Обмен налоговой информацией с украиной

Опубликовано: 15.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Приказ Федеральной налоговой службы от 3 ноября 2020 г. N ЕД-7-17/788@ “Об утверждении Перечня государств (территорий), с которьми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией”

В соответствии с пунктом 1 статьи 142.3 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3824; 2017; № 49, ст. 7312) и пунктом 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 40, ст. 3961; 2017, № 15, ст. 2194), в целях обеспечения исполнения международных обязательств Российской Федерации по вопросам налогообложения и взаимной административной помощи по налоговым делам и в связи с изменением состава юрисдикции по международному автоматическому обмену финансовой информацией с Российской Федерации приказываю:

1. Утвердить Перечень государств (территорий), с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией, согласно приложению к настоящему приказу.

2. Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации и начальникам (исполняющим обязанности начальника) межрегиональных инспекций Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам довести настоящий приказ до нижестоящих налоговых органов и обеспечить его применение.

3. Признать утратившим силу приказ ФНС России от 21.11.2019 № ММВ-7-17/582@ "Об утверждении Перечня государств (территорий), с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией, и о признании утратившим силу приказа ФНС России от 04.12.2018 № ММВ-7-17/784@" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24.12.2019, регистрационный номер 56967).

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, координирующего работу по двустороннему и многостороннему международному сотрудничеству по налоговым вопросам.

Руководитель Федеральной
налоговой службы
Д.В. Егоров

Зарегистрировано в Минюсте РФ 9 декабря 2020 г.

Приложение
к приказу ФНС России
от 03.11.2020 г.
N ЕД-7-17/788@

Перечень
государств (территорий), с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией

Государства Территории
1. Австралия 1. Бермуды
2. Андорра 2. Виргинские Острова,
3. Австрия Британские
4. Антигуа и Барбуда 3. Гибралтар
5. Азербайджан 4. Гонконг
6. Аргентина 5. Гренландия
7. Аруба 6. Кюрасао
8. Багамы 7. Макао
9. Барбадос 8. Монтсеррат
10. Бахрейн 9. Острова Кайман
11. Белиз 10. Острова Кука
12. Бельгия 11. Острова Теркc и Кайкос
13. Болгария 12. Фарерские острова
14. Бразилия
15. Вануату
16. Венгрия
17. Гана
18. Германия
19. Гренада
20. Греция
21. Дания
22. Доминика
23. Израиль
24. Индия
25. Индонезия
26. Ирландия
27. Исландия
28. Испания
29. Италия
30. Катар
31. Кипр
32. Китай
33. Колумбия
34. Корея, Республика
35. Коста-Рика
36. Кувейт
37. Латвия
38. Ливан
39. Лихтенштейн
40. Люксембург
41. Маврикий
42. Маршалловы острова
43. Малайзия
44. Мальта
45. Мексика
46. Монако
47. Науру
48. Нигерия
49. Нидерланды
50. Новая Зеландия
51. Норвегия
52. Объединенные Арабские Эмираты
53. Пакистан
54. Панама
55. Польша
56. Португалия
57. Румыния
58. Самоа
59. Сан-Марино
60. Саудовская Аравия
61. Сейшелы
62. Сент-Винсент и Гренадины
63. Сент-Люсия
64. Сент-Китс и Невис
65. Сингапур
66. Словакия
67. Словения
68. Турция
69. Уругвай
70. Финляндия
71. Франция
72. Хорватия
73. Чехия
74. Чили
75. Швейцария
76. Швеция
77. Эстония
78. Южная Африка
79. Япония

Обзор документа

ФНС обновила перечень государств и территорий, с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией. В новый список вошли в т. ч. Нигерия и Турция.

Одна из новых «страшилок» для собственников бизнеса и распорядителей по счетам — автоматический обмен налоговой информацией (Automatic Exchange of Information) между государствами. Его цель - борьба с уклонением от уплаты налогов путем сокрытия счетов в офшорах.

Одна из новых «страшилок» для собственников бизнеса и распорядителей по счетам — автоматический обмен налоговой информацией (Automatic Exchange of Information) между государствами.

Когда Украина присоединится к системе, и как скоро информация о счетах украинцев за рубежом станет доступна налоговым органам, «Минфину» рассказала аналитик Практики МБА ЮК Juscutum Лилия Басюк.

Клиентам швейцарских банков уже приходят «письма счастья» о том, что с 30 июня 2019 года банки будут подавать информацию по счетам клиентов в Федеральное налоговое управление. Это означает, что в последующем сведения о счетах украинцев в швейцарских банках станут доступными украинским налоговым органам.

Автоматический обмен информации AEOI осуществляется согласно стандарта CRS (Common Reporting Standard), т.е. правил обмена информацией между налоговыми органами различных стран.

Основные понятия, которые устанавливает CRS – это:

— критерии подотчетности счета (т.е. по каким счетам будет предоставляться информация);

— определение налоговой резидентности владельца счета;

— непосредственно процедуру обмена информацией.

Целью процедуры обмена является выявление скрытых (незадекларированных) доходов и их последующее налогообложение в стране налоговой резидентности выгодополучателя (бенефициарного собственника).

До принятия CRS налоговые органы могли запрашивать информацию о финансовых активах своих гражданах у других стран только в рамках заключенных международных соглашений об избежании двойного налогообложения, и при этом:

запрос необходимо было инициировать в ручном режиме;

налоговой службе нужно было знать в какой стране у налогоплательщика есть счета и в каком конкретно банковском учреждении;

запрос подавался исключительно в рамках заключенных двусторонних соглашений, в частности об избежании двойного налогообложения (оффшорные юрисдикции обычно не входили в круг запросов);

выполнение запроса другой страной занимало длительное время и выполнялось исключительно при соблюдении процедуры инициирования запроса.

Нововведения по CRS

Теперь CRS кардинально меняет ситуацию. Так, например, если у кипрской торговой компании открыты счета в Швейцарии, при этом обе страны являются участниками CRS — Кипр с 2017 года, а Швейцария с 2018, в рамках Стандарта обмена информацией налоговые органы Кипра будут ежегодно получать информацию о состоянии счета кипрской компании на конец года. А если кипрская компания получает в основном пассивные виды доходов — дивиденды, проценты, роялти, доход от управления недвижимостью, то сведения об остатках на счетах будут отправлены в страну конечного бенефициара (контролера) кипрской компании.

Информация будет собираться финансовыми учреждениями – а это банки, финансовые компании, депозитарные, брокерские, страховые компании.


В рамках сбора такой информации банки (и другие финучреждения) будут присылать Форму подтверждения статуса налогового резидента для юридических лиц. В Форме, кроме общих данных по компании, определяется тип юридического лица (по аналогии с формами для целей FATCA).

Компании должны быть классифицированы как:

  • Финансовое учреждение – инвестиционная компания (в качестве опции — с местом нахождения в неучаствующей юрисдикции)
  • Финансовое учреждение – депозитное, депозитарное или страховая компания
  • Активная NFE – корпорация, акции которой торгуются на рынке ценных бумаг, либо аффилированное с ней лицо
  • Активная NFE – правительственная организация
  • Активная NFE – международная организация
  • Активная NFE – не попадающая под три пункта выше (например, некоммерческая или вновь созданная NFE)
  • Пассивная NFE – остальные типы компаний, обычно это холдинговые компании и владельцы IP-прав. У такой компании более 50% валового дохода за предшествующий год или за другой соответствующий период является пассивным доходом, при этом более 50% активов, принадлежащих компании, генерируют пассивный доход.

Список стран, которые согласились на введение AEOI постоянно обновляется на сайте: http://eoi-tax.org.

И хотя украинцев эти нововведения пока непосредственно не касаются, поскольку Украина еще официально не задекларировала дату присоединения к стандартизированному автоматическому обмену, кулуарно поговаривают, что информация за 2019 год уже попадет в обмен. На сегодняшний день среди «аутсайдеров» осталось всего 45 стран, в т.ч. Армения, Грузия, Молдова, Черногория, Македония, Сербия, Доминиканская Республика, Египет, Филиппины, Таиланд и Украина. Поскольку наше государство держит уверенный курс на евроинтеграцию, решение о начале обмена может быть принято молниеносно.

Благодаря Стандарту автоматического обмена налоговым ведомствам Украины станет известно о счетах в зарубежных банках, прямо или косвенно принадлежащих резидентам Украины, и суммах остатков на этих счетах. Изменениями в Налоговый кодекс предусмотрена отчетность по Контролируемым Иностранным Компаниям (КИК). Вместе с ней (в рамках законопроекта «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины с целью имплементации Плана противодействия размыванию базы налогообложения и выведению прибыли из-под налогообложения») фискальные органы получат колоссальный массив данных о налогоплательщиках. Это позволит не только выявить объем финансовых средств украинцев на зарубежных счетах, но и принять меры по взысканию налогов в случае выявления незадекларированных доходов. А это может стать существенной частью дохода бюджета страны на 2020 год.

Как работает обмен налоговой информацией в мире и присоединится ли к этой системе Украина в этом году, «Минфину» рассказала менеджер налогово-юридического департамента компании Делойт в Украине Светлана Тутовская.

Налоги, финансы, крупные компании, обмен информацией

Как и почему возник обмен налоговой информацией

Вопрос налогообложения прибыли является одним из главных для международного сообщества и мотивирует к поиску эффективных решений по борьбе с уклонением от налогообложения и размыванием налоговой базы.

В условиях мировой экономической интеграции и конкурентных предложений от ряда юрисдикций минимизировать налоговую нагрузку для физических и для юридических лиц создается достаточно напряженная ситуация, в которой многие страны становятся более чувствительными к вопросам «налоговой справедливости».

Односторонние попытки стран защитить свои налоговые базы, с одной стороны создавали излишнее административное бремя для бизнеса, а с другой — стимулировали другие страны создавать новые возможности уклонения от налогообложения.

Именно поэтому государства стали заключать двусторонние соглашения c конкретными условиями и объединять усилия, используя опыт таких международных структур как Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Одним из инструментов сотрудничества государств и их налоговых органов стал обмен налоговой информацией, который обретал разные формы и на данный момент преобразовался в общий стандарт автоматического обмена информацией — Common Reporting Standards (CRS), прийти к которому хотят многие страны.

Как регулируется обмен налоговой информацией

Чтобы понять, как глобальные налоговые процессы влияют и будут влиять на выработку Украиной национальных «налоговых решений», важно разобраться в истории таких процессов и в правовых механизмах обмена налоговой информацией.

Международное регулирование обмена налоговой информацией начало развиваться задолго до имплементации государствами-участниками стандарта CRS. Поскольку такой обмен изначально осуществлялся только по принципу взаимности, основанием для него выступали многосторонние и двусторонние соглашения, которые можно классифицировать следующим образом.

1. Двусторонние соглашения:

  • договоры об избежании двойного налогообложения (Double Tax Treaty);
  • договоры об обмене налоговой информацией (Tax Information Exchange Agreement);
  • договоры о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства;
  • договоры о сотрудничестве и обмене информацией в области борьбы с нарушениями налогового законодательства.

2. Многосторонние соглашения по вопросам обмена налоговой информацией.

При этом, если в договорах об избежании двойного налогообложения нормы об обмене налоговой информацией являются только частью предмета договора, то соглашения об обмене налоговой информацией полностью посвящены такому инструменту сотрудничества как обмен сведениями о налогоплательщиках и их транзакциях между государствами.

Что касается многосторонних соглашений, в первую очередь стоит обратить внимание на Конвенцию о взаимной административной помощи по налоговым спорам (Multilateral Convention on Mutual Administrative Assistance in Tax Matters, MCMAA) 1998 года. Изначально она не пользовалась популярностью, так как государства самостоятельно заключали двусторонние соглашения об обмене налоговой информацией и взаимной административной помощи, в том числе с офшорными юрисдикциями.

Позже мировое сообщество все-таки осознало, что отдельные соглашения между государствами не способствуют улучшению показателей по выявлению доходов в желаемых объёмах, и внимание было сосредоточено на использовании именно многостороннего соглашения между странами.

В итоге свое развитие получила статья 6 Конвенции, предусматривающая автоматический обмен налоговой информацией. В 2014 году на основе этой нормы ОЭСР разработала стандарт CRS, который является всеобъемлющим относительно лиц и государств и предполагает оперативный, а порой моментальный автоматический обмен информацией, которая будет доступна в единой базе данных по любому подотчетному лицу.

По состоянию на 31 декабря 2020 года, к Стандарту присоединились 110 юрисдикций.

Украина как член Секретариата Глобального форума по прозрачности и обмену налоговой информацией, а также как государство, которое присоединилось к Конвенции в 2004 году (документ ратифицирован ВРУ и вступил в силу в 2009 году), получила возможность осуществлять взаимное налоговое сотрудничество не только с ключевыми юрисдикциями, присоединившимися к Конвенции, но и с офшорными территориями.

Например, недавно Великобритания, Нидерланды и Дания распространили действие Конвенции на ряд своих территорий, обмен информацией с которыми ранее был невозможен. В этот перечень вошли в том числе Британские Виргинские острова, Каймановы острова, Гибралтар и остров Мэн.

Можно сделать вывод, что у Украины всегда было достаточно оснований получать информацию точечно в отношении отдельного физического или юридического лица. И даже если Украина пока не осуществляет обмен информацией в автоматическом режиме по стандарту CRS, другие юрисдикции готовы предоставлять нам такую информацию на паритетной основе по упомянутым выше двусторонним договорам о налоговом сотрудничестве или на основании Конвенции.

Что предусматривает стандарт автоматического обмена налоговой информацией

CRS обязывает банки, другие финансовые учреждения (кредитные союзы, микрофинансовые организации, инвестиционные структуры, некоторые виды страховых компаний, брокеров, депозитариев ценных бумаг) передавать налоговым органам следующую информацию:

  • о счетах физических лиц стран-участниц, если владелец счета является налоговым резидентом юрисдикции, с которой осуществляется автоматический обмен информацией — так называемые подотчетные лица (Reportable Person);
  • о счетах компаний, фондов, трастов в случае, если компания контролируется одним или несколькими подотчетными лицами либо оперирует доходами из пассивных источников (роялти, дивиденды, проценты) или контролируется так называемой пассивной нефинансовой структурой (Passive Non-Financial Entity).

По каждому «подотчетному счету» собирается и передается следующая информация.

  1. В отношении физического лица: подробности о владельце счета (полное имя, адрес проживания, юрисдикция налоговой резидентности, налоговый номер, дата и место рождения), номер и валюта счета, поступления за отчетный период и остаток на счете на конец отчетного периода, подробная информация о финансовом учреждении, в котором открыт счет.
  2. В отношении юридического лица: название компании, адрес налоговой резидентности, налоговый номер, а также финансовая информация (номер и валюта счета, текущий баланс, полученная выручка от коммерческой деятельности, подробная информация о финансовом учреждении, в котором открыт счет), данные о контролирующем лице компании (полное имя, адрес проживания, юрисдикция налоговой резидентности, налоговый номер, дата и место рождения), а также его счете, в случае, если более 50% дохода компании составляет пассивный доход.

При этом в указанный перечень не включаются сведения об источнике происхождения денежных средств, однако их можно получить по дополнительному запросу.

Кроме этого, каждая юрисдикция вправе предоставить банку возможность не проводить процедуры due diligence в отношении счетов клиентов с агрегированным балансом менее 250 тыс. долларов США на конец года.

Важно понимать, что главным индикатором для обмена налоговой информацией является именно резидентность подотчетного лица, а не его гражданство (для физических лиц), и именно от этого зависит то, куда далее будет направлена собранная информация.

В отношении трастов предусмотрено особое регулирование. Контролирующими лицами, которые попадают в обмен, являясь налоговыми резидентами стран-участниц обмена, считаются: трастовый управляющий (трасти), протектор, бенефициары, иные лица, осуществляющие эффективный контроль над управлением траста.

Следует отметить, что CRS определяет контролирующими всех лиц траста, вне зависимости от полномочий, зафиксированных в трастовом соглашении. Налоговую резидентность траста определяют по месту резидентности трасти, если национальное законодательство не содержит иных правил. Касательно дискреционных трастов, в обмен попадают только те бенефициары, в пользу которых фактически было сделано распределение дохода.

Стоит отметить, что автоматический обмен между странами возможен при соблюдении всех следующих условий.

Договаривающиеся страны обмена:

  • участницы Конвенции о взаимной административной помощи (Multilateral Convention on Mutual Administrative Assistance in Tax Matters),
  • участницы многостороннего или двустороннего соглашения об автоматическом обмене.
  • приняли национальное законодательство, разрешающее автоматический обмен,
  • обеспечивают должную защиту информации, передаваемую в рамках автоматического обмена.
  • подали специальное уведомление о сроках первого обмена вместе со списком стран, с которыми планируется производиться такой обмен.

«Спонтанный обмен» налоговой информацией и как он работает

Существует еще одна грань обмена финансовой информацией — дополнительные договоры о спонтанном обмене.

Например, Украина и Королевство Нидерландов подписали дополнительное Рабочее соглашение о спонтанном обмене информацией 3 апреля 2002 года.

Контролирующие органы Украины и Нидерландов должны предоставлять друг другу без предварительного запроса информацию, «которая может составлять интерес для правильного налогообложения резидентов обеих стран» и может включать сведения о выплатах в виде дивидендов, процентов, роялти, директорских гонораров, вознаграждения за независимые услуги, комиссионные и подобные выплаты.

Также страны-участницы информируют друг друга о своих методах сбора и обмениваются опытом в отношении возможных способов применения полученной информации.

Новый уровень налогового сотрудничества для себя также определили Украина и Королевство Бельгии, заключив, после Конвенции об избежании двойного налогообложения, соглашение в сфере обмена данными и одновременных проверок (17 марта 2003 года).

Оно определяет, что спонтанный обмен информацией может касаться смены места проживания физического лица одного из договорных государств, данных об уплаченных налогах, передачи средств в группе компаний, других данных, которые дают возможность корректно определить размер необходимых налогов.

Также стороны указанного договора достигли согласия о том, что могут одновременно и независимо, каждая на территории своего государства, проверять «налоговую ситуацию» одного или нескольких плательщиков налогов, которые представляют для них общий и взаимодополняющий интерес ввиду подозрений на наличие очевидных приемов уклонения от уплаты налогов, незадекларированных доходов, транзакций с «налоговыми гаванями».

Примечательно, что подобные соглашения о спонтанном обмене вступают в силу с момента их заключения, чем дополнительно оправдывают свое название.

Также следует обратить внимание на Стандарт о спонтанном обмене информацией со странами в низконалоговых юрисдикциях (Substantial Activities in No or Only Nominal Tax Jurisdictions), утвержденный ОЭСР 15 октября 2019 года. Он содержит подробную информацию об обстоятельствах, приводящих к обмену, информацию, которая подлежит обмену, и юрисдикции, которые будут обмениваться.

Спонтанный обмен информацией будет основан на Конвенции, договорах об обмене налоговой информацией или двухсторонних соглашениях, которые предусматривают спонтанный обмен информацией.

Стандарт предусматривает раскрытие информации безналоговой или низконалоговой юрисдикцией в страну резидентства конечного бенефициара. Это возможно при условии, что компания не выполняет требования по экономической сущности, трудоустройству реальных сотрудников, наличии реального офиса и другие, предусмотренные в конкретной юрисдикции.

Раскрытию и обмену подлежит название и адрес компании, вид дохода, имя бенефициара и размер дохода. После получения указанной информации, юрисдикция-получатель информации может сделать запрос на получение дополнительной информации.

Что приближает Украину к введению обмена финансовой информацией

Чтобы Украина присоединилась к международной сети многостороннего автоматического обмена информацией, законодатель должен запустить второй раунд упрощения порядка раскрытия банковской тайны (для расширения возможностей налоговым органам получить доступ к счетам физических лиц), а также разработать нормативно-правовые акты касательно формы и порядка подачи отчетности, перечня подотчетных финансовых учреждений и правил идентификации подотчетных счетов.

Не лишним будет выбрать стран-партнеров, пройти необходимые проверки Глобального форума ОЭСР, автоматизировать и установить техническое обеспечение для запуска процессов сбора и обмена информацией и сохранять ее конфиденциальность.

По данным Стратегии развития финансового сектора Украины до 2025 года, Глобальный форум ОЭСР должен оценить соблюдение Украиной требований конфиденциальности и защиты информацией для целей автоматического обмена (результаты ожидаем уже в ближайшее время), а выполнение мер технического характера, необходимых для осуществления автоматического обмена информацией, — до конца 2022 года.

Это означает, что в случае положительного решения, данные об остатках на счетах в иностранных банках и полученных доходах (в частности, проценты по депозитам) физических лиц — налоговых резидентов Украины — по состоянию на 31 декабря 2022 года будут раскрыты налоговым органам Украины. И, как следствие, возможны обращения контролирующего органа с вопросами об источниках происхождения денежных средств и их должного декларирования и налогообложения в Украине.


По заявлениям министра финансов Украины Александра Данилюка, Украина будет готова к автоматическому обмену информацией в рамках единого Стандарта ОСЭР к 2020 году. Первые данные будут собраны за 2019 год. Однако не все согласны с оптимизмом министра и видят множество препятствий на пути к цели.

Украина стремится к автоматическому обмену информацией

На встрече с представителя Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) министр финансов Украины Александр Данилюк сообщил, что Украина планирует присоединиться к автоматическому обмену налоговой информацией. Первый обмен по планам должен осуществиться в 2020 году за 2019 год.

При этом министр признаёт, что работы предстоит много: изменить законодательство, подписать соглашения с международными партнёрами. Путь Украины к обмену длиннее, чем у России: ей необходимо подписать базовые соглашения, в том числе Многостороннюю конвенцию по обмену информацией; внести изменения в законы о личных данных, об обмене информацией; выстроить двухсторонние отношения в рамках многосторонней конвенции.

На всё про всё у Украины 2 года. Успеет или нет? Представители заявили о поддержке выбранного Украиной направления. Посмотрим, что будет на практике.

Скептики не верят в быстрый успех

Кабинет министров настроен оптимистично, однако велико число скептиков. Одной из серьёзных причин, почему Украина не успеет подготовиться к обмену в 2020 году, называют объём серой экономики. По разным оценкам 50% экономики работает в тени, собрать информацию об этой части практически не представляется возможным, особенно, если не менять экономическую ситуацию в целом, что получается не слишком эффективно на протяжении уже нескольких лет.

При этом даже скептики уверены, что со временем Украина, как и другие страны СНГ и мира, перейдёт на Единый Стандарт обмена информацией. На данный момент это реализовать непросто, но постепенно придут к этому.

Почему? Потому что это выгодно практически любому государству. Налоговые органы получают информацию о резидентах своей страны, сверяют её с тем, что написано в декларации и при необходимости доначисляют налоги. Выигрывает казна и государство в целом, поскольку контролирует финансовую жизнь граждан повсеместно, независимо от того, куда люди переводят личные активы.

Однако, чтобы добиться финансового результата, необходимо выполнить ряд жёстких условий. Как показала практика, даже развитые экономики мира делятся данными не со всеми подряд, а лишь с ограниченным кругом стран. Многостороннюю конвенцию подписало более 100 стран, но самое большое число партнёров по обмену – около 50, причём больше всего партнёров у стран ЕС, которые обмениваются данными между собой, плюс с некоторыми другими.

Украине же до этого необходимо дойти, прежде, чем ей действительно предоставят данные. Обещания поддержки — это совсем не значит свобода доступа к чему бы то ни было. Тем более Украину уже некоторое время назад таким образом вводили в заблуждение с ассоциацией с ЕС, с безвизовым проездом и многими другими обещаниями.

Готовимся к автоматическому обмену

При этом готовиться к автоматическому обмену стоит заранее: он наступит в любом случае. Даже если это случится не в 2020 году, то в 2025 или другом обязательно станет реальностью. Как говорилось выше, прямая выгода государствам на лицо: контроль и деньги интересуют их гораздо больше, чем всё остальное.

Кратко напомним, в чём суть автоматического обмена.

После введения закона FATCA в США, который в одностороннем порядке требовал предоставлять данные об американских вкладчиках, другие страны заинтересовались данным подходом. В отличие от США, ОЭСР предложила вариант взаимного обмена: обе стороны должны быть готовы предоставлять данные друг другу.

Благодаря нескольким международным соглашениям и изменению локальных законов, получается следующая система:

  • Банки собирают информацию о вкладчиках и выделяют среди них нерезидентов. Иными словами, если украинец, проживающий на Украине открыл в Германии счет, то немецкий банк соберёт о нём необходимую информацию;
  • Среди собранной информации указываются не только личные данные, но и то, сколько денег на счету было и стало;
  • Пакет информации о нерезидентах передаётся в местную налоговую службу, которая отправляет её в те страны, с которыми заключены соглашения и чьи резиденты оказались вкладчиками в иностранных банках;
  • После этого принимающая сторона сравнивает полученные данные с теми, что предоставил налоговый резидент и делает вывод: доначислять налоги или нет.

Система работает автоматически и ежегодно. До конца сентября каждая страна, которая включилась в систему, обязана отослать данные за предыдущий год. Так что те страны, которые начали обмен в 2017 году переслали коллегам информацию за 2016 год.

Россия планирует подключиться к обмену с 2018 года, т.е. передать и получить информацию за 2017 год. Украина поставила сроком 2020 год, значит собирать данные будет за 2019 год.

Для того, чтобы быть готовым к автоматическому обмену, необходимо привести собственные активы в порядок. Любой незадекларированный иностранный банковский счет, не задокументированная сделка по покупке-продаже недвижимости и неправильно структурированная оффшорная компания способны стать в ближайшем будущем источником неприятностей.

Пришла пора привести дела в надлежащий вид, добиться максимальной прозрачности и легальности для каждого актива. В ином случае велика вероятность получить штраф или даже лишиться накопленных сбережений.

Какие существуют варианты для защиты активов? Обращайтесь за комплексным решением к консультантам портала: info@offshore-pro.info.

Читайте другие интересные статьи портала InternationalWealth.info:

После принятия нашумевшего Закона 1210, бизнесу удалось договориться с правительством относительно переноса сроков предоставления отчетности по КИК и введения правил в отношении контролируемых иностранных компаний.…

В конце весны 2020 года в Украине введены новые правила обложения налогом прибыли контролируемых иностранных компаний (КИК) согласно положениям Закона № 466-IX от 16.01.2020 г.…

Капиталы и компании постоянно мигрируют на территории, где можно получить максимально высокую производительность и налоговые преференции. Многие островные государства создали эффективную финансовую систему, сам же…

Мы поможем Вам купить готовый оффшор быстро и конфиденциально из любого города Украины. Вы можете заказать оффшорную компанию под свои бизнес интересы, не выезжая из…

Выход в оффшор – единственная альтернатива сделать бизнес конкурентоспособнымОффшорная компания – лучший инструмент для импортёров УкраиныПреимущества оффшорной компании перед украинской компанией-резидентомЧто нужно знать…

Электронная система PayPal активно используется в e-commerce для совершения разнообразных платежей и приема онлайн-оплаты. Сотрудничество с компанией позволяет объединить продавцов и покупателей со всего мира,…

Если рассматривать закон Украины «О платежных системах и переводе средств», bitcoin и другие виды цифровых активов не подпадают ни под одно определение. Аналогично нельзя идентифицировать…

Преступления в виртуальном пространстве стали одной из популярных тем в последние годы. Это касается всех стран, в том числе Украины, где в 2015 году был…

фото pixabay.com | «Мы о многом знаем». Налоговая отследила зарубежные счета россиян

ФНС владеет информацией о более чем 700 тыс. зарубежных счетах россиян. На них хранится не менее 13 трлн руб., привел цифры на Гайдаровском форуме замглавы Федеральной налоговой службы Дмитрий Вольвач.

По его словам, за рубежом деньги хранят 400 тыс. налоговых резидентов – юридических и физических лиц. Данные о них поступают благодаря международному соглашению об автоматическом обмене налоговой информацией, которое Россия подписала в 2016 г. За счет этого ФНС знает реальную картину глобальной деятельности российских холдингов, а также может оценить размер и структуру иностранных активов российских налогоплательщиков.

Дмитрий Вольвач указал, что российские резиденты хорошо себя ведут. «Мы много чего интересного узнали. Но если сравнивать с той базой, которую сейчас мы видим, я могу высоко отозваться об уровне комплаенса наших уважаемых российских налогоплательщиков. Доля выявляемых нами несоответствий очень невелика по сравнению с тем количеством активов и счетов, которые мы видим и которые к нам поступают от наших зарубежных партнеров», – пояснил он.

В рамках CRS (Common Reporting Standard, стандарт автоматического обмена финансовой информацией для налоговых целей) организации финансового рынка обязаны проводить процедуры по выявлению среди своих клиентов лиц, которые являются иностранными налоговыми резидентами, а также лиц без налогового резидентства и направлять данные сведения в компетентный орган своей страны.

«Мы собираем с наших партнеров информацию о финансовых счетах налоговых резидентов РФ, которые открыты в организациях финансового рынка по всему миру. Это не хорошо и не плохо, что у людей есть зарубежные активы, задача стандарта – приучить и бизнес, и физлиц к одной простой мысли: для того, чтобы налоговое и бюджетное законодательство, международные стандарты выполнялись, каждый должен полностью и прозрачно декларировать свои доходы и платить с этих доходов налоги в соответствии с законодательством и международным, и законодательством той страны, налоговым резидентом которой является, или по месту получения соответствующего дохода», – отметил Вольвач.

Состав информации для обмена по CRS включает данные об организации финансового рынка, сообщившей о клиенте, сведения о клиенте (выгодоприобретателе, контролирующих лицах), в том числе налоговый идентификатор в стране налогового резидентства, сведения о договоре или счете, в том числе баланс на последний день отчетного года и общая сумма зачислений в течение отчетного года.

В рамках CbC (многостороннее соглашение об обмене country-by-country отчетами) международные группы компаний обязаны представлять информацию по отдельным финансовым и налоговым показателям в разрезе стран присутствия, а также идентификационные сведения об участниках таких групп. Первый обмен информацией с большинством стран-партнеров состоялся в 2017 г.

По словам Вольвача, сейчас проходит третий сеанс обмена – за 2019 г. «Из 108 стран, которые присоединились к автоматическому обмену, 99 являются нашими партнерами, включая те страны, которые начнут обмен в следующем году», – сказал он.

Он очень надеется, что в будущем к обмену присоединятся США и Великобритания. «С Великобританией мы являемся участниками автоматического обмена в формате страновой отчетности. Что касается США, я тоже очень надеюсь, что в каком-то обозримом будущем два стандарта прекратят свое дублирование (стандарт FATCA – закон США о налогообложении иностранных счетов и стандарт автоматического обмена ОЭСР) и какой-то один международный стандарт будет работать. Потому что я знаю, что нагрузка на финансовые институты, выполнение двойной работы по двум стандартам колоссальная, речь идет о финансовых институтах всего мира. Когда-то это должно разрешиться», – сказал Вольвач.

Читайте также: