Обзор изменений налогового кодекса созданный специалистами консультантплюс можно получить с помощью

Опубликовано: 16.05.2024

ООО "ИЦ Консультант" г.Краснодар, ул. Гимназическая 49/1 телефон / факс: (861) 2-555-111


  • КонсультантПлюс
    • о Сети
    • некоммерческие проекты
  • О компании
    • О Компании
  • Как нас найти
  • Полезные ссылки
  • Партнеры

Масштабные изменения НК РФ одобрила Госдума

Часть первая НК РФ

Обязанность сообщить о транспорте и земле

Поправка связана с тем, что декларации за 2019 год по транспортному и земельному налогу будут последними. За 2020 год инспекция уже сама будет присылать сообщения об исчисленном налоге — отчетность сдавать не нужно.

Таким образом, если организация в 2020 году приобретет транспортное средство или участок земли и в 2021 году не получит от инспекции сообщения о налоге, нужно будет до 31 декабря 2021 года уведомить налоговиков о приобретении.

Если организация не выполнит это требование, ей будет грозить штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога (п. 49 ст. 1 законопроекта).

Взыскание небольших доначислений

С 1 апреля 2020 года вступает в силу дополнение, касающееся взыскания недоимки за счет денежных средств организации или ИП (п. 11 ст. 1 законопроекта). Если общая сумма задолженности превышает 3000 руб., инспекция действует по общему правилу: два месяца от срока требования для принятия решения о взыскании и шесть месяцев для обращения в суд.

А вот если недоимка меньше, то решение о взыскании будет приниматься в течение двух месяцев от момента, который наступил раньше:

- сумма долга по разным требованиям превысила 3000 руб.;

- прошло три года с момента самого раннего неисполненного требования.

Опубликование решений об обеспечительных мерах

Инспекция будет размещать на своем сайте в том числе решения о принятии обеспечительных мер в виде запрета на отчуждение имущества (п. 18 ст. 1 законопроекта). Размещать нужно будет и информацию об отмене таких решений.

Сведения будут размещаться в течение трех дней с даты принятия решения, но не ранее вступления в силу решения о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности. На сайте станут указывать имущество, в отношении которого действует запрет. Какие именно это будут сведения, должна утвердить ФНС.

Поправка вступит в силу 1 апреля 2020 года.

Зачет или возврат переплаты

Снимут ограничение, по которому переплату разрешается зачесть только в счет налога того же вида: федеральный в счет федерального, региональный — регионального, местный — местного (пп. "а" п. 22 ст. 1 законопроекта).

С этим связана и другая поправка: возврат налога будет возможен, если нет недоимки по любому налогу и соответствующим пеням и штрафам (абз. 3 пп. "е" п. 22 ст. 1 законопроекта). На данный момент недоимки не должно быть по налогу того же вида.

Оба изменения должны вступить в силу с 1 октября 2020 года.

Кроме того, если проводится камеральная проверка, то срок принятия решения о зачете или возврате переплаты теперь будет зависеть от срока ее окончания либо вступления в силу решения по ней (пп. "и" п. 22 ст. 1 законопроекта). Указанный срок будет начинаться:

- по истечении 10 дней со дня, следующего за днем завершения "камералки" (дня, когда она должна была закончиться);

- со дня, следующего за днем вступления в силу решения по проверке, в ходе которой были выявлены нарушения.

Эта поправка должна заработать через месяц после опубликования закона.

Наделение обособленных подразделений полномочиями

Сообщать о наделении полномочиями начислять зарплату или о лишении таких полномочий нужно будет, только если у филиала или другого обособленного подразделения есть счет в банке. Кроме того, уточнят, что отчитываться и перечислять взносы нужно именно по месту нахождения такого подразделения (пп. "б" п. 3 ст. 1, пп. "а" и "в" п. 85 ст. 2 законопроекта). Поправки должны заработать уже с 1 января 2020 года.

Напомним: сейчас, если у подразделения нет расчетного счета, платить взносы нужно по месту нахождения головного офиса. Неважно, где начисляют выплаты.

Информирование о недоимке

Налоговым органам разрешат информировать налогоплательщиков о недоимке и задолженности по пеням, штрафам, процентам с помощью СМС-сообщений, электронной почты или иными способами (пп. "б" п. 7 ст. 1 законопроекта). Они смогут это делать не чаще одного раза в квартал при условии, что налогоплательщик или плательщик взносов даст письменное согласие.

Поправка начнет действовать с 1 апреля 2020 года.

Новые случаи восстановления НДС после реорганизации

Правопреемники должны будут восстановить НДС, который принял к вычету их правопредшественник, если начнут использовать товары (в том числе основные средства и нематериальные активы), работы, услуги, имущественные права в деятельности, не облагаемой НДС, или перейдут на УСН, ЕНВД (пп. "б" п. 2 ст. 2 законопроекта).

Сейчас вопрос о том, восстанавливать ли НДС в такой ситуации, остается спорным.

Кроме того, хотят прописать порядок восстановления правопреемниками НДС, принятого к вычету правопредшественником при перечислении предоплаты, а также при уменьшении стоимости отгруженных товаров, работ, услуг, имущественных прав.

Изменения должны вступить в силу с 1 января 2020 года.

НДФЛ и взносы

Единовременные компенсации педагогам

С 1 января 2020 года от обложения НДФЛ освобождаются единовременные компенсации педработникам, полученные в рамках госпрограммы (п. 13 ст. 2 законопроекта). Необлагаемая сумма ограничена 1 млн руб.

Сейчас такое освобождение действует только в отношении медиков.

Срок представления 6-НДФЛ и 2-НДФЛ

Расчет по форме 6-НДФЛ, а также справку 2-НДФЛ за год нужно будет представлять в инспекцию не позднее 1 марта следующего года (абз. 3 и 4 пп. "а" п. 19 ст. 2 законопроекта). Такая поправка начнет действовать с 1 января 2020 года. Поскольку в следующем году 1 марта — это воскресенье, то с учетом переноса отчитаться нужно будет не позднее 2 марта.

По действующей редакции отчитываться нужно не позднее 1 апреля.

Подача 6-НДФЛ, 2-НДФЛ и РСВ в электронном виде

Исключительно в электронном виде нужно будет отчитываться по НДФЛ тем, у кого 10 и более работников. Право выбора планируют оставить работодателям с меньшим числом сотрудников (абз. 7 пп. "а" п. 19 ст. 2 законопроекта). Сейчас порог до 25 человек.

Похожая поправка касается и РСВ. Разница в том, что расчет в электронном виде надо будет подавать, если в организации больше 10 сотрудников (пп. "б" п. 85 ст. 2 законопроекта). Если меньше, можно будет отчитаться на бумаге.

Изменения начнут действовать с 1 января 2020 года.

Представление 6-НДФЛ и 2-НДФЛ по нескольким "обособкам"

Организациям, обособленные подразделения которых находятся на территории одного муниципального образования, планируют предоставить право выбора одной инспекции, в которую необходимо сдавать отчетность. Если головная организация находится в том же муниципалитете, что и "обособки", отчетность можно будет сдавать также по месту учета главного офиса (абз. 8 пп. "а" п. 19 ст. 2 законопроекта). То же самое касается уплаты НДФЛ (пп. "б" п. 16 ст. 2 законопроекта). Чтобы воспользоваться таким правом, нужно будет уведомить все налоговые органы, где стоят на учете "обособки", о своем выборе не позднее 1-го числа налогового периода. Передумать в течение года нельзя.

Поправки заработают с 1 января 2020 года.

Объединение 2-НДФЛ и 6-НДФЛ

Начиная с отчета за 2021 год сведения о доходах физлица будут подаваться в составе расчета 6-НДФЛ (абз. 9 пп. "а" п. 19 ст. 2 законопроекта).

Налог на прибыль

Доходы акционеров иностранных компаний

К дивидендам, а значит, к облагаемым доходам будут относить те выплаты, которые иностранная организация производит российской компании — акционеру или участнику при распределении прибыли после налогообложения (пп. "б" п. 21 ст. 2 законопроекта). Изменение вступит в силу с 1 января 2020 года.

Результаты интеллектуальной деятельности и амортизируемое имущество

С 1 января 2020 года результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности первоначальной стоимостью не более 100 тыс. руб. не будут относить к амортизируемому имуществу (пп. "а" п. 23 п. 2 законопроекта). Сейчас вопрос о необходимости учитывать стоимость объекта четко не урегулирован. Из-за этого иногда возникает недопонимание.

Расконсервация объектов

С 1 января 2020 года будет исключено положение, по которому срок полезного использования расконсервированного объекта нужно продлевать на период консервации (пп. "б" п. 23 ст. 2 законопроекта).

Переход с линейного метода на нелинейный

Ограничат возможность переходить с линейного метода на нелинейный. По проекту менять метод начисления амортизации можно будет только один раз в пять лет (п. 24 ст. 2 законопроекта). Сейчас подобное ограничение действует только при переходе с нелинейного метода на линейный.

Изменения вступят в силу 1 января 2020 года.

Ограничения по переносу убытков

Во-первых, период, в течение которого базу по налогу на прибыль можно уменьшить на перенесенные убытки не более чем на 50%, продлен на год (пп. "б" п. 35 ст. 2 законопроекта).

Во-вторых, правопреемнику запретят учитывать убытки правопредшественника, если при проверке инспекция обнаружит, что основной целью реорганизации был как раз учет убытков (пп. "в" п. 35 ст. 2 законопроекта).

Обе поправки начнут действовать с 1 января 2020 года.

Транспортный налог

Срок уплаты налога

Регионы больше не будут устанавливать срок уплаты транспортного налога организациями (п. 63 ст. 2 законопроекта). Юрлица должны будут перечислять налог не позднее 1 марта следующего года, а авансовые платежи — не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом (п. 68 ст. 2 законопроекта). Изменения вступят в силу с 1 января 2021 года.

Налог на имущество организаций

Объекты налогообложения по кадастровой стоимости

Во-первых, теперь по кадастровой стоимости налогом будут облагаться в том числе те объекты, которые принадлежат организации на праве хозяйственного ведения (пп. "а" п. 69, пп. "б" п. 70 ст. 2 законопроекта).

Во-вторых, будет скорректирован перечень недвижимости, которая облагается налогом по кадастровой стоимости. Так, вместо жилых домов и помещений, которые не учитываются на балансе как основные средства, теперь будет ссылка на объекты обложения налогом на имущество физлиц (пп. "а" п. 70 ст. 2 законопроекта). Получается, что по кадастровой стоимости организации должны будут платить налог:

- гаражи и машино-места;

- единые недвижимые комплексы;

- объекты незавершенного строительства;

- иные здания, строения, сооружения, помещения.

По сути, перечень открытый. Означает ли это, что все объекты, по которым определена кадастровая стоимость, будут теперь облагаться повышенным налогом, неясно.

Поправки вступят в силу 1 января 2020 года. Возможно, до этого времени появятся какие-то официальные разъяснения.

Земельный налог

Срок уплаты налога

Муниципалитеты больше не будут устанавливать срок уплаты земельного налога организациями (п. 72 ст. 2 законопроекта). Юрлица должны будут перечислять его не позднее 1 марта следующего года, а авансовые платежи — не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом (п. 77 ст. 2 законопроекта). Изменения вступят в силу с 1 января 2021 года.

Нет КонсультантПлюс?

Оформите заявку на доставку полной версии документа
или самостоятельно подберите комплект, с учетом особенностей именно Вашей организации

Информация предоставлена компанией
"КонсультантПлюс"

С 1 января 2021 года вступают в силу многочисленные поправки в НК РФ. Расскажем о самых важных: по НДС, налогу на прибыль, имущество, НДФЛ, страховым взносам и нововведениях в части налогового контроля и администрирования (ч. 1 НК РФ). А также о «ретроспективных» изменениях, принятых в конце 2020 года, но применяемых с 1 января 2020 г.

Самые важные изменения по НДС с 1 января 2021 года

Рассмотрим поправки в главу 21 НК РФ, интересные многим налогоплательщикам.

1. Реализация товаров, работ, услуг банкрота — не объект по НДС

С 1 января 2021 г. в НК РФ официально установлено, что что объектом обложения НДС не являются операции по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) должников, признанных несостоятельными (банкротами), в том числе товаров (работ, услуг), изготовленных и (или) приобретенных (выполненных, оказанных) в процессе хозяйственной деятельности после признания должников банкротами (пп.15 п.2 ст. 146 НК РФ в ред. Федерального закона от 15.10.2020 № 320-ФЗ).

2. Место реализации водных биологических ресурсов (ст. 147 НК РФ)

С 1 января 2021 года ст.147 НК РФ будет дополнена пунктом 3, устанавливающим особый порядок определения места реализации товаров в виде водных биологических ресурсов и товаров, произведенных из них. Местом их реализации в целях НДС признается территория РФ, если водные ресурсы добыты в исключительной экономической зоне Российской Федерации, и (или) товары, произведенные из таких ресурсов в момент начала отгрузки и транспортировки находятся в исключительной экономической зоне Российской Федерации (Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. N 374-ФЗ (далее — Закон N 374-ФЗ)).

3. От НДС освобождены услуги финансовых платформ

С 1 января 2021 года не будут облагаться НДС (пп.12.2 п.2 ст.149 НК РФ в ред. Закона N 374-ФЗ) услуги, оказываемые оператором финансовой платформы в соответствии с Федеральным законом от 20 июля 2020 года N 211-ФЗ «О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы». Конкретный перечень услуг приведен в новой норме.

4. Освобождение от НДС передачи прав на изобретения, полезные модели,

промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау) продолжает действие в 2021 году, но с 1 января 2021 года «переехало» из пп.26 п.2 ст.149 НК РФ в пп. 26.1 п. 2 ст. 149 НК РФ (Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 265-ФЗ (далее — Закон N 265-ФЗ)).

5. От НДС освобождаются только «российские» «нерекламные» программные продукты

С 1 января 2021 года передача исключительных прав и прав на использование программ ЭВМ, а также баз данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» освобождается от НДС только, если программы или базы данных включены в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее Российский реестр) (пп.26 п.2 ст.149 НК РФ в ред. Закона N 265-ФЗ).

Соответственно передача прав на программы ЭВМ и базы данных, не включенные в Российский реестр, с 1 января 2021 г. облагаются НДС по ставке 20% (п.3 ст.164 НК РФ).

Также придется начислить НДС по ставке 20% при передаче прав на «российские» программы и базы данных, если передаваемые права состоят в получении возможности:

  • распространять рекламную информацию в сети «Интернет» и (или) получать доступ к такой информации,
  • размещать предложения о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в сети «Интернет»,
  • осуществлять поиск информации о потенциальных покупателях (продавцах) и (или) заключать сделки.

6. Введен вычет НДС при «экспорте прав» на программы ЭВМ

С 1 января 2021 г. при передаче прав на программы ЭВМ или базы данных, включенных в Российский реестр иностранным лицам (т.е. если местом реализации таких услуг в соответствии со ст.148 НК РФ территория РФ не является) «экспортеры прав» смогут принимать к вычету НДС по рекламным и маркетинговым услугам, приобретенным для таких операций (пп.2.1 п.2 ст.170 и новый пп.4 п.2 ст.171 НК РФ — Закон 374-ФЗ от 23.11.2020). И это несмотря на то, что права на программы ЭВМ, включенные в Российский реестр, как указывалось выше, освобождаются от НДС в соответствии с пп.26 п.1 ст.149 НК РФ.

Напомним, что до 2021 года «экспортеры» работ и услуг, местом реализации которых не является территория РФ могли принимать к вычету НДС в порядке, предусмотренном для «внутреннего рынка», т.е. если работы и услуги указаны в ст. 149 НК РФ вычет производить нельзя. Но с 1 января 2021 года из этого правила сделали исключение для «экспорта» «российских» программ.

Кстати, с 1 января 2021 года при «экспорте прав» на программы и базы данных, не включенных в Российский реестр (на внутреннем рынке такие права с 2021 года облагаются НДС, т.к. не включены в ст.149 НК РФ), налогоплательщики смогут принимать к вычету НДС по всем товарам (работам, услугам), относящимся к таким операциям (ст.171 и 170 НК РФ).

7. Уточнен перечень экспедиторских услуг, облагаемых НДС по ставке 0%.

С 1 января 2021 года уточнен перечень транспортно-экспедиционных услуг при организации международной перевозки, облагаемые НДС по ставке 0%. В него включены услуги по выдаче грузов, разработка документов для проектных перевозок, организация и выполнение перевозки грузов, экспедиторское сопровождение (пп.2.1 п.1 ст.164 НК РФ в ред. Федерального закона от 9 ноября 2020 г. N 368-ФЗ).

8. Обновлена форма декларации по НДС

Начиная с отчетности за четвертый квартал 2020 года декларацию по НДС нужно представлять по обновленной форме (Приказ ФНС РФ от 19.08.2020 г. N ЕД-7-3/591@).

Также внесены изменения в электронные форматы декларации и сведений из книг покупок и продаж, журналов учета счетов-фактур, порядок заполнения декларации. В частности, расширен перечень кодов операций и откорректированы наименования отдельных ранее существовавших кодов.

Изменения по налогу на прибыль 2020-2021

Законы с поправками в главу 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций» принимались в течение всего 2020 года. Об «антикризисных» изменениях 2020-го года мы уже рассказывали.

Сегодня остановимся на самых заметных новациях, вступающих в силу с 1 января 2021 года, а также поправках, принятых в октябре-ноябре 2020 года и распространяющихся на 2020 год.

Ретроспективные изменения — 2020

1. Средства дольщиков на счетах эскроу приравняли к средствам целевого финансирования

Дополнен пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ — в целях главы 25 НК РФ к средствам целевого финансирования приравниваются средства участников долевого строительства, размещенные на счетах эскроу в соответствии с Законом от 30.12. N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ». Расходы организации-застройщика, которые должны быть в дальнейшем возмещены за счет указанных средств, учитываются раздельно как произведенные в рамках целевого финансирования. Использованием по целевому назначению этих средств признается возмещение ими расходов застройщика в связи со строительством (созданием) МКД и (или) иных объектов недвижимости, предусмотренных договором участия в долевом строительстве.

Указанные изменения применяются к правоотношениям, возникшим с 1 января 2020 года (пп. «а» п.11 ст. 2 , п. 1 п.5 ст. 3 Закона от 09.11.2020 N 368-ФЗ).

Т.е. с 1 января 2020 года в состав доходов у организации-застройщика включается разница между ценой договоров участия в долевом строительстве и фактическими затратами на строительство объектов долевого строительства.

2. Улучшены условия для помощи «дочерним» и «материнским» организациям.

Обновлены условия подпункта 11 пункта 1 ст. 251 НК РФ, освобождающего от налога на прибыль «подарки» от участников и дочерних компаний. Причем изменения распространяются на отношения, возникшие с 1 января 2020 года (п. 9 ст. 9 Федерального Закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ (далее — Закон N374-ФЗ)).

С 1 января 2020 года не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль имущество, имущественные права, полученные российской организацией безвозмездно:

  • от организации — участника (передающей стороны) если доля участия в т.ч. косвенного передающей стороны в УК получающей стороны составляет не менее 50%. Доля участия определяется в соответствии со ст.105.2 НК РФ
  • от организации, в УК которой доля прямого или косвенного участия получающей стороны составляет не менее 50%. Доля участия определяется в соответствии со ст.105.2 НК РФ. Если передающая организация является иностранной организацией, указанные доходы, не учитываются при определении налоговой базы только в том случае, если государство постоянного местонахождения передающей организации, а также организаций, через которые осуществляется косвенное участие получающей организации в передающей организации не включено в перечень офшорных зон, утверждаемый Минфином РФ согласно абзацу 2 пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ.
  • от физического лица, если такое физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия в уставном (складочном) капитале (фонде) такой организации, определенная в соответствии с положениями статьи 105.2 НК РФ, составляет не менее 50%.
  • от организации, владеющей лицензией (лицензиями) на пользование участками недр, указанными в пункте 2 статьи 343.5 НК РФ, для компенсации затрат, осуществленных налогоплательщиком в целях создания объектов основных средств, указанных в пункте 6 статьи 343.5 НК РФ.

При этом полученное имущество, имущественные права не признаются доходом для целей налогообложения только в том случае, если в течение одного года со дня их получения указанные имущество, имущественные права (за исключением денежных средств) не передаются третьим лицам.

Таким образом, в обновленную формулировку включено не только имущество, но и имущественные права.

Кроме того, позитивно, что прежний лимит участия «более чем на 50%» заменен на «не менее 50%», а также непосредственно предусмотрена возможность косвенного участия передающей (получающей) стороны. Т.е. новой нормой можно воспользоваться, в т.ч. если у организации два участника с долями 50/50 и участие не обязательно должно быть прямым, ранее это было невозможно.

3. На 2020 и 2021 год установлены специальные интервалы предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам

В статье 269 НК РФ установлены особенности учета процентов по долговым обязательствам в целях налогообложения прибыли. По общему правилу по долговым обязательствам любого вида доходом (расходом) признаются проценты, исчисленные исходя из фактической ставки. Однако есть ситуации, когда доходы и расходы в виде процентов нормируются для целей налогообложения прибыли, т.е. учитываются в пределах интервалов, установленных п.1.2 ст.269 НК РФ. В частности, доходы и расходы в виде процентов по долговым обязательствам, признаваемыми контролируемыми сделками налогоплательщик вправе признавать с учетом минимального и максимального значения интервалов (ст. 105.14, п. 1.2. ст. 269 НК РФ в редакции Закона N 374-ФЗ).

На период с 1 января 2020 по 31 декабря 2021 год установлены временные интервалы ставок по долговым обязательствам (п. 1.2. ст. 269 НК РФ в ред. пп.25 статьи 2 Закона N 374-ФЗ):

  • оформленным в рублях и возникшим в результате сделки, признаваемой контролируемой в соответствии с п. 2 ст. 105.14 НК РФ (между двумя налоговыми резидентами РФ) — от 0 % до 180% ключевой ставки ЦБ;
  • оформленным в рублях по сделкам, не указанным в п.2 ст. 105.14 НК РФ — от 75% до 180% ключевой ставки ЦБ РФ;
  • оформленным в иностранной валюте:
  • от 0% до ставки EURIBOR в евро, увеличенной на 7 процентных пунктов;
  • от 0 % до ставки SHIBOR в китайских юанях, увеличенной на 7 процентных пунктов;
  • от 0% до ставки ЛИБОР в фунтах стерлингов, увеличенной на 7 процентных пунктов ;
  • от 0% до ставки ЛИБОР в соответствующей валюте, увеличенной на 5 процентных пунктов;
  • от 0% до ставки ЛИБОР в долларах США, увеличенной на 7 процентных пунктов.

4. На 2020 и 2021 год установлены специальные правила определения предельной величины по контролируемой задолженности

В общем случае, контролируемая задолженность — это непогашенная задолженность российской организации — налогоплательщика по ее долговому обязательству перед иностранным лицом, взаимозависимым с налогоплательщиком. Если заемные средства превышают собственный капитал в 3 раза (у банков и лизинговых компаний в 12,5 раз), то заемщики в расходы, учитываемые в налоговой базе, включают проценты по такой задолженности в ограниченном размере (правило тонкой капитализации). Случаи признания задолженности контролируемой и механизм переквалификации процентов в дивиденды прописаны в п. 2 — 13 ст. 269 НК РФ.

Согласно п. 3 ст. 8 Закона N 374-ФЗ в целях определения предельной величины процентов, подлежащих включению в состав расходов по налогу на прибыль организаций в период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2021 года, п. 2 ст. 269 НК РФ в отношении долговых обязательств, возникших до 1 января 2020 года, применяется с учетом следующих особенностей:

  1. величина контролируемой задолженности, выраженная в иностранной валюте, определяется по курсу, установленному ЦБ РФ на последнюю отчетную дату соответствующего отчетного (налогового) периода, но не превышающему курс, ЦБ РФ установленный по состоянию на 28 февраля 2020 года.
  2. величина собственного капитала на последнее число каждого отчетного (налогового) периода определяется без учета соответствующих положительных (отрицательных) курсовых разниц, возникших вследствие переоценки требований (обязательств), выраженных в иностранной валюте, в связи с изменением официальных курсов иностранных валют к рублю РФ, установленных ЦБ, с 28 февраля 2020 года по последнее число отчетного (налогового) периода, на которое определяется коэффициент капитализации.

5. Обновленная форма декларации за 2020 год

Приказом ФНС России от 11.09.2020 N ЕД-7-3/655@ внесены изменения в форму налоговой декларации по налогу на прибыль, а также в порядок ее заполнения. Изменения учитывают нововведения по налогу на прибыль, внесенные в налоговое законодательство федеральными законами, принятыми в 2019 — 2020 гг. Обновленная форма применяется, начиная с отчетности за 2020 год.

В результате принятия ФЗ № 265-ФЗ отдельные аспекты налогообложения IT-компаний с 01.01.2021 подлежат существенным изменениям, в частности, касающиеся налога на добавленную стоимость, налога на прибыль организаций и страховых взносов.

В настоящем обзоре мы представим комплексный анализ всех нововведений, а также порядок и условия их применения.

Льгота по НДС

Льгота заключается в освобождении от обложения НДС операций по реализации (передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд) на территории Российской Федерации:

  • исключительных прав на программы для электронно-вычислительных машин (далее – ЭВМ) и базы данных, включенные в единый реестр;
  • прав на использование указанных программ и баз данных.

При этом, права на использование таких программ и баз данных могут передаваться не только путем заключения лицензионного договора, но также путем предоставления к ним удаленного доступа через интернет.

Необходимо отметить, что реализация прав на использование обновлений к указанным программам, базам данных и дополнительным функциональным возможностям также освобождается от обложения НДС.

Для получения указанной льготы передаваемые по лицензионному договору программное обеспечение должно быть включены в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, опубликованном на официальном сайте Минкомсвязи России. В случае если в указанном реестре сведения о передаваемом ПО или базе данных отсутствуют, операции по передаче исключительных прав или прав на использование такого ПО (базы данных) не освобождаются от обложения НДС.

Необходимо отметить, что освобождение от обложения НДС вышеуказанных операций не распространяется на передачу прав на использование программ для ЭВМ и баз данных, если эти права состоят в получении возможности:

  • распространять рекламу интернете или получать доступ к ней;
  • размещать в интернете предложения о приобретении или реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав;
  • осуществлять поиск информации о потенциальных покупателях и продавцах или заключать сделки.

Льгота по налогу на прибыль организаций

Льгота заключается в применении ставки по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, в размере 3% и ставки по налогу, подлежащему зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, в размере 0%. Соответственно, суммарная ставка по налогу на прибыль для организаций, имеющих право на указанную льготу, составляет 3%.

Получение данной льготы предусмотрено для двух категорий организаций:

1. К первой группе относятся организации:

  • осуществляющие деятельность в области IT;
  • разрабатывающие и реализующие разработанные ими программы для ЭВМ, базы

данных на материальном носителе или в форме электронного документа по каналам связи или оказывающие услуги по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных;

  • устанавливающие, тестирующие и сопровождающие программы для ЭВМ и базы данных.

2. Ко второй группе организаций, имеющих право на получение льготы по налогу на прибыль, относятся организации, которые осуществляют деятельность по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции.

Для применения организациями пониженных ставок требуется одновременное соблюдение следующих условий:

  • организацией получен документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, либо организация включена в реестр российских организаций, оказывающих услуги (выполняющих работы) по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции (Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2392);
  • доля доходов от операций в сфере IT по итогам отчетного или налогового периода составляет не менее 90% от суммы всех доходов, полученных организацией;
  • среднесписочная численность работников организации за отчетный (налоговый) период составляет не менее семи человек.

Необходимо отметить, что в случае, если по итогам налогового (отчетного) периода организация не выполняет хотя бы одно из указанных условий, она утрачивает право применения пониженных ставок по налогу на прибыль с начала года, в котором допущено несоответствие вышеуказанным условиям.

Льгота по страховым взносам

Льгота заключается в возможности применения российскими организациями, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, разрабатывающих и реализующих разработанные ими программы для ЭВМ, базы данных на материальном носителе или в форме электронного документа по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывающими услуги по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных, устанавливающих, тестирующих и сопровождающих программы для ЭВМ, базы данных, пониженных тарифов страховых взносов:

  • на обязательное пенсионное страхование – 6%;
  • на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 1,5%;
  • на обязательное медицинское страхование – 0,1%.

Таким образом суммарная величина тарифов по страховым взносам составляет 7,6%.

Для получения организациями указанной льготы обязательно их соответствие следующим требованиям:

  • получен документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, или свидетельства, удостоверяющего регистрацию организации в качестве резидента технико- внедренческой особой экономической зоны или промышленно-производственной особой экономической зоны;
  • среднесписочная численность сотрудников организации за расчетный (отчетный) период составляет не менее семи человек;
  • доля доходов от реализации экземпляров программ для ЭВМ, баз данных, передачи исключительных прав на программы для ЭВМ, базы данных, предоставления прав использования программ для ЭВМ, баз данных по лицензионным договорам, от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), а также услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению указанных программ для ЭВМ, баз данных по итогам отчетного (расчетного) периода составляет не менее 90% в сумме всех доходов организации за указанный период.

При этом важно, что если организация утратит аккредитацию либо статус резидента технико-внедренческой или промышленно-производственной ОЭЗ или по итогам очередного периода перестанет соответствовать одному из вышеуказанных условий, то страховые взносы необходимо будет пересчитать с начала года по стандартным тарифам.

Порядок определения доходов от IT-деятельности

В доходы от деятельности в области IT включаются доходы от:

  • реализации экземпляров разработанных организацией программ для ЭВМ (баз данных);
  • передачи исключительных прав на разработанные ею программы, базы данных, прав на их использование по лицензионному договору (в том числе путем предоставления удаленного доступа через Интернет к программам и базам данных, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности).
  • услуг (работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники). Это могут быть программы, базы данных собственной разработки или разработанные другими лицами (программы, базы данных организаций-партнеров) (письмо Минфина России от 04.12.2020 № 03-03-06/1/106185);
  • услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению программ и баз данных, которые организация разработала либо адаптировала или модифицировала. Адаптированные, модифицированные программы, базы данных могут быть как собственной разработки, так и разработанными другими лицами (программы, базы данных организаций-партнеров)[1].

Исключение составляют доходы от предоставления прав использования программ (баз данных), состоящих в распространении рекламы в Интернете, получении доступа к ней, размещении предложений о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав, в поиске информации о потенциальных покупателях (продавцах), заключении сделок. Их не нужно учитывать в составе доходов от деятельности в IT‑сфере.

Например, не нужно учитывать доходы от предоставления прав на программы, позволяющие участвовать в торгово-закупочных процедурах в электронной форме, размещать рекламу и предложения о продаже товаров (работ, услуг) на электронной торговой или рекламно-торговой площадке (приложение к письму Минфина России от 18.12.2020 № 03-07-07/111669).

Приведенный выше перечень доходов от IT-деятельности является исчерпывающим. Какие-то иные доходы (в частности, вознаграждения за предоставление прав на использование топологий микросхем, секретов производства (ноу-хау) по лицензионным договорам) к сфере IT отнести нельзя[2].

Для IT-компании, созданной в результате выделения (разделения) и получившей исключительные права на программу (базу данных) в порядке правопреемства, имеется особенность. Такая компания может учесть названные доходы при расчете 90% доли, в том числе в случае, когда программу (базу данных) разработала реорганизованная организация[3].

Сумму доходов необходимо определять по данным налогового учета, исключив из нее:

  • доходы в виде курсовых разниц;
  • доходы в виде субсидий, указанных в п. 4.1 ст. 271 НК РФ;
  • доходы от уступки прав требования долга, возникшего при признании доходов от деятельности в области IT.

При подсчете доли доходов, дающей право на применение льготной ставки налога, не учитываются доходы, которые не формируют налоговую базу по налогу на прибыль. Это относится, в частности, к полученным средствам целевого финансирования, например, грантам. Это правило действует только если ведется раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования (пп. 14 п. 1 ст. 251, п. 1.15 ст. 284 НК РФ, Письмо Минфина России от 24.08.2020 № 03‑03‑07/74034).

Пограничные ситуации применения IT-льгот

Стоит понимать, что в отношении операций по реализации прав на программное обеспечение и базы данных, которые состоят в получении возможности распространять рекламную информацию в интернете, получать доступ к такой информации, размещать предложения о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в интернете, осуществлять поиск информации о потенциальных покупателях (продавцах) или заключать сделки, не действует освобождение от НДС. Доходы по таким операциям не учитываются в числителе при расчете доли доходов от IT-деятельности при расчете доходов для применения пониженных ставок по налогу на прибыль организаций и страховым взносам.

Однако в письме Минфина России от 18.12.2020 № 03-07-07/111669 приведено несколько типовых ситуаций, когда передача прав на программу по лицензионному договору не подпадает под рассматриваемое исключение и налогоплательщик может воспользоваться освобождением от НДС, если программа включена в соответствующий реестр, а также квалифицировать полученные доходы в качестве доходов от IT-деятельности:

  • программа обеспечивает электронный документооборот. Пользуясь программой, клиенты могут создавать, изменять, хранить, передавать, обменивать, согласовывать, искать документы. В том числе клиенты могут обмениваться с контрагентами договорными документами, подписанными квалифицированной электронной подписью;
  • программа позволяет управлять отношениями с клиентами (CRM), автоматизировать процессы их обслуживания, сбора данных, планирования, бюджетирования, проведения и анализа результатов маркетинговых кампаний и программ лояльности, отслеживания статуса выполнения заказов, контроля процесса продаж. В числе прочего с помощью такой программы можно рассылать сообщения через электронную почту и сервисы обмена мгновенными электронными сообщениями. Характер распространяемой в них информации не влияет на освобождение от НДС. Даже если лицензиар распространяет рекламную информацию (например, рассылает по собственной базе клиентов сообщения об акциях и скидках), препятствий для применения освобождения нет;
  • программа позволяет проводить анализ и проверку контрагентов на основании информации из широкого круга источников (ЕГРЮЛ, информационные базы судов, Росстата, данные торговых площадок и т.д.) и отслеживать изменения в ней;
  • программа предназначена для организации процесса создания, редактирования и управления сайтом (CMS). Пользуясь ею, лицензиат получает возможность конструировать сайт, например, сайт для интернет-магазина. Характер размещаемой на нем информации для освобождения от НДС значения не имеет. Даже если на созданном с помощью программы сайте разместить рекламную информацию или предложения о реализации товаров, применению освобождения от НДС по пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ это не препятствует.

Конкуренция IT-льгот с льготами для резидентов «Сколково»

Резиденты проекта «Сколково» еще до введения IT-маневра уже имели право на ряд льгот. В частности, при соблюдении ряда условий, имели право в течение первых 10 лет с момента присвоения статуса на:

  • освобождение от уплаты НДС;
  • освобождение от уплаты налога на прибыль;
  • применение по страховым взносам ставки 14%.

Сравнивая льготы в рамках IT-маневра и льготы для резидентов «Сколково» становится видно, что применение льгот в рамках IT-маневра резидентам «Сколково» выгодно в части страховых взносов. В тоже время, применять освобождение от уплаты налога на прибыль и НДС выгоднее, применяя статус резидента «Сколково».

Возможно ли в таком случае комбинировать налоговые льготы? Минфин России в письме от 28.09.2020 № 03-03-10/84983 ответил утвердительно.

Финансовое ведомство разъяснило, что выбор налогоплательщиками осуществляется по каждому платежу отдельно и не зависит от преференций по другим платежам. Например, если по страховым взносам компания выбрала льготу в рамках IT-маневра, то по налогу на прибыль она может воспользоваться преференцией для участника проекта «Сколково» и наоборот.

О «деловой цели» использования IT-льгот

Снижение налоговой нагрузки в рамках IT-маневра неизбежно вызовет желание многих компаний воспользоваться данным преимуществом. После введения IT-льгот некоторое крупные многопрофильные компании задумались о выведении существующих IT-подразделений в отдельные бизнес-единицы, с целью получить возможность воспользоваться льготами.

Однако везде, где есть налоговая выгода, могут возникнуть претензии со стороны налоговых органов о признании её необоснованной. Об этом напомнила ФНС России в письме от 21.01.2021 № СД‑4‑2/561@.

Так, ФНС России в целом не ставит под запрет выделение существующих IT‑подразделений в новые юридические лица. Вместе с тем налоговая служба обратила внимание, что создание IT-компании в результате реорганизации существующих юридических лиц должно исследоваться налоговыми органами в каждом отдельно взятом случае на предмет наличия признаков «дробления бизнеса», когда единственной целью этих действий является получение права на применение пониженных ставок налога на прибыль организаций и тарифов страховых взносов.

В то же время налоговая служба признает создание IT-компании, применяющей пониженные ставки по налогу на прибыль организаций и тарифы страховых взносов, при отсутствии искажений, направленных на создание видимости соблюдения условий их применения, в качестве правомерной деловой цели, полностью соответствующей целям введения пониженного уровня обложения для IT-компаний.

Что это может значить для бизнеса? Выделение из существующей «материнской» компании не должно преследовать цель налоговой экономии. Например, приведенные ниже ситуации наверняка вызовут претензии со стороны налоговых органов:

  • единственным заказчиком вновь созданного IT-подразделения остается «материнская» компания;
  • в результате выделения и снижения выручки/количества персонала «материнской компании» она получила возможность применять и применяет специальный налоговый режим (УСН);
  • вновь выведенное IT-подразделение, в которое трудоустроен большой штат «материнской компании», не имеющий отношения к IT-разработкам.

Поэтому при реорганизации существующих юридических лиц с целью выделить IT-подразделение, которое подпадает под льготный режим, собственники заранее должны готовить обоснование для такой операции. В будущем, при проведении проверки или возникновении вопросов со стороны налогового органа компания должна представить логичное и экономически обоснованное объяснение о наличии деловой цели для выделения IT-подразделения в отдельное юридическое лицо. Например, такой деловой целью может являться:

  • развитие IT-направления в качестве самостоятельной бизнес-единицы;
  • обособление IT-подразделения в качестве профессионального IT-участника для участия в процедурах закупок и тендерах;
  • перепрофилирование IT-активов;
  • диверсификация рисков от развития IT-направления, например, при разработке нового продукта и защита существующего (основного, непрофильного) бизнеса от рисков неудачи.

К сожалению, невозможно привести исчерпывающий перечень обоснований деловой цели или вариантов рискованных действий без изучения каждой конкретной ситуации. Поэтому наиболее безопасным будет заранее готовить обосновывающие материалы, в том числе с привлечением профессиональных консультантов, при планировании бизнес-решений. А собственникам бизнеса рекомендуем в таком случае задать себе простой вопрос: какие преимущества, помимо налоговых, я получу при выделении IT- подразделения в отдельное лицо? Если ответом будет понятная и выгодная бизнес- стратегия, то шансы выиграть спор с налоговой инспекцией значительно повышаются.

[1] письмо Минфина России от 04.12.2020 № 03-03-06/1/106185

[2] письмо Минфина России от 23.11.2020 № 03‑03‑06/1/101948

[3] Письмо Минфина России от 10.12.2020 № 03-03-10/108118

Поправки к закону вступили в силу

Налоговая сможет получить от банка больше информации, но только по запросу

Налоговая сможет получить от банка больше информации, но только по запросу

Фото: Роман Данилкин / 63.RU

С сегодняшнего дня в силу вступают поправки к Налоговому кодексу, которые заранее успели всех взбудоражить. Много говорилось о том, что у ФНС стало больше доступа к банковской тайне, а делиться тайнами (особенно банковскими) мало кому захочется. Мы разобрались, что именно поменялось и какую информацию налоговая теперь может получить.

Что произошло?

В феврале Владимир Путин подписал закон о внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации. Среди прочего изменения вносятся в статью 86, которая регламентирует обязанности банков, связанные с осуществлением налогового контроля. В ней появляется подпункт 2.1, обязующий банки по запросу в течение трех дней делиться с налоговой дополнительной информацией.

Что теперь будет знать налоговая?

На самом деле ФНС и так получала много информации — банки обязаны сообщать налоговикам об открытии или о закрытии счетов, вкладов, изменении реквизитов и многом другом. Изменения дают налоговой возможность узнать информацию не только о том, на кого счет открыт, но и о том, кто пользуется им по доверенности. По запросу банк должен предоставить копии паспортов лиц, имеющих доступ к деньгам на счете, доверенности, договор на открытие счета и использование интернет-банка, карточки с образцами подписей и оттиска печати, а также информацию о бенефициарных владельцах, выгодоприобретателях и представителях клиента.

Данные могут узнать в любой момент?

Нет, информация предоставляется по запросу. Законом предусмотрен конкретный список ситуаций, когда ФНС может затребовать информацию у банка. Например, основанием для запроса про организацию или ИП может стать налоговая проверка, истребование документов, решение о взыскании налога, приостановлении операций или отмене приостановления. Данными физлица могут поинтересоваться при согласии руководителя вышестоящего налогового органа, руководителя ФНС или его заместителя, а также при проведении налоговой проверки либо истребовании у него документов. И, наконец, данные могут потребовать на основании запроса уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами.

Зачем это нужно?

В ФНС объясняют, что изменения «вводятся для повышения эффективности риск-ориентированного подхода при проведении налогового контроля и предотвращения ущерба от недобросовестных налогоплательщиков, применяющих различные схемы для ухода от налогов». Если совсем просто: налоговая сможет увидеть всех аффилированных лиц, а не только номинальных директоров компаний или владельцев счета.

— Раньше налоговая видела компанию и директора, а кто совершал операции, было непонятно, потому что это уже были внутренние документы, — объясняет экономист Максим Марамыгин. — В налоговую документы уходили за подписью директора. Сейчас они могут посмотреть, кто помимо директора имеет доступ к счету, хотя формально никак не числится.

— Эти нововведения — первый шаг по выводу из тени физических лиц. По юридическим лицам и ИП налоговая и так может получить достаточный объем информации, и всем было понятно, что попытка пролить свет на финансовые отношения рано или поздно доберется и до «физиков», — объясняет Денис Валдеев, юрист компании «Бенефактум». — У принятого закона свои цели: во-первых, преследование обналичивания денег. Во-вторых, тот же 115-й закон о легализации денежных средств, полученных преступным путем. Сейчас достаточно большой объем граждан, которые не имеют официального заработка, налоги не отчисляют, при этом по их счетам бегают огромные денежные суммы. Соответственно, у налоговой задача номер один — обложить эти доходы налогом.

Но принятый закон эту задачу полностью не решает, уверен эксперт: с одной стороны, ФНС получит больше информации о счете и его владельцах, с другой стороны, в законе прописан механизм, по которому информация предоставляется только в рамках камеральных проверок и только по согласованию с вышестоящим налоговым органом.

— Этот механизм частично является защитным от злоупотреблений налоговиками. Но принятый закон — это только первый шаг, ФНС однозначно будет добиваться того, чтобы все денежные операции в стране были прозрачными, — отмечает юрист.


В Налоговый Кодекс Российской Федерации вносится множество изменений, которые влияют на самые разные сферы деятельности как отечественных компаний, так и граждан — от международных соглашений, до уплаты налога на добавленную стоимость физических лиц от продажи недвижимости.

В июне прошел первое чтение проект Федерального закона, по которому с 1 января 2022 года будет предусмотрена возможность зачета между разными статьями налогообложения излишне уплаченных сумм вне зависимости от вида налога (федеральный, региональный и местный).

Данные изменения предлагается внести корректировкой статей 78 и 79 Налогового Кодекса Российской Федерации. Из них будет убрана норма, согласно которой зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.

Это означает, что налогоплательщику не надо будет беспокоиться о том, как перекинуть переплату по налогам из одного бюджета в другой. На данный момент, это является серьезной проблемой для большого количества компаний.

Взаимосогласительные процедуры включат в Налоговый кодекс

В НК РФ вводится совершенно новая глава, которая будет регламентировать процедуру разрешения споров о применении положений международного договора РФ по вопросам налогообложения. Ранее подобных процедур в налоговом законодательстве не было.

Данная процедура введена для того, чтобы российское законодательство соответствовало международным стандартам механизма разрешения споров при применении соглашения об избежании двойного налогообложения.НК РФ будут установлены следующие требования к взаимосогласительной процедуре:

  • налогоплательщик будет вправе обратиться с заявлением в Минфин РФ о проведении взаимосогласительной процедуры в случае, если, порядок налогообложения его доходов, прибыли или имущества противоречит или будет противоречить положениям международного соглашения об избежании двойного налогообложения. Обжаловать действия налоговой инспекции по толкованию положений международного соглашения об избежании двойного налогообложения, налогоплательщик сможет в течении трех лет;
  • в течение 90 дней с момента получения заявления от налогоплательщика Минфином РФ будет принято решение о начале проведения взаимосогласительной процедуры или налогоплательщику откажут в ее проведении;
  • взаимосогласительная процедура может быть инициирована не только налогоплательщиком, но и налоговым органом или министерством финансов иностранного государства, с которым у России заключено соглашение об избежании двойного налогообложения.

Особенности исчисления и уплаты сбора при осуществлении деятельности в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности), договором комиссии, агентским договором, договором поручения, договором доверительного управления.

В НК РФ вводится совершенно новые нормы, которые будут регулировать особенности исчисления и уплаты сбора при осуществлении деятельности в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности), договором комиссии, агентским договором, договором поручения, договором доверительного управления

Теперь в случае осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), плательщиками сбора признаются участники товарищества, использующие объект движимого и (или) недвижимого имущества для осуществления указанной деятельности.

В случае совместного использования участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) одного объекта осуществления торговли, сумма сбора в отношении такого объекта определяется каждым таким участником как произведение ставки сбора в отношении осуществляемого вида предпринимательской деятельности и фактического значения физического показателя соответствующего объекта осуществления торговли, определяемого пропорционально стоимости вкладов товарищей (внесенным товарищами долям имущества) в общее дело либо установленного (распределенного) в отношении каждого товарища договором о совместной деятельности или дополнительным соглашением товарищей.

В случае осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор:

  • в рамках договора комиссии обязанности плательщика сбора, установленные настоящей главой, возлагаются на комиссионера;
  • агентом от имени и за счет принципала в рамках агентского договора, обязанности плательщика сбора, установленные настоящей главой, возлагаются на принципала;
  • агентом от своего имени, но за счет принципала в рамках агентского договора, обязанности плательщика сбора, установленные настоящей главой, возлагаются на агента;
  • в рамках договора поручения, обязанности плательщика сбора, установленные настоящей главой, возлагаются на доверителя;
  • в рамках договора доверительного управления, обязанности плательщика сбора, установленные настоящей главой, возлагаются на доверительного управляющего.

Новации в камеральной проверке физических лиц

В июне прошел первое чтение проект Федерального закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и статью 5 Федерального закона „О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Данный законопроект содержит норму, согласно которой, если налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц в отношении доходов, полученных налогоплательщиком от продажи либо в результате дарения недвижимого имущества, не представлена в налоговый орган в установленный срок, камеральная налоговая проверка проводится в соответствии на основе имеющихся у налоговых органов документов (информации) о таком налогоплательщике и указанных доходах.

В случае непредставления налоговой декларации, камеральная налоговая проверка будет проводиться в течение трех месяцев со дня, следующего за днем истечения установленного срока уплаты налога по соответствующим доходам. При проведении данной налоговой проверки налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения.

В случае, если до окончания проведения камеральной налоговой проверки налогоплательщиком будет представлена налоговая декларация, камеральная налоговая проверка будет прекращена и начнется новая камеральная налоговая проверка на основе представленной налоговой декларации.

При этом документы (информация), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки и иных мероприятий налогового контроля в отношении такого налогоплательщика, могут быть использованы при проведении камеральной налоговой проверки на основе представленной налоговой декларации.

Следует отметить, что процедура налоговой проверки уже и в данный момент используется налоговым органом, при этом проверки происходят не только в отношении НДФЛ, но даже НДС, например, в случае сдачи физическим лицом объекта коммерческой недвижимости в аренду.

СМС из налоговой: мошенники или налоговый инспектор

В 2019 году налоговые органы приобретают право сообщать налогоплательщикам о наличии задолженности, но не чаще 1 раза в квартал. Делать они это смогут СМС-сообщениями, электронной почтой, иными способами, не запрещенными законом (видимо, имеется ввиду Whatsapp, Viber, ТКС, кроме Телеграма).

Поправки предусмотрены Законопроектом № 720839-7 и уже внесены в Госдуму РФ.

Ограничение числа информационных сообщений о недоимке и задолженности вызвано тем, что информирование о наличии задолженности можно рассматривать как давление на налогоплательщика.

Ранее налоговые органы не обладали таким правом, и это никак не регулировалось законодательством о налогах и сборах, в связи с чем налоговые органы могли неограниченно давить на налогоплательщика с целью взыскания задолженности. Например, проходила выездная проверка, инспекция доначислила «круглую сумму», оспаривание проходило не в пользу налогоплательщика, решение инспекции вступало в силу, и налоговые инспекторы начинали взыскивать, в том числе с использованием телефонных звонков и СМС-сообщений.

Теперь процедура взыскания задолженности будет урегулирована и в этой части и ограничит «рвение» налоговиков.

Если сейчас налоговые органы активно используют средства связи при общении с юридическими лицами и ИП, то нововведение можно рассматривать и в том ключе, что в будущем налоговые органы будут звонить, писать смс и направлять электронную почту и в адрес физических лиц. Если раньше физические лица получали СМС от мошенников, представляющихся налоговыми сотрудниками, то теперь и налоговый инспектор может вполне законно раз в квартал написать СМС или позвонить, если у реципиента есть неоплаченная задолженность.

Также необходимо отметить, что посредством сообщений и электронной почты налоговые органы смогут только информировать о задолженности, никаких иных действий налоговые инспекторы совершать не вправе. Например, они не могут «заодно» пригласить Вас на комиссию, предложить уплатить задолженность.

Налоговое уведомление: какая сумма актуальна

Законопроект № 720839-7, внесенный в Госдуму РФ (в редакции от 17.07.2019), предполагает нововведение: при выставлении налогового уведомления налоговый орган будет обязан при расчете налоговой базы учитывать переплату по имущественным налогам (транспортный налог, налог на имущество и земельный налог) и пени по этим налогам (если нет заявления на возврат переплаты).

Если раньше при наличии переплаты налоговый орган имел право зачесть переплату только при письменного заявления физического лица, то теперь заявления не требуется и уведомление выставляется уже с учетом излишне уплаченной суммы. Соответствующее изменение вносится также в пункт 4 статьи 78 НК РФ.Форма налогового уведомления, которая действует в настоящее время, уже предусматривает такую строку («Сумма налога к уплате, с учетом переплаты»).

Соответственно, получая налоговое уведомление, физическое лицо сможет увидеть свои реальные налоговые обязательства, то есть сумму налога, подлежащую уплате, уменьшенную на сумму переплаты. Таким образом, если налогоплательщик:

  • не изъявит желание на возврат до формирования налогового уведомления, то сумма налога уменьшится на сумму переплаты;
  • напишет заявление на возврат до формирования налогового уведомления — получит переплату на свой счет.

Специалисты Международной консалтинговой группы считают, что данными нововведениями в 2019 году устанавливается возможность налогоплательщика — физического лица управлять своей переплатой: получить ее на счет или уменьшить платежи следующих периодов до формирования налогового уведомления.В Налоговом кодексе узаконят позицию налоговых органов

Обращаем внимание, что при обнаружении ошибок в бухгалтерском учете и если это привело к переплате, не удастся пересчитать налоговую базу за период более трех лет.В тексте Законопроекта № 720839-7, предполагающего изменение Налогового кодекса РФ, предлагается отразить (путем добавления п. 22 в ст. 274 НК РФ) позицию, отраженную в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 21.01.2019 № 308-КГ18-14911 по делу N А32-37022/2017. Данная позиция также содержалась в Письме Минфина от 24.03.2017 № 03-03-06/1/17177, в котором ведомство указывало, что при применении статьи 54 НК РФ необходимо учитывать положения статьи 78 НК РФ (3-хлетний срок возврата налога).

Ранее имели место расхождения во мнениях специалистов и судов по данному вопросу. Если поправки в Налоговый кодекс РФ будут внесены, то будет поставлена точка в этом споре: норма будет закреплена законодательно.

Новые правила и ограничения для спецрежимов

В скором времени, согласно положениям Законопроекта № 720839-7 налогоплательщик, который осуществляет деятельность по торговле в розницу и оптом, не будет иметь права применять ЕНВД, ПСН в части розницы. Напоминаем про маркировку продукции. Об этом нововведении уже говорили давно.

Согласно Законопроекту розничной торговлей не будет являться (а соответственно и применять ЕНВД, ПСН будет нельзя) реализация товаров, подлежащих обязательной маркировке: лекарств, обуви, одежды из натурального меха.Теперь ПСН будет рассчитываться исходя из дней срока его использования, а не месяцев как было ранее. Плательщики ПСН будут платить меньше, так как не нужно будет оплачивать те дни месяца, когда патент фактически не используется.

Документы в налоговую через МФЦ: новые возможности или новые проблемы и другие изменения

Налогоплательщики — физические лица могут сдавать и получать документы, связанные с налоговым контролем, не только непосредственно в налоговую, но и в МФЦ. Эта возможность становится доступной только для физических лиц — сдать документы или получить через МФЦ от юридического лица или индивидуального предпринимателя не получится.

Международная консалтинговая группа считает, что возможность предоставления документов через МФЦ следует распространить также на ИП и организации, что значительно упростило бы ведение бизнеса.

Расчет по страховым взносам в электронном виде

Законопроект № 720839-7 предполагает, что обязанность предоставлять расчет по страховым взносам в электронном виде будет возложена на плательщиков страховых взносов, производящих выплаты 10 и более физическим лицам, а не 25, как было раньше. Если работников меньше 10, то расчет можно будет представить на бумаге.Новая льгота на единственное жилье.

Уменьшается срок, в течение которого владение недвижимостью освобождается от налогообложения НДФЛ, для тех, у кого жилое помещение (комната, квартира, жилой дом или в доля в них) является единственным жильем. Для таких категорий налогоплательщиков срок владения сокращается с 5 до 3 лет.

Если такое лицо реализует квартиру, владея ей более трех лет, налог в размере 13 % взиматься не будет. Если семья решит улучшить свои жилищные условия, то срок ожидания для покупки нового жилья сокращается с 5 до 3 лет, а деньги, сэкономленные на налоге, можно будет потратить, например, на ремонт.Прикрыли еще одну схему ухода от налогов

В Госдуме РФ находится Законопроект № 720839-7, предусматривающий, что при реорганизации правопреемник, перешедший на УСН, обязан восстанавливать НДС. Эта инициатива обоснована исключением из налогового законодательств еще одной схемы ухода от налогов.

Какое-то время налогоплательщики избегали налогообложения по следующей схеме. Проводилась «фиктивная» реорганизация юридического лица. Согласно действующей норме при передаче правопреемнику товаров, работ, услуг, имущественных прав, реорганизованная организация не обязана восстанавливать «входной НДС» и уплачивать его по переданным ценностям.

На следующем этапе вновь созданное юридическое лицо (правопреемник) переходит на упрощенную систему налогообложения, то есть не использует полученные ценности в облагаемой НДС деятельности. И тут вступает другая норма, предусматривающая отсутствие у правопреемника, перешедшего на УСН, обязанность восстанавливать НДС по полученным от правопредшественника товарам, работам, услугам, имущественным правам. В итоге применения этой схемы никто — ни правопреемник, ни реорганизованная организация — не восстанавливают НДС.

Чтобы изменить ситуацию, налоговые органы стали использовать концепцию необоснованной налоговой выгоды, считая использование данной схемы в целях минимизации налогообложения агрессивной оптимизацией, что практически поставило крест на использовании схемы на практике. А теперь внесен и соответствующий законопроект, закрывающий эту брешь. Мы считаем, что использование этой схемы окончательно прекратится с принятием соответствующих поправок в Налоговый кодекс РФ.

Хотели бы также отметить, что не следует использовать схемы, связанные с фиктивными действиями и нацеленные исключительно на уменьшение налоговых обязательств. Любая оптимизация налогообложения должна сопровождаться четким пониманием деловой цели и должна быть обоснована экономически.

Если раньше физические лица получали СМС от мошенников, представляющихся налоговыми сотрудниками, то теперь и налоговый инспектор может вполне законно раз в квартал написать СМС

Плательщики ПСН будут платить меньше так как не нужно будет оплачивать те дни месяца, когда патент фактически не используется.

Читайте также: