Налоговый учет лекции 2020

Опубликовано: 18.05.2024

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоговые изменения 2021


Очередной закон № 325-ФЗ от 29 сентября 2019 года внес многочисленные поправки в Налоговый Кодекс Российской Федерации. В первой части статьи рассмотрены отдельные нововведения, которые затронут налог на прибыль, налог на добавленную стоимость и налог на имущество с 01 января 2020 года.

Далее речь пойдет об изменениях в составе налоговой отчетности, коснемся более ранних поправок, содержащихся в Федеральном законе № 63-ФЗ от 15.04.2019г.

В заключении, отметим, как изменяться сроки уплаты земельного и транспортного налогов за 2020 год.

Принятый Государственной Думой Федеральный закон № 325-ФЗ от 29 сентября 2019 года «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» получился достаточно объемным, скорректирована практически каждая глава Налогового Кодекса, остановимся на некоторых из них:

Налог на прибыль

До 31 декабря 2021 года продлен срок, запрещающий уменьшать налоговую базу за текущий период на сумму убытков прошлых лет более чем на 50 процентов (поправки внесены в статью 283 НК РФ). Снятие ограничений по налогу на прибыль решено отложить еще на один год.

Кроме того, вводится запрет на уменьшение налоговой базы налогоплательщика-правопреемника на сумму убытков, полученных реорганизуемыми организациями до момента реорганизации, если при проверке налоговые контролеры установят, что это является основной целью реорганизации.

Амортизируемое имущество

Законодатель дополнил статью 256 НК РФ, уточнив, что амортизируемым имуществом будут признаваться результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 рублей. По сути правила отнесения имущества к амортизируемому не изменятся.

Консервация основных средств

Из пункта 3 статьи 256 НК РФ будет исключена норма о продлении срока полезного использования основного средства на период нахождения объекта основных средств на консервации. В итоге отпадет необходимость в пересчете срока полезного использования объекта основного средства после его расконсервации.

Метод начисления амортизации

Метод начисления амортизации налогоплательщик сможет менять не чаще одного раза в пять лет (скорректирован пункт 1 статьи 259 НК РФ). Сейчас закреплена обязанность ждать пять лет только для перехода с нелинейного метода на линейный метод начисления амортизации. Новая норма лишит организации возможности часто менять метод начисления амортизации.

Налог на добавленную стоимость

Организации при переходе на ЕНВД по одним видам деятельности с сохранением общего режима налогообложения по другим видам деятельности будут обязаны восстановить НДС, ранее принятый к вычету по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активы, имущественным правам, когда они переданы или начинают использоваться для осуществления деятельности, переведенной на ЕНВД. Пока такое восстановление производится в налоговом периоде, предшествующем переходу на спецрежим (дополнен пункт 3 подпункта 2 статьи 170 НК РФ).

Также в статью 170 НК РФ добавлен пункт 3.1, подробно расписывающий порядок восстановления НДС, организацией-правопреемником, который был принят к вычету до реорганизации. В частности, квартал, в котором осуществляется восстановление НДС зависит от того является ли правопреемник вновь созданным юридическим лицом или реорганизация произведена путем присоединения одного юридического лица к другому, а также от выбора режима налогообложения после реорганизации.

Вычет НДС

Согласно новой редакции НК РФ организации смогут заявить вычет по НДС по товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для создания нематериального актива.

Вычет налога на добавленную стоимость, предъявленного налогоплательщику в связи с созданием нематериального актива можно будет заявить только после того как товары (работы, услуги), имущественные права, используемые, для его создания будут поставлены на учет (изменения коснулись п.6 ст. 171 и п.1 ст. 172 НК РФ).

Налог на имущество организаций

Новая редакция статьи 378.2 НК РФ расширит перечень объектов недвижимого имущества, подлежащего обложению по кадастровой стоимости. Напомним, что на данный момент к таким объектам относятся:

  • административно-деловые центры и торговые центры;
  • нежилые помещения, предназначенные либо фактически используемые для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
  • отдельные объекты недвижимого имущества иностранных организаций.
С 01 января 2020 года вместо «домов и иных жилых помещений, не учтенных на балансе организаций в качестве объектов основных средств», которые также упомянуты в настоящей статье как объекты, облагаемые налогом по кадастровой стоимости, под налогообложение подпадет недвижимость, перечисленная в главе 32 «Налог на имущество физических лиц» НК РФ, а именно: жилые дома, квартиры, комнаты, гаражи, машино-места, единый недвижимый комплекс, объекты незавершенного строительства и иные здания, строения, сооружения, помещения, расположенные в Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе.

Таким образом, увеличение состава недвижимого имущества, облагаемого налогом на имущество исходя из кадастровой стоимости неизбежно приведет к дополнительной налоговой нагрузке организаций. Однако, в случае если кадастровая стоимость по «новым» объектам недвижимости, добавленным в перечень еще не определена, исчисление налога по таким объектам будет производиться исходя из их среднегодовой стоимости (добавлен подпункт 2.2 в пункт 12 статьи 378.2 НК РФ).

Налоговые декларации

Декларация по налогу на прибыль

Организациям (налоговым агентам), выплачивающим доходы физическим лицам от операций с ценными бумагами, операций с финансовыми инструментами срочных сделок, а также при осуществлении выплат по ценным бумагам российских эмитентов больше не потребуется подавать соответствующие сведения в ИФНС и заполнять приложение № 2 к Декларации по налогу на прибыль (пункт 4 статьи 230 НК РФ утратит силу).

Декларация по налогу на имущество

Упростится порядок сдачи налоговой отчетности по налогу на имущество. Федеральный закон № 63-ФЗ от 15.04.2019г. внес изменения в статью 386 НК РФ, отменив обязанность налогоплательщика по сдаче расчетов по авансовым платежам. Организациям нужно будет сдавать в ИФНС только годовую декларацию, данный порядок начнет применяться с отчетности за 2020 год.

Обратите внимание, что отмена обязанности по предоставлению расчетов по авансовым платежам не повлечет отмену обязанности по их уплате. Информация об авансах будет указываться в годовой декларации.

Кроме того, у налогоплательщика появится право сдавать единую налоговую декларацию по объектам недвижимости, налоговая база по которым определяется как их среднегодовая стоимость (статья 386 НК РФ дополнена пунктом 1.1).

Важно, чтобы выполнялись три условия:

  • объекты расположены на территории одного субъекта Российской Федерации;
  • отсутствуют нормативы отчислений от налога на имущества в местные бюджеты, установленные законом этого субъекта;
  • уведомление ИФНС о выборе одного налогового органа по субъекту Российской Федерации предоставлено до первого марта текущего года.
Отчетность по НДФЛ

При составлении отчетности за 2021 год и последующие налоговые периоды справку по форме 2-НДФЛ в налоговую инспекцию отправлять не потребуется. Информация о доходах физических лиц и суммах налога будет включаться в состав годового расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ) (внесены поправки в пункт 2 статьи 230 НК РФ).

Декларации по прочим налогам

Налоговые декларации по транспортному и земельному налогу за 2020 год и последующие годы больше в налоговые органы предоставлять не нужно (с 01 января 2021 года статьи 363.1 и 398 НК РФ утратят силу). Однако налогоплательщики по-прежнему должны будут рассчитывать и уплачивать авансовые платежи по этим налогам.

В подтверждение правильности своих расчетов организации не позднее шести месяцев после срока уплаты транспортного и земельного налогов будут получать от инспекции сообщения об исчислении этих налогов. В сообщении будут указаны объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка и сумма исчисленного налога. Налоговые инспекции будут брать информацию об объектах налогообложения и их владельцах из ЕГРН, Росреестра, ГИБДД и т.д.

Если транспортных средств и (или) земельных участков, признаваемых объектами налогообложения в соответствующем сообщении ИФНС не окажется, то налогоплательщик будет обязан проинформировать о них инспекцию, направив ей сообщение по установленной форме.

Начался новый финансовый год и организации должны были проанализировать применяемую учетную политику и при необходимости внести в нее изменения или дополнения. В материале рассмотрим нововведения в законодательстве на 2020 год, которые коснулись учетной политики.

Цели учетной политики организации

Формируя учетную политику для бухгалтерского учета и в целях налогообложения, бухгалтеру важно понимать, что для корректного отражения хозяйственных операций в бухучете и отчетности не всегда можно следовать правилам налогового учета.

Целью налоговой политики является правильный расчет налоговой базы и самих налогов. Бухгалтерский же учет, основываясь на положениях учетной политики, позволяет пользователям бухгалтерской отчетности получить данные, на основе которых будут приниматься соответствующие управленческие решения.

Положения об учетной политике для целей бухгалтерского и налогового учета, должны применяться последовательно из года в год, однако ежегодно, и на 2020 год, они подлежат актуализации в связи с вносимыми нововведениями.

Что нового в бухучете в 2020 году

Напоминаем, в соответствие с п. 6 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» изменение учетной политики может производиться при:

  1. изменении требований законодательства РФ о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов;
  2. разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, приводящего к повышению качества информации об объекте учета;
  3. существенном изменении условий деятельности организации.

Бухгалтерский учет в 2020 году ожидают преобразования, т.к. с отчетности за 2020 год компании будут применять измененные ПБУ 16/02, 18/02, 13/2000. Причем изменения в ПБУ 18/02 и 16/02 не предусматривают выбор способа ведения бухучета, поэтому изменения в УП с началом их применения вносить не требуется, нужно лишь уточнить некоторые способы учета. А вот изменения ПБУ 13/2000 требуют от организации выбрать некоторые элементы учета госпомощи, поэтому свой выбор следует отразить в УП.

Кроме того, начиная с отчетности за 2022 год, будет обязателен к применению новый ФСБУ 25/2018. Если ваша организация решит начать применять его досрочно, следует дополнить свою учетную политику.

Рассмотрим ниже, какие дополнения/уточнения нужно внести в учетную политику-2020.

Изменения в ПБУ 18/02

Чтобы сблизить российский бухучет с правилами МСФО и, в частности, учет налоговых обязательств и их объектов с МСФО «Налоги на прибыль» (IAS 12) в Положение «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» (ПБУ 18/02) внесены изменения.

Компании обязаны применять изменения ПБУ 18/02 с бухгалтерской отчетности за 2020 год (п. 2 приказа Минфина РФ от 20.11.2018 № 236н).

В Положении 18/02 уточнили ряд норм и терминов, например:

  • «постоянное налоговое обязательство (актив)» заменили термином «постоянный налоговый расход (доход)»;
  • дополнили не только само определение «временные разницы», но и изменили перечень ситуаций, при которых они образуются;
  • уточнили понятие «текущий налог на прибыль» (ТНП);

Согласно п. 22 ПБУ 18/02 способ определения текущего налога на прибыль следует закрепить в учетной политике.

  • ввели показатель «расход (доход) по налогу на прибыль» — сумма налога на прибыль, отраженная в отчете о финансовых результатах, которая при расчете чистой прибыли/убытка за отчетный период уменьшает/увеличивает прибыль/убыток до налогообложения;
  • привели практический пример, как определить расход по налогу на прибыль и показатели, связанные с ним;
  • изменили состав показателей, подлежащих раскрытию в отчете о финансовых результатах;
  • уточнили информацию, включаемую в пояснения к балансу и отчету о финансовых результатах, о связанных с налогом на прибыль показателях;
  • для участников консолидированной группы налогоплательщиков разъяснили порядок применения положений ПБУ 18/02.

Изменения в ПБУ 16/02

Организации обязаны применять изменения ПБУ 16/02 с бухгалтерской отчетности за 2020 год (п. 2 приказа Минфина РФ от 05.04.2019 № 54н).

Если принято решение о досрочном применении новых положений ПБУ 16/02 (на основании п. 2 приказа Минфина РФ от 05.04.2019 № 54н), следует отразить это в отчетности за 2019 год.

Рассмотрим, что изменилось в ПБУ 16/02:

  • уточнили определение «информация по прекращаемой деятельности» и порядок раскрытия этой информации в бухгалтерской отчетности;
  • термин «резерв» заменили на «оценочное обязательство»;

Напомним, понятие оценочного обязательства и порядок его признания в отчетности закреплены в ПБУ 8/2010, утв. приказом Минфина РФ от 13.12.2010 № 167н.

  • ввели новый вид активов — долгосрочные активы к продаже, их порядок учета, оценки и раскрытия в отчетности.

Изменения в ПБУ 13/2000

Как и рассмотренные выше Положения 18/02 и 16/02, изменения ПБУ 13/2000 также своей целью преследуют сблизить практику учета государственной помощи, формируемую по стандартам российского законодательства с международными правилами. В частности, это приведение Положения «Учет государственной помощи» (13/2000) в соответствие с МСФО «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи» (IAS) 20.

Согласно п. 2 приказа Минфина РФ от 04.12.2018 № 248н вносимые в ПБУ 13/2000 изменения организации обязаны применять с отчетности за 2020 год. Свое досрочное, т.е. с 2019 года, применение этих норм надо раскрыть в пояснениях к отчетности за 2019 год.

Внесенные изменения в Положение 13/2000 предусматривают варианты учета государственной помощи, поэтому их выбор будет элементом учетной политики организации.

На что нужно обратить внимание и что учесть в своей деятельности организациям, получающим государственную помощь:

  • с 2020 года Положение 13/2000 распространяется и на предоставленную госпомощь из государственных внебюджетных фондов;
  • уточнены случаи, в отношении которых ПБУ не применяется;
  • предусмотрены способы учета бюджетных средств;

В своей учетной политике следует выбрать и отразить момент принятия к бухучету бюджетных средств:

  • по факту их получения,
  • либо при наличии условий, описанных в п. 5 ПБУ 13/2000.

Ранее ПБУ не содержало такого выбора.

  • установлен порядок отнесения и отражения бюджетных средств, предоставленных на финансирование капитальных затрат, понесенных организацией в прошлые периоды;
  • уточнен порядок списания бюджетных средств со счета учета целевого финансирования капитальных затрат;
  • установлен порядок раскрытия доходов, связанных с полученными бюджетными средствами на финансирование текущих расходов;
  • дополнена информация, которую при ее существенности следует раскрыть в балансе обособленно (п. 20 ПБУ 13/2000).

Что касается Учетной политики — для отражения доходов будущих периодов, связанных с полученными бюджетными средствами на финансирование капитальных затрат, в бухгалтерском балансе (ББ) и отчете о финансовых результатах (ОФР) предусмотрены варианты (п. 21 ПБУ 13/2000):

  • в ББ — обособленно в «долгосрочных обязательствах», в ОФР — отдельная статья доходов;
  • в ББ — в уменьшение стоимости внеоборотных активов (ВНА) как регулирующая величина, в ОФР — в уменьшение расходов на амортизацию.

Поэтому организации надо отразить их выбор в своей учетной политике, а также раскрыть его в отчетности (п. 22 ПБУ 13/2000).

Новый ФСБУ 25/2018

Еще одним, немаловажным для российского бухучета нововведением стало принятие Стандарта «Бухгалтерский учет аренды» 25/2018 (приказ Минфина РФ от 16.10.2018 № 208н).

О порядке учета по ФСБУ 25/2018, о новых правилах отражения договоров аренды и субаренды, необходимых условиях, классификации объектов, составе арендных платежей, расчете срока аренды и возможных способах учета арендованного имущества читайте в нашей статье.

Как и выше приведенные изменения в ПБУ 13/2000, 16/02 и 18/02, ФСБУ 25/2018 создан на основании международных правил и норм, в частности IFRS 16 «Аренда». Он будет обязателен с отчетности за 2022 год. Однако учетная политика на 2020 год подлежит дополнению в случае принятия организацией решения о его досрочном применении, так как предусмотренные Стандартом 25/2018 варианты и способы учета и отражения объектов по договорам аренды требуют от организации выбора. Остановимся на них:

  • для организаций-арендаторов с упрощенными способами учета Стандартом 25 предусмотрена возможность отражения фактической стоимости права пользования, а также величины обязательства по аренде иначе, чем у остальных получателей имущества в аренду;
  • для организаций-арендодателей с упрощенными способами учета возможна классификация всех предметов аренды в виде учета операционной аренды, кроме 2-х предусмотренных Стандартом 25 случаев: когда к арендатору по договору аренды будет переходить право собственности на арендуемый предмет или у арендатора есть право выкупа объекта аренды по меньшей, чем его справедливая стоимость цене.
  • для организаций-арендодателей, имеющим объекты операционной аренды, следует выбрать, как признавать в бухучете доход по арендным платежам: равномерно, либо на основе другого подхода, который предусматривает характер использования арендатором выгод от полученного предмета аренды.

Напомним, поскольку начало применения организацией нового ФСБУ 25/2018 повлечет изменение ее учетной политики, этот порядок изменений надо раскрыть в бухгалтерской отчетности за год, с которого и начнется применение Стандарта.

Что нового в налоговой учетной политике на 2020 год

Напомним, согласно ст. 313 НК РФ порядок налогового учета, установленный учетной политикой организации, применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Этот порядок изменяется организацией: при изменении налогового законодательства (не ранее чем с момента вступления изменений в силу) или применяемых методов учета операций/объектов (с начала нового налогового периода).

О главных налоговых изменениях на 2020 год, обзор основных поправок с 2020 года, изменениях по НДС, налогу на прибыль, налогу на имущество, транспортному и земельному налогу, НДФЛ и страховых взносах читайте в статье.

Рассмотрим ниже принятые в 2019 году изменения/поправки, которые необходимо учесть при составлении учетной политики на 2020 год.

установили, что менять метод начисления амортизации, переходить с линейного метода на нелинейный можно только один раз в пять лет (абз. 4 п. 1 ст. 259 НК РФ);

расширили применение инвестиционного налогового вычета — возможно применять к основным средствам 8-10-й амортизационных групп, кроме зданий, сооружений, передаточных устройств (ст. 286.1 НК РФ);

закреплено право российской организации представлять отчетность и перечислять НДФЛ по месту нахождения 1-го из нескольких ее обособленных подразделений в одном муниципальном образовании;

в учетной политике в разделе о порядке уплаты начислений и сдачи отчетности по страховым взносам следует учесть, что с 01.01.2020 обособленное подразделение сможет уплачивать взносы и подавать РСВ по месту нахождения, если у него будет открыт счет в банке.

Воронова Инесса Эдуардовна – магистрант института заочного образования Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

Аннотация: В статье рассматриваются цели бухгалтерского и налогового учета, определены различия между бухгалтерским и налоговым учетом, предложены способы сближения бухгалтерского и налогового учета для организаций, применяющих общую систему налогообложения (ОСНО) и упрощенную систему налогообложения (УСНО) со стороны налогоплательщиков, а также выделены направления по созданию необходимых условий со стороны законодателя.

Ключевые слова: учет, бухгалтерский учет, налог, налогообложение, налоговый учет.

Эволюция современных рыночных отношений в России, возрастающие бюджетные расходы приводят к необходимости создания новой точки зрения на отношения между бизнесом и государством, задачи налогового учета, планирования и контроля. В подобных условиях налогоплательщики несут огромную ответственность при исполнении обязанности по уплате налогов. Перед переходом страны к рыночным отношениям расчет налогов и сборов в организациях осуществлялся посредством ведения бухгалтерского учета, который в полной мере выполнял налоговые и расчетные функции. Вместе с тем данные функции не соответствуют задачам и целям бухгалтерского учета, что стало противоречием между бухгалтерским и налоговым учетом.

Эволюция двух систем учета стала причиной того, что налоговый учет стал иметь всё больше различий с бухгалтерским. У данных систем разные пользователи, цели, подходы к установлению принципов учета и правовая природа регулирующих их норм.

Общая сфера, благодаря которой бухгалтерский и налоговый учет не разделились сразу же – это источник получения информации, то есть факты хозяйственной деятельности предприятия.

Таким образом, имеются объективные предпосылки для подобного разделения, так как единая система не позволяет полностью соответствовать интересам тех, кому она служит.

Цель бухгалтерского учета – формирование полной и достоверной информации о финансовом положении, результатах хозяйственной деятельности и денежных потоках организации, адаптированной для принятия экономических решений неограниченным кругом пользователей публичной финансовой отчетности организации.

Цель налогового учета – формирование показателей, необходимых для расчета количественных параметров налога, а также другой информации об операциях организации, влияющих на эти параметры, которая необходима для проведения налогового администрирования государственными органами. Сопоставление этих формулировок позволяет хорошо видеть, что разделение двух учетов является объективным. Их совпадение может быть только на уровне решения общих задач.

Требование одновременного ведения бухгалтерского и налогового учёта существенно увеличивает объем учетной работы. В отношении этих форм учёта действуют разные правила, которыми необходимо руководствоваться. Кроме того, несогласованность бухгалтерского и налогового учёта требует достаточно высокого уровня подготовки специалиста бухгалтерской службы [1].

В 2020 году вступила в действие новая редакция ПБУ18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль», которая вносит изменения в порядок их применения и направлена на приведение правил бухгалтерского учета налоговых обязательств и связанных с ним объектов бухгалтерского учета в соответствие с МФСО (IAS)12 «Налоги и прибыль» [2, с. 152]. При ведении учёта предприятия должны учитывать существующие различия нормативно-правовых норм бухгалтерского и налогового учёта. Так, могут возникнуть отличия в фиксировании учёта курсовых разниц, отражении заёмных средств, амортизации, формирования резервов. Поэтому организация заинтересована в том, чтобы минимизировать расхождения в ведении бухгалтерского и налогового учета (которые вызваны появлением постоянных и временных разниц). Выделим некоторые рекомендуемые способы по сближению бухгалтерского и налогового учета.

  1. Установление одинаковых способов амортизации.

Несовпадение сумм амортизационных отчислений создает возникновение временных и постоянных разниц в бухгалтерском учете.

Как известно, разнообразие способов амортизационных отчислений бухгалтерского учёта значительно шире, чем налогового. При использовании разных способов возникают временные разницы, и увеличивается объём работы бухгалтера, что может привести к искажению данных финансовой отчётности. Поэтому в некоторых случаях целесообразно использовать одинаковый способ начисления амортизации (линейный способ), однако он не подходит для снижения налоговой нагрузки впервые годы эксплуатации дорогостоящего основного средства [3].

Кроме того, наличие амортизационной премии в налоговом учете так же приводит к возникновению расхождения с бухгалтерским учетом. Следует учитывать, что принципы формирования стоимости основных средств, а также моменты начала и прекращения начисления амортизации, в налоговом и бухгалтерском учете существенно различаются. Расхождению способствует и наличие возможности пересмотра амортизации в бухгалтерском учете.

  1. Установление единого способа списания сырья и материалов.

Использование разных способов списания сырья и материалов тоже усложняет систему учёта и увеличивает нагрузку на отдел бухгалтерии. Поэтому в целях сближения бухгалтерского и налогового учёта целесообразно применять метод ФИФО (учёт по первоначальной стоимости приобретаемых товаров/услуг) и производить оценку по средней стоимости [4, с. 157].

  1. Приведение в соответствие видов затрат в бухгалтерском и налоговом учете.

В бухгалтерском и налоговом учёте затраты могут быть приняты по-разному (в связи с разной их классификацией), что увеличивает нагрузку бухгалтера и может привести к искажениям итоговой отчётности.

  1. Отказ от проведения переоценки основных средств. Одна из основных целей переоценки – сближение российской системы бухучёта и МСФО. Но для малого бизнеса переоценка не даёт значимых финансовых выгод, так как практически не отражается в данных налогового учёта.
  2. Отказ от проведения консервации основных средств. Отметим, что малые предприятия, применяющие УСНО, не имеют право использовать процедуру консервации основных средств. Для средних предприятий, как и в отношении процедуры переоценки, результат отразится в бухгалтерском, но не в налоговом учёте, то есть, организация конкретной выгоды в виде перераспределения налоговой нагрузки от этого не получит.

Однако, консервация основных средств также создаст разрыв в принимаемых к учёту суммах бухгалтерского и налогового учёта, то есть – увеличит объём работы.

Для сближения различных видов учета крайне важна их согласованность с целесообразностью ведения хозяйственной деятельности предприятия. В целом решение задачи сближения бухгалтерского и налогового учёта достигается при реформировании налогового и бухгалтерского законодательства. Следует предоставлять налогоплательщикам возможность применять методы учёта, которые они используют при формировании финансовой отчётности [5].

Рассмотренные методы сближения бухгалтерского и налогового учета для субъектов малого предпринимательства упрощенной и общей системы налогообложения со стороны налогоплательщика представлены в таблице 1.

Таблица 1. Методы сближения бухгалтерского и налогового учета.

Способ сближения

Организации, применяющие ОСНО

Организации, применяющие УСНО

Применять одинаковый способ амортизации основных средств

Директор Аудиторской Бухгалтерской Компании "Счетовод"

специально для ГАРАНТ.РУ

Начало нового календарного года традиционно связано с налоговыми изменениями. И 2021 год, несмотря на потрясший мир "коронакризис", не стал исключением.

Перемены были обоснованы разными причинами. Это и стремление государства помочь экономике: поддержать пострадавшие отрасли, создать более привлекательные условия для приоритетных бизнес-сфер. И стремление того же государства получать стабильный доход с налогов.

Начало 2021 – конец ЕНВД

Несмотря на негодование предпринимателей, специальный налоговый режим ЕНВД, просуществовавший 22 года, был отменен (п. 8 ст. 5 Федерального закона от 29 июня 2012 г. № 97-ФЗ). Это стало самым значительным изменением в налоговом законодательстве для малого и среднего бизнеса.

Большинство некрупных компаний ранее выбирали для работы именно ЕНВД. Ставка налога не зависела от прибыли, а была фиксированной. Это стало и главной причиной его отмены. Государство недополучало налоги с предприятий на ЕНВД, дела у которых шли неплохо. В среднем предприятия на УСН платили в 27 раз больше налогов, чем "вмененщики". По некоторым оценкам, с отменой ЕНВД у 60% предпринимателей налоговая нагрузка выросла.

Всех, кто не определился с новым налоговым режимом до 1 января 2021 года, должны были автоматически перевести на ОСН. Это в разы бы повысило налоговую нагрузку и сложность ведения бухгалтерии. Но обращаю внимание на то, что время перехода с ЕНВД на УСН продлили до конца марта текущего года (ст. 3 Федерального закона от 17 февраля 2021 г. № 8-ФЗ), а значит, избежать этих сложностей еще можно.

Изменения в налоговых режимах

Последствия отмены ЕНВД постарались максимально смягчить, внеся изменения в другие налоговые режимы.

Патентную систему, например, доработали согласно Федеральному закону от 23 ноября 2020 г. № 373-ФЗ (далее – Закон № 373-ФЗ) так, чтобы ей могли воспользоваться больше предприятий малого и среднего бизнеса, и она стала более выгодной:

  • расширен перечень видов деятельности, дающих право воспользоваться патентом (п. 2 ст. 346.43 Налогового кодекса);
  • увеличены доступные размеры площадей торгового зала для общепита (п. 6 ст. 346.43 НК РФ);
  • компаниям на патенте разрешили уменьшать налоговую ставку на размер страхового взноса (п. 1.2 ст. 346.51 НК РФ).

  • среднюю численность работников увеличили до 130 человек (подп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ)
  • доходы за отчетный период ограничили 200 млн руб. (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

Перед компаниями, использовавшими ЕНВД, встал вопрос, какой режим налогообложения выбрать, чтобы минимально увеличить налоговую нагрузку. Многим организациям, которые подошли под новые критерии, я советовала патентную систему: она удобна для сезонного бизнеса, не надо вести сложный бухучет, а налоговые платежи можно платить в два этапа. Правда, тут я направляю всех предпринимателей к региональному законодательству. Именно оно в конечном счете устанавливает ставки и физические показатели бизнеса на патенте. Существовать одному и тому же бизнесу на патенте в разных регионах может быть по-разному выгодно или невыгодно вовсе.

С УСН чуть сложнее. Напомним, есть два варианта режима: "доходы минус расходы" и "доходы 6%" (ст. 346.14 НК РФ, ст. 346.20 НК РФ). Тут выбор можно было сделать исходя из следующей схемы: если расходы бизнеса больше 50% от выручки, то выбрать лучше "доходы минус расходы". Но всегда есть индивидуальные особенности бизнеса, поэтому я рекомендую консультироваться с бухгалтером или налоговым консультантом, прежде чем делать выбор.

Совсем небольшому бизнесу можно было рассмотреть налог на профессиональный доход и получение статуса самозанятого. Налоговый режим выгодный, но имеет много ограничений. Годовой доход не должен превышать 2,4 млн руб., нельзя нанимать работников и есть серьезные ограничения по видам деятельности (ст. 4 Федерального закона от 27 ноября 2018 г. № 422-ФЗ). Поэтому я бы предостерегла от выбора НПД тех, кто планирует развиваться и масштабироваться. Данный режим больше подходит для сферы услуг: "муж на час", услуги фотографа, мастера маникюра и т. д.

По данным ФНС России, из числа определившихся на конец 2020 года предпринимателей 57,5% выбрали УСН, 40% – патент, 2,5% – налог на профессиональный доход.

Налоговые каникулы для вновь зарегистрированных ИП на УСН или патенте продлили до конца 2023 года (ст. 2 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 266-ФЗ). Они дают право использовать нулевую ставку налогообложения два налоговых периода с момента регистрации. Ограничения для тех, кто хочет воспользоваться "каникулами", также есть (п. 4 ст. 346.20, п. 3 ст. 346.50 НК РФ). Виды деятельности льготников, ограничения по численности сотрудников и лимиты по доходам устанавливает региональное правительство для каждого региона. Например, в Свердловской области установлен список из 31 вида деятельности ИП на патенте, которые могут воспользоваться налоговыми каникулами (Закон Свердловской области от 20 марта 2015 г. № 21-ОЗ). А в Московской области список включает всего 25 пунктов (Закон Московской области от 6 ноября 2012 г. № 164/2012-ОЗ).

Чтобы выгода от налоговых каникул была для вас максимальной, я советую регистрировать ИП в начале года: освобождение от уплаты налога у вас будет на два полных года.

Прогрессивная ставка по НДФЛ

С 2021 года ввели повышенную ставку НДФЛ 15% для тех, чей годовой заработок превысит 5 млн руб. (п. 1 ст. 224 НК РФ). Эти изменения, как ожидается, позволят получать государству на 60 млрд руб. в год больше. Доходы с повышенного НДФЛ государство направит на дорогостоящее лечение детей со сложными заболеваниями.

Налоговый маневр для IT-компаний

Государство решило поддержать приоритетную для развития экономики сферу IT, установив льготные тарифы по налогам (Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ внесены соответствующие поправки в НК РФ). Так:

  • страховые взносы с 15% снижены до 7,6% (подп. 8 п. 2 ст. 427 НК РФ);
  • налог на прибыль – для ОСН – снижен с 20% до 3% (п. 1.15-1.16 ст. 284 НК РФ);
  • при соблюдении ряда условий не облагается НДС реализация и передача прав на ПО (подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ).

Есть и ограничения: льготами могут воспользоваться только компании, разрабатывающие отечественное ПО.

Чего ждать дальше?

Не так давно стало известно о новом проекте поддержки бизнеса, который сейчас готовит государство. Как стало известно 15 февраля 2021 года из протокола совещания первого вице-премьера Андрея Белоусова, среди прочих мер планируется разработка нового налогового режима, который должен стать переходным с УСН и патента на общий.

Достаточно неплохая инициатива, если вспомнить, что ОСН является, наверное, самым сложным налоговым режимом и в плане финансовой нагрузки, и в плане ведения бухгалтерского учета. Но все же тенденция идет не к снижению налогового бремени для компаний. Скорее всего, система будет актуальна именно для тех, кто вырос из патента и УСН. А те, кто уже сейчас на ОСН, так и останутся на нем.

Правда, новый режим не стоит ждать в ближайшее время. Скорее всего, проект доработают только к концу текущего года, и изменения, по традиции, вступят в силу в начале 2022 года.

Но просматривать новости налогового законодательства и права необходимо регулярно. Это позволяет быть в курсе изменений, которые влияют на бизнес, и вовремя к ним адаптироваться.

Некоторые налоговые изменения произойдут, скорее всего, при создании новых мер поддержки отраслей бизнеса, пострадавших во время продолжительного локдауна. Уже продлили льготный кредит для компаний на обеспечение ФОТ, правда, по ставке 3% (Постановление Правительства РФ от 27 февраля 2021 г. № 279). Возможно, какая-то часть наиболее пострадавших сфер бизнеса сможет рассчитывать на поддержку со стороны государства.

Советую не пренебрегать этим и пользоваться всем, что предоставляет государство. Большинству клиентов летом 2020 года мы помогли получить поддержку, и это стало для них хорошим подспорьем: никто не обанкротился, не закрылся. Сложность некоторых процессов вступления в программы поддержки нивелируется выгодой от получения этой поддержки.

Воронова Инесса Эдуардовна – магистрант института заочного образования Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

Аннотация: В статье рассматриваются цели бухгалтерского и налогового учета, определены различия между бухгалтерским и налоговым учетом, предложены способы сближения бухгалтерского и налогового учета для организаций, применяющих общую систему налогообложения (ОСНО) и упрощенную систему налогообложения (УСНО) со стороны налогоплательщиков, а также выделены направления по созданию необходимых условий со стороны законодателя.

Ключевые слова: учет, бухгалтерский учет, налог, налогообложение, налоговый учет.

Эволюция современных рыночных отношений в России, возрастающие бюджетные расходы приводят к необходимости создания новой точки зрения на отношения между бизнесом и государством, задачи налогового учета, планирования и контроля. В подобных условиях налогоплательщики несут огромную ответственность при исполнении обязанности по уплате налогов. Перед переходом страны к рыночным отношениям расчет налогов и сборов в организациях осуществлялся посредством ведения бухгалтерского учета, который в полной мере выполнял налоговые и расчетные функции. Вместе с тем данные функции не соответствуют задачам и целям бухгалтерского учета, что стало противоречием между бухгалтерским и налоговым учетом.

Эволюция двух систем учета стала причиной того, что налоговый учет стал иметь всё больше различий с бухгалтерским. У данных систем разные пользователи, цели, подходы к установлению принципов учета и правовая природа регулирующих их норм.

Общая сфера, благодаря которой бухгалтерский и налоговый учет не разделились сразу же – это источник получения информации, то есть факты хозяйственной деятельности предприятия.

Таким образом, имеются объективные предпосылки для подобного разделения, так как единая система не позволяет полностью соответствовать интересам тех, кому она служит.

Цель бухгалтерского учета – формирование полной и достоверной информации о финансовом положении, результатах хозяйственной деятельности и денежных потоках организации, адаптированной для принятия экономических решений неограниченным кругом пользователей публичной финансовой отчетности организации.

Цель налогового учета – формирование показателей, необходимых для расчета количественных параметров налога, а также другой информации об операциях организации, влияющих на эти параметры, которая необходима для проведения налогового администрирования государственными органами. Сопоставление этих формулировок позволяет хорошо видеть, что разделение двух учетов является объективным. Их совпадение может быть только на уровне решения общих задач.

Требование одновременного ведения бухгалтерского и налогового учёта существенно увеличивает объем учетной работы. В отношении этих форм учёта действуют разные правила, которыми необходимо руководствоваться. Кроме того, несогласованность бухгалтерского и налогового учёта требует достаточно высокого уровня подготовки специалиста бухгалтерской службы [1].

В 2020 году вступила в действие новая редакция ПБУ18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль», которая вносит изменения в порядок их применения и направлена на приведение правил бухгалтерского учета налоговых обязательств и связанных с ним объектов бухгалтерского учета в соответствие с МФСО (IAS)12 «Налоги и прибыль» [2, с. 152]. При ведении учёта предприятия должны учитывать существующие различия нормативно-правовых норм бухгалтерского и налогового учёта. Так, могут возникнуть отличия в фиксировании учёта курсовых разниц, отражении заёмных средств, амортизации, формирования резервов. Поэтому организация заинтересована в том, чтобы минимизировать расхождения в ведении бухгалтерского и налогового учета (которые вызваны появлением постоянных и временных разниц). Выделим некоторые рекомендуемые способы по сближению бухгалтерского и налогового учета.

  1. Установление одинаковых способов амортизации.

Несовпадение сумм амортизационных отчислений создает возникновение временных и постоянных разниц в бухгалтерском учете.

Как известно, разнообразие способов амортизационных отчислений бухгалтерского учёта значительно шире, чем налогового. При использовании разных способов возникают временные разницы, и увеличивается объём работы бухгалтера, что может привести к искажению данных финансовой отчётности. Поэтому в некоторых случаях целесообразно использовать одинаковый способ начисления амортизации (линейный способ), однако он не подходит для снижения налоговой нагрузки впервые годы эксплуатации дорогостоящего основного средства [3].

Кроме того, наличие амортизационной премии в налоговом учете так же приводит к возникновению расхождения с бухгалтерским учетом. Следует учитывать, что принципы формирования стоимости основных средств, а также моменты начала и прекращения начисления амортизации, в налоговом и бухгалтерском учете существенно различаются. Расхождению способствует и наличие возможности пересмотра амортизации в бухгалтерском учете.

  1. Установление единого способа списания сырья и материалов.

Использование разных способов списания сырья и материалов тоже усложняет систему учёта и увеличивает нагрузку на отдел бухгалтерии. Поэтому в целях сближения бухгалтерского и налогового учёта целесообразно применять метод ФИФО (учёт по первоначальной стоимости приобретаемых товаров/услуг) и производить оценку по средней стоимости [4, с. 157].

  1. Приведение в соответствие видов затрат в бухгалтерском и налоговом учете.

В бухгалтерском и налоговом учёте затраты могут быть приняты по-разному (в связи с разной их классификацией), что увеличивает нагрузку бухгалтера и может привести к искажениям итоговой отчётности.

  1. Отказ от проведения переоценки основных средств. Одна из основных целей переоценки – сближение российской системы бухучёта и МСФО. Но для малого бизнеса переоценка не даёт значимых финансовых выгод, так как практически не отражается в данных налогового учёта.
  2. Отказ от проведения консервации основных средств. Отметим, что малые предприятия, применяющие УСНО, не имеют право использовать процедуру консервации основных средств. Для средних предприятий, как и в отношении процедуры переоценки, результат отразится в бухгалтерском, но не в налоговом учёте, то есть, организация конкретной выгоды в виде перераспределения налоговой нагрузки от этого не получит.

Однако, консервация основных средств также создаст разрыв в принимаемых к учёту суммах бухгалтерского и налогового учёта, то есть – увеличит объём работы.

Для сближения различных видов учета крайне важна их согласованность с целесообразностью ведения хозяйственной деятельности предприятия. В целом решение задачи сближения бухгалтерского и налогового учёта достигается при реформировании налогового и бухгалтерского законодательства. Следует предоставлять налогоплательщикам возможность применять методы учёта, которые они используют при формировании финансовой отчётности [5].

Рассмотренные методы сближения бухгалтерского и налогового учета для субъектов малого предпринимательства упрощенной и общей системы налогообложения со стороны налогоплательщика представлены в таблице 1.

Таблица 1. Методы сближения бухгалтерского и налогового учета.

Способ сближения

Организации, применяющие ОСНО

Организации, применяющие УСНО

Применять одинаковый способ амортизации основных средств

Читайте также: