Налоговая реформа 2001 года в россии

Опубликовано: 16.05.2024

Цели и принципы

Формирование налогового законодательства Российской Федерации началось с принятием Закона РФ от 27.12.1991г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и отдельных законов, регулирующих порядок взимания конкретных налогов и сборов (о налоге на добавленную стоимость, о налоге на прибыль предприятий и организаций, о подоходном налоге с физических лиц и другие).

Дальнейшее развитие налогового законодательства проходило как по пути физического возрастания объемов нормативной информации, так и накопления качественно иного материала, требующего принципиального изменения в механизме правового регулирования - проведения масштабной налоговой реформы.

Основной целью налоговой реформы является достижение оптимального соотношения между стимулирующей и фискальной ролью налогов;

основные принципы налоговой реформы заключаются в выравнивании условий налогообложения, снижении общего налогового бремени и упрощении налоговой системы. При этом система администрирования налогов должна обеспечивать снижение уровня издержек исполнения налогового законодательства как для государства, так и для налогоплательщиков.

С 1 января 2001 года введены в действие главы части второй Кодекса о налоге на добавленную стоимость (ставки - 0 процентов, 10 процентов и 20 процентов), акцизах, налоге на доходы физических лиц (плоская ставка - 13 процентов) и едином социальном налоге (регрессивные ставки). Одновременно с введением их в действие практически полностью отменены налоги, уплачиваемые с выручки от реализации товаров, существенно снижено налогообложение фонда оплаты труда.

С 1 января 2001 года отменены: налог на отдельные виды транспортных средств; налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы; налог на реализацию горюче-смазочных материалов, налог на приобретение автотранспортных средств.

С 1 января 2002 года вступил в силу новый порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организаций и ресурсных платежей.

Основные изменения законодательства о налогах и сборах, произошедшие в 2003 году, заключаются в следующем.

- налог на пользователей автомобильных дорог, являющийся оборотным налогом;

-налог с владельцев транспортных средств.

Введен транспортный налог, заменяющий налог с владельцев транспортных средств и налог на водно- воздушные транспортные средства, предусмотренный Законом РФ "О налогах на имущество физических лиц".

В дополнение к ранее предусмотренному специальному налоговому режиму для сельскохозяйственных товаропроизводителей введены в действие специальные налоговые режимы: упрощенная система налогообложения и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (соответственно главы 26.2 и 26.3 Налогового кодекса).

С 10 июня 2003 года вступила в силу новая глава Налогового кодекса "Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции".

Согласно положениям данной главы организации, перешедшие на данный режим налогообложения, освобождаются от уплаты всех федеральных и региональных налогов и сборов (за исключением налога на добавленную стоимость, налога на прибыль организаций, единого социального налога, налога на добычу полезных ископаемых, платежей за пользование природными ресурсами, включая платежи за загрязнение окружающей среды, платы за пользование водными объектами, государственной пошлины, таможенных сборов, земельного налога, акцизов, за исключением акцизов на подакцизное минеральное сырье), а также от местных налогов и сборов установленных в соответствии с Кодексом.

С 27 июня 2003 года вступил в силу Федеральный закон от 22.05.2003 г. N54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", регламентирующий ведение денежных операций не только с населением, но и между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также устанавливающий сферу применения контрольно-кассовой техники (ККТ). При этом вместо ККТ возможно применение бланков строгой отчетности, утвержденных Минфином России. В текст закона включен перечень организаций, освобожденных от применения ККТ.

Законом также предусмотрено, что через шесть месяцев после вступления его в силу при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт применение контрольно-кассовой техники без фискальной памяти не допускается.

В 2003 году сделан важный шаг в направлении ослабления налогового бремени: принят Федеральный закон от 07.07.2003 г. N 117-ФЗ, в соответствии с которым с 1 января 2004 года:

1) снижена ставка налога на добавленную стоимость с 20 до 18 процентов;

2) отменены 20 региональных и местных налогов и сборов, в том числе налог с продаж (региональный налог);

3) введен единый подход к налогообложению газового конденсата - установлена налоговая ставка 17,5 процента при добыче газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья (вместо действующих ставок - 340 рублей за 1 тонну газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений и 16,5 процента при добыче газового конденсата из других видов месторождений);

4) установлена специфическая ставка налога на добычу полезных ископаемых при добыче горючего природного газа в размере 107 рублей за 1000 кубических метров газа при добыче из всех видов месторождений углеводородного сырья (вместо действующей налоговой ставки 16,5 процента).

Налоговая ставка при добыче нефти на период до 31 декабря 2006 года установлена в размере 347 рублей за 1 тонну (вместо действовавшей ставки в размере 340 рублей за 1 тонну);

5) отменен акциз на природный газ.

С 1 января 2004 года вступила в силу принятая в 2003 году глава "Налог на имущество организаций".

С 1 января 2004 вступила в силу глава 25.1 "Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов" Налогового кодекса Российской Федерации.

В целях совершенствования порядка налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей подготовлена новая редакция главы 26.1 "Единый сельскохозяйственный налог" Налогового кодекса Российской Федерации, которая также вступила в силу с 1 января 2004 года.

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН

"Налоговый вестник", N 7, 2001

НАЛОГОВАЯ РЕФОРМА В ПОСТКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД

Прошло два с половиной года после того, как началось постепенное введение в действие Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). Этот период можно оценить как новый этап налоговой реформы в стране. Он начался в крайне трудное время после финансового кризиса, разразившегося в 1998 г., и продолжается при некотором подъеме нашей экономики. Путем реформирования налогов решались одновременно весьма противоречивые задачи. Нужно было дать возможность хозяйствующим субъектам восстановить утраченные в ходе дефолта оборотные фонды, остановить рост розничных цен и обеспечить сбалансированность бюджетов посткризисных лет, притом бюджетов всех уровней. Насущной проблемой стало снижение налогового бремени на отечественных производителей, перенос центра тяжести налогового давления на потребителей товаров и услуг. Наряду с этим принимались меры по упрощению налоговой системы и увеличению собираемости налогов. Важнейшим аспектом налоговой реформы стало существенное снижение налогового гнета на фонды оплаты труда предприятий и организаций.

Рассмотрим, какие проблемы в налогообложении удалось решить за два с половиной года. Думается, что одной из основных является стабилизация налоговой системы России. Статья 5 НК РФ строго регламентировала введение новых налогов и сборов, а также законодательных актов об их изменениях, положив конец бесчисленным дополнениям в середине календарного года и принятию законов, имевших обратное действие. Немаловажное значение имеет общее сокращение видов налогов и закрытый перечень региональных и местных налогов. Достаточно вспомнить, что творилось в области налоготворчества в 1994 - 1997 гг., когда региональные и местные органы представительной власти получили полномочия на введение на подведомственных территориях налогов помимо перечня, содержащегося в ст.ст.20 и 21 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Общее количество видов налогов в стране перевалило за полторы сотни. Отмена ряда налогов произошла в связи с принятием в большинстве субъектов Российской Федерации закона о налоге с продаж. Общее сокращение видов налогов предусмотрено ст.ст.13, 14 и 15 НК РФ и ожидается с окончательным принятием части второй Кодекса.

Безусловно, благотворно сказывается на состоянии "налогового климата" в стране классификация налоговых правонарушений и дифференциация финансовой ответственности за них, разделение умышленности и случайности, однократности и повторности правонарушений, степени их тяжести и последствий для бюджета. Принцип презумпции невиновности так же необходим в налоговом праве, как и вообще в юриспруденции.

Права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и их должностных лиц не просто провозглашаются НК РФ, как это имело место раньше. Права налогоплательщиков гарантируются обязанностями налоговых органов с сохранением и ранее действовавших форм гарантии. На налоговые органы возложены дополнительные обязанности по информированию налогоплательщиков и разъяснению налогового законодательства, что не следует смешивать, как это встречается у некоторых авторов, с налоговым консультированием.

В налоговом законодательстве существовала еще одна проблема, ныне решенная НК РФ, причем решенная, на наш взгляд, отнюдь не наилучшим образом. С 1 января текущего года вступающие в действие статьи части второй НК РФ являются законами прямого действия. Теперь ни МНС России, ни Минфин России не должны и не могут выпускать инструкций, разъясняющих порядок применения законов о налогах. В принципе это нормальная законодательная практика, принятая в большинстве развитых стран. Однако вряд ли она принесет пользу у нас в настоящее время. Дело в качестве текстов законов. Законы прямого действия могут быть таковыми лишь в случае, если они лишены внутренней противоречивости, если их положения и статьи предельно ясны, в том числе для людей, не имеющих высшего экономического образования, если ими учитываются прецеденты и арбитражная практика и т.д. К сожалению, в действующих новых главах НК РФ выявляется по мере их применения большое число недостатков, мест, требующих толкования, которые, впрочем, были заметны специалистам сразу, еще до их проверки практикой.

В налоговом законодательстве ощущается отсутствие отечественной научной школы. Сказывается, что несколько десятилетий важнейшая отрасль экономической науки - налогообложение - в Российской Федерации не развивалась. Научные труды, исследовавшие зарубежный опыт, оценивали его главным образом с позиций критики. В течение всего XX века теория налогообложения шла вперед в западных странах, рождая новые концепции, а российские ученые оставались по идеологическим мотивам лишь созерцателями. Не удивительно, что современное налоговое законодательство во многом опирается на западный опыт. Но при этом теряются специфические черты российской экономики, особенности того исторического этапа, на котором она находится.

В девяностые годы налогообложение в России шло по пути практического совершенствования, во многом методом "проб и ошибок". Некоторый толчок получила вузовская наука, которая скорее следует за практикой, чем опережает ее. Сейчас, как никогда, важно основать российскую научную школу налогообложения, которая обобщит накопленный за последние 10 лет практический опыт, осмыслит его с учетом зарубежного опыта и специфики отечественной экономики, оценит и спрогнозирует пути дальнейшего развития. Крайне необходим и научный методологический центр. К созданию этого приступило в настоящее время МНС России.

При разработке проектов законов о налогах или глав НК РФ обычно не принимается во внимание такое понятие, как технологичность сбора налогов и контроля за их поступлением. Впрочем, этот термин - "технологичность" в применении к налогообложению вообще отсутствует. Особенно ярко это проявилось в гл.24 НК РФ, где речь идет о социальном налоге, так как трудно придумать что-либо более усложненное, чем порядок его исчисления, предусматривающий регрессию налоговых ставок по отношению к каждому отдельно взятому работнику предприятия - налогоплательщика. А ведь введение социального налога вместе с реформированием подоходного налога и его преобразованием в налог на доходы физических лиц является краеугольным камнем современного этапа налоговой политики. Можно дискутировать на тему: нужна или несвоевременна регрессия социального налога, но ясно, что в любом случае сделать механизм его исчисления можно было отнюдь не таким громоздким.

Но вернемся к первым из принятых глав части второй НК РФ. Глава 21 "Налог на добавленную стоимость" и гл.22 "Акцизы" сами по себе говорят о возрастании роли косвенных налогов. НДС занимает первое по доходности место в федеральном бюджете, акцизы прочно занимают место среди четырех основных источников бюджетных доходов.

Коренной вопрос многочисленных дискуссий о налоге на добавленную стоимость - это величина изъятия в бюджет. Главой 21 НК РФ ставки налога сохранены на прежнем уровне: основная - 20% и льготная - 10%. Вспомним, какие бурные дебаты велись вокруг этой проблемы в 1999 г., когда радикально настроенные государственные деятели и экономисты добивались снижения основной ставки в два раза. Тогда же вносились и умеренные предложения о снижении НДС до 18%. Но в пылу полемики умеренные предложения были забыты, а радикальные, как и следовало ожидать, не прошли, в результате налог и остался на прежнем уровне. Думается, что вопрос о научно обоснованной величине налога пока не решен несмотря на введение в действие 21 главы НК РФ. Российский НДС является одним из наиболее высоких среди развитых стран, не считая скандинавских стран, где он доходит до 25% (Швеция, Дания). Автор является сторонником снижения НДС по мере роста производства. Но считает, что это должен быть постепенный процесс - на 1 - 2 пункта, но ни в коем случае не революционное уменьшение в 1,5 - 2,0 раза. Последнего бюджет просто не сможет выдержать.

Некоторые положения гл.21 НК РФ носят весьма спорный характер. Так, трудно согласиться с таким новшеством, как налогообложение предприятий, ведущих строительно - монтажные работы хозяйственным способом для собственного потребления. Помимо возникновения двойного налогообложения, может затормозиться расширение и модернизация производства за счет финансовых ресурсов предприятий. Много проблем вызывает освобождение субъектов малого предпринимательства на двенадцать налоговых периодов от исполнения обязанностей налогоплательщика, если в течение предшествующих трех налоговых периодов их налоговая база не превысила миллиона рублей. Подобное положение, на наш взгляд, создает еще одну, притом совершенно легальную, лазейку для ухода от налогообложения. Налоговые органы уже отмечают тенденцию дробления определенной части субъектов малого бизнеса. Стремление законодателей обеспечить и усилить поддержку малого бизнеса понятно. Но государство должно защищать бюджетные интересы, устраняя возможности разного рода финансовых махинаций. И не следует забывать, что освобождение от налогообложения, это еще, по сути, освобождение от налогового контроля.

Среди перспективных задач, связанных с совершенствованием НДС, помимо определения его оптимальной ставки стоит вопрос о правильном определении понятия "добавленная стоимость", очищенного от добавок, приближенного к тому, как определяется добавленная стоимость в развитых странах.

Глава 22 НК РФ придает акцизам преимущественно фискальный характер. Сохраняется действующая в последние годы тенденция роста ставок акцизов на спиртовую и винно - водочную продукцию, табачные изделия, нефтепродукты. В сочетании с увеличением ряда таможенных пошлин, с введением регионального налога с продаж это означает политику дальнейшего повышения роли косвенных налогов.

Однако нам представляется, что возможности роста доходов бюджета через увеличение ставок косвенных налогов почти исчерпаны и предстоит искать в ближайшем будущем новые подходы к косвенному налогообложению. Уже сейчас нужно выдвигать проблему увеличения собираемости косвенных налогов, а не их ставок. Динамику ставок косвенных налогов на товары народного потребления следует сопоставлять не с потребностями в расходах бюджета, а с динамикой средней заработной платы в стране, средних доходов вообще, включая динамику пенсий. Возможность наращивать объем поступлений в бюджет за счет роста косвенных налогов ограничивается уровнем рыночных цен, которые определяются платежеспособным спросом и конкуренцией на рынке. Рыночный механизм формирования цен делает бесперспективным длительный упор на косвенные налоги. Мировой опыт свидетельствует, что продолжение такой политики может привести лишь к новому витку инфляции и снижению конкурентоспособности отечественной продукции. Поэтому в ближайшем будущем рост ставок акцизов должен быть остановлен. Налог на добавленную стоимость может быть несколько снижен. Налог с продаж следует рассматривать скорее как чрезвычайный налог, способствовавший преодолению последствий дефолта 1998 г., чем как налог, органично вписавшийся в налоговую систему Российской Федерации.

Существует макроэкономическая закономерность, подтвержденная научными исследованиями и налоговой статистикой. Чем выше уровень налоговых изъятий, тем выше темпы экономического роста. И наоборот. Эта закономерность четко прослеживается в экономике России за последние 10 лет. При разработке налоговой политики нужно ясно сознавать ее целевую направленность. Или решается задача сиюминутного притока денег в бюджет посредством увеличения налогового давления, тогда замедляются темпы экономического роста. Или мы ориентируемся на систему налогообложения, стимулирующую привлечение инвестиций и рост экономики. Следует иметь в виду еще одно обстоятельство. Более высокому уровню налоговой нагрузки должна соответствовать большая социальная направленность государственной политики.

Сегодняшняя налоговая стратегия направлена на стимулирование экономического роста, создание в России благоприятного инвестиционного климата. Именно для достижения этих целей либерализуется налог на прибыль, введена "плоская" шкала налога на доходы физических лиц, введен социальный налог со ставками заметно ниже ставок отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды.

Несмотря на это, именно гл.23 и 24 НК РФ подвергались сильным нападкам. Серьезно критиковались фиксированные ставки налога на доходы физических лиц, особенно единая ставка налога на все трудовые доходы - 13%, отход от прогрессивного обложения совокупного годового дохода, потери бюджета от якобы уравнительного обложения граждан с различными доходами, переход контроля за поступлением социального налога к налоговой службе.

И сегодня можно сказать уже о первых итогах смягчения налогообложения фондов оплаты труда хозяйствующих субъектов. Переход контроля за уплатой социального налога от государственных внебюджетных фондов к инспекциям и управлениям МНС России, как и намечалось, обеспечил позитивные результаты. Напомним, что основная ставка налога, применяемая для доходов до 100 тыс. руб. в год, снижена с 39,5 до 35,6%, или на 3,9 пункта. Для более высоких доходов введено регрессивное налогообложение. Исчисление налога усложнено. Несмотря на это, плюс сложности переходного периода, связанные с передачей миллионов лицевых счетов от одного ведомства другому (в данном случае от четырех ведомств), уже в первые месяцы объем поступлений социального налога увеличился более чем на треть. Это несомненный успех налоговой службы России, которая сразу добилась повышения собираемости налога по сравнению с прошлыми периодами.

Остановимся на проблеме регрессии. Не приходится сомневаться в том, что она введена с наилучшими намерениями, а именно: стимулировать повышение заработной платы в организациях.

Но при этом с позиций главных бухгалтеров предприятий и организаций, а также работников налоговых служб социальный налог, являющийся налогом с юридических лиц, превратился, можно сказать, почти в налог с лиц физических. Ведь им теперь нужно вести по несколько лицевых счетов на каждого работника, определяя, когда его доход перейдет за 100 тыс. рублей, за 300 тыс., за 600 тыс. руб. И к тому же регрессия исчисления социального налога в разные фонды различна. Вот что мы имеем в виду, когда говорим о нетехнологичности налога. Регрессия введена явно преждевременно. Ставку налога следует и дальше снижать, чтобы добиться заметного уменьшения налогового давления на фонды оплаты труда хозяйствующих субъектов. Но снижать ее нужно не только с высоких зарплат, а с заработной платы вообще, приближая постепенно процент начислений на зарплату к среднеевропейскому и американскому уровню.

Недостатком социального налога является одинаковый подход к налогообложению благотворительных и коммерческих организаций. В результате, социальный налог препятствует благотворительным организациям осуществлять их социальные функции.

Невзирая на недостатки, которые нужно учесть в дальнейшей законодательной практике, можно сказать, что социальный налог сыграл прогрессивную роль в развитии системы налогообложения.

Значительная либерализация налогообложения доходов физических лиц вкупе с реформированием социальных платежей имеют общую цель - разморозить заработную плату и обеспечить экономические условия для ее реального роста, притом роста легального, уменьшить объемы теневых, не облагаемых налогами выплат. Эти задачи реализуются пока успешно, хотя и в неполной мере. Ибо для их реализации снижения социальных выплат на 3,9 пункта, конечно, недостаточно. Нужен следующий шаг по снижению ставки социального налога, что будет возможно после достижения весомого экономического успеха.

Кстати, вопреки мнению скептиков, снижения поступлений налога на доходы физических лиц по сравнению с подоходным налогом не наблюдается. Нет и социальной несправедливости, ибо система вычетов и налоговых ставок построена так, что выгоду получают наименее обеспеченные люди.

При положительной концептуальной направленности гл.23 и 24 НК РФ в них немало недостатков и неясных положений. Так и остается неотработанным вопрос о налоговых резидентах и нерезидентах Российской Федерации, почти неприменимы на практике положения о налогообложении игорного бизнеса, в отрыве от реальной жизни решен вопрос об обложении процентов по вкладам в сбербанке и т.д.

Все это еще раз подтверждает мысль о необходимости научной и методологической проработки проектов налоговых законов и иных директивных актов и документов, касающихся налогообложения.

В этот период налоговая система России продолжала меняться, совершенствоваться. В частности, был установлен налог с продаж с максимальной ставкой, равной 5,0 %, увеличена ставка налога на покупку иностранной валюты.

Из числа основных предлагавшихся нововведений было принято частичное перераспределение поступлений НДС: с 1 марта 1999 г. он стал зачисляться в территориальные бюджеты в размере 15,0 % от поступлений вместо 25,0 % ранее, снижена ставка налога на прибыль до 30,0 %. С 2000 г. установлена новая, трех- ставочная шкала подоходного налога с минимальной предельной ставкой, равной 12,0 %, и максимальной - 30,0 % (вместо ранее действовавшей 35,0 %-ой). Введены изменения, касающиеся правил уплаты НДС торговыми организациями.

Таким образом, первые попытки пересмотра налоговой политики увенчались успехом лишь в отношении принятия общей части Налогового кодекса. Объединение положений, регулировавших порядок администрирования налогов в едином документе, явилось важным шагом на пути совершенствования налогового законодательства. Однако в целом не снизилась острота вопросов совершенствования налогового администрирования даже после принятия первой части Налогового кодекса. То есть сохранилось слишком большое число компромиссов и проигрышных положений.

Таким образом, к началу 2000 года была сформирована система налогообложения с высоким уровнем уклонения, большим количеством льгот и ставок для различньгх категорий налогоплательщиков.

использовавшими различные схемы ухода от налогов на доходы, поправки к закону об НДС, позволявшие вычитать в момент ввода в эксплуатацию суммы налога, уплаченные в ходе капитального строительства. И как следствие, вторая часть Налогового кодекса, призванная объединить законодательство о налогах, не была принята. Сами изменения в законодательстве фактически свелись к корректировке ранее действовавших редакций федеральных законов.

Один из важнейших шагов в рамках налоговой реформы - поэтапная отмена оборотных налогов. С 2001 года был отменен налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. Он заменен муниципальным налогом на прибыль предприятий со ставкой, не превышающей 5,0%. До 1,0% снижена ставка налога на пользователей автодорог, что компенсировалось введением акцизов на дизельное топливо, моторные масла и значительным повышением акцизов на бензин. С января 2003 г. налог на пользователей автодорог был отменен окончательно.

Основное нововведение - установление единой ставки налога на доходы физических лиц в размере 13,0 %. Этому решению предшествовали бурные дискуссии - в его пользу говорила необходимость стимулировать легализацию доходов, прежде всего, не связанных с заработной платой. Такое снижение могло серьезно ослабить мотивации сокрытия высоких доходов и тем самым способствовать увеличению базы обложения подоходным налогом и социальными платежами.

Изменения коснулись миллионов налогоплательщиков. И очень скоро появились первые результаты. Прежде всего, сбор этого налога при уменьшении ставки не только не сократился, как предрекали оппоненты, но и увеличился: если в 1999-2000 гг.

некоторых страховых выплатах к процентным доходам по вкладам, а также к суммам экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных средств и др.

Кроме того, было серьезно снижено двойное налогообложение дивидендов. Налогом на дивиденды облагается разница между полученными и уплаченными дивидендами по ставке 6% для получателей-резидентов и 15% для нерезидентов. Существенно увеличен необлагаемый минимум (составляет 400 руб. в месяц до достижения годовым доходом уровня 20 тыс. руб.), а также так называемый вычет на детей (до 300 руб. в месяц). Установлен ряд льгот социального характера. В частности, расходы на образование, личное или своего ребенка, в размере 25-тыс. руб. вычитаются из налогооблагаемой базы налогоплательщика. Аналогичный порядок коснулся здравоохранения, за исключением некоторых расходов на дорогостоящие виды лечения.

Размер имущественного вычета при продаже недвижимости повышен до 1 млн. руб., при продаже прочих видов имущества - до 125,0 тыс. руб., при покупке или новом строительстве он установлен на уровне 600,0 тыс. руб. При этом вся сумма доходов от продажи недвижимого имущества, принадлежавшего налогоплательщику в течение 5 лет, и прочего имущества - в течение 3 лет вычитается из налогооблагаемых доходов в полном объеме. Подчеркнем: данная норма в значительной степени имеет регрессивный характер, однако является одновременно стимулом для легализации доходов состоятельными плательщиками. Следует отметить и то, что первоначально была утверждена норма, в соответствии с которой сумма налога на прибыль, уплаченная при ее распределении, засчитывалась в счет обязательств по подоходному налогу. Однако впоследствии была принята другая редакция статьи, по налогообложению дивидендов, получаемых физическими лицами, устанавливающая указанный порядок обложения.

Единый социальный налог заменил собой страховые взносы, взимавшиеся ранее в социальные государственные внебюджетные фонды.

Установлена регрессия социального налога со следующей шкалой: 35,6%- при уровне годового дохода на одного работника до 100 тыс. руб., 20% - при уровне дохода от 100 тыс. до 300 тыс. руб., 10% - при уровне дохода от 300 тыс. до 600 тыс. руб. И наконец, 5,0 % (2,0 % - с 1 января 2003 г.) - для доходов свыше 600 тыс. руб. При этом возможность применения регрессии обусловлена определенным размером средней заработной платы на предприятии при соответствующем количестве работников. С 2002 г. ЕСН по ставке 14% зачисляется в федеральный бюджет и в полном объеме перечисляется в Пенсионный фонд РФ на финансирование базовой части трудовой пенсии. Установление регрессии социальных платежей объясняется тем, что системы пенсионного, социального и медицинского страхования потеряли страховой характер и обязательные отчисления в них являются, по своей сути, налогами. То есть независимо от объема отчислений уровень предоставляемых медицинских услуг или пенсий ограничен. Важный момент - перевод администрирования отчислений в социальные внебюджетные фонды в ФНС РФ.

При принятии глав второй части Налогового кодекса РФ был решен целый ряд важных проблем функционирования налога на добавленную стоимость. Так, в число плательщиков НДС были включены индивидуальные предприниматели. Также для налогоплательщиков предусматривалась возможность выхода из режима

плательщика налога на добавленную стоимость в случае, если выручка от реализации товаров (работ, услуг) составляет менее 1 млн. руб. за квартал. Это позволило снизить для налогоплательщиков издержки как на налоговое администрирование, так и на издержки, связанные с исполнением налогового законодательства.

В связи с отменой налога на реализацию ГСМ и снижением до 1,0 % налога на пользователей автодорог, были дополнительно введены акцизы на дизельное топливо и автомобильные масла и приблизительно в 3 раза увеличены акцизы на автомобильный бензин по сравнению со ставками, действовавшими в 2000 г. Помимо индексации ставок на нее, было принято решение разделить уплату акцизов на алкогольную продукцию между производителями и организациями, занимающимися ее оптовой реализацией, при введении с 1 июня 2001 г. режима акцизного склада. Если в 2000 г. ставки акцизов на легковые автомобили были установлены в зависимости от объема двигателя, то по Налоговому кодексу - в зависимости от мощности двигателя. До 2002 г. сохранена нулевая ставка для организаций, реализующих в Белоруссию природный газ, добываемый на территории РФ. Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 118-ФЗ были внесены изменения и дополнения в гл. 22. Согласно положениям этого закона, к природному газу в целях применения акцизов приравнен

отбензиненный сухой газ и нефтяной (попутный) газ после их обработки или переработки. Внесены изменения в отдельные ставки акцизов. Нефть и стабильный газовый конденсат исключены из списка подакцизного минерального сырья с 1 января 2002 г. Передача продукции в целях применения акцизов рассматривается как их реализация.

Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 126-ФЗ было уточнено положение об определении налоговой базы при реализации (передаче) природного газа на внутреннем рынке.

С 1 января 2003 г. была изменена система акцизного обложения табачных изделий, нефтепродуктов - бензина, дизельного топлива, а также моторных масел. Суть изменений заключалась, в первом случае, во введении смешанной ставки акциза, а во втором - в возможности перемещения бремени уплаты налога с нефтеперерабатывающих заводов на этап реализации. С этой целью было введено понятие свидетельств на производство, оптовую, оптово-розничную и розничную реализацию. В случае продажи нефтепродуктов организациям, имеющим такое свидетельство, производители или оптовые продавцы получили право вычитать из своих обязательств по налогу акциз, уплаченный при приобретении. При этом на самом последнем этапе реализации, т.е. при продаже нефтепродуктов автозаправочными станциями частным потребителям, налоговый вычет не предусматривался.

Для регулирования предпринимательской деятельности в России используются те же инструменты налогового регулирова ния, что и в других странах: специальные режимы налогообложения; пониженные ставки; налоговые льготы в виде полного или частичного освобождения от налога определенных категорий налогоплательщиков, отдельных видов деятельности и доходов по ним; перенесение дат уплаты налогов и сборов на более поздний срок. Однако все эти меры не дали ожидаемых результатов. Причина - в низкой эффективности инструментов налогового регулирования, которая объясняется тем, что их использование было некомпетентным. Не учитывались состояние российской экономики и специфика налогов, не определялись их последствия. Вместе с обвальным спадом объемов производства во всех отраслях экономики одновременно увеличивалось общее количество взимаемых налогов и их ставки. Но благодаря налоговым льготам, все же сохранилась часть прибыльных предприятий.

Рост совокупного уровня налогообложения в 1992 - 1998 гг. сопровождался утверждениями, что уровень налогообложения в России соответствует практике развитых стран. Для сравнения использовался показатель доли налогов, сборов и ВВП. Но при этом не учитывали резкое сокращение собственных оборотных средств и низкую платежеспособность российских предприятий. На макроэкономическом уровне тяжесть налогового бремени общепринято определять по доле налогов и сборов в валовом внутреннем продукте. Но в развитых странах при исчислении налоговой нагрузки учитываются все налоги и сборы, уплачиваемые предпринимателями, в том числе и страховые взносы в социальные фонды. В России же страховые взносы в государственные внебюджетные социальные фонды до 1 января 2001 г. при определении налогового бремени не учитывались.

Оценка объемов производства продукции, работ, услуг основных отраслей экономики подтверждает вывод о том, что их изменения обусловлены кризисными явлениями. На падение объемов производства, которое произошло в 1998 г. во всех отраслях экономики (особенно резко в сельском хозяйстве), указывают индексы, выраженные

327 в сопоставимых ценах, в процентах к предыдущему году. Индексы действовавших цен реализации товаров, работ, услуг возросли, что объясняется девальвацией рубля и инфляцией, в результате которой ухудшились хозяйственная деятельность и финансовое положение предприятий основных отраслей экономики.

Несмотря на то, что налоговая реформа, реализуемая с начала 2000 г., явилась важным шагом на пути совершенствования налоговой системы, на наш взгляд, необходимы дополнительные корректировки, так как возникли непредвиденные проблемы в ходе функционирования новых положений налоговой системы. Помимо этого, некоторые изменения изначально предполагалось осуществлять на более поздних этапах налоговой реформы. В связи с этим можно выделить ряд важных направлений дальнейшего совершенствования налоговой системы.


23 июня 2020 года Владимир Путин, обращаясь к россиянам перед голосованием по поправкам в Конституцию России, неожиданно заговорил о НДФЛ.

«С 2001 года у нас действует плоская шкала налога на доходы физических лиц. И её введение в своё время позволило вывести зарплаты и доходы из тени, упростить, сделать понятным налоговое администрирование. То, что граждане с разным уровнем доходов платят налог одинаково, по одной ставке в 13%, на первый взгляд, выглядит даже несправедливым. Однако, если учесть, что после введения плоской шкалы НДФЛ собираемость налога увеличилась, причём увеличилась значительно, и государство получило возможность направлять эти дополнительные средства на решение социальных задач, то станет ясно, что справедливость здесь абсолютно ни при чём.

Сейчас с учётом нового качества администрирования, внедрения здесь цифровых технологий появилась возможность распределять налоговую нагрузку более дифференцировано и направлять дополнительные финансовые поступления на решение конкретных, значимых для общества задач.

В этой связи предлагаю следующее: с 1 января будущего года изменить ставку налога на доходы физических лиц с 13% до 15% для тех, кто зарабатывает свыше пяти миллионов рублей в год. Сразу уточню, что повышенной ставкой будут облагаться не все доходы, а только та их часть, которая превышает 5 миллионов в год».

Прошло 3 месяца, и Правительство России внесло в Государственную думу законопроект, реализующий это предложение президента. Казалось бы, чего проще: изменить плоскую шкалу на прогрессивную — добавить один абзац в Налоговый кодекс! Но нет: законопроект занимает 29 страниц текста и во многом изменяет систему налогообложения НДФЛ!

О самых важных для налоговых агентов изменениях расскажем в этой статье.

Множество налоговых баз

Сейчас тоже налоговый агент ведёт отдельно налоговые базы по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки. Кроме того, отдельная налоговая база ведётся по доходам от долевого участия (по дивидендам). Это значит, что по доходам, облагаемым по ставке 13%, нужно вести 2 налоговые базы.

По новому порядку количество налоговых баз по доходам, облагаемым по ставке 13%, увеличивается для налоговых резидентов РФ до 9, а для нерезидентов — до 8. Вот какие налоговые базы предусмотрены для налоговых резидентов РФ новым пунктом 2.1 статьи 210 НК РФ:

  • налоговая база по доходам от долевого участия;
  • налоговая база по доходам в виде выигрышей, полученных участниками азартных игр и участниками лотерей;
  • налоговая база по доходам по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами;
  • налоговая база по операциям РЕПО, объектом которых являются ценные бумаги;
  • налоговая база по операциям займа ценными бумагами;
  • налоговая база по доходам, полученным участниками инвестиционного товарищества;
  • налоговая база по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счёте;
  • налоговая база по доходам в виде сумм прибыли контролируемой иностранной компании;
  • налоговая база по иным доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка, предусмотренная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса (далее в настоящей главе — основная налоговая база).

Понятно, что большинства таких доходов у многих налоговых агентов не будет, поэтому изменение почувствуют только те предприятия, у которых выплачиваются эти доходы.

Обратите внимание на новый термин «основная база», в неё будут включаться большинство доходов сотрудников: заработная плата, отпускные, больничные, материальная помощь и другие.

Налоговые вычеты

Налоговые вычеты всех видов: стандартные, социальные, имущественные, профессиональные — будут применяться только к доходу, отражённому в основной базе.

Исчисление НДФЛ

А вот исчисление НДФЛ будет производиться не по каждой отдельной налоговой базе, а по совокупному доходу во всех налоговых базах, облагаемых по одной ставке.

Это значит, в 2021 году для налоговых резидентов мы не будем исчислять отдельно налог с зарплаты, а отдельно с дивидендов, а будем исчислять с суммарного дохода начисленной зарплаты и других выплат, связанных с работой, и дивидендов. Исчисление налога будет по-прежнему производиться в каждый момент времени получения дохода налогоплательщиком, нарастающим итогом с начала года с зачётом ранее удержанной суммы налога.

Исчисление НДФЛ с доходов налоговых нерезидентов будет производиться в прежнем порядке: отдельно дивиденды по ставке 15%, отдельно другие доходы по ставке 30%.

Наконец, прогрессивная шкала НДФЛ

Прогрессивная шкала НДФЛ устроена очень просто. Пока облагаемый доход налогоплательщика с учётом вычетов всех видов нарастающим итогом с начала года не превысил 5 миллионов рублей, НДФЛ исчисляется по ставке 13%. Как только облагаемый доход превысил 5 миллионов рублей, НДФЛ рассчитывается как 650 тысяч рублей плюс 15% с суммы превышения 5 миллионов рублей.

В бюджет уплачивается разница между исчисленным НДФЛ нарастающим итогом и перечисленным налогом в бюджет за предыдущий период года. Уплата налога с сумм дохода, облагаемых по разным ставкам, будет производиться разными платёжными поручениями и, скорее всего, по разным КБК.

Изменение правил исчисления НДФЛ потребует изменений всей налоговой отчётности. Возможно, ФНС придумает новые формы отчётности или упразднит существующие. Будем готовиться.

Стоит заметить, что здесь обсуждается законопроект, не прошедший даже первого чтения. Не исключено, что в процессе обсуждения в него будут внесены изменения. После принятия закона в окончательной редакции мы намерены вернуться к его обсуждению.

  • Информационно-аналитические бюллетени (ИАБ)
  • Аналитические материалы (АВ, АЗ, АО, МИ)
    • Государственное строительство и конституционные права граждан
    • Экономическая политика
    • Социальная политика
    • Бюджетное, налоговое и финансовое законодательство
    • Оборона и безопасность
    • Внешняя политика
    • Совершенствование законодательного процесса
    • Региональная политика
  • Научно-исследовательские работы для Государственной Думы
  • Материалы к мероприятиям

АВ 2003г. Выпуск 2 НАЛОГОВАЯ РЕФОРМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И РУБЕЖИ

  • Титульный лист
  • Содержание

Социальные последствия масштабной налоговой реформы


Во-первых, снизилось налоговое бремя на налогоплательщика. Для этого, в частности, были отменены неэффективные и оказывающие негативное влияние на экономическую деятельность налоги, прежде всего налоги, уплачиваемые с выручки от реализации товаров, работ и услуг, существенно снижено налогообложение фонда оплаты труда, изменился подход к определению налогооблагаемой базы при взимании налога на прибыль.
В то же время следует отметить, что рамках этой тенденции происходит перераспределение налоговой нагрузки между налогоплательщиками: снижается налоговое бремя на юридических лиц и за счет введения новых налогов растет на физических лиц.
Во-вторых, произошло выравнивание условий налогообложения для всех налогоплательщиков, которое было обеспечено отменой многих необоснованных льгот, устранением деформаций в правилах определения налогооблагаемой базы по отдельным налогам.
В-третьих, произошло упрощение налоговой системы и сокращение количества налогов.
В-четвертых, активно начали работать основные качества кодифицированных актов:
- всеобщность применения, что особенно важно в условиях поиска баланса интересов, прав и обязанностей Российской Федерации и ее субъектов;
- системность - целостный и комплексный охват экономического и правового материала;
- особая правовая значимость;
- длительность действия, стабильность юридических режимов.
Осуществление налоговой реформы по перечисленным направлениям привело к более справедливому распределению налоговой нагрузки, существенно ослабило стимулы к уклонению от уплаты налогов, позволило стабилизировать и снизить номинальные ставки налогов.

С точки зрения социальных последствий наибольшее значение имеет осуществленная в РФ реформа налогообложения доходов физических лиц.
С 2001 г. в России введена совершенно новая система налогообложения доходов физических лиц, которая в значительной степени отличается от действовавшей до этого. Отличие состоит не только в новом названии налога, но в самой концепции налогообложения.
В чем заключается совершенствование законодательства по подоходному налогообложению в современной России?
Можно говорить о двух направлениях совершенствования российского законодательства в области налогового обложения доходов физических лиц:
значительное снижение налогового бремени для каждого физического лица - налогоплательщика и повышение на этой основе уровня его жизни. А. Смит (1723 - 1790) говорил, что от снижения налогового бремени государство выигрывает больше, нежели от наложения непосильных налогов: на освобожденные средства может быть получен дополнительный доход, с которого в казну поступит налог. При этом плательщики с большой легкостью сделают эти платежи, что освободит государство от дополнительных расходов на сбор налогов ;
приближение принципов законодательства по налогообложению к принципам международного права.
Основное, радикальное нововведение по первому направлению - единая ставка налога по так называемым трудовым доходам в размере 13% независимо от величины дохода и в размерах 6%, 30% и 35% по так называемым нетрудовым доходам, т.е. по существу отказ от понятия совокупный годовой облагаемый доход .
К нетрудовым доходам законодатель отнес доходы, полученные в виде: дивидендов (ставка налога 6%), выигрышей по лотереям, тотализаторам и другим рисковым играм, призов, выигрышей на конкурсах, в результате мероприятий в целях рекламы в части, превышающей 2000 руб. в год; страховых выплат по добровольному страхованию в части, превышающей внесенные взносы; проценты по вкладам в банках и суммы экономии на процентах по заемным средствам (ставка налога 35%) в части превышения % ставки рефинансирования Банка России - отнесены к нетрудовым доходам.

Социальные последствия реформы налога на доходы физических лиц весьма значительны.
Прежде всего, с ростом доходов при ставке 13% возрастает сумма налоговой выгоды, остающейся в распоряжении налогоплательщика.
Немаловажно и то, что почти 700 000 человек не нужно приходить в налоговые органы сдавать декларации. Это те, кто будет иметь доходы от нескольких источников (независимо от их совокупного размера), ведь все равно у каждого источника налог будет удержан по соответствующей ставке (13, 30, 35 и 6%).
Кроме того, повышены размеры не облагаемых налогом доходов. Для этих целей в соответствии с Федеральным законом от 19 июня 2000 г. 82-ФЗ с 1 января 2001 г. размер базовой суммы для расчета соответствующих платежей увеличен с 83,49 руб. до 100 руб. В условиях налогообложения, действовавших в 2000 г., с учетом этого повышения необлагаемая сумма материальной помощи (12 МРОТ) составила бы 1200 руб., а согласно гл. 23 части второй НК РФ - 2000 руб.
Рассмотрим теперь, как в ходе реформы происходит приближение российского законодательства к принципам международного права.
Как известно в международной практике существует несколько подходов к исчислению подоходного налога. Приведем наиболее распространенные.
1. Самостоятельное определение налогоплательщиками налогооблагаемого дохода (США, Австралия, Канада).
Эта модель имеет следующие элементы:
а) прогрессивная шкала ставок налога, многочисленные налоговые вычеты, зачеты, скидки;
б) относительно простой порядок удержания налога у источника выплаты;
в) всеобщая подача деклараций;
г) всеобщая система сбора справок о доходах от третьих лиц, их механизированная обработка и принятие мер к нарушителям.
2. Самостоятельное определение налогоплательщиками налогооблагаемого дохода и начисление налоговыми органами налога (Швеция, Новая Зеландия, Великобритания).
Элементами этой модели являются:
а) прогрессивная шкала ставок налога, ограниченное число вычетов, зачетов, скидок;
б) сложный порядок удержания налога у источника выплаты;
в) выборочное предъявление требований по представлению деклараций в зависимости от размера доходов;
г) всеобъемлющая система сбора справок о доходах, их автоматизированная обработка и принятие мер к нарушителям.
3. Начисление налога налоговыми органами и удержание налога у источника выплаты (Литва).
Элементы этой модели:
а) единая ставка налога;
б) упрощенный порядок удержания налога у источника выплаты;
в) очень небольшой круг лиц, подающих декларации;
г) ограниченный круг лиц, на которых представляются справки о доходах.
В Российской Федерации в соответствии с новой концепцией налогообложения используется именно третья модель. Этот подход - самый простой и дешевый, однако требует жесткого контроля со стороны налоговых органов за правильностью исчисления налогов у источника выплаты.
Как и во многих других странах, в России с 2001 г. облагаемые доходы физических лиц уменьшаются на суммы расходов, понесенных в связи с лечением, приобретением медикаментов, а также на получение налогоплательщиком и его детьми образования.
В связи с введением с 2001 г. части второй НК РФ, безусловно, возникает вопрос: снизятся ли поступления налога в бюджет?
С точки зрения чистой арифметики должны снизиться. Но есть несколько факторов, которые позволяют сделать другие выводы.
1. Усилится побудительный мотив к получению более высоких доходов с целью уменьшения налоговой нагрузки, а это приведет к увеличению поступления налога на доходы физических лиц.
2. Возрастет невыгодность сокрытия доходов от налогообложения при ставке налога 13% (не 45, не 35 и даже не 30%).

3. Денежные средства экономии от уменьшения налогового бремени пойдут на увеличение товарооборота, вкладов, другие цели, что, в конечном счете приведет к увеличению поступлений налога в бюджет.

Таким образом, синхронная реформа подоходного и социального налогообложения должна привести к росту налоговых поступлений в бюджет. Что и показала практика применения нового налогового законодательства.

Читайте также: