Налоговая система в рм

Опубликовано: 15.05.2024

База данных "Законодательство Молдовы" содержит законы, кодексы, постановления, указы, правила, инструкции и другие документы на русском языке.

Налоговая система Молдовы

Общие сведения

Налоговое законодательство Республики Молдова (далее – РМ) состоит из Налогового кодекса РМ и иных нормативных актов, принимаемых в соответствии с ним. Налоговый кодекс имеет высшую юридическую силу после ратифицированных республикой международных договоров ( ст.4 НК РМ), чьи положения главенствуют при наличии разногласий с государственными. Актуально в этой сфере российско-молдавское Соглашение об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонения от уплаты налогов от 12 апреля 1996 года.

Основные принципы системы налогообложения РМ провозглашены в ч.8 ст. 6 НК: нейтральность, эффективность и достоверность налогообложения, налоговая справедливость, налоговая стабильность. Здесь прослеживается отличительная черта Республики Молдова как социально ориентированного государства, что закреплено в ч.1 ст. 126 её Конституции.

Все упоминающиеся в НК РМ налоги (пошлины) и сборы подразделяются на две группы: государственныеи местные.

Государственные налоги

К этой группе относятся:

  1. подоходный налог: базой налогообложения для физических и юридических лиц выступает валовый доход из источников на территории РМ и за её пределами, за вычетом полагающихся им льгот и освобождений (исключая получаемые иностранными гражданами и апатридами инвестиционные и финансовые доходы из источников вне РМ). Для физлиц и ИП ставка составляет 7%, если сумма дохода в год не более 29640 леев, и 18% на превышающую этот лимит сумму. Для юридических лиц установлена фиксированная ставка в 12%, а для фермерских хозяйств – в 7%. Для тех субъектов, чей доход оценивается согласно ст.225 и 225-1 НК, ставка определена в 15% от разницы между доходом валовым и оценённым.
  2. Налог на добавленную стоимость: база очевидна из названия, облагаются им как услуги и товары, произведённые на территории РМ, так и импортируемые. Исключаются из обложения: продукция зоны свободного предпринимательства или попавшая под режим таможенного склада, процент по договорам лизинга, безвозмездные поставки в целях рекламы или продвижения (в пределах 0,2 % годового дохода от продаж), а также имущество, передаваемое от реорганизуемого хозяйственного субъекта правопреемнику. Обычная ставка НДС – 20% от стоимости товаров или услуг, но на отдельные категории она составляет 8% (п. b ст.96 НК), и 0% ( ст. 104 НК).
  3. Акцизы – устанавливаются на некоторые виды товаров, которые и являются объектами налогообложения. Ставки могут быть в точной сумме или в процентном соотношении от стоимости товаров, согласно Приложениям 1 и 2 к разделу IV НК.
  4. Приватный налог – обладает отличительной особенностью: он может уплачиваться как в бюджет страны, так и в местный бюджет, исходя из принадлежности облагаемого имущества. Поэтому данный налог присутствует в обеих рассматриваемых группах. Представляет собой единовременный платёж при приватизации имущества из публичной собственности в частную, согласно ст. 8 Закона РМ "О государственном бюджете на 2015 год" он составлял 1% от цены имущества.
  5. Таможенной пошлиной облагаются импортируемые товары согласно Комбинированной товарной номенклатуре ( ст.118 Таможенного кодекса Республики Молдова).
  6. Дорожные сборы – взимаются за пользование дорогами или охранной зоной, объектом налогообложения считаются транспортные средства, кроме тракторов и прицепов для сельскохозяйственной деятельности, электрических автомобилей общественного пользования и ТС, принадлежащих иностранным войскам, законно присутствующим в границах РМ. Ставки определены в фиксированных суммах в зависимости от типа ТС и объёма двигателя.

Местные налоги

К налогам и сборам местного масштаба НК причисляет:

  1. налог на недвижимое имущество – исчисляется от оценённой кадастровыми органами стоимости земельного участка, здания, сооружения, квартиры; ставки варьируются от 0,05% до 0,3%.
  2. Приватный налог, его особенности рассмотрены выше.
  3. Сборы за природные ресурсы, под которыми подразумеваются вода (исчисляется по объёму), ископаемые (база - договорная стоимость работ по их поиску, разведке либо стоимость добытых ископаемых и др.), древесина (объём её, отпускаемой на корню) – исчисляется согласно ставкам, указанных в Приложениях 1, 2 и 3 к разделу VIII НК РМ.
  4. Сбор на благоустройство территорий – уплачивается фиксированная сумма в год на сотрудника или собственника предприятия, налогооблагаемой базой выступает среднесписочная численность штата за квартал.
  5. Сбор за организацию аукционов и лотерей в пределах административно-территориальной единицы – им облагается в процентах доход от продажи аукционных товаров либо цена лотерейных билетов.
  6. Сбор за размещение рекламы – как следует из названия, облагаются услуги по размещению и распространению рекламных материалов любыми способами (кроме наружной рекламы) в процентном соотношении к их стоимости.
  7. Сбор за использование местной символики – процент от сумм реализации любых изделий, где применены официальные символы данного образования.
  8. Сбор за объекты торговли и/или объекты по оказанию услуг – сумма сбора фиксированная, уплачивается с каждого упомянутого объекта сообразно его площади.
  9. Рыночный сбор – исчисляется в леях в год с каждого м2 площади участка земли либо здания, расположенных в границах рынка.
  10. Сбор за временное проживание – процент от дохода, полученного организациями от услуг по предоставлению приезжим жилья, а также сопутствующих.
  11. Курортный сбор – уплачивается процент прибыли, получаемой от продажи курортных и санаторных путёвок.
  12. Сбор за предоставление услуг по автомобильной перевозке пассажиров по муниципальным, городским и сельским (коммунальным) маршрутам – исчисляется в леях на каждую единицу автотранспорта в год, сумма рассчитывается с учётом количества мест в ТС.
  13. Сбор за парковку автотранспорта – определённая сумма за каждое парковочное место.
  14. Сбор с владельцев собак – фиксированная сумма, уплачиваемая за год за 1 собаку, база определяется на основании количества собак у владельца.
  15. Сбор за парковку – аналогично п.13.
  16. Сбор на санитарную очистку – начисляется помесячно в твёрдой сумме за каждого жильца помещений.
  17. Сбор за рекламные устройства – базой служит площадь поверхности рекламного устройства, исчисляется в леях на м2.

Мы не приводим налоговых ставок на каждый подвид местных налогов: они могут варьироваться по решению властей конкретной административной единицы.

Налоговые режимы

Налоговые режимы в РМ существуют следующие: 1) общеустановленный режим; 2) налог на доход от операционной деятельности ( гл.7-1 ); 3) налоговый режим при организации, ликвидации и реорганизации хозяйствующих субъектов ( гл.8 НК). Также в главе 7 НК описываются особенности налогообложения льготных групп налогоплательщиков.

Республика Молдова считается в Восточной Европе одной из стран с самыми низкими налогами, чем привлекательна для иностранных инвесторов.

Статья подготовлена специалистами ООО "СоюзПравоИнформ".

© СоюзПравоИнформ. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Налоги в Молдове, согласно законодательству страны, платятся всеми гражданами. В декабре 2017 года властями государства были приняты поправки в налоговый кодекс. В соответствии с ними был изменен размер годового налогооблагаемого дохода для физ. лиц.

Рост налогов в Молдове

Власти изменили размер годового налогооблагаемого дохода для физ. лиц

Общая информация

Под налогами понимаются обязательные платежи, которые имеют безвозмездный характер. А также они именуются пошлинами. Власти страны взимают с граждан государственные и местные пошлины.

Государственные пошлины Местные пошлины
Подоходный налог, НДС, акцизы, приватный налог, таможенная пошлина, дорожный сбор, поимущественная пошлина, единый налог с резидентов технологически-информационных парков. Налог на недвижимость, приватная пошлина, сборы за естественные ресурсы, выплаты, предназначенные для облагораживания территорий, пошлины для лиц, размещающих рекламные баннеры, а также для организаторов аукционов и лотерей, рыночный сбор, пошлина на временное проживание, курортный сбор, налог на собак, налог на владельцев транспортных средств, занимающихся перевозкой людей по коммунальным и городским маршрутам, сбор на парковку.

Субъекты налогообложения

Информация о субъектах налогообложения представлена в табличке.

Кто платит налоги? Описание
Лица, оказывающие профессиональные услуги Налогами облагаются юр. и физ. лица, являющиеся резидентами страны и занимающиеся бизнесом.
Лица, не занимающиеся предпринимательской деятельностью Пошлины выплачиваются физическими лицами-резидентами и молдавскими гражданами, которые получают прибыль из любых источников, которые находятся на территории страны.
Лица, получающие инвестиционный доход. Они должны иметь источники дохода, которые находятся за пределами государства.
Иностранцы и лица, не имеющие молдавского гражданства. Они могут заниматься любой законной деятельностью и получать доход из любых источников, которые находятся на молдавской территории.
Лица, не являющиеся резидентами. Они не являются предпринимателями, и, в соответствии с главой 11 налогового кодекса, получают доходы из источников, находящихся в стране.

Лица, являющиеся субъектами, обязуются задекларировать валовую прибыль, которую они получают из любых источников.

Что представляют собой акцизы

К плательщикам акцизов следует отнести субъекты бизнес-деятельности независимо от организационной и правовой формы хозяйствования. А также сюда нужно включить фирмы с иностранными инвестициями, которые реализуют подакцизную продукцию.

Эта продукция может быть изготовлена из собственного сырья. Фирмы, в соответствии с законодательством Молдавии, имеют статус юридического лица.
К объектам налогообложения следует отнести:

  • оплату труда сотрудников предприятия, через кассу фирмы;
  • обмен на иную продукцию;
  • производство иной продукции, которая не облагается акцизами;

Молдавский парламент

Акцизные ставки устанавливаются молдавским парламентом, при установлении государственного бюджета

Обязанности налогоплательщиков

Лица, которые, в соответствии с законодательством, должны облагаться налогами, обязуются:

  1. Придерживаться правил гос. регистрации.
  2. Своевременно регистрироваться в «своем» отделении налоговой службы.
  3. Вести бухгалтерию в соответствии с порядком, принятыми законодательством страны.
  4. Своевременно задекларировать сведения о прибыли, которая была получена от любого вида бизнес-деятельности.
  5. Своевременно предоставлять уполномоченным лицам учетную документацию и налоговые отчеты.

Особенности государственных налогов

Подробное описание государственных налогов Молдавии представлено в табличке.

Вид пошлины Ставка Описание
Подоходный 7% – для индивидуальных предпринимателей и физ. лиц, 12% – для юр. лиц. Базой обложения является валовая прибыль. При этом вычитываются полагающиеся налогоплательщикам освобождения и льготы. Исключение составляют дивиденды иностранцев и апатридов, полученные из источников, находящихся за пределами страны.
НДС 20%. Для отдельных категорий товаров – 8%. Налогообложению подвергаются товары и услуги, произведенные на территории страны. А также это касается импортируемых товаров.
Акцизы Ставка зависит от стоимости товара. Пошлинами облагаются только некоторые виды товаров.
Приватный 1% от стоимости имущества. Пошлина выплачивается в бюджет, как государства, так и конкретного населенного пункта.
Дорожный налог Зависит от типа транспортного средства и от объема его двигателя. Выплачивается владельцами любых транспортных средств, а также лицами, пользующимися охранной зоной.

Особенности местных налогов

В табличке дано подробное описание местных пошлин.

Вид пошлины Описание
На недвижимость Сумма зависит от стоимости имущества.
За естественные ресурсы Сумма исчисляется в зависимости от объема воды, стоимости полезных ископаемых, объема древесины.
На облагораживание территорий Сумма фиксирована. Этот налог является обязательным для владельцев фирм. Налогооблагаемая база – среднесписочная численность штата/1 квартал.
За организацию аукционов Это касается дивидендов от продажи аукционных товаров.
За объекты торговли Сумма фиксирована. Она зависит от площади объекта.
Рыночная пошлина Исчислена в леях/12 мес. Сумма зависит от кв. м. площади объекта, который находится на территории рынка.
За временное проживание Касается % от прибыли, полученной фирмами от услуг по предоставлению жилища иногородним.
Курортный сбор Касается % дивидендов, полученных с продажи путевок на курорты и в санатории.
«Собачий» налог Сумма пошлины фиксирована. Налог выплачивается за каждое животное, проживающее в квартире.
За санитарную очистку Пошлина начисляется каждые 30 дней. Сумма – твердая.

Размер налоговой ставки варьируется в зависимости от решения властей региона страны.

Основные изменения 2021 года

В 2018 году власти Молдовы внесли некоторые изменения в налоговый кодекс. Это касается:

  • отчетности за товары, которые загрязняют окружающую среду;
  • НДС;
  • подоходного налога.

Смотрите в видео: снижение подоходного налога у физических лиц.

Отчетность за товары, загрязняющие окружающую среду

Согласно изменениям, внесенным в приказ № 5 в январе 2017 года, в перечень товаров, загрязняющих окружающую среду, следует отнести:

  1. Первичную упаковку из пластмасс, которая содержит продукты.
  2. Композитную первичную упаковку, которая содержит продукты.
  3. Алюминиевую первичную упаковку, которая содержит продукты.

В приказе уточняется очередность заполнения некоторых граф. В табличке предоставлена информация о том, что следует указывать в графу 6 по продукции, которая включена в приложении к закону №8.

Импортируемая продукция. Фактурированная стоимость.
Продукция, которая приобретается у физ. и юр. лиц, не имеющих налоговых отношений с бюджетной системой страны. Закупочная стоимость.
Продукция собственного производства. Стоимость доставки продукции без НДС.

Изменения в НДС

В 2021 году налогоплательщикам предоставляются некоторые льготы. Граждане освобождаются от выплаты НДС без права вычета при импорте:

  • комплектующих;
  • материалов;
  • сырья.

Допускается одна налоговая льгота, которая предоставляется на весь процесс производства и поставки продукции на рынок.

Чиновники министерства финансов полагают, что это объединение обуславливает сокращение числа нормативных актов, изучаемых экономическими субъектами.

Какие налоговые изменения ждут граждан Молдовы можете узнать из видео.

Изменения об удержании подоходного налога

Этот документ был одобрен правительством во второй декаде марта 2018 года. По словам министра финансов, О. Армашу, изменения потребовались с учетом поправок, которые были внесены в налоговый кодекс.

В январе 2018 года была внедрена обновленная типовая форма отчетности по пошлинам и взносам, которые удерживаются с заработной платы. В отчет включаются показатели отчета о сумме выплаченного дохода, а также о подоходном налоге, который удерживается из этой прибыли.

В соответствии с изменениями в пункте 8 Положения, талоны на питание относятся к льготам, которые предоставляются работнику руководителем предприятия.

Размер номинальной стоимости 1 талончика на питание на 1 сутки, подлежащей вычету, варьируется от 36 до 46 леев.

Повышение налогов

Министерство финансов Молдавии разработало новые пошлины и акцизы, которые были откорректированы в сторону повышения.

О. Армашу полагает, что это позволяет обеспечить четкие конкурентные условия для развития предпринимательской среды. Это способствует восстановлению экономики страны.

Какой налог повышается? На сколько повышается? Сумма, которая поступает в бюджет государства.
Пошлина на прибыль, которую граждане получают в результате передачи от одного физического лица другому недвижимость во владение или пользование. 5-10% 2,700000 леев.
Пошлина на прибыль физических лиц с поставок эконом агентам натуральной животноводческой, садоводческой и растениеводческой продукции. Исключение составляет натуральное молоко. 2-3% 4,200000 леев.
Акцизы на нефтепродукты в контексте их постепенной корректировки в соответствии с директивами Европейского Союза. 9% 139,90000 леев.
Акцизы на табачную продукцию с фильтром и без фильтра. 300,40000 леев.
Фиксированные акцизы на спиртосодержащую продукцию и заменители табака. 5% 28,800000 леев.

Также планируется аннулирование акцизов на продукцию, не облагаемую акцизами в международной практике.

В первую очередь это касается:

  • радиоприемников;
  • видеокамер;
  • аппаратуры звукозаписи;
  • ювелирных изделий;
  • бижутерии.

Ставка акциза на ТС с большим объемом двигателя будет снижена с 3,72 до 3,6 евро.

Налоги и пособия в Молдове

Изменения в Молдове, коснувшиеся налогов и пособий

Как высчитать налоги?

Схема расчета у каждого занятого гражданина Молдавии строго индивидуальна. Она зависит от множества различных факторов. Для того чтобы точно рассчитать сумму налогов, рекомендуется воспользоваться Интернет-порталом Salarii.MD.

Из з/п сотрудника предприятия высчитывается сумма взносов обязательного гос. страхования. Ее размер составляет 6%. Также высчитывается сумма обязательного мед. страхования. Она составляет 4,5%.

Личное освобождение

Из з/п высчитывается личное освобождение сотрудника предприятия. Это право имеется у каждого гражданина страны. Под личным освобождением понимается сумма освобождения от подоходного налога. В прошлом году ее размер составлял 10062 леев/12 месяцев, или 845 леев/30 дней.

Сумма освобождения для спутника жизни налогоплательщика, если он им не пользуется, сегодня составляет 11029 леев/12 месяцев. Размер суммы личного освобождения для спутников жизни лиц, которые получают повышенное годовое личное освобождение, составляет 15061 леев.

12-месячное освобождение на каждого несовершеннолетнего или нетрудоспособного члена семьи составляет 2257 леев. Сумма годового личного освобождения для иждивенцев, которые с детства являются нетрудоспособными, составляет 11029 леев.

На дополнительное освобождение могут рассчитывать кураторы лиц, не достигших совершеннолетия, а также их законные попечители. Сумма в этом случае также составляет 11029 леев/12 мес.

Если на протяжении 12 месяцев в семье работника произошло пополнение, он обязуется в течение 1,5 недели представить руководителю предприятия обновленную заявку. К ней прилагаются соответствующие справки.

Как определить общую сумму налогов

Для того чтобы определить общую сумму налогов, нужно высчитать:

  • взносы в социальный фонд и на медицинское страхование;
  • размер освобождения, который не облагается подоходным налогом;
  • сумму, облагаемую налогом;
  • размер подоходного налога;
  • размер суммы, которую человек получает на руки.

Расчет налога

Заключение

Вычеты расходов со стороны граждан страны должны иметь документальное подтверждение. И также они должны вписываться в рамки норм, которые были установлены молдавским правительством.

Вычет налогов, выплачиваемых каким-либо иным лицом, кроме налогоплательщика, не разрешен.

Благодаря налоговым реформам, проведенным в последние несколько лет, Республика Молдова стала одной из самых низконалоговых юрисдикций в Восточной Европе. Например, с 1 января 2008 года введена нулевая ставка подоходного налога для юрлиц. Цель подобного реформирования – привлечение иностранных инвестиций.

В связи с этим у российского бизнеса возник интерес к Молдавии для целей налогового планирования. Тем более что экономические связи наших стран весьма привычны и в глазах российских налоговиков обычно не вызывают подозрений в «схемности». Кроме того, очевидным преимуществом Молдавии является то, что она не внесена в черный список ни одной международной организации. Минфин России также не признает Молдавию офшором (приказ от 13.11.07 № 108н).

Самого налога нет, а штрафы за занижение налоговой базы есть

Как уже упоминалось, в Молдавии установлена ставка подоходного налога на юрлиц в размере 0 процентов (ст. 15 Налогового кодекса Республики Молдова). Срок ее действия не ограничен, и она применяется в отношении всех задекларированных доходов компании.

Несмотря на нулевую ставку, молдавские налогоплательщики все равно обязаны иметь первичные документы, вести учет, сдавать бухгалтерскую отчетность и налоговые декларации. В случае нарушения правил учета доходов и расходов, повлекшего искажение отчетности, на компанию может быть наложен штраф в размере 25 процентов от суммы занижения налоговой базы. Получается, налога нет, а штраф есть!

Если база в результате отсутствия первичных документов или поставленного учета была исчислена инспекцией расчетным путем, вместо нулевой ставки применяется ставка в размере 15 процентов.

Плательщиками подоходного налога признаются компании-резиденты Молдавии (учрежденные здесь или управляемые из этой страны), а также постоянные представительства иностранных организаций. В отношении партнерств, созданных в Молдавии, налогообложению подлежит непосредственно прибыль самих парт- неров.

По общему правилу резиденты обязаны формировать налоговую базу, исходя из всех доходов, полученных как на территории Молдавии, так и за ее пределами. С учетом понесенных расходов. Убытки компании могут переноситься вперед на пять последующих лет.

Доходы от реализации активов, ценных бумаг или иной прирост капитала включаются в налоговую базу в половинном размере. Есть и иные налоговые льготы, но все они имели практический смысл до введения нулевой ставки налога.

Налоговый период – календарный год. Декларации должны подаваться до 31 марта года, следующего за отчетным. Прибыль каждой организации, независимо от ее участия в холдинге или группе компаний, облагается налогом отдельно. Нормирование процентов по займам между зависимыми компаниями (тонкая капитализация) и положения об иностранных зависимых компаниях отсутствуют.

Однако в Молдавии введено трансфертное регулирование при сделках между связанными лицами. Такими лицами признаются налогоплательщик и члены его семьи, а также юрлицо, которое контролирует налогоплательщика либо подчиняется ему (прямо или опосредованно). Под контролем понимается прямое или косвенное владение не менее чем 50 процентами уставного капитала или голосующих акций компании.

Налоговые органы имеют право проверять операции между связанными лицами и устанавливать, не были ли они совершены только с целью занижения налоговой базы.

Зачет иностранных налогов фактически не работает

Вся прибыль компаний-резидентов Молдавии, в том числе дивиденды от иностранных компании, проценты и роялти облагаются налогами в этой республике. Независимо от страны получения дохода.

По общему правилу налоги на доходы, уплаченные за рубежом, подлежат вычету из суммы налога, исчисленного в Молдавии с того же самого дохода. Но только в размере, не превышающем местный налог. Именно по- этому с 2008 года это правило фактически не работает, так как ставка налога на доходы в республике составляет 0 процентов – вычитать иностранные платежи просто не из чего.

Дивиденды, выплачиваемые нерезидентам, облагаются налогом у источника по ставке 15 процентов, если иное не предусмотрено соглашением об избежании двойного налогообложения. По той же ставке облагаются любые другие выплаты из чистой прибыли в адрес иностранного партнера.

С процентов, роялти, стоимости управленческих услуг, арендной платы и других аналогичных сумм, выплачиваемых нерезиденту, взимается налог у источника по ставке 10 процентов, если иное не предусмотрено международным договором. Однако от налогов освобождается ряд выплат – например, проценты по некоторым банковским депозитам.

Между правительствами России и Республики Молдова подписано соглашение от 12.04.96 «Об избежании двойного налогообложения» (ратифицировано Федеральным законом от 28.04.97 № 72-ФЗ). Документ предусматривает право удерживать налог у источника по ставке не более 10 процентов от суммы дивидендов и роялти. При этом проценты должны облагаться налогом только в стране получателя.

Помимо России, Молдавия заключила аналогичные соглашения еще с 36 государствами. В том числе с такими интересными в плане международного налогового планирования, как Швейцария, Эстония, Нидерланды, Австрия и Кипр.

Физлица платят как подоходный налог, так и страховые взносы

Физические лица – резиденты Молдавии обязаны уплачивать подоходный налог по ставке 7 процентов с дохода, не превышающего 25,2 тыс. леев в год (около 71 тыс. руб.), и по ставке 18 процентов с годового дохода, превышающего эту сумму. Обязанность удерживать подоходный налог возлагается на работодателя.

Налоговая база для подоходного налога с физлиц аналогична налоговой базе для юрлиц. Это объяснимо – налог для обеих категорий налогоплательщиков установлен одной и той же главой Налогового кодекса Республики Молдова. При этом физлица могут уменьшить облагаемую базу на сумму вычетов и освобождений. В частности, установлены освобождения на самого налогоплательщика и неработающего супруга (по 7,2 тыс. леев – 20,3 тыс. руб.), а также иждивенцев (по 1,68 тыс. леев на каждого – 4,74 тыс. руб.).

По общему правилу работодатели обязаны уплачивать взносы социального страхования, исходя из фонда оплаты труда. На 2009 год ставка взносов утверждена на уровне 23 процентов (22% – для сельскохозяйственных компаний), а ставка взноса в фонд обязательного медицинского страхования – 3,5 процента от общего фонда оплаты труда.

Физические лица также должны финансировать спецфонды (работодатели удерживают эти суммы из зарплаты). Сбор в социальный фонд составляет 6 процентов от зарплаты, а в медицинский фонд – 3,5 процента.

Налог на недвижимое имущество и на землю платят все собственники

Местный налог на недвижимое имущество уплачивается всеми собственниками недвижимого имущества, находящегося в Молдавии. Для компаний установлена ставка налога в размере 0,1 процента от балансовой стоимости объекта. Освобождение от налога распространяется на сельскохозяйственных производителей, бюджетные учреждения, а также некоторые другие категории юридических лиц.

Земельный налог уплачивается компаниями-собственниками земельных участков, находящихся на территории Молдавии. Ставки земельного налога дифференцированы в зависимости от плодородия, назначения земельного участка и его местонахождения.

В качестве плательщика НДС нужно регистрироваться

В Молдавии платить НДС должны только лица, зарегистрированные в качестве плательщиков налога, а также импортеры. В обязательном порядке регистрации подлежат лица, у которых выручка от реализации облагаемых НДС товаров, работ, услуг в течение любых 12 следующих друг за другом месяцев превышает 300 тыс. леев (около 847 тыс. руб.). Компания с объемом реализации от 100 тыс. до 300 тыс. леев в год (от 282 тыс. до 847 тыс. руб.) может стать плательщиком НДС добровольно, подав соответствующее заявление.

НДС в Молдавии уплачивается по стандартной для Европы схеме: сумма налога, исчисленного исходя из реализации, уменьшается на вычеты налога, уплаченного поставщикам. Особенностью молдавского НДС является то, что действуют четыре ставки налога: 20, 8, 5 и 0 процентов. Нулевая ставка НДС применяется при экспорте товаров и услуг.

Как на практике используют молдавские компании для экономии на налогах

Ставка подоходного налога 0 процентов позволяет российскому бизнесу рассматривать Республику Молдова в качестве юрисдикции, где аккумулируется конечная прибыль международной группы компаний.

Пример 1. Аккумулирование прибыли от экспортно-импортной деятельности и вывод ее через заем. Молдавская компания закупает продукцию в странах Европы и Азии и, не ввозя ее в Молдавию, реализует российской компании-импортеру со значительной наценкой. У молдавской компании образуется прибыль, которая облагается подоходным налогом по ставке 0 процентов (см. схему 1). То есть фактически налог не уплачивается. Аналогичным образом оптимизируют налоговые платежи группы компаний и при экспорте товаров из России.

Возвращают деньги в Россию обычно с помощью займов. Например, молдавская компания, аккумулировавшая прибыль, выдает ее компании в России в качестве займа под 22 процента годовых. Соглашением между Россией и Молдавией предусмотрено, что проценты по займу будут облагаться налогом только в стране получателя. В нашем случае это Молдавия, где установлена нулевая ставка подоходного налога.

Таким образом, российская компания не просто получила назад в свое распоряжение прибыль от экспортно-импортных операций, но и дополнительно снизила налогооблагаемую прибыль на сумму выплаченных в Молдавию процентов (с учетом их нормирования по ст. 269 НК РФ). При этом никакой дополнительной налоговой нагрузки по произведенной операции не возникает.

Стоит учитывать, что постановлением от 13.07.06 № 185 Национальный банк Молдовы утвердил Инструкцию о внешних обязательствах. По этому документу, получение и предоставление внешних займов для молдавских резидентов сопряжено с необходимостью уведомить об этом Нацбанк и получить письменное разрешение на проведение операции.

Пример 2. Вывод прибыли из Молдавии в офшор. Иногда с помощью молдавского резидента решают и другие задачи – выводят прибыль из Молдавии в офшорную юрисдикцию, например, Британские Виргинские острова (БВО).

В качестве посредника для такого вывода денежных средств обычно используют Кипр. Аккумулированная в Молдавии прибыль выплачивается кипрскому учредителю в качестве дивидендов.

В соответствии с конвенцией от 28.01.08 между правительствами Республики Молдова и Республики Кипр об избежании двойного налого- обложения, дивиденды, выплачиваемые из Молдавии на Кипр, облагаются налогом у источника по ставке 5 процентов. Такая ставка применяется при условии, что компания, которой выплачиваются дивиденды, владеет не менее чем 25 процентами уставного капитала компании-источника.

Дивиденды, выплачиваемые с Кипра на БВО, налогом у источника облагаться не будут. Конечная прибыль виргинской компании также не будет облагаться налогом на прибыль (см. схему 2).

Таким образом, совокупная налоговая нагрузка по этому способу оптимизации составляет 5 процентов.

В Молдавии есть свои налоговые проблемы

32. Налоговая система РМ

Налоговая система РМ представляет собой совокупность предусмотренных настоящим кодексом налогов (пошлин) и сборов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, а также мер по обеспечению их уплаты.

(8) Налоги (пошлины) и сборы, перечисленные в частях (5) и (6), основываются на следующих принципах:

а) нейтральность налогообложения - обеспечение посредством налогового законодательства равных условий для инвесторов, местного и иностранного капитала;

b) достоверность налогообложения - содержание ясных юридических норм, не допускающих произвольного толкования, ясность и точность сроков, методов и сумм уплаты для каждого налогоплательщика, позволяющие им легко проследить воздействие своих относящихся к финансовому менеджменту решений на их налоговое бремя;

с) налоговая справедливость - одинаковая трактовка физических и юридических лиц, осуществляющих деятельность в идентичных условиях, с тем чтобы обеспечить равенство налоговых обязательств;

d) налоговая стабильность - осуществление любых изменений и дополнений положений налогового законодательства непосредственно путем внесения изменений и дополнений в настоящий кодекс;

е) эффективность налогообложения - взимание с минимальными затратами наиболее приемлемых для налогоплательщиков налогов (пошлин) и сборов.

(9) При установлении налогов (пошлин) и сборов определяются следующие элементы:

а) объект налогообложения - налогооблагаемая материя;

b) субъект налогообложения (налогоплательщик) - лицо, указанное в пункте 2) статьи 5;

с) источник уплаты налога (пошлины) или сбора - источник, из которого уплачивается налог (пошлина) или сбор;

d) единица налогообложения - единица измерения, выражающая величину объекта налогообложения;

е) ставка (ставки) налогообложения - единый размер налога (пошлины) или сбора в соотношении с объектом налогообложения;

f) срок уплаты налога (пошлины) или сбора - период, в течение которого налогоплательщик обязан уплатить налог (пошлину) или сбор, в виде интервала времени или фиксированного дня уплаты;

g) налоговые льготы - элементы, которые учитываются при оценке объекта налогообложения, определении размера налога (пошлины) или сбора, а также при их взимании, в виде:

– частичного или полного освобождения от налога (пошлины) или сбора;

– частичного или полного освобождения от уплаты налогов (пошлин) или сборов;

– снижения ставки налогов (пошлин) или сборов;

– уменьшения объекта налогообложения;

– отсрочки уплаты налогов (пошлин) или сборов;

– рассрочки погашения налогового обязательства.

(10) Налоги (пошлины) и сборы, взимаемые в соответствии с настоящим кодексом и иными нормативными актами, принятыми в соответствии с ним, являются одним из источников доходов государственного бюджета и бюджетов административно-территориальных единиц.

33. Статус и функции налоговых инспекций

Функции и права обязанности налоговых органов.

Точное установление функций государственного органа имеет важное юридическое значение: права, предоставленные законодательством этому органу, и обязанности, на него возложенные, могут быть реализованы и должны трактоваться исключительно в рамках его функций и задач так, как они установлены законом.

Функции налоговых органов — центрального, региональных и местных — несколько различаются. Но поскольку главная задача всех звеньев одна — контроль за соблюдением налогового законодательства, налоговым органам всех уровней присущи общие функции, а именно:

• контроль за соблюдением налогового законодательства участниками налоговых правоотношений;

• определение в установленных случаях суммы налогов, подлежащих уплате в бюджет налогоплательщиками;

• ведение оперативно-бухгалтерского учета сумм налогов;

• возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов;

• разъяснительная работа и информирование налогоплательщиков о порядке применения налогового законодательства;

• применение мер ответственности к нарушителям налогового законодательства;

• взыскание недоимок, пеней и штрафов с нарушителей налогового законодательства;

• контроль за соблюдением законодательства о наличном денежном обращении.

Для выполнения своих функций налоговые органы наделены соответствующими правами, которые реализуются через права различных должностных лиц этих органов. Для правильного понимания прав налоговых органов необходимо учитывать следующее.

Во-первых, к налоговым органам и их должностным лицам неприменим принцип диспозитивности — основной принцип, в частности, гражданско - правовых отношений: «разрешено все, что не запрещено законом». Наоборот, они должны руководствоваться императивным принципом, присущим административным отношениям: каждое должностное лицо выполняет только то, что прямо разрешено ему законом, т.е. действует в рамках установленной ему компетенции.

Во-вторых, права налоговых органов являются одновременно обязанностью их должностных лиц

По общему правилу, большая часть налоговых поступлений, которые взимаются со своих граждан или подданных поступают в центральную часть бюджета, если государство федеративное, то 80-90% взимаемых налогов попадают в федеральный бюджет. Стоит обратить внимание и на то, что во всех наиболее развитых государствах с рыночной экономикой взимается 7-10 налогов. Данные поступления являются основой любой налоговой системы, в том числе и англосаксонской, которую мы рассмотрим более подробно.

Англосаксонская система налогообложения функционирует в таких государствах как США, Великобритания, Австралия, Канада.

Данная система обладает некоторыми отличительными признаками:

во-первых, в рамках англосаксонской системы налогообложения значительно преобладают прямые налоги;
во-вторых, косвенные налоги составляют лишь незначительную долю;
в-третьих, основным субъектом налогообложения являются физические лица [1].

Более того, самая ортодоксальная налоговая англосаксонская налоговая модель функционирует в Великобритании. На ней стоит и заострить внимание.

Функционирующая в Британии налоговая система является одной из наиболее направленных на налоговые поступления со стороны физических. Данный тезис применим и к таким государствам как Канада, США, Австралия, так как в них действует схожая система налогов и сборов. Это связано с тем, что данные государства являются капиталистическими, что в свою очередь подразумевает свободный и конкурентный рынок, который невозможно реализовать при высоком налогообложении предприятий, так как мелкие предприятия не способны существовать с таким налоговым бременем. Соответственно, на сегодняшний день нельзя с уверенностью сказать о том, что юридические лица играют ключевую роль в функционировании англосаксонской налоговой системы [2].

Диаметрально противоположная ситуация сложилась в отношении физических лиц. Как правило, именно налоговые поступления со стороны физических лиц являются базисом при формировании бюджетов всех уровней. Это подтверждается и цифрами. В странах с англосаксонской налоговой моделью налоговые поступления занимают около 80-90% бюджета. Цифры варьируются в зависимости от государства. Более того, 60-70% всех налоговых поступлений занимает налог на доходы физических лиц или же подоходный налог. Если же говорить о юридических лицах, то налоговые поступления с их стороны зачастую не превышают и 15%. Но некоторые экономисты и эксперты в сфере налогового права считают, что сегодня данная налоговая система постепенно подвергается реформированию, обосновывая свою позицию тем, что подоходный налог в государствах с подобной налоговой моделью постепенно уменьшается. В частности, личный подоходный налог с британских подданных сегодня составляет 20%. Эта цифра может показаться высокой лишь на первый взгляд. Для наглядности можно произвести сравнение с налоговой системой в РФ. Основная ставка НДФЛ в России составляет 13% и планируется её повышение до 15%, несмотря на то, что бюджет Российской Федерации имеет меньшую привязку к налоговым поступлениям, так как в РФ существуют иные источники финансирования.

Разумеется, юридические лица в данной налоговой системе также нельзя назвать полностью освобождёнными от уплаты налогов. Во всех государствах, где функционирует подобная налоговая система, предусмотрен и подоходный налог с организаций, который в быту принято называть «корпоративным налогом». Его ставка варьируется от 20 до 35% в зависимости от государства. Если же говорить конкретно о Великобритании, то в ней предусмотрены две ставки по данному виду налога, которые составляют 24 и 33%.

Если же говорить о Канаде, то в ней в свою очередь также предусмотрен налог с корпораций и организаций. Основная Налоговая ставка по данному налогу составляет 38%, что считается достаточно высокой цифрой. Однако, в Канаде предусматривается множество налоговых вычетов, и реальная налоговая ставка становится значительно меньшей. Она может снижена вплоть до 10%, но основной является ставка в 25%.

Касательно ставок подоходного налога в Канаде, то следует отметить, что она также носит прогрессивный характер. В Канаде предусмотрены 4 налоговые ставки: 15%, 22%, 26% и 29%. Как видно, числа не слишком сильно рознятся со ставками в других странах.

Стоит обратить внимание и на то, что в данных государствах присутствует классификация налогоплательщиков на резидентов и нерезидентов. Их существенное отличие кроется в том, что доходы резидента подлежат обложению без привязки к источнику получения. Нерезидент же уплачивает налоги только в том случае, если доход был получен на территории данного государства [3].

Немалую роль в рамках данной налоговой системы имеет и налог на добавленную стоимость. Ставка данного налога не слишком сильно рознится со ставкой в государствах с иными налоговыми моделями. В частности в Британии предусмотрены три ставки НДС: 0%, 8%, 17,5%. Но необходимо обратить внимание на то, что НДС в рамках англосаксонской налоговой системы имеет куда меньшую привязку к бюджету всех уровней. Это обусловлено тем, что в государствах с этой налоговой моделью косвенное налогообложение играет меньшую роль.

В итоге можно сделать вывод, что англосаксонская налоговая модель не лишена как недостатков, так и положительных моментом. Безусловно, относительно низкое налогообложение организаций можно расценить как плюс, так как это является преградой для появления монополистов на рынке. Минусом же является то, что значимость налогов с физических лиц слишком сильно превалирует над иными источниками финансирования бюджетов всех уровней.

Евроконтинентальная налоговая модель

Отличительным признаком евроконтинентальной модели налогообложения является значительное косвенное налогообложение и высокая доля отчислений на социальное страхование. Такого рода вариации налоговых систем функционируют в Австрии, Бельгии, Германии, Нидерландах, Франции и Италии.

Евроконтинентальная налоговая система характеризуется относительно высокой долей косвенных налогов, среди которых ключевую роль играет налог на добавленную стоимость.

Также стоит помнить и о том, что в рамках данной системы ключевое место занимают выплаты на социальное страхование, отчисляемые из фонда заработной платы.

Стоит отметить и то, что несмотря на высокую степень косвенного налогообложения в странах с евроконтинентальной моделью, прямое налогообложение в них крайне низкое.

В государствах с подобной системой налогообложения чаще всего функционирует социально-ориентированная модель экономики.

Основными налогами в государствах с подобной системой налогообложения являются:

- налог на добавленную стоимость;
- налог на прибыль или доход;
- налог на собственность;
- земельный налог;
- налог на фонд заработной платы;
- налог на доход от капитала;
- подоходный налог с физических лиц.

В рамках данной системы существуют два уровня налогообложения:

Необходимо заметить и то, что характер подоходного налогообложения в данных государствах носит прогрессивный характер.

В государствах с евроконтинентальной моделью налогообложения существуют 4 ставки налога на добавленную стоимость:

- нормальная;
- сокращённая;
- промежуточная;
- повышенная.

Нормальная ставка применима для всех операций, кроме тех, по которым предусмотрены иные ставки. Сокращенная ставка применима, когда оказываются услуги в сфере продуктов питания и их производства. Промежуточная может применяться для обложения товаров: газа, электричества, горячей воды, угля, нефтепродуктов, спирта, кофе и др. Повышенная - применяется при покупке драгоценных металлов, мехов, аппаратуры, табака и т.д.

На данный момент наблюдается такая тенденция, что страны, в которых функционирует евроконтинентальная модель налогообложения, всячески пытаются координировать налоговую политику иных государств.

На мой взгляд, это обусловлено тем, что на сегодняшний день в мире наблюдается процесс всем налоговым системам единообразного характера. А так как государства с евроконтитентальной налоговой системой являются гегемонами в мировой политики, именно они задают планку, к которой стремятся другие государства.

Стоит отметить и то, что несмотря на желания европейских государств гармонизировать налоговые системы, на данный момент это не представляется возможным. В первую очередь это обусловлено причинами материального характера. Страны с латиноамериканской налоговой моделью, о которых речь пойдёт дальше или же Африканские страны не могут позволить себе подобные налоговые ставки в отношении физических лиц, что обусловлено их низким уровнем дохода. Также содержание органов системы налогов и сборов, которые существуют в государствах с евроконтинентальной моделью налогообложения, является весьма затратным. Из этого следует, что полная гармонизация налоговых систем на сегодняшний день не представляется возможной, чего нельзя сказать о постепенной интеграции некоторых элементов из евроконтинентальной налоговой модели [4].

Стоит обратить внимание и на то, что данная система также не лишена недостатков. В частности, в государствах с евроконтинентальной моделью налогообложения, несмотря на и так достаточно высокую долю страховых отчислений, наблюдается их дальнейший рост. В частности, на данный момент именно страховые взносы составляют 46% всех поступлений в центральный бюджет. Соответственно, данная ситуация может присти в дальнейшем к росту прямого налогообложения, что сегодня весьма специфично для государств с подобной налоговой системой.

Латиноамериканская налоговая модель

Латиноамериканская налоговая модель традиционно применяется в странах третьего мира, которые принято называть «развивающимися». Подобная налоговая модель функционирует в странах Южной Америки (Чили, Боливия) а также в государствах, которые находятся в пределах карибского бассейна.

В государствах с латиноамериканской налоговой моделью также предусмотрена классификация налогов и сборов по уровням. В частности, существуют налоги, поступающие в национальный бюджет (аналог федерального), а также существует муниципальное налогообложение и налогообложение на уровне департаментов [5].

Стоит обратить внимание на то, что в рамках данной налоговой системы значительная роль уделена налогообложению организаций. Если же говорить о прямом и косвенном налогообложении в этих государствах, то ставки по данным налогам значительно меньше, чем странах с иными налоговыми моделями. Исключение из правил составляют лишь большинство стран Африки и некоторые страны Азии, но они не составляют полностью самостоятельную налоговую модель, а представляют собой лишь адаптацию латиноамериканской налоговой системы.

Косвенные налоги составляют около четверти бюджета латиноамериканских стран. Ключевую роль среди них играют акцизы, образующие около 20% налоговых поступлений среди всех налоговых поступлений.

Латиноамериканская система налогообложения является первой ступенью к экономическому росту государства. Именно поэтому она так широко применяется в странах третьего мира.

Ярким примером сильного экономического роста при переходе на подобную модель налогообложения является такое государство как Чили времён Аугусто Пиночета в период с 1973г по 2011г. Данный временной промежуток вошёл в история как «чилийское чудо». Это обусловлено тем, что после перехода на нынешнюю модель налогообложения ВВП на душу населения Чили вырос в 2,8 раза [6].

Стоит отменить и весьма низкие налоговые ставки по индивидуальному подоходному налогу в данных государствах. В частности, в Перу ставка по подоходному налогу на данный момент составляет 4%, В Перу - 3,9%, а в Колумбии – 13,5%, что в рамках этой системы является достаточно высоким показателем.

Совершенно иная ситуация обстоит с корпоративными налогами. Их ставка значительно больше, чем в государствах с иными налоговыми моделями. В частности, ставка по корпоративному налогу в Венесуэле составляет 56%. Но есть и положительные исключения. Например, Бразилии ставка по корпоративному налогу составляет 7,5%, но это компенсируется высоким уровнем косвенного налогообложения, которое в латиноамериканских странах традиционно высокое. В частности, акцизы обеспечивают 30% всех налоговых поступлений в Бразилии. Подобная ситуация сложилась и в Перу. В этом государстве налог на добавленную стоимость обеспечивает 25% всех налоговых поступлений.

В итоге можно сделать вывод, что данная налоговая модель оптимальна для бедных стран, так как государство практически не рассчитывает на прямые налоги с физических лиц при формировании бюджета. Но в то же время очевидным недостатком является то, что высокий уровень налогообложения предприятий, как правило, приводит к появлению монополистов на рынке.

Смешанная модель налогообложения

Смешанная модель налогообложения сочетает в себе все основные параметры, которые присущи иным моделям налогообложения. После развала СССР успешно у себя интегрировала данную систему и Российская Федерация. Если же говорить о зарубежных государствах, то ярким примером государства со смешанной моделью налогообложения является современная Япония.

Отличительным признаком Японии является то, что значительную часть бюджета Японии составляют неналоговые поступления. Схожая ситуация сложилась и в Российской Федерации. Процент неналоговых поступлений в Японии на федеральном уровне составляет 15%, а на местном уровне может достигать и 25%, что считается достаточно высоким показателем.

Также одной из особенностей Японской модели налогообложения является множественность налогов. Право взимать налоги имеет каждый орган территориального управления. Все налоги установлены на законодательном уровне и зарегламентированы в соответствующих НПА. В соответствии с текущими законами, на сегодняшниий день в Японии взимается около 25 государственных и 30 местных налогов, которые классифицированы на следующие группы:

- прямые подоходные налоги, удерживаемые с юридических и физических лиц;
- прямые имущественные налоги (налоги на имущество); потребительские налоги.

Разумеется, предпочтение отдается прямым налогам. Это связано с тем, что они составляют основу бюджета любого уровня.

Основную часть бюджета в Японии, как и во всех государствах составляют прямые налоги.

Наиболее высокий доход бюджету приносит подоходный налог с юридических и физических лиц. Он превышает 58% всех налоговых поступлений. Предприятия и организации уплачивают из прибыли следующие налоги:

- государственный подоходный налог в размере 33,48%;
- префектурный подоходный налог – 5% от государственного, что дает ставку 1,68% от прибыли;
- городской (поселковый, районный) подоходный налог – 12,6% от государственного, или 4,12% от прибыли.

В итоге в доход бюджета изымается около 40% прибыли юридического лица. Прибыль в свою очередь является источником выплаты налога на предпринимательскую деятельность, поступающего в распоряжение префектуры. Физические лица уплачивают государственный подоходный налог по прогрессивной шкале, имеющей пять ставок: 10; 20; 30; 40; 50%. Кроме того, действует подоходный префектурный налог по трем ставкам: 5; 10; 15%, а также существуют местные подоходные налоги.

Весьма значимым недостатком смешанной налоговой системы, на мой взгляд, является слишком сильная дифференциация налогов и сборов, что ведет к значительному уровню бюрократизации. Также минусом подобной системы справедливо считается необходимость содержания разветвлённой системы налогов и сборов, что является финансово затратным и ведёт к повышению налогообложения физических, а также юридических лиц. Если же говорить о плюсах данной системы, то они, безусловно, тоже присутствуют. Главным, на мой взгляд, является то, что в данных государствах нет чёткой привязки к какой-либо налоговой системе. Из этого следует, что странам со смешанной налоговой системой не составит труда интегрировать некоторые положительные моменты из других налоговых систем.

Список литературы
1. Александров И. М. Налоги и налогообложение: учебник. / И. М. Александров. - 8-е изд., прераб и доп. – Москва: Дашков и К, 2018. –
С. 260 – 305.
2. Белоусов А. В. Процедуры разрешения налоговых споров по законодательству США / А. В. Белоусов. – Москва, 2018. – 120 с
3. Бобоев М. Р. Налоговые системы зарубежных стран: Содружество Независимых Государств: учеб. пособ. / М. Р. Бобоев, Н. Т. Мамбеталиев, Н. Н. Тютюрюков. – М., 2020.
4. Богорад Л. М. О роли налоговых поступлений в структуре местных бюджетов современной Франции / Л. М. Богорад // Право и политика. – 2018. – № 10. – С. 2386–2389.
5. Болтенко, О. А. Налогообложение физических лиц в Великобритании – конец налоговой гавани / О. А. Болтенко // Налоговед. – 2018. – № 9.
– С. 25–27.
6. Бурукина О. А. Налоговая администрация Великобритании: реформы и тенденции / О. А. Бурукина // Финансовое право. – 2018. – № 10. – С. 27–31.

Читайте также: