О налогообложении прибыли предприятий закон украины

Опубликовано: 12.05.2024

Плательщиками налога на прибыль предприятий являются юридические лица - как резиденты, так и нерезиденты. Все особенности данного вида налогообложения указаны в Налоговом кодексе Украины в разделе III "Налог на прибыль предприятий" (статьи 133-142).

  1. Размеры ставок налога на прибыль предприятий
  2. Какие организации не являются плательщиками налога на прибыль?
  3. Периодичность начисления налога на прибыль
  4. Налоговые вычеты
  5. Оптимизация налогообложения
    1. Начисление заработной платы
    2. Доходы и расходы
    3. Холдинг
    4. Договор посредничества

Рассмотрим более детально какие предприятия являются плательщиками налога на прибыль.

  1. юр. лица (и их обособленные подразделения за исключением представительств), которые осуществляют хозяйственную деятельность как на территории Украины, так и за ее пределами;
  2. управлящий фонда операций с недвижимостью.

  1. юр. лица, созданные в любой организационно-правовой форме, и получающие доходы с источником происхождения из Украины, за исключением учреждений и организаций, имеющих дипломатические привилегии или иммунитет согласно международным договорам Украины;
  2. постоянные представительства нерезидентов, которые получают доходы с источником происхождения из Украины или выполняют агентские (представительские) и другие функции относительно таких нерезидентов или их учредителей.

Размеры ставок налога на прибыль предприятий

Согласно ст. 136.1 НКУ размер базовой ставки составляет 18%. Однако, для некоторых видов деятельности существуют следующие размеры ставок:

  • 0% - при получении дохода в результате выполнения договоров по долгосрочному страхованию жизни, добровольному медицинскому страхованию (ДМС) и пенсионному страхованию в рамках негосударственного пенсионного обеспечения, в частности договоров страхования дополнительной пенсии.
  • 3% - по договорам страхования от объекта налогообложения, который рассчитывается как сумма страховых платежей, страховых взносов, страховых премий, начисленных по договорам страхования и сострахования. При этом страховые платежи, страховые взносы, страховые премии по договорам сострахования включаются в состав объекта налогообложения страховщика только в размере его доли страховой премии, предусмотренной договором сострахования (согласно подпункта 141.1.2 НКУ).
  • 0, 4, 6, 12, 15, 20% для нерезидентов и приравненных к ним лиц с источником их происхождения из Украины в случаях, установленных пунктом 141.4 НКУ.
  • Во время осуществления букмекерской деятельности, азартных игр (в том числе казино) одновременно с базовой ставкой налога на прибыль устанавливаются ставки налога на доход: 10% (игральные автоматы) и 18% (букмекерская деятельность и казино).
  • 30% налог на доход при осуществлении деятельности по выпуску и проведению лотерей.

Какие организации не являются плательщиками налога на прибыль?

От налога на прибыль освобождены предприятия, учреждения и организации, которые являются неприбыльными. К таким относятся:

  1. бюджетные учреждения;
  2. общественные объединения, политические партии, творческие союзы, религиозные организации, благотворительные организации, Пенсионные фонды;
  3. союзы, ассоциации и другие объединения юридических лиц;
  4. жилищно-строительные, дачные, садоводческие и гаражные кооперативы;
  5. объединения совладельцев многоквартирного дома (ОСМД), ассоциации владельцев жилых домов;
  6. профессиональные союзы, их объединения и организации профсоюзов, а также организации работодателей и их объединения;
  7. сельскохозяйственные обслуживающие кооперативы, кооперативные объединения сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов;
  8. субъекты хозяйствования, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности;
  9. Национальный банк Украины (НБУ).

Периодичность начисления налога на прибыль

Сумма выплат рассчитывается самим налогоплательщиком. Периоды расчетов налога на прибыль в 2020 году совпадают с календарными и составляют полный квартал, т.е. 4 раза в год. Началом налогового периода считается первое число календарного месяца, а окончанием, соответственно — последнее. Исключением являются следующие случаи:

  1. Производители с/х продукции могут выбрать годовой налоговый (отчетный) период, который начинается с 1 июля прошлого отчетного года и заканчивается 30 июня текущего отчетного года. При этом налогом на прибыль облагаются организации, чей доход от реализации произведенной ими продукции составляет более половины от всей суммы дохода.
  2. Для только что открывшегося предприятия началом отчетного периода считается дата постановки на учет в налоговых органах. Сумма выплат рассчитывается ими за отчетный год.
  3. Для ликвидируемого предприятия последним налоговым периодом является период, на который приходится дата ликвидации.
  4. Годовой налоговый период устанавливается налогоплательщикам, у которых годовой доход от любой деятельности (за вычетом косвенных налогов), определенный по показаниям Отчета о финансовых результатах (отчета о совокупном доходе) за предыдущий годовой отчетный (налоговый) период, не превышает 20 млн грн.

Налоговые вычеты

Сумма до налогообложения, из которой вычитаются косвенные налоги, отражается в "Отчете о совокупном доходе" и представляет собой доход от продажи товаров и услуг, финансовых операций и других источников. Это еще одно нововведение, по которому необходимость в налоговом учете отпадает и учет налога проводится по единой схеме — бухгалтерскому учету, отвечающему международным стандартам. При этом налоговая инспекция приобрела полномочия на бухгалтерский аудит организаций.

Согласно Налоговому кодексу налогооблагаемую сумму можно, как уменьшить, так и увеличить с учетом корректировок, влияющих на размер прибыли и убытков:

  • амортизации основного капитала;
  • создания резервных средств;
  • финансовых операций (процентных начислений, долевого участия, роялти, выплачивания оффшоров);
  • реструктуризации задолженности;
  • и других разниц, предусмотренных НК.

Предприятиям с годовым доходом ниже 20 млн грн разрешено не использовать корректировки, увеличивающие финансовый результат. Помимо этого, из налога на прибыль в Украине вычитается налог на нежилую недвижимость (если она не является земельным участком). В случае, если последний превышает налог на прибыль (или же прибыль отсутствует), неучтенная сумма не принимается в расчет для уменьшения последующих выплат.

Для вкладчиков и акционеров из налогооблагаемой суммы вычитается:

  • доход других долевых участников;
  • дивиденды, полученные от других плательщиков авансовых взносов;
  • доход участников, выплачивающих единый налог IV группы.

Оптимизация налогообложения

Залогом успешной налоговой оптимизации является долгосрочное планирование бюджетных отчислений, основанное на тщательных расчетах, балансируемых на грани закона. Рассмотрим наиболее часто применяемые способы оптимизации налога.

Начисление заработной платы

Согласно украинскому НК существует фиксированная верхняя граница социальных отчислений, остающихся неизменными независимо от размеров заработной платы. Это обстоятельство может оказаться полезным в случае выплаты премиальных сотрудникам организации. Социальное и медицинское страхование, командировочные и другие расходы также могут оказать влияние на итоговую сумму налога.

Доходы и расходы

Планирование поставок продукции, передача права собственности на нее определяет дату признания доходов и расходов, а значит, и сумму, подлежащую налогообложению.

Холдинг

Разные методы налогообложения, выбранные несколькими предприятиями, входящими в состав крупной компании, позволяют перераспределить полученные и списанные средства с максимальной выгодой.

Договор посредничества

ЮЛ, оказывающее посреднические услуги в поставке товаров или услуг может использовать договор комиссии или поручения в качестве альтернативы прямым договорам. Это требует тщательного согласования условий, особенно в случае финансовых сделок с зарубежными поставщиками.

Группы, виды и формы налогообложения предприятий, организаций. Оптимизация и принципы налогообложения. Как выбрать общую или упрощенную систему налогообложения бизнеса. Изменения в Налоговый Кодекс Украины согласно налоговой реформе.

  1. Системы налогообложения в Украине
  2. Упрощенная или общая система налогообложения субъектов малого предпринимательства: оцениваем преимущества и недостатки
  3. Переход на упрощенную систему налогообложения
  4. Налоговое законодательство. Налоговый Кодекс
  5. Стоимость юридических услуг в сфере налогообложения бизнеса
  6. Какие налоги платит юридическое лицо в Украине:
    1. НДС
    2. Налог на прибыль
    3. Акцизный налог
    4. Единый налог
    5. ЕСВ
    6. Налог на репатриацию
    7. Рентная плата

Видео путеводитель

Системы налогообложения в Украине

Система налогообложения - совокупность налогов, сборов, других обязательных платежей в бюджеты и взносов в государственные целевые фонды, взимаемых в установленном Налоговым кодексом порядке.

В Украине устанавливаются общегосударственные и местные налоги и сборы.

К общегосударственным относятся:

  • налог на прибыль предприятий;
  • налог на доходы физических лиц;
  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизный налог;
  • экологический налог;
  • рентная плата;
  • пошлина.

К местным налогам относятся:

  • налог на имущество;
  • единый налог.

К местным сборам относятся:

  • сбор за места для парковки транспортных средств;
  • туристический сбор.

В Украине наряду с общей системой налогообложения, действует упрощенная система налогообложения, учета и отчетности.

Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности - особый механизм взимания налогов и сборов, устанавливающий замену уплаты отдельных налогов и сборов, , на уплату единого налога в порядке и на условиях, определенных Налоговым Кодексом, с одновременным ведением упрощенного учета и отчетности.

Юридическое лицо или физическое лицо - предприниматель может самостоятельно избрать упрощенную систему налогообложения, если такое лицо соответствует требованиям, установленным Налоговым Кодексом, и регистрируется плательщиком единого налога.

Плательщики единого налога освобождаются от обязанности начисления, уплаты и представления налоговой отчетности по таким налогам и сборам:

  1. налог на прибыль предприятий;
  2. налог на доходы физических лиц в части доходов (объекта налогообложения), полученных в результате хозяйственной деятельности плательщика единого налога первой - четвертой группы (физического лица) и обложенных единым налогом;
  3. налога на добавленную стоимость по операциям по поставке товаров, работ и услуг, место поставки которых находится на таможенной территории Украины, кроме налога на добавленную стоимость, уплачиваемого физическими лицами и юридическими лицами, избравшими ставку единого налога, определенную подпунктом 1 пункта 293.3 статьи 293 НКУ (3% +НДС), а также уплачиваемого плательщиками единого налога четвертой группы;
  4. налога на имущество (в части земельного налога), кроме земельного налога за земельные участки, которые не используются плательщиками единого налога первой - третьей групп для осуществления хозяйственной деятельности и плательщиками единого налога четвертой группы для ведения сельскохозяйственного товаропроизводства;
  5. рентной платы за специальное использование воды плательщиками единого налога четвертой группы.

Упрощенная или общая система налогообложения субъектов малого предпринимательства: оцениваем преимущества и недостатки

Физическое лицо – предприниматель, упрощенная система налогообложения

Преимуществом является простота учета. Требования к упрощенцам установлены НКУ.

Ставки фиксированного налога невысоки.Ставки единого налога для плательщиков первой группы устанавливаются в процентах к размеру прожиточного минимума для трудоспособных лиц, установленного законом на 1 января налогового (отчетного) года, второй группы - в процентах к размеру минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января налогового (отчетного) года.

Фиксированные ставки единого налога устанавливаются сельскими, поселковыми, городскими советами или советами объединенных территориальных общин для физических лиц - предпринимателей, осуществляющих хозяйственную деятельность, в зависимости от вида хозяйственной деятельности, из расчета на календарный месяц:

1) для первой группы плательщиков единого налога - в пределах до 10 процентов размера прожиточного минимума;

2) для второй группы плательщиков единого налога - в пределах до 20 процентов размера минимальной заработной платы.

Процентная ставка единого налога для плательщиков третьей группы устанавливается в размере:

1) 3 процента дохода - в случае уплаты налога на добавленную стоимость;

2) 5 процентов дохода - в случае включения налога на добавленную стоимость в состав единого налога.

Предприниматель – упрощенец не освобождается от уплаты единого социального взноса, предусмотренного Законом Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» в размере не ниже минимального (22% от минимальной заработной платы).

Физическое лицо – предприниматель, общая система налогообложения

Предприниматель – неупрощенец является плательщиком подоходного налога по ставке, определенным в пункте 167.1 статьи 167 Налогового Кодекса Украины (18%).

Безусловным плюсом является то, что налогом облагается чистый доход, за вычетом документально подтвержденных затрат от предпринимательской деятельности физического лица.Следует отметить, что к таким затратам относятся только те, которые непосредственно связанны с хозяйственной деятельностью предпринимателя. Перечень таких затрат установлен п.177.4 ст.177 НКУ.

Не включаются в состав расходов предпринимателя:

  • расходы, не связанные с осуществлением хозяйственной деятельности таким физическим лицом - предпринимателем;
  • расходы на приобретение, самостоятельное изготовление основных средств и расходы на приобретение нематериальных активов, подлежащих амортизации;
  • расходы на приобретение и содержание основных средств двойного назначения;
  • документально не подтвержденные расходы.

Ставки ЕСВ для предпринимателя – неупрощенца такие же, как и для единщика. Однако базой для начисления ЕСВ в данном случае будет чистый, облагаемый налогом доход. При этом, минимальный размер отчислений установлен на том же уровне, что и для единщиков.

Самым негативным моментом для этой системы налогообложения является необходимость оплачивать подоходный налог авансом ежеквартально.

Авансовые платежи по налогу на доходы физических лиц рассчитываются налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с фактическими данными, указанными в Книге учета доходов и расходов, каждого календарного квартала и уплачиваются в бюджет до 20 числа месяца, следующего за каждым календарным кварталом (до 20 апреля, до 20 июля и до 20 октября). Авансовый платеж за четвертый календарный квартал не рассчитывается и не уплачивается. Если результатом расчета авансового платежа за соответствующий календарный квартал является отрицательное значение, то авансовый платеж за такой период не уплачивается.

К минусам можно отнести также необходимость использования регистраторов расчетных операции (РРО) в соответствии с Законом Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг».

Физические лица - предприниматели обязаны вести Книгу учета доходов и расходов и иметь подтверждающие документы о происхождении товара. Форма Книги учета доходов и расходов и порядок ее ведения утверждены Приказом Министерства доходов и сборов.

ФЛП на общей системе налогообложения подают годовую налоговую декларацию в течение 40 календарных дней, которые наступают за последним днем отчетного года.

Юридическое лицо, упрощенная система налогообложения

Компания с объемом годовой выручки до 5 млн. гривен может избрать один из двух вариантов единого налога:

  • 3% от выручки + НДС;
  • 5% от выручки.

Юридические лица – единоналожники также не освобождаются от уплаты единого социального взноса. Размер ЕСВ составит 22% от фонда оплаты труда.

Основной минус этого варианта налогообложения очевиден: базой налогообложения является весь объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг), не уменьшенный на стоимость затрат производства. Поэтому такой способ налогообложения, при всей своей простоте, может быть выгоден лишь для очень ограниченного круга представителей малого бизнеса.

Юридическое лицо, общая система налогообложения

Если субъект малого предпринимательства – юридическое лицо избрало общую систему налогообложения, то кроме налога на прибыль он может являться также плательщиком таких налогов, как НДС, земельный налог, акцизный налог, экологический налог, рентная плата.

Базовая ставка налога на прибыль составляет 18%.

Налогообложению подлежит чистая прибыль, уменьшенная на сумму затрат, однако некоторые из видов затрат не учитываются при определении размера облагаемой налогом прибыли или учитываются лишь частично.

Что касается единого социального взноса, то он составит 22% фонда оплаты труда.

Таким образом, ни один из описанных способов налогообложения не имеет однозначного преимущества над другими. Экономически самым выгодным остается фиксированный налог, оплачиваемый физическим лицом – предпринимателем. Однако в этом случае есть ограничения по видам деятельности, годовому объему выручки и количеству наемных сотрудников.

Переход на упрощенную систему налогообложения

Для избрания или перехода на упрощенную систему налогообложения субъект хозяйствования подает в контролирующий орган заявление.

Заявление подается по выбору налогоплательщика, одним из следующих способов:

  1. лично налогоплательщиком или уполномоченным на это лицом;
  2. направляется по почте с уведомлением о вручении и с описью вложения;
  3. средствами электронной связи в электронной форме с соблюдением условия относительно регистрации электронной подписи подотчетных лиц в порядке, определенном законодательством;
  4. государственному регистратору как приложение к заявлению о государственной регистрации, подаваемого для проведения государственной регистрации юридического лица или физического лица - предпринимателя . Электронная копия заявления, изготовленная путем сканирования, передается государственным регистратором в контролирующий орган одновременно со сведениями заявления о государственной регистрации на проведение государственной регистрации юридического лица или физического лица - предпринимателя согласно Закону Украины "О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц - предпринимателей и общественных формирований "

Зарегистрированные в установленном порядке физические лица - предприниматели, которые до окончания месяца, в котором произошла государственная регистрация, подали заявление об избрании упрощенной системы налогообложения и ставки единого налога, установленной для первой или второй группы, считаются плательщиками единого налога с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошла государственная регистрация.

Зарегистрированные в установленном законом порядке субъекты хозяйствования, которые в течение 10 дней со дня государственной регистрации подали заявление об избрании упрощенной системы налогообложения и ставки единого налога, установленной для третьей группы, которая не предусматривает уплату налога на добавленную стоимость, считаются плательщиками единого налога со дня их государственной регистрации.

Субъект хозяйствования, который является плательщиком других налогов и сборов, может принять решение о переходе на упрощенную систему налогообложения путем подачи заявления в контролирующий орган не позднее чем за 15 календарных дней до начала следующего календарного квартала. Такой субъект хозяйствования может осуществить переход на упрощенную систему налогообложения один раз в течение календарного года

Налоговое законодательство. Налоговый Кодекс

Налоговое законодательство Украины состоит из Конституции Украины; Налогового Кодекса; Таможенного кодекса Украины и других законов по вопросам таможенного дела в части регулирования правоотношений, возникающих в связи с налогообложением пошлиной операций по перемещению товаров через таможенную границу Украины; действующих международных договоров, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины и которыми регулируются вопросы налогообложения; нормативно-правовых актов, принятых на основании и во исполнение Налогового Кодекса и законов по вопросам таможенного дела; решений Верховной Рады Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления по вопросам местных налогов и сборов, принятых по правилам, установленным Налоговым Кодексом.

Если международным договором, согласие на обязательность которого предоставлено Верховной Радой Украины, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Налоговым Кодексом, применяются правила международного договора.

Налоговый кодекс Украины является основным кодифицированным актом в сфере налогообложения и регулирует отношения, возникающие в сфере взимания налогов и сборов, в частности определяет исчерпывающий перечень налогов и сборов, взимаемых в Украине, и порядок их администрирования, плательщиков налогов и сборов, их права и обязанности, компетенцию контролирующих органов, полномочия и обязанности их должностных лиц во время администрирования налогов, а также ответственность за нарушение налогового законодательства.

Общегосударственные, местные налоги и сборы, взимание которых не предусмотрено Налоговым Кодексом, уплате не подлежат.

Основные принципы налогового законодательства Украины

  • всеобщность налогообложения - каждое лицо обязано уплачивать установленные законодательством налоги и сборы, плательщиком которых оно является соответствии с положениями Налогового Кодекса;
  • равенство всех плательщиков перед законом, недопущение любых проявлений налоговой дискриминации - обеспечение одинакового подхода ко всем налогоплательщикам независимо от социальной, расовой, национальной, религиозной принадлежности, формы собственности юридического лица, гражданства физического лица, места происхождения капитала;
  • неотвратимость наступления определенной законом ответственности в случае нарушения налогового законодательства;
  • презумпция правомерности решений плательщика налога в случае, если норма закона или другого нормативно-правового акта, изданного на основании закона, или если нормы разных законов или разных нормативно-правовых актов допускают неоднозначную (множественную) трактовку прав и обязанностей налогоплательщиков или контролирующих органов, в результате чего есть возможность принять решение в пользу как налогоплательщика, так и контролирующего органа;
  • фискальная достаточность - установление налогов и сборов с учетом необходимости достижения сбалансированности расходов бюджета с его поступлениями;
  • социальная справедливость - установление налогов и сборов в соответствии с платежеспособностью налогоплательщиков;
  • экономичность налогообложения - установление налогов и сборов, объем поступлений от уплаты которых в бюджет значительно превышает расходы на их администрирование;
  • нейтральность налогообложения - установление налогов и сборов способом, который не влияет на увеличение или уменьшение конкурентоспособности налогоплательщика;
  • стабильность - изменения в любые элементы налогов и сборов не могут вноситься позднее чем за шесть месяцев до начала нового бюджетного периода, в котором будут действовать новые правила и ставки. Налоги и сборы, их ставки, а также налоговые льготы не могут изменяться в течение бюджетного года;
  • равномерность и удобство уплаты - установление сроков уплаты налогов и сборов, исходя из необходимости обеспечения своевременного поступления средств в бюджеты для осуществления расходов бюджета и удобства их уплаты плательщиками;
  • единый подход к установлению налогов и сборов - определение на законодательном уровне всех обязательных элементов налога.
Поиск юридических услуг в сфере налогообложения бизнеса

Нулевая декларация: как и для кого будут работать новые правила

В последних числах февраля президент Украины внес в парламент четыре законопроекта, направленных, как следует из названий, на детенизацию доходов украинцев. В обиходе этот пакет уже назвали законопроектами о "нулевой декларации", или о "налоговой амнистии, сообщает Сегодня.

Что представляют собой эти законопроекты, и почему они сразу вызвали общественный резонанс – читайте далее.

Декларируй и плати налог

Основным можно назвать законопроект №5153 – "О внесении изменений в Налоговый кодекс о стимулировании детенизации доходов и повышении налоговой культуры граждан путем введения добровольного декларирования физлицами принадлежащих им активов и оплаты одноразового сбора в бюджет". Он предусматривает, что с 1 июля 2021 года по 1 июля 2022 года в Украине должно пройти одноразовое (специальное) добровольное декларирование активов физических лиц.

Смысл одноразового декларирования в том, чтобы разрешить украинцам, которые имеют неучтенные, незадекларированные доходы, задекларировать их, а также приобретенное на них имущество, и таким образом "обелить" и доходы, и имеющуюся собственность.

При этом, правда, нужно будет уплатить определенный налог (о чем расскажем дальше), но зато в будущем не придется объяснять происхождение тех доходов и имущества, которые задекларированы. То есть, доходы и имущество, которые будут указаны в период добровольного декларирования, автоматически переходят в разряд законных.

В комментариях к законопроектам, которые уже прозвучали, говорится, в основном, о богатых людях, которые таким образом смогут "обелить" свои сбережения и имущество, разбросанные по разным странам, и начать платить за них налоги в украинский бюджет. При этом, закон не будет распространяться на госслужащих и другие категории, которые должны декларировать доходы, согласно антикоррупционному законодательству – для них правила не меняются.

Однако, как следует из пояснительной записки к законопроектам, под прицел попадают не только миллионеры. В частности, многие ФОПы, айтишники, все самозанятые лица, а также те, кто выполняет работы за "черный нал" или получает зарплаты в конвертах.

Как говорится в пояснительной записке к законопроекту №5153, в 2019 году уровень теневой экономики в Украине составлял 29% объема ВВП, в I квартале 2020-го – 31%.

Что нужно и что не нужно декларировать

Согласно проекту закона, декларированию подлежат:

  • валютные ценности (кроме наличных);
  • ценные бумаги;
  • движимое и недвижимое имущество;
  • части (паи) в имуществе юрлиц.

За декларируемые объекты нужно будет платить специальный сбор (налог). Если предмет декларирования находится в Украине, придется уплатить 5% его стоимости (кроме валютных ценностей на банковских счетах). Если объект декларирования находится за границей – 9% его стоимости. За гособлигации, купленные в период с 1 января 2021 года до 20 июня 2022 года, но до подачи декларации, придется заплатить 2,5% их номинальной стоимости.

Можно не декларировать:

  • квартиру общей площадью 120 кв. м;
  • жилой дом площадью 240 кв. м;
  • нежилые строения коммерческого назначения общей площадью до 60 кв. м;
  • земельные участки, размер которых не превышает норм бесплатной передачи, которые определены в ст. 121 Земельного кодекса (для ведения личного сельского хозяйства – 2 га, для садоводчества – 12 соток, для строительства жилого дома – не более 25 соток в селах, 15 соток в поселках, 10 соток в городах, для гаража – не более 1 сотки);
  • одно транспортное средство личного некоммерческого пользования (кроме легкового автомобиля с объемом двигателя свыше 3000 куб. см и/или рыночной стоимость свыше 375 минимальных зарплат, мотоцикла с рабочим объемом цилиндров более 80 куб. см, самолета, вертолета, яхты и катера);
  • другие активы суммой менее 400 тыс. грн.

Другие законопроекты из этого пакета вносят уточнения в законодательство. Так, в законопроекте №5154 говорится о том, что деньги, собранные в виде налога (сбора) за декларируемые доходы, попадут в общий фонд госбюджета. Законопроект №5155 – о том, что декларантов не будут наказывать за нарушения норм закона о валюте и валютных операциях. В законопроекте №5156 перечислено, какие именно административные и уголовные нарушения простят субъектам одноразового декларирования.

"Незаконное" имущество можно найти у половины страны

Чтобы понять, кому нужно будет подавать "нулевую декларацию", стоит выяснить, что понимает закон под "теневыми" доходами и имуществом. В законе это формулируется так:

Иными словами, если у налоговой не будет информации о том, что человек платил налоги с зарплаты или с доходов, эти доходы считаются "теневыми". И, соответственно, имущество, приобретенное на такие средства, также считается "нелегальным".

То же самое касается имущества, которое по цене превышает "белые" доходы человека (то есть, доходы, с которых были уплачены налоги). Например, если официальная зарплата составляет менее 10 000 грн, а человек купил квартиру за 1 млн грн – такая покупка также будет расценена как купленная на "теневые" доходы.

Как известно, сейчас одной из распространенных форм приобретения недвижимости являются фиктивные договора дарения. К ней прибегают, например, когда сумму сделки не хотят или не могут провести через банк. Однако, по законодательству, "подарки" на сумму свыше 50 тыс. грн подлежат декларированию. Также, если это подарки не от близких родственников, с подарка нужно заплатить 5% налога на доходы физлиц (НДФЛ) и 1,5% военного сбора, если сумма подарка превышает 1180,75 грн.

"Это только вершина айсберга"

Эксперты считают, что "нулевое декларирование" – это только первый шаг.

Он считает, что через это сито хотят пропустить всю страну. Хотя говорит, что процентов 90 населения так и не поймут, что их пропустили через это сито, потому что большинство активов, которые у них есть, будут задекларированы автоматически: квартиры до 120 кв. м, дома до 240 кв. м и т. д.

Экономист приводит такой пример. Допустим, человек, который проработал несколько лет за границей или на аутсорсе, не подал нулевую декларацию. Соответственно, он не указал ни своих доходов, ни имущества. То есть, в налоговой службе его стартовый капитал будет оцениваться в 0 грн. Затем человек решит купить квартиру. На заработанные деньги. Но, поскольку с них не уплачены налоги (а представители указанных работ, как правило, налоги с доходов не платят), соответствующие службы заставят покупателя уплатить почти 20% от стоимости квартиры.

Налог на прибыль - прямой налог, взимаемый с прибыли организации (предприятия, банка, страховой компании и т. д.). Прибыль для целей данного налога, как правило, определяется как доход от деятельности компании за минусом суммы установленных вычетов и скидок.
Налог на прибыль взимается с юридических лиц, ведущих хозяйственную деятельность на территории Украины как резидентов, так и нерезидентов. Ставка налога на прибыль в Украине в 2013 году составляет 19%. У нас вы найдете примеры заполнения декларации по налогу на прибыль, формулы расчета, комментарии специалистов о законодательстве и многое другое.

Ставки налога:

Новое в налогообложении прибыли предприятий в 2014 году:

В связи с принятием антикризисного Закона, с 1 апреля 2014 года плательщики налога на прибыль должны облагать полученный доход от деятельности по ставке 18 %.

Плательщики, которые отчитываются ежеквартально, обязаны за I квартал 2014 г. подать декларацию по налогу на прибыль и начислить налог по ставке 16 %.

Отчитываясь за II квартал 2014 года, плательщикам необходимо применять ставку налога на прибыль уже в размере 18 %.

Плательщики, у которых базовым налоговым периодом является календарный год, во время проведения начислений должны учитывать изменения законодательства и применять ставку налога на прибыль в размере 16 % — за I квартал и 18 % — с 01.04.2014 г. (см. разъяснение Миндоходов )

Объект налогообложения

В соответствии с п.п. 134.1.1 НКУ объектом налогообложения является прибыль с источником происхождения на территории Украины и за ее пределами, которая определяется путем уменьшения суммы доходов отчетного периода, определенных в соответствии со ст. 135 — 137 НКУ, на себестоимость реализованных товаров, выполненных работ, предоставленных услуг и сумму других расходов отчетного периода, определенных в соответствии со ст. 138 — 143 НКУ, с учетом правил, установленных ст. 152 НКУ.

Формула определения объекта налогообложения:

ПР — прочие расходы.

Правила налогового учета прибыли более приближены к бухгалтерским — в нем фигурируют доходы, себестоимость, прочие расходы.

Доходы — в общем случае их состав и порядок отражения приведены в ст. 135 — 137 НКУ с учетом особенностей учета операций особого вида ст. 153 НКУ. Общий доход состоит из доходов от операционной деятельности и прочих доходов.

Себестоимость — ее определение приведено в п.п. 14.1.228 НКУ, и несмотря на то, что он ссылается на бухгалтерские положения, использовать их в этом вопросе нельзя — налоговая себестоимость отлична от бухгалтерской. Состав расходов, формирующих себестоимость, перечислен в п. 138.8 НКУ.

Прочие расходы — в их состав входят: (1) общепроизводственные расходы (п.п. 138.10.1); (2) административные расходы (п.п. 138.10.2); (3) расходы на сбыт (п.п. 138.10.3); (4) прочие операционные расходы; (5) финансовые расходы (п.п. 138.10.5); (6) прочие расходы обычной деятельности, кроме финансовых расходов (п.п. 138.10.6); (7) прочие расходы, приведенные в п. 138.12 НКУ.

Схема формирования расходов в соответствии с НКУ

Расходы, учитываемые при исчислении объекта налого-обложения

Расходы операционной деятельности

Себестоимость изготовленных и реализованных товаров, выполненных работ, предоставленных услуг

Прямые материальные расходы

Прямые расходы на оплату труда

Амортизация производственных ОС и НМА, непосредственно связанных с производством товаров, выполнением работ, предоставлением услуг

Стоимость приобретенных услуг, прямо связанных с производством товаров, выполнением работ, предоставлением услуг

Прочие прямые расходы, в том числе расходы по приобретению электрической энергии (включая реактивную)

Себестоимость приобретенных и реализованных товаров

Ввозная таможенная пошлина

Расходы на доставку

Расходы на доведение до состояния, пригодного для продажи

Прочие расходы

Расходы на сбыт

Прочие операционные расходы

Прочие расходы обычной деятельности

Плательщики налога на прибыль

Как правило, анализ любого налога или сбора начинается с рассмотрения состава его плательщиков — в части налога на прибыль ему посвящена ст. 133 НКУ. Сразу оговоримся, что в сравнении с Законом о налоге на прибыль состав плательщиков является одним из наименее измененных элементов.

Плательщиков налога на прибыль можно условно разделить на 3 группы: резидентов, нерезидентов и специальных плательщиков*. Далее перечислим их в таблице:

Резиденты (п. 133.1 НКУ)

К числу резидентов НКУ относит (п.п. 14.1.213 НКУ):
1) юридических лиц и их обособленных лиц, которые образованы и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Украины с местонахождением как на ее территории, так и за ее пределами;
2) дипломатические представительства, консульские учреждения и другие официальные представительства Украины за границей, которые имеют дипломатические привилегии и иммунитет;
3) физических лиц — резидентов.
При этом плательщиками налога на прибыль являются не все резиденты, а лишь те, которые приведены в ст. 133 НКУ — их перечень представлен ниже

Субъекты хозяйствования — юридические лица, которые осуществляют хозяйственную деятельность как на территории Украины, так и за ее пределами (п.п. 133.1.1 НКУ)

Основная категория плательщиков налога на прибыль — в целом, ее состав остался неизменным

Обособленные подразделения* налогоплательщиков, указанных в п.п. 133.1.1 НКУ (п. 1.1 этой таблицы), кроме представительств

В данной части все осталось по-прежнему.
Как и раньше, налогоплательщик, имеющий обособленные подразделения, может принять решение об уплате консолидированного налога и уплачивать налог по местонахождению таких обособленных подразделений (п. 152.4 НКУ)

*В определении обособленных подразделений НКУ ссылается на Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV, в ст. 95 приводятся филиалы и представительства.

Управление железной дороги, которое получает прибыль от основной деятельности* железнодорожного транспорта (п.п. 133.1.2 НКУ)

В этом контексте следует отметить два момента:
1) Перечень работ и услуг, которые относятся к основной деятельности железнодорожного транспорта, в настоящий момент утвержден постановлением Кабмина от 30.03.2011 г. № 316;
2) Порядок перераспределения поступлений дохода от основной деятельности железнодорожного транспорта также утвержден постановлением Кабмина от 30.03.2011 г. № 316

*Под основной деятельностью железнодорожного транспорта понимается деятельность всех взаимосвязанных в границах единого производственно-технологического комплекса предприятий железнодорожного транспорта, направленная на обеспечение перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, почты и выполнение связанных с ними работ (услуг).

Предприятия железнодорожного транспорта и их структурные подразделения, которые получают прибыль от неосновной деятельности железнодорожного транспорта (п.п. 133.1.3 НКУ)

Аналогичный порядок налогообложения был предусмотрен и в Законе о налоге на прибыль

Неприбыльные учреждения и организации* — но лишь в случае получения прибыли от неосновной деятельности и/или доходов, которые подлежат налогообложению в соответствии с разделом III НКУ
(п.п. 133.1.4 НКУ)

В целом, данное правило повторяет существовавшее в Законе о налоге на прибыль. Перечень доходов, освобожденных от обложения налогом на прибыль (то есть доходов от основной деятельности), в разрезе видов неприбыльных учреждений и организаций приведен в ст. 157 НКУ. Неприбыльные учреждения и организации должны составлять и подавать в квартальные сроки Налоговый расчет об использовании средств неприбыльных учреждений и организаций, утвержденный приказом ГНАУ от 31.01.2011 г. № 56, — он используется начиная с отчетности за II квартал 2011 года

*Для получения неприбыльных льгот такие лица также должны быть внесены в Реестр неприбыльных организаций и учреждений (п. 157.1 НКУ), которое осуществляется в соответствии с Положением о Реестре неприбыльных учреждений и организаций, утвержденным приказом ГНАУ от 24.01.2011 г. № 37.

Нерезиденты (п. 133.2 НКУ)

К числу нерезидентов НКУ относит (п.п. 14.1.122 НКУ):
1) иностранные компании, организации, образованные в соответствии с законодательством других государств, их зарегистрированные (аккредитованные или легализованные) в соответствии с законодательством Украины филиалы, представительства и другие обособленные подразделения с местонахождением на территории Украины;
2) дипломатические представительства, консульские учреждения и другие официальные представительства других государств и международных организаций в Украине;
3) физических лиц, которые не являются резидентами Украины.
Не все нерезиденты являются плательщиками налога на прибыль, а только те их них, которые приведены в п. 133.2 НКУ, — их перечень представлен ниже

Юридические лица, которые созданы в любой организационно-правовой форме и получают доходы с источником их происхождения в Украине*, кроме учреждений и организаций, имеющих дипломатические привилегии или иммунитет в соответствии с международными договорами Украины (п.п. 133.2.1 НКУ)

В Законе о налоге на прибыль в части также присутствовали физические лица (хотя плательщиками они все же не были из-за определения нерезидентов в том же Законе) — в настоящий момент данная категория лиц исключена из определения. Таким образом, физлица-нерезиденты, как раньше, не являются плательщиками налога на прибыль!
Порядок налогообложения нерезидентов приведен в ст. 160 НКУ и, в общих чертах, не изменился: резидент или постоянное представительство нерезидента при выплате доходов (с источником их происхождения в Украине) нерезиденту должен удерживать налог с таких доходов — в общем случае, в размере 15 % (п. 160.2 НКУ).

* Доходы нерезидента с источником их происхождения в Украине в целях обложения налогом на прибыль приведены в п. 160.1 НКУ.

Постоянные представительства* нерезидентов, которые получают доходы с источником их происхождения в Украине или выполняют агентские (представительские) и другие функции относительно таких нерезидентов или их учредителей (п.п. 133.2.2 НКУ)

До начала хозяйственной деятельности постоянное представительство должно встать на учет в налоговом органе по своему местонахождению — в соответствии с разделом V Порядка учета плательщиков налогов и сборов, утвержденного приказом ГНАУ от 22.12.2010 г. № 979

*Постоянным представительством нерезидента считается постоянное место деятельности, через которое полностью или частично осуществляется хозяйственная деятельность нерезидента в Украине, в частности: (1) место управления; (2) филиал; (3) офис; (4) фабрика; (5) мастерская; (6) установка или сооружение для разведки природных ресурсов; (7) шахта, нефтяная/газовая скважина, карьер или любое другое место добычи природных ресурсов; (8) склад или помещение, которое используется для доставки товаров.
Кроме того, для определения постоянного представительства следует руководствоваться дополнительными условиями, приведенными в п.п. 14.1.193 НКУ.

Специальные плательщики (пп. 133.4 — 133.5 НКУ)

Национальный банк Украины (п. 133.4 НКУ)

Учреждения уголовно-исполнительной системы и их предприятия, которые используют труд спецконтингента (п. 133.5 НКУ)

Научный руководитель: Недрянко А.А.

В современных условиях налог на прибыль в деятельности каждого предприятия играет немаловажную роль. Бесспорно, чем меньше данный налог, тем лучше для предприятия. Каждый год предприниматели сталкиваются с проблемой своевременной оплаты налога на прибыль. Это связано с эффективностью работы предприятия и ставкой налога. Актуальность темы данной работы заключается в том, что с 2011 года появились нововведения в связи с принятием Налогового Кодекса Украины. Цель данной работы – изучить новшества и выявить их преимущества и недостатки.

Действующее в Украине законодательство позволяет предприятиям выбрать максимально приемлемую для них систему налогообложения с учетом схемы работы, планируемого вида деятельности, оборотов, прочих существенных моментов осуществления хозяйственной деятельности.

Предприятия на общей системе налогообложения оплачивают налог на прибыль в размере 25% (с 01.04.2011г.- 23%) от суммы налогооблагаемой прибыли. Прибыль подсчитывается путем ведения на предприятии налогового учета, подсчета доходов и расходов. Основным нормативным документом для плательщиков налога на прибыль с 01.04.2011г. станет Налоговый кодекс Украины. До этого момента действовал Закон Украины 28.12.1994 р. №334/94-ВР «О налогообложении прибыли предприятий».

Уменьшение ставки налога на прибыль было и есть ярким и будоражащим лозунгом в защиту нового Налогового Кодекса. Падение ставки налога предстало следующими цифрами: 25% остаются до первого апреля 2011 г., 23% до 31 декабря 2011 г., 21% до 31 декабря 2012 г., 19% до 31 декабря 2012 г., 16% - с 1 января 2014 г.. Суммарное уменьшение ставки налога на 9% выглядит достаточно внушительно.

Что касается преимуществ при оплате налога на прибыль, то их Налоговый Кодекс предоставил налогоплательщикам с доходом менее 3 млн.грн. за год: с 1 апреля 2011 г. до 1 января 2016 г. для них ставка налога составляет 0%. Однако, есть ряд условий, которые такой налогоплательщик должен выполнять, чтобы подпадать под нулевую ставку. Во-первых, лица, состоящие с ним в трудовых отношениях должны получать зарплату размером не менее 2х минимальных заработных плат, установленных законом. Во-вторых, налогоплательщик должен отвечать одному из следующих критериев: быть созданным после 1 апреля 2011 г.; на протяжении последних трех лет получать ежегодный доход в размере не более 3 млн.грн; при этом среднее количество наемных работников за весь период не должно превышать 20 лиц; в период до вступления Налогового Кодекса быть плательщиком единого налога, иметь выручку от реализации продукции до 1 млн.грн. и среднее количество работников – до 50 лиц. Нулевая ставка налога на прибыль не распространяется на субъекты предпринимательства, созданные путем реорганизации, приватизации и корпоратизации в период после вступления в силу Кодекса, а так же на те, проводят следующую деятельность: производство, экспорт и импорт подакцизных товаров, оптовую продажу; оптовую торговлю и посредничество в оптовой торговле; операции с недвижимым имуществом, аренду; деятельность в сфере развлечений; финансовую деятельность и деятельность по обмену валют; производство, оптовую и розничную продажу горюче-смазочных материалов; добычу, серийное производство и изготовление драгоценных металлов и драгоценных камней; добычу и реализацию полезных ископаемых общегосударственного значения; деятельность по предоставлению услуг почты и связи; деятельность по организации торгов предметами искусства, коллекционирования или антиквариата; деятельность по предоставлению услуг в сфере телевидения и радиовещания; охранную деятельность; внешнеэкономическую деятельность; производство продукции на давальческом сырье; производство и распределение электроэнергии, газа и воды; деятельность в сфере права, бухгалтерского учета, инжиниринга, предоставления услуг предпринимателям.

В соответствии с Налоговым Кодексом от налога освобождается прибыль: частных дошкольных и общеобразовательных учебных заведений; от продажи в Украине продуктов детского питания собственного производства; предприятий и организаций, основанных организациями инвалидов; от ряда программ связанных с ЧАЕС; Международного детского центра «Артек» и Украинского детского центра «Молодая гвардия»; предприятий энергетической отрасли в рамках определенных Кодексом; некоторые доходы не прибыльных организаций и учреждений, внесенных в Реестр не прибыльных организаций и учреждений. Особые правила налогообложения предусмотрены Налоговым Кодексом для производителей сельскохозяйственной продукции, страховщиков, производителей энергоэффективных технологий.

Таким образом, можно сделать вывод, что даже среди кратко освещенных выше положений Кодекса по налогу на прибыль помимо некоторого негатива есть несколько относительно позитивных нововведений, в частности уменьшение ставки налога и налоговые «каникулы» для многих видов предприятий. Несомненно, изменившиеся условия и поставленные ограничения спровоцируют активную работу по созданию новых схем оптимизации налогообложения. Но ожидать существенных перемен к лучшему на основании положений Кодекса в ближайшее время не приходится не столько из-за его несовершенства, сколько из-за сложившихся принципов отношения плательщиков и налоговых служб.

1. Закон Украины 28.12.1994 р. №334/94-ВР «О налогообложении прибыли предприятий».

2. Налоговый Кодекс Украины (от 1 января 2011 года). Раздел 3. Налог на прибыль предприятий.

Читайте также: