Налоговая система стран снг

Опубликовано: 14.05.2024

  • +
    –
    Общая часть
    • +
      –
      Раздел I. Общие положения (ст.ст. 1 - 32)
      • +
        –
        Глава 1. Основные положения (ст.ст. 1 - 9)
        • Статья 1. Отношения, регулируемые Налоговым кодексом
        • Статья 2. Налоговое законодательство и иные нормативные правовые акты о налогах
        • Статья 3. Действие актов налогового законодательства
        • Статья 4. Действие норм международных договоров по вопросам налогообложения
        • Статья 5. Определение сроков
        • Статья 6. Налоги и сборы
        • Статья 7. Налоговая система страны
        • Статья 8. Принципы налоговой системы страны
        • Статья 9. Участники отношений, регулируемых настоящим Кодексом и иными актами налогового законодательства
      • +
        –
        Глава 2. Понятия, используемые в настоящем Кодексе и иных актах налогового законодательства (ст.ст. 10 - 29)
        • Статья 10. Основные понятия
        • Статья 11. Объекты налогообложения
        • Статья 12. Финансовые инструменты срочных сделок
        • Статья 13. Имущество
        • Статья 14. Товары
        • Статья 15. Работы (услуги)
        • Статья 16. Реализация товаров, работ (услуг)
        • Статья 17. Место реализации (поставки) товаров
        • Статья 18. Место реализации работ (услуг)
        • Статья 19. Определение момента фактической реализации товаров (работ (услуг))
        • Статья 20. Принципы определения цены товаров (работ (услуг)) для целей налогообложения
        • Статья 21. Источники информации о рыночных ценах
        • Статья 22. Взаимозависимые лица
        • Статья 23. Принципы определения доходов
        • Статья 24. Источники доходов
        • Статья 25. Доходы от источников в стране
        • Статья 26. Доходы от источников за пределами страны
        • Статья 27. Доходы, полученные от источников в стране и за ее пределами, и спорные случаи
        • Статья 28. Дивиденды и проценты
        • Статья 29. Ввоз товаров на территорию страны и вывоз товаров за ее пределы
      • +
        –
        Глава 3. Система налогов (ст.ст. 30 - 32)
        • Статья 30. Виды налогов и сборов
        • Статья 31. Специальные налоговые режимы
        • Статья 32. Основные условия установления налогов
    • +
      –
      Раздел II. Организации и физические лица. Налогоплательщики. Налоговые агенты (ст.ст. 33 - 46)
      • +
        –
        Глава 4. Организации и физические лица (ст.ст. 33 - 40)
        • Статья 33. Организации
        • Статья 34. Национальные и иностранные организации
        • Статья 35. Место нахождения организации
        • Статья 36. Место управления организацией
        • Статья 37. Постоянное представительство организации
        • Статья 38. Физические лица - налоговые резиденты и нерезиденты страны
        • Статья 39. Место жительства и место пребывания физического лица
        • Статья 40. Индивидуальный предприниматель без образования юридического лица
      • +
        –
        Глава 5. Налогоплательщики и налоговые агенты (ст.ст. 41 - 46)
        • Статья 41. Налогоплательщики
        • Статья 42. Права налогоплательщиков
        • Статья 43. Обязанности налогоплательщиков
        • Статья 44. Налоговые агенты
        • Статья 45. Защита прав налогоплательщиков, налоговых агентов
        • Статья 46. Представители налогоплательщиков
    • +
      –
      Раздел III. Система органов, осуществляющих налоговый контроль (ст.ст. 47 - 51)
      • +
        –
        Глава 6. Налоговые органы и иные органы, осуществляющие налоговый контроль (ст.ст. 47 - 51)
        • Статья 47. Система налоговых органов и иные органы, осуществляющие налоговый контроль в стране
        • Статья 48. Взаимодействие органов, осуществляющих налоговый контроль, с компетентными органами иностранных государств
        • Статья 49. Права налоговых органов
        • Статья 50. Обязанности налоговых органов
        • Статья 51. Ответственность налоговых органов, иных органов, осуществляющих налоговый контроль, и должностных лиц этих органов
    • +
      –
      Раздел IV. Налоговое обязательство (ст.ст. 52 - 88)
      • +
        –
        Глава 7. Налоговое обязательство и его исполнение (ст.ст. 52 - 67)
        • Статья 52. Налоговое обязательство
        • Статья 53. Исполнение налогового обязательства
        • Статья 54. Исполнение налогового обязательства при ликвидации организации
        • Статья 55. Исполнение налогового обязательства при реорганизации организации
        • Статья 56. Исполнение налогового обязательства умершего, безвестно отсутствующего или недееспособного физического лица
        • Статья 57. Налоговая база и налоговые ставки
        • Статья 58. Налоговый период
        • Статья 59. Налоговые льготы
        • Статья 60. Сроки уплаты налогов
        • Статья 61. Порядок уплаты налогов
        • Статья 62. Исполнение поручений на перечисление налогов и решений о взимании налогов
        • Статья 63. Взимание налога за счет денежных средств налогоплательщика или налогового агента
        • Статья 64. Взимание налога за счет наличных денежных средств
        • Статья 65. Взимание налога за счет имущества
        • Статья 66. Зачет и возврат налогов
        • Статья 67. Списание безнадежных долгов
      • +
        –
        Глава 8. Изменение срока исполнения налогового обязательства (ст.ст. 68 - 75)
        • Статья 68. Общие условия изменения срока исполнения налогового обязательства
        • Статья 69. Обстоятельства, исключающие изменение срока исполнения налогового обязательства
        • Статья 70. Органы, уполномоченные принимать решения об изменении срока исполнения налогового обязательства
        • Статья 71. Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки
        • Статья 72. Порядок и условия предоставления налогового кредита
        • Статья 73. Инвестиционный налоговый кредит
        • Статья 74. Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита
        • Статья 75. Прекращение действия отсрочки, рассрочки, налогового кредита или инвестиционного налогового кредита
      • +
        –
        Глава 9. Требование об уплате налога (ст.ст. 76 - 81)
        • Статья 76. Требование об уплате налога
        • Статья 77. Сроки выставления требования об уплате налога
        • Статья 78. Изменение требования об уплате налога
        • Статья 79. Исполнение требования об уплате налога
        • Статья 80. Приостановление течения срока исполнения требования об уплате налога
        • Статья 81. Прекращение требования об уплате налога
      • +
        –
        Глава 10. Меры обеспечения исполнения налогового обязательства (ст.ст. 82 - 88)
        • Статья 82. Обеспечение исполнения налогового обязательства
        • Статья 83. Взимание налога
        • Статья 84. Пени
        • Статья 85. Залог имущества
        • Статья 86. Поручительство
        • Статья 87. Приостановление операций по счетам в кредитной организации
        • Статья 88. Арест имущества
    • +
      –
      Раздел V. Налоговая отчетность и налоговый контроль (ст.ст. 89 - 115)
      • +
        –
        Глава 11. Учет объектов налогообложения. Налоговая отчетность (ст.ст. 89 - 91)
        • Статья 89. Учет объектов налогообложения
        • Статья 90. Налоговая декларация
        • Статья 91. Внесение дополнений и изменений в налоговую декларацию
      • +
        –
        Глава 12. Налоговый контроль (ст.ст. 92 - 115)
        • Статья 92. Формы проведения налогового контроля
        • Статья 93. Учет налогоплательщиков
        • Статья 94. Порядок постановки на учет и снятия с учета. Идентификационный номер налогоплательщика
        • Статья 95. Обязанности органов, осуществляющих регистрацию организаций и индивидуальных предпринимателей, физических лиц, актов рождения и смерти, учет и регистрацию имущества
        • Статья 96. Обязанности кредитных организаций, связанные с учетом налогоплательщиков
        • Статья 97. Виды налоговых проверок
        • Статья 98. Камеральная (предварительная) налоговая проверка
        • Статья 99. Выездная налоговая проверка
        • Статья 100. Налоговые обследования
        • Статья 101. Участие свидетеля
        • Статья 102. Доступ должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение для проведения выездной налоговой проверки
        • Статья 103. Осмотр
        • Статья 104. Истребование документов
        • Статья 105. Выемка документов и предметов
        • Статья 106. Экспертиза
        • Статья 107. Привлечение специалиста для оказания содействия в осуществлении налогового контроля
        • Статья 108. Участие переводчика
        • Статья 109. Участие понятых
        • Статья 110. Компенсации и вознаграждения, причитающиеся свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым
        • Статья 111. Общие требования, предъявляемые к протоколу, составленному при производстве действий по осуществлению налогового контроля
        • Статья 112. Оформление результатов выездной налоговой проверки
        • Статья 113. Производство по делу о налоговом правонарушении (вынесение решения по результатам рассмотрения материалов проверки)
        • Статья 114. Налоговая тайна
        • Статья 115. Исковое заявление о взыскании налоговой санкции
    • +
      –
      Раздел VI. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение (ст.ст. 116 - 137)
      • +
        –
        Глава 13. Общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений (ст.ст. 116 - 125)
        • Статья 116. Понятие налогового правонарушения
        • Статья 117. Лица, подлежащие ответственности за совершение налоговых правонарушений
        • Статья 118. Общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения
        • Статья 119. Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения
        • Статья 120. Формы вины при совершении налогового правонарушения
        • Статья 121. Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения
        • Статья 122. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения
        • Статья 123. Давность привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения
        • Статья 124. Налоговые санкции
        • Статья 125. Давность взыскания налоговых санкций
      • +
        –
        Глава 14. Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение (ст.ст. 126 - 137)
        • Статья 126. Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе
        • Статья 127. Нарушение срока представления налоговой декларации
        • Статья 128. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения
        • Статья 129. Неуплата или неполная уплата сумм налога
        • Статья 130. Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов
        • Статья 131. Незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа на территорию или в помещение
        • Статья 132. Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест
        • Статья 133. Непредоставление налоговому органу сведений о налогоплательщике
        • Статья 134. Непредоставление документов и предметов в налоговые органы
        • Статья 135. Нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора, решения о взыскании налога или сбора, а также пеней и штрафа
        • Статья 136. Нарушение кредитной организацией порядка открытия счета налогоплательщику
        • Статья 137. Неисполнение кредитной организацией решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика или налогового агента
    • +
      –
      Раздел VII. Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц (ст.ст. 138 - 142)
      • +
        –
        Глава 15. Порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц (ст.ст. 138 - 142)
        • Статья 138. Право на обжалование
        • Статья 139. Порядок и сроки подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу
        • Статья 140. Последствия подачи жалобы
        • Статья 141. Рассмотрение жалобы вышестоящим налоговым органом или вышестоящим должностным лицом
        • Статья 142. Рассмотрение жалоб, поданных в суд

Модельный Налоговый кодекс
для государств - участников СНГ
(принят постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ от 9 декабря 2000 г. N 16-5)

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Модельный Налоговый кодекс для государств - участников СНГ (Общая часть) (принят постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ от 9 декабря 2000 г. N 16-5)

Текст Кодекса опубликован в Информационном бюллетене Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ, 2001 г., N 26

Подоходный налог


Подоходный налог — это основной вид прямых налоговых платежей. Он взимается как с юридических, так и с физических лиц. Исчисляется в процентах от годового дохода человека.

Во многих странах подоходный налог взимается исключительно с физических лиц, то есть людей, которые работают по найму, а не являются индивидуальными предпринимателями или акционерами компаний. В таких государствах юридические лица ежегодно вносят налог на прибыль, который также исчисляется в процентах от годовой прибыли предприятия или организации.

В экономике считается, что высокие налоговые ставки в государстве уменьшают конкурентоспособность страны по сравнению с другими государствами.

Таблица стран с самыми низкими налогами в 2021 году

Страны с самыми низкими налогами на прибыль для юридических лиц

С новыми поправками в налоговом кодексе Вы можете ознакомиться посмотрев видео, представленном ниже.

Самые низкие подоходные налоги в разных странах мира для физлиц

C самыми странными налогами в мире Вы можете ознакомиться, посмотрев видео.

Таблица стран с самыми высокими налогами

Страны с самыми высокими налогами в мире

Таблица со средней налоговой ставкой в мире

Список стран с самыми высокими подоходными налогами:

  1. Аруба. Налоговая ставка равна 58,95 %. В данную ставку входит социальный налог, который, в свою очередь, включает:
  • Пенсионный взнос. Выплачивается как работодателем, так и рабочим. Работник обязан отчислять 4 %, а работодатель выплачивает 9,5 %.
  • Страховой взнос. Выплачивается также работодателем в сумме 8,9 % и наемным рабочим в сумме 2,6 %.
  1. Швеция. Ставка подоходного налогового платежа равна 56,6 %, из которых 7 % — это социальный взнос.
  2. Дания. Ставка — 55,4 %. До 2008 года на территории Дании действовала ставка подоходного налога в размере 62,3 %, но правительство приняло решение уменьшить размер налога. В стране уклониться от выплаты налоговых платежей практически невозможно. Налогами облагается даже церковь, которая отчисляет до 1,5 % от дохода.
  3. Нидерланды. Ставка подоходного налогового платежа равна 52 % (ранее данный налог достигал 72 %). Помимо подоходного налогового платежа, граждане страны обязаны отчислять налог на пользование землей в размере 6 % и налог при получении наследства в размере 40 %.
  4. Бельгия. Налоговые ставки:
  • Подоходный — 50 %.
  • Социальный взнос — 13 %.
  • Муниципальный — 11 %.
  1. Австрия и Япония. Сумма подоходного налога в этих странах равна 50 %.
  2. Финляндия. Ранее фиксированная ставка равнялась 53,5 %, но в 2004 году по решению правительства налогообложение физических лиц снизилось до 49,2 %.
  3. Ирландия является одной из стран с самой высокой ставкой подоходного налога, которая равна 48 %. Напомним, что данная ставка намного выше среднего подоходного налога на всей территории северной части Европы, который равняется на сегодняшний день 40 %.

Зависимость размеров налогов от доходов в Ирландии

Зависимость размеров налогов от доходов в Ирландии

  1. Великобритания. Правительством страны в 2010 году было принято решение об увеличении ставки подоходного налогового платежа на 10 % (в 2010 году ставка с учетом повышения равнялась 50 %). Но повышение себя не оправдало, и с 2013 года она равняется 45 %, то есть стала ниже на 5 %.

Подоходный налог в разных государствах

Данный вид налогового платежа в разных странах исчисляется по-разному.

Есть государства с единой фиксированной ставкой, а есть и такие, где сумма отчисляемых средств напрямую зависит от годового дохода гражданина.

Подоходные налоги в странах мира с фиксированной ставкой:

  1. Беларусь — 13 %.
  2. Болгария — 10 %.
  3. Латвия — 25 %.
  4. Литва — 15 %.
  5. Эстония –— 20 %.
  6. Россия — 13 %.

Налоги в разных странах мира с «плавающей» налоговой ставкой в зависимости от годового дохода гражданина:

  1. Австралийский Союз. При доходе до 4600 USD взнос не платится. Если прибыль больше 4600 USD, но меньше 28 800 USD, налог равен 9 %. При прибыли свыше 140 000 USD ставка варьируется от 30,3 до 44,9 %.

Налогообложение в Австрилии

Налогообложение в Австрилии

Размер подоходного налога в разных странах

Страна Размер подоходного налога (в %)
Португалия 56,50
Зимбабве 45,00
Франция 50,30
Израиль 50,00
Словения 50,00
Ирландия 48,00
Греция 46,00
Республике Конго 45,00
Люксембург 43,60
Папуа — Новая Гвинея 42,00
ЮАР 40,00
Чили 40,00
Гвинея 40,00
Сенегал 40,00
Швейцария 40,00
Тайвань 40,00
Уганда 40,00
Соединенные Штаты Америки 39,60
Норвегия 40,00
Марокко 38,00
Южная Корея 38,00
Суринам 38,00
Намибия 37,00
Алжир 35,00
Аргентина 35,00
Барбадос 35,00
Камерун 35,00
Кипр 35,00
Эквадор 35,00
Экваториальная Гвинея 35,00
Эфиопия 35,00
Габон 35,00
Мальта 35,00
Таиланд 35,00
Тунис 35,00
Турция 35,00
Вьетнам 35,00
Замбия 35,00
Венесуэла 34,00
Индия 33,99
Колумбия 33,00
Мавритания 33,00
Новая Зеландия 33,00
Пуэрто-Рико 33,00
Свазиленд 33,00
Мозамбик 32,00
Филиппины 32,00
Польша 32,00
Конго 30,00
Сальвадор 30,00
Индонезия 30,00
Кения 30,00
Лесото 35,00
Малави 30,00
Мексика 30,00
Никарагуа 30,00
Перу 30,00
Руанда 30,00
Сьерра-Леоне 30,00
Танзания 30,00
Бразилия 27,50
Самоа 27,00
Армения 25,00
Малайзия 26,00
Азербайджан 25,00
Бангладеш 25,00
Доминиканская Республика 25,00
Египет 25,00
Гана 25,00
Гондурас 25,00
Ямайка 25,00
Панама 25,00
Тринидад и Тобаго 25,00
Лаос 24,00
Нигерия 24,00
Шри-Ланка 24,00
Албания 10,00
Чешская Республика 22,00
Сирия 22,00
Узбекистан 22,00
Эстония 21,00
Лихтенштейн 21,00
Афганистан 20,00
Камбоджа 20,00
Фиджи 20,00
Грузия 20,00
Остров Мэн 20,00
Ливан 20,00
Мадагаскар 20,00
Мьянма 20,00
Пакистан 20,00
Сингапур 20,00
Молдова 18,00
Ангола 17,00
Украина 17,00
Румыния 16,00
Коста-Рика 15,00
Венгрия 16,00
Ирак 15,00
Сербии 15,00
Сейшельские острова 15,00
Судан 15,00
Йемен 15,00
Иордания 14,00
Боливия 13,00
Таджикистан 13,00
Макао 12,00
Казахстан 10,00
Косово 10,00
Ливия 10,00
Монголия 10,00
Гватемала 31,00

Государства без подоходного налога

В мире есть ряд государств, в которых отсутствует подоходный налог, то есть физические лица не обязаны ничего выплачивать со своей заработной платы в государственный бюджет.

Страны, в которых отсутствует данный вид платежа, являются весьма богатыми и экономически развитыми. Большая часть из таких государств богата природными ресурсами, в частности, нефтью и природным газом. Благодаря добыче полезных ископаемых и весьма развитой экономике государство не нуждается во взыскании подоходного налога с граждан своей страны.

Список государств, где жители не платят подоходный налоговый платеж:

  1. Андорра.
  2. Багамские острова. Вся экономика страны построена на туризме. Багамы — один из самых посещаемых курортов мира.
  3. Бахрейн.
  4. Бермуды.
  5. Бурунди.
  6. Кувейт.
  7. Оман.
  8. Катар. Самая богатая страна в мире по показателю ВВП. Данное государство приобрело капитал благодаря добыче и экспорту нефти.
  9. Сомали.
  10. Объединенные Арабские Эмираты.
  11. Уругвай.
  12. Вануату.
  13. Виргинские острова.
  14. Острова Кайман.
  15. Монако.
  16. Саудовская Аравия.

По общему правилу, большая часть налоговых поступлений, которые взимаются со своих граждан или подданных поступают в центральную часть бюджета, если государство федеративное, то 80-90% взимаемых налогов попадают в федеральный бюджет. Стоит обратить внимание и на то, что во всех наиболее развитых государствах с рыночной экономикой взимается 7-10 налогов. Данные поступления являются основой любой налоговой системы, в том числе и англосаксонской, которую мы рассмотрим более подробно.

Англосаксонская система налогообложения функционирует в таких государствах как США, Великобритания, Австралия, Канада.

Данная система обладает некоторыми отличительными признаками:

во-первых, в рамках англосаксонской системы налогообложения значительно преобладают прямые налоги;
во-вторых, косвенные налоги составляют лишь незначительную долю;
в-третьих, основным субъектом налогообложения являются физические лица [1].

Более того, самая ортодоксальная налоговая англосаксонская налоговая модель функционирует в Великобритании. На ней стоит и заострить внимание.

Функционирующая в Британии налоговая система является одной из наиболее направленных на налоговые поступления со стороны физических. Данный тезис применим и к таким государствам как Канада, США, Австралия, так как в них действует схожая система налогов и сборов. Это связано с тем, что данные государства являются капиталистическими, что в свою очередь подразумевает свободный и конкурентный рынок, который невозможно реализовать при высоком налогообложении предприятий, так как мелкие предприятия не способны существовать с таким налоговым бременем. Соответственно, на сегодняшний день нельзя с уверенностью сказать о том, что юридические лица играют ключевую роль в функционировании англосаксонской налоговой системы [2].

Диаметрально противоположная ситуация сложилась в отношении физических лиц. Как правило, именно налоговые поступления со стороны физических лиц являются базисом при формировании бюджетов всех уровней. Это подтверждается и цифрами. В странах с англосаксонской налоговой моделью налоговые поступления занимают около 80-90% бюджета. Цифры варьируются в зависимости от государства. Более того, 60-70% всех налоговых поступлений занимает налог на доходы физических лиц или же подоходный налог. Если же говорить о юридических лицах, то налоговые поступления с их стороны зачастую не превышают и 15%. Но некоторые экономисты и эксперты в сфере налогового права считают, что сегодня данная налоговая система постепенно подвергается реформированию, обосновывая свою позицию тем, что подоходный налог в государствах с подобной налоговой моделью постепенно уменьшается. В частности, личный подоходный налог с британских подданных сегодня составляет 20%. Эта цифра может показаться высокой лишь на первый взгляд. Для наглядности можно произвести сравнение с налоговой системой в РФ. Основная ставка НДФЛ в России составляет 13% и планируется её повышение до 15%, несмотря на то, что бюджет Российской Федерации имеет меньшую привязку к налоговым поступлениям, так как в РФ существуют иные источники финансирования.

Разумеется, юридические лица в данной налоговой системе также нельзя назвать полностью освобождёнными от уплаты налогов. Во всех государствах, где функционирует подобная налоговая система, предусмотрен и подоходный налог с организаций, который в быту принято называть «корпоративным налогом». Его ставка варьируется от 20 до 35% в зависимости от государства. Если же говорить конкретно о Великобритании, то в ней предусмотрены две ставки по данному виду налога, которые составляют 24 и 33%.

Если же говорить о Канаде, то в ней в свою очередь также предусмотрен налог с корпораций и организаций. Основная Налоговая ставка по данному налогу составляет 38%, что считается достаточно высокой цифрой. Однако, в Канаде предусматривается множество налоговых вычетов, и реальная налоговая ставка становится значительно меньшей. Она может снижена вплоть до 10%, но основной является ставка в 25%.

Касательно ставок подоходного налога в Канаде, то следует отметить, что она также носит прогрессивный характер. В Канаде предусмотрены 4 налоговые ставки: 15%, 22%, 26% и 29%. Как видно, числа не слишком сильно рознятся со ставками в других странах.

Стоит обратить внимание и на то, что в данных государствах присутствует классификация налогоплательщиков на резидентов и нерезидентов. Их существенное отличие кроется в том, что доходы резидента подлежат обложению без привязки к источнику получения. Нерезидент же уплачивает налоги только в том случае, если доход был получен на территории данного государства [3].

Немалую роль в рамках данной налоговой системы имеет и налог на добавленную стоимость. Ставка данного налога не слишком сильно рознится со ставкой в государствах с иными налоговыми моделями. В частности в Британии предусмотрены три ставки НДС: 0%, 8%, 17,5%. Но необходимо обратить внимание на то, что НДС в рамках англосаксонской налоговой системы имеет куда меньшую привязку к бюджету всех уровней. Это обусловлено тем, что в государствах с этой налоговой моделью косвенное налогообложение играет меньшую роль.

В итоге можно сделать вывод, что англосаксонская налоговая модель не лишена как недостатков, так и положительных моментом. Безусловно, относительно низкое налогообложение организаций можно расценить как плюс, так как это является преградой для появления монополистов на рынке. Минусом же является то, что значимость налогов с физических лиц слишком сильно превалирует над иными источниками финансирования бюджетов всех уровней.

Евроконтинентальная налоговая модель

Отличительным признаком евроконтинентальной модели налогообложения является значительное косвенное налогообложение и высокая доля отчислений на социальное страхование. Такого рода вариации налоговых систем функционируют в Австрии, Бельгии, Германии, Нидерландах, Франции и Италии.

Евроконтинентальная налоговая система характеризуется относительно высокой долей косвенных налогов, среди которых ключевую роль играет налог на добавленную стоимость.

Также стоит помнить и о том, что в рамках данной системы ключевое место занимают выплаты на социальное страхование, отчисляемые из фонда заработной платы.

Стоит отметить и то, что несмотря на высокую степень косвенного налогообложения в странах с евроконтинентальной моделью, прямое налогообложение в них крайне низкое.

В государствах с подобной системой налогообложения чаще всего функционирует социально-ориентированная модель экономики.

Основными налогами в государствах с подобной системой налогообложения являются:

- налог на добавленную стоимость;
- налог на прибыль или доход;
- налог на собственность;
- земельный налог;
- налог на фонд заработной платы;
- налог на доход от капитала;
- подоходный налог с физических лиц.

В рамках данной системы существуют два уровня налогообложения:

Необходимо заметить и то, что характер подоходного налогообложения в данных государствах носит прогрессивный характер.

В государствах с евроконтинентальной моделью налогообложения существуют 4 ставки налога на добавленную стоимость:

- нормальная;
- сокращённая;
- промежуточная;
- повышенная.

Нормальная ставка применима для всех операций, кроме тех, по которым предусмотрены иные ставки. Сокращенная ставка применима, когда оказываются услуги в сфере продуктов питания и их производства. Промежуточная может применяться для обложения товаров: газа, электричества, горячей воды, угля, нефтепродуктов, спирта, кофе и др. Повышенная - применяется при покупке драгоценных металлов, мехов, аппаратуры, табака и т.д.

На данный момент наблюдается такая тенденция, что страны, в которых функционирует евроконтинентальная модель налогообложения, всячески пытаются координировать налоговую политику иных государств.

На мой взгляд, это обусловлено тем, что на сегодняшний день в мире наблюдается процесс всем налоговым системам единообразного характера. А так как государства с евроконтитентальной налоговой системой являются гегемонами в мировой политики, именно они задают планку, к которой стремятся другие государства.

Стоит отметить и то, что несмотря на желания европейских государств гармонизировать налоговые системы, на данный момент это не представляется возможным. В первую очередь это обусловлено причинами материального характера. Страны с латиноамериканской налоговой моделью, о которых речь пойдёт дальше или же Африканские страны не могут позволить себе подобные налоговые ставки в отношении физических лиц, что обусловлено их низким уровнем дохода. Также содержание органов системы налогов и сборов, которые существуют в государствах с евроконтинентальной моделью налогообложения, является весьма затратным. Из этого следует, что полная гармонизация налоговых систем на сегодняшний день не представляется возможной, чего нельзя сказать о постепенной интеграции некоторых элементов из евроконтинентальной налоговой модели [4].

Стоит обратить внимание и на то, что данная система также не лишена недостатков. В частности, в государствах с евроконтинентальной моделью налогообложения, несмотря на и так достаточно высокую долю страховых отчислений, наблюдается их дальнейший рост. В частности, на данный момент именно страховые взносы составляют 46% всех поступлений в центральный бюджет. Соответственно, данная ситуация может присти в дальнейшем к росту прямого налогообложения, что сегодня весьма специфично для государств с подобной налоговой системой.

Латиноамериканская налоговая модель

Латиноамериканская налоговая модель традиционно применяется в странах третьего мира, которые принято называть «развивающимися». Подобная налоговая модель функционирует в странах Южной Америки (Чили, Боливия) а также в государствах, которые находятся в пределах карибского бассейна.

В государствах с латиноамериканской налоговой моделью также предусмотрена классификация налогов и сборов по уровням. В частности, существуют налоги, поступающие в национальный бюджет (аналог федерального), а также существует муниципальное налогообложение и налогообложение на уровне департаментов [5].

Стоит обратить внимание на то, что в рамках данной налоговой системы значительная роль уделена налогообложению организаций. Если же говорить о прямом и косвенном налогообложении в этих государствах, то ставки по данным налогам значительно меньше, чем странах с иными налоговыми моделями. Исключение из правил составляют лишь большинство стран Африки и некоторые страны Азии, но они не составляют полностью самостоятельную налоговую модель, а представляют собой лишь адаптацию латиноамериканской налоговой системы.

Косвенные налоги составляют около четверти бюджета латиноамериканских стран. Ключевую роль среди них играют акцизы, образующие около 20% налоговых поступлений среди всех налоговых поступлений.

Латиноамериканская система налогообложения является первой ступенью к экономическому росту государства. Именно поэтому она так широко применяется в странах третьего мира.

Ярким примером сильного экономического роста при переходе на подобную модель налогообложения является такое государство как Чили времён Аугусто Пиночета в период с 1973г по 2011г. Данный временной промежуток вошёл в история как «чилийское чудо». Это обусловлено тем, что после перехода на нынешнюю модель налогообложения ВВП на душу населения Чили вырос в 2,8 раза [6].

Стоит отменить и весьма низкие налоговые ставки по индивидуальному подоходному налогу в данных государствах. В частности, в Перу ставка по подоходному налогу на данный момент составляет 4%, В Перу - 3,9%, а в Колумбии – 13,5%, что в рамках этой системы является достаточно высоким показателем.

Совершенно иная ситуация обстоит с корпоративными налогами. Их ставка значительно больше, чем в государствах с иными налоговыми моделями. В частности, ставка по корпоративному налогу в Венесуэле составляет 56%. Но есть и положительные исключения. Например, Бразилии ставка по корпоративному налогу составляет 7,5%, но это компенсируется высоким уровнем косвенного налогообложения, которое в латиноамериканских странах традиционно высокое. В частности, акцизы обеспечивают 30% всех налоговых поступлений в Бразилии. Подобная ситуация сложилась и в Перу. В этом государстве налог на добавленную стоимость обеспечивает 25% всех налоговых поступлений.

В итоге можно сделать вывод, что данная налоговая модель оптимальна для бедных стран, так как государство практически не рассчитывает на прямые налоги с физических лиц при формировании бюджета. Но в то же время очевидным недостатком является то, что высокий уровень налогообложения предприятий, как правило, приводит к появлению монополистов на рынке.

Смешанная модель налогообложения

Смешанная модель налогообложения сочетает в себе все основные параметры, которые присущи иным моделям налогообложения. После развала СССР успешно у себя интегрировала данную систему и Российская Федерация. Если же говорить о зарубежных государствах, то ярким примером государства со смешанной моделью налогообложения является современная Япония.

Отличительным признаком Японии является то, что значительную часть бюджета Японии составляют неналоговые поступления. Схожая ситуация сложилась и в Российской Федерации. Процент неналоговых поступлений в Японии на федеральном уровне составляет 15%, а на местном уровне может достигать и 25%, что считается достаточно высоким показателем.

Также одной из особенностей Японской модели налогообложения является множественность налогов. Право взимать налоги имеет каждый орган территориального управления. Все налоги установлены на законодательном уровне и зарегламентированы в соответствующих НПА. В соответствии с текущими законами, на сегодняшниий день в Японии взимается около 25 государственных и 30 местных налогов, которые классифицированы на следующие группы:

- прямые подоходные налоги, удерживаемые с юридических и физических лиц;
- прямые имущественные налоги (налоги на имущество); потребительские налоги.

Разумеется, предпочтение отдается прямым налогам. Это связано с тем, что они составляют основу бюджета любого уровня.

Основную часть бюджета в Японии, как и во всех государствах составляют прямые налоги.

Наиболее высокий доход бюджету приносит подоходный налог с юридических и физических лиц. Он превышает 58% всех налоговых поступлений. Предприятия и организации уплачивают из прибыли следующие налоги:

- государственный подоходный налог в размере 33,48%;
- префектурный подоходный налог – 5% от государственного, что дает ставку 1,68% от прибыли;
- городской (поселковый, районный) подоходный налог – 12,6% от государственного, или 4,12% от прибыли.

В итоге в доход бюджета изымается около 40% прибыли юридического лица. Прибыль в свою очередь является источником выплаты налога на предпринимательскую деятельность, поступающего в распоряжение префектуры. Физические лица уплачивают государственный подоходный налог по прогрессивной шкале, имеющей пять ставок: 10; 20; 30; 40; 50%. Кроме того, действует подоходный префектурный налог по трем ставкам: 5; 10; 15%, а также существуют местные подоходные налоги.

Весьма значимым недостатком смешанной налоговой системы, на мой взгляд, является слишком сильная дифференциация налогов и сборов, что ведет к значительному уровню бюрократизации. Также минусом подобной системы справедливо считается необходимость содержания разветвлённой системы налогов и сборов, что является финансово затратным и ведёт к повышению налогообложения физических, а также юридических лиц. Если же говорить о плюсах данной системы, то они, безусловно, тоже присутствуют. Главным, на мой взгляд, является то, что в данных государствах нет чёткой привязки к какой-либо налоговой системе. Из этого следует, что странам со смешанной налоговой системой не составит труда интегрировать некоторые положительные моменты из других налоговых систем.

Список литературы
1. Александров И. М. Налоги и налогообложение: учебник. / И. М. Александров. - 8-е изд., прераб и доп. – Москва: Дашков и К, 2018. –
С. 260 – 305.
2. Белоусов А. В. Процедуры разрешения налоговых споров по законодательству США / А. В. Белоусов. – Москва, 2018. – 120 с
3. Бобоев М. Р. Налоговые системы зарубежных стран: Содружество Независимых Государств: учеб. пособ. / М. Р. Бобоев, Н. Т. Мамбеталиев, Н. Н. Тютюрюков. – М., 2020.
4. Богорад Л. М. О роли налоговых поступлений в структуре местных бюджетов современной Франции / Л. М. Богорад // Право и политика. – 2018. – № 10. – С. 2386–2389.
5. Болтенко, О. А. Налогообложение физических лиц в Великобритании – конец налоговой гавани / О. А. Болтенко // Налоговед. – 2018. – № 9.
– С. 25–27.
6. Бурукина О. А. Налоговая администрация Великобритании: реформы и тенденции / О. А. Бурукина // Финансовое право. – 2018. – № 10. – С. 27–31.

Принят
на шестнадцатом пленарном заседании
Межпарламентской Ассамблеи
государств - участников СНГ
(постановление N 16-5
от 9 декабря 2000 года)

МОДЕЛЬНЫЙ НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС

Общая часть

Настоящий модельный Налоговый кодекс используется для развития национальных законодательств государств - участников Межпарламентской Ассамблеи в налоговой сфере и имеет рекомендательный характер.

Раздел I

Глава 1. Основные положения

Статья 1. Отношения, регулируемые Налоговым кодексом

1. Настоящим Налоговым кодексом (далее - Кодекс) в соответствии с конституцией страны устанавливаются основы налоговой системы страны, определяется правовое положение участников регулируемых настоящим Кодексом отношений, закрепляется порядок исполнения налоговых обязательств и применения мер, обеспечивающих их надлежащее исполнение, регламентируются основания и условия привлечения лиц к ответственности за налоговые правонарушения, а также порядок обжалования актов и действий (бездействия) должностных лиц органов, осуществляющих налоговый контроль.

2. Отношения, возникающие в процессе налогообложения и сборов по общегосударственным и местным (региональным и муниципальным) налогам и сборам, регулируются настоящим Кодексом, а также иными актами налогового законодательства, принимаемыми в соответствии с настоящим Кодексом.

Статья 2. Налоговое законодательство и иные
нормативные правовые акты о налогах

1. Налоговое законодательство страны состоит из настоящего Кодекса и иных нормативных правовых актов о налогообложении и сборах, принятых законодательными (представительными) органами власти страны в соответствии с настоящим Кодексом.

2. При налогообложении применяются официально опубликованные акты налогового законодательства, действующие на день возникновения (наличия) обстоятельств, связанных с исполнением налогового обязательства.

3. Несоответствие настоящему Кодексу является основанием для изменения или признания недействительным нормативного правового акта (его отдельных норм), нарушающего настоящий Кодекс.

4. В случаях и пределах, предусмотренных налоговым законодательством страны, органы исполнительной власти издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами.

Статья 3. Действие актов налогового законодательства

1. Акты налогового законодательства вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

2. Общегосударственные законы, вносящие изменения в настоящий Кодекс в части установления новых налогов, а также акты налогового законодательства законодательных (представительных) органов власти, вводящие налоги, вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого января года, следующего за годом их принятия.

3. Акты налогового законодательства, устанавливающие новые налоги и сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, налоговых агентов, обратной силы не имеют.

Акты налогового законодательства, отменяющие налоги и сборы, уменьшающие размеры налоговых ставок, размеры сборов или иным образом улучшающие положение налогоплательщиков, налоговых агентов, могут иметь обратную силу, если это предусмотрено указанными актами.

4. Акты налогового законодательства об установлении новых налогов и сборов, об отмене действующего налога и сбора, а также о внесении изменений и дополнений в действующие акты налогового законодательства в части определения элементов налогообложения и (или) налоговых льгот, вступающие в силу с начала очередного финансового года, принимаются до принятия закона о бюджете государства на очередной финансовый год.

Внесение изменений и дополнений в акты налогового законодательства по указанным вопросам, предполагающие их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается, если иное не предусмотрено настоящей статьей, только одновременно с внесением в установленном порядке соответствующих изменений и дополнений в закон о бюджете государства на текущий финансовый год.

Статья 4. Действие норм международных договоров
по вопросам налогообложения

1. Если ратифицированным в установленном законом страны порядке международным договором (соглашением), содержащим нормы о налогообложении и сборах, в том числе затрагивающим вопросы об избежании двойного налогообложения, одной из сторон которого является страна, установлены иные нормы, чем те, которые предусмотрены настоящим Кодексом или принимаемыми в соответствии с ним актами налогового законодательства, то приоритет в регулировании соответствующих отношений имеют нормы международного договора (соглашения).

2. Правило, установленное пунктом 1 настоящей статьи, не применяется в отношении налоговых льгот и преимуществ, предоставленных страной по международному договору (соглашению) об избежании двойного налогообложения налоговому резиденту страны, с которым заключен этот договор (соглашение), если этот налоговый резидент используется для получения таких налоговых льгот и (или) преимуществ другим лицом, не являющимся налоговым резидентом страны, с которым заключен указанный международный договор (соглашение), и не имеющим права на такие налоговые льготы и преимущества.

Статья 5. Определение сроков

Начало и окончание срока, определенного календарной датой, периодом времени, исчисляемым годами, кварталами, месяцами, декадами, неделями, днями или часами, а также срока, определенного указанием на событие, которое должно наступить, или действие, которое должно быть совершено, устанавливаются в соответствии с гражданским законодательством страны.

Статья 6. Налоги и сборы

1. Под налогом понимается обязательный, индивидуально-безвозмездный взнос, подлежащий уплате в денежной форме организациями и физическими лицами в общегосударственный и (или) местные (региональные, муниципальные) бюджеты.

Под сбором понимается обязательный взнос, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

2. Не признаются налогами и сборами взносы, вклады и другие платежи, уплачиваемые в силу гражданско-правовых сделок, а также платежи в виде штрафов или иных санкций за нарушение законодательства.

3. Правила, предусмотренные настоящим Кодексом и другими актами налогового законодательства в отношении налогов и связанных с ними правоотношений, распространяются на сборы и связанные с ними правоотношения, если иное не установлено указанными нормативными правовыми актами.

Статья 7. Налоговая система страны

Налоговая система страны представляет собой совокупность предусмотренных настоящим Кодексом общегосударственных и местных (региональных и муниципальных) налогов и сборов, принципов их установления, изменения и отмены.

Статья 8. Принципы налоговой системы страны

1. Каждое лицо обязано уплачивать установленные настоящим Кодексом или в соответствии с ним общегосударственные, местные (региональные и муниципальные) налоги и сборы, в отношении которых это лицо признается налогоплательщиком (плательщиком сбора).

Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать не предусмотренные настоящим Кодексом налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов и сборов, либо налоги и сборы, установленные с нарушением норм, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Налоги и сборы устанавливаются в целях финансового обеспечения функционирования и развития страны.

3. Налоги и сборы не могут устанавливаться либо различно применяться исходя из политических, социальных, идеологических, этнических или иных подобных критериев.

4. Не допускается устанавливать налоги и сборы, которые могут прямо или косвенно ограничивать свободное перемещение в пределах территории страны товаров, работ (услуг) или денежных средств либо иначе ограничивать или создавать препятствия законной деятельности налогоплательщика.

5. Не допускается устанавливать дополнительные налоги и сборы, повышенные либо дифференцированные ставки налогов и сборов или налоговые льготы в зависимости от формы собственности, организационно-правовой формы предприятия, гражданства физического лица, а также от места происхождения капитала или имущества налогоплательщика.

Допускается устанавливать особые виды ввозных пошлин (сборов) либо дифференцированные ставки ввозных таможенных пошлин (сборов) в зависимости от страны происхождения товара и других факторов в соответствии с таможенным законодательством.

Статья 9. Участники отношений, регулируемых настоящим Кодексом
и иными актами налогового законодательства

Участниками отношений, регулируемых настоящим Кодексом и иными актами налогового законодательства (налоговых отношений), являются:

1) организации и физические лица, признаваемые налогоплательщиками;

2) организации и физические лица, признаваемые налоговыми агентами;

3) налоговые органы;

4) таможенные органы;

5) органы налоговой полиции;

6) финансовые органы;

7) кредитные организации;

8) иные лица, на которых законами страны возложены обязанности по сбору налогов и (или) сборов в бюджет.

Глава 2. Понятия, используемые в настоящем кодексе и
иных актах налогового законодательства

Статья 10. Основные понятия

1. Понятия и термины, используемые в настоящем Кодексе и иных актах налогового законодательства, применяются исключительно при регулировании налоговых отношений, если иное не установлено законодательством страны.

2. В целях настоящего Кодекса перечисленные ниже понятия используются в следующих значениях:

1) общегосударственный - относящийся к стране, центральным органам государственной власти и управления;

2) региональный - относящийся к республике в составе страны, краю, области, автономной области, автономному округу;

3) местный - относящийся к региону страны, городу либо району в регионе страны, муниципальному образованию;

4) местный бюджет - бюджет регионального и (или) муниципального образования;

5) экономическая деятельность - всякая деятельность по производству и (или) реализации товаров, работ (услуг), а также любая иная деятельность, направленная на получение доходов (прибыли), независимо от результатов такой деятельности;

6) лица - физические лица и (или) организации.

Статья 11. Объекты налогообложения

1. Объектом налогообложения является имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристику объект, с наличием которого налоговое законодательство связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

2. Объектами налогообложения могут быть имущество, доходы, прибыль, операции по реализации товаров, работ (услуг), ввоз (вывоз) товаров на территорию страны и другие объекты, установленные настоящим Кодексом.

3. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения.

Статья 12. Финансовые инструменты срочных сделок

1. Финансовыми инструментами срочных сделок признаются обращающиеся на финансовом рынке документы и иные инструменты, удостоверяющие права участников срочных сделок.

Сделками с отсроченным временем исполнения (срочными сделками) признаются:

1) сделки, связанные с передачей одними ее участниками другим участникам своих прав и (или) обязанностей в отношении предмета сделки с отнесенным по времени сроком исполнения вытекающих из условий сделки прав и (или) обязанностей ее участников;

2) сделки, связанные с отнесенной по времени уступкой (приобретением) прав или возложением (сложением) обязанностей в отношении предмета сделки (в частности, связанные с уступкой права на будущую передачу прав и (или) обязанностей в отношении товара, иного имущества или другого предмета сделки).

2. Если объектом налогообложения являются операции по реализации товаров (работ (услуг) или доходы (прибыль), в том числе от указанных операций, то при использовании участниками сделок финансовых инструментов срочных сделок объект налогообложения у этих участников определяется с учетом следующих особенностей:

1) если результатом срочной сделки является непосредственная передача в собственность одному из участников сделки предмета этой сделки (товара или иного имущества) либо оказание услуг (выполнение работ), то при определении налоговой базы в отношении этой сделки следует отдельно рассматривать операции по реализации товаров (работ (услуг) и операции по реализации соответствующих финансовых инструментов срочных сделок;

2) при ином результате срочной сделки налоговая база в отношении такой сделки определяется исходя исключительно из операций по реализации соответствующих финансовых инструментов срочных сделок.

Положения настоящего пункта применяются с учетом особенностей, установленных в отношении налогообложения ценных бумаг и их обращения.

Статья 13. Имущество

1. Имуществом признаются материальные и нематериальные объекты, которые могут быть предметами владения, пользования или распоряжения.

2. Отнесение объектов к имуществу производится в соответствии с гражданским законодательством страны.

Статья 14. Товары

1. Товаром признается имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В целях таможенного регулирования и налогообложения к товарам может быть отнесено и иное имущество в соответствии с таможенным законодательством страны.

2. Идентичными товарами признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров учитываются, в частности, их физические характеристики, качество, репутация на рынке, страна происхождения и производитель.

Содержание

  1. Информационная поддержка, реклама, продвижение WhatsApp +79159633383
  2. Кто входит в состав СНГ
  3. Зачем существует СНГ
  4. Уставные и другие органы СНГ
  5. Совет глав государств, Совет глав правительств — высшие органы СНГ
  6. Перспективы СНГ

Что такое СНГ? Содружество Независимых Государств (СНГ) – межгосударственная региональная организация, объединяющая 11 независимых, суверенных государств.

Цель создания СНГ — формирование межгосударственного регионального рынка и установления крепких экономических связей между странами-участниками.

8 декабря 1991 года лидерами России, Белоруссии и Украины было подписано двухстороннее Соглашение о создании Содружества Независимых Государств. 21 декабря 1991 года в Алма-Ате к этим странам присоединилось большинство государств Содружества.

Информационная поддержка, реклама, продвижение WhatsApp +79159633383

Кто входит в состав СНГ

  • Республика Азербайджан,
  • Республика Армения,
  • Республика Беларусь,
  • Республика Казахстан,
  • Кыргызская республика,
  • Республика Молдова,
  • Российская Федерация,
  • Республика Таджикистан,
  • Республика Узбекистан;

*Украина и Туркменистан на правах ассоциированного членства.

*Грузия вышла из СНГ в августе 2009 г.

Членом Содружества может также стать государство, которое разделяет цели и принципы Содружества и принимает на себя обязательства, содержащиеся в Уставе СНГ, путем присоединения к нему с согласия всех государств-членов Содружества.

Одним из основополагающих правовых актов, регламентирующих деятельность Содружества Независимых Государств, является Устав СНГ, принятый Советом глав государств СНГ 22 января 1993 г. Этим документом определены цели и задачи Содружества. СНГ не является государством и не обладает наднациональными полномочиями. Важнейшая задача — всестороннее и сбалансированное экономическое и социальное развитие государств в рамках общего экономического пространства, а также межгосударственная кооперация и интеграция.

Особо выделена необходимость взаимодействия в обеспечении международного мира и безопасности, осуществления эффективных мер для сокращения вооружений и военных расходов, ликвидация оружия массового уничтожения, достижения всеобщего и полного разоружения.

Основной правовой базой межгосударственных отношений в рамках СНГ являются многосторонние международные договоры в различных областях взаимоотношений государств — участников Содружества.

К уставным органам Содружества Независимых Государств относятся Совет глав государств СНГ, Совет глав правительств СНГ, Совет министров иностранных дел, Совет министров обороны СНГ, Совет командующих Пограничными войсками СНГ, Межпарламентская Ассамблея государств-участников СНГ, Экономический суд СНГ, Исполнительный комитет СНГ, отраслевые органы сотрудничества.

Зачем существует СНГ

Цель создания этой организации — формирование общего экономического пространства, интеграция в гуманитарных областях, а также координация в других вопросах, в частности в борьбе с коррупцией, терроризмом, отмыванием преступных доходов. Работа ведется ради свободы перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

Страны-участники активно участвуют в создании других структур для достижения этих целей. В 2000 году Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан подписали Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества, а через три года четырьмя странами — Беларусью, Казахстаном, Россией и Украиной было создано ЕЭП (Единое экономическое пространство). В 2009 году была создана зона свободной торговли СНГ (ЗСТ СНГ).

Страны СНГ уже подписали Соглашение о зоне свободной торговли с Вьетнамом, что способствовало увеличению товарооборота. Ведутся переговоры о подписании соглашения о зоне СТ с Египтом, Израилем, Индией, Ираном, Сербией и Сингапуром.

Уставные и другие органы СНГ

Совет глав государств, Совет глав правительств — высшие органы СНГ

Соглашением о координационных институтах Содружества Независимых Государств, подписанным главами государств 21 декабря 1991 года, определено, что высшими органами СНГ являются Совет глав государств СНГ и Совет глав правительств СНГ. В Уставе СНГ также закреплено это положение.

Совет глав государств СНГ — высший орган Содружества, в котором на уровне глав государства представлены все государства-участники Содружества Независимых Государств. Он обсуждает и решает принципиальные вопросы, связанные с деятельностью государств в сфере их общих интересов. Согласно Уставу СНГ к сферам совместной деятельности государств-участников Содружества, реализуемой на равноправной основе через общие координирующие институты, относятся:

  • обеспечение прав и основных свобод человека;
  • координация внешнеполитической деятельности;
  • сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евроазиатского рынков, таможенной политики;
  • сотрудничество в развитии систем транспорта и связи;
  • охрана здоровья и окружающей среды;
  • вопросы социальной и миграционной политики;
  • борьба с организованной преступностью;
  • сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ.

На заседания Совета глав государств СНГ вносятся на рассмотрение вопросы, определяющие стратегические направления развития Содружества в политическом, экономическом и военном сотрудничестве.

Совет глав государств собирается на заседания, как правило, два раза в год. По инициативе одного из государств-участников СНГ могут созываться внеочередные заседания Совета.

В Совете глав правительств СНГ все государства-участники представлены премьер-министрами. Совет координирует сотрудничество органов исполнительной власти в экономической, социальной и иных сферах общих интересов и собирается на заседания, как правило, два раза в год. Внеочередные заседания Совета могут созываться по инициативе правительства одного из государств.

Решения Совета глав государств СНГ и Совета глав правительств СНГ принимаются с общего согласия — консенсусом, при этом любое государство может заявить о своей незаинтересованности в том или ином вопросе, что не должно рассматриваться в качестве препятствия для принятия решения. Могут проводиться совместные заседания Совета глав государств СНГ и Совета глав правительств СНГ.

Деятельность высших органов Содружества регулируется Соглашением о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 г., Уставом Содружества (утвержден 22 января 1993 г.), документами, принятыми в их развитие, а также Правилами процедуры Совета глав государств, Совета глав правительств, Совета министров иностранных дел и Экономического совета СНГ, утвержденными 7 октября 2002 г.

Согласно Правилам процедуры главы государств СНГ и главы правительств СНГ председательствуют поочередно в порядке русского алфавита названий государств-участников соответственно в Совете глав государств СНГ и Совете глав правительств СНГ. Срок председательства определяется в двенадцать месяцев, если иное не установлено решением Совета глав государств СНГ.

Совет глав государств СНГ и Совет глав правительств СНГ осуществляет свою деятельность на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета, принципов равноправия и невмешательства во внутренние дела, отказа от применения силы и угрозы силой, территориальной целостности и нерушимости существующих границ, мирного урегулирования споров, уважения прав и свобод человека, включая права национальных меньшинств, добросовестного выполнения обязательств и других общепризнанных принципов и норм международного права.

Объединение, возникшее на осколках СССР, принято обвинять в никчемности и бесперспективности. Поначалу многие представители поколения советских людей считали распад Союза недоразумением, которое со временем будет исправлено.

СНГ явилось для них скорее разочарованием, чем надеждой. Отсутствие общей валюты, обязательное наличие загранпаспорта для въезда в ряд стран Содружества, появление многочисленных пограничных и таможенных контролей поставило перед фактом: бывшие советские республики – уже не одна семья.

Однако есть и положительные результаты.

СНГ стало «подушкой безопасности» при разделе наследия некогда могущественной державы – армии, флота, промышленных и энергетических объектов, долгов, территорий.

Перспективы СНГ

В стратегии экономического развития СНГ на период до 2020 года запланирован рост объемов взаимной торговли в 2,5-3 раза и рост реальных доходов на душу населения в 3,3-3,7 раз. Страны планируют сотрудничество не только в экономической сфере, но и к космической отрасли, в информатизации, межгосударственных инновационных технологий.

Предполагается поэтапное сближение таможенного законодательства государств-участников СНГ на базе требований ВТО и подготовка предложений по унификации форм и методов налогового контроля. В будущем планируется взаимный допуск банков-резидентов стран-участников объединения на валютные рынки друг друга в целях проведения конверсионных операций для обслуживания ВЭД.

Сотрудничество между новыми независимыми государствами будет осуществляться в рамках интеграционных объединений типа ЕАЭС, ЕЭП и ЗСТ. За 10 месяцев 2017 года товарооборот между странами Содружества увеличился более чем на четверть (25,7%), достигнув почти 117 млрд. долларов (2016 году этот показатель составил 94 млрд. долларов).

Лучше всего развиваются экономические отношения между Беларусью и Россией (рост товарооборота за 25% в 2017 году), а также между Россией и Кыргызстаном (рост в 2018 году на 17%). В 2017-2018 годах доля стран СНГ в структуре российского онлайн-экспорта существенно выросла (с 32 до 40%).

В связи с политическим кризисом, объем внешней торговли товарами Украины со странами СНГ в первые месяцы 2019 года уменьшился на 7% (2,794 млрд долларов). Сократился объем товарооборота со странами СНГ и Таджикистана – на 5,1% (за тот же период). На партнеров по СНГ приходится 54,7% общего размера внешнеторгового оборота Таджикистана. Первые строчки в товарообороте занимает Россия ($ 154,9 млн.) и Казахстан ($ 125,1 млн.).

Читайте также: