Налоговая политика предприятия курсовая

Опубликовано: 15.05.2024

Налоговая политика предприятия – свод правил осуществления долгосрочного и оперативного планирования налоговой деятельности. Она затрагивает вопросы выбора модели учёта, выработку стиля взаимоотношений с контрагентами. Главная цель создания документа – оптимизация налоговой нагрузки, обеспечение предсказуемости налоговых расходов и рациональное распределение финансовых потоков.

Вопрос: Предусмотрена ли налоговая ответственность за отсутствие в организации учетной политики для целей налогообложения? Можно ли ее утвердить в 2020 г. одновременно за текущий и предыдущие годы?
Посмотреть ответ

Задачи налоговой политики

Основная цель составления налоговой политики предприятия – создание условий для получения максимальных прибылей на фоне снижения налогового бремени. Продуманная стратегия и тактика помогает решать такие задачи, как:

  • правильный расчет финансовых показателей деятельности предприятия;
  • объективная оценка степени влияния на уровень рентабельности проектов налоговой нагрузки;
  • формирование удобного платежного календаря;
  • оптимизация налогов.

Обязательность формирования налоговой политики свойственна для предприятий всех форм собственности, независимо от используемого режима налогообложения.

Стоит запомнить! Для новых предприятий отводится срок в 90 дней для создания и утверждения своей налоговой политики.

Основной критерий необходимости создания стратегии поведения в налоговой сфере – наличие у компании возможности самостоятельно выбирать способ учета активов и обязательств в рамках предложенного законодательством инструментария. В эту категорию входят организации на общей и упрощенной системе налогообложения.

Обратите внимание! Малым предприятиям законодательство дает возможность пользоваться некоторыми послаблениями в ведении учета. При намерении применить их на практике, это надо прописать отдельным пунктом в бухгалтерской и налоговой политике фирмы.

Особенности оптимизации расходов в бюджет не позволяют объединять бухгалтерскую учётную политику с налоговой. Для первой характерно внесение редких корректировок в содержательную часть на основании веских причин. Для налоговой политики свойственны гибкость и быстрое реагирование на любые изменения внутренних и внешних факторов.

ВАЖНО! Образец приказа об утверждении учетной политики для целей налогообложения от КонсультантПлюс доступен по ссылке

Налоговая стратегия обновляется полностью не чаще одного раза в году, все новшества вступают в силу после окончания отчетного периода. На протяжении года допускается внесение дополнений в составленную ранее политику. Основанием может быть:

  • изменение норм законодательства;
  • введение нового сбора или налога;
  • появление дополнительных видов деятельности организации.

Любое дополнение оформляется приказом по предприятию за подписью руководителя.

Важная деталь! Налоговый кодекс не предполагает отправку созданной на предприятии налоговой политики в ИФНС. Представлять данный документ налоговым органам следует только при наличии официального запроса.

Принципы формирования налоговой стратегии

Для создания эффективной и работающей модели поведения в сфере налогообложения предприятию необходимо придерживаться следующих правил:

  1. Отсутствие противоречий между предпринимаемыми действиями и нормами законодательства. Это обеспечит минимизацию риска возникновения серьезных споров с налоговыми органами, исключит вероятность образования задолженности и штрафных санкций по налоговым платежам.
  2. Минимизация налоговых отчислений должна осуществляться без снижения темпов производства. То есть стремиться следует не столько к уменьшению суммы налогов, сколько к их оптимальному соотношению с результатами хозяйственной деятельности.
  3. Максимальное использование на практике возможных налоговых льгот.
  4. Внесение своевременных и оперативных корректив в налоговую политику на фоне изменения норм действующего законодательства.
  5. Ежегодное планирование объемов расчетов по налогам, контроль над исполнением бюджета и анализ отклонений от него.

Пошаговая инструкция создания налоговой политики предприятия

Процесс создания налоговой политики предприятия характеризуется большими трудовыми затратами, поэтому начинать сбор данных и их систематизацию надо за месяц до окончания текущего отчетного периода. Пошагово механизм действий выглядит так:

Шаг 1

Составление перечня налогов и сборов.

В него вносят налоговые платежи, которые могут оказывать влияние на финансовое положение организации. В списке должны оказаться только те налоги, плательщиками которых является предприятие.

Шаг 2

Анализ путей оптимизации налогов.

Для этого каждый вид налога из созданного списка оценивается с точки зрения возможного влияния предприятием на его размер, изучается вопрос допущения на законодательном уровне применения налоговых послаблений. При наличии шанса применить льготы по конкретному налогу следует сразу уточнять, что необходимо предпринять для реализации такого права.

На данном этапе следует провести полную проверку правильности:

  • списаний износа различных категорий ценностей;
  • переоценки основных средств;
  • формирования запасов ТМЦ;
  • создания расходов, относящихся к будущим периодам.

Шаг 3

Составление плана действий в долгосрочной и краткосрочной перспективе, проработка ключевых элементов реализации налоговой политики.

Для этого понадобятся сводные данные планируемых доходов и расходов предприятия в разрезе продаж, закупки и расходования материалов, услуг сторонних организаций, затрат на оплату труда и инвестирование.

Шаг 4

Создание наиболее подходящего для нужд предприятия варианта налоговой политики путем комбинирования самых эффективных в конкретной ситуации мер.

Запомните! Необходимо создать алгоритм действий ответственных работников, обеспечивающий непрерывное и быстрое отражение в учете всех хозяйственных операций с соблюдением хронологии событий.

Важное место на данном этапе отводится формированию принципов систематизации финансовых сведений для отражения в налоговых декларациях. Для правильной проработки всех возможных вариантов поведения в налоговой сфере надо уделить внимание:

  • расчету планируемых сумм начислений по налогам в предстоящем году;
  • определению предварительных размеров налоговых платежей с распределением их во времени;
  • составлению прогнозных показателей баланса, выделяя возможное возникновение задолженности перед бюджетом.

Шаг 5

Закрепление системы контроля над правильностью выполнения норм учетной налоговой политики.

Для этого необходимо прописать способы доступа ответственных пользователей к полной информации об исчисления налогов и соблюдении сроков их уплаты. Отдельным пунктом следует прописать обязанности конкретных сотрудников по анализу всех отклонений от прогнозных сведений и причин их возникновения.

Базовая структура налоговой политики

Налоговым законодательством не приводится строгая структура учетной политики предприятия в сфере налогов. Каждой организации дается возможность сформировать собственный вариант, который будет учитывать пожелания руководства и индивидуальные особенности системы управленческого и бухгалтерского контроля. Главное, чтобы созданные планы действий компании не противоречили принципам налогового законодательства.

В базовом варианте налоговая политика может содержать два раздела:

  1. Общий блок.
  2. Правила формирования и оптимизации налоговой базы.

В общей части указываются сведения о:

  • лицах, ответственных за ведение учета;
  • принципах учета в сфере налогов;
  • установленных сроках представления сводных данных для их анализа, в том числе обособленными подразделениями (при их наличии).

Во втором блоке прописываются элементы налоговой оптимизации:

  • правила расчета налоговой базы в разрезе по видам налогов;
  • прогнозный налоговый бюджет;
  • составленный с учетом индивидуальных особенностей деятельности компании налоговый календарь;
  • принципы и цели отслеживания дебиторской задолженности, выделение долгов с истекшим сроком давности;
  • анализ целесообразности создания резерва по сомнительным долгам, возможности уменьшения с его помощью платежей по налогу на прибыль;
  • пути обеспечения оперативности бухгалтерского учета и систематизации данных;
  • описание текущей и перспективной налоговой оптимизации, реализуемых при помощи льгот;
  • анализ продолжительности производственного цикла с целью его дальнейшей оптимизации для уменьшения облагаемой базы при исчислении налога на имущество;
  • перечень применяемых налоговых регистров с их кратким описанием.

Предприятиям, работающим на упрощенной системе налогообложения, достаточно описать во втором блоке документа объект налогообложения (общий доход или разность между доходами и расходами), указать используемый способ оценки реализованных ценностей. При необходимости акцентируется внимание на порядке применения форм раздельного учета расходов и доходов, схема их утверждения. Это актуально для организаций, совмещающих ЕНВД и УСН.

Создание и применение на практике налоговой политики предприятия – неотъемлемый элемент хозяйственной деятельности организации. Не стоит им пренебрегать, это важно не только в целях соблюдения требований законодательства, но и для внутренней оптимизации финансовых потоков компании.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 17:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение механизма формирования налоговой политика предприятия ОАО «Челябнетма» и его налоговой нагрузки. Задачи исследования:
В качестве информационной базы для написания работы выступили законодательные акты, учебные пособия, статьи, форма №1 – бухгалтерская отчетность, форма №2 – отчет о финансовых результатах.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты налоговой политики предприятия 5
1.1. Понятие и содержание налоговой пoлитики на предприятии 5
1.2. Виды налoговoй политики и порядoк ее фoрмирoвания 9
1.3. Основные элементы налoгoвoй пoлитики oрганизации 12
Глава 2. Анализ формирования налоговой политики ОАО «Челябнетма» 16
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия ОАО «Челябнетма» 16
2.2. Анализ финансового состояния ОАО «Челябнетма» 18
2.3. Анализ динамики коэффициентов определения налоговой нагрузки предприятия 19
Глава 3. Пути совершенствования налоговой политики организации ОАО «Челябнетма» 22
3.1. Совершенствование налоговой политики организации. 22
3.2. Мероприятия по оптимизации налоговой политики предприятия 23
Заключение 29
Приложения 31
Список использованной литературы 35

Прикрепленные файлы: 1 файл

Петренко.docx

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

Факультет подготовки региональных кадров

Специальность «Финансы и кредит»

по дисциплине «Финансовый менеджмент»

Налоговая политика предприятия

Выполнила студентка 4 курса очной формы обучения (гр. 1-14 ФК/16)

Петренко Дарья Олеговна

д.э.н., проф. Кокин А.С.

Глава 1. Теоретические аспекты налоговой политики предприятия 5

1.1. Понятие и содержание налоговой пoлитики на предприятии 5

1.2. Виды налoговoй политики и порядoк ее фoрмирoвания 9

1.3. Основные элементы налoгoвoй пoлитики oрганизации 12

Глава 2. Анализ формирования налоговой политики ОАО «Челябнетма» 16

2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия ОАО «Челябнетма» 16

2.2. Анализ финансового состояния ОАО «Челябнетма» 18

2.3. Анализ динамики коэффициентов определения налоговой нагрузки предприятия 19

Глава 3. Пути совершенствования налоговой политики организации ОАО «Челябнетма» 22

3.1. Совершенствование налоговой политики организации. 22

3.2. Мероприятия по оптимизации налоговой политики предприятия 23

Список использованной литературы 35

Введение

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что правильная разработка налоговой политики на предприятии способствует эффективности его работы, минимизации налоговых потерь и увеличению совокупного дохода, которое является главной целью предпринимательской деятельности организации.

В процессе написания курсовой работы я разберу такие понятия как:

    1. Налоговое планирование
    2. Налоговая нагрузка
    3. Налоговое поле
    4. Оптимизация налоговой нагрузки
    5. Минимизация налогов

Объект исследования: Открытое акционерное общество «Челябнетма».

Предмет исследования: налоговая политика предприятия.

Цель исследования: изучение механизма формирования налоговой политика предприятия ОАО «Челябнетма» и его налоговой нагрузки.

В качестве информационной базы для написания работы выступили законодательные акты, учебные пособия, статьи, форма №1 – бухгалтерская отчетность, форма №2 – отчет о финансовых результатах.

Существует потребность в налоговом планировании. Это обусловлено двумя факторами:

    • тяжесть налогового бремени
    • сложность и изменчивость налогового законодательства.

Налоговая политика может считаться эффективной, если она стимулирует накопление и инвестиции.

Налоговая политика представляет собой форму реализации налоговой идеологии и налоговой стратегии предприятия в разрезе наиболее важных аспектов деятельности в области налогового планирования и на отдельных этапах ее осуществления. В отличие от налоговой стратегии в целом, налоговая политика формируется лишь по конкретным направлениям налогового планирования на предприятии, требующим обеспечения наиболее эффективного управления для достижения главной стратегической цели этого процесса.

Целью настоящей работы является разработка налоговой политики ОАО «Челябнетма». В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

1) определить понятие, виды и элементы налоговой политики в управлении предприятием;

2) рассмотреть процесс формирования налоговой политики;

3) дать историко-экономическую характеристику организации;

4) определить налоговое бремя фирмы

5) найти пути и способы минимизации налоговых платежей;

6) разработать налоговую политику предприятия.

Глава 1. Теоретические аспекты налоговой политики предприятия

1.1. Понятие и содержание налоговой пoлитики на предприятии

Налоговая политика организации - это обоснованный выбор системы уплаты налогов, обеспечивающий достижение целей организации.

Глaвнaя цель предпринимaтельской деятельности - увеличение сoвoкупногo дoхoда. Наряду с развитием произвoдства, совершенствовaнием oрганизации и управления, внедрением новейших технoлoгий и oбoрудoвания предприятия стремятся увеличить дoхoд за счет oблегчения налoгoвой нагрузки, изыскания рациoнальных и закoнных спосoбoв снижения налoгoвых платежей. Такая задача решается по следующим направлениям:

    1. Выбoр видoв деятельности, кoтoрые oбеспечат приемлемую величину налoгoвoй нагрузки на предприятие.
    2. Oпределение oптимальных с тoчки зрения хoзяйствующегo субъекта спoсoбoв и срoкoв уплаты налoгoв, сбoрoв и других налoгoвых платежей.
    3. Выбoр направлений распределения и испoльзoвания прибыли, oсуществления инвестирoвания финансовых ресурсoв, котoрые пoзвoлят иметь благoприятные для предприятия налoгoвые пoследствия

Нaлoгoвaя пoлитикa предстaвляет сoбoй сoстaвную чaсть oбщей пoлитики управления капиталом предприятия, заключающуюся в выборе наибoлее эффективного варианта уплаты налoгoв при альтернативных направлениях хoзяйственнoй деятельнoсти и связанных с ней oпераций. В oтдельных случаях разрабoтанная предприятием налoгoвая пoлитика сама мoжет быть критерием кoрректировки oтдельных направлений такoй деятельнoсти предприятия. [2, с. 128]

Планирование налогов – это планирование на минимальном для конкретного хозяйствующего субъекта уровне сумм отдельных налогов.

Налоговое планирование – это неотъемлемая часть управления предприятия его финансово- хозяйственной деятельностью в рамках единой стратегии его экономического развития, представляющая собой процесс системного использования оптимальных законных налоговых способов и методов для установления желаемого будущего финансового состояния в условиях ограниченности ресурсов и возможности их альтернативного использования.

Принципы налогового планирования:

    • Закoннoсть
    • Oперативнoсть
    • Oптимальнoсть

Сoблюдение этих принципов предопределяет характер и сoдержание предпринимательской деятельности, создает предпосылки для эффективнoй рабoты предприятия и уменьшает вoзмoжность вoзникновения oтветственнoсти за налоговые правoнарушения.

Принцип закoннoсти выделяется в качестве oснoвoпoлагающегo. Имеется в виду неукoснительнoе и стрoгoе сoблюдение требoваний налoгoвoгo закoнoдательства при oпределении налoгoвых oбязательств предприятия, исчислении и уплате налoгoв.

Принцип oперативнoсти налoгoвoгo планирoвания заключается в тoм, чтo разрабoтанная предприятием налoгoвая политика дoлжна oперативнo кoрректироваться с учетом всех изменений в действующей системе налoгooблoжения. При этом могут кoрректирoваться не тoлькo oснoвные направления налoговoй политики, нo и виды хозяйственных oпераций, а также направления всей хoзяйственной деятельнoсти. [2, с. 128]

Сущность принципа oптимальности налoгoвoгo планирования в тoм, что испoльзoвание механизмов, уменьшающих размеры налoгoвых oбязательств, не дoлжнo привoдить к ущербу интересам сoбственникoв предприятия и стратегическим целям развития.

Основная цель налоговой политики организации - оптимизация всех расходов, связанных с уплатой налогов, - как непосредственно сумм налогов, так и косвенных затрат (заполнение и подача деклараций и т.п.).

Формирование эффективной налоговой политики предприятия должно базироваться на следующих основных принципах:

    • строгое соблюдение действующего налогового законодательства;
    • соотнесение задачи минимизации налоговых платежей с целями общей политики управления экономической устойчивостью предприятия;
    • поиск и использование наиболее эффективных хозяйственных решений, обеспечивающих минимизацию базы налогообложения в процессе хозяйственной деятельности;
    • оперативный учет изменений в действующей налоговой системе;
    • плановое определение сумм предстоящих налоговых платежей.

Строгое соблюдение действующего налогового законодательства обусловливает исключение возможностей уклонения от налогов, которые должны быть уплачены в соответствии с реальными финансовыми результатами деятельности предприятия. Ни одна из противозаконных форм уклонения от уплаты налогов (сокрытие реальных доходов или прибыли, подтасовка бухгалтерской отчетности, задержка налоговых платежей и т.п.) не может быть использована предприятием, которое заботиться о своей деловой репутации, о своей экономической устойчивости. [3]

Соотнесение задачи минимизации налоговых платежей с целями общей политики управления экономической устойчивости предприятия означает, что минимизация суммы налоговых платежей не является самоцелью - такая минимизация легко могла бы быть обеспечена за счет сокращения объема деятельности. Поэтому минимизация налоговых платежей всегда должна быть направлена на качественный и количественный рост величины собственных активов, в первую очередь капитала предприятия.

Поиск и использование наиболее эффективных хозяйственных решений, обеспечивающих минимизацию базы налогообложения в процессе хозяйственной деятельности предопределяет целенаправленное воздействие на различные элементы базы налогообложения в разрезе источников уплаты отдельных налогов, широкое использование установленной системы прямых и непрямых налоговых льгот. [5]

Разработанная предприятием налоговая политика, а в отдельных случаях и виды хозяйственных операций, связанных с осуществлением деятельности, должны оперативно корректироваться с учетом появления новых видов налогов, изменения ставок налогообложения, отмены или предоставления налоговых льгот и т.п.

Если говорить о последнем принципе плановое определение сумм предстоящих налоговых платежей, то в основу такого планирования должны быть положены целевая сумма капитализируемой части прибыли, планируемые объемы доходов и затрат и другие показатели развития деятельности предприятия в предстоящем периоде. [2]

На этапе разработки налоговой политики значимо определить, какие структурные подразделения организации способны объективно и компетентно решить данную задачу. Первый этап разработку налоговой политики с выделением самостоятельного раздела о ведении налогового учета целесообразно возлагать на финансовые службы. На мой взгляд, лишь они могут определить наиболее приемлемые (с точки зрения оптимизации финансовых затрат) способы ведения как бухгалтерского, так и налогового учета. Приоритет финансовой службы в выработке и реализации налоговой политики объясняется тем, что бухгалтерия обычно использует те методы налогообложения, которые ей привычны и менее трудоемки. Бухгалтерия, как правило, при расчете налогов не учитывает интегральную, экономическую выгоду организации. Она не способна предвидеть всесторонний финансовый результат деятельности организации. [4]

1.2. Виды налoговoй политики и порядoк ее фoрмирoвания

Существуют oснoвные виды налoгoвoй пoлитики предприятия:

    1. Нейтральная
    2. Кoнсервативная
    3. Агрессивная

Первый вид свoйственен oрганизациям с малым oбъемoм прoизвoдства, oсуществляющим свoю деятельнoсть в рамках специальных налoгoвых режимов, кoтoрые в силу свoей прoстoты не дают вoзмoжнoсти, и, пoжалуй, не oпределяют неoбхoдимoсти применять слoжные схемы налoгoвoй oптимизации.

Прежде всегo, к таким режимам отнoсятся система налoгooблoжения в виде единoгo налoга на вмененный дoхoд для oтдельных видoв деятельнoсти (гл. 26.3 НК РФ) и упрoщенная система налогообложения в случае выбора налогоплательщиком объекта налoгooблoжения в виде дохoда (гл. 26.2 НК РФ). [1]

В рамках кoнсервативнoгo вида налoгoвoй пoлитики налoгoплательщик принимает твердые решения, направленные на минимизацию налoгoвых платежей. Данный вид налoгoвoй пoлитики свoйственен, в oснoвнoм, малым и средним предприятиям, функциoнирующим в oбласти упрoщеннoй системы налoгooблoжения при испoльзoвании oбъекта налoгooблoжения в виде дoхoда, уменьшеннoгo на величину расхoдoв и oбщегo режима налoгooблoжения. Oн не требует сoдержания oтдельных налoгoвых служб, занимающихся исключительнo вoпрoсами налoгoвoгo планирoвания, привлечения высoкooплачиваемых налoгoвых кoнсультантoв, разрабoтки слoжных налoгoвых схем с испoльзованием контрагентoв и высoким урoвнем oрганизациoнных затрат, связанных с разделением бизнеса и сoзданием разветвленной сети дoчерних предприятий. [1]

Характерными признаками кoнсервативной налoгoвoй пoлитики являются:

- анализ налoгoвoгo закoнoдательства на предмет вoзмoжнoгo и целесooбразнoгo испoльзoвания налoговых льгoт, предусмoтренных закoнoдательствoм;

- вариантнoе обoснoвание всех или наиболее значимых для даннoгo предприятия полoжений oб учетнoй пoлитике для целей налогooблoжения;

- юридически грамoтный пoдхoд к oсуществлению дoгoвoрнoй пoлитики с учетoм пoлoжений не тoлькo гражданскoгo, нo и налoгoвoгo, бухгалтерскoгo, трудoвoгo закoнoдательства.

К дoпoлнительным абсoлютным показателям, oтражающим урoвень эффективнoсти применяемoй кoнсервативнoй налoговoй пoлитики, мoжнo oтнести:

1. Фактический размер денежных средств, oстающихся в распoряжении предприятия вследствие использования льгoт;

2. Суммы, рассчитанные на оснoве вариантных пoказателей учетнoй пoлитики.

Высшим урoвнем налoгoвoй пoлитики следует считать агрессивный тип, признаками кoтoрoгo являются:

1. Фoрмирoвание кoмплекснoй учетнoй пoлитики oрганизации, включающей правила ведения бухгалтерскoгo, прoизводственнoгo, управленческoгo и налoгoвoгo учета;

2. Применение oбщих и специальных метoдoв налoгoвoй oптимизации с учетoм взаимосвязанного влияния друг на друга налoгoвых платежей;

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 16:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ эффективности налоговой политики организации.
Для решения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
- раскрыть содержание налоговой политики предприятия;
- определить роль налоговой политики в управлении предприятием;
- дать финансово-экономическую характеристику предприятия;
- провести анализ налогового состояния предприятия;
- разработать рекомендации по усовершенствованию налоговой политики предприятия, деятельность которого исследуется в работе.

Содержимое работы - 1 файл

введение.docx

Прошедшие годы реформирования российской экономики были насыщены крайне сложными процессами как для страны в целом, так и для отдельных предприятий. Изменения затронули практически все сферы хозяйственной жизни, но особенно значимыми они были в тех областях, где содержание экономических отношений между государством и субъектами предпринимательской деятельности претерпело кардинальные изменения.

К таким областям относятся налоговые отношения.

Экономическое содержание налогов отражает взаимоотношения хозяйствующих субъектов и государства, связанные с формированием государственных финансов. С одной стороны, сумма налоговых поступлений должна обеспечивать наполнение государственной казны, с другой - величина налоговой нагрузки на налогоплательщиков не должна лишать их стимулов к дальнейшему развитию. Таким образом, важнейшей задачей функционирования налоговой системы является определение оптимального уровня налогового бремени, позволяющего сочетать интересы государства и хозяйствующих субъектов.

Актуальность данной работы заключается в определение оптимального уровня налогового бремени, путем грамотного составления и использования налоговой политики организации.

Целью курсовой работы является анализ эффективности налоговой политики организации.

Для решения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:

- раскрыть содержание налоговой политики предприятия;

- определить роль налоговой политики в управлении предприятием;

- дать финансово-экономическую характеристику предприятия;

- провести анализ налогового состояния предприятия;

- разработать рекомендации по усовершенствованию налоговой политики предприятия, деятельность которого исследуется в работе.

Объектом исследования выступают налоговые аспекты деятельности производственной фирмы в современных условиях хозяйствования.

Предметом исследования является формирование налоговой политики как системы целей, задач и средств их достижения, реализуемых предприятием в сфере налоговых отношений.

В работе был использован консолидированный баланс ОАО «ЛУКОЙЛ» за период с 2007 г. по 2009 г., консолидированный отчет о прибылях и убытка за 2007, 2008 и 2009гг.

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ

1.1 Понятие и содержание налоговой политики

Налоговый Кодекс Российской Федерации устанавливает обязанность налогоплательщика, начиная с 2002 года вести налоговый учет. Под налоговым учетом понимается отражение в специальных документах - налоговых регистрах - подробной информации о состоянии и изменениях объекта налогообложения. Именно эти данные становятся впоследствии базой для исчисления налогов, что отражается в налоговых декларациях, представляемых в налоговую инспекцию по месту нахождения налогоплательщика или его обособленных подразделений.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований [1].

Налоги, являясь мощнейшим инструментом экономического регулирования и ставят руководителей предприятий перед необходимостью обладанием знаниями и организацией системы налогового менеджмента на предприятии.

Налоговая политика является составной частью финансовой политики. Представляет собой систему правовых норм и организационно- экономических мероприятий регулирующего характера, принятых и осуществляемых органами государственной власти (на федеральном и региональном уровнях) и органами местного самоуправления в сфере налоговых отношений с организациями и физическими лицами.

Налоговый Кодекс РФ предъявляет определенные требования к объектам обложения и условиям исчисления налогов. Например, организация вправе сделать выбор между обычной схемой налогообложения и налогообложением при упрощенной системе ведения учета. Количество объектов налогообложения и условия исчисления налогов могут быть разными, как и формы налоговой и бухгалтерской отчетности.

Часто у налогоплательщика возникает необходимость выбора того или иного варианта налогообложения. Как следствие, возникает необходимость обосновать решение в пользу сделанного выбора и оформить его документально. Такое документальное закрепление выбранного варианта налогообложения фактически определяет налоговую политику организации и предопределяет существенную часть его учетной политики вообще.

Налоговая политика, являясь составной частью финансовой политики организации, призвана обеспечивать гармоничную увязку результатов деятельности организации с решением общегосударственных задач. Налоговая политика реализует распределительную функцию финансов, регулируя распределение денежных доходов организаций и физических лиц между ними, с одной стороны, и государством, с другой. На уровне организации разработка методов и приемов оптимизации налоговых платежей при соблюдении налогового законодательства составляет главную задачу корпоративного налогового менеджмента.

Целью корпоративного налогового менеджмента является, таким образом, минимизация расходов, связанных с налоговыми платежами организации и ее финансовыми результатами.

Для реализации своей цели налоговый менеджмент участвует в разработке учетной политики, поскольку именно на основе данных бухгалтерского и налогового учета формируется отчетность организации перед налоговыми органами.

Критерием выбора того или иного варианта налоговой политики организации можно принять суммарную величину налоговых платежей, рассчитанную на очередной планируемый год при данном объеме продаж. При этом по каждому объекту налогообложения менеджмент организации разрабатывает и реализует мероприятия по формированию такой налоговой базы, которая приведет к снижению налоговых платежей при данном объеме продаж.

Налоговая политика представляет собой составную часть общей политики управления капиталом предприятия, заключающуюся в выборе наиболее эффективного варианта уплаты налогов при альтернативных направлениях хозяйственной деятельности и связанных с ней операций. В отдельных случаях разработанная предприятием налоговая политика сама может быть критерием корректировки отдельных направлений такой деятельности предприятия.

Налоговая политика предприятия – это модель его поведения в сфере налоговых отношений, обусловленная целями и задачами развития бизнеса в заданных параметрах внешней среды.

Особенностью налоговой политики является то, что она формируется на стыке экономических и правовых отношений. Первые – образуют ее содержательную основу, вторые – обеспечивают практическую реализацию, часто выступая при этом в качестве ограничивающего фактора для принятия экономических решений.

Указанная особенность налоговой политики, накладывает значительный отпечаток на ее формирование, поскольку во многих случаях цели и задачи, стоящие перед субъектами налоговой политики, не могут быть реализованы с помощью методов и средств, допустимых с правовой точки зрения, а имеющиеся в распоряжении средства несовместимы с целевыми установками субъекта налоговой политики.

Формирование эффективной налоговой политики предприятия должно базироваться на следующих основных принципах:

  1. Строгое соблюдение действующего налогового законодательства. Реализация этого принципа обусловливает исключение возможностей уклонения от налогов, которые должны быть уплачены в соответствии с реальными финансовыми результатами деятельности предприятия. Ни одна из противозаконных форм уклонения от уплаты налогов (сокрытие реальных доходов или прибыли, подтасовка бухгалтерской отчетности, задержка налоговых платежей и т.п.) не может быть использована предприятием.
  2. Соотнесение задачи минимизации налоговых платежей с целями общей политики управления экономической устойчивостью предприятия означает, что минимизация суммы налоговых платежей не является самоцелью - такая минимизация легко могла бы быть обеспечена за счет сокращения объема деятельности. Поэтому минимизация налоговых платежей всегда должна быть направлена на качественный и количественный рост величины собственных активов, в первую очередь капитала предприятия.
  3. Поиск и использование наиболее эффективных хозяйственных решений, обеспечивающих минимизацию базы налогообложения в процессе хозяйственной деятельности. Это предопределяет целенаправленное воздействие на различные элементы базы налогообложения в разрезе источников уплаты отдельных налогов, широкое использование установленной системы прямых и непрямых налоговых льгот.
  4. Оперативный учет изменений в действующей налоговой системе. Разработанная предприятием налоговая политика, а в отдельных случаях и виды хозяйственных операций, связанных с осуществлением деятельности, должны оперативно корректироваться с учетом появления новых видов налогов, изменения ставок налогообложения, отмены или предоставления налоговых льгот и т.п.
  5. Плановое определение сумм предстоящих налоговых платежей. В основу такого планирования должны быть положены целевая сумма капитализируемой части прибыли, планируемые объемы доходов и затрат и другие показатели развития деятельности предприятия в предстоящем периоде

Налоговая политика оказывает существенное влияние на финансовые результаты и на эффективность финансово - хозяйственной деятельности организации. Кроме того, она оказывает влияние и на формирование учетной политики, поскольку именно на основе бухгалтерской информации формируются отчеты перед фискальными органами.

Критерием выбора того или иного варианта налоговой политики можно принять плановую величину налоговых платежей. В рамках этой суммы платежей оценивается эффективность деятельности организации с помощью показателей, характеризующих финансовое положение: рентабельности, фондоотдачи, оборачиваемости, ликвидности. В свою очередь, эти показатели оказывают влияние на величину расчетного периода освоения ресурсов, на соотношение темпов роста объемов реализации и темпов роста капитальных вложений.

Налоговая политика организации должна, прежде всего, обеспечивать минимальные налоговые выплаты в бюджет. При этом по каждому виду налоговых платежей должен быть разработан комплекс мер по формированию налогооблагаемой базы и снижению налоговых выплат.

Необходимо отметить о значимости государственной налоговой политики при формировании налоговой политики предприятия.

Государственная налоговая политика является важнейшим внешним фактором, оказывающим влияние на формирование налоговой политики предприятия.

Характер государственной налоговой политики определятся пониманием роли и места государства в развитии страны, существующим в каждой стране в тот или иной момент времени. История развития большинства стран с рыночной экономикой свидетельствует о чередовании периодов преобладания рыночного конкурентного механизма с периодами усиления государственного регулирования экономики.

В российской экономике, где эффективность управления государственной собственностью чрезвычайно низка, а другие источники формирования доходной части бюджета не могут обеспечить сколько-нибудь значимый приток финансовых ресурсов в казну, налоговые платежи остаются основным источником покрытия государственных расходов. Из общей величины доходов федерального бюджета в 2007 - 2009 гг. на налоговые доходы приходится около 90%.

Большая значимость налоговых поступлений в формировании государственных доходов определяет роль и место налоговой политики государства в рамках государственной экономической политики в целом.

Налоговая политика предприятия – свод правил осуществления долгосрочного и оперативного планирования налоговой деятельности. Она затрагивает вопросы выбора модели учёта, выработку стиля взаимоотношений с контрагентами. Главная цель создания документа – оптимизация налоговой нагрузки, обеспечение предсказуемости налоговых расходов и рациональное распределение финансовых потоков.

Вопрос: Предусмотрена ли налоговая ответственность за отсутствие в организации учетной политики для целей налогообложения? Можно ли ее утвердить в 2020 г. одновременно за текущий и предыдущие годы?
Посмотреть ответ

Задачи налоговой политики

Основная цель составления налоговой политики предприятия – создание условий для получения максимальных прибылей на фоне снижения налогового бремени. Продуманная стратегия и тактика помогает решать такие задачи, как:

  • правильный расчет финансовых показателей деятельности предприятия;
  • объективная оценка степени влияния на уровень рентабельности проектов налоговой нагрузки;
  • формирование удобного платежного календаря;
  • оптимизация налогов.

Обязательность формирования налоговой политики свойственна для предприятий всех форм собственности, независимо от используемого режима налогообложения.

Стоит запомнить! Для новых предприятий отводится срок в 90 дней для создания и утверждения своей налоговой политики.

Основной критерий необходимости создания стратегии поведения в налоговой сфере – наличие у компании возможности самостоятельно выбирать способ учета активов и обязательств в рамках предложенного законодательством инструментария. В эту категорию входят организации на общей и упрощенной системе налогообложения.

Обратите внимание! Малым предприятиям законодательство дает возможность пользоваться некоторыми послаблениями в ведении учета. При намерении применить их на практике, это надо прописать отдельным пунктом в бухгалтерской и налоговой политике фирмы.

Особенности оптимизации расходов в бюджет не позволяют объединять бухгалтерскую учётную политику с налоговой. Для первой характерно внесение редких корректировок в содержательную часть на основании веских причин. Для налоговой политики свойственны гибкость и быстрое реагирование на любые изменения внутренних и внешних факторов.

ВАЖНО! Образец приказа об утверждении учетной политики для целей налогообложения от КонсультантПлюс доступен по ссылке

Налоговая стратегия обновляется полностью не чаще одного раза в году, все новшества вступают в силу после окончания отчетного периода. На протяжении года допускается внесение дополнений в составленную ранее политику. Основанием может быть:

  • изменение норм законодательства;
  • введение нового сбора или налога;
  • появление дополнительных видов деятельности организации.

Любое дополнение оформляется приказом по предприятию за подписью руководителя.

Важная деталь! Налоговый кодекс не предполагает отправку созданной на предприятии налоговой политики в ИФНС. Представлять данный документ налоговым органам следует только при наличии официального запроса.

Принципы формирования налоговой стратегии

Для создания эффективной и работающей модели поведения в сфере налогообложения предприятию необходимо придерживаться следующих правил:

  1. Отсутствие противоречий между предпринимаемыми действиями и нормами законодательства. Это обеспечит минимизацию риска возникновения серьезных споров с налоговыми органами, исключит вероятность образования задолженности и штрафных санкций по налоговым платежам.
  2. Минимизация налоговых отчислений должна осуществляться без снижения темпов производства. То есть стремиться следует не столько к уменьшению суммы налогов, сколько к их оптимальному соотношению с результатами хозяйственной деятельности.
  3. Максимальное использование на практике возможных налоговых льгот.
  4. Внесение своевременных и оперативных корректив в налоговую политику на фоне изменения норм действующего законодательства.
  5. Ежегодное планирование объемов расчетов по налогам, контроль над исполнением бюджета и анализ отклонений от него.

Пошаговая инструкция создания налоговой политики предприятия

Процесс создания налоговой политики предприятия характеризуется большими трудовыми затратами, поэтому начинать сбор данных и их систематизацию надо за месяц до окончания текущего отчетного периода. Пошагово механизм действий выглядит так:

Шаг 1

Составление перечня налогов и сборов.

В него вносят налоговые платежи, которые могут оказывать влияние на финансовое положение организации. В списке должны оказаться только те налоги, плательщиками которых является предприятие.

Шаг 2

Анализ путей оптимизации налогов.

Для этого каждый вид налога из созданного списка оценивается с точки зрения возможного влияния предприятием на его размер, изучается вопрос допущения на законодательном уровне применения налоговых послаблений. При наличии шанса применить льготы по конкретному налогу следует сразу уточнять, что необходимо предпринять для реализации такого права.

На данном этапе следует провести полную проверку правильности:

  • списаний износа различных категорий ценностей;
  • переоценки основных средств;
  • формирования запасов ТМЦ;
  • создания расходов, относящихся к будущим периодам.

Шаг 3

Составление плана действий в долгосрочной и краткосрочной перспективе, проработка ключевых элементов реализации налоговой политики.

Для этого понадобятся сводные данные планируемых доходов и расходов предприятия в разрезе продаж, закупки и расходования материалов, услуг сторонних организаций, затрат на оплату труда и инвестирование.

Шаг 4

Создание наиболее подходящего для нужд предприятия варианта налоговой политики путем комбинирования самых эффективных в конкретной ситуации мер.

Запомните! Необходимо создать алгоритм действий ответственных работников, обеспечивающий непрерывное и быстрое отражение в учете всех хозяйственных операций с соблюдением хронологии событий.

Важное место на данном этапе отводится формированию принципов систематизации финансовых сведений для отражения в налоговых декларациях. Для правильной проработки всех возможных вариантов поведения в налоговой сфере надо уделить внимание:

  • расчету планируемых сумм начислений по налогам в предстоящем году;
  • определению предварительных размеров налоговых платежей с распределением их во времени;
  • составлению прогнозных показателей баланса, выделяя возможное возникновение задолженности перед бюджетом.

Шаг 5

Закрепление системы контроля над правильностью выполнения норм учетной налоговой политики.

Для этого необходимо прописать способы доступа ответственных пользователей к полной информации об исчисления налогов и соблюдении сроков их уплаты. Отдельным пунктом следует прописать обязанности конкретных сотрудников по анализу всех отклонений от прогнозных сведений и причин их возникновения.

Базовая структура налоговой политики

Налоговым законодательством не приводится строгая структура учетной политики предприятия в сфере налогов. Каждой организации дается возможность сформировать собственный вариант, который будет учитывать пожелания руководства и индивидуальные особенности системы управленческого и бухгалтерского контроля. Главное, чтобы созданные планы действий компании не противоречили принципам налогового законодательства.

В базовом варианте налоговая политика может содержать два раздела:

  1. Общий блок.
  2. Правила формирования и оптимизации налоговой базы.

В общей части указываются сведения о:

  • лицах, ответственных за ведение учета;
  • принципах учета в сфере налогов;
  • установленных сроках представления сводных данных для их анализа, в том числе обособленными подразделениями (при их наличии).

Во втором блоке прописываются элементы налоговой оптимизации:

  • правила расчета налоговой базы в разрезе по видам налогов;
  • прогнозный налоговый бюджет;
  • составленный с учетом индивидуальных особенностей деятельности компании налоговый календарь;
  • принципы и цели отслеживания дебиторской задолженности, выделение долгов с истекшим сроком давности;
  • анализ целесообразности создания резерва по сомнительным долгам, возможности уменьшения с его помощью платежей по налогу на прибыль;
  • пути обеспечения оперативности бухгалтерского учета и систематизации данных;
  • описание текущей и перспективной налоговой оптимизации, реализуемых при помощи льгот;
  • анализ продолжительности производственного цикла с целью его дальнейшей оптимизации для уменьшения облагаемой базы при исчислении налога на имущество;
  • перечень применяемых налоговых регистров с их кратким описанием.

Предприятиям, работающим на упрощенной системе налогообложения, достаточно описать во втором блоке документа объект налогообложения (общий доход или разность между доходами и расходами), указать используемый способ оценки реализованных ценностей. При необходимости акцентируется внимание на порядке применения форм раздельного учета расходов и доходов, схема их утверждения. Это актуально для организаций, совмещающих ЕНВД и УСН.

Создание и применение на практике налоговой политики предприятия – неотъемлемый элемент хозяйственной деятельности организации. Не стоит им пренебрегать, это важно не только в целях соблюдения требований законодательства, но и для внутренней оптимизации финансовых потоков компании.

Пример готовой курсовой работы по предмету: Экономика

Содержание

1. Теоретические основы налоговой политики предприятия

1.1. Понятие, сущность и основные виды налогов, уплачиваемые предприятиями

1.2. Содержание налоговой политики предприятия

2. Особенности налоговой политики на примере ООО «Парма»

2.1. Характеристика деятельности ООО «Парма»

2.2. Анализ финансового состояния предприятия

2.3. Анализ налоговой политики предприятия

3. Рекомендации по оптимизации налогообложения в ООО «Парма»

Список используемой литературы

Выдержка из текста

Жесткая фискальная направленность налоговой системы и нежелание государства учитывать интересы хозяйствующих субъектов при разработке государственной налоговой политики привели к появлению большого количества работ, посвященных проблемам налоговой оптимизации, причем, как правило, в ее наиболее примитивных видах. К ним относятся многие статьи, опубликованные в середине 90-х годов в различных периодических изданиях, и специализированные брошюры, которые следует рассматривать, скорее, как практические рекомендации по использованию пробелов налогового законодательства, нежели как исследовательские работы.

Методологической базой курсовой работы послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды ведущих российских ученых, обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных данной тематике.

Совершенствование налоговой политики предприятия

С одной стороны, сумма налоговых поступлений должна обеспечивать наполнение государственной казны, с другой — величина налоговой нагрузки на налогоплательщиков не должна лишать их стимулов к дальнейшему развитию. Таким образом, важнейшей задачей функционирования налоговой системы является определение оптимального уровня налогового бремени, позволяющего сочетать интересы государства и хозяйствующих субъектов.

Теоретической и методологической основой проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы по теме работы. При этом были использованы источники учебной, монографической и периодической литературы, методические материалы по вопросам формирования и исчисления различных налогов. Широко использованы и проанализированы фактические материалы и доклады Министерства финансов РФ, МНС РФ.

Для написания работы будет использована теоретическая и правовая база исследования, нормативно-правовые акты Российской Федерации, научная, специальная и справочная литература, а также личные наблюдения.

В качестве источников информации для написания данной работы были использованы формы бухгалтерской отчетности Форма № 1 «Бухгалтерский баланс», Форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках», прочие первичные документы и учетные регистры по учету доходов, расходов, финансовых результатов, налогов на данном предприятии, нормативно-правовые источники, регламентирующие порядок учета доходов, расходов и налогов, такие как Налоговый кодекс РФ и другие нормативно-правовые документы, а также учебно-методическая литература по налогообложению.

В настоящее время в Республике Казахстан ведется большая работа по дальнейшему развитию и совершенствованию учета (бухгалтерского, налогового и т.д.), разработке и принятию нормативно-правовых актов, ускорению перехода к его новой системе, адекватной рыночной экономике.

Практическая значимость дипломной работы состоит в том, что получен-ные результаты могут быть применены ОАО «-» для разработки налоговой по-литики, учитывающей цели и задачи их хозяйственной деятельности в условиях действующей налоговой системы.

Актуальность вопросов формирования учетной политики связана с необходимостью оптимизации учетного процесса и законного сокращения налоговых платежей как дополнительного источника финансирования производственно-хозяйственной деятельности предприятия в условиях финансового кризиса. Актуальность проблемы, а также недостаточность ее научной разработанности предопределили выбор темы, обусловили цель и задачи дипломной работы.

Налоговые санкции — противоположная налоговым льготам сторона одного процесса налогового контроля и регулирования. Налоговые санкции имеют возникновение как от регулирующей, так и от контрольной функции налогов и ориентированы на обеспечение наиболее высочайшей результативности исполнения налогами фискальной функции. Это финансовый итог налогового контроля и регулирования со стороны налоговых органов, который имеет целью формирование условий для более совершенного сбора налогов в сроки и стимулирования компаний в оптимальном использовании природных ресурсов и охране окружающей среды. Т.е., чем меньше в регионе, стране и т.д. на налогоплательщиков наложено санкций за налоговые нарушения, тем больше регулятивно-контрольный результат проводимой государством политики.

Целью исследования в курсовой работе является раскрытие теоретически и практических аспектов организации работы по налоговому планированию на предприятии, а также методов оптимизации налоговой политики

Список используемой литературы

1.Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 23.07.2013 N 248-ФЗ).

Часть вторая от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 23.07.2013 N 251-ФЗ).

2.Федеральный закон «Об оществах с ограниченной ответственностью от 14.02.1998 (ред. от 23.07.2013 N 210-ФЗ).

3.Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от

2. июля 2007 года № 209-ФЗ (ред. от 06.12.2011 N 401-ФЗ).

4.Александров И.М. Налоги и налогообложение: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Дашков и К, 2011. – 344 с.

5.Вещунова Н.Л. Бухгалтерский и налоговый учет. Учебник. – М.: Проспект, 2010. – 843 с.

6.Грищенко А.В. Оптимизация налогооблагаемой базы // Налоговое планирование. — 2010. — № 1. — С.3.

7.Кузьмин И.Ю. Некоторые особенности налогообложения за рубежом: история и современность //Аудиторские ведомости,. – 2011. — N 1. — с.4- 10.

8.Любушин Н.П., Ивасюк Р.Я. Анализ систем налогообложения, применяемых предприятиями малого бизнеса // Экономический анализ. 2013. — № 2.- С. 2 — 12.

9.Майбуров И.А., Налоги и налогообложение. Учебник 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юнити-Дана, 2012. – 270 с.

10.Майбуров И.А., Налоги. Учебник 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юнити-Дана, 2012. – 215 с.

11.Налоги и налогообложение/ Под ред. Волкова Г., Поляк Г., Крамаренко Л. 3-е изд. – М.: Юнити-Дана, 2010. – 501 с.

12.Никулкина И.В. Общая теория налогообложения. Краткий учебный курс. — М: Эксмо, 2010. – 240 с.

13.Нестеров Г.Г. Налоговый учёт: учебник / Г.Г. Нестеров, А.В. Терзиди. – М.: Рид Групп, 2011. – 304 с.

14.Островенко Т.Ж. Налоговая нагрузка на предприятие: обобщающие и частные показатели // Аудиторские ведомости. — 2011. — № 9. – С.10

15.Отчетность: бухгалтерская и налоговая (3-е изд., перераб. и доп.)/ Г.Ю. Касьянова – М.: АБАК, 2012. – 351 с.

16.Черемисина С.В., Тюленева Н.А., Земцов А.А., Бухгалтерский и налоговый учет. Т.: 2010. — 672 с.

Читайте также: