Налоговые теории двадцатого века

Опубликовано: 15.05.2024

Под влиянием общественно-политических и исторических процессов, происходящих в обществе, государстве, экономике происходили изменения в налогообложении. Попытки теоретически обосновать практику налогообложения нашли свое отражение в налоговых теориях.

Налоговая теория – это система научных знаний о сути и природе налогов, их роли и значении в обществе. Выделяют частныеналоговые теории, в которых исследуется лишь один какой-то аспект налогообложения, и общие налоговые теории, рассматривающие налогообложение комплексно.

Примером частных налоговых теорий могут служить следующие теории: 1) теории единого налога;

2) теории соотношения прямого и косвенного налогообложения (в раннем средневековье косвенные налоги считали вредными, в конце средневековья налоговые системы строятся именно на косвенном налогообложении, в конце 19 века обоснована необходимость поддержания относительного равновесия между прямыми и косвенными налогами);

3) теории пропорционального и прогрессивного налогообложения;

4) теории переложения налога.

Каждая из названных теорий имеет своих авторов и последователей.

Одной из первых общих теорий налогообложения является теория обмена (середина 18 века), в основе которой лежит признание возмездного характера налогообложения. В этой теории налоги рассматривались как плата, вносимая каждым гражданином за охрану его личной и имущественной безопасности, за поддержание порядка и другие услуги государства, т.е. как обмен одних ценностей на другие, хотя и не всегда добровольный. Эта теория применима только в условиях средневековья. Разновидностями общей теории обмена были атомистическая теория, теория общественного договора, теория налога как страховой премии, теория наслаждения (жертвы) и др.

Далее всеобщая теория трансформировалась в подлинно научную классическую теорию налогообложения, основоположником которой считают шотландского экономиста и философа А.Смита. В своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776г.) А.Смит отмечал, что формирование налоговой системы происходит на достаточно высоком уровне развития государства. По мнению ученых-классиков Д.Рикардо, У.Петти, Дж.Милля, Ж.Б.Сэя экономика – устойчивая и саморегулируемая (по принципу « невидимой руки») система, государство при этом должно выполнять лишь возложенные на него функции (охрану права собственности и обеспечение развития свободного рынка), а налоги – это только источники покрытия затрат государства на эти цели. В то же время классики рассматривали налог и как зло, убыток для общества, т.к. налог, по их мнению, обслуживал непроизводительные расходы государства и изымал средства из производительного применения. Основной спор был связан с проблемой обеспечения справедливости взимания налогов (равномерного или прогрессивного налогообложения).

Усложнение экономических отношений в обществе в результате экономических кризисов в США, ряде стран Европы, Великой депрессии 1929 – 1933 гг. привело к необходимости корректировки классического учения о налогах, к переосмыслению места и роли государства, значения налогообложения. Поэтому на смену пришли новые налоговые теории, которые можно разделить на два основных направления – кейнсианское и неоклассическое.

Согласно кейнсианской теории эффективного спроса (1-ая половина 20 века) обеспечение экономического роста затруднено наличием больших сбережений, которые не вкладываются в производство и снижают общий объем совокупного спроса. Поэтому необходимо государственное вмешательство, направленное на изъятие с помощью налогов доходов, помещенных в сбережения, и финансирование за счет этих средств инвестиций и текущих расходов государства. При этом Дж. Кейнс выступал за прогрессивное налогообложение, поскольку налоги можно использовать в экономической системе как «встроенные механизмы гибкости». Снижение уровня налогообложения, по мнению Дж. Кейнса, уменьшает доходы бюджета и обостряет экономическую неустойчивость, а использование прогрессивного метода налогообложения способствует сглаживанию этого процесса. Так, в фазе подъема растут доходы фирм и населения, а при прогрессивном налогообложении еще быстрее растут суммы налогов. В этот период сокращается безработица, улучшается благосостояние малообеспеченных семей, следовательно, уменьшаются выплаты пособий по безработице и иные социальные расходы государства. В итоге снижается совокупный спрос, что сдерживает экономический рост. В фазе кризиса налоговые поступления автоматически уменьшаются, сокращаются суммы изъятий из доходов фирм и домашних хозяйств. Одновременно возрастают государственные социальные выплаты, что способствует увеличению покупательной способности населения (росту совокупного спроса) и в итоге помогает преодолеть спад экономики.

Вывод: теория Дж. Кейнса в отличие от классической теории, рассматривавшей налоги лишь как источник доходов государства, предлагает рассматривать налоги как регулятор процессов потребления, накопления и формирования оптимальной структуры воспроизводства.

В условиях НТР кейнсианская теория эффективного спроса перестала отвечать требованиям экономического развития, поэтому ей на смену пришла неоклассическая теория эффективного предложения (основоположник - Дж. Милль – 1907 г.). Согласно этой теории государственное вмешательство должно быть ограничено и направлено на устранение препятствий действию законов свободной конкуренции. Среди представителей неоклассической школы не было единого мнения о роли государства в регулировании экономики, поэтому неоклассическая теория получила развитие по двум направлениям: теория экономики предложения (начало 80-х годов 20 века) и теория монетаризма (50-е годы 20 века).

Представители теории экономики предложения (М.Бернс, Г.Стайн, А.Лаффер) рассматривали налоги как фактор экономического развития и регулирования. Они утверждали, что высокие налоги сдерживают предпринимательскую инициативу, тормозят процессы инвестирования, обновления и расширения производства, поэтому необходимо радикальное сокращение предельных налоговых ставок, понижение за счет этого прогрессивности налогообложения, предоставление налоговых льгот корпорациям, чтобы они могли увеличить собственные источники накопления. Теория экономики предложения получила свое развитие в исследовании ученых США под руководством профессора А.Лаффера (начало 80-х годов 20 века). В соответствии с бюджетной концепцией А.Лаффера налоговые поступления являются продуктом двух основных факторов: налоговой ставки и налоговой базы (так называемая кривая Лаффера). Рост налоговых поступлений возможен лишь до определенного предела повышения налоговых ставок, затем этот рост немного замедляется, и далее происходит либо плавное снижение доходов бюджета, либо их резкое падение, т.к. губится предпринимательская инициатива, уменьшаются доходы, предъявляемые к налогообложению, появляется теневой сектор. Предельной ставкой налогового изъятия в бюджет А.Лаффер считает 30% суммы доходов, в границах которой растет сумма доходов бюджета. При 40–50%-м изъятии доходов сокращаются доходы организаций, сбережения населения, что влечет за собой незаинтересованность в инвестировании в те или иные отрасли экономики и сокращение налоговых поступлений. И наоборот, снижение налогов стимулирует развитие экономики.

Приверженцы теории монетаризма (автор - М.Фридман) предлагали ограничить роль государства деятельностью по регулированию денег в обращении и процентных ставок и повышению (снижению) налогов. Они также делали ставку на снижение налогов. По их мнению, сокращение налогов ограничивает государственные расходы, служащие дополнительным стимулом инфляции, а сами налоги помогают изымать лишнее количество денег из обращения (а не сбережений, как в кейнсианской теории).

Несмотря на популярность неоклассического направления полной замены кейнсианских методов не произошло. В дальнейшем стали появляться новые течения, как синтез кейнсианской и неоклассической теорий. До сих пор ведется полемика о роли налогов в экономике государства, о том, как избежать негативных последствий влияния налогов либо их сгладить.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 19:51, реферат

Описание

Существуют различные взгляды на проблему периодизации развития научной теории налогообложения. Так, О.Н. Горбунова выделяет три основных периода в развитии налогообложения, каждый из которых характеризуется своими признаками и особенностями.

Первый период характеризуется становлением налогообложения в древнем мире и в средние века.

Содержание

1 Налоговые теории XVII-XIX вв. Классическая теория 5

2 Научные концепции налогообложения XX века. Кейнсианство

и неоклассицизм. 8

Список использованных источников и литературы 13

Работа состоит из 1 файл

НАЛОГОВЫЕ ТЕОРИИ.doc

1 Налоговые теории XVII-XIX вв. Классическая теория 5

2 Научные концепции налогообложения XX века. Кейнсианство

и неоклассицизм. 8

Список использованных источников и литературы 13

Существуют различные взгляды на проблему периодизации развития научной теории налогообложения. Так, О.Н. Горбунова выделяет три основных периода в развитии налогообложения, каждый из которых характеризуется своими признаками и особенностями.

Первый период характеризуется становлением налогообложения в древнем мире и в средние века. Она отмечает, что возникновение налогов происходит одновременно с появлением первых государств, когда действуют товарно-денежные отношения, формируется государственный аппарат управления и принуждения, на содержание которого требуются средства[1]. В средние века в европейских государствах отсутствовали развитые налоговые системы, налоги имели разовый характер. Развитие государственности диктовало объективную необходимость усиления государственного аппарата, что обусловило возникновение налоговых систем, пришедших на смену разовым, бессистемным платежам.

В конце XVII – начале XVIII веков наступает второй период развития налогообложения, когда налоги становились ведущим источником доходной части бюджета. Демократические преобразования в европейских государствах того времени наложили отпечаток и на порядок установления и взимания налогов. Тогда и начинает формироваться научная теория налогообложения, основоположником которой стал Адам Смит - основатель классической школы. В своей работе «Исследования о природе и причинах богатства народов» он впервые сформулировал принципы налогообложения, дал определение налоговым платежам, указал их место в финансовой системе государства[2]. Он обосновал вывод о том, что налоги для плательщика есть показатель свободы, а не рабства.

Наконец, третий период, отмечаемый О.Н. Горбуновой, начинается с начала XX века и характеризуется дальнейшим совершенствованием налоговых систем. Здесь появляются такие научные течения как кейнсианство, основоположником которого стал Джон Кейнс, и неоклассицизм с Альфредом Маршаллом, Милтоном Фридманом и их последователями. Современные ученые полагают, что до сих пор не создано идеальной налоговой системы. Многочисленные налоговые реформы в большинстве стран свидетельствуют о дальнейшем процессе развития налогов и налоговых систем в целом.

Для удобства изложения можно объединить первые два периода, в первой главе - Налоговые теории XVII-XIX вв. Классическая школа. А третий период, соответственно, – во второй главе – Научные концепции налогообложения XX века. Кейнсианство и неоклассицизм.

Из названия глав можно определить и задачи – это исследование научных концепций начиная с XVII века. А так же развитие теории налогообложения c XX века – где основными школами были неоклассическая и кейнсианство.

1.НАЛОГОВЫЕ ТЕОРИИ XVII-XIX ВВ. КЛАССИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ.

Основоположником теории налогов считается шотландский экономист и финансист Адам Смит. В 1776 г. он издал книгу «Исследование о природе и причинах богатства народов», которая оказала определяющее влияние на финансовую и хозяйственную жизнь многих государств. Однако налоговые теории начали зарождаться в более ранний период.

Под налоговыми теориями следует понимать ту или иную систему научных знаний о сути и природе налогов, их месте, роли и значении в экономической и социально-политической жизни общества. Существуют общие и частные теории налогов. Общие теории налогов отражают назначение налогообложения в целом, а частные — исследования по отдельным вопросам налогообложения.

Одной из самых первых общих налоговых теорий является теория обмена, которая характеризуется возмездным характером налогообложения, т. е. через налог граждане как бы покупают у государства услуги по поддержанию правопорядка, здравоохранению и др. Теория обмена услуг соответствовала условиям средневекового строя с господством договорных отношений.

В эпоху просвещения (XVII-XVIII вв.) появилась разновидность теории обмена услуг - атомистическая теория. Ее представители - французские просветители Себастьен Ле Претр де Вобан (1633-1707) - теория «общественного договора» - и Шарль Луи Монтескье (1689-1755) – теория «публичного договора». Здесь налог — результат договора между сторонами, по которому подданный вносит государству плату за различные услуги. Налоги выступают как обязательная плата общества за мир и выгоды гражданам. Происходит обмен одних ценностей на другие, хотя подобная сделка не является добровольной и часто не может считаться справедливой. “Совершенно ясно и признано всеми, — пишет Вобан, — что все подданные государства нуждаются в его защите, без которой они не могут существовать”, и не менее ясно, что “государь, глава и правитель страны, не может дать им эту защиту, если подданные не доставляют ему необходимых для этого средств”. К проблеме обеспечения защиты от внешнего врага присоединяется проблема поддержания внутреннего порядка и спокойствия в стране, для чего необходимы суд, полиция и прочие государственные органы. Для содержания их надо платить налоги. Получается обмен одних ценностей на другие: “подобно тому, как мы оплачиваем купца за купленные у него товары, адвоката за полученный совет, так мы платим и правительству за его услуги”.

Швейцарский экономист Ж. Сисмонд де Сисмонди (1773-1842) сформулировал теорию налога как теорию наслаждения, согласно которой налог является одновременно и жертвой, и наслаждением, т.е. при помощи налогов покрываются ежегодные расходы государства, и каждый плательщик налогов участвует, таким образом, в общих расходах, совершаемых ради него и его сограждан. Цель богатства всегда заключается в наслаждении. При помощи налогов каждый плательщик покупает не что иное, как наслаждения. Наслаждение он извлекает из общественного порядка, правосудия, обеспечения личности и собственности. Наслаждение доставляют также общественные работы, благодаря которым можно пользоваться хорошими дорогами, широкими бульварами, здоровой водой. Народное просвещение, благодаря которому дети получают воспитание, а у взрослых развивается религиозное чувство, опять—таки наслаждение. В дополнение ко всем другим наслаждением служит национальная защита, обеспечивающая каждому участие в выгодах, доставляемых общественным порядком.

В этот же период появляется идея налога как страховой премии (основатели французский государственный деятель А. Тьер (1797-1877), английский экономист Дж. Мак—Куллох (1789-1864)). Здесь налоги рассматривают как платеж на случай возникновения какого—либо риска, т.е. налогоплательщик как коммерсант в зависимости от доходов страхует свою собственность от войны, стихийного бедствия, пожара, кражи и т. д. Однако, в отличие от истинного страхования, налоги уплачиваются не для того, чтобы при наступлении страхового случая получить сумму возмещения, а чтобы профинансировать затраты правительства по обеспечению правопорядка и обороны. Таким образом, идея страхования, может быть признана только в том случае, когда государство берет на себя обязательства осуществлять страховые выплаты гражданам в случае наступления риска.

Классическая теория (теория налогового нейтралитета) выдвинутая английскими экономистами А. Смитом (1723-1790) и Д. Рикардо (1772-1823) в конце XVIII в., имеет более высокий теоретический уровень. Налоги рассматриваются как один из видов государственных доходов, которые должны покрывать «расходы на общественную оборону и на поддержание достоинства верховной власти». Что касается затрат по финансированию иных расходов, то они должны покрываться за счет пошлин и сборов, уплачиваемых заинтересованными лицами. Считается, что сегодня классическая теория несостоятельна, поскольку в настоящий момент невозможно изымать путем налогов четверть национального продукта без того, чтобы это не имело серьезных экономических последствий. Взыскание налогов уменьшают покупательную способность граждан и снижает инвестиционные возможности предпринимателей, косвенные налоги повышают цены на товар и воздействуют на потребление, а влияет на многие экономические процессы в обществе. Учение о правовом государстве приводит к появлению новых теорий, а именно теории жертвы (основатели Н. Канар, Б. Мильгаузен, Д. Милль) и теории коллективных потребностей (основатели Э. Селигман, Р. Струм, Л. Штейн, А. Шеффле, Ф. Нити). Обе теории содержат идею принудительного характера налога, трактуя налог как обязанность, вытекающую из самой сути государственного устройства общества. Теория жертвы возникла в XIX в., сохранив свою актуальность и в первые десятилетия XX в. Теория коллективных потребностей отразила реалии конца XIX — начала XX в., обусловленные необходимостью обоснования роста государственных расходов и увеличения налогового гнета.

2.НАУЧНЫЕ КОНЦЕПЦИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ XX ВЕКА. И НЕОКЛАССИЦИЗМ.

В начале XX в. появились новые налоговые теории. Можно выделить два основных направления экономической мысли – кейнсианское и неоклассическое. Противоположностью классицизма выступает кейнсианская теория, основанная на разработках английского экономиста Дж. М. Кейнса (1883 - 1946). Центральная мысль этой теории в том, что налоги являются главным рычагом регулирования экономики и способствуют ее успешному развитию, поскольку изымают излишние сбережения, мешающие экономическому росту. Данная теория доказывает необходимость создания «эффективного спроса» как условия для обеспечения реализации произведенной продукции посредством воздействия различных методов государственного регулирования. Немалую роль в обеспечении притока инвестиций должно сыграть государство с его не только кредитно – денежной, но и бюджетной политикой, осуществляющее свое руководящее влияние на склонность к потреблению путем соответсвующей системы налогов, не исключая всякого рода компромиссов и способов сотрудничества государственной власти с частной инициативой. Кейнсианская теория была подорвана по следующим причинам. Во-первых, когда инфляция стала приобретать хронический характер ввиду изменений в условиях производства, а не реализации, стало необходимым такое вмешательство, которое улучшило бы предложение ресурсов, а не спрос на них. Во-вторых, с развитием экономической интеграции произошло повышение зависимости каждой страны от внешних рынков. Поэтому на смену кейнсианской концепции пришла неоклассическая теория «эффективного предложения».

Неоклассическая теория, одним из основоположников которой считается А. Маршалл, основывается на преимуществе свободной конкуренции, устойчивости экономических, в частности производственных, процессов. Маршалл отводил государству лишь косвенную роль в регулировании экономических процессов, считая государство дестабилизирующим фактором с безграничным ростом его расходов. Отдавая предпочтение только кредитно – денежной политике ЦБ, неоклассицисты полагают, что таким образом будет создан эффективный механизм перераспределения дохода, обеспечивающий полную занятость и устойчивый рост национального богатства. В неоклассической теории широкое развитие получили два направления: теория экономики предложения и монетаризм.

Теория экономики предложения (основатели М. Бернс, Г. Стайн, А. Лаффер) — рассматривает налоги как один из важных факторов экономического развития и регулирования. В соответствии с этой теорией снижение налогового гнета приводит к бурному росту предпринимательской и инвестиционной деятельности. В рамках этой теории американский экономист А. Лаффер установил математическую зависимость дохода бюджета от уровня налоговых ставок.

Теория монетаризма (основатель М. Фридман) — основана на количественной оценке денежного обращения. Согласно этой теории налоги, наряду с иными компонентами, воздействуют на обращение, через них изымается излишнее количество денег (а не сбережений, как в кейнсианской теории). Тем самым уменьшаются неблагоприятные факторы развития экономики. В теории монетаризма и кейнсианской теории налоги уменьшают факторы развития экономики. Однако если в первом случае этим фактором являются излишние деньги, то во втором – излишние сбережения. Основная мысль неоклассических теорий заключается в поисках методов снижения инфляции и предоставления большего количества налоговых льгот корпорациям и той части населения, которая формирует потребительский спрос на рынке. Несмотря на популярность практическое использование приемов неоклассического направления, полной замены кейнсианских методов регулирования экономики не произошло.

К частным теориям налогов относятся:

- теория соотношения прямого и косвенного обложения. Финансовая наука достаточно долго искала ответ на вопрос «Каково влияние прямого и косвенного налогообложения на создание сбалансированной налоговой системы?» Во второй половине XIX в. ученые пришли к выводу, что построить сбалансированную налоговую систему можно, лишь сочетая на практике обе формы обложения, но с преобладанием его прямых форм;

- теория единого налога, в основе которой лежит мысль, что налоги уплачиваются из единого источника — доходов. Поэтому единый налог видится теоретически более целесообразным, простым и рациональным, чем взимание множества отдельных налогов. Однако практика налогообложения в разных странах многократно доказала несостоятельность и неосуществимость данного подхода;

- теория пропорционального налогообложения базируется на ослаблении налогового нажима по мере увеличения объекта налогообложения (налогооблагаемые суммы). Защитниками этой теории всегда выступают наиболее имущие классы;

- теории прогрессивного налогообложения основаны на усилении налоговой нагрузки по мере роста доходов и имущественного состояния плательщика. Считается, что с богатого гражданина необходимо взимать больше не только абсолютно, но и относительно. С точки зрения бедняка, налог должен быть не пропорциональным, а прогрессивным;

- теория переложения налогов изучает справедливость распределения налогового бремени в зависимости от форм налогообложения, эластичности спроса и предложения. Исследование ведется по источникам доходов и по категориям плательщиков. Существует много разновидностей этой теории: абсолютная, оптимистическая, пессимистическая и др.

Сущность классической налоговой теории, ее основополагающие идеи и особенности применения на современном этапе. Научные концепции налогообложения XX века: кейнсианство и неоклассицизм. Развитие новых налоговых теорий сегодня и оценка их популярности.

Рубрика Финансы, деньги и налоги
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 05.10.2010
Размер файла 15,9 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

Налоговые теории подразумевают определенную систему научных знаний о сущности и значении налогов, то есть различные варианты моделей налогообложения в государстве в зависимости от признания за налогами того или иного назначения. Потребность установить теоретические основы налоговых отношений обусловлена объективными причинами. Это связано с тем, что практика налогообложения опережала финансовую науку, которая не подготовила общественное мнение относительно справедливости взимания налогов, поэтому существовала необходимость теоретического обоснования налогов.

Можно выделить несколько этапов формирования представлений о природе налогообложения. На первых этапах налог выступал в основном как экономическая категория и только на последнем этапе налог стал получать правовое содержание.

Одной из первичных форм налогообложения выступала дань с побежденного народа. Первый прообраз налогов - налог на побежденных. В Древнем Египте и других Восточных деспотиях налоги взималась в качестве арендной платы за пользование землей, принадлежавшей главе государства. В ранних феодальных государствах налог рассматривался в качестве даров главе государства. В дальнейшем он стал рассматриваться как помощь населения своему государству. Налоги существуют и в наше время, причем система налогообложения до сих пор совершенствуется, обращаясь к различным теоретическим разработкам в этой области. Поэтому данный вопрос достаточно актуален и сейчас.

Целью данной работы является изучение перспективных направлений развития налоговых теорий.

В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:

1. Рассмотрение существующих налоговых теорий.

2. Изучения современных направлений их развития.

1 Классическая налоговая теория

Полноценное теоретическое обоснование налогообложения не имеет глубоких исторических корней. До XVII века все представления о налогах носили случайный и бессистемный характер, что не позволяет относить их к серьезным теоретическим работам в данной области.

Основные налоговые теории стали формироваться в качестве научных концепций, начиная с XVII века. Наибольшей интерес среди налоговых теорий указанного периода представляет классическая теория, так как именно она получила наибольшее распространение и остается значимой до наших дней.

Классическая теория налогов (теория налогового нейтралитета) имеет высокий теоретический уровень и связывается с научной деятельностью английских экономистов Адама Смита (1723-1790) и Давида Рикардо (1772-1823) и их последователей. Сторонники этой теории рассматривали налоги как один из видов государственных доходов, которые должны покрывать затраты по содержанию правительства Налоговое право России: Учебник для вузов / Под ред. Ю.А. Крохиной. - М.: Норма, 2003. - С. 20. . При этом какая-либо иная роль (регулирования экономики, страховой платеж, плата за услуги) налогам не отводилась.

Данная позиция основывается на теории рыночной экономики, которую разработал А. Смит. В рыночных условиях удовлетворение индивидуальных потребностей достигается путем предоставления экономической свободы, свободы деятельности субъектов.

Правительство должно обеспечивать развитие рыночной экономики, охраняя право собственности. Для выполнения данной функции государству необходимы соответствующие средства. Поскольку в условиях рынка доля прямых доходов государства существенно уменьшается, основным источником покрытия указанных видов выше расходов должны стать поступления от налогов. Что касается затрат по финансированию иных расходов (строительство и содержание дорог, содержание судебных учреждений и прочее), то они должны покрываться за счет пошлин и сборов, уплачиваемых заинтересованными лицами. При этом считалось, что поскольку налоги носят безвозмездный характер, пошлины и сборы не должны рассматриваться в качестве налогов.

Классическая теория имеет высокую научную ценность и состоит в обосновании экономической природы налога, которая впервые исследуется Смитом. Смит не дает собственного определения налога, однако особое значение имеют разработанные им классические принципы построения налоговой политики Налоги / Под ред. Черника Д.Г. - М. Финансы и статистика, 2001. - С. 49. :

· принцип справедливости, означающий, что подданные государства должны его поддерживать соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства;

· принцип определенности, требующий чтобы налог был непроизвольным, а точно определенным по сроку, сумме и способу платежа;

· принцип удобства уплаты, предполагающий, что каждый налог должен взиматься в то время и таким способом, которые представляли наибольшие удобства для плательщика;

· принцип экономии, заключающийся в сокращении издержек взимания налога и в рационализации системы налогообложения.

Соблюдение этих принципов делает налоги, по словам Смита, признаком не рабства, а свободы.

Итак, согласно Адаму Смиту, субъектом уплаты налога выступает лично независимый гражданин, обладающий определенной собственностью и получающий доход в результате самостоятельной хозяйственной деятельности. Обязанность налогоплательщика уплатить налог в определенный срок и в установленном размере сопровождается его правом знать сумму налога и дату платежа, которые стабильно закрепляются законом. Кроме того, налогоплательщик имеет право на такой процесс взимания налогов, который не нарушал бы его основных политических прав и не стеснял бы хозяйственной деятельности. Однако на вопрос что и как может гарантировать налогоплательщику соблюдение его прав ответа у Смита нет. Он уделил больше внимания экономическому анализу налогов, нежели правовому, хотя нельзя умолять значение выводов правового характера, сделанных им.

Считается, что сегодня классическая теория абсолютно не состоятельна, поскольку в настоящий момент невозможно изымать путем налогов четверть национального продукта без того, чтобы это не имело серьезных экономических последствий. Взыскание налогов уменьшает покупательную способность граждан и снижает инвестиционные возможности предпринимателей, косвенные налоги повышают цены на товар и воздействуют на потребление, а это уже само по себе влияет на многие экономические процессы в обществе.

2. Научные концепции налогообложения XX века: Кейнсианство и неоклассицизм

В начале XX века появились новые налоговые теории. В настоящее время можно выделить два основных направления экономической мысли - кейнсианское и неоклассическое. Противоположностью классицизма выступает кейнсианская теория, которая основана на разработках английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946) и его последователей. Центральная мысль этой теории состоит в том, что налоги являются главным рычагом регулирования экономики и выступают одним из слагаемых ее успешного развития. Ядгаров Я.С. История экономических учений. - М.: ИНФРА-М, 2003. - С. 56.

Джон Кейнс был сторонником прогрессивности в налогообложении, поскольку считал, что прогрессивная налоговая система стимулирует принятие риска производителем относительно капитальных вложений. По мнению Джона Кейнса, изложенного им в книге «Общая теория занятости, процента и денег», экономический рост зависит от достаточных денежных сбережений только в условиях полной занятости . Однако полной занятости практически невозможно достичь. В этих условиях большие сбережения мешают экономическому росту, поскольку они не вкладываются в производство и представляют собой пассивный источник дохода. Чтобы устранить негативные последствия, излишние сбережения следуют изымать с помощью налогов.

В условиях научно-технического подъема, все более частого проявления кризисных явлений кейнсианская теория вмешательства государства перестала отвечать требованиям экономического развития. Поэтому на смену кейнсианской концепции «эффективного спроса» пришла неоклассическая теория «эффективного предложения».

Неоклассическая теория основывается на преимуществе свободной конкуренции и естественности, устойчивости экономических, в частности производственных, процессов. Согласно неоклассическому направлению внешние корректирующие меры должны быть направлены лишь на то, чтобы устранить препятствия, мешающие действию законов свободной конкуренции, поэтому государственное вмешательство не должно ограничивать рынок с его естественными саморегулирующими законами, способными без какой-либо помощи извне достигнуть экономического равновесия. В этом заключается отличие неоклассической теории от кейнсианской концепции, утверждающей, что динамическое равновесие неустойчиво, и делающей выводы о необходимости прямого вмешательства государства в экономические процессы.

В неоклассической теории, в свою очередь, широкое развитие получили два направления: теория экономики предложения и монетаризм.

Теория экономики предложения, сформулированная в начале восьмидесятых годов XX века американскими учеными М. Бернсом, Г. Стайном и А. Лэффером рассматривает налоги в качестве одного из факторов экономического развития и регулирования Бартенев С.А. Экономические теории и школы (история и современность): Курс лекций. - М.: БЕК, 2002. - С. 159. . Данная теория исходит из того, что высокое налогообложение отрицательно влияет на предпринимательскую и инвестиционную активность, что в конечном итоге приводит к уменьшению налоговых платежей. Как следствие, предлагается снизить ставки налогообложения и предоставить корпорациям все возможные льготы. Таким образом, снижение налогового бремени, по мнению авторов теории, приводит к бурному экономическому росту. Гусейнов Р.М. История экономических учений: учеб. пособие. - Новосибирск: НГАСУ, 2004. - С. 120.

Другой важный аспект теории - обязательное сокращение государственных расходов. Ведь главный постулат теории - утверждение, что лучший регулятор рынка - сам рынок, а государственное регулирование и высокие налоги лишь мешают его нормальному функционированию. Общий закон формирования уровня налоговых ставок гласит: широкая налоговая база позволяет иметь относительно небольшие ставки налогообложения и, наоборот, достаточно узкая налоговая база отдельных видов налогов обязательно предполагает их высокие ставки. Очевидно, что высокие и низкие ставки налогов оказывают разное влияние на хозяйственные процессы и деловую активность предпринимателей. Но, чтобы найти оптимальную долю изъятия прибыли в бюджет, необходимо провести исследование активности предприятий в случае применения тех или иных процентных ставок.

Налоговая теория монетаризма, выдвинутая в пятидесятых годах XX века американским экономистом профессором экономики Чикагского университета Милтоном Фридменом, приверженцем идеи свободного рынка, основывалась на коммерческой теории денег. Он предлагает ограничить роль государства только той деятельностью, которую кроме него никто не может осуществить: регулирование денег в обращении. В то же время по теории монетаризма одним из основных средств регулирования экономики является изменение денежной массы и процентных банковских ставок. В данном случае налоги наряду с иными механизмами воздействуют на денежное обращение. Так как государство с каждым годом увеличивает свои расходы, влекущие дополнительный рост инфляции, его нельзя допускать к созданию богатства общества, регулированию объемов производства, занятости и цен. Однако оно может помочь в регулировании денежной массы - изъяв лишнее количество денег из обращения, если не с помощью займов, так с помощью налогов. Таким образом, сочетание снижения налогов с манипулированием денежной массой и процентной ставкой позволяет создать стабильность функционирования механизма не только государственного, но и частного предприятия.

Основная идея неоклассических теорий заключается в поисках методов снижения инфляции и предоставлении большего количества налоговых льгот корпорациям и той части населения, которая формирует потребительский спрос на рынке. Несмотря на популярность и практическое использование приемов неоклассического направления, полной замены кейнсианских методов регулирования экономики не произошло.

3. Современное развитие налоговых теорий

В настоящее время не существует какой-либо одной истинно верной теории экономического регулирования. Во многих зарубежных странах, правительства которых применяют методы регулирования на практике, существует взаимодействие трех основных концепций: кейнсианства с различными вариациями, теории экономики предложения и монетаризма. Неоклассические течения чаще используются в качестве теоретической основы для государственного регулирования, тем не менее ученые уже не отделяют эти методы от кейнсианских, все больше обнаруживая в своих работах их взаимопроникновение.

В области построения налоговой системы в России теоретические и практические исследования начали возрождаться с 1991 года. Они ведутся по разным направлениям: изучение экономического наследия о налогах, места и роли налогов в государственном регулировании экономики, воздействии налогов с другими финансовыми рычагами, экономико-математическое регулирование налоговых систем и др. Предпосылкой для их появления стали налоговое законодательство и его тяжелая адаптация к изменившимся экономическим условиям. Выдвигая те или иные концептуальные идеи, ученые-экономисты преследуют прежде всего такую цель - ослабить внутренние противоречия в экономических и налоговых отношениях, порождаемые несовершенной налоговой системой, повысить эффективность ее функционирования. Экономисты-исследователи все чаще обращаются к прикладным наукам, уделяя внимание налогам в своих теоретических исследованиях как регулятору экономических процессов. Отдельные положения теоретических разработок ученых были включены в новый для российских налоговых отношений документ - Налоговый кодекс. Вместе с тем действительность такова, что практикам приходится разрешать противоречия между фискальной и другими функциями налогов. Поскольку теория налогов уже доказала их объективность, а практика - необходимость, то следующая задача - максимальное использование всех функциональных преимуществ налоговой системы в определенный для страны период.

Заключение

Таким образом, в данной работе были рассмотрены основные налоговые теории, оказавшие большое влияние на построение современных налоговых систем различных стран.

Несмотря на то, что со времени создания многих из перечисленных налоговых теорий прошло уже достаточно много времени, они не теряют своей актуальности по сей день, причем не только в теоретическом аспекте, но и в практическом.

Основными направлениями развития налоговых теорий в современное время является их синтез. Очень сложно найти страну, которая использовала бы в своей налоговой системе принципы лишь одной теории. Как правило, в каждом теоретическом обосновании налогов можно найти рациональные и полезные инструменты государственного регулирования. И неправильно отделять один инструмент от другого. Наиболее эффективны они только в своей взаимосвязи.

Особенно актуальными вопросы налоговых взаимоотношений стали в нашей стране в годы реформ. Это связано с тем, что после перестройки наступила необходимость коренным образом изменить всю экономическую системы страны. Не исключение и налогообложение. Именно поэтому последние годы экономисты достаточно активно работают над данными вопросами, обращаясь к трудам великих экономистов, разрабатывающих теории налогов много лет назад.

Литература

1. Бартенев С.А. Экономические теории и школы (история и современность): Курс лекций. - М.: БЕК, 2002. - 352 с.

2. Гусейнов Р.М. История экономических учений: учеб. пособие. - Новосибирск: НГАСУ, 2004. - 132 с.

3. Налоги / Под ред. Черника Д.Г. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 656 с.

4. Налоговое право России: Учебник для вузов / Под ред. Ю.А. Крохиной. - М.: Норма, 2003. - 656 с.

5. Ядгаров Я.С. История экономических учений. - М.: Инфра-М, 2003. - 288 с.

date image
2015-05-13 views image
1370

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Американская финансовая школа и развитие теории переложения нало­гов в 20-30-е гг. XX в.

В конце XIX - начале XX в. капитализм свободной (совершенной) конкурен­ции перерос в монополистическую стадию. Усилилась концентрация производства и капитала, произошла обвальная централизация банковского капитала. В резуль­тате американская капиталистическая система породила острые социальные про­тиворечия. Интересам «среднего класса» был нанесён значительный ущерб. Эти обстоятельства привели к появлению в экономической теории совершенно нового направления - институционализма. Он ставил задачу, во-первых, выступить оппо­нентом монополистическому капитализму и, во-вторых, разработать концепцию защиты «среднего класса» посредством реформирования в первую очередь эко­номики.

Сам термин «институционализм» (institutio) в переводе с латинского означает обычай, наставление, указание. Широкое распространение институционализм по­лучил в США 20-30-х годах в XX в. Представители институционализма считают движущей силой общественного развития институты. Под ними понимаются:

1) общественные институты, т.е. семья, государство, монополии, профсою­зы, конкуренция, юридическо-правовые нормы;

2) общественная психология, т.е. мотивы поведения, способы мышления, обычаи, традиции, привычки. Формой проявления общественной психологии являются и экономические категории: частная собственность, налоги, кредит, прибыль, торговля и др.

Объектом анализа институционалистов является эволюция общественной психологии. В основу анализа положен описательный метод. Институционализм в своем развитии прошёл три этапа.

Первый этап - 20-30-е годы XX в. Его родоначальниками явились Торстейн Веблен (1857-1929), Джон Коммонс (1862-1945), Уэсли Клер Митчелл (1874-1948). Одна из основных проблем налогообложения носила своё отражение в теории переложения налогов, исследование которой началось ещё в XVII в. Причём, вопрос о переложении налогов до сих пор является одним из наименее разрабо­танных вопросов в налогообложении и это с учётом того, что её практическое зна­чение очень огромно. Суть теории переложения основана на том, что распреде­ление налогового бремени возможно только в процессе обмена, результатом ко­торого является формирование цены. Именно через обменные и распредели­тельные процессы юридический плательщик налога способен переложить налого­вое бремя на иное лицо - носителя налога, который и будет нести всю тяжесть налогообложения.

По словам американских экономистов Энтони Б. Анкинсана и Джозефа Э. Стиглица: «Один из наиболее ценных выводов, сделанных в результате экономи­ческого анализа государственных финансов, состоит в том, что человек, на кото­рого формально распространяется действие положения о налогообложении, и че­ловек, платящий этот налог, - совсем не обязательно одно и то же лицо. Опреде­ление реальной сферы действия налога или государственной программы - одна из наиболее важных задач теории госсектора». Основоположником теории пере­ложения считается английский философ Джон Локк (1632-1704 гг.), который делая вывод о том, что все налоги в конечном счёте падают на собственника земли, предлагал конкретные пути и методы по разрешению этой проблемы. В конце XIX в. профессор Колумбийского университета Эдвин Селичмин (1861 -1939 гг.) в сво­ей книге «Переложение и падение налогов» (1892 год) изложил основные положе­ния переложения налогов и указал две их разновидности: переложение с продавца на покупателя (как правило, это происходит при косвенном налогообложении) и переложение с покупателя на продавца (косвенные налоги в случаях, когда цена на какой-либо товар неимоверно велика из-за высоких ставок (например, акцизов), что существенно ограничивает спрос на этот товар). Проблема переложения налогов окончательно не разрешена до сих пор. По словам современных американских экономистов К. Макконелла и С. Брю: «Налоги не всегда исходят из тех источников, которые подлежат налогообложению. Некоторые налоги могут быть переложены. По этой причине необходимо точно определить сферу возможного переложения основных видов налогов и выявить конечные пункты, куда налоги перемещаются». По мнению других западных экономистов Р. Масгрейва и Д. Минза от 30 до 50% налогов, уплачиваемых капиталистами, перекладывается ими на потребителей. Проблема переложения особо актуальна в настоящий момент в России, поскольку в структуре розничной цены на товары народного потребления в городе Москве, доля всех налогов, сборов и страховых взносов составляет 31%. Таким образом, для точного определения тенденций переложения каждого налогового платежа необходимо учитывать природу налога, а также все экономические и политические условия его взимания.

1 Соколов А.А. Указ. соч. С. 67.

2. Эволюция финансовой мысли по содержанию налогов и их роли в экономике 43

платформе теории коллективных (общественных) потребностей. На этом основании их достаточно трудно охарактеризовать как самостоятельные общие налоговые теории. Тем не менее приведение основных положений экономической мысли XX в., касающейся роли налогов, представляется нам объективно необходимым. Рассмотрим некоторые экономические учения в аспекте роли налогов в государственном регулировании экономики.

Кейнсианская концепция государственного регулирования экономики (кейнсианство)

Мировой экономический кризис 1929—1933 гг., обрушившийся как на развитые, так и на слабые в экономическом отношении страны, со всей очевидностью продемонстрировал теоретическую несостоятельность классического подхода, ограничивающего возможности вмешательства государства в экономику. Этот кризис с особой остротой актуализировал необходимость поиска нового смысла роли государства в регулировании экономических процессов рыночного хозяйства. Английский экономист Дж. М. Кейнс (1883— 1946) уловил назревшую потребность и в своей работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936) сформулировал принципиально новую теорию государственного регулирования экономики.

Ее главный посыл состоял в том, что система рыночных экономических отношений является отнюдь не совершенной и саморегулируемой. Наибольшую занятость и максимальный экономический рост позволяет обеспечить только активное вмешательство государства в экономику.

Основной постулат этой политики, по Кейнсу, — использование налогов как «встроенных стабилизаторов» экономики, которыми необходимо активно манипулировать. В период экономической рецессии следует снижать налоги, предоставлять большее количество льгот и формировать соответствующие налоговые режимы, что должно приводить к повышению инвестиционной активности и оживлению экономического производства. В период экономического подъема,

I. Теория налогообложения

наоборот, надо повышать налоги, сокращать льготы и соответствующие режимы, что будет приводить к обратному эффекту — сдерживанию роста инвестиционной активности и предотвращению наступления в дальнейшем кризиса перепроизводства.

| ! | Ключевая идея Ш 2. Вмешательство государства в работу рынка может быть использовано для достижения различных экономических целей. Правительство может исправлять различные провалы рынка, однако решения правительства также могут быть далекими от совершенства и вызывать последствия, противоположные ожидаемым.

Общетеоретическое понимание Кейнсом налогов основывалось на восприятии их как источника (причем принудительного) удовлетворения общественных потребностей. Следует отметить, что такой подход к налогам несколько шире неоклассического. Если неоклассики рассматривали возможность принудительного финансирования за счет налогов в первую очередь неделимых коллективных потребностей, в которых заинтересованность отдельных индивидов проявляется крайне незначительно, то Кейнс придал новый смысл общественным потребностям.

Во-первых, эти потребности значительно шире неделимых коллективных на сумму государственных инвестиций, за расширение которых ратовал Кейнс.

Стимулирование эффективного спроса, под которым Кейнс понимал совокупный платежеспособный спрос, определяющий уровень занятости, является лейтмотивом его учения. Важной задачей налоговой системы должно стать ограничение эффективного спроса в период экономического подъема и стимулирование этого спроса при экономическом спаде. Принцип стабильности налоговой системы, по Кейнсу, не столь значим — он вторичен по отношению к принципу подвижности.

Основной вклад Кейнса в теорию налогообложения заключается именно в том, что он обосновал значимость регулирующей функции

2. Эволюция финансовой мысли по содержанию налогов и их роли в экономике 45

налогов. Кроме того, он вскрыл позитивную роль налогов, позволяющую посредством налогообложения воздействовать на перераспределение ресурсов в экономике. В частности, такое перераспределение заключается в изъятии посредством налогов избыточных сбережений населения, которые не трансформируются в частные инвестиции, представляя пассивный источник дохода. Налогообложение позволяет переориентировать их в государственные инвестиции, превратив в активный источник доходов.

Кейнсианская теория явилась поворотным пунктом в формировании экономически обоснованной налоговой политики развитых стран в середине XX в.

В середине 1950-х гг. на базе кейнсианской теории стали оформляться различные школы, разрабатывающие неокеинсианскую доктрину государственного регулирования экономики.

Следует отметить значительную популярность кейнсианских и неокейнсианских идей налоговой и бюджетной политики в развитых странах. В этой связи примечателен следующий вывод: «Реализация общей теории Дж. Кейнса на практике привела страны Запада к социалистической ориентации. К сожалению, каждая страна сделала это за счет увеличения своего общегосударственного бюджетного дефицита. Дефициты западных стран сейчас огромны. Другой бедой этой политики стала нескончаемая инфляция»1. В результате взоры многих политических деятелей стали в 1970-х гг. обращаться к идеям неолиберализма.

Неолиберальная концепция государственного регулирования экономики (неолиберализм)

Неолиберализм (экономический либерализм) возник в 1930-х гг. как альтернативная кейнсианству система взглядов на проблему государственного регулирования экономики. Неолибералы отстаивают необходимость либерализации экономики, отводя ведущую роль в ней частной собственности и негосударственным хозяйственным структурам. Они выступают категорично против активного вмешательства государства в экономику, ограничивая его роль функциями «ночного сторожа» либо «спортивного арбитра».

1 Ховард К., Журавлева Г. Принципы экономики свободной рыночной системы (экономикс). М.: Златоуст, 1995. С. 278.

I. Теория налогообложения

Неолибералов объединяет определенная общность методологии, а главное — неприятие кейнсианских методов регулирования экономики. Система рыночных отношений рассматривается ими в качестве наиболее эффективной формы хозяйствования, создающей наиболее благоприятные условия для экономического развития. Отличительной чертой рынка, по их мнению, является наличие «естественного порядка», способность рыночной системы к саморегулированию.

Вместе с тем неолиберальное направление представляет собой достаточно неоднородную совокупность различных школ и теорий, отнесение которых к неолиберальным в известной степени условно. К наиболее известным относят фрайбургскую, американскую (в первую очередь чикагскую) и лондонскую школы.

Теорию спонтанного порядка разработал основоположник лондонской школы Ф. Хайек (1899—1992), которого называют «отцом» неолиберализма. По его мнению, спланировать социально-экономический порядок в обществе по определенным целевым критериям невозможно. Он должен формироваться спонтанно, т.е. стихийно, на основе свободной конкуренции и самоупорядочения экономических свобод. Государству следует отказаться от вмешательства в экономику, в том числе от активной налоговой политики. Ему следует также реализовывать и активную социальную политику. Государство не должно заниматься ни социальным страхованием, ни организацией просвещения, беря на себя минимальные обязательства по удовлетворению общественных потребностей, в частности ограничиваясь лишь предоставлением пенсий по старости и пособий по безработице. Соответственно и налоги должны быть минимальными.

| ? | Насколько, на ваш взгляд, применима теория спонтанного порядка в России с учетом особенностей складывающихся экономических отношений и, так называемого, «российского менталитета»? Обоснуйте свой ответ.

Теорию социального рыночного порядка разработали основоположники фрайбургской экономической школы — А. Мюллер-Армарк (1901—1978), В. Ойкен (1891—1950), Л. Эрхард (1897—1977). Данная теория ориентирована на поиск лучшего «естественного порядка».

Л. Эрхард — «конструктор» модели социального рыночного хозяйства в послевоенной Западной Германии — сравнивает роль государства в экономике с положением судьи (арбитра) на футбольном поле. По его мнению, государство в целях создания социального ры

ночного хозяйства как «идеального типа» свободной рыночной экономики должно следить за соблюдением правил свободной конкуренции («честной игры»), контролировать условия ценообразования, пресекая при этом попытки установления монопольных цен, гарантировать охрану и приоритетное значение частной собственности.

Одним из важнейших атрибутов данной модели является активная социальная политика, которую, по мнению В. Ойкена, никак не следует рассматривать как «бесплатное» приложение к экономической политике. Она в полной мере является политикой экономического порядка, направленной на обеспечение всем гражданам равных прав и равных возможностей в получении общественных благ. В этом аспекте модель социального рыночного хозяйства немецких неолибералов была во многом созвучна институциональной модели «государства всеобщего благоденствия», активно реализуемой в 1960—1970-х гг. в Скандинавских странах. Поскольку обе модели отвергали теоретические положения о классовом антагонизме, они в значительной степени ориентировались на сглаживание социальных противоречий, на создание условий для формирования среднего класса.

Таким образом, данная теория, ратующая за отказ от вмешательства государства в экономику, предусматривает повышенную его ответственность в социальной сфере и, как следствие, активную налоговую политику. Суть этой политики должна сводиться к минимальному набору налоговых льгот и достаточно высокому уровню налоговой нагрузки в первую очередь на капитал.

Следует отметить, что при практической реализации данной теоретической модели немецкие неолибералы несколько отошли от жестко задаваемых норм государственного нейтралитета. Как замечает С.В. Бартенев1, германское правительство все же поддерживало отрасли, испытывающие трудности, в частности электроэнергетику, металлургию, угольную промышленность. Получила распространение и практика предоставления адресных налоговых льгот, например, инвесторам и предпринимателям. Вместе с тем социальная ориентация налоговой политики была воспроизведена в точном соответствии с теоретическими постулатами. В целом неолиберальная реформа, проведенная Л. Эрхардом и его последователями, получила широкое признание благодаря «социально-экономическому чуду», осуществленному в послевоенной Германии и позже — при объединении восточных и западных ее земель.

Основу американского неолиберального направления составила чикагская школа, основателем которой считается Ф. Найт (1885— 1972), а ее теоретическим и идейным вдохновителем — нобелевский

Бартенев СВ. История экономических учений: Учебник. М.: Юристъ, 2002. С. 286.

I. Теория налогообложения

лауреат М. Фридмен (род. в 1912 г.), с именем которого и связывают оформление в 1950-х гг. теории монетаризма. Весьма существенным является вклад в развитие этой теории и другого нобелевского лауреата Дж. Стиглера (1911—1991).

Методологическая новизна данной теории состоит в обосновании возможности государственного регулирования экономики исключительно посредством жесткой денежно-кредитной политики, ограничивающей темп роста количества денег в экономике в соответствии с темпом роста реального валового продукта и стимулирующей снижение банковских процентных ставок.

Если у Кейнса актуальнейшими проблемами, занимающими центральное место в его анализе, было сокращение уровня безработицы и предотвращение цикличности экономического развития, то у Фридмена на передний план выдвигается проблема удержания нормального уровня инфляции посредством достижения соответствия между спросом на деньги и их предложением.

Налоги в теории монетаризма не имеют столь значимой регулирующей функции как в кейнсианской доктрине. Налоги у Фридмена — это всего лишь один из инструментов воздействия на объем денежной массы, тогда как в кейнсианстве налоги, уменьшая частные сбережения, трансформируют их в государственные инвестиции. Таким образом, в теории монетаризма налоговое регулирование хотя и заявлено одним из факторов денежного рычага государственного регулирования экономики, но отнюдь не самым важным. Государство, повышая налоги, может изымать избыточную массу денег из экономики, а понижая увеличивать денежную массу в экономике.

| ? | Насколько, на ваш взгляд, верна данная идея? Применима ли она в условиях экономики командно-административного типа, рыночного типа, экономики переходного периода? Обоснуйте свой ответ.

Монетарная идеология, неолиберальная по своей сути, была впервые апробирована в экономической политике республиканского правительства США в период президентства Р. Никсона, в 1969—1970 гг. Монетарные рецепты ограничения денежной массы также активно использовались российским правительством в середине 1990-х гг., в период реализации так называемой политики «шоковой терапии».

Еще одним важным направлением американской неолиберальной школы явилась разработанная в 1980-х гг. А. Лаффером, М. Фелд-стайном, М. Бернсом, Р. Риганом теория экономики предложения. Ее основоположники, как и все экономисты неолиберального толка,

2. Эволюция финансовой мысли по содержанию налогов и их роли в экономике 49

выступают против активной роли государства в регулировании экономики. Государственное регулирование, в их представлении, выглядит неизбежным злом, которое уменьшает предпринимательскую инициативу хозяйствующих субъектов и снижает эффективность их деятельности. Основной посыл данной теории — неприемлемость кейнсианских методов стимулирования спроса и всемерное поддержание факторов, стимулирующих рост предложения. Особое внимание уделяется необходимости стимулирования предложения факторов производства: труда и капитала. Основные рецепты данной теории сводятся к следующему.

1. Следует всемерно снижать уровень налоговой нагрузки для стимулирования экономического роста. Высокое налогообложение негативно сказывается на предпринимательской и инвестиционной активности, что в конечном итоге приводит к уменьшению совокупных налоговых платежей в бюджет. Предлагается отказаться от прогрессивного налогообложения, активно использовать налоговые льготы и снижать налоговые ставки в первую очередь в отношении прямого обложения факторов производства: труда и капитала. Снижение налогов на заработную плату работников будет стимулировать их занятость, в том числе вторичную. В результате возрастет предложение рабочей силы. Снижение налогов на предпринимателей приведет к увеличению их доходов и накоплений. В результате возрастут их собственные инвестиционные возможности. Общим итогом снижения налоговых ставок станет значительное стимулирующее воздействие этих факторов на экономическую активность, а спустя некоторое время увеличится и база налогообложения, которая компенсирует временные налоговые потери бюджета, обусловленные снижением налоговой нагрузки.

| ! | Ключевая идея Л» 3. Люди реагируют на стимулы. Важно, что стимулы воспринимаются людьми и оказывают желаемой воздействие.

Наиболее известным представителем этой научной школы является американский экономист А. Лаффер. В результате исследований он пришел к выводу, что существует зависимость между ставками налогов, доходами бюджета и налоговой базой (рис. 2.2. На основе эмпирических исследований выбранных показателей на примере США им был сделан вывод о том, что уровень налогов достиг критического уровня, при котором они стали препятствовать экономическому росту.

I. Теория налогообложения

| ? | Если в чистом виде воплотить данную теорию в условиях современной российской экономики, как вы думаете, каков будет эффект для доходов бюджета и формирования «теневого сектора экономики»? Обоснуйте свой ответ.

Рис. 2.2. Кривая А Лаффера:

ДБ — доходы бюджета; Дбмакс — максимальные доходы бюджета; СтН — налоговая ставка; СтНмакс — максимальная налоговая ставка

Налоговые реформы в США конца 1970 — начала 1980-х гг. во многом были осуществлены на основе концептуальных выводов А. Лаффера. Ставки налогов были резко снижены в надежде, что возросшая деловая активность и интенсивность труда компенсируют потери налоговых доходов. Сторонники проводимой налоговой реформы считали, что снижение налогов необходимо для больной американской экономики и утверждали, что оно не будет иметь отрицательных побочных эффектов.

Что же показали результаты эксперимента со снижением налогов? Некоторые экономисты отмечают воздействие снижения налоговых ставок на распределение дохода во времени, особенно среди очень состоятельных людей. Однако не было зафиксировано какого-либо весомого роста доли личных сбережений или предложения труда. Предсказания кривой Лаффера о том, что доходы возрастут после снижения налогов, оказалось неверным; напротив, федеральные налоговые доходы сократились, а вследствие этого федераль-

ный бюджет, сбалансированный в 1979 г., в 1983 г. характеризовался беспрецедентным дефицитом в 200 млрд долл. Таким образом,

основное предсказание сторонников теории экономики предложе-

ния о том, что интенсивность труда и уровень сбережений резко возрастают после снижения предельной налоговой ставки, оказа-

лось не вполне корректным.

2. Эволюция финансовой мысли по содержанию налогов и их роли в экономике 51

Тем не менее очевидно, что установление налогов выше максимально допустимой ставки нанесло бы еще больший ущерб экономике. При этом следует подчеркнуть, что достаточно трудно определить предельную ставку конкретного налога. Для этого необходимы эмпирические расчеты с учетом конкретных экономических условий каждой страны. Ясно, что предельная налоговая ставка меняется с течением времени. Общей тенденцией для современного периода является тенденция снижения налоговых ставок.

Читайте также: