Налоговая реформа xix века

Опубликовано: 28.04.2024

В 1802 году манифестом Александра I «Об учреждении министерств» было создано Министерство финансов и определена его роль. На протяжении XIX века главным источником доходов оставались государственные прямые и косвенные налоги. При Александре I (177-1825, российский император с 1801) изменения в акты законодательства вносились в части следующих налогов: оборочный налог, гильдейский сбор, пошлина с наследств, гербовая подать, вводятся процентный сбор с доходов от недвижимого имущества, кибиточная подать, посудный сбор с меди, существенному пересмотру подвергается система земских денежных и натуральных повинностей, реформируется система организации сбора налогов. В связи с проведением крестьянской реформы 1861 года была изменена система сбора промыслового налога, введено налогообложение земли, введены подомовой налог, земские налоги и сборы. Указом от 1 января 1863 г. винные откупа заменяются акцизными сборами со спиртных напитков. При этом важнейшим источником государственной казны становятся подушный налог, питейный и таможенный сборы, соляной налог, акциз на дрожжи, акциз на керосин, акциз на табак. Купечество платило гильдейскую подать - процентный сбор с объявленного капитала. Данный сбор был введен еще Екатериной II в 1775 году для купцов I, II и III гильдии вместо подушной подати. Он составлял I% от капитала, но за 50 лет вырос до 2,5% для купцов III гильдии и на 4% для купцов I и II гильдий. Размер капитала записывался «По совести каждого». Кроме того, действовала патентная система обложения торговли и промышленности. Были введены билеты на лавки, т. е. плата за каждое торговое заведение.

В 1818 г. в России издан первый крупный труд в области налогообложения – «Опыт теории налогов» русского экономиста Н.И.Тургенева.

Отмена крепостного права дала толчок к развитию податного законодательства. Манифестом 19 февраля 1861 г. решались вопросы определения статуса крестьян как свободных участников правоотношений, возможности получения в собственность земли, реформы земской системы. В основу выкупных платежей было положена сумма оброка, включающая в себя плату за землю и за труд крестьян. Следует отметить, что выкупные платежи рассматривались как один из источников доходов бюджета, который числился таковым вплоть до установления Советской власти. В соответствии с Общим положением о крестьянах вышедших из крепостной зависимости, крестьяне обязаны нести следующие казенные и земские денежные повинности: 1) подушная подать, 2) сбор на обеспечение продовольствия З) земские сборы, как государственные, так общие губернские и частные, 4) сбор на заготовление окладных листов по подати и сборам. При этом помещики не несли ответственности за уплату подушной подати крестьянами. Помимо этого крестьяне несли обязанности по уплате мирских сборов и натуральные повинности.

Податная система основывалась на принципах, разработанных в XVIII в. и после 1861 г. проблема ликвидации податного сословного неравенства и совершенствование податной системы стала актуальной. Ускорившийся после 1861 г. рост промышленности и развитие капиталистических отношений подталкивали правительство на проведение экономических реформ. Податная система со своими архаическими принципами препятствовала этому. 14 мая 1885 г. по высочайшему Указу проведена замена подушной подати на оброчную подать и государственный земельный налог, за исключением районов Сибири. Затем 19 января 1898 г. в Сибири отменялись: подушная подать и душевая оброчная подать, ясачный сбор и сбор на межевание. Взамен их вводились: государственная оброчная подать, а с земли - поземельная подать.

С началом первой мировой войны значительно возросло налоговое бремя с крестьянства. Значительно возросли косвенные налоги. Ставки поземельного налога были увеличены законом от 24 декабря 1914 г. Законом от 6 апреля 1916 г. был установлен подоходный налог, который вводился в действие с 1917 г. Обложение подоходным налогом строилось на основе прогрессивного метода. Устанавливался необлагаемый минимум в размере 850 рублей. Следует отметить, что налоговое бремя, которое ложилось на крестьян в дореволюционной России отличалось своей тяжестью. Связано было это, прежде всего тем, что крестьянское население составляло основную массу плательщиков прямых и косвенных налогов.

Финансовая реформа Александра 2

Цели и задачи реформы

Основные задачи финансовой реформы 1860-1864 годов следующие:

  1. Централизация финансов. До этого управление финансами носило хаотичный характер. Александр 2 планировал появление финансового центра, который будет полностью отвечать за денежную ситуацию в России.
  2. Упорядочение бюджета.
  3. Финансовое обеспечение реформ. Правление Александра 2 ассоциируется с массовыми реформами. Все они требовали денег, которых у страны не было. Поэтому изначально менялась финансовая система, которая должна была привести финансы в порядок и найти деньги на дальнейшие преобразования в стране.

Основные мероприятия реформы

Началась денежная реформа 1860-1864 годов с создания Государственного банка. Соответствующий указ был подписан Александром 2 в мае 1860 года. Этот банк заменял прежнюю счетную палату, а также заемные и коммерческие банки. Вклады этих учреждений переходили под управление Госбанка. Главный итог этого этапа реформы - появился единый финансовый центр, который на привилегированных основаниях занимался кредитованием промышленности и сельского хозяйства. Также Госбанк получил значительные льготы в государственных программах.

Таблица: Основные мероприятия финансовой реформы Александра 2
Дата Событие Значение
май 1860 Создание Государственного банка Заменял банки, в том числе и созданные по реформе Канкрина. Госбанк получил привилегии на государственные программы, на кредитование сельского хозяйства и промышленности.
сентябрь 1860 Отмена системы откупов Отменена система, при которой частное лицо могло выкупить у государства право сбора косвенных налогов.
1862 Бюджет передан Министерству финансов До 1862 года централизованной системы распределения средств из бюджета не было. После 1862 года Министерство финансов отвечало как за доходы, так и за расходы бюджета.
1863 Отмена подушной подати Мещане (достаточно богатые люди) были освобождены от уплаты подушной подати. Взамен они платили налог на недвижимость. Также была введена акцизная система на косвенные налоги,
1864 Создание счетных палат Создавались независимые счетные палаты, которые функционировали в каждой губернии и контролировали эффективность расходования бюджетных средств.

Очень важное событие произошло в сентябре 1860 года, когда был подписан указ «Об отмене частных откупов». Позже, в 1863 году эта система была заменена акцизами. Система откупов представляла собой модель, при которой государство передавало право сбора косвенных налогов третьим лицам. Они выкупали у государства это право, и поэтому назывались откупщиками. Разумеется, откупы были намного меньше той суммы, которую откупщики в дальнейшем собирали с населения. Александр 2 эту систему прекратил, чем значительно увеличил денежные поступления в бюджет.

Следующие важные события в реформы произошли в 1862 году, когда на должность Министра финансов был назначен М.Рейтерн (в должности в 1862 по 1878 годы). Александр 2 подписал указ, согласно которому:

  • Министерство финансов назначалось единственным органом, отвечающим за бюджет (доходную и расходную часть).
  • Деятельность Министерства финансов контролируется Государственным Контрольным Управлением. Контрольное управление возглавил лично автор финансовой реформы - В.Татаринов.
  • Бюджет Российской Империи должен был утверждаться на Государственном совете.
  • Министерство финансов было обязано ежегодно публиковать подробные отчеты по общему состоянию бюджета, по доходам и по расходам.

Рейтерн запомнился тем, что в 1862-1863 годах пытался укрепить в России золотой стандарт. В стране вводились в обращение золотые монеты, которые свободно менялись на бумажные рубли и обратно. Этот шаг оказался провальным, поскольку золотого запаса не хватало для покрытия все денежной массы. Кроме того в 1863 году начался ажиотаж на золото с началом восстания в Польше.

Золотой рубль 1862 года

Развитием реформы стало основание в 1864 году контрольных (счетных) палат. Они создавались в каждой губернии и были независимыми: палаты не подчинялись местной администрации. Контрольная палата подчинялась напрямую Государственному контрольному управлению. Основная функция таких палат - следить за правильностью и эффективностью расходования денежных средств на местах.

повышение юридических знаний

Автор: EG 20 декабря 2009

19 век

Налогообложение в начале XIX века

В годы царствования императора Александра 1 было издано несколько указов, имеющих большое значение в истории становления налогообложения в России.


8 сентября 1802 г . — «Манифест об учреждении Министерств и создании Министерства финансов, ведавшего всеми источниками государственных доходов, податями и сборами.»


1 мая 1805 г . — «Об учреждении Комитета сенаторов для исчисления и распределения общего земского сбора на все губернии, соразмерно их населению и относительно выгодам».


14 июня 1816 г . — «Об упорядочении земских повинностей по содержанию почт, мостов, перевозов, дорог и присутственных мест» [1] .

XIX век ознаменовался введением некоторых новых налогов. В 1812 г. были введены процентный сбор с доходов от недвижимого имущества, акцизы на предметы массового потребления: 1839 г . — табак; 1848 г . — сахар; 1862 г . — соль; 1872 г . — керосин; 1866 г . — дрожжи; осветительные нефтяные масла — 1887 г .; спички — 1888 г .


1883 г. — в городах и поселках вводится государственный квартирный налог.

Росла ставка налога с купцов, и в конце царствования Александра I составляла 2,5% для купцов третьей гильдии и 4% для купцов первой и второй гильдий.


В начале ХХ века наиболее эффективными источниками пополнения доходной части бюджета были винная монополия — 21-25%, акцизные и таможенные сборы — 20%, поступления от эксплуатации железных дорог — 18-23% государственных доходов.

Налогообложение в период министра финансов Егора Францевича Канкрина

Незадолго до своей кончины Александр I назначил на пост министра финансов известного ученого-экономиста Егора Францевича Канкрина. Наибольшую известность Канкрин приобрел как автор удачной реформы по уничтожению ассигнаций и замене их кредитным рублем. Кроме того, он упорядочил финансовое хозяйство, введя правильную отчетность и составление смет. В других отношениях взгляды и деятельность Канкрина характеризуются следующими чертами: он был сторонником протекционизма и потому очень усилил таможенное покровительство фабричной промышленности, особенно введением общего тарифа в 1841. Канкрин несколько раз пересматривал ставки таможенных пошлин (в 1823, 1826, 1831, 1834, 1836, 1843). Это приносило доход государственной казне и защищало от конкуренции неокрепшую русскую промышленность.

В то же время Канкрин отрицательно относился к развитию кредитных учреждений, не только частных, но и казенных; при нем не было учреждено ни одного нового банка. Ввел правило, согласно которому каждая долгосрочная ссуда промышленного характера должна выдаваться казенными банками не иначе как с разрешения Министерства финансов. В 1829 провел понижение процента, платимого государственными кредитными учреждениями по вкладам, с 5% до 4% и взимаемого по ссудам с 6% до 5%.

Так же отрицательно относился Канкрин к железнодорожному делу. При нем впервые был введен табачный акциз и вместо казенной продажи вина, существовавшей с 1818. Увеличение государственных доходов путем введения новых податей и сборов расценивал как крайнюю необходимость. Восстановил систему винных откупов (1827), ввел уплату подушной подати инородцами (1830), оригинальную систему обложения табака (1838). Снизил налог на соль, отменил внутренние судоходные пошлины (1823). Сумма прямых налогов за время управления Канкрина финансами увеличилась на 10 млн руб. серебром. Канкрин боролся с бюджетными дефицитами также путем сокращения расходных статей, однако успеха не достиг из-за больших затрат на войну с Турцией, подавление польского восстания и войну на Кавказе. Всего за 20 лет пребывания Канкрина на посту министра дефицит составил 160,6 млн руб. серебром.

При этом местная финансовая администрация мало привлекала к себе внимание министра и оставалась весьма неудовлетворительной. В целом, его реформы пополнили значительно бюджет, но оставили недобрую память у населения, поскольку существовавшие ранее налоги не уменьшались, а наоборот, увеличивались и являлись тяжелой ношей для населения, но политика, проводима Конкриным, с другой стороны, защищала промышленность от иностранного импорта.

Налогообложение при Александре II в период реформ Рейтерн Михаила Христофоровича

Во время правления Александра II реформы назрели сами собой. Ликвидация последствий Крымской войны (1853-1856), необходимость перевода феодальной экономики страны на путь капиталистического развития поставили перед правительством задачу поиска путей выхода из тяжелой финансовой ситуации ставили также задачи и реформирования налоговой системы.

Реформы Рейтерн Михаила Христофоровича были основаны на зарубежном опыте. Три года провел Рейтерн в служебной командировке, изучая «финансовый строй» Пруссии, Франции, Англии и Северо-Американских Соединенных Штатов.

В 1858 г. он стал управляющим делами Комитета железных дорог, а в начале 1860 г. – Комитета финансов. Одновременно он занял должность члена Совета министров финансов (1859), и члена Ученого комитета этого министерства (1860) — комиссии по преобразованию государственных кредитных учреждений и системы податей и сборов. Эти назначения позволили ему познакомиться с деятельностью финансового ведомства по широкому кругу вопросов и общими направлениями экономической политики правительства. Экономическая ситуация, в которой находилось российское государство в начале 1860-х годов от М.Х. Рейтерна ждали быстрых и ощутимых успехов не только в сфере государственных финансов, но и в экономике страны в целом. Ему пришлось сразу же предпринять меры по оздоровлению финансовой системы.

В области налогообложения Рейтерном прежде всего была реформирована система обложения спирта. С 1 января 1863 года прекращена отдача на откуп питейного сбора, который заменил питейный акциз. В этом же году мещане была освобождены от уплаты подушной подати и введен налог на недвижимые имущества в городах. В 1863-1865 гг. реформирована система обложения торговли и промышленности. Вышел ряд нормативных документов регулирующих процесс взимания отдельных налогов и сборов. Вместе с тем податное бремя, лежавшее на крестьянском населении, не только не уменьшилось, а напротив значительно возросло, вследствие повышения подушной и оброчной податей и регулярного повышения питейного налога. Вся система налогов зиждилась на трех налогах: подушной подати, питейном налоге и таможенных пошлинах.

При Рейтерне вводится еще один путь наполнения бюджета посредством выкупных платежей, появившиеся как следствие крестьянской реформы. Размер выкупных платежей уплачиваемых одним только классом населения – крестьянством, был весьма значительным и явились еще одним дополнительным бременем для крестьянского населения. За крестьянами постоянно накапливались огромные недоимки. Несмотря на строгость взыскания, недоимки постоянно росли, делая очевидным, что эти платежи, не соответствуют не только доходности земли

Реформы Рейтерна позволили временно наполнить бюджет (во многом засчет выкупных платежей), но не переломили в ситуации в части бедственного положения населения. В конце царствования Александра II факт истощения платежных сил и всеобщего понижения благосостояния населения был признан самим правительством.

Реформы налогообложения, проводимые Николаем Христиановичем Бунге

В 1880-е годы последовала крупная реформа в налогообложении, которую по поручению Александра III , проводил Николай Христианович Бунге (1823-1895 гг.) известный ученый-экономист, педагог, опытный практик-финансист, участник Великих реформ Александра II . В начале 1880-х годов Бунге был призван к участию в государственных делах, занимал пост товарища министра финансов (1880-1881 гг.). В 1881 г. был назначен министром финансов России. Н.Х. Бунге ставил себе задачу на практике осуществить те принципы в сфере налогообложения, которые должны были способствовать развитию экономики страны, при этом, снизив налоговое бремя с крестьянства привлечь к обложению имущие классы. Он стремился обеспечить:

— внедрение прогрессивной шкалы в подоходном обложении;

— опору на самые передовые зарубежные теории налогообложения;

— условия для развития экономического потенциала страны;

— взвешенность в проведении налоговых преобразований.

Н.Х. Бунге принимал участие в разработке крестьянской реформы 1861 г. Н.Х. Бунге последовательно придерживался стратегической линии на общее улучшение экономического положения государства и поднятия народного благополучия. Став министром финансов он стремился создать условия для подъема производительных сил народа, видя в них главный источник государственной мощи и богатства. С отменой подушной подати казна теряла крестьянских платежей на 100 млн. рублей. Значительное уменьшение поступлений в государственную казну было возмещено повышением размеров ранее существовавших налогов и введением новых, причем к более высокому обложению были привлечены и более состоятельные классы общества. Эти меры способствовали более равномерному распределению прямых налогов среди разных классов населения, создавая предпосылки для постепенного перехода к подоходному обложению.

О введении подоходного налога в России стали говорить еще во времена реформ Александра II . Но только Н.Х. Бунге на практике начал осуществлять его постепенное введение. Это стремление Н.Х. Бунге к введению в России подоходного налога оценивалось его современниками как крупнейшая заслуга в области реформирования податной системы.

Кроме всего прочего Н.Х. Бунге принадлежал к той плеяде ученых и общественных деятелей, которые взвешенно, подходили к решению таких сложных проблем, как реформирование налоговой системы государства. Отсталость крестьянского обложения была очевидна, поэтому Н.Х. Бунге целенаправленно боролся с подушиной, которая еще в 1724 г. была введена в систему прямого обложения России.

Указом 18 мая 1882 г. подушина, одновременно с мещанами была отменена и для крестьян, получивших ничтожно малые наделы. Затем законом 28 мая 1885 г. с 1 января 1886 г. она была отменена для бывших помещичьих крестьян Европейской России, а с 1 января 1887 г.- для всех вообще плательщиков того же района. В Сибири подушные сборы отменены законом от 19 января 1898 г.

Однако это не означало, что крестьяне стали меньше платить. Тот же закон устанавливал способы возмещения потерь казны от ликвидации одного из основных налогов. Во-первых, увеличивался возрожденный в 1875 г. поземельный налог, дававший до 1884 г. лишь несколько миллионов прибыли. Увеличив этот налог, Бунге изменил (упорядочил) систему его взимания. Общая сумма поземельного налога определялась в Министерстве финансов и законодательно распределялась по губерниям. Затем она раскладывалась между уездами и внутри уезда (в земских губерниях губернскими и уездными земскими собраниями, в не земских — органами губернского управления). Несмотря на то, что налоговое бремя крестьян практически не снизилось, значимость реформы Н.Х. Бунге прежде всего в отмене подушиной подати, которая со времен Петра Великого составляла краеугольный камень финансовой системы России. Реформа устранила один из существеннейших пережитков феодализма в налоговой системе. При этом замена подушного принципа обложения раскладкой, пропорциональной платежным силам населения, обеспечила большее соответствие системы обложения крестьянского населения принципам капиталистической экономики [2] .

Налогообложение в период назначения министром финансов Сергея Юльевича Витте

При Витте налоги рассматриваются им как главный источник государственных доходов. Под налогами он понимал установленные законом обязательные денежные взносы населения на удовлетворение гocyдарственных нужд. Ключевыми в данном определении являются следующие позиции: налоги должны быть законодательно обоснованы, налоги — это денежные взносы, и налоги должны идти на удовлетворение государственных нужд. С.Ю. Витте был сторонником прогрессивного налогообложения, остро критиковал пропорциональное обложение личных доходов за несправедливое неравномерное обложение. Подчеркивал, что обременение налогом неимущей части населения ведет часто к накоплению недоимки, которая и служит показателем неудовлетворительности оснований налоговой системы или способов ее применения.

С.Ю. Витте скрупулезно анализировал преимущества и недостатки прямых и косвенных налогов. В пользу прямых налогов он выделял их большую равномерность по сравнению с косвенными. Прямые налоги в большей степени соразмеряются с платежной способностью граждан. В отличии от прямых, косвенные налоги падая большей частью на предметы общераспространенные, потребление которых не находится в прямом соответствии с имущественною состоятельностью потребителей, ложатся особенно тяжело на бедные классы населения и нередко оказываются обратно пропорциональными к средствам плательщиков. Проанализировав преимущества и недостатки прямого и косвенного налогообложения, С.Ю. Витте делает правомерный вывод о том, что финансовая система, базирующаяся только на одном виде налогов бесперспективна, не может удовлетворять предъявляемым требованиям.

С.Ю. Витте был сторонником подоходного налога. Выделял два вида подоходного налога: общеподоходный налог, объектом которого является весь совокупный доход данного лица, вне зависимости от источников, специальные подоходные налоги, падающие на отдельные виды доходов (доход от земли, денежных капиталов, промыслов и т.п.).

Из специальных подоходных налогов особое внимание уделял налогу на денежные капиталы. Обложение ссудного капитала было введено в России в 1885 г. и установлено для доходов от разного рода процентных бумаг и вкладов в банковских учреждениях. Ставка налога была установлена в 5% от суммы купонов процентных бумаг, или 5% при заключении периодических счетов по вкладам. Особая роль, по мнению С.Ю. Витте, в налоговой системе принадлежит косвенным налогам, и прежде всего акцизам. При рассмотрении акцизов отмечал, что при выборе объектов акцизного обложения надо согласовывать интересы казны с экономическими интересами страны. С этих позиций наиболее выгодным в тот период было обложение акцизами спиртных напитков, табака, сахара, нефти и т.п. Начиная с 1893 г. постепенно вводилась питейная монополия. Как особо подчеркивал С.Ю. Витте, результаты питейной монополии оказались «благоприятными как с точки зрения финансовой, так и с точки зрения народного хозяйства, народного здравия и общественной нравственности» [3] .

Вместе с тем, апробировались налоги, не свойственные системам налогообложения других стран. Так, в 1883 г. в городах и поселках вводится государственный квартирный налог. Налогообложение киноиндустрии также впервые было введено еще в царской России. Таков был результат бурного успеха первого российского полнометражного фильма «Осада Севастополя». Картина была показана членам императорской семьи и произвела столь внушительное впечатление, что император вечером того же дня повелел обложить «синематограф» налогом.

Но в целом, многие направления налогообложения, введенные Витте не потеряли актуальности и сейчас.

В целом, в XIX веке не было создано идеологических предпосылок для сбора налогов.

Научная мысль в области налогообложения также не была сформирована. Одной из наиболее значительных российских научных работ первой половины XIX века является исследование Николая Ивановича Тургенева «Опыт теории налогов», однако автор уделяет много внимания налоговым системам зарубежных стран. Этот факт сам автор объяснял тем, что писал работу «вне России». Таким образом, при осуществлении реформирования системы налогообложения реформаторы полагались, прежде всего, на идеи зарубежных мыслителей. Но при переложении на российскую почву реформы не всегда давали должный результат.

Налоговая система постоянно подвергалась реформированию. Налогообложение не было основано на принципе справедливости, а вся тяжесть налогообложения была переложена на плечи населения. Законодательно было закреплено неравенство между налогообложением неимущих слоев населения, появившейся промышленности и дворянством. Также отличительной чертой является следование иностранным экономическим идеям в сфере налогообложения. В XIX веке обозначился конфликт бизнеса и власти. Неравноправие в налогообложении послужило в дальнейшем усилению революционных настроений в стране.

[1] Финансы, №10 — 1999г.

[2] Россия в XIX – XX веках. Материалы II Научных чтений памяти профессора В.И. Бовыкина. — М., 2002. – С. 28.

date image
2015-03-20 views image
5623

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Состояние государственных финансов России в 19 в. еще более ухудшилось. В результате войн и непомерных затрат царского двора расходы превышали поступление средств по налогам и пошлинам. Все более значительным источником казны становится эмиссия бумажных денег. Растет бюджетный дефицит. Если с 1801 по 1810 г. он составил 442 млн. руб., то после Крымской войны он достиг 798 млн. руб., а государственный долг составил 1246 млн. руб. Отмена крепостного права и проведение ряда реформ отразилось и на финансах. В начале 60- х гг. были внесены изменения в налоговую систему государства.

Прямые налоги. В 1863 г. подушная подать с мещан была заменена подомовым налогом, который взимался в форме оценочного сбора (налога) с недвижимого имущества. Этот налог взимался в размере до 10% с суммы чистого дохода с недвижимого имущества. Чистая доходность определялась при оценке имущества следующим образом: сначала оценщик устанавливал на основе договоров о найме валовой доход владения, из которого затем вычитал эксплуатационные расходы. Полученная разница определяла чистый доход.

Оценка промышленных заведений оценивалась по доходности, определяемой на основе стоимости зданий, земельных участков и оборудования. Чтобы определить цену зданий и сооружений, необходимо было учесть вид здания, его назначение, стоимость материала, из которого изготовлены стены, вид отопления и т.д. Оценка оборудования производилась по прейскурантам с учетом изношенности, оценка земли- на основе цен, существующих в конкретном городе.

В действовавший с конца 18 в. промысловый налог в 1863- 1865 гг. вносятся изменения. Вместо ставки с купеческого капитала в 1% вводится патентная система обложения. Промышленники и торговцы были обязаны выкупать свидетельства (патенты) на право заниматься соответствующей деятельностью. В 1898 г. в порядок взимания этого налога снова вносятся изменения: промышленные предприятия делились на 8 разрядов, отнесение их к определенному разряду зависело от числа рабочих; торговые предприятия делились на 5 разрядов в зависимости от размера капитала, оборота, арендной платы и др.

Налог состоял из двух частей (основной налог и дополнительный налог). Основной налог взимался по твердым ставкам в рублях в зависимости от разряда предприятия. Дополнительный налог платали в виде налога на прибыль по процентным прогрессивным ставкам и в виде налога на основной капитал по 15 коп. с каждых 100 руб.

По Городовому положению органы самоуправления имели право на с б о р ы в пользу города: сборы с торговли и промыслов, сборы с площадей и экипажей, сборы за право пользования городскими площадями и проездами, пошлины местного значения и др.

Существенным по размеру налогом был сбор с заведений трактирного промысла. Особенностью этого налога было то, что он являлся раскладчиком. Это означало, что все налогоплательщики были подразделены по видам заведений на группы. На каждую группу городская Дума ежегодно устанавливала определенную сумму налога. Эту сумму владельцы сами разверстывали между собой.

Важное место среди налогов по размерам поступлений занимает сбор с извозного промысла. Согласно ст. 127 и 134 Городового положения этот налог взимался в размере 10 руб. с лошади легкового и грузового извоза.

К следующей категории городских налогов следует отнести п о ш л и н ы. Это были нотариальные сборы: сбор за прописку с лиц, приезжающих в город; сбор, взимаемый в судебно- мировых учреждениях за ведение гражданских дел; сбор за утверждение планов и чертежей на постройки; сбор за взвешивание на весах общественного пользования; сбор за справки, выдаваемые из адресного стола, и, наконец, сбор с аукционных продаж движимого имущества.

Как источник доходов городских бюджетов особо следует выделить больничный сбор.

Этот сбор имел целевое назначение, и средства, полученные по нему, шли на финансирование здравоохранения. На основании закона от 21 мая 1890 г. размер налога был определен ежегодно в 1 руб. 25 коп. с человека. От этого сбора освобождались лишь те рабочие на предприятиях, для которых по закону от 23 мая 1912 г. были образованы больничные кассы.




Значительным источником доходов городских бюджетов был сбор за разрешение на прокладку труб и проводов по улицам и площадям. Этот источник с каждым годом увеличивался вместе с расширением сети городских коммуникаций.

Кроме этих поступлений, в доходы городских бюджетов взимались сборы с мест торга и увеселительных заведений на народных гуляньях, доходы с рек, каналов и прудов, которые состояли из сборов с причалов для катания на лодках, с перевозов, с мест выкалывания льда и добывания песка, с катков на реках и прудах.

Из приведенной картины налогового обложения в пользу городов видно, что главным источником их бюджетов был о ц е н о ч н ы й с б о р, т.е. основными плательщиками были владельцы недвижимого имущества. В подавляющем большинстве это были домовладельцы.

В и1875 г. вместо подушной подати с дворцовых и удельных крестьян стали взимать поземельный налог. В 1887 г. подушная подать отменена со всех крестьян.

Поземельный налог взимался с помещичьих земель. Ставка налога колебалась от 0,25 коп. до 17 коп. за десятину. Величина этого налога устанавливалась отдельно для каждой губернии и распределялась земской управой между всеми земельными владельцами. Основную сумму (свыше 75%) вносили крестьяне.

Косвенные налоги.Важным источником бюджетных доходов были косвенные налоги, в основном получаемые в виде питейных доходов, от акцизов и винной монополии.

Питейные доходы были весомым доходом российского бюджета. В 1819 г. они составляли 16%, в 1826 г.- 21%, в 1858 г.- 33% всех доходов. Питейные доходы поступали в казну сначала путем отдачи на откуп, затем путем установления казенной продажи вина.

Акцизы на вино в России были введены в 1861 г. Кроме винно- водочных изделий акцизами облагались табак, чай, сахар, соль, спички, нефтепродукты, хлопок, перевозка грузов по железной дороге и др. Число облагаемых акцизом товаров постоянно увеличивалось, росли акцизные ставки. Этот налог тяжелым бременем ложился на бюджет населения.

В 1894 г. в России была установлена винная монополия. Официально царское правительство объясняло введение такой монополии как борьбу с общенародным пьянством, для чего надо было ликвидировать частную торговлю вином.

С введением винной монополии ректификация спирта, розничная и оптовая торговля спиртными напитками были сосредоточены в казенных заведениях. Производство спирта- сырца разрешалось частным лицам. С расширением казенных питейных заведений и увеличением цен на спиртные напитки питейный доход стал важным источником бюджета. Если в 1900 г. чистый доход от винной монополии составил 85 млн. руб., или 11,0% всех доходов бюджета, то в 1913 г.- 750 млн. руб., или 22.1% бюджетных доходов.

В 1913 г. доля акциза и питейных доходов в бюджете составляла около 48%. В этом году прямые, косвенные налоги и пошлины дали в бюджет 1904 млн. руб., или свыше 55% всех доходов. Предпринимались попытки ввести подоходное обложение. В апреле 1916 г. был принят указ о подоходном налоге. Но налог не был взыскан, т. к. срок его уплаты начинался с октября 1917 г.

Наряду с прямыми и косвенными налогами население, главным образом крестьяне, несли мирские повинности в натуральной и денежной формах. В 1851- 1854 гг. мирские повинности законодательно были оформлены в земские повинности и земские сборы. Повинности были обязательные (содержание органов волостного и сельского управления, содержание дорог и др.) и необязательные (строительство церквей, школ, больниц, содержание пожарной охраны и др.). Эти налоги взимались по раскладке среди населения. Устанавливались они либо государством (почтовая повинность, ремонт дорог), либо земствами (сбор на содержание больниц, школ и т. д.).

Управлением налогами вместо коллегий с 1802 г. стало заниматься Министерство финансов. Местными учреждениями министерства в губерниях стали казенные палаты, а в уездах- казначейства. Казенные палаты вели учет налогоплательщиков и раскладку земских повинностей, наблюдали за поступлением налогов. Казначейства вели прием, хранение и выдачу бюджетных средств. В 1818 г. казенным палатам поручили заведывание казенными магазинами по торговле вином и контроль за изготовлением спирта на частных предприятиях.

Участие России в первой мировой войне, неудержимый рост военных расходов, разруха в экономике губительным образом отразились на налогооблагаемой базе государства. Довоенная налоговая система не справлялась с обеспечением бюджетных доходов. Царскому правительству пришлось идти на повышение налогов, введение акцизов, но это не улучшило положение. Выросла эмиссия бумажных денег (количество денег в обращении увеличилось в 11,5 раз), что привело к гиперинфляции, разному наделению курса рубля.

В краткосрочное правление Временного правительства финансовое положение государства еще более усугубилось. Попытки решения проблемы за счет введения новых налогов (например, подоходного, единовременного налогов) вряд ли помогли бы, т. к. в условиях развала хозяйства взимание новых налогов было нереально.

Такова была экономическая и финансовая обстановка в стране на момент свершения Октябрьской революции.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 17:36, реферат

Краткое описание

Цель работы – изучить историю налоговых преобразований в России в 18 – 19 вв., узнать, какое влияние они оказали на последующие реформы.
Для этого необходимо рассмотреть следующие вопросы:
Что такое налоговая реформа? Какова ее цель?
Каковы были предпосылки петровских реформ?
Налоговая реформа Петра I.
Каково значение этой реформы для России?
Налоги в дореволюционной России.

Прикрепленные файлы: 1 файл

реферат по налогам.docx

Вопрос налоговых преобразований в России в 18 – 19 вв. актуален во все времена, т. к. эти века – годы правления Петра I, чье имя связано с крупномасштабными государственными преобразованиями в России, коснувшимися всех сфер экономики, Екатерины II, чьи изменения в налоговую систему также были существенны. В этот период в свой вклад в историю налогообложения внесли крупный государственный деятель М.М. Сперанский и Н. Тургенев.

Изучение истории налогообложения необходимо в любое время для того, чтобы предпринимать все новые и новые попытки реформирования для достижения наилучшего как для государства, так и для народа.

Объектом изучения реферата будет:

- налоговая реформа Петра I;

- налоги в дореволюционной России.

Цель работы – изучить историю налоговых преобразований в России в 18 – 19 вв., узнать, какое влияние они оказали на последующие реформы.

Для этого необходимо рассмотреть следующие вопросы:

  1. Что такое налоговая реформа? Какова ее цель?
  2. Каковы были предпосылки петровских реформ?
  3. Налоговая реформа Петра I.
  4. Каково значение этой реформы для России?
  5. Налоги в дореволюционной России.

    1. Налоговые реформы. Цель налоговой реформы.

Первые реформы появились в Древнем мире. Были обязательные платежи, которые, в принципе, напоминают ныне существующие налоги в их современном понимании. Первые реформы были обращены на решение задач максимизации государственных доходов.

Первой налоговой реформой была реформа императора Рима Октавиана Августа (63 г. до н. э. – ХIV в. н. э.).

Ошибочно предполагать, что, взяв либеральную модель рынка, можно без преобразований отношений собственности, без формирования рыночного правосознания граждан, без навыков рыночного менеджмента, без создания демократической системы управления государством превратить страну в процветающую державу. Необходимы длительные и последовательные реформации, осторожное проведение экспериментов, оценка их результатов и своевременная коррекции появляющихся негативных последствий. Эти результаты в свою очередь определяет политический выбор страны. Следовательно, не модели преобразований определяют их успехи, а то, на каком политическом, экономическом фундаменте и каким конкретно правительством они реализуются.

Налоговая реформа – это реформа в системе налогообложения, отмена старых, принятие новых, видоизменение уже существующих налогов. Причем в первую очередь, конечно, государство преследует цель пополнения бюджета, чтобы не было его дефицита. В разных странах, с разным историческим развитием, разным укладом экономической системы соответственно цели налоговой реформы отличаются. Каждое государство преследует свою цель, но при этом, налогообложение реформируется не в интересах какого-либо отдельного государства, а с учетом экономических интересов всех стран – участников того или иного международного объединения.
Последние года реформы налогообложения в ряде стран, входящих в состав различных международных объединений, осуществляются с целью привести национальное налоговое законодательство в соответствии с некими общими требованиями.

Ее основная цель – устранить различия в налоговом законодательстве государств, препятствующие экономической интеграции.

Если взять для примера, бывший СССР, то в 1930 г. основным законодательным актом – постановлением ЦИК и СНК от 2 сентября 1930 г. «О налоговой реформе» (Сборник законов СССР, 1930, № 46, ст. 476) – были проведены кардинальные преобразования состава и структуры платежей, поступающих в государственное пользование. В 1931 г. принимается еще несколько постановлений, корректирующих ход налоговой реформы. В 1931 г. налог с оборота и отчисления от прибыли стали основными платежами в бюджет.
Основной вывод, который следует из смысла налоговых преобразований 30-х гг., - это трансформационный крен налогов к их неналоговым формам. Доход государства формировался не за счет налогов, а за счет прямых изъятий валового национального продукта, производимого на основе государственной монополии.

14 июля 1990 г. был принят Закон СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций» - первый унифицированный нормативный акт, регулирующий многие налоговые правоотношения в стране.

В декабре 1991 г. проводится широкомасштабная налоговая реформа, принимаются Законы «Об основах налоговой системы в РФ», «О налоге на прибыль», «О налоге на добавленную стоимость», «О подоходном налоге с физических лиц». Эти системообразующие законодательные акты составили фундамент налоговой системы России.

Основными задачами налоговой реформы в недавнем прошлом в перспективе (2000-2001 гг.) в РФ являлись: существенное снижение налогового администрирования.

Снижение налогового бремени должно было быть достигнуто, прежде всего, за счет уменьшения нагрузки на фонд оплаты труда, ликвидации налогов с оборота с изменений в правилах расчета базы налогообложения прибыли.
Упрощение налоговой системы предусматривалось посредством установления закрытого списка налогов и сборов, единой ставки подоходного налога, введения единого социального налога и отмены значительного числа второстепенных налогов.

Улучшение налогового администрирования должно было быть основано на сокращении возможностей для произвольных действий налоговых органов при одновременном повышении ответственности « недобросовестных» налогоплательщиков, создании и развитии единой системы налогоплательщиков, развитии информационных технологий.

В других странах, например, цели налоговой реформы помимо всего прочего, преследуют стимулирование частных предприятий. За счет этого развивается рыночная экономика. Посредством налоговых льгот и аналогичных фискальных поощрений происходит стимулирование малого бизнеса. Помимо этого, таким образом, увеличивается приток ресурсов частных иностранных инвесторов, а реформы проводятся с целью заинтересовать их в размещении своих предприятий в другой стране.

Еще целью налоговой реформы является мобилизация ресурсов для финансирования государственных расходов. Эта цель более важная, какая бы политическая или экономическая идеология не преобладала в слаборазвитой стране, ее экономические и социальные программы зависят главным образом от способности правительства генерировать достаточное количество доходов для финансирования программ расширения необходимых, но не приносящих доходов общественных услуг (здравоохранение, образование, транспорт, средства связи и другие элементы экономической и социальной инфраструктуры).
Но, как уже было сказано выше, государства в преследовании целей налоговой реформы не должны забывать о соглашении – устранить различия в налоговом законодательстве государств, препятствующие экономической интеграции.

    1. Предпосылки возникновения реформ Петра I.


Страна стояла накануне великих преобразований. Каковы же были предпосылки петровских реформ?

Основной причиной служило то, что после хозяйственного подъема в конце XVII века вследствие развития внутренней торговли, когда объем поступлений в казну за 20 лет увеличился вдвое и составил 3 млн. рублей, экономический рост страны существенно замедлился. Многолетняя Северная война, строительство кораблей, возведение «египетских пирамид на невских болотах» подорвали финансовое положение российского государства. Только армия и флот ежегодно поглощали до трех миллионов рублей. Расходы начали превышать доходную часть бюджета, и если первые три года разрыв между расходами и доходами государства покрывался за счет остатков прошлых лет, то уже к 1704 году они исчерпались, и начал нарастать финансовый кризис. Дефицит бюджета достиг огромной по тем временам суммы 500 тыс. рублей. Поэтому постоянная нужда в деньгах побуждала Петра изыскивать все новые и новые источники доходов. Слабая пригодность существовавшей финансовой системы для решения такой задачи была очевидна. Требовался новый подход к устройству административного аппарата. При сборе денег с приказов выяснилось хаотическое состояние отчетности - ни дума, ни Большая казна не могли сказать, какие суммы находятся в движении по приказам. Твердых и постоянных норм налогообложения не было, они могли меняться от того, кто и как собирал налоги. Люди, допущенные к сбору денег, слишком часто оставляли значительную их часть в своем распоряжении. Малоуспешная борьба с казнокрадством велась в обстановке хронического дефицита средств на самые неотложные нужды. Общегосударственная роспись доходов и расходов отсутствовала [2, 371].

Ко всему прочему Россия была отсталой страной. Эта отсталость представляла собой серьезную опасность для независимости русского народа. Промышленность по своей структуре была крепостнической, а по объему продукции значительно уступала промышленности западноевропейских стран. Русское войско в значительной своей части состояло из отсталого дворянского ополчения и стрельцов, плохо вооруженных и обученных. Сложный и неповоротливый приказной государственный аппарат, во главе которого стояла боярская аристократия, не отвечал потребностям страны. Отставала Русь и в области духовной культуры. В народные массы просвещение почти не проникало, и даже в правящих кругах немало было необразованных и вовсе неграмотных людей.

Таким образом, реформаторские действия Петра I на рубеже XVII-XVIII веков не были случайностью: Россия XVII века самим ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ, так как только таким путем могла обеспечить себе достойное место среди государств Запада и Востока. Старая система устройства хозяйства не могла удовлетворить потребностей страны, особенно в условиях войны.

Следует отметить, что к этому времени в истории нашей страны уже произошли значительные сдвиги в ее развитии. Возникли первые промышленные предприятия мануфактурного типа, росли кустарные промыслы, ремесла, развивалась торговля сельскохозяйственными продуктами. Непрерывно возрастало общественное и географическое разделение труда — основа сложившегося и развивающегося всероссийского рынка. Город отделялся от деревни. Выделялись промысловые и земледельческие районы. Развивалась внутренняя и внешняя торговля. Во второй половине XVII века начинает изменяться характер государственного строя на Руси, все более отчетливо оформляется абсолютизм. Получили дальнейшее развитие русская культура и науки: математика и механика, физика и химия, география и ботаника, астрономия и "рудознатство". Казаки-землепроходцы открыли ряд новых земель в Сибири. XVII век был временем, когда Россия установила постоянное общение с Западной Европой, завязала с ней более тесные торговые и дипломатические связи, использовала ее технику и науку, воспринимала ее культуру и просвещение. Учась и заимствуя, Россия развивалась самостоятельно, брала только то, что было ей нужно, и только тогда, когда это было необходимо. Это было время накопления сил русского народа, которое дало возможность осуществить подготовленные самим ходом исторического развития России грандиозные реформы Петра. Реформы Петра были подготовлены всей предшествующей историей народа, "требовались народом". Уже до Петра начертана была довольно цельная преобразовательная программа, во многом совпадавшая с реформами Петра, в ином шедшая даже дальше их. Подготавливалось преобразование вообще, которое при мирном ходе дел могло растянутся на целый ряд поколений. Реформа, как она была исполнена Петром, была его личным делом, делом беспримерно насильственным и, однако, непроизвольным и необходимым. Внешние опасности государства опережали естественный рост народа, закосневшего в своем развитии. Обновление России нельзя было предоставлять постепенной тихой работе времени, не подталкиваемой насильственно. Реформы коснулись буквально всех сторон жизни русского государства и русского народа, однако к основным из них следует отнести следующие реформы: военную, органов власти и управления, сословного устройства русского общества, податную, церковную, в области культуры и быта, денежной системы, а также в сфере налогообложения.

У каждого историка свой взгляд на деятельность Петра I. Хотелось бы рассмотреть две основные противоположных концепции, представленные выдающимися русскими историками С.М.Соловьевым и В.О.Ключевским. В большинстве обзорных трудов петровская эпоха рассматривается как начало новой эпохи в истории России. Даже современники Петра I делились на два лагеря: сторонников и противников его преобразований. Спор продолжался и позже. В XVIII в. М. В. Ломоносов славил Петра, восторгался его деятельностью, а немного позже историк Карамзин обвинял Петра в измене “истинно русским” началам жизни, а его реформы назвал “блестящей ошибкой”. Однако сильные разногласия царят среди историков, которые пытались ответить на вопрос, в какой степени эпоха реформ означала кардинальный разрыв с прошлым, и отличалась ли новая Россия от старой качественно. С.М.Соловьев был ярким представителем “революционной” концепции. В своих работах он глубоко анализирует деятельность Петра I, её итоги, взгляды западников и славянофилов на дела Петра Великого. Соловьев интерпретирует петровский период как эру ожесточенной борьбы между двумя диаметрально противоположными принципами государственного управления и характеризует реформы как радикальное преобразование, страшную революцию, рассекшую историю России надвое, и означавшую переход из одной эпохи в истории народа в другую. Соловьев считает, что реформы были вызваны исторической необходимостью и поэтому должны рассматриваться как целиком и полностью национальные [6, 38].

Существует еще один взгляд на эту проблему — “эволюционная” концепция. Среди ученых, отстаивающих эту концепцию необходимо выделить В.О.Ключевского. Он глубоко исследовал допетровский период, и в своих опубликованных курсах лекций по отечественной истории настойчиво проводил мысль о преемственности между реформами Петра и предшествовавшим столетием. Ключевский был категорически против данной Соловьевым характеристики 17 века как эпохи кризиса и распада. В противоположность такому взгляду он утверждал, что в этом столетии шел позитивный процесс создания предпосылок для реформаторской деятельности, и была не только подготовлена почва для большинства преобразовательных идей Петра Великого, но и пробуждено “общее влечение к новизне и усовершенствованиям”. По его мнению, если в реформах Петра и было что-то “революционное”, то это лишь насильственность и беспощадность использованных им методов. На сегодняшний же день в науке преобладает мнение, что реформы Петра не означали кардинального разрыва с прошлым, хотя и в двадцатом веке отдельные крупные историки, как, например, ученики Ключевского - М.М. Богословский и М.Н. Покровский в этом вопросе были солидарны с Соловьевым [3, 25].

Читайте также: