Научная статья налоговая система сша

Опубликовано: 03.05.2024


Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 11.12.2017 2017-12-11

Статья просмотрена: 4007 раз

Библиографическое описание:

Брусянин, В. Е. Особенности налоговой системы США / В. Е. Брусянин, Я. И. Махмутов, Я. В. Сковронская, А. В. Цыбульский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 49 (183). — С. 163-166. — URL: https://moluch.ru/archive/183/47093/ (дата обращения: 21.05.2021).

В данной статье рассматриваются характерные черты системы налогообложения в США. Проводится сравнительный анализ систем налогообложения в США и Российской Федерации. Даются рекомендации для принятия мер по усовершенствованию системы налогообложения в РФ.

Ключевые слова: налоговая система, механизмы налогообложения, анализ, структура, бюджет, налог, ставка налога.

Налоговая система США является одной из наиболее развитых в мире систем налогообложения. В США налоги с экономически активного населения представляют собой главный источник финансовых поступлений в федеральный бюджет и одновременно важнейший канал контролируемого федеральным правительством перераспределения национального дохода. США, являясь федеративным государством, имеет три уровня финансовой структуры: федеральный бюджет, бюджеты штатов, бюджеты местных органов власти.

Современная структура американской налоговой системы сложилась не сразу. В XIX в. федеральный бюджет США формировался главным образом из таможенных пошлин и сборов, акцизных платежей, а также доходов от продажи государственных земель.

В XX столетии в США было проведено несколько крупных налоговых реформ и «налоговых революций» — в 1920-е, 1960-е и 1980-е годы.

В ходе проведенных изменений налогового режима приоритет в функциях налоговых составляющих федерального бюджета попеременно отдавался либо мобилизации финансовых средств для удовлетворения потребностей самого бюджета, связанных, главным образом, с необходимостью уменьшения или ликвидации его дефицитов, либо стимулированию развития экономики путем ослабления налоговой нагрузки.

Налоговая система США состоит из трех уровней, соответствующих трем уровням власти:

– верхнего, где собираются федеральные налоги, поступающие в федеральный бюджет;

– среднего, где собираются налоги и сборы, вводимые законами штатов, поступающие в бюджеты штатов;

– нижнего, где собираются налоги, вводимые органами местного самоуправления, поступающие в местные бюджеты [1, с. 88–90].

Полная классификация американских налогов представлена в таблице 1.

Состав иструктура налоговой системы США, [4]

Федеральные налоги

Налоги штатов

Местные налоги

Подоходный налог с физических лиц

Подоходный налог с физических лиц

Подоходный налог с физических лиц

Налог на прибыль корпораций

Налог на прибыль корпораций

Налог на прибыль корпораций

Отчисления в фонды социального страхования

Налог с владельцев автотранспорта

Налоги на наследство и дарения

Налоги на наследство и дарения

Современную налоговую систему США можно охарактеризовать следующим образом:

  1. прогрессивный характер налогообложения;
  2. дискретность налоговых начислений — каждая более высокая ставка применима лишь к строго определенной части облагаемой суммы;
  3. регулярное изменение в законодательном порядке действующих ставок налогообложения;
  4. универсальность обложения — при равенстве сумм дохода обычно действуют одинаковые налоговые ставки;
  5. наличие большого количества целевых скидок, льгот и исключений;
  6. обособленность от налоговых сборов в фонды социального обеспечения;
  7. фиксированный минимальный уровень индивидуальных доходов, не подлежащий налогообложению [2].

Особый интерес представляет проведение сравнительной характеристики особенностей налогообложения в США и РФ. В России и в США разные понятия заработной платы. В США работник платит больше разных налогов со своей зарплаты, и размер оклада указывается до их вычета. В России же с зарплаты работника вычетается только подоходный налог.

Рассмотрим принципы налогообложения в США и РФ на примере, приведенном в таблице 2. Допустим, у работодателя есть бюджет на зарплату и равен он 100 долл. в США и 100 рублям в России соответственно. Рассчитаем сумму, которая объявляется как размер оклада и определим какие налоги из неё вычитаются.

Принципы налогообложения вСША иРФ, [3]

США

РФ

Со стороны работодателя оплачиваются:

– Social Security (6.2 % от оклада)

– Medicare (1.45 % от оклада)

– State Unemployment Tax (2.7 % от оклада)

“Cверх оклада” получается налогов в сумме 10.35 %. От имевшихся 100 долл. на налоги уйдут 9.38 долл. и на фонд зарплаты останется 90.62 долл.

Со стороны работодателя оплачиваются:

– ПФР, страховая часть (26 % от оклада)

– ФОМС (5.1 % от оклада)

– ФСС (2.9 % от оклада)

В сумме, “сверх оклада” работодатель в Росси доплачивает налогов ещё около 34 % от зарплаты.

Из изначальных 100 рублей налоги приходится 25.38 рублей, и на зарплату остается 74.62 рубля.

Размер оклада: 90.62 долл.

Размер оклада: 74.62 рубля

При выплате зарплаты, удерживаются также налоги с работника:

– Social Security (6.2 % от оклада)

– Medicare (1.45 % от оклада)

– Federal Income Tax (18 % от оклада)

Перед выплатой зарплаты от 90.62 долл. отнимаются ещё эти 25.65 % (23.24 долл.), остаются 67.38 долл.

При выплате зарплаты, с размера оклада удерживаются налоги, причитающиеся с работника:

– Федеральный подоходный налог (13 % от оклада)

Вычитаем из размера оклада подоходный налог в размере 9.70 рублей, остаются 64.92 рубля

Выплачено работнику: 67.38 долл

Выплачено работнику: 64.92 рубля

Из приведённой выше таблицы видим, что имеются различия между видами и ставками налогов и способами их начисления.

Рассмотрим также принцип налогообложения не отдельного работника, а компании в целом. Пример приведен в таблице 3.

Принципы налогообложения компаний вСША иРФ, [3]

IT-компания вСША

IT-компания вРФ

Американские программисты получают проект на 100 долл. Клиент платит им 100 долл.

Так как они оказывают услуги, физических продуктов не продают — то Sales Tax не применяется.

Как было рассчитано в таблице 2, в фонд заработной платы выплачивается 90.62 долл.

Русские программисты получают проект на 100 рублей. Клиент платит им 100 рублей.

От этих 100 рублей 18 % должны быть уплачены в виде НДС, то есть на фонд заработной платы остаются лишь 82 рубля.

Вычитаем налоги с работника

– федеральный подоходный налог=18 %

– Получаем 67.38 долл.

С работника вычитаются налоги (ПФР, ФОМС и ФСС) в размере 34 % от зарплаты (82 рубля). Остаются 61.19 рубль. Из них ещё вычитаются 13 % подоходного налога, и остаются 53.23 рубля

Выплачивается работнику: 67.38 долл.

Выплачивается работнику: 53.23 рубля

Таким образом, получаем, что компания в США может выплачивать своим сотрудникам 67.38 % от денег в кассе, тогда как компания в России — лишь 53.23 % от тех же самых денег в кассе.

Видим, что размер всех уплачиваемых налогов в США составит 32.62 %, тогда как в России — 46.77 %, что превышает суммарный объем выплачиваемых американских налогов на 14.15 %.

Проведенный выше сравнительный анализ систем налогообложения, применяемых в США и Российской Федерации, позволил выявить существующие различия и прийти к выводу, что общая сумма налогов, уплачиваемая как отдельным гражданином, так и компанией в целом, значительно выше, чем в США. Следовательно, основываясь на опыт США и других развитых стран, для повышения уровня жизни и выведения экономики на более конкурентоспособный уровень, в Российской Федерации следовало бы принять меры по пересмотру и совершенствованию системы налогообложения.

Также на основании краткого анализа системы налогов в США можно сделать вывод о том, что налоговая система США носит комплексный и многоуровневый характер. Данная система обладает большим количеством специфических особенностей, вызванных как многовековой историей развития этого государства, так и тем фактом, что США являются носителем англосаксонской системы права. Отдельно следует отметить ярко выраженную социальную направленность системы налогов США. Подобная проверенная временем система налогов позволила Соединенным Штатам вывести свою экономику на лидирующее положение в мире и довести уровень жизни населения до одного из самых высоких показателей по всему миру.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Обзоры для бухгалтера
Иллюстрация канала «Жизнь в кредит»

«Перед законом все равны» — как бы мы хотели, чтобы это правило никогда не нарушалось. Но, оказывается, даже быть равным можно по-разному. Например, в России большая часть физлиц платит 13% налога с дохода, а в других странах — каждый по-разному, и зависит это от многих факторов, такие как размер дохода, род деятельности, семейное положение и тд. И где теперь «от каждого по способностям, каждому по потребностям»?

В налогообложении стран есть ряд нюансов, из-за которых нельзя просто начертить таблицу и сказать где налог выше, а где ниже. Например, существует «прогрессивный налог», когда ставка меняется от величины дохода. А ещё все налоги делятся на две части: ту которую работодатель платит сверх зарплаты сотрудника, и те, которые удерживаются из зарплаты сотрудника. Только узнав эти нюансы можно говорить об объективности суждений.

Налоги, которые платит работодатель

  • 22% в Пенсионный фонд с дохода ниже предельной величины, и ещё 10% с годового дохода свыше 1 021 000 рублей (ст. 425, 426 НК РФ). Глядя на эту цифру хочется плакать, вспоминая моменты, когда пенсии не индексировались, и прочие печальные события.
  • 5,1% в Медицинское страхование
  • 2,9% в Социальное страхование
Итого с зарплат 20 000 рублей и 200 000 рублей будет выплачено 6 800 рублей и 30 210 рублей, соответственно.

В США работодатель платит сверх зарплаты работника:

  • 6,2% Социального сбора (это аналог пенсионного отчисления)
  • 1,45% Медицинского сбора
  • 2,7% Сбора на безработицу
Итого с зарплат 20 000 рублей и 200 000 рублей (пример привожу в рублях для удобства сравнения) будет выплачено 2 270 рублей и 22 700 рублей, соответственно.

Налоги, которые платит работник

Итого из зарплат будет удержан налог в размере 2 600 рублей и 26 000 рублей, соответственно.

В США: тут система намного сложнее, например не весь размер дохода облагается налогом. Часть от которой рассчитываются налоги называется налоговой базой. Налоговая база это доход минус все налоговые вычеты (у них называется «освобождения»). Причём эти освобождения есть у каждого вообще.

Дело в том, что это доход оставляемый человеку, так как он необходим для существования. Например холостой одинокий человек освобождается от уплаты налога с части дохода в размере 12 000$, а супружеская пара — 24 000$ (источник). И таких освобождений очень много. Для плательщиков ипотеки, для ухаживающих за инвалидами, для родителей, для военных и тд.

Далее ещё интереснее: в США прогрессивная система налогообложения. То есть чем больше человек зарабатывает, тем больше он платит налогов. Например с годового дохода от 0$ до 9 525$ подоходный налог 10%. С части дохода от 9 525$ до 38 700$ платится налог по ставке 12% и так далее, вплоть до 37% (источник).

Помимо общего налога на доход существуют различные налоги и сборы, которые зависят от штата, округа, города и тд. Их я не взял в расчет, в сравнение с НДФЛ будет только Income Tax.

Итого из зарплаты в 20 000 рублей, при полном отсутствии освобождений, что невозможно даже теоретически, максимум будет удержано 2 000 рублей (10%). Из зарплаты в 200 000 рублей будет удержано примерно 28 346 рублей, Опять же без учета льгот, которых не может не быть. Учитывая освобождения, вероятно, что с зарплаты в 20 000 не будет платиться существенного налога вообще.

Заключение и вопросы

На западе платишь с учётом вычетов, но если ты неправильно посчитал или не имел право на вычеты — плати штраф. То есть, проще говоря: человек свободен заплатить столько налогов, сколько считает правильным, если он оказался неправ, то его накажут. Это похоже на турникеты метро СССР. Мало кто знает, но сделать турникеты в метро изначально открытыми — это идеологический ход. Советский житель свободен изначально, но будет наказан ударом по ногам, если нарушит правила. Вот и с налогами так же: заполняй декларацию сам, сам плати, но есть ошибся или пытался уклониться — будет штраф.

А теперь меня интересует ваше мнение. Представим, что в Россию вернется прогрессивная шкала налогообложения (да, именно вернется, она действовала в разные годы и в разной форме в СССР и России). То есть чем больше получаешь — тем больше платишь налогов. Есть минимум, не облагаемый налогом вообще, а налоговых вычетов нет в принципе, вместо них есть льготы и снижение налогов в случае ипотеки, например.

Представили? А теперь ответьте себе честно, стали бы вы платить налоги по такой системе, сами нести ответственность за заполнение декларации? Ещё интересно услышать ваше мнение, где сейчас работает лозунг «от каждого по способностям, каждому по потребностям»? Ваше мнение о системах налогообложения и прочем — пишите в комментариях. Мне интересно узнать ваше мнение, так же принимаю критику на счёт неточностей расчетов и возможных ошибок. Чуть не забыл: вопрос о том, куда эти налоги уйдут, мы поднимать конечно же не будем).

Налоги по праву можно считать одним из самых трудных вопросов в международной практике ведения народного хозяйства, ведь налоги – основная статья дохода государственного бюджета, а также с помощью налоговых поступлений происходит финансирование социальных и различных государственных программ.

Недоработка налоговых механизмов влечет такие последствия как сокрытие налогов. На данный момент показатель сокрытия налогов в Российской Федерации составляет более чем 50%, тогда как в развитых странах – не более 10-15%.

Сбор налогов является одним из основных условий существования государства и общества. Если мы обратимся к истории, то увидим, что еще не было ни одного государства, которое могло бы обойтись без налогов, ведь для удовлетворения своих и общественных потребностей государству требуется некая сумма денежных средств. Эта сумма формируется как раз за счёт уплаты гражданами налогов. Появление налогов принято связывать с разделением общества на классы и появление государственности. Эти условия являются одними из важнейших факторов сбалансированности финансовой системы. Налоговые системы в разных странах имеют свои отличительные особенности. Это касается структуры, количества налогов, порядка их исчисления, ставок налога. Это естественно, ведь все налоговые системы развивались и продолжают развиваться до сих пор под влиянием различных экономических, политических и социальных условий.

Но, несмотря на это, налоговая система любой страны должна отвечать общим требованиям.

В данной статье мы выявим сходства и различия налоговых систем Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки.

Налоговая система России

Налоговую систему России можно охарактеризовать как систему всех сборов и налогов, которые были приняты в Российской Федерации, систему органов, взимающих эти налоги и сборы, а также их плательщиков.

Структура российской налоговой системы предусматривает взаимоотношения всех ее составляющих элементов: налогов и сборов, их плательщиков, правовой основы и государственных органов, регулирующих налоговую деятельность.

Согласно ст.12 Налогового Кодекса РФ структуру налоговой системы Российской Федерации принято подразделять на 3 уровня:

федеральный; региональный; местный.

Федеральные налоги имеют одинаковые ставки, порядок расчета и перечисления на всей территории Российской Федерации в соответствии со ст.12 п.1 Налогового Кодекса РФ.

В эту категорию можно определить и специальные налоговые режимы: единый налог на вмененный доход, упрощенная система налогообложения, патентная система налогообложения (патент), единый сельскохозяйственный налог и система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции

Региональные налоги также утверждаются Налоговым Кодексом РФ на федеральном уровне (ст. 12 п. 3). Региональные власти обладают возможностью изменять условия налогообложения.

Местные налоги также утверждаются Налоговым Кодексом РФ. Органы местного самоуправления имеют право вносить изменения и дополнения в эти налоги в рамках Кодекса. К местным налогам принято относить: земельный налог, налог на имущество физических лиц, торговый сбор согласно ст.15 Налогового Кодекса РФ.

Всего в Российской Федерации насчитывается 14 налогов: 8 федеральных, в том числе государственная пошлина, 3 региональных и 3 местных. Отдельно стоят 5 специальных систем налогообложения.

Налоги можно разделить на 2 основные категории в зависимости от порядка взимания: прямые и косвенные. Начисление прямых налогов происходит непосредственного на доход либо стоимость имущества налогоплательщика. В качестве примера прямых налогов можно привести налог на доходы физических лиц, транспортный налог. Косвенные налоги – это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу. Ярким примером косвенного налога будет служить налог на добавленную стоимость.

Как уже отмечалось ранее, налоговая система Российской Федерации, подразумевает связь всех ее элементов и системный подход к осуществлению поставленных задач в налоговой сфере. Все эти элементы образуют налоговую структуру Российской Федерации.

В следствие того, что налоговая система Российской Федерации состоит из 3-х уровней, законодательную основу о налогах и сборах аналогично можно разделить на 3 уровня: федеральное законодательство, региональное и местное.

Высшей ступенью законодательной базы необходимо считать федеральное законодательство. Оно распространяется по всей территории Российской Федерации. Федеральному налоговому законодательству не имеют право противоречить подзаконные правовые акты. К категории федерального налогового законодательства относятся Конституция РФ, обе части Налогового кодекса РФ, федеральные законы, согласованные с положениями Налогового Кодекса РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ

Законы субъектов Российской Федерации, регулирующие вопросы налогообложения принято относить к региональному законодательству. В структуру местного законодательства входят нормативно- правовые акты, которые принимают представительные органы местного самоуправления.

Помимо этого, на основании Налогового Кодекса РФ Министерство финансов РФ и Федеральная налоговая служба РФ разрабатывают приказы, разъяснения, пояснительные письма и прочие подобные документы.

Налоговая система США

Налоговая система соединённых штатов Америки похожа на российскую налоговую систему собственным федеративным устройством.

Система содержит 3 уровня:

федеральный уровень, уровень штатов, муниципальных образований.

Собственно, что касается свойственных особенностей системы, то из их возможно отметить:

Федеральные налоги имеют прогрессивный характер, то есть с увеличением объекта налогообложения растет и налоговая ставка, «штатные» и местные налоги могут рассчитываться по регрессивной ставке.

Хотя налоговая система США состоит из трёх уровней, законодательство четко не делит действующие налоги на федеральные, налоги штатов и местные. Каждый штат имеет право утверждать собственные налоги, достаточно лишь соблюдать законодательные требования.

Одновременное обложение одними и теми же налогами федеральным правительством, властями штатов и местными органами управления. К примеру, население штата имеет возможность уплачивать по 2 вида подоходного и поимущественного налога, 3 вида акциза в различные уровни бюджета. Фирмы уплачивают корпорационный налог на федеральном уровне. В большинстве штатов ещё будет необходимо выплачивать данный налог, но уже в бюджет штата.

Налоговая система США в основном ориентирована на прямые налоги. К примеру, такого налога, как НДС, в Соединенных Штатах нет, но практически в каждом штате обязателен к уплате налог с продаж.

В различие от российской системы платежи на социальное обеспечивание сотрудников могут воплотить в жизнь не только фирмы, но и сами сотрудники.

Гигантская доля налогов (около 70%) поступает в федеральный бюджет.

И наконец, в качестве ведущих налогов, принятых в США, возможно именовать:

Личный подоходный налог, который служит главным налоговым доходом федерального бюджета. Поимущественный налог для физлиц и компаний.

Корпорационный налог для компаний (российский аналог налога на прибыль). Акцизы (косвенный налог).

Налог с продаж (косвенный налог).

Налоги, начисляемые на оплату труда (взносы на социальное обеспечение). Налог на ликвидацию безработицы.

Налоговая нагрузка США признана одной из самых низких среди индустриальных стран.

У эффективной налоговой системы главной целью должно быть обеспечивание необходимые нужды государства, путем взимания у плательщика налога не более 30% его доходов. Естественно, это правило имеет исключение, которые только лишь доказывают правильность упомянутого выше правила. Налоговая система некоторых государств, в частности США, устроена так, что гражданин отдает в государственную казну половину своего дохода, и это не никак не влияет на его стремление к улучшению производства.

Что касается налоговой системы России, то она подразумевает системное взаимодействие всех элементов, которые образуют ее структуру. В качестве элементов налоговой системы выступают: налоги и сборы, налогоплательщики, нормативно-правовая база и органы государственной власти, осуществляющие свою деятельность в сфере налогов. Структура системы РФ в сфере налогообложения подразделяется на 3 уровня: федеральный, региональный и местный. В рамках каждого из этих уровней государственными органами принимаются соответствующие законодательные акты, не противоречащие Налоговому кодексу и Конституции РФ.

В США налоги составляют самую главную статью расходов у работающего населения. Если суммировать федеральные налоги, налоги штатов и все мелкие налоги, то среднее значение будет составлять около 35% от всего дохода. Люди пенсионного возраста, студенты, безработные и люди, занятые на работе с низкой оплатой труда, платят меньше. Граждане Америки, у которых есть собственный бизнес или имеющие несколько источников доходов, нанимают профессиональных бухгалтеров для законного уменьшения сумм налогов необходимых к уплате. В США ежегодно в апреле все граждане подают налоговые декларации.

Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что налоговые системы России и США имеют как схожие характеристики, так и отличительные черты.

Список литературы

1. Кикабидзе Н.Р. Общие принципы налогообложения и сборов в России и США // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. – 2006. - № 2.

2. Налоговая система США. [Электронный ресурс]: - Режим доступа: www.economicportal.ru

3. Попова Л.В. Налоговые системы зарубежных стран: учебно-методическое пособие / Л.В. Попова, И.А. Дрожжина, Б.Г. Маслов. - М.: Дело и Сервис, 2008. - 368 с.

4. Турбина Н.М., Косенко Ю.Ю. Российская налоговая система: состояние, проблемы и тенденции развития // Социально-экономические явления и процессы – 2014. - № 4.


Мировая практика показывает, что система налогообложения включает в себя большие возможности для воздействия на развитие предпринимательства, динамику и структуру общественного производства, и его размещение. Налоговые поступления составляют основной источник формирования бюджета любого государства, так как государство при выполнении своих функций нуждается в денежных средствах, расходуемых на финансирование государственных и социальных программ, содержание структуры, обеспечивающей функционирование самого государства.

С помощью налоговых поступлений государство проводит экономическую политику: осуществляет антиинфляционные меры, противодействует господству на рынке монополистов, изымает в бюджет сверхприбыль, образующуюся из- за монопольного роста цен [8]. Кроме того налоговый механизм выполняет функции перераспределения доходов граждан, социальной защиты населения, регулирует личные доходы населения.

Прежде чем обосновывать предложения по дальнейшему совершенствованию налоговой системы РФ, целесообразно изучить богатый опыт зарубежных стран по рассматриваемому вопросу. Налоговые системы всех государств существенно различаются друг от друга: по соотношению различных видов налогов, по уровню налоговой дисциплины и налоговой культуры налогоплательщика, по источникам налогообложения, по мерам ответственности за нарушение налогового законодательства. Особенности налоговых систем в каждой страны зависят от многих факторов: экономических, социальных, политических, демографических и играют ведущую роль приперераспределения ВНП и НД государства [5].

В зарубежной практике основным налоговым инструментом регулирования социального неравенства является подоходный налог. Во всех странах рыночной экономики налог на доходы физических лиц уплачивается по прогрессивному методу, диапазон налоговых ставок достаточно широкий: от 0 до 29 % в Канаде, от 5 до 45 % в Китае, от 0 до 41 % во Франции, в от 0 до 50 % в Великобритании, от 0 до 45 % в Германии, от 0 до 75 % в США и т.д. Максимальная ставка по подоходному налог в 2006 г. в Дании составляла 61 %. Казалось бы, что налоговая ставка очень высока, но следует отметить, что почти во всех странах действуют довольно серьезные необлагаемые налогом минимумы и представлены льготы по различным основаниям.

У каждого налогоплательщика в Великобритании есть личный подоходный налоговый вычет – пособие [6]. Доход до этой суммы в каждом налоговом году, не облагается налогом. Этот налоговый вычет – пособие зависит от возраста налогоплательщика и общего дохода в налоговом году.

В мировой практике считается, что прогрессивная шкала налогообложения способствует достижению высокой социальной справедливости в налогообложении доходов, то есть чем больше доход налогоплательщика, тем большая его часть изымается в бюджет в виде налогов. Между тем, есть и противники данной точки зрения, которые считают, что прогрессивное налогообложение тормозит процесс накопления капитала, роста инвестиций и создания новых рабочих мест.

Однако, в качестве способа повышения прогрессивности налога применяются льготы, вычеты и налоговые кредиты, так как они снижают среднюю налоговую ставку, рассчитываемую как отношение всей суммы уплаченного налога ко всему доходу, даже при применении пропорционального метода налогообложении, где налоговая ставка не зависит от уровня дохода налогоплательщика.

Во многих странах используется система семейного налогообложения, где семья считается единицей налогообложения. Например, во Франции, подоходный налог взимается с общей суммы семейного дохода. Взрослые дети не живущие со своими родителями, могут присоединиться к родителям со своими детьми чтобы составить единую единицу налогообложения [7]. Для расчета налога, применяется специальная таблица коэффициентов, которая принимает во внимание семейное положение налогоплательщика. Для учета численности и состава семьи используется семейный коэффициент, выражающий сумму дохода, приходящую на одну долю.

Налоговая система США, отражая 3-х уровневую систему государственного управления включает в себя федеральные налоги, налоги штатов и налоги местных органов власти. Особенностью системы налогообложения США является параллельное (на федеральном, штатном и местном уровне) взимание основных видов налогов [4]. Население уплачивает подоходный налог в федеральный штатный и местный бюджеты, налог на прибыль корпораций также уплачивается в федеральный, штатный и местный бюджеты, поимущественный налог взимается на уровне штатов и местном и т.д.

Налог на доходы физических лиц является самой крупной статьей доходов бюджета США. Такое положение было достигнуто отчасти за счет постоянного увеличения числа налогоплательщиков. Объект обложения подоходного налога- совокупный доход, складывающийся из различных источников (заработной платы, доходов по ценным бумагам доходов от предпринимательской деятельности, и т.д.). Субъектом налогообложения является семья либо отдельный человек.

Структура доходов федерального бюджета США в 2009 г., %

Подоходный налог с физических лиц

Отчисления на социальное страхование

Налог на прибыль корпораций

Прочие доходы, включая налоги с наследств и дарений

Источник: Мусаева Х.М. Налоговые системы зарубежных стран. – М., 2011 – с. 67.

Особенностью формирования бюджета Японии является очень высокий уровень неналоговых платежей. Только на 84 % государственный бюджет формируется за счёт налоговых поступлений [3]. Остальные 16 % составляют арендная плата, выручка от продажи земельных участков, доходы от реализации ценных бумаг и др. Основными бюджетообразующими налогами Японии считаются налог на доходы физических и юридических лиц, местные налоги, муниципальный корпоративный налог. Основной доход государству приносят корпорационный налог и налог на доходы физических лиц. Ставки подоходного налога с физических лиц колеблются от 10 % до 50 %. Налоговое законодательство Японии предусматривает существенные скидки при уплате подоходного налога в виде необлагаемого минимума, дополнительных льгот для многодетных семей, средств на лечение и т.д. Это и оправдывает столь высокий уровень налоговых ставок данного налога в социальном плане.

Основные положения налоговой системы закреплены в Конституции ФРГ [2]. Согласно основного закона Федеративной Республики Германия бюджет Федерации формируется за счет страховых сборов, таможенных пошлин, вексельного сбора, налога с оборота капитала (федеральные налоги).

В Германии наряду с вертикальным выравниванием, которое обеспечивает распределение доходов между различными уровнями административных образовании, предусмотрено также горизонтальное распределение доходов между относительно мощными и относительно слабыми в финансовом отношении федеральными Землями.

В зарубежных развитых странах наиболее распространенным из косвенных налогов и сборов является НДС, который пришел на смену налога с продаж и налога с оборота. В 90 годы страны Африки, Америки и Юго-восточного региона стали активно включать НДС в свои налоговые системы. В 1989 г. НДС был введен в Японии. В результате доля НДС в общей сумме бюджетных доходов Японии составила 15-20 % [10].

В Италии НДС уплачивается по пяти дифференцированным ставкам, (2 % – льготная, применяемая к товарам первой необходимости, 9 % – основная, которым облагаются большинство промышленных изделий, 18 % – повышенная ставка на нефтепродукты, бензин, 38 % – повышенная ставка, применяемая к предметам роскоши и 0 % – применяемая к экспортным товарам и услугам).

НДС, как налог на всеобщее пользование и потребление в Швейцарии был введен в 1995 года. Здесь применяют три вида налоговых ставок: 2; 3; 6,5 %. Существует определенный перечень освобождаемых от обложения НДС видов деятельности. В Великобритании НДС уплачивается по ставке 15 % на основную часть торгового оборота. Некоторые виды услуг вообще освобождаются от уплаты НДС [9]. В целом он так как в НДС в Великобритании основным бременем ложится на частных лиц и не представляет больших затрат для компаний.

В налоговой системе США налог на добавленную стоимость отсутствует. Вместо НДС существует налог с продаж взимаемый на уровне штатов по средней ставке – от 4 до 5 % и максимальной ставке – от 8 %.

Большое внимание косвенным налогам уделяется также и в мировом Налоговом кодексе, который призван дать возможность странам, находящимся на пути реформ, регулировать налоговые отношения на научной основе, создать единую терминологию и единообразное толкование. Учитывая специфику экономики развивающихся стран формируется за счет таможенных пошлин, НДС, акцизов. Поэтому в Кодексе из пяти разделов два посвящены НДС и акцизам, для введения их в странах с нарождающейся рыночной экономикой.

В современных условия индивидуальные акцизное налогообложение используются в налоговых системах всех стран рыночной экономики, что связано с их фискальной функцией и серьезным влиянием на формирование бюджетных доходов государств. Принято также считать, что акцизное налогообложение призвано сдерживать потребление социально вредных товаров.

По законам США акцизные поступления имеют ограниченное значение и скромное место в доходах бюджета – чуть более – 4 %. Акцизы установлены на товары – алкогольную и табачную продукцию, нефть, бензин, меха, драгоценностиличные самолеты,, дорогие автомобили, на услуги – дороги и воздушные перевозки [1].

В США отсутствует НДС, но применяется налог с продаж, акцизы, таможенные пошлины. Наиболее фискальное значение на уровне штатов имеет общий налог с продаж. Его доля в совокупных налоговых поступлениях штатов равна около 30 %. Он охватывает большинство товаров потребления, включая медикаменты. Наблюдается тенденция снижения акцизов. Если в 1960 году акцизы приносили в федеральный бюджет 13 % от всех налоговых поступлений, то в 2000 году их доля составила около 3.5 %.

Наибольший доход казне Германии обеспечивается за счет акциза на минеральное топливо – около 31.8 млрд. марок, далее от табачного акциза – 15.5 млрд. марок и акциза на кофе – 2 млрд. марок.

В России акцизные поступления являются одной из основных статей доходов бюджета, т.к. косвенные налоги взимать сравнительно легче. Однако Российский бюджет страдает от огромного числа неплательщиков акцизов.

Из косвенных налогов Италии следует, прежде всего, выделить НДС, введенный в 1973 г. в порядке реализации решений стран участниц ЕЭС для сближения финансовых систем.

Добавленная стоимость с точки зрения налогообложения складывается как разница между выручкой, полученной от реализации товаров, работ и услуг, и затрат на производство этих товаров и услуг. Общая ставка НДС составляет 19 %, при этом действуют и льготные налоговые ставки со скидкой 13 %, 9 % и 4 %. Скидка распространяется на продовольственные товары, журналы, газеты. Акцизы применяются к некоторым специальным видам товаров. К ним относятся, например, крепкие спиртные напитки, пиво, бананы, спички, электроэнергия, строительные материалы, табачные изделия, нефть, и нефтепродукты и др.

После краткого рассмотрения элементов систем налогообложения целого ряда зарубежных стран с развитой экономикой, необходимо подвести некоторые итоги обобщающего характера. Прежде всего, следует отметить, что налоговая система России по объектам налогообложения вполне сопоставима с налоговыми системами рассмотренных государств и по аналогии с ними может быть расценена как действенная и достаточно устойчивая система.

В статье раскрываются особенности фискального федерализма и подробно анализируются основные черты налогообложения в США. Автором уделяется особое внимание такой характерной черте американского фискального федерализма, как отсутствие единой налоговой системы. Подробно раскрываются источники федерального налогового права США в соответствии с их иерархией, приводится обзор основных положений Конституции США по вопросам налогообложения, дается характеристика кодификации федерального налогового законодательства и подзаконных актов, регулирующих налоговые отношения, исследуется вопрос юридической силы судебных прецедентов. Помимо этого, в статье излагаются основные характеристики федеральных налогов. Работа построена на исследовании законодательства США и аутентичной литературы.

Рассмотрена характеристика налога как экономико-правовой категории, формирование каналов денежных средств в налогообложении, а также взаимосвязь налогов с доходной частью бюджета (кривая Лаффера).

Излагаются основные вопросы связанные с налогом на доходы физических лиц, правила заполнения налоговой декларации.

В настоящее время взимание земельного налога относится к дискуссионному вопросу, поскольку имеются сложности в его правовом регулировании. Указанные сложности обосновываются в первую очередь тем, что данный вопрос регулируется несколькими отраслями законодательства одновременно: это налоговое законодательство, земельное, гражданское и в некоторых случаях природоресурсное. В статье речь идет только о собственниках земельных участков, как о специальных субъектах, поскольку только собственники обязаны платить налог на землю.

Настоящий сборник составлен по материалам IX Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых "Правовая система и вызовы современности", посвященной актуальным проблемам юриспруденции в контексте современного развития государства и общества.

Предназначен для студентов, аспирантов юридических учебных заведений и специалистов в области общественных наук.

Настоящий сборник опубликован при финансовой поддержке Российского научного гуманитарного фонда.

В монографии с позиций административно-правовой науки анализируются вопросы управления государственными финансами. Исследованы понятие и правовые основы управления в рассматриваемой сфере. Проанализированы отдельные направления управления государственными финансами: обеспечение сбалансированности федерального бюджета и повышение эффективности бюджетных расходов; обеспечение открытости и прозрачности управления общественными финансами, организация и осуществление контроля (надзора) в финансово-бюджетной сфере; обеспечение функционирования и развития налоговой системы Российской Федерации; эффективное функционирование финансовых рынков, банковской, страховой деятельности, схем инвестирования и зашиты пенсионных накоплений; управление государственным долгом и государственными финансовыми активами Российской Федерации; государственное регулирование отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней. Показаны особенности управления государственными финансами в кризисных условиях.

Книга рассчитана на студентов, аспирантов, преподавателей вузов, а также широкий круг читателей, интересующихся проблематикой современного государственного управления.

Раскрывается содержание понятия уголовно-правового риска налоговых агентов, которые могут быть привлечены к уголовной ответственности по ст. 199.1 УК РФ за неисполнение обязанностей налогового агента. В статье рассматриваются основные черты существующих уголовно-правовых рисков налоговых агентов, основания для возникновения, цели и степень риска, реальные условия и обстоятельства рискованного поведения, а также его последствия. В статье затронуты проблемы применения статьи 199.1 УК РФ в контексте изменений в налоговом и уголовно-процессуальном законодательстве.

Анализируется возможность использования в процессе изучения курса "Юридической техники" соответствующих примеров,содержащих временные характеристики, их наглядность и убедительность. Рассматривается возможность демонстрации оптимизации юридической техники с помощью правильно и четко используемых временных свойств.

В книге представлены материалы региональной научно-практической конференции, прошедшей в Нижнем Новгороде 12 декабря 2008 года.

Автор статьи считает, что российское общество впервые столкнулось с Конституцией, которая вызывала бы столько нареканий, сколько их вызывает действующая Конституция Российской Федерации. Самый ощутимый ущерб, нанесенный Конституцией системе законодательства, состоит в том, что она вопреки сложившейся отечественной конституционной традиции перестала быть для этой системы формообразующим и системообразующим документом. Конституция не является Основным Законом государства, а, следовательно, и вершиной системы законодательства. Речь идет о системообразующей и формообразующей функциях Конституции, потому что законодательство (в широком ли, узком ли смысле) – это система иерархическая. Каждый вид нормативных актов, входящих в нее, должен занимать свою собственную ступеньку, положение которой в ряду других определяется его юридической силой.

Статья представляет анализ правового статуса Контрольно-счётной палаты Санкт-Петербурга в свете принятия Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». Особое внимание уделено правовым основам осуществления аудита эффективности государственных средств, а также вопросам взаимодействия Контрольно-счётной палаты Санкт-Петербурга с контрольными органами внутригородских муниципальных образований.

В сборнике опубликованы материалы всероссийской научно-практической конференции "Ценности России в системе ценностей мира и контексте задач экономико-правового обеспечения их создания, накопления, сбережения, рационального использования, приумножения и приращения", прошедшей 22 апреля 2010 года в Нижнем Новгороде.

В книге опубликованы материалы Международной научно-практической конференции "Кодификация законодательства: теория, практика, техника", прошедшей в Нижнем Новгороде 25–26 сентября 2008 года.

Сборник посвящен рассмотрению актуальных проблем истории и права. Вопросы права разделены на три самостоятельные направления, включая государственно-правовое, гражданско-правовое и уголовно-правовое. Сборник является оригинальным, поскольку рассматриваются вопросы истории, анализируются различные нормы и с учетом исторического опыта, формулируются предложения по совершенствованию действующего законодательства.

Сборник издан по результатам круглого стола, состоявшегося в Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации 11 апреля 2011 года. Круг обсуждаемых вопросов – правовое регулирование охраны окружающей среды в России и странах СНГ.

Статья посвящена анализу права на проведение контрдемонстраций, являющегося одним из проявлений свободы собраний. Подчеркивая ценность данного права как элемента демократического общества, автор признает наличие риска насильственных столкновений между участниками публичных мероприятий, придерживающихся противоположных идей. Данное обстоятельство диктует необходимость установления соразмерных ограничений права на контрдемонстрации, отдельные виды которых анализируются в настоящей работе.

Учебник «Философия» представляет собой систематическое, многоплановое пособие, в котором изложены основные проблемы философского знания, рассмотрены категории и принципы философии, раскрыты ее функции, место и роль в обществе и жизни человека. Особое внимание уделяется военно-философским вопросам, что вызвано современным этапом формирования нового облика Вооруженных Сил и спецификой профессиональной подготовки обучаемых.

Представленная рукопись предназначена для курсантов и слушателей военно-учебных заведений, изучающих философию по программам подготовки специалистов в различных областях гуманитарного знания. Его содержание адаптировано к учебной программе и тематическим планам курса «Философия», преподаваемом курсантам и слушателям Военного университета, и соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта к преподаванию философских дисциплин по гуманитарным специальностям.

Структурно учебник состоит из 25 глав, в которых раскрывается содержание основных разделов философского знания, таких как истории философии, систематической философии, социальной философии, философской антропологии, философии и методологии науки и др. Отдельные главы посвящены проблемам войны, мира, национальной безопасности и вооруженной организации государства.

В статье рассматривается развитие норм международной управляемости в мировой энергетике, применяется институциональный подход к развитию международного правового режима Энергетической хартии. Определение управляемости связано с развитием международных норм разрешения споров, которые достаточно широко представлены в данном документе. В общем контексте вопроса управляемости рассматриваются интересы России - защита инвестиций в ЕС и поощрение экологических инвестиций.

В статье рассматривается понимание основ и задач международного частного права в учениях французских бартолистов.

Читайте также: