Налоговые поступления в бюджет в рк

Опубликовано: 03.05.2024


Социально-экономическая трансформация общества в стране невозможна без постоянной и системной модернизации государственных институтов, которые аккумулируют денежные потоки в Республике Казахстан. Ведь именно 85–90 % поступлений доходов в бюджетную систему государства обеспечивается за счет налогов, сборов и платежей, в какой-то мере налоговое администрирование и его развитие в условиях быстро меняющейся современной рыночной экономики остается одной из наиболее актуальных проблем.

Становление законодательно-нормативной базы налогового администрирования в Республике Казахстан формировалось одновременно с развитием отечественной налоговой системы страны. В данной статье представлены этапы становления и развития института налогового администрирования в Республике Казахстан – начиная с конца 1991 г. и по настоящий момент. Исследуемая проблема рассматривается во взаимосвязи с развитием государственности Казахстана и гражданского общества как некий целостный феномен. В работе рассмотрена отечественная история законодательства в области налогового администрирования, условно разделенная на четыре периода.

Первый период характеризуется принятием собственного налогового законодательства на заре становления Казахстана в качестве суверенного и независимого государства. Он охватывает декабрь 1991 г. – апрель 1995 г.

Именно в этот период был принят Закон Республики Казахстан от 25 декабря 1991 года «О налоговой системе в Республике Казахстан», являющийся основным для правового регулирования налогообложения, а также целый ряд нормативно-правовых актов, посвященных отдельным видам налогов, а именно Законы от 24 декабря 1991 года, такие как «О налоге на добавленную стоимость»; «Об акцизах»; «О налоге на имущество физических лиц»; «О налоге на операции с ценными бумагами»; «О таможенном тарифе и пошлине»; «О сборе с граждан, не зарегистрированных в качестве субъекта предпринимательской деятельности»; «О курортном сборе»; «О целевом сборе»; «О фиксированных рентных платежах»; «О внесении изменений в Закон Казахской ССР «О подоходном налоге с граждан Казахской ССР, иностранных граждан и лиц без гражданства» [1].

В свою очередь были установлены жесткие меры в виде санкции за нарушение налогового законодательства, носящие ступенчатый характер, где допускалось наложение ряд взысканий налогово-правового и административного характера за одинаковый проступок.

Одновременно Закон «О налоговой системе в Республике Казахстан» обладал целым рядом определенных преимуществ, способствующих правильной с точки зрения соответствия объективной и субъективной нужде казахстанского общества организации налогообложения, многие из которых, в процессе дальнейшей переработки правовой системы оказались утерянными или просто ненужными в силу определённых причин авторов проектов законодательных актов.

Наиболее сложной задачей при разработке совершенно новой современной налоговой системы была потребность по крайней мере сохранения сложившегося ранее уровня доходов государства, ведь нельзя было сразу отказаться от финансирования из бюджета целого ряда различных социально значимых программ и проектов. Исполнение этой проблемы усугублялось, с одной стороны, падением казахстанского производства и уменьшением доходов бюджета в результате сокращения налоговых поступлений, а с другой стороны – потребностью восполнения за счет бюджета возрастающих социальных затрат в рыночных условиях [2].

С преобразованием политического и экономического устройства Республики Казахстан становления самого государства изменялись и методы администрирования налогов и других обязательных платежей в бюджет. Государство начинает устанавливать правила и механизм организационно-правового регулирования: кто субъект налога; облагаемый доход, собственность; величина объекта налога; норму налогообложения; сумму налога; механизм проверки и т.п.

Следующий период с апреля 1995 года по июнь 2001 года – характеризуется введением Указа Президента Республики Казахстан от 24 апреля 1995 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет». Причиной принятия данного закона явилось совершенно новое налоговое преобразование, заключенное в том, что налоговое законодательство приобрело консолидированный и даже кодифицированный характер. Тем самым закон объединил в себе целый ряд ранее действовавших налоговых правил согласно которому «законодательные и другие нормативно-правовые акты, противоречащие положениям настоящего закона, не имеют никакой юридической силы».

Закон закрепил ответственность за неисполнение налогового обязательства.

Большим достижением закона является отказ от принудительного взыскания недоимки, пени и налогово-правового штрафа на основе одностороннего разрешения органов налоговой службы – если плательщик налогов выражал несогласие с начисленными недоимками, пенями и штрафом, то налоговый орган мог произвести взыскание только по решению суда. Такой подход не только обеспечивал объективное рассмотрение дела и защиту законных интересов, как налоговых органов, так и налогоплательщиков, но и полностью соответствовал требованиям правового и демократического государства, каким провозгласил себя Казахстан согласно своей Конституции.

Закон устанавливал ответственность налоговых органов за убытки, причинённые в результате неправомерных действий работников этих органов, за счет республиканского бюджета

Третий период просуществовал вплоть до 2008 года и был обусловлен с введением Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налогового кодекса), ратифицированного Законом Республики Казахстан от 12 июня 2001 года.

Основными причинами принятия данного Кодекса выступили следующие факторы:

– во-первых, острая необходимость упорядочения нормативно-правовой базы налоговой системы в рамках накопленного опыта налоговой службы, а именно потребность в прозрачной юридической регламентации некоторых видов налогов, а также сборов и платежей, выявившихся недостатков в отечественном законодательстве и его совершенствование. Тем более налоговая система Республики Казахстан осталась прежней;

– во-вторых, потребность внести изменения в отечественное налоговое законодательство, в том числе внедрение таких институтов, как налоговое обязательство, налоговое представительство, принципы налогообложения и т.п., таким образом дать более прозрачную и понятную структуру базовому нормативно-правовому акту в системе налогообложения – Налоговому кодексу Республики Казахстан, соответственно привести в единую систему налогово-правовые нормы;

– в-третьих, желание постоянно совершенствовать механизм юридической ответственности за нарушение налогового законодательства Республики Казахстан.

В начале 2000-х гг. в Казахстане была проведена огромная работа по пересмотру деятельности налоговых органов и налогового законодательства, а также проведена автоматизация бизнес-процессов. Данная реформа проводилась при активном сотрудничестве с Международным банком реконструкции и развития – Всемирный банк. Привлечение Всемирного банка в качестве партнера при проведении реформы позволило Казахстану получить доступ к передовым международным практикам налогового администрирования, обширный опыт и база знаний создали почву для активного перехода на новую модель работы. В конечном итоге появились такие информационные системы, как Интегрированная налоговая информационная система (далее – ИНИС).

ИНИС была создана специалистами ЕРАМ Systems по поручению Министерства финансов Республики Казахстан в 2008 г., как объединившая главный аппарат налогового комитета и территориально- распределенные подразделения налоговых органов государства.

Несомненно, для регистрации и учета налогоплательщиков до разработки ИНИС в каждой инспекции налоговой службы применялась собственная база данных, которая постепенно изменялась и велась независимо от баз данных прилегающих налоговых органов.

Сам проект по созданию ИНИС был запущен в контексте программы Всемирного банка по модернизации налогового администрирования в Республике Казахстан. Сегодня в Республике сформирована единственная основополагающая инфраструктура, которая систематически поддерживается и развивается. Названная система состоит из таких частей, комплексно реализующих основные функции, выполняемые налоговыми органами – это регистрация, прием налоговой отчетности, учет, налоговый аудит.

Внедрение системы ИНИС позволило оптимизировать внутренние рабочие процессы, а именно синхронизировать деятельность налоговой службы на всех уровнях, обеспечить все подразделения единой непротиворечивой информацией, ускорить процесс принятия решений по различным вопросам и снизить число ошибок, вызванных человеческим фактором.

В настоящее время в информационной системе ИНИС ежедневно обрабатывается около 150000 различных документов. Налогоплательщики получили доступ к возможности оплачивать налоги и производить другие обязательные платежи в бюджет через интернет-сервисы ведущих банков Республики Казахстан.

В 2006–2008 гг. в рамках Программы совместных экономических исследований Всемирного банка и Правительства Республики Казахстан проведен анализ в сфере налоговой политики и налогового администрирования Казахстана.

Дальнейшую историю законодательно-нормативной базы налогового администрирования авторы связывают с четвертым этапом, который отличается кардинальными политическими и экономическими изменениями, в стране начавшимися с 2009 г. и продолжающимися до настоящего времени.

Налоговым комитетом Министерства финансов Республики Казахстан была создана и внедрена Система обработки налоговой отчётности (далее – СОНО) [3].

Однако, как считают специалисты, время и прогресс не стоят на месте, эпоха информатизации и глобализации поставила новые вызовы перед налоговыми органами Казахстана, и главный из них – возможность быстрого изменения и приспособления к требованиям и тенденциям развития экономики [5].

В данный период времени результатом реализации Программы совместных экономических исследований Всемирного банка и Правительства Республики Казахстан в области налоговой политики стало принятие нового Налогового кодекса РК, вступившего в силу с 1 января 2009 г.

Результаты в области налогового администрирования стали платформой для начала реализации масштабной реформы – Проект по реформированию налогового администрирования на 2011–2016 гг.

Реализация данного Проекта реформирования явилась логическим продолжением принятой государством налоговой политики по либерализации налогового законодательства и снижению налоговых ставок, который сам по себе без совершенствования процедур и методов налогового администрирования не позволит создать привлекательный бизнес-климат в стране.

Таким образом, поставлены четкие задачи о необходимости коренного пересмотра деятельности с увеличением эффективности работы с ориентиром на обслуживание налогоплательщиков и, соответственно, о повышении добровольности соблюдения налогоплательщиками налогового законодательства.

Как известно, тремя китами добровольного соблюдения налогового законодательства являются: надежная и прозрачная система проведения налоговой проверки, рациональное взимание налогов (в том числе принудительное), а также удобство и доступность оказания налоговых услуг.

В декабре 2014 года Постановлением Правительства РК почти все налоговые и таможенные органы были реорганизованы в единый государственный орган под названием Комитет государственных доходов Республики Казахстан, объединив соответствующие департаменты по областям, включая передачи функций по расследованию экономических и финансовых преступлений в органы государственных доходов.

Данная реформа была направлена на решение следующих задач:

– оптимизация государственного аппарата;

– снижение административной нагрузки на налогоплательщиков;

– сокращение уровня теневой экономики;

– увеличение поступлений в бюджет;

– повышение качества оказываемых услуг со стороны государства;

– повышение доверия граждан к государственной системе Казахстана.

Таким образом, в текущий план модернизации были включены следующие основные направления налогового администрирования:

– оказание налоговых услуг и создание современного Call-центра органов государственных доходов;

– совершенствование процесса проведения налоговых проверок;

– внедрение принципов системы управления рисками при проведении проверок и в деятельности органов государственных доходов;

– совершенствование взимания налоговой задолженности;

– развитие информационных систем;

– пересмотр системы апелляции;

– пересмотр организационной структуры органов государственных доходов.

Такое мероприятие, как введение всеобщего декларирования доходов граждан и создание Центров обработки информации органов государственных доходов, – это одна из ключевых задач проекта.

Построение новой модели налоговой службы релевантно задачам, поставленным Главой государства в целях реализации Стратегии вхождения Казахстана в 30 наиболее конкурентоспособных стран мира.

Исследование позволило сделать вывод о том, что налоговая политика государства с четкой организацией администрирования налоговых платежей приводит к эффективной налоговой системе, что характеризуется устойчивым финансовым положением государства. Рост эффективности налоговой системы выражается в значительном увеличении налоговых поступлений в государственную казну, данный рост связан с бурным развитием промышленности в Республике Казахстан и увеличением количества налогоплательщиков.

Как полагают авторы, в условиях непрерывной глобализации мировой экономики на национальную систему налогового администрирования возлагается огромная ответственность, именно от качества и степени проведения налогового администрирования будет зависеть, станет в перспективе отечественная налоговая система конкурентоспособной или будет осуществлять только роль фискального инструмента [6].

Как считают специалисты, прирост роста доходов бюджета обеспечивается путем увеличения налоговых поступлений занимающих более 90 % в доходах государственного бюджета. Данное увеличение способствует росту экономики, росту импорта товаров и услуг, увеличению производства в отдельных отраслях в ходе реализации проектов Карты индустриализации.

Исследование четвертого этапа позволило сделать вывод о том, что фискальная политика страны с налаженной и понятной организацией налогового администрирования приведёт к эффективной системе налогообложения. Рост эффективности системы налогообложения проявляется в ощутимом увеличении налоговых поступлений в государственный бюджет, данный рост связан с активным развитием промышленности в Республике Казахстан и увеличением количества налогоплательщиков [7].

Налоговые администрации снова обдумывают и реорганизуют собственные бизнес-процессы из-за мирового экономического кризиса и всемирной глобализации. Сейчас множество стран объединяют ресурсы, уменьшают нагрузки налоговых органов и делегируют свои функции другим государственным органам, уменьшают время обработки данных и пропускной способности с помощью современных информационных технологий.

В отечественной системе налоговой администрации наблюдается развитие цифрового доступа к юридическим и физическим лицам, что существенно снижает издержки.

В настоящее время на сбор налогов и сборов расходуется сумма, равная 0,96 % от общего объема доходной части бюджета страны. Таким образом, сбор 1000 тенге налогов обходится в 9,6 тенге – это, несомненно, положительный результат. В будущем если республика будет продолжать работать над улучшением этого показателя, то в области налогового администрирования может подняться на уровень таких стран, как Сингапур – 0,87 %, Англия – 0,83 %, Дания – 0,71 %.

В заключение отметим, что органам государственных доходов РК необходимо систематически проводить работу по уменьшению затрат путем обеспечения поступлений налогов и других платежей в бюджет, применять в своей работе методы экономности и совершенствовать бизнес-процессы.

Налоги – это обязательные платежи физических и юридических лиц в бюджет. Налогообложение – способ регулирования доходов и источников пополнения государственных средств. Принципы, функции, элементы налогов представлены на рисунке 5.7.
Классификация налогов. По способам взимания разделяют налоги прямые и косвенные. Прямые взимаются непосредственно с получателей дохода или имущества. Косвенные включаются в цену товара и взимаются при продаже товаров. По способу определения налоги подразделяют на пропорциональный, прогрессивный и регрессивный. Пропорциональный – ставка налога остается неизменной независимо от размера доходов. Прогрессивный – ставка возрастает по мере роста дохода. Регрессивный – ставка понижается по мере возрастания дохода. По уровню бюджета – общегосударственные и местные. По порядку использования – общие и целевые. Общие поступают в единую казну. Целевые имеют определенное назначение.

В РК налоговая система прошла три этапа реформирования. Закон "О налоговой системе в Республике Казахстан", принятый 24 декабря 1991 г. ознаменовал начало первого этапа. В Казахстане была построена трехзвенная налоговая система, присущая федеративному государству.
Большое количество налогов (43 вида: 16 общегосударственных, 10 общеобязательных налогов и сборов, 17 местных налогов и сборов), нестабильность законодательства, наличие множества платежей, расчетной базой для которых являлась себестоимость, применение большого количества льгот сделали налоговую систему практически неуправляемой и неэффективной. Возникла так называемая "налоговая ловушка", когда, несмотря на высокие ставки налогов, поступления от них начали резко снижаться в результате сокращения базы обложения и ухода части предприятий в нелегальный сектор экономики.
Экономическая и финансовая дестабилизация заставили государство изыскивать новые пути по обеспечению более целенаправленной, скоординированной и комплексной налоговой политики. Исходя из этого в качестве основных идей налоговой реформы в Республике Казахстан были выдвинуты:

  • стимулирование рыночных отношений: активная поддержка частного бизнеса; стимулирование реинвестирования получаемых доходов в предпринимательскую деятельность; подведение системы налогообложения под прочную и системную законодательную базу; создание механизма защиты доходов от двойного, тройного налогообложения;
  • достижение справедливости в налогообложении: обеспечение социальной защиты малоимущих; создание единой шкалы налогообложения независимо от источника получения дохода;
  • учет национальных и территориальных интересов государства;
  • стремление к творческому использованию мирового опыта построения системы налогообложения.
  • Второй этап. 24 апреля 1995 г был принят Указ президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, "О налогах и других обязательных платежах в бюджет", количество налогов в Казахстане было сокращено до 11.

Казахстан первым из стран СНГ разработал и ввел прогрессивное налоговое законодательство. Нововведением стала отмена с июля 1997 г. кассового метода в налоговом учете и переход на метод начислений, который ужесточил финансовую дисциплину и создал условия для сокращения доли зачетных схем расчетов с бюджетом, а затем - и для отказа от них. Так, если в 1997 г. доля неденежных расчетов с бюджетом по налоговым и неналоговым поступлениям составляла 8,43%, в 1998 г. - уже 0,16%, то начиная с 1999 г. все расчеты с бюджетом в республике производятся "живыми деньгами".
Крупнейшие изменения затронули и механизм взимания налога на добавленную стоимость. В 1995 г. Казахстан перешел на зачетный метод взимания НДС, который основан на вычете налога, уплаченного при приобретении товаров (работ, услуг) из суммы налога, начисленного по реализованной продукции, который не вызывает смещений в картине внутреннего производства и сбыта товаров и делает НДС абсолютно нейтральным по отношению к внешней торговле.
За период с 1993 г. уровень налоговой нагрузки как отношение доходов бюджета к ВВП выглядит следующим образом (табл. 5.1).

Таблица 5.1.
Уровень налоговой нагрузки в Республике Казахстан

Налоги – это обязательные платежи физических и юридических лиц в бюджет. Налогообложение – способ регулирования доходов и источников пополнения государственных средств. Принципы, функции, элементы налогов представлены на рисунке 5.7.
Классификация налогов. По способам взимания разделяют налоги прямые и косвенные. Прямые взимаются непосредственно с получателей дохода или имущества. Косвенные включаются в цену товара и взимаются при продаже товаров. По способу определения налоги подразделяют на пропорциональный, прогрессивный и регрессивный. Пропорциональный – ставка налога остается неизменной независимо от размера доходов. Прогрессивный – ставка возрастает по мере роста дохода. Регрессивный – ставка понижается по мере возрастания дохода. По уровню бюджета – общегосударственные и местные. По порядку использования – общие и целевые. Общие поступают в единую казну. Целевые имеют определенное назначение.

В РК налоговая система прошла три этапа реформирования. Закон "О налоговой системе в Республике Казахстан", принятый 24 декабря 1991 г. ознаменовал начало первого этапа. В Казахстане была построена трехзвенная налоговая система, присущая федеративному государству.
Большое количество налогов (43 вида: 16 общегосударственных, 10 общеобязательных налогов и сборов, 17 местных налогов и сборов), нестабильность законодательства, наличие множества платежей, расчетной базой для которых являлась себестоимость, применение большого количества льгот сделали налоговую систему практически неуправляемой и неэффективной. Возникла так называемая "налоговая ловушка", когда, несмотря на высокие ставки налогов, поступления от них начали резко снижаться в результате сокращения базы обложения и ухода части предприятий в нелегальный сектор экономики.
Экономическая и финансовая дестабилизация заставили государство изыскивать новые пути по обеспечению более целенаправленной, скоординированной и комплексной налоговой политики. Исходя из этого в качестве основных идей налоговой реформы в Республике Казахстан были выдвинуты:

  • стимулирование рыночных отношений: активная поддержка частного бизнеса; стимулирование реинвестирования получаемых доходов в предпринимательскую деятельность; подведение системы налогообложения под прочную и системную законодательную базу; создание механизма защиты доходов от двойного, тройного налогообложения;
  • достижение справедливости в налогообложении: обеспечение социальной защиты малоимущих; создание единой шкалы налогообложения независимо от источника получения дохода;
  • учет национальных и территориальных интересов государства;
  • стремление к творческому использованию мирового опыта построения системы налогообложения.
  • Второй этап. 24 апреля 1995 г был принят Указ президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, "О налогах и других обязательных платежах в бюджет", количество налогов в Казахстане было сокращено до 11.

Казахстан первым из стран СНГ разработал и ввел прогрессивное налоговое законодательство. Нововведением стала отмена с июля 1997 г. кассового метода в налоговом учете и переход на метод начислений, который ужесточил финансовую дисциплину и создал условия для сокращения доли зачетных схем расчетов с бюджетом, а затем - и для отказа от них. Так, если в 1997 г. доля неденежных расчетов с бюджетом по налоговым и неналоговым поступлениям составляла 8,43%, в 1998 г. - уже 0,16%, то начиная с 1999 г. все расчеты с бюджетом в республике производятся "живыми деньгами".
Крупнейшие изменения затронули и механизм взимания налога на добавленную стоимость. В 1995 г. Казахстан перешел на зачетный метод взимания НДС, который основан на вычете налога, уплаченного при приобретении товаров (работ, услуг) из суммы налога, начисленного по реализованной продукции, который не вызывает смещений в картине внутреннего производства и сбыта товаров и делает НДС абсолютно нейтральным по отношению к внешней торговле.
За период с 1993 г. уровень налоговой нагрузки как отношение доходов бюджета к ВВП выглядит следующим образом (табл. 5.1).

Таблица 5.1.
Уровень налоговой нагрузки в Республике Казахстан


Социально-экономическая трансформация общества в стране невозможна без постоянной и системной модернизации государственных институтов, которые аккумулируют денежные потоки в Республике Казахстан. Ведь именно 85–90 % поступлений доходов в бюджетную систему государства обеспечивается за счет налогов, сборов и платежей, в какой-то мере налоговое администрирование и его развитие в условиях быстро меняющейся современной рыночной экономики остается одной из наиболее актуальных проблем.

Становление законодательно-нормативной базы налогового администрирования в Республике Казахстан формировалось одновременно с развитием отечественной налоговой системы страны. В данной статье представлены этапы становления и развития института налогового администрирования в Республике Казахстан – начиная с конца 1991 г. и по настоящий момент. Исследуемая проблема рассматривается во взаимосвязи с развитием государственности Казахстана и гражданского общества как некий целостный феномен. В работе рассмотрена отечественная история законодательства в области налогового администрирования, условно разделенная на четыре периода.

Первый период характеризуется принятием собственного налогового законодательства на заре становления Казахстана в качестве суверенного и независимого государства. Он охватывает декабрь 1991 г. – апрель 1995 г.

Именно в этот период был принят Закон Республики Казахстан от 25 декабря 1991 года «О налоговой системе в Республике Казахстан», являющийся основным для правового регулирования налогообложения, а также целый ряд нормативно-правовых актов, посвященных отдельным видам налогов, а именно Законы от 24 декабря 1991 года, такие как «О налоге на добавленную стоимость»; «Об акцизах»; «О налоге на имущество физических лиц»; «О налоге на операции с ценными бумагами»; «О таможенном тарифе и пошлине»; «О сборе с граждан, не зарегистрированных в качестве субъекта предпринимательской деятельности»; «О курортном сборе»; «О целевом сборе»; «О фиксированных рентных платежах»; «О внесении изменений в Закон Казахской ССР «О подоходном налоге с граждан Казахской ССР, иностранных граждан и лиц без гражданства» [1].

В свою очередь были установлены жесткие меры в виде санкции за нарушение налогового законодательства, носящие ступенчатый характер, где допускалось наложение ряд взысканий налогово-правового и административного характера за одинаковый проступок.

Одновременно Закон «О налоговой системе в Республике Казахстан» обладал целым рядом определенных преимуществ, способствующих правильной с точки зрения соответствия объективной и субъективной нужде казахстанского общества организации налогообложения, многие из которых, в процессе дальнейшей переработки правовой системы оказались утерянными или просто ненужными в силу определённых причин авторов проектов законодательных актов.

Наиболее сложной задачей при разработке совершенно новой современной налоговой системы была потребность по крайней мере сохранения сложившегося ранее уровня доходов государства, ведь нельзя было сразу отказаться от финансирования из бюджета целого ряда различных социально значимых программ и проектов. Исполнение этой проблемы усугублялось, с одной стороны, падением казахстанского производства и уменьшением доходов бюджета в результате сокращения налоговых поступлений, а с другой стороны – потребностью восполнения за счет бюджета возрастающих социальных затрат в рыночных условиях [2].

С преобразованием политического и экономического устройства Республики Казахстан становления самого государства изменялись и методы администрирования налогов и других обязательных платежей в бюджет. Государство начинает устанавливать правила и механизм организационно-правового регулирования: кто субъект налога; облагаемый доход, собственность; величина объекта налога; норму налогообложения; сумму налога; механизм проверки и т.п.

Следующий период с апреля 1995 года по июнь 2001 года – характеризуется введением Указа Президента Республики Казахстан от 24 апреля 1995 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет». Причиной принятия данного закона явилось совершенно новое налоговое преобразование, заключенное в том, что налоговое законодательство приобрело консолидированный и даже кодифицированный характер. Тем самым закон объединил в себе целый ряд ранее действовавших налоговых правил согласно которому «законодательные и другие нормативно-правовые акты, противоречащие положениям настоящего закона, не имеют никакой юридической силы».

Закон закрепил ответственность за неисполнение налогового обязательства.

Большим достижением закона является отказ от принудительного взыскания недоимки, пени и налогово-правового штрафа на основе одностороннего разрешения органов налоговой службы – если плательщик налогов выражал несогласие с начисленными недоимками, пенями и штрафом, то налоговый орган мог произвести взыскание только по решению суда. Такой подход не только обеспечивал объективное рассмотрение дела и защиту законных интересов, как налоговых органов, так и налогоплательщиков, но и полностью соответствовал требованиям правового и демократического государства, каким провозгласил себя Казахстан согласно своей Конституции.

Закон устанавливал ответственность налоговых органов за убытки, причинённые в результате неправомерных действий работников этих органов, за счет республиканского бюджета

Третий период просуществовал вплоть до 2008 года и был обусловлен с введением Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налогового кодекса), ратифицированного Законом Республики Казахстан от 12 июня 2001 года.

Основными причинами принятия данного Кодекса выступили следующие факторы:

– во-первых, острая необходимость упорядочения нормативно-правовой базы налоговой системы в рамках накопленного опыта налоговой службы, а именно потребность в прозрачной юридической регламентации некоторых видов налогов, а также сборов и платежей, выявившихся недостатков в отечественном законодательстве и его совершенствование. Тем более налоговая система Республики Казахстан осталась прежней;

– во-вторых, потребность внести изменения в отечественное налоговое законодательство, в том числе внедрение таких институтов, как налоговое обязательство, налоговое представительство, принципы налогообложения и т.п., таким образом дать более прозрачную и понятную структуру базовому нормативно-правовому акту в системе налогообложения – Налоговому кодексу Республики Казахстан, соответственно привести в единую систему налогово-правовые нормы;

– в-третьих, желание постоянно совершенствовать механизм юридической ответственности за нарушение налогового законодательства Республики Казахстан.

В начале 2000-х гг. в Казахстане была проведена огромная работа по пересмотру деятельности налоговых органов и налогового законодательства, а также проведена автоматизация бизнес-процессов. Данная реформа проводилась при активном сотрудничестве с Международным банком реконструкции и развития – Всемирный банк. Привлечение Всемирного банка в качестве партнера при проведении реформы позволило Казахстану получить доступ к передовым международным практикам налогового администрирования, обширный опыт и база знаний создали почву для активного перехода на новую модель работы. В конечном итоге появились такие информационные системы, как Интегрированная налоговая информационная система (далее – ИНИС).

ИНИС была создана специалистами ЕРАМ Systems по поручению Министерства финансов Республики Казахстан в 2008 г., как объединившая главный аппарат налогового комитета и территориально- распределенные подразделения налоговых органов государства.

Несомненно, для регистрации и учета налогоплательщиков до разработки ИНИС в каждой инспекции налоговой службы применялась собственная база данных, которая постепенно изменялась и велась независимо от баз данных прилегающих налоговых органов.

Сам проект по созданию ИНИС был запущен в контексте программы Всемирного банка по модернизации налогового администрирования в Республике Казахстан. Сегодня в Республике сформирована единственная основополагающая инфраструктура, которая систематически поддерживается и развивается. Названная система состоит из таких частей, комплексно реализующих основные функции, выполняемые налоговыми органами – это регистрация, прием налоговой отчетности, учет, налоговый аудит.

Внедрение системы ИНИС позволило оптимизировать внутренние рабочие процессы, а именно синхронизировать деятельность налоговой службы на всех уровнях, обеспечить все подразделения единой непротиворечивой информацией, ускорить процесс принятия решений по различным вопросам и снизить число ошибок, вызванных человеческим фактором.

В настоящее время в информационной системе ИНИС ежедневно обрабатывается около 150000 различных документов. Налогоплательщики получили доступ к возможности оплачивать налоги и производить другие обязательные платежи в бюджет через интернет-сервисы ведущих банков Республики Казахстан.

В 2006–2008 гг. в рамках Программы совместных экономических исследований Всемирного банка и Правительства Республики Казахстан проведен анализ в сфере налоговой политики и налогового администрирования Казахстана.

Дальнейшую историю законодательно-нормативной базы налогового администрирования авторы связывают с четвертым этапом, который отличается кардинальными политическими и экономическими изменениями, в стране начавшимися с 2009 г. и продолжающимися до настоящего времени.

Налоговым комитетом Министерства финансов Республики Казахстан была создана и внедрена Система обработки налоговой отчётности (далее – СОНО) [3].

Однако, как считают специалисты, время и прогресс не стоят на месте, эпоха информатизации и глобализации поставила новые вызовы перед налоговыми органами Казахстана, и главный из них – возможность быстрого изменения и приспособления к требованиям и тенденциям развития экономики [5].

В данный период времени результатом реализации Программы совместных экономических исследований Всемирного банка и Правительства Республики Казахстан в области налоговой политики стало принятие нового Налогового кодекса РК, вступившего в силу с 1 января 2009 г.

Результаты в области налогового администрирования стали платформой для начала реализации масштабной реформы – Проект по реформированию налогового администрирования на 2011–2016 гг.

Реализация данного Проекта реформирования явилась логическим продолжением принятой государством налоговой политики по либерализации налогового законодательства и снижению налоговых ставок, который сам по себе без совершенствования процедур и методов налогового администрирования не позволит создать привлекательный бизнес-климат в стране.

Таким образом, поставлены четкие задачи о необходимости коренного пересмотра деятельности с увеличением эффективности работы с ориентиром на обслуживание налогоплательщиков и, соответственно, о повышении добровольности соблюдения налогоплательщиками налогового законодательства.

Как известно, тремя китами добровольного соблюдения налогового законодательства являются: надежная и прозрачная система проведения налоговой проверки, рациональное взимание налогов (в том числе принудительное), а также удобство и доступность оказания налоговых услуг.

В декабре 2014 года Постановлением Правительства РК почти все налоговые и таможенные органы были реорганизованы в единый государственный орган под названием Комитет государственных доходов Республики Казахстан, объединив соответствующие департаменты по областям, включая передачи функций по расследованию экономических и финансовых преступлений в органы государственных доходов.

Данная реформа была направлена на решение следующих задач:

– оптимизация государственного аппарата;

– снижение административной нагрузки на налогоплательщиков;

– сокращение уровня теневой экономики;

– увеличение поступлений в бюджет;

– повышение качества оказываемых услуг со стороны государства;

– повышение доверия граждан к государственной системе Казахстана.

Таким образом, в текущий план модернизации были включены следующие основные направления налогового администрирования:

– оказание налоговых услуг и создание современного Call-центра органов государственных доходов;

– совершенствование процесса проведения налоговых проверок;

– внедрение принципов системы управления рисками при проведении проверок и в деятельности органов государственных доходов;

– совершенствование взимания налоговой задолженности;

– развитие информационных систем;

– пересмотр системы апелляции;

– пересмотр организационной структуры органов государственных доходов.

Такое мероприятие, как введение всеобщего декларирования доходов граждан и создание Центров обработки информации органов государственных доходов, – это одна из ключевых задач проекта.

Построение новой модели налоговой службы релевантно задачам, поставленным Главой государства в целях реализации Стратегии вхождения Казахстана в 30 наиболее конкурентоспособных стран мира.

Исследование позволило сделать вывод о том, что налоговая политика государства с четкой организацией администрирования налоговых платежей приводит к эффективной налоговой системе, что характеризуется устойчивым финансовым положением государства. Рост эффективности налоговой системы выражается в значительном увеличении налоговых поступлений в государственную казну, данный рост связан с бурным развитием промышленности в Республике Казахстан и увеличением количества налогоплательщиков.

Как полагают авторы, в условиях непрерывной глобализации мировой экономики на национальную систему налогового администрирования возлагается огромная ответственность, именно от качества и степени проведения налогового администрирования будет зависеть, станет в перспективе отечественная налоговая система конкурентоспособной или будет осуществлять только роль фискального инструмента [6].

Как считают специалисты, прирост роста доходов бюджета обеспечивается путем увеличения налоговых поступлений занимающих более 90 % в доходах государственного бюджета. Данное увеличение способствует росту экономики, росту импорта товаров и услуг, увеличению производства в отдельных отраслях в ходе реализации проектов Карты индустриализации.

Исследование четвертого этапа позволило сделать вывод о том, что фискальная политика страны с налаженной и понятной организацией налогового администрирования приведёт к эффективной системе налогообложения. Рост эффективности системы налогообложения проявляется в ощутимом увеличении налоговых поступлений в государственный бюджет, данный рост связан с активным развитием промышленности в Республике Казахстан и увеличением количества налогоплательщиков [7].

Налоговые администрации снова обдумывают и реорганизуют собственные бизнес-процессы из-за мирового экономического кризиса и всемирной глобализации. Сейчас множество стран объединяют ресурсы, уменьшают нагрузки налоговых органов и делегируют свои функции другим государственным органам, уменьшают время обработки данных и пропускной способности с помощью современных информационных технологий.

В отечественной системе налоговой администрации наблюдается развитие цифрового доступа к юридическим и физическим лицам, что существенно снижает издержки.

В настоящее время на сбор налогов и сборов расходуется сумма, равная 0,96 % от общего объема доходной части бюджета страны. Таким образом, сбор 1000 тенге налогов обходится в 9,6 тенге – это, несомненно, положительный результат. В будущем если республика будет продолжать работать над улучшением этого показателя, то в области налогового администрирования может подняться на уровень таких стран, как Сингапур – 0,87 %, Англия – 0,83 %, Дания – 0,71 %.

В заключение отметим, что органам государственных доходов РК необходимо систематически проводить работу по уменьшению затрат путем обеспечения поступлений налогов и других платежей в бюджет, применять в своей работе методы экономности и совершенствовать бизнес-процессы.

Корпоративный подоходный налог

КБК

Наименование

Корпоративный подоходный налог с юридических лиц, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора

Корпоративный подоходный налог с юридических лиц организаций нефтяного сектора

Индивидуальный подоходный налог. Соц.налог

КБК

Наименование

Индивидуальный подоходный налог с доходов, облагаемых у источника выплаты

Индивидуальный подоходный налог с доходов, не облагаемых у источника выплаты

Индивидуальный подоходный налог с доходов иностранных граждан, не облагаемых у источника выплаты

Социальный налог

Налоги на имущество

КБК

Наименование

Налог на имущество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Налог на имущество физических лиц

Земельный налог

КБК

Наименование

Земельный налог с физических лиц на земли населенных пунктов

Единый земельный налог

Hалог на транспортные средства

КБК

Наименование

Налог на транспортные средства с юридических лиц

Налог на транспортные средства с физических лиц

Hалог на добавленную стоимость

КБК

Наименование

Hалог на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан

Hалог на добавленную стоимость на товары, импортируемые на территорию Республики Казахстан, кроме налога на добавленную стоимость на товары, импортируемые с территории Российской Федерации и Республики Беларусь

Налог на добавленную стоимость за нерезидента

Перечисление (возврат) налогоплательщиком суммы превышения налога на добавленную стоимость, ранее возвращенной из бюджета и не подтвержденной к возврату при проведении налоговой проверки, перечисление суммы пени

Налог на добавленную стоимость на товары, импортированные с территории государств-членов ЕАЭС

Акцизы

КБК

Наименование

Сырая нефть, газовый конденсат, произведенные на территории Республики Казахстан

Все виды спирта и (или) виноматериала, алкогольной продукции, ввозимых на территорию Республики Казахстан с территории государств-членов Таможенного союза

Табачные изделия, легковые автомобили (кроме автомобилей с ручным управлением или адаптером ручного управления, специально предназначенных для инвалидов), произведенные на территории Республики Казахстан

Табачные изделия, ввозимые на территорию Республики Казахстан с территории государств-членов Таможенного союза

Все виды спирта и (или) виноматериала, алкогольной продукции, ввозимых на территорию Республики Казахстан с территории государств-членов Таможенного союза

Поступления за использование природных и других ресурсов

КБК

Наименование

Плата за предоставление междугородной и (или) международной телефонной связи, а также сотовой связи

Налог на сверхприбыль, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора

Плата за пользование водными ресурсами поверхностных источников

Сборы за ведение предпринимательской и профессиональной деятельности

КБК

Наименование

Лицензионный сбор за право занятия отдельными видами деятельности

Сбор за проезд автотранспортных средств по территории Республики Казахстан

Сбор за выдачу разрешения на использование радиочастотного спектра телевизионным и радиовещательным организациям

Плата за размещение наружной (визуальной) рекламы на объектах стационарного размещения рекламы в полосе отвода автомобильных дорог общего пользования республиканского значения, за исключением платы за размещение наружной (визуальной) рекламы на объектах стационарного размещения рекламы в полосе отвода

Налог на игорный бизнес

КБК

Наименование

Налог на игорный бизнес

Таможенные платежи

КБК

Наименование

Ввозные таможенные пошлины (иные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие), уплаченные в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе

Таможенные пошлины на вывозимые товары

Таможенные пошлины, налоги на ввозимые физическими лицами товары для личного пользования с применением единых ставок таможенных пошлин, налогов

Совокупный таможенный платеж на ввозимые товары

Таможенные пошлины, распределенные Российской Федерацией

Таможенные пошлины, распределенные Республикой Беларусь

Суммы распределенных ввозных таможенных пошлин, перечисление которых приостановлено

Суммы процентов за просрочку за неисполнение, неполное и (или) несвоевременное исполнение обязательств по перечислению сумм от распределения ввозных таможенных пошлин

Вывозные таможенные пошлины на сырую нефть

Вывозные таможенные пошлины на товары, выработанные из нефти

Таможенные пошлины на ввозимые товары и (или) ввозные таможенные пошлины, обязанность по уплате которых возникла до вступления в силу Соглашения об установлении и применении в таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих

Таможенные пошлины, распределенные Республикой Армения

Взысканные суммы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, поступающие из Российской Федерации

Взысканные суммы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, поступающие из Республики Беларусь

Взысканные суммы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, поступающие из Республики Армения

Таможенные пошлины, распределенные Кыргызской Республикой

Взысканные суммы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, поступающие от Кыргызской Республики

Авансовые платежи, вносимые в соответствии с таможенным законодательством Евразийского экономического союза и Республики Казахстан, в счет уплаты предстоящих таможенных платежей, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, а также в качестве обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин

Прочие налоги на международную торговлю и операции

КБК

Наименование

Таможенные сборы, уплачиваемые в соответствии с таможенным законодательством Республики Казахстан

Специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, уплаченные в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе

Специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, поступившие от Республики Беларусь

Специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, поступившие от Российской Федерации

Суммы процентов за просрочку за неисполнение или (неполное) несвоевременное исполнение обязательств по перечислению сумм от распределения специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин

Специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, не подлежащие распределению

Читайте также: