Налоговое планирование и управление рисками

Опубликовано: 30.04.2024

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НК РФ

Сегодня налогоплательщики сталкиваются с множеством налоговых рисков. Например с риском недобросовестности налоговых органов. От умения управлять налоговыми рисками зависит финансовая устойчивость организации. Настоящая статья поможет организации оценить свои налоговые риски, выбрать правильную методику управления налоговыми рисками, не забывая о специфике своего режима налогообложения.

Несмотря на то, что государство дает налогоплательщику возможность минимизировать свои налоговые платежи, многие до сих пор плохо представляют себе, в чем же суть налогового планирования.

Долгое время налоговые органы при проверке налогоплательщиков изучали в первую очередь форму, а не содержание сделок, по которым уплачивались налоги. Такой подход давал возможность налогоплательщику заключать сделку с единственной целью - минимизировать налоги. Однако впоследствии подход налоговых органов изменился и теперь они считают, что сделки должны быть направлены, прежде всего, на достижение хозяйственного результата. Если сделка осуществляется только с целью минимизировать налоги, она может быть признана недействительной. Российским законодательством предусмотрены специальные процедуры, позволяющие разграничить реальные сделки и сделки, заключаемые с целью получения налоговых выгод.

Налогоплательщик может проконтролировать налоговые риски своей компании в процессе налогового планирования.

Среди критериев, перечисленных в приложении №2 к приказу ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333, налоговые органы, отбирая кандидатов на выездную проверку, используют показатели налоговой нагрузки и рентабельности. Ежегодно среднесоленые значения для них обновляются на сайте ФНС России в разделе «Контрольная работа».

К примеру, инспекторы хотят знать, какую долю доходов налогоплательщик отдает государству. Они соотносят сумму уплаченных налогов с выручкой, то есть сумму налогов уплаченных в течение года делят на процентную величину выручки за год без НДС по данным бухгалтерского учета. Показатели выручки берут по данным Росстата, то есть сумму без НДС.

Таким образом, налогоплательщики могут самостоятельно рассчитать показатели своей компании и сравнить с теми, что опубликовали инспекторы. Если показатели налоговой нагрузки, а также рентабельности активов и продаж заметно меньше в сравнении со средне отраслевыми значениями, то высоки налоговые риски и шансы выездной налоговой проверки.

С другой стороны, если налоговая нагрузка значительно выше средних значений по отрасли, то налогоплательщик заинтересован в оптимизации налоговых платежей.

По мнению некоторых аудиторских компаний, в результате мероприятий налогового планирования налоговая нагрузка может быть уменьшена до 15%. Более существенное снижение налоговой нагрузки увеличивает налоговые риски.

Соответственно, значительно снижая налоговую нагрузку, организация должна быть готовой к возможным спорам с налоговыми органами. Чаще всего они возникают из-за проблемы толкования налогового законодательства фискальными органами и налогоплательщиками.

Следствием противостояния налогоплательщиков и налоговых органов являются ошибки в процессе исполнения налогового обязательства, что порождает налоговые споры, вызывает чувство несправедливости, толкает на уклонение от уплаты налогов.

Итак, налоговый риск – это вероятность возникновения финансовых потерь, связанных с неопределенностью процессов исчисления и уплаты налогов и вызванных неоднозначностью и неточностью налогового законодательства.

Налоговые риски классифицируют по различным основаниям: по субъектам несущим риск, по возможным последствиям, по причинам их возникновения и т.д.

Все риски делятся на три большие группы.

Риски, наступающие до налогового спора, к примеру, риск неправильного оформления хозяйственных операций, недобросовестности контрагентов и т.д.

Риски в процессе проведения (выездной) налоговой проверки: риск нехватки времени, риск некачественного юридического сопровождения и т.д.

Риски, возникающие в процессе налогового спора, состоящего из этапов: написание разногласий на акт, досудебное обжалование, судебное обжалование.

На каждом этапе существуют риски налоговых споров, которые возможно нейтрализовать при помощи конкретных последовательных мероприятий. Они делятся на этапы - идентификация рисков, систематизация причин их возникновения и комплекс мероприятий по их предотвращению.

Предлагаем следующий комплекс мер:

  • на этапе проведения налоговой проверки - обратиться за юридической помощью и заранее начать готовить доказательственную базу;
  • при выборе кандидатуры налогового адвоката следует предварительно ознакомиться (провести анализ), в каких налоговых спорах он принимал участие и каков был результат судебного разбирательства;
  • использовать возможность дачи пояснений налоговым инспекторам, проводящим проверку;
  • произвести оценку судебной перспективы, проанализировать судебную практику по аналогичным делам;
  • знать законодательно-процессуальную последовательность продвижения документов и рассмотрения налогового спора;
  • сопоставить возможные судебные издержки с суммой, которую вероятно отыграть;
  • правильно оформлять хозяйственные операции, повышать квалификацию бухгалтера, налогового работника, проводить добровольный аудит;
  • избегать сомнительных схем минимизации налоговых платежей и сомнительных контрагентов;
  • осуществлять все расчеты через расчетный счет;
  • внедрять систему управления налоговыми рисками и использовать современные методы управления разными видами налоговых рисков.
Эта методика управления рисками налоговых споров позволит организациям грамотно распределять свои ресурсы и эффективно расходовать денежные средства в процессе досудебного и судебного обжалования результатов налоговых проверок.



Беседу провела Екатерина Степина,
эксперт по финансовому законодательству

Мы поговорили с главным бухгалтером компании «М. Видео» Наталией Александровной Смирновой о том, как в условиях изменений в законодательстве грамотно управлять налоговыми рисками, о способах взаимодействия с налоговой инспекцией и об особенностях работы отдела методологии компании «М. Видео».
«М. Видео» — лидер среди российских розничных сетей по продаже электроники и бытовой техники в России и одна из крупнейших европейских компаний в этом сегменте. Сеть «М. Видео» ведет свою деятельность с 1993 года. Кроме того, «М. Видео» — единственная публичная российская непродуктовая сеть. Торговля акциями ОАО «Компания «М. Видео» идет на крупнейших российских биржевых площадках — РТС и ММВБ. Компания насчитывает более 17 тысяч сотрудников.

В основе компании одно юридическое лицо

Наталия Александровна, расскажите как выглядит юридическая структура компании?

Юридическая структура компании максимально упрощена. В основе одно юридическое лицо, в которое входят все магазины. В упрощенной структуре проще контролировать риски. С 2007 года мы стремимся упростить организационную структуру, так как ей легче управлять.

В упрощенной структуре легче контролировать риски

В чем плюсы упрощенной структуры?

Так мы можем избежать двойного налогообложения в рамках одного бизнеса, ведь в ситуации с несколькими юридическими лицами компании часто оказывают друг другу услуги, выполняют работы.
Также нам не нужно придумывать, как перераспределить денежные ресурсы между юридическими лицами. Не возникает контролируемых сделок между взаимозависимыми лицами — разными компаниями, то есть закон о трансфертном ценообразовании мы не применяем. А значит, нет лишнего внимания со стороны налоговой инспекции.

Для упрощения структуры была проведена централизация бухгалтерии

Какие мероприятия по упрощению структуры были проведены?

В этом году была завершена централизация бухгалтерии. Ранее наш департамент делился на два отдела: офис и региональный уровень. Бухгалтеры по регионам вели учет затрат в магазинах. Такая система не позволяла управлять затратами и анализировать налоговые риски быстро и качественно. Поэтому было решено сократить бухгалтеров в регионах и сделать единую бухгалтерию в составе финансовой службы компании.
Теперь вся бухгалтерия находится в Москве, это около ста человек. При централизации департамента мы имеем всю информацию еще на стадии согласования платежей, что позволяет анализировать состав документов, давать рекомендации по их заполнению. Также мы имеем единую базу всей первичной документации, архив находится в одном месте, это удобно и эффективно.

А как вы решаете вопрос с первичными документами? Ждете, пока все они придут в Москву?

Все первичные документы у нас обрабатывает централизованная бухгалтерия в Москве. Но для этого мы не всегда ждем, пока до нас дойдут бумажные оригиналы «первички». Мы успешно используем электронный документооборот. Документ в регионе сканируется, заводится в систему и становится виден в центральной бухгалтерии в Москве. На основании таких электронных копий «первички» ведется своевременный учет и контролируются все расходы.
Оригиналы документов нам доставляет курьерская служба и на случай налоговой проверки у нас всегда есть бумажная «первичка».

Применение электронных счетов-фактур пока затруднительно

А электронные счета-фактуры вы начали применять?

Пока это затруднительно, так как наши контрагенты не готовы перейти на электронный документооборот. Ведь для того, чтобы обмениваться электронными счетами-фактурами, у нас и у контрагента должен быть единый провайдер в сфере электронных услуг. Но, к сожалению, у всех провайдеры разные. И это актуальная проблема для отрасли в целом. Отмечу, что налоговая инспекция пока не готова принимать большой объем электронных документов и в ближайшее время вопрос вряд ли разрешится. Поэтому, на мой взгляд, будущее электронного документооборота в нашей стране достаточно туманно.

Работа ведется по внешним и внутренним факторам рисков

Наталия Александровна, давайте подробнее поговорим о рисках. Как выглядит ваша программа по управлению рисками? На что вы нацелены в первую очередь?

Мы работаем над внешними и внутренними факторами рисков. Есть спорные вопросы, которые не находят понимания уже среди методологов, или вопросы, которые имеют публичную огласку — их материальность для нас значима. В таком случае мы обязательно заказываем экспертную оценку в консалтинговых компаниях или пишем запросы в Минфин и ФНС России. Также, чтобы быть в курсе событий, мы все время участвуем во всевозможных рабочих группах по налоговым спорам. Обмениваемся мнением с нашими контрагентами, мониторим арбитражную практику. В нашей компании введен обязательный отчет по налоговым рискам в составе годовой отчетности, которая предоставляется руководству. Все эти действия помогают минимизировать внешние риски.

Отдел методологии анализирует все контракты

Как вы снижаете влияние внутренних факторов на формирование налоговых рисков?

У нас есть отдел методологии, который согласовывает все контракты, которые рождаются в компании. На этапе согласования методолог определяет налоговые риски, просчитывает их по каждой сделке и прописывает для бухгалтерии метод учета данных операций. Ведутся реестры сделок или процессов, в которых, на наш взгляд, есть риски.
Методологи отвечают за учетную политику компании, сопровождают проверки и аудит. В их ответственность также входит контроль исполнения бухгалтерами дисциплины в рамках Налогового кодекса.

В компании проходят семинары по спорным вопросам

Налажена ли коммуникация между подразделениями? Как вы сообщаете о рисках коллегам?

Мы проводим коммуникацию по налоговым вопросам и спорам для бизнес-подразделений компании. Есть такая практика — семинары по спорным вопросам или по изменениям в законодательстве. Причем выступать на семинарах в качестве лектора могут как представители компании, так и сторонние специалисты из консалтинга.

Грамотная система КРI позволяет минимизировать риски

Как вы контролируете выполнение намеченных стратегий и задач?

Как правило, наиболее существенные налоговые риски возникают на этапе планирования крупных сделок и принятия ключевых бизнес-решений. Для нас очень важно правильно отразить и проконтролировать такие процессы.
Анализ отчетности и ключевых показателей, таких как эффективная ставка налога на прибыль — это основные KPI (ключевые показатели эффективности) на текущий год для нашего департамента. Вообще, грамотно выстроенная система KPI дает возможность совершенствовать учет и тем самым минимизировать налоговые риски.

Для персонала созданы комфортные условия работы

Вы много внимания уделяете своему персоналу?

Да, мы внимательны к своим специалистам, создаем комфортные условия работы. Отсутствие стрессовых ситуаций, авральной работы — это норма жизни для нашего департамента, которая дает свои плоды. Бухгалтеры не делают ошибок, у них больше времени остается на анализ ситуации, на внесение предложений по совершенствованию. Мы также заинтересованы в развитии своих сотрудников, предоставляем им возможность обучаться. Например, все методологи изучают МСФО и получают сертификаты DipIFR, ведь наша компания обязана применять международные стандарты и публиковать отчетность, так как акции компании продаются на открытых площадках.

Сложные сделки обсуждаются заранее с налоговой инспекцией

А как вы взаимодействуете с налоговой инспекцией? Помогает ли ФНС снизить налоговые риски вашей компании?

Мы с налоговым органом всегда ведем активные переговоры. Когда появляется сделка, по которой могут возникнуть налоговые риски, мы обсуждаем эту сделку с инспекцией до того, как подпишем договор с контрагентом. Либо мы пишем запрос, либо я приезжаю лично и обсуждаю с контролерами спорные моменты по сделке. Пока я не пойму позиции налоговиков и не буду уверена, что сделка не принесет убытков, я не смогу грамотно определить величину риска.
Поэтому у нашей компании на сегодняшний день нет глобальных споров с налоговыми органами, мы не имеем судебной практики по налоговым претензиям.

Налоговое планирование - это активные и целенаправленные законные действия организации с целью уменьшения налоговых платежей (налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей).

Цели налогового планирования

Основные цели налогового планирования заключаются в следующем:

оптимизация налоговых платежей;

сокращение налоговых потерь по конкретному налогу или по группе налогов.

При минимизации налогов налогоплательщик использует все достоинства и недостатки существующего законодательства, в том числе его несовершенство, сложность и противоречивость.

При этом он реализует налоговые схемы, позволяющие применять такие формы экономических действий, налогообложение которых минимально.

Стратегическое и текущее налоговое планирование

На практике осуществляется стратегическое и текущее налоговое планирование.

Стратегическое налоговое планирование в реальной практике хозяйствующих субъектов может выглядеть следующим образом:

обязательный обзор проектов нормативных правовых актов и прогноз возможного развития событий;

обзор и прогноз обычаев делового оборота и судебной практики;

составление прогнозов налоговых обязательств фирмы;

нужно продумать варианты схем управления финансовыми, документарными, информационными и товарными потоками;

составление сетевого графика соответствия исполнения налоговых и финансовых обязательств организации;

обязательная оценка риска различных инструментов, проработка вариантов возможных причин резких отклонений от расчетных показателей деятельности организации;

составление прогноза эффективности применяемых инструментов налоговой оптимизации.

Текущее налоговое планирование может включать в себя следующие мероприятия:

еженедельный мониторинг нормативных правовых актов;

составление прогнозов налоговых обязательств организации и последствий планируемых сделок;

составление графика соответствия исполнения налоговых обязательств и изменения активов фирмы;

прогноз и исследование возможных причин резких отклонений от среднестатистических показателей деятельности организации и налоговых последствий инноваций или проводимой сделки.

Для проведения этих мероприятий хозяйствующим субъектам необходимо иметь правовые системы, которые должны обновляться хотя бы не реже одного раза в месяц, а также сопровождение специалистов и экспертов.

Этапы налогового планирования

Основными этапами налогового планирования являются:

выявление налоговых рисков;

анализ налоговых проблем и постановка задачи для разработки налоговой схемы;

выбор основных инструментов для осуществления налогового планирования;

разработка налоговой схемы;

осуществление деятельности в соответствии с разработанной налоговой схемой.

Выявление налоговых рисков

Под рисками налоговой оптимизации понимаются возможности понести финансовые потери, связанные с проведением налогового планирования.

Общие риски минимизации налогов можно оценить как совокупность возможных прямых потерь (убытков) налогоплательщика при налоговом контроле, включая взыскание недоимок и штрафов, а также возможные предстоящие расходы на урегулирование негативной ситуации.

К налоговым рискам относятся:

риски контроля со стороны налоговых органов;

риски увеличения сумм налогов;

риски привлечения к уголовной ответственности за применение незаконных схем оптимизации.

В процессе оптимизации налоговых платежей следует придерживаться следующих принципов:

принцип разумности и экономической обоснованности. Выгода, получаемая от налоговой оптимизации, должна значительно превосходить затраты, которые необходимо осуществить для реализации данного решения;

принцип комплексного расчета экономии и потерь. Перед тем, как внедрить схему оптимизации налогов, необходимо сравнить потенциальную экономию и возможные расходы;

принцип документального оформления операций. Все хозяйственные операции налогоплательщика должны быть тщательно документированы. Это пригодится при проведении налоговой проверки и в качестве доказательств в суде;

принцип индивидуального подхода. Только зная все тонкости своего предприятия, можно рекомендовать тот или иной инструмент снижения налогов. Механически переносить одну и ту же схему с одного предприятия в другое нельзя;

принцип комплексной налоговой экономии (принцип многообразия применяемых способов минимизации налогов);

принцип заблаговременности. Налоговое планирование необходимо осуществлять не после проведения какой-либо хозяйственной операции или завершения налогового периода, а до него, то есть заблаговременно.

Анализ налоговых проблем и постановка задачи для разработки налоговой схемы

На этом этапе налогового планирования проводится анализ существующих налоговых проблем организации и ставится задача, для решения которой выбираются необходимые инструменты и вырабатываются схемы налогового планирования.

Налоговый анализ включает, например:

выявление особенностей финансово-хозяйственной деятельности организации;

перечень налогов, ставки налогов и суммы налогов, которые необходимо перечислять в бюджет;

анализ заключенных договоров с контрагентами.

Примером задачи налогового планирования является достижение сокращения налоговых потерь организации по какому-либо конкретному налогу или сбору; по группе налогов.

Выбор основных инструментов для осуществления налогового планирования

Действующее налоговое законодательство позволяет использовать инструменты налогового планирования.

В качестве основных инструментов налогового планирования можно выделить следующие инструменты:

Применение налоговых льгот, предусмотренных налоговым законодательством

Оптимизация налоговых последствий при использовании различных форм договоров с контрагентами

Оптимизация цены сделок

Применение отдельных элементов налогообложения

Использование специальных налоговых режимов, предусмотренных НК РФ, и особых систем налогообложения (например, организация может использовать упрощенную систему налогообложения)

Применение льгот согласно соглашениям об избежании двойного налогообложения

Использование определенных элементов бухгалтерского учета в целях налогообложения, формирование учетной политики в целях налогообложения

Для оптимизации налогового бремени имеет значение выбор следующих показателей:

начисление амортизации основных средств: линейный способ, способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования, способ уменьшаемого остатка, способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ);

начисление амортизации нематериальных активов: линейный способ, способ уменьшаемого остатка, способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ);

списание товарно-материальных ценностей: по себестоимости каждой единицы, но средней себестоимости, по методу FIFO (по себестоимости первых по времени приобретения товарно-материальных ценностей);

порядок списания расходов;

определение выручки от реализации продукции (работ, услуг) для целей налогообложения.

Отметим, что в зависимости от применяемых инструментов налоговое планирование может базироваться на использовании:

налоговых льгот – полное или частичное освобождение субъектов предпринимательства от уплаты конкретных налогов, связанное с определенной деятельностью или производством определенной продукции;

"налоговых лазеек" – отдельных вопросов предпринимательской деятельности, не урегулированных налоговым законодательством;

специально разработанных схем оптимизации налоговых платежей, которые обычно и являются главным инструментом налогового планирования.

Разработка налоговой схемы

При осуществлении налогового планирования вырабатывается схема, в соответствии с которой предприятие планирует осуществлять свою деятельность.

При этом организация должна верно применить выбранные инструменты налогового планирования для реализации задачи налогового планирования эффективным и оптимальным образом.

При осуществлении налогового планирования следует учитывать возможные изменения налогового законодательства, которые могут быть связаны с установлением новых форм и режимов налогообложения, изменением налоговых ставок, отменой налоговых льгот или вводом новых налоговых льгот.

Поэтому в некоторых случаях надо внести необходимые изменения в учетную политику организации для целей налогообложения.

В заключение отметим, что способы законного (легального) уменьшения налогов всегда были и будут.

Во-первых, из-за законодательно установленных различных видов налоговых режимов и льгот.

Нестандартное применение различных налоговых режимов и льгот бывает полезным с точки зрения минимизации налогообложения.

Во-вторых, по причинам системного характера.

В современной динамичной и сложной экономике заранее просчитать все налоговые последствия самых разнообразных экономических действий налогоплательщика принципиально не представляется возможным, а значит, всегда будут существовать возможности таких действий, которые более выгодны налогоплательщику.

Таким образом, возможности применения различных налоговых схем позволяют вносить свои коррективы в процесс налогового планирования, минимизировать налоговые риски и, следовательно, повышать уровень экономической безопасности хозяйствующего субъекта.

  • Санкт-Петербург
  • Нижний Новгород
  • Пермь
  • Майнкрафт
Контакты

Адрес приемной комиссии: г. Москва, ул. Мясницкая, д. 18, 2 этаж
Менеджер программы - Дерюгина Галина Владимировна
Тел.: (495) 771-32-48, (925) 517-11-80
E-mail: gderyugina@hse.ru

Программа «Налоговое планирование и управление рисками компании», имея прикладной характер, является уникальным продуктом повышения квалификации по вопросам налогового риск-менеджмента, разработанным специалистами ВШЭ с учетом актуальных потребностей работодателей из бизнес-сектора, а также государственных структур. Данная программа - это курс углубленного изучения оценки бизнеса и управления стоимостью компании, управленческого учета в компании, налогового планирования и комплексного анализа налоговой нагрузки компании, а также вопросам антикризисного управления.

  • Режим занятий вторник и четверг с 19:00-22:00, суббота с 10:00-17:00
  • Выдаваемый документ Удостоверение о повышении квалификации
  • Язык обучения русский
  • Реализующее подразделениеИнститут налогового менеджмента и экономики недвижимости
  • Направление подготовкиФинансы и кредит, Экономика, Бухгалтерский учет, анализ и аудит, Менеджмент, Налогообложение
  • Место проведения занятий Москва, ул. Мясницкая 20, главное здание НИУ ВШЭ

Поступление

Целевая группа

  • Руководители финансовых, налоговых, правовых департаментов российских и зарубежных компаний;
  • Методологи налогового планирования и налогового консультирования российских и иностранных компаний;
  • Работники налоговых органов;
  • Профессиональные налоговые консультанты;
  • Специалисты в сфере налогового консультирования, бухгалтера, аудиторы, специалисты в области юриспруденции по налоговому праву, налоговые адвокаты, риск-менеджеры;
  • Бакалавры и магистры, недавно закончившие основное обучение по направлениям экономика, право, финансы, которые стремятся углубить свои знания и получить дополнительную эксклюзивную специализацию по вопросам налогового планирования и управления рисками компании

Документы для приема

Оригинал и копия паспорта или документа, заменяющего его

Оригинал и копия документа об образовании и квалификации или справка об обучении для лиц, получающих высшее образование

Оригинал и копия документа об изменении фамилии, имени, отчества (при необходимости)

  • 3 фотографии 3x4;
  • Анкета абитуриента, заявление на обучение, договор на обучение (выдается Институтом при подаче документов).

Содержание программы

  • Анализ налоговой нагрузки компании и меры ее оптимизации
  • Анализ налоговых и финансовых рисков
  • Аудит финансовой деятельности
  • Налоговое планирование

Цель программы:

  • Повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации в сфере налогового планирования и управления рисками компании с формированием и (или) совершенствованием новых компетенций, необходимых для профессиональной деятельности;
  • Уметь эффективно использовать финансовые инструменты и современные методы управления налогового менеджмента для решения стратегических и тактических задач компании в области налогов и налогообложения;
  • Разрабатывать и реализовывать налоговую политику компании;
  • Планировать и координировать деятельность компании;
  • Обеспечивать экономическую безопасность и эффективность компании.

Преподаватели

Заместитель директора по правовым вопросам компании КУЗЬМИНЫХ И ПАРТНЕРЫ

Управляющий партнёр компании КУЗЬМИНЫХ, ЕВСЕЕВ & ПАРТНЕРЫ (KE&P), консультант по налоговому планированию и построению холдинговых структур.


Старший консультант по правовым вопросам в КПМГ (KPMG), к.ю.н.

В ходе ведения хозяйственной деятельности, у каждого субъекта может возникнуть риск потерять деньги. Причиной могут стать действия контролирующих и надзорных органов по причине неясности, неоднозначности и некорректности в части налогообложения.

Классификация налоговых рисков

Налоговый риск – это вероятность наступления неблагоприятного события, итогом которого станут финансовые потери. То есть, некая компания или гражданин приняли решение, касающееся их обязанности по уплате налогов. Результатом этого решения является вероятность потерь финансовых ресурсов и репутации. Они также могут привести к уголовной ответственности.

Чтобы верно определить направление, из которого исходит угроза, необходимо знать его характеристики:

  • полностью отсутствует вероятность того, что исход будет благоприятный;
  • вероятность возникновения новых угроз довольно высока. При этом они стану следствием неверных решений. Предусмотреть их появление практически невозможно;
  • присутствует следственная связь с правовой и экономической неграмотностью субъекта;
  • негативные последствия являются итогом для всех участников налоговых отношений;
  • различное проявление по отношению к разным субъектам.

Налоговые угрозы возникают под влиянием конкретных факторов. Их можно разделить на внешние и внутренние. К внешним относятся:

  • информационные;
  • экономические;
  • социальные;
  • политические.

То есть, то, что имеет непосредственное отношение к окружающему миру. Внутренние влияющие факторы это:

  • организационные – недостаточная квалификация сотрудников, ответственных за своевременное исчисление и перечисление в бюджет обязательных платежей, отсутствие взаимосвязи между налоговым подразделением и налоговой инспекцией;
  • технические – недостаточное налоговое планирование или полное его отсутствие;
  • экономические. Содержать в штате целое подразделение, которое будет заниматься исключительно налогами – довольно затратно. Дешевле обратиться к посредникам. Но и на этот шаг бизнесмены идут неохотно, считая, что у них в фирме не возникнет предпосылок к налоговым потерям;
  • социальные – собственник предприятия и управленцы не могут прийти к единственно верному решению относительно налогов.

Чтобы точно понимать природу возникновения налоговых угроз, необходимо знать, откуда они возникают, их предпосылки и первопричины. Нужно разобраться в их классификации. Их можно разделить на несколько групп:

  • внутренние и внешние;
  • предсказуемые и непредсказуемые;
  • систематические и несистематические.

Угроза потерять денежные средства по причине несовершенной системы налогового учета может возникнуть как внутри предприятия (из-за некомпетентности бухгалтера), так и с внешней стороны. Например, из-за невнимательности налогового инспектора. Кроме того, при планировании некоторые риски можно предсказать и минимизировать.

При ведении одной и той же хозяйственной деятельности некоторые угрозы могут носить систематический характер. При верной оптимизации налогового режима эти вероятности можно свести к минимуму.

В теории применяется еще одна классификация налоговых рисков. Это:

  • субъекты, которые несут угрозы;
  • факторы, их определяющие;
  • период возникновения;
  • зависящие от размеров будущих потерь.

Каждую группу можно дополнительно разделить на подвиды. Например, налоговые угрозы, могут нести следующие субъекты:

  • налоговые агенты;
  • налогоплательщики. В России ими выступают предприятия, предприниматели и граждане;
  • взаимосвязанные лица;
  • само государство.

Если субъектом является страна, то внешним определяющим фактором будут международные соглашения и договоренности, а внутренним – деятельность органов законодательной и исполнительной власти.

В зависимости от периода возникновения риски бывают существующие и будущие. Если рассматривать с точки зрения будущих потерь, то риски бывают допустимые и критические. Допустимые потери могут быть спрогнозированы и заложены в бюджет налогоплательщика.

Вероятность возникновения денежных потерь у субъекта всегда приводит к возникновению споров с контролирующими и надзорными органами. На этой стадии могут возникнуть риски:

  • информационные. Они связаны с недостаточной информативностью, которая может возникнуть между сторонами разногласий;
  • процессуальные, отражают несовершенство судебной системы и недостаточность инструментов регулирования договорных отношений между субъектами экономической жизни страны;
  • окружающие, могут возникнуть из-за того, что налогоплательщики и налоговые органы по-разному воспринимают суммы, поступающие в бюджет в виде обязательных платежей;
  • репутационные. Они связаны с тем, как тот или иной субъект хозяйственной деятельности оценочно воспринимает деятельность своего конкурента.

Правильная классификация налоговых рисков позволяет налогоплательщику эффективно ими управлять и минимизировать. Такие действия позволяют значительно снизить уровень вероятных потерь.

Оценка налоговых рисков

Налоговики постоянно контролируют и проверяют деятельность хозяйствующих субъектов. Это происходит путем осуществления выездных проверок. Является стимулом для того чтобы налогоплательщик самостоятельно смог оценить свои налоговые риски и понять, относится он к высокорисковым субъектам или нет. Для этого ФНС разработало и утвердило 12 признаков. К ним относятся:

  • уровень налогового обременения. Если он ниже, чем у предприятий в аналогичном сегменте рынка, то это тревожно;
  • в течение нескольких налоговых периодов в отчетности предприятия постоянно отражаются убытки;
  • налогоплательщик постоянно применяет налоговые вычеты в виде крупных сумм;
  • темпы роста доходов ниже темпов роста расходов;
  • работник фирмы получают заработную плату ниже, чем сотрудники на аналогичных должностях в других организациях в данном сегменте рынка;
  • налогоплательщик неоднократно приближался к предельным показателям, при которых разрешено применять специальный налоговый режим;
  • годовой показатель расходов, указанный в отчетности, максимально приближен к годовой величине полученного дохода;
  • свою деятельность налогоплательщик ведет через третьих лиц, не имея для этого обоснованных экономических причин;
  • неоднократное игнорирование требований ФНС о предоставлении документов, объясняющих выявленные несоответствия в показателях деятельности, непредставление сведений об их порче или утере;
  • неоднократное и необоснованное снятие с учета в налоговом органе и вторичная постановка, но в другом отделении ФНС;
  • ведение своей деятельности на грани банкротства, непринятие мер для выхода из данной ситуации.

Применяя эти признаки на практике, налогоплательщик может сам вовремя оценить и предугадать вероятность возникновения рисков по налогам. При обнаружении высокой вероятности потери денежных средств, рекомендуется исключить все сомнительные хозяйственные операции из оборота.

Деятельность на грани высоких рисков приведет к тому, что предприятию будет назначена налоговая проверка. Она может закончиться доначислением налогов, штрафными санкциями и привлечением к иной ответственности, вплоть до уголовной.

Почему рисками нужно управлять

Успешное ведение собственного дела невозможно без вероятностей потерять свои деньги. Это может произойти по причине налоговых проверок. Поэтому руководители крупных предприятий вводят в штат целое подразделение, которое занимается именно управлением рисками, в том числе налоговыми.

Задачи создания такого отдела:

  • сбор актуальной информации о всех поправках и нововведениях, которые происходят в сфере налогов и законодательства о них, ее анализ и хранение;
  • определение рисков потери денежных средств для одной фирмы в рамках конкретного сегмента рынка;
  • определение уровня угроз, которые непосредственно связаны с выявленными рисками;
  • разработка мероприятий для борьбы с выявленными угрозами;
  • разработка и внедрение мероприятий, которые помогут существенно снизить денежные потери в сфере налогообложения;
  • подробный анализ тех решений, которые гипотетически могут привести к финансовым убыткам, их учет.

«Страшной» причиной потери денежных средств для российских бизнесменов являются возможность возникновения проблем с налоговыми ведомствами. Если бизнес ведется честно, платятся все налоги, к проверке из ФНС готовятся особо тщательно. Есть вероятность того, что будут доначислены налоги, наложены штрафы и пени. По этой причине происходит постепенно внедрение в российский бизнес полноценной системы внутреннего контроля риск-менеджмента.

Зарубежные компании прогнозируют еще один риск – риск переплаты по налогам. В этом направлении также разрабатываются меры по минимизации. Российские бизнесмены такую угрозу не принимают во внимание.

К сожалению, постоянный контроль над налоговыми угрозами ведется только в 10 % крупных российских компаний. Остальные фирмы либо не обращают на это внимание, либо обращаются к специалистам на аутсорсинге только тогда, когда получают уведомление от ФНС о выездной проверке.

Можно ли снизить угрозы налоговых потерь

Сокращение вероятностей потери денежных средств, а также уменьшение возможностей их потери именно от налогов необходимо для поднятия прибыльности хозяйствующего субъекта. Поэтому необходимо предпринимать соответствующие меры. В частности:

  • максимальная автоматизация всех рабочих процессов, включая документооборот. Нужно снизить уровень человеческого фактора;
  • повышение уровня знаний в налоговом законодательстве у руководителей высшего и среднего звена;
  • систематическое повышение уровня квалификации тех сотрудников, которые имеют непосредственное отношение к исчислению и уплате налогов. Для этого их необходимо отправлять на курсы повышения квалификации, тренинги семинары, проводимые ФНС. При необходимости, можно ввести в штат отдельного специалиста, который будет заниматься исключительно расчетами по налогам;
  • систематическое проведение аудита внутренними ресурсами и с привлечением сторонних специалистов. Это наиболее эффективный метод налогового риск-менеджмента. Его суть в том, что нужно создать отдельный департамент, который будет отвечать за то, чтобы все обязательные платежи правильно исчислялись и вовремя закрывались. Эти мероприятия проводятся в интересах фирмы. Они закрепляются на локальном уровне, осуществляются своими силами. При необходимости, приглашаются специалисты из сторонних компаний, чтобы провести дополнительную проверку. Такие «двойные» меры позволяют минимизировать налоговые риски до низшего предела;
  • непрерывное взаимодействие с консалтинговыми фирмами по конкретным вопросам налогообложения. Эксперты из этих фирм владеют информацией относительно всех последних актуальных изменений в профессиональной области. Используя свой практический опыт в российском налоговом праве, они сводят к минимуму все «популярные» риски;
  • страхование собственных рисков. То есть, фирма самостоятельно обращается в страховую компанию с целью заключения договора на страхование собственной ответственности;
  • создание резервов для покрытия убытков, если таковых не удастся избежать. Это самострахование, и он экономнее страхования через СК.

Налогоплательщик может самостоятельно выбрать тот или иной метод управления налоговыми угрозами. Но для этого он должен провести реальную оценку последствий его применения. Что может быть хорошо для одного предприятия, может негативно отразиться на другом хозяйствующем субъекте.

Читайте также: