Объясните возможно ли возникновение налоговых отношений между следующими субъектами

Опубликовано: 17.05.2024

1. Налоговые правоотношения -это охраняемые государством об­щественные отношения, возникающие в сфере налогообложения, которые представляют собой социально значимую связь субъек­тов посредством прав и обязанностей, предусмотренных нормами налогового права.
В литературе налоговые правоотношения, как правило, опреде­ляются как вид финансовых правоотношений, урегулирован­ных нормами налогового права, представляющих собой сово­купность следующих правовых отношений:
по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ;
возникающих в процессе исполнения соответствующими ли­цами своих налоговых обязанностей по исчислению и уплате налогов или сборов;
возникающих в процессе налогового контроля и контроля за соблюдением налогового законодательства РФ;
возникающих в процессе защиты прав и законных интересов участников налоговых правоотношений (налогоплательщиков, налоговых органов, государства и др.), то есть в процессе об­жалования актов налоговых органов, действий (бездействий) их должностных лиц, а также в процессе налоговых споров;
возникающих в процессе привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

2.Налоговое правоотношение обладает следующими особенностями :
это общественное отношение, то есть отношение между юриди­ческими или физическими лицами, имеющее общественную значимость. Личные взаимоотношения, например, конкретно­го налогоплательщика - индивидуального предпринимателя и руководителя какого-либо налогового органа не имеют обще­ственной значимости и не нуждаются в специальном правовом регулировании нормами налогового права;
правовое отношение по поводу денежных средств, возникающее (развивающееся и прекращающееся) исключительно в сфере налогообложения;
социально значимое отношение - регулируется нормами налого­вого права. Налоговые правоотношения по существу являются нормативными правовыми отношениями; они неразрывно свя­заны с нормами налогового права - возникают и прекращаются на основе, в соответствии и в рамках норм налогового права;
представляет собой юридическую связь субъектов таких право­вых отношений посредством субъективных прав и юридиче­ских обязанностей. При этом субъективное право принадлежит управомоченному лицу (например, налоговому органу), кото­рое обладает определенными правомочиями. Носитель юриди­ческой обязанности является в правоотношении обязанным ли­цом и выступает в качестве налогоплательщика, который обязан совершить в пользу государства определенные юридически значимые действия либо воздержаться от каких-либо действий;
основания возникновения, изменения и прекращения налоговых правоотношений предусмотрены в налоговом законодательстве.

Под составом конкретного налогового правоотношения понима­ется совокупность его участников, то есть субъектов налоговых правоотношений. При этом в соответствии с системным под­ходом права и обязанности указанных субъектов (налогопла­тельщиков и др.) в составе налогового правоотношения вы­ступают в качестве их юридических свойств.
Под структурой налоговых правоотношений понимается внутреннее

строение и взаимосвязь элементов такого правового отношения. Структуру налоговых правоотношений, как впрочем, и структуру любых правовых отношений образуют следующие три элемента:
субъекты правоотношения;
содержание правоотношения;
объект правоотношения.

Субъекты налоговых правоотношений - это его участники (стороны). Юридическое содержание налоговых правоотношений образуют субъективные права и юридические обязанности указанных субъ­ектов - участников рассматриваемых общественных отноше­ний. При этом материальное содержание налоговых правоот­ношений представляет собой поведение сторон (действие либо
бездействие), связанное с реализацией принадлежащих им прав и обязанностей. Объектом налоговых правоотношений выступает то, по поводу
чего или ради чего субъекты правовых отношений в сфере налого­
обложения вступают в правовую связь. В качестве объекта пра­воотношений выступают разнообразные материальные И нема­териальные блага.
В процессе налогообложения структура налогового правоот­ношения, с одной стороны, определяется содержанием прав и обязанностей субъектов (юридическая структура), с другой стороны, она проявляется в поведении субъектов в ходе реали­зации прав и обязанностей (фактическая структура). При пра­вомерном поведении участников налогового правоотношения имеет место совпадение юридической и фактической структур налогового, при несовпадении - нарушение налогового законо­дательства РФ, правонарушение либо налоговое преступление.
Согласно ст. 9 НК РФ участники отношений, регулируемые за­конодательством о налогах и сборах:
организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов;
организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налоговыми агентами;

Министерство РФ по налогам и сборам и его подразделения в России;
Государственный таможенный комитет РФ и его подразделения;

государственные органы исполнительной власти и исполнитель­ные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы и должностные лица, осуществляющие в установ­ленном порядке помимо налоговых и таможенных органов прием и взимание налогов и (или) сборов, а также контроль за их уплатой налогоплательщиками и плательщиками сборов (сборщики налогов и сборов);
Министерство финансов РФ, министерства финансов респуб­лик, финансовые управления (департаменты, отделы) админи­страций краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, районов и городов, (финансовые органы), иные уполномоченные органы - при решении вопросов об отсрочке и о рассрочке уплаты налогов и сборов и других вопросов, предусмотренных НК РФ;
органы государственных внебюджетных фондов.
Кроме того, к участникам налоговых правоотношений относятся:
• органы, осуществляющие регистрацию организаций и индиви­дуальных предпринимателей, места жительства физического лица, актов гражданского состояния, учет и регистрацию иму­щества и сделок с ним (регистраторы);
органы опеки и попечительства, социальные учреждения,
• процессуальные лица, участвующие в мероприятиях налогово­го контроля (эксперты, специалисты, переводчики, понятые, свидетели),
кредитные организации (банки).

1. Правовой статус налогоплательщиков, их права и обязанности

2. Общие положения налогообложения региональных и местных налогов

Список использованной литературы

1. Правовой статус налогоплательщиков, их права и обязанности

В налоговых отношениях участвуют различные субъекты. Особое место среди субъектов налоговых правоотношений, а также административных правоотношений, возникающих из механизмов налогового администрирования, занимают налогоплательщики – физические лица.

Исследуя правовой статус налогоплательщика – физического лица, необходимо согласиться с тем, что вопрос о субъектах отрасли права относится к числу наиболее важных и сложных в юридической науке. Его правильное решение влияет на предмет и метод правового регулирования, четкое определение адресатов правовых норм, объема их прав и обязанностей, пределов действия правовых норм отрасли и ее принципов. Научные исследования, посвященные субъектам административного и налогового права, способствуют выработке рекомендаций для законодательной и правоприменительной деятельности, они также необходимы для организации научной работы ученых-административистов . Под субъектом права понимается участник общественных отношений, которого юридическая норма наделяет правами и обязанностями.

В общей теории права до недавнего времени было распространено мнение, что все субъекты права делятся на две группы: граждане и организации . В налоговых правоотношениях участвуют и иные субъекты, в частности индивидуальные предприниматели. В частности индивидуальный предприниматель занимает особое место среди субъектов налогового права. Налогово-правовой статус индивидуального предпринимателя занимает промежуточное положение между налогово-правовым статусом обычного физического лица и организации .

С.С. Тропская отмечает, что «… правовой статус налогоплательщика в Российской Федерации – это подотраслевой ролевой статус субъектов налогового права России (организаций и физических лиц), представляющий собой основанную на конституционной обязанности по уплате налогов систему юридических обязанностей и прав, гарантированных институтами юридической ответственности и права жалобы на неправомерные действия (бездействие) и акты уполномоченных органов и их должностных лиц» .

Особую категорию субъектов налогового права, охватываемую понятием «физическое лицо», составляют в настоящее время индивидуальные предприниматели .

Так, физическое лицо – индивидуальный предприниматель – как налогоплательщик обязан:

• надлежащим образом осуществлять документирование своих хозяйственных операций путем соблюдения законодательства о бухгалтерском учете при оформлении первичных документов и отдельных регистров бухгалтерского учета (например, кассовой книги);

• вести оценку своей деятельности в валюте Российской Федерации – в рублях. В случае необходимости предприниматель может осуществлять переоценку товарно-материальных ценностей .

Физическое лицо – индивидуальный предприниматель как налогоплательщик не обязан:

• утверждать и представлять в налоговые органы учетную политику в области бухгалтерского учета;

• применять для регистрации своих хозяйственных операций счета бухгалтерского учета;

• осуществлять регистрацию этих хозяйственных операций путем метода двойной записи;

• составлять и представлять баланс и бухгалтерскую отчетность в органы специальной компетенции.

Правовое положение налогоплательщиков – физических лиц существует на основе норм материального права, составляет специальный правовой статус. Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

С одной стороны, статус налогоплательщика – физического лица приобретается объективно, а с другой – физическое лицо обязано встать на налоговый учет. Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет физического лица на основании заявления этого физического лица в течение пяти дней со дня получения указанного заявления налоговым органом и в тот же срок выдать ему свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.

Правовое положение налогоплательщиков является своеобразной трансформацией общего правового статуса лица, последовавшей в результате появления объекта налогообложения. Следует отметить, что правовое положение является категорией комплексной и в широком смысле охватывает такие стороны состояния лица, как гражданство, правосубъектность, а также гарантии и условия, без существования которых невозможна практическая реализация налогоплательщиком своего правового статуса.

Как субъекты правоотношений налогоплательщики имеют как обязанности, так и права. На основании этого выделяются следующие обязанности и права:

• в сфере исполнения обязанности по уплате налога;

• в сфере налогового контроля;

• в сфере привлечения к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах;

• в сфере обжалования неправомерных действий (бездействия) и актов уполномоченных органов и их должностных лиц.

К организационным правам физического лица – налогоплательщика относятся следующие права:

• право получать от налоговых органов информацию о действующих налогах и сборах, включая право получать письменные разъяснения по указанным вопросам;

• право представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;

• право на налоговую тайну;

• право представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

• право присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

• право получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также уведомления и требования об уплате налога;

• право обжаловать в установленном порядке акты (решения) налоговых и иных органов, участвующих в налоговых отношениях, и действия (бездействие) их должностных лиц в административном и судебном порядке .

К организационным обязанностям физического лица – налогоплательщика – физического лица, относятся следующие:

• обязанность встать на налоговый учет в налоговых органах;

• обязанность вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения;

• обязанность представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации в случаях, предусмотренных законодательством;

• обязанность представлять налоговым органам и их должностным лицам документы и информацию, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

• обязанность обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов.

Налог – индивидуальный социально-обусловленный платеж, имеющий форму обязанности, которая касается как физических, так и юридических лиц, которые имеют объект налогообложения.

2. Общие положения налогообложения региональных и местных налогов

Доходы регионального бюджета образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.

Региональными являются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ, законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. По региональным налогам представительный орган власти субъекта Федерации самостоятельно устанавливает налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым Кодексом, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по нему.

Региональные налоги и сборы

Налог на имущество организаций

Субъектом налога признаются организации, имеющие объект налогообложения в

виде имущества, находящегося на балансе. Объектом налогообложения не

признается земля, имущество органов государственной власти, фондов

социального страхования, занятости населения, обязательного медицинского

страхования, Центрального банка РФ, железнодорожные пути, трубопроводы и

другие объекты, предусмотренные налоговым законодательством.

Налоговая база исчисляется как среднегодовая или средняя за итоговый период

стоимость имущества с учетом его остаточной стоимости.

Налог устанавливается законом субъекта РФ, но не превышает 2.5% стоимости

Налог на недвижимость

Налогоплательщиками налога на недвижимость признаются организации и

физические лица. Которые являются собственниками объектов недвижимости.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, здания, строения,

сооружения, жилые и нежилые помещения и др. объекты, не признаются объектами

налогообложения недвижимость органов государственной власти, религиозных

организаций, организаций инвалидов и другие объекты, определенные

Устанавливается законом субъекта РФ, но не более 2% от рыночной стоимости

объекта недвижимости и 0.2% стоимости объекта недвижимости жилищного фонда.

Не признаются объектами налогообложения недвижимость органов государственной

власти, религиозных организаций, организаций инвалидов и др.

Субъектами налога являются организации, кроме паевых инвестиционных фондов,

и индивидуальные предприниматели.

Объектом налогообложения признаются доходы от реализации товаров (работ,

Устанавливается в размере 0.75% от дохода организации или индивидуального

Налогоплательщиками транспортного налога признаются организации и

физические лица, являющиеся собственниками транспортных средств

(автомобилей, мотоциклов, автобусов) и иных самоходных машин и механизмов.

Объектом налогообложения признаются транспортные средства.

Налоговая база определяется отдельно в отношении каждого транспортного

средства исходя из объема его двигателя.

Устанавливается законом субъекта РФ в зависимости от транспортного средства

и мощности его двигателя в размере от 10 до 75 коп. за 1 л. с.

Субъектами налога с продаж являются организации и индивидуальные

предприниматели, реализующие товары населению.

Объектами налогообложения признаются операции по реализации товаров,

произведенные самостоятельно или на стороне, выполнение работ и оказание

услуг и другие операции.

Освобождаются от налогообложения операции по реализации отдельных продуктов

питания (мяса, рыбы, хлеба, молока, овощей, сахара, соли и т. д.), детской

одежды и обуви, лекарственных средств, услуги по перевозке пассажиров

городским транспортом и др.

Налоговая база налога с продаж определяется по каждой операции товара

(работ, услуг) с учетом НДС и акцизов для подакцизных товаров, но без учета

налога с продаж.

Максимальные налоговые ставки устанавливаются в размере 5% от стоимости

реализуемых товаров (работ, услуг). Конкретные размеры ставки определяются

законодательными органами субъектов федерации для своих территорий.

Налог на игорный бизнес

Налогоплательщиками налога признаются организации и индивидуальные

предприниматели, осуществляющие экономическую деятельность в сфере игорного

Объектом налогообложения признается игорный стол, игорный автомат и иные

средства с любым видом выигрыша, кассы (точки) приема ставок на игру.

Налоговая база на игорный бизнес определяется как фиксированная величина в

рублевом измерении на каждый объект налогообложения.

Налоговая ставка устанавливается законом субъекта РФ в размере от 50 тыс. до

1 млн. руб. в год в зависимости от объекта налогообложения (объектом

признается игорный стол, игорный автомат и иные средства с любым видом

Местные налоги и сборы

Под местными налогами и сборами понимаются обязательные платежи

юридических и физических лиц поступающие в бюджет органов местного

самоуправления в порядке и на условиях, определенных законодательными

Субъектом налога признаются организации и физические лица, являющиеся

собственниками земли, землевладельцами или землепользователями.

Объектом налогообложения признаются земельные участки либо территории

района, на которые распространяется действие нормативных актов налогового

Налоговая база каждого земельного участка определяется как его кадастровая

стоимость, а в случае отсутствия такого кадастра как его нормативная цена.

Устанавливается местными органами власти в размере от 0.1 до 2% от

кадастровой стоимости земли и групп субъектов налога.

Налог на имущество физических лиц

Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические

лица, являющиеся собственниками имущества, признанного законодательством

Объектами налогообложения являются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи,

строения и сооружения, транспортные средства (самолеты, вертолеты, яхты,

катера, мотосани, мотоциклы, лодки и др.).

Налоговая база определяется по каждому объекту налогообложения исходя из

оценки (инвентаризационной, страховой, рыночной) стоимости этого объекта.

Налоговые ставки налога на имущество устанавливаются дифференцированно в

зависимости от оценочной стоимости и не могут превышать размеров:

- при стоимости имущества до 500 тыс. рублей – 0.1%;

- при стоимости имущества свыше 10 млн. рублей – 12 тыс. +2% от

стоимости выше 10 млн. руб. и т.д.

Налог на рекламу

Налогоплательщикам налога на рекламу признаются организации и индивидуальные

предприниматели, объектами налогообложения которых является приобретение ими

рекламных услуг, состоящих в распространении с коммерческой целью информации

о товарах (работах, услугах).

Максимальный размер налоговых ставок на рекламную продукцию не может

превышать 5%. Конкретный размер налоговых ставок на рекламную деятельность

устанавливается законодательным органом местного самоуправления.

Налог на наследование и дарение

Налогоплательщиками налога на наследование и дарение признаются физические

лица, получающие от других физических лиц в собственность в порядке дарения и

Налоговые ставки устанавливаются не выше 10% для детей, супругов и родителей,

20% - для дедушек и бабушек, братьев, сестер, внуков и других родственников

по завещанию и 30% - для других наследников.

Налогоплательщиками лицензионных сборов (федеральных, региональных, местных)

являются организации и индивидуальные предприниматели, приобретающие в

соответствующих органах разрешение на ведение лицензируемых видов

деятельности или осуществление определенных прав. Налоговая база

лицензионного сбора определяется конкретным видом деятельности или

определенным правом, подлежащими лицензированию, и устанавливается в размерах

Практическое задание

1. Объясните, возможно ли возникновение налоговых отношений между следующими субъектами:

а) физическими лицами (гражданами);

б) юридическими лицами и физическими лицами;

в) государственным органом, осуществляющим финансовую деятельность государства и гражданином.

А) между физическими лицами (гражданами) возникновение налоговых отношений невозможно

Б) между юридическими и физическими лицами возникновение налоговых отношений возможно

В) отношения возможны

ЗАО «Ветер» обратилось в налоговый орган с заявлением о предоставлении отсрочки по уплате налогов, предложив в качестве гарантии исполнения обязанности залог имущества. Налоговый орган отказался удовлетворить заявление налогоплательщика, поскольку стоимость имущества ЗАО «Ветер» была незначительна. Дайте юридический анализ ситуации.

На основании п.5, ст 61 НК РФ Изменение срока уплаты налога и сбора может быть по решению органов, указанных в статье 63 настоящего Кодекса, обеспечено залогом имущества в соответствии со статьей 73 настоящего Кодекса либо поручительством в соответствии со статьей 74 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей главой. Если было отказано, то ЗАО «Ветер» может воспользоваться поручительством (ст. 74 НК РФ).
Список использованной литературы

1. Российская Федерация. Законы. Налоговый кодекс. [Текст]: часть вторая / [федер. Закон : принят Гос. Думой19 июля 2000 г. : ред. от 16. 05.07. ] №117 – ФЗ ‒ М., 2007.2. Грачева, Е. Ю. Налоговое право [Текст] : учебник / Е. Ю. Грачева, М. Ф. Ивлиева. ‒ М. : Юристъ, 2006. ‒ 220

3. Кучеров, И. И. Налоговое право России [Текст] : курс лекций. / И. И. Кучеров. ‒ М. : ЮрИнфоР, 2005 – 230 с.

4. Налоговый кодекс Российской Федерации [Текст] : нормативный документ. ‒ М. : Омега-Л, 2004. ‒ 464 с.

5. Петрова, Г. В. Общая теория налогового права [Текст] / Г. В. Петрова. ‒ М. : ИД ФБК-ПРЕСС, 2004. ‒ 224 с.

Блок 1

Задание: коротко и емко ответить на вопрос.

Функции налогов

Фискальная функция

- обеспечение государства финансовыми ресурсами, необходимые для его деятельности;

Регулирующая функция

- состоит в том, что маневрирует налоговыми ставками, льготами, штрафами, государство создает условия для развития определенных отраслей;

Стимулирующая функция

- состоит в том, что изменяя объекты налогообложения, государство стимулирует социальную и экономическую активность ;

Распределительная функция

- с помощью налогов, государство перераспределяет часть прибыли предприятий и доходов.

Между какими субъектами возникают налоговые отношения?

1) организации и физические лица, признаваемые налогоплательщиками или плательщиками сборов;

2) организации и физические лица, признаваемые налоговыми агентами;

3) налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);

4) таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, полномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы РФ);
В соответствии со ст. 9 НК РФ только выше перечисленные органы являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Исходя из норм НК РФ участниками налоговых отношений также являются:
• Министерство финансов РФ и финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
• органы внутренних дел;
• органы, осуществляющие учет и регистрацию имущества и сделок с ним (регистраторы);
• кредитные организации (банки);
• процессуальные лица, участвующие в мероприятиях налогового контроля (эксперты, специалисты, переводчики, понятые, свидетели).

Элементы налогообложения – написать их общую характеристику: объект налога, предмет налога, налоговая база; ставки налогов, классификация ставок; налоговые льготы; порядок исчисления налогов и налоговый период.

1. объект налогообложения – операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога;

2. предмет налогообложения — это материальные и нематериальные блага, с наличием которых закон связывает возникновение налоговых обязательств;

3. налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения;

4. налоговая ставка – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы;

5. классификация ставок:

· твёрдые — устанавливаются в абсолютной сумме на единицу (иногда весь объект) обложения независимо от размеров налоговой базы.

· процентные, они делятся на:

· пропорциональные (адвалорные) — действуют в одинаковом проценте к налоговой базе без учёта её величины.

· прогрессивные — возрастают по мере роста налоговой базы.

· регрессивные - возрастают по мере уменьшения налоговой базы

6. налоговый период – календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате;

7. порядок исчисления налога – налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В случаях, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В этих случаях не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление;

8. порядок и сроки уплаты налога – уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном налоговым законодательством.

9. налоговые льготы – в необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Назовите общие и отличительные черты, присущие налогу и сбору.

1.По значению. Налоговые платежи в современных условиях являются основным источником образования бюджетных доходов. Остальные виды обязательных платежей имеют меньшее значение.

2. По цели. Цель налогов – удовлетворение публичных потребностей государства или муниципальных образований; цель сборов – удовлетворение только определенных потребностей или затрат государственных (муниципальных) учреждений.

3. По обстоятельствам. Налоги представляют собой безусловные платежи; сборы уплачиваются в обмен на услугу, предоставляемую плательщику государственным (муниципальным) учреждением, который реализует государственно-властные полномочия.

4. По характеру обязанности. Уплата налога является четко установленной Конституцией РФ обязанностью плательщика; сбор характеризуется определенной добровольностью и часто не имеет государственного императива.

5. По периодичности. Налогам свойственна определенная периодичность; сбор обычно носит разовый характер и его уплата происходит без определенной системы.

Какие физические и юридические лица признаются взаимозависимыми для целей налогообложения?

1.организации в случае, если одна организация прямо и (или) косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов;

2. физическое лицо и организация в случае, если такое физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов;

3.организации в случае, если одно и то же лицо прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25 процентов; 4.организация и лицо (в том числе физическое лицо совместно с его взаимозависимыми лицами, указанными в подпункте 11 настоящего пункта), имеющее полномочия по назначению (избранию) единоличного исполнительного органа этой организации или по назначению (избранию) не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) этой организации;

5. организации, единоличные исполнительные органы которых либо не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) которых назначены или избраны по решению одного и того же лица (физического лица совместно с его взаимозависимыми лицами, указанными в подпункте 11 настоящего пункта);

6.организации, в которых более 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) составляют одни и те же физические лица совместно с взаимозависимыми лицами, указанными в подпункте 11 настоящего пункта;

7.организация и лицо, осуществляющее полномочия ее единоличного исполнительного органа;

8.организации, в которых полномочия единоличного исполнительного органа осуществляет одно и то же лицо;

9.организации и (или) физические лица в случае, если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50 процентов;

10. физические лица в случае, если одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

11.физическое лицо, его супруг (супруга), родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и не полнородные братья и сестры, опекун (попечитель) и подопечный.

Блок 2

Задание: решить задачу.

ЗАДАЧА 1. Даны следующие показатели за 3 квартал 2014 года оптовой торговой организации:

- выручка от реализации товаров (без НДС):

а) по товарам, облагаемым по ставке 18 % – 150 000 руб.;

б) по товарам, облагаемым по ставке 10 % – 186 000 руб.;

- покупная стоимость товаров (без НДС):

а) по товарам, облагаемым по ставке 18 % – 170 000 руб.;

б) по товарам, облагаемым по ставке 10 % – 155 000 руб.;

- услуги сторонних организаций, отнесенные на издержки обращения (без НДС) – 2000 руб.

Определить сумму НДС, подлежащую перечислению в бюджет.

Решение.

1. Определим сумму НДС, начисленную по результатам реализации:

150 000*18%+186 000*10%=27000+18600=45600(руб.)

2. Определим сумму НДС, которую организация заплатила в составе цены за товар поставщикам и соответственно принимаемую к возмещению:

170 000*18% + 155000*10% + 2000*18%=30600+15500+360=46460(руб.)

3. Определим сумму, подлежащую перечислению в бюджет:

ЗАДАЧА 2. Рассчитайте сумму единого налога на вмененный доход за налоговый период, подлежащую уплате в бюджет, если магазин розничной торговли (реализация хлебобулочной продукции) имеет площадь торгового зала — 65 м2. Используйте для расчета корректирующий коэффициент, действующий в муниципальном образовании по месту вашего проживания. К2 = 0,85

Решение

ЗАДАЧА 3. Определите плательщиков акцизов и объект налогообложения в следующем случае:

а) организация производит этиловый спирт и использует его для производства спиртовой эмульсии крепостью 3%.

Решение

Блок 3

Задание: дать развернутый ответ – ваше мнение.

Блок 4

Задание: устный ответ одной из трех тем на усмотрение преподавателя.

Темы для автоматов (те, кто защитил реферат до конца января):

1 тема. Концепция планирования выездных налоговых проверок.

2 тема. Особые экономические зоны.

3 тема. Налоговое консультирование.

Темы для полуавтомата (1 вопрос на экзамене):

1 тема. Концепция планирования выездных налоговых проверок.

2 тема. Особые экономические зоны.

3 тема. Налоговое консультирование.

6 тема. Международные организации, регулирующие отношения в сфере налогообложения

7 тема. Трансфертное ценообразование.

8 тема. Налоговые проверки.

9 тема. Способы уплаты налогов

Блок 1

Задание: коротко и емко ответить на вопрос.

Функции налогов

Фискальная функция

- обеспечение государства финансовыми ресурсами, необходимые для его деятельности;

Регулирующая функция

- состоит в том, что маневрирует налоговыми ставками, льготами, штрафами, государство создает условия для развития определенных отраслей;

Стимулирующая функция

- состоит в том, что изменяя объекты налогообложения, государство стимулирует социальную и экономическую активность ;

Распределительная функция

- с помощью налогов, государство перераспределяет часть прибыли предприятий и доходов.

Между какими субъектами возникают налоговые отношения?

1) организации и физические лица, признаваемые налогоплательщиками или плательщиками сборов;

2) организации и физические лица, признаваемые налоговыми агентами;

3) налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);

4) таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, полномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы РФ);
В соответствии со ст. 9 НК РФ только выше перечисленные органы являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Исходя из норм НК РФ участниками налоговых отношений также являются:
• Министерство финансов РФ и финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
• органы внутренних дел;
• органы, осуществляющие учет и регистрацию имущества и сделок с ним (регистраторы);
• кредитные организации (банки);
• процессуальные лица, участвующие в мероприятиях налогового контроля (эксперты, специалисты, переводчики, понятые, свидетели).

Элементы налогообложения – написать их общую характеристику: объект налога, предмет налога, налоговая база; ставки налогов, классификация ставок; налоговые льготы; порядок исчисления налогов и налоговый период.

1. объект налогообложения – операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога;

2. предмет налогообложения — это материальные и нематериальные блага, с наличием которых закон связывает возникновение налоговых обязательств;

3. налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения;

4. налоговая ставка – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы;

5. классификация ставок:

· твёрдые — устанавливаются в абсолютной сумме на единицу (иногда весь объект) обложения независимо от размеров налоговой базы.

· процентные, они делятся на:

· пропорциональные (адвалорные) — действуют в одинаковом проценте к налоговой базе без учёта её величины.

· прогрессивные — возрастают по мере роста налоговой базы.

· регрессивные - возрастают по мере уменьшения налоговой базы

6. налоговый период – календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате;

7. порядок исчисления налога – налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В случаях, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В этих случаях не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление;

8. порядок и сроки уплаты налога – уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном налоговым законодательством.

9. налоговые льготы – в необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Объясните, возможно ли возникновение налоговых отношений между.

ID (номер) заказа

Объясните, возможно ли возникновение налоговых отношений между следующими субъектами: а) физическими лицами (гражданами); б) юридическими лицами и физическими лицами; в) государственным органом, осуществляющим финансовую деятельность государства и гражданином.

Закажите подобную или любую другую работу недорого

city
city
bush
bush

Вы работаете с экспертами напрямую,
не переплачивая посредникам, поэтому
наши цены в 2-3 раза ниже

Цены ниже – качество выше!
Цены ниже – качество выше!

Последние размещенные задания

практическая и лабораторная работа

Лабораторная, Сопротивление материалов

Срок сдачи к 25 мая

Решить задачи по дисциплине Базы данных

Решение задач, Информатика и программирование

Срок сдачи к 26 мая

Решение задач, Дискретная математика

Срок сдачи к 20 мая

Тема: стратегический анализ компании Total

Курсовая, Стратегический менеджмент

Срок сдачи к 25 мая

Производства хлеба подмосковного на печи П6-.

Курсовая, Мдк 02.01 Техно, тмм

Срок сдачи к 21 мая

Срок сдачи к 23 мая

Сделать презентацию для ВКР и рецензию.

Презентация, Гражданское право

Срок сдачи к 25 мая

Вариант x: правовое регулирование лизинга в современном российском.

Курсовая, Гражданское право

Срок сдачи к 4 июня

Финансовый паспорт Калужской области

Срок сдачи к 21 мая

Онлайн-помощь, технология строительных процессов, строительство

Срок сдачи к 24 мая

30 страниц , вот второй главе должно быть Эмпирическое.

Курсовая, Основы организационного консультирование, менеджмент

Срок сдачи к 28 мая

«Отношения к лицам с ОВЗ в моей стране»

Эссе, основы специальной психологии и педагогики

Срок сдачи к 21 мая

25 страниц Сноски на литературу(на каждой странице делать не нужно)

Курсовая, Бухгалтерский финансовый учёт

Срок сдачи к 24 мая

Курсовая, прикладная механика

Срок сдачи к 23 мая

1. Понятие термодинамических факторов. Влияние термодинамических факторов на показатели химико-технологического процесса

Контрольная, Химическая технология

Срок сдачи к 25 мая

Решение задач, Строительные материалы

Срок сдачи к 20 мая

Автоматизация учета расчетов с покупателями и заказчиками в с.-х. Нижегородской области

Курсовая, Профессиональные компьютерные программы, программирование

Срок сдачи к 5 июня

решить 2 задачи

Решение задач, экономика организации

Срок сдачи к 27 мая

105 570 оценок Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

close

arrow

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

arrow

close

arrow

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

arrow

close

arrow

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

arrow

close

arrow

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

arrow

обратились к нам
за последний год

работают с нашим сервисом

заданий и консультаций

заданий и консультаций

выполнено и сдано
за прошедший год

Тысячи студентов доверяют нам
Тысячи студентов доверяют нам

Сайт бесплатно разошлёт задание экспертам.
А эксперты предложат цены. Это удобнее, чем
искать кого-то в Интернете

Размещаем задание

Отклик экспертов с первых минут

С нами работают более 15 000 проверенных экспертов с высшим образованием. Вы можете выбрать исполнителя уже через 15 минут после публикации заказа. Срок исполнения — от 1 часа

Цены ниже в 2-3 раза

Вы работаете с экспертами напрямую, поэтому цены
ниже, чем в агентствах

Доработки и консультации
– бесплатны

Доработки и консультации в рамках задания бесплатны
и выполняются в максимально короткие сроки

Гарантия возврата денег

Если эксперт не справится — мы вернем 100% стоимости

На связи 7 дней в неделю

Вы всегда можете к нам обратиться — и в выходные,
и в праздники

placed_order

Эксперт получил деньги за заказ, а работу не выполнил?
Только не у нас!

Безопастная сделка

Деньги хранятся на вашем балансе во время работы
над заданием и гарантийного срока

Гарантия возврата денег

Гарантия возврата денег

В случае, если что-то пойдет не так, мы гарантируем
возврат полной уплаченой суммы

line
line
line
line
line

line
line
line
line
line

Создание заказа

Выбор эксперта

Выполненное задание

Написание отзыва


Поможем вам со сложной задачкой

С вами будут работать лучшие эксперты.
Они знают и понимают, что работу доводят
до конца

ava
executor

С нами с 2014
года

Помог студентам: 2 281 Сдано работ: 2 281
Рейтинг: 88 317
Среднее 4,99 из 5

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

1 034 оценки

ava
executor

С нами с 2015
года

Помог студентам: 4 516 Сдано работ: 4 516
Рейтинг: 74 178
Среднее 4,7 из 5

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

2 000 оценок

avatar
executor_hover

С нами с 2016
года

Помог студентам: 995 Сдано работ: 995
Рейтинг: 59 699
Среднее 4,75 из 5

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

569 оценок

line

avatar
executor_hover

С нами с 2013
года

Помог студентам: 1 657 Сдано работ: 1 657
Рейтинг: 55 941
Среднее 5 из 5

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

1 027 оценок


1. Сколько стоит помощь?

Цена, как известно, зависит от объёма, сложности и срочности. Особенностью «Всё сдал!» является то, что все заказчики работают со экспертами напрямую (без посредников). Поэтому цены в 2-3 раза ниже.

Специалистам под силу выполнить как срочный заказ, так и сложный, требующий существенных временных затрат. Для каждой работы определяются оптимальные сроки. Например, помощь с курсовой работой – 5-7 дней. Сообщите нам ваши сроки, и мы выполним работу не позднее указанной даты. P.S.: наши эксперты всегда стараются выполнить работу раньше срока.

3. Выполняете ли вы срочные заказы?

Да, у нас большой опыт выполнения срочных заказов.

4. Если потребуется доработка или дополнительная консультация, это бесплатно?

Да, доработки и консультации в рамках заказа бесплатны, и выполняются в максимально короткие сроки.

5. Я разместил заказ. Могу ли я не платить, если меня не устроит стоимость?

Да, конечно - оценка стоимости бесплатна и ни к чему вас не обязывает.

6. Каким способом можно произвести оплату?

Работу можно оплатить множеством способом: картой Visa / MasterCard, с баланса мобильного, в терминале, в салонах Евросеть / Связной, через Сбербанк и т.д.

7. Предоставляете ли вы гарантии на услуги?

На все виды услуг мы даем гарантию. Если эксперт не справится — мы вернём 100% суммы.

8. Какой у вас режим работы?

Мы принимаем заявки 7 дней в неделю, 24 часа в сутки.

Кристина Шперлик

Объясняем, кто такие взаимозависимые лица, по каким признакам они определяются, почему взаимозависимость важно учитывать при выборе контрагентов, зачем налоговая отслеживает такие отношения между налогоплательщиками и что за это грозит.

Кто такие взаимозависимые лица

В категорию взаимозависимых попадают физические или юридические лица, отношения между которыми определяют результаты их сделок. Взаимозависимость может возникать в разных «комбинациях»: между физлицами, между юрлицами или между теми и другими. И она считается негативным критерием, если в совокупности с другими факторами намекает на признание налоговой необоснованной выгоды. Отношения, характеризуемые как взаимозависимые, могут указывать на то, что налогоплательщик был осведомлен о нарушениях контрагента, но не счел нужным как-то отреагировать и предпринять меры.

Вот почему на такую важную деталь, как взаимозависимость между контрагентами, налоговая при проверках обращает внимание не меньше, чем на анализ денежных и товарных потоков. Инспекторы могут доказать, что налогоплательщик знал о том, что контрагент не платит налоги, так как является взаимозависимым с ним, и, следовательно, признать необоснованную налоговую выгоду.

Большинство сделок между взаимозависимыми лицами являются контролируемыми (для этого они должны соответствовать определенным критериям), и о них надо сообщать в ФНС до 20 мая каждого календарного года.

Критерии взаимозависимости определены в Налоговом кодексе (п. 2 ст. 105 НК РФ):

  • одно физлицо находится в подчинении у другого;
  • родственные связи между физлицами (родственниками считаются не только супруги, родители и дети, но и братья, сестры, опекуны и подопечные);
  • доля участия одной организации в другой превышает 25%;
  • доля участия лица в одной или нескольких организациях превышает 25%;
  • не менее 50% состава исполнительного органа в одной или нескольких организациях избраны по решению одного и того же лица;
  • более 50% состава исполнительного органа организаций составляют одни и те же физлица;
  • лицо осуществляет полномочия единоличного исполнительного органа в одной или нескольких организациях;
  • доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации превышает 50%.

Лица могут сами признавать себя взаимозависимыми (п. 6 ст. 105.1 НК РФ) или их может признать фактически взаимозависимыми суд, например, если руководителей разных компаний связывают дружеские отношения и они устанавливают нерыночные условия в совместных сделках (п. 7 ст. 105.1 НК РФ).

При этом само по себе участие субъектов РФ или муниципальных образований в организациях не является признаком взаимозависимости (п. 5 ст. 105.1 НК РФ), так же как и влияние более крупных компаний на условия сделки (п. 4 ст. 105.1 НК РФ).

Участие физлица и юрлица в компании определяется по общему вкладу его самого и всех его взаимозависимых лиц. Под итоговой долей понимается сумма долей прямого и косвенного участия. Последнее определяется расчетным путем (пп. 3 п. 3 ст. 105.2 НК РФ).

Перед проведением расчетов нужно вычислить прямую долю в отношении каждого из звеньев каждой последовательности участия. Если последовательностей участия несколько, косвенные доли суммируются.

Как получить одобрение сделки

Один и тот же генеральный директор может управлять неограниченным количеством юридических лиц и заключать неограниченное количество сделок. Налоговые риски несут только нерыночные цены и другие финансовые условия в сделках.

Если гендиректор не единоличный орган управления, он должен сообщить участникам общества информацию о юрлицах, в которых занимает руководящую должность, и сделка должна быть одобрена общим собранием участников, не заинтересованных в сделке.

Если цена сделки не превышает 2% от стоимости имущества компании, сделку может одобрить совет директоров (п. 7 ст. 45 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

Сами по себе сделки между взаимозависимыми сторонами не являются незаконными, но при условии если в них соблюдены те же условия, что и в сделках между не связанными друг с другом физическими или юридическими лицами (п. 1 ст. 105.3 НК РФ).

К условиям относится не только цена сделки, но и правила передачи товара, отсрочка или рассрочка платежа, правила страхования. Если в результате нерыночных условий одна из сторон несет лишние расходы и недополучает доходы, эти сделки могут привлечь внимание налоговой, потому что такие доходы должны учитываться для условий налогообложения.

Что такое контролируемые сделки

Налоговая тщательно проверяет сделки между взаимозависимыми лицами. Для нее важно, что суммы выплат между лицами не были уменьшены или завышены с целью искусственного увеличения налогооблагаемой базы и получения большего налогового вычета или искусственного уменьшения налогооблагаемой базы и снижения суммы налога. К сделкам относятся отдельные операции (отгрузка товаров, выполнение работ, оказание услуг), в том числе операции по передаче имущественных прав и по выдаче и получению займов.

Сделки между взаимозависимыми лицами относятся к контролируемым (ст. 105.14 НК РФ). Контролируются сделки, которые требуют учета доходов и расходов, что приводит к увеличению или уменьшению налоговой базы на прибыль.

Уведомление о контролируемых сделках за предыдущий год нужно сдавать до 20 мая по форме уведомления, утвержденной Приказом ФНС РФ от 07.05.2018 N ММВ-7-13/249@. Если этого не сделать, то будет выставлен штраф в размере 5000 руб. (ст. 129.4 НК РФ).

Виды операций между взаимозависимыми лицами, о которых надо сообщать в инспекцию, перечислены в ст. 105.14 НК РФ. К ним относят заключение договора между взаимозависимыми лицами — резидентами РФ, сумма доходов по которым за соответствующий календарный год превышает 1 млрд руб.

Например, если одна компания продала другой компании, использующей упрощенку, недвижимость без НДС стоимостью более 60 млн руб., она обязана подать уведомление в налоговую о контролируемых сделках до 20 мая.

Общую сумму доходов нужно считать, суммируя все сделки с контрагентом за год: покупки, продажи, оказание услуг (Письмо Минфина России от 11.02.16 № 03-01-18/7239).

Считаются контролируемыми (при условии, что суммарный годовой оборот обоих контрагентов по сделкам превышает 60 млн руб.) сделки, в которых один из участников:

  • платит налоги по общей системе налогообложения;
  • платит налог на добычу полезных ископаемых, а предмет договора — добытое полезное ископаемое;
  • не должен платить налог на прибыль;
  • имеет отношение к «Сколково»;
  • является резидентом особой экономической зоны с льготным налогообложением прибыли;
  • один из участников использует ЕНВД или ЕСХН (в этом случае годовой оборот обоих участников должен превысить 100 млн руб.).

Не считаются контролируемыми:

  • сделки между взаимозависимыми лицами, которые не должны платить налог на прибыль организаций. (пп. 4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ);
  • сделки между взаимозависимыми лицами на общую сумму менее 1 млрд руб. за календарный год (пп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ);
  • если взаимозависимые лица рассчитываются по УСН.

Приравниваются к контролируемым:

  • внешнеторговые сделки с некоторыми товарами (нефтепродукты, черные и цветные металлы, минеральные удобрения, драгоценные металлы и драгоценные камни). Общегодовой доход по такой операции должен превысить 60 млн руб.;
  • сделки, в которых один из участников — контрагент-резидент государства или территории из Приказа Минфина от 13.11.07 №108н или его постоянный представитель в РФ (Письмо Минфина России от 17.01.2013 № 03-01-18/1-4);
  • когда контрагенты привлекают сторонних посредников между двумя взаимозависимыми лицами без ограничений по сумме дохода (Письмо Минфина России от 14.11.12 № 03-01-18/9-169).

Что грозит за взаимозависимые отношения?

Сделки между взаимозависимыми лицами могут контролироваться ФНС, так как взаимозависимость при заключении сделок считается вероятностью воздействия на действия зависимого лица (п. 1 ст. 105.1 НК РФ).

Взаимная зависимость важна при взыскании у налогоплательщика недоимки по счетам зависимого лица, если подтвердится, что ему передалась доля выручки или активов налогоплательщика с недоимкой, в том числе через цепочку лиц.

Взаимозависимость — это эффективный «инструмент» для налоговой, позволяющий выяснить, уменьшена ли облагаемая база по налогам, например, если налогоплательщик утаил то, что купил недвижимость у взаимозависимого лица или если льгота по налогу на имущество было применена неправомерно.

Если налогоплательщик искусственно пытается сделать сделку неконтролируемой или манипулирует ценами в сделках, чтобы получить необоснованную налоговую выгоду, ФНС может признать лица фактически взаимозависимыми (п. 7 ст. 105.1 НК РФ), а сделку между ними контролируемой (п. 10 ст. 105.14 НК РФ), но для этого ей нужно доказать факт получения необоснованной налоговой выгоды (Письма Минфина от 26.12.2012 № 03-02-07/1-316, от 26.10.2012 № 03-01-18/8-149).

Если стоимость сделки между взаимозависимыми лицами была ниже рыночной, налоговая может начислить дополнительные налоги (гл. 14.2 НК РФ).

ФНС проверяет, правильно ли уплачены налоги (п. 4 ст. 105.3 НК РФ) и, если они были занижены, корректирует налогооблагаемые базы. Все доначисления должны быть симметричными (ст. 105.18 НК РФ), то есть цена по сделке корректируется сразу у обоих сторон и у одной стороны налог может вырасти, а у другой — уменьшиться.

При неполной уплате или неуплате налога из-за нерыночных цен в сделках между взаимозависимыми лицами начисляется штраф в размере 40% от неуплаченной суммы налога, не менее 30 000 руб. (ст. 129.3 НК РФ).

При неправомерном непредставлении уведомления о контролируемых сделках и за представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых сделках начисляется штраф в размере 5000 руб. (ст. 129.4 НК РФ).

Налоговая может доначислить НДФЛ по предпринимательской деятельности, налог на добычу полезных ископаемых и НДС, если другая сторона сделки не должна платить НДС. Налоги могут быть доначислены только продавцу.

Налогоплательщик освобождается от ответственности, если докажет, что цены в сделке были рыночными или что он заключил соглашение о ценообразовании.

Какие налоги проверяют

При налоговом контроле проверяют (п. 2 ст. 105.3 НК РФ) полноту начисления и уплаты:

  • налога на прибыль организаций
  • НДФЛ
  • налога на добычу полезных ископаемых
  • НДС

Чтобы проверить добросовестность заключенных сделок, ФНС использует метод сопоставимых рыночных цен, метод цены последующей реализации, затратный метод, метод сопоставимой рентабельности и метод распределения прибыли (ст. 105 НК РФ).

При проверках налоговая может запросить следующие документы:

  • состав участников сделки;
  • описание сделки и ее условий;
  • обоснование причин использования выбранного метода;
  • сумма доходов и расходов в результате сделки;
  • корректировка налоговой базы и суммы налога;
  • сведения об экономической выгоде в результате сделки;
  • факторы, влияющие на цену или рентабельность сделки.

ФНС вправе проверять контролируемые сделки за три года, предшествующие году, в котором вынесено решение о проведении проверки. По общему правилу срок проверки не должен превышать шести месяцев, но в исключительных случаях допустимо продление.

Сделки, в которых цены автоматически признаются рыночными, нельзя контролировать (ст. 105.3 НК РФ). Этому соответствуют случаи, когда цены определены:

  • антимонопольными органами;
  • биржевыми торгами;
  • оценщиком, если по закону оценка обязательна;
  • соглашением о ценообразовании (гл. 14.6 НК РФ).

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Читайте также: