Общественная опасность нарушения законодательства о налогах и сборах
Опубликовано: 14.05.2024
Нарушения законодательства о налогах и сборах и их наиболее опасная форма — налоговые преступления — представляют собой одну из главных угроз для экономической безопасности государства. Это обусловлено тем, что подобные посягательства наносят вред системе налогообложения, разрушают существующие механизмы формирования доходов бюджета. В своей совокупности указанные противоправные действия составляют такое общественно опасное социально-правовое явление, как налоговая преступность. Объединяет налоговые преступления и правонарушения объект их посягательства, которым являются охраняемые налоговым и уголовным законом отношения по поводу взимания налогов и иных обязательных платежей, а также осуществления контроля за своевременностью и полнотой их уплаты.
Следует отметить, что становление современной российской налоговой системы сопровождается значительным ростом числа налоговых преступлений и правонарушений. По оценкам специалистов, в результате неисполнения налогоплательщиками своих обязанностей государство ежегодно недополучало от 30 до 40% бюджетных средств. Уклонение от уплаты налогов получило широкое распространение, носит массовый характер и является главной причиной непоступления налогов в государственную казну. Недобор налогов и бюджетный кризис, судя по всему, приобретают в России хронический характер.
Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность.
Основные виды нарушений:
· Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе
· Уклонение от постановки на учет в налоговом органе
· Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке
· Непредставление налоговой декларации
· Грубое нарушение правил учета доходов и расходов, а также объектов налогообложения
· Неуплата или неполная уплата сумм налога
· Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов
· Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест
· Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля
22) 1 Правовые формы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления. Финансово-правовые акты. Финансово-плановые акты, их особенности.
Формы финансовой деятельности государства разнообразны. В каждой из них практически выражаются действия государственных органов (и органов местного самоуправления) по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов на соответствующем уровне.
По своему характеру эти формы могут быть правовыми и неправовыми. Правовые формы выражаются в принятии правовых актов в связи с установлением или применением норм. Неправовые формы — это инструктирование финансовой службы предприятий, проведение совещаний в аппарате финансовых и налоговых органов, заседаний комитетов по бюджетно-финансовым вопросам представительных органов власти, разъяснение финансового законодательства населению и другая организаторская работа; финансово-технические операции (расчеты платежей и ассигнований из бюджетов, объемов финансирования и кредитования); финансово-экономический анализ; подготовка материалов к финансовому планированию, прогнозированию и отчетности и т.п.
Финансово правовые акты — это принятые в предусмотренной форме и имеющие юридические последствия решения государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию.
Они устанавливают, изменяют или отменяют финансово правовые нормы или служат основанием для возникновения, прекращения, изменения конкретных правоотношений.
Финансово-правовые акты можно классифицировать по юридическим свойствам, по юридической природе, по органам, их издающим, и другим основаниям.
Финансово плановые акты — это акты, принимаемые в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, которые содержат конкретные задания в области финансов на определенный период, т.е. являются планами по мобилизации, распределению и использованию финансовых ресурсов.
Существование финансово-плановых актов обусловлено действием принципа плановости в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов в соответствии с программами и планами экономического и социального развития.
К финансово-плановым актам относятся:
а) основной финансовый план государства — федеральный бюджет, а также государственные бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты;
б) бюджеты государственных и муниципальных внебюджетных фондов;
в) финансово-кредитные и кассовые планы банков;
2015-07-21
3791
На общее положение дел в сфере налогообложения определяющее значение оказывает уровень ее защищенности или безопасности. Налоговая безопасность определяется как некое состояние налоговой системы, при котором обеспечивается непрерывное и достаточное финансирование государства и муниципальных образований посредством взимания налогов и сборов даже при наличии имеющихся в отношении нее угроз и негативных воздействий со стороны нарушителей налогового законодательства. Обеспечение налоговой безопасности осуществляется в рамках экономической безопасности соответствующими правоохранительными органами.
Нарушения законодательства о налогах и сборах и их наиболее опасная форма — налоговые преступления — представляют собой одну из главных угроз для экономической безопасности государства. Это обусловлено тем, что подобные посягательства наносят вред системе налогообложения, разрушают существующие механизмы формирования доходов бюджета. В своей совокупности указанные противоправные действия составляют такое общественно опасное социально-правовое явление, как налоговая преступность. Объединяет налоговые преступления и правонарушения объект их посягательства, которым являются охраняемые налоговым и уголовным законом отношения по
поводу взимания налогов и иных обязательных платежей, а также осуществления контроля за своевременностью и полнотой их уплаты.
Следует отметить, что становление современной российской налоговой системы сопровождается значительным ростом числа налоговых преступлений и правонарушений. По оценкам специалистов, в результате неисполнения налогоплательщиками своих обязанностей государство ежегодно недополучало от 30 до 40% бюджетных средств. Уклонение от уплаты налогов получило широкое распространение, носит массовый характер и является главной причиной непоступления налогов в государственную казну. Недобор налогов и бюджетный кризис, судя по всему, приобретают в России хронический характер.
Налоговую преступность нельзя признать принципиально новым общественно опасным социально-правовым явлением для России. В различные периоды в той или иной степени велась борьба с преступными нарушениями налогового законодательства, которая в отдельные годы приобретала исключительно острый характер. Например, в 1922 г. по РСФСР за уклонение от государственных повинностей и налогов были суждены 20 572 человека. Эти цифры до сих пор являются самыми высокими в истории отечественного налогообложения. Хотя статистика последних лет вполне сопоставима с этими данными. Так, в 1998 г. федеральными органами налоговой полиции по фактам нарушения налогового законодательства возбуждено 3953 уголовных дела, в 1999 г. — 8232, в 2000 г. — 11 621, в 2001 г. — 24 380. Из приведенных данных видно, что рост налоговой преступности имеет неблагоприятную динамику, такой рост, по некоторым оценкам, характеризуется как катастрофический. При этом следует отметить, что увеличение числа зарегистрированных преступлений в немалой степени связано с активизацией и растущей профессионализацией сотрудников Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям.
Тем не менее, указанные выше цифры далеко не в полной мере отражают масштабы преступной деятельности в налоговой сфере. Налоговые преступления, как и другие преступления, совершаемые в экономической сфере, характеризуются исключительно высокой латентностью. Этот характерный признак, присущий налоговой преступности, отмечался в ряде научных работ. По оценкам отдельных специалистов, 9 из 10 налоговых преступников уходит от ответственности. Зарубежными специалистами в этой связи отмечается, что масштаб налогового мошенничества не может быть выражен в точных цифрах.
По нашему мнению, о реальных масштабах налоговой преступности в той или иной степени свидетельствуют следующие показатели:
— значительный разрыв между официальными и реальными доходами населения;
— очевидная разность между расходами на потребление отдельных граждан (приобретение в больших объемах валютных ценностей, недвижимости, автомобилей, предметов обстановки и пользование дорогостоящими услугами) и декларируемыми ими доходами;
— скрытая занятость населения (наличие значительного числа работающих на предприятиях, не зарегистрированных в налоговых органах или осуществляющих незаконную предпринимательскую деятельность);
— рост объема денежной наличности, находящейся во внебанковском обороте (использование черного нала в расчетах с другими предприятиями, оплате труда);
— обострение кризиса неплатежей, заключающееся в неспособности или нежелании организаций рассчитываться деньгами с другими хозяйствующими субъектами в рамках коммерческой деятельности (преобладание бартерных операций, использование в расчетах векселей и иных ценных бумаг), а также с бюджетом (зачеты, натуральная уплата);
— снижение собираемости налогов, отмечающееся даже в период ожидания сезонного роста поступлений налогов в бюджет;-
— увеличение из года в год значительными темпами размера бюджетной недоимки;
— повышение объемов капиталов, незаконно вывозимых за рубеж (открытие счетов в зарубежных банках, приобретение компаний и ценных бумаг за рубежом).
Статистика свидетельствует, что преступные посягательства, направленные на уклонение от уплаты налога на прибыль, составляют 43,6% от общего числа налоговых преступлений, НДС — 28,4, налогов, уплачиваемых в дорожные фонды, — 6,7, подоходного налога с физических лиц — 3,7, акцизов — 1,2, налога на имущество предприятий — 0,9%. Из этого следует, что налоговые преступления направлены на уклонение от уплаты тех налогов, которые предусматривают наиболее крупные отчисления в бюджет. Иные налоги также достаточно часто оказывались неуплаченными в результате преступных действий, однако это происходило преимущественно из-за того, что они имели общий объект налогообложения с обязательными платежами, указанными выше. Преобладание преступлений, связанных с неуплатой налога на прибыль, прежде всего объясняется уязвимостью механизма его исчисления, предусматривающего целый ряд исключений и изъятий, а также льгот по его уплате, которые незаконно используются. В данном случае сказывается и повышенный уровень корыстной мотивации у преступников, ведь удержание в своей собственности полученной прибыли и является их главной целью.
Основные причины, определяющие состояние преступности в экономической сфере, достаточно хорошо известны. К их числу относят: общее ослабление государственности; свертывание государственного контроля и регулирования экономической деятельности; создание обстановки экономического хаоса; отставание соответствующей законодательной базы; резкое имущественное расслоение населения и утеря социально значимых ориентиров; пассивность правоохранительных органов. Однако в данном случае целесообразно остановиться на рассмотрении механизма причинности, который характерен именно для налоговой преступности. При этом необходимо учитывать, что преступность является итогом сложных социальных процессов, возникающих при взаимодействии объективного и субъективного факторов, т. е. реальных условий экономического, социального, политического, духовного характера и целенаправленной деятельности людей 2 . Процессы детерминации и причинности преступности данного вида не только в значительной степени отличаются от аналогичных процессов, связанных с общеуголовной преступностью, но имеют свою специфику и по сравнению с другими преступными проявлениями в экономической сфере. Налоговая преступность органически взаимосвязана с рыночными отношениями, частной собственностью и предпринимательством. С ростом числа предприятий, основывающихся на частной форме собственности, возникло острое противоречие между финансовыми интересами государства и общества, с одной стороны, и интересами новых собственников — с другой.
Касаясь причин уклонения от уплаты налогов, специалист в области финансового права П. М. Годме выделял среди них экономические, политические, технические и моральные. С подобным подходом можно согласиться, однако, принимая во внимание то, что налог является не только экономической, но и юридической категорией, следует дополнить этот перечень правовыми причинами. Кроме того, в этом случае нельзя не учитывать и причины организационного характера, так как определенной компетенцией в сфере налогообложения наделен ряд органов государственной власти. Это предполагает взаимодействие между ними, а, следовательно, и наличие соответствующих проблем.
Исходя из того что экономические элементы причинности уклонения от налогообложения во многом являются определяющими, начнем свой анализ именно с них. Основные экономические причины кризиса, поразившего бюджетную и налоговую системы России, коренятся за их пределами. К ним относятся прежде всего падение уровня производства, снижение доходности предприятий, вывоз капитала за рубеж. В данном случае также необходимо учесть и то обстоятельство, что подавляющее большинство отечественных предприятий-налогоплательщиков используют устаревшее оборудование, технологии, испытывают острую нехватку оборотных средств и не могут сбыть свою неконкурентоспособную продукцию как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Все это приводит, в первую очередь, к возникновению взаимных неплатежей, а затем и к снижению возможностей уплачивать налоги.
Бесспорно, финансовое положение налогоплательщиков достаточно часто является определяющим фактором совершения налоговых преступлений. В этом случае налогоплательщик сопоставляет выгоду от уклонения от уплаты налогов и возможные отрицательные последствия. Если с материальной точки зрения уклонение себя оправдывает, то налогоплательщик скорее всего уплачивать налоги не станет. Поэтому снижение налоговой способности субъектов налогообложения следует расценивать как одну из важных экономических причин уклонения от уплаты налогов. Что же касается экономически благополучных предприятий, среди которых выделяются торгово-закупочные, посреднические, то в причинном комплексе массового уклонения их владельцев от уплаты налогов определяющее воздействие оказывает социально-психологический фактор, о котором речь пойдет чуть дальше.
Иные причины экономического характера таятся в самой налоговой системе. В современных условиях налоги стали главным источником бюджетных доходов, доля которых неуклонно возрастала год от года. Постоянное увеличение расходов, вызванное рядом различных объективных причин, побуждает государство повышать уровень налогообложения. Чрезмерно тяжелое налоговое бремя в России, как правило, называется в числе основных причин массового уклонения от уплаты налогов.
Налоговое бремя во многом утяжеляют многочисленные льготы, предоставляемые на федеральном и особенно на местном уровнях власти. Льготами пользуется ограниченное число предприятий, следовательно, вся недобираемая сумма доходной части перекладывается на других налогоплательщиков. В этой связи негативной, на наш взгляд, является также тенденция увеличения за последние годы числа различных зон с льготным налогообложением на территории Российской Федерации. Хотя подобные зоны льготного налогообложения и позволяют в какой-то степени решить финансовые проблемы соответствующих территорий, их деятельность приводит к снижению налоговой способности других регионов. Ведь зачастую источник прибыли и налогооблагаемых доходов находится на территории одной области, а налоги уплачиваются плательщиком на территории другой. Кроме того, деятельность отечественных офшоров достаточно часто сопровождается различными нарушениями порядка налогообложения.
В определенной степени оценить уровень налогообложения в стране позволяют и сведения о количестве налогов и иных обязательных платежей, взимаемых на ее территории. До недавнего времени в Российской Федерации действовало более 100 различных налогов и сборов. Безусловно, наличие столь большого числа налогов также оказывало отрицательное психологическое воздействие на налогоплательщиков, так как создавало ощущение «налоговой удавки». Финансовый же эффект от большинства налогов был незначителен. Справедливости ради следует отметить, что последние изменения, вносимые в налоговое законодательство, предусматривали некоторое сокращение общего числа налогов. В НК РФ предусматривается взимание уже не более трех десятков налогов и сборов. Однако и это количество представляется неоправданно большим и требует сокращения, так как также оказывает негативное влияние на исполнительность налогоплательщиков.
Одновременно и причиной, и следствием уклонения от уплаты налогов следует признать внебанковский оборот наличных денежных средств. Специалисты отмечают в этой связи, что « Российской Федерации объективной реальностью является широкое использование операций как с рублевой, так и с валютной наличностью, не фиксируемой в бухгалтерском учете и отчетности. Следствием этого является: уход от налогов; снижение доходов бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов; ухудшение экономического положения законопослушных налогоплательщиков; криминализация государства в целом 1 . Даже относительно невысокая доля неучтенного наличного оборота позволяет предприятию практически полностью уйти от налога на прибыль, НДС и отчислений на социальное страхование.
Политические причины уклонения от налога связаны с регулирующей функцией налогов: посредством их государство проводит ту или иную социальную или экономическую политику. Лица, против которых направлена такая политика, путем неисполнения положений налогового законодательства оказывают определенное противодействие господствующей группе. Криминологический анализ причин широкого распространения налоговых правонарушений указывает на значительные изъяны проводимой налоговой политики, направленной прежде всего на осуществление фискальных, а не стимулирующих функций. Неудивительно поэтому, что сокрытие доходов становится естественным способом самозащиты тех, кто стремится развивать свою финансово-хозяйственную деятельность.
К сожалению, подобное настроение среди многих налогоплательщиков в России пока сохраняется.
Следует также отметить и прямую зависимость снижения налоговой дисциплины от общей политической ситуации в стране. В периоды резкого обострения кризиса государственной власти в России отмечается резкое снижение собираемости налогов из-за массового неисполнения налогоплательщиками своих обязанностей.
Немаловажным фактором, способствующим увеличению числа налоговых преступлений, является несовершенство и нестабильность налогового законодательства (правовая причина). В настоящее время нормативно-правовая база по вопросам налогообложения включает в себя большое число законов, указов, постановлений, инструкций и разъяснений. Дополнительные трудности создают постоянно вносимые изменения в действующее налоговое законодательство.
К правовым причинам относится и несовершенство отдельных налоговых механизмов. Практика свидетельствует, что наиболее уязвимым в этом смысле является механизм исчисления и уплаты налога на прибыль. Как уже отмечалось выше, преобладание преступлений, связанных с уплатой этого налога прежде всего объясняется наличием целого ряда исключений и изъятий, а также льгот по его уплате, которые незаконно используются. В наименьшей степени преступной деятельности подвержены имущественные налоги (налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц, земельный налог), так как сокрытие объектов недвижимости весьма затруднительно.
К числу организационных причин налоговой преступности прежде всего относятся недостатки во взаимодействии между органами налогового контроля, органами федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям, другими контролирующими и правоохранительными органами.
С организационными причинами уклонения от налогообложения тесно соприкасаются причины технического характера. К их числу прежде всего относят несовершенство форм и методов налогового контроля. К сожалению, пока еще типичными являются факты наложения налоговыми органами излишних штрафных санкций, незаконное привлечение к административной ответственности, нарушение порядка административного производства, провоцирование безнаказанности нарушителей налогового законодательства. В ряде случаев документальные и камеральные проверки проводятся неквалифицированно, поверхностно, их результаты оформляются некачественно. Разногласия и возражения плательщиков рассматриваются недостаточно внимательно и объективно.
К числу чисто технических причин мы относим и недостатки применения контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением. Очевидно, что обеспечение повсеместного применения современных контрольно-кассовых машин способно положительно повлиять на упорядочение наличного денежного обращения и усиление контроля за своевременностью и полнотой поступления денежных средств в бюджет. Однако, как показывает практика, эффективность этой работы все еще остается низкой.
Объективные причины налоговой преступности тесно взаимодействуют с субъективными. Последние являются не менее важными, а порой и определяющими в причинном комплексе детерминантов налоговой преступности. Субъективные причины порождаются негативным нравственно-психологическим фактором. Давно установлено, что нежелание населения оплачивать налоги проистекает от убеждения, что проволочкой и сопротивлением можно вовсе избежать их оплаты, и от подозрения, что обложение слишком велико, или что собранные суммы расхищаются или неправильно расходуются, или же что они неравномерно взимаются и распределяются. Уклонение же от уплаты налогов отечественных налогоплательщиков во многом определяется наличием острых противоречий между интересами государства и общества, с одной стороны, и новыми частными собственниками — с другой. Принято считать, что чуть ли не главным фактором, оказывающим негативное воздействие на настроения налогоплательщиков, являются недостатки отечественной налоговой системы. Однако представляется, что нравственно-психологический фактор налоговой преступности в значительной мере определяется не издержками налогообложения, а общей негативной нравственно-правовой атмосферой общества, стойким отрицательным отношением населения к налоговой системе вообще, доминированием корыстных мотивов в поведении преступников, а также пониженным уровнем их налоговой культуры.
«Клерк» Рубрика НК РФ
Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение регламентированы НК и КоАП РФ, хотя возможно привлечение и по УК (за существенные нарушения, которые признаются преступлениями). В статье найдете информацию о видах ответственности, к которой может быть привлечен нарушитель, и зависимости избираемого уполномоченным органом наказания от различных факторов.
Налоговые правонарушения — понятие и сущность
В частности, к ним относятся:
- несоблюдение порядка регистрации в ФНС в качестве налогоплательщика;
- непредставление документов, содержащих расчет размера обязательных платежей, или несоблюдение способа их передачи на проверку;
- ненадлежащее осуществление учета понесенных расходов и полученных доходов, ставшее причиной изменения размера облагаемой налогом базы;
- неуплата (полная или частичная) налогов;
- отказ от представления в ФНС отчетности и иной документации, необходимой налоговикам для исполнения контролирующих функций.
ВАЖНО! Нарушитель не может быть наказан, если прошло более 3 лет с момента совершения противоправного поступка (в случаях, зафиксированных ст. 120 и 122 НК РФ, — с момента завершения налогового периода).
- Наличие законодательной нормы, квалифицирующей такое деяние как правонарушение.
- Факт совершения такого деяния.
- Наличие документально зафиксированного решения уполномоченной инстанции о наказании нарушителя.
Лица, которые несут ответственность за налоговые правонарушения
Санкции к нарушителю, в соответствии со ст. 107 НК РФ, применяются вне зависимости от того, умышленно было совершено правонарушение или по неосторожности. Однако при этом очевидно, что наказание за умышленное несоблюдение требований законодателя будет более жестким, чем за нарушение, совершенное случайно.
Условия, которые должны выполняться при вынесении решения о применении санкций к гражданину или организации определяет ст. 108 НК РФ:
- Привлечь нарушителя к ответственности можно только в том порядке, который определен законом.
- Повторное привлечение лица к ответственности за одно и то же нарушение не допускается.
Смягчающие и отягчающие обстоятельства при привлечении к ответственности налогоплательщика за налоговые правонарушения
К таковым, согласно п. 1 ст. 112 НК РФ, относятся:
Однако суд может скорректировать наказание, налагаемое на нарушителя, не только уменьшив, но и увеличив его. Такое право суда закреплено в п. 4 ст. 114 НК РФ, в соответствии с которым размер штрафа увеличивается вдвое в том случае, если нарушение было совершено при отягчающем обстоятельстве. Им же, в соответствии с п. 2 ст. 112 НК РФ, признается факт повторного привлечения к ответственности за аналогичное противоправное деяние.
- Тяжелое семейное или личное положение.
- Наличие угрозы или принуждения со стороны третьих лиц.
- Наличие зависимости от третьих лиц, в силу которой нарушитель не мог не допустить несоблюдения требований законодателя.
Виды ответственности за налоговые правонарушения
Разделение противоправных деяний на разные категории и применение к ним разных видов ответственности обусловлено их разнообразным характером и различным размером ущерба, который влечет за собой их совершение. Именно поэтому помимо налоговой ответственности за налоговые правонарушения может возникать административная и уголовная.
К любому из перечисленных видов ответственности нарушитель может быть привлечен только в судебном порядке, причем вид судебной инстанции, в которую обращается налоговый орган, зависит от того, к какой категории относится налогоплательщик.
- в арбитражный суд, если нарушитель имеет статус ИП или является организацией;
- в суд общей юрисдикции, если закон был нарушен физлицом, не являющимся предпринимателем.
Меры ответственности за совершение налоговых правонарушений
В зависимости от вида нарушения штрафы могут иметь следующий размер:
- За несоблюдение порядка регистрации в ФНС — до 10 тыс. руб. (п. 1 ст. 116 НК РФ).
- За ведение деятельности без регистрации — 10% полученного дохода, но не меньше 40 тыс. руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ).
- За непредставление отчетных документов — 5% налога, который должен был быть включен в декларацию, за каждый месяц просрочки, но не более 30% и не менее 1 тыс. руб. (п. 1 ст. 119 НК).
- За несоблюдение способа передачи декларации в контролирующий орган — 200 руб. (ст. 119.1 НК РФ).
- За несоблюдение правил ведения учета:
- однократное — 10 тыс. руб.;
- совершенное на протяжении более чем одного налогового периода — 30 тыс. руб.;
- ставшее причиной изменения налоговой базы в сторону уменьшения — 20% суммы недоимки, но не меньше 40 тыс. руб. (ст. 120 НК РФ).
- За неуплату (полную или частичную) налога:
- неумышленную — 20% суммы недоимки;
- умышленную — 40%.
- За неисполнение обязанностей налогового агента — 20% суммы не удержанного с налогоплательщика налога.
Административная ответственность за налоговые правонарушения
К числу наиболее часто совершаемых правонарушений, за которые законом предусмотрена административная ответственность, относятся:
- Несоблюдение сроков сдачи отчетности (ст. 15.5 КоАП РФ). За это ответственному лицу придется заплатить в бюджет государства от 300 до 500 руб. (в некоторых случаях вместо штрафа может быть вынесено предупреждение).
- Непредставление в ФНС документов, необходимых для осуществления контроля (ст. 15.6 КоАП РФ). В этом случае законному представителю организации придется заплатить от 300 до 500 руб., должностному лицу госоргана — от 500 до 1 тыс. руб.
- Ненадлежащее ведение бухучета (ст. 15.11 КоАП РФ). За такое нарушение на ответственное лицо налагается штраф в размере от 5 до 10 тыс. руб. Такое же нарушение, совершенное повторно, наказывается денежным взысканием в размере от 10 до 20 тыс. руб. или лишением права на осуществление трудовой деятельности в занимаемой должности на срок от 1 года до 2 лет.
Уголовная ответственность за налоговые правонарушения
Критерием для определения тяжести преступления (и, как следствие, установления наказания) является размер причиненного ущерба. Во всех перечисленных ниже статьях он подразделяется на 2 категории: крупный и особо крупный. При этом для разных видов правонарушений значение, которому ущерб должен соответствовать для отнесения его к определенной категории, будет различным. Узнать точную сумму недоимки, при которой ущерб может быть признан крупным или особо крупным, можно в тексте статьи, устанавливающей санкцию за определенное правонарушение.
Факт неуплаты налогов в меньшем, чем установлено законодателем для крупного, размере не позволяет квалифицировать правонарушение как уголовное преступление. Однако это вовсе не означает, что нарушитель не будет привлечен к ответственности, т. к. обязанность по уплате штрафов, установленных административным законодательством, у него сохранится (в случае привлечения к административной ответственности).Ответственность по ст. 198 и 199 УК РФ
Если размер ущерба является крупным, нарушителю придется заплатить штраф в размере от 100 до 300 тыс. руб. В качестве альтернативы суд может вынести решение о взыскании средств, заработанных виновником за время от года до 2 лет, или приговорить его к принудительным работам (не более чем на год). В качестве крайней меры суд может лишить свободы на срок до года.
За уклонение, размер которого является особо крупным, нарушителя могут оштрафовать на сумму от 200 тыс. до 0,5 млн руб. или эквивалент его дохода за период от полутора до 3 лет. Кроме того, суд может привлечь виновного к принудительным работам продолжительностью до 3 лет или лишить свободы на такой же срок.
В ст. 199 УК РФ устанавливается ответственность за аналогичное нарушение закона, совершенное организацией. Санкция для руководителя в этом случае более жесткая: за ущерб в крупном размере нарушителя оштрафуют на сумму от 100 тыс. до 0,5 млн руб. или лишат дохода за период от года до 2 лет. Кроме того, суд может принять решение о его привлечении к принудительным работам (не более чем на 2 года), арестовать его (до полугода) или лишить свободы на срок до 2 лет.По какой статье УК РФ возникает ответственность налогового агента
Если размер недоимки соответствует статусу особо крупного, осужденному придется выплатить штраф в размере от 200 тыс. до 0,5 млн руб. или в размере дохода за промежуток времени от 1 до 2 лет. В качестве альтернативного наказания суд может вменить обязанность по исполнению принудительных работ (не более чем на 5 лет) или лишить нарушителя свободы на срок до 6 лет. Дополнительным наказанием может стать наложение запрета работать на определенной должности продолжительностью до 3 лет.
Ответственность по ст. 199.2 УК РФ
В случае если размер активов предпринимателя, утаенных им от налоговиков, является крупным, суд может вынести решение о наложении на него штрафа в размере от 200 тыс. до 0,5 млн руб. или дохода, который он может получить в течение промежутка времени от полутора до 3 лет. Кроме того, суд вправе привлечь виновника к принудительным работам продолжительностью до 3 лет или лишить его свободы на тот же срок. В качестве дополнительной меры воздействия возможно принятие решения о запрете на выполнение осужденным определенных трудовых функций на срок до 3 лет.
Итак, ответственность, к которой привлекается лицо, допустившее нарушение налогового законодательства, может быть налоговой, административной и даже уголовной. Вид санкции и порядок ее применения зависит от того, какое именно действие (или бездействие) было совершено нарушителем, а также от размера ущерба, который он причинил государству.
1. Общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений регламентируются нормами в гл. 15 части первой НК РФ.
Легальное определение налогового правонарушения содержится в ст. 106 НК РФ, согласно которой это виновно противоправное (то есть совершенное в нарушение законодательства РФ о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и их представителей, за которое НК РФ установлена ответственность.
2. Элементами налогового правонарушения являются:
^ Объект налогового правонарушения (публичный правопорядок в сфере налогообложения - урегулированные и защищенные действующим правом общественные ценности и блага, которым наносится вред соответствующим противоправным действием или бездействием).
Объективная сторона налогового правонарушения (противоправное действие либо бездействие субъекта правонарушения, за которое нормами НК РФ установлена ответственность, его юридически нежелательные результаты для публичного правопорядка в сфере налогообложения и юридически значимая причинная связь между ними). Такое действие либо бездействие именуется также событием налогового правонарушения.
Субъективная сторона налогового правонарушения (юридическая вина правонарушителя в форме умысла или неосторожности).%/ Субъект налогового правонарушения (деликто способное лицо, совершившее правонарушение, - налогоплательщик, налоговый агент, лица, содействующие осуществлению налогового
контроля (эксперт, переводчик, специалист) и т. д.). В дальнейшем данное лицо, совершившее правонарушение, и становится субъектом ответственности.
3* Круг субъектов, которые могут быть привлечены к ответственности за нарушение налогового законодательства РФ, очерчен ст. 107 Н К РФ. Это:
физические лица (вменяемый и достигший 16-летнего возраста);
организации.4. Важнейшие принципы установления и применения к участникам налоговых правоотношений ответственности за совершение налоговых правонарушений:
принцип законности;
принцип однократности наказания;
принцип персональной ответственности руководителя организации за нарушение налогового законодательства РФ;
принцип неотвратимости уплаты законно установленного налога;
презумпция невиновности налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента).5. В соответствии со ст. 109 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
отсутствует событие налогового правонарушения;
отсутствует вина лица в совершении налогового правонарушения;
совершено деяние, содержащее признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния 16-летнего возраста;
истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.6. Мерой ответственности за совершение налогового правонарушения являются налоговые санкции в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных за конкретное правонарушение статьями глав 16 и 18 части первой НК РФ.
При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК РФ за совершение налогового правонарушения.
7. Обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения:
совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств (применяется только к ответственности налогоплательщика - физического лица);
совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости (угроза и принуждение могут рассматриваться в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность организации в случае, если под влиянием этих обстоятельств действовал, например, руководитель организации);
иные обстоятельства, которые налоговым органом или судоммогут быть признаны смягчающими ответственность. Признавать обстоятельства смягчающими вправе как налоговый орган при применении налоговой санкции, так и суд при рассмотрении иска о ее взыскании. Но учет смягчающих обстоятельств не должен привести к полному освобождению правонарушителя от ответственности.
8. Срок исковой давности взыскания налоговой санкции по тре
бованиям налоговых органов составляет 3 месяца. По общему правилу, этот срок исчисляется со дня составления акта о налоговом правонарушении (или дня, когда такой акт должен был быть составлен).
Административная ответственность
А дминистративным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст. 2.1 КоАП РФ). Административная ответственность в области налогов и сборов предусмотрена статьями 15.3–15.6, 15.11 КоАП РФ.
Субъектами административной ответственности являются должностные лица организации в случае совершения ими административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. При этом под должностным лицом организации понимается лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции: руководители и другие работники (ст. 2.4 КоАП РФ). Административная ответственность, установленная ст. 15.3–15.9, 15.11 КоАП РФ, не применяется к индивидуальным предпринимателям (примечание к ст. 15.3 КоАП РФ). Это объясняется тем, что лицо не может быть привлечено к ответственности дважды за одно и то же правонарушение. Поскольку составы правонарушений схожи с установленными НК РФ, предприниматель может быть привлечен только по НК РФ. Что касается организаций, то сами организации, как указано выше, могут быть привлечены за нарушение законодательства о налогах и сборах по НК РФ, а их должностные лица – по КоАП РФ.
Для целей административного законодательства под должностным лицом понимается не только генеральный директор организации или главный бухгалтер. Это может быть и другой сотрудник, если обязанность по представлению налоговой отчетности возложена на него должностной инструкцией, приказом, распоряжением, иным локальным нормативным актом – иными словами, лицо, в чьи должностные обязанности входит осуществление данной функции (ст. 2.4 КоАП РФ). На это обстоятельство обращают внимание и суды, исследуя вопрос о законности привлечения к административной ответственности руководителя организации-налогоплательщика. Примером тому является в том числе постановление Московского городского суда от 13.03.2009 № 4а452/09.
Кроме того, КоАП РФ не относит к субъектам данного правонарушения индивидуальных предпринимателей (граждан).
Анализируя вопрос о правоприменении ст. 15.5 КоАП РФ, нельзя не остановиться на следующей типичной ошибке, встречающейся при рассмотрении дел данной категории. Иногда правонарушение, состоящее в пропуске срока представления налоговой декларации, квалифицируется в целях привлечения к административной ответственности как предусмотренное ст. 15.6 КоАП РФ. Однако такая квалификация неправомерна, поскольку анализируемая норма является, по сути, специальной по отношению к норме ст. 15.6 КоАП РФ, устанавливающей ответственность в целом за «непредставление в установленный … срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы и органы государственного внебюджетного фонда оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде». С необходимостью разграничения данных составов соглашается и судебная практика, что следует, например, из Обзора практики рассмотрения мировыми и федеральными судьями Пермского края дел об административных правонарушениях за 2008 г., утв. на заседании Президиума Пермского краевого суда 27.02.2009. Аналогичные выводы нашли отражение и в п. 2 раздела II Бюллетеня судебной практики Свердловского областного суда по делам об административных правонарушениях, утв. постановлением Президиума Свердловского областного суда от 28.10.2009.
Читайте также: