Налоговые правонарушения совершаемые кредитными организациями

Опубликовано: 05.05.2024

Общие налоговые правонарушения именуют также налоговыми правонарушениями налогоплательщиков, налоговых агентов, экспертов, переводчиков, специалистов.
Такие налоговые правонарушения направлены на нарушение указанными субъектами основных обязанностей, возложенных на них налоговым законодательством, и уклонение от выполне­ния возложенных на них законодательством функций (напри­мер, для налогоплательщиков это неисполнение обязанностей по уплате налогов и сборов, а для экспертов, переводчиков ­уклонение от выполнения экспертиз, перевода и т. д.).
В настоящее время НК РФ предусмотрено 12 видов налоговых правонарушений этих субъектов:
нарушение срока постановки на учет в налоговом органе;
уклонение от постановки на учет в налоговом органе;
нарушение срока представления сведений об открытии и за­крытии счета в банке;
непредставление налоговой декларации;
грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения;
неуплата или неполная уплата сумм налога;
невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов;
несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распо­ряжения имуществом, на которое наложен арест;
непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля;
неправомерная неявка свидетеля, а также неправомерный от­каз свидетеля от дачи показаний или дача заведомо ложных показаний;

отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного за­ключения или осуществление заведомо ложного перевода;
неправомерное несообщение сведений налоговому органу.

4, Специальные налоговые правонарушения именуют иначе нало­говыми правонарушениями банков.
Банки (кредитные организации) - особые субъекты налогового
правонарушения. С одной стороны, кредитные организации - такие же налого­плательщики, как и другие юридические лица. С другой сто­роны, кредитные организации участвуют в системе националь­ного хозяйства страны в роли финансовых посредников и осуществляют расчеты между хозяйствующими субъектами. Поэтому НК РФ возлагает на них (кроме общих для всех нало­гоплательщиков обязанностей по уплате законно установлен­ных налогов) специальные обязанности:
открывать клиентам банковский счет только после предъявле­ния ими свидетельства о постановке на налоговый учет;
в срок исполнять поручения своих клиентов (налогоплатель­щиков и плательщиков сборов) о перечислении сумм налога или сбора в бюджет;
по решению налоговых органов приостанавливать операции по счетам своего клиента (налогоплательщика или налогового агента);
в течение одного операционного дня исполнить инкассовое поручение (распоряжение) налогового органа о списании со счета (при достаточности средств на соответствующем счете) клиента банка - недобросовестного налогоплательщика суммы налога (включая пеню).

Ответственность за неисполнение этих обязанностей установ­лена отдельно и закреплена в гл. 18 НК РФ "Виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение".
Предусмотрено пять видов налоговых правонарушений этих субъектов:
нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику;
нарушение срока исполнения поручения о перечислении нало­га или сбора;
неисполнение банком решения налогового органа о приоста­новлении операций по счетам налогоплательщика, плательщи­ка сбора или налогового агента;
неисполнение банком решения о взыскании налога и сбора, а также пени;
непредставление налоговым органам сведений о финансово­ хозяйственной деятельности налогоплательщиков - клиентов банка.

Состав налогового правонарушения включает в себя четыре элемента.

Понятие правонарушения в налоговой сфере

Налоговые правонарушения, согласно нормам налогового законодательства, это действия плательщика налогов и сборов, которые нарушают действующие нормы налогового права. Под деяниями понимаются как действия (в том числе и не осознанные), так и бездействия. Например, когда плательщик не платить вмененные ему налоги и сборы.

Несмотря на то, что действие или бездействие плательщика, в результате которого возникает налоговое нарушение, к ответственности привлечь можно не всех плательщиков и не всегда. Так, Налоговым Кодексом предусмотрен ряд ситуаций, в которых налоговое правонарушение не приводит к ответственности виновного лица.

Определение налогового правонарушения впервые было дано в 1996 году Конституционным судом РФ. Уже после этого в Налоговом Кодексе была отведена отдельная статья для определения. Налоговые правонарушения являются нарушениями, которые выявляют налоговые органы в отношении плательщика. При этом для того, чтобы за найденные нарушения наступила ответственность плательщика по нарушениям, налоговым органам необходимо доказать виновность этого плательщика.

Налоговое правонарушение признается совершенным тогда, когда налоговый орган обнаруживает это нарушение при проверке в отчетный налоговый период. При этом плательщик со своей стороны обязан только вовремя представлять на рассмотрение налоговых органов необходимую документацию.

Состав налогового нарушения

Под составом налогового нарушения понимается целая совокупность различных признаков, в рамках налогового законодательства, которые позволяют считать, что имеет место именно налогового нарушение со стороны участника налоговых правоотношений.

Совершение налогового правонарушения не всегда влечет ответственность участника налоговых отношений. Например, в случаях, когда при рассмотрении дела, становится известно, что никакого факта нарушения нет. То есть отсутствует состав нарушения и преступления.

Совершение налогового правонарушения еще не является основанием для наступления ответственности.

Например, если плательщику не исполнилось на момент нарушения 16 лет, то привлечь его к ответственности нельзя. Или если в ходе рассмотрения дела, не было найдено никаких доказательств виновности плательщика.

Основная задача налогового органа, который обнаружил правонарушение, заключается в изыскании доказательств вины, в противном случае к плательщику будет нечего предъявить. Поскольку плательщик не обязан доказывать свою невиновность.

Налоговые правонарушения условно по составу делятся на четыре группы: объект и субъект, объективная сторона и субъективная сторона. Объектом всегда являются гражданско-правовые отношения, которые нарушаются в результате совершения налогового преступления.

Так, если плательщик не вносит вовремя плату по налогам и сборам, то нарушаются его правоотношения с государством, поскольку плательщик не исполняет свои обязательства перед ним, не пополняет государственный бюджет.

Субъект налогового правонарушения – это плательщик, который совершил налогового правонарушение. Это может быть, как отдельный плательщик – физическое лицо, так и целая организация, индивидуальный предприниматель, должностное лицо, в результате действия или бездействия которого наступило нарушение со стороны всей организации, которую он представляет.

Объективной стороной в составе налогового правонарушения является то самое действие, которое привело к нарушению. Например, плательщик не уплатил причитающийся ему налог. Действие по неуплате является объективной стороной состава налогового правонарушения.

Под субъективной стороной понимается то, как именно было совершено нарушение. Так, выделяется две субъективные стороны: по неосторожности (в том числе и по незнанию) и осознанное.

Например, если плательщик следовал указаниям, которые в письменном виде дал ему налоговый орган, и эти требования привели к нарушению действующего налогового законодательства, то субъективная сторона состава нарушения является неосознанной.

Плательщик не умышленно совершил противоправное деяние, ответственность за которое он может и не понести. Состав налогового правонарушения подразумевает, что для доказательства факта самого нарушения должны существовать все 4 составляющие.

Виды налоговых правонарушений условно подразделяются по объекту нарушения на две категории:

  • нарушения в сфере контроля (в том числе при проверке в налоговой сфере);
  • нарушения, имеющие экономическую подоплеку – не уплата налогов и сборов.

Виды налоговых правонарушений необходимы для того, чтобы налоговые органы правильно изыскивали доказательства существования нарушения. Так, при нарушениях в финансовых вопросах для установления факта нарушения достаточно проверить, насколько своевременно плательщик вносил плату по причитающимся ему налогам и сборам.

Помимо условных видов нарушений в налоговой сфере, существует утвержденный перечень налоговый правонарушений по разновидностям. Ему отведена 16 Глава Налогового кодекса.

Признаки налогового нарушения

Налоговые правонарушения в своем понятии уже содержат необходимые для доказательства преступления или нарушения признаки. К ним можно отнести:

  • какое-либо действие или бездействие;
  • виновное действие;
  • нарушающее права действие;
  • то деяние, за которое уже предусмотрена ответственность для лиц-участников налоговых отношений.

Так, действие по неуплате налога считается сразу и действием, и виновным действием, и нарушающим права участников отношений в налоговой сфере действием, и действием, за которое уже предусмотрена ответственность. То есть все 4 признака соблюдены.

Однако для того, чтобы налоговое нарушение признавалось совершенным, вину плательщика или участника налоговых отношений еще нужно доказать.

То есть налоговый орган самостоятельно должен изыскать все доказательства, согласно которым вина лица будет бесспорной.

Примечательно, что существуют ситуации, в которых в ходе рассмотрения дела выясняется, что плательщик остается невиновным, а налоговые органы находят ошибки в своем исполнении обязательств по контролю за исполнением налоговых норм. Так, в судебной практике имеют место ситуации, когда к плательщику предъявляется требование уплатить налог или сбор, который им уже был уплачен.

При этом налоговый орган представляет доказательства виновности плательщика, а плательщик в свою очередь представляет свои доказательства о невиновности. Например, квитанцию об уплате налога или сбора. В этом случае судебные органы всегда встают на сторону плательщика, поскольку последний исполнил свои обязательства, состава нарушения нет, признаки налогового правонарушения не были исполнены.

Призвать к ответственности невиновное в деянии лицо налоговый орган не вправе. При этом если плательщик считает себя невиновным, а налоговый орган вынес решение о его виновности, плательщик вправе обратиться в суд для восстановления своей невиновности и пересмотра дела уже с новыми доказательствами и всеми обстоятельствами.

Все признаки налогового нарушения носят нормативный характер, они прописаны на законодательном уровне, и без обнаружения признаков нарушения и выявления состава налоговый орган не вправе говорить о факте наступления налогового правонарушения и о том, что у этого нарушения есть конкретный виновник.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НК РФ


Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение регламентированы НК и КоАП РФ, хотя возможно привлечение и по УК (за существенные нарушения, которые признаются преступлениями). В статье найдете информацию о видах ответственности, к которой может быть привлечен нарушитель, и зависимости избираемого уполномоченным органом наказания от различных факторов.

Налоговые правонарушения — понятие и сущность

В частности, к ним относятся:

  • несоблюдение порядка регистрации в ФНС в качестве налогоплательщика;
  • непредставление документов, содержащих расчет размера обязательных платежей, или несоблюдение способа их передачи на проверку;
  • ненадлежащее осуществление учета понесенных расходов и полученных доходов, ставшее причиной изменения размера облагаемой налогом базы;
  • неуплата (полная или частичная) налогов;
  • отказ от представления в ФНС отчетности и иной документации, необходимой налоговикам для исполнения контролирующих функций.

ВАЖНО! Нарушитель не может быть наказан, если прошло более 3 лет с момента совершения противоправного поступка (в случаях, зафиксированных ст. 120 и 122 НК РФ, — с момента завершения налогового периода).

  1. Наличие законодательной нормы, квалифицирующей такое деяние как правонарушение.
  2. Факт совершения такого деяния.
  3. Наличие документально зафиксированного решения уполномоченной инстанции о наказании нарушителя.

Лица, которые несут ответственность за налоговые правонарушения

Санкции к нарушителю, в соответствии со ст. 107 НК РФ, применяются вне зависимости от того, умышленно было совершено правонарушение или по неосторожности. Однако при этом очевидно, что наказание за умышленное несоблюдение требований законодателя будет более жестким, чем за нарушение, совершенное случайно.

Условия, которые должны выполняться при вынесении решения о применении санкций к гражданину или организации определяет ст. 108 НК РФ:

  1. Привлечь нарушителя к ответственности можно только в том порядке, который определен законом.
  2. Повторное привлечение лица к ответственности за одно и то же нарушение не допускается.

Смягчающие и отягчающие обстоятельства при привлечении к ответственности налогоплательщика за налоговые правонарушения

К таковым, согласно п. 1 ст. 112 НК РФ, относятся:

  1. Тяжелое семейное или личное положение.
  2. Наличие угрозы или принуждения со стороны третьих лиц.
  3. Наличие зависимости от третьих лиц, в силу которой нарушитель не мог не допустить несоблюдения требований законодателя.
Однако суд может скорректировать наказание, налагаемое на нарушителя, не только уменьшив, но и увеличив его. Такое право суда закреплено в п. 4 ст. 114 НК РФ, в соответствии с которым размер штрафа увеличивается вдвое в том случае, если нарушение было совершено при отягчающем обстоятельстве. Им же, в соответствии с п. 2 ст. 112 НК РФ, признается факт повторного привлечения к ответственности за аналогичное противоправное деяние.

Виды ответственности за налоговые правонарушения

Разделение противоправных деяний на разные категории и применение к ним разных видов ответственности обусловлено их разнообразным характером и различным размером ущерба, который влечет за собой их совершение. Именно поэтому помимо налоговой ответственности за налоговые правонарушения может возникать административная и уголовная.

К любому из перечисленных видов ответственности нарушитель может быть привлечен только в судебном порядке, причем вид судебной инстанции, в которую обращается налоговый орган, зависит от того, к какой категории относится налогоплательщик.

  • в арбитражный суд, если нарушитель имеет статус ИП или является организацией;
  • в суд общей юрисдикции, если закон был нарушен физлицом, не являющимся предпринимателем.

Меры ответственности за совершение налоговых правонарушений

В зависимости от вида нарушения штрафы могут иметь следующий размер:

  1. За несоблюдение порядка регистрации в ФНС — до 10 тыс. руб. (п. 1 ст. 116 НК РФ).
  2. За ведение деятельности без регистрации — 10% полученного дохода, но не меньше 40 тыс. руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ).
  3. За непредставление отчетных документов — 5% налога, который должен был быть включен в декларацию, за каждый месяц просрочки, но не более 30% и не менее 1 тыс. руб. (п. 1 ст. 119 НК).
  4. За несоблюдение способа передачи декларации в контролирующий орган — 200 руб. (ст. 119.1 НК РФ).
  5. За несоблюдение правил ведения учета:
  6. однократное — 10 тыс. руб.;
  7. совершенное на протяжении более чем одного налогового периода — 30 тыс. руб.;
  8. ставшее причиной изменения налоговой базы в сторону уменьшения — 20% суммы недоимки, но не меньше 40 тыс. руб. (ст. 120 НК РФ).
  9. За неуплату (полную или частичную) налога:
  10. неумышленную — 20% суммы недоимки;
  11. умышленную — 40%.
  12. За неисполнение обязанностей налогового агента — 20% суммы не удержанного с налогоплательщика налога.

Административная ответственность за налоговые правонарушения

К числу наиболее часто совершаемых правонарушений, за которые законом предусмотрена административная ответственность, относятся:

  1. Несоблюдение сроков сдачи отчетности (ст. 15.5 КоАП РФ). За это ответственному лицу придется заплатить в бюджет государства от 300 до 500 руб. (в некоторых случаях вместо штрафа может быть вынесено предупреждение).
  2. Непредставление в ФНС документов, необходимых для осуществления контроля (ст. 15.6 КоАП РФ). В этом случае законному представителю организации придется заплатить от 300 до 500 руб., должностному лицу госоргана — от 500 до 1 тыс. руб.
  3. Ненадлежащее ведение бухучета (ст. 15.11 КоАП РФ). За такое нарушение на ответственное лицо налагается штраф в размере от 5 до 10 тыс. руб. Такое же нарушение, совершенное повторно, наказывается денежным взысканием в размере от 10 до 20 тыс. руб. или лишением права на осуществление трудовой деятельности в занимаемой должности на срок от 1 года до 2 лет.

Уголовная ответственность за налоговые правонарушения

Критерием для определения тяжести преступления (и, как следствие, установления наказания) является размер причиненного ущерба. Во всех перечисленных ниже статьях он подразделяется на 2 категории: крупный и особо крупный. При этом для разных видов правонарушений значение, которому ущерб должен соответствовать для отнесения его к определенной категории, будет различным. Узнать точную сумму недоимки, при которой ущерб может быть признан крупным или особо крупным, можно в тексте статьи, устанавливающей санкцию за определенное правонарушение.

Факт неуплаты налогов в меньшем, чем установлено законодателем для крупного, размере не позволяет квалифицировать правонарушение как уголовное преступление. Однако это вовсе не означает, что нарушитель не будет привлечен к ответственности, т. к. обязанность по уплате штрафов, установленных административным законодательством, у него сохранится (в случае привлечения к административной ответственности).

Ответственность по ст. 198 и 199 УК РФ

Если размер ущерба является крупным, нарушителю придется заплатить штраф в размере от 100 до 300 тыс. руб. В качестве альтернативы суд может вынести решение о взыскании средств, заработанных виновником за время от года до 2 лет, или приговорить его к принудительным работам (не более чем на год). В качестве крайней меры суд может лишить свободы на срок до года.

За уклонение, размер которого является особо крупным, нарушителя могут оштрафовать на сумму от 200 тыс. до 0,5 млн руб. или эквивалент его дохода за период от полутора до 3 лет. Кроме того, суд может привлечь виновного к принудительным работам продолжительностью до 3 лет или лишить свободы на такой же срок.

В ст. 199 УК РФ устанавливается ответственность за аналогичное нарушение закона, совершенное организацией. Санкция для руководителя в этом случае более жесткая: за ущерб в крупном размере нарушителя оштрафуют на сумму от 100 тыс. до 0,5 млн руб. или лишат дохода за период от года до 2 лет. Кроме того, суд может принять решение о его привлечении к принудительным работам (не более чем на 2 года), арестовать его (до полугода) или лишить свободы на срок до 2 лет.

По какой статье УК РФ возникает ответственность налогового агента

Если размер недоимки соответствует статусу особо крупного, осужденному придется выплатить штраф в размере от 200 тыс. до 0,5 млн руб. или в размере дохода за промежуток времени от 1 до 2 лет. В качестве альтернативного наказания суд может вменить обязанность по исполнению принудительных работ (не более чем на 5 лет) или лишить нарушителя свободы на срок до 6 лет. Дополнительным наказанием может стать наложение запрета работать на определенной должности продолжительностью до 3 лет.

Ответственность по ст. 199.2 УК РФ

В случае если размер активов предпринимателя, утаенных им от налоговиков, является крупным, суд может вынести решение о наложении на него штрафа в размере от 200 тыс. до 0,5 млн руб. или дохода, который он может получить в течение промежутка времени от полутора до 3 лет. Кроме того, суд вправе привлечь виновника к принудительным работам продолжительностью до 3 лет или лишить его свободы на тот же срок. В качестве дополнительной меры воздействия возможно принятие решения о запрете на выполнение осужденным определенных трудовых функций на срок до 3 лет.

Итак, ответственность, к которой привлекается лицо, допустившее нарушение налогового законодательства, может быть налоговой, административной и даже уголовной. Вид санкции и порядок ее применения зависит от того, какое именно действие (или бездействие) было совершено нарушителем, а также от размера ущерба, который он причинил государству.

Ко второй группе правонарушений относится особо очерченный законодательством круг нарушений налогового законодательства, совершаемых кредитными организациями, или, как именует их Налоговый кодекс, банками.

Частью первой Налогового кодекса РФ эти налоговые правонарушения выделены в самостоятельную группу и заключены в главе 18 НК РФ «Виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение».

Вместе с тем такое решение разработчиков Налогового кодекса было продиктовано не только удобствами этого способа объединения норм с точки зрения юридической техники, а важным значением банков и иных кредитных организаций в налоговых правоотношениях.

Налоговые правонарушения рассматриваемого вида объединяет не столько единство субъекта этих нарушений (то, что нарушителями выступают банки), сколько направленность этих правонарушений.

Правонарушения указанной группы направлены против порядка функционирования налоговой системы. Как уже упоминалось выше, основной макроэкономической ролью банков (и в целом банковской системы) в национальном и мировом хозяйстве является выполнение функций финансового посредничества между участниками хозяйственного оборота. Одномоментно с этим указанные хозяйствующие субъекты (организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели), как и сами банки, являются налогоплательщиками. Специфика общеэкономического статуса банков и их положения в системе национального хозяйства проявляется в данном случае в том, что в руках банков сосредоточены нити расчетных операций и взаимоотношений всех хозяйствующих субъектов — налогоплательщиков.

Поэтому точность и полнота соблюдения банками норм налогового законодательства в ходе осуществления банковской деятельности в части соблюдения порядка открытия счетов, сроков исполнения поручения о перечислении налогов или сборов в бюджет имеют огромное значение и для эффективности функционирования налоговой системы страны.

В противном случае (например, в случае массового совершения банками указанных выше противоправных деяний) налоговые органы страны просто утратят контроль над экономическими отношениями в стране (расчетами и операциями, совершаемыми налогоплательщиками) и не смогут исполнять свои функции. В этом случае, по образному выражению известного английского юриста А. Оперкента, «налоговые службы превратятся в огромного безглавого циклопа».

В настоящее время Налоговым кодексом РФ предусмотрено 5 видов подлежащих наказанию противоправных деяний банков, так или иначе ведущих к нарушению нормального функционирования налоговой системы.

В соответствии с положениями главы 18 части первой НК РФ в эту группу налоговых правонарушений банков отнесены следующие нарушения законодательства о налогах и сборах:

1. нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику;

2. нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора;

3. неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента;

4. неисполнение банком решения о взыскании налога и сбора, а также пени;

5. непредставление налоговым органам сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков — клиентов банка.

При этом напомним, что в соответствии с банковским законодательством Российской Федерации банк и кредитная организация не одно и то же. Понятие «кредитная организация» значительно шире. В банковском праве помимо банков в объем этого понятия включаются также небанковские кредитные организации (к которым относятся, например, клиринговые палаты, расчетные центры, общества взаимного кредитования и т.д.).

В свою очередь, налоговое законодательство трактует термин «банк» иначе — несколько шире. В соответствии с положениями пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации «банки (банк) — коммерческие банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию Центрального банка Российской Федерации».

Таким образом, используемое в налоговом законодательстве понятие «банк» охватывает все виды кредитных организаций (собственно банки, небанковские кредитные организации и филиалы иностранных банков), образованные и действующие на территории Российской Федерации в соответствии с положениями Закона Российской Федерации «О банках и банковской деятельности в Российской Федерации».

Рассмотрим юридический состав этой группы налоговых правонарушений более подробно.

Статья 132 НК РФ. «Нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику

1. Открытие банком счета организации или индивидуальному предпринимателю без предъявления ими свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, а равно открытие счета при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счетам этого лица

влекут взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.

2. Несообщение банком налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета организацией или индивидуальным предпринимателем

влечет взыскание штрафа в размере 20 тысяч рублей.»

Статья 133 НК РФ. «Нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора

1. Нарушение банком установленного настоящим Кодексом срока исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента о перечислении налога или сбора

влечет взыскание пени в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, но не более 0,2 процента за каждый день просрочки.»

Объект правонарушения — финансовые интересы государства, субъектов РФ и муниципальных образований.

Объективная сторона правонарушения — нарушение банком установленного законодательством срока исполнения поручения налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента о перечислении налога или сбора.

В соответствии с п. 2 ст. 60 НК РФ поручение на перечисление налога или решение о взыскании налога исполняется банком в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения или решения. Нарушение срока может быть допущено как умышленно, так и по неосторожности.

Субъективная сторона этого правонарушения — прямой умысел.

Статья 134 НК РФ. «Неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента

Исполнение банком при наличии у него решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента их поручения на перечисление средств другому лицу, не связанного с исполнением обязанностей по уплате налога или сбора либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством Российской Федерации преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджет (внебюджетный фонд)

влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, перечисленной в соответствии с поручением налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, но не более суммы задолженности.»

Объект правонарушения — финансовые интересы государства, субъектов РФ и муниципальных образований.

Объективная сторона правонарушения состоит в исполнении банком (при наличии у него решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика или налогового агента) поручения на перечисление средств другому лицу, если такое поручение не имеет установленного законодательством приоритета перед требованиями налогового органа об уплате недоимки по налогу.

Субъективная сторона правонарушения выражается в умысле или неосторожности.

Статья 135 НК РФ. «Неисполнение банком решения о взыскании налога и сбора, а также пени

1. Неправомерное неисполнение банком в установленный настоящим Кодексом срок решения налогового органа о взыскании налога или сбора, а также пени

влечет взыскание пени в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, но не более 0,2 процента за каждый день просрочки.

2. Совершение банком действий по созданию ситуации отсутствия денежных средств на счете налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, в отношении которых в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса в банке находится инкассовое поручение налогового органа,

влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов не поступившей в результате таких действий суммы.»

Статья 135.1 НК РФ. «Непредставление налоговым органам сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков - клиентов банка

1. Непредставление банками по мотивированному запросу налогового органа справок по операциям и счетам организаций или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в установленный настоящим Кодексом срок при отсутствии признаков правонарушения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи,

влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.

2. Непредставление банками по мотивированному запросу налогового органа справок по операциям и счетам организаций или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в установленный настоящим Кодексом срок

влечет взыскание штрафа в размере 20 тысяч рублей.»



Аннотация. В данной статье отражены основные аспекты административной ответственности за нарушения в сфере налогов. Рассматривается понятие «налоговое правонарушение», а также виды и формы ответственности, установленной в КоАП РФ. Внимание уделяется также смягчающим и отягчающим обстоятельствам, размерам штрафных санкций, установленных за конкретный вид налогового нарушения.

Для того, чтобы разобраться в видах ответственности, предусмотренной административным законодательством за налоговые правонарушения, вначале необходимо определить самое понятие такого нарушения. Поскольку ответственность за подобные нарушения устанавливается Налоговым кодексом, то понятие налогового правонарушения должно прямо относиться к субъектам такого нарушения: ими могут быть налогоплательщики, налоговые агенты и пр. Таким образом, налоговое правонарушение – это противоправное виновное деяние налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, выраженное как в форме действия, так и бездействия, и за которое ответственность установлена согласно НК РФ.

Спецификой, отличающей налоговые правонарушения от остальных видов, является то, что в основном их совершают путем бездействия: т.е. лицо не предпринимает каких-либо активных действий для исправления ситуации: не предоставляет своевременно необходимые документы, сведения в налоговые органы, допускает неправильное ведение бухгалтерского учета на предприятии.

Глава 15 Кодекса об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность как раз за налоговые правонарушения. К таким нарушениям законодатель относит те, которые связаны с финансами, налогами и сборами, рынком ценных бумаг и сферой страхования. В этой же главе КоАП [2] указано, что в качестве санкции за вышеперечисленные нарушения применяется административный штраф. А вот размеры штрафов зависят от состава правонарушения, от его тяжести и определяются непосредственно в Налоговом Кодексе РФ (глава 16-18).[1]

Законодательство указывает на то, что ответственность несет только виновное лицо, т.е. если его вина будет доказана в судебном порядке. Как уголовное, так и административное законодательство РФ выделяют две формы вины – умысел и неосторожность. Так, нарушение будет совершено с умыслом, если лицом осознавался противоправный характер административного проступка, т.е. лицо знало о том, что его действия незаконны, а также желало или же сознательно допускало наступление негативных последствий своих действий (бездействий).

Неосторожным нарушение будет признано в том случае, когда лицом не осознавалась противоправность своих действий (бездействий), но могло и должно было бы их предвидеть. В случае, если правонарушение допущено со стороны организации, то степень ее вины определяется исходя из той степени, в которой виновны ее должностные лица, представители, которые своими действиями либо бездействиями допустили налоговое правонарушение.[3]

Кто же может выступать субъектом административной ответственности в сфере налоговых нарушений? В данном случае ответственности будут подлежать как юридические (организации, индивидуальные предприниматели), так и физические лица – отдельные граждане, являющиеся налогоплательщиками.

Для физических лиц законом установлен минимальный возрастной порог ответственности – как и в случаях общей административной ответственности, за налоговые правонарушения лицо может быть привлечено к ответственности только по достижении возраста 16 лет. Налоговый кодекс РФ устанавливает основания для привлечения к ответственности за налоговые нарушения, в случае отсутствия которых ни одно лицо к ответственности привлекаться не может. Также действует принцип недопустимости ответственности «дважды за одно и то же» - т.е. за совершение одного и того же налогового нарушения лицо может быть привлечено только один раз.

Законом регламентированы также смягчающие и отягчающие вину обстоятельства, которые могут влиять на размер наказания, либо вовсе исключать вину субъекта. К таким обстоятельствам относятся:
– неустановление факта совершения налогового правонарушения;
– недоказанность вины лица в совершении противоправного деяния;
– недостижение лицом, совершившим нарушение, возраста административной ответственности;
– если истек срок давности привлечения к ответственности, который по общему правилу составляет 3 года;
– совершение правонарушения стало следствием чрезвычайных обстоятельств;
– неконтролируемость нарушителем своих действий (в данном случае возможно нахождение в состоянии аффекта).

Указанный выше перечень не является исчерпывающим, поскольку при назначении наказания суд вправе выделить и иные обстоятельства, которые бы способствовали смягчению вины нарушителя, учитывая его личность, социальное и имущественное положение, характеристики и т.д.

Следует отметить, что порядок применения административной ответственности может быть как судебным, так и досудебным, согласно Гражданско-процессуальному кодексу Российской Федерации. Особенностью административной ответственности за налоговые нарушения также является ее субъектный состав: допускается привлечение только должностных лиц, хотя законодатель сделал возможным и физическое лицо, в качестве третьего лица. Чаще всего им выступает руководитель организации или главный бухгалтер, то есть должностное лицо. Должностное лицо – это лицо, которое наделено определенными полномочиями управления, и вследствие этого осуществляющее распорядительные функции. Лицо, привлеченное к административной ответственности, не должно самостоятельно доказывать свою невиновность, согласно закрепленному в Конституции принципу презумпции невиновности.

В качестве отягчающих обстоятельств закон предусматривает следующие случаи:
– если после требования о прекращении противоправной деятельности лицо продолжает ее осуществлять, игнорируя требования уполномоченных органов или лиц;
– если лицом в течение одного года было допущено повторное правонарушение аналогичного характера;
– если в совершение правонарушения были вовлечены несовершеннолетние лица;
– если правонарушение совершено в составе группы лиц, в которой имел место предварительный сговор;
– если правонарушение совершено при наступлении стихийного бедствия, иной чрезвычайной ситуации, а также, если лицо находилось в состоянии опьянения.

Ответственность за административные правонарушения в области налогообложения установленная статьями 15.3-15.9 и 15.11 КоАП. Рассмотрим их виды более подробно.

Так, нарушение срока постановки на учет в налоговом органе, согласно ст. 15.3 КоАП, для должностных лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, повлечет за собой административное наказание в виде штрафа от 500 до 1000 рублей. Если же при аналогичном деянии со стороны субъекта допускается еще и ведение хозяйственной деятельности, то такое нарушение будет наказываться штрафом от 2000 до 3000 рублей (также для должностных лиц, за исключением ИП).

Если лицом допущено нарушение срока предоставления соответствующих документов в компетентные органы об открытии или закрытии счета в банке, ином кредитном учреждении, то такое деяние будет квалифицироваться по ст. 15.4 КоАП РФ. Размер штрафных санкций здесь составляет от 1000 до 2000 рублей (также для должностных лиц – не ИП). А вот за нарушение срока предоставления налоговой декларации (также согласно вышеупомянутой статье), должностному лицу грозит минимальный штраф – до 500 рублей.

Серьезным нарушением также является несоблюдение положений ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ: если лицом в уполномоченные налоговые, таможенные и иные государственные органы не были предоставлены документы, необходимые для ведения налогового контроля. Здесь уже субъектами ответственности могут выступать граждане – физические лица. Для таких субъектов размер штрафных санкций не превышает 300 рублей, а вот за аналогичное деяние на должностных лиц (кроме ИП), может быть наложен штраф в размере от 300 до 500 рублей.

Подводя итоги, мы пришли к выводу о сложности и многоаспектности такого явления, как административная ответственность за нарушения в сфере налогов. Рассмотренный нами вид ответственности представляет собой совокупность и тесную взаимосвязь общественных отношений, которые регулируются административным и налоговым законодательством. Направленность данных общественных отношений – регулировать надлежащее выполнение налоговыми субъектами своих обязанностей по своевременному предоставлению необходимых для налоговых органов документов, качественное ведение бухгалтерской отчетности и предоставление достоверных сведений в налоговые органы.

Список литературы
1. Налоговый кодекс Российской Федерации часть 2 (НК РФ ч.2) от 5 августа 2000 года N 117-ФЗ.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 02.08.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.08.2019).
3. Брызгалин А.В. Ответственность за налоговые правонарушения. // Хозяйство и право. 2015. № 3. С. 75-100.
4. Кайхаров М.С. Механизм привлечения субъекта налоговых правоотношений к ответственности за налоговые правонарушения / М.С. Кайхаров // Наука XXI века. 2017. №6.

Читайте также: