Налоговый кредит на прирост ниокр

Опубликовано: 16.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Какие установлены льготы при выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) по государственному контракту (для заказчика и исполнителя)? Как правильно воспользоваться коэффициентом 1,5 для признания расходов? Каково налогообложение результатов НИОКР, безвозмездно переданных заказчиком (головным исполнителем) соисполнителям?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Заказчики и исполнители, участвующие в осуществлении НИОКР по государственному контракту, имеют право на ряд льгот и преференций по НДС и налогу на прибыль организаций. Подробности смотрите ниже.

Обоснование вывода:

НДС

На основании пп. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ от обложения НДС на территории РФ освобождаются:
- научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), осуществляемые за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ, средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, созданных для этих целей в соответствии с Федеральным законом от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике";
- НИОКР, осуществляемые организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и научными организациями на основе хозяйственных договоров.
Кроме того, согласно пп. 16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ от обложения НДС освобождается выполнение организациями НИОКР, относящихся к созданию новых продукции и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологий. При этом данная льгота применяется, если в состав НИОКР включаются:
- разработка конструкции инженерного объекта или технической системы;
- разработка новых технологий, то есть способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми процессами в целостную систему, производящую новую продукцию (товары, работы, услуги);
- создание опытных, то есть не имеющих сертификата соответствия, образцов машин, оборудования, материалов, обладающих характерными для нововведений принципиальными особенностями и не предназначенных для реализации третьим лицам, их испытание в течение времени, необходимого для получения данных, накопления опыта и отражения их в технической документации (письма УФНС России по г. Москве от 16.02.2009 N 16-15/013746, от 16.10.2008 N 19-11/97139).
Подпункт 16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ не содержит ограничений по видам и типам организаций, то есть применять освобождение от НДС по этому основанию вправе любые организации, не только образовательные или научные (письмо Минфина России от 29.01.2018 N 03-07-07/4620).
По нашему мнению, возможное освобождение выручки от осуществления НИОКР от НДС имеет значение прежде всего для исполнителей.

Налог на прибыль

Действующая редакция главы 25 НК РФ предусматривает определенные налоговые преференции для налогоплательщиков, осуществляющих расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки (далее - НИОКР).
Следует отметить, что НК РФ не содержит специальных определений понятий "научно-исследовательские работы", "опытно-конструкторские работы", "технологические работы", "научные исследования", "опытно-конструкторские разработки" и "научно-техническая деятельность". Следовательно, упомянутые понятия на основании п. 1 ст. 11 НК РФ применяются в том значении, в каком они используются в других отраслях законодательства РФ (письмо Минфина России от 18.12.2015 N 03-03-06/4/74491).
В письме Минфина России от 12.01.2018 N 03-07-07/806 указано, что отношения между субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и (или) научно-технической продукции (работ и услуг), в том числе по предоставлению государственной поддержки инновационной деятельности, регулируются Федеральным законом от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике". При этом понятия, указанные в ст. 2 этого закона, могут быть использованы в том числе в целях применения налогового законодательства.
1. На основании пп. 4 п. 1 ст. 253 НК РФ затраты на НИОКР включаются в состав расходов, связанных с производством и реализацией, и учитываются в порядке, установленном в ст. 262 НК РФ.
Для налогоплательщиков, осуществляющих расходы на НИОКР, предусмотрено исключительное право включать расходы на НИОКР в состав прочих расходов того отчетного (налогового) периода, в котором завершены такие исследования или разработки (отдельные этапы работ), в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5, тем самым уменьшая налогооблагаемую базу по налогу на прибыль организаций, в том числе и на сумму расходов, которые налогоплательщик фактически не осуществлял (п. 7 ст. 262 НК РФ, письмо Минфина России от 29.05.2018 N 03-01-10/36226).
Федеральным законом от 18.07.2017 N 166-ФЗ были уточнены правила учета расходов на НИОКР. В частности, перечень затрат на НИОКР дополнен новыми видами расходов. Уточнен порядок признания расходов на НИОКР по перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 24.12.2008 N 988 (далее - Перечень).
Расходы по этим исследованиям и разработкам единовременно уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль в размере фактических затрат (или включаются в первоначальную стоимость амортизируемых НМА, указанных в п. 9 ст. 262 НК РФ), с применением повышающего коэффициента 1,5 в том отчетном (налоговом) периоде, в котором были завершены НИОКР или (и) их отдельные этапы (п. 7 ст. 262 НК РФ).
Поскольку на основании ст. 332.1 НК РФ в аналитическом учете налогоплательщик формирует сумму расходов на НИОКР с учетом группировки по видам работ (договорам) всех осуществленных расходов, к расходам на НИОКР по Перечню по конкретным видам работ (договорам) относятся фактические расходы с коэффициентом 1,5, а также суммы, превышающие 75% суммы расходов, указанных в пп. 2 п. 2 ст. 262 НК РФ (письмо ФНС России от 06.05.2013 N ЕД-4-3/8136@).
Если в результате произведенных расходов на НИОКР по Перечню налогоплательщик получает исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, указанные в п. 3 ст. 257 НК РФ, первоначальная стоимость такого нематериального актива формируется с коэффициентом 1,5 (письмо Минфина России от 17.10.2012 N 03-03-06/1/557).
Налогоплательщик, использующий право на применение коэффициента 1,5, представляет в налоговый орган отчет о выполненных НИОКР (отдельных этапах работ), расходы на которые признаются в размере фактических затрат с применением коэффициента (если п. 8 ст. 262 НК РФ не предусмотрено иное). Отчет представляется в налоговый орган одновременно с декларацией по итогам налогового периода, в котором завершены НИОКР (отдельные этапы работ), в отношении каждого НИОКР (отдельного этапа работы) и должен соответствовать общим требованиям, установленным к структуре оформления научных и технических отчетов (п. 8 ст. 262 НК РФ). О формах и форматах представления отчета смотрите в письмах Минфина России от 23.01.2015 N 03-03-06/1/1788, от 23.01.2013 N 03-03-06/1/23, письме ФНС России от 26.03.2013 N ЕД-4-3/5206@.
Конкретного перечня документов, прилагаемых к упомянутому выше отчету, законодательными и нормативными документами не утверждено.
Налоговый орган вправе назначить экспертизу отчета на соответствие НИОКР Перечню. Эту экспертизу могут провести:
- государственные академии наук;
- федеральные и национальные исследовательские университеты;
- государственные научные центры;
- национальные исследовательские центры;
- федеральные центры науки и высоких технологий.
Если отчет о НИОКР не представлен в налоговый орган (или отсутствует в определенной Правительством РФ государственной информационной системе, либо отсутствуют сведения, подтверждающие размещение отчета и идентифицирующие отчет в соответствующей ГИС), расходы на их выполнение учитываются в размере фактических затрат без применения повышающего коэффициента (седьмой абзац п. 8 ст. 262 НК РФ).
Порядок учета расходов на НИОКР, установленный ст. 262 НК РФ, не распространяется на случаи, если затраты производят организации, выполняющие НИОКР в качестве исполнителя (подрядчика или субподрядчика). Названные расходы рассматриваются ими как затраты на осуществление ими деятельности, направленной на получение доходов, то есть учитываются в общем порядке (п. 10 ст. 262 НК РФ).
Таким образом, льготой в виде использования коэффициента 1,5 могут воспользоваться только заказчики НИОКР.
2. С 2018 года на основании ст. 286.1 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшать исчисленную сумму налога на прибыль организаций на сумму расходов, связанных с приобретением (созданием) или модернизацией (реконструкцией) объектов основных средств, при выполнении соответствующих условий (инвестиционный налоговый вычет). Инвестиционный вычет может быть применен к основным средствам со сроком полезного использования более 3 лет до 20 лет включительно, которые относятся к амортизационным группам с третьей по седьмую включительно.
Субъект РФ может установить дополнительные ограничения на использование вычета по категориям основных средств, к которым применяется вычет (пп. 4 п. 6 ст. 286.1 НК РФ). Право на вычет предоставляют регионы.
По нашему мнению, инвестиционным налоговым вычетом может воспользоваться организация - исполнитель НИОКР при условия осуществления ей инвестиций.
3. В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 259.3 НК РФ налогоплательщики вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 3, в отношении амортизируемых основных средств, используемых только для осуществления научно-технической деятельности. Для применения коэффициента налогоплательщики должны обеспечить раздельный учет сумм начисленной амортизации путем налогового учета амортизации либо пообъектно, либо по отдельным подгруппам.
Если при амортизации основных средств имеются основания для применения к норме амортизации нескольких коэффициентов, следует определить в учетной политике, какой из указанных коэффициентов будет использоваться в целях налогообложения прибыли (письмо Минфина России от 14.09.2012 N 03-03-06/1/481).
Данным коэффициентом может воспользоваться организация-исполнитель, эксплуатирующая упомянутые основные средства.
4. С 2019 года согласно пп. 5 п. 1 ст. 259.3 НК РФ налогоплательщики вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент (но не выше 2) в отношении амортизируемых основных средств, относящихся к основному технологическому оборудованию, эксплуатируемому в случае применения наилучших доступных технологий, согласно утвержденному Правительством РФ перечню основного технологического оборудования (письмо Минфина России от 30.11.2018 N 03-03-07/86666).
Наилучшая доступная технология - технология производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемая на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности ее применения (ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
Перечень основного технологического оборудования, эксплуатируемого в случае применения наилучших доступных технологий, в целях применения подпункта 5 пункта 1 статьи 259.3 Налогового кодекса РФ был утвержден распоряжением Правительства РФ от 20.06.2017 N 1299-р (действует в редакции распоряжения Правительства РФ от 07.04.2018 N 622-р).
Нормативно-техническими документами, подтверждающими отнесение технологического оборудования к технологическому оборудованию, эксплуатируемому при применении наилучших доступных технологий, являются технический паспорт, проектный показатель и (или) гарантийный показатель по договору.
Очевидно, что специальным коэффициентом могут воспользоваться исполнители, эксплуатирующие такое технологическое оборудование.
5. Согласно пп. 51 п. 1 ст. 251 НК РФ в составе доходов при расчете налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), созданные в ходе реализации государственного контракта, которые переданы исполнителю этого государственного контракта его государственным заказчиком по договору о безвозмездном отчуждении.
Таким образом, исключительные права, отвечающие условиям, установленным пп. 51 п. 1 ст. 251 НК РФ, не учитываются в составе доходов для целей расчета налога на прибыль (письма Минфина России от 13.07.2017 N 03-03-06/1/44607, от 07.12.2016 N 03-03-06/3/73024).
Исходя из вышеизложенного, полагаем, что доходы в виде безвозмездно полученных исключительных прав не учитываются организацией-исполнителем только в том случае, если получены непосредственно от государственного заказчика, а не от головного исполнителя.

К сведению:
Во избежание налоговых рисков налогоплательщик может на основании п. 1 ст. 34.2 НК РФ и п. 1, п. 2 ст. 21 НК РФ обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за получением письменных разъяснений по данному вопросу. Напомним, что в соответствии со ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений, данных ему финансовым или налоговым органом о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. В этом случае налогоплательщик не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Освобождение от НДС выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
- Энциклопедия решений. Расходы на НИОКР при налогообложении прибыли;
- Энциклопедия решений. Налоговый учет расходов на НИОКР, принимаемых для целей налогообложения с повышающим коэффициентом 1,5.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ААС Буланцов Михаил

Ответ прошел контроль качества

7 октября 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Инвестиционная налоговая льгота оказывает содействие приобретению и эксплуатации новейшего оборудования, переходу на новые технологии производства продукции, выполнения работ, предоставления услуг. Однако, эта льгота недостаточна для того, чтобы подтолкнуть предприятия к созданию и финансированию собственных научных программ, результаты которых не окупаются на протяжении короткого срока. Эту функцию выполняет специальная льгота - "налоговый кредит на прирост НИОКР" (исследовательский налоговый кредит), под которой понимается право вычитать из суммы налога на прибыль определенную долю, величина которой зависит от суммы прироста нынешних собственных расходов на НИОКР относительно аналогичных расходов, которые имели место в предыдущем периоде. Максимальный размер суммы, которую разрешено вычитать, устанавливается в абсолютных цифрах или в процентах от общей суммы налоговых обязательств из налога на прибыль юридического лица. Такой вид льготы действует практически во всех промышленно развитых странах. "Налоговые каникулы" на протяжении нескольких лет на прибыль, полученную от реализации

· уменьшение налога на прирост инновационных расходов;

· кроме предоставления исследовательского и инвестиционного налогового кредита, мировая практика применяет такие виды налоговых льгот, которые стимулируют инновационную деятельность: льготное налогообложение дивидендов юридических и физических лиц, полученных за акции

· инновационных проектов; снижение ставок налога на прибыль, направленной на проведение заказных и общих НИОКР;

· инновационных организаций; льготное налогообложение прибыли, полученной от использования патентов, лицензий, ноу-хау и других

· связь предоставления льгот с учетом приоритетности выполняемых проектов;

· уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму стоимости приборов и оборудования, которые передаются высшим учебным заведениям, научно-исследовательским институтам и другим инновационным организациям;

· нематериальных активов, которые входят в состав интеллектуальной собственности; зачисление части прибыли инновационной организации на специальные счета со следующим льготным налогообложением в случае использования его на инновационные цели;

· вычитание из налогооблагаемой прибыли взносов в благотворительные фонды, деятельность которых связана с финансированием инноваций;

· государственная поддержка обеспечения базовых условий открытия, организации и стимулирования среднего и малого бизнеса по таким направлениям: мониторинг состояния делового климата и уровня жизни населения;

· производства товаров и услуг; оценка состояния современной инфраструктуры региона с позиции благоприятствования

· предоставление консультационной помощи и данных по фактической правоприменительной практике решения хозяйственных споров;

· обеспечение преемственности планов регионального развития и перспективных планов работы

·хозяйствованию предпринимательских структур. Органы местного самоуправления не обладают возможностями концентрации средств и ресурсов, а применение передовых технологий. Отставание в развитии предпринимательской инфраструктуры в свою очередь ограничивает привлечение крупного иностранного капитала. В то же время при этом при объективном интересе иностранных инвесторов к регионам создается ситуация, когда при относительно небольших стартовых затратах на экономическое, технологическое и организационное инновационное проектирование можно получить объем инвестиций и, соответственно, последующую экономическую отдачу, превышающую вложенные средства.

Активизация инновационной деятельности предпринимательских структур может принести значительный положительный результат в становлении и развитии инновационной экономики государства. Его возможно достичь в результате изменившихся функций малого бизнеса в новых условиях трансформации экономической системы. На раннем этапе товарного капиталистического производства, как отмечается в классической экономической теории, предпринимательство было исключительным видом деятельности наиболее талантливых, способных пойти на новаторский риск в целях получения прибыли, предприимчивых людей. Из их числа формировался новый слой собственников и менеджеров бизнеса. Они составляли предпринимательский ресурс экономического прогресса общества. Стабилизация экономической системы и ее переход к формированию высокотехнологичной, информационной экономической модели поставили перед предпринимательскими структурами новые функциональные задачи. Они заключаются в поиске, апробации и распространении передовых инновационных технологий, способных поднять конкурентоспособность национальной экономики, трансформировать ее модель из ресурсообеспечивающей в инновационную модель высокотехнологичного производства готовой конкурентной продукции. Только такая экономическая система сможет использовать преимущества международной интеграции и объективного процесса глобализации.

Минфин КНР увеличит налоговый вычет за инвестиции в научные исследования и разработки (Май 2021).

Исследования и разработки Налоговые кредиты для предприятий 2021

Закон ПАТХ от 2015 года включает в себя некоторые повышенные стимулы в виде налоговых кредитов для малых предприятий, которые используют налоговый кредит R & D (Research and Development).

Что входит в число исследований и разработок?

Многие виды бизнеса проводят исследования, и вы даже не можете знать, что деятельность вашего бизнеса может быть доступна в виде налоговых кредитов. Ваш бизнес может иметь право на получение налогового кредита для таких видов деятельности, как:

  • разработка проприетарных продуктов, в том числе изобретений,
  • повышение качества, надежности или функциональности продукта
  • работа над разработкой или улучшением программных продуктов
  • исследование для повышения эффективности бизнеса
  • платежей третьим лицам, которые проводят исследования для вашего бизнеса
  • платежи сотрудникам, которые работают над исследовательскими проектами в вашем бизнесе

IRS заявляет, что исследования, которые квалифицируются для налогового кредита, должны быть

предприняты для обнаружения информации, которая носит технологический характер, и ее применение должно быть предназначено для использования при разработке нового или улучшенного бизнеса составляющей налогоплательщика. Кроме того, практически все действия исследования должны быть элементами процесса экспериментов, связанных с новой или улучшенной функцией, производительностью, надежностью или качеством …

Какие налоговые кредиты доступны? Как эти налоговые кредиты работают?

Обычно налоговый кредит берется непосредственно против дохода бизнеса, как указано в декларации о возврате бизнеса.

В этом случае, как отмечалось выше, Закон PATH расширил налоговый кредит для небольших предприятий, вступивший в силу с 2016 года, и делает кредит постоянным. Это устраняет догадки бизнеса, пытающегося составить планы.

Более конкретно, более новые предприятия (до 5 лет) и малые предприятия с доходом в размере 5 миллионов долларов США в течение налогового года могут иметь право на получение кредита в размере до 250 000 долларов США в год ,

Вот как работают эти налоговые льготы: бизнес тратит деньги, а затем подает заявку на налоговый кредит. Кредит применяется непосредственно к доходам бизнеса, что лучше, чем брать вычет за счет.

Существует три типа налоговых обязательств, по которым может быть применен налоговый кредит. Законодательство 2015 года позволяет малым предприятиям брать налоговый кредит в размере:

  • обязательства по федеральному подоходному налогу (сумма, причитающаяся за федеральный подоходный налог.
  • доля работодателя в налогах на социальное обеспечение (но не налоги на Medicare) для сотрудников или
  • Альтернативный минимальный налог.

Эти варианты позволяют предприятиям более гибко применять налоговые льготы. Например, у более мелких малых предприятий может не быть достаточного подоходного налога, за которое применяется налог, поэтому бизнес может выбрать один из других вариантов.

Принимая кредит против доли работодателя в налогах на социальное обеспечение, вы можете взять кредит, даже если ваш бизнес не получает прибыль.

Обратите внимание, что налоговый кредит R & D может быть взят против Альтернативного минимального налога. Этот альтернативный налог применяется к личной налоговой декларации владельца, поэтому он будет доступен только для сквозных налогов. Это бизнес-налоги, которые переходят на личную налоговую декларацию владельца бизнеса и включают в себя индивидуальные предпринимательства, LLC и партнерские отношения.

Как подать заявку на получение этого налогового кредита на НИОКР

Вы подали заявку на получение кредита за конкретный налоговый год, подав заявку IRS Form 6765-Credit на увеличение исследовательской деятельности. Форма предлагает вам два варианта получения кредита:

  • Взятие «обычного» кредита или
  • Использование альтернативного упрощенного кредита.

Каждый вариант включает список включенных затрат (например, заработную плату, компьютерные затраты и стоимость поставок) и расчеты. Лучше всего прочитать информацию в инструкциях для формы 6765, прежде чем начать. IRS предлагает работать с помощью обоих методов, чтобы увидеть, какие результаты в большей степени заслуживают внимания.

Вычитание или амортизация этих налоговых кредитов на НИОКР

Вы также можете посмотреть на вычет или амортизацию (распространение) стоимости этих исследовательских работ. IRS имеет руководящие принципы для вычета или амортизации налоговых кредитов для исследований.

В заключении: обратитесь к своему специалисту по налогам

Как обычно с этими видами налоговых льгот, квалификация и процесс сложны.

Цель этой статьи - не давать вам налоговые консультации, а предоставлять вам общую информацию для использования в вашем разговоре с вашим налоговым специалистом.


Рубрика: 9. Финансы, деньги и кредит

Дата публикации: 05.06.2014

Статья просмотрена: 663 раза

Библиографическое описание:

Воскобойник, В. О. Оценка использования налоговых льгот инновационными предприятиями / В. О. Воскобойник. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономических наук : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2014 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2014. — С. 59-62. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/95/5765/ (дата обращения: 21.05.2021).

Сегодня мы живем в удивительное время — это время совершенных технологий, искусственного разума и достижений в области медицинских исследований, которые спасают тысячи, а иногда и миллионы жизней. После кризиса, именно инновационная деятельность позволила вновь выйти на траекторию экономического роста. Результаты, приносимые инновационной деятельностью, сопоставимы с теми результатами, что можно получить от электроэнергетики или нефтяных отраслей промышленности. Однако, если достижение результатов двух последних направлений связано в большинстве случаев с использованием определенного сырья, то инновационная деятельность основана на новых знаниях.

В первую очередь, одним из основных факторов, поддерживающим инновационное развитие в любой стране, является государственная поддержка. Как правило, она выражается в виде различных налоговых льгот или преференций. В мировой практике используют следующие виды налоговых льгот [1, с.162]:

- исследовательский и инновационный налоговый кредит;

- возможность применения налоговых каникул на некоторый срок;

- льготы при налогообложении прибыли, полученной в результате использования патентов, лицензии, ноу-хау;

- вычет из налоговой базы по налогу на прибыль взносов в благотворительные фонды, деятельность которых связана с финансированием инноваций.

Одним из основных пробелов при применении налогового стимулирования в РФ является недостаток четких приоритетов. Инновационная деятельность в части предоставления льгот стоит наряду с отраслями народного хозяйства и не имеет никаких преимуществ. Также налоговые льготы в Российской Федерации в основном предоставляются инновационным предприятиям, находящимся в особых экономических зонах, что ограничивает территориальную распространенность инновационных предприятий.

В Российской Федерации инновационные предприятия могут получить инвестиционный налоговый кредит на срок от 1 до 5 лет, льготы по налогу на добавленную стоимость, по налогу на прибыль и т. д. Однако, нельзя сказать, что на сегодняшний день все эти льготы идеальны. Каждая из них нуждается в совершенствовании.

Предоставление государством инвестиционного налогового кредита на срок от 1 до 5 лет недостаточно для появления первых признаков окупаемости. Инновационная деятельность — долгосрочная деятельность, для получения первых результатов должно пройти определенное время, которое больше чем 5 лет. Предоставление же льгот по налогу на добавленную стоимость усложняет отношения между организациями — торговыми партнерами [2, с. 36], которые не пользуются льготами по данному налогу, поскольку приводит к повышению налоговой нагрузки и отсутствию возможности предъявить НДС к вычету.

Говоря об инновационных предприятиях необходимо выделить основное направление расходования средств, а именно расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. Из года в год сумма расходов увеличивается, при этом растет и доля расходов, не давших положительного результата. Данная динамика объяснима особенностью инновационной деятельности: среди 10 инновационных проектов 3 удавшихся уже можно считать хорошим результатом. Налоговым кодексом РФ предусмотрена возможность эффективного налогового учета расходов на НИОКР. Во-первых, инновационные предприятия могут признавать расходы на НИОКР в отчетном налоговом периоде, в котором они были произведены [3]. Во-вторых, согласно НК РФ расходы на определенные виды НИОКР подлежат налоговому учету у заказчика таких работ исходя из фактического размера расходов с коэффициентом 1,5.

Сегодня дополнительные денежные средства на НИОКР выделяются посредством финансирования фондов, однако и здесь есть определенные недостатки, среди которых основным является ограничение по смете в части записываемых по строкам сумм. Более того, эти ограничения не зависят от направлений разработки инновационного предприятия, то есть НИОКР проводятся по-разному, а ограничения устанавливаются одинаково. Например, ИТ-компании при ведении деятельности нуждаются в мощных серверах, которые фонды не оплачивают по статье «оборудование» в виду отсутствия уникальности этих серверов. Таким образом, возникают проблемы с согласованием и обоснованием того, что предприятие честно использует предоставленные ему средства. Также вернемся к тому, что инновационные проекты удаются не всегда. На любом этапе разработки предприятие может понять, что то, что планировалось вовсе не нужно для реализации проекта. В результате приходится согласовывать изменения в смете, при этом, не меняя общую сумму. Отдельно следует сказать о тех случаях, когда предположения инновационного предприятия оказались ошибочны. На середине финансирования нельзя покаяться и сказать, что результаты достигнуты не будут, вне зависимости от причин. В итоге предприятию будет крайне сложно получить финансирование в дальнейшем.

Еще одна проблема заключается не в отсутствии льгот, а в сложности их использования. Предприятиям намного проще работать без использования льготного режима, чем каждый месяц доказывать налоговым органам право на использование льгот. Соотношение выгод от возможного применения льгот и рисков дополнительных проверок, а также прохождения через различные бюрократические процедуры вынуждает компании отказываться от использования налоговых льгот. Таким образом, на сегодняшний процесс получения льготы в пропорции время-выгода себя не оправдывает.

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки являются обширной территорией, для разработки налоговых льгот. Среди них можно выделить капитализацию затрат на НИОКР в течение 5 лет, вычитание из налоговой базы затрат на НИОКР в течение 2 лет по определенному нормативу либо полное вычитание затрат на НИОКР в течение 1 года, а также налоговый кредит на прирост НИОКР [4, с. 14]. Применение данных льгот позволит инновационным предприятиям получить дополнительное время для достижения результата, а налоговый кредит на прирост НИОКР может быть эффективен для предприятий, зависящих от создания нового технического знания.

Для того, чтобы оценить эффективность каждого из предложенных вариантов воспользуемся методикой, разработанной еще в 90х годах Гарри Уотсоном и в последствии модернизированной Карахотиным С. Н. и Дмитриевым Л. В. С помощью данной методики рассчитаем такие показатели как рентная оценка, социальная отдача и эффективная налоговая ставка. Подобный анализ Карахотин С. Н. и Дмитриев Л. В. проводили в 2005 г. [4, с.15]. Рассчитав значения показателей за 2013 г., проведен сравнительный анализ влияния льгот на эффективность налогообложения (табл.1).

Влияние льгот на эффективность налогообложения за 2005 г. и 2013 г.

Какие тенденции прослеживаются сейчас в вопросах налоговой политики относительно расходов на НИОКР и стимулирования бизнеса к инновациям?

В настоящее время стоит задача адаптации Целей устойчивого развития (ЦУР) ООН в российском контексте, встраивания в систему стратегического планирования, в действующие и новые стратегии и государственные программы. Адаптация ЦУР ООН целесообразна на нормативно-правовом и программном уровнях при одновременной научной, методической, информационной, финансовой поддержке.

Виктор Клементьев

Наука, техника и инновации являются фундаментальным инструментом для реализации ЦУР ООН в рамках «Повестки 2030», принятой в РФ (2016–2030 годы). Они позволяют повышать экономическую, социальную и экологическую эффективность деятельности, разрабатывать новые способы достижения целей и расширять возможности по развитию потенциала и организации своего будущего для каждого человека.

В странах-лидерах мировой науки государство, с одной стороны, напрямую финансирует научные исследования, а с другой – стимулирует расходы на НИОКР частного сектора с помощью налоговых мер.

Именно поэтому в России первым шагом стала налоговая льгота в рамках №166-ФЗ от 18.07.17г., по которой компаниям предоставлялась возможность выявить объекты интеллектуальной собственности, которые де-факто существуют в компании, но в момент создания не были правильно оформлены, и затраты на их создание не капитализировались, а учитывались в составе общих расходов периода.

Льгота позволяла не включать внереализационный доход от принятых к учету в результате инвентаризации объектов интеллектуальной собственности в базу по налогу на прибыль. Такие «налоговые каникулы», которые действовали в рамках 2018-2019 гг., были направлены на то, чтобы компании привели в соответствие имеющиеся у них нематериальные активы данным отчетности, а также выделили долю РФ в данных активах для компаний с государственным участием.

Изменения в ст. 251 НК РФ действовали в 2018-2019 гг. В настоящее время инициировано продление льготы по налогу на прибыль. Гардиум отслеживает развитие ситуации.

Дальнейшее стимулирование бизнеса с целью осуществления инвестиций в новые разработки также планируется проводить через различные налоговые льготы. По ряду расходов на НИОКР уже применяется повышающий коэффициент 1,5 для капитализации затрат и созданию нематериальных активов (п.7 ст. 262 НК РФ, Постановление Правительства РФ №988 от 24.12.2008).

Очередные шаги в стратегии Министерства Финансов РФ по развитию НИОКР планируется проводить в рамках опробованного механизма инвестиционного налогового вычета (ст. 286.1 НК РФ)

Законопроект № 802503-7 принят Государственной Думой согласно основным направлениям налоговой и бюджетной политики на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов, утвержденных при принятии федерального бюджета, и опубликован в виде Федерального закона 380-ФЗ.

Предполагается наделить субъекты Российской Федерации правом устанавливать инвестиционный налоговый вычет в отношении расходов на научно-исследовательские работы с целью предоставления регионам дополнительных возможностей по стимулированию инновационной деятельности.

По состоянию на середину декабря 2019 года инвестиционный налоговый вычет в отношении расходов на основные средства (ОС) принят в 28 субъектах РФ. В каждом субъекте – свои условия в рамках закрепленных в НК РФ возможностей (ст. 286.1 НК РФ). Распространение механизма инвестиционного вычета в отношении расходов на НИОКР будет приниматься путем внесения изменений в принятые законы субъектов РФ, если будет принято решение воспользоваться предложенным правом. Конечные параметры механизма можно будет определить только после официального опубликования закона конкретного субъекта РФ и вступления его в силу.

Список 28 субъектов РФ с принятым инвестиционным налоговым вычетом:

  • Амурская область
  • Вологодская область
  • Воронежская область
  • Еврейская АО
  • Калужская область
  • Сахалинская область
  • Свердловская область
  • Республика Карелия
  • Удмуртская республика
  • Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
  • Ямало-Ненецкий автономный округ
  • Чеченская республика
  • Чувашская республика
  • Челябинская область
  • Ульяновская область
  • Тульская область
  • Ставропольский край
  • Приморский край
  • Новосибирская область
  • Московская область
  • Республика Марий Эл
  • Кемеровская область
  • Камчатский край
  • Рязанская область
  • Нижегородская область
  • Республика Северная Осетия - Алания
  • Республика Адыгея
  • Липецкая область
  • Москва
  • Саратовская область
  • Республика Тыва
  • Республика Ингушетия
  • Краснодарский край
  • Курская область
  • Тюменская область
  • Санкт-Петербург
  • Оренбургская область
  • Тамбовская область
  • Волгоградская область
  • Республика Коми

Как же определить, есть ли у вашей компании возможность воспользоваться каким-либо механизмом государственной поддержки, и в отношении каких объектов это применимо? Если вы занимаетесь НИОКР, вероятнее всего, такая возможность есть. Наш практический опыт показывает, что в большинстве российских компаний существуют результаты интеллектуальной деятельности, которые можно трансформировать в дорогостоящие нематериальные активы и использовать в качестве инструмента для получения экономических выгод. Поэтому своим клиентам, чтобы понять, как начинать действовать, мы рекомендуем проводить аудит результатов интеллектуальной деятельности. Итогом аудита становится «дорожная карта», содержащая описание необходимых мероприятий для получения льгот и советы наших экспертов. Не упустите свой шанс!

Оставьте заявку, эксперт свяжется с вами и расскажет о дальнейших шагах.

Читайте также: