Налоговые льготы для малых инновационных предприятий

Опубликовано: 16.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Какие установлены льготы при выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) по государственному контракту (для заказчика и исполнителя)? Как правильно воспользоваться коэффициентом 1,5 для признания расходов? Каково налогообложение результатов НИОКР, безвозмездно переданных заказчиком (головным исполнителем) соисполнителям?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Заказчики и исполнители, участвующие в осуществлении НИОКР по государственному контракту, имеют право на ряд льгот и преференций по НДС и налогу на прибыль организаций. Подробности смотрите ниже.

Обоснование вывода:

НДС

На основании пп. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ от обложения НДС на территории РФ освобождаются:
- научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), осуществляемые за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ, средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, созданных для этих целей в соответствии с Федеральным законом от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике";
- НИОКР, осуществляемые организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и научными организациями на основе хозяйственных договоров.
Кроме того, согласно пп. 16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ от обложения НДС освобождается выполнение организациями НИОКР, относящихся к созданию новых продукции и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологий. При этом данная льгота применяется, если в состав НИОКР включаются:
- разработка конструкции инженерного объекта или технической системы;
- разработка новых технологий, то есть способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми процессами в целостную систему, производящую новую продукцию (товары, работы, услуги);
- создание опытных, то есть не имеющих сертификата соответствия, образцов машин, оборудования, материалов, обладающих характерными для нововведений принципиальными особенностями и не предназначенных для реализации третьим лицам, их испытание в течение времени, необходимого для получения данных, накопления опыта и отражения их в технической документации (письма УФНС России по г. Москве от 16.02.2009 N 16-15/013746, от 16.10.2008 N 19-11/97139).
Подпункт 16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ не содержит ограничений по видам и типам организаций, то есть применять освобождение от НДС по этому основанию вправе любые организации, не только образовательные или научные (письмо Минфина России от 29.01.2018 N 03-07-07/4620).
По нашему мнению, возможное освобождение выручки от осуществления НИОКР от НДС имеет значение прежде всего для исполнителей.

Налог на прибыль

Действующая редакция главы 25 НК РФ предусматривает определенные налоговые преференции для налогоплательщиков, осуществляющих расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки (далее - НИОКР).
Следует отметить, что НК РФ не содержит специальных определений понятий "научно-исследовательские работы", "опытно-конструкторские работы", "технологические работы", "научные исследования", "опытно-конструкторские разработки" и "научно-техническая деятельность". Следовательно, упомянутые понятия на основании п. 1 ст. 11 НК РФ применяются в том значении, в каком они используются в других отраслях законодательства РФ (письмо Минфина России от 18.12.2015 N 03-03-06/4/74491).
В письме Минфина России от 12.01.2018 N 03-07-07/806 указано, что отношения между субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и (или) научно-технической продукции (работ и услуг), в том числе по предоставлению государственной поддержки инновационной деятельности, регулируются Федеральным законом от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике". При этом понятия, указанные в ст. 2 этого закона, могут быть использованы в том числе в целях применения налогового законодательства.
1. На основании пп. 4 п. 1 ст. 253 НК РФ затраты на НИОКР включаются в состав расходов, связанных с производством и реализацией, и учитываются в порядке, установленном в ст. 262 НК РФ.
Для налогоплательщиков, осуществляющих расходы на НИОКР, предусмотрено исключительное право включать расходы на НИОКР в состав прочих расходов того отчетного (налогового) периода, в котором завершены такие исследования или разработки (отдельные этапы работ), в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5, тем самым уменьшая налогооблагаемую базу по налогу на прибыль организаций, в том числе и на сумму расходов, которые налогоплательщик фактически не осуществлял (п. 7 ст. 262 НК РФ, письмо Минфина России от 29.05.2018 N 03-01-10/36226).
Федеральным законом от 18.07.2017 N 166-ФЗ были уточнены правила учета расходов на НИОКР. В частности, перечень затрат на НИОКР дополнен новыми видами расходов. Уточнен порядок признания расходов на НИОКР по перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 24.12.2008 N 988 (далее - Перечень).
Расходы по этим исследованиям и разработкам единовременно уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль в размере фактических затрат (или включаются в первоначальную стоимость амортизируемых НМА, указанных в п. 9 ст. 262 НК РФ), с применением повышающего коэффициента 1,5 в том отчетном (налоговом) периоде, в котором были завершены НИОКР или (и) их отдельные этапы (п. 7 ст. 262 НК РФ).
Поскольку на основании ст. 332.1 НК РФ в аналитическом учете налогоплательщик формирует сумму расходов на НИОКР с учетом группировки по видам работ (договорам) всех осуществленных расходов, к расходам на НИОКР по Перечню по конкретным видам работ (договорам) относятся фактические расходы с коэффициентом 1,5, а также суммы, превышающие 75% суммы расходов, указанных в пп. 2 п. 2 ст. 262 НК РФ (письмо ФНС России от 06.05.2013 N ЕД-4-3/8136@).
Если в результате произведенных расходов на НИОКР по Перечню налогоплательщик получает исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, указанные в п. 3 ст. 257 НК РФ, первоначальная стоимость такого нематериального актива формируется с коэффициентом 1,5 (письмо Минфина России от 17.10.2012 N 03-03-06/1/557).
Налогоплательщик, использующий право на применение коэффициента 1,5, представляет в налоговый орган отчет о выполненных НИОКР (отдельных этапах работ), расходы на которые признаются в размере фактических затрат с применением коэффициента (если п. 8 ст. 262 НК РФ не предусмотрено иное). Отчет представляется в налоговый орган одновременно с декларацией по итогам налогового периода, в котором завершены НИОКР (отдельные этапы работ), в отношении каждого НИОКР (отдельного этапа работы) и должен соответствовать общим требованиям, установленным к структуре оформления научных и технических отчетов (п. 8 ст. 262 НК РФ). О формах и форматах представления отчета смотрите в письмах Минфина России от 23.01.2015 N 03-03-06/1/1788, от 23.01.2013 N 03-03-06/1/23, письме ФНС России от 26.03.2013 N ЕД-4-3/5206@.
Конкретного перечня документов, прилагаемых к упомянутому выше отчету, законодательными и нормативными документами не утверждено.
Налоговый орган вправе назначить экспертизу отчета на соответствие НИОКР Перечню. Эту экспертизу могут провести:
- государственные академии наук;
- федеральные и национальные исследовательские университеты;
- государственные научные центры;
- национальные исследовательские центры;
- федеральные центры науки и высоких технологий.
Если отчет о НИОКР не представлен в налоговый орган (или отсутствует в определенной Правительством РФ государственной информационной системе, либо отсутствуют сведения, подтверждающие размещение отчета и идентифицирующие отчет в соответствующей ГИС), расходы на их выполнение учитываются в размере фактических затрат без применения повышающего коэффициента (седьмой абзац п. 8 ст. 262 НК РФ).
Порядок учета расходов на НИОКР, установленный ст. 262 НК РФ, не распространяется на случаи, если затраты производят организации, выполняющие НИОКР в качестве исполнителя (подрядчика или субподрядчика). Названные расходы рассматриваются ими как затраты на осуществление ими деятельности, направленной на получение доходов, то есть учитываются в общем порядке (п. 10 ст. 262 НК РФ).
Таким образом, льготой в виде использования коэффициента 1,5 могут воспользоваться только заказчики НИОКР.
2. С 2018 года на основании ст. 286.1 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшать исчисленную сумму налога на прибыль организаций на сумму расходов, связанных с приобретением (созданием) или модернизацией (реконструкцией) объектов основных средств, при выполнении соответствующих условий (инвестиционный налоговый вычет). Инвестиционный вычет может быть применен к основным средствам со сроком полезного использования более 3 лет до 20 лет включительно, которые относятся к амортизационным группам с третьей по седьмую включительно.
Субъект РФ может установить дополнительные ограничения на использование вычета по категориям основных средств, к которым применяется вычет (пп. 4 п. 6 ст. 286.1 НК РФ). Право на вычет предоставляют регионы.
По нашему мнению, инвестиционным налоговым вычетом может воспользоваться организация - исполнитель НИОКР при условия осуществления ей инвестиций.
3. В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 259.3 НК РФ налогоплательщики вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 3, в отношении амортизируемых основных средств, используемых только для осуществления научно-технической деятельности. Для применения коэффициента налогоплательщики должны обеспечить раздельный учет сумм начисленной амортизации путем налогового учета амортизации либо пообъектно, либо по отдельным подгруппам.
Если при амортизации основных средств имеются основания для применения к норме амортизации нескольких коэффициентов, следует определить в учетной политике, какой из указанных коэффициентов будет использоваться в целях налогообложения прибыли (письмо Минфина России от 14.09.2012 N 03-03-06/1/481).
Данным коэффициентом может воспользоваться организация-исполнитель, эксплуатирующая упомянутые основные средства.
4. С 2019 года согласно пп. 5 п. 1 ст. 259.3 НК РФ налогоплательщики вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент (но не выше 2) в отношении амортизируемых основных средств, относящихся к основному технологическому оборудованию, эксплуатируемому в случае применения наилучших доступных технологий, согласно утвержденному Правительством РФ перечню основного технологического оборудования (письмо Минфина России от 30.11.2018 N 03-03-07/86666).
Наилучшая доступная технология - технология производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемая на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности ее применения (ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
Перечень основного технологического оборудования, эксплуатируемого в случае применения наилучших доступных технологий, в целях применения подпункта 5 пункта 1 статьи 259.3 Налогового кодекса РФ был утвержден распоряжением Правительства РФ от 20.06.2017 N 1299-р (действует в редакции распоряжения Правительства РФ от 07.04.2018 N 622-р).
Нормативно-техническими документами, подтверждающими отнесение технологического оборудования к технологическому оборудованию, эксплуатируемому при применении наилучших доступных технологий, являются технический паспорт, проектный показатель и (или) гарантийный показатель по договору.
Очевидно, что специальным коэффициентом могут воспользоваться исполнители, эксплуатирующие такое технологическое оборудование.
5. Согласно пп. 51 п. 1 ст. 251 НК РФ в составе доходов при расчете налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), созданные в ходе реализации государственного контракта, которые переданы исполнителю этого государственного контракта его государственным заказчиком по договору о безвозмездном отчуждении.
Таким образом, исключительные права, отвечающие условиям, установленным пп. 51 п. 1 ст. 251 НК РФ, не учитываются в составе доходов для целей расчета налога на прибыль (письма Минфина России от 13.07.2017 N 03-03-06/1/44607, от 07.12.2016 N 03-03-06/3/73024).
Исходя из вышеизложенного, полагаем, что доходы в виде безвозмездно полученных исключительных прав не учитываются организацией-исполнителем только в том случае, если получены непосредственно от государственного заказчика, а не от головного исполнителя.

К сведению:
Во избежание налоговых рисков налогоплательщик может на основании п. 1 ст. 34.2 НК РФ и п. 1, п. 2 ст. 21 НК РФ обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за получением письменных разъяснений по данному вопросу. Напомним, что в соответствии со ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений, данных ему финансовым или налоговым органом о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. В этом случае налогоплательщик не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Освобождение от НДС выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
- Энциклопедия решений. Расходы на НИОКР при налогообложении прибыли;
- Энциклопедия решений. Налоговый учет расходов на НИОКР, принимаемых для целей налогообложения с повышающим коэффициентом 1,5.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ААС Буланцов Михаил

Ответ прошел контроль качества

7 октября 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Dmitriy-Fedorov

Термина «IT-компания» в Налоговом кодексе нет. Но на налоговые льготы могут претендовать организации, которые занимаются следующими видами деятельности.

  1. Разрабатывают и продают программное обеспечение (ПО) и базы данных (БД).
  2. Оказывают услуги по адаптации и модификации ПО и БД.
  3. Устанавливают, тестируют и сопровождают ПО и БД.

Для удобства такие организации в дальнейшем называю IT-компаниями. Для них государство снизило ставки по налогам и взносам и предусмотрело другие льготы.

В 2020 году IT-компании используют сниженную ставку по страховым взносам. Вместо общего тарифа в 30% платят взносы по ставке 14%. Вы можете получить льготу IT-компаний по взносам, если подходите под условия.

  • Компания аккредитована в Минкомсвязи.
  • Не менее 90% доходов получает от деятельности в IT.
  • Среднесписочная численность сотрудников — минимум семь человек.

blank-zayavleniya-na-saite-minkomsvyazi

Если вы выполняете два других условия, по доходам и численности сотрудников, то можете применять льготные ставки по взносам с того месяца, когда организацию включили в реестр. Например, вас аккредитовали 15 сентября 2020 года, значит, пользуетесь льготой с 1 сентября.

Продлевать аккредитацию не требуется: льгота доступна, пока соблюдаете все условия. Но если перестанете соответствовать, то должны пересчитать взносы по стандартным тарифам с начала года.

ПРИМЕР: В 2019 году компания соответствовала условиям по доходу и численности. В январе 2020 года получила аккредитацию Минкомсвязи и с тех пор пользуется льготой по страховым взносам.

Если по итогам 2020 года окажется, что среднесписочная численность сотрудников — менее 7 человек, то придется доплатить взносы за весь год по стандартной ставке в 30%.

Сведения о количестве сотрудников компании раз в год сдают в ИФНС. Долю доходов от деятельности в IT по отчетности не определить. Но нарушение могут выявить налоговики во время выездной проверки.

Так что вы самостоятельно контролируете соблюдение условий по доходам и количеству сотрудников, и своевременно платите взносы, если перестали им соответствовать. Иначе после проверки вам придется доплачивать не только взносы, но и платить пени и штраф, его размер — 20% от неуплаченной суммы.

ПРИМЕР: Выручка компании за год — 10 млн ₽. Если компания произведет 1 млн ₽ затрат, не относящихся к НИОКР, то облагаемая база по налогу на прибыль будет равна

База по налогу на прибыль = 10 млн ₽ - 1 млн ₽ = 9 млн ₽

Если же организация произведет за год 1 млн руб затрат на НИОКР, то облагаемая база по налогу на прибыль будет меньше:

База по налогу на прибыль = 10 млн ₽ - 1 млн ₽ х 1,5 = 10 млн ₽ - 1,5 млн ₽ = 8,5 млн ₽

Льгота действует для расходов, которые входят в утвержденный перечень. Например, к НИОКР относят разработку средств информационной безопасности, методов поиска информации в базах данных, систем управления транспортом.

Если вы использовали льготу, то должны обосновать расходы. Для этого вместе с декларацией по налогу на прибыль сдайте в ИФНС отчет о проведенных НИОКР. Налоговики проверят данные, и, если потребуется, привлекут экспертов, чтобы подтвердить достоверность отчета.

Для пользования льготой аккредитация в Минкомсвязи не нужна, требований по доходам и количеству сотрудников тоже нет.

Мгновенная амортизация. Крупные IT-компании, которые работают в основном на экспорт, могут сразу списать на затраты стоимость приобретенной электронно-вычислительной техники.

Обычно после покупки объекта дороже 100 000 ₽, налоговую базу по налогу на прибыль уменьшают на его стоимость постепенно в течение нескольких лет. Такой способ списания затрат называют амортизацией.

В данном случае амортизацию не используют. Можно сразу существенно уменьшить налог на прибыль в том периоде, когда купили новое оборудование.

Чтобы получить право на льготу, IT-компания должна соблюсти все условия:

  • Иметь аккредитацию в Минкомсвязи.
  • Получать не менее 90% дохода от деятельности в IT. В том числе не менее 70% — от иностранных клиентов.
  • Среднесписочная численность сотрудников — не менее 50 человек.

Если нарушить любое из этих условий, воспользоваться льготой будет нельзя.

По закону, юрлица и ИП в сфере IT освобождаются от НДС, если продают исключительные права на ПО и БД, а также права на их использование по лицензионному договору. Но льготы IT-компаниям по НДС касаются только перечисленных выше продуктов, а не деятельности в целом.

Чтобы воспользоваться льготой, аккредитация в Минкомсвязи не нужна. Ограничений по доходам и количеству сотрудников тоже нет.

Izmeneniya-v-federalniy-zakon

Izmeneniya-v-federalniy-zakon-dlya-IT

Важно: Перечисленные ниже льготы недоступны компаниям, если разработанные ими ПО и БД дают возможность размещать или просматривать рекламу, находить продавцов или покупателей, заключать сделки.

Налоговики пока не разъяснили, на какие именно виды ПО и БД не будут распространяться льготы в 2021 году. Если вы сомневаетесь в своем праве на льготные ставки — обратитесь за разъяснением в свою ИФНС.

Максимальный срок для ответа на запрос налогоплательщика — 60 календарных дней. Отправьте запрос не позднее 1 ноября 2020 года, тогда гарантированно получите ответ до начала 2021 года. Форма запроса не регламентирована: опишите свою ситуацию, расскажите об особенностях вашего ПО и БД.

Ставку по страховым взносам снизят до 7,6%. Если в 2020 году для IТ-компаний действует льготная ставка в 14%, то с 2021 года она составит 7,6%.

Вы можете претендовать на новую льготу, если продаете и обслуживаете программы и базы данных собственной разработки. Продаете и обслуживаете ПО и БД других разработчиков — платите с 2021 года взносы по стандартной ставке в 30%.

Для получения льготы в 2021 году вам нужно аккредитоваться в Минкомсвязи и соблюдать другие условия. Не менее семи сотрудников, доходы в сфере ИТ — не менее 90%.

Ставку налога на прибыль снизят с 20% до 3%. Все 3% зачисляются в федеральный бюджет. То есть налог можно перечислять одним платежом, а не двумя, как раньше.

Вы можете получить льготу по налогу на прибыль, если соответствуете условиям. Продаете и обслуживаете ПО и БД собственного производства, есть аккредитация в Минкомсвязи, у вас не менее семи сотрудников, доходы от деятельности в IT — не менее 90%.

Мгновенной амортизации не будет. С 1 января 2021 года прекратит действовать льгота, которая позволяет крупным IT-компаниям единовременно списывать стоимость купленной компьютерной техники.

Меньше компаний смогут применять льготу по НДС. С 2021 года вы можете не начислять НДС, только если продаете ПО и БД, включенные в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных. То есть в 2021 году количество плательщиков НДС в IT вырастет.

Важно: Сейчас для небольших организаций в IT самый выгодный налоговый режим — упрощенка. Но если ваша IT-компания работает с прибылью и подходит под все требования для использования новых льгот, то с 2021 года вам выгоднее работать на общей системе налогообложения (ОСНО).

Новые условия делают ОСНО дешевле. С учетом всех льгот в 2021 году вы заплатите на ОСНО по налогу на прибыль всего 3%, в то время как стандартная ставка на УСН «Доходы минус расходы» — 15%.

Алена

Дата публикации: 15.04.2021

Актуально на Май 2021 года

2021 год принес с собой серьезные изменения в налоговом законодательстве. В этой статье мы расскажем о льготах по налогам для малого бизнеса, которые будут актуальны для предпринимателей в этом году. Подробнее затронем тему налоговых каникул для ИП и льготах для разработчиков программного обеспечения.

Под льготами следует понимать некоторые послабления в оплате налогов, оформлении документов и облегченного ведения учета. Данные меры уменьшают поступления в бюджет, но положительно влияют на появление новых проектов и развитие уже действующих предпринимателей.

Государство акцентирует свое внимание на развитии следующих сфер деятельности:

  • экологический туризм;
  • производство продуктов, товаров массового потребления;
  • переработка мусора;
  • IT-сфера;
  • коммунальная сфера;
  • предоставление рекламных и маркетинговых услуг;
  • сельскохозяйственная деятельность и переработка продукции;
  • предоставление услуг гражданам.

Кто попадает под определение «малый бизнес»

Согласно российскому законодательству, к малому бизнесу относятся компании, имеющие следующие данные:

  • количество сотрудников — не более ста человек (или не более пятнадцати для микроорганизаций);
  • общая выручка, рассчитанная на основе налоговой декларации, не более 800 000 000 рублей за 12 месяцев (для микроорганизаций — 120 000 000 рублей);
  • доля других компаний, которые могут владеть организацией, не должна быть более 49%;
  • Доля участия государственных образований, религиозных, общественных организаций, фондов не должна быть более 25%.

Налоговые каникулы для ИП

С 1 января 2021 года некоторые предприниматели могут уйти на налоговые каникулы и не платить налоги в бюджет. Отметим, что налоговые каникулы существуют уже более пяти лет. В планах они должны были действовать всего 3 года — до 2017. Однако периодически государство увеличивало срок по разным экономическим причинам. В 2020 году этой причиной стала коронавирусная инфекция и связанный с нею кризис.

Налоговые каникулы — это конкретный период, в течение которого ИП на упрощенке или патенте, прошедшие регистрацию впервые, могут не применять нулевую налоговую ставку и не уплачивать налог на протяжении 2-х лет.

В этом году налоговые каникулы доступны для предпринимателей, которые соответствуют сразу ряду требований:

  • гражданин прошел регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя первый раз;
  • ИП применяет одну из 2-х систем налогообложения — УСН или ПСН. При использовании иной системы налогообложения организация имеет возможность перейти на УСН или ПСН в течение 2-х лет;
  • деятельность индивидуального предпринимателя с производственной, социальной, научной сферой, бытовыми услугами;
  • доля доходов от льготного вида деятельности составляет не менее семидесяти процентов.

Также налоговые каникулы могут взять компании, которые предоставляют места для временного проживания, т.е. отели и гостиницы.

Для начинающих предпринимателей действуют региональные ограничения. Местные власти имеют право самостоятельно устанавливать их по видам деятельности, подпадающим под каникулы, по количеству сотрудников; по длительности налоговых каникул; по периоду действия регионального закона о налоговых каникулах. Кроме этого, регионы могут и не вводить нулевую ставку на своей территории. Тогда ИП вовсе лишаться возможности уйти на налоговые каникулы. Поэтому перед тем, как обратиться за возможностью в предоставлении налоговых каникул, необходимо узнать, действует в конкретном регионе закон или нет.

Чтобы воспользоваться налоговыми каникулами, новым ИП, применяющим упрощенную систему налогообложения, необходимо во время регистрации или после нее в течение тридцати дней подать заявление в налоговый орган о применении УСН по форме 26.2-1.

Новые ИП на патентной системе налогообложения на этапе регистрации оформляют заявление по форме 26.5-1, указывают в нем налоговую ставку ноль процентов и региональный закон о налоговых каникулах.

Отсрочка по применению онлайн-касс

Федеральный закон от 06 июня 2019 № 129-ФЗ продлил отсрочку по неиспользованию онлайн-касс для некоторых предпринимателей до 01.07.21 года.

Льгота предоставляется не всем индивидуальным предпринимателям. Вести деятельность без онлайн-кассы могут ИП без сотрудников, реализующие товары собственного производства или оказывающие услуги своими силами. Закон применим для всех систем налогообложения.

Налоговые льготы для IT–компаний

Для IT-сферы государство создало льготные условия работы: были снижены налоги и страховые взносы. Налог на Пример: компания продала товары на 200 000 рублей. Это доход компании. На закупку этих товаров ушло 100 000 рублей. Прочие затраты компании за месяц – 30 000 руб. Прибыль за месяц составит:
200 000 руб. – 100 000 руб. – 30 000 руб. = 70 000 руб." >прибыль затрагивает только компании, применяющие общую систему налогообложения. Размер процентной ставки теперь составляет 3% вместо 20, как было ранее.

Размер страховых взносов снижен для налогоплательщиков на любой системе налогообложения — с 14 до 7,6%.

Страховые взносы в процентах по конкретным видам:

  • пенсионное страхование — до 6%;
  • социальное страхование по материнству или болезни, включая иностранных граждан — до 1,5%;
  • медицинское страхование — до 0,1%.

Налоговыми льготами могут воспользоваться IT–компании, который выполняет ряд условий:

  1. Количество сотрудников за отчетный период — не менее семи человек;
  2. Доля доходов от реализации программных продуктов и услуг в IT-сфере — не менее 90% от общего объема доходов.
  3. Наличие аккредитации Минкомсвязи.

Патентная система

В новом году также усовершенствована патентная система налогообложения. В частности, введены следующие изменения:

  • увеличен список видов деятельности, при котором можно применять данную систему;
  • региональные власти получили право решать, по каким видам деятельности можно использовать ПСН;
  • индивидуальные предприниматели на ПСН смогут уменьшать стоимость патента на сумму страховых взносов;
  • увеличена площадь торгового зала до 150 кв. м, при которой можно применять ПСН в сфере торговли и общественного питания;
  • регионы могут самостоятельно устанавливать стоимость патента по каждому виду деятельности;
  • индивидуальные предприниматели с сотрудниками могут уменьшать стоимость патента не более чем на 50%.

Опрос аналитического центра НАФИ показал, что 56% предпринимателей только слышали о действующих программах поддержки малого бизнеса, а треть опрошенных вообще не в курсе, что государство готово поддержать их бизнес.

Рассказываем, какими льготами могут воспользоваться предприниматели в 2019 году.

Субсидии и государственные программы

В 2019 году правительство России намерено потратить 1 123,5 млрд рублей на развитие среднего и малого бизнеса. Предприниматель может получить деньги от Центра занятости, Департамента предпринимательства и местной администрации.

Размер финансовой поддержки зависит от программы, в которой участвует соискатель. Для всех программ действует единое правило: деньги возвращать не нужно, если предприниматель выполнил поставленные условия.

Рассказываем, какие субсидии можно получить от государства.

Субсидия от Центра занятости. Денежную дотацию дают на открытие бизнеса.

Размер субсидии зависит от размера пособия по безработице и региона. В 2018 году будущий предприниматель в Казани получал 117 600 рублей. В других регионах сумма может отличаться в большую или меньшую сторону, но не может быть меньше двенадцати пособий по безработице. В 2019 году размер субсидии будет увеличен, но на момент написания статьи (начало марта) решение о сумме еще не было принято.

Чтобы получить субсидию, нужно отвечать двум условиям: будущий предприниматель должен быть безработным и в качестве индивидуального предпринимателя регистрироваться впервые.

Региональные власти решают, на какие виды бизнеса можно получить деньги, а на какие — нет. Например, если вы планируете открыть ветеринарную лечебницу или мастерскую по ремонту бытовой техники, деньги вам, скорее всего, дадут. А если собираетесь заняться торговлей, то на субсидию лучше не рассчитывать.

Прежде чем получить финансовую помощь, соискатель должен пройти тестирование в районном Центре занятости. Тестирование поможет выявить способности к самостоятельному ведению бизнеса и определить склонность к той или иной сфере деятельности.

После тестирования нужно подготовить и представить комиссии бизнес-план: подробно описать, какое оборудование и материалы необходимо закупить для бизнеса и приложить перечень возможных поставщиков. Оценить спрос и конкуренцию в выбранной сфере. Спрогнозировать окупаемость проекта.

Если комиссия Центра занятости сочтет бизнес-план перспективным, соискатель получит деньги.

Субсидию дают безвозмездно, но предприниматель должен отчитаться, что потратил деньги действительно на бизнес. Через год Центр занятости проверит, работает ли бизнес или компания существует только на бумаге. Если на момент проверки ИП закрыто — деньги придется вернуть.

Документы: заявление на получение субсидии, бизнес-план.

Государственные программы созданы, чтобы привлечь предпринимателей для решения актуальных задач. Например, правительство хочет расширить внутренний туризм и выделяет денежные дотации на эту сферу. А любитель-энтузиаст хочет водить туристические группы по родному краю, но у него нет денег, чтобы запустить бизнес.

Заявку на участие в программе нужно подать в региональный центр поддержки предпринимательства. Если предприятие посчитают перспективным, выделят грант на открытие или развитие бизнеса.

На государственные программы из федерального бюджета в 2019 году выделено 5,1 млрд рублей. Местные власти могут расширить список видов деятельности — добавить направления бизнеса, приоритетные для региона. А также увеличить размер дотации за счет регионального бюджета.

Подробную информацию о требованиях к субъекту малого бизнеса, размере субсидии и порядке ее получения можно узнать в Отделе по развитию малого предпринимательства местной администрации.

Например, в Татарстане на государственную субсидию может рассчитывать начинающий фермер-кроликовод, если у него не менее 6 тысяч кроликов, он получает не менее 10 тонн мяса и 4 тысячи шкурок в год.

Документы: заявление на участие в программе, анкета соискателя, паспорт, документ об образовании, свидетельство ОГРН, налоговая декларация, отчет о среднесписочной численности работников, бизнес-план.

Льготное кредитование

Из-за высоких процентов некоторые предприниматели не хотят брать кредит в банке, а деньги нужны. Правительство решило поддержать малый бизнес — в 2013 году стартовала программа льготного кредитования для бизнеса.

Государственная поддержка. В рамках государственной программы развития малого и среднего предпринимательства в 2015 году была создана «Корпорация МСП». Акционеры корпорации: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности». Корпорация помогает получить кредит по сниженным ставкам. Предприниматель подает заявку, а корпорация подбирает банк и гаранта-поручителя.

Например, для стороннего соискателя процентная ставка по кредиту для бизнеса в «Альфа-Банке» — 14–17% годовых, плюс нужны поручитель и залог. Если предприниматель оформляет кредит через государственную организацию «Корпорация МСП», то процентная ставка будет снижена до 9,6–10,6%, залог не понадобится, а поручителем выступит организация-партнер «Корпорации МПС».

На сниженную кредитную ставку могут рассчитывать предприниматели, бизнес которых связан с приоритетной областью экономики: с сельским хозяйством, транспортом, наукой, производством продуктов питания, внутренним туризмом, медициной, утилизацией отходов, бытовыми услугами, общепитом.

В программе льготного кредитования участвуют 59 банков-партнеров и 4 лизинговые компании.

Документы: перечень документов определяют банк и организация-гарант.

Частные фонды. В некоторых регионах работают частные фонды, которые привлекают инвесторов. Например, в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге работает фонд помощи молодым начинающим предпринимателям «АГАТ».

Молодой предприниматель в возрасте 21–35 лет может получить от фонда от 200 000 до 1,5 млн рублей на открытие или развитие бизнеса. Срок кредитования — 3 года по ставке 5,5%.

Документы: паспорт, свидетельство ОГРН, налоговая декларация, выписка из р/с, бизнес-план.

Налоговые каникулы

С 2015 года для некоторых стартапов предусмотрены налоговые каникулы: по закону они могут 2 года не платить налог. На пенсионные взносы льгота не распространяется.

Чтобы получить налоговую льготу, индивидуальный предприниматель-новичок должен соответствовать целому перечню требований:

  • Вести бизнес в производственной, социальной или научной сферах. Список видов деятельности, которые имеют право на налоговые каникулы, нужно уточнить в местной администрации.
  • Применять спецрежим: упрощенку или патент. На другие виды налога льгота не распространяется.
  • Зарегистрировать ИП впервые. Если закрыть ИП год назад, а затем открыть вновь, налог придется платить по стандартной ставке.
  • Иметь небольшой штат работников. Ограничение устанавливают региональные власти. Например, во Владимирской области ИП не может иметь в штате более 5 сотрудников, а в Москве — не более 15.
  • Получать невысокий доход. Максимальный доход при УСН за прошедший налоговый период не должен превышать 15 млн рублей, то есть в 10 раз меньше допустимого на упрощенной системе. В некоторых регионах ограничения по доходу снижены до 6 млн рублей.

Документы: чтобы получить льготу, индивидуальному предпринимателю не нужно подавать в налоговую инспекцию никаких дополнительных документов. Достаточно указать в годовой декларации налоговую ставку в размере 0%.

Надзорные каникулы

Несколько лет назад к начинающим предпринимателям тянулась вереница проверяющих: пожарники, санэпидемстанция, трудовая инспекция. Они имели право проверять предприятие до 50 часов в год и штрафовать за обнаруженные нарушения. Например, пожарная инспекция может оштрафовать ИП на 40 000 рублей за одно нарушение.

В 2016 году для малого бизнеса ввели надзорные каникулы, которые на 2 года отменили плановые проверки. В 2018 году мораторий на плановые проверки малого бизнеса продлен по 2020 год.

Мораторий касается только плановых проверок, но проверяющие могут нагрянуть в компанию вне плана. Например, сотрудник пожаловался в трудовую инспекцию, и компанию оштрафовали за нарушение закона. Или клиент написал заявление в прокуратуру. В течение 3 лет проверяющие могут устраивать внеплановые проверки.

Надзорные каникулы распространяются на малые предприятия со штатом до 100 человек и выручкой до 400 млн рублей в год без учета НДС. Например, цветочный ларек, небольшой интернет-магазин или шиномонтаж не будут проверять до 2020 года.

Каникулы не распространяются на компании, занятые в промышленной и социальной сфере, и организации с повышенной степенью риска. Например, предприятия, работающие с пожароопасными и взрывчатыми веществами, детские клубы, медицинские центры комиссия может проверять в первый год работы.

Документы: заявление об исключении из ежегодного плана проверок, выписка из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, отчет о финансовых результатах, отчет о среднесписочной численности сотрудников.

Другие льготы

Не надо платить госпошлину, если подаете электронные документы о закрытии ИП или о внесении изменений в учредительные документы. Экономия составит 160 рублей за закрытие и 800 рублей за внесение изменений.

Упрощенный бухгалтерский учет. Предприниматели на спецрежиме могут не вести бухгалтерский учет или вести его в упрощенной форме. Вместо заполнения кучи регистров и счетов, организация ведет только Книгу доходов и расходов или применяет кассовый метод учета. Помимо бумажной Книги учета, можно использовать платные и бесплатные онлайн-программы для учета.

Упрощенный бухгалтерский учет могут вести индивидуальные предприниматели и компании, которые относят к субъектам малого бизнеса.

Переход на упрощенный бухгалтерский учет — это право, а не обязанность. Поэтому предприниматели сами решают, будут ли они вести стандартный бухучет или им достаточно сводить финансовый баланс в конце отчетного периода.

Упрощенный кадровый учет. Если на предприятии меньше 15 работников, а годовой доход не превышает 120 млн рублей, можно вести упрощенный кадровый учет. Вместо многочисленных регламентов и положений, достаточно заключить с работником трудовой договор, в котором будут прописаны правила внутреннего распорядка, размер и форма оплаты труда, график работы и отпусков.

Чтобы отказаться от стандартного учета, руководителю потребуется лишь выпустить внутренний приказ о переходе на упрощенный кадровый учет.

Льготная аренда. В некоторых регионах предприниматели могут арендовать муниципальные помещения на льготных условиях. Например, в Москве для предприятий малого и среднего бизнеса установлена ставка от 3 500 рублей / кв. м. В Казани действует пятилетняя программа: первые два года аренда будет бесплатной, в третий год – 25% от средней рыночной цены, в четвертый – 50%, в пятый – 75%.

Подробную информацию о льготной аренде можно посмотреть на сайте администрации своего региона.

На какие льготы может рассчитывать предприниматель в 2019 году

  1. Безработный может получить субсидию от районного Центра занятости на открытие бизнеса. Размер субсидии зависит от размера пособия по безработице и региона.
  2. Получить грант от региональных или федеральных властей. Заявку подают в центр развития предпринимательства местной администрации. Размер денежной дотации зависит от региона и программы.
  3. Получить кредит по сниженной процентной ставке. Для участия в программе льготного кредитования нужно обратиться в «Корпорацию МСП» или поискать частный инвестиционный фонд в своем регионе.
  4. Начинающий предприниматель на УСН и ПСН может 2 года не платить налог, если его предприятие относится к малому бизнесу.
  5. Чтобы избежать плановых проверок, предприниматель может подать в налоговую инспекцию заявление об исключении компании из ежегодного плана проверок.
  6. Предприниматель может не платить госпошлину, если подает документы в электронном виде.
  7. Предприниматель на спецрежиме может вести бухгалтерский учет в упрощенном виде или не вести его совсем.
  8. Если руководитель малого предприятия пишет приказ об отмене кадрового учета, кадровый учет в компании можно не вести.
  9. В некоторых регионах можно арендовать муниципальное помещение на льготных условиях.

Светлана Белая, кандидат экономических наук, бухгалтер аутсорсинговой компании «Миргос»

Налоговые преференции для стартапов и инноваций

  • Возможные направления налогового стимулирования
  • Где, когда и как вводилось налоговое стимулирование: обзор
  • Налоговое стимулирование в законодательстве РФ
  • Налоговое стимулирование в мире

Темпы экономического роста с каждым годом все сильнее зависят от научных достижений и уровня технического развития государства, а развитие производства все теснее связывается с внедрением инноваций. Налоговая система поддерживает новые открытия, создавая условия для спроса на продукцию, для модернизации и привлечения инвестиций в технологии.

Для успешного функционирования экономики и производства налоговая система не должна чинить препятствий развитию инновационной деятельности, нацеленной на использование новых технологий в производственных процессах.

Возможные направления налогового стимулирования

При рассмотрении с экономической точки зрения налоговое стимулирование – это комплекс мероприятий по предоставлению льготного налогообложения и привилегий субъектам экономических отношений, способных обеспечить требуемые условия для реализации ими инновационной деятельности.

Механизм налогового стимулирования таков: структуры государственной власти и регионального самоуправления отказываются от доли финансов, которые должны приходить от научных и инновационных компаний в казну в форме налогов. Все средства остаются в ведомстве предприятий для исполнения НИОКР, внедрения технологий, расширения или улучшения производственных процессов. В итоге фискальная функция сбора налогов преобразуется в стимулирующую.

В ближайшие годы все развитые и развивающиеся страны будут нацелены на создание нового технологического фундамента экономических структур, основанного на применении новейших достижений в сферах нано- и биотехнологий, информационного подкрепления деятельности и др.

На территории РФ присутствие подобного потенциала и высоких трёхногий, внедрённых в производство образует условия для:

  • Наращивания технологического первенства;
  • Образования целого комплекса высокотехнологических отраслей и укрепления позиций на мировом рынке научных технологий и решений;
  • Расширения стратегического присутствия государства на рынках инновационных продуктов и услуг интеллектуального направления;
  • Развития и модернизации привычных направлений экономики, в том числе и благодаря улучшению обширно ориентированных специализированных производств.

Однако отставание в модернизации технологического фундамента в последние годы может не лучшим образом сказаться на конкурентоспособности экономики РФ, а также сильно повысить ее уязвимость на фоне разрастающейся геополитической борьбы. Выход из сложившейся ситуации – быстрое и регулярное внедрение новых эффективных идей в производство.

Где, когда и как вводилось налоговое стимулирование: обзор

В развитых странах система льготного налогообложения была внедрена достаточно давно. В США после Второй мировой войны в пределах законодательства были введены правила, нацеленные на формирование пригодных условий для развития НИОКР и инновационной деятельности компаний.

Таким образом, с 1954 года работал порядок вычета из налоговой массы суммы трат на исследования и эксперименты в нынешнем году и амортизации этих расходов в течение следующего пятилетия. Кроме прочего, дополнительные налоговые послабления были введены для расходов на образовательные и исследовательские мероприятия, соответствующие общественным интересам. С 1981 года главным методом стимулирования считался налоговый кредит на НИОКР (по сути, исключение из налоговой массы конкретной суммы трат на НИОКР).

В Канаде практика стимулирования технологической деятельности началась с 60-х годов прошлого века, а уже с 1967 года в стране была применена отдельная система грантов, позволяющая развить инновационные стратегии компаний.

Немалый опыт налогового стимулирования присутствует и у Японии. Там используется шесть разных подходов к этому вопросу, чтобы максимально разносторонне охватить проблему.

Во Франции подобная система была введена только в 1983 году. Сегодня все развитые страны уже имеют опыт использования налогового стимулирования научных отраслей. Все они применяют разные типы льгот: от исследовательского налогового кредита, послаблений, выделяемых под реализацию значимых заказов, до цельных программ по формированию и введению результата НИКОР для переработки всего производства.

Основной принцип всей зарубежной системы состоит в том, что налоговые льготы выдаются не научным организациям, а компаниям и вкладчикам. Они вместе с конкуренцией создают высокий спрос на технологии и инновации. Регулярный пересмотр вопроса позволяет правительству целенаправленно способствовать развитию активности в приоритетных отраслях, влияя не только на их состав и численность, но и на само производство.

Каждая страна реализует собственный набор решений. Каких-либо точных «рецептов» стимулирования не существует. Зарубежный опыт представляет для РФ некий ориентир, который может и должен быть использован для создания и развития собственных мер по повышению конкруентоспособности.

Налоговое стимулирование в законодательстве РФ

В российском законодательстве собрано немало мер и инструментов, направленных на поддержку активности налогоплательщиков в развитии научной деятельности и модернизации технологий.

Среди прочих следует выделить:

  • Сокращение (до года) срока принятия к вычету трат на НИОКР;
  • Отмена лимита по списанию исследовательских расходов, не давших ожидаемого результата (ранее они не уменьшали налоговую массу);
  • Увеличение норматива трат до 1,5 % от прибыли (т. е. в три раза);
  • Внедрение повышающего коэффициента, позволяющего учесть в тратах по налогу в 1,5 раза больше расходов;
  • Введение ускоренной амортизации ОС через быстрое списание на траты до 10 % (до 30 % для 3–7 амортизационных групп) первичной стоимость объектов;
  • Возможность эксплуатации нелинейного способа начисления амортизации (помогает отвести на расходы до половины первичной цен ОС);
  • Освобождение от оплаты НДС и таможенных пошлин за ввоз оборудования, аналогов которого нет в РФ;
  • Льготы по НДС, налогам на прибыль, имуществу, взносам организаций;
  • Варианты использования инвестиционного налогового кредита;
  • Расширение условий для причисления к расходам трат на подготовку персонала.

Налоговое стимулирование в мире

Среди развитых стран практика законодательной помощи в налогом стимулировании введена давно. Государства стараются всячески способствовать развитию рынка и помогать внедрению инновационных решений в производство. Вводятся различные льготы, которые призваны стимулировать на законодательном уровне инновационную деятельность.

Каждая страна реализует собственный набор решений. Точных «рецептов» стимулирования не существует. Зарубежный опыт представляет для РФ некий ориентир, который может и должен быть использован для повышения конкурентоспособности.

Читайте также: