Налоговые отношения между физическими лицами

Опубликовано: 19.05.2024

Предметом налогового права выступает круг общественных отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах

Понятие и особенности налоговых отношений

Под налоговыми правоотношениями в законодательстве принято традиционно понимать все отношения, которые возникают между лицами в налоговой сфере или подчиняются нормам Налогового Кодекса, иных нормативно-правовых актов.

Согласно статье 2 Налогового Кодекса, налоговые отношения, возникающие между участниками, носят властный характер. Именно налоговое законодательство регулирует такие важные вопросы, как:

  • установление размера налоговой выплаты;
  • процесс взимания;
  • процесс перевода полученных со сборов средств в бюджет;
  • контроль в налоговой сфере;
  • спорные моменты в отношения налоговой сферы.

Как и у любых других правоотношений, у данных есть свои особенности и нюансы, которые учитываются при внесении поправок в законодательстве. К основным особенностям относятся:

  • отношение к имущественному праву. Налоговые правоотношения, так или иначе, относятся к вещному праву, поскольку налогом облагается не только имущество, но и процедуры по его передаче другому лицу на правах собственности;
  • отношение к государственному бюджету. Налоговые правоотношения возникают в результате взаимодействия государства и организаций (муниципальных образований), которые выступают посредником между налогоплательщиком (следует понимать и как физическое лицо, и как юридическое) и государственным бюджетом;
  • властный характер отношений. Одна из сторон налоговых правоотношений – это банк или другая организация, проводящая средства налогоплательщика в государственный бюджет, а вторая – плательщик. При этом обе стороны друг другу не подчиняются, хотя и взаимодействуют в рамках налогового законодательства.

Таможенные сборы, их размер, взимание и взыскание, отношения, которые возникают в таможенной сфере, не относятся к налоговым правоотношениям и не подведомственны налоговому праву, за исключением тех случаев, которые предусмотрены в Налоговом Кодексе.

Участники отношений и их взаимодействие

Одной стороной в налоговых правоотношениях всегда является государство, которое представляет или налоговый орган, или таможенная структура, или муниципалитет – любое лицо (следует понимать, как организация). Другой стороной выступает налогоплательщик, которым может быть как частное (физическое) лицо, так и организация (юридическое лицо), а так же индивидуальный предприниматель.

Согласно статье 9 Налогового Кодекса, предусмотрен и такой участник налоговых правоотношений, как налоговый агент.

Это может быть любое лицо/организация, которое наделено законодательством правом взимать, перечислять и изыскивать сборы и налоги в пользу государственного бюджета. У налогового агента есть свои обязанности, которые четко прописаны в статье 24 Налогового Кодекса. В частности:

  • оповещать налоговый орган, к которому относится, об отсутствии возможности взыскать с плательщика необходимой суммы сбора или налога, а также о размере задолженности. Законодательством предусмотрен срок в один календарный месяц. Исчисляется он с того момента, когда налоговому агенту стало известно о факте невозможности изыскания;
  • учитывать все налоговые движения средств подведомственных плательщиков. В том числе и того, сколько было начислено к уплате средств, и того, сколько фактически их было начислено в государственный бюджет;
  • хранить документы, в которых отображены налоговые движения плательщиков. Законодательством предусмотрен срок в четыре года. На протяжении всего этого срока налоговый агент обязан обеспечивать сохранность всей документации.

Существующие виды отношений в налоговой сфере

Согласно статье 12 Налогового Кодекса, существует несколько больших категорий в сфере налоговых правоотношений:

  • федерального уровня;
  • регионального уровня;
  • местного уровня.

Средства, которые подлежат сбору с налогоплательщиков, федерального уровня устанавливаются на всей территории государства, независимо от территориальной предрасположенности. В качестве примера можно привести налог на доход физического лица, размер которого установлен в 13%.

Региональный уровень подразумевает установление размера средств, взимаемых с налогоплательщиков, определенного региона.

В качестве примера можно привести транспортный налог, сумма которого в каждом регионе устанавливается самостоятельно, на основе определенных факторов.

Местный уровень подразумевает установление размера средств, которые будут взиматься с плательщиков налогов и сборов в конкретном населенном пункте или округе. В качестве примера можно привести земельный налог, который определяется не в целом регионе, а в отдельном его округе. Так, земельный налог в городе может оказаться выше, чем в городском округе (за чертой города).

Согласно статье 12 Налогового Кодекса, устанавливаемые налоги, а так же сборы с плательщиков, не могут устанавливаться в разрез законодательству, независимо от категории налога. Так, если законодательством не предусмотрено взимание средств в пользу государства за покупку домашнего животного, то ни на местном, ни на федеральном, ни на региональном уровне такой налог не может быть установлен.

Установление, взимание, введение налоговых сборов и налогов

Налог или сбор считается установленным и подлежащим взиманию только при определенных условиях. Согласно статье 17 Налогового Кодекса, к таким условиям относят:

  • наличие установленного периода для обложения налогом;
  • наличие установленного объекта для налога или сбора;
  • определенная ставка, которая действует весь период;
  • существует и определен период для уплаты сбора или налога;
  • определена налоговая база, относительно которой будут вестись расчеты.

Законодательством предусмотрено добровольное и своевременное внесение налоговых средств плательщиком. Однако получается так далеко не всегда. В этом случае взимание сборов и налогов осуществляется уполномоченными лицами, которые не только взыскивает необходимую для уплаты задолженности сумму, но и дополнительно взимают еще и штрафные средства, если это предусмотрено законодательством. Именуются такие средства – пенями.

Введение налоговых сборов зависит от того, к какой категории относится сбор или налог.

Если он установлен на федеральном уровне, то вводится сбор на уровне всей федерации путем внесения поправок в действующее законодательство (в частности – в Налоговый кодекс). Если сбор предусмотрен на региональном уровне, то его введение осуществляется путем составления соответствующего нормативно-правового акта, обязательного к исполнению. Аналогичная ситуация с местными налогами и сборами. При этом новый налог не может противоречить действующему Налоговому кодексу. Если вид налога в кодексе не предусмотрен, то на региональном и местном уровне он введен быть не может.

Налоговый контроль

Главная функция контроля в налоговой сфере – это проверка на исполнение законодательных норм всех участников налоговых правоотношений. В том числе и своевременная уплата налогов или сборов в пользу государства со стороны плательщиков, а так же исполнительность налоговых агентов.

Уполномоченные лица от организаций, которые установлены в качестве налоговых контролеров, вправе проводить проверки и осуществлять мониторинг за исполнением законодательства. Более того контроль может носить как публичный, так и тайный характер. Налоговый орган, осуществляющий контроль, может проводить как плановые проверки, так и внеплановые на свое усмотрение. В том числе с выездом к плательщику для проверки достоверности данных. Чаще всего это касается организаций, которые используют имущество для получения прибыли, что облагается отдельным налогом.

Отношения, возникающие в результате налогового контроля, так же являются налоговыми правоотношениями. Законодательством предусмотрено использование и хранение только той информации, и тех данных, которые были получены уполномоченными организациями законным путем, предусмотренным Налоговым кодексом и соответствующими нормативно-правовыми актами. Все, что не попадает под ведомство Кодекса и нормативных актов, считается недостоверной и незаконной информацией, использование которой запрещено, равно как и распространение.

Кристина Шперлик

Объясняем, кто такие взаимозависимые лица, по каким признакам они определяются, почему взаимозависимость важно учитывать при выборе контрагентов, зачем налоговая отслеживает такие отношения между налогоплательщиками и что за это грозит.

Кто такие взаимозависимые лица

В категорию взаимозависимых попадают физические или юридические лица, отношения между которыми определяют результаты их сделок. Взаимозависимость может возникать в разных «комбинациях»: между физлицами, между юрлицами или между теми и другими. И она считается негативным критерием, если в совокупности с другими факторами намекает на признание налоговой необоснованной выгоды. Отношения, характеризуемые как взаимозависимые, могут указывать на то, что налогоплательщик был осведомлен о нарушениях контрагента, но не счел нужным как-то отреагировать и предпринять меры.

Вот почему на такую важную деталь, как взаимозависимость между контрагентами, налоговая при проверках обращает внимание не меньше, чем на анализ денежных и товарных потоков. Инспекторы могут доказать, что налогоплательщик знал о том, что контрагент не платит налоги, так как является взаимозависимым с ним, и, следовательно, признать необоснованную налоговую выгоду.

Большинство сделок между взаимозависимыми лицами являются контролируемыми (для этого они должны соответствовать определенным критериям), и о них надо сообщать в ФНС до 20 мая каждого календарного года.

Критерии взаимозависимости определены в Налоговом кодексе (п. 2 ст. 105 НК РФ):

  • одно физлицо находится в подчинении у другого;
  • родственные связи между физлицами (родственниками считаются не только супруги, родители и дети, но и братья, сестры, опекуны и подопечные);
  • доля участия одной организации в другой превышает 25%;
  • доля участия лица в одной или нескольких организациях превышает 25%;
  • не менее 50% состава исполнительного органа в одной или нескольких организациях избраны по решению одного и того же лица;
  • более 50% состава исполнительного органа организаций составляют одни и те же физлица;
  • лицо осуществляет полномочия единоличного исполнительного органа в одной или нескольких организациях;
  • доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации превышает 50%.

Лица могут сами признавать себя взаимозависимыми (п. 6 ст. 105.1 НК РФ) или их может признать фактически взаимозависимыми суд, например, если руководителей разных компаний связывают дружеские отношения и они устанавливают нерыночные условия в совместных сделках (п. 7 ст. 105.1 НК РФ).

При этом само по себе участие субъектов РФ или муниципальных образований в организациях не является признаком взаимозависимости (п. 5 ст. 105.1 НК РФ), так же как и влияние более крупных компаний на условия сделки (п. 4 ст. 105.1 НК РФ).

Участие физлица и юрлица в компании определяется по общему вкладу его самого и всех его взаимозависимых лиц. Под итоговой долей понимается сумма долей прямого и косвенного участия. Последнее определяется расчетным путем (пп. 3 п. 3 ст. 105.2 НК РФ).

Перед проведением расчетов нужно вычислить прямую долю в отношении каждого из звеньев каждой последовательности участия. Если последовательностей участия несколько, косвенные доли суммируются.

Как получить одобрение сделки

Один и тот же генеральный директор может управлять неограниченным количеством юридических лиц и заключать неограниченное количество сделок. Налоговые риски несут только нерыночные цены и другие финансовые условия в сделках.

Если гендиректор не единоличный орган управления, он должен сообщить участникам общества информацию о юрлицах, в которых занимает руководящую должность, и сделка должна быть одобрена общим собранием участников, не заинтересованных в сделке.

Если цена сделки не превышает 2% от стоимости имущества компании, сделку может одобрить совет директоров (п. 7 ст. 45 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

Сами по себе сделки между взаимозависимыми сторонами не являются незаконными, но при условии если в них соблюдены те же условия, что и в сделках между не связанными друг с другом физическими или юридическими лицами (п. 1 ст. 105.3 НК РФ).

К условиям относится не только цена сделки, но и правила передачи товара, отсрочка или рассрочка платежа, правила страхования. Если в результате нерыночных условий одна из сторон несет лишние расходы и недополучает доходы, эти сделки могут привлечь внимание налоговой, потому что такие доходы должны учитываться для условий налогообложения.

Что такое контролируемые сделки

Налоговая тщательно проверяет сделки между взаимозависимыми лицами. Для нее важно, что суммы выплат между лицами не были уменьшены или завышены с целью искусственного увеличения налогооблагаемой базы и получения большего налогового вычета или искусственного уменьшения налогооблагаемой базы и снижения суммы налога. К сделкам относятся отдельные операции (отгрузка товаров, выполнение работ, оказание услуг), в том числе операции по передаче имущественных прав и по выдаче и получению займов.

Сделки между взаимозависимыми лицами относятся к контролируемым (ст. 105.14 НК РФ). Контролируются сделки, которые требуют учета доходов и расходов, что приводит к увеличению или уменьшению налоговой базы на прибыль.

Уведомление о контролируемых сделках за предыдущий год нужно сдавать до 20 мая по форме уведомления, утвержденной Приказом ФНС РФ от 07.05.2018 N ММВ-7-13/249@. Если этого не сделать, то будет выставлен штраф в размере 5000 руб. (ст. 129.4 НК РФ).

Виды операций между взаимозависимыми лицами, о которых надо сообщать в инспекцию, перечислены в ст. 105.14 НК РФ. К ним относят заключение договора между взаимозависимыми лицами — резидентами РФ, сумма доходов по которым за соответствующий календарный год превышает 1 млрд руб.

Например, если одна компания продала другой компании, использующей упрощенку, недвижимость без НДС стоимостью более 60 млн руб., она обязана подать уведомление в налоговую о контролируемых сделках до 20 мая.

Общую сумму доходов нужно считать, суммируя все сделки с контрагентом за год: покупки, продажи, оказание услуг (Письмо Минфина России от 11.02.16 № 03-01-18/7239).

Считаются контролируемыми (при условии, что суммарный годовой оборот обоих контрагентов по сделкам превышает 60 млн руб.) сделки, в которых один из участников:

  • платит налоги по общей системе налогообложения;
  • платит налог на добычу полезных ископаемых, а предмет договора — добытое полезное ископаемое;
  • не должен платить налог на прибыль;
  • имеет отношение к «Сколково»;
  • является резидентом особой экономической зоны с льготным налогообложением прибыли;
  • один из участников использует ЕНВД или ЕСХН (в этом случае годовой оборот обоих участников должен превысить 100 млн руб.).

Не считаются контролируемыми:

  • сделки между взаимозависимыми лицами, которые не должны платить налог на прибыль организаций. (пп. 4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ);
  • сделки между взаимозависимыми лицами на общую сумму менее 1 млрд руб. за календарный год (пп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ);
  • если взаимозависимые лица рассчитываются по УСН.

Приравниваются к контролируемым:

  • внешнеторговые сделки с некоторыми товарами (нефтепродукты, черные и цветные металлы, минеральные удобрения, драгоценные металлы и драгоценные камни). Общегодовой доход по такой операции должен превысить 60 млн руб.;
  • сделки, в которых один из участников — контрагент-резидент государства или территории из Приказа Минфина от 13.11.07 №108н или его постоянный представитель в РФ (Письмо Минфина России от 17.01.2013 № 03-01-18/1-4);
  • когда контрагенты привлекают сторонних посредников между двумя взаимозависимыми лицами без ограничений по сумме дохода (Письмо Минфина России от 14.11.12 № 03-01-18/9-169).

Что грозит за взаимозависимые отношения?

Сделки между взаимозависимыми лицами могут контролироваться ФНС, так как взаимозависимость при заключении сделок считается вероятностью воздействия на действия зависимого лица (п. 1 ст. 105.1 НК РФ).

Взаимная зависимость важна при взыскании у налогоплательщика недоимки по счетам зависимого лица, если подтвердится, что ему передалась доля выручки или активов налогоплательщика с недоимкой, в том числе через цепочку лиц.

Взаимозависимость — это эффективный «инструмент» для налоговой, позволяющий выяснить, уменьшена ли облагаемая база по налогам, например, если налогоплательщик утаил то, что купил недвижимость у взаимозависимого лица или если льгота по налогу на имущество было применена неправомерно.

Если налогоплательщик искусственно пытается сделать сделку неконтролируемой или манипулирует ценами в сделках, чтобы получить необоснованную налоговую выгоду, ФНС может признать лица фактически взаимозависимыми (п. 7 ст. 105.1 НК РФ), а сделку между ними контролируемой (п. 10 ст. 105.14 НК РФ), но для этого ей нужно доказать факт получения необоснованной налоговой выгоды (Письма Минфина от 26.12.2012 № 03-02-07/1-316, от 26.10.2012 № 03-01-18/8-149).

Если стоимость сделки между взаимозависимыми лицами была ниже рыночной, налоговая может начислить дополнительные налоги (гл. 14.2 НК РФ).

ФНС проверяет, правильно ли уплачены налоги (п. 4 ст. 105.3 НК РФ) и, если они были занижены, корректирует налогооблагаемые базы. Все доначисления должны быть симметричными (ст. 105.18 НК РФ), то есть цена по сделке корректируется сразу у обоих сторон и у одной стороны налог может вырасти, а у другой — уменьшиться.

При неполной уплате или неуплате налога из-за нерыночных цен в сделках между взаимозависимыми лицами начисляется штраф в размере 40% от неуплаченной суммы налога, не менее 30 000 руб. (ст. 129.3 НК РФ).

При неправомерном непредставлении уведомления о контролируемых сделках и за представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых сделках начисляется штраф в размере 5000 руб. (ст. 129.4 НК РФ).

Налоговая может доначислить НДФЛ по предпринимательской деятельности, налог на добычу полезных ископаемых и НДС, если другая сторона сделки не должна платить НДС. Налоги могут быть доначислены только продавцу.

Налогоплательщик освобождается от ответственности, если докажет, что цены в сделке были рыночными или что он заключил соглашение о ценообразовании.

Какие налоги проверяют

При налоговом контроле проверяют (п. 2 ст. 105.3 НК РФ) полноту начисления и уплаты:

  • налога на прибыль организаций
  • НДФЛ
  • налога на добычу полезных ископаемых
  • НДС

Чтобы проверить добросовестность заключенных сделок, ФНС использует метод сопоставимых рыночных цен, метод цены последующей реализации, затратный метод, метод сопоставимой рентабельности и метод распределения прибыли (ст. 105 НК РФ).

При проверках налоговая может запросить следующие документы:

  • состав участников сделки;
  • описание сделки и ее условий;
  • обоснование причин использования выбранного метода;
  • сумма доходов и расходов в результате сделки;
  • корректировка налоговой базы и суммы налога;
  • сведения об экономической выгоде в результате сделки;
  • факторы, влияющие на цену или рентабельность сделки.

ФНС вправе проверять контролируемые сделки за три года, предшествующие году, в котором вынесено решение о проведении проверки. По общему правилу срок проверки не должен превышать шести месяцев, но в исключительных случаях допустимо продление.

Сделки, в которых цены автоматически признаются рыночными, нельзя контролировать (ст. 105.3 НК РФ). Этому соответствуют случаи, когда цены определены:

  • антимонопольными органами;
  • биржевыми торгами;
  • оценщиком, если по закону оценка обязательна;
  • соглашением о ценообразовании (гл. 14.6 НК РФ).

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Елена Серова, директор департамента аудита и бухгалтерского сопровождения юридической фирмы "Клифф"

Согласно ст. 2 Гражданского кодекса предпринимательской является деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, которая осуществляется самостоятельно на свой риск лицом, зарегистрированным в установленном законом порядке в качестве индивидуального предпринимателя. Учитывая это определение, отдельные случаи продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг лицом, не зарегистрированным в качестве ИП, не являются правонарушением (конечно, если количество товара, его ассортимент, объемы выполненных работ, оказанных услуг и другие обстоятельства не свидетельствуют о том, что эта деятельность направлена на систематическое получение прибыли).

Что же может послужить доказательством, подтверждающим факт занятия деятельностью, направленной на систематическое получение прибыли? Это могут быть свидетельские показания, расписки в получении денежных средств, выписки с банковских счетов, акты передачи товаров (выполнения работ или оказания услуг), рекламные объявления, документы, подтверждающие закупку товаров и материалов. При этом само по себе отсутствие прибыли по сделкам не влияет на квалификацию правонарушений, так как извлечение прибыли является целью предпринимательской деятельности, а не ее обязательным результатом.

Тогда надо ли регистрироваться в качестве ИП в случае, если физическое лицо сдает в аренду собственное имущество (например, автомобиль или квартиру)? Согласно налоговому законодательству для физических лиц, участвующих в арендных отношениях или сделках по купле-продаже принадлежащего им на праве собственности имущества, не установлена обязанность по получению статуса ИП. Доходы, получаемые физическими лицами от сдачи в аренду или реализации движимого или недвижимого имущества, поименованы в ст. 208 НК как самостоятельный вид доходов, являющихся объектом налогообложения НДФЛ. На основании гражданского законодательства имущество, которое находится в личной собственности гражданина, является материально-вещественной ценностью, действующей в натуральной форме в течение длительного времени, и суть этой ценности не меняется в зависимости от изменения статуса самого физического лица.

Однако позиция налоговых органов в отношении квалификации сдачи имущества в аренду в качестве предпринимательской деятельности в последнее время меняется. Так, в письме от 08.02.2013 N ЕД-3-3/412@ ФНС предлагается в каждом конкретном случае оценивать, обладает ли деятельность по сдаче имущества в аренду признаками предпринимательской деятельности. В письме сказано, что о наличии в действиях гражданина признаков предпринимательской деятельности могут свидетельствовать следующие факты: изготовление или приобретение имущества в целях последующего извлечения прибыли от его использования или реализации; хозяйственный учет операций, связанных с осуществлением сделок; взаимосвязанность всех совершаемых гражданином в определенный период сделок; устойчивые связи с продавцами, покупателями, прочими контрагентами.

Вместе с тем, учитывая, что признаки предпринимательской деятельности носят оценочный характер, ФНС подчеркнула, что квалифицировать в соответствии с ними деятельность физического лица по сдаче в аренду собственного имущества возможно только при наличии полной и всесторонней информации обо всех обстоятельствах его деятельности.

Важным аспектом при заключении сделки между юридическим и физическим лицом, является обязанность по исчислению, удержанию и перечислению налога на доходы физических лиц, которая закреплена за юридическим лицом - налоговым агентом. Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. В НК указано, что уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается. При заключении договоров и иных сделок запрещается включать в них налоговые оговорки, в соответствии с которыми выплачивающие доход налоговые агенты принимают на себя обязательства нести расходы, связанные с уплатой налога за физических лиц.

Если же удержание налога невозможно, налоговый агент обязан письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и его сумме. Одно из исключений ст. 226 НК - выплата доходов физическим лицам по договорам купли-продажи имущества. Граждане, получившие доход от продажи имущества, принадлежащего им на праве собственности и имущественных прав, за исключением случаев, когда такие доходы не подлежат налогообложению, самостоятельно исчисляют налог (подп. 2 п. 1 ст. 228 НК). Поэтому, в отношении доходов, выплачиваемых физическим лицам на основании договоров купли-продажи, организация не признается налоговым агентом, и обязанности по исчислению, удержанию, перечислению налогов в бюджет у нее не возникает. В обязанности налогового агента входит только ведение учета выплаченных сумм по таким договорам и подача справок в налоговые органы по месту учета о сумме выплат по окончанию налогового периода.

Согласно закону N 212-ФЗ, выплаты по гражданско-правовым договорам являются объектом обложения страховыми взносами, но только если договор заключен на выполнение работ или оказание услуг. Договора аренды или продажи имущества не относятся к объектам налогообложения. А вот страховые взносы и взносы от производственного травматизма по гражданско-правовым договорам на выполнение работ, оказание услуг, нужно перечислять только тогда, когда такое условие предусмотрено в договоре. Если его нет, то обязанности по уплате взносов у организации не возникает (ст. 5, 20.1 Закона N 125-ФЗ).

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ РОССИЙСКОГО ПРАВА.

Глава VII.
НАЛОГОВОЕ ПРАВО

§ 47. Налоговое право. Налоговые органы. Аудит.

В современных экономических условиях налоговые правоотношения приобрели особенно важное значение. Граждане всё яснее осознают, что общество не может стабильно жить и развиваться, если не создана справедливая налоговая система, если не пополняется государственная казна. Командно-административная система, существовавшая в нашей стране в советское время, не придавала налогам серьёзного значения. Это и понятно: государство являлось основным и фактически единственным собственником материальных ценностей и средств производства. С появлением бурно развивающегося бизнеса (малого, среднего и крупного) главным источником пополнения бюджета стало взимание налогов.

Эффективность налоговой системы зависит не только от умения государства собрать все необходимые налоги, но и от сознательности налогоплательщиков, их культуры, дисциплинированности, законопослушания. Можно сказать и короче – от их гражданственности.

Что же такое налог? Приведём словарное определение: налоги – это обязательные платежи, взимаемые государством с физических (т.е. граждан) и юридических (т.е. предприятий и организаций) лиц.

В Налоговом кодексе РФ дано его сложное определение. В упрощённом виде оно выглядит так: под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, устанавливаемых законодательными актами.

Собираемые государством налоги перечисляются в бюджеты соответствующего уровня и во внебюджетные фонды. В первом случае имеются в виду федеральный бюджет; бюджет субъектов Федерации; местный бюджет. Что касается внебюджетных фондов, то это, например, пенсионные фонды, в которые делают взносы как предприятия, так и отдельные граждане и из которых достигшим определённого возраста гражданам платят пенсию. О порядке и условиях осуществления «обязательного взноса», т.е. собственно налога, гражданами речь пойдёт в § 50 учебника.

Налогообложение в России регулируют нормы налогового права, которое является подотраслью финансового права. Предмет налогового права – установление видов налогов в государстве и порядок взимания у налогоплательщиков части их доходов в бюджет. Под доходами понимаются материальные ценности, полученные законным способом. Нормы налогового права императивны (т.е. обязательны, не допускают выбора). Налоговые отношения строятся поэтому как отношения власти и подчинения, возникающие в процессе изъятия части доходов у физических и юридических лиц (налогоплательщиков).


Система налогового законодательства в РФ определена Налоговым кодексом РФ (НК РФ). В Конституции РФ говорится, что «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы» (ст. 57). Следовательно, данная обязанность является конституционной. НК РФ устанавливает систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет, определяет виды налогов и сборов (обязательных взносов за право совершать определённые действия, получение разрешений, лицензий), устанавливает права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников налоговых отношений, определяет формы и методы налогового контроля, устанавливает ответственность за совершение налоговых правонарушений и др.

Налоговый кодекс РФ и подзаконные нормативные акты конкретизируют не только порядок установления и отмены налогов, задачи и функции налоговых инспекций, но и способы защиты прав и интересов участников (субъектов) налоговых правоотношений.

Большой интерес представляет перечень обязанностей и прав налогоплательщика.

• своевременно и в полном размере уплачивать налоги;

• вести бухгалтерский учёт, составлять отчёты о финансово-хозяйственной деятельности, если он её осуществляет;

• представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения;

• выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и др.

Обязанность физического лица по уплате налога прекращается с уплатой налога, отменой налога, а также смертью налогоплательщика. Обязанность юридического лица по уплате налога прекращается уплатой им налога, либо отменой налога, либо ликвидацией юридического лица. Налогоплательщик имеет право:

• получать от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;

• использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

• на своевременный зачёт или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов;

• обжаловать в установленном порядке решения налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц и др.

Налоговое право выделяет субъекты и объекты налоговых правоотношений.

Субъектами (участниками) налоговых правоотношений являются налогоплательщики, государственные налоговые инспекции, налоговые агенты, органы Федеральной таможенной службы. Все они имеют соответствующие права и обязанности.

Объектами налогообложения могут являться имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иное экономическое основание, которое имеет стоимость, количество или физические характеристики и с которым налоговое законодательство связывает возникновение обязанностей об уплате налога. Под имуществом понимаются соответствующие виды объектов гражданских прав. Товаром в рамках НК РФ признаётся любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. Работой для целей налогообложения считается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц. Услугой для целей налогообложения признаётся деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Обеспечивают собирание налогов с граждан и юридических лиц налоговые органы.

1. Налоговые инспекции, входящие в единую Федеральную налоговую службу РФ (ФНС РФ). Деятельность последней регулируется Положением «О Федеральной налоговой службе Российской Федерации». В эту систему, кроме собственно ФНС РФ, входят государственные налоговые управления ФНС по субъектам РФ и налоговые инспекции городов, районов, районов в городах.

2. Федеральная таможенная служба, которая также осуществляет некоторые налоговые функции.

3. Подразделения полиции и ФСБ, основная обязанность которых – обеспечение экономической безопасности России. Эти подразделения выявляют, предупреждают и пресекают налоговые правонарушения. Особый предмет их внимания – налоговые преступления.

4. Органы Федерального казначейства, находящиеся в подчинении Министерства финансов РФ. Систему этих органов составляют: Главное управление Федерального казначейства, территориальные (субъектов РФ) управления и казначейства в городах. Органы Федерального казначейства призваны проводить государственную бюджетную политику, управлять доходами и расходами в процессе исполнения федерального бюджета. Они имеют право требовать устранения выявленных финансовых нарушений на предприятиях и в органах государственной власти, приостанавливать операции по их счетам, выдавать предписания о взыскании бюджетных средств, используемых не по назначению, налагать штрафы.

В финансовых документах государственных и коммерческих предприятий, учреждений, организаций нередко случаются нарушения установленных норм. Чтобы контролировать ведение финансовой документации, существует так называемый аудит.

Аудит – это независимая экспертиза достоверности финансовой отчётности с точки зрения соответствия действующему законодательству. Аудиторскую деятельность осуществляют либо независимые аудиторы – эксперты, профессионалы, имеющие соответствующие полномочия, либо аудиторские фирмы. Предприятия могут заказать аудит для проведения экспертизы общего положения предприятия, эффективности его деятельности, оценки внешнеэкономической деятельности.

Заключение аудиторов может быть использовано для подтверждения достоверности отчётности предприятия, правильности сумм, подлежащих налогообложению.

Вопросы для самоконтроля

1. Сформулируйте определение понятия «налог».

2. Охарактеризуйте отношения, которые регулирует налоговое право.

3. Объясните, в чём особенности норм налогового права.

4. Назовите источники налогового права.

5. Какое значение имеет Налоговый кодекс РФ? Аргументируйте свой ответ.

6. Классифицируйте обязанности налогоплательщика.

7. Составьте схему прав налогоплательщика.

8. Систематизируйте в таблице информацию о субъектах и объектах налоговых правоотношений.

9. Опишите систему налоговых органов, их функции.

10. Охарактеризуйте аудит, его цель и значение.

11*. Используя дополнительные источники информации, в том числе интернет-ресурсы, проанализируйте функции налогов (фискальную, регулирующую, контрольную).

Вместе они родились, выросли, окрепли и набрались сил: солдат и сборщик налогов. Ибо слово «солдат» происходит от sold, a sold означает «деньги». Ну а деньги, если они должны попасть в руки государства, именуются в конечном счёте налогом. Оба они, солдат и сборщик налогов, создали в период между Средневековьем и Новым временем то, что наука называет сегодня ранним современным государством. Сборщик налогов кормил солдата, а солдат защищал, если доходило до войны, своего кормильца, «фискала»… Оба они знали, кем они были друг для друга.
(А. Смит, английский экономист)

Подданные государства должны по возможности соответственно своей способности и силам участвовать в содержании правительства, т.е. соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства.
(А. Смит, английский экономист).

Функция обеспечения средств для финансирования расходов государства путём сборов налогов называется фискальной функцией налогообложения. Налоговая система хороша тогда, когда, во-первых, государству собираемых у нас денег хватает, чтобы выполнять свои функции – свои перед нами обязанности, а во-вторых, когда средств, остающихся у налогоплательщиков после уплаты налогов, хватает на приобретение определённого количества материальных благ требуемого качества и ассортимента.
(Домашняя юридическая энциклопедия).

Информация к размышлению

В рыночном хозяйстве налоги, помимо фискальной функции (т.е. осуществления надзора за пополнением за счёт налогов бюджетов – государственного, муниципального и т.д.), выполняют функцию регулирующую (т.е. стимулируют или душат экономические процессы). Высокие налоговые ставки противодействуют «перегреву» экономики. Низкие ставки поощряют экономическую активность.

Исследуем документы и материалы

Налоговый кодекс Российской Федерации
(Извлечения)

Статья 8. Понятие налога и сбора

1. Под налогом понимается обязательный, индивидуально-безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

2. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определённых прав или выдачу разрешений (лицензий).

1. Что удобнее государству: собирать справедливые налоги с экономически самостоятельных субъектов или владеть всей собственностью в стране? Что выгоднее обществу?

2. Государство не может собрать всех запланированных налогов – где выход?

3. Почему уплата налога считается конституционной обязанностью граждан? Свой ответ обоснуйте.

Темы для проектов и рефератов

1. Субъекты и объекты налогообложения по НК РФ.

2. Налоги: исторический обзор.

3*. А. Смит о налогах в «Исследовании о природе и причинах богатства народов» (1776).

  • Как принять на работу иностранца
  • Удаленную работу узаконили
  • Какие документы оформить при найме сотрудника
  • Как принять сотрудников на удалённую работу
  • Бумажная трудовая книжка: инструкция для работодателя
  • Работники без трудового договора: рисковать или не стоит?
  • Срочный трудовой договор: как заключить с пользой и избежать проблем
  • Временный договор с сезонным работником: как заключить правильно
  • Как правильно оформить испытательный срок работнику
  • Договор аренды рабочего места с мастерами в парикмахерской
  • Как уволить пенсионера
  • Работники на неполной ставке: как оформить без проблем
  • Как не получить штраф за вакансию
  • Ученический договор: как подготовить людей к работе в компании
  • Как ИП принять на работу сотрудника
  • Как уволить сотрудника
  • Как принять на работу сотрудника в организацию
  • Сотрудники уволены. Как отчитаться.

Справочная / Сотрудники: наём, зарплата, документы

Можно ли заключать договор с физическим лицом без НДФЛ и страховых взносов

НДФЛ — это налог на доходы физлица. Страховые взносы — это отчисления в налоговую для накопления пенсии и бесплатных приёмов в поликлинике.

Если предприниматель сотрудничает с физлицом без статуса самозанятого или оформленного ИП, на него переходит забота платить НДФЛ и взносы. Отменить обязанность в договоре нельзя. Даже если человек сам на это согласен.

Если забить на обязанность, налоговая оштрафует по ст. 123 НК РФ — за сам налог, и по ст. 119 — за несданный отчёт. И, конечно, взыщет долг с неустойкой.

Предприниматель — налоговой агент по НДФЛ для физлица

Физлица обязаны платить налоги с доходов. С каждого поступления денег российские граждане платят 13 %. Иностранцы платят 30 %, если доход получили в нашей стране. Это положения ст. 207, 224 НК РФ.

Когда ИП или организация нанимает физлицо по гражданско-правовому договору, обязанность платить в налоговую НДФЛ переходит на них. Заказчик становится налоговым агентом. Плюс за чужие налоги надо ежеквартально и ежегодно сдавать отчёты. А с физлица снимаются все налоговые обязанности. Правила — из ст. 226, 230 НК РФ.

Написать в договоре, что физлицо самостоятельно разбирается с НДФЛ, нельзя. Такая налоговая оговорка в договоре — пустое место. Обязанность переводить НДФЛ с предпринимателя не снимется. Это подтвердил Минфин в Письме № 03-04-05/12891.

Обязанность налогового агента не снимается, даже если ИП сам перешёл на налог для самозанятых. Вроде хотел упростить бухгалтерию и снизить расходы, но нет. Основание — ч. 10 ст. 2 Закона о самозанятых.

НДФЛ вычитают из суммы вознаграждения физлица. Налоговому агенту запрещено писать в договоре, что сумму налога он платит за свой счёт.

Например, вознаграждение программиста по договору составляет 200 000 ₽. Написать, что заказчик обязан за свой счёт перевести в бюджет налог 13 % в сумме 26 000 ₽ нельзя. На руки программист получит только 174 000 ₽.

Чтобы не обмануть программиста с обещанным гонораром в две сотни, в договоре пишут сумму вознаграждения 226 000 ₽. Без оговорок.

НДФЛ переводят в налоговую на следующий день после выплаты вознаграждения.

Однако бывают ситуации, когда налоговый агент не может заплатить налог. К примеру, у него арестовали деньги на счёте. Пока идут разбирательства, платежи парализованы.

Налоговый агент обязан сообщить физлицу и налоговой, что не может перевести НДФЛ. Сделать это надо до 1 марта следующего года. Тогда физлицо платит НДФЛ самостоятельно. Физлицо уведомляют в свободной форме, главное — письменно, налоговую — при подаче отчёта 2-НДФЛ за 2020 год или 6-НДФЛ — за годы, начиная с 2021.

По договорам с самозанятыми платить НДФЛ не нужно

НДФЛ не платят самозанятые физлица. Вместо него платят пониженный налог в размере 4-6 %. И делают это всегда сами, без агентов.

Выходит, предпринимателю удобнее работать с самозанятыми. Хлопот с налогами и отчётами нет, штрафы не грозят. Однако сотрудничать с самозанятыми не получится, если:

  • он бывший работник предпринимателя, а после увольнения не прошли два года;
  • работает от имени предпринимателя по договору агентирования, комиссии или поручения;
  • оказывает курьерские услуги;
  • зарабатывает больше 2,4 миллиона в год.

Если физлицо не может быть самозанятым, с ним сотрудничают как с обычным физлицом. И в качестве налогового агента платят за него налог.

По каким договорам НДФЛ за физлицо платят, а по каким нет

Заплатить НДФЛ нужно, если предприниматель сотрудничает с физлицом или пользуется его имуществом. А вот если что-то покупает у него, то нет — ст. 208 НК РФ.

НДФЛ удерживают по договорам:

🔸 подряда — отделочник ремонтирует офис;

🔸 оказания услуг — маркетолог настраивает таргет;

🔸 авторского заказа — писатель пишет сценарий к рекламному ролику;

🔸 агентирования, поручения и комиссии — представитель ищет клиентов на покупку программы;

🔸 покупки исключительных прав — разработчик пишет программу и отдаёт авторские права;

🔸 аренды недвижимости — физлицо сдаёт помещение под магазин;

🔸 аренды автомобиля или оборудования — партнер передаёт личное имущество в общий бизнес.

По договорам аренды налог вычитают из суммы платы за пользование имуществом без учёта коммунальных платежей, если они входят в арендную плату.

Физлицо платит НДФЛ сам по договорам:

🔹 купли-продажи — знакомый продал предпринимателю партию самокатов;

🔹 покупки прав или цессии — партнёр за дисконт отдаёт право забрать долг за товар.

Предприниматель — страхователь по взносам за физлицо

ИП и организации обязаны платить страховые взносы за физлиц, с которыми сотрудничают. А ещё отчитываться в Пенсионный фонд и налоговую. Здесь они становятся страхователями по ст. 419 НК РФ.

Сумма страховых взносов — это 27,1 % от вознаграждения.

Взносы добавляют, а не вычитают. Всю сумму платят в налоговую, а оттуда 22 % уйдут в Пенсионный фонд, а 5,1 % — на медстраховку по полису. Получается, страховые взносы — это допрасходы предпринимателя. И переложить их на физлицо нельзя. Физлица без ИП и самозанятости вообще никогда не платят взносы за себя сами.

Для айти-компаний, аптек, инноваторов и социального бизнеса тарифы ниже. Поищите свою деятельность в ст. 427 НК РФ.

Взносы не платят за самозанятых. Но чтобы перед налоговой всё было чисто, надо сохранить чек от самозанятого из приложения «Мой налог». Без чека взносы заставят платить. Правило — из ч. 1 ст. 15 Закона о самозанятых.

Взносы платят до 15 числа следующего месяца после выплаты гонорара — ст. 431 НК РФ.

Простая онлайн-бухгалтерия для предпринимателей

Сервис заменит вам бухгалтера и поможет сэкономить. Эльба сама подготовит отчётность и отправит её через интернет. Она рассчитает налоги, поможет формировать документы по сделкам и не потребует специальных знаний.

По каким договорам надо платить взносы за физлицо, а по каким нет

Надо ли платить страховые взносы, зависит от договора с физлицом — ст. 420 НК РФ.

Страховые взносы платят по договорам:

  • подряда;
  • оказания услуг;
  • авторского заказа;
  • комиссии, агентирования и поручения — если по ним физлицо оказывало услуги;
  • покупку исключительных прав или лицензии — например, у автора ролика для ютуба.

Страховые взносы не платит ни предприниматель, ни физлицо по договорам:

  • аренды;
  • купли-продажи;
  • уступки прав или цессии.

Читайте также: