Нотариат правовые основы задачи и направления деятельности налоговых органов рф курсовая работа

Опубликовано: 16.05.2024

Нотариат в России

План курсовой работы

1. История становления и правовые основы деятельности нотариата в РФ.

  • 1.1. История становления нотариата в РФ.
  • 1.2. Понятие, цели, задачи и принципы нотариальной деятельности.

2. Организация деятельности нотариуса в РФ.

  • 2.1. Структура нотариата в РФ.
  • 2.2. Виды нотариальных действий.

Список использованных источников.

Введение

В числе прав и свобод, которые гарантирует государство каждому гражданину, Конституция Российской Федерации предусматривает право на получение квалифицированной юридической помощи. В настоящее время оказание такой помощи наряду с адвокатами и лицами, которым в установленном порядке разрешено заниматься этим видом деятельности, возложено и на нотариусов, представляющих в данном случае нотариат как публично-правовой институт.

Во все времена существования государства, оно никогда не оставалось в стороне от функции защиты своих граждан. Варьировалась только степень его ответственности в зависимости от объема полномочий, которые государство делегировало своим властным правовым структурам. Нотариат являлся и является одной из таких структур. Главной его задачей государство определило обеспечение защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц в сфере гражданских правоотношений путем совершения определенных нотариальных действий.

Проанализировав историю нотариата России, можно прийти к выводу, что с развитием нашего гражданского общества, а так же с потребностью пособничества его субъектам в осуществлении прав, совершении сделок и закреплении документов в юридическом виде. В РФ нотариат в своем классическом виде был возрожден в 1993 году, когда Основы законодательства РФ о нотариате предусмотрели возможность существования нотариусов, занимающихся частной практикой.

Облик современного нотариата становился в России с конца 80-х годов двадцатого столетия, когда Россия вставала на путь экономических реформ и политических преобразований. Востребовало к жизни многие традиционные правовые институты, в том числе и нотариат качественная реформа гражданского законодательства, ведь прежняя система российского нотариата не отвечала потребностям нового гражданского оборота. Важнейшим прорывным моментом здесь стало принятие Основ законодательства Российской Федерации о нотариате.

Нотариат в РФ является важнейшим инструментом государства, с помощью которого обеспечивается защита прав и свобод граждан в Российской Федерации. Должностные полномочия нотариус получает из рук самого государства. Осуществляет от его имени контроль за проведением сделки, а так же защищает права и интересы сторон.

Принцип беспристрастности, независимости – это один из главных принципов, на котором базируется работа всего нотариата. Руководствуясь принципом соблюдения тайны совершенного нотариального действия, нотариус заключает сделки в строгом соответствии с законодательством, тем самым соблюдая неприкосновенность интересов любых граждан и юридических лиц.

Анализ статистических данных Министерства Юстиции России о нотариате в РФ за 2016г. позволяет сделать следующие выводы. Так, по статистическим данным за II полугодие 2016 года в России 8030 должностей нотариуса, из них 15 нотариусов работают в государственных нотариальных конторах, а 8 015 занимаются частной практикой. Следует отметить, что всех работников нотариуса 19 958, из которых 4 помощника в государственных нотариальных конторах, а 19 952 осуществляют свою деятельность в частной практике нотариата. Количество нотариальных округов – 2 191.

Анализ структуры многочисленных нотариальных действий гласит об их возросшей сложности. Если до 1990-х годов ключевыми нотариальными действиями были удостоверения копий различных документов, то в настоящее время, это уже такие сложные нотариальные действия, как удостоверение документов отчуждения жилых помещений, купли-продажи земельных участков», исполнительные надписи, протесты векселей и иные.

Вышеизложенное определяет актуальность данной работы.

В качестве предмета исследования выступает законодательство, регулирующее деятельность нотариата в Российской Федерации.

Объектом выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе становления и организации деятельности нотариата в Российской Федерации.

Целью курсовой работы является рассмотрение истории становления деятельности нотариата в РФ, его правовых основ, а также рассмотрение организации деятельности нотариата в РФ.

Задачи, поставленные перед написанием работы:

  • - рассмотреть историю становления нотариата России;
  • - определить цели, задачи нотариата России;
  • - проанализировать структуру нотариата России;
  • - выделить правовые основы деятельности нотариуса;
  • - дать характеристику отдельным видам нотариальных действий;
  • - определить основные направления развития нотариата России.

Структурно работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Пример готовой курсовой работы по предмету: Правоохранительные органы

1. Понятие, задачи и значение нотариата

2. Система нотариата в России и ее особенности

3. Правовые основы деятельности нотариата в России

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Выдержка из текста

Уникальность института нотариата, его полезность, а также экономичность для общества заключается в том, что нотариат позволяет обеспечивать правоохранительные функции, законность и правомерность юридических действий участников гражданского оборота за счет них самих, без каких-либо затрат со стороны государства.

Однако одни из приемов исследований устарели и нуждаются в обновлении, а другие, весьма активно применяются не только при ревизиях, но и при аудиторских и налоговых проверках, направленных на выявление признаков злоупотреблений и хищений.

В настоящее время правовое регулирование государственного финансово-бюджетного надзора приобретает особую актуальность, что обусловлено масштабностью, значительным ростом объема, многообразием и сложностью задач, решаемых в процессе финансовой деятельности государства в период становления и развития рыночных отношений в России.Цель курсовой работы – рассмотреть организационное устройство и правовые основы деятельности федеральной службы финансово-бюджетного надзора.

Актуальность исследования деятельности органов внутренних дел (ОВД) связана также не только с потребностью усилить организационную составляющую как важное условие повышения эффективности правоохранительной деятельности, но и с пониманием сложности задач, которые обусловлены нестабильностью во многих сферах жизни общества, противоречивостью происходящих в нем процессов, которые порождают разного рода негативные явления, в том числе в правоохранительной сфере, включая деформации, которые не смогли избежать и органы внутренних дел.

Степень научной разработанности темы. Данная тема рассматривалась в работах М.Г. Авдюкова, Ю.А. Андреевой, Р. И. Вергасовой, В. А. Ефремова, В. В. Захарова, В. Г. Румянцевй, О. М. Сычева, и других авторов.

Предмет исследования- Предметом дипломного исследования стали цели, задачи, функции и полномочия Центрального банка РФ.Цель исследования- Целью данной дипломной работы является определение правовых основ деятельности Центрального Банка Российской Федерации, рассмотрение функций Банка России и условий его независимости.

Целью данной курсовой работы было изучение нормативно-правовой базы финансово-хозяйственной деятельности современных предприятий; рассмотрение практических вопросов деятельности предприятий на примере предприятия; анализ его хозяйственной деятельности, основные современные проблемы, стоящие перед предприятием, сформулированы основные рекомендации по решению проблем.

Повышение эффективности прокурорского надзора во многом определяется правильной организацией работы аппаратов Генеральной прокуратуры Российской Федерации и прокуратур субъектов Федерации. Здесь важная роль принадлежит прокурорам управлений и отделов указанных прокуратур.

Информационную основу работы составляют: Гражданский и Налоговый Кодексы РФ, Закон РФ «Об организации страхового дела вРоссийской Федерации» от 27.11.92. № 4015-1, приказы и инструкции, издаваемые органами по надзору за страховой деятельностью.

Объектом исследования являются общественные правоотношения, складывающиеся в процессе нормативно-правового регулирования обязательного медицинского страхования в Российской Федерации, а равно осуществления такого страхования на практике.

Необходимость повышения внимания к вопросам защиты и уровню обеспеченности прав и свобод человека и гражданина предопределяет закономерный процесс последовательной концентрации научных знаний о способах, методах и формах такого обеспечения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Конституция РФ, принятая всенародным голосованием

1. декабря 1993 г. с изм. и доп. от 26.11.2008 г. // Российская газета от

2. декабря 1993 года

2.Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года № 4462-1 с изменениями и дополнениями от 19.07.2009 года

3.Войсковая Н.А. Институт нотариата. Историко-правовой аспект – Ставрополь: Полиграфия — 2007 – 317 с.

4.Гукасян Н.А Основы нотариальной деятельности. – М.: Юрист, 2007 – 487 с.

5.Гунченко М.В. Современный нотариат // Фемида – 2010 — № 7. — С. 17-20.

6.Жуйков В. Нотариат и суды // Юрист — 2010 — № 3. — С. 26-27.

7.Замиралова О.Н. Нотариат в системе органов государственной власти – М.: НОРМА-М — 2009 – 358 с.

8.Зимина Л.В. Нотариат в России. — М.: РНУ — 2009 – 264 с.

9.Ковалева Н.А. Нотариат и современность // Юрист — 2010 — № 2. — С. 47-49.

10.Нотариальное право / Под ред. В.В. Яркова — М.: Юрист — 2009 – 517 с.

11.Полуян О.И. Проблемы совершенствования законодательства о нотариате // Правовая реформа — 2010 — № 4. — С. 15-19.

12.Селезнева Е.В. Нотариат в современной России – М.: Юрист -2008 – 449 с.

13.Сушкова Н.Т. Основные функции нотариата // Юрист -2009 — № 2. — С. 21-25.

14.Хазиев М.М. Система нотариата // Фемида — 2010 -№ 10. — С. 33-36.

15.Чилевич О.Г. Правовое положение нотариусов // Фемида — 2010 — № 19. — С. 42-43

Описание

Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Правовое регулирование нотариата в РФ 6
1.1.Исторические предпосылки возникновения нотариата в РФ 6
1.2.Источники регулирования нотариальной деятельности 11
1.3. Понятие и функции нотариата 33
Глава 2. Организационно - правовые формы осуществления нотариальной деятельности 40
2.1.Субъекты нотариальной деятельности и их правовой статус 40
2.2.Характеристика нотариальных действий 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 69

Введение

ВВЕДЕНИЕ
В условиях дальнейшего развития и расширения делового оборота в гражданском обществе нотариальная деятельность становится его важнейшим регулятором. Нотариат призван обеспечить защиту прав и законных интересов граждан и организаций путем совершения нотариальных действий от имени Российской Федерации и в соответствии с Конституцией РФ и действующим законодательством. Законодательством предусматривается совершение нотариальных действий в отношении граждан, организаций, иностранных государств и лиц без гражданства. Причем ст. 2 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате особо подчеркивает, что документы, которые оформлены при совершении нотариальных действий в государственных и частных нотариальных конторах, имеют одинаковую юридическую силу.
Со вступлением в законную си лу четырех частей Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) практически полностью изменились основы регулирования экономических отношений в государстве. Права собственности и государственная регистрация перехода прав на недвижимость в корне изменили статус юридических лиц. Введение новых норм третьей части ГК РФ позволило по-новому взглянуть на наследование по закону и завещанию граждан. Разумеется, изменилась и роль нотариата в совершении сделок, подлежащих обязательному нотариальному удостоверению.
Конечно, главным средством защиты гражданских прав физических и юридических лиц был и по-прежнему остается суд. Однако, во-первых, это дорогостоящая и длительная по времени процедура, а во-вторых, основная масса сделок, подлежащих обязательному нотариальному удостоверению, и наследственных отношений при правильном и своевременном их оформлении позволяет не допустить опротестования в будущем, устраняет разногласия и возможные споры.
С момента принятия Основ законодательства РФ о нотариате были внесены изменения.
Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. 312-ФЗ, усилена имущественная ответственность нотариусов, занимающихся частной практикой, а также установлена обязанность частного нотариуса, имеющего контору в городском поселении, заключать договор обязательного страхования своей деятельности на сумму не менее 1,5 млн. рублей, в сельском поселении — не менее 1 млн. рублей. В последующих редакциях были определены процедуры совершения нотариусом исполнительных надписей в случае взыскания задолженности и обращения взыскания на заложенное имущество в бесспорном порядке, а также основания и порядок осуществления нотариальных действий главами местной администрации муниципального района и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления муниципального района.
Федеральным законом от 5 июля 2010 г. 154-ФЗ были существенно уменьшены полномочия должностных лиц консульских учреждений РФ (в частности, они теперь не могут выдавать свидетельства о праве на наследство, о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, совершать исполнительные надписи, принимать на хранение документы).
Объектом работы является нотариальная деятельность на современном этапе.
Предмет работы – это положения Конституции РФ, Гражданского кодекса Российской Федерации , и других законов которые призваны регулировать особенности дальнейшего развития нотариата.
Цель работы – анализ вопросов регулирования нотариальной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исходя из цели курсовой работы, в работе были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть периодизацию развития нотариата в России.
1. Выделить задачи и функции нотариата.
2. Рассмотреть оценку российского нотариата, перспективах его развития, совершенствовании законодательства о нотариате.
3. Проанализировать судебную практику за 2015 год по делам об обжаловании нотариальных действий и отказа в их совершении .
4. Рассмотреть направления развития нотариата .
Методологическая основа исследования. Метод теоретического анализа: изучение, анализ, синтез и обобщение научной и учебной литературы, которая раскрывает особенности регулирования нотариальной деятельности в соответствии с российским законодательством; метод системного анализа, частно-научные (формально-юридический, сравнительно-правовой) методы исследования, что позволило исследовать заявленную тему и сделать соответствующие обобщения и выводы.
Теоретическая основа исследования состоит из положений теории гражданского и гражданско-процессуального, конституционного права, монографических, диссертационных исследований нотариата и нотариальной деятельности, которые изложены в трудах ученых, таких как: Н.В.Сучковой, И.А.Зенина, И.А.Ипатовой, О.В.Балышевой, Д.В.Быкович, Т.А.Громовой, В.А.Ефремова и других авторов.
Эмпирической составляющей исследования является судебная практика Конституционного суда Российской Федерации, решения краевых, районных судов, нотариальная статистика.
Научная новизна работы заключается в том, что у нотариата Российской Федерации на современном этапе происходит процесс развития, в результате которого возникает довольно много проблем различного плана, которые следует разрешать. Решение ряда таких проблем отражает проект Федерального закона «Об организации и деятельности нотариата в Российской Федерации». Но при всем, при этом нужна последующая разработка и законодательное закрепление таких понятий, как правовая природа нотариата, статус нотариуса, нотариальная деятельность, нотариальное действие, нотариальный акт, нотариальная процедура и, в общем, нотариата в качестве института гражданского общества, который призван защищать права и законные интересы физических и юридических лиц, интересы государства и общества. Особенное внимание заслуживает вопрос в области разработки теоретических основ государственного воздействия на институт свободного нотариата.
Структуру работы определяют цели и задачи исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и других источников.

Фрагмент работы для ознакомления

Список литературы

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398..
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 31.01.2016) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) // Собрание законодательства РФ, 18.11.2002, N 46, ст. 4532.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ(ред. от 09.03.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 20.03.2016) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 30.12.2015)// Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
6. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) (ред. от 29.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) // Ведомости СНД и ВС РФ, 11.03.1993, N 10, ст. 357.
7. Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 10.06.2002, N 23, ст. 2102.
8. Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О саморегулируемых организациях» // Собрание законодательства РФ, 03.12.2007, N 49, ст. 6076.
9. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 15.02.2016) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, N 40, ст. 3822.
10. Приказ Минюста РФ от 14.01.2010 N 1 «Об утверждении Порядка изменения территории деятельности нотариуса» (вместе с Порядком, утв. Приказом Минюста РФ от 14.01.2010 N 1, решением Правления ФНП от 28.08.2009) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 26.01.2010 N 16073) // Российская газета, N 33, 17.02.2010.
11. Приказ Минюста РФ от 23.12.2009 N 430 «Об утверждении Порядка учреждения и ликвидации должности нотариуса» (вместе с Порядком, утв. Приказом Минюста РФ от 23.12.2009 N 430, Решением Правления ФНП от 28.08.2009) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 02.02.2010 N 16190) // Российская газета, N 33, 17.02.2010.
12. Приказ Минюста РФ от 26.11.2008 N 275 «Об утверждении Порядка определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 09.12.2008 N 12809) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 51, 22.12.2008.
13. Закон г. Москвы от 19.04.2006 N 15 (ред. от 02.04.2008) «Об организации и деятельности нотариата в городе Москве» // Ведомости Московской городской Думы, 07.06.2006, N 5, ст. 107.
14. Информационное письмо ФНП от 04.03.2010 № 417 «Об использовании нотариусами бланков единого образца».
15. Методические рекомендации по проведению проверки исполнения нотариусом, занимающимся частной практикой, профессиональных обязанностей (утв. Решением Правления ФНП от 17.06.2005, Протокол № 04/05) // Нотариальный вестник. - № 9. – 2005.
16. Постановление Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 2.11.2004 г № 8737/04. // СПС Консультант Плюс.
17. Постановление Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 8.02.2005 г № 12621/04. // СПС Консультант Плюс.
18. Постановление Президиума Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 18.02.2011 по делу N 44-г-5 // СПС Консультант плюс.
19. Решение Шумерлинского районного суда Чувашской Республики от 28.07.2014 № 2-П 133/14
20. Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 21.06.2015г. № 33-8051/2015
21. Определение Владимирского областного суда от 10.07.2015г. по делу №33-1990/15
22. Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 17.04.2015г. № 33-5495/2015
23. Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 14.03.2015г. № 33а-2723/2015
24. Апелляционное определение от 27.02.2015г. по делу №33-АП-53/15
25. Апелляционное определение Самарского областного суда от 14.02.2012г. № 33-1044
26. Кассационное определение Волгоградского областного суда от 10.11.2015г. по делу № 33-14207/2015
27. Кассационное определение от 08.11.2015г. по делу № 33-3268/2015
28. Определение Московского городского суда от 18.04.2015г. № 33-11219/2015
29. Апелляционное определение Московского городского суда от 12.11.2015 по делу N 11-26540
30. Апелляционное определение Московского областного суда от 25.10.2012г. по делу №33-21819/2012
31. Определение Московского городского суда от 06.10.2012 N 4г/8-9350/2012
32. Бельденбаев П.В. Особенности нотариальной защиты наследственных прав // В сборнике: Актуальные проблемы юридической науки Материалы международной научной конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации, Новосибирский государственный технический университет. 2015.
33. Бобров И.В., Руденко А.С. К вопросу о сущности нотариата, судебных разбирательствах по заявлениям о совершении нотариальных действиях, либо об отказе в их совершении // В сборнике: Территория права Сборник научных статей. Ответственный редактор: Сусликов В.Н.. 2015. С. 27-35.
34. Борисов А.Б. Комментарий к Гражданскому Кодексу РФ части первой, второй, третьей (постатейный) с постатейными материалами и практическими разъяснениями / А.Б.Борисов – М., 2012. – 1088 с.
35. Волков Н.А. Роль института нотариата в защите конституционных прав и законных интересов граждан // Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. Т. 7. № 5-1. С. 111-115.
36. Гвоздева И.Н. Нотариат в организации гражданского права / И.Н. Гвоздева // Бюллетень нотариальной практики. № 6. 2012.
37. Дарькина М.М. Правовое регулирование совершения нотариальных действий нотариусами, занимающимися частной практикой // Экономика. Право. Общество. 2015. № 3 (3). С. 61-68.
38. Демидов М.В., Соколова Е.И. Право глав местных администраций и специальных уполномоченных лиц местного самоуправления на совершение нотариальных действий // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 1. С. 74-79.
39. Зелинская В.Е., Кальгина А.А. Нотариальная форма сделок в гражданском законодательстве Российской Федерации // Вестник магистратуры. 2015. № 6-3 (45). С. 61-62.
40. Идрисова Л.А., Ярлыкова Е.Л., Юдина А.Б. Комментарий к Основам законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-1 (постатейный). С // СПС КонсультантПлюс, 2013.
41. Калиниченко, Т.Г. Публично-правовая нотариальная деятельность / Т.Г. Калиниченко // Нотариальный вестник. 2011. № 3.
42. Коробейникова Т.С. Совершение нотариальных действий должностными лицами органа местного самоуправления // Власть и управление на Востоке России. 2011. № 3. С. 175-180.
43. Ланшаков Д.С. Правозащитная сущность нотариальной деятельности // Молодые ученые. 2015. № 6. С. 253-256.
44. Попова, Н.Ю. Общественное доверие к нотариату как к инструменту обеспечения прав и свобод человека и гражданина / Н.Ю. Попова // Нотариус. – 2012. - № 2 (40).- С.4.
45. Собрание законодательства РФ, 02.08.2010, N 31, ст. 416
46. Тарасова М.И. Совершение нотариальных действий в учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации / М.И. Тарасова, И.С. Смирнов // Нотариус. – 2014. – №4.
47. Трубицына В.Г. Введение единой системы в нотариате РФ // В сборнике: Феномен человека Подольск, 2015. С. 296-300.
48. Черемных, Г.Г. Ещё раз о новом законе, о нотариате (к проекту Федерального закона «Об организации нотариата и нотариальной деятельности») / Г.Г. Черемных // Нотариус. – 2011. - № 9. – С. 26-33.
49. Шевченко С.Н. Орган местного управления как субъект, осуществляющий нотариальную деятельность // Нотариус. 2014. № 3. С. 3-6.
50. Яков В.В. Еще раз о новом Законодательстве о нотариате / В.В. Яков // Нотариус. - № 6. - 2014. - С. 33-39.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 18:09, курсовая работа

Краткое описание

Нотариат выполняет функции, направленные на юридическое закрепление гражданских прав и предупреждение их возможного нарушения в будущем. Таким образом, деятельность нотариата имеет предупредительный характер.
Целью данной работы является исследование понятия, функций и полномочий нотариата.
При исследовании темы данной курсовой работы передо мной были поставлены следующие задачи:
- охарактеризовать понятие и функции нотариата;
- рассмотреть полномочия нотариата.

Содержание

1. Введение
2. Понятие нотариата
3. Функции нотариата
4. Полномочия нотариата
5. Заключение
6. Список использованной литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

Курсовик.docx

2. Понятие нотариата

3. Функции нотариата

4. Полномочия нотариата

6. Список использованной литературы

В условиях рыночной экономики необходима превентивная защита прав участников гражданского оборота, модели которой разнообразны: страхование сделок, государственная регистрация, ведение единых информационных ресурсов, медиация и др. Традиционная система континентального права включает в их число нотариальные удостоверение и свидетельствование специальными управомоченными должностными лицами и органами, называемыми нотариальными. Нередко в научной литературе и юридической практике систему нотариальных органов объединяют единым термином «нотариат».

Новые законы Российской Федерации, принятые в 90-х годах, такие как о собственности, об аренде, о земле, об акционерных обществах, о ценных бумагах, о предпринимательстве, о приватизации и другие, связанные с переходом страны к рыночным отношениям, позволили значительно усилить влияние нотариата на укрепление гражданско-правовых отношений, расширить круг совершаемых нотариальных действий, увеличить количество удостоверяемых договоров, соглашений, доверенностей и иных сделок, ввести в гражданский оборот неизвестные ранее виды юридических документов.

Согласно ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, Нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, настоящими Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.

Нотариат выполняет функции, направленные на юридическое закрепление гражданских прав и предупреждение их возможного нарушения в будущем. Таким образом, деятельность нотариата имеет предупредительный характер.

Целью данной работы является исследование понятия, функций и полномочий нотариата.

При исследовании темы данной курсовой работы передо мной были поставлены следующие задачи:

- охарактеризовать понятие и функции нотариата;

- рассмотреть полномочия нотариата.

В России нотариат в кратчайший исторический период прошел несколько стадий своего развития. Появившись в 1867 г. как орган общественной власти, а уже 1917 г. с приходом к власти большевиков был практически ликвидирован. Статус нотариальных органов нашел только в рамках конституционной реформы начала 1990-х годов. В апреле 1992 г. были внесены изменения в Конституцию Российской Федерации в части установления разграничения предметов ведения. К предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов был отнесен нотариат. С этого момента можно говорить о том, что нотариат приобрел конституционный статус. Конституция Российской Федерации стала для нотариата системообразующим правовым актом.

Слово «нотариус» (от лат. «notarius») имеет корневую основу «nota» (лат. - «замечание», «заметка») и переводится как «писец», «секретарь». Последние впервые появились в Древнем Риме в лице простых писцов - scribae, exceptores et notarii. И те и другие выполняли практически одинаковые функции, разница состояла лишь в том, что scribae состояли на государственной службе, а exceptores et notarii - на службе у частных лиц. Появление подобных служащих было связано с тем, что римское право предъявляло некоторые формальные требования к составлению различных документов, при несоблюдении которых документ считался ничтожным. Между тем большая часть населения не имела юридических познаний, более того, была неграмотной, что порождало потребность в человеке, который, мог бы облачить волю гражданина в соответствующий правовой документ. Таковым и стал писарь, в последующем получивший название нотариуса.

Возвращаясь к современности. В ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате определены ключевые характеристики нотариальной деятельности. Ее основная задача - защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц, Нотариальная деятельность осуществляется от имени государства, является разновидностью профессиональной юридической деятельности. Она основывается на принципе возмездности (подразумевает волю заинтересованного лица в отклонении от себя в будущем отрицательных имущественных последствий, которые могут постигнуть его.), хотя и не считается предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли. Нотариальная деятельность является подзаконной деятельностью, она строго регламентирована правом и формализована.

Статья 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате также устанавливает перечень органов, уполномоченных на совершение нотариальных действий, к которым относятся:

- нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе;

- нотариусы, занимающиеся частной практикой;

- главы местной администрации поселения;

- должностные лица консульских учреждений.

Как видно, в систему нотариальных органов входят как собственно нотариусы, так и должностные лица, для которых нотариальная деятельность является только дополнительной функцией. Статус этих субъектов существенно различается. (например, служащих государственных органов, входящих в систему МИД России, коими являются должностные лица консульских учреждений). Порядок совершения нотариальных действий должностными лицами консульских учреждений устанавливается только законодательными актами Российской Федерации. Порядок совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений устанавливается специальной Инструкцией, утверждаемой Министерством юстиции Российской Федерации.

Таким образом, необходимо либо существенно сузить понятие «нотариат», либо продолжить поиск оптимальной дефиниции, отражающей все обозначенные обстоятельства.

Специальная научная и учебная литература, посвященная непосредственно нотариату, сохраняет различные подходы к его пониманию. Существует точка зрения, согласно которой нотариат представляет собой систему органов и должностных лиц, уполномоченных на совершение нотариальных действий. Этого взгляда придерживается Е.Б. Тарбагаева;

Согласно другой точке зрения, нотариат - «это правовой институт, призванный обеспечить стабильность гражданского оборота, а также защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц посредством совершения нотариальных действий». А.Е. Черников поясняет, что это понимание нотариата в узком юридическом смысле.

Следует также обратить внимание на то, что нотариальные действия совершаются от имени Российской Федерации (ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате), нотариус имеет личную печать с изображением Государственного герба Российской Федерации, а не с символикой субъекта Российской Федерации (ст. 11 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате). Лицензия на право нотариальной деятельности также действительна на территории всего государства и не требует какого-то дополнительного подтверждения или регистрации в региональных органах (ст. 3 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате).

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 22:44, курсовая работа

Описание

Цель работы состоит в том, что бы раскрыть понятие российского нотариата и основных его проблем в Российской Федерации.
Задачи исследования:
• рассмотреть понятие нотариата и его правовые основы;
• проанализировать особенности деятельности нотариальной палаты как саморегулируемой организации;

Содержание

Введение 3
Глава 1.Теоретические основы основных тенденций развития института нотариата в современной Российской Федерации 4
1.1.Понятие нотариата и его правовые основы 4
1.2.Особенности деятельности нотариальной палаты как саморегулируемой организации 9
1.3.Юридическая сущность института нотариата в трудах ученых – правоведов 11
Глава 2.Анализ некоторых проблем развития современного нотариата в современной Российской Федерации 18
2.1.Проблемы контроля в сфере нотариата в рамках его реформы 18
2.2.Некоторые проблемы осуществления территориальными органами юстиции надзора в сфере нотариата 25
2.3.Перспективы развития нотариата в Российской Федерации 30
Заключение 34
Библиографический список 36

Работа состоит из 1 файл

курсовая нотариат.doc

Указанное различие не проводится Е.В. Гурьевой, отмечающей, что "определяющий правовую природу нотариата признак - его юрисдикционная, правоохранительная функция, которая предусматривает порядок организации, структуру, компетенцию, методы деятельности нотариата, составляющие основу нотариально-процессуальной формы"

Кроме сказанного, отмечу еще одну неточность, допускаемую автором. Функция как внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений другими словами, как основные (главные) направления деятельности любого органа, в том числе нотариата, не может предусматривать "порядок организации, структуру, компетенцию, методы деятельности нотариата, составляющие основу нотариально-процессуальной формы". В подтверждение этого, на мой взгляд, достаточно указать, что не функции определяют компетенцию нотариата, а наоборот, из его компетенции вытекают основные направления нотариальной деятельности. Иначе говоря, нотариат может функционировать только в рамках предоставленных полномочий, т.е. компетенции По моему мнению, нотариат представляет собой социально-правовой институт, которому государством делегированы отдельные его полномочия властного характера по реализации одной из важнейших функций - защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц Правомерность делегирования некоторых государственных функций негосударственным органам и организациям подтверждена Конституционным Судом РФ. В Постановлении от 19 мая 1998 г. N 15-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений ст. ст. 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате" указано: "Осуществление нотариальных функций от имени государства предопределяет публично-правовой статус нотариусов. Конституция РФ. не запрещает государству передавать отдельные полномочия. органов власти негосударственным организациям, участвующим в выполнении функций публичной власти" Аналогичное мнение высказал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 19 декабря 2005 г. N 12-П "По делу о проверке конституционности абзаца восьмого п. 1 ст. 20 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в связи с жалобой гражданина А.Г. Меженцева"

Кононов А.Л. подчеркивает, что "как государственные, так и частные нотариусы, по сути, несут публичную службу. Нотариальные акты, служащие целям защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, имеют официальный статус, совершаются от имени Российской Федерации, что гарантирует доказательственную силу и публичное - в данном случае именно публично-правовое - признание нотариально оформленных документов" Публичность в деятельности нотариата проявляется как в его организации, обеспечении функционирования государственных нотариусов, так и в осуществлении соответствующего контроля. С одной стороны, нотариат формируется государством (ст. 12 Основ законодательства о нотариате), реализует функции от его имени в законодательно закрепленной форме (ст. 39 Основ законодательства о нотариате); с другой стороны - государство осуществляет контроль, в том числе судебный, за деятельностью нотариата (ст. ст. 33 и 34 Основ законодательства о нотариате) и материально-техническое обеспечение деятельности государственных нотариальных контор.

Исходя из сказанного, можно в общем виде сформулировать понятие деятельности нотариата как совершение нотариусами от имени Российской Федерации в соответствии с законодательно определенными полномочиями в установленной процессуальной форме нотариальных действий, имеющих властно-публичный характер, направленных на защиту прав и законных интересов граждан, юридических лиц, общества и государства в целом Однако, как уже указывалось, в деятельности нотариата находит отражение и частный интерес. Это проявляется в ряде моментов и в первую очередь в самой сути нотариальных действий, вызванных к жизни появлением и развитием гражданского оборота, потребностей общества в содействии субъектам права в совершении сделок и юридическом закреплении приобретаемых прав. В настоящее время осуществление гражданско-правового оборота, правового обеспечения экономических отношений практически невозможно без института нотариата. Это видно из законодательно определенного перечня нотариальных действий, совершаемых нотариусами: удостоверение сделок; выдача свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов; наложение и снятие запрещения отчуждения имущества; принятие в депозит денежных сумм и ценных бумаг и т.д. (ст. 35 Основ законодательства о нотариате). Одним словом, "нотариусы совершают нотариальные действия по удостоверению бесспорных прав и фактов, по приданию исполнительной силы долговым и платежным документам, осуществляют охранительные нотариальные действия, обеспечивают меры по охране наследственного имущества. Нотариусы консультируют обращающихся к ним лиц, разъясняют смысл, значение и последствия совершаемых гражданами действий" Социально-правовую ценность нотариата во многом характеризуют его цели и задачи, а также функции нотариальной деятельности и принципы, на которых она основана.

Нотариальную деятельность, исходя из Основ законодательства о нотариате и общего понятия деятельности как таковой можно определить следующим образом: это урегулированная законодательством деятельность нотариусов и иных государством уполномоченных лиц по совершению нотариальных действий с целью защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, общества и государства.

Рассматриваемая деятельность обладает специфическими признаками. В частности, в литературе указываются следующие ее характерные черты: нотариальные действия могут осуществляться только специальным субъектом (нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах или занимающимися частной практикой, а также должностными лицами органов исполнительной власти и консульских учреждений); перечень подобных действий определен в законе (причем он дифференцирован в зависимости от субъекта нотариальной деятельности); совершаются в строго определенной законодательством процессуальной форме; их содержание должно основываться на положениях действующего законодательства; считаются совершенными после уплаты государственной пошлины или тарифа [13, С.108].

Указанные признаки позволяют отличить нотариальную деятельность от деятельности иных органов по применению законодательства, например судебных, арбитражных и др. Отсутствие хотя бы одного из них влечет недействительность нотариального действия.

Согласно ст. 1 Основ законодательства о нотариате нотариат призван обеспечивать в соответствии с Конституцией РФ, конституциями (уставами) субъектов РФ и другими нормативными правовыми актами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательством нотариальных действий от имени Российской Федерации.

Функции нотариата пока не нашли единообразного решения, дискуссии в первую очередь идут по поводу их количества и содержания.

Эта проблема имеет принципиальный характер и не только в связи с тем, что она позволяет выявить специфику нотариальных действий, а следовательно, возможность их совершения только нотариусами в рамках определенной законом процедуры от имени Российской Федерации.

В последнее время наметилась тенденция законодательного "перераспределения" функций нотариата. Например, согласно ч. 4 ст. 185 ГК РФ доверенность на получение заработной платы и иных платежей, связанных с трудовыми отношениями, на получение вознаграждения авторов и изобретателей, пенсий, пособий и стипендий, вкладов граждан в банках и на получение корреспонденции, в том числе денежной и посылочной, может быть удостоверена организацией, в которой доверитель работает или учится, жилищно-эксплуатационной организацией по месту его жительства и администрацией стационарного лечебного учреждения, в котором он находится на излечении.

Многие авторы такую практику признают необоснованной

Как уже указывалось, Е.В. Гурьева считает, что нотариату присуща правоохранительная функция, с одной стороны, являющаяся продолжением, детализацией функций Минюста РФ по организации юридических услуг и правовой помощи, так как реестр государственных нотариальных контор и контор частных нотариусов ведет федеральный орган исполнительной власти.

С другой стороны, нотариат, как и суд, осуществляет единую функцию предварительного и последующего контроля за законностью в гражданском обороте

Вергасова Р.И. выделяет также две функции, которые выполняет нотариат в России, но уже иные: правозащитную и правоприменительную. Она пишет: "Совершая нотариальные действия, предусмотренные законодательными актами, нотариусы обеспечивают в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями республик в составе Российской Федерации, Основами законодательства о нотариате защиту прав и законных интересов всех обращающихся к ним лиц. Совершение нотариусами предусмотренных законом нотариальных действий от имени Российской Федерации гарантирует доказательственную силу и публичное признание нотариально оформленных документов"

Более широкий спектр функций нотариата представлен Г.Г. Черемных и И.Г. Черемных Во-первых, все рассматриваемые функции ими подразделяются на две большие группы:

1) функции нотариата, вытекающие из публично- правового характера нотариальной деятельности;

2) функции нотариата, вытекающие из частноправового содержания нотариальной деятельности. Во-вторых, в каждую из указанных групп включается различное количество функций.

Так, в первую группу входят:

- правоохранительная; выражается в обеспечении законности в сфере гражданского оборота;

- правоприменительная; характеризуется разрешением юридических дел в отношении конкретных фактических ситуаций (например, совершение исполнительных надписей);

- предупредительно- профилактическая; осуществляется по следующим направлениям:

а) обеспечение процесса доказывания в суде;

б) разрешение гражданско-правовых дел бесспорного характера

в) предупреждение возможных споров между потенциальными участниками сделки на стадии согласования условий в процессе ее заключения;

- фискальная; нотариус обязан сообщать государственной налоговой инспекции, например, об удостоверении договоров дарения и выдаче свидетельств о праве на наследство

Во вторую группу функций включены:

- правореализующая; нотариус, во-первых, создает необходимые предпосылки для правомерного поведения субъектов, в отношении которых совершается нотариальное действие; во-вторых, сам исполняет и соблюдает требования правовых норм;

- правоустанавливающая; она связана с установлением в нотариальном производстве больших групп юридических фактов;

- консультационная; в соответствии со ст. 16 Основ законодательства о нотариате нотариус обязан разъяснять права и обязанности физических и юридических лиц;

- регулятивная; в ее рамках осуществляются действия по регулированию, закреплению в той или иной форме прав и законных интересов субъектов гражданского оборота (например, нотариальные действия по удостоверению сделок);

- охранительная; состоит в принятии мер по защите или принудительному осуществлению прав и законных интересов граждан и юридически х лиц (например, меры по охране наследственного имущества, удостоверение бесспорных фактов и т.д.); [15, С.18].

Вывод. В литературе нотариальные действия характеризуются по-разному. Например, предлагается различать два вида данного понятия, рассматривая его в статике и динамике. В первом случае оно будет означать результат нотариального производства как юридический факт, во втором - процедуру его совершения, охватывающую систему юридических фактов Таким образом, социально-правовая ценность нотариальной деятельности как объекта уголовно-правовой охраны заключается в том, что нотариат реализует правоохранительные (защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц) и другие функции, обеспечивая законность действий участников гражданского оборота и субъектов иных правоотношений.

Глава 2.Анализ некоторых проблем развития современного нотариата в современной Российской Федерации

2.1.Проблемы контроля в сфере нотариата в рамках его реформы

В преддверии нового Федерального закона о нотариате нотариусы страны ожидают ответа на вопрос: как будет организован контроль их профессиональной деятельности? Ответ на него будет зависеть от того, будет ли новый закон предусматривать переход нотариата страны на принципы саморегулирования.

Как отмечалось в статье "Нотариат - публично-правовая саморегулируемая организация" реформа нотариата должна иметь своей целью переход нотариальных палат на саморегулирование, что позволит им по-новому организовать контроль профессиональной деятельности нотариусов. Федеральный закон "О саморегулируемых организациях" определяет контроль саморегулируемой организации за профессиональной деятельностью своих членов как предмет саморегулирования. Вместе с тем контроль за осуществлением профессиональных обязанностей нотариусов имеет ряд особенностей, обусловленных статусом нотариусов и спецификой их работы.

Вопросы профессионального контроля долгое время являются предметом дискуссий в связи с нечеткостью действующих правовых норм. В первую очередь это касается определения предмета контроля и разграничения контрольных полномочий между контролирующими органами. Необходимо отметить, что Основы устанавливают 3 конкретных вида контроля в сфере нотариата и определяют соответствующие контролирующие органы:

- контроль за исполнением нотариусами правил нотариального делопроизводства, осуществляемый совместно органами юстиции и нотариальными палатами (ст. 9);

- контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей, осуществляемый нотариальными палатами (ст. 34);

- судебный контроль за совершением нотариальных действий, предусматривающий судебный порядок обжалования нотариального действия или отказа в его совершении (ст. ст. 33, 48, 49).

Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации (Указ Президента России от 13 октября 2004 г. N 1313) к компетенции Министерства отнесены вопросы надзора и контроля в сфере нотариата. Однако Минюстом России правовые механизмы осуществления контроля в сфере нотариата не разрабатывались, нормативные правовые акты по вопросам контроля профессиональных обязанностей нотариусов не принимались. Очевидно, это объясняется тем, что глава VII Основ законодательства РФ о нотариате (далее - Основы) "Контроль за деятельностью нотариусов" не предусматривает издания Минюстом России актов по вопросам контроля, а ст. 34 Основ относит вопросы профессионального контроля к исключительной компетенции нотариальных палат.

Читайте также: