Налоговый менеджмент учебное пособие

Опубликовано: 30.04.2024


В учебном пособии рассматривается теория налогового менеджмента, изучаются особенности государственного и корпоративного налогового менеджмента.

Для студентов вузов экономических специальностей, аспирантов и преподавателей, слушателей системы дополнительного образования, органов государственной власти, менеджеров предприятий, а также для широкого круга лиц, интересующихся вопросами управления налогами.

Формат: doc

Размер: 1,8 Мб

Оглавление
Предисловие
Глава 1. Теория налогового менеджмента
1. Налоги как объект управления в системе рыночных отношений
2. Содержание налогового менеджмента
3. Основы организации налогового менеджмента
4. Элементы налогового менеджмента как системы управления
4.1. Организация управления налоговым процессом
4.2. Налоговое планирование
4.3. Налоговое регулирование
4.4. Налоговый контроль
5. Классификация налоговых платежей
6. Налоговое бремя: содержание и управление
Глава 2. Основы государственного налогового менеджмента
1. Содержание и элементы государственного налогового менеджмента
2. Налоговый процесс, его содержание и элементы
3. Виды государственной налоговой политики и приоритеты ее развития в России
4. Ценовая эластичность налогов в управлении налоговыми потоками
5. Налоговые риски и управление ими
6. Государственное налоговое планирование и прогнозирование
6.1. Содержание государственного налогового планирования
6.2. Содержание государственного налогового прогнозирования
6.3. Методы государственного налогового планирования и прогнозирования
6.4. Государственное налоговое бюджетирование, ориентированное на результат
7. Государственное налоговое регулирование
7.1. Содержание государственного налогового регулирования
7.2. Инструментарий государственного налогового регулирования
8. Государственный налоговый контроль
8.1. Содержание государственного налогового контроля
8.2. Налоговые проверки как основная форма государственного налогового контроля
8.3. Налоговые правонарушения и штрафные санкции
8.4. Административная и уголовная ответственность за налоговые правонарушения и преступления
8.5. Система мер противодействия уклонению от уплаты налогов
9. Управление ценообразованием в системе государственного налогового менеджмента
9.1. Ценообразование в рыночных условиях
9.2. Порядок определения рыночной цены для целей налогообложения
9.3. Трансфертное ценообразование и налоговый контроль
10. Направления развития государственного налогового менеджмента
Глава 3. Основы корпоративного налогового менеджмента
1. Содержание и элементы корпоративного налогового менеджмента
2. Понятие минимизации налоговых платежей, оптимизации налогов и налогового планирования
3. Уклонение от уплаты и обход налогов в рамках деятельности по минимизации налоговых платежей
3.1. Понятие уклонения и обхода налогов
3.2. Классификация и виды уклонений и обхода налогов (криминальные и некриминальные деяния)
4. Оптимизация налогов организациями в рамках корпоративного налогового менеджмента
4.1. Способы оптимизации налогов
4.2. Налоговое бюджетирование и налоговый бюджет организации
4.3. Способы оптимизации налогов с использованием методов налогового учета в налоговой политике организации
5. Корпоративное налоговое планирование
5.1. Содержание корпоративного налогового планирования и прогнозирования
5.2. Классификация и виды корпоративного налогового планирования
5.3. Принципы корпоративного налогового планирования
5.4. Этапы корпоративного налогового планирования
5.5. Показатели эффективности корпоративного налогового планирования
5.6. Методы корпоративного налогового планирования и прогнозирования
6. Оптимизация налогов в практике современной России
6.1. Способы оптимизации налога на прибыль организации
6.2. Проблемы оптимизации налога на добавленную стоимость
6.3. Возможности оптимизации единого социального налога
6.4. Оптимизация налога на имущество организаций
6.5. Оптимизация налога на добычу полезных ископаемых
7. Оптимизация налогов субъектами специальных налоговых режимов
7.1. Оптимизация налогов при переходе на упрощенную систему налогообложения
7.2. Управление единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности
7.3. Оптимизация налогов сельскохозяйственными производителями
Тесты
Словарь терминов
Приложение

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu - см. раздел " Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. "

С. Барулин - Налоговый менеджмент

  • 100
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Описание книги "Налоговый менеджмент"

Описание и краткое содержание "Налоговый менеджмент" читать бесплатно онлайн.

В учебном пособии рассматривается теория налогового менеджмента, изучаются особенности государственного и корпоративного налогового менеджмента.

Для студентов вузов экономических специальностей, аспирантов и преподавателей, слушателей системы дополнительного образования, органов государственной власти, менеджеров предприятий, а также для широкого круга лиц, интересующихся вопросами управления налогами.

С. В. Барулин, Е. А. Ермакова, В. В. Степаненко

Налоги и налогообложение, с одной стороны, имеют первостепенное значение как инструмент воздействия государства на экономическое поведение участников рыночных отношений и управления экономической системой. С другой стороны, налоги сами выступают объектом управления, которое в условиях рынка принимает форму налогового менеджмента: государственного и корпоративного. Все, кто каким-либо образом связан с налогами (органы государственной власти, налогоплательщики), манипулируют ими, пытаясь различными способами управлять налоговыми платежами. Причем, с усложнением налоговых систем и экономических связей под воздействием процессов глобализации роль налогового менеджмента возрастает. Особенно это касается современной России, где рыночные отношения и институты еще не сформировались окончательно в своем развитом виде.

Особенности процесса налогообложения, его значимость для экономики страны вызывает необходимость выделения налогового менеджмента в качестве самостоятельной отрасли финансового менеджмента и самостоятельного направления в управленческой деятельности в России. Организации (корпорации, предприятия) все чаще используют различные схемы, включая криминальные, минимизации налоговых платежей, а государство, все более активнее, проводит налоговую реформу, не всегда получая должного фискального и регулирующего эффекта.

Современное понимание системы налогового менеджмента обычно исключает из нее такое важное звено, как государственный налоговый менеджмент, не признает необходимость управления государством налоговыми отношениями на макроуровне рыночными формами и методами. Заложить основы такого государственного налогового менеджмента – важнейшая задача современной российской теории и практики управления налоговым процессом.

Управление налоговыми платежами российскими предприятиями также требует своего методологического обоснования и практического развития. Корпоративный налоговый менеджмент должен стать одной из важнейших функций управления предприятием, которая, к сожалению, пока применяется бессистемно и только в целях минимизации (вместо оптимизации) налоговых платежей, используя зачастую криминальные методы и не учитывая существующих функциональных взаимосвязей во внутренней организационной структуре предприятия.

Значительный вклад в разработку проблем теории и организации корпоративного налогового менеджмента внесен такими экономистами, как Е.С. Вылкова, А.Ю. Казак, В.А. Кашин, Л.П. Павлова, Р.Г. Самоев, М.В. Романовский, И.Г. Русакова, Т.Ф. Юткина и др. Среди зарубежных исследований проблемы, наибольший интерес для развития налогового менеджмента в России представляют, например, работы Д. Кэмпбелла, Е. Томсетта, Д. Джонсона и др. Серьезные разработки в области налогового планирования выполнены Р.Ф. Галимзяновым, А. Горбуновым, С. Гуськовым, В.Я. Кожиновым, Т.А. Козенковой, А.Н. Медведевым, Д. Мельником, А.И. Погорлецким, Б.А. Рогозиным, Д.Н. Тихоновым, Д.Г. Черником и некоторыми другими. В многочисленных работах по данной проблематике приводятся различные дефиниции налогового планирования, определяются место налогового планирования в системе управления предприятием и роль различных структурных подразделений в налоговом планировании, проецируются различные модели и способы оптимизации и минимизации налогообложения.

В то же время, проблема планирования налоговых платежей рассматривалась в основном с позиций практических рекомендаций руководителям, бухгалтерам, экономистам по налогам, разъясняющих методики законного снижения налоговых отчислений. Разработка и внедрение новых современных методов, методологии стратегии и организации налогового менеджмента в системе общеэкономического и финансового управления на государственном (макроэкономическом) уровне и уровне отдельного предприятия обычно отходит на второй план. Без адекватных современным условиям теории и методологии, стратегии и тактики налоговый менеджмент не сможет в полной мере реализовать своего предназначения, а будет по-прежнему выступать лишь в роли инструмента минимизации налоговых платежей в краткосрочной перспективе.

Данная работа раскрывает методологические и организационные основы, подходы и приемы построения системы государственного и корпоративного налогового менеджмента, методы, механизмы и практические схемы их реализации в России.

В первой главе рассматривается теория налогового менеджмента, его виды, организационные элементы налогового менеджмента.

Вторая глава посвящена основам и особенностям организации государственного налогового менеджмента, а именно, раскрыты вопросы общей системы организации налогообложения и налогового процесса в России, охарактеризован понятийный аппарат, рассмотрены планирование и прогнозирование налоговых поступлений, государственное налоговое регулирование, а также государственный налоговый контроль и система мер противодействия уклонению от уплаты налогов, определены пути развития государственного налогового менеджмента в России.

В третьей главе рассматривается система управления налогами на уровне предприятий (организаций), включая ее характеристику, раскрываются особенности уклонения от уплаты и обхода налогов организациями, способы минимизации и оптимизации налогов, налоговое планирование организациями, уплачивающими налоги на общих основаниях, и субъектами специальных налоговых режимов.

Особенность настоящего учебного пособия заключается в попытке соединения имеющихся теоретических разработок по вопросам рыночного управления налогами с практическими способами оптимизации налогов в конкретных условиях. Впервые предложены новые подходы к налоговому бюджетированию на макро– и микроуровнях, ориентированному на конечный результат и эффективность мер управления налоговыми потоками.

Учебное пособие предназначено для студентов вузов экономических специальностей при изучении дисциплин «Налоги и налогообложение», «Теория и история налогообложения», «Планирование и прогнозирование в налогообложении», аспирантов и преподавателей, слушателей системы дополнительного образования, органов государственной власти, менеджеров предприятий, а также для широкого круга лиц, интересующихся вопросами управления налогами.

Глава 1. Теория налогового менеджмента

1. Налоги как объект управления в системе рыночных отношений

Прежде чем перейти к рассмотрению вопросов управления налогообложением и налоговым процессом в целом, в первую очередь, следует определиться с объектом такого управления – налогами. От понимания сущности последних зависит характер управления: административное управление налогами исключительно императивными (государственно-властными) методами или налоговый менеджмент на основе использования преимущественно рыночных методов управления.

Большинство специалистов предпочитает видеть в налогах лишь инструмент принуждения, используемый для финансового обеспечения государственных расходов, выводя его за рамки рыночных отношений в область исключительно императивных распределительных (перераспределительных) отношений. Отсюда, отрицание объективных налоговых законов и государственного налогового менеджмента, т. е. отрицание возможности управления налоговым процессом и налогообложением на макроэкономическом уровне рыночными способами.

Налогоплательщики, также, видят в налогах преимущественно орудие экономического насилия государства (особенно российские граждане, которые, уплачивая налоги, мало, что получают от государства в экономическом и социальном плане). Недалеко отошли от них российские законодатели, которые определили это понятие в Налоговом кодексе Российской Федерации (ст. 8) следующим образом: «Под налогом понимается это обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и / или муниципальных образований». [1] Это определение удачно, с юридических позиций, характеризует налог как частный случай отдельного налогового платежа отдельным налогоплательщиком на момент конкретного срока его уплаты. Однако на самом деле экономическое содержание налогов более многогранно и имеет более глубинные корни.

Налоги – это, прежде всего, объективная финансовая (денежная) категория. Она имеет свою внешнюю форму существования и внутреннее объективное содержание. Причиной возникновения налогов является появление и развитие государства, которому необходимы финансовые ресурсы для выполнения своих функциональных обязанностей. Причинно-следственная связь здесь такова: не было бы государства, не было бы и налогов, и наоборот, нет государства без налогов. Поэтому налоговые отношения всегда имеют правовую принудительно-обязательную форму и вне этой формы они перестают быть налоговыми отношениями. Обязательная, правовая форма налогов, это их специфика, но не объективное содержание. Экономической основой, необходимым условием полноценного функционирования налогов является определенный и достаточный уровень развития товарно-денежных отношений. Более развитому рынку соответствует более развитая налоговая система, поскольку объективное содержание финансовой категории налогов составляют исключительно денежные отношения. Таким образом, налоговые отношения, это всегда денежные отношения, но в обязательной, публично-правовой, императивной форме.

Налоговый менеджмент

Авторы: Сергей Владимирович Барулин , Елена Алексеевна Ермакова
Жанр: Деловая литература: прочее
Серия: Библиотека высшей школы
Год: 2007
ISBN: 978-5-365-00752-9

В учебном пособии рассматривается теория налогового менеджмента, изучаются особенности государственного и корпоративного налогового менеджмента.

Для студентов вузов экономических специальностей, аспирантов и преподавателей, слушателей системы дополнительного образования, органов государственной власти, менеджеров предприятий, а также для широкого круга лиц, интересующихся вопросами управления налогами.

Налоги и налогообложение, с одной стороны, имеют первостепенное значение как инструмент воздействия государства на экономическое поведение участников рыночных отношений и управления экономической системой. С другой стороны, налоги сами выступают объектом управления, которое в условиях рынка принимает форму налогового менеджмента: государственного и корпоративного. Все, кто каким-либо образом связан с налогами (органы государственной власти, налогоплательщики), манипулируют ими, пытаясь различными способами управлять налоговыми платежами. Причем, с усложнением налоговых систем и экономических связей под воздействием процессов глобализации роль налогового менеджмента возрастает. Особенно это касается современной России, где рыночные отношения и институты еще не сформировались окончательно в своем развитом виде.

Налоговый менеджмент скачать fb2, epub, pdf, txt бесплатно

Принятие бизнес-решений

Книга адресована широкому кругу читателей, а, прежде всего - деловым людям, которые понимают: в современной высококонкурентной рыночной среде традиционные методы решения задач срабатывают не всегда; новаторство и творчество нужны и в применении к сугубо техническим проблемам, и в обработке информации, и в организации труда, и в личном общении с партнером или соперником, начальником или подчиненным.

Макроэкономика

Непосредственной сдаче экзамена или зачета по любой учебной дисциплине всегда предшествует достаточно краткий период, когда студент должен сосредоточиться, систематизировать свои знания. Выражаясь компьютерным языком, он должен «вывести информацию из долговременной памяти в оперативную», сделать ее готовой к немедленному и эффективному использованию. Специфика периода подготовки к экзамену или зачету заключается в том, что студент уже ничего не изучает (для этого просто нет времени): он лишь вспоминает и систематизирует изученное.

Предлагаемое пособие поможет студентам в решении этой задачи применительно к курсу «Макроэкономика».

Содержание и структура пособия соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Издание предназначено студентам вузов.

Маркетинг

Рассматриваются практические вопросы организации маркетинговой деятельности на предприятиях всех форм собственности.

Описываются концепция маркетинга, методы маркетинговых исследований, поведение покупателей и потребителей, излагаются политика продвижения и распределения товара, ценовая и товарная политика фирмы с учетом новых подходов и методов использования Internet в маркетинге.

Учебник будет полезен как для профессионалов - маркетологов, так и для студентов, аспирантов и преподавателей, а также будущим специалистам и всем интересующимся данной тематикой.

Бизнес-кредит: технологии получения

Данная книга написана на основе работы в банках и на опыте кредитного консалтинга - оказания консультационных услуг в сфере привлечения кредитного и инвестиционного финансирования.

Это первое и единственное в России издание, которое подробно описывает технологии получения инвестиций и кредитов.

Автор книги, Шевчук Денис Александрович, имеет два высших образования (экономическое и юридическое), опыт работы в банках, коммерческих и государственных структурах (в т.ч. на руководящих должностях), Заместитель генерального директора INTERFINANCE (www.deniskredit.ru).

Налоговое право

Непосредственной сдаче экзамена или зачета по любой учебной дисциплине всегда предшествует достаточно краткий период, когда студент должен сосредоточиться, систематизировать свои знания. Выражаясь компьютерным языком, он должен «вывести информацию из долговременной памяти в оперативную», сделать ее готовой к немедленному и эффективному использованию. Специфика периода подготовки к экзамену или зачету заключается в том, что студент уже ничего не изучает (для этого просто нет времени): он лишь вспоминает и систематизирует изученное.

Предлагаемое пособие поможет студентам в решении именно этой задачи применительно к курсу «Налоговое право».

Содержание и структура пособия соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Издание предназначено студентам высших учебных заведений.

Шпаргалка по истории экономики

Все выучить - жизни не хватит, а экзамен сдать надо. Это готовая «шпора», написанная реальными преподами. Здесь найдешь все необходимое по Истории экономики, а остальное - дело техники.

Ни пуха, ни пера!

Экономическая статистика. Шпаргалка

Шпаргалка подготовлена в соответствии с программой учебного курса «Экономическая статистика». В пособии кратко изложены ответы на вопросы по данной дисциплине, достаточные для ответа на экзамене или зачете. Пособие поможет в короткие сроки повторить ранее изученный материал, а также эффективно подготовиться к сдаче экзамена или зачета по данному предмету.

Издание предназначено студентам экономических специальностей.

Знаковые бренды

Сборник «Знаковые бренды» - вторая книга «знаковой» серии «Библиотека Коммерсантъ», продолжение книги «Знаковые люди». На этот раз мы предлагаем читателю истории великих брендов, без которых невозможно представить современный мир, - от звонких имен категории luxury до «скромных трудяг» потребительского сектора. Более 30 захватывающих рассказов, наполненных истинным драматизмом, изобилующих неожиданными поворотами и малоизвестными подробностями, не оставят равнодушным настоящего ценителя бизнес-фикшн.

Банковское право. Шпаргалка

Кратко излагаются ответы на экзаменационные вопросы, что поможет систематизировать полученные ранее знания, а также подготовиться и успешно сдать экзамен или зачет по данному предмету.

Пособие адресовано студентам высших и средних образовательных учреждений, обучающимся по специальности юриспруденция.

Экспортные контракты

Настоящее издание включает в себя весь необходимый материал для работы организаций по экспортным контрактам.

Экспорт – весьма сложный и трудоемкий процесс, требующий специальных знаний и навыков. Поэтому начинающему экспортеру без предварительного «теоретического» ознакомления с процедурой экспорта попросту не обойтись.

В настоящей работе проанализированы все этапы, которые придется пройти экспортеру, – начиная от заключения экспортного контракта и заканчивая вывозом товаров (оказанием услуг, выполнением работ) за пределы территории РФ. Эта информация не будет лишней и для тех, кто уже давно занимается экспортом. Они смогут еще раз проверить себя и удостовериться в правильности своих действий. Книга предназначена для специалистов коммерческих и некоммерческих организаций, а также для индивидуальных предпринимателей, занимающихся осуществлением внешнеэкономических сделок.

Единый налог на вмененный доход. Как законно уменьшить налоговые платежи

Настоящее издание представляет собой полный свод как аналитической, так и нормативной информации по актуальным вопросам налогообложения.

В книге уделено внимание возможности экономии на платежах по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за счет изменения факторов влияния и использования ряда способов в рамках действующего законодательства.

Книга основана исключительно на нормах действующего российского законодательства и принятых арбитражными судами постановлениях.

Предпринимательское право

Настоящее пособие представляет собой конспект лекций по курсу «Российское предпринимательское право» и подготовлено в соответствии с программами высших учебных заведений России.

Пособие содержит основные положения, характеризующие природу российского предпринимательского права, его место в правовой системе Российской Федерации, рассматривает правовую природу предпринимательских отношений, а также основные понятия российского предпринимательского права (предпринимательская деятельность, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель и т. д.). В пособии в краткой и доступной форме рассматриваются основные институты российского предпринимательского права, такие как создание, реорганизация, ликвидация субъектов предпринимательства, несостоятельность (банкротство) хозяйствующих субъектов, лицензирование отдельных видов деятельности, правовое регулирование аудиторской, оценочной, рекламной деятельности в Российской Федерации, предпринимательские договоры и т. д.

Настоящее пособие рассчитано на студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов, а также всех, кто интересуется вопросами российского предпринимательского права.

  • 175
  • 0
  • 0
  • fb2
  • epub
  • rtf
  • mobi
  • txt

Аннотация

В учебном пособии рассматривается теория налогового менеджмента, изучаются особенности государственного и корпоративного налогового менеджмента.

Для студентов вузов экономических специальностей, аспирантов и преподавателей, слушателей системы дополнительного образования, органов государственной власти, менеджеров предприятий, а также для широкого круга лиц, интересующихся вопросами управления налогами.

Отзывы

Популярные книги

Скорочтение. Как запоминать больше, читая в 8 раз быстрее

  • Читаю
  • Хочу прочесть
  • В архив
  • 80508
  • 11
  • 7

Каждый день нашей жизни мы практически погребены под лавиной в буквальном смысле более чем из мил.

Скорочтение. Как запоминать больше, читая в 8 раз быстрее

Стрелок (Темная башня - 1)

  • Читаю
  • Хочу прочесть
  • В архив
  • 65581
  • 4
  • 4

Стивен КИНГ ТЕМНАЯ БАШНЯ СТРЕЛОК Посвящается Эду Ферману, который рискнул прочесть эти исто.

Стрелок (Темная башня - 1)

Момент истины (В августе 44-го) Изд.1990

  • Читаю
  • Хочу прочесть
  • В архив
  • 39760
  • 7
  • 5

БИБЛИОТЕКА ПРИКЛЮЧЕНИЙ И НАУЧНОЙ ФАНТАСТИКИ Серия основана в 1954 году НОВОСИБ.

Момент истины (В августе 44-го) Изд.1990

Гордость и предубеждение

  • Читаю
  • Хочу прочесть
  • В архив
  • 52659
  • 18
  • 7

Джейн Остен Гордость и предубеждение КНИГА ПЕРВАЯ ГЛАВА I Все знают, что молодой человек, распо.

Гордость и предубеждение

Мисс Питт, или Ваша личная заноза

  • Читаю
  • Хочу прочесть
  • В архив
  • 36436
  • 34
  • 7

Аннотация Капли крови срываются с его губ, красный взгляд стремительно мрачнеет, а на зеркально.

Мисс Питт, или Ваша личная заноза

Наемник. Трилогия

  • Читаю
  • Хочу прочесть
  • В архив
  • 45133
  • 4
  • 2

Поселягин Владимир Геннадьевич Наемник. Трилогия АННОТАЦИЯ Владимир Поселягин НАЕМНИК Пролог .

Наемник. Трилогия

Дорогой читатель. Книгу "Налоговый менеджмент" Барулин С. В. вероятно стоит иметь в своей домашней библиотеке. Интригует именно та нить сюжета, которую хочется распутать и именно она в конце становится действительностью с неожиданным поворотом событий. Произведение, благодаря мастерскому перу автора, наполнено тонкими и живыми психологическими портретами. На развязку возложена огромная миссия и она не разочаровывает, а наоборот дает возможность для дальнейших размышлений. Обильное количество метафор, которые повсеместно использованы в тексте, сделали сюжет живым и сочным. В романе успешно осуществлена попытка связать события внешние с событиями внутренними, которые происходят внутри героев. Очевидно, что проблемы, здесь затронутые, не потеряют своей актуальности ни во времени, ни в пространстве. Юмор подан не в случайных мелочах и не всегда на поверхности, а вызван внутренним эфирным ощущением и подчинен всему строю. Возникает желание посмотреть на себя, сопоставить себя с описываемыми событиями и ситуациями, охватить себя другим охватом - во всю даль и ширь души. На протяжении всего романа нет ни одного лишнего образа, ни одной лишней детали, ни одной лишней мелочи, ни одного лишнего слова. Один из немногих примеров того, как умело подобранное место украшает, дополняет и насыщает цветами и красками все произведение. "Налоговый менеджмент" Барулин С. В. читать бесплатно онлайн увлекательно, порой напоминает нам нашу жизнь, видишь самого себя в ней, и уже смотришь на читаемое словно на пособие.

Читать Налоговый менеджмент

  • Понравилось: 0
  • В библиотеках: 0
  • 175
  • 0
  • 0

Новинки

Как стать принцессой (18+)

  • 3
  • 0
  • 0

БЕСПЛАТНО. Выходя замуж за принца, юная Таллия и представить себе не могла, что ее ждет. Муж оказалс.


Налоговый менеджмент, выполняющий соответствующую функцию в системе управления, сегодня является одним из подвидов финансового менеджмента. Принимая во внимание все многообразие подходов к выявлению содержания понятия менеджмент, налоговый менеджмент можно охарактеризовать как управление налогами, осуществляемое организациями-налогоплательщиками в макроэкономической среде, в которой они реализуют свои производственные возможности. В то же время, налоговый менеджмент – это, по сути, налоговое планирование.

Сложность понимания природы налога и, следовательно, процесса налогообложения обусловлена тем, что налог является одновременно экономическим, и политическим феноменом реальной жизни. Он накапливает сложный диапазон отношений, который подвергся определенному институциональному развитию из сбора сборов и налогов на основе классовой, а затем политической и правовой зависимости от текущего состояния налогообложения, что присуще полному правовому и правовому статусу всех участников налоговых отношений. Объектом изучения финансового менеджмента являются финансовые отношения, финансовые ресурсы и их потоки. Предметом – те процессы, которые составляют содержание управления определенным выше объектом [2;3].

Налоговый менеджмент (управление)касается только той части финансовых ресурсов и потоков, которая соотносится с обязательными и без эквивалентных выплат, подпадающими под действие налогового законодательства. В каком – то смысле можно сказать, что предметом изучения налогового менеджмента является обособленная, специализированная часть предмета финансовой науки и финансового менеджмента.

Объектом налогового менеджмента является система отношений, возникающая по поводу организации и реализации денежного потока от облагаемого налога лиц, зарегистрированных в качестве налогоплательщиков, в пользу государственных органов (государства в лице федеральных и региональных органов власти, а также муниципальных образований). Для целей управления необходимо раскрытие внутренней структуры налогового отношения, позволяя не только его конкретизировать в субъектно-объектном плане, но и определить его интенсивность, регулярность, эффективность реализации с такими требованиями, которые предъявляются к системе налогообложения, таких как достаточность мобилизуемых налоговых поступлений, стабильность, регулярность и других [4].

Раскрыть внутреннюю структуру налогового отношения означает [1]:

1. определить всех участников (субъектов налогового

2. отношения) с выявлением их природы, и специфики на основе учета содержания и направленности их экономических интересов;

3. конкретизировать его элементный состав в разрезе

4. объектов налогообложения и соответствующих им налогов;

5. установить правила формирования налогового обязательства применительно к разным категориям налогоплательщиков;

6. регламентировать процедуру установления и уплаты налогов.

Весь набор субъектов (участников) налоговых отношений может быть сведен к трем формам персонификации: индивидуум, группа, государство. Первые два можно классифицировать как относительно пассивные субъекты, поскольку у них есть достаточно способов уклониться от уплаты всех или некоторых налогов, тем самым проявляя свою субъективную независимость. Это особенность этих участников налоговых отношений, которые необходимо учитывать при управлении налогообложением. Наиболее наглядно экономические субъекты налогового отношения представлены в рамках прямого налогообложения, когда изъятие и перераспределение результатов производства происходит, как принято говорить, у источника. Иное дело, когда речь идет об экономических субъектах косвенного налогообложения, чьи взаимоотношения с противостоящими участниками налоговых отношений не так прозрачны, а опосредованы актами купли-продажи, совершающимися не столь неотвратимо, как внесение сумм подоходных или поимущественных налогов. Другой стороной налогового отношения выступает в зависимости от уровня постановки задачи управления налогообложением либо государство в лице центральной власти или субъекта РФ, либо органы местного самоуправления. Особая роль указанных субъектов как участников налоговых отношений проявляется в том, что они призваны обеспечить приоритет общественного интереса. Особенностью исследуемых отношений является, как уже неоднократно отмечалось, то, что большинство их параметров, в отличие от других форм финансовых отношений, строго регламентированы в виде свода законов общегосударственного уровня и (или) законодательных актов’ регионального или муниципального масштаба. В частности, в законодательном порядке задаются: перечень уплачиваемых налогов, его основные элементы, категории налогоплательщиков, конкретный порядок расчета налогового обязательства по каждому налогу, сроки их уплаты, ответственность за налогово-правовые нарушения и другое. При решении проблем управления в практической плоскости следует иметь в виду, что налоговые отношения – это многоуровневые отношения. При исследовании такого рода феноменов и в ходе решения конкретных задач необходимо учитывать, для объектов, какого масштаба и уровня (государственного, регионального, корпоративного, личностного) осуществляется управление налоговыми отношениями.

Метод налогового менеджмента охватывает:

1) способы воздействия права на общественные отношения по вопросам налогообложения.

2) совокупность приемов, элементов налогового механизма.

Налоговое законодательство регулирует властные отношения по поводу налогообложения и осуществления налогового контроля. В сущности, здесь мы говорим о методе налогового права, который характеризуется как властная собственность, обусловленная необходимостью применения однозначных, неселективных (обязательных) норм с целью формирования государственного бюджета [1]. При этом налоговый механизм использует методы бюджетного регулирования, налоговые льготы, международные договоры об избежание двойного налогообложения и т. д. Главное методологическое основание для налогового менеджмента связано с общей теорией управления. Поскольку налоговый менеджмент является частью теории управления, в его основу должны быть положены принципы системного подхода и системного анализа. Кроме того, налоговый менеджмент как многоплановая система характеризуется возможностью декомпозиции его по разным основаниям с целью выделения концептуальных образов, позволяющих осветить те или иные стороны этой системы [3].

Функционально-процессный подход, при котором управление рассматривается как непрерывная серия взаимосвязанных управленческих функций, позволяет уйти от сложившегося на практике представления об управлении налогообложением как оперативном вмешательстве государства в ход сбора налогов и (или) принятии комплекса мер, способствующих соблюдению налогового законодательства. Под функцией управления налогообложением понимается направление деятельности системы управления налогообложением, отличающееся обособленностью, однородностью и повторяемостью и обеспечивающее достижение объектом управления целей и (или) заданного состояния. Некоторые ученые полагают, что налоговое управление, как и всякое управление, предполагает прогнозирование состояния налоговой системы в целом, планирование развития налоговой системы во взаимосвязи с развитием бюджетной системы и экономики, регулирование налогового процесса, а также реализацию функций анализа и контроля [5].

Исходя из этого, в качестве основных функций управления налогообложением можно выделить следующие:

– планирование и прогнозирование;

А в качестве поддерживающих и обеспечивающих эти функциональные стадии управленческого цикла а) организация и б) мотивация.

Планирование обеспечивает своевременность решений, позволяет избегать поспешности в решениях, устанавливает четкую цель и ясный способ ее реализации, а также даст возможность контролировать ситуацию.

Любая организация не может обходиться без планирования, так как необходимо принимать управленческие решения относительно [3]:

1. распределения ресурсов;

2. координации деятельности между отдельными подразделениями;

3. координации с внешней средой (рынком);

4. создания эффективной внутренней структуры;

5. контроля над деятельностью;

6. развития организации в будущем.

Посредством планирования устанавливаются основные направления усилий, которые обеспечивают достижение целей. В результате реализации этой функции управления намечается не только тот результат, который должен быть достигнут управляемой системой (в нашем случае системой налогообложения), но и выбирается эффективный способ достижения намеченного результата. Таким образом, главный смысл налогового планирования состоит в повышении эффективности функционирования системы налогообложения посредством целевой ориентации и выявления эффективных способов достижения целей и задач.

Содержание налогового регулирования теоретики и практики определяют по-разному, что объясняется несколькими причинами. Эта функция является связующим звеном между планированием и контролем, ибо призвана не только детально обосновать принятый вариант плана по ресурсам, методам и времени реализации, но и выявить, а затем зафиксировать на определенном уровне такую совокупность параметров плана (полную, но не избыточную), которую следует контролировать.Кроме того, в задачи регулирования входит определение в превентивном порядке тех возмущений, которые могут помешать исполнению плановых заданий. Следует подчеркнуть, что методы налогового регулирования имеют отличительные особенности, и связаны они со спецификой исполнения бюджетных заданий по налоговым поступлениям, по существу представляющих собой интегрированную составляющую разнообразных результатов хозяйственной и трудовой деятельности налогоплательщиков, ориентированных на реализацию собственных интересов. Теорией и практикой управления установлено, что главным средством, с помощью которого можно с тем или иным успехом устранить неподконтрольность релевантных переменных является мотивация через систему стимулов и (или) антистимулов. В свою очередь, антистимулы требуют принуждения. По этой причине методы налогового регулирования должны в обязательном порядке содержать мотивационные элементы и опираться на законодательные нормы, определяющие все стороны налогового производства и ответственность за их нарушение. Следует отметить, что мировая налоговая практика наработала целый комплекс стимулирующих и дестимулирующих методов и средств, которые позволяют сконструировать режим налогообложения, наиболее адекватный поставленным задачам [3].

Завершает перечень основных функций управления налогообложением – контроль. Контроль предполагает, во-первых, выявление и измерение того, что фактически достигнуто объектом управления за обозначенный период времени, во-вторых, сравнение достигнутого состояния с запланированными результатами и применение действий, направленных на устранение выявленных отклонений от запланированного состояния. Применительно к проблематике управления налогообложением налоговый контроль представляет собой завершающую стадию процесса управления налогообложением, предполагающую систематическую, конструктивную деятельность органов управления налогообложением по обеспечению исполнения бюджетно-налоговых заданий. В последние годы положение стало меняться. Контроль в управлении налогообложением, как собственно в процессе управления любым объектом, занимает существенное место. В процессе налогообложения налогоплательщики (организации и физические лица) допускают разнообразные нарушения по объективным или субъективным причинам, что при массовом характере таких нарушений может привести к срыву исполнения бюджетно-налоговых заданий по объемам поступлений и срокам. На налоговые органы возложена функция контроля за выполнением фискально-обязанными лицами (налогоплательщиками, налоговыми агентами, кредитными организациями) норм налогового законодательства, связанным в первую очередь с исчислением и уплатой налогов, а также надзором и контролем за ведением налогоплательщиками учета своих доходов и расходов [5].

Для полноты понимания всего спектра проблем управления налогообложением необходимо четко представлять, что все рассмотренные выше функции имеют две общие характеристики: все они при их реализации требуют принятия решений и информированности [3]. Принятие решений – это выбор того, что и как планировать, организовывать, контролировать, с помощью какой мотивации обеспечить реализацию указанных функций. Именно это, в общих чертах, и составляет содержание менеджмента. Коммуникационную структуру системы управления налогообложением образуют связи между налогоплательщиками и многочисленными органами управления (налоговой администрацией, органами законодательной и исполнительной власти и т.п.) по законодательной, бухгалтерской, отчетной и другой информации [4].

Таким образом, управление налогообложением – это наиболее социально выраженная сфера управленческих решений [1]. Это объясняется не только тем, что основные участники налоговых отношений (налогоплательщики и государство) имеют разнонаправленные интересы при уплате налогов и сборов, но и тем, что недостатки в управлении налогообложением затрагивают своими последствиями все общество: государство в целом и отдельные его регионы, отрасли непроизводственной сферы, межбюджетные отношения регионов с федеральным центром, непосредственно каждого члена общества. Все это может привести, в конечном счете, к кризисным состояниям экономики, к социальной напряженности в обществе.

Читайте также: