Налоговая является органом дознания

Опубликовано: 18.05.2024


Органы дознания
Дознание один из видов предварительного расследования проводится как правило по преступлениям небольшой степени тяжести, либо как форма осуществления неотложных следственных действий по преступлениям по которым производство следствия обязательно.
Органами дознания являются:
1) милиция;
2) командиры воинских частей, соединений и начальники военных учреждений - по делам о всех преступлениях, совершенных подчиненными им военнослужащими, а также военнообязанными во время прохождения ими сборов; по делам о преступлениях, совершенных рабочими и служащими Вооруженных Сил СССР, в связи с исполнением служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения;
3) органы федеральной службы безопасности - по делам, отнесенным законом к их ведению;
4) начальники исправительных учреждений и следственных изоляторов - по делам о преступлениях, совершенных сотрудниками этих учреждений в связи с исполнением ими служебных обязанностей, а равно по делам о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений;
5) органы государственного пожарного надзора - по делам о пожарах и о нарушении противопожарных правил;
6) органы пограничной службы Российской Федерации - по делам о нарушении режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также по делам о преступлениях, совершенных на континентальном шельфе Российской Федерации;
7) капитаны морских судов, находящихся в дальнем плавании, и начальники зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовкой;
8) федеральные органы налоговой полиции - по делам, отнесенным законом к их ведению;
9) таможенные органы - по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 188, 189, 190, 193 и 194 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Обязанности органов дознания
На органы дознания возлагается принятие необходимых оперативно-розыскных и иных предусмотренных уголовно-процессуальным законом мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших.
На органы дознания возлагается также обязанность принятия всех мер, необходимых для предупреждения и пресечения преступления.
Деятельность органов дознания различается в зависимости от того, действуют ли они по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, или же по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно.

Деятельность органов дознания по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно
При наличии признаков преступления, по которым производство предварительного следствия обязательно, орган дознания возбуждает уголовное дело и, руководствуясь правилами уголовно-процессуального закона, производит неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления: осмотр, обыск, выемку, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей.
Об обнаруженном преступлении и начатом дознании орган дознания немедленно уведомляет прокурора.
По выполнении неотложных следственных действий орган дознания, не ожидая указаний прокурора и окончания срока, предусмотренного частью первой статьи 121 УПК, обязан передать дело следователю. В случае, если данное преступление подследственно разным органам предварительного следствия, дело направляется прокурору для определения органа, который будет проводить предварительное следствие.

ВНИМАНИЕ. ЗАПОМНИ ВСЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ДОЗНАВАТЕЛЯ НУЖДАЮТСЯ В УТВЕРЖДЕНИИ ОРГАНА ДОЗНАНИЯ . БЕЗ ДАННОГО УТВЕРЖДЕНИЯ ВСЕ ДЕЙСТВИЯ КОТОРЫЕ ПРОИЗВОДИТ ДОЗНАВАТЕЛЬ НЕЗАКОННЫ. ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ПОЛУЧЕННЫЕ НА ИХ ОСНОВЕ НЕ ДОПУСТИМЫ.

В МВД НАЧАЛЬНИКОМ ОРГАНА ДОЗНАНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ НАЧАЛЬНИК СЛУЖБЫ КРИМИНАЛЬНОЙ МИЛИЦИИ (ПО ДЕЛАМ ПО КОТОРЫМ ПРОИЗВОДСТВО ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНО И НАЧАЛЬНИК МИЛИЦИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСТНОСТИ. ДРУГИЕ ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА МВД , НАПРИМЕР НАЧАЛЬНИКИ ОВД, УВД, НАЧАЛЬНИКИ СЛЕДСТВЕННЫХ ОТДЕЛОВ ОВД, УВД НЕ ВПРАВЕ ВИЗИРОВАТЬ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ДОЗНАВАТЕЛЯ.

_______________________________________________________
органа внутренних дел,; ф.,и.,о.)
рассмотрев материалы уголовного дела N ______ по обвинению______________________________________________
(ф.,и.,о. лица, обвиняемого в совершении преступления)

в преступлении, предусмотренном ст.____ УК РФ,

УСТАНОВИЛ:

_______________________________________________________
(излагаются обстоятельства дела)

Поскольку указанное деяние было совершено______________

Уголовное дело N ___ передать в _______________________________________________________

_______________________________________________________
(орган, в который передается дело)
по подследственности.

Утверждаю Нач. СКМ_________

После передачи дела следователю орган дознания может производить по нему следственные и розыскные действия только по поручению следователя. В случае передачи следователю дела, по которому не представилось возможным обнаружить лицо, совершившее преступление, орган дознания продолжает принимать оперативно-розыскные меры для установления преступника, уведомляя следователя о результатах.

Начальнику СКМ ОВД г. ________________

В соответствии с ст. 127 УПК РСФСР прошу выполнить ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(указать следственные , оперативно-розыскные и др. действия)



Деятельность органов дознания по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно
По делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, орган дознания возбуждает дело и принимает все предусмотренные уголовно-процессуальным законом меры для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу.
При производстве дознания по делам, по которым предварительное следствие не обязательно, орган дознания руководствуется правилами, установленными настоящим Кодексом для предварительного следствия, за следующими исключениями:
1) потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители извещаются об окончании дознания и направлении дела прокурору, но материалы дела для ознакомления им не предъявляются;
2) на органы дознания не распространяются правила, установленные частью второй статьи 127 УПК РСФСР. При несогласии с указаниями прокурора орган дознания вправе обжаловать их вышестоящему прокурору, не приостанавливая выполнение этих указаний.
По делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, материалы дознания являются основанием для рассмотрения дела в суде.

Сущность налогового расследования. Как следует из самого понятия «налоговое расследование», его основным отличием от расследования в целом является отраслевая специализация. Налоговое расследование может быть проведено только в отношении фактов нарушения налогового законодательства.

Налоговое расследование – это совокупность разнообразных мер розыскного и аналитического характера, с помощью которых соответствующие органы государства исследуют, узнают все обстоятельства совершения нарушений законодательства о налогах и сборах.

Объектом налогового расследования является деятельность налогоплательщика, являющаяся в налоговой сфере предположительно противоправной и в связи с этим формирующая угрозу налоговой безопасности государства и потенциально дестабилизирующая состояние правопорядка в налоговой сфере.

Налоговое расследование представляет собой систему правоохранительных и иных функций, где системообразующим фактором выступает противоправное деяние, квалифицируемое как налоговое правонарушение или налоговое преступление.

Место налогового расследования в общей теории расследований. Рассматривая данный вопрос, следует отметить, что налоговое расследование является разновидностью государственного правоохранного расследования, сочетающего в себе в определенных случаях элементы как административного, так и уголовно-процессуального видов расследования. Системообразующим фактором здесь выступает именно сфера реализации противоправного посягательства, ставшего предметом расследования. В случае если деяние совершено в налоговой сфере, то выяснение обстоятельств дела становится возможным посредством проведения именно налогового расследования.

Особенности правового регулирования налогового расследования. Отдельные элементы налогового расследования в Российской Федерации искусственно соединены законодателем с понятиями контрольной работы налоговых органов и производством по фактам налоговых правонарушений. Однако налоговое расследование является не составным элементом указанных понятий, а самостоятельным процессом, логически и функционально связывающим процессы налогового контроля и производства по фактам налоговых правонарушений и налоговых преступлений.

Состав органов, проводящих налоговые расследования. Полномочиями в области проведения налогового расследования в той или иной степени наделены все органы налоговой администрации. Раньше в России существовала специализированная государственная структура, созданная именно для реализации данной функции, – Федеральная служба налоговой полиции и ее территориальные подразделения. Теперь решение этих вопросов передано в ведение МВД России.

Признаки налогового расследования. Налоговое расследование обладает следующими основными признаками:

– имеет структурно-организационное обеспечение;

– опирается на средства и методы оперативно-розыскного, уголовно-процессуального характера, а также на результаты налогового контроля;

– направлено на обеспечение состояния правопорядка в налоговой сфере и защиту налоговой безопасности РФ.

Основные виды модификаций налогового расследования. Определяющими факторами для выбора модификации налогового расследования в Российской Федерации являются:

– характеристика источника получения сведений, ставших основанием для проведения налогового расследования;

– характер предполагаемого противоправного посягательства, подлежащего расследованию;

– особенности правового поля, в котором осуществляется расследование;

– субъект, проводящий налоговое расследование;

– организационная форма налогоплательщика, чья деятельность подвергается налоговому расследованию;

– сфера экономической деятельности, в которой произошло деяние, ставшее предметом налогового расследования.

При определении модификаций налогового расследования исходя из источника сведений, ставших основанием для его проведения, следует выделить налоговое расследование:

– проводимое по результатам налогового контроля;

– осуществляемое на основании заявления физического или юридического лица;

– проводимое на основании данных, полученных налоговой администрацией в результате оперативно-аналитического поиска или финансовой разведки;

– осуществляемое на основании сведений, полученных от иных государственных правоохранительных или контрольных организаций.

В зависимости от правового поля, в котором осуществляется налоговое расследование, существуют следующие модификации налогового расследования:

– в правовом режиме налогового законодательства;

– правовом режиме налогового и административного законодательства;

– правовом режиме оперативно-розыскного и уголовно-процессуального законодательства;

– смешанном правовом режиме.

К модификациям налогового расследования, классифицируемым по характеру противоправного посягательства, относятся следующие:

– налоговое расследование налогового правонарушения;

– административное расследование административного правонарушения в налоговой сфере;

– налоговое расследование налогового преступления;

– налоговое расследование факта противоправного деяния в налоговой сфере, информация о котором недостаточна и не позволяет квалифицировать содеянное.

По субъекту проведения налогового расследования различают следующие модификации налогового расследования:

– осуществляемое налоговыми органами;

– проводимое органами внутренних дел (органами ФСЭ-НП МВД России);

– осуществляемое таможенными органами;

В зависимости от организационной формы налогоплательщика, чья деятельность подлежит расследованию, выделяют модификации налогового расследования деятельности налогоплательщика:

Характеристика правовых модификаций налогового расследования. Модификационная система налогового расследования, сгруппированная исходя из используемого в ходе ее реализации правового поля, является одной из важнейших. Остановимся на ее описании более подробно.

Если для выявления, проверки факта налогового правонарушения и принятия решения по нему применяются только нормы, предусмотренные налоговым законодательством, то можно вести речь о налоговом расследовании, процесс которого регулируется НК.

Налоговое расследование, осуществляемое в правовом режиме налогового законодательства, признается таковым в случае, если процедуры выявления, проверки факта налогового правонарушения и принятия решения по нему производились на основании норм налогового законодательства. Эта модификация расследования, как правило, осуществляется налоговыми органами РФ. В качестве нормативной базы при проведении расследования применяются преимущественно нормы НК.

Административное расследование является факультативной стадией производства по делам об административных правонарушениях, проводимой после выявления факта административного правонарушения в случае недостаточности информации обо всех обстоятельствах, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении. Административное расследование в области налогов и сборов может проводиться только по фактам правонарушений, признаваемых действующим законодательством административными правонарушениями в области налогов и сборов. В КоАП такие административные правонарушения предусмотрены ст. 15.3-15.9 и 15.11.

Налоговое расследование в правовом режиме оперативно-розыскного и уголовно-процессуального законодательства осуществляется исключительно органами внутренних дел. Налоговое расследование, проводимое в соответствии с нормами УПК, является процессом собирания и проверки доказательств, необходимых и достаточных для выяснения обстоятельств, входящих в предмет доказывания. Данная модификация налогового расследования осуществляется в виде двух стадий – предварительного и судебного следствия. В ряде случаев, указанных в законе, расследование может быть осуществлено в форме дознания, которое либо предшествует предварительному следствию, либо представляет собой самостоятельную форму по делам, по которым предварительное следствие не проводится.

Следственная деятельность в рамках данной модификации осуществляется в правовых режимах оперативно-розыскной деятельности, налогово-проверочной работы и уголовного процесса.

Налоговое расследование в смешанном правовом режиме осуществляется в случаях, когда, например, выявленные в ходе налогового контроля нарушения налогового законодательства для окончательного разрешения требуют применения уголовно-процессуальных норм и, следовательно, появления в проверочном процессе следователей органов внутренних дел. Это возможно, когда юридическая оценка результатов контрольной работы позволяет квалифицировать содеянное налогоплательщиком как налоговое преступление.

Налоговое расследование в данной модификации может осуществляться, например, при проведении отдельных этапов налогового расследования налоговыми органами и органами внутренних дел. В качестве нормативной базы используются нормы налогового и уголовно-процессуального законодательства. При этом для оперативно-розыскного сопровождения предварительного следствия могут применяться и положения Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

В качестве примера реализации налогового расследования в смешанном режиме можно назвать ситуацию, при которой налоговая проверка проводится налоговыми органами и обеспечивается нормами НК, а процесс реализации ее результатов в соответствии с нормами УПК осуществляется органами внутренних дел.

Еще один пример смешанного правового режима – это налоговое расследование в правовом режиме налогового и административного законодательства. Оно признается таковым в случае, если, например, выявленный и исследованный в правовом режиме налогового законодательства факт правонарушения был впоследствии квалифицирован по статье КоАП, предусматривающей ответственность за административные правонарушения в налоговой сфере. Дальнейшее расследование таких правонарушений должно производиться в режиме административного расследования.

Основные схемы проведения налогового расследования. В процессе налогового расследования возможны различные сочетания указанных модификаций. Тем не менее, несмотря на большое количество их вариантов, в ходе проведения налогового расследования можно выделить ряд основных комплексных схем осуществления налогового расследования налоговой администрацией РФ.

Расследование налогового правонарушения. Основанием налогового расследования служит информация, полученная налоговыми органами в ходе реализации ими мероприятий налогового контроля. В результате расследования противоправное посягательство налогоплательщика квалифицировано как совершение налогового правонарушения. В связи с отсутствием конфликтной ситуации между налогоплательщиком и налоговым органом, причиной которой является признание налогоплательщиком своей вины в совершенном, производство по выявленному факту осуществляется силами налоговых органов. Конфликтная ситуация, вызванная отрицанием налогоплательщиком своей виновности, разрешается в ходе судебного разбирательства.

Расследование административного правонарушения в налоговой сфере. Основанием налогового расследования служит информация, полученная налоговыми органами в ходе реализации ими мероприятий налогового контроля. В результате расследования противоправное посягательство налогоплательщика квалифицировано как совершение административного правонарушения в налоговой сфере. После квалификации выявленного нарушения все теми же налоговыми органами проводится административное расследование. Производство по результатам расследования осуществляется в порядке, предусмотренном КоАП. Решение о виновности лица и привлечение его к соответствующему виду ответственности в зависимости от вида правонарушения принимают в соответствии с их компетенцией либо налоговые органы, либо суд.

Расследование налогового преступления, выявленного налоговыми органами. Основанием налогового расследования служит информация, полученная налоговыми органами в ходе реализации ими мероприятий налогового контроля. В результате расследования противоправное посягательство налогоплательщика квалифицировано как совершение налогового преступления. Все материалы передаются соответствующей структуре органов внутренних дел, которая продолжает налоговое расследование собственными силами. Полученные результаты подтверждают обоснованность квалификации. Производство по результатам налогового расследования осуществляется органами внутренних дел в порядке, предусмотренном УПК. Решение о виновности лица в содеянном принимается судом.

Расследование налогового преступления, переквалифицированного в результате как налоговое правонарушение. Основанием налогового расследования служит информация, полученная налоговыми органами в ходе реализации ими мероприятий налогового контроля. В результате расследования противоправное посягательство налогоплательщика квалифицируется как совершение налогового преступления. Все материалы передаются соответствующей структуре органов внутренних дел, которая продолжает налоговое расследование собственными силами. Если полученные результаты не подтверждают обоснованность квалификации, то противоправное посягательство оценивается как совершение налогового правонарушения. Материалы возвращаются в налоговые органы. Производство в отношении описываемого факта осуществляется либо самостоятельно налоговыми органами, либо в судебном порядке.

Расследование налогового преступления, выявленного органами внутренних дел. Основанием налогового расследования является информация, полученная органами внутренних дел в ходе оперативно-контрольной деятельности (в том числе посредством получения заявления лица о произошедшем противоправном посягательстве). По результатам расследования деяние налогоплательщика квалифицировано как совершение налогового преступления. Производство по результатам налогового расследования осуществляется органами внутренних дел в порядке, предусмотренном УПК. Решение о виновности лица в содеянном принимается судом.

Расследование налогового правонарушения, выявленного органами внутренних дел. Основанием налогового расследования является информация, полученная органами внутренних дел в ходе оперативно-контрольной деятельности (в том числе посредством получения заявления лица о произошедшем противоправном посягательстве). По результатам налогового расследования деяние налогоплательщика квалифицировано как совершение налогового правонарушения. Все материалы передаются в соответствующую структуру налогового органа. Производство в отношении описываемого факта осуществляется либо самостоятельно налоговыми органами, либо в судебном порядке.

Расследование факта правонарушения в налоговой сфере, выявленного органом, не входящим в систему налоговой администрации России. Основанием налогового расследования является информация, полученная в ходе деятельности государственных правоохранительных структур, не входящих в состав налоговой администрации РФ (например, в ходе расследования иного противоправного деяния, не относящегося к налоговой сфере, или по результатам налогового расследования, осуществляемого зарубежной налоговой администрацией). По результатам предварительной квалификации, проведенной соответственно одной из указанных выше организаций, полученные материалы направляются для дальнейшего налогового расследования либо в налоговые органы, либо в органы внутренних дел. Дальнейшая переквалификация, передача материалов дела, проведение налогового расследования и производства по выявленным фактам противоправного посягательства осуществляются в порядке, подробно описанном в предыдущих комплексных схемах проведения налогового расследования.

1. К органам дознания относятся:

1) органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения, пункты) полиции, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

2) органы принудительного исполнения Российской Федерации;

3) начальники органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;

4) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

2. На органы дознания возлагаются:

1) дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, - в порядке, установленном главой 32 настоящего Кодекса;

2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, - в порядке, установленном статьей 157 настоящего Кодекса;

3) осуществление иных предусмотренных настоящим Кодексом полномочий.

3. Возбуждение уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса, и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на:

1) капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

2) руководителей геолого-разведочных партий и зимовок, начальников российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой настоящей статьи, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения этих партий, зимовок, станций, сезонных полевых баз;

3) глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации - по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

1. Согласно п. 24 ст. 5 УПК органы дознания - это государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с настоящим Кодексом осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия. Полномочия органов дознания принадлежат субъектам, которые можно разделить на две группы:

а) органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с ФЗ полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности - ОРД (п. 1 ч. 1 ст. 40);

б) должностные лица определенных государственных органов и формирований (главный судебный пристав РФ, главный судебный пристав субъекта РФ, их заместители, старший судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда РФ, ВС РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, командиры воинских частей, соединений и гарнизонов, должностные лица органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы); государственных учреждений (начальники военных учреждений, главы дипломатических представительств и консульских учреждений РФ), а также некоторых других государственных и негосударственных формирований (капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководители геолого-разведочных партий и зимовок).

Полномочиями по осуществлению ОРД обладают оперативные подразделения: ОВД РФ; органов ФСБ ; федеральных органов государственной охраны ; таможенных органов РФ; федеральной службы исполнения наказаний ; органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; органа внешней разведки Министерства обороны РФ, которые проводят оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения безопасности указанного органа внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий других названных органов .

См.: ФЗ от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности".

См.: ФЗ от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ "О государственной охране".

См.: Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1314 "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний", утвердивший Положение о Федеральной службе исполнения наказаний // РГ. 2004. 19 окт.

См.: ФЗ от 10 января 1996 г. N 5-ФЗ "О внешней разведке".

2. Орган внешней разведки Министерства обороны РФ (служба внешней разведки РФ) проводит оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения безопасности указанных органов внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий других вышеперечисленных органов (ст. 13 ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности").

3. Расследование в форме дознания производят дознаватели ОВД, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, пограничных органов федеральной службы безопасности, органов службы судебных приставов, таможенных органов, органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы. В соответствии с ч. 3 ст. 151 УПК именно эти органы наделяются правом производства расследования в форме дознания, которое заканчивается составлением обвинительного акта, утверждаемого начальником органа дознания. Правом возбуждения уголовных дел и производства неотложных следственных действий по делам, отнесенным к их подследственности, обладают ОВД, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органы федеральной службы безопасности; таможенные органы, командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов; начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, другие должностные лица, которые на основании ст. 40 УПК РФ имеют полномочия органов дознания (капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах; руководители геолого-разведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в ч. 1 ст. 40 УПК РФ, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок; главы дипломатических представительств и консульских учреждений РФ - по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений).

Вместе с тем следует сказать, что вопрос о полномочиях органов дознания еще не нашел достаточного разрешения ни в теории, ни в нормативном регулировании. В то время как права и обязанности отдельных органов дознания достаточно четко определены законом, положениями и ведомственными инструкциями, вопрос о полномочиях ряда других органов дознания остается нерешенным либо ввиду сохранения существенных пробелов в правовом регулировании их статуса (так, в нормативных актах о федеральных органах государственной охраны, органе внешней разведки Министерства обороны РФ среди их полномочий вообще не упоминается проведение дознания), либо также потому, что положения уголовно-процессуального закона, регулирующие порядок производства дознания, ipso facto могут относиться к ним лишь частично (начальники зимовок, геолого-разведочных партий).

4. Поскольку в отличие от УПК РСФСР (п. 1 ст. 117) в УПК РФ в числе органов дознания названа не милиция, а органы внутренних дел (п. 1 ч. 1 ст. 40), требует ответа вопрос, не следует ли считать начальником органа дознания только начальника ОВД и не утратили ли эти полномочия начальники криминальной милиции и милиции общественной безопасности (такие их полномочия были в свое время подтверждены письмом Генеральной прокуратуры РФ и Следственного комитета МВД России от 9 сентября 1993 г. N 25/15-1-1993 "О процессуальных полномочиях органов внутренних дел") . Следует, однако, обратить внимание, что согласно уже приводившемуся выше определению, данному в п. 17 ст. 5, начальником органа дознания может считаться не только руководитель, но и "должностное лицо органа дознания, в том числе заместитель начальника органа дознания, уполномоченное давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий, осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом". Под это определение подпадает не только сам начальник ОВД, но и начальники криминальной милиции и милиции общественной безопасности и их заместители, а также начальники подразделений дознания (ст. 40.1), т.е. должностные лица органа дознания, возглавляющие соответствующие специализированные подразделения, которые осуществляют предварительное расследование в форме дознания, а также их заместители (п. 17.1 ст. 5). Согласно Приказу министра внутренних дел от 12 августа 1998 г. N 493 руководители специализированных подразделений дознания в системе милиции общественной безопасности одновременно являются заместителями начальника милиции общественной безопасности. В литературе высказана точка зрения, что "если начальник милиции общественной безопасности области считает целесообразным, чтобы полномочиями органа дознания наряду с ним обладали, например, начальник управления главной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) и командир специализированного подразделения дорожно-патрульной службы (ДПС), он вправе установить такой порядок, поскольку это решение находится в его компетенции. Судебная коллегия по уголовным делам ВС РФ, рассматривая 10 ноября 1992 г. спорную ситуацию по аналогичному вопросу (дело по обвинению Дороша), в частности, признала постановление о возбуждении уголовного дела, утвержденное заместителем начальника отдела по борьбе с экономическими преступлениями УВД, соответствующим ст. 117 УПК (ныне ст. 157 УПК РФ. - А.С.)" .

Вопросы расследования преступлений. Справочное пособие. М.: Спарк, 1996.

Марфицин П.Г., Овсянников Ю.В. Субъекты принятия решений в стадии возбуждения уголовного дела // http://lawtech.agava.ru/pub/bstat65.htm. См. также: Марфицин П.Г. Некоторые правовые и организационные проблемы осуществления дознания милицией // Проблемы предварительного следствия и дознания. М., 1995. С. 22 - 25.

Источник комментария:
Под ред. А.В. Смирнова "КОММЕНТАРИЙ К УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (ПОСТАТЕЙНЫЙ), 5-е издание
СМИРНОВ А.В., КАЛИНОВСКИЙ К.Б, 2009

Вопреки доводам кассационных жалоб судом не допущено нарушений норм статей 5, 14, 17, 40, 40% 85, 86, 87, 88, 246, 256, 380, 382 УПК РФ. Вопросы допустимости и относимости доказательств были исследованы судом в соответствии с требованиями главы 10 УПК РФ. Согласно содержанию протокола судебного заседания все ходатайства стороны защиты были судом рассмотрены в соответствии с действующим законодательством.

Из положений п. 1 ч. 1 и п. 2 ч. 2 ст. 40 УПК РФ следует, что органы осуществляющие (согласно делу оперативного учета И был исполнителем проведения оперативного эксперимента) оперативно-розыскную деятельность, обязаны (норма носит императивный характер) выполнить неотложные следственные действия.

Суд при разрешении спора руководствовался названными нормами права, статьей 40 Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 13 Федерального закона Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности» и исходил из того, что в оспариваемом запросе не содержатся утверждения о свершившихся фактах совершения истцом противоправных действий.



Аннотация. Предметом рассмотрения в данной статье является процессуальные функции дознавателя, задачи органов дознания в целом. Также автор анализирует понятие «дознание», статус и полномочия дознавателя при расследовании уголовных дел.

Расследование уголовных дел – довольно непростая задача, стоящая перед всеми правоохранительными органами. Если мы говорим о досудебной стадии, то здесь ведущее место отводится органам дознания, поскольку законом данные органы наделены довольно широким спектром полномочий. К таковым относятся: право возбуждать уголовные дела, производить по данным делам, если имеются признаками преступления, неотложные следственные действия, однако, стоит отметить, что указанное право предоставляется органу дознания в том случае, если предварительное следствие по делу является обязательным. Более того, в форме дознания некоторые уголовные дела могут расследоваться в ускоренном порядке, который позволяет исключить досудебную подготовку дел о преступлениях в «протокольной форме».

До того, как мы перейдем к рассмотрению особенностей процессуального положения дознавателя и органов дознания в российской системе МВД, целесообразно будет раскрыть само понятие «дознание». Если взять лингвистическое определение указанного понятия, то в толковом словаре С.И. Ожегова мы встретим следующее: «Дознанием является предварительное административное расследование» [7]. Указанное понимание, однако, не совсем полно соответствует современным функциям и назначению дознания, но, тем не менее, оно возникло в период начального формирования указанных органов. Дореволюционный период в России характеризуется тем, что роль дознавателей принадлежала полицейским: они осуществляли первичные неотложные действия, направленные на обнаружение лиц, совершивших преступление, а также признаков самого деяния.

Подобные действия могли осуществляться как публично, так и негласно. Но после революции уголовно-процессуальное право претерпело коренные изменения, которые значительно коснулись и дознания: деятельность дознавателя перестала сводиться к административной, перейдя в уголовную. Данное изменения закрепилось в принятом УПК РСФРС от 1922 г., который регламентировал дознание как особую форму расследования уголовных дел.

Действующий УПК сохраняет советские традиции в части определения дознания: оно по-прежнему остается одной из самостоятельных форм проведения расследования, предупреждения и раскрытия по уголовным делам. Точное определение содержит п. 8 ст. 5 УПК РФ: «дознание является формой предварительного расследования, которое осуществляется дознавателем либо следователем, по уголовному делу, по которому осуществление предварительного следствия не является обязательным».[1]

В чем же состоят основные процессуальные особенности дознания? Основное отличие состоит в упрощенности самой процедуры его проведения, а также в составах преступлений, по которым оно проводится. Виды таких преступлений законодатель поместил в ст. 150 УПК РФ [4]. Возможно проведение дознания также и по иным составам, однако на это должно быть письменное указание прокурора. Но, тем не менее, на наш взгляд, дознание не выполняет в полной мере своих задач, поскольку действующие процедуры сильно формализованы, а также с органами, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность, взаимодействие не проводится.

В связи с тем, что отграничение дознания от предварительного следствия довольно расплывчато и неопределенно, со стороны как ученых-теоретиков, так и практиков-правоприменителей исходит довольно серьезная критика по отношению к дознанию. Это связано с формализмом признаков, которые разграничивают дознание и следствие: в качестве таковых выступают виды преступлений, особенности процедуры расследования, а также сроки и круг субъектов расследования.

Исследуя последние изменения УПК, мы видим, что дознание, являясь самостоятельной формой предварительного расследования, имеет все перспективы на упразднение, поскольку данными изменениями различия между следствием и дознанием были значительно сокращены.

В 2013 году уголовный процесс пополнился дополнительным институтом – была введена процедура упрощенного дознания [6]. Отличием такой формы от обычной процедуры следствия или дознания является проведение предварительного расследования является категория дел: такая форма подлежит применению только в случае установления субъекта преступления и признания им своей вины в содеянном. Более того, необходимо наличие согласия в письменной форме, данное подозреваемым и потерпевшим. Отметим, однако, что данный институт не является абсолютно чем-то новым: в 80-х – 90-х годах прошлого века существовала протокольная форма досудебной подготовки материалов.

Процессуально полномочия, функции, а также перечень органов, имеющих право проводить дознание, регламентирован Уголовно-процессуальным кодексом РФ в ст. 40 [1], а также в ст. 13 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Согласно указанным нормативным актам, к органам дознания в РФ относятся: МВД, иные органы исполнительной ветви власти, наделенные полномочиями по проведению оперативно-розыскной деятельности.

Довольно значимую часть работы в дознании осуществляют органы полиции: это предупреждение, раскрытие и расследование преступлений и иных правонарушений. В компетенцию данных органов входят действия по проверке, рассмотрению и вынесению решений по сообщениям о преступлениях – совершаемых, готовящихся, либо уже совершенных. Сообщения могут поступать как от граждан – физических лиц, так и от юридических лиц – различных организаций и т.п.

Что касается непосредственно субъектов, проводящих дознание, то в действующем УПК РФ подчеркивается важнейшая роль правовой регламентации их деятельности. Такими субъектами являются: дознаватель, начальник подразделения органа дознания или начальник самого органа дознания. Относительно начальника подразделения стоит отметить, что это относительно новый субъект, круг полномочий которого определяется на основании УПК. Вместе с тем, с данными полномочиями связано множество неразрешенных вопросов, возникающих на практике, требующих точного и однозначного регулирования в нормах закона.

Выступая основой судебного разбирательства, деятельность дознавателя, осуществляемая им до суда, должна способствовать установлению истины по делу, справедливому правосудию. Роль дознавателя довольно велика: выполняя предписания уголовного судопроизводства, а также решая поставленные перед ним локальные задачи, связанные с расследованием преступлений, данный субъект своими действиями способствует соблюдению законности, оказывая влияние на воспитание граждан в духе уважительного отношения к законам.

Если обратиться к данным официальной статистики, то можно отметить, что за последнее полугодие прошедшего 2018 года особое внимание стало уделяться качеству проводимых расследований. Об этом свидетельствует довольно малый процент возвращенных на дополнительное расследование уголовных дел – около 4%.

За отчетный период дознаватели органов МВД вели почти 607 тысяч уголовных дел. Если взять долю возмещенного вреда, причиненного данными преступлениями, то от всех дел, которые были окончены дознанием, она составила практически 60%, что в два раза опережает планируемый уровень в 31%.

Также отметим сокращение на более, чем 20% числа лиц, по которым прекращено производство по реабилитирующим основаниям. Наблюдается отсутствие случаев, когда дознавателями была избрана мера пресечения – заключение под стражу без соответствующих оснований. [8]

Но вернемся к регламентации правового статуса дознавателя, согласно действующему УПК. Как особенности статуса (права и обязанности), так и роль, место дознавателя в процессе расследования уголовного дела, по нашему мнению, регламентированы в нормах УПК РФ не полностью, отсутствует конкретизация некоторых положений. Не вполне удачной представляется положение ч. 1 ст. 41 УПК РФ, формулировка которой звучит следующим образом: «полномочия органа дознания, предусмотренные п. 1 части второй ст. 40 настоящего Кодекса, возлагаются на дознавателя начальником органа дознания или его заместителем». Понятно, что дознаватель не наделен теми полномочиями, которыми наделен орган дознания, и возложить такие полномочия на него никто не может. Указанный перечень полномочий имеется только у начальника органа дознания. Обычному дознавателю, для того чтобы возбудить уголовное дело, приняв его в свое производство, достаточно и тех полномочий, которые уже закреплены за ним, согласно ч. 1 ст. 144 и ст. 146 УПК. Также, на наш взгляд, не вполне совершенным является и положения ст. 5 п. 7 УПК, содержащие понятие дознавателя [3].

На данном этапе развития правовой системы России интенсивные и значительные преобразования коснулись всей системы уголовной юстиции. Немаловажные изменения затронули и область регулирования уголовного судопроизводства: вопросы изменений коснулись в основном, регламентации деятельности участников данной стадии. Те полномочия, которыми наделен дознаватель, не ограничиваются лишь правом возбуждения и принятия уголовных дел в производство, расследованием данных дел. УПК также возложил на дознавателя полномочие проводить неотложные следственные действия. Согласно закону, неотложными являются такие действия, которые в обязательном порядке должны быть проведены органом дознания сразу же после возбуждения уголовного дела. Такие действия проводятся с целью обнаружить как можно скорее следы преступления, зафиксировать их, а также изъять иные доказательства, подлежащие незамедлительному исследованию.

Однако, полный смысл понятия «дознаватель» не применим к лицу, проводящему неотложные следственные действия. Это – иной по своему статусу процессуальный субъект, который требует закрепления на законодательном уровне. Также стоит отметить, что несмотря на свою процессуальную самостоятельность, и проведение расследования наравне со следователем, дознаватель в значительно меньшей степени защищен от противоправного влияния и воздействия, которое может осуществляться заинтересованными лицами. Поэтому, считаем, что крайне необходимо включить дознавателя в список тех субъектов, в отношении которых подлежит применению особый порядок уголовного судопроизводства. Круг задач, которые должен решать дознаватель, довольно широкий: это как задачи информационного, так и правозащитного характера. В чем же выражены перечисленные выше задачи? Назначение информационных задач в том, чтобы собрать как можно больше качественных доказательств, а правозащитных – обеспечить соблюдение прав всех участников процесса. И для того, чтобы максимально качественно и эффективно реализовывать вышеперечисленные задачи, Для качественной реализации указанных выше задач представляется необходимым предоставить дознавателю больше процессуальной самостоятельности, чем он обладает на данный момент. Но по многим правовым аспектам более самостоятельно процессуальной фигурой является следователь.

Некоторые предусмотренные в законе случаи требуют обязательного согласования действий и процессуальных решений дознавателя с начальником органа дознания, потому как при несоблюдении данного порядка подобного рода решения не имеют юридической силы. Наиболее простым и распространенным примером является обвинительный акт (у следователя – обвинительное заключение), который необходимо утвердить у начальника дознания [6]. В связи с этим, уголовно-процессуальный закон нуждается в более подробной регламентации взаимоотношения дознавателя и начальника органа дознания. Эта проблема может быть решена путем введения в УПК перечня полномочий, которыми наделен начальник органа дознания, аналогично ст. 39, в которой закреплены полномочия начальника следственного отдела. Такой подход законодателя разрешил бы множество противоречий, возникающих в процессе деятельности дознавателя как должностного лица.

Также не совсем верным и справедливым представляется подход законодателя к тому, что процессуально дознаватель в УПК помещен к участникам процесса со стороны обвинения. Вместе с тем, та роль, которую играет дознаватель в уголовном судопроизводстве, не должна сводиться только лишь к одному обвинению «любой ценой». Данная роль заключается в изобличении подозреваемого и обвиняемого с целью установления объективной истины по делу. Это означает, что если в процессе расследования будет установлена непричастность подозреваемого к совершению преступления, то дознаватель должен заняться поиском других лиц, которые действительно виновны в совершении того или иного деяния.

В заключение стоит отметить, что на данный момент особую актуальность приобрела потребность в том, чтобы наиболее глубоко изучить процессуальный статус дознавателя. Это обусловлено наличием ряда противоречий, касающихся фигуры дознавателя в уголовном процессе. Полагаем, что факторы, обусловившие возникновение данных противоречий, довольно многообразны – это и правовые, и идеологические, и организационные аспекты. Обращает на себя внимание тот факт, что УПК РФ уже неоднократно уточнял нормативное определение дознавателя [5]. И всякий раз появлялись новые признаки этого понятия, расширяющие как круг субъектов, охватываемых этим понятием, так и сферу их полномочий. В связи с этим существует необходимость в скорейшей реакции законодателя на данную проблему: важно уточнить существующие понятия и ввести новые, которые бы определяли процессуальное положение дознавателя.

Дознание это форма предварительного расследования правонарушений, неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления. Дознание, как сказано выше, является одной из двух форм предварительного расследования3.

Расследование в форме дознания осуществляют дознаватели (следователи) органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, дознаватели органов пограничной службы, службы судебных приставов, таможенных органов, командиры воинских- частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Минюста России, дознаватели органов Государственной противопожарной службы. По уголовным делам о преступлениСм.: Положение о порядке финансирования за счет средств федерального бюджета оперативно-розыскных мероприятий, утвержденное приказом Минфина России от 30 ноября 2001 г. № 103н; БНА РФ. 2002. № 4.

См.: Указание прокуратуры РФ и МВД России от 29 июля 1996 г.

Дознавать — допытываться, узнавать, разведывать, разыскивать, осведомляться и т.д. Дознание проводится, если есть основание приступить к следствию <СІЛ.:Даль В. Толковый словарь живого русского языка. Т. 1. М., 1978. С. 454).

ях, совершенных отдельными категориями лиц (занимающими государственные должности, прокурорами, следователями, адво-катами), дознание проводится следователями прокуратуры (ч. 3 ст. 150, ст. 447 УПК).

И государственные органы, и должностные лица, уполномоченные в соответствии с федеральным законом осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия, именуются органами дознания.

Кроме того, выделяются отдельные должностные лица, на которых уголовно-процессуальный закон ввиду исключительности обстоятельств возлагает возбуждение уголовных дел и производство неотложных следственных действий, хотя и не называет их органами дознания (или дознавателями).

капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

руководители геолого-разведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок;

главы дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений (ч. 3 ст. 40, ст. 157 УПК).

Организация дознания в тех или иных органах регламентируется ведомственными нормативными актами.

Задачами органов дознания являются: быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных, обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.

Надо сказать, что вопреки идее разработчиков Концепции судебной реформы (они предлагали ликвидировать дознание как особую форму расследования) в последние годы прослеживается тенденция к расширению круга органов дознания в РФ. В частности, статусом органа дознания наделена служба судебных приставов Минюста России (по делам о вмешательстве в разрешение судебных дел, об угрозах по отношению к судье, народному или присяжному заседателю, о неисполнении судебного решения) п. 4 ч. Зет. 151 УПК.

На органы дознания возлагается обязанность принятия необходимых оперативно-розыскных и иных предусмотренных уголовно-процессуальным законом мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших, необходимых для предупреждения и пресечения преступления.

Перечисленные выше органы дознания при расследовании уголовных дел осуществляют две группы процессуальных действий:

процессуальные действия, которые в совокупности образуют дознание в указанном выше смысле. Оно возможно только по преступлениям небольшой и средней тяжести, возбуждаемым в отношении конкретных лиц (так называемые очевидные преступления).

производство неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно.

Тем самым новый УПК (в отличие от УПК РСФСР) устранил такую форму дознания, как расследование органом дознания уголовных дел о преступлениях, по которым производство предварительного следствия обязательно, заменив ее производством неотложных следственных действий.

В первом случае орган дознания возбуждает уголовное дело и в полном объеме выполняет функцию предварительного расследования посредством тех же процессуальных действий, что и следователь (с изъятиями, предусмотренными гл. 32 УПК), заканчивая его составлением обвинительного акта (ст. 225 УПК), который утверждается начальником органа дознания и вместе с материалами уголовного дела направляется прокурору.

Дознание такого рода от следствия отличают некоторые особенности, в частности срок указанного дознания, по общему правилу, не должен превышать 15 суток (в исключительных случаях срок может быть продлен прокурором, но не более чем на 10 суток — ч. 3 ст. 223УПК); по окончании дознания его материалы предъявляются только обвиняемому и его защитнику, а другие участники процесса лишь извещаются об окончании дознания (по их ходатайству они также могут быть с ними ознакомлены). В случаях, когда срок дознания (15 суток — основной и 10 суток — дополнительный, при продлении его прокурором) истек, то уголовное дело подлежит направлению следователю (с санкции прокурора) для производства предварительного следствия.

Неотложные следственные действия, которые осуществляются «органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования», что называется «по горячим следам» (п.

К таким следственным действиям относятся: осмотр, обыск, выемка, задержание и допрос подозреваемых, потерпевших и свидетелей, освидетельствование и др.1 Об обнаруженном преступлении и начале производства указанного дознания немедленно уведомляется прокурор.

Срок производства неотложных следственных действий «по горячим следам» ограничен десятью днями. До его истечения дело направляется следователю. После этого орган дознания может осуществлять по данному делу следственные и розыскные действия только по поручению следователя. Однако если не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания принимает оперативно-розыскные меры для его установления и сообщает следователю о результатах (ст. 157). В случае возникновения у следователя необходимости приступить к производству расследования до истечения установленного указанной статьей 10-дневного срока для производства органом дознания неотложных следственных действий, уголовное дело должно быть с санкции прокурора направлено в орган предварительного расследования с учетом правил подследственности.

Итак, органы дознания выполняют следующие уголовно-процессуальные функции:

дознание (ст. 223—226 УПК);

производство следственных и розыскных действий по поручениям и указаниям следователей (ст. 40, 41, ч. 4 ст. 157 УПК);

оказание помощи следователям в проведении ими отдельных следственных действий (п. 4 ч. 2 ст. 38).

Законодатель снял ограничения по перечню неотложных следственных действий, поскольку, например, к их числу сегодня обоснованно отнесено назначение и производство экспертизы по уголовным делам о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ст. 228 УК).

Очевидно, расследование преступлений (в отличие от органов предварительного следствия, см. следующий параграф) не является единственной функцией органов дознания, хотя производство дознания в их процессуальной деятельности занимает наибольший объем. При этом, как отмечалось, все органы дознания обладают равными процессуальными возможностями; акты органов дознания, принятые в пределах их компетенции, имеют такое же юридическое значение, как и акты предварительного следствия.

Успешное выполнение стоящих перед органами предварительного расследования задач в области борьбы с преступностью, среди прочего, во многом определяется взаимодействием следователей с органами дознания.

В органе дознания выделяются две процессуальные фигуры руководитель (начальник органа дознания) и лицо, производящее дознание (дознаватель). Первый вправе лично расследовать уголовное дело, принимать самостоятельно по нему любые предусмотренные уголовно-процессуальным законом решения. Полномочия дознавателя и начальника органа дознания регулируются соответствующими статьями УПК: дознавателя — ст. 41, 25, 26, 144, 145, 146 и в ряде других; органа дознания — ч.І, 3 ст. 41, ст. 144, 145, 157, ч. 2 ст. 225 и рядом других. Начальник органа дознания — это должностное лицо органа дознания, уполномоченное поручать производство дознания дознавателю и наделенное УПК отдельными процессуальными полномочиями (п. 17 ст. 5 УПК), для обеспечения процессуального контроля за производством дознания.

Процессуальными полномочиями начальника органа дознания при расследовании преступлений в форме дознания обладают соответственно начальник органа внутренних дел, начальник органа пограничной службы, начальник органа службы судебных приставов, начальник таможенного органа, а также руководители иных органов исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности.

Дознаватель — это должностное лицо, которому начальник органа дознания поручает вести дознание; с этого момента он приобретает предусмотренные законом процессуальные права и обязанности. К дознавателю, которому предоставлено право принимать процессуальные решения, относятся не только «штатный» дознаватель, но и сотрудники других служб, на которых приказом начальника возложены полномочия органа дознания.

Среди перечисленных органов дознания на первое место законодатель не случайно поставил органы внутренних дел. Они — основной орган дознания, проводят дознание (в той или иной форме) по подавляющему большинству дел.

Надо сказать, что нагрузка на дознавателей, особенно органов внутренних дел, по количеству принятых ими процессуальных решений постоянно растет. В соответствии со ст. 148 УПК дознаватель, наряду с прокурором и следователем, наделен правом вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. «Отказные» материалы тоже занимают значительное время, если иметь в виду, что за ними стоят конкретные события, факты, и

Их компетенция не ограничивается определенными категориями уголовных дел, как это сделано в отношении остальных органов дознания, что позволяет считать органы внутренних дел универсальным органом дознания. Они обязаны принимать заявления и сообщения о любых правонарушениях и разрешать

Для дознавателей органов внутренних дел нормативы нагрузки рекомендованы Указом Президента РФ от 12 февраля 1993 г № 209 (в ред. от 4 июня 2001 г.) 50 уголовных дел или 165 материалов досудебной подготовки на одну штатную единицу дознавателя. Соответственно число рассмотренных дознавателем «отказных» материалов должно превышать 165. См.: САПП РФ. 1993. № 7. Ст. 562; СЗ РФ. 2001. №24. Ст. 2416.

их в порядке, установленном уголовно-процессуальным законом.

Проверка заявлений и сообщений о преступлениях, которые не требуют проведения оперативно-розыскных мероприятий, и дознание, проводимое в полном объеме, поручаются дознавателям специализированных подразделений дознания, функционирующим в составе милиции Службы общественной безопасности.

В то же время органы внутренних дел не должны подменять иной орган дознания, к компетенции которого относится решение вопроса о возбуждении уголовного дела и производства дознания по первичному материалу о преступлении.

Командиры воинских частей и подразделений, начальники воинских учреждений и учреждений УИС сами не осуществляют дознание. Они назначают дознавателями наиболее подготовленных офицеров и других сотрудников, контролируя их деятельность, утверждая (или не утверждая) основные решения по уголовному делу.

В таком же порядке организуется дознание и в других органах дознания, предусмотренных законом.

Надзор за точным и неуклонным исполнением законов органами дознания осуществляет прокуратура. Прокурор имеет право проверять уголовные дела, находящиеся в производстве органа дознания, давать по ним обязательные для исполнения указания. Прокурор также рассматривает жалобы на незаконные действия органа дознания.

Суды также рассматривают жалобы на незаконное и необосно-ванное применение органом дознания меры процессуального пресечения (гл. 16 УПК).

Читайте также: