Нсп налог что это

Опубликовано: 15.05.2024

  • Главная »
  • Статьи »
  • Налог с продаж (НсП), возможность введения которого всерьез рассматривает Минэкономразвития


Налог с продаж (НсП), возможность введения которого всерьез рассматривает Минэкономразвития, неизбежно приведет к росту цен на все товары и услуги, говорят эксперты. Попытки уклониться от его уплаты будет способствовать росту теневого сектора экономики страны.

Введение налога с продаж должно позволить перераспределить налоговые поступления между центром, регионами и муниципалитетами, считают в Минэкономразвития. Задачу добиться сбалансированности региональных и федерального бюджетов поставил перед чиновниками президент РФ Дмитрий Медведев, выступая 11 ноября на заседании Госсовета в Хабаровске. "Распределение бюджетных средств должно смещаться в пользу регионов и муниципалитетов", – заявил тогда глава государства.

Сейчас бюджетные доходы между федеральным центром и регионами делятся в пропорции 60 на 40, а двигаться нужно к пропорции 50 на 50, сказал обозначивший проблему на Госсовете губернатор Свердловской области Александр Мишарин.

Дефицит региональных бюджетов в 2010 году, по данным Минфина, составил около 100 млрд рублей. На 2011 и 2012 годы Минфин прогнозирует его в размере около 50 млрд рублей, заявил и.о. министра финансов Антон Силуанов. Чиновники активно ищут способ закрыть "дыру" в бюджетах регионов.

Хорошо забытое старое

Налог с продаж – это налог на потребление при наличной форме расчета, напоминает руководитель юридического департамента АКГ "МЭФ-Аудит" Иван Чемичев. Продавцы товаров и услуг включают его в цену товара, увеличивая ее, а платит налог, естественно, покупатель.

НсП в России вводился дважды. Появившись в 1991 году, он просуществовал лишь год. Затем налог был введен в 1998 году и действовал до 2003 года включительно. Право вводить налог федеральный центр тогда передал в регионы, большинство которых установили его с максимальной ставкой в 5%. С 1 января 2004 года НсП был отменен.

Такой шаг должен стать стимулом для властей субъектов РФ активно привлекать бизнес (то есть налогоплательщиков и создателей новых рабочих мест) в регион и создавать комфортную среду для развития предпринимательства.

Покупатель найдет лазейки

Кроме того, российские товары станут менее конкурентоспособными, как и вся экономика в целом. "Налоги с оборота вообще самые страшные для экономики, так как "бьют" по конечному потребителю, вызывая цепную реакцию роста цен на всех уровнях – вплоть до производителя", – пояснил Смирнов.

Если российские товары подорожают, число людей, делающих покупки в интернете (там, например, можно платить "электронными" деньгами) и за границей может существенно возрасти. "Сейчас товары там стоит в два раза дешевле, чем в российских магазинах, а будут стоить в 2, 2 раза дешевле", – говорит эксперт.

Крупные магазины смогут помогать своим клиентам избежать уплаты НсП, расположив у себя отделение банка и принимая оплату переводом без открытия счета, говорит Алексей Смирнов. При наличии паспорта покупатель сможет перечислить плату за покупку через кассу банка сразу на счет фирмы – продавца. Эту схему уже использовали крупные магазины, например, мебельные, до отмены налога с продаж, вспоминает Смирнов.

Получается, что этот налог больнее всего ударит по наименее обеспеченным слоям населения, говорит Галина Шалдина. Они не ездят за покупками за границу, не имеют доступа в интернет и редко делают крупные покупки.

Впрочем, с более обеспеченных граждан государство увеличит сбор налогов с помощью дополнительного 10%-го страхового взноса во внебюджетные фонды, как только годовая сумма их зарплаты превысит 512 тысяч рублей.

Фактически эти меры увеличат налогообложение физлиц, хотя формально крупнейшие чиновники говорят о неповышении налоговой нагрузки на граждан.

"Теневая" экономика пойдет в рост

Сбор НсП будет делом не простым, полагают эксперты. "Налог с продаж очень трудно администрировать, – говорит Александр Андряков. – Придется в каждой торговой точке ставить по налоговому инспектору, потому что люди будут "мухлевать".

В итоге, трудности с администрированием платежей могут "съесть" до половины той суммы, на которую будет претендовать государство, опасается Александр Андряков.

Введение НсП может привести к росту "теневого" сектора экономики, который Росстат оценивает в 16% ВВП или 7, 1 трлн рублей. В "серой" зоне экономики заняты до 18% населения страны. В 2010 году глава Росстата Александр Суринов оценивал объемы теневой экономики на уровне одной пятой от всей экономики России.

Одна база – два налога

Фактически НсП – это налог с оборота. Но в России сейчас уже существует оборотный налог – это НДС в 18%. Для понимания: НДС включен в цену всех товаров, а НсП платят только за товары, приобретаемые для личного потребления.

"Вводить оба налога одновременно – странно", – говорит Алексей Смирнов. Тем не менее, существовать они могут и одновременно, что уже было в России и сейчас есть, например, в Канаде. "То, что базы у налогов одинаковые, никому не помешает. У транспортного налога и налога на имущество базы тоже пересекаются, – рассуждает Смирнов. – В тексте закона можно прописать различные объекты налогообложения и будут два разных налога".

В бюджет НДС и НсП налоги уплачивают юрлица и индивидуальные предприниматели. Фактическими плательщикам являются покупатели товаров и услуг. "Разница лишь в том, что НДС облагается вся цепочка поставщиков, но налог компенсируется им посредством вычетов, а налогом с продаж облагается только конечная продажа, и вычетов никаких нет", – объяснил Смирнов.Источник Статья добавлена Pavel_Mal
21.11.2011 14:37

Библиографический список

1. “Прогнозирование и планирование экономики” – под редакцией

Борисевича В. М. - Минск: Экоперспектива, 2000.

2. Азгальдов Г.Г. Теория и практика оценки качества товаров.

– М.: ЮНИТИ, 2000. – 416 стр.

3. Алексеев Н.С., Ганцов Ш.К., Курятин Г.И. Теоретические

основы товароведения непродовольственных товаров. – М.: Экономика, 1999. –

4. Задесенец Е.Е. Оценка качества промышленных товаров. М.:

ЮНИТИ, 2001. – 200 стр.

5. Комплексная оценка качества непродовольственной продукции.

Под ред. Гличева А.А. М.: Наука, 2001. – 156 стр.

6. Методические указания по оценке качества промышленной

продукции. – М.: Проспект, 2000. – 287 стр.

7. Организация сельскохозяйственного производства /Ф.К.

Маширов, В.А. Удалов, С.И. Грядов, и др. под ред. Ф.К.Машилов. – М.Колос,

2001-504с. (Учебники и учебные пособия для студентов высш. Учеб. Заведений)

8. Оценка качества товаров народного потребления. Проблемы.

Методы. М.: Экономика, 1972. – 300 стр.

9. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб.

пособие для ВУЗов / Под. ред. Т.Г. Морозовой, А.В. Пикулькина. – М.: ЮНИТИ –

10. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий:

2-е изд. Переработано и допол. – М. ИП. «Экоперспектива» 2000г.

11. Сальников В.А. Трансформация отраслевой структуры

промышленности России: концептуальные основы исследования // Проблемы

прогнозирования. – 2000. - №5.

12. Склянников В.П. Моральное старение товаров и управление их

качеством в торговле. М.: МГУ, 1995. – 130 стр.

13. Соловьев Б.А. Потребности, рынок, спрос. М.: Филинъ, 1998. –

14. Сомов Ю. Оценка эстетических свойств товаров. М.: Экономика,

15. Суворов Н.В., Емельянов С.С. Макроэкономический анализ

технологических и структурных изменений в отечественной экономике // Проблемы

прогнозирования. – 2000. - №5.

16. Узяков М.Н. Характер экономического роста РФ в среднесрочной

перспективе // Проблемы прогнозирования. – 2000. - №1.

17. Федоров М.В. Экспертиза качества товаров. – М.: Экономика,

18. Черныш Е.А. Прогнозирование и планирование в условиях рынка:

Учеб. пособие. – М.: ПРИОР, 2001

Основные отличия:

  1. Объект налогообложения

Объектом НСП является только конечное потребление, обороты по реализации товара не облагаются налогом.

  1. Механизм начисления и взимания.

НСП взимается только в момент конечного потребления, в отличие от НДС.

  1. Налоговая база.

Для НСП расчетной налоговой базой является весь оборот розничной торговли и платных услуг.

  1. Объек налогообложения.

В объекты налогообложения НСП включены расходы, не учитываемые при расчете налога на прибыль, а также государственных расходов на закупку товаров и оплату услуг сторонних организаций.

  1. Налогоплательщики

Все ЮЛ обязаны подавать налоговые декларации, независимо от налоговых обязятельств.

Достоинства НСП:

  1. Более простое администрирование
  2. Однозначное определение объекта налогообложения, и за счет этого хорошая собираемость налога.
  3. Включение в объекты налогообложения расходов, не учитываемых при расчете налога на прибыль, а также государственных расходов на закупку товаров и оплату услуг сторонних организаций, что позволяет существенно повысить его поступления.
  4. Географическое распределение базы налога с продаж может служить хорошим индикатором распределения населения. Этот факт можно использовать для оптимизации межбюджетных отношений.

Недостатки НСП:

  1. Отсутствие контроля оборотов по реализации налогоплательщиков.
  2. Сложность идентификации «промежуточных» товаров = сложность избежания каскадного эффекта.
  3. Налог с продаж не зависит от финансового состояния налогоплательщика и поэтому в некоторых случаях может стать разорительным.

Достоинства НДС:

  1. НДС относится к типу универсальных налогов, обладающих широкой налоговой базой. Плательщиками НДС являются практически все юридические лица, что обеспечивает устойчивость сборов.
  2. НДС принято считать налогом на потребление. Так как НДС на капитальные товары подлежит зачету, то налог не вносит искажений в их ценообразование и, соответственно, не смещает экономику с границы производственных возможностей.
  3. НДС одинаково трактует как внутренние, так и импортируемые факторы производства. В результате устраняется проблема скрытой дискриминации импортных товаров, характерная для других косвенных налогов.

Недостатки НДС:

  1. Сложное администрирование
  2. Увеличение администриративных издержек по мере обрастания налога льготами и льготными ставками.
  3. Система возмещения из бюджета НДС, уплаченного экспортерами, уязвима с точки зрения ее неправомерного использования.
  4. Косвенное стимулирование экспорта товаров низкой степени обработки, в том числе сырья.
  5. Поскольку фонд оплаты труда является фактически объектом обложения НДС, в странах с высокими налогами на заработную плату, НДС является дополнительным бременем и дестимулирующим фактором разивтия секторов с высокой добавленной стоимостью, прежде всего, сферы инноваций.

Особенности НДС в России:

  1. В Российской Федерации существует ряд положений, нарушающих нейтральность налога, в частности – порядок обложения авансов.
  2. Возмещение НДС экспортерам, призванное стимулировать международную торговлю, имеет в России отрицательную сторону в связи с исторически сложившейся сырьевой направленностью экспорта.
  3. Проблема своевременного возмещения имеет место на фоне непрекращающихся махинаций криминальных структур по незаконному возмещению этого налога.
  4. В целях борьбы со злоупотреблениями по НДС налоговые и правоохранительные органы тратят огромное количество времени и средств.
  5. Принятая в России упрощенная система налогообложения малого бизнеса дала толчок легализации этого сектора экономики исключительно в секторе торговли.
  6. Поскольку одной из составляющих базы НДС является фонд оплаты труда, то стимулы от снижения ставок НДФЛ и социального налога в значительной мере ослабляются налогом на добавленную стоимость




Таким образом, НДС препятствует выходу из тени наиболее перспективных «точек роста» российской экономики!

Последствия замены НДС НСП:

  1. Налоговая система Российской Федерации станет несколько проще. Это сократит общие экономические издержки, связанные с начислением, уплатой и контролем НДС.
  2. В связи с этим можно ожидать, что собираемость налога с продаж будет выше, чем собираемость налога на добавленную стоимость.
  3. Отказ от НДС одновременно избавит от процедуры возмещения НДС из бюджета.
  4. Отказ от НДС в российских условиях создаст стимулы для легализации малого и среднего бизнеса в той мере, в какой эта легализация тормозилась существующей спецификой упрощенной системы налогообложения.
  5. Замена налога, обеспечивающего около четверти налоговых поступлений консолидированного бюджета, может привести к существенному снижению бюджетных доходов.
  6. Введение налога с продаж может привести к росту цен в секторах потребительского рынка с низким уровнем конкуренции, что всегда особенно болезненно для малообеспеченных слоев населения.

Налог на «добавленную» стоимость (по статье Андрея Началова).

В статье в ироничной форме кратко описаны проблемы существующего ныне НДС и предложены 2 варианта замены: НСП и налог на так называемую «добавленную» стоимость.

По сути, мы и сейчас пытаемся облагать налогом только эту пресловутую добавленную стоимость, но путем налогообложения и затрат и результата деятельности предприятия, зато потом предлагая вычеты. Автор предлагает начислять налог непосредственно на добавленную стоимость, а не на всю готовую продукцию с последующим вычетом. При этом он сам говорит, что «расчет НДС упрощается и становится автономным для каждого предприятия». То есть мы лишаемся сразу двух проблем: и трудоемкого и дорогого администрирования, и проблемы незаконных вычетов. При том, что по мнению автора такая схема уступает НСП, она все же лучше и продуктивнее существующей.

По моему мнению, эта схема далека от идеальной по нескольким причинам:

1. Предлагая рассчитывать налог автономно по каждому предпроятию, государство сознательно рискует получить еще больше схем укрывательства, чем имеется сейчас.

2. Понятие «добавленной стоимости» достаточно неоднозначно, что оставляет пространство для маневров в этой области, так что совершенно не факт, что на практике администрирование окажется проще и дешевле.

3. Существует мнение о том, что для правильной уплаты НДС необходим целый багаж знаний, то есть неподготовленный пользователь вряд ли сможет верно все уплатить в бюджет с первого раза. Предлагаемая схема начисления налога только на добавленную стоимость, по моему мнению, требует большей квалификации как со стороны налогоплательщика, так и со стороны налоговых органов.

«Почему этот принцип не используется - не знаю». – слова автора.

Я тоже не знаю, но возможно, если бы эта схема была приемлема, она бы более широко применялась в мире?

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Законопроекты

Замена НДС налогом с продаж (НсП) позволит упростить администрирование и навсегда решить проблему возврата НДС. При этом размер выпадающих доходов бюджета — вполне приемлемая плата за решение столь больного вопроса. Такой вывод можно сделать из отчета «Сопоставление НДС и налога с продаж». Окончательное решение о замене НДС на НсП пока не принято, но ярыми сторонниками такой рокировки являются чиновники администрации президента.

Это значит, что результаты исследования вполне могут быть использованы чиновниками Кремля в качестве аргумента в споре с Минфином, который не считает необходимой такую замену.

Как вчера сообщил «Бизнес», авторы доклада предполагают, что плательщиками 10% НсП будут все юридические и физические лица, а объектом налогообложения станет конечное потребление. При этом компании освободят от уплаты налога, если покупаемый товар необходим для процесса производства, а не для конечного потребления. Поиск замены НДС на какой-то другой налог понятен: в последние годы в бюджет поступает лишь 50–60% от запланированных показателей. При этом значительная часть законопослушных экспортеров получают возврат налога только по решению суда.

Анализ поступлений НсП, который действовал до 2004 года и составлял 5%, свидетельствует о более высоком уровне собираемости по сравнению с НДС. К примеру, в 2002 году было собрано 97,8% НсП и только 95,2% НДС, причем, как сказано в докладе, собираемость НДС «имеет отрицательную динамику».
Авторы исследования проанализировали сильные и слабые стороны рассматриваемых налогов. Плюс НДС в том, что его уплачивают все юрлица, что обеспечивает устойчивость сборов. В то же время этот налог является достаточно сложным как для налогоплательщиков, так и для налоговиков: он требует определенной квалификации, что увеличивает стоимость его администрирования. По данным организации экономического сотрудничества и развития, контроль за уплатой НДС обходится налоговикам в $100 в год на каждого налогоплательщика.

Еще $500 тратит каждый налогоплательщик на то, чтобы налог был начислен и уплачен правильно. Проблему незаконного возмещения НДС не может решить ни одна страна мира. По данным Евросоюза, в Германии таким образом ежегодно расхищается из бюджета 17 млрд евро. Российская казна от незаконного возврата НДС ежегодно теряет до 100 млрд руб.

В то же время НсП прост в администрировании, причем как для плательщика, так и для государства. Кроме того, вполне вероятно, что введение НсП позволит уменьшить число межбюджетных трансфертов за счет пополнения региональных бюджетов, поскольку поступления средств в региональные бюджеты от НсП будут пропорциональны количеству населения. Авторы доклада предупреждают, что будет очень сложно избежать каскадного эффекта, когда налогом облагаются промежуточные товары и операции. При этом администрирование налога может стать более сложным и дорогим. Кроме того, не следует забывать, что у россиян уже есть богатый опыт уклонения от НсП, когда крупные торговые центры применяли фиктивные безналичные расчеты, а малые и средние компании активно занимались перенастройкой кассовых аппаратов.

Позитивными последствиями замены НДС на НсП эксперты называют прежде всего упрощение налоговой системы страны и, как следствие, рост собираемости НсП. Кроме того, отказавшись от НДС, государство навсегда избавится от проблемы незаконного возврата налога.

В то же время эксперты опасаются неизбежного существенного снижения налоговых поступлений в бюджет. Это означает, что правительству придется либо сократить расходы, либо найти источники замещения выпадающих доходов бюджета.

В частности, в докладе предлагается схема постепенного снижения ставки НДС и одновременного введения и роста НсП.

Правда, такой механизм реформы значительно усложнит жизнь налоговым органам, которым придется какое-то время контролировать уплату сразу обоих налогов. Бизнесу также придется приложить массу усилий, чтобы не запутаться при уплате сразу двух реформируемых платежей.

10.1 K 12:03 - 7/Янв/18 Данила мастер
(9 лет 2 недели)

Аватар пользователя Данила мастер


НСП - самый эффективный для промышленности налог. НДС - налог колониального типа стран, он убивает экономику России.

В мире существует несколько методик взимания налогов с потребления. Первая методика – НДС, она характеризуется тем, что ее уплачивают производители на каждом из этапов переработки сырья в конечный продукт. Вторая – Налог с продаж (далее НСП), его еще называют ритэйловым налогом или налогом на потребление, уплачивается конечным покупателем товара или услуги в момент ее покупки. Так в чем разница для всей страны? Почему и какой налог выгоден для страны и ее развития, а какой налог является ущербным?

Начнем рассмотрение с НДС применяемого в Российской Федерации. Ставки две – 10% и 18%.

Перечень товаров, попадающих под ставку НДС 10%

1) Некоторые продовольственные товары.

2) Некоторые товары для детей.

3) Некоторые медицинские товары.

4) Печатные издания. Вся продукция, имеющая отношение к книгам, образованию, науке и культуре.

5) Племенной скот.

Почему я не раскрываю точный список? Дело в том, что вся система работы с НДС в России в данный момент очень сложно зарегламентирована. Вести работу с НДС малым компаниям невозможно – затраты на бухгалтерию будут чрезмерными. Так что малый и частично средний бизнес предпочитает спецрежимы налогообложения. Например УСНО 6%, как наиболее простой в администрировании ФНС налог. Фактически это 6% налог с любой продажи за товар или оказание услуг. При этом НДС не возникает. А если внимательно посмотреть на список товаров под ставку 10%, то получается, что большинство розницы будет на спецрежиме. И не воспользуется 10% вычетом.

Рассчитывается НДС очень просто – цену продажи нужно умножить на 18%, и перечислить эти 18% государству. Если у вас есть покупки товаров или услуг с НДС, то на эту величину НДС к выплате уменьшается. Подробно на рисунке к статье.

То есть в Российской Федерации:

  1. НДС в России стимулирует бизнес на простые операции – привезти импорт, продать, получить вычет по НДС.
  2. Производить что-то более-менее науко и технологически емкое – невыгодно! Только импорт, только хардкор!
  3. НДС невозможен для мелкого бизнеса. Обслуживание этого налога делает его уделом крупных компаний. Крупных импортеров.
  4. Отдельная тема – махинации по возврату НДС от государства. Именно из-за привлекательности таких мошейнических схем налог НДС пришлось сделать очень сложным в администрировании. Но это «лекарство» убивает и честное производство.

Таким образом, НДС в Российской Федерации просто убивает производство, ведь основой для производства во всем мире – углубление разделения труда. Это правило работает как в Китае, так и в США так и в России, только действующее законодательство в России его убило. Сделало нас – сырьевой колонией.

А что в Китае? Почему там НДС не убивает производство?

Самое главное, что сделали в Китае – сделали возможность мелким производителям работать с упрощенным НДС 3%. Ваше производство клепает «прокладки из силикона»? Заплатите 3% НДС! Вы льете корпуса для шаровых кранов? Заплатите НДС 3%! Ваша компания покупает эти запчасти и собирает готовый шаровый кран? Вы можете или заплатить 3% НДС и продать дальше ретейлеру, или заплатить от 10 до 17% НДС, и принять к вычету весь НДС, который вам предъявят ваши поставщики и самим заняться продажей или экспортом.

Во-первых, обратите внимание, что спец режим УСНО 6% в России не позволяет увеличивать разделение труда (он накапливается по цепочке и не возвращается). А в Китае НДС 3% - позволяет добиваться эффективности именно при разделении труда! И сам НДС - меньше! Вот откуда эффективность экспорта в Китае, ведь такой НДС меньше накапливается по цепочке и при продаже заграницу – тоже возмещается. Таким образом, вся успешность Китая и неуспехи в России – полностью внутри законодательства стран. Только реформа Кодексов, в том числе и Налогового, Таможенного и других – вот основа для роста России! Откладывать такие реформы уже нельзя.

А как же тогда администрируется НСП? Давайте посмотрим на примере США. Ведь США – оплот капитализма и коммунистические требования К. Марскса про углубление разделения труда они должны были бы отрицать… В действительности, они его используют еще более эффективно, чем кто-либо на Планете. Дело в том, что НСП относится к налогам с потребления. Грубо говоря «налог ритэйловый». На схеме вы увидите, что при перепродаже товаров и услуг для целей переработки – налога НЕТ. Это снимает любые ограничения в длине цепочки продажи! Можно интегрировать ресурсы как внутри страны, так и передавать их для переработки за границу несколько раз и т.д. Границ для производства – нет! Ведь никаких налогов в цене товара не накапливается!

Так что в экономике США применяется самый коммунистический налог – НСП, позволяющий экономике США иметь крайне эффективную систему производства и эксплуатации всей планеты Земля.

В итоге, когда вам говорят, что в России ничего нельзя произвести из-за того что холодно – вам лгут! Из-за того, что в стране большая протяженность дорог – вам лгут! А вот из-за крайне не эффективной системы налогообложения – это правда. Только действующий Президент и Премьер не хотят никаких реформ в налогообложении… Видимо, они не хотят промышленного величия России. Тем не менее, именно НСП позволит нашей промышленности начать проникновение на зарубежные рынки быстрее, чем тысячи слов о необходимости развития промышленности! Именно внедрение НСП и отказ от НДС становится той необходимой реформой, без которой Россия будет и дальше ресурсной колонией с крайне дорогой стоимостью товаров и услуг относительно доходов населения.


О различиях между налогом на добавленную стоимость и налогом с продаж

Артем Тимошенко, Партнер Юридической фирмы Unicase

Айдар Масатбаев, Советник Юридической фирмы Unicase

Главой Казахстана Н.А. Назарбаевым перед общественностью 5 мая 2015 года поручено Правительству рассмотреть возможность замены налога на добавленную стоимость на налог с продаж. Для того чтобы определить возможные налоговые риски в связи с возможным изменением, мы предлагаем сравнить эти концепции косвенных налогов.

Налог на добавленную стоимость .

В соответствии с Европейской Комиссией, межгосударственной структурой, занимающаяся развитием государств-участников «Налог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой основной потребительский налог», ( [1] ) целью которого является обложение всех хозяйствующих субъектов, которые вовлечены в процесс изготовления и реализации товаров, оказания услуг (общий налог) и налог, которым облагаются потребители (потребительский налог).

Первая директива Европейской комиссии относительно НДС попыталась дать исчерпывающее понимание это вида налога:

«Принцип общей системы НДС включает применение к товарам и услугам общего налога на потребление в размере пропорциональной цене товаров и услуг, ко всем сделкам которые могут иметь место от его производства и дистрибуции до этапа, на котором он уплачивается.

В каждой сделке, НДС, исчисляемый на цену товаров или услуг по ставке, применяемой к таким товарам и услугам, будет уплачен после зачета суммы НДС, уплаченного за приобретение различных составляющих затрат».

Схематическое изображение взимания НДС:

Налог с продаж.

О различиях между налогом на добавленную стоимость и налогом с продаж (Артем Тимошенко, Партнер Юридической фирмы Unicase, Айдар Масатбаев, Советник Юридической фирмы Unicase)

Данный налог представляет собой процент дохода, налагаемого при ритейл продаже товаров или услуг, и носит характер именно налога на сделку. При этом налог с продаж может иметь каскадный характер, когда обязательство по уплате Налога с продаж несут все посредники (без права зачета как при НДС), либо обязательство по уплате налога с продаж несет только ритейлер, который реализовал товар непосредственно потребителю. В отличие от НДС, налогоплательщик Налога с Продаж перечисляет в бюджет всю сумму налога без какого - либо зачета.

Каскадный и некаскадный типы налога с продаж.

Пример каскадного налога с продаж (НсП).

При ставке НСП в 2%, компания - производитель ткани продает изготовленную им ткань по цене 100 тенге, при этом включает налог в товарную стоимость ткани для дизайнерского дома, который в итоге приобретает эту ткань по цене 102 тенге (100 тенге + 2 % НсП). Дизайнеры создают дизайн и шьют одежду, желая получить доход в 48 тенге чистыми без учета затрат на приобретение, поэтому цена дизайнерского дома на одежду без учета НсП составит 150 тенге (102 тенге (стоимость приобретении ткани) + 48 тенге), и ритейл магазин заплатит дизайнерам за одежду уже 153 тенге (150 тенге + 2%). Интерес ритейл магазина составляет 37 тенге и в итоге стоимость одежды в магазине ритейла без учета НсП составит 190 тенге (153 тенге + 37 тенге), но конечный потребитель приобретет ее за 193,8 тенге (190 тенге + 2%).

В итоге в государственный бюджет будет перечислена сумма 8,8 тенге (2 тенге+3 тенге+3,8 тенге), что на самом деле составит 4,6% (8,8/190).

Схематично это будет выглядеть следующим образом:

О различиях между налогом на добавленную стоимость и налогом с продаж (Артем Тимошенко, Партнер Юридической фирмы Unicase, Айдар Масатбаев, Советник Юридической фирмы Unicase)

Некаскадный налог с продаж.

Данный вид налога широко используется в США. У туристов впервые совершивших приобретение в магазинах - ритейлерах США всегда вызывало недоумение разница в цене между стоимостью, указанной на ценнике и суммой, предъявляемой к оплате. Причиной такой разницы является налог с продаж, который начисляется автоматически на кассе, увеличивая счет к оплате. Примечательно, что в отличии от своего каскадного аналога, налогоплательщиком является только хозяйствующий субъект, который осуществляет реализацию товара или услуги конечному потребителю. Данный налог не является федеральным и перечисляется в доход штата.

Схематично это выглядит следующим образом:

О различиях между налогом на добавленную стоимость и налогом с продаж (Артем Тимошенко, Партнер Юридической фирмы Unicase, Айдар Масатбаев, Советник Юридической фирмы Unicase)

Вместе с тем, для практической реализации некаскадного НсП, каждый штат США вводит обязанность регистрации хозяйствующих субъектов, реализующих товары или услуги конечным потребителям. Например, штат Мичиган [2] требует от физических и юридических лиц, реализующих материальную личную собственность - наличие лицензии по уплате НсП (sales tax licen c e).

При этом, субъекты, реализующие товары не конечным потребителям должны заявить об этом и получить соответствующий сертификат.

Что же отличает Налог на Добавленную Стоимость от Налога с Продаж? Приведем основные, по нашему мнению, отличия:

Территориальность.

НДС: имеет характер территориального налога, в частности, продажа товара или оказание услуги нерезиденту пройдет без начисления НДС.

НсП: чаще всего имеет характер «транзакционного налога» и будет начисляться нерезиденту.

НДС: оплата производится всеми плательщиками НДС от производителя до конечного потребителя.

НсП: при некаскадном НсП, налог уплачивает ритейлер.

Время поступления налога в бюджет.

НДС: поступает в бюджет по частям, еще до того как будет произведена реализация конечному потребителю.

НсП: поступает в бюджет только после реализации конечному потребителю.

Сопроводительные документы.

НДС: все стороны должны иметь счета - фактуры, выданные поставщиками для обоснования зачета по НДС, применения ставки НДС «0» или необлагаемых оборотов по НДС.

НсП: при некаскадном НсП, продавцы продающие товары не конечным потребителям должны иметь на руках сертификаты своих клиентов.

[1] См . Alan Schenk, Oliver Oldman «Value added tax: a comparative Approach» Cambridge University Press 2007

Читайте также: