Налоговые агенты как участники налоговых правоотношений

Опубликовано: 18.05.2024

16. Налоговый агент как участник отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах

Налоговыми агентами в соответствии со ст. 24 НК РФ признаются лица, на которые в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ.

На налоговых агентов возложен ряд обязанностей, которые исполняют:

1) организации и индивидуальные предприниматели, выплачивающие доходы физическим лицам (обязаны рассчитать, удержать и перечислить в бюджет сумму НДФЛ);

2) российская организация при выплате дивидендов учредителям (обязана определить сумму НДФЛ);

3) организации и индивидуальные предприниматели, приобретающие на территории РФ товары у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков (обязаны исчислить, удержать либо уплатить в бюджет суммы НДС);

4) организации, выплачивающие иностранному юридическому лицу сумму доходов от источников в РФ (обязаны удержать и перечислить в бюджет налог на прибыль с доходов иностранных юридических лиц). Сборщиками налогов являются государственные органы, органы местного самоуправления, другие уполномоченные органы и должностные лица. Налоговых агентов следует отличать от сборщиков налогов в случаях, когда в соответствии с НК РФ они могут принимать от налого16б плательщиков и плательщиков сборов средства в уплату налогов и сборов и перечислять их в бюджет.

Согласно п. 2 ст. 24 НК РФ налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено НК РФ.

Налоговые агенты обязаны:

1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщиками, и перечислять налоги в бюджетную систему РФ на соответствующие счета Федерального казначейства;

2) письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение 1 месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах;

3) вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ налогов, в том числе по каждому налогоплательщику;

4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;

5) в течение 4 лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов (п. 3 ст. 24

Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном НК РФ для уплаты налога налогоплательщиком.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Участник № 1 – Архитектор

Участник № 1 – Архитектор Хороший архитектор незаменим. Он не просто рисует эскизы будущих зданий, но и должен знать современные тенденции, разбираться в строительных конструкциях, освещении и экологии. Я не делаю ни шагу, не проконсультировавшись с экологами.

6. Законодательство о налогах и сборах

6. Законодательство о налогах и сборах Согласно положениям, закрепленным в ст. 1 НК РФ, законодательство России о налогах и сборах состоит непосредственно из НК РФ и принятых на основании и в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.Налоговый кодекс РФ

13. Понятие и содержание отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах

13. Понятие и содержание отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах Возникающие в сфере налогообложения общественные отношения под влиянием норм налогового законодательства становятся налоговыми правоотношениями. Они представляют собой властные

14. Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах

14. Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах В соответствии с положениями, закрепленными в ст. 9 НК РФ, участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:1) организации и физические лица, признаваемые в

15. Налогоплательщик как участник отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах

15. Налогоплательщик как участник отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах Налогоплательщиками (плательщиками сборов) признаются организации и физические лица, на которые в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно

17. Налоговые органы как участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах

17. Налоговые органы как участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах В соответствии со ст. 30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью

18. Таможенные органы как участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах

18. Таможенные органы как участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах В соответствии со ст. 9 НК РФ, участниками налоговых правоотношений являются таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и

Налоговый агент

Налоговый агент На налогового агента государством налагается обязанность по исчислению, взиманию и уплате НДС с его делового партнера независимо от того, какой налоговый режим применяется агентом. Таким деловым партнером может быть орган государственного или

Статья 4.1. Участники отношений, регулируемых настоящим Законом (введена Федеральным законом от 10.12.2003 № 172-ФЗ)

Статья 4.1. Участники отношений, регулируемых настоящим Законом (введена Федеральным законом от 10.12.2003 № 172-ФЗ) 1. Участниками отношений, регулируемых настоящим Законом, являются:1) страхователи, застрахованные лица, выгодоприобретатели;2) страховые организации;3) общества

Глава 1. Законодательство о налогах и сборах и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах

Глава 1. Законодательство о налогах и сборах и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах Статья 11. Институты, понятия и термины, используемые в настоящем Кодексе 1. Институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства

16. Налоговый агент

16. Налоговый агент Налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.Статус налогового агента имеют: а) организации в отношении налога

3.3. Нормативные правовые акты о налогах и сборах: понятие, виды, условия их соответствия налоговому законодательству

3.3. Нормативные правовые акты о налогах и сборах: понятие, виды, условия их соответствия налоговому законодательству Правовые акты подразделяются на нормативные и индивидуальные.Нормативный правовой акт – это правовой акт, принятый полномочным на то органом и

Лекция 14. Характеристика основных нарушений законодательства о налогах и сборах

Лекция 14. Характеристика основных нарушений законодательства о налогах и сборах 14.1. Понятие, основные черты и стадии налогового процесса В литературе существует два подхода к налоговому процессу:– часть законотворческого процесса;– как процесс применения норм

15.4. Обстоятельства, исключающие ответственность и освобождающие от ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах

15.4. Обстоятельства, исключающие ответственность и освобождающие от ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих

7.3. Контроль и применения ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах

7.3. Контроль и применения ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах Статьей 122 НК РФ установлена ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или иных

5.23. Суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

5.23. Суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; Состав расходов в виде сумм налогов и сборов, фактически уплаченных в соответствии с законодательством о налогах и сборах, определяется в статьях 12, 13, 14, 15

Налоговый агент по законодательству налогоплательщиком не является.

Понятие налоговых агентов

Наравне с налогоплательщиками НК Российской Федерации выделяют понятие налогового агента. Налоговыми агентами признаются личности, уполномоченные вычислять, удерживать и оплачивать в госбюджет необходимую сумму налогов по НДФЛ за налогоплательщиков.

Следует сосредоточить внимание на том, что предприятие, выполняющее функции налогового агента, обладает обязательством удерживать налоги по НДФЛ только лишь у персон, являющихся налогоплательщиками, и перечислению их в госбюджет.

Права налоговых агентов

В функции налогового агента входит перечисление налога, высчитанного у налогоплательщика, а никак не оплата налога за счет своих средств.

Если же налоговый представитель провел несвоевременную выплату необходимой суммы налога по НДФЛ, в таком случае по единому закону с него нереально взимать не высчитанную им сумму налога по НДФЛ. В этой ситуации распоряжение об уплате налога обязано являться предоставлено налогоплательщику, а никак не налоговому агенту.

Этот факт сопряжен с тем, что в данном случае обязанным лицом не прекращает быть плательщик. В соответствии с нормами НК Российской Федерации его обязательство по уплате налога является невыполненным, поскольку налоговый агент не высчитал суммы налога.

В том случае, если денежных выплат по НДФЛ в налоговом периоде лицу, выплачивающему налоги, никак не производилось и удерживание суммы налога стало неосуществимым, налоговый агент должен только рассчитать доступную уплате налогоплательщиком необходимую сумму налога по НДФЛ и известить налоговый орган о неосуществимости высчитать налог.

Эта позиция базируется на том, что обязанным лицом считается плательщик, к которому имеет возможность быть предъявлено надлежащее требование об уплате налога в случае неисполнение обязанностей налогового агента.

При этом Пленум ВАС России показал, что тезис о неисполнение обязанностей налогового агента неприменим, деньги выплачивает иностранный гражданин, в связи с неучетом его в российской налоговой и неосуществимостью его налогового администрирования.

Виды налоговых агентов

Налоговыми агентами признаются по 3 налогам - НДФЛ, НДС и налогу на доход.

При выплате физическим лицам вознаграждений по трудовым договорам либо другой прибыли в денежной форме, в том числе по гражданско-правовым соглашениям о необходимости исполнения работ, предложении услуг либо авторским соглашениям, предприятие обязана рассчитать и удержать из их прибыли НДФЛ и перечислить налог в госбюджет.

Налоговым агентом по НДС субъект способен быть, в случае если совершает, в частности, следующие действия:

  • арендует муниципальную либо государственную собственность у органов власти;
  • получает у зарубежного лица, который не состоит на учете в налоговых органах России, товары, местом реализации каких является территория России.

Налоговым агентом по налогу на доход субъект становится:

  • при выплате дивидендов;
  • при выплате прибыли зарубежной компании, не обладающей постоянным представителем в Российской Федерации.

К участникам отношений, контролируемых законом, причислены в том числе компании и физические лица, признаваемые в соответствии с законом налоговыми представителями.

Налоговыми агентами имеют все шансы являться физические личности и компании, на каких возложены прямые обязательства по исчислению, удержанию и перечислению отдельных налогов в госбюджет России.

Употребительно же к налогу на доход установлено, что в случае если налогоплательщиком считается зарубежное предприятие, получающее прибыли от источников в России, не сопряженные с ее постоянным представительством в России, в таком случае обязательство по определению суммы налога, удержанию данной суммы из прибыли налогоплательщика и перечислению налога в госбюджет возлагается на российскую компанию либо зарубежную компанию, исполняющую деятельность в России посредством постоянного представительства, выплачивающих положенный доход налогоплательщику.

Налоговыми представителями по налогу на добавочную стоимость признаются органы, компании либо частные коммерсанты, уполномоченные проводить на территории России реализацию конфискованной собственности, собственности, реализуемой по заключению суда, закупленных ценностей, а кроме того ценностей, перешедших по праву наследования стране.

Кроме того учитывается то, что при предоставлении на территории России органами регионального самоуправления в аренду городской собственности налоговая база формируется как совокупность арендной платы с учетом налога налоговым представителем отдельно по любому оплаченному предмету собственности; в этом случае налоговыми представителями сознаются наниматели указанной собственности; на них возлагается обязательство по исчислению, удержанию из денег, уплачиваемых арендодателю, и уплате в госбюджет надлежащей суммы налога.

Налоговые агенты обладают теми же полномочиями, что и налогоплательщики, в случае если другое не предвидено законом. Налоговые органы несут ответственность за ущербы, доставленные налоговым представителям по причине незаконных операций либо бездействия отмеченных организаций, а равно незаконных операций либо бездействия должностных лиц и иных их сотрудников при выполнении ими должностных обязательств.

Обязанности налоговых агентов

Налоговые агенты обязаны:

1) правильно и вовремя вычислять, удерживать из средств, которые выплачивает налогоплательщик, и перечислять налоги в госбюджет России на надлежащие счета Федерального казначейства;

2) делать письменное уведомление в налоговый аппарат по месту собственного учета о неосуществимости удержать налог и о сумме долга налогоплательщика в течение одного месяца с того момента, как налоговый агент узнал о подобных ситуациях;

3) осуществлять учет начисленных и уплаченных налогоплательщикам прибыли, исчисленных, вычтенных и перечисленных в бюджетную систему России налогов, в том числе по любому налогоплательщику в указанные сроки;

4) показывать в налоговую по месту собственного учета бумаги, нужные для исполнения контроля за точностью исчисления, удержания и перечисления налогов;

5) в течение 4 лет гарантировать безопасность бумаг, нужных для исчисления, удержания и перечисления налоговых сборов. Помимо этого, налоговые агенты имеют все шансы нести и прочие обязанности, предусмотренные законом.

Обязательство по уплате определенного налога лежит на налогоплательщике. Оно обязано являться выполненым им без помощи других, в случае если иное явно не учтено законом. Вовлечение в отношения налогового агента как раз и считается подобным исключением. В связи с отмеченным значением налоговых агентов в отношениях по выполнению прямых обязанностей по уплате налогов особого интереса заслуживает правовая точка зрения о моменте выполнения налогоплательщиком этой прямой обязанности.

Налог способен быть оплачен только в денежной форме, иными словами, посредством отчуждения денежных средств налогоплательщика, которые принадлежат ему по праву собственности. При этом обязанности налогового агента пред налогоплательщиком имеют все шансы являться выполнены в неденежной форме.

В связи с этим следует принимать во внимание законную позицию, в соответствии с какой в данном случае, если прибыль, подлежащая обложению налогом по НДФЛ у налогового агента, получена налогоплательщиком в неденежной форме и финансовых выплат в соответствующем налоговом периоде не осуществлялось, у налогового агента не имеется обязательств по высчитыванию налога и в данном случае требуемые сведенья будут представлены налоговым агентом налоговой.

Ответственность за неисполнение обязанностей налогового агента

Если же выплат в налоговом периоде налогоплательщику не проводилось и удерживание суммы налога стало неосуществимым, налоговые агенты обязаны только лишь рассчитать доступную уплате налогоплательщиком необходимую сумму налога по НДФЛ и проинформировать налоговый орган о неосуществимости удержать налог и необходимую сумму налоговой задолженности соответствующего налогоплательщика.

Установленный судебный орган затем указывает, что принудительное выполнение обязательств налогового агента посредством взыскания с него неперечисленных сумм налога, а кроме того определенных сумм пеней допустимо только лишь в том случае, если налоговым представителем сумма налога была все же высчитана у налогоплательщика, однако не перечислена в госбюджет. Исключение из этого правила Высший Арбитражный Суд усматривает в том случае, если налог не был высчитан налоговым представителем при выплате денег иностранному гражданину, не состоящему на налоговом учете в России. В данных условиях аргументированным является взимание с налогового агента не только лишь пеней, однако и суммы самого налога по НДФЛ.

Правила, определенные для налогоплательщиков, имеют все шансы использоваться к налоговым представителям лишь в случаях, непосредственно определенных законом.

В этой связи интерес представляют несколько правовых позиций разных судебных организаций.

Таким образом, Высший Арбитражный Суд России советовал нижестоящим судам принимать во внимание то, что так как вероятность приостановления операций по счетам в банках связывается с несвоевременным представлением налоговых деклараций, а налоговая декларация может быть показана только лишь налогоплательщиком, надлежащая обеспечительная мера никак не способна быть использована к налоговому агенту в случае нарушения им сроков представления расчетов.

С иной стороны, в этом ведь Постановлении Высший Арбитражный Суд России указал, что зачет либо возврат чрезмерно оплаченных сумм налога и пеней, образующиеся, если была проведена несвоевременная выплата, распространяются кроме того на налоговых агентов, пояснив, что в случае если при анализе дела суд определит, что чрезмерно приведенные налоговым представителем в госбюджет средства не превосходят сумм, вычтенных с налогоплательщика, в таком случае решение о зачете либо о том, чтобы провести возврат данных сумм в пользу налогового агента возможно окажется принятым судом только лишь в 2-ух вариантах:

1) в случае, если возврат налогоплательщику чрезмерно вычтенных с него налоговым агентом сумм по НДФЛ возлагается на него законодательством;

2) в случае если по требованию налогоплательщика либо по своей инициативе налоговый представитель осуществил возврат налогоплательщику безосновательно вычтенную у него необходимую сумму налога по НДФЛ.

Определение понятия «налоговый агент» содержится в ст.24 НК, оно даётся с опорой на выполняемые им функции.

Налоговый агент – это такое лицо, на которое законодательством о налогах и сборах возложена обязанность по исчислению, удержанию и уплате сумм налогов из тех средств, которые выплачивает налогоплательщик.

Эти обязанности (исчислить, удержать и перечислить сумму налога) в общем плане характерны и для налогоплательщиков. Отличиесостоит в том, что налоговый агент производит уплату суммы налога не за счёт собственных средств, а за счёт средств налогоплательщика.

Например: ситуация, связанная с выплатой налога на доходы физических лиц от работы по найму (т.е. зарплаты). Работодатель (юридическое лицо, организация) в налоговом праве выступает как налоговый агент по отношению к физическому лицу – получателю зарплаты. Работодатель обязан начислить и произвести удержание суммы налога на доход физических лиц из зарплаты работника. Сумма зарплаты уже принадлежит физическому лицу, она обусловлена трудовым договором, однако в силу законодательства налоговый агент приобретает полномочие (обязанность) в момент выплаты дохода налогоплательщику (физическому лицу) производить из неё удержание и уплатить эту сумму в бюджет. При этом налогоплательщик считается исполнившим свою налоговую обязанность в тот момент, когда фактически произошло удержание суммы налога (ст.45 НК).

Налоговый агент в отношениях с бюджетом выступает в статусе, во многом идентичном статусу налогоплательщика. Т.е. налоговый агент в общем и целом имеет такие же права и обязанности.

По существу участие налогового агента в налоговых отношениях свидетельствует о том, что применительно к особому налогу законодатель использует особый способ начисления налога: обязанность исчисления была возложена именно на налогового агента.

По общему правилу: обязанность перечисления налога возложена на самого налогоплательщика. Иногда – на налоговый орган.

Т.о., в каждой главе НК, посвящённой конкретному налогу можно искать положение о том, возложена ли обязанность по начислению налога на налогового агента. Если таких положений нет, значит действует обычный порядок начисления налога.

Основные случаи участия налогового агента (содержатся в НК):

1) налог на доходы физических лиц (подоходный налог)

По общему правилу: во всех случаях, когда организация или индивидуальный предприниматель производят выплаты сумм дохода в пользу физического лица, не обладающего статусом индивидуального предпринимателя, должен быть удержан налог на доходы физических лиц. Субъект, который выплачивает физическому лицу, признаётся налоговым агентом. Например: это имеет место в трудовых отношениях, при оказании услуг в гражданско-правовом порядке.

2) исчисление налога на прибыль организаций

Налоговым агентом признаётся российская организация, которая производит выплаты некоторых категорий доходов в пользу иностранной организации, не имеющей на территории РФ постоянного представительства.

3) когда российская организация приобретает определённые товары, работы или услуги у иностранной организации, которая не имеет представительства на территории РФ.

При этом товары (работы, услуги) облагаются налогом на добавочную стоимость.

По ст.168 НК российская организация признаётся налоговым агентом по отношению к иностранной организации.

Налоговые агенты обязаны:

1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства;

2) письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах;

3) вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов, в том числе по каждому налогоплательщику;

4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;

5) в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк»

начальник юридического отдела
УМНС РФ по Новгородской области —
советник налоговой службы II ранга

Тема, которая будет рассмотрена в статье, достаточно длительное время не может найти однозначного разрешения ни в арбитражной судебной практике, ни у юристов, специализирующихся на налоговой тематике. Эта проблема не исчезла и с введением в действие с 1 января 2001 года в Налоговый кодекс РФ главы 21 «Налог на добавленную стоимость».

Понятие налогового агента «де-юре» впервые было введено частью первой Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ). При этом следует отметить, что налоговые агенты как участники налоговых правоотношений фактически существовали и ранее. Их деятельность до вступления в силу части первой НК РФ была определена налоговым законодательством, а именно пунктом 5 статьи 7 Закона РФ «О налоге на добавленную стоимость», Законом РФ «О подоходном налоге с физических лиц» и некоторыми другими нормативно-правовыми актами. В настоящее время наконец-то законодательно определено как понятие, так и правовое положение налогового агента. Согласно статье 24 НК РФ налоговый агент является лицом, которое обязано исчислить, удержать и перечислить суммы налога с доходов (иных объектов налогообложения), являясь при этом источником их выплат.

В самом определении «налогового агента» законодательно закреплено три основных правовых обязанности.

Во-первых, это обязанность по исчислению налогов. Реализация данной обязанности нормативно обозначена в статье 52 НК РФ. При этом период, за который подлежит исчислению сумма налога, налоговая база и налоговые ставки, а также сам порядок исчисления определяются законодательством о конкретных налогах. Под периодом для налогового агента в налоговом законодательстве, как правило, понимается момент времени, а не какой-либо конкретный налоговый (отчетный) период.

Например, исчисление налога на доходы иностранных физических лиц производится в момент определения размера дохода.

Вслед за первой обязанностью налогового агента следует вторая не менее важная его обязанность, а именно: обязанность по удержанию уже исчисленного налога. Экономический смысл этой обязанности состоит в изъятии налоговым агентом у налогоплательщика части выплаченного последнему дохода (иного объекта налогообложения). При этом указанное выше изъятие части имущества (выплачиваемых денежных средств) производится налоговым агентом без согласия на это налогоплательщика, лично и только на установленных законодательством о налогах и сборах основаниях.

Постепенно переходя к третьей обязанности налогового агента, которая заключается в перечислении удержанного налога, хотелось бы обратить внимание на то, что реализация этой обязанности является самым важным законодательным поручением налоговому агенту. Указанный вывод следует из того, что своевременное выполнение данной обязанности освобождает последнего от ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Необходимо заметить, что в системе любой отрасли права должен действовать принцип наказуемости действий, направленных на нарушение обязанностей, предусмотренных нормативно-правовыми актами. Как ни странно, но данный принцип не реализован законодателем в НК РФ при установлении ответственности налоговому агенту. В соответствии со статьей 123 НК РФ неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению. Толкование данной нормы позволяет сделать несколько последовательных выводов.

Указанная норма относится и может быть применена налоговыми и иными приравненными к ним органами только к налоговым агентам. Диспозиция данной статьи устанавливает ответственность за неперечисление (неполное перечисление) сумм налога. При этом законодатель не ставит в зависимость обязанность по неправомерному неперечислению в бюджет налогов от других не менее важных и предшествующих ей обязанностей, также возложенных на налогового агента. Тем не менее в рассматриваемой статье все-таки указано, что налоговый агент может быть привлечен к налоговой ответственности только за те правонарушения, которые выражены в неперечислении (неполном перечислении) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению в соответствии с законодательством.

Таким образом, законодатель предусмотрел ответственность налогового агента лишь за одну его обязанность — обязанность по перечислению соответствующих налогов, тем самым подчеркивая ее значимость.

Две другие обязанности, по всей видимости, выполняют второстепенное правовое значение. Неисчисление и неудержание соответствующих сумм налогов не влечет для налогового агента каких-либо карательных мер со стороны государства.

В пункте 10 совместного постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.06.99 № 41, 9 было разъяснено, что штрафные санкции, предусмотренные статьей 123 НК РФ, не могут быть применены, если доход получен налогоплательщиком (выплачен налоговым агентом) в натуральной форме и денежных выплат не производилось.

Судебная практика сложилась в результате формулировки подпункта 1 пункта 3 статьи 24 НК РФ, действовавшей до 18.08.99. В настоящее время данное положение подлежит пересмотру, так как законодательно на налогового агента этой статьей Кодекса (в измененной редакции) возложены обязанности удерживать и перечислять налоги с любых выплачиваемых доходов, а не только с денежных.

Однако привлечение налогового агента к налоговой ответственности не восполняет потери бюджета от неперечисления сумм налогов. Таким образом, в рассматриваемых правоотношениях «налогоплательщик — налоговый агент — налоговый орган» четко не определено лицо, которое должно перечислить соответствующие суммы налогов.

Рассмотрим две ситуации.

В первой ситуации налоговым агентом выполнены две промежуточные обязанности (исчисление и удержание соответствующих налогов). Данная ситуация юридически проста. В случае удержания налогов со средств налогоплательщика, налоговый агент неизбежно становится их собственником. В указанной ситуации удержанные налоги бесспорно подлежат принудительному взысканию за счет средств налогового агента в порядке, аналогичном предусмотренному НК РФ для взыскания недоимки с налогоплательщика (пункт 1 статьи 46 НК РФ).

Сложность вызывает вторая ситуация, в которой налоговый агент не выполнил все три обязанности, а именно: не исчислил, не удержал и не перечислил причитающиеся бюджету суммы налогов. По данному вопросу сложилась достаточно противоречивая судебная практика как до вступления в законную силу части первой НК РФ, так и после вступления. Вопрос состоит в том, следует ли в рассматриваемой ситуации взыскивать (принудительно изымать) соответствующие налоги за счет собственных средств налогового агента, который не удержал данные суммы налогов со средств, выплачиваемых собственно налогоплательщику.

До 1 января 1999 года судебная практика по рассматриваемому вопросу сводилась к тому, что взыскание неудержанного налога с налогового агента за счет собственных средств последнего является налоговой санкцией, а налоговым законодательством, действующим до 01.01.99, взыскание санкций с налогового агента (да и вообще санкций подобного рода) не предусмотрено. Указанная судебно-правовая позиция порождала массу вопросов со стороны налоговых органов, а также давала «лазейку» для налогоплательщиков и налоговых агентов.

Одним из самых ярких решений арбитражного суда, затрагивающих рассматриваемый вопрос, является постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22.12.98 № А56-14775/98 о признании частично недействительным предписания Госналогинспекции по Центральному району Санкт-Петербурга от 22.07.98 № 1-38-01/1327 о применении финансовых санкций за неудержание и неперечисление АОЗТ «Финансовая Брокерская группа «Авенир» в бюджет налога на добавленную стоимость с доходов, выплаченных иностранному юридическому лицу за оказанные услуги. Нарушение, выявленное налоговой инспекцией, заключалось в неисполнении АОЗТ обязанности удержания (уплаты) налога на добавленную стоимость при выплате средств иностранным юридическим лицам, не состоящим на учете в налоговом органе. Данная обязанность была установлена пунктом 5 статьи 7 Закона РФ «О налоге на добавленную стоимость». При рассмотрении дела суд кассационной инстанции указал, что при наличии законодательного закрепления обязанности по удержанию НДС за счет средств иностранных лиц, которым перечисляется доход по договору об оказании услуг, исполнение указанной обязанности юридически не обеспечено. Также судом было отмечено, что российское предприятие следует в данных правоотношениях рассматривать в роли налогового агента — сборщика налога, а не как налогоплательщика, поскольку обязанности последнего возникают только при наличии объекта налогообложения. Неудержанная со средств, выплачиваемых иностранному юридическому лицу, сумма налога является недоимкой только для указанного лица, а никак не для российского предприятия, которое выступает в роли налогового агента. Кроме того, взыскание сумм налога на добавленную стоимость с российского предприятия — источника выплаты доходов и сборщика налога — направлено на произвольное лишение собственника его имущества, что противоречит статье 35 Конституции РФ.

Таким образом, судебная арбитражная практика по рассматриваемому вопросу уже до введения в действие части первой НК РФ исходила из необходимости разграничения правового положения налогоплательщика — лица, имеющего объект налогообложения и обязанного в связи с этим уплачивать налог, и налогового агента — лица, на которое законами возложена обязанность удерживать и перечислять в бюджет суммы налога с выплачиваемых третьим лицам сумм (доходов) за отгруженные товары, выполненные работы, оказанные услуги. Кроме того, судами различных уровней было установлено, что налоговым законодательством (кроме статьи 22 Закона РФ «О подоходном налоге с физических лиц») взыскание суммы недоимки по налогам с налогового агента не предусмотрено, при этом указанное принудительное удержание рассматривалось в качестве налоговой санкции.

В настоящее время большинство судей арбитражных судов самого различного уровня считают, что налоги с налогового агента, которые не были им своевременно удержаны, не могут подлежать принудительному взысканию.

Основная мотивировка указанного вывода состоит в том, что обязанность по уплате налога лежит на налогоплательщике. Налоговому агенту придается лишь посредническая роль по удержанию и перечислению со средств, выплачиваемых налогоплательщику, конкретных налогов в соответствующие бюджеты.

За неисполнение указанной обязанности по статье 123 НК РФ налоговым органом накладывается ответственность. Логика указанной судебной практики сводилась к тому, что лицо (налоговый агент) не обязано платить неудержанные суммы налогов из личных средств, а принудительное их взыскание рассматривалось судами с правовой точки зрения как санкция за неисполнение обязанностей. То есть позиция данной категории судей сводится к практике рассмотрения споров по правоотношениям, возникшим до введения в действие части первой НК РФ, без учета его отдельных положений.

Однако, по мнению автора, позиция судов в этой части вызывает серьезные сомнения, и вот почему. Возьмем конкретный неоднократно рассматриваемый в арбитражных судах пример.

Предприятие «Ч» обращается в арбитражный суд с требованием признать недействительным решение налогового органа о привлечении налогового агента к налоговой ответственности в части доначисления налога на добавленную стоимость. Как следует из материалов дела, причиной доначисления НДС является неудержание и, соответственно, неперечисление в бюджет указанного налога со средств, выплачиваемых иностранному юридическому лицу. Арбитражный суд, рассмотрев указанный спор по существу и следуя той логике, что взыскание неудержанных налоговым агентом налогов за счет его собственных средств невозможно, признал в данной части решение налоговой инспекции недействительным. Апелляционная и кассационная инстанции вынесенное решение оставили без изменения, а жалобы налогового органа—без удовлетворения*.

–-
* Заранее хотелось бы обратить внимание на то, что существуют прецеденты рассмотрения подобных споров и в пользу налоговых органов, например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 01.08.2000 № А44-818/00-С9-к.

В мотивировочной части одного из самых ярких постановлений Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.09.2000 № А44-1017/00-С9-К указывается на то, что НК РФ не предусматривает взыскание с налогового агента сумм налогов в случае их неудержания с налогоплательщиков. При этом суд сослался на то, что данный вывод следует из системного толкования всех норм НК РФ. Развивая эту мысль, суд говорит о том, что сущность налога в соответствии с его нормативным определением (статья 8 НК РФ) состоит в изъятии части имущества, принадлежащего налогоплательщику, а не третьим лицам. Взыскание налога за счет средств налогового агента противоречит сущности налога.

Следующий вывод суда в указанном выше постановлении был основан на пункте 2 статьи 45 НК РФ, говорящем о том, что «если обязанность по исчислению и удержанию налога возложена в соответствии с настоящим Кодексом на налогового агента, то обязанность налогоплательщика по уплате налога считается исполненной с момента удержания налога налоговым агентом».

Далее судом кассационной инстанции указывается на то, что до момента удержания налоговым агентом суммы налога обязанность по его уплате лежит на налогоплательщике. Таким образом, в случае неисчисления и неудержания налога, подлежащего перечислению в бюджет налоговым агентом, обязанность налогоплательщика по уплате налога считается неисполненной, то есть именно он, по мнению суда, является должником перед бюджетом.

Этот вывод, на мой взгляд, также является логически неверным по следующим основаниям. Отраслевым законодательством по налогам и сборам определен порядок исчисления и уплаты налогов. При этом обязанность по исчислению и перечислению в бюджет некоторых налогов (налог на доходы физических лиц — подоходный налог) и в определенных ситуациях (налог на добавленную стоимость при выплате доходов иностранному юридическому лицу от хозяйственных операций либо ведения определенной деятельности, совершаемых на территории России) возложена рядом законодательных актов на посредника в налоговых правоотношениях — налогового агента.

Ни одним из актов законодательства России по налогам и сборам, в том числе и НК РФ, не установлен порядок взыскания с налогоплательщика того налога, который не был удержан налоговым агентом. Вместе с тем налоговым органам не предоставлено право и принудительного взыскания указанного налога у налогоплательщика. Налогоплательщику также не предоставлено полномочий на решение вопроса о самостоятельной уплате налогов, не удержанных налоговым агентом. В анализируемом нами выводе суда совершенно упущен и тот факт, что в соответствии с пунктом 1 статьи 44 НК РФ «обязанность по уплате налога возникает, изменяется или прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах».

Напротив, ряд норм НК РФ предусматривает при неуплате налога налоговым агентом принудительное удержание налога именно из средств налогового агента, а не налогоплательщика. В соответствии с пунктом 5 статьи 108 НК РФ «привлечение налогового агента к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности перечислить причитающуюся сумму налога и пени». Указанная норма права является императивной, то есть обязательной к применению, и состоящей лишь только из одной диспозиции. Диспозиция, в свою очередь, является простой, то есть излагающей правило поведения налогового агента, но не разъясняющей его. Вышеуказанная норма говорит о том, что взыскание штрафа с налогового агента по статье 123 НК РФ недостаточно для поддержания баланса частных и публичных интересов всех участников налоговых правоотношений. Однако целью правосудия наряду с восстановлением социальной справедливости является и установление этого баланса.

Законодатель ни в одной другой норме законодательства о налогах и сборах не разъясняет, на каком из субъектов налоговых правоотношений (налогоплательщике либо налоговом агенте) лежит обязанность по перечислению сумм неудержанного налоговым агентом налога. Кроме того, в пункте 11 совместного постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 11.06.99 № 41,9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» говорится о том, что «при применении пункта 1 статьи 46 Кодекса необходимо иметь в виду, что по смыслу данной нормы неперечисленная налоговым агентом-организацией сумма налога и пеней, подлежащая удержанию у налогоплательщика, взыскивается с налогового агента по правилам взыскания недоимки и пеней с налогоплательщика». При этом речь идет именно о подлежащей удержанию, но не удержанной налоговым агентом суммы налогов.

Совершенно понятно, что налоговое законодательство как отрасль права, вытекающая из административно-властных правоотношений, не допускает применения законодательно не закрепленных ситуаций по аналогии с другими отраслями права. Все же в разрез с данной правовой позицией хочу провести параллель с одной из центральных отраслей — гражданским правом, где также законодательно закреплена масса посреднических правоотношений, и рассмотреть вопрос о субъектном составе лиц, возмещающих ущерб, в посреднических правоотношениях. В гражданско-правовых посреднических правоотношениях ущерб всегда несет лицо, допустившее ненадлежащее выполнение своих обязанностей, которые и повлекли за собой указанный ущерб.

Теперь рассмотрим ситуацию уже в плоскости налоговых правоотношений: налогоплательщик — налоговый агент — налоговый орган (бюджет). Налогоплательщик, как уже говорилось ранее, занимает в указанных правоотношениях сугубо пассивную роль. Налоговый агент не выполняет свою обязанность по удержанию и перечислению соответствующих сумм налогов в бюджет. Как следствие, бюджет несет реальный ущерб из-за неправомерных действий налогового агента. В соответствии с вышеприведенными нормами НК РФ ущерб в размере недополученных бюджетом налогов и соответствующих пеней взыскивается в добровольном либо принудительном порядке. Налоговый агент в свою очередь, понеся указанные затраты самостоятельно, на мой взгляд, вправе обратиться с регрессивными требованиями к самому налогоплательщику и, соответственно, восстановить порядок уплаты конкретных налогов, уплата которых на него возложена. Почему суды никогда не рассматривали вопросы о применении регрессных требований налогового агента к налогоплательщику, при помощи которых автоматически восстанавливается баланс интересов бюджета и налогового агента, с которого налоговым органом был взыскан неудержанный налог?

По вопросам, поставленным в настоящей статье, уже давно следовало бы определиться всем участникам налоговых правоотношений и, возможно, на уровне Высшего Арбитражного Суда России изложить однозначную точку зрения


Подписаться на журнал «Налоги и платежи» и журнал «Арбитражная налоговая практика» можно в любом почтовом отделении
Индексы 81213 и 80214 по каталогу «Газеты, журналы» (Роспечать).

Выделяют следующую укрупненную классификацию субъектов налогового права:

4) физические лица.

Названные субъекты налогового права, которые уже непосредственно вступили в отношения, регулируемые налоговым законодательством, признаются участниками налоговых

организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов;

организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налоговыми агентами;

налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);

таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации).

Участник налогового правоотношения всегда выступает субъектом налогового права, поскольку обладает соответствующей правосубъектностью; но не всякий субъект налогового права является участником конкретного налогового правоотношения.

Субъекты налогового правоотношения выделяются в зависимости от их роли в данных отношениях.

Налоговая правосубъектность включает в себя налоговую правоспособность и дееспособность. Налоговая правоспособность представляет собой способность лица иметь права и нести соответствующие обязанности, дееспособность — способность лично участвовать в налоговых правоотношениях, а также нести ответственность за нарушения налогового законодательства.

Основными субъектами налогового правоотношения являются налогоплательщик, с одной стороны, и государство в лице налоговых органов — с другой.

Согласно ст. 19 НК РФ, налогоплательщики и плательщики сборов (далее — налогоплательщики) — организации и физические лица, на которые в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Согласно п. 2 ст. 83 НК РФ, постановка на учет в налоговых органах организаций и индивидуальных предпринимателей и включение их в Единый реестр налогоплательщиков осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми НК РФ связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога. То есть лицо признается налогоплательщиком еще до появления у него объекта налогообложения.

Налогоплательщики подразделяются на физические лица и организации. Налогово-правовой статус каждой группы имеет свои особенности. В частности, физические лица в отличие от организаций не обязаны вести бухгалтерский учет.

Согласно ст. 11 НК РФ, к физическим лицам относятся:

граждане Российской Федерации;

лица без гражданства (апатриды).

Возраст и вменяемость не влияют на признание физического лица налогоплательщиком.

С точки зрения подоходного налогообложения, выделяются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, и физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ, но получающие доходы от источников в Российской Федерации. К налоговым резидентам РФ, согласно ст. 11 НК РФ, относятся физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году. Течение этого срока прерывается окончанием налогового периода (календарного года) и в новом налоговом периоде (календарном году) отсчитывается заново. Физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации менее 183 дней в календарном году, не являются налоговыми резидентами РФ. От определения статуса налогоплательщика как налогового резидента или нерезидента зависит выбор объекта налогообложения и налоговой ставки, которые у них существенно различаются.

Среди физических лиц в отдельную категорию налогоплательщиков выделены индивидуальные предприниматели — физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в этом качестве, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями (п. 2 ст. 11 НК РФ).

Налогоплательщики-организации подразделяются следующим образом.

Российские организации — юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации. Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций налогоплательщиками не являются, но исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по своему месту нахождения. И хотя они не могут быть привлечены к налоговой ответственности в соответствии со ст. 89 НК РФ, налоговые органы вправе проводить проверки филиалов и представительств, независимо от проведения проверок самой организации-налогоплательщика.

Иностранные организации — иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории РФ.

Налогоплательщики (плательщики сборов) могут участвовать в налоговых отношениях как лично, так и через своего представителя (ст. 26 НК РФ). Полномочия представителя налогоплательщика должны быть документально подтверждены. Представительство может осуществляться законными (ст.

Налоговое законодательство отдельно выделяет такую категорию налогоплательщиков, как взаимозависимые лица (ст. 20 НК РФ). Признание лиц взаимозависимыми дает право налоговым органам проверять правильность применения цен, указанных сторонами в сделках, для целей налогообложения. Для целей налогообложения взаимозависимыми являются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно:

одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20%;

одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

лица состоят в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого;

имеются иные установленные судом основания признать лица взаимозависимыми, если отношения между ними могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг).

Этот перечень не является исчерпывающим, поскольку суд может признать лица взаимозависимыми и по иным основаниям, прямо не предусмотренным в НК РФ (п. 2 ст. 20 НК РФ). Главное, чтобы отношения между ними могли с точки зрения государства повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг).

Правовой статус налогоплательщиков (плательщиков сборов) раскрывается через призму закрепленных за ними прав и возложенных на них обязанностей.

Перечень основных прав, которыми пользуются налогоплательщики, закреплен в ст. 21 НК РФ. Кроме того, налогоплательщики имеют иные права, установленные законодательством о налогах и сборах, например:

право передавать имущество под залог обеспечения обязанности по уплате налогов, сборов (ст. 73 НК РФ);

право выступать поручителем перед налоговыми органами (ст.

право присутствовать при выемке документов (ст. 94 НК РФ) и др.

В числе обязанностей налогоплательщиков Налоговый кодекс РФ называет:

обязанность уплачивать установленные налоги;

обязанность встать на учет в налоговых органах;

обязанность вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения;

обязанность представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты);

иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Следует помнить, что обязанности могут возлагаться как на определенные категории налогоплательщиков (в связи с определенным видом деятельности), так и в рамках регулирования отдельных видов налогов.

В соответствии с п. 1 ст. 22 НК РФ налогоплательщикам (плательщикам сборов) гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов. Порядок защиты прав и законных интересов налогоплательщиков (плательщиков сборов) определяется Налоговым кодексом РФ и иными федеральными законами, а именно:

Законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»;

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ;

Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-Ф3 (гл. 25);

Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ (гл. 23 и 24);

Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ;

Таможенным кодексом Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ.

Налоговыми агентами, в соответствии с п. 1 ст. 24 НК РФ, признаются лица, на которые возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему России. Налоговыми агентами могут быть организации (российские и постоянные представительства иностранных организаций) и физические лица (индивидуальные предприниматели, частные нотариусы и другие лица, занимающиеся частной практикой, имеющие наемных работников).

ведение учета начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ налогов, в том числе по каждому налогоплательщику;

представление в налоговый орган по месту своего учета документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;

письменное сообщение в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах;

правильное и своевременное исчисление, удерживание из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечисление налогов в бюджетную систему РФ на соответствующие счета Федерального казначейства;

обеспечение в течение четырех лет сохранности документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей налоговые агенты несут ответственность, в том числе и уголовную, в соответствии с законодательством РФ.

Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему России налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей. В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 21.03.1991 г. № 943—1 «О налоговых органах Российской Федерации» единая централизованная система налоговых органов состоит из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальных органов.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе», таким федеральным органом исполнительной власти является Федеральная налоговая служба (ФНС) России, находящаяся в ведении Министерства финансов России. ФНС России возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению министра финансов Российской Федерации. Руководитель ФНС России несет персональную ответственность за выполнение возложенных на ФНС России задач и функций.

ФНС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, к которым относятся:

управления ФНС России по субъектам Российской Федерации;

межрегиональные инспекции ФНС России;

инспекции ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления;

инспекции ФНС России межрайонного уровня.

Основная цель деятельности налоговых органов — обеспечение полного и своевременного поступления в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов и сборов. Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе: гражданским, административным, а также иных отраслей права.

Среди функций налоговых органов в сфере налогообложения выделяют:

применение налоговых санкций;

выработку налоговой политики государства;

разъяснительную и информационную работу по применению налогового законодательства.

Для реализации возложенных государством задач налоговые органы наделаются специальной компетенцией — совокупностью государственно-властных полномочий по определенным предметам ведения. Перечень прав налоговых органов содержится в ст. 31 НК РФ, а ст. 32 НК РФ закрепляет перечень обязанностей.

В соответствии с п. 4 ст. 30 НК РФ налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных НК РФ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Убытки, причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов, налоговым агентам и другим участникам налоговых правоотношений в результате неправомерных действий (решений) или бездействия налоговых и таможенных органов, а также их должностных лиц и других работников, возмещаются за счет средств федерального бюджета (абз. 2 п. 1 ст. 35 НК РФ).

Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством, НК РФ, иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами (п. 1 ст. 34 НК РФ). Права и обязанности налоговых органов закреплены в ст. ст. 31 и 32 НК РФ, соответственно, этими же правами и обязанностями наделяются таможенные органы при осуществлении контроля за исчислением и уплатой налогов при перемещении товаров через таможенную границу РФ. Необходимо учитывать, что таможенные правоотношения являются комплексными и регулируются нормами различных отраслей права. При этом нормы налогового законодательства выступают общими, а таможенного права — специальными.

Финансовые органы прямо не указаны в числе участников налоговых правоотношений. Однако анализ ст. 34.2 НК РФ, раскрывающей полномочия финансовых органов в области налогов и сборов, позволяет установить в качестве таковых Министерство финансов РФ, а также органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, уполномоченные в области финансов.

Читайте также: