Неисполнение предписания налогового органа

Опубликовано: 23.04.2024

Организации и предприятия часто подвергаются проверкам различных контролирующих и надзорных органов. По итогам этих проверок выносятся предписания, обязательные для исполнения. За невыполнение действий, указанных в предписании или решении контролирующего органа, виновным грозит административная ответственность.

Меры административной ответственности за неисполнение предписаний контролирующих и надзорных органов

Ответственность за подобные правонарушения предусмотрена статьями 19.4 и 19.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

На основании части 1 статьи 19.5 за неисполнение в указанный срок предписания, решения или постановления надзорного или контролирующего органа грозит гражданам наложением штрафа в размере от трехсот до пятисот рублей, на ответственных лиц наложением штрафа от 1 до 2 тысяч рублей или дисквалификацией до 3 лет, в то же время на юридических лиц – штрафом от 10 до 20 тысяч рублей.

В зависимости от органа, который выдает предписание или решение, различаются и меры наказания за неисполнение требований:

  1. За невыполнение предписаний и решений антимонопольного органа грозит должностному лицу – штрафом от 8 до 50 тысяч рублей или дисквалификацией на срок от 1 до 3 лет; юридическим лицам – штрафом от 100 до 500 тысяч рублей. Размер штрафа зависит от совершенного правонарушения и регулируется п. 2.1-2.7 статьи 19.5. Кодекса об административных правонарушениях РФ.
  2. Невыполнение предписаний органов, регулирующих естественные монополии, грозит должностным лицам штрафом от 5 до 10 тысяч рублей или дисквалификацией на срок до 3 лет, юридическим лицам – штрафом от 200 до 500 тысяч рублей.
  3. Неисполнение предписаний в указанный срок органов, регулирующих долевое строительство, грозит штрафом должностным лицам в размере от 10 до 15 тысяч рублей, организациям – от 100 до 200 тысяч.
  4. Невыполнение требований органов, регулирующих ценообразование, влечет в отношении должностных лиц штраф в размере 50 тысяч рублей либо дисквалификацией до 3 лет; а в отношении юридических лиц – от 100 000 до 150 000 рублей.
  5. Неисполнение предписания органов строительного контроля грозит гражданам штрафом от 1 500 до 2 500 рублей, должностным лицам – от 5 до 10 тысяч рублей, индивидуальным предпринимателям – от 5 до 10 тысяч рублей либо административным приостановлением деятельности до 90 суток, юридическим лицам – штрафом от 50 до 100 тысяч рублей либо административным приостановлением деятельности до 90 дней.
  6. За несоблюдение предписаний органов надзора в сфере закупок грозит штраф в отношении ответственных лиц в размере от 5 до 10 тысяч рублей, в отношении юридических лиц – 500 тысяч рублей.
  7. За невыполнение требований органов, осуществляющих контроль в сфере оборонного заказа, налагается штраф на ответственных лиц в размере от 30 до 50 тысяч рублей, а на организации- от 300 до 500 тысяч рублей. За повторение в течение года последних двух правонарушений ответственным лицам грозит дисквалификация на срок до 1 года.
  8. Невыполнение требований органов надзора в сфере закупок товаров и услуг некоторыми видами организаций и предприятий налагается штраф на ответственных лиц в размере от 30 до 50 тысяч рублей, на организации- от 300 до 500 тысяч рублей.
  9. За неисполнение предписаний Центрального банка России ответственным лицам грозит штраф от 20 до 30 тысяч рублей, организациям – от 500 до 700 тысяч рублей.
  10. За невыполнение требований органов контроля в области транспортной безопасности налагается штраф на граждан в размере 5 тысяч рублей, на ответственных лиц – от 20 до 30 тысяч рублей, а на юридических лиц – от 20 до 50 тысяч рублей.
  11. За неисполнение требований органов контроля в области промышленной безопасности, а также в области безопасности гидротехнических сооружений на должностных лиц налагается штраф в размере от 30 до 50 тысяч рублей либо дисквалификация на срок от 1 до 3 лет; в то же время для юридических лиц штраф составит от 400 до 700 тысяч рублей.
  12. За неисполнение предписаний органов федерального государственного пожарного надзора на граждан налагается штраф в размере от 1 500 до 2 000 рублей, на ответственных лиц – от 3 000 до 4 000 рублей, на организации – от 70 до 80 тысяч рублей. За данное правонарушение, совершенное на объектах здравоохранения, социального обслуживания и образования грозит денежный штраф для граждан в размере от 2 до 3 тысяч рублей, для ответственных лиц – от 5 000 до 6 000 рублей либо дисквалификацией на срок до 3 лет, для юридических лиц – от 90 до 100 тысяч рублей.
  13. Повторение правонарушения в течение года увеличивает штраф в отношении граждан до 5 тысяч рублей, на ответственных лиц – до 20 тысяч рублей, на индивидуальных предпринимателей – до 50 тысяч рублей или приостановление деятельности до 3 месяцев, на юридические лица – от 150 до 200 тысяч рублей или приостановление деятельности до 90 суток.
  14. Неисполнение предписания органов надзора за соблюдение технических регламентов, том числе к зданиям и сооружениям, на должностных лиц налагается штраф от 30 до 50 тысяч рублей, на организации- от 300 до 500 тысяч рублей.
  15. Невыполнение требований органов государственного надзора по защите детей от информации, негативно влияющей на их развитие и здоровье, на граждан налагается штраф в размере от 3 до 5 тысяч рублей, на ответственных лиц – от 30 до 50 тысяч рублей, на индивидуальных предпринимателей – от 30 до 50 тысяч рублей или административное приостановление работы до 90 суток, на юридические лица – от 300 тысяч до 500 тысяч рублей или административные работы до 90 суток.
  16. За невыполнение предписаний органов надзора за атомной энергией налагается штраф на ответственных лиц – от 30 до 50 тысяч рублей или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет, а на юридических лиц – от 400 до 700 тысяч рублей.
  17. Неисполнение требований организаций охраны объектов культурного наследия грозит гражданам штрафом в размере от 2 000 до 4 000 рублей, должностным лицам – от 20 до 40 тысяч рублей либо дисквалификацией на срок до 2 лет, на организации – от 100 до 500 тысяч рублей. Повторение правонарушения карается штрафом для граждан от 3 до 5 тысяч рублей, для должностных лиц – от 30 до 50 тысяч рублей или дисквалификацией до 3 лет, для юридических лиц – от 400 тысяч до 1 миллиона рублей.
  18. За неисполнение предписаний органов государственного финансового надзора на должностных лиц налагается штраф в размере от 20 до 50 тысяч рублей или дисквалификация от 1 до 2 лет. Повторное правонарушение грозит дисквалификацией на срок 2 года.
  19. Невыполнение требований органов контроля и надзора в сфере здравоохранения ответственным лицам грозит штрафом от 10 до 20 тысяч рублей, организациям – от 30 до 50 тысяч рублей.
  20. За невыполнение требований органов контроля в области регулирования производства и оборота этилового спирта, алкоголе- и спиртосодержащей продукции на должностных лиц налагается штраф в размере от 6 000 до 12 000 рублей, на организации – от 20 до 40 тысяч рублей.
  21. Неисполнение предписания органов надзора за соблюдением трудового законодательства грозит наложением денежного штрафа на ответственных лиц от 30 до 50 тысяч рублей либо дисквалификацией на срок от 1 до 3 лет, на индивидуальных предпринимателей – штраф от 30 до 50 тысяч рублей, на организации – от 100 до 200 тысяч рублей.
  22. За несоблюдение требований государственного жилищного контроля на должностных лиц налагается штраф в размере от 50 до 100 тысяч рублей или дисквалификация на срок до 3 лет, на юридические лица – от 200 до 300 тысяч рублей. При невыполнении предписания области государственной информационной системы ЖКХ на должностных лиц налагается штраф от 5 до 10 тысяч рублей.
  23. Неисполнение предписаний организации государственного земельного надзора на граждан налагается штраф от 10 до 20 тысяч рублей, на ответственных лиц – от 30 до 50 тысяч рублей или дисквалификация до 3 лет, на организации- от 100 до 200 тысяч рублей. Повторение правонарушения в течение года грозит гражданам штрафом в размере от 30 до 50 тысяч рублей, должностным лицам – от 70 до 100 тысяч рублей или дисквалификацией до 3 лет, юридическим лицам – штрафом от 200 до 300 тысяч рублей.
  24. За невыполнение предписаний органов контроля в области безопасности дорожного движения на должностных лиц налагается штраф в размере от 30 до 50 тысяч рублей, на организации – от 100 до 200 тысяч рублей. Повторение правонарушения грозит штрафом в отношении должностных лиц от 70 до 100 тысяч рублей или дисквалификацией до 3 лет, в отношении юридических лиц – от 200 до 300 тысяч рублей.
  25. За неисполнение предписания органов надзора за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих на должностных лиц налагается штраф в размере от 5 до 20 тысяч рублей, на организации – от 20 до 50 тысяч рублей.
  26. За невыполнение требований органов контроля за теплоснабжающими организациями на должностные лица налагается штраф от 10 до 40 тысяч рублей, в то же время на юридические лица – от 100 до 500 тысяч рублей.

В первом квартале 2019 года Верховный суд РФ вынес несколько постановлений, интересных УО и ТСЖ. Продолжаем делать их обзор. Сегодня рассказываем о мнении ВС РФ о том, на какие обстоятельства должны обращать внимание суды при рассмотрении дел о законности привлечения к ответственности за неисполнение предписания ГЖИ.

За невыполнение законного предписания ГЖИ организация привлекается в ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ

Внеплановая проверка показала, что требования товариществом не выполнены, что и стало причиной обращения надзорного органа в мировой суд. Судья, рассмотрев представленные Госжилинспекцией документы о проверках, пришёл к выводу, что ТСЖ совершило административное правонарушение по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ – не выполнило в установленный срок законного предписания органа госнадзора.

В целях предупреждения совершения новых правонарушений суд назначил ТСЖ административное наказание в виде минимального административного штрафа в 10 000 рублей.

Как УО работать с предостережением, представлением или предписанием

В действиях привлекаемого лица должен быть состав административного правонарушения

Председатель ТСЖ подала апелляционную жалобу на решение мирового судьи. Она настаивала, что товарищество незаконно привлечено к ответственности, а предписание ГЖИ неисполнимо. В действиях/бездействии ТСЖ отсутствует состав административного правонарушения.

По утверждению председателя ТСЖ, в залитии нескольких квартир виноваты сами собственники: вода проникает в помещения из-за повреждений фасада МКД. Для устранения этих дефектов необходим капитальный ремонт, но решение о таких работах и их финансировании из фонда капремонта могут принять только собственники на ОСС. ТСЖ без такого решения не имеет права провести капремонт фасада.

Госжилинспекция настаивала на том, что ТСЖ было обязано проводить регулярные осмотры состояния конструктивных элементов дома и устранять повреждения в целях надлежащего содержания общего имущества собственников в доме.

Стыковые соединения, имеющие протечки, должны быть заделаны с наружной стороны эффективными герметизирующими материалами в малых объёмах в период подготовки домов к зиме (п. 4.2.1.7 гл. 4 Правил № 170). Работы по гидроизоляции межпанельных стыков относятся к работам по текущему содержанию и ремонту общедомового имущества.

Судья отклонил жалобу ТСЖ, пояснив, что председатель не предоставила каких-либо документальных сведений о несогласии с вынесенными предписанием и обжаловании документа в установленном законом порядке. По мнению апелляционного суда, мировым судьёй приняты во внимание характер совершённого административного правонарушения, отсутствие смягчающих и отягчающих обстоятельств. Назначенное наказание в виде штрафа справедливо и соразмерно содеянному.

Об исполнении предписаний ГЖИ после расторжения договора управления

Предписание должно быть выдано уполномоченным лицом в пределах его компетенции

В кассационной жалобе председатель ТСЖ по-прежнему настаивала на том, что предписание органа ГЖН незаконно и подлежит отмене. Однако судья отметил, что предписание следует считать законным, если оно выдано уполномоченным органом без нарушения прав проверяемого лица и не отменено в установленном действующим законодательством порядке:

  • должно быть выдано должностным лицом в пределах его компетенции,
  • содержать характеристику допущенных нарушений и требование об устранении нарушений.

При этом предписание надзорного органа не должно определять характер действий, которые необходимы для его выполнения, а также не разрешать правовые споры, подменяя собой судебные органы.

В установленном законом порядке спорное предписание в адрес ТСЖ не обжаловалось, судом незаконным не признано и не отменено к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении. Поэтому оно обязательно для исполнения. Лица, игнорирующие такие предписания, подлежат административной ответственности. Решения первых двух судов было оставлено в силе, а жалоба ТСЖ отклонена.

Вина организации должна быть доказана, а её контрдоводы – проверены должным образом

Председатель ТСЖ направила жалобу в Верховный суд РФ. ВС РФ, проанализировав представленные материалы, отметил, что предыдущие инстанции исходили из того, что привлекаемым к административной ответственности лицом не выполнено в установленный срок законное предписание ГЖИ об устранении нарушений законодательства.

При этом, как указано в постановлении ВС РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:

  • наличие события административного правонарушения;
  • виновность лица в совершении административного правонарушения;
  • обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия/бездействия. При этом предписание ГЖИ должно содержать только законные требования, на юридическое лицо могут быть возложены только такие обязанности, которые основаны на требованиях закона и исполнимы.

ВС РФ обратил внимание сторон на то, что председатель ТСЖ последовательно указывала на незаконность предписания ввиду его неисполнимости и противоречия действующему законодательству содержащихся в нём выводов.

При этом судами фактически не была проверена законность предписания, не была дана правовая оценка на предмет соответствия требованиям действующего законодательства содержания данного документа. Доводы заявителя должным образом не проверены.

Должны ли УО исполнять общие поручения и рекомендации жилнадзора

Суд должен проанализировать все имеющие отношение к делу обстоятельства

Отменяя постановление суда кассационной инстанции, ВС РФ отметил ещё одно обстоятельство. Решением арбитражного суда по делу № А40-70583/18-154-812 аналогичное предписание ГЖИ, выданное товариществу спустя пять месяцев после оспариваемого документа, было признано недействительным.

Пока ТСЖ оспаривало в суде штраф по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, ГЖИ снова провела проверку и выдала товариществу новое предписание об устранении причин залития квартир в доме.

На этот раз председатель ТСЖ не стала ждать привлечения к административной ответственности за неисполнение предписания и подала иск в суд с требованием признать нормативный акт недействительным и незаконным.

В иске председатель товарищества указала не только на нарушения, допущенные ГЖИ при проведении проверки, но и на то, что предписание невыполнимо. Ремонтные работы по герметизации фасада относятся к капремонту, и без решения ОСС выполнить их невозможно.

Арбитражный суд согласился с доводами ТСЖ, посчитав, что орган ГЖН возлагает на товарищество дополнительные обязанности. Инспекция не смогла доказать, что соблюла процедуру подготовки и проведения проверки, а также не представила доказательств, что собственники на ОСС приняли решение о финансировании капитальных работ на фасаде МКД.

Следовательно, ТСЖ не совершило вменяемого ему в предписании нарушения. Предписание было признано незаконным и отменено.

ВС РФ, направляя дело о привлечении ТСЖ к административной ответственности на новое рассмотрение, предписал суду кассационной инстанции проанализировать и данное обстоятельство, поскольку признанное недействительным предписание было аналогично документу по рассматриваемому делу.

Запомнить

Оказавшись в ситуации, когда орган ГЖН требует от УО/ТСЖ проведения капремонта в отсутствие решения ОСС, управляющей организации или товариществу собственников следует:

  1. Не ждать привлечения к административной ответственности за неисполнение предписания, а сразу же попробовать оспорить его в судебном порядке, апеллируя к неисполнимости требований органа ГЖН или нарушениям порядка проведения проверки.
  2. Если суд всё-таки признал УО/ТСЖ виновными в нарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, то следует подавать жалобы на такое решение, указывая на то, что ОСС не принимало решение о капремонте конструктивных элементов дома, а без согласия собственников организация таких работ противозаконна.

Также УО/ТСЖ во избежание судебных волокит может оперативно организовать общее собрание собственников и вынести на обсуждение вопросы о капитальном ремонте конструктивных элементов согласно предписанию органа ГЖН. В сжатые сроки сделать это не всегда просто, но современные технологии могут помочь.

Когда УО/ТСЖ требуется быстро, но правильно провести ОСС в многоквартирном доме, на помощь придёт сервис «ОСС на 100%»: с его помощью легко подготовить все документы и даже провести онлайн-голосование. Попробуйте бесплатно!

1. Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления государственного контроля (надзора).

2. Объективная сторона части 1 статьи 19.5 выражается в невыполнении в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор об устранении нарушений законодательства. Правонарушение считается совершенным с момента истечения срока, предусмотренного предписанием. Законность предписания означает, что оно выдано тем органом (должностным лицом), в компетенцию которого входит осуществление государственного надзора. Кроме того, законность предписания предполагает, что предписание было выдано в установленном законом порядке, не ущемляющем права поднадзорных субъектов.

3. Объективная сторона части 2 статьи 19.5 состоит в невыполнении в установленный срок законного предписания органа, уполномоченного в области экспортного контроля, его территориального органа. Согласно Указу Президента РФ "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" N 314 функции антимонопольного органа возложены на Федеральную антимонопольную службу России.

4. Объективная сторона правонарушений, предусмотренных частями 2.1 - 2.6 комментируемой статьи, выражается в невыполнении в установленный срок законного предписания антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и (или) согласованных действий; о прекращении злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением, о прекращении нарушения правил недискриминационного доступа к товарам (работам, услугам); о прекращении нарушения законодательства о рекламе; о прекращении недобросовестной конкуренции; о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о естественных монополиях; о совершении действий, направленных на обеспечении конкуренции.

Правовую основу организации антимонопольной деятельности в Российской Федерации составляет ФЗ N 135-ФЗ от 26 июля 2006 г. "О защите конкуренции".

5. Объективная сторона части 3 заключается в невыполнении в установленный срок законного предписания, решения органа регулирования естественных монополий. Данные предписания уполномочен выдавать тот орган, на который федеральным законом, постановлением Правительства или указом Президента РФ возложена обязанность по регулированию естественных монополий. Основные функции в данной сфере осуществляет Федеральная антимонопольная служба России.

6. Объективную сторону части 4 образует невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости.

7. Объективная сторона части 5 выражается в невыполнении в установленный срок законного предписания, решения органа, уполномоченного в области государственного регулирования тарифов.

8. Объективная сторона части 6 предусматривает невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

9. Субъектами административного правонарушения, предусмотренного первой частью, являются граждане, должностные лица, юридические лица, субъектами правонарушений, предусмотренных 2, 3, 4, 5, 6 частями, выступают должностные лица и юридические лица.

10. С субъективной стороны правонарушения являются умышленными.

11. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1, рассматриваются судьями; частью 2 - руководителем федерального антимонопольного органа, его заместителями, руководителями территориальных органов федерального антимонопольного органа, их заместителями; частью 3 - руководителем федерального органа регулирования естественных монополий, его заместителями, руководителями территориальных органов федерального органа регулирования естественных монополий, их заместителями; частью 4 - органами, осуществляющими контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости; частью 5 - органы, уполномоченные в области государственного регулирования тарифов.

12. Протоколы по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.5, составляются должностными лицами тех органов исполнительной власти, которые уполномочены их рассматривать. Кроме того, протоколы по делам об административных правонарушениях, закрепленных статьей 19.5, составляются должностными лицами органов внутренних дел, протоколы по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1, уполномочены составлять должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор (контроль).

Статья 19.5 КоАП РФ. Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)

Комментарий к статье 19.5 КоАП РФ:

1. Данная статья в обобщенном виде для многих субъектов управления определяет ответственность граждан, должностных лиц и юридических лиц за невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа, осуществляющего государственный надзор или государственный контроль.

2. В соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами РФ уполномоченные государственные органы (должностные лица) вправе осуществлять надзорные (контрольные) функции в отношении граждан, должностных лиц органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, индивидуальных предпринимателей и организаций, осуществляющих коммерческую и некоммерческую деятельность. При этом указанные органы и должностные лица могут выносить обязательные для исполнения предписания (постановления, представления, решения) о прекращении нарушений тех или иных норм закона, устранении негативных последствий, восстановлении первоначального положения, заключении договоров с конкретными условиями и субъектами, о расторжении или изменении договоров и т.д.

3. Граждане, должностные лица, юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны неукоснительно исполнять возложенные на них законом обязанности, связанные со сферой их деятельности, выполнять адресованные им предписания органов государственного надзора и контроля.

4. Объективная сторона правонарушений, предусмотренных данной статьей, состоит в невыполнении в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства (например, предписания федерального антимонопольного органа, органа санитарного, пожарного надзоров, органа государственного контроля в сфере охраны окружающей среды, природопользования, органов ветеринарного и фитосанитарного надзора, органов, осуществляющих надзор в области финансовых рынков, и др.).

Правонарушения, выразившиеся в невыполнении в установленный срок законных предписаний органов Федеральной антимонопольной службы, органов регулирования естественных монополий, органов, осуществляющих контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, органа, уполномоченного в области государственного регулирования тарифов, а также органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора, и органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, выделены в отдельные составы (ч. ч. 2 - 7 данной статьи) с учетом их характера, субъектов и более суровых санкций за их совершение.

В 2008 - 2010 гг. в комментируемую статью введены новые части. Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 411-ФЗ в данную статью включена часть 2.7 в целях обеспечения своевременного исполнения предписаний антимонопольного органа об отмене или изменении акта и (или) о прекращении действий или бездействия органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления, осуществляющих их функции органа или организации, которые приводят или могут привести к нарушениям требований законодательства об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ.

В данной части установлена административная ответственность должностных лиц перечисленных выше органов в виде административного штрафа в размере 50 тысяч рублей либо дисквалификации на срок от 1 года до 3 лет.

В ч. 8 установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законных требований должностных лиц ветеринарного надзора в период карантина. В ч. 9 установлена ответственность должностных лиц и юридических лиц за невыполнение предписаний Федеральной службы по финансовым рынкам.

В 2010 г. в данную статью была включена ч. 10, специальная норма которой предусматривает ответственность граждан, должностных лиц и юридических лиц за невыполнение в установленный срок законного предписания, требования органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля (надзора) в сфере обеспечения транспортной безопасности. Общая норма, определяющая ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности, установлена новой статьей 11.15.1 КоАП РФ (см. комментарий к этой статье). Смотрите также комментарий к ст. ст. 23.36, 23.42, 23.43 настоящего Кодекса.

С 1 января 2011 г. вступили в силу нормы новой части 11, включенной в данную статью Федеральным законом от 23 июля 2010 г. N 171-ФЗ и устанавливающей ответственность за невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений.

5. Состав указанных правонарушений - формальный, наступления вредных последствий не требуется.

6. Субъектами правонарушений, предусмотренных ч. ч. 1, 6 и 8 данной статьи, наряду с должностными лицами и юридическими лицами могут быть граждане; по частям 6 и 8 - индивидуальные предприниматели, которые несут административную ответственность как должностные лица (см. примечание к ст. 2.4). По всем частям данной статьи субъектами правонарушений могут быть должностные лица коммерческих и некоммерческих организаций и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм.

7. С субъективной стороны правонарушения характеризуются прямым умыслом.

8. Перечень органов государственного надзора и контроля, которые в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими их деятельность, имеют право выдавать законные предписания, весьма широк (см. комментарии к главам 23 и 28).

9. Дела по ч. 1 данной статьи рассматривают судьи (ч. 1 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции), налоговых органов и многих других надзорных и контрольных органов (см., например, п. п. 1, 4, 5, 7, 10 - 12, 14 - 17, 27 - 39 и др. ч. 2 ст. 28.3), а также инспекторы Счетной палаты РФ и должностные лица органов и учреждений, перечисленные в п. п. 3, 5, 6, 8, 9, 10 ч. 5 ст. 28.3.

10. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 данной статьи, рассматриваются должностными лицами органов экспортного контроля (ст. 23.9); дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 2.1 - 2.7 данной статьи, рассматриваются должностными лицами Федеральной антимонопольной службы и ее территориальных органов (ст. 23.48), а также судьями по ч. ч. 2 - 2.3, 2.6; 2.7, 3, 5, 6, 8 и 11 данной статьи, если возникнет необходимость применения такого вида наказания, как дисквалификация (ч. 2 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3), а также органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

11. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 данной статьи, рассматриваются должностными лицами органов регулирования естественных монополий (ст. 23.59), а также судьями (ч. 2 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3), органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

12. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 4 данной статьи, рассматриваются должностными лицами органов, осуществляющих контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (ст. 23.64).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3), органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

13. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 5 данной статьи, рассматриваются должностными лицами органа, уполномоченного в области государственного регулирования тарифов (ст. 23.51), а также судьями (ч. 2 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3), органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

14. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 6 данной статьи, рассматриваются должностными лицами органов, осуществляющих государственный строительный надзор (ст. 23.56), судьями арбитражных судов - о правонарушениях юридических лиц или индивидуальных предпринимателей (ч. 2, абз. третий ч. 3 ст. 23.1) в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3), а также должностные лица уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (п. 70 ч. 2 ст. 28.3).

15. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 7 данной статьи, рассматриваются органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков (ст. 23.66).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3), органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

16. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 8 данной статьи, рассматривают должностные лица органов, осуществляющих государственный ветеринарный надзор (ст. 23.14), или судьи судов общей юрисдикции в случаях, если дело передано на рассмотрение судье (ч. 2 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3), а также органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

17. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 9 данной статьи, рассматривают должностные лица органов, уполномоченных в области финансовых рынков (ст. 23.47).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных органов, а также должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

18. Дела по ч. 10 данной статьи рассматривают должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере транспорта (ст. 23.36).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3), а также органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

19. Дела по ч. 11 данной статьи рассматривают должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений (ст. 23.31), а при необходимости применения к должностному лицу административного наказания в виде дисквалификации - судья суда общей юрисдикции (ч. 2 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях будут составлять упомянутые выше должностные лица (ч. 1 ст. 28.3), а также органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).


О чень часто по результатам мероприятий государственного и муниципального контроля организациям вручаются обязательные для исполнения предписания, представления, постановления или решения, невыполнение которых образует состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 19.5 КоАП РФ. Рассмотрим, на что следует ­обратить внимание, если ­компанию будут привлекать к ­административной ­ответственности.

Как известно, с 1 января 2016 г. большинство малых предприятий могут не бояться некоторых видов проверок целых три года – до 31 декабря 2018 г. Соответствующие изменения приняты Федеральным законом от 13.07.2015 № 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и ­муниципального контроля”». Однако окончательно расслабиться вряд ли удастся.

Связано это со следующими обстоятельствами. Во-первых, указанный запрет не касается внеплановых проверок, во-вторых, он не распространяется на организации и предпринимателей, которые в течение трех предыдущих лет допустили грубые нарушения законодательства в конкретной сфере деятельности, и, в-третьих, избежать проверок не удастся, если деятельность компании связана с повышенной опасностью для ­жизни и здоровья людей, окружающей среды и иных ­ценностей.

Во всех этих случаях сохранена возможность проведения проверок с вынесением по их результатам обязательных для исполнения предписаний, постановлений, представлений или решений. Их невыполнение может дорого обойтись для бюджета налогоплательщика. Так, согласно ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор или муниципальный контроль, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от одной тысячи до двух тысяч рублей или ­дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц – от десяти до двадцати тысяч рублей.

Рассмотрим, на что следует обратить внимание в предписании, если оно будет вынесено в адрес организации для привлечения к административной ответственности.

Начнем с того, что предписания контролирующих органов должны иметь три главных признака.

Обязывающий характер

Все административные правонарушения, предусмотренные ст. 19.5 КоАП РФ, выражаются в форме бездействия по неисполнению в установленный срок предписаний 1 органов, осуществляющих ­различные виды государственного и (или) муниципального контроля.

При этом неисполнению должны подлежать именно предписания, являющиеся ненормативными правовыми актами. Объединяет эти акты то, что они:

  • принимаются уполномоченными лицами в случаях обнаружения нарушений законодательства подконтрольными (поднадзорными) субъектами;
  • устанавливают для подконтрольных (поднадзорных) субъектов обязательные для исполнения требования по устранению выявленных ­нарушений;
  • носят административно-властный характер.

В связи с этим неисполнение организацией актов, не отвечающих таким требованиям, не образует состава административного ­правонарушения, предусмотренного ст. 19.5 КоАП РФ.

Показательным в связи с этим является судебное решение, о котором пойдет речь ниже.

Судьи рассмотрели спор между надзорным органом и проверяемым налогоплательщиком. В результате арбитрами было установлено, что по результатам проведенной проверки уполномоченным органом была сделана отметка о выявленных фактах нарушения законодательства, из нее была сделана выписка и направлена проверяемому субъекту с указанием срока устранения нарушений. В связи с невыполнением в установленный срок требования подконтрольный субъект был привлечен к административной ответственности в соответствии со ст. 19.5 КоАП РФ. Привлекая к ответственности, надзорный орган полагал, что согласно ст. 19.5 КоАП РФ штраф возможен не только за неисполнение предписания, оформленного отдельным документом с соответствующим наименованием, но и за неисполнение иных документов, содержащих письменные распоряжения контрольного органа, обязывающих в установленный срок устранить выявленные нарушения. Не согласившись с правомерностью такого толкования закона, проверяемое лицо обжаловало постановление о привлечении к административной ответственности в суде. Рассматривавшие это заявление судьи согласились с его позицией, и отметили, что выписка из надзорного дела носит чисто информационный характер и поэтому несоблюдение содержащихся в ней требований не образует состава правонарушения, предусмотренного ст. 19.5 КоАП РФ (постановление Пятого арбитражного ­апелляционного суда от 18.07.2014 № 05АП-7794/2014 по делу № А59-1129/2014).

Законность

Следует также учитывать, что состав правонарушения, предусмотренный ст. 19.5 КоАП РФ, будет иметь место лишь в случае, когда невыполненное предписание отвечает определенным требованиям. Основным из них является то, что такой ненормативный акт должен быть ­законным. На это прямо указывается в ст. 19.15 КоАП РФ.

Суд Еврейской автономной области в постановлении от 29.05.2014 по делу № 4-А-27/2014 отметил, что «обязательным признаком объективной стороны состава названного правонарушения является законность предписания органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), что обязательно подлежит проверке и оценке в каждом случае привлечения лица к административной ответственности за данное правонарушение». В противном случае, как подчеркнул Восьмой арбитражный апелляционный суд в постановлении от 26.12.2012 по делу № А46-23747/2012, возложение административной ответственности будет возможно за неисполнение предписания, которое было вынесено без установленных законом оснований (например, ненадлежащему субъекту, либо неуполномоченным органом и т.п.), что не отвечает задачам административного (властного) ­регулирования общественных отношений.

Из рассмотренных постановлений можно сделать вывод, что существенным обстоятельством, подлежащим выяснению при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности, является установление законности невыполненного предписания ­уполномоченного органа.

Суд для этого должен выяснить:

  • наличие материальных оснований для вынесения предписания, т.е. наличие доказательств несоблюдения индивидуальным ­предпринимателем норм действующего законодательства;
  • наличие полномочий органа или должностного лица на вынесение предписания;
  • соблюдение процедуры вынесения предписания.

При этом законность предписания доказывается надзорным органом, его вынесшим. Отсутствие таких доказательств влечет прекращение производства по делу об административном правонарушении в связи с ­отсутствием состава административного правонарушения (ст. 24.5 КоАП РФ).

Исполнимость

Не менее важным требованием, предъявляемым к предписаниям, является то, чтобы они были исполнимыми. Иными словами, надзорный орган, принуждая организацию к определенному поведению, должен ясно и недвусмысленно изложить свое требование, сформировать у коммерсанта четкое представление относительно того, что необходимо ­сделать или от каких действий нужно воздержаться.

Прежде всего в соблюдении такого требования заинтересованы сами проверяющие. Ведь очевидно, что предписание будет исполнено лишь ­тогда, когда проверяемое лицо будет обладать реальной возможностью его ­исполнить.

Президиум ВАС РФ в постановлении от 09.07.2013 № 2423/13 по делу № А53-19629/2012 отметил, что исполнимость предписания наряду с его законностью является важным требованием к этому виду ненормативного правового акта, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, за нарушение которого наступает административная ответственность. Исполнимость предписания, по мнению арбитражного суда надзорной инстанции, следует понимать как «наличие реальной возможности у лица, привлекаемого к ­ответственности, устранить в указанный срок выявленное нарушение».

ФАС Волго-Вятского округа в постановлении от 03.12.2013 по делу № А43-27119/2012 в дополнение к этому указал, что «предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, ­четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами».

Учитывая изложенное, можно прийти к выводу о том, что требование исполнимости предписания проявляется в следующем:

  • проверяющее лицо должно быть своевременно извещено о содержании вынесенного предписания;
  • предписание должно содержать ясные и недвусмысленные формулировки;
  • у компании должна иметься реальная возможность устранить в указанный срок выявленное нарушение.

Если эти требования не соблюдены, то привлечение организации к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 19.5 КоАП РФ, невозможно. Основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении в данном случае выступает отсутствие состава административного правонарушения (ст. 24.5 КоАП РФ), выражающееся в отсутствии вины ­нарушителя в неисполнении предписания.

Иные требования

Помимо необходимости соблюдения выше рассмотренных требований к предписаниям суды для квалификации административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.5 КоАП РФ, учитывают и некоторые дополнительные обстоятельства.

Достаточно серьезное внимание уделяется судами возможности привлечения предприятий к административной ­ответственности за ­неисполнение нескольких выданных предписаний.

В постановлении ФАС Центрального округа от 29.06.2010 по делу № А14-1537/2010/50/5 разъяснено, что административное законодательство не содержит норм, позволяющих привлечь к ответственности за неисполнение нового ­предписания о необходимости выполнения ранее неисполненного предписания.

В то же время Восьмой арбитражный апелляционный суд в постановлении от 13.03.2013 по делу № А75-1424/2012 особо подчеркнул, что назначение наказания по факту неисполнения ранее выданного предписания не означает отсутствия у контролирующего органа возможности и полномочия по выдаче повторного ­предписания об устранении нарушений законодательства.

В этом отношении интересным представляется также постановление Оренбургского областного суда от 03.09.2013 № 4а-579/2013. В деле, рассмотренном судами, было установлено, что государственной жилищной инспекцией по результатам плановой проверки управляющей компании было выдано 104 предписания об устранении нарушений правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда. При этом предписания были выданы по каждому проверенному жилому дому с указанием одного срока исполнения. Через некоторое время, проведя внеплановую проверку, государственная жилищная инспекция установила неисполнение указанных предписаний и составила акты проверки по каждому проверенному дому отдельно, что послужило в последующем основанием для составления в отношении управляющей компании протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ по каждому объекту отдельно. Оренбургский областной суд пришел к выводу, что выдача государственной жилищной инспекцией по результатам одной проверки в отношении одного лица нескольких предписаний по каждому проверенному объекту является неправомерной, поскольку фактически по результату проверки было выявлено одно нарушение, состоящее из нескольких эпизодов нарушения правил содержания и ремонта жилых домов.

Отдельно следует отметить, что, по мнению судов, состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 19.5 КоАП РФ, образуется также в случае, когда предписание контрольно-надзорного органа исполнено частично (не в полном объеме). Иными словами, частичное исполнение налогоплательщиком вынесенного ему предписания не освобождает его от административной ответственности. Такой вывод содержит постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2012 по делу № А75-3275/2012.

Процессуальные особенности

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.5 КоАП РФ, возбуждается на основании протокола об административном правонарушении, составленного должностными лицами государственных и муниципальных органов, уполномоченных на выдачу компаниям обязательных для исполнения предписаний. Перечень таких органов предусмотрен ст. 28.3 КоАП РФ. Кроме этого следует учитывать, что во всех случаях правом на возбуждение производства по делу об административном ­правонарушении наделен прокурор (ч. 1 ст. 25.11, ст. 28.4 КоАП РФ).

Если орган, должностные лица которого возбудили производство по делу об административном правонарушении, не уполномочен рассматривать это дело, он направляет протокол (а прокурор ? постановление) об административном правонарушении судье в течение трех суток с момента его составления. На основании этих и других документов судья рассматривает дело об административном правонарушении в двухмесячный срок с возможностью его продления, но не более чем на один месяц. Если дело об административном правонарушении рассматривается иным субъектом (не судьей), то такой срок составляет пятнадцать дней также с возможностью его продления, но не более чем на один месяц.

Организациям следует учитывать, что срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.5 КоАП РФ, составляет три месяца с момента истечения срока исполнения предписания.

Читайте также: