Налоговые доходы местных бюджетов статистика

Опубликовано: 12.05.2024

 Фото: iStock

Агрегированный дефицит региональных бюджетов за первые шесть месяцев 2020 года составил 213,7 млрд руб­лей, следует из статистики Росстата, основанной на данных Федерального казначейства. Основной причиной формирования дефицитов стал опережающий рост расходов по сравнению с ростом доходов субъектов РФ. Совокупный дефицит дефицитных бюджетов составил 387 млрд рублей, профицит профицитных составил 174 млрд рублей.

Фото: Россия 24 / youtube

Фото: Россия 24 / youtube

Совокупные доходы сократились относительно уровня I полугодия 2019 года у 17 регионов. При этом по итогам I полугодия 2020 года в 48 регионах расходы превысили величину доходов. Для сравнения, по итогам I полугодия 2019 года только в 27 субъектах сложился дефицит консолидированного бюджета. По сравнению с дефицитом за I полугодие этого года, в I полугодии 2019-го сложился совокупный профицит всех консолидированных региональных бюджетов в размере 696 млрд руб.

По словам Цыпкина, в этом году федеральные бюджетные трансферты оказали значимую помощь властям на местах. В I полугодии объем безвозмездных поступлений в консолидированных бюджетах регионов увеличился на 510 млрд рублей по сравнению с тем же периодом 2019-го и достиг 1,46 трлн рублей. Самый значительный прирост в абсолютных значениях безвозмездных поступлений получили Московская область, Татарстан, Башкортостан, Краснодарский край и Якутия.

В ситуации, когда внешние ценовые шоки наложились на внутренний спад экономической активности, вызванный пандемией, удар пришелся также по тем субъектам, которые не отличаются высокой волатильностью доходов, рассказывает Цыпкин. Так, по итогам I полугодия в 68 регионах налоговые и неналоговые доходы сократились. Совокупное снижение ННД консолидированных бюджетов составило около 379 млрд рублей, отмечает аналитик. Наиболее существенные в абсолютном выражении (более 20 млрд рублей) потери получили Москва (-87 млрд руб­лей), Татарстан (-32 млрд руб­лей), Ямало-Ненецкий автономный округ (-30 млрд рублей), Тюменская область (-25 млрд рублей), Санкт-Петербург (-20 млрд рублей) и Кузбасс (-20 млрд рублей).


Крупные города-субъекты понесли потери доходов как из-за снижения поступлений налога на прибыль, так и вследствие общего снижения экономической активности населения, проживающего в них, - ведь здесь сконцентрирован значительный объем таких услуг, как предоставление питания, туризм, развлечения - все те сферы, которые не могли работать в пандемию, рассказывает Цыпкин. Добывающие же регионы понесли потери ввиду изменения конъюнктуры на топливно-энергетических рынках.

Фото: Сергей Михеев/РГ

Фото: Сергей Михеев/РГ

По итогам I полугодия наблюдается снижение налоговых поступлений к тому же периоду годом ранее. Поступления по налогу на прибыль сократились в 65 регионах, совокупный объем недополученных средств консолидированных бюджетов регионов по этому налогу относительно прошлого года составил 249 млрд рублей, говорит Цыпкин. При этом в 22 регионах налог на прибыль сократился на треть и более. В восьми субъектах поступления по налогу на прибыль снизились более чем на 50% (Тыва, Хакасия, Ненецкий автономный округ, Республика Коми, Астраханская область, Татарстан, Карелия, Ямало-Ненецкий автономный округ). Поступления от НДФЛ снизились в 42 регионах, совокупно - на 2,6 млрд рублей. Максимальное снижение по этому виду налога относительно I полугодия 2019 года показал Дагестан (-17% по консолидированному бюджету), отмечает Цыпкин.

По итогам I полугодия совокупный долг регионов и муниципалитетов не показал значительного роста, констатирует аналитик. Совокупный прирост составил порядка 16 млрд руб­лей. Москва, на которую приходится 160 млрд рублей дефицита I полугодия, финансировала его за счет остатков, добавляет эксперт.

Заметное снижение показал объем банковских кредитов (-189 млрд рублей). Банковские займы были рефинансированы за счет бюджетных кредитов, которые регионы отдадут до конца года. В связи с этим совокупный объем бюджетных кредитов вырос на 168 млрд руб­лей. Также вырос объем облигационных займов (43 млрд рублей с начала года), в первую очередь за счет займов субъектов, говорит Цыпкин.

Статья 61.1. Налоговые доходы бюджетов муниципальных районов

(в ред. Федерального закона от 29.11.2014 N 383-ФЗ)

(введена Федеральным законом от 20.08.2004 N 120-ФЗ)

1. В бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от следующих местных налогов, устанавливаемых представительными органами муниципальных районов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах:

земельного налога, взимаемого на межселенных территориях, - по нормативу 100 процентов;

налога на имущество физических лиц, взимаемого на межселенных территориях, - по нормативу 100 процентов.

2. В бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

налога на доходы физических лиц, взимаемого на территориях городских поселений (за исключением налога на доходы физических лиц в отношении доходов, указанных в абзацах тридцать пятом и тридцать шестом статьи 50 настоящего Кодекса и абзаце восемнадцатом настоящего пункта), - по нормативу 5 процентов;

(в ред. Федеральных законов от 29.11.2014 N 383-ФЗ, от 15.10.2020 N 327-ФЗ)

налога на доходы физических лиц, взимаемого на территориях сельских поселений (за исключением налога на доходы физических лиц в отношении доходов, указанных в абзацах тридцать пятом и тридцать шестом статьи 50 настоящего Кодекса и абзаце девятнадцатом настоящего пункта), - по нормативу 13 процентов;

(абзац введен Федеральным законом от 29.11.2014 N 383-ФЗ; в ред. Федерального закона от 15.10.2020 N 327-ФЗ)

налога на доходы физических лиц, взимаемого на межселенных территориях (за исключением налога на доходы физических лиц в отношении доходов, указанных в абзацах тридцать пятом и тридцать шестом статьи 50 настоящего Кодекса и абзаце двадцатом настоящего пункта), - по нормативу 15 процентов;

(абзац введен Федеральным законом от 26.04.2007 N 63-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 30.11.2011 N 361-ФЗ, от 23.07.2013 N 252-ФЗ, от 15.10.2020 N 327-ФЗ)

единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - по нормативу 100 процентов;

(в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

единого сельскохозяйственного налога, взимаемого на территориях городских поселений, - по нормативу 50 процентов;

(в ред. Федерального закона от 29.11.2014 N 383-ФЗ)

единого сельскохозяйственного налога, взимаемого на территориях сельских поселений, - по нормативу 70 процентов;

(абзац введен Федеральным законом от 29.11.2014 N 383-ФЗ)

единого сельскохозяйственного налога, взимаемого на межселенных территориях, - по нормативу 100 процентов;

(абзац введен Федеральным законом от 26.04.2007 N 63-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 25.06.2012 N 94-ФЗ)

государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) - по нормативу 100 процентов:

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации);

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

абзац утратил силу с 1 января 2008 года. - Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ;

за государственную регистрацию транспортных средств, за временную регистрацию ранее зарегистрированных транспортных средств по месту их пребывания, за внесение изменений в выданный ранее паспорт транспортного средства, за выдачу государственных регистрационных знаков транспортных средств "Транзит", свидетельства на высвободившийся номерной агрегат, свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения, талона о прохождении государственного технического осмотра, международного сертификата технического осмотра, национального водительского удостоверения, международного водительского удостоверения, удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), временного разрешения на право управления транспортными средствами, за выдачу организациям, осуществляющим образовательную деятельность, свидетельства о соответствии требованиям оборудования и оснащенности образовательного процесса для рассмотрения соответствующими органами вопроса об аккредитации и за выдачу указанным организациям лицензии на право подготовки трактористов и машинистов самоходных машин;

(в ред. Федеральных законов от 27.12.2009 N 374-ФЗ, от 27.11.2017 N 345-ФЗ)

абзац утратил силу с 1 января 2008 года. - Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ;

за выдачу разрешения на установку рекламной конструкции;

(в ред. Федерального закона от 16.10.2006 N 160-ФЗ)

за выдачу органом местного самоуправления муниципального района специального разрешения на движение по автомобильной дороге транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов;

(абзац введен Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ)

государственной пошлины за совершение нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления, уполномоченными в соответствии с законодательными актами Российской Федерации на совершение нотариальных действий, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 61 и пунктом 2 статьи 61.5 настоящего Кодекса, - по нормативу 100 процентов;

(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 201-ФЗ)

налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения, - по нормативу 100 процентов;

(абзац введен Федеральным законом от 25.06.2012 N 94-ФЗ)

налога на доходы физических лиц, взимаемого на территориях городских поселений, в части суммы налога, превышающей 650 тысяч рублей, относящейся к части налоговой базы, превышающей 5 миллионов рублей, - по нормативу 4 процента;

(абзац введен Федеральным законом от 15.10.2020 N 327-ФЗ)

налога на доходы физических лиц, взимаемого на территориях сельских поселений, в части суммы налога, превышающей 650 тысяч рублей, относящейся к части налоговой базы, превышающей 5 миллионов рублей, - по нормативу 11 процентов;

(абзац введен Федеральным законом от 15.10.2020 N 327-ФЗ)

налога на доходы физических лиц, взимаемого на межселенных территориях, в части суммы налога, превышающей 650 тысяч рублей, относящейся к части налоговой базы, превышающей 5 миллионов рублей, - по нормативу 13 процентов.

(абзац введен Федеральным законом от 15.10.2020 N 327-ФЗ)

В бюджеты городских округов, городских округов с внутригородским делением, муниципальных районов, муниципальных округов, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя подлежит зачислению государственная пошлина за предоставление лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, выдаваемых органами местного самоуправления, по нормативу 100 процентов.

(абзац введен Федеральным законом от 27.12.2009 N 374-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 22.10.2014 N 311-ФЗ, от 29.11.2014 N 383-ФЗ, от 01.10.2020 N 311-ФЗ)

3. В бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и (или) региональных налогов по нормативам отчислений, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 58 настоящего Кодекса.

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

4. Налоговые доходы от налога на доходы физических лиц, взимаемого на территориях сельских поселений, и от единого сельскохозяйственного налога, взимаемого на территориях сельских поселений, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, подлежащие зачислению в бюджет муниципального района, могут быть переданы органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законом субъекта Российской Федерации в бюджеты сельских поселений по единым для всех сельских поселений нормативам отчислений в размерах соответственно до 8 процентов и до 20 процентов в случае, если законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями закреплены другие вопросы местного значения из числа вопросов местного значения городских поселений, решаемых муниципальным районом на территориях сельских поселений.

(п. 4 введен Федеральным законом от 29.11.2014 N 383-ФЗ)

Статья 62. Неналоговые доходы местных бюджетов

Неналоговые доходы местных бюджетов формируются в соответствии со статьями 41, 42, 46, 58, 63 и 63.1 настоящего Кодекса, в том числе за счет:

доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, за исключением имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, - по нормативу 100 процентов;

доходов от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале), находящегося в муниципальной собственности, за исключением движимого имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, - по нормативу 100 процентов;

доходов от платных услуг, оказываемых муниципальными казенными учреждениями;

части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размерах, определяемых в порядке, установленном муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований;

платы за использование лесов, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, - по нормативу 100 процентов;

платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, - по нормативу 100 процентов;

платы по соглашениям об установлении сервитута, заключенным государственными (муниципальными) органами, единым институтом развития в жилищной сфере, государственными или муниципальными предприятиями либо государственными или муниципальными учреждениями в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, городских, сельских поселений, - по нормативу 100 процентов в бюджет муниципального образования, в собственности (на территории) которого находится земельный участок, если иное не установлено настоящей статьей.

В бюджеты муниципальных районов, бюджеты муниципальных округов, бюджеты городских округов и бюджеты городских округов с внутригородским делением подлежит зачислению плата за негативное воздействие на окружающую среду по нормативу 60 процентов.

Часть третья утратила силу. - Федеральный закон от 27.12.2009 N 374-ФЗ.

В бюджеты муниципальных округов, бюджеты городских округов и бюджеты городских округов с внутригородским делением до разграничения государственной собственности на землю поступают:

доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков - по нормативу 100 процентов;

доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, - по нормативу 100 процентов;

плата за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, - по нормативу 100 процентов;

абзац утратил силу. - Федеральный закон от 29.12.2015 N 406-ФЗ.

В бюджеты муниципальных районов до разграничения государственной собственности на землю поступают:

доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских поселений, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков - по нормативу 50 процентов;

доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах сельских поселений и межселенных территорий муниципальных районов, - по нормативу 100 процентов;

доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских поселений, - по нормативу 50 процентов;

доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах сельских поселений и межселенных территорий муниципальных районов, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков - по нормативу 100 процентов;

плата за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских поселений, - по нормативу 50 процентов;

плата по соглашениям об установлении сервитута, заключенным органами местного самоуправления, государственными или муниципальными предприятиями либо государственными или муниципальными учреждениями в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских поселений, - по нормативу 50 процентов;

плата за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах сельских поселений и межселенных территорий муниципальных районов, - по нормативу 100 процентов;

плата по соглашениям об установлении сервитута, заключенным органами местного самоуправления муниципальных районов, органами местного самоуправления сельских поселений, государственными или муниципальными предприятиями либо государственными или муниципальными учреждениями в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах сельских поселений и межселенных территорий муниципальных районов, - по нормативу 100 процентов.

В бюджеты городских поселений до разграничения государственной собственности на землю поступают:

доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских поселений, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков - по нормативу 50 процентов;

доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских поселений, - по нормативу 50 процентов;

плата за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских поселений, - по нормативу 50 процентов;

плата по соглашениям об установлении сервитута, заключенным органами местного самоуправления, государственными или муниципальными предприятиями либо государственными или муниципальными учреждениями в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских поселений, - по нормативу 50 процентов.

В бюджеты городских поселений, сельских поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением подлежит зачислению плата за пользование водными объектами в зависимости от права собственности на водные объекты по нормативу 100 процентов.

В бюджеты муниципальных округов, бюджеты городских округов и бюджеты городских округов с внутригородским делением поступают:

доходы от продажи земельных участков, которые расположены в границах муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, - по нормативу не менее 50 процентов, если законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено иное;

доходы от передачи в аренду земельных участков, которые расположены в границах муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также доходы от продажи прав на заключение договоров аренды таких земельных участков - по нормативу не менее 50 процентов, если законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено иное;

доходы от продажи объектов недвижимого имущества одновременно с занятыми такими объектами недвижимого имущества земельными участками, которые расположены в границах муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, - по нормативу не менее 50 процентов, если законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено иное;

плата за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земельных участков, которые расположены в границах муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, - по нормативу не менее 50 процентов, если законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено иное;

плата по соглашениям об установлении сервитута, заключенным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственными или муниципальными предприятиями либо государственными или муниципальными учреждениями в отношении земельных участков, которые расположены в границах муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, - по нормативу не менее 50 процентов, если законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено иное.

В бюджеты муниципальных районов поступают:

доходы от продажи земельных участков, которые расположены на межселенных территориях, находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, - по нормативу не менее 50 процентов, если законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено иное;

доходы от передачи в аренду земельных участков, которые расположены на межселенных территориях, находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также доходы от продажи прав на заключение договоров аренды таких земельных участков - по нормативу не менее 50 процентов, если законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено иное;

доходы от продажи объектов недвижимого имущества одновременно с занятыми такими объектами недвижимого имущества земельными участками, которые расположены на межселенных территориях, находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, - по нормативу не менее 50 процентов, если законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено иное;

плата за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земельных участков, которые расположены на межселенных территориях, находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, - по нормативу не менее 50 процентов, если законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено иное;

плата по соглашениям об установлении сервитута, заключенным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственными или муниципальными предприятиями либо государственными или муниципальными учреждениями в отношении земельных участков, которые расположены на межселенных территориях, находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, - по нормативу не менее 50 процентов, если законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено иное.

В бюджеты городских поселений и бюджеты сельских поселений поступают:

доходы от продажи земельных участков, которые расположены в границах городских, сельских поселений, находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, - по нормативу не менее 50 процентов, если законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено иное;

доходы от передачи в аренду земельных участков, которые расположены в границах городских, сельских поселений, находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также доходы от продажи прав на заключение договоров аренды таких земельных участков - по нормативу не менее 50 процентов, если законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено иное;

доходы от продажи объектов недвижимого имущества одновременно с занятыми такими объектами недвижимого имущества земельными участками, которые расположены в границах городских, сельских поселений, находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, - по нормативу не менее 50 процентов, если законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено иное;

плата за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земельных участков, которые расположены в границах городских, сельских поселений, находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, - по нормативу не менее 50 процентов, если законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено иное;

плата по соглашениям об установлении сервитута, заключенным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственными или муниципальными предприятиями либо государственными или муниципальными учреждениями в отношении земельных участков, которые расположены в границах городских, сельских поселений, находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, - по нормативу не менее 50 процентов, если законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено иное.

В бюджеты соответствующих видов муниципальных образований подлежат зачислению неналоговые доходы по нормативам отчислений, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 58 настоящего Кодекса.

В бюджеты городских, сельских поселений (внутригородских районов) подлежат зачислению неналоговые доходы по нормативам отчислений, установленным представительным органом муниципального района (городского округа с внутригородским делением) в соответствии со статьями 63 и 63.1 настоящего Кодекса.

date image
2015-07-04 views image
5516

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Доходом местного бюджета признаются денежные средства, поступающие на безвозмездной и безвозвратной основе в распоряжение органов местного самоуправления (статья 6 БК РФ). Бюджетный кодекс Российской Федерации все допустимые действующим законодательством доходы бюджетов подразделяет на три вида, характерных и для местных бюджетов:

  • налоговые
  • неналоговые
  • безвозмездные перечисления.

Налоговые доходы местных бюджетов в зависимости от вида налогов разделяются на три группы: федеральные, региональные и местные.

Этот подход закреплен в статье 55 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которая относит к собственным доходам местных бюджетов:

а) доходы от местных налогов и сборов в соответствии со статьей 57 указанного Федерального закона;

б) доходы от региональных налогов и сборов в соответствии со статьей 58 указанного Федерального закона;

в) доходы от федеральных налогов и сборов в соответствии со статьей 59 указанного Федерального закона.

В 2004 году перечень налогов и сборов, подлежащих взиманию на территории Российской Федерации, устанавливался в статьях 19-21 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» 8 . В силу прямого указания норм названного закона в местные бюджеты подлежат зачислению:

Из местных налогов – земельный налог (в части) 9 ; налог на имущество физических лиц (полностью); налог на рекламу (полностью);

Из региональных налогов – отсутствуют;

Из федеральных налогов – налог на прибыль организаций (в размере 2% налоговой базы) 10 ; налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения (полностью); государственная пошлина (в части) 11 .

Из федеральных платежей (специальных налоговых режимов) – платежи, взимаемые в рамках упрощенной системы налогообложения (в части) 12 ; платежи, взимаемые в рамках единого налога на вмененный доход (в части) 13 .

Названные налоговые доходы являются наиболее устойчивыми и стабильными доходами местных бюджетов, поскольку они (и их размеры) предусмотрены федеральными законами.

Кроме названных федеральных налогов в местные бюджеты зачисляются также и иные федеральные налоги и сборы, а также региональные налоги и сборы, однако, их перечень и размер определяется ежегодными законами субъектов Российской Федерации о бюджете и, следовательно, различается в зависимости от возможностей регионального бюджета и потребностей местных бюджетов в получении финансовой поддержки.

Как показывает анализ законов об утверждении бюджетов субъектов Российской Федерации на 2003 год, наиболее часто в местные бюджеты отчисляются доходы от налога на доходы физических лиц путем установления единого норматива отчислений либо каждому муниципальному образованию определяется индивидуальный норматив. Практически во всех регионах в местные бюджеты передаются акцизы, нормативы отчислений по которым, как правило, едины для всех местных бюджетов, но различны по видам подакцизных товаров (норматив колеблется от 100% до 2 %). Налог на прибыль (региональная доля) передается довольно редко и, как правило, индивидуально для местных бюджетов. Земельный налог (региональная доля по земельному налогу за земли городов и поселков) передается крайне редко; земельный налог на сельскохозяйственные земли обычно передается полностью в местные бюджеты, исключение составляет, пожалуй, только, Ставропольский край, где весь налог остается в региональном бюджете;

При характеристике налоговых доходов законодатель употребляет понятия «собственные доходы» и «регулирующие доходы». Регулирующие налоговые доходы, согласно, статье 48 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подлежат зачислению во все либо некоторые бюджеты бюджетной системы в размерах, определенных именно Бюджетным кодексом Российской Федерации, для обеспечения сбалансированности всех бюджетов. Собственные доходы местных бюджетов, предусмотренные в статьях 55, 57-59 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», включают в себя все возможные доходы местных бюджетов, в том числе и регулирующие, таким образом, понятие «собственные доходы» применительно к местным бюджетам означает перечень любых доходов, предназначенных к зачислению в местные бюджеты в соответствии с действующим налоговым и бюджетным законодательством.




Неналоговые доходы местных бюджетов перечислены в статьях 42, 43 БК РФ и включают в себя доходы от муниципального имущества; суммы принудительного изъятия и финансовую помощь.

Доходы от муниципального имущества довольно разнообразны и могут проявляться в форме:

а) арендной либо иной платы за сдачу муниципального имущества во временное пользование или владение;

б) процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях (кроме случаев, предусмотренных в статье 236 БК РФ);

в) платы за сдачу муниципального имущества в залог или доверительного управления (исключение составляют бюджетные средства, в силу запрета статье 236 БК РФ);

г) возвратных бюджетных средств, в том числе, средств, полученных в порядке обеспечения выданных бюджетных кредитов, бюджетных ссуд, муниципальных гарантий;

д) платы за пользование возвратными бюджетными средствами;

е) прибыли, приходящейся на долю в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, дивидендов по акциям, принадлежащим муниципальному образованию;

ж) части прибыли муниципальных унитарных предприятий,

и) иных доходов, предусмотренных законодательством Российской Федерации от использования муниципального имущества.

В качестве иных доходов в местные бюджеты могут зачисляться средства, полученные от реализации находки, безнадзорных животных или безхозяйных вещей, в силу прямого указания статей 225, 228, 231 ГК РФ.

На практике чаще всего в качестве неналоговых доходов местных бюджетов встречается арендная плата и доходы от реализации муниципального имущества, реже – часть прибыли унитарных муниципальных предприятий.

Суммы принудительного изъятия в отношении местных бюджетов оборачиваются чаще всего штрафами, предусмотренными статьей 46 БК РФ.

Статья 46 БК РФ предусматривает общее правило о зачислении штрафов в местные бюджеты, если иное не предусмотрено самим БК РФ или иными законодательными актами. Иное правило БК РФ устанавливает в отношении налоговых штрафов (часть 3 статьи 46), попадающих во все бюджеты, однако, доля местных бюджетов не определена, а зависит от решения субъекта Российской Федерации.

Другие законодательные акты, предусматривающие взыскание штрафов (Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовный кодекс Российской Федерации, Таможенный кодекс Российской Федерации и др.), обычно, не содержат положений относительно зачисления штрафов 14 . Однако в Федеральном законе «О пожарной безопасности» предусмотрено зачисление штрафов именно в местные бюджеты 15 .

Иногда федеральный законодатель в ежегодных федеральных законах включает указание на зачисление сумм принудительного изъятия в местные бюджеты. Так, в статье 15 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2003 год» предусмотрено зачисление в местные бюджеты средств, взысканных по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде (если природный объект, которому причинен вред, находится в общем пользовании).

В части неналоговых доходов органы местного самоуправления обладают достаточно обширными полномочиями, они имеют право определять, например:

  • размер и порядок зачисления в местный бюджет дохода в виде арендной и иной платы за использование муниципального имущества;
  • размер и порядок зачисления в местный бюджет части прибыли муниципальных унитарных предприятий 16 ;
  • условия предоставления, размер и порядок зачисления в местный бюджет доходов от предоставления в пользование средств местного бюджета;
  • порядка зачисления в местный бюджет доходов от реализации муниципального имущества;
  • др.

Финансовая помощь, формы которой названы в статье 44 БК РФ (дотации, субвенции и субсидии) зачисляется в местные бюджеты в качестве дохода в размере и порядке, определенном в законе субъекта Российской Федерации. В федеральных законах о федеральном бюджете на соответствующий год финансовая помощь предусматривается только закрытым административно-территориальным образованиям (ЗАТО) и городу-курорту Сочи.

Безвозмездные перечисления, предусмотренные в статье 45 БК РФ, в местные бюджеты поступают в форме:

- безвозмездных перечислений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств,

- безвозмездных перечислений по взаимным расчетам.

Как правило, поступления в местные бюджеты от физических, юридических лиц, а тем более от международных организаций или правительств иностранных государств не находят своего отражения в местных бюджетах, даже если они существуют в действительности. Безвозмездные перечисления по взаимным расчетам – более реальный источник дохода, однако, нередко такие поступления учитываются не в качестве самостоятельного источника, а в составе финансовой помощи.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает в качестве самостоятельного дохода местных бюджетов – средства самообложения граждан (статья 56). Указанные средства представляют собой, по мысли законодателя, разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения, они возникают в рамках публичных отношений и отличаются свойством обязательности, не являясь при этом налоговыми платежами, поскольку не предусмотрены в перечне местных налогов и сборов, взимаемых на территории Российской Федерации. Представляется, что в рамках местного бюджета такие средства должны образовывать целевые бюджетные фонды (статья 17 БК РФ).

Оценивая в целом доходы местных бюджетов, следует признать существование как проблем правового регулирования доходов местных бюджетов, так и проблем экономического характера, проявляющихся в очевидной недостаточности объема этих доходов. Доходы, предназначенные для зачисления в местные бюджеты в соответствии с действующим законодательством, не обеспечивают самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения 17 .

Местный бюджет – это такая форма, с помощью которой образуются, а также тратятся, расходуются денежные средства для того, чтобы обеспечить функции и реализовать полномочия местного самоуправления.

На основе поступлений и расходов формируется местный бюджет, составляется план бюджета, а также проводится оценка реализации, оценка эффективности бюджета и освоения бюджетных средств. Проводится анализ, цель и комплексность которого зависит от поставленных управленческих задач.

Так, такие бюджеты на территории РФ могут осуществляться в таких территориальных образованиях:

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Доходы местных бюджетов 490 руб.
  • Реферат Доходы местных бюджетов 240 руб.
  • Контрольная работа Доходы местных бюджетов 240 руб.
  • муниципальный район (например, Гатчинский муниципальный район);
  • сельское, городское поселения (например, Гатчинское городское поселение, Елизаветинское сельское поселение);
  • городской округ (например, Сосновоборский городской округ);
  • внутригородская территория города федерального значения (например, внутригородская территория г. Санкт-Петербург).

Для примера, выше выбрана Ленинградская область, где указаны уровни территориальных образований, представленные выше.

Доходы местного бюджета – это все поступления, за счет которых составляется бюджет. Так, как и на других уровнях бюджетирования, в местных бюджетах также сохраняется деление доходов на налоговые и неналоговые доходы.

Доходы местного бюджета

Итак, доходы формируются за счет трех основных статей:

  • налоговые;
  • неналоговые;
  • безвозмездные поступления (относятся к неналоговым доходам).

Для того, чтобы оценить доходы местного бюджета, необходимо:

  • собрать данные о доходах по выбранному объекту за период;
  • рассчитать изменения (относительные, абсолютные) в динамике за период;
  • рассчитать долю каждой статьи доходов в общих доходах бюджета.

Итог всех доходов формирует итоговую сумму доходов местного бюджета. Если такая сумма окажется выше, чем суммарные расходы местного бюджета, то будет наблюдаться профицит денежных средств и, наоборот.

Пример доходов местного бюджета

Для того, чтобы оценить доходы местного бюджета, необходимо использовать официальны открытые данные выбранного объекта анализа, в данном случае органа местного самоуправления. Для этого используется информация официального сайта выбранного органа самоуправления, а именно официальные документы «О бюджете. » (возможны плановые, прогнозируемые показатели) и «О внесении изменений в бюджет. », «Об исполнении бюджета. » (фактические показатели).

Для примера рассмотрим доходы местного бюджета Гатчинский муниципальный район за 2015 год по статьям «налоговые доходы» на рисунке 1 ниже.

Итак, из рисунка 1 , видно, что большая часть доходов бюджета приходится на налоговые доходы. Среди налоговых доходов преобладают налоги на доходы физических лиц.

Рассмотрим на рисунке 2 «неналоговые статьи» доходов.

Итак, среди основных налоговых статей преобладают доходы от использования имущества, находящегося в собственности, а именно арендные платежи.

Рассмотрим на рисунке 3 «безвозмездные поступления» статьи доходов.

Так основными безвозмездными поступлениями в рассматриваемом субъекте являются субвенции из областного бюджета.

Важно, структура соотношения доходов бюджета будет отличиться применительно к каждому отдельному рассматриваемому территориальному субъекту.

На соотношение статей доходов влияет много различных факторов:

  • социальные;
  • экономические;
  • трудовые;
  • природные;
  • инфраструктурные;
  • технологические;
  • географическое положение;
  • уровень поддержки региональной и государственной властью.

Читайте также: