Нефтяникам компенсации аграриям повышенные пошлины

Опубликовано: 13.05.2024

Чиновники не видят оснований для поддержки экспортеров зерна

Власти РФ проводят разную политику в отношении экспортеров зерна и нефти. Для нефтяников взят курс на отмену экспортных пошлин. А для аграриев экспортные пошлины увеличиваются. Нефтяники получают многомиллиардные компенсации из бюджета. А для аграриев такие компенсации не предусмотрены. Оснований для субсидий экспортерам зерна нет, уверен Владимир Путин. Потери аграриев от новых пошлин оцениваются в 1,5 млрд долл.

По мнению Владимира Путина, субсидирование экспорта зерна при росте мировых цен на него нецелесообразно. «Если мы на мировом рынке занимаем нишу и там растут цены на то же зерно – мы знаем, что у нас внутри страны, как потребляются хлебобулочные изделия, при этом мы продолжаем субсидировать экспорт! Понимаете, да? Ну, хорошо, цены выросли.

Но субсидировать-то зачем, увеличивая экспорт?» – заявил Путин на встрече с редакторами российских СМИ, кадры которой показали по «России 24».

При этом он отметил, что схожая ситуация «происходит с нефтью». По словам президента, представители сектора жалуются, что в условиях роста цен на мировом рынке они должны продавать нефть по новым ценам и внутри страны, чтобы не нести убытки. «Какие убытки? Недополученную сверхприбыль – да, но убытки-то здесь причем? То же самое и по зерну», – пояснил лидер страны.

Напомним, с января в РФ действует повышенная экспортная пошлина на подсолнечник и рапс. Пошлина была повышена до 30%, но не менее 165 евро за тонну. Она будет действовать до 31 июня 2021 года. До этого пошлина на подсолнечник составляла 6,5%, но не менее 9,75 евро за тонну, на рапс была нулевой. С середины декабря также была установлена тарифная квота в 17,5 млн т на экспорт пшеницы, ржи, ячменя и кукурузы. При этом при поставках в страны вне Таможенного союза сверх квоты будет действовать 50-процентная пошлина (но не менее чем 100 евро за тонну). В пределах квоты пошлины на вывоз ржи, ячменя и кукурузы составят 0%, на вывоз пшеницы – 25 евро за тонну. С 1 февраля сроком до 30 июня в стране также была введена пошлина на экспорт сои за пределы ЕАЭС. Ставка была установлена в размере 30% таможенной стоимости продукции, но не менее 165 евро за тонну (см. «НГ» от 07.02.21).

Позднее чиновники поясняли, что с 15 февраля до 1 марта пошлина на экспорт зерна сверх установленной квоты в 17,5 млн тонн составит 25 евро за тонну, а с 1 марта до 2 июня – 50 евро за тонну. Со 2 июня запускается так называемый зерновой демпфер, который будет регулировать экспорт зерна с помощью плавающей пошлины. Кроме того, ее обещают вернуть производителям. С начала лета пошлина будет взиматься при достижении цены на бирже в размере 200 долл. за тонну пшеницы и 185 за тонну ячменя и кукурузы. Пошлина составит 70% от разницы между этими базовыми ценами и ценой контракта. При этом квотирование экспорта зерна хотят сохранить до 30 июня. Глава Минэкономразвития Максим Решетников обещал, что собранные от пошлин средства будут возвращаться регионам для дальнейшего распределения производителям (см. "НГ" от 09.02.21). Намерение сделать пошлины «вечными» взволновали лоббистов. Новый вариант пошлин еще хуже прежнего, рассказывал «НГ» президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский. «Если раньше речь шла о временном явлении, которое производители были готовы перетерпеть один сезон, то постоянные пошлины просто уничтожают всю мотивацию. Это убийство производственной базы, особенно по премиальной продукции, например твердым сортам пшеницы, для которой внутреннего сбыта почти нет, а «благодаря» новым пошлинам она станет неконкурентоспособной на внешних рынках». При этом ранее он рассказывал, что, ограничивая экспорт, правительство фактически пугает потребителей и провоцирует значительный рост цен, ведь повышение пошлин ведет к стагнации производств, появлению новых рисков в отрасли и не решает проблему роста цен на сельхозпродукцию на внутреннем рынке (см.«НГ» от 08.02.21).

Эксперты из Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) подсчитали, что потери отечественного агропромышленного комплекса (АПК) только от плавающей пошлины на экспорт пшеницы, кукурузы и ячменя превысят 1,55 млрд долл. Гендиректор ИКАР Дмитрий Рылько подчеркивал, что такая предварительная оценка сделана на основе прогнозов урожая и средней цены. «Получается, что при цене пшеницы в 250 долл. за тонну – а такая цена выглядит для нового сельхозсезона вполне разумно – и при урожае в 77 млн т отрасль теряет примерно 1,33 млрд долл., – сообщил Рылько. – По ячменю при цене в 215 долл. за тонну и урожае в 19,5 млн т потери могут составить 95 млн долл., по кукурузе – при стоимости 225 долл. за тонну потери оцениваются в 126 млн долл.».

При этом примечательно, что власти сравнивают нынешнею ситуацию производителей зерна с положением дел в нефтяном секторе. Президент РФ говорит, что аграриям, на экспорт продукции которых теперь будет налагаться повышенная пошлина, не нужны субсидии, так как мировые цены на зерно растут. Он сравнивает их с нефтяниками.

Однако в нефтяном секторе дела обстоят, мягко говоря, не совсем так. В частности, с 1 января экспортная пошлина на нефть была понижена на 3,3 долл., составив 38,7 долл. за тонну. Отметим, в течение прошлого года она несколько месяцев росла, однако в октябре начала постепенно снижаться.

Как известно, сейчас в РФ действует налоговый маневр в нефтяной отрасли, в рамках которого постепенно снижается ставка вывозной таможенной пошлины на нефть. Предполагается, что уже к 2025 году она станет нулевой. Одновременно с этим налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) будет расти. В свою очередь, доходы российского бюджета будут компенсироваться за счет увеличения налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), который будут платить недропользователи при добыче нефти и газового конденсата. При этом сохраняются действующие льготы по НДПИ. Также были введены два отрицательных акциза. Один из них компенсировал отмену экспортной пошлины и увеличение НДПИ для того, чтобы компании сохранили свою налоговую нагрузку на уровне до начала налогового маневра. А второй – демпфирующий отрицательный акциз, который применяется в зависимости от ценовой конъюнктуры на мировых рынках, в зависимости от экспортной альтернативы. Так, при превышении экспортных цен над внутрироссийскими надбавка выплачивается российским нефтепереработчикам из федерального бюджета в качестве компенсации за рост цен на сырье в рамках налогового маневра. В противоположном случае производители топлива должны делать выплаты по демпферу в бюджет. Это произошло в 2020 году, когда на фоне масштабного падения цен на нефть и нефтепродукты во всем мире из-за пандемии и сопутствующих ей ограничений нефтяники в основном доплачивали в бюджет.

В Минфине указывают, что уже в феврале нефтепереработчики начнут получать выплаты из бюджета в рамках действующего демпфера. «Сейчас конъюнктура такова, что теперь государство платит нефтеперерабатывающим заводам демпфер», – рассказывал замминистра финансов Алексей Сазонов, подчеркивая, что это должно стабилизировать ситуацию на внутреннем рынке. Компенсация, по оценкам ведомства Антона Силуанова, составит 350–400 млрд руб.

То есть компенсации выпадающих потерь вполне возможны для нефтяников, однако при этом совершенно невозможны для других секторов экономики. «Такое противоречие объясняется мощнейшим лобби в нефтегазовой отрасли, которое практически определяет как внешнюю, так и внутреннюю политику России», – отмечает управляющий партнер «BMS Group» Алексей Матюхов.

Налоговый маневр был принят в нефтяной отрасли в 2018 году и завершится в 2024 году, напоминает руководитель аналитического центра «Альпари» Александр Разуваев. «Здесь никто ничего менять не будет. Задача сегодня стоит в том, чтобы перенести всю налоговую нагрузку на скважину при обеспечении налоговых льгот трудным в освоении новых месторождений в Восточной Сибири и Арктике», – поясняет он. С зерном же ситуация отличная, говорит эксперт. «Действия правительства преследут две цели – пополнить бюджет и сдержать рост цен на хлебобулочные изделия. Курсовая политика в России привела к очень заниженному курсу рубля. Для экспортеров был бы приемлемым курс 55–60 руб. за доллар. Хорошая конъюнктура на зерновом рынке – это временное явление. Проблемы с внутренними ценами на зерно в России пройдут, но возникнут другие», – считает он.

С 2019 года предполагается компенсировать нефтяникам до 60% роста экспортных цен на нефтепродукты. НПЗ должны получать от государства долю от разницы между ценой бензина или дизтоплива на внешнем и внутреннем рынках. В Минфине не видят объективных аргументов для корректировок надбавки и считают, что нагрузка должна быть распределена между государством и нефтяниками в равной пропорции. Ранее, ссылаясь на высокую степень возможного роста цен на бензин выше инфляции в 2019 г., нефтяники также обращались к правительству с просьбой о смягчении или корректировке налогового маневра. В целом они рассчитывали дополнительно получить 3 трлн руб.

Эксперты считают, что нефтяники откровенно «торгуются». В условиях предстоящего роста акцизов на бензин и НДС роста цен на топливо все равно не избежать, а вызывающий массу вопросов налоговый маневр ударит по отечественной нефтепереработке.

Как отмечает Денис Друщляк, аналитик консультационного центра «Митчелдин», после каждого изменения в налоговом законодательстве нефтяники требуют у правительства льготы и компенсации. Нефтяное лобби работает в интересах отрасли. Конечно, развитие новых месторождений, как и поддержание старых, модернизация переработки и логистики требуют средств. Но существующий приток обеспечивает все затраты с лихвой.

«Прирост в отрасли только за счет повышения цен на нефть и ослабления рубля составил почти 100%. В 2018 г. ожидается более 2 трлн руб. чистого дохода, а выплаты дивидендов удвоились. Говорить о трудных условиях нефтяников всерьез не стоит», – полагает Друщляк.

Эксперт отмечает, что вводимая смягчающая (демпфирующая) надбавка нужна для того, чтобы крупные нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) выпускали и продавали нефтепродукты внутри страны. Однако те НПЗ, что производят менее 16-17 млн тонн переработки в год, право на льготы не имеют.

«Минэнерго допускает сокращение переработки нефти в РФ на 15-17 млн тонн от текущего уровня с 2021-2022 гг., подталкивая к монополизации рынка и осознанно делая выбор в пользу крупного бизнеса. Адресная помощь нескольким компаниям вместо общей позволяет контролировать поступление доходов в компании и бюджет наиболее полно», – полагает Друщляк.

По мнению Антона Усова, руководителя практики по работе с компаниями нефтегазовой отрасли KPMG в России и СНГ, просьбы и опасения нефтяников обоснованы выпадением из прибыли доходной базы, равной повышению НДПИ на нефть.

«Компенсацией около 40% потерь в данном случае будут служить, на мой взгляд, отрицательные акцизы, остальное будет возмещено за счет роста цен на топливо. Потенциальных потерь не будет вообще, нефтяники выйдут в ноль», – говорит Усов.

«Розничные цены в РФ регулируются путем ограничения темпов роста. Но превышение оптовых цен над розничными в мае 2018 г. стало показательным и обнаружило уязвимое место топливного рынка РФ, не справившегося с одновременным ростом нефтяных котировок и ослаблением курса национальной валюты», – комментирует Кукушкин.

Если бы розничная цена устанавливалась рынком, стоимость топлива была бы значительно выше. Но «невидимая рука государства» сдерживала рост цен, а затем правительство снизило акцизы и отменило их запланированное повышение, пообещав вернуть все назад с января 2019 г., дополнительно прибавив 2% НДС.

Эксперт также отмечает, что демпфирующий механизм, служащий для компенсации волатильности нефтяного рынка и роста акцизов на топливо, кажется недоработанным. Рано или поздно он проявит свою неэффективность.

«В сложившихся условиях де-факто регулируемых розничных цен, в том числе за счет высокой интеграции государства в нефтяном комплексе, логичным было бы перейти к де-юре регулируемой модели ценообразования топлива на внутреннем рынке. В этом случае рост цен стал бы зоной ответственности профильных министерств и правительства в целом и перевести стрелки на «безответственный» бизнес уже не получилось бы», – рассуждает Кукушкин.

Денис Лисицын, трейдер-аналитик компании «ФинИст», отмечает, что нефтяники недополучают около 2 тыс. руб. на тонну переработки в результате дисконта на внутреннем рынке. Поэтому они требуют компенсировать 100% (около 200 млрд руб.), иначе рост цен на топливо внутри страны может продолжиться. Но у правительства есть серьезный инструмент в виде возможности введения экспортных пошлин на нефтепродукты до 90%.

В свою очередь Сергей Миславский, генеральный директор АО «Сервис ВМФ», дополняет, что опасения производителей нефти связаны с наступлением рисков в результате применения правительством права вводить с 2019 г. дополнительную пошлину на экспорт нефтепродуктов.

Он напомнил, что отрицательный акциз на нефть будет распространяться на НПЗ, у которых более 10% в структуре переработки приходится на производство бензина 5-го экологического класса. НПЗ, не производящие бензин в объеме 10% от переработки, будут иметь право на отрицательный акциз на нефть до 2024 г., а если вложения в модернизацию превышают 60 млрд руб., то до 2029 г.

В связи с этим Тамара Сафонова, доцент кафедры международной коммерции факультета ВШКУ, выражает опасения относительно будущего отечественной нефтепереработки. Для НПЗ важны превентивные оценки и экономические расчеты, демонстрирующие результаты их деятельности к 2024 г., когда налоговый маневр будет завершен.

По ее словам, ряд российских НПЗ не производит бензин. Среди таковых несколько независимых НПЗ и 3 крупных завода, входящих в состав ВИНК. К тому же инвестиции в объеме 60 млрд руб. – неподъемные капиталовложения для независимых и мини-НПЗ при сложившейся конъюнктуре.

По оценкам Сафоновой, емкость рынка, имеющего риск неполучения свидетельства о регистрации НПЗ и, соответственно, возвратного акциза, составляет (с учетом исполнения обязательств по реализации программ модернизации НПЗ к концу 2018 г.) ориентировочно 38 млн тонн.

Антон Быков, главный аналитик Центра аналитики и финансовых технологий, напоминает, что изначальной целью, которую преследовал налоговый маневр с 2015 г., был рост эффективности российских НПЗ. Но на текущий момент ситуация претерпела изменения и маневр приобрел новые «полезные» качества. Сейчас, когда появились «майские указы президента 2.0», на которые потребовалось дополнительных 8 трлн руб., идея «сэкономить» на завершении маневра по нефтегазовой отрасли вернулась в повестку. Только теперь она позволит «сэкономить» больше – до 1,6 трлн руб.

«Нефтяникам в этом противостоянии остается лишь выторговывать для себя дополнительные компенсации, «пугая» общественность резким ростом цен на топливо. А Минфин будет изыскивать варианты, призванные подсластить горькую пилюлю. Мы еще увидим рост цен на топливо в этом году на 10-15%, а также уход в ближайшие несколько лет с рынка ряда НПЗ, не относящихся к какой-либо ВИНК», – убежден эксперт.

Говоря о прогнозе роста цен на топливо без компенсаций, Алексей Сергеев, директор Департамента оценки и консультационных услуг российского офиса швейцарской оценочной компании Swiss Appraisal, отмечает, что логика проста. После завершения налогового маневра будет обнулена экспортная пошлина и повышен НДПИ, т. е. автоматически цены внутри страны сравняются с мировыми ценами.

«Так как цены на бензин находятся под «негласным» контролем ФАС, то рост внутренних цен будет заморожен в результате «сговора» ФАС и крупнейших владельцев автозаправок, принадлежащих ВИНК. Мелким же сетям АЗС придется уйти с рынка. Долго цены удерживаться не будут, внутренняя розница пойдет в более глубокий убыток, чем сейчас», – убежден эксперт.

Григорьева.jpg

В свою очередь Екатерина Григорьева, директор направления «Финансовый консалтинг» Группы компаний SRG, считает, что полностью исключить риски получения убытков участникам рынка невозможно. Но в целом налоговый маневр содержит механизмы гибкого реагирования на резкие изменения условий на мировом рынке.

Между тем, как пишет «Коммерсантъ», на заседании правительственной комиссии по бюджетным проектировкам 5 сентября Минфин представил расчет общей стоимости «налоговых расходов» (де-факто – налоговых льгот и преференций) для экономики: это 3,1 трлн руб. на 2019 г. и 3,3 трлн руб. на 2021 г., из которых более половины приходится на льготы по НДС, а еще треть – на ТЭК.

«По сути, это предложение можно рассматривать как плату нефтяным компаниям за обязательства не повышать цены на топливо. Похоже, нефтяники и правительство в какой-то мере сторговались. Однако нельзя сбрасывать со счетов, что в случае роста мировых цен на нефть российские компании все-таки будут пересматривать прайс-листы на бензин и дизельное топливо в сторону их роста. При подобном сценарии развития событий в качестве ответной меры можно ожидать снижения «налоговых расходов», – комментирует Леонид Хазанов, промышленный эксперт.

Руководитель отдела маркетинга и PR SRG-Consulting

Фото: Александр Рюмин / ТАСС

Минфин и Минэнерго согласовали законопроект о корректировке параметров демпфирующего механизма в Налоговом кодексе для топливного рынка внутри России. Об этом говорится в совместном заявлении двух ведомств, поступившем в РБК.

Механизм демпфера работает с 2019 года, он призван удерживать цены на бензин и дизтопливо внутри России на стабильном уровне. При высоких экспортных ценах на нефть НПЗ получают компенсацию в виде отрицательного акциза, а при очень низких, наоборот, должны заплатить в бюджет. С начала 2021 года индикативная цена на бензин и дизтопливо (оптовая цена, которую устанавливает правительство), заложенная в формулу демпфера, росла быстрее розничной, которая не должна превышать темпы инфляции, поэтому один раз ее уже пересматривали — месяц назад.

С 2021 года индикативная цена на бензин увеличилась на 5%, до 56,3 тыс. руб. 15 марта на совещании у вице-премьера Александра Новака (курирует вопросы топливно-энергетического комплекса) было принято решение снизить ее с 1 мая на 2,7 тыс. руб., до 53,6 тыс. руб. Такое снижение индикативной цены почти соответствует расчетному отставанию розничных цен на бензин от индексации индикативной цены в 2019–2020 годах, которое составило 3,3 тыс. руб., говорил РБК главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов. По его оценке, корректировка увеличит компенсации нефтяникам на 42 млрд руб. до конца года.

Но рост цен на нефть и, как следствие, стоимости бензина и дизтоплива за рубежом продолжился, поэтому теперь Минфин и Минэнерго предлагают снизить индикативную цену в формуле демпфера еще сильней — на 4 тыс. руб. (до 52,3 тыс. руб.) с 1 мая 2021 года по 1 января 2022 года. А в 2022 году — на 2,7 тыс. руб. по сравнению с установленной в Налоговом кодексе. С 1 января 2023 года будет проводиться индексация индикативной цены бензина на 3%.

Помимо этого, два профильных ведомства выступают за снижение с 5 до 3% ежегодной индексации базовых цен для расчета демпфера по дизтопливу начиная с 1 января 2022 года. О подобном готовящемся изменении в интервью РБК рассказывал замглавы Минэнерго Павел Сорокин в конце марта. «По дизельному топливу текущий демпфер работает достаточно эффективно, сейчас маржинальность при его продаже в рознице не требует дополнительных корректировок, — отмечал он. — Поэтому по дизелю такой остроты не наблюдалось [в отличие от бензина], там будут корректироваться только темпы индексации индикативной цены — приведение в соответствие с инфляцией и ожидаемыми темпами роста».

«В текущих макроэкономических условиях из-за соотношения курса рубля и растущих цен на нефть правительством было принято решение о донастройке механизма демпфера для удержания розничных цен на топливо в пределах инфляции и поддержания экономики нефтепереработки», — говорится в совместном сообщении двух ведомств. Общий объем расходов бюджета, возникающих при такой корректировке демпфера, составит 350 млрд руб. в 2021–2023 годах.

Но примерно половина расходов бюджета будет компенсирована за счет увеличения НДПИ на нефть, отмечают Минфин и Минэнерго. По их данным, рост НДПИ не окажет существенного влияния на финансово-экономическое положение нефтяных компаний: величина компенсации корректировки демпфера отраслью не превысит 1,4% от прогнозной EBITDA за 2021–2023 годы по пяти крупнейшим нефтяным компаниям.

Эти условия обсуждались с нефтяными компаниями, и они в целом согласны с оценкой последствий от их введения, которые приводят Минфин и Минэнерго, сказал РБК источник в одной из крупных нефтяных компаний.

РБК направил запросы представителям «Роснефти», ЛУКОЙЛа и «Газпром нефти».

Предложенные меры позволят не только увеличить объем компенсаций для НПЗ, но и устанавливать отпускные цены, обеспечивающие достаточную маржинальность розничного сегмента при сохранении цен на АЗС в пределах инфляции, отмечается в совместном сообщении Минфина и Минэнерго.

Помимо этого, в пределах квоты с 15 февраля введена экспортная пошлина на пшеницу. До 1 марта она составит 25 евро за тонну. После этого она будет увеличена до 50 евро за тонну. С 15 марта также будут введены пошлины на экспорт кукурузы (25 евро за тонну) и ячменя (10 евро за тонну).

А со 2 июня для пшеницы, кукурузы и ячменя заработает постоянно действующий механизм "зернового демпфера". Первая часть механизма подразумевает плавающую пошлину на эти культуры, которая будет рассчитываться исходя из мировых цен.

Для пшеницы при мировой цене до 200 долларов за тонну пошлина взиматься не будет. При цене выше пошлина составит 70% от разницы между мировой и базовой в 200 долларов. Для кукурузы и ячменя будет применяться тот же принцип расчета, только необлагаемая база составит 185 долларов за тонну. Участники рынка будут обязаны предоставлять данные о ценах контрактов на Московскую биржу. Гибкая пошлина будет рассчитываться еженедельно исходя из данных по ценам предыдущей недели. Регистрировать экспортные контракты и публиковать цены биржа начнет с 1 апреля.

Вторая часть механизма "зернового демпфера" заключается в возврате полученных через экспортную пошлину средств аграриям. Им компенсируют часть затрат на производство и реализацию зерна по ставке на одну тонну реализованной продукции. Финансирование планируется распределить между регионами в зависимости от их доли в валовом производстве зерна. Но для сибирских и дальневосточных регионов будут применены повышающие коэффициенты. Уже регионы распределят эти средства по аграриям. По подсчетам Минсельхоза, таким образом сельхозпроизводителям может вернуться около 40 млрд рублей уже в 2021 году. По оценке правительства, за счет господдержки участники зернового рынка смогут компенсировать до 50% затрат на производство продукции.

Такой механизм "зернового демпфера" должен предотвратить рост цен на зерно на российском рынке (и на конечную продукцию - муку и хлеб), создать долгосрочные условия работы зерновой отрасли и привлечь в нее дополнительные инвестиции, рассчитывают в правительстве.

По словам председателя правления Союза экспортеров зерна Эдуарда Зернина, с начала года наблюдается стабильно высокий темп экспорта зерна - участники рынка старались успеть исполнить обязательства по контрактам до введения пошлины. При этом, по его оценке, весь запланированный объем отгрузить не получилось из-за многочисленных штормовых предупреждений, характерных для этого времени года.

"Из-за погодных условий довольно много лодок осталось на рейде. Плюс под погрузкой стоят примерно на 370 тысяч тонн пшеницы. Видимо, будем грузиться весь февраль", - уточнил он.

Несмотря на то, что уже с сегодняшнего дня экспортеры должны будут заплатить 25 евро за тонну, аграрии юга все равно стараются не сбавлять темпы, поскольку 25 евро лучше, чем 50 евро, говорит эксперт. Экспортные контракты с учетом пошлины уже есть, так как внутренние цены на зерно активно снижаются, добавляет Зернин.

По оценке руководителя аналитического центра компании "Русагротранс" Игоря Павенского, в центре России цены на пшеницу уже упали до 14 тысяч рублей без НДС у переработчиков, появились сделки и по 13 тысяч рублей под пошлину в 50 евро. При том что в октябре прошлого года цены достигали 18 тысяч рублей за тонну. По словам Павенского, с начала сезона на середину февраля Россия экспортировала 30,6 млн тонн пшеницы (без учета ЕАЭС). В прошлом году на ту же дату на внешние рынки было поставлено 23,7 млн тонн. По прогнозам эксперта, общий экспорт пшеницы в сезоне-2020/2021 составит 36,7 млн тонн без учета ЕАЭС и 38,4 млн тонн вместе с ЕЭАС.

Между тем, по оценке гендиректора Института аграрного рынка Дмитрия Рылько, аграрии недополучат из-за введения "зернового демпфера" более 1,55 млрд долларов выручки. При цене пшеницы в 250 долларов за тонну пшеницы (такая цена представляется на старте нового сезона адекватной) и урожае в 77 млн тонн отрасль теряет примерно 1,33 млрд долларов. По ячменю при цене в 215 долларов за тонну и урожае в 19,5 млн тонн потери могут составить 95 млн долларов, по кукурузе - при стоимости 225 долларов за тонну потери оцениваются 126 млн долларов, подсчитал эксперт на конференции "Где маржа" 12 февраля. При этом, по его словам, государство не сможет компенсировать аграриям все потери от пошлины.

Фото: iStock

Фото: iStock

"Когда мы устанавливаем экспортную пошлину, падение цен на пшеницу происходит по всей стране. Таким образом, уменьшается выручка всех производителей зерна независимо от того, кому и куда они продают урожай", - пояснил Рылько.

Непонятно также, как экспортеры будут работать, если экспортная пошлина будет меняться еженедельно.

"Подавляющее большинство наших контрактов - это контракты на гораздо длительный период. Если вы выиграли египетский тендер, то зерно надо поставить через полтора месяца, а пошлину вы не знаете", - заявил он.

Кроме того, по мнению Рылько, неправильно рассчитывать пошлину только на основе черноморских контрактов и применять единую для всех остальных базисов, а также всех типов и классов пшеницы.

отмена льгот для нефтяников

С 1 января 2021 года вступает в силу закон об отмене некоторых льгот для нефтяников. С этого дня прекращается субсидирование компаний по налогу на добычу углеводородов, а также по экспортной пошлине для сверхвязкой и вязкой нефти.

Какие льготы в нефтяной отрасли были отменены?

В конце прошлого года Правительство РФ объявило о сокращении налоговых преференций, что было связано со значительным снижением цен на нефть и сокращения поступлений в бюджет. По заявлению А. Силуанова, некоторые стимулирующие мероприятия в данной сфере оказались неэффективными. Планируется, что в результате такого решения в 2021-2023 г. государственный бюджет пополнится примерно на 308 млрд. руб. Вместо отмененных льгот компаниям предоставляется возможность перевести месторождения в режим НДД (налог на добавленный доход). С другой стороны, этот проект станет не совсем выгодным для нефтяников – именно за их счет за три ближайших года бюджет может получить около 200 млрд. руб.

Позиция корпораций

Больше всего от нововведений пострадали такие компании, как «Лукойл», «Татнефть» и «Газпром нефть». Практически все корпорации выступили с резкой критикой мер. Они заявили, что такое крайне негативно скажется на их инвестиционной политике. Однако никто из нефтяных «гигантов» не предоставил данные по выпадающим доходам, ссылаясь на необходимость проведения более глубокого анализа сложившейся ситуации и расчетов.

Руководство нефтедобывающих компаний обсуждают возможность дополнительных инициатив, которые стимулировали бы добычу углеводородов. К примеру, в Правительство РФ поступило обращение от «Газпром нефти», в котором предлагается рассмотреть меры по нивелированию усиления налоговой нагрузки на отрасль. В частности, речь ведется об ускорении перевода западносибирских месторождений на НДД и причислении ачимовской нефти к категории трудноизвлекаемой.

Позиция корпораций изображение

Аналитики говорят, что нефтяные компании смогут устоять против повышения нагрузки по налогам, но только в случае снижения объема инвестиций и переноса сроков реализации намеченных проектов. Специалисты считают, что данная сфера итак испытывает высокое фискальное давление. Есть мнение, что отечественные нефтяные корпорации в ближайшие пять лет потеряют почти 650 млрд. руб. денежного потока.

Закономерный скепсис

В 2021 году новый закон может принести государству 260 млрд. руб. Но как это отразится в перспективе? Некоторые эксперты утверждают, что из-за нововведений в течение ближайших 10 лет добыча нефти сократится на 600 млн. т., при этом доходы в бюджет упадут на 4,5 трлн. руб., а почти 35 тыс. чел., занятых в нефтедобывающей отрасли, потеряют работу.

Определенный удар будет нанесен по инвестиционному климату. Компании уже не раз просили Правительство о создании предсказуемой налоговой схеме или хотя бы о четких договоренностях и «правилах игры». Внезапные инициативы приводят к тому, что воплощение в жизнь крупных проектов становится очень рискованным делом, а мотивация инвестировать средства в разработку трудноизвлекаемых запасов попросту теряется.

Формально политику государства поддержала «Роснефть», сославшись на необходимость поддержать стабильность бюджета в условиях значительного падения поступлений. Но что еще могла сказать госкорпорация? С другой стороны, в заявлении говорится, что нефтегазовая отрасль – одна из основных в нашей стране, и именно к ней обращается власть, когда нуждается в дополнительных доходах.

Прогнозируется, что самые большие потери от нового закона понесут «Роснефть», «Лукойл», «Сургутнефтегаз». Однако «Роснефть» может компенсировать эти потери за счет введенных льгот по НДПИ для месторождений в Приобье. В то же время нельзя говорить о корпорации, которая работает практически на всей территории России. Некорректно сравнивать регионы с разработанными месторождениями и регионы с тяжелейшими условиями логистики и вахтовым методом работы. Создается такая ситуация: в одном месте льготы даются, в другом, наоборот, отбираются.

Изменения по сверхвязкой нефти очень нежелательны для «Лукойла» и «Татнефти». С 2007 г. для них действовал нулевой НДПИ. Развитие отрасли в Татарстане – это результат многолетнего и кропотливого труда. Основы сферы были заложены еще в советские времена, а позже именно «Татнефтью» был запущен полный цикл собственных конкурентных технологий. Добыча сверхвязкой нефти постепенно становилась рентабельной, что было связано с той льготой, которую сейчас отменили. Успешный, масштабный проект, продвигаемый исключительно за счет самой компании, рискует закрыться. Остановить добычу СВН – это не просто закрыть вентиль. В ходе процесса в недра закачивается пар, поддерживается определенная температура пласта, и только после этого выкачивается битумная нефть. Остановка будет не просто потерей льгот. Она неизбежно приведет к прямым убыткам и убыткам от не до конца окупившихся вложений в оборудование и особую инфраструктуру.

Авторы законопроекта советуют корпорациям сосредоточиться на переработке углеводородов и нефтехимии. Однако и эти направления требуют огромных инвестиций, так как отечественная сфера не догоняет зарубежное производство и вынуждена закупать технологии и оборудование у других стран.

Читайте также: