Налоговые поступления выплаты по международным

Опубликовано: 16.05.2024

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоги, взносы, пошлины

Возможна ситуация, когда физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, заключает договор с иностранной организацией, не имеющей представительства в России, на оказание услуг на территории Российской Федерации. За оказание услуг иностранная организация ежемесячно будет перечислять вознаграждение в иностранной валюте на счет физического лица в российском банке. Рассмотрим порядок налогообложения полученных доходов.

Валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением операций, в отношении которых специальные требования установлены Законом N 173-ФЗ. Получение физическим лицом денежных средств в иностранной валюте на его счет в российском банке за оказанные услуги осуществляется без ограничений.

ЕСН и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование

Согласно абз. 2 п. 1 ст. 235 НК РФ плательщиками ЕСН признаются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации.

В соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ организация - это юридическое лицо, образованное в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации. Иностранное юридическое лицо, не имеющее на территории России своего представительства, зарегистрированного в установленном порядке, не является организацией и соответственно не является плательщиком ЕСН. Кроме того, оно не является плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование согласно Федеральному закону от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

В соответствии с п. 2 ст. 235 НК РФ плательщиками ЕСН признаются индивидуальные предприниматели и адвокаты. Физические лица, получатели доходов, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя или адвоката, не являются плательщиками ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Налог на доходы физических лиц

По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (п. 1 ст. 779 ГК РФ).

Таким образом, доходы указанного физического лица, полученные от осуществления работы по договору возмездного оказания услуг, рассматриваются как один из видов доходов, полученных за выполнение работ и оказание услуг по договору гражданско-правового характера, и с точки зрения налогового законодательства для физического лица в данной ситуации не требуется получения статуса предпринимателя (Письмо УМНС по г. Москве от 26.03.2003 N 28-11/17083).

Отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, регулирует гражданское законодательство. В частности, согласно ст. 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Следовательно, в данном случае право выбора осуществления деятельности по договору гражданско-правового характера или в качестве индивидуального предпринимателя остается за налогоплательщиком.

В соответствии со ст. 209 НК РФ для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, объектом налогообложения признается доход, полученный от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации.

Согласно пп. 6 п. 3 ст. 208 НК РФ вознаграждения за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами Российской Федерации для целей налогообложения относятся к доходам, полученным от источников, находящихся за пределами Российской Федерации.

Налогообложение дохода, полученного физическим лицом, в данном случае на основании договора гражданско-правового характера от источника, находящегося за пределами Российской Федерации, подлежит налогообложению по ставке 13% в соответствии с порядком, определенным в ст. 228 НК РФ. Исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят в том числе физические лица - налоговые резиденты Российской Федерации, получающие доходы от источников, находящихся за пределами Российской Федерации, исходя из сумм таких доходов. Налогоплательщики, указанные в п. 1 настоящей статьи, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию (не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом). Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В случае регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, применяющего УСН с объектом налогообложения "доходы", ставка единого налога с полученных доходов составляет 6% налоговой базы (полученных доходов).

Индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, не уплачивают НДФЛ (с доходов, полученных от предпринимательской деятельности), налог на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности), ЕСН с доходов от предпринимательской деятельности и НДС (за исключением НДС, уплачиваемого при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации).

На основании п. 3 ст. 28 Закона N 167-ФЗ индивидуальные предприниматели уплачивают суммы страховых взносов в ПФР в виде фиксированного платежа. Обязательный минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии установлен в размере 150 руб. в месяц. При этом 100 руб. направляется на финансирование страховой, а 50 руб. - накопительной части трудовой пенсии. Предприниматель может уплатить взносы единовременно за текущий календарный год в сумме, равной годовому размеру платежа, или частями в течение года в суммах не менее месячного размера платежа (Постановление Правительства Российской Федерации от 26.09.2005 N 582).

С 2007 г. размер фиксированного платежа увеличен до 154 руб.

В соответствии с п. 3 ст. 346.21 НК РФ налогоплательщики, применяющие УСН, выбравшие в качестве объекта обложения "доходы", уменьшают сумму единого налога (авансового платежа) на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых за этот период в соответствии с законодательством Российской Федерации, но не более чем на 50%.

Декларация по УСН по итогам отчетного периода представляется налогоплательщиками не позднее 25 дней со дня окончания соответствующего квартала.

По окончании года по итогам налогового периода декларацию подают не позднее 30 апреля следующего года (п. п. 1 и 2 ст. 346.23 НК РФ).

Уплата единого (или минимального) налога и авансовых платежей производится в указанные сроки, установленные для подачи налоговой декларации (п. 7 ст. 346.21 НК РФ).

Согласно п. 1.1 разд. 1 Порядка заполнения Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, утвержденного Приказом Минфина России от 30.12.2005 N 167н, организации и индивидуальные предприниматели ведут Книгу учета доходов и расходов, в которой в хронологической последовательности на основе первичных документов позиционным способом отражают все хозяйственные операции за отчетный (налоговый) период.

Таким образом, физическое лицо может оказывать услуги иностранной компании двумя способами:

- как физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. В этом случае с полученных доходов уплачивается НДФЛ по ставке 13% на основании представляемой в налоговый орган по месту постоянного жительства декларации о доходах в срок до 30 апреля года, следующего за истекшим годом;

- в качестве индивидуального предпринимателя. При этом оптимальным с точки зрения налогообложения является УСН с объектом налогообложения "доходы", которые облагаются по ставке 6%. Дополнительно ежемесячно уплачиваются взносы в ПФР в размере 154 руб.

Ежеквартально представляется Декларация по единому налогу и ведется Книга учета доходов и расходов по мере получения доходов.

Автор - руководитель отдела общего аудита и консалтинга ООО «Аудит МСК»

Организация оплатила иностранной компании консультационные услуги. Иностранная компания не имеет представительства на территории РФ. Должна ли российская организация исполнять обязанности налогового агента по налогу на прибыль и представлять расчет по этим выплатам?

Обязанности налогового агента

­Обязанности по удержанию налога на прибыль у источника выплаты возникают у российской организации только в случаях, указанных в п.1 ст. 309 НК РФ. Доходы от оказания консультационных услуг к ним не относятся (п.2 ст.309 НК РФ). Поэтому у российской организации, выплачивающей иностранной компании такой доход не возникает обязанности по удержанию налога на прибыль в качестве налогового агента. Но вопрос о необходимости представления Расчета о суммах, выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за прошедший отчетный (налоговый) период не однозначен.

­Налоговый агент должен предоставить информацию о суммах, выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за прошедший отчетный (налоговый) период в налоговый орган по месту своего нахождения. Форма расчета утверждена приказом ФНС России от 02.03.2016 N ММВ-7-3/115@ (далее по тексту — Расчет или налоговый расчет) (п.4 ст. 310 НК РФ, п. 289 НК РФ).

­Налоговыми агентами являются организации и ИП, которые обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и перечислить в бюджет соответствующие суммы налога (ст.24 НК РФ). По логике, если эти обязанности не возникают, то организация или (ИП) не признается налоговым агентом, а значит, нет оснований требовать от них представления Расчета.

­Но контролирующие органы разъясняют, что в налоговом расчете отражаются все доходы от источников в РФ в соответствии с положениями ст. 309 НК РФ, в том числе и те, которые не подлежат налогообложению в РФ согласно НК РФ или, например, не облагаются налогом на основании международного договора, регулирующего вопросы налогообложения (см. письма ФНС от 29.01.2020 N СД-4-3/1351@, от 05.07.2017 NСД-4-3/13048@, письмо Минфина РФ от 11.07.2017 N 03-08-05/43967).

­Есть и судебная практика, подтверждающая, что обязанность по представлению в налоговый орган сведений о суммах, выплаченных иностранным организациям доходов не связана с фактом удержания налога. При этом основание неудержания налога не имеет значения. Целью представления налогового расчета является осуществление налогового контроля за правильностью налогообложения доходов иностранных организаций, в связи с чем, ее непредставление в установленный срок является налоговым правонарушением, ответственность за которое предусмотрена п. 1 ст. 126 НК РФ (см. Постановление АС УО от 20.12.2018 N Ф09-7960/18 по делу N А76-9658/2018).

­В то же время, по мнению Минфина и ФНС, доходы иностранных организаций, получаемые от выполнения работ и оказания услуг на территории иностранного государства, в соответствии со ст. 309 НК РФ не являются доходами от источников в РФ и могут не отражаться в налоговом расчете. Также могут не отражаться в налоговом расчете доходы иностранных организаций, получаемые по внешнеторговым договорам прямой реализации покупателю произведенных ими в иностранном государстве товаров (см. письма ФНС от 29.01.2020 N СД-4-3/1351@, от 05.07.2017 NСД-4-3/13048@, письмо Минфина РФ от 11.07.2017 N 03-08-05/43967).

­В письме ФНС России от 20.08.2020 N СД-4-3/13493@ рассмотрен вопрос о необходимости представления налогового расчета при выплате иностранной организации доходов за услуги онлайн-бронирования гостиничных номеров. Вывод налоговиков — доходы от оказания иностранной организацией услуг исключительно вне территории РФ не являются доходами от источников в РФ в целях главы 25 НК РФ. Следовательно, они не подлежат обложению налогом на прибыль организаций, взимаемым у источника выплаты в РФ, не являются объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций в РФ и могут не отражаться в налоговом расчете.

­Таким образом, исходя из вышеприведенных разъяснений Минфина РФ и ФНС, выплаты за консультационные услуги, оказанные иностранной организацией без ее фактического нахождения на территории РФ можно не отражать в Расчете. Подтвердить место оказания услуг помогут условия договора (оферты). Например, если в нем оговорить, что взаимодействие с заказчиком в процессе консультирования будет осуществляться через информационно-коммуникационную сеть, без присутствия исполнителя в РФ.

­Если же услуги оказаны на территории РФ, то такие выплаты относятся к доходам от источников в РФ и налоговому агенту следует представить Расчет.

Как отразить в налоговом расчете необлагаемый доход

­Налоговый расчет составляется нарастающим итогом с начала года. Обязанность по представлению Налогового расчета у налогового агента возникает с момента фактической выплаты дохода от источников в РФ.

­Порядок заполнения налогового расчета о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов утвержден в Приложении N 2 к Приказу ФНС России от 02.03.2016 N ММВ-7-3/115@.

­В состав налогового расчета входят:

  • Раздел 1 «Сумма налога на прибыль организаций, подлежащая уплате в бюджет по выплатам, произведенным за последний квартал (месяц) отчетного (налогового) периода, по данным налогового агента»;
  • Раздел 2 «Сумма налога с выплаченных сумм доходов»;
  • Радел 3 «Расчет (информация) о выплаченных иностранным организациям доходах и удержанных налогах», в том числе — подраздел 3.1 «Сведения об иностранной организации — получателе дохода», подраздел 3.2 «Сведения о доходах и расчет суммы налога», подраздел 3.3 «Сведения о лице, имеющем фактическое право на доход».

Раздел 3 заполняется и включается в состав налогового расчета в отношении доходов от источников в РФ, выплаченных иностранным организациям в последнем истекшем квартале (месяце) отчетного (налогового) периода, и налогов, уплаченных в последнем истекшем квартале (месяце) отчетного (налогового) периода (п. 6.1 Порядка заполнения).

По строке 020 подраздела 3.2 Раздела 3 налогового расчета в зависимости от вида выплачиваемого иностранной организации дохода указывается его код из Приложения N2 к Порядку заполнения (п. 8.3 Порядка заполнения).

Для обозначения доходов от продажи товаров, иного имущества, имущественных прав, осуществления работ, оказания услуг на территории Российской Федерации, не подлежащих налогообложению у источника выплаты, в Приложении N 2 к Порядку заполнения налогового расчета, предусмотрен код 25.

Если доход не подлежит налогообложению в РФ в соответствии с НК РФ или положениями международных договоров РФ, то строки 080-140 подраздела 3.2 не заполняются (проставляются нули) (п. 8.7 Порядка заполнения).

По строке 160 «Основание применения пониженной ставки налога или освобождения от исчисления и удержания налога» подраздела 3.2 Раздела 3 Налогового расчета указывается подпункт, пункт, статья НК РФ и (или) международного договора (соглашения) РФ по вопросам налогообложения, устанавливающие пониженную ставку налога или освобождение конкретного дохода, указанного по строке 040, от налогообложения в РФ (п. 8.15 Порядка заполнения).

Когда выплачиваемый доход не облагается при выплате на основании п. 2 ст. 309 НК РФ (например, работы, услуги (в том числе консультационные), которые оказаны на территории РФ, но не приводящие к созданию постоянного представительства) в строке 160 указывают «п. 2 ст. 309 НК РФ».

Если в последнем истекшем квартале (месяце) отчетного (налогового) периода не производится выплат доходов иностранным организациям или доход не подлежит налогообложению в РФ в соответствии с НК РФ либо положениями международных договоров (то есть за этот период суммы налогов, подлежащих уплате в бюджет, отсутствуют), то по строкам 020-040 Раздела 1 (сумма налога, подлежащая уплате в бюджет за последний месяц) и строкам 010, 040 Раздела 2 (сумма налога с выплаченных сумм доходов) проставляются нули. Если налог на прибыль организаций с доходов, выплачиваемых иностранным организациям от источников в РФ, с начала налогового периода не исчислялся и не уплачивался (не подлежал налогообложению), то по строкам 020 и 030 Раздела 2 также проставляются нули.

Пример:

Предположим, что организация в 2021 году выплатила иностранной организации доход от источника в РФ один раз в январе 2021. Следовательно, организация должна представить в налоговый орган Налоговый расчет за отчетный период первый квартал 2021 (при квартальной отчетности по налогу на прибыль). Даже если эта выплата дохода иностранной организации будет единственной выплатой за год, Расчет нужно будет представлять и за последующие отчетные периоды (за полугодие и 9 месяцев 2021) и по итогам налогового периода (2021 года). При отсутствии последующих выплат расчет будет состоять из титульного листа, раздела 1 и раздела 2, включение в налоговый расчет Раздела 3 не требуется (см. письмо ФНС России от 20.06. 2019 г. N СД-4-3/11937@).

Благодаря открытым границам и возможности взаимодействовать на международном уровне, компании переросли национальный уровень.

Понятие доходов от источников в РФ и от источников за пределами РФ

Экономистами даже придуман специальный термин для российских компаний, ведущих свою деятельность за пределами страны – транснациональные корпорации.

В этой связи, возможно значительное количество коллизий, которые способны повлечь ряд неопределенностей в сфере их налогообложения. Именно поэтому законодательство РФ делит источники формирования дохода на полученные в рамках ее территории и за ее пределами.

Базовые нормы содержатся в ст. 42 НК. Однако основные правила устанавливаются на специальном уровне (платежи в бюджет по НДФЛ и налогу на прибыль). Такие правила федерального законодательства должны действовать с учетом заключенных 2-сторонних соглашений о предотвращении двойного налогообложения с другими странами.

Целью разделения является установление простых правил, согласно которым применяются налоговые льготы и освобождения.

Также обеспечивается экономия ресурсов компаний в ходе формирования финансовых отчетов для акционеров и инвесторов. Они не сильно отличаются от требований государственного регулирования, согласно которому рассчитываются и вносятся в бюджет налоговые платежи.

Что относится к доходам от источников в РФ

Перечень этих случаев определяется только в главе, устанавливающей платежи в государственный бюджет по НДФЛ. Они определены в ч. 1 ст. 208 НК:

  • дивиденды и проценты, выплачиваемые российскими компаниями. Кроме того, объектом налогообложения по платежам в бюджет являются проценты, полученные от ИП. Также в эту группу включены проценты от организаций, которые хотя и относятся к иностранным, но уплачиваются в связи с деятельностью российского подразделения;
  • выплаты, связанные со страхованием. При этом, источником таковых являются российские компании, либо иностранные, выполняющие обязательства через российские подразделения;
  • любые выгоды, предусмотренные нормами федерального законодательства, регулирующего авторские и смежные права. При этом, важен источник их формирования на территории России;
  • любые выгоды, которые связаны с передачей имущества, расположенного на российской территории, по арендному или иному соглашению. Примером последнего может быть договор найма жилья;
  • выгода, связанная с реализацией ряда объектов гражданских прав на территории России. Их перечень открыт;
  • вознаграждения, полученные за выполнение трудовых обязанностей или действий по другим договорам на территории России. При этом, к ним приравниваются авиационные и водные суда, находящиеся хотя и за пределами страны, но осуществляющие использование государственного флага РФ. К этим же случаям относятся ситуации, когда нерезиденты получают вознаграждение за работу в советах директоров российских компаний;
  • различные выплаты из государственного (федерального, регионального) или местного бюджета (пенсионное обеспечение, стипендия и прочие). К ним же относятся и частные источники. К последним относят иностранные организации, совершающие платежи через свое российское представительство;
  • выплаты, связанные с фрахтованием транспорта, осуществляющего перевозки как внутри страны, так и в случаях международных рейсов, если маршрут таковых включает территорию РФ. В них включаются полученные неустойки, штрафы и пени;
  • полученные в порядке наследования средства, уплачивавшийся в бюджет ПФР или в НПФ в качестве накопительной части пенсии.

Этот перечень носит открытый характер и включает лишь основные случаи, поэтому в число доходов, которые учитывают налоговые правила могут включаться и иные выгоды, получаемые в России.

Что относится к доходам от источников за пределами России

Такие выгоды перечислены в ч. 3 ст. 208 НК. К ним относятся следующие случаи:

  • дивиденды, а также проценты, источником которых выступает иностранная компания, действующая через штаб-квартиру или другое иностранное подразделение;
  • выплаты по страховым соглашениям, заключенным с зарубежным подразделением иностранной компании;
  • все зарубежные платежи, связанные с реализацией резидентами своих авторских, а также смежных прав;
  • арендные платежи в связи с переданным в пользование зарубежным имуществом;
  • выгоды, возникающие в результате отчуждения зарубежной собственности, а также передача прав требования к иностранной компании, не связанных с деятельностью ее российского подразделения;
  • плата по трудовым и гражданско-правовым договорам, если деятельность осуществлялась за пределами России. К этим же случаям относится вознаграждение членам коллегиальных органов управления иностранных компаний, даже если соответствующие функции исполнялись на российской территории;
  • социальные выплаты из бюджета иностранных государств;
  • выгоды, связанные с использованием транспорта, маршруты которого проходят вне границ РФ;
  • прибыли от контролируемой иностранной организации.

Этот список также носит открытый характер и может дополняться другими случаями получения выгод от зарубежных источников.

Виды налогоплательщиков для целей обложения налогом на прибыль

В отличие от НДФЛ, налоговые правила, устанавливающие территориальные принципы, при обложении прибыли предусматривают не разделение источников, а дифференцированный подход к налогоплательщикам.

1. Плательщики – российские организации.

Таковыми признаются компании, созданные и зарегистрированные в соответствии с нормами федерального законодательства в гражданской сфере. Их отличительной особенностью являются свидетельства о госрегистрации, полученные в России. Эти документы выдают уполномоченные налоговые инспекции.

Также отличают консолидированные группы налогоплательщиков, среди которых выделяется ответственное лицо.

2. Плательщики – иностранные компании.

По общему правилу, к числу нероссийских компаний, имеющих обязанность по исчислению и внесению в пользу государственного бюджета платежей по налогу на прибыль, относятся организации, имеющие постоянные представительства в РФ. Другим основанием выступает получение ими доходов от имущества, расположенного на российской территории.

Специальное правило касается ФИФА. Согласно нему, эта организация не признается налогоплательщиком. Такая норма обусловлена проведением чемпионата мира по футболу.

3. Иностранные компании, которые приравниваются к российским.

Приравнивание таких компаний к российским происходит на основании ст. 246.2 НК. Речь идет о налоговых резидентах. К таковым относят случаи, когда это предусматривается двусторонним государственным соглашением о двойном налогообложении. Кроме того, речь идет об организациях, управление которыми производится из России.

Лица, относящие доходы налогоплательщика к полученным от источников в РФ или за ее пределами

Возможны ситуации, когда сложно однозначно отнести полученные доходы к тому или иному виду. Ч. 2 ст. 42 НК предусматривает способ разрешения таких коллизий. Согласно действующим правилам, отнесение происходит на основании актов федерального государственного органа, обладающего надзорными и контрольными функциями в налоговой сфере.

К таковым относят следующие структуры:

1. Минфин России. Поскольку этот орган ответственен за формирование основ налоговой политики, он может издавать акты, разъясняющие те или иные положения действующего закона;

2. ФНС. Ей принадлежит такое право в связи с тем, что эта структура контролирует полученные бюджетом платежи;

3. Суды. Поскольку разъяснения и индивидуальные акты, принятые указанными выше органами можно обжаловать, то Конституционный суд или арбитражные суды могут принимать решения, влияющие на статус тех или иных доходов.

Определение долей, которые относят к доходам от источников в РФ и за ее пределами

По общему правилу, соответствующие доли определяются налогоплательщиком самостоятельно.

В случаях, когда это сложно определить, компания может подать соответствующий запрос в Минфин или ФНС и действовать на основании полученного ответа.

Другой ситуацией выступают указания, полученные в ходе налогового контроля.

Налоговая инспекция может самостоятельно отнести выгоды к той или иной категории, в частности, путем формирования требования о доплате в бюджет.

Налогоплательщикам предоставлено право обжаловать действия госорганов в судах. Решения последних, вступившие в силу, станут обязательными для выполнения.

Зарубежный доход - основные виды

Наиболее распространенными видами дохода от источников за пределами РФ являются:

  • заработная плата по трудовому договору с нерезидентом (например, летчики, работающие на иностранные авиакомпании);
  • процентный доход по депозиту, открытому в иностранном банке;
  • доход в виде дивидендов от компаний-нерезидентов;
  • доход от сдачи в аренду квартиры, расположенной за рубежом;
  • доход от доверительного управления, купонный, дивидендный доход от ценных бумаг иностранных эмитентов;
  • доход от продажи ценных бумаг иностранных эмитентов (в том числе, например, доход от доверительного управления деньгами в иностранном банке);
  • доход от продажи квартиры (машины и т.д.) за рубежом;
  • доход от продажи чего-либо нерезиденту (например, мебели с своем загородном доме за границей)
  • доход от оказания услуг нерезиденту;
  • любой иной доход, зачисляемый на зарубежный счет;

    Налоговые последствия

    В случае, если налоговый резидент РФ получает доход от источников за пределами РФ (зарубежный доход), то он обязан самостоятельно в срок до 30 апреля (см. наш Налоговый календарь) каждого года задекларировать такой доход, исчислить и уплатить с него налог - НДФЛ. Ставка НДФЛ, применяемая для резидентов - 13%.

    Обращаю внимание, что обязанность по декларированию и уплате налога с зарубежного дохода в РФ лежит только на налоговых резидентах РФ, т.е. лицах, которые по итогам конкретного отчетного налогового периода (год) находились в РФ более 183 дней (при этом, неважно, когда именно лицо стало "набирать" указанные 183 дня, главное, что в отчетном году лицо суммарно в течение 12 следующих друг за другом месяцев находилось на территории РФ).

    Избежание двойного налогообложения. Зачет налога, уплаченного в иностранном государстве

    В случае, если с полученного за рубежом дохода иностранное государство удерживает налог (например, такое чаще всего происходит, например, при получении дохода от сдачи в аренду недвижимости), то Вы вправе зачесть сумму налога, уплаченного в иностранном государстве по соответствующей ставке с налогом, подлежащим уплате в РФ по ставке 13%. Если сумма уплаченного за рубежом налога - выше 13%, то в РФ ничего платить не нужно (но и возврата налога - также не предусмотрено), в случае же, если сумма уплаченного за рубежом налога - меньше 13%, то в РФ необходимо доплатить до 13%. В ФНС, при этом, необходимо предоставить документ из компетентного органа иностранного государства (иностранная ФНС), подтверждающий факт и размер уплаченного в иностранном государстве налога.

    Обращаю Ваше внимание, что очень часто в некоторых странах при расчете базы возможно принимать к вычету некоторые связанные с доходом расходы - например, при получении за рубежом арендных платежей в некоторых странах возможно принять в расходы коммунальные платежи, платежи, связанные с недвижимостью и т.д. Таким образом, даже если ставка в такой стране будет выше 13%, то фактически уплаченная сумма налога может оказаться меньшей, чем 13% с общей суммы дохода (т.к. в РФ базой будет являться вся сумма дохода, без каких-либо расходов). Таким образом для верного расчета рекомендую именно сравнить две суммы - сумму дохода, полученного в иностранном государстве и сумму налога, уплаченного в иностранном государстве - и оценить, составляет ли сумма налога больше либо меньше 13%.

    Если сумма уплаченного за рубежом налога - выше 13%, то формально в РФ необходимо заполнить и подать 3-НДФЛ, с указанием в ней суммы дохода и суммы налога, уплаченных в иностранном государстве и кода, указывающего на отсутствие налога к уплате. Однако, за непредставление такой декларации возможно применение штрафа только в размере 1 000 руб. - ст.119 НК РФ (ввиду отсутствия неплаченного налога).

    Место уплаты налога по разным видам дохода, а также ставки налога регулируются соглашениями об избежании двойного налогообложения с конкретными государствами. Возможность зачета уплаченного налога также возможна только в случае наличия такого соглашения между РФ и страной, где Вы заплатили налог. В случае, если такое соглашение не заключено или не ратифицировано (напр., с Эстонией), то налог возможно будет необходимо заплатить дважды - в стране - источнике выплаты и в стране налогового резидентства получателя дохода.

    Ответственность за неуплату налога

    1) ст. 119 НК РФ - непредставление декларации - штраф 5% от суммы неуплаченного налога за каждый полный и неполный месяц просрочки (начиная с 01 мая), но не более 30% и не менее 1 000 руб.

    Срок давности - 3 года с 01 мая года, в котором необходимо было подать Декларацию 3-НДФЛ

    Если прибыль была получена налогоплательщиком в 2014 г., то декларация 3-НДФЛ должна быть подана до 30 апреля 2015 г.
    Срок давности истекает: 01.05.2015 г.+ 3 года = 01.05.2018 г.

    2) ст.122 НК РФ - Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога - 20% от суммы неуплаченного налога (40% - если будет доказан умысле на неуплату налога)

    Срок давности - 3 года с 01 января года следующего за годом, в котором необходимо было уплатить НДФЛ в бюджет.

    В 2019 г. проводится камеральная проверка за 3 предыдущих отчетных года - 2016, 2017, 2018. Если прибыль была получена налогоплательщиком в 2014 г., то налог с нее должен быть заплачен до 15 июля 2015 г.
    Срок давности истекает: 01.01.2016 г.+ 3 года = 01.01.2019 г.

    Налогоплательщик освобождается от ответственности за данное правонарушение, если им самостоятельно исчислен и уплачен в бюджет налог ДО того, как ФНС направило налогоплательщику соответствующее предписание.

    3) пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ за каждый день просрочки (начиная с 15 июля)

    4) ст.ст. 198 УК РФ - уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере.

    Срок давности - 2 года

    Валютное регулирование и валютный контроль

    Как правило, в большинстве случаев зарубежный доход зачисляется на зарубежный счет, открытый российским налоговым резидентом в иностранном банке. В этой связи, если российский налоговый резидент является также и российским валютным резидентом, то он обязан:

    При этом статусы налогового и валютного резидента РФ соотносятся следующим образом:

    • налоговые резиденты - п.2 ст.207 НК РФ - лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Указанный период не прерывается на периоды выезда лица за пределы РФ на срок менее шести месяцев для лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья;
    • валютные резиденты - ст.1 ФЗ-173 "О валютном регулировании и валютном контроле" - граждане РФ и иностранные граждане, имеющие российский ВНЖ.

    Валютное законодательство РФ - ФЗ-173 "О валютном регулировании и валютном контроле" - устанавливает, что с 2020 года зачисление валютными резидентами РФ денежных средств от валютных нерезидентов на их зарубежные банковские счета возможно по любым основаниям, при условии, что такой банковский счет открыт в стране, с которой у России имеется соглашение об автоматическом обмене финансовой информацией или в стране ЕАЭС - п.5.2. ст. 12 ФЗ 173 "О валютном регулировании и валютном контроле".

    Ответственность за нарушение валютного законодательства

    Напоминаю, что штраф за совершение незаконных валютных операций по зарубежному счету составляет от 75% до 100% от суммы незаконной валютной операции - ст.15.25 КоАП РФ.

    Как ФНС может узнать о наличии у лица дохода за рубежом

    Информация о наличии у российского налогового резидента иностранного счета, а также данные об остатках на начало и конец отчетного периода, а также суммы всех поступлений и списаний по счету будет передана в РФ в рамках автоматического обмена налоговой информацией, который впервые состоялся в сентябре 2018 года за 2017 год. Передача информации в дальнейшем будет осуществляться в сентябре каждого года за прошедший год.


    По мнению Верховного Суда РФ выплаты по трансграничным договорам оказания услуг (выполнения работ) при отсутствии реальных операций приравниваются к пассивным доходам.

    Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ рассмотрела дело ООО «ГалоПолимер Кирово-Чепецк»[1] (далее – Общество) и пришла к выводам, что налогоплательщик не может учесть расходы в виде выплат по трансграничной сделке оказания услуг при расчете собственной налоговой базы, поскольку налогоплательщик заранее осознавал отсутствие встречного представления по сделке. Более того, данные выплаты квалифицируются как иные пассивные доходы, не связанные с активной предпринимательской деятельностью, как для целей СИДН, так и для целей ст. 309 НК РФ. Следовательно, Общество, выступая в качестве налогового агента, было обязано удержать налог у источника.

    Из фактических обстоятельств дела следует, что между Обществом и иностранной компанией были заключены договоры на оказание услуг и выполнение работ по развитию проекта по созданию, детерминации и продаже углеродных активов. Во исполнение условий указанных договоров Общество перечислило более 130 млн. руб. в адрес иностранной компании. По результатам выездной проверки налоговый орган не признал такие затраты и доначислил налог на прибыль.

    Основанием для доначисления послужила переквалификация налоговым органом как самих спорных сделок, так и дохода, выплаченного иностранному лицу в рамках указанных сделок. Договоры оказания услуг (работ) были признаны мнимыми, а доходы были переквалифицированы в категорию иных (прочих) пассивных доходов, предусмотренных пп. 10 п. 1 ст. 309 НК РФ. Суд исходил из того, что денежные средства получены иностранной компанией безвозмездно, поскольку предусмотренные договорами услуги не оказаны данным лицом и из фактических обстоятельств дела не следовало намерение их оказать. Таким образом, указанные денежные средства де-факто представляли собой часть имущества (капитала) Общества, сформированного на территории РФ, и распределенного в пользу иностранной компании с ведома российской организации на безвозвратной основе, то есть фактически имела место выплата пассивного дохода.

    Общество не согласилось с переквалификацией сделки и указало на наличие судебного решения Верховного суда провинции Квебек (Канада) от 30.07.2015, в котором с иностранного лица в пользу Общества были взысканы денежные средства ввиду неисполнения обязательств по спорным договорам оказания услуг (работ). Тем самым, по мнению Общества, данное судебное решение доказывало реальность заключенных сделок.

    ВС РФ, в свою очередь, также не согласился с применением механизма преюдиции судебного решения иностранного суда, поскольку иск в пользу Общества был рассмотрен и удовлетворен на основании аффидевита, содержащего общую информации о сделках, и без присутствия представителей ответчика (иностранного лица).

    На основании сведений, полученных от налоговой службы Канады, было установлено, что иностранная компания зарегистрирована в провинции Квебек (Канада) и являлась «почтовым ящиком»; по такому же адресу были зарегистрированы более 700 организаций; у компании отсутствуют какие-либо активы и доходы; в проверяемый период она представляла декларации с нулевыми показателями. Данные обстоятельства, позволили российскому суду сделать вывод о том, что Общество целенаправленно обратилось в Верховный суд провинции Квебек (Канада) для получения решения в его пользу, без цели действительного взыскания какой-либо задолженности, заведомо зная, что контрагент де-факто не находится на территории Канады.

    Судом был сделан важный вывод о том, что Обществом не предпринимались какие-либо действия по раскрытию информации о действительном (фактическом) получателе дохода.


    Выводы

    Верховный Суд РФ указал, что при толковании совокупности норм ст. 54. 1 НК РФ и Постановления Пленума ВАС РФ № 53 не исключается возможность изменения налоговым органом квалификации выплат, произведенных иностранной организации, если доходы от якобы активных операций в действительности представляют собой скрытую форму выплаты пассивного дохода и подлежат отражению в налоговом и бухгалтерском учете в таком качестве, поскольку усмотрение в гражданском праве не должно рассматриваться недобросовестными субъектами правоотношений как возможность причинять ущерб охраняемым законом публичным интересам.

    Верховный Суд РФ поддержал стремление налоговых органов выявлять действительный экономический смысл выплат в рамках трансграничных правоотношений. Из этого следует, что если налогоплательщик при заключении трансграничной сделки не предполагал ее исполнения или при проведении налоговой проверки были выявлены признаки фиктивности спорных сделок, то возникает риск переквалификации дохода от активной деятельности в иные (прочие) пассивные доходы иностранного лица. Иными словами, активная предпринимательская деятельность переквалифицируется налоговыми органами в пассивную, а у организации – источника дохода в этом случае обоснованно возникает обязанность по удержанию налога у источника.

    Позиция Верховного Суда РФ по рассмотренному содержит следующие ключевые позиции по трансграничным выплатам:

    1. Из системного толкования ст. 309 НК РФ с учетом того, что перечень, указанный в п. 1 статьи, является открытым (подп. 10 «иные аналогичные доходы»), следует, что обложению налогом на прибыль подлежат все без исключения доходы иностранной организации, полученные от источников в РФ, кроме доходов от активной предпринимательской деятельности.
    2. Переквалификация правоотношений вышла за рамки формальной налоговой реконструкции, так как акцент сместился на проверку действительной экономической сути спорных правоотношений.
    3. Под прицел налоговых органов теперь попадают не только дивиденды, проценты в рамках договоров займов и роялти, но и доходы от активной деятельности, если распределение прибыли маскируется под выплаты от такой активной деятельности.
    4. В случае неудержания налога при выплате денежных средств иностранному лицу с налогового агента могут быть взысканы как налог, так и пени, начисляемые до момента исполнения обязанности по уплате налога, несмотря на то, что у российских налоговых органов появился широкий инструментарий для взыскания налога непосредственно с иностранного налогоплательщика, а не российского налогового агента.
    5. Отказ в применении льгот по СИДН должен базироваться не столько на формальном анализе корпоративных и договорно-правовых отношений, сколько на экономическом анализе фактических трансграничных отношений субъектов хозяйственной деятельности, которые делают иностранную компанию лишь посредником, представителем или агентом, не имеющим права на доступ к льготам по СИДН.


    О чём подумать, что сделать

    Принятое Верховным Судом РФ решение демонстрирует пристальное внимание налоговых органов к трансграничным сделкам, в спорах о налогообложении которых суды все чаще становятся на сторону налоговых органов.

    Для налогоплательщиков это очередной серьёзный сигнал, что при структурировании трансграничных сделок и планировании трансграничных платежей без удержания налога у источника или с применением пониженной ставки по СИДН требуется подтверждение наличия деловой (экономической) цели и отсутствия экономии на налоге у источника как единственной цели, т.е. де-факто выполнение теста основной цели (principle purpose test) в соответствии с Многосторонней конвенцией по реализации мер Плана BEPS и положениями ст.54.1 НК РФ.


    Помощь консультанта

    Юристы «Пепеляев Групп» готовы предоставить консультации по вопросам применения СИДН и Налогового кодекса РФ, анализу структуры сделок в трансграничном контексте и подготовке необходимых документов, подтверждающих наличие фактического права на доход, как по текущим операциям, так и на досудебной и судебной стадиях спора.

    Читайте также: