вложений в модернизацию промышленной базы.

Да, можно сослаться на тот факт, что в других странах, по недоразумению относимых вместе с Россией к группе БРИК, налоговая нагрузка на экономику не только не ниже, чем в России, но даже существенно выше. Для сравнения, при эффективной ставке налогообложения в 54,1% в России, 69,3% в Бразилии, 61,8% в Индии и 63,7% в Китае с первого взгляда выглядят откровенным преступлением против национальной экономики.

Однако существенно более высокий налоговый пресс на производственный сектор с лихвой компенсируется гораздо более продуманной и взвешенной макроэкономической политикой – активной стимулирующей денежно-кредитной, налогово-бюджетной, научно-технической и структурной политикой. И это не говоря о существенно более низких ставках по кредитам для малого и среднего бизнеса в производственном секторе экономике (5-8% против 18-25% в России), а также существенно более высокой степени государственной поддержки национальной экономики (10-13% ВВП против 7% в России).

Более того, в том же Китае по итогам 18-го Съезда Компартии руководство Поднебесной не просто официально признало риски системной коррупции, но активно борется с произволом чиновников, резонно видя в нём основную угрозу общественной стабильности и экономическому росту. До сих пор в Китае продолжается чистка высшего руководящего состава на федеральном, региональном и муниципальном уровне – высокопоставленные чиновники и мэры крупнейших городов (в том числе Шанхая) были приговорены к высшей мере наказания за хищение смехотворной по меркам российского воровства суммы в 10 млн долларов. Ежегодно в России разворовывается свыше 35% федерального бюджета, 3 года подряд срываются гособоронзаказы, а дальше "отставок по собственному желанию" дело не идёт.

Российские чиновники в лучших традициях "либерального угара" первой половины 1990-х годов неустанно продолжают заявлять о "необходимости жить по средствам", "затянуть потуже пояса", "секвестировать непроцентные расходы" и "повысить эффективность бюджетной системы" (т.е. переложить бремя социальных расходов с государства на и без того бедное в подавляющем большинстве своём население). Притом что предпочитают не озвучивать вслух предельно низкое качество работы самой бюджетной системы – собираемость налогов в России не превышает 70%, тогда как в странах ЕС она составляет более 85%, а в Скандинавских государствах достигает 90-92%.

За счёт повышения собираемости налогов хотя бы до уровня стран Восточной Европы российский бюджет получит свыше 1,2-1,5 трлн рублей. Это превышает суммарные расходы правительства на науку, образование, медицину, спорт, культуру, охрану окружающей среды и находящееся в аварийном состоянии ЖКХ. Вместо ограничения коррупции и масштабов разворовывания бюджетных средств, а также повышения качества администрирования налогов (способно дать от 1,5 до 2 трлн рублей) чиновники повышают нагрузку на законопослушные слои населения и бизнес, которые из своего кармана вынуждены финансировать коррупционный беспредел бюрократов и неуплату налогов олигархами и криминалом.

Следует также радикальным образом повысить налогообложение сырьевых компаний, не связанных с добычей нефти. Российские металлурги, производители цветных и драгоценных металлов, производители минеральных удобрений, лесные компании наряду с нефтегазовыми гигантами изымают природно-сырьевую ренту и извлекают сверхприбыли. Имеет смысл ограничить возможность изъятия ренты частными компаниями за счёт повышения экспортных пошлин и снижения налогообложения при реализации сырья отечественным товаропроизводителям. Помимо изъятия природной ренты в доход бюджета (от 450 до 800 млрд рублей) это даст сильнейший стимул для развития отечественной обрабатывающей промышленности и углубленной переработки сырья.

Также руководство страны ни слова не говорит о колоссальных недоплатах в бюджеты всех уровне со стороны естественных монополий и, прежде всего, Газпрома, который превратился во внутренний карман и "чёрную кассу" российских коррумпированных чиновников и своих руководителей. В расчёте на единицу нефтяного эквивалента платежи Газпрома в бюджет по экспортной пошлине в 2,1 раза ниже, чем у нефтяных компаний, а по НДПИ – в 2,3 раза. Это позволит изыскать дополнительно свыше 550 млрд рублей, что позволит удвоить расходы на науку и образование.

Крайне остро стоит вопрос о существенном повышении качества администрирования налоговых сборов. По оценкам Счётной Палаты, только в 2011 году объём задолженности субъектов экономики по уплате налогов в федеральный бюджет превысили 1,1 трлн рублей или 10,4% доходной части бюджета. Заставляя население и несырьевые секторы экономики "затянуть пояса" и урезая расходы на стимулирование развития научно-технического потенциала, Минфин и правительство закрывают глаза на колоссальные недоимки в бюджет.

В России сложилась уникальная ситуация, при которой наряду с по сути дела регрессивной шкалой налогообложения доходов населения ставка налогообложения доходов с капитала (9% по дивидендам) существенно ниже, чем ставка налогообложения трудовых доходов (13%). Это оказывает угнетающее воздействие на развитие наукоёмких производств и провоцирует подавляющую часть предприятий малого и среднего бизнеса прибегать к незаконным ("серым") схемам оплаты труда.

По-прежнему крайне высокой остаётся ставка НДС (18%), величина которой не зависит от характера экономической деятельности предприятия и не дифференцирована в зависимости от мультипликатора добавленной стоимости и глубины переработки сырья. Как следствие, нынешняя ставка НДС является одинаковой как для добывающих секторов экономики и промышленности низких переделов, паразитирующих на распродаже невосполнимого минерального сырья и прокручивании поступающих в страну нефтедолларов, так и для наукоёмких производств, ответственных за развитие научно-технического потенциала и давно обещанную модернизацию экономики.

Нынешняя плоская шкала НДС больнее всего бьёт именно по наукоёмким отраслям обрабатывающей промышленности, связанным с производством высокотехнологичной продукции с высокой долей добавленной стоимости. В такой ситуации не стоит удивляться тому факту, что капитал устремляется в добывающие производства, финансовые спекуляции и торгово-посредническую деятельность, связанную с перераспределением нефтедолларов и легализацией преступных доходов коррумпированных чиновников.

Вызывает удивление, что российские доморощенные либералы, искренне считающие, что государство призвано служить интересам глобального бизнеса и своему карману, создают налоговый оффшор на территории картофельного поля в Сколково, где, насколько можно судить, вообще не действует российское налоговое, миграционное и таможенное законодательство. И вместо того, чтобы не на словах, а на деле начать создавать реальные налоговые стимулы и преференции для развития малого и среднего бизнеса в реальном, производственном секторе экономики, способном обеспечить развитие остатков научно-технического потенциала и наращивание промышленного производства, российские чиновники создают все условия для сворачивания такого рода созидательной деятельности.

Экономист Владислав Жуковский для Накануне.RU


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Информация Федеральной налоговой службы от 5 мая 2021 г. "Сведения о среднеотраслевых показателях налоговой нагрузки, рентабельности проданных товаров, продукции, работ, услуг и рентабельности активов организаций по видам экономической деятельности, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщиков за 2020 год"

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности в 2020 году*

Справочно:
Налоговая нагрузка рассчитана как отношение суммы налогов и сборов по данным официальной статистической отчетности ФНС России к обороту организаций по данным Росстата, умноженное на 100%

Приложение № 3
к Приказу ФНС России
от 30.05.07 № ММ-3-06/333@

Вид экономической деятельности (согласно ОКВЭД-2) 2020 год
Налоговая нагрузка, % Справочно: фискальная нагрузка по СВ, %
ВСЕГО 10,0 3,5
Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство, рыбоводство - всего 3,8 4,7
растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях 2,7 4,3
лесоводство и лесозаготовки 8,0 7,2
рыболовство, рыбоводство 9,6 6,2
Добыча полезных ископаемых - всего 35,2 2,2
добыча топливно-энергетических полезных ископаемых - всего 46,5 1,5
добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических 9,2 3,4
Обрабатывающие производства - всего 8,1 2,1
производство пищевых продуктов, напитков, табачных изделий 16,9 1,6
производство текстильных изделий, одежды 8,8 4,0
производство кожи и изделий из кожи 11,3 5,7
обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения 2,2 3,2
производство бумаги и бумажных изделий 3,4 2,0
деятельность полиграфическая и копирование носителей информации 9,6 3,7
производство кокса и нефтепродуктов 7,7 0,3
производство химических веществ и химических продуктов 0,6 2,2
производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях 6,9 2,3
производство резиновых и пластмассовых изделий 7,2 2,4
производство прочей неметаллической минеральной продукции 9,1 3,1
производство металлургическое и производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования 3,4 1,9
производство машин и оборудования, не включенные в другие группировки 10,3 4,1
производство компьютеров, электронных и оптических изделий 11,8 4,8
производство электрического оборудования 8,0 3,0
производство прочих транспортных средств и оборудования 5,4 4,9
производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов 5,9 1,6
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха - всего 7,3 2,5
производство, передача и распределение электроэнергии 8,2 2,3
производство и распределение газообразного топлива 3,6 1,8
производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха 6,2 4,2
Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность и ликвидация загрязнений - всего 9,6 4,6
Строительство 10,7 3,9
Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов - всего 3,0 1,0
торговля оптовая и розничная автотранспортными средствами и мотоциклами и их ремонт 3,6 0,9
торговля оптовая, кроме оптовой торговли автотранспортными средствами и мотоциклами 2,6 0,7
торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами 4,0 2,1
Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания - всего 10,3 6,1
Транспортировка и хранение - всего 6,0 4,8
деятельность железнодорожного транспорта: междугородные и международные пассажирские и грузовые перевозки 4,8 7,1
деятельность трубопроводного транспорта 5,0 2,7
деятельность водного транспорта 1,8 2,0
деятельность почтовой связи и курьерская деятельность 14,7 10,1
Деятельность в области информации и связи - всего 17,3 5,5
Деятельность по операциям с недвижимым имуществом 22,5 5,4
Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги 20,3 8,0

* - Расчет произведен с учетом поступлений по налогу на доходы физических лиц

Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг и рентабельность активов организаций по видам экономической деятельности, в процентах

Приложение № 4
к Приказу ФНС России
от 30.05.07 № ММ-3-06/333@

Вид экономической деятельности (согласно ОКВЭД-2) 2020 год
Рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг), %* Рентабельность активов, %**
Всего 9,9 4,5
сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство 22,9 8,5
растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях 20,8 7,8
лесоводство и лесозаготовки 4,5 отр.
рыболовство и рыбоводство 52,2 15,6
добыча полезных ископаемых 23,0 8,3
добыча угля 3,0 отр.
добыча сырой нефти и природного газа 19,8 9,6
добыча металлических руд 81,4 27,9
добыча прочих полезных ископаемых 32,8 6,6
обрабатывающие производства 12,2 5,8
производство пищевых продуктов 9,5 8,7
производство напитков 10,6 6,9
производство табачных изделий 28,7 19,6
производство текстильных изделий 11,8 5,6
производство одежды 16,3 9,9
производство кожи и изделий из кожи 4,9 2,2
обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели,
производство изделий из соломки и материалов для плетения
12,6 -
производство бумаги и бумажных изделий 15,6 7,2
деятельность полиграфическая и копирование носителей информации 13,8 10,4
производство кокса и нефтепродуктов 5,3 2,9
производство химических веществ и химических продуктов 21,6 3,9
производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях 42,3 15,3
производство резиновых и пластмассовых изделий 11,2 9,7
производство прочей неметаллической минеральной продукции 12,7 5,8
производство металлургическое 25,2 15,9
производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования 11,9 4,9
производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки 10,3 3,7
производство компьютеров, электронных и оптических изделий 13,5 4,7
производство электрического оборудования, 8,8 6,6
производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов 1,4 1,9
производство прочих транспортных средств и оборудования 9,0 1,3
производство прочих готовых изделий 11,6 8,1
обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха 8,4 2,6
производство, передача и распределение электроэнергии 11,9 5,0
производство и распределение газообразного топлива 1,9 отр.
производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха отр. отр.
водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов,
деятельность по ликвидации загрязнений
3,2 2,5
строительство 8,1 2,5
торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов 5,1 3,1
торговля оптовая и розничная автотранспортными средствами и мотоциклами и их ремонт 3,8 7,8
торговля оптовая, кроме оптовой торговли автотранспортными средствами и мотоциклами 5,4 1,9
торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами 4,9 8,0
деятельность гостиниц и предприятий общественного питания отр. отр.
транспортировка и хранение 3,4 1,6
деятельность железнодорожного транспорта: междугородные и международные пассажирские перевозки 3,3 отр.
деятельность железнодорожного транспорта: грузовые перевозки отр. 2,1
деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта отр. отр.
деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам 4,0 4,0
деятельность трубопроводного транспорта 9,5 3,7
деятельность водного транспорта 8,6 5,4
деятельность воздушного и космического транспорта отр. отр.
деятельность почтовой связи и курьерская деятельность 2,9 0,7
деятельность в области информации и связи 12,8 5,9
деятельность финансовая и страховая 34,7 1,1
деятельность по операциям с недвижимым имуществом 24,3 7,1
научные исследования и разработки 8,5 1,5
государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение 19,3 2,6
образование 9,5 4,7
деятельность в области здравоохранения и социальных услуг 9,9 6,2
деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений 7,8 4,7

* Рентабельность проданных товаров, (продукции, работ, услуг) - соотношение между величиной сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток) от продажи товаров (продукции, работ, услуг) и себестоимостью проданных товаров (продукции, работ, услуг) с учетом коммерческих и управленческих расходов. В том случае, если получен убыток от продажи товаров (продукции, работ, услуг), имеет место убыточность

** Рентабельность активов - соотношение сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток) и стоимости активов организаций. В случае если сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) отрицательный - имеет место убыточность.

Обзор документа

Одним из критериев самостоятельной оценки рисков в целях проведения выездных налоговых проверок для налогоплательщика является отклонение уровня его налоговой нагрузки от среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).

ФНС представила данные о среднеотраслевых показателях налоговой нагрузки, рентабельности проданных товаров, продукции, работ, услуг и рентабельности активов организаций по видам экономической деятельности, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщиков за 2020 г.

Читайте также: