Налоговый учет ип нк рф

Опубликовано: 11.05.2024

Статья 346.46 . Учет налогоплательщиков

ГАРАНТ:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 ноября 2016 г. N 401-ФЗ в пункт 1 статьи 346.46 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

1. Постановка на учет индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика, применяющего патентную систему налогообложения, осуществляется налоговым органом, в который он обратился с заявлением на получение патента, на основании указанного заявления в течение пяти дней со дня его получения.

В случае, предусмотренном абзацем третьим пункта 2 статьи 346.45 настоящего Кодекса, индивидуальный предприниматель подлежит постановке на учет в качестве налогоплательщика, применяющего патентную систему налогообложения, в налоговом органе по месту его жительства со дня государственной регистрации этого физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Датой постановки индивидуального предпринимателя на учет в налоговом органе по основанию, предусмотренному настоящим пунктом, является дата начала действия патента.

Подача индивидуальным предпринимателем заявления на получение патента в налоговый орган, в котором этот индивидуальный предприниматель состоит на учете в качестве налогоплательщика, применяющего патентную систему налогообложения, не влечет его повторную постановку на учет в этом налоговом органе в качестве налогоплательщика, применяющего патентную систему налогообложения.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 декабря 2013 г. N 334-ФЗ в пункт 2 статьи 346.46 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

2. Снятие с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, применяющего патентную систему налогообложения, осуществляется в течение пяти дней со дня истечения срока действия патента, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Снятие с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, применяющего патентную систему налогообложения и имеющего одновременно несколько патентов, выданных указанным налоговым органом, осуществляется по истечении срока действия всех патентов.

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 1 января 2018 г. - Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. N 335-ФЗ

3. Снятие с учета в налоговом органе в качестве налогоплательщика, применяющего патентную систему налогообложения, индивидуального предпринимателя, утратившего право на применение патентной системы налогообложения или прекратившего предпринимательскую деятельность, в отношении которой применяется патентная система налогообложения, осуществляется в течение пяти дней со дня получения налоговым органом заявления, представленного в налоговый орган в соответствии с пунктом 8 статьи 346.45 настоящего Кодекса, или сообщения налогового органа, принявшего такое заявление, об утрате налогоплательщиком права на применение патентной системы налогообложения.

Датой снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя является дата перехода индивидуального предпринимателя на общий режим налогообложения (на упрощенную систему налогообложения, на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (в случае применения налогоплательщиком соответствующего специального налогового режима) или систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности или дата прекращения предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась патентная система налогообложения.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 ноября 2016 г. N 401-ФЗ статья 346.46 настоящего Кодекса дополнена пунктом 4, вступающим в силу с 1 января 2017 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

4. Уведомление о постановке на учет (снятии с учета) в качестве налогоплательщика, применяющего патентную систему налогообложения, не выдается.

Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета.

Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом.

В случае, если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями настоящей главы, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.

Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.

Изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета. Решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства.

В случае, если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, он также обязан определить и отразить в учетной политике для целей налогообложения принципы и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности.

Данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде, сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

Подтверждением данных налогового учета являются:

1) первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);

2) аналитические регистры налогового учета;

3) расчет налоговой базы.

Формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы, являющиеся документами для налогового учета, в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:

период (дату) составления;

измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;

наименование хозяйственных операций;

подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

Содержание данных налогового учета (в том числе данных первичных документов) является налоговой тайной. Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в данных налогового учета, обязаны хранить налоговую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную действующим законодательством.

Налоговый учет представляет собой систему регистрации и обобщения информации о совершаемых налогоплательщиком однородных операциях, приводящих к возникновению доходов или расходов, учитываемых в определенном положениями НК РФ порядке при исчислении налоговой базы текущего или будущих периодов.

В письме Минфина России от 16.11.2010 N 03-03-06/1/732 указано, что система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.

Основными задачами налогового учета являются формирование полной и достоверной информации о порядке формирования данных о величине доходов и расходов организации, определяющих размер налоговой базы отчетного налогового периода в порядке, установленном главой 25 НК РФ, а также обеспечение этой информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью расчетов с бюджетом по налогу на прибыль.

Подтверждением данных налогового учета являются первичные учетные документы, аналитические регистры налогового учета, расчет налоговой базы.

Как следует из пункта 2 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:

а) наименование документа;

б) дату составления документа;

в) наименование организации, от имени которой составлен документ;

г) содержание хозяйственной операции;

д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

е) наименования должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

ж) личные подписи указанных лиц.

Следовательно, первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны быть разработаны самостоятельно и содержать все обязательные реквизиты.

Первичными учетными документами, подтверждающими расходы по приобретению права требования, будут являться договор финансирования под уступку денежного требования, платежные документы, подтверждающие перечисление средств по договору уступки прав требования.

(Смотрите, например, письмо Минфина России от 13.12.2010 N 03-03-06/2/211.)

Основанием и документальным подтверждением расхода в виде остаточной стоимости ликвидированного основного средства, срок полезного использования которого не истек, является указанный акт о списании объекта основных средств (унифицированная форма N ОС-4).

(Смотрите, например, письмо Минфина России от 16.11.2010 N 03-03-06/1/726.)

Если организация-покупатель не оплачивает транспортировку товаров, то для оприходования и отражения в учете стоимости приобретенных товаров может служить оформленная товарно-транспортная накладная (форма N 1-Т) либо товарная накладная (форма N ТОРГ-12).

(Смотрите, например, письмо Минфина России от 15.06.2010 N 03-03-06/1/413.)

Акт сдачи-приемки услуг как документ, форма которого не содержится в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, может быть сводным. При этом форма такого сводного акта должна утверждаться в составе учетной политики организации, его составляющей, и содержать обязательные реквизиты, предусмотренные Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".

(Смотрите, например, письмо Минфина России от 19.03.2010 N 03-03-06/1/153.)

Здесь следует также привести позицию Президиума ВАС РФ, изложенную в Постановлении от 20.01.2009 N 2236/07.

В подтверждение обоснованности расходов на оплату консультационных услуг налогоплательщиком представлены акты приема-передачи работ, составленные за второй, третий и четвертый кварталы 2002 года, в которых указаны виды услуг, период времени, в течение которого они оказаны, и их стоимость согласно условиям договора.

Акты подписаны представителями налогоплательщика и контрагента, действовавшими на основании доверенностей.

Форма таких актов не предусмотрена в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а все обязательные реквизиты, установленные статьей 9 Закона N 129-ФЗ, в них имеются. Поэтому предъявление налоговым органом дополнительных требований к их содержанию неправомерно.

Налогоплательщик указывает, что акты приема-передачи работ являются первичной учетной документацией, подтверждающей выполнение компанией работ по договору.

Согласно пункту 5 статьи 38 НК РФ под услугой для целей налогообложения понимается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Из названной нормы следует, что результаты оказанных услуг не имеют единиц измерения, в связи с чем их стоимость общество и компания могли подтвердить актами приема-передачи работ, составленными в соответствии с условиями договора.

Доказательств, свидетельствующих о том, что услуги, названные в актах приема-передачи работ, компания обществу не оказала, инспекцией не представлено. Информации о ведении обществом бухгалтерского учета с нарушением установленных правил в акте налоговой проверки от 31.03.2005 нет.

Таким образом, суд признал необоснованным вывод о том, что акты приема-передачи работ не являются первичными учетными документами, подтверждающими расходы налогоплательщика на оплату услуг, оказанных контрагентом.

Хозяйственной операцией в отношении командировочных расходов является начисление организацией задолженности перед работником на сумму понесенных им расходов на командировку (списание подотчетной суммы с работника).

Первичным документом, на основании которого принимается к учету данная хозяйственная операция, является утвержденный руководителем организации авансовый отчет (утверждается при наличии письменного отчета о выполненной работе в командировке, согласованного с руководителем структурного подразделения работодателя). Датой признания расходов на командировки согласно подпункту 5 пункта 7 статьи 272 НК РФ является дата утверждения авансового отчета.

Действующий порядок оформления документов, связанных с командированием работников, установленный Положением, в качестве неотъемлемого приложения к авансовому отчету предусматривает наличие следующих оправдательных документов:

- командировочного удостоверения, оформленного надлежащим образом. Форма командировочного удостоверения утверждена Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 (форма N Т-10). В случаях командировок по территории РФ заполнение реквизитов "прибыл-убыл" предусматривается в случаях, если местом командирования является юридическое лицо;

- о найме жилого помещения;

- о фактических расходах по проезду (включая страховой взнос на обязательное личное страхование пассажиров на транспорте, оплату услуг по оформлению проездных документов и предоставлению в поездах постельных принадлежностей);

- об иных расходах, которые связаны с командировкой.

Указанные оправдательные документы, являющиеся необходимым приложением к авансовому отчету, должны быть надлежащим образом оформлены, то есть составлены по унифицированным формам, если таковые установлены, а в иных случаях - заполнены по формам, предусмотренным организацией-продавцом (исполнителем) и содержащим реквизиты, поименованные в пункте 2 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". При этом согласно Постановлению Госкомстата России от 24.03.1999 N 20 "Об утверждении порядка применения унифицированных форм первичной учетной документации" в утвержденные Госкомстатом России унифицированные формы документов организация при необходимости может вносить дополнительные реквизиты, а также менять форматы бланков. Исключение отдельных реквизитов из унифицированных форм или их изменение не допускается.

Оформление авансового отчета с нарушением установленных законодательством требований, а также отсутствие необходимых приложений к авансовому отчету (или ненадлежащее их оформление) влекут несоответствие авансового отчета требованиям законодательства РФ, и, соответственно, указанная в нем сумма расходов не может быть включена в состав расходов в целях налогообложения прибыли как не имеющая надлежащего документального подтверждения.

Что касается других документов, которыми должна оформляться командировка в соответствии с Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 (в частности, приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку (формы N Т-9 и Т-9а), служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении (форма N Т-10а)), то их наличие и оформление определяются внутренним документооборотом организации и для документального подтверждения в целях налогообложения прибыли организаций не являются обязательным.

(Смотрите, например, письмо Управления ФНС России по г. Москве от 28.10.2010 N 16-15/113462@.)

Если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, первичные документы, документы бухгалтерского и налогового учета могут составляться в электронном виде и заверяться электронной цифровой подписью лиц, ответственных за совершение хозяйственных операций и правильность их оформления, при соблюдении условий, установленных Федеральным законом от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи".

Аналогичная позиция изложена в письме Минфина России от 26.11.2009 N 03-02-08/85).

Следует отметить, что выписка по расчетному счету не является первичным документом, поскольку не содержит необходимых реквизитов, свидетельствующих о хозяйственной операции по реализации товара (работ, услуг), в счет оплаты которой поступил соответствующий платеж.

Как отмечено в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 20.01.2010 N А03-1465/2009, сведения о движении денежных средств по расчетному счету налогоплательщика не содержат информации о существе хозяйственных операций и не являются безусловным доказательством получения дохода (выручки) налогоплательщиком в целях исчисления налога на прибыль, а выписка банка о движении денежных средств по расчетному счету, на основании которой налоговым органом сделан вывод о доначислении налогоплательщику налога, не может служить достаточным доказательством для установления факта осуществления операций по реализации товаров (работ, услуг) и размера полученной налогоплательщиком выручки, а свидетельствует лишь о поступлении денежных средств на расчетный счет.

Как разъяснено в письме Минфина России от 13.12.2010 N 03-03-06/1/771, организация в целях налогообложения прибыли может предусмотреть в налоговом учете обособленный порядок учета товаров, в стоимость которых включены транспортные расходы, и товаров, в стоимость которых данные расходы не включены (в части остатков товаров, не реализованных на 1 января налогового периода, в котором вводится порядок учета транспортных расходов в стоимости приобретенных товаров).

Указанный порядок должен быть установлен в учетной политике налогоплательщика для целей налогообложения прибыли организаций.

В письме Минфина России от 20.05.2010 N 03-03-06/1/336 указано, что при внесении изменений в учетную политику в части определения перечня прямых и косвенных расходов такие изменения касаются расходов налогоплательщика, в том числе расходов по хранению и перемещению материалов, осуществленных с начала нового налогового периода.

Не учтенные на начало нового налогового периода расходы по хранению и перемещению материалов, относимые в предыдущем налоговом периоде к прямым расходам, подлежат отнесению к расходам, учитываемым при налогообложении прибыли, по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены в соответствии со статьей 319 НК РФ.

В письме Минфина России от 16.02.2012 N 03-03-06/1/88 указано, что налогоплательщик вправе самостоятельно определить, будет ли он формировать среднюю стоимость товара по каждому обособленному подразделению или по организации в целом, закрепив это решение в учетной политике.

Источник комментария:
"ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ГЛАВЕ 25 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ" (АКТУАЛИЗАЦИЯ)
Ю.М. Лермонтов, 2012

Таким образом, суды, правильно применив положения статей 166, 171, 247, 252, 270, 313 НК РФ, правовой подход, изложенный в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 №53, признали оспариваемое решение законным и обоснованным.

Учитывая установленные обстоятельства, руководствуясь положениями статей 169, 171, 172, 252, 270, 313 Налогового кодекса, разъяснениями Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенными в Постановлении Пленума от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», суды исходили из законности решения налогового органа.

Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями статей 23, 32, 169, 171, 172, 246, 252, 313 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 48, 49, 57, 58 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды первой, апелляционной и кассационной инстанций поддержали позицию налогового органа и признали решение инспекции в обжалуемой части законным и обоснованным.

Начало года стало периодом больших реформ для многих сфер бизнеса, налоговый учет для ИП в 2019 году претерпел довольно большие изменения, что не могло отобразиться на всем малом бизнесе. Также появились новые фиксированные суммы страховых взносов для ИП.

Налоговый учет для ИП

Законодатели убрали привязку взносов ИП к МРОТ. В 2019 году взносы в ПФР и ФОМС для ИП составят 32 385 рублей. При этом пенсионные взносы составят 26 545 рублей, а медицинские взносы – 5 840 рублей. Если доход от предпринимательской деятельности составит свыше 300 000 рублей, то, помимо фиксированной суммы, отчисляется ещё 1 % со сверхприбыли.

Предприниматели, существующие лишь формально и не ведущие никакой деятельности, могут не платить взносы. Им нужно лишь подать заявление в налоговую о разрешении не перечислять взносы. Делается это в свободной форме в соответствии с п. 7 ст. 430 НК РФ с приложением всех документов, подтверждающих отсутствие деятельности.

Страховые взносы, которые не превышают лимит в 300 тысяч рублей, т.е. сумму 32 385 рублей предприниматель обязан уплатить до 31 декабря текущего года. Отметим, что иногда есть шанс уменьшить суммы начисленных налогов за счет внесения страховых взносов поквартально.

В случае, когда ИП находится на УСН, а предприниматель знает, что получение больших доходов в первом полугодии не запланировано, можно не делать взносы в начале года. Тут гораздо выгоднее заплатить страховые взносы в конце года, когда ожидается поступление больших сумм.

Если ИП находится на ЕНВД, то у него отсутствует понятие нулевых деклараций по вмененному налогу. Получается, что отсутствие доходов не будет основанием для неуплаты. Заплатить вмененный налог будет нужно по итогу квартала на основании квартальной декларации. Получается, что для ЕНВД логичнее выплачивать страховые взносы каждый квартал равными долями.

Сумму сверх нормы, составляющую 1% от годовых доходов, превышающих 300 тысяч рублей, нужно заплатить до 1 июля 2019 года. но если лимит превышен в середине года, то эту сумму разумнее внести раньше, т.к. она может быть учтена при расчете налогов.

Применительно к работникам ИП подлежит уплате взнос на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве. По гражданско-правовым договорам вознаграждение исполнителю всегда облагается страховыми взносами, их необходимость предусматривается договорными условиями.

Если с начала года размер выплаченных работнику сумм превысит предельную величину, которая в 2019 году составляет 1 021 000 рублей, то суммы платежей на ОПС будут 10%, за исключением льготных категорий. За них пенсионные взносы платить уже не надо. При этом предельная величина базы по ОСС в 2019 году составляет 815 000 рублей, после этого взносы для выплаты больничных и по декретным отпускам не начисляются.

Страховые взносы за работников надо платить ежемесячно, не позднее 15 числа месяца, следующего за расчетным.

Новые правила к социальным вычетам и просрочкам

Детские и больничные пособия в 2019 году

Для расчета пособия берется новый расчётный период, а именно средний заработок сотрудника за 2016 и 2017 годы. При этом максимальный средний дневной заработок для расчета пособий равен в 2019 году 2017,81 рублей. Максимальный заработок за 2016 год, который можно учесть при расчете пособий составляет 718 000 рублей, а за 2017 год - 755 000 рублей.

Увеличились суммы декретных пособий. Максимальное пособие по беременности и родам в 2019 году составляет 282 493 рублей 40 копеек.

Единовременная максимальная выплата на травматизм в январе - 94 018 руб. Размер ежемесячной страховой выплаты - 72 290,4 руб.

Ежегодно 1 февраля, в том числе 2019 года, социальные выплаты будут индексировать исходя из индекса роста потребительских цен за прошлый год. Порядок индексации социальных пособий теперь происходит в соответствии с датами, зафиксированными в законе. Теперь каждый год с 1 февраля социальные выплаты увеличат на сумму инфляции за прошлый год. Исключение составляет материнский капитал, который заморозили до 2020 года. Введена новая ежемесячная выплата за первого или второго ребенка, родившегося после 1 января 2019 года.

Исчисления по НДФЛ

Исчисления по НДФЛ

Введена новая форма 6-НДФЛ. Изменения в расчете схожи с теми, что налоговики вносят в справки 2-НДФЛ. На титульном листе указываются ИНН и КПП реорганизованной компании, а также сам код формы реорганизации. В полях даелатся прочерк, если компания не была пересоздана.

Также за 2017 год надо отчитываться по новой форме 2-НДФЛ. Незначительно, но изменились форма и порядок заполнения справок о доходах. В бланке указываются реквизиты: ИНН, КПП реорганизованной компании и код формы реорганизации.

Получается, что в случае реорганизации правопреемник сдает последний отчёт 6-НДФЛ предшественника, а также декларации за него. После реорганизации правопреемник сдает 2-НДФЛ за старую компанию. В 2017 году он мог этого не делать. Справки должна сдать ликвидируемая компания.

Кроме того, в справках 2-НДФЛ ввели новые коды доходов и вычетов:

  • 2013 - компенсации за неиспользованный отпуск;
  • 2014 - выходное пособие при увольнении сверх трехмесячного заработка (для Крайнего Севера - шестимесячного);
  • 2301 - штраф и неустойка по решению суда за то, что компания не удовлетворила добровольно требования потребителей;
  • 2611 - списанные безнадежные долги;
  • 3021 - процент (купон) по облигациям российских организаций.

Отчётность за прошедший год надо сдавать с новыми кодами.

Расчет НДФЛ теперь производится с экономии на процентах. Компании теперь реже вычисляют НДФЛ с экономии на процентах. Доход в виде выгоды получают исключительно граждане, которые зависимы с компанией либо работают в ней по трудовому договору. Отметим, что от налога не освобождается такая выгода как материальная помощь или оплата за поставку.

От налога освобождены средства, которые жильцы получат в качестве компенсации, а также превышения стоимости новой квартиры над ценой жилья, которое попало под реновацию.При этом НДФЛ не удерживают с компенсации, которую выплатили из специального фонда, если застройщик обанкротился (п. 71 ст. 217 НК РФ.)

В 2019 году с выигрышей организаторы лотерей и азартных игр будут исчислять и удерживать НДФЛ. Кодекс приравнял такие компании к налоговым агентам, если стоимость приза начинается от 15 тыс рублей. Если выигрыш составляет от 4 до 15 тысяч рублей, налог уплачивает гражданин.

С 1 января 2019 года введен новый коэффициент-дефлятор. Из-за коэффициента растет аванс по НДФЛ, который платит работник-иностранец за патент. В 2019 году новый коэффициент - 1,686, поэтому платеж увеличивается и составляет 2023 рубля 20 коп. Закон позволяет и на уровне субъекта ввести и региональный коэффициент.

Изменения в выплате налога на добавленную стоимость

Изменения в выплате налога на добавленную стоимость

С 2019 года правом на освобождение от налога не смогут воспользоваться юридические лица, которые продают лом и отходы цветных и черных металлов. Агентами по налогу стали организации, которые покупают шкуры и металлолом. Покупатели сами должны рассчитывать налог с оплаты за такие товары. При этом не имеет значения, платит сам покупатель НДС или нет. На счете-фактуре компания ставит отметку, что НДС исчисляется налоговым агентом. По нему покупатель принимает налог к вычету, в том числе и с предоплаты. Если поставщик освобожден от НДС, то он делает в договоре и документах отметку об этом. Тогда исчислять налог не следует.

Нулевая ставка теперь распространяется на процедуры реэкспорта товаров. Ставку 0 % при предоставлении железнодорожного транспорта и контейнеров теперь могут применять любые лица, а не только собственники и арендаторы. Можно отказаться от применения нулевой ставки при экспорте на условии предоставления в налоговую уведомления. Отказ будет действовать для всех видов операций, то есть не выборочно.

Восстанавливать НДС теперь надо независимо от того, включает ли субсидия сумму налога. Также восстановить налог нужно, если компания получила бюджетные инвестиции на возмещение затрат (подп. 6 п. 3 ст. 170 НК). Если затраты возмещены за счет бюджета частично, то восстановить сумму налога надо так же.

В Налоговый кодекс ввели статью 169.1 о компенсации НДС иностранным гражданам, которые вывозят за пределы таможенной территории ЕАЭС товар, купленный у российских организаций в розницу. Если при реализации данного товара был исчислен НДС, который уплачен иностранцем в составе цены товара, то статья применяется. Это не затронет подакцизных товаров, то есть табака и алкогольных напитков. Иностранцы вернут сумму, равную сумме НДС, из которой вычли стоимость услуг по возврату налога. Это реально сделать в течение календарного года, если купленный товар вывезли в течение трех месяцев. Документ для компенсации налога можно заполнить на основании одного или нескольких кассовых чеков, если иностранец купил товар минимум на 10 тысяч рублей в течение одного календарного дня. Сведения в ФНС передает ФТС.

Реформы в УСН и в патентной системе налогообложения

На упрощёнке теперь надо применять новую форму книги учета доходов и расходов. Зато сохраняется право на льготу по страховым взносам. Компании на УСН (упрощенной система налогообложения) вправе платить только 20 % в ПФР, если занимаются льготной деятельностью из кодекса.

В 2017 году изменился классификатор. Льготные виды из кодекса не совпали с новым ОКВЭД. Из-за этого была неясность с льготными тарифами, например, у турагентств на УСН. Теперь все несовпадения устранены.

С 27 ноября 2017 года введен новый коэффициент-дефлятор - 1,481. Однако величина предельного размера доходов организации, ограничивающая право перехода на УСН, в 2019 году не индексируется на коэффициент-дефлятор.

Для перехода на УСН с 2019 года сумма доходов от реализации и внереализационных доходов организации за 9 месяцев 2017 года не должна превысить 112,5 млн. рублей. Для ИП ограничение доходов не установлено.

Реформы в альтернативных системах налогообложения

В патентной системе налогообложения применяется новый коэффициент-дефлятор, на который предприниматели индексируют потенциальный доход. В 2019 году он составляет - 1,481.

ИП на патенте без наемных работников вправе уменьшить патент на стоимость онлайн-кассы в пределах 18 000 рублей за один кассовый аппарат, если регистрация кассы производилась с 1 февраля 2017 года до 1 июля 2019 года. ИП с сотрудниками в торговле или точках общепита могут уменьшить патент с 1 февраля 2017 года до 1 июля 2019 года.


«Так же, как все, я по земле хожу, хожу…» – была такая пронзительно-лиричная песня о сходстве людских чувств. Вот и ИП так же, как и юрлицам, «прилетают» требования из налоговой о предоставлении различных пояснений, расшифровок доходов и расходов, а заодно и требований предоставить карточки и оборотки по бухгалтерским счетам.

Книгой единой жив налоговый учет ИП

Правомерность требований к предпринимателю по запросу различных регистров резко ограничена его обязанностью по ведению учета.

Предприниматели ведут только налоговый учет, и практически единственный регистр налогового учета для ИП – это книга учета доходов и расходов либо просто доходов.

  • ИП на ПСН ведут «Книгу учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения».

Это такая «вещь в себе», так как от ее показателей налог не зависит. Нужна для контроля ограничений по выручке, для доначисления налогов, если ИП «слетит» с патента, а также для раздельного учета в случае совмещения разных систем налогообложения.

  • ИП на УСН ведут «Книгу учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения».

В этом случае книга учета доходов и расходов – ­как два кармана. В один в хронологическом порядке позиционно записываем оплаченные доходы, а в другой, в случае надобности – расходы. Форма общая и для ИП, и для юрлиц.

А если ИП применяет упрощенку с объектом налогообложения «доходы», то заполнять нужно только раздел с доходами.

  • ИП на общей системе налогообложения ведут «Книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя».

Она у них своя, особая. Форма – как налоговый динозавр из прошлого, аж с 2002 года. Жутко неудобная и крайне трудночитаемая.

Как ИП вести «книжки»

Книга учета доходов и расходов может быть бумажной или электронной. Бумажная – то есть купленная в магазине, именно в форм-факторе журнала-книги. Соответственно, и все записи в такой книге будут хранить тепло рук, ее заполнявших. А электронная может быть, например, в формате MS-Excel или формироваться при помощи бухгалтерской программы, что чаще всего и бывает.

Книга учета доходов и расходов должна быть прошнурована и пронумерована, скреплена подписью и печатью, если таковая имеется. Причем если книга велась в электронном виде, то должна быть распечатана, а затем прошнурована, пронумерована, подписью и печатью повенчана…

Когда проделывать это таинство над книгой, никаких предписаний нет. Нет и обязанности заверять книги в налоговой. Поэтому обязанность по распечатке и шитью, так сказать, носит ситуативный характер.

Может ли налоговая обязать представить книгу учета доходов и расходов

Книги учета доходов и расходов предприниматели обязаны представлять по требованию налоговой – это прямо указано в Налоговом кодексе в пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ. Но представлять книгу «автоматом», без требования обязанности нет.

Поэтому за книгами нужно следить, чтобы они корректно формировались и совпадали с данными налоговых деклараций, если таковые сдаем (УСН и ОСНО).

Если ИП сдает отчетность в электронном виде по ТКС, например, через бухгалтерскую фирму, то, скорее всего, и запрос будет по ТКС. Тогда бухфирма сформирует книгу в формате pdf и отправит ее по ТКС в налоговую. За нитками и иголками идти не придется…

Есть ли временные ограничения для запроса книги учета доходов и расходов

Единство пространства и времени важно не только для физиков, но и «физиков»-ИП. Может ли сейчас, в 2021 году, налоговая запросить у ИП книгу за 2018 год? Если нет выездной проверки, то не может!

Потребовать у налогоплательщика документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов или подтверждающие правильность их исчисления и своевременность уплаты, налоговая инспекция вправе только в рамках проводимой в отношении него камеральной или выездной налоговой проверки. Это следует из взаимосвязи норм НК РФ: пп. 1 п. 1 ст. 31, ст. 88, п. 12 ст. 89, ст. 93.

Срок камеральной налоговой проверки ограничен 3 месяцами с момента подачи декларации. И только в пределах этого временного интервала может быть запрошена книга учета доходов и расходов.

Типичная ситуация: все сроки вышли, а налоговая высылает уведомление о вызове для дачи пояснений, и имплантирует в это уведомление просьбу-требование о предоставлении книги. В таких случаях ИП вправе «книжку» не предоставлять.

Может ли налоговая не ограничиться запросом одной книги, а затребовать какие-либо дополнительные регистры, справки-расшифровки

Читать, т.е. проверять такие книги – дело не такое уж легкое и быстрое. Поэтому налоговая «любит» запрашивать у ИП постатейные расшифровки доходов, расходов, реестры с расшифровкой прочих доходов.

Подобные документы по своей сути являются дополнительными регистрами налогового учета, ИП их вести и представлять в налоговую не обязан.

Например, если вы ИП на УСН и получили подобный запрос, то можете ответить:

«Мной осуществляется ведение учета доходов и расходов в Книге учета доходов и расходов в порядке, согласно Приложению №4 к приказу Минфина РФ от 22.10.2012 N 135н, и ведение других регистров налогового учета я не осуществляю. Запрашиваемыми вами документами не располагаю.»

Еще по теме для тех, кто дочитал до конца и хочет знать чуть больше

В самом начале разговора про книги, если вы заметили, сделана оговорка: «практически единственный регистр налогового учета для ИП ­– это книга учета доходов». Практически единственный, так как если ИП совмещает режимы налогообложения, то обязан вести раздельный учет.

Про совмещение режимов, а также про учет основных cредств, чтобы не выскочить за пределы упрощенки читайте здесь.

Про превратности ведения книги учета доходов и расходов для ИП на ОСНО читайте здесь.

Оказываете бухгалтерские услуги ИП и ООО? Ставьте задачи по ним в Мультибухгалтере, и тогда любое решение, принятое «сейчас», не будет забыто «потом» вне зависимости от срока его выполнения. А чтобы быть всегда на связи и общаться с коллегами-бухгалтерами «из телефона», устанавливайте мобильное приложение «Мультибухгалтер» – там будут и все поставленные задачи, и личные напоминания.

Налог на прибыль – прямой налог, величина которого прямо зависит от итоговых финансовых результатов деятельности юридического лица.

Объектом налогообложения является прибыль – разница суммы доходов и суммы расходов организации.

Правила налогообложения налогом на прибыль определены в главе 25 Налогового кодекса РФ.

Плательщики налога

В соответствии со ст. ст. 246, 247 НК РФ плательщиками налога на прибыль являются:

  • Все юридические лица РФ (ОАО, ЗАО, ООО, ИП и др.)
  • Иностранные юр. лица, работающие в РФ через постоянные представительства или получающие доход от источников в России.

В соответствии со ст. ст. 246.1, 346.1, 346.11, 346.26 НК РФ налог на прибыль платить не должны:

  • Налогоплательщики, применяющие спец. режимы налогообложения (УСН, ЕСХН, ЕНВД), а также являющиеся плательщиками налога на игорный бизнес
  • Участники проекта «Инновационный центр «Сколково»

Обязанность уплаты налога на прибыль возникает только при наличии объекта налогообложения. При отсутствии прибыли, налог на прибыль платить не нужно.

Для разных категорий налогоплательщиков прибылью для целей налогообложения могут являться разные категории доходов (ст. 247 НК РФ).

Налог на прибыль Объект налогообложения

Доходы Классификация доходов

Доходы — это суммы полученные от основного вида деятельности (доходы от реализации), а также от прочих видов деятельности (внереализационные доходы). Такие как: доходы от сдачи имущества в аренду, проценты по банковским вкладам и т.д. При исчислении налога на прибыль все доходы учитываются без НДС и акцизов.

Доходы от реализации товаров (работ, услуг) .

Доходом от реализации является выручка от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства и приобретенных ранее, выручка от реализации имущественных прав.

Выручка от реализации определяется с учетом всех поступлений, за реализованные товары (работы, услуги) и имущественные права, выраженных как в денежной, так и натуральной формах.

Внереализационные доходы.

Внереализационными доходами являются доходы, не указанные в ст. 249 НК РФ, например такие как:

  • от долевого участия в других организациях;
  • в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы;
  • от сдачи имущества в аренду;
  • в виде процентов, по договорам кредита, займа, банковского вклада;
  • и т.д.

Доходы исчисляются на основании документов налогового учета, первичных и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы.

Часть доходов освобождена от налогообложения. Перечень доходов, не учитываемых при налогообложении предусмотрен ст. 251 НК РФ. :

  • в виде имущества, имущественных прав, полученных в форме залога или задатка;
  • доход в виде взносов в уставный капитал юридического лица;
  • в виде имущества или средств, полученных по договорам кредита или займа;
  • в виде капитальных вложений в форме неотделимых улучшений арендованного (полученного в безвозмездное пользование) имущества, произведенных арендатором;
  • других доходов, предусмотренных ст. 251 НК РФ.

Расходы.

Расходы — это документально подтвержденные и экономически обоснованные понесённые затраты организации. Их можно разделить на расходы, связанные с производством и реализацией продукции (стоимость сырья и материалов, зарплата работников, амортизация основных средств и т.д.), и на внереализационные расходы (судебные и арбитражные сборы, отрицательная курсовая разница и др.). Также, существует закрытый перечень расходов, не учитываемых при исчислении налога на прибыль. Например: взносы в уставный капитал, дивиденды, погашение займов и т.д.

Расходы на производство и реализацию, понесённые в течение отчетного (налогового) периода:

— Прямые (ст. 318 НК РФ):

  • Материальные расходы (пп.1 и 4 п.1 ст. 254 НК РФ);
  • Суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг (ст. 256-259 НК РФ);
  • Расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг (ст. 255 НК РФ).

— Косвенные (ст. 318 НК РФ) —

все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода.

Внереализационные расходы (ст. 265 НК РФ):

  • расходы на содержание переданного по договору аренды (лизинга) имущества;
  • проценты по долговым обязательствам;
  • расходы на выпуск собственных ценных бумаг;
  • расходы в виде отрицательной курсовой разницы, от переоценки имущества в виде валютных ценностей;
  • затраты в виде суммовой разницы, возникающей у налогоплательщика;
  • расходы в виде отрицательной (положительной) разницы, образующейся вследствие отклонения курса продажи (покупки) иностранной валюты;
  • расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств и т.д.

Прямые расходы

ежемесячно распределяются на остатки незавершенного производства и стоимость изготовленной продукции (работ, услуг). Таким образом, прямые расходы учитываются в уменьшение базы по налогу на прибыль по мере реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг), в стоимости которых они учтены в соответствии со статьей 319 НК РФ.

Налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике организации перечень прямых расходов для целей налогообложения, связанных с производством товаров (работ, услуг).

Сумма косвенных расходов

на производство и реализацию товаров (работ, услуг), осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода в полном объеме.

Расходы, оговоренные в ст. 270 НК РФ, не уменьшают полученные юридическим лицом доходы. Данный перечень закрытый и расширительному толкованию не подлежит. Все расходы, перечисленные в данном перечне, не могут уменьшать доходы организации.

Налог на прибыль Расчет

При расчете налога на прибыль, необходимо точно знать, какие доходы и расходы можно признать в данном периоде, а какие нет. Существует два метода для определения дат, на которые признаются расходы и доходы для целей налогообложения. (ст. 271-273 НК РФ)

Метод начисления.

При данном методе налогового учета доходы (расходы) признаются в отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место (к которому они относятся). Дата признания доходов и расходов не зависит от даты фактического поступления средств (фактической оплаты расходов).

Порядок признания доходов:

  • доходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества и имущественных прав;
  • в том случае когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, доходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно, с учетом принципа равномерности;
  • для доходов от реализации датой получения дохода признается дата реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) независимо от фактического поступления денежных средств.

Для внереализационных доходов датой получения дохода признается:

  • дата подписания сторонами акта приема-передачи имущества (приемки-сдачи работ, услуг);
  • дата поступления денежных средств на расчетный счет (в кассу) организации.

Порядок признания расходов:

Расходы признаются в том отчетном периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок. В том случае, когда сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно.

Датой осуществления материальных расходов признается:

  • дата передачи в производство сырья и материалов;
  • дата подписания акта приемки-передачи услуг (работ) производственного характера и т.д.

Датой осуществления внереализационных и прочих расходов признается:

  • дата начисления налогов (сборов) — для расходов в виде сумм налогов;
  • дата расчетов в соответствии с условиями договоров или дата предъявления налогоплательщику документов.

Кассовый метод.

При применении данного метода ведения налогового учета доходы и расходы признаются по дате фактического поступления средств — фактической оплаты расходов.

Порядок определения доходов и расходов

  • датой получения дохода является день поступления денежных средств на счет в банк или в кассу организации, поступления иного имущества (работ, услуг) и имущественных прав, а также погашение задолженности перед налогоплательщиком иным способом;
  • расходами признаются затраты после их фактической оплаты. Оплатой товара (работ, услуг и т.д) признается прекращение встречного обязательства приобретателем указанных товаров (работ, услуг) и имущественных прав, непосредственно связаное с поставкой этих товаров (выполнением работ, оказанием услуг, передачей имущественных прав).

Необходимо выбрать единый метод налогового учета для доходов и расходов организациии.

Организации имеют право на определение даты получения дохода (расхода) кассовым методом, если в среднем за предыдущие 4 квартала сумма выручки от реализации без учета НДС не превысила 1 млн. рублей за каждый квартал.

Налог на прибыль Порядок расчета

Для того, чтобы рассчитать за налоговый период налог на прибыль, необходимо определить налоговую базу (то есть прибыль, подлежащую налогообложению) и умножить её на соответствующую налоговую ставку.

Размер налога = Ставка налога * Налоговая база

В соответствии со ст. 315 НК РФ, расчет налоговой базы должен содержать:

  • период, за который определяется налоговая база;
  • сумму доходов от реализации, полученных в отчетном (налоговом) периоде;
  • сумму расходов, произведенных в отчетном (налоговом) периоде, уменьшающих сумму доходов от реализации;
  • прибыль (убыток) от реализации;
  • сумму внереализационных доходов;
  • прибыль (убыток) от внереализационных операций;
  • итоговую налоговую базу за отчетный (налоговый) период;
  • для определения суммы прибыли, подлежащей налогообложению, из налоговой базы исключается сумма убытка, подлежащая переносу.

По прибыли, попадающей под разные ставки, базы определяются отдельно.

Основная ставка

2% — в федеральный бюджет

18% — в бюджет субъекта РФ. Законодательные органы субъектов РФ могут понижать налог на прибыль для отдельных категорий налогоплательщиков, но не более чем до 13,5%.

Налоговым кодексом РФ установлены, кроме основной, еще и специальные ставки на прибыль.

Налоговый период. Отчетный период

Налоговый период – это период, по окончании которого завершается процесс формирования налоговой базы, окончательно определяется сумма налога к уплате. (cт. 285 НК РФ)

Налог на прибыль — налоговым периодом признается календарный год.

Отчетные периоды: квартал, полугодие, 9 месяцев.

Налоговый период- год.

Налоговая декларация

Налоговая декларация предоставляется:

  • Не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода
  • Не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом

Налоговая декларация по налогу на прибыль организаций заполняется и подается в налоговые органы по форме, утвержденной приказом ФНС России от 22.03.2012 N ММВ-7-3/174@.

Декларацию необходимо предоставить в ИФНС:

  • по месту нахождения организации;
  • по месту нахождения каждого обособленного подразделения организации.

Сроки уплаты налога и авансовых платежей

Наименования платежей Сроки уплаты
Налог, уплачиваемый по итогам налогового периодаНе позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом
Авансовые платежи по итогам отчетного периода:
— уплачиваемые ежемесячно по фактически полученной прибыли
— уплачиваемые ежеквартально
— Не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, за который исчисляется сумма авансового платежа.
— Не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Ежемесячные авансовые платежиЕжемесячно не позднее 28-го числа текущего месяца
Налог с доходов по государственным и муниципальным ценным бумагам, подлежащих налогообложению у получателя доходаВ течение 10 дней по окончании месяца, в котором получен доход

Налоговый учет

Налоговый учет – это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов. (cт. 313 НК РФ)

Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета. Система налогового учета организуется предприятиями самостоятельно.

Подтверждением данных налогового учета являются:

  • первичные учетные документы;
  • аналитические регистры налогового учета;
  • расчет налоговой базы.

Аналитические регистры налогового учета — это сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период.

Особенности регионального законодательства

Информация ниже приведена для Республики Марий Эл.

Налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в республиканский бюджет Республики Марий Эл для организаций, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Республики Марий Эл:

Читайте также: