О заключении соглашений об обмене информацией по налоговым делам

Опубликовано: 06.05.2024

Опубликован Закон РБ от 18.08.2020 № 53-З «О присоединении Республики Беларусь к Протоколу об обмене информацией в электронном виде между государствами —участниками СНГ для осуществления налогового администрирования».

Протокол об обмене информацией в электронном виде между государствами — участниками СНГ для осуществления налогового администрирования (далее — Протокол) был подписан премьер-министрами Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана еще два года назад, осенью 2018. После этого начался процесс ратификации Протокола отдельными странами — Беларусь стала последней из них.

Обмен информацией между налоговыми органами отдельных стран как важный элемент налогового администрирования и ранее использовался нашей страной. Основанием для его осуществления является Указ Президента РБ от 15.10.2015 № 422 «О представлении информации налоговым органам иностранных государств», предусматривающий действия белорусских властей в рамках соответствующих двусторонних международных договоров.

На данный момент существует целый ряд двусторонних межправительственных соглашений об обмене информацией по налоговым вопросам, подписанных Правительством Республики Беларусь:

с Грузией (от 16.05.2014 г.),

с Туркменистаном (от 18.06.2009 г.),

с Республикой Узбекистан (от 24.05.2007 г.),

с Азербайджанской Республикой (от 5.11.2004 г.),

с Кыргызской Республикой (от 20.01.2001 г.),

с Республикой Армения (от 19.07.2000 г.),

с Республикой Казахстан (от 22.05.2000 г.),

с Республикой Молдова (от 29.06.2000 г.),

с Республикой Таджикистан (от 14.12.1999 г.),

с Украиной (от 13.04.1999 г.),

с Российской Федерацией (от 28.07.1995 г.).

Кроме того, Беларусь, наряду с Кыргызстаном, Казахстаном, Арменией и Россией, является стороной Соглашения между государствами — участниками СНГ о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства и борьбы с нарушениями в этой сфере от 4 июня 1999 г.

Однако, в отличие от Протокола, указанные выше акты предполагают обмен налоговой информацией по запросу о содействии, предоставленному профильными налоговыми органами страны.

Протокол же предполагает автоматический обмен данными — он будет производиться ежегодно.

Какой именно информацией будут обмениваться компетентные органы стран, подписавших Протокол (в Беларуси такими функциями наделено МНС):

1. В отношении юридических лиц

а) доходы юридического лица одного государства — участника обмена, облагаемые налогом у источника выплаты в другом государстве — участнике обмена:

доходы по долговым обязательствам;

роялти, в том числе доходы от использования и (или) предоставления права использования объектов интеллектуальной собственности;

доходы от сдачи в аренду имущества;

доходы от отчуждения ценных бумаг, кроме акций;

доходы от отчуждения акций, долей, паев;

доходы от отчуждения движимого и недвижимого имущества;

б) доходы юридического лица одного государства — участника обмена, получаемые от деятельности через постоянное представительство (учреждение) в другом государстве — участнике обмена.

2. В отношении физических лиц

доходы от работы по найму;

вознаграждения по договорам гражданско-правового характера;

роялти, в том числе доходы от использования и (или) предоставления права использования объектов интеллектуальной собственности (при наличии в информационных ресурсах);

доходы от операций с ценными бумагами (от отчуждения ценных бумаг);

доходы от отчуждения долей в уставном фонде (капитале) юридического лица;

доходы от отчуждения недвижимого имущества (при наличии в информационных ресурсах);

3. Об отдельных видах имущества и его собственниках (владельцах)

об отдельных видах имущества, зарегистрированного (находящегося) на территории одного государства — участника обмена, и его собственниках (владельцах), являющихся юридическими лицами или гражданами других государств — участников обмена;

об адресе места жительства (места пребывания) гражданина одного государства — участника обмена — собственника (владельца) имущества, зарегистрированного (находящегося) на территории другого государства — участника обмена.

scheme


Обмен информацией будет осуществляться компетентными органами государств — участников Протокола в электронном виде по открытым каналам связи. При этом указанные органы самостоятельно разрабатывают программное обеспечение, предназначенное для формирования и обработки информации.


Обмен информацией. Кто и о чём будет знать

В связи с введением правил о контролируемых иностранных компаниях (КИК) специалистам FTL Advisers, Ltd. все чаще задается один и тот же вопрос: «Каким же образом новые правила будут реализовываться на практике?»

Очевидно, что доминирующим механизмом в сложившейся ситуации станет международный обмен информацией, при этом отметим, что на данный момент между фискальными органами разных стран существует три способа обмена:

  1. по запросу,
  2. без запроса (т.е. спонтанный обмен информацией),
  3. автоматический.

Предлагаем Вам более детально рассмотреть, как и по каким критериям происходил и продолжает осуществляться обмен информацией до и после подписания Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам.

Обмен информацией до подписания Конвенции:

Обмен информацией по запросу происходит посредством следующих договоров, составленных в соответствии с одной из ниже обозначенных моделей:

  1. Модельное соглашение ОЭСР об обмене информацией в сфере налогообложения (Agreement on Exchange of Information on Tax Matters, или Tax Information Exchange Agreements, далее — «TIEA»); или
  2. Модельная конвенция ОЭСР об избежании двойного налогообложения по налогам на доходы и капитал (Model convention with respect to taxes on income and on capital). Статья 26 данной конвенции регулирует вопросы обмена налоговой информацией.

Что касается спонтанного обмена информацией, то ни в модельном TIEA, ни в статье 26 Модельной Конвенции он не предусмотрен. Однако, в модельном TIEA упомянуто, что страны могут на свое усмотрение добавлять соответствующий пункт (отдельные TIEA такой пункт содержат).

Отметим, что страны, не являющиеся оффшорами, обычно заключают новые договоры об избежании двойного налогообложения (далее «ДИДН») по последней модели, подложенной ОЭСР, или вносят необходимые поправки в статью «Обмен информацией» (как правило, статья 26) ранее заключённых ДИДН.

Более распространёнными соглашениями являются TIEA, в частности, они заключаются с оффшорами (ДИДН с оффшорами заключать нецелесообразно: если учесть, что налогообложения там практически нет, то и опасность двойного налогообложения в большинстве случаев отпадает). В TIEA процедура обмена налоговой информацией разработана значительно подробнее, чем в статье 26 Модельной конвенции.

Хотели бы обратить Ваше внимание, что на данный момент Россия не имеет TIEA ни с одной оффшорной или низконалоговой юрисдикцией. Однако 14 августа 2014 года уже было утверждено «Типовое соглашение об обмене информацией по налоговым делам между Россией и иностранными государствами» (далее — «Типовое соглашение», утверждено Постановлением Правительства РФ № 805). В Типовом соглашении предусмотрен обмен информацией только по запросу. Решение о подписании этого соглашения каждая юрисдикция будет принимать самостоятельно. Как правило, в интересах поддержания своего закрытого статуса оффшоры стараются уклониться от заключения подобного рода документов настолько, насколько им это позволяет текущая экономическая и политическая обстановка.

Какая же информация подлежит раскрытию в случае запроса?

Во-первых, любая информация, хранящаяся в банках или иных финансовых учреждениях, у лиц, предоставляющих номинальные услуги, агента, доверенного лица или доверительного собственника;

Во-вторых, информация о собственниках компаний, партнерств, трастов, фондов и других лиц, включая информацию обо всех участниках цепочки владения; в отношении трастов/фондов — об учредителях, доверительных собственниках/управляющих фонда и бенефициарах. Исключение составляют сведения о публичных компаниях и коллективных инвестиционных инструментах, если их получение связано с «непропорциональными затруднениями».

Запрос на получение информации составляется по специальной форме. В пункте 5 статьи 5 TIEA содержится перечень сведений, которые запрашивающая сторона должна предоставить при направлении запроса, в том числе:

  • Заявление о том, что данный запрос информации соответствует законодательству и административной практике в юрисдикции запрашивающей стороны и что, если бы такая информация находилась в юрисдикции запрашивающей стороны, она бы могла быть получена,
  • Заявление о том, что запрашивающая сторона предприняла все доступные меры в своей юрисдикции для получения соответствующей информации.

Заметим, что информация предоставляется не только в связи с обвинением в совершении налогового преступления, но и во всех иных случаях, когда запрашивающему государству требуется помощь в «установлении, исчислении и сборе» налогов (ст. 1 модельного TIEA). Кроме того, TIEA также предусматривает возможность приезда представителей компетентных органов на территорию запрашиваемого государства для ознакомления с материалами и\или беседы с интересующими их лицами.

Однако, и TIEA, и Модельная конвенция предусматривают защиту торговой, предпринимательской, промышленной, коммерческой или профессиональной тайны, а также информации, раскрытие которой противоречило бы государственной политике (к сожалению, подчеркиваем, что банковская тайна не подлежит защите). По внутреннему законодательству иностранных государств по такому запросу суды иностранных государств сначала должны принять решение о возможности раскрытия информации.

В соответствии с гарантиями соблюдения внутренних процессуальных норм договаривающихся государств, запрашиваемая сторона не обязана, в частности:

  • проводить административные мероприятия, противоречащие законодательству и административной практике;
  • а также предоставлять информацию, которую нельзя получить по законодательству или в ходе обычного администрирования.

Таким образом, перечень гарантий достаточно обширен и обмен налоговой информацией зачастую оказывается неэффективным.

Несмотря на это, хотели бы заострить Ваше внимание на одном из первых случаев помощи российской налоговой со стороны иностранного налогового органа. В начале декабря 2014 г. Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области отклонил жалобу российского ЗАО на решение МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам о доначислении налога на прибыль. Особенностью этого дела стало то, что ФНС России установила бенефициарного владельца голландского холдинга при помощи коллег из Нидерландов. Данный случай способен изменить всю практику в сфере обмена информацией, особенно с оншорными юрисдикциями.

Обмен информацией после подписания Конвенции:

Федеральным законом № 325-ФЗ от 4 ноября 2014 г. Россия ратифицировала Конвенцию о взаимной административной помощи по налоговым делам, подписанную еще в 2011 году (далее «Конвенция»). Сама Конвенция вступит в силу для России только через 3 месяца после того, как документ о ее ратификации будет передан в соответствующий депозитарий. Ее положения распространятся на административную помощь в отношении налоговых периодов, начинающихся с 1 января года, следующего за годом, в котором Конвенция вступит в силу (п. 6 ст. 28 Конвенции). Ожидается, что в России Конвенция будет применяться по отношению к налоговым периодам, начинающимся с 1 января 2016 г.

Известно, что Россия ратифицировала Конвенцию с рядом оговорок, существенно ограничив по сравнению с положениями Конвенции объем предоставляемой Россией помощи. Помимо России Конвенцию подписали еще более 80 юрисдикций, в шестидесяти она уже вступила в силу, в том числе в ряде оффшорных стран. Стоит отметить, что перечень гарантий и защищаемой информации в рамках Конвенции в целом совпадает со списком статьи 26 Модельной конвенции и TIEA.

Статьями 5 и 7 Конвенции предусмотрен обмен информацией по запросу и спонтанный обмен информацией. Такой обмен может производиться на основании Конвенции, и никаких дополнительных соглашений подписывать в такой ситуации не потребуется. При этом прописаны ситуации, в которых возможен спонтанный обмен (ранее данный пункт не был закреплен в статье 26 Модельной конвенции и модельном TIEA):

  • сторона полагает, что у другой стороны возможны налоговые потери;
  • лицо, ответственное за уплату налога, получает ту или иную льготу в виде уменьшения налога или освобождения от уплаты налога в одной стране, что может привести к увеличению налогообложения в другой стране;
  • сделки между лицом, подлежащим налогообложению в одной стране, и лицом, подлежащим налогообложению в другой стране, осуществляются через одну или несколько стран таким образом, который приводит к снижению размера налогов;
  • одна из сторон имеет основания полагать, что снижение размера налогов стало результатом искусственного перераспределения прибыли в составе группы компаний;
  • информация, направленная первой стране другой страной, позволяет получить информацию, которая может иметь значение для оценки налоговых обязательств в последней стране.

Также Статьей 6 Конвенции предусмотрен новый, третий из возможных форматов обмена информацией — автоматический, представляющий собой систематическую и периодическую передачу ключевой информации о налогоплательщике от юрисдикции, являющейся источником дохода, в адрес юрисдикции его резидентства в отношении разных категорий доходов, даже если в стране резидентства налоговые органы не подозревают о каких-либо правонарушениях.

В дополнение к Конвенции ОЭСР выпустила Стандарты автоматического обмена финансовой информацией, относящейся к налоговым вопросам (далее «Стандарты»). Данные стандарты призывают государства получать детальную финансовую информацию от своих финансовых институтов и ежегодно обмениваться информацией на автоматической основе с другими юрисдикциями. Финансовая информация включает среди прочего балансы, информацию о процентных и дивидендных доходах, доходах от продажи финансовых активов физических и юридических лиц (а также трастов и фондов), о которых финансовые институты сообщили государству. Кроме того, стандарты устанавливают, какой финансовой информацией необходимо обмениваться, какие финансовые институты должны отчитываться, к каким счетам и налогоплательщикам это относится, а также какие процедуры налогового анализа должны соблюдаться финансовыми институтами.

Автоматический обмен, в отличие от других форматов обмена, не может производиться на основании Конвенции, в таком случае потребуется подписание двусторонних или многосторонних соглашений. В связи с этим 29 октября 2014 года 51 государство подписало многостороннее соглашение об автоматическом обмене информацией (далее «Соглашение»). Это соглашение устанавливает, какая информация и когда должна передаваться в соответствии со Стандартами.

Соглашение подписано и с рядом офшорных юрисдикций, таких как Белиз и Британские Виргинские Острова (а Сент-Китс и Невис, наоборот, по-прежнему не является стороной по Конвенции), и юрисдикциями, компании которых стабильно используются в международном налоговом планировании: Сингапур, Нидерланды, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Швейцария и другие.

Россия не подписала данное соглашение, однако по информации ФНС Россия уже осуществляет автоматический обмен информацией в рамках Евразийского экономического союза, в который (кроме России) на настоящий момент входят Белоруссия, Казахстан и Армения. Россия также планирует запуск пилотных проектов автоматического обмена налоговой информацией с отдельными странами-членами ОЭСР на двусторонней основе.

Современные тенденции позволяют сделать вывод, что приоритеты обмена налоговой информацией стоят выше банковской тайны. Но помимо того, что обмен информацией ограничен упомянутыми ранее гарантиями, следует учесть следующее:

  1. Банковская деятельность и банковская тайна для ряда стран (например, Кипр, Мальта, Люксембург, Швейцарии) являются доминирующим в жизни самой страны и ключевым источником дохода, а значит, такие страны будут стараться предоставлять минимально возможную информацию. Швейцария, например, практикует «откупной налог» взамен отсутствия запросов со стороны Великобритании, Италии и других стран. Вполне возможно, что такая практика будет развиваться со временем.
  2. В связи с тем, что оффшоры не взимают налоги, а также не имеют налогового администрирования, лица, выплачивающие доходы, включая банки и другие финансовые организации, не обязаны отчитываться о платежных транзакциях налоговым органам. Поэтому налоговые органы не располагают нужной информацией для участия в автоматическом обмене информацией, кроме того, в таких странах отсутствуют соответствующие технологии и человеческие ресурсы для нормального функционирования системы. Как результат, обмен информацией по запросу с такими юрисдикциями представляется более реализуемым.

Специалисты компании FTL Advisers, Ltd проводят консультации в отношении контролируемых иностранных компаний и обмена информацией в связи с введением новых требований, а также ответят на все интересующие Вас вопросы.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоги, взносы, пошлины


С 01.07.2015 в РФ вступила в силу Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам между государствами. На основании указанной Конвенции были разработаны:

- Многостороннее соглашение компетентных органов (Multilateral Competent Authority Agreement, MCAA),

- Единый стандарт отчетности по автоматическому обмену информацией о финансовых счетах (Common Reporting Standard, CRS).

Финансовая информация, которой планируют обмениваться страны, включает в себя сведения о счетах нерезидентов, суммах остатков и оборотов за отчетный год в отношении договоров, предусматривающих оказание финансовых услуг.

Договор, предусматривающий оказание финансовой услуги:

- договор банковского счета (вклада),

- договор добровольного страхования жизни,

- договор о брокерском обслуживании,

- договор доверительного управления (в том числе договор доверительного управления паевым инвестиционным фондом, присоединение к которому осуществляется путем приобретения инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда),

- договор депозитарного обслуживания,

- пенсионный договор,

- договор с клиринговой организацией об оказании клиринговых услуг,

- договор инвестиционного товарищества

- или иной договор, в рамках которого организация финансового рынка принимает от клиентов денежные средства или иные финансовые активы для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах клиента либо прямо или косвенно за счет клиента.

В настоящее время контролирующие органы государств уже обмениваются такой информацией, но на основании отдельных запросов. По новым правилам обмен информацией будет осуществляться на автоматической основе в унифицированном электронном формате ежегодно в течение 9 месяцев после окончания отчетного года.

Первый такой обмен финансовой информацией для России запланирован на сентябрь 2018 года.

Состав информации, подлежащей передаче в ФНС РФ:

1) Информация о клиенте / выгодоприобретателе / БВ, являющемся налоговым резидентом иностранного государства:

- дата и место его рождения для ФЛ,

- адрес места фактического проживания / адрес в стране регистрации,

- государство налогового резидентства,

2) Информация о договоре, предусматривающем оказание финансовой услуги:

- номер счета (или его аналог), номер и дату договора;

- сумма (остаток средств на счете или сумма договора);

3) информация о факте прекращения и о дате прекращения такого договора.

4) если размер суммы по счету ≤ 0 (в том числе в случае предоставления кредита (овердрафта) клиенту), то для целей предоставления информации соответствующая сумма признается = 0.

Само по себе участие в Конвенции не означает рассылку Россией информации о счетах нерезидентов государствам-оппонентам. Автоматический обмен осуществляется только между странами, заключившими двусторонние соглашения. В соглашении страны могут договориться таким образом, что одно государство представляет информацию полностью, а другое – в ограниченном виде, например, по определенным видам счетов. ФНС России пока не заключила двусторонние соглашения с контролирующими органами других стран.

Посмотрите данные сайта ОЭСР (октябрь 2017 года):

654654

Вместе с тем для реализации требований Конвенции и MCAA Федеральным законом от 27.11.2017 № 340-ФЗ НК РФ дополнен новыми главами:

Глава 20.1. АВТОМАТИЧЕСКИЙ ОБМЕН ФИНАНСОВОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ С ИНОСТРАННЫМИ ГОСУДАРСТВАМИ (ТЕРРИТОРИЯМИ);

Глава 20.2. МЕЖДУНАРОДНЫЙ АВТОМАТИЧЕСКИЙ ОБМЕН СТРАНОВЫМИ ОТЧЕТАМИ В СООТВЕТСТВИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ДОГОВОРАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Новые обязанности финансовых организаций

В отношении действующих договоров по состоянию на 01.01.2018 финансовые организации могут использовать имеющиеся в их распоряжении данные (данные программного обеспечения, договоры и т.п.). В течение 2 лет недостающую информацию нужно будет восполнить (в частности, ИНН в стране регистрации, место рождения). В отношении вновь заключаемых договоров (после 01.01.2018) финансовым организациям потребуется запрашивать у клиентов необходимые информацию и документы, подтверждающие налоговое резидентство.

В НК РФ нет оговорки о том, что представлять сведения в ФНС России нужно только о резидентах стран, с которыми подписаны двусторонние соглашения. Представлять сведения нужно по всем иностранцам (кроме указанных ниже ЮЛ), а так же по тем лицам, чье резидентство не установлено. Если нерезиденты финансовой организацией не выявлены, об этом она также обязана сообщить в ФНС России.

Передача информации в ФНС России не требуется:

- в отношении ЮЛ, осуществляющих активную деятельность. Информацию об активности организации можно оценить на основании СМИ (как указывает НК РФ: «из публично доступной информации можно разумно предположить…»);

Основные признаки активной организации:

  • менее 50% пассивных доходов;
  • акции обращаются на ОРЦБ.

- в отношении финансовых организаций из утвержденного перечня (освобожденные финансовые организации)

Освобожденные финансовые организации:

1) Центральный Банк Российской Федерации (Банк России),

2) ПФ РФ, ФОМС, ФСС,

3) акционерное общество "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию",

4) акционерное общество "Российская венчурная корпорация",

5) Государственная корпорация Агентство по страхованию вкладов,

6) Государственная корпорация Фонд Содействия реформированию ЖКХ,

7) международные организации по перечню, утвержденному МИД РФ совместно с Минфином РФ.

Что с «физиками»

Это означает, что по каждому физическому лицу – нерезиденту финансовые компании представят информацию в ФНС России.

Когда ФНС получит отчетность

В целях обеспечения новых положений НК РФ введены штрафные санкции:

Аналогичные правила действуют и для счетов российских резидентов, открытых за рубежом в иностранных банках, фондах и т.п. Иностранные контролирующие органы будут получать информацию о счетах россиян от финансовых организаций своей юрисдикции и передавать в ФНС России.

В результате внедрения указанных изменений контролирующие органы государств планируют стереть границы между странами для усиления налогового контроля. Информация о счетах физических лиц, а также информация о конечных бенефициарах компаний, зарегистрированных за рубежом, и их доходах станет открытой для контролирующих органов.

Не смотря на то, что в настоящее время ФНС России не заключила двухсторонних соглашений с контролирующими органами других государств, налоговые органы РФ уже начнут аккумулировать сведения о нерезидентах, которые смогут использовать при проведении налоговых проверок, выявлении схем ухода от уплаты налогов, а также передавать иностранным контролирующим органам по их запросам (пока не в автоматическом режиме и не в унифицированном формате).

Какие сведения могут запросить в рамках автоматического обмена

Как будет работать Единый глобальный стандарт обмена

Какую информацию должен содержать запрос о доходах компании

В феврале 2014 года ОЭСР опубликовала Единый глобальный стандарт автоматического обмена информацией о доходах налогоплательщиков. Данные правила были разработаны для Большой двадцатки на основе соглашения с США (FATCA) и включили в себя Модельное соглашение и Единый стандарт представления отчетности. Хотя технические вопросы реализации такого обмена должны быть внесены в глобальный стандарт до сентября 2014 года, его основной принцип уже сформулирован предельно ясно. Теперь государства будут ежегодно в автоматическом режиме получать данные о зарубежных доходах своих резидентов (юридических и физических лиц).

Санкции не помешают автоматическому обмену по двусторонним соглашениям

Россия выразила готовность присоединиться к Модельной конвенции, стать участницей ОЭСР и одобрить Единый глобальный стандарт по обмену налоговой информацией. Однако после введения международных санкций в связи с политической ситуацией на Украине, переговоры о вступлении России в ОЭСР были приостановлены. Кроме того, в настоящий момент правительством США также приостановлены переговоры по заключению с РФ соглашения об обмене информацией по правилам FATCA.

Но, несмотря на то, что между Россией и некоторыми юрисдикциями пока отсутствуют двусторонние соглашения об обмене налоговой информацией, их заключение планируется в будущем. В этом случае автоматический порядок обмена будет возможен как на основании уже существующих договоров об избежании двойного налогообложения, так и будущих двусторонних соглашений об обмене информацией. В результате автоматический режим может стать эффективным методом антиофшорной политики наряду с внутрироссийскими мерами по стимулированию раскрытия информации и усилению ответственности за использование офшорных механизмов налоговой оптимизации.

В любом случае, сотрудничество России с ОЭСР будет рано или поздно возобновлено, и механизмы автоматического обмена информацией станут применяться к российскому бизнесу в полном объеме. В связи с чем полезно разобраться, к каким налоговым последствиям приведет такой грандиозный проект и чем грозят новые правила обмена российским компаниям. Тем более что в настоящий момент в России проводится активная работа по раскрытию информации о бенефициарах и усилению ответственности за использование офшоров. Тем самым подготавливается национальная законодательная база согласно Единому глобальному стандарту ОЭСР.

В качестве примеров национальных мер по борьбе с офшорами можно привести законопроект о контролируемых иностранных компаниях*. А также национальный план по противодействию уклонению от уплаты налогов и сокрытию бенефициарных владельцев компаний. Этот документ был представлен Росфинмониторингом Правительству РФ в марте 2014 года (www.kommersant.ru/doc/2444518).

* Подробнее об этом читайте в статье «Как поправки о контролируемых иностранных компаниях повлияют на схемы» ПНП № 5, 2014.

Можно будет запросить любые сведения о налогоплательщике, имеющиеся у банка и номиналов

В рамках ОЭСР была разработана международно-правовая база, которая определяет единые стандарты налоговой прозрачности. Это, прежде всего, Модельное соглашение об обмене информацией в сфере налогообложения (Tax Information Exchange Agreements, 2002 год, далее – TIEA), Модельная конвенция об избежании двойного налогообложения (Model convention for the avoidance of double taxation with respect to taxes on income and on capital, 1999 год, далее – Модельная конвенция). При этом в статье 26 Модельной конвенции прописан порядок обмена налоговой информацией.

Кроме того, все члены ОЭСР подписывали Многостороннюю конвенцию о взаимной административной помощи (Convention on mutual administrative assistance in tax matters, 1988 год). В данном документе регламентируется возможность обмена сведениями при отсутствии двусторонних соглашений, а также возможность использования информации правоприменительными органами. Помимо этого, в Многосторонней конвенции зафиксированы положения, касающиеся защиты трансграничной передачи персональных данных и контроля за соблюдением стандартов.

Для того чтобы заставить государства выполнять свои обязательства по обмену налоговыми сведениями, ОЭСР установила определенные списки. Так, в черный список входят юрисдикции, не соответствующие международным стандартам обмена, в серый – имеющие неэффективные механизмы обмена, а в белый – полностью удовлетворяющие стандартам прозрачности. Однако на данный момент черный и серый списки пусты. А в белый вошли многие офшорные зоны, успевшие заключить 12 соглашений со странами – участницами ОЭСР.

Напомним, что, согласно статье 26 Модельной конвенции, компетентные органы договаривающихся государств обязаны использовать все имеющиеся в их распоряжении механизмы по сбору информации. Даже при отсутствии личной заинтересованности в ней. При этом по запросу могут быть предоставлены любые сведения о налогоплательщике, хранящиеся в банке или ином финансовом учреждении. А также у номинальных лиц, оказывающих услуги директора или держателя акций. Зачастую в рамках обмена предоставляется информация, имеющаяся в распоряжении у агента, осуществляющего регистрационные и секретарские услуги.

В то же время компетентные органы не вправе проводить административные мероприятия, противоречащие законодательству и административной практике договаривающихся стран. Кроме того, государственные органы не могут предоставлять информацию, которая раскрывает торговую, предпринимательскую, промышленную, коммерческую и профессиональную тайну. А также сведения, раскрытие которых противоречило бы государственной политике.

Причем защита адвокатской тайной допускается только в отношении данных, предоставленных для получения правовой консультации или для целей осуществляемых процессуальных действий. Однако не раскрываются лишь те сведения, которые были переданы адвокату или юристу, имеющему допуск к ведению юридической практики.

Следовательно, запрос может быть отклонен, если его исполнение нелегитимно по законам как запрашиваемой, так и запрашивающей стороны. Информация, полученная адвокатами, также не подлежит разглашению, поскольку считается профессиональной тайной (в отличие от информации, полученной банками о своих клиентах).

Сведения могут быть запрошены вне рамок судебного процесса

Отметим, что TIEA более детально описывает процедуру обмена информацией. В этом соглашении определена структура запроса с указанием перечня сведений, которые запрашивающая сторона должна предоставить другому государству. А также предусмотрена возможность участия представителей компетентного органа запрашивающего государства в мероприятиях по получению налоговой информации.

TIEA, так же как и Модельная конвенция, открывает доступ к информации, имеющейся в распоряжении у банков, номиналов, агентов, доверенных лиц. И даже у доверительных собственников в отношении создаваемых в офшорных зонах трастов. Причем статья 26 Модельной конвенции ОЭСР, в отличие от положений TIEA, не включает в список доверительного собственника (trustee).

Кроме того, согласно нормам TIEA, подлежат раскрытию сведения о собственниках юридических лиц, партнерств, трастов, фондов, включая информацию обо всех участниках цепочки владения. Помимо этого, в отношении трастов и фондов раскрываются данные об учредителях, доверительных собственниках трастов, управляющих фондов и бенефициарах.

Немаловажно, что запрос обязательно должен содержать достаточную и полную информацию о налогоплательщике. Сведения могут быть запрошены как в рамках судебного процесса в связи с налоговым преступлением, так и в случае, когда запрашивающему государству требуется помощь по установлению, исчислению и сбору налогов.

При этом информация об интересующем лице предоставляется запрашиваемым государством независимо от того, является ли конкретное деяние уголовно наказуемым в соответствии с правовыми нормами этой страны (п. 1 ст. 5 Модельной конвенции). Следовательно, Модельная конвенция исключает возможные основания для отказов в запросах при отсутствии состава преступления по нормам запрашиваемой стороны, которые были ранее закреплены в двусторонних договорах о правовой помощи.

Российские налоговики обязаны подтвердить свои подозрения в недобросовестном поведении компании

Рассмотрим процедуру обмена налоговой информацией на примере офшорной юрисдикции Ангилья. Российская сторона направляет по электронной почте запрос в Финансовый следственный отдел Ангильи (Financial Intelligence Unit be Royal Anguilla Police Force). При этом она обязана документально подтвердить, что использовала все доступные методы по сбору необходимой информации и имеет разумные подозрения в недобросовестном поведении своего налогоплательщика. Запрос должен содержать как можно больше информации о компании, бенефициарах и банковских счетах.

После подтверждения правомерности такого запроса компетентный орган внутренних дел Ангильи передает его в Комиссию по финансовым услугам (Financial Services Commision, далее – Комиссия). Далее Комиссия должна запросить соответствующую информацию у агента, банка или иного лица с указанием формы заверения документов и срока для передачи. При этом лицо, получившее такое уведомление, вправе в течение трех дней оспорить запрос в судебном порядке. Хотя это и не освобождает его от исполнения обязательства по запросу.

В случае если Комиссия уверена в наличии запрашиваемой информации, она обращается к судье для проведения в отношении данного лица допроса под присягой. Однако в случае отказа определенного лица предоставить информацию Комиссия обращается к судье для выдачи ордера на обыск (search warrant).

В дальнейшем Комиссия обязана сотрудничать с иностранными компетентными органами путем предоставления им любой информации, которая не подпадает под внутренние гарантии нераскрытия. В частности, в случае профессиональных отношений между адвокатом и его клиентом (attorney-client priviledge).

Поскольку Россия не заключила соглашения об обмене информацией с Ангильей, то контролеры смогут получить доступ к сведениям о компаниях, контролируемых российскими налогоплательщиками, только после начала функционирования процедуры автоматического обмена информацией между странами Евросоюза и другими государствами. Отметим также, что Ангилья входит в «черный» список офшоров Минфина России (приказ от 13.11.07 № 108н).

Практика показывает, что большинство запросов от российских налоговиков остается без ответа

Однако российский бизнес, естественно, больше волнует обмен информацией с наиболее популярной на практике низконалоговой юрисдикцией, с Кипром. Процедура обмена информацией между Кипром и Россией регулируется статьей 26 Соглашения об избежании двойного налогообложения от 05.12.98. А также нормами Закона № 69(I)92 «О международных трастах», Закона № 138(I)/2001 «Об обработке персональных данных», Закона № 188(I)/2007 «О предотвращении деятельности по отмыванию денежных средств».

Как правило, российские налоговики направляют письменный запрос с указанием наименования и подробным описанием налогоплательщика в отдел международных отношений департамента внутренних доходов кипрского минфина (International Tax Relations Unit of the Department of Inland Revenue of the Ministry of Finance). Далее этот отдел направляет такой запрос в территориальный налоговый орган, в котором зарегистрирован нужный налогоплательщик.

Территориальный налоговый орган собирает всю нужную информацию и направляет ее в департамент. В случае если запрос российского налогового органа касается облагаемого дохода на Кипре, то кипрские контролеры могут запросить информацию и пояснения у аудиторов налогоплательщика.

При этом кипрские налоговики законодательно уполномочены проводить расследования для сбора сведений. И могут запрашивать у налогоплательщика или третьих лиц определенную информацию. Для этих целей директор департамента направляет лицу, владеющему такой информацией, письменное уведомление о предоставлении нужных данных. Это может быть бухгалтерская отчетность, книги учета и любые другие документы, находящиеся в распоряжении такого лица или под его контролем.

Директор департамента также может обратиться в районный суд для получения ордера на обыск. Это возможно в случае, если имеются предположения, что совершено правонарушение. При этом законное допустимое доказательство совершения нарушения может быть обнаружено в помещении. Районный суд может выдать ордер на обыск для проникновения в здание, указанное в ордере. Исключение – помещения тех лиц, которые в соответствии с Законом о доказательствах (Law of Evidence) обязаны соблюдать профессиональную тайну, например, адвокатскую.

В 2008 году были введены новые требования, касающиеся предоставления кипрскими налоговыми органами информации в административном порядке (без санкции суда):

  • кипрские контролеры могут не предоставлять информацию в случае отсутствия обоюдной взаимности в отношении обмена между Кипром и другим договаривающимся государством;
  • налоговые органы Кипра могут осуществлять свои полномочия по сбору информации только после получения письменного согласия от генерального прокурора Кипра;
  • кипрские ревизоры могут запрашивать информацию в отношении любых лиц, включая компании и партнерства, которые были ликвидированы и включены в специальный реестр.

Отметим также, что российские фискалы активно сотрудничают с компетентными органами Кипра в области обмена налоговой информацией. Однако практика показывает, что, несмотря на гибкость законодательной базы и исключение Кипра из «черного» списка офшоров (приказ Минфина России от 21.08.12 № 115н), большинство запросов так и остаются неудовлетворенными.

Перечень видов информации, подлежащей раскрытию, остается открытым

Новый порядок обмена информацией в автоматическом режиме принимают все страны – участницы ОЭСР, подписавшие Единый глобальный стандарт. При этом Единый стандарт предполагает инкорпорацию соответствующих норм в законодательство стран-участниц и заключение соглашений об автоматическом обмене. Окончательная доработка всех технических вопросов глобального стандарта ожидается до конца 2015 года.

Предполагается, что налоговые органы стран – участниц ОЭСР будут автоматически обмениваться информацией, которая будет включать в себя сведения об инвестиционных доходах (дивидендах, процентах, доходах от страховых контрактов, доходах от продажи финансовых активов и недвижимости), сумму остатка денежных средств на банковских счетах. А также размер доходов от реализации и иных доходов.

Данную информацию должны будут предоставлять банки, структуры коллективных инвестиций. А также финансовые институты, управляющие чужими капиталами, владеющие секретной информацией или отвечающие за сохранность ее секретности. Это, в частности, депозитарии, брокеры, инвестиционные фонды, страховые компании. Предполагается, что пенсионные фонды и прочие финансовые учреждения, которые довольно редко используются для уклонения от уплаты налогов, не будут предоставлять информацию о доходах налогоплательщиков.

Примечательно, что финансовые организации должны будут отслеживать операции на сумму свыше 250 тыс. долларов США и предоставлять полную информацию в отношении их получателей. Такие сведения будут предоставляться ежегодно не только в отношении физических и юридических лиц, но и трастов. Хотя последние до настоящего времени выпадали из сферы обмена информацией в связи с ее защитой законами о коммерческой тайне. Информация, подлежащая раскрытию, необходима проверяющим для того, чтобы установить истинных владельцев структур, использующих различные трансграничные механизмы оптимизации. Именно поэтому перечень видов информации, подлежащей раскрытию, остается открытым.

Для раскрытия сведений о бенефициарах в Едином стандарте предусмотрена специальная процедура, регламентирующая работу банков. Теперь банки перед проведением операций по поручениям клиентов должны будут запрашивать полную информацию о получателях платежей. Это необходимо для того, чтобы исключить любой риск отмывания денежных средств с помощью однодневок, трастов, сомнительных контрактов и прочих нелегальных инструментов ведения бизнеса. Ожидается, что информация о клиентах, которую будут предоставлять финансовые учреждения, будет обрабатываться фискалами и затем поступать в соответствующее ведомство страны, гражданин которой был обнаружен в списках зарубежных бенефициаров.

В продолжение инициатив ОЭСР в марте 2014 года участники ЕС договорились о введении автоматического обмена информацией внутри ЕС. Это также позволит участникам Евросоюза обмениваться сведениями о банковских счетах и доходах в автоматическом режиме.

В последнее время вопросы, связанные с международным обменом налоговой информацией, становятся все более актуальными. О том, как этот обмен происходит сегодня и что изменится завтра, мы решили поговорить с Алексеем Карпенко, старшим партнером адвокатского бюро Forward Legal.


Окончил Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (юридический факультет, диплом с отличием), Московскую школу управления «Сколково» (Executive MBA, диплом с отличием).

Стаж адвокатской деятельности – 20 лет. Специализируется в области международного коммерческого арбитража, судебного представительства, сделок M&A, реструктуризации бизнеса, банкротства, корпоративных конфликтов, налогового планирования.

Среди клиентов – крупнейшие российские компании розничного, строительного, нефтяного и транспортного бизнеса: «Аэрофлот», Altimo, «Вымпелком», Группа «Акрон», Пенсионный фонд России, Группа компаний «Кортрос» (ГК «РЕНОВА-СтройГруп»), Группа компаний «Авилон», Корпорация «Баркли», ИД «Коммерсант», Системный оператор РАО «ЕЭС России», «Территориальная генерирующая компания № 2» (ТГК-2), Группа «Синтез», «Арктикшельфнефтегаз», Фонд «Сколково», ИД «Парлан», Группа компаний «МИЦ», Группа компаний «Росводоканал», Группа компаний «ПИК».

Имеет успешный опыт ведения судебных дел в юрисдикциях других стран.

  • 2009–2014 – старший партнер коллегии адвокатов «Делькредере»;
  • 2003–2008 – управляющий партнер адвокатского бюро «Карпенко и партнеры»;
  • 2000–2002 – руководитель юридической службы инвестиционной компании «Росбилдинг»;
  • 1997–1999 – адвокат коллегии адвокатов «Инюрколлегия».

– Не секрет, что налоговые органы разных стран все теснее сотрудничают друг с другом и предоставляют различную информацию по запросам. А между тем в России идет так называемый процесс деофшоризации. Скажите, пожалуйста, что в связи с этим волнует тех налогоплательщиков, которые с помощью зарубежных структур пытаются минимизировать налоги?

– Тот процесс, который идет в России, я бы не стал называть деофшоризацией. Я бы сказал шире: раскрытие налоговой тайны, налоговых покровов. И деофшоризация является лишь частью такого раскрытия, причем не самой важной.

Подробнее о деофшоризации читайте интервью с Александром Гуськовым, руководителем Департамента налогового консультирования и трансфертного ценообразования IBFS united

Главный вопрос, который мне задают в связи с этим – не про деофшоризацию. Большинство спрашивает: «Меня поймают?» Вот что волнует людей.

По моим оценкам, максимум 30% налогоплательщиков что-то собирается делать. Остальные ждут. А чего ждут. Я не понимаю. Большинство выбирают такую стратегию: «Я зароюсь поглубже, и там меня точно не найдут». Именно поэтому обмен налоговой информацией сейчас выходит на первый план.

– А когда в России всерьез задумались об обмене налоговой информацией?

– Сразу скажу, что обмен налоговой информацией никак не связан с (примеч. ред.)."> законом о КИК 1 . Работа в сфере налогового обмена идет сама по себе. И началась она в активной фазе где-то с 2010 года. Я помню глаза налоговых инспекторов, с которыми мы обсуждали какие-то зарубежные структуры лет 10 назад. Они в принципе не хотели вдаваться в подобные вопросы. От любого документа, где были латинские буквы, они бежали как от огня. И начиная где-то с 2010 года ФНС России и Минфин России обратили очень серьезное внимание на образование налоговых инспекторов, которые имеют дело с зарубежными структурами налогоплательщиков. Так, в 2014 году для налоговых инспекторов были проведены курсы о порядке подготовки информационных запросов и составлены справочники по вопросам международного обмена налоговой информацией.

– Как сегодня строится обмен налоговой информацией?

На практике получение информации по запросу – сложный и длительный процесс. На первом этапе территориальная налоговая инспекция изучает информацию из открытых источников, готовит мотивированный запрос и приложения к нему, после чего направляет весь пакет документов в УФНС России по субъекту. Там все данные проверяют и анализируют. Затем Управление готовит сопроводительное письмо и направляет запрос в следующую инстанцию (в Контрольное управление ФНС России или в межрегиональную инспекцию ФНС России по централизованной обработке данных). А если налоговому органу необходима информация, составляющая коммерческую, банковскую или иную тайну, может потребоваться решение иностранного суда. Для этого придется подавать запрос через Минюст России. Кроме того, может потребоваться легализация или апостилирование документов. А теперь представьте, что в итоге ответ на запрос может быть формальным или вообще не поступить!

Очевидно, что вероятность успеха, например, при выявлении конечного бенефициара иностранной компании пока невелика.

– Когда изменится такое положение вещей?

– В 2014 году произошло одно очень важное событие. Оно, на мой взгляд, даже более важно, чем принятие закона о КИК. В ноябре 2014 года Российская Федерация ратифицировала (примеч. ред.)."> Конвенцию об административной помощи по налоговым делам 2 .

Обратите внимание, что к Конвенции об административной помощи присоединились 87 участников. Среди них Британские Виргинские Острова, Белиз, Бермуды, Джерси, Каймановы острова и остов Мэн, Сейшелы (примеч. ред.)."> и так далее 3 . Кстати, Британские Виргинские Острова в 2016 году внесли изменения в свое корпоративное законодательство, в соответствии с которыми они теперь будут вести реестры директоров и бенефициарных собственников. И финансовые институты, которые там функционируют, будут обязаны по запросу иностранных налоговых органов раскрывать всю информацию в отношении этих директоров и собственников. Представляете, какая часть российской экономики теперь будет полностью видна?!

В 2014 году Правительство России утвердило (примеч. ред.)."> форму типового соглашения об информационном обмене 4 . Оно разработано на основе Модельного соглашения ОЭСР об обмене информацией в сфере налого­обложения, утвержденного в рамках Глобального форума по налоговой транспарентности. Типовое соглашение предусматривает возможность получения информации, в том числе о собственниках компаний, включая данные обо всех участниках цепочки владения. В рамках процедуры обмена информацией не требуется ни легализации, ни апостилирования предоставляемых документов.

– Каким образом налоговые органы будут обмениваться налоговой информацией в рамках конвенции и типового соглашения?

– Существует три вида обмена.

Первый – обмен по запросу. В этом случае одно государство запрашивает у другого информацию относительно конкретных лиц и операций. В конвенции определен формат запроса, сказано, какая информация и по каким основаниям может запрашиваться. Определены сроки ответа: общий – 60 дней, а если налоговому органу соответствующей юрисдикции необходимо предпринять какие-то шаги для того, чтобы получить информацию, срок может быть продлен до 90 дней. В общем, процесс обмена информацией детально регламентирован.

Следующий вид – автоматический обмен. Это бомба, которая в России взорвется в 2018–2019 годах и приведет к настоящей революции. Тогда финансовые институты (в первую очередь – банки) фактически станут информаторами налоговых инспекций.

Наконец, третий вид обмена – инициативный (спонтанный). Он заработает позже всех. В рамках этого вида обмена налоговый орган по своей инициативе будет сгружать всю информацию, которая у него есть, без всяких запросов и автоматических обменов. Например, если у налогового органа какой-то юрисдикции появились подозрения в отношении лица, то все, что на него собрано, будет по собственной инициативе передано в налоговые органы соответствующего государства.

Интересно, что конвенция устанавливает возможность проведения одновременных налоговых проверок. При наличии соглашения между государствами их налоговые органы смогут одновременно проводить проверки на своих территориях, после чего обмениваться полученными сведениями. Кроме того, конвенция предусматривает возможность участия налоговых органов одного государства в проверке на территории другого государства.

– Но ведь Россия, насколько мне известно, пока не подписала ни одного типового соглашения. На основании чего тогда мы обмениваемся налоговой информацией?

– Россия действительно пока не подписала ни одного соглашения. Но она активно ведет переговоры с целым рядом юрисдикций, прежде всего европейских, где много счетов и активов наших соотечественников. Это Швейцария, Великобритания, Андорра, Монако, Кипр и, естественно, все офшорные структуры.

Несмотря на отсутствие новых соглашений, налоговые органы получают информацию от многих юрисдикций. Они научились эффективно работать. У меня есть небольшая справка о достижениях российских налоговых органов в судах в 2015 году. Из нее видны успехи, которые налоговые органы пожинают на ниве информационного обмена.


Все перечисленные дела выиграны налоговыми инспекциями. А доказательства были добыты средствами информационного налогового обмена.

– Давайте поговорим об автоматическом обмене налоговой информацией. Как он будет происходить?

– Возможно, у некоторых читателей есть представление о том, (примеч. ред.)."> что такое FATCA 5 . Автоматический обмен налоговой информацией – это европейский аналог FATCA, только гораздо жестче. Он регламентируется Единым стандартом обмена налоговой информацией – The Common Reporting Standard for automatic exchange of tax information.

Как я уже сказал, финансовые институты (банки, инвестиционные фонды, брокеры, депозитарии, доверительные управляющие, страховые компании и другие) фактически становятся информаторами налоговых органов. На них переносятся функции по сбору и передаче информации, а главное – по выявлению налогового резидентства. Если в США налоги собирают по паспорту, то в большинстве европейских юрисдикций – по резидентству. А резидентство может не совпадать с паспортом. Во многих европейских налоговых юрисдикциях резидентство устанавливается не по количеству дней, которые человек там провел, а по центру жизненных интересов. Близкие родственники, дети, друзья, дом, образование, медицина – это, безусловно, центр жизненных интересов.

Так вот, теперь при наличии на счете компании суммы от 250 000 долларов США (а в отношении физических лиц – независимо от суммы) банки будут сообщать налоговым органам соответствующего государства о получении любого вида инвестиционного дохода (дивиденды, роялти, проценты), об остатках на счетах, о крупных реализационных операциях. Но самое главное, что они должны будут устанавливать резидентство лица и направлять всю информацию в налоговые органы соответствующей страны. Это достаточно тяжелый, трудоемкий для банков процесс. Он уже начался в Европе. И банки очень тщательно проверяют даже тех клиентов, которые держат у них счета по 10–15 лет.

Я сталкивался с этим в Credit Suisse, в Barclays, в банках Италии. Российские резиденты держат там счета много лет. Но чтобы открыть новый счет или совершить новую транзакцию теперь нужно рассказывать про себя все. Barclays в течение трех месяцев вел переговоры с одним из моих клиентов об открытии ему еще одного счета. И оперировал данными из его Facebook. Представляете!? Более того, банк в Великобритании нашел данные на моего клиента, опубликованные в российском СМИ в 2009 году, и говорит: «А вот про вас была опубликована статья в известном журнале». Они ее перевели, а я давал пояснения банку по данному поводу. И это наше будущее!

– Каким оно будет для российских налогоплательщиков?

– Мало того, что офшорная юрисдикция будет раскрывать всю информацию о компаниях и ее владельцах, так еще и банку теперь придется рассказать о себе абсолютно все. Можно ли от этого скрыться? Я обычно говорю так: «Скрыть компанию можно на необитаемом острове где-нибудь в Тихом океане. Но при этом на том же самом острове должен быть еще и банк».

Вся информация будет поступать в российские налоговые органы. Мир становится полностью прозрачным. С 2017 года 40 стран и зависимых территорий, включая пресловутые Британские Виргинские Острова, Джерси, Белиз, начнут этой информацией обмениваться. Обратите внимание: уже в 2017 году! У нас все это (примеч. ред.)."> заработает, может быть, в 2018 6 или в 2019 году.

Получается, что горизонт планирования не может быть два года. Нужно смотреть на то, что будет через три, четыре, пять лет. Если кто-то собирается заниматься налоговой оптимизацией, то ему нужно будет прийти к налоговому инспектору, показать всю схему и спросить: «Вопросы есть?» Вот это – профессиональная работа.

Хотите по-прежнему не платить налоги? Не получится. Нас ждет другой мир, другая реальность. И готовиться к ней нужно уже сейчас. У вас есть время до 2019 года. Но проверяться будут, в том числе и прошлые налоговые периоды. Это значит, что в 2018 или в 2019 году по автоматическому налоговому обмену российский налоговый орган получит информацию о российском налогоплательщике (внимание!) за 2016 год. А по уголовно наказуемым деяниям (опять внимание!) – за 2012 год. Если в действиях налогоплательщика есть состав налогового преступления, то, пользуясь автоматическим налоговым обменом, можно заглянуть аж в 2012 год.

Отмечу, что от Каймановых островов уже получено подтверждение о готовности обменяться информацией с ФНС России по налоговым периодам, начиная с 1 января 2012 г., в том числе по делам, содержащим признаки налоговых преступлений.

– Алексей, как Вы думаете, смогут ли хакеры атаковать систему информационного обмена и обрушить ее?

– В октябре 2015 года ФНС России представила специальную криптографическую программу, которая будет обеспечивать защиту данных при обмене информацией с налоговой службой Финляндии, начиная с 2017 года. Наша налоговая служба показала, как будет работать эта программа, и все остались довольны. Я не уверен, что в Финляндии найдется много наших резидентов, но если финны хотят быть первыми, пусть будут первыми.

Допускаю, что мы сможем узнать о доходах друг друга, съездив на один известный рынок. Я не удивлюсь, если так будет. Но деваться нам некуда, автоматический обмен заработает несмотря ни на что.

– Выходит, что экономить, используя низконалоговые юрисдикции, становится невозможно?

– Когда ко мне приходят люди и говорят: «Хотим платить ноль, 2% или 3%», я спрашиваю: «А по каким ставкам Вы не готовы платить налоги?» Если желаемая совокупная налоговая нагрузка составляет около 20%, я отвечаю: «Вы уложитесь». Но для этого необходимо жить, скажем, на Кипре, взять местного бухгалтера, снять небольшой офис, найти и обучить сотрудников, которые будут переговоры вести. Конечно, все это потребует денег. Зато будет экономия.

А еще после всего этого нужно прийти в налоговую инспекцию (до того, как она по информационному обмену получит все данные) и сказать: «Я такие-то транзакции совершаю, здесь у меня активы, и вот я – фактический получатель дохода, самолично стою перед вами. Вопросы есть? Нет? Тогда я пошел». Это новый правильный способ взаимодействия с налоговой инспекцией. Способ будущего. Мы идем туда, куда уже пришли американцы и европейцы. Неизбежно там будем и мы. Наш горизонт – три-пять лет.

Читайте также: