Низконалоговые юрисдикции в международном налоговом планировании

Опубликовано: 16.05.2024

В юридической литературе не существует схожего понятия низконалоговых юрисдикций. Низконалоговыми могут именоваться как юрисдикции с нулевым либо номинальным налогообложением, так и юрисдикции, получающие значительные доходы от взимаемых налогов, но предлагающие преференциальное обложение, в частности, с целью привлечь инвестиции из других стран.

Для описания содержания данного понятия можно отталкиваться от приводимой профессором А.И. Погорлецким классификации низконалоговых юрисдикций, существующей в мировой экономике и включающей в себя три группы стран.

1. Страны с "нормальным" (ставки подоходных налогов находятся в границах 20-40%) уровнем налогов, налоговая система которых имеет встроенные дискретные (скрытые) режимы льготного налогообложения. Подобные льготы вводятся для определенных видов хозяйственной деятельности и гарантируют хозяйствующим субъектам устойчивые налоговые преимущества как в рамках данной национальной экономики, так и международного характера. При этом дискретность льготных налоговых режимов заключается в том, что доступны они, как правило, только для компаний-резидентов данной фискальной юрисдикции.

2. Страны с "нормальным" уровнем налогов и общедоступными режимами льготного налогообложения. Определенные налоговые преимущества гарантируются всем организациям и физическим лицам, ведущим хозяйственную деятельность в границах данной фискальной юрисдикции.

3. Страны с низким либо нулевым уровнем налогообложения [2, с. 212-215]. Именно последние часто называются налоговыми гаванями (в отечественной литературе также можно встретить определение налоговые оазисы [4, с. 47]).

Налоговые гавани, в свою очередь, можно классифицировать на:

государства (территории) с нулевыми ставками подоходных налогов. Например, на Бермудских и Багамских островах не взимается корпоративный подоходный налог [7, с. 119], однако, необходимо уплачивать фиксированный сбор за право вести деятельность с использованием их налоговой юрисдикции [2, с. 216];

государства (территории) с низким уровнем подоходных налогов. В частности, Нидерландские Антильские острова имеют эффективную налоговую ставку в размере 1%-2,4%, на Барбадосе иностранные компании уплачивают налог по савке 1%-2,5% [7, с. 119].

Профессор Р.А. Шепенко отмечает, что у большинства государств нет в законодательстве или административных процедурах ни определения налоговых оазисов, ни любых критериев для их идентификации. Однако многие страны, которые приняли меры по противодействию, установили критерии на основе уровня налогообложения, для того чтобы идентифицировать налоговые оазисы, и подготовили списки стран, которые соответствуют этим критериям [4, с. 47-48].

В Докладе 1998 г., посвященном губительной налоговой конкуренции, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) определяет налоговые гавани как юрисдикции, которые в состоянии финансировать предоставление публичных услуг без или с номинальными подоходными налогами и предлагающие себя как места, которые могут быть использованы нерезидентами для избежания налогообложения в стране своего резидентства. Также данный отчет разграничивает юрисдикции с губительным преференциальными налоговыми режимами как юрисдикции, получающие значительную прибыль от своих подоходных налогов, но чьи налоговые системы содержат элементы, составляющие губительную налоговую конкуренцию [8].

Также указанный Доклад 1998 г. содержит критерии, определяющие налоговые гавани:

взимание номинальных налогов либо их отсутствие;

наличие законов либо административной практики, которые препятствуют действенному обмену информацией с властями других стран, в которых налогоплательщики получают выгоду от низкого либо нулевого налогообложения;

отсутствие требований о том, чтобы осуществляемая деятельность была реальной [8].

Действующее законодательство Российской Федерации не содержит определений вышерассмотренных понятий, однако закрепляет понятие "офшорные зоны", являющиеся, по сути, синонимом понятия налоговых гаваней. В соответствии с п. 3 ст. 284 Налогового кодекса РФ под офшорными зонами понимаются государства и территории, предоставляющие льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающие раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций и включенные в перечень, утверждаемый Минфином России.

Приказ Минфина РФ от 13.11.2007 г. N 108н закрепляет перечень таких офшорных зон, в настоящее время состоящий из 41 государства и территорий. В частности, российские организации, получающие дивиденды от иностранной организации, государство постоянного местонахождения которой является офшорной зоной, не вправе применять нулевую ставку по налогу на прибыль организаций (п. 3 ст. 284 НК РФ). Также негативные налоговые последствия взаимоотношений с лицами, местом регистрации, местом жительства либо местом налогового резидентства которых являются государства или территории, включенные в вышеназванный перечень, предусмотрены в части признания сделки контролируемой (ст. 105.14 НК РФ).

В отечественной литературе указывается, что признаки офшорной зоны сформулированы в налоговом законодательстве РФ крайне размыто и фактически не имеют особого правового значения в ситуации существования официального утвержденного Минфином России списка офшорных зон. При этом очевидно, что выбранный российским законодателем критерий - формальное нахождение в черном списке - может не всегда быть адекватным, так как та или иная страна может отказаться от своей офшорной практики или ввести ее и без корректировки списка российские антиофшорные меры не будут к ней применяться. С другой стороны, преимущество списка в том, что он создает большую формальную определенность для правоприменителей [5, с. 33].

Помимо вышеупомянутых понятий, в специальной литературе используется понятие "офшорная юрисдикция", под которым подразумевается совокупность правомочий органов государства на определенной территории на основе специального законодательства, которое более благоприятно для нерезидентов, чем для резидентов этого государства [3].

Существование офшорных юрисдикций оказывает как положительное, так и отрицательное влияние на мировую экономику. При этом одно и то же свойство может трактоваться и как преимущество, и как недостаток в зависимости от конкретных интересов инвесторов, национальных властей или международных организаций. К положительным сторонам относятся:

активизация трансграничных финансовых потоков и ускорение оборота финансовых активов в международном масштабе, а также содействие развитию финансовых рынков;

побуждение к снижению общего налогового бремени и на этой основе стимулирование экономической активности в глобальной экономике;

снижение риска экспроприации и создание условий для защиты прав собственности;

содействие процветанию тех государств, в которых расположены офшоры;

повышение конкурентоспособности компаний на национальном и глобальном уровнях за счет использования более гибких стратегий развития.

Отрицательные стороны характеризуются следующим:

возникновение недобросовестной, губительной налоговой конкуренции;

созданием элементов нестабильности в мировой экономике и финансах вследствие накопления в офшорных зонах больших объемов капиталов;

содействием оттоку капитала;

поддержкой теневой экономики;

сокращением занятости в странах-донорах;

неблагоприятным влиянием на социальную ситуацию в странах- донорах, связанным с негативной оценкой ухода от налогов в общественном мнении [1].

Следует отметить, что существует подход, согласно которому офшоры отождествляются со свободными экономическими зонами. Так, офшор определяют как свободную экономическую зону, которая может находиться в одном государстве или на территории другого. В классическом международном понимании свободная экономическая зона - это территория, исключенная из действия обычного таможенного, налогового, а в некоторых случаях - валютного и банковского законодательства. Такой подход представляется не вполне обоснованным, поскольку на практике одним из основных признаков офшора является его формальное присутствие на соответствующей территории, что предполагает отказ от ведения на этой самой территории какой-либо реальной экономической деятельности. Режим свободной экономической зоны как раз устанавливает обратное - создание благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности на соответствующей территории [6].

1. Кобзева Т. Оффшорные юрисдикции - инструмент налогового планирования // Финансовая газета. Региональный выпуск. 2011. N 25. С. 14-15; N 26. С. 13-14.

2. Погорлецкий А.И. Принципы международного налогообложения и международного планирования. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005. - 386 с.

3. Саркисов А.К. Оффшорные юрисдикции: доктринальный аспект правоприменения // Административное и муниципальное право. 2009. N 10.

4. Шепенко Р.А. Оффшорные финансовые центры - налоговые гавани // Налоги и налогообложение. 2009. N 8. С. 46-52.

5. Щекин Д.М. Антиофшорные меры в российском налоговом праве: перспективы судебной практики // Закон. 2013. N 4. С. 32-37.

6. Яковлев А.А. Критерии отнесения территорий и юрисдикций к оффшорам // Ваш налоговый адвокат. 2008. N 11.

7. Fundamentals of International Tax Planning / edited by R. Russo. Amsterdam: IBFD Publications BV, 2007. - 252 p.

8. Harmful Tax Competition: An Emerging Global Issue // http://www.oecd.org/tax/harmful/1904176.pdf.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Купить документ --> Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Является извлечением из сборника "101 термин налогового права: краткое законодательное и доктринальное толкование" / [Н. А. Соловьева (рук.) и др.]. - Москва : Инфотропик Медиа, 2015. ISBN 978-5-9998-0210-1.

Авторы материалов сборника

Соловьева Наталья Александровна - кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.

Пастушкова Любовь Николаевна - кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин Воронежского государственного аграрного университета имени императора Петра I.

Реут Анна Владимировна - кандидат юридических наук, доцент кафедры "Финансовое и налоговое право" Финансового университета при Правительстве РФ, доцент кафедры финансового права Национального исследовательского университета - Высшая школа экономики.

Пауль Алексей Георгиевич - кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.

Яговкина Вита Александровна - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры государственного регулирования экономики РАНХиГС при Президенте РФ.

Балюк Надежда Николаевна - ассистент кафедры гражданско-правовых дисциплин Воронежского

государственного аграрного университета имени Императора Петра I.

Кудрявцева Наталья Николаевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита Института менеджмента, маркетинга и финансов.

Замулко Валерия Васильевна - советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3-го класса.

Красюков Андрей Владимирович - кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.

Юхневич Эдвард Эдвардович - кандидат юридических наук, адъюнкт кафедры финансового права факультета Администрации и Права Гданьского Университета (Польша).





Содержание:

  • Оптимизация платежей
  • Международное налоговое планирование: порядок действий
  • Международное налоговое планирование: законодательные аспекты
  • Способы оптимизации выплат
  • Ошибки оптимизации

Международное налоговое планирование помогает освободить от уплаты налогов в бюджет или уменьшить их сумму, не выходя за рамки закона. Это действия, которые заключаются в разумной организации и ведении предпринимательства, так что не возникает необходимости платить дополнительные сборы и налоги. Планировать бюджетные выплаты нужно уже на этапе создания коммерческой компании или при ее выходе на международный уровень.

Международное налоговое планирование использует законные инструменты и схемы, помогающие бизнесу снизить налоговую нагрузку. Оно опирается на институты, предусмотренные не только российскими законами, но и международными соглашениями. Этот аспект предпринимательства требует грамотного юридического сопровождения, поскольку ошибки в вопросах налогообложения чреваты крупными штрафами и даже уголовной ответственностью.

В отношении всех налогоплательщиков действует презумпция добросовестности. Она предполагает, что оправданы все действия участников экономики, включая получение выгоды за счет снижения налогов. Также принцип презумпции добросовестности предполагает, что достоверны все сведения, которые содержатся в декларациях и отчетности. Что это означает на практике? Пока не будет доказано обратное, ваша документация считается достоверной, а действия по снижению бюджетной нагрузки – оправданными.

Оптимизация платежей

Оптимизацией называют законные действия, нацеленные на освобождение от уплаты налогов или на уменьшение их суммы. Критически важное условие, чтобы все меры, которые компания или предприниматель используют для достижения этой цели, оставались в правовом поле. В противном случае оптимизация превращается в уклонение от налогов. Нет причин нарушать закон, поскольку вы можете легально освободиться от части налогов или уменьшить их размеры.

Налоговая выгода может заключаться в уменьшении выплат за счет уменьшения базы, получения вычета, льготы или применения низкой ставки. Также вы можете претендовать на возврат или возмещение части бюджетных выплат.

Оптимизация может происходить на уровне государства, корпорации или отдельной компании. Кроме того, международное налоговое планирование может быть смешанным – затрагивать сразу несколько уровней управления. Однако оно всегда учитывает специфику конкретного предприятия или компании, и задача специалиста – найти оптимальные пути снижения выплат. Они могут заключаться:

  • в полном освобождении от налогов и сборов;
  • в уменьшении размера налогов, комиссий и пошлин;
  • в отсрочке выплат, а также в реструктуризации долгов по налогам, сборам и штрафным санкциям.

Международное налоговое планирование: порядок действий

Эта ответственная работа проходит в несколько этапов, первый из них – анализ правовой информации, который затрагивает все финансовые и экономические процедуры компании. Внимательно изучив деятельность и операции фирмы, специалист может перейти к следующей стадии: оценке обязательств, которые возлагаются на предприятие при заключении сделок.

Третий этап работы – оптимизация всех операций, она обязательно базируется на сведениях, собранных на двух предыдущих стадиях. Наконец, наступает время подготовки документов и обоснований операций. Заключительный этап – проведение расчетов и выплат с учетом обновленной системы.

Международное налоговое планирование: законодательные аспекты

Выход на мировой рынок связан с определенными трудностями. Государства различаются не только площадью, ресурсами, традициями, но и законодательством. Ставки по налогам, их структура и порядок выплат варьируются. Если вы планируете начать свое дело или открыть филиал в другом государстве, важно изучить специфику налогообложения, а также заручиться поддержкой юристов.

Существуют также законодательные акты, регулирующие правоотношения в различных юрисдикциях, которые обязательно нужно учитывать при планировании коммерческой деятельности. К таким юрисдикциям принадлежат:

  • Офшорные зоны. Это страны, которые предоставляют зарегистрированным в них офшорным компаниям полное освобождение от уплаты налогов. Но тут важно соблюдать два ключевых условия: не вести деятельность на территории такой страны и пунктуально выплачивать фиксированный ежегодный сбор. Вести и подавать финансовую отчетность при этом необязательно.
  • Низконалоговые зоны. В таких странах установлены низкие ставки налогов для некоторых типов компаний. Как правило, подобные государства требуют от предприятий ведения финансовой отчетности, иногда – выплаты минимальных налогов.
  • Юрисдикции высокой респектабельности. Они предоставляют разные налоговые льготы, но при условии соблюдения достаточно жестких условий. Страны, принадлежащие к этим юрисдикциям, выбирают, чтобы улучшить имидж собственной компании и придать ей веса на мировой арене.

Способы оптимизации выплат

Существует широкий спектр способов сокращения выплат в бюджет. Один из самых популярных среди крупных предпринимателей – регистрация компании в оффшорной зоне или государстве с низкими налоговыми ставками. Однако это далеко не единственный инструмент для снижения нагрузки на предприятие. Можно выбрать и другую стратегию: например, определение ставки налогов в зависимости от системы страны. Эта методика подразумевает, что вы выбираете для размещения предприятия государство, которое предоставляет наиболее выгодные для вас условия. Другие популярные способы оптимизации расходов и обязательных выплат:

  • Грамотный выбор сферы и формы собственности. Размеры налогов зависят также от выбранных видов деятельности, поэтому в момент создания фирмы важно просчитать грядущую нагрузку по выплатам в бюджет. Зато грамотный подход к регистрации позволяет с самого начала оптимизировать расходы.
  • Перераспределение доходов. Поскольку доходы в разных странах облагаются различными налогами, можно добиться существенной выгоды, организовав получение прибыли в другом государстве.
  • Размещение доходов в стране, в которой действует соглашение об избежании двойного налогообложения. Это соглашение позволяет не платить дважды налог на один и тот же доход. Россия заключила подобное экономическое выгодное соглашение с 81 страной, включая США и Германию, поэтому предпринимателям есть из чего выбрать.

Помните: методы оптимизации налогов совершенствуются. Поэтому время от времени полезно заниматься вопросами оптимизации обратившись непосредственно к специалистам.

Ошибки оптимизации

Обращение к специалистам позволяет избежать многих ошибок, чреватых финансовыми потерями. К таким ошибкам принадлежит, например, заключение сделки с непроверенным партнером. Обязательно нужно убедиться, что контрагент платит налоги в соответствии с законодательством, иначе его нарушения ударят и по вашей компании. Также предприниматели часто ошибаются, допуская незаконные схемы ввоза товаров и применение специальных режимов налогообложения без достаточных оснований.

Каких распространенных ошибок следует избегать при оптимизации выплат:

  • неточности в оформлении финансовых и других экономических операций, особенно если действия затрагивают нерезидентов, которые входят в структуру предприятия;
  • искажение результатов работы компании;
  • неправильные схемы взаиморасчетов с деловыми партнерами и поставщиками;
  • неправильный расчет последствий экономических действий, например, передачи имущества или списания долгов;
  • ошибки в ведении документации, которая фиксирует финансово-хозяйственную деятельность;
  • незаконные схемы сотрудничества с персоналом, включая оформление штатных сотрудников в качестве индивидуальных предпринимателей;
  • нарушения в области технической и информационной безопасности и другие действия, противоречащие законам.

Юристы компании VALEN проводят грамотное международное налоговое планирование. Мы оказываем поддержку юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Заказывайте услугу или консультируйтесь со специалистами по телефону +7 (495) 7-888-096! Мы также ждем вас в нашем офисе в Москве.

Международное налоговое планирование – оптимизация налоговых платежей по одному конкретному налогу или их совокупности. Ключевым инструментом, позволяющим осуществить оптимизацию налогообложения, для международных бизнес-компаний всегда была и остается регистрация фирм в так называемых оффшорных зонах с минимальной налоговой нагрузкой и оптимальными налоговыми схемами.

Мнение о том, что налоговое планирование с использование оффшоров является способом уклонения от налогов, ошибочно. Причин для оптимизации налогообложения путем регистрации компании в оффшорах может быть несколько:

  1. Расширение бизнеса, предоставление услуг на территории различных стран мира.
  2. Защита компании и принадлежащей ей собственности от рейдерских захватов.
  3. Получение кредитов в международных банках на льготных условиях.
  4. Снижение налоговой нагрузки за счет оплаты налогов в оффшорной юрисдикции, а не в стране получения дохода.
  5. Снижение зависимости от законодательства страны, где осуществляется деятельность предприятия.

Виды международного налогового планирования

Для российских бизнес-компаний существует три ключевых вида налогового планирования, в частности:

  1. Планирование в Европе, Американском и Азиатско-тихоокеанском регионе.
  2. Планирование при работе на территории оффшоров.
  3. Планирование налогообложения в оффшорах-юрисдикциях.

Выбор юрисдикции для оптимизации налогообложения

Налоговая оптимизация с помощью оффшоров может быть осуществлена компанией в любой момент, на любой стадии формирования или осуществления деятельности предприятия:

  1. При планировании значительного расширения бизнеса компании, выхода на мировой рынок.
  2. При желании оптимизировать налоговую нагрузку для всех представительств компании.
  3. При желании открыть новые представительства.
  4. При ликвидации компании либо его представительства и др.

Какую юрисдикцию выбрать для регистрации своей компании?

Однозначно ответить на данный вопрос нельзя, так как все зависит от множества факторов – сферы деятельности компании, предполагаемых доходов и т.д. Выбор юрисдикции должен основываться на анализе следующих параметров:

  1. Ставки налогообложения по всем видам налогов.
  2. Необходимость привлечения дополнительных специалистов для осуществления деятельности на территории оффшора (в некоторых юрисдикциях обязательным является наличие контрагентов, что приводит к дополнительным затратам).
  3. Необходимость подготовки бухгалтерской и налоговой отчетности.

Выбранная юрисдикция, в которой планируется налоговое планирование оффшорной компании, должна отвечать следующим критериям:

  • минимальные налоговые ставки на полученную прибыль;
  • договор, исключающий двойное налогообложение;
  • минимальные налоговые риски;
  • простота регистрации компании на территории оффшорной юрисдикции.

Несмотря на привлекательность некоторых оффшорных юрисдикций, предоставляющих возможность осуществления деятельности с минимальной налоговой нагрузкой, нужно учитывать и то, каким образом реформируется налоговая система.

Предлагаем вам ознакомиться с таблицей, в которой указаны налоговые ставки для международных бизнес компаний, зарегистрированных на территории различных стран.

Оффшоры Оншоры Низконалоговые страны
Панама — 0% Дания — 34% Эстория — 0%
Белиз — 0% Германия — 30% Кипр — 10%
Маврикий — 0% Швейцария — от 2.з до 10% Болгария — 10%
Аруба — 0% Ирландия — 12.5% Гонконг — 0%
Бермуды — 0% Чехия — 24% Сингапур — 17%

Например, в Российской Федерации налоговые ставки на прибыль для компаний составляют порядка 20%, а в США – 38%.

Помимо налога на прибыль международной компании, зарегистрированной в оффшорной зоне, потребуется платить налог на недвижимость.

В этой таблице указаны ставки по налогам на прибыль в различных юрисдикциях.

Налоговое планирование в оффшорах, если речь идет о российских компаниях, должно в первую очередь учитывать такой фактор, как наличие соглашения между странами об отсутствии двойного налогообложения. Если такого соглашения нет, то налоговая оптимизация будет бессмысленной.

На сегодняшний день Российская Федерация имеет действующие соглашения о двойном налогообложении со следующими странами: Австралия, Австрия, Азербайджан, Албания, Алжир, Армения, Белоруссия, Бельгия, Болгария, Бразилия, Великобритания, Венгрия, Венесуэла, Вьетнам, Германия, Греция, Дания, Египет, Израиль, Индия, Индонезия, Иран, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Казахстан, Канада, Катар, Кипр, Киргизия, Китай, КНДР, Корея, Кувейт, Ливан, Литва, Люксембург, Македония, Малайзия, Мали, Марокко, Мексика, Молдова, Монголия, Намибия, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Сербия, Черногория, Сингапур, Сирия, Словакия, Словения, США, Таджикистан, Таиланд, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Украина, Филиппины, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швейцария, Швеция, Шри-Ланка, ЮАР, Япония.

В определенных ситуациях налоговое планирование в оффшорах может быть привлекательным даже при отсутствии соглашения об избежании двойного налогообложения. Такое возможно, если выбранная юрисдикция отвечает следующим требованиям:

В связи с ограниченным объемом публикации эффект от международного ужесточения налогового администрирования будет анализироваться только на примере европейских стран и РФ.

Кому выгодна прозрачная мировая финансовая система, ужесточение налогового администрирования и compliance банках?

В целом, выигрывает мировая экономика, которая достаточно легко вышла из серьезного кризиса 2008 года преимущественно путем запуска потребления через печатный станок. Однако со временем все больше средств стали попадать не в экономику, а выводиться на финансовые рынки, а также в безопасные гавани с целью сбережений. Поэтому, на мой взгляд, большинство стран объединяет общая цель – заставить бизнес реинвестировать прибыль, накопления, полученные дотации, субсидии обратно в страну ведения бизнеса. Это приведет к существенному росту налоговых поступлений в высоконалоговых юрисдикциях.

Поэтому мы наблюдаем столь успешное подписание большим количеством стран конвенций об автоматическом обмене, взаимной административной помощи, по реализации мер плана BEPS (MLI) и др. Еще 10 лет назад столь эффективные шаги в сторону межстранового сотрудничества казались утопией.

Не стоит забывать про фискальный эгоизм и налоговую конкуренцию между странами. Некоторые участники конвенций преследуют корыстные цели. В частности, привлечь прибыль и капиталы компаний, которые ведут бизнес в других юрисдикциях. Это осложнит и замедлит работу межстрановых конвенций, но общий тренд не остановит. Попытка сделать распределение налоговой базы более справедливым, отняв ее у низконалоговых юрисдикций, отразилась в появлении плана BEPS.

Возвращаясь к общему пониманию глобальной фискальной реформы, в большом выигрыше останутся крупные банки. Так, у иностранных банков появляется все больше соблазнов и правовых инструментов отнять незадекларированный капитал у неместных вкладчиков (тратить такой капитал становится сложнее). Например, заблокировав средства в связи с неясностью происхождения, можно предложить вкладчику вернуть средства на банковский счет страны его налогового резидентства, или в любой банк, который он назовет, например, только 50% от суммы. Вкладчики из развивающихся стран наверняка предпочтут вариант 50%.

Давление регуляторов переместит капиталы из ранее лояльных банков в самые крупные и надежные, поскольку compliance становится примерно одинаковым во всех европейских банках.

Можно выдвинуть гипотезу, что инициаторы глобальной борьбы с эрозией налоговой базы преследуют следующие цели:

- сделать прозрачной мировую финансовую систему (чтобы капитал не утекал, а реинвестировался в экономику)

- обесценить незадекларированный капитал (чтобы легитимно изъять капитал и активы у налогоплательщиков преимущественно из развивающихся стран без судебных тяжб и громких скандалов, порочащих репутацию банков)

- оставить налоговую базу в странах, где налогоплательщик ведет бизнес

На мой взгляд, после имплементации таких мер крупные платежи минуя публичность и compliance смогут проводить только финансовые организации при поддержке банка-корреспондента, который предоставляет корр.счет. Очень крупные конфиденциальные инвестиции (покупки акций) возможно будет осуществлять, в том числе, с участием фондов коллективных инвестиций.

Вековой успех Европы в качестве пристани для состоятельных бизнесменов объясняется незыблемым правом собственности. Если у Вас есть имущество в ЕС, его никто не отнимет, и оно будет переходить Вашим наследникам во многих поколениях до полного износа. При таких правилах игры многие бизнесмены готовы на высокие налоги и почти нулевую рентабельность любых инвестиций в ЕС. Сейчас мы наблюдаем изменение толкования института права собственности в ЕС. Если актив (в частности, недвижимость) приобретен на средства, которые получены незаконно, то такой актив могут изъять в пользу государства (например, в Англии). Это может стать серьезной проблемой для владельцев, основная часть доходов которых не задекларирована. В основном, это налогоплательщики из развивающихся стран. Здесь Европа хорошо заработает и будет использовать этот рычаг как инструмент давления в вопросах внешней политики.

Любопытно, если подобный институт попытаются развивать в РФ (в том числе через контроль расходов). Это может привести к обвалу рынка элитной недвижимости и непрогнозируемому по масштабу переделу собственности. Думаю, внедрение такого института конфискации может серьезно обсуждаться в РФ только в маловероятном сценарии, в частности, когда все другие способы пополнения казны будут полностью исчерпаны.

Безусловно, если мировая финансовая система станет прозрачной, а доходы только задекларированными (даже сейчас звучит как утопия), то это может несколько осложнить жизнь и тем, кто инициировал такие изменения. Но потенциальный заработок от такого сценария перевесит их потери и дискомфорт. К тому же, неудобства в основном ждут тех, кто по иерархии существенно ниже группы инициаторов борьбы за финансовую прозрачность и прекращение эрози налоговых баз. Также нужно учитывать снижение уровня жизни и покупательной способности населения Европы за последние 10 лет как еще один аргумент в пользу решительности ЕС и скорости подготовки специалистами ОЭСР многочисленных рекомендаций по глобальному ужесточению налогового администрирования.

В РФ политические и бизнес-элиты уже сформированы, время безграничных доходов прошло, капиталы заработаны и поделены. Прятать огромные состояния в иностранных банках (как и хранить их в иностранной валюте) по многим причинам может вообще не иметь смысла (особенно, если Вы PEP). Сценарии обмена информацией и утечек информации, а также пути адаптации к таким событиям были проработаны элитами во всем мире задолго до появления соглашения об автоматическом обмене информацией.

Почему низконалоговые и безналоговые юрисдикции активно участвуют в невыгодном им процессе борьбы с налоговыми злоупотреблениями и формировании прозрачной налоговой системы?

Почти все низконалоговые юрисдикции либо входят в состав заморских территорий Великобритании, либо в ЕС. Основные мировые валюты – доллар и Евро, отключение банка от корреспондентских счетов в этих валютах ставит под угрозу его существование.

Как налогоплательщикам перестроиться в новых реалиях?

Парадигма простая – платите налоги там, где зарабатываете. Юридические конструкции должны создаваться в тех странах, где ведется бизнес.

Если у Вас бизнес только в РФ, Вы не собираетесь переезжать и переносить бизнес-функции в иностранные юрисдикции, то двери в международное налоговое планирование Вам, скорее всего, закрыты.

На мой взгляд, наступает время индустриальных парков, особых экономически зон, льготных режимов для отдельных видов деятельности. Так, например, один из секторов, за который идет борьба - IT. Юрисдикции соревнуются в предоставлении налоговых льгот тем, кто выбирает место дислокации штата разработчиков. Ввиду возрастающей конкуренции помимо налоговых послаблений инвесторам государства будут предлагать все больше «комплексных программ лояльности» (инфраструктура, снижение тарифов и доступ к ресурсам и т.д.).

Какими инструментами борются с трансграничными злоупотреблениями в РФ?

Доктрина необоснованной налоговой выгоды. Ее применение стало настолько широким, что мы не заметили подмену понятий - вместо концепции деловой цели в РФ фактически уже несколько лет применяется тест основной цели (налоговая экономия не должна быть не только единственной, но и основной целью осуществления хозяйственной операции). Ввиду недавней кодификации доктрины необоснованной налоговой выгоды применение общих антизлоупотребительных положений может стать через несколько лет более упорядоченным.

Т.е. поменялось в первую очередь не право, а его толкование. Нынешний фискальный крен в российской судебной практике, на мой взгляд, временное явление. Любая система стремится к балансу, пока его нет. Однако ждать возврата к безусловной презумпции невиновности налогоплательщика не стоит. Это время ушло надолго, или навсегда.

Каким стало международное налоговое планирование в РФ после вступления в силу антиофшорных поправок?

Трендом является смена налогового резидентства российскими бизнесменами. Линейный критерий 183 дня персональной налоговой привязки и отсутствие концепции жизненных интересов делает это решение массово доступным и иногда позволяет не быть налоговым резидентом ни одной из стран.

Налогоплательщики нередко обращаются к ликвидационной льготе, которая может позволить вернуть актив в РФ по высокой балансовой стоимости. При перепродаже в будущем это позволит существенно сократить налоговые издержки. Однако, на мой взгляд, не решен вопрос об исчерпывающем перечне документов, необходимых для подтверждения стоимости ликвидационной массы.

Перенос/создание отдельных подразделений (функций) в юрисдикции с льготным налогообложением (Болгария, ОАЭ, Кипр, Гонконг, Сингапур, Эстония и др.) позволяет существенно снизить налоговую нагрузку. Уточню, речь не идет о регистрации компании со штатом из номинальных сотрудников и пустым офисом для вида. Таким образом, поменялись приоритеты. Теперь сначала ставятся задачи перед бизнесом и при их решении подбираются самые выгодные налоговые стратегии. Раньше было наоборот.

Российские налогоплательщики потеряли интерес к островным безналоговым юрисдикциям. Компании, инкорпорированные российскими налогоплательщиками на островах, фактически являются налоговыми резидентами РФ. Сложности открытия счетов и ассоциирование обществом офшоров с незаконной деятельностью, делают острова непопулярными.

При получении некоторых льгот физические лица – налогоплательщики стали задумываться о режимах владения имущества с супругами, если один из супругов нерезидент.

До антиофшорных поправок в иностранные компании было выгодно переносить исключительно прибыль, теперь стало интересно переносить на КИК убытки. Налоги, уплаченные КИК в иностранной юрисдикции, раньше рассматривались как затраты, теперь стали важным инструментом планирования, поскольку уменьшают налог к уплате в РФ по правилам КИК.

Сквозной подход при выплате дивидендов через цепочку иностранных компаний в пользу физического лица может позволить удерживать только НДФЛ и избежать налогообложения прибыли у источника.

Смена налогового резидентства иностранной холдинговой компании на российское может позволить избежать налогообложения дивидендов. Если будут улучшены условия правил освобождения от налогообложения прироста капитала, то РФ станет очень сбалансированной юрисдикцией для регистрации холдинговых компаний, владеющих российскими активами. Иностранный холдинг – налоговый резидент РФ может стать удачным компромиссом, когда стоят задачи листинга на иностранных площадках, применения норм иностранного права в акционерных соглашениях и т.д.

Есть области, в которых усилия мирового сообщества пока бессильны. У всех на слуху IT сектор, который платит мало налогов, но есть и другие области. Например, сфера туризма. Так, вокруг озера Байкал построено много гостиниц, часть из которых подконтрольны китайским бизнесменам и по себестоимости сдают в аренду весь номерной фонд турагентствам и операторам Поднебесной. Китайские туроператоры, в свою очередь, через сеть агентств реализуют путевки на территории Китая преимущественно за наличные. Установить, где аккумулируется налоговая база и сколько туристов посетило гостиницу, практически невозможно. Введение курортного сбора в некоторых регионах РФ подтверждает, что проблему качественного администрирования отрасли решить не удалось.

Многие юридические структуры упростятся. Так, внутригрупповое финансирование будет все чаще происходить напрямую между центрами прибыли и затрат в группах, или по принципу кэш-пуллинга (финансированием будет заниматься компания-казначейство). Достаточно эффективным выглядит финансирование напрямую физическим лицом. Если сейчас такую модель трудно представить, особенно применительно к крупным займам, то через несколько лет на фоне активной борьбой с корпоративными вуалями, такая опция станет одной из составных частей комплексного механизма финансирования внутри группы.

Неясна судьба иностранных холдинговых компаний. После подписания РФ MLI (конвенция по реализации мер Плана BEPS) риски тотальной неприменимости льгот налоговых соглашений к компаниям, которые получают пассивные доходы (включая дивиденды), вызывает опасения. Пока не понятно, как к такому сценарию удастся адаптироваться крупному бизнесу. Не исключаю, холдингам придется переезжать в страны ведения операционного бизнеса компаний, в том числе, путем редомициляции (для РФ неприменимо) или смены налогового резидентства.

Возможно, регистрация холдинга в юрисдикции, где у Вас ничего нет, часто и есть злоупотребление согласно современному пониманию права. Основная бизнес-цель выбора такой юрисдикции – налоговые льготы при продаже бизнеса и при получении дивидендов. Безусловно, есть и другие неналоговые цели. Но поскольку выбор, например, Германии или Франции в качестве страны регистрации холдинговой компании для российского бизнеса – большая редкость, те другие цели часто сложно назвать основными.

Какие прогнозы на будущее?

Внутреннее законодательство РФ.

При С. Шаталове налоговая система была сбалансирована. Сейчас удалось продвинуться в решении проблемы однодневок и чрезмерной эрозии налоговой базы. Поэтому поиском баланса займутся снова.

Возможно увеличение НДФЛ в 2019 году. Чем больше бизнесменов вернут доходы в РФ и в свои декларации, тем выше вероятность такого события. Если это произойдет, то ставка налога на дивиденды будет ниже базовой ставки и распределять прибыль контролирующему лицу КИК может стать выгодней, чем оставлять прибыль за границей. Возможно введение концепции центра жизненных интересов или «налога на выход» (exit tax) для физических лиц, которые будут менять налоговое резидентство в годы получения существенных доходов.

Споры с ФНС по трансфертному ценообразованию в трансграничных сделках через несколько лет начнут перетекать в плоскость переговоров между налоговыми органами о делении налоговых баз между странами.

Будет повышаться качество налогового администрирования физических лиц. В долгосрочной перспективе неизбежно появление налога на наследство. Для корпораций в РФ пик ужесточений законодательства пройден. Повышение налоговых ставок и существенное сокращение льгот будет бессмысленным, поэтому не предвидится. А вот развитие институтов привлечения к имущественной ответственности собственников бизнеса, к сожалению, продолжится.

Очень надеюсь, что не будет пересмотрена глубина налоговой проверки в РФ – 3 года.

Применение соглашений об избежании двойного налогообложения российским бизнесом.

В ближайшем будущем применение льгот налоговых соглашений к существенным по размерам выплатам будет осуществляться преимущественно с обращением к механизму согласований права на льготу с компетентными органами. Так, борьба со многими трансграничными налоговыми злоупотреблениями возможна или через усиление общих антизлоупотребительных норм, или через ручное управление – механизмы согласований. Но бесконечное усиление общих антизлоупотребительных норм приведет (привело в РФ?) к непрогнозируемым налоговым рискам, сделав затруднительным применение любых налоговых льгот, поэтому добро пожаловать в мир согласований, который долгое время будет доступен только крупному и среднему бизнесу.

Поможем вам выявить и минимизировать налоговые риски

Best Lawyers

Лучшие юристы
по налоговому праву

II группа

Налоговое право
Право.ru-300

  • Более 22 лет на рынке решаем задачи и помогаем бизнесу развиваться
  • Детальный анализ рисков использования компаний, зарегистрированных в низконалоговых юрисдикциях
  • Помощь в построении эффективных международных холдинговых структур
Бесплатная консультация

Выход на международный рынок и построение холдинга — ответственный шаг. Не всегда получается сразу определить, какая налоговая нагрузка будет оптимальной, как распределить мощности компаний в разных странах. Выбирая в пользу низконалоговых юрисдикций, уточните у наших специалистов, какие риски и преимущества развития будут в пользу той или иной схемы. Для этого достаточно одного звонка — чтобы мы начали анализ вашей ситуации.

Чтобы распределение нескольких юрлиц или действий в пределах одного холдинга дали максимальные результаты, мы разберемся в текущей структуре подразделений и компаний, сможем определить риски и предложить более оптимальные варианты для вашего бизнеса. Это особенно важно для руководителей, сомневающихся в эффективности существующей структуры, планирующих открытие филиалов, расширение или реорганизацию международной деятельности.

Для многих личная встреча в офисе в центре Москвы — удобный вариант, чтобы в обстановке с соблюдением конфиденциальности обсудить особенности международного налогового планирования. Мы предложим вам несколько вариантов развития событий, сможем показать схемы ведения бизнеса с меньшими налоговыми затратами или рисками, подскажем особенности налогообложения с учетом текущей «политики деофшоризации», которая актуальна в РФ. Вы сможете задать наболевшие вопросы и получить компетентные ответы.

Благодаря достигнутым на встрече договоренностям мы сможем начать действовать. Чтобы закрепить ответственность сторон, мы составим подробный договор, в котором опишем наши обязанности в сфере международного налогового планирования. Вы сможете быть уверенными в качестве услуг и консультаций, а мы предложим комфортные условия совместной деятельности. Строго согласно договору мы сможем начать действовать — чтобы ваша международная деятельность приносила вам выгоду.

Качество предлагаемых решений и возможной международной структуры обеспечат наши специалисты с огромным опытом работы. Правовое обоснование, определение оптимальной налоговой нагрузки на предприятие, осуществляющее внешнеэкономическую деятельность или имеющее структуры и подразделения за пределами страны, — во всех этих вопросах и многих других в области международного права и налогообложения вы сможете положиться на нас.

Налоговые риски устранены, активы надежно защищены

КСК ГРУПП помогает среднему и крупному бизнесу безопасно планировать налоги в России и за рубежом. Мы снижаем налоговые риски и используем правовые решения, которые надежно защищают собственность. Меняются законы в России и законодательство зарубежных стран, одни юрисдикции ужесточают правила, в других, наоборот, появляются новые возможности. Мы всегда в курсе этих изменений и предлагаем только актуальные решения.

Современные тенденции в бизнесе

Условия ведения бизнеса за рубежом сильно изменились за последние годы. Мир стремится к прозрачности, основная цель — бизнес должен платить 100% налогов. Что конкретно поменялось:

  • Ушла в прошлое эра классических офшоров — «полочных компаний». Теперь их использование — это огромный риск;
  • Открыть счет в зарубежном банке — непростая задача. Кредитные организации требуют подробное описание бизнес-модели, проверяют место присутствия (substance compliance) и страны уплаты налогов (tax compliance);
  • Действует международный автообмен финансовой информацией, очень сложно скрыть реального собственника иностранной компании;
  • Банки с своей стороны проводят повторную проверку происхождения капиталов;
  • В России действует законодательство о КИК.

Законодательство и практика его применения в сфере международного налогового планирования стремительно меняются, и риск совершить ошибку велик. Чтобы избежать этого, обратитесь к экспертам КСК ГРУПП.

Почему специалистам КСК ГРУПП можно доверять

Рейтинги

Качество работы наших экспертов подтверждают своими отзывами крупнейшие российские и западные компании.

Право.ru-300

Эксперт РА

BestLawyers.com

Средний опыт наших специалистов — более 10 лет, многие из них работали в ФНС.

Качество работы наших налоговых юристов подтверждают своими рекомендациями крупные российские и западные компании.

Одновременно у нас в работе десятки проектов по международному налоговому планированию.

Мы знаем все подводные камни, с которыми можно столкнуться.

Ежегодно за рубежом мы проводим бизнес-форум «Круглый стол директоров»

для собственников и топ-менеджеров российских компаний с оборотом от 500 млн рублей. В конференции принимают участие лучшие налоговые юристы страны, в том числе из консалтинговых компаний с мировым именем: PwC, Deloitte, KPMG, EY. Обмен опытом с коллегами также помогает нам быть в курсе ключевых налоговых трендов.

Читайте также: