Налоговая политика государства литература

Опубликовано: 15.05.2024

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

В статье рассмотрено содержание налоговой политики государства, ее формы, методы осуществления в разные периоды развития экономики, включая кризисные. Исследованы отдельные факты налоговой политики государства в России, показаны особенности ее содержания относительно сложившихся представлений в мировой практике.

Ключевые слова: налоговая политика, формы, методы

Налогоплательщикам всегда важно знать: правильную ли налоговую политику проводит государство? Нормально ли функционирует налоговая система? Особенно в период экономических кризисов у налогоплательщиков и представителей оппозиционных партий в Государственной Думе возникает ряд вопросов по содержанию и направлению налоговой политики государства. В этот период налогоплательщики ожидают дополнительных преференций, налоговых льгот, облегчения налогового бремени. В связи с этим важно, по нашему мнению, иметь представление о видах налоговой политики, о ее содержании.

В научной и учебной литературе нет однозначного толкования понятия «налоговая политика». Например, в учебнике дается такое определение: «Налоговая политика - это составная часть социально-экономической политики государства, ориентированная на создание такой налоговой системы, которая должна стимулировать накопление и рациональное использование национального богатства страны, способствовать гармонизации интересов экономики и общества и тем самым обеспечить социально-экономический прогресс общества» [1, с.53]. В данной статье нами не будут рассматриваться различные позиции по научному обоснованию дефиниции «налоговая политика», но следует согласиться с авторами учебника в том, что налоговая политика, безусловно, зависит от уровня социально-экономического развития государства, от стратегии его развития и одновременно активно влияет на экономические процессы.

Налоговая политика государства, являясь отражением проводимой экономической политики, имеет относительно самостоятельное значение и должна опираться на научную теорию налогов. Без этого она становится схоластичной, развивается стихийно, методом проб и ошибок. От результатов проводимой налоговой политики в значительной степени зависит и то, какие коррективы вынуждено вносить государство в свою экономическую политику, как строить налоговую систему.

Известно, что теория налогов развивалась и совершенствовалась по мере развития экономики, укрепления государства, расширения его функций и усиления его воздействия на развитие экономики. Поэтому цели налоговой политики не являются неизменными, они формируются под воздействием целого ряда факторов, важнейшими из которых являются экономическая и социальная ситуация в стране, расстановка социально-политических сил в обществе.

Выбор конкретных форм налоговой политики зависит от целей, которые различают, как: фискальные, экономические, социальные, экологические, международные.

В зависимости от состояния экономики, от целей, которые на данном этапе развития экономики государство считает приоритетными, используются различные формы осуществления налоговой политики.

В мировой практике сложились три основные формы налоговой политики, которые представлены на рис.1.

Политика максимальных налогов характеризуется установлением максимального числа налогов, с высокими налоговыми ставками. Такая политика может вынужденно проводиться государством, как правило, в экстраординарные моменты его развития, такие как экономический кризис, война. Подобная политика проводилась в России в период становления рыночных отношений.

Естественно, что такая форма налоговой политики встречает противодействие со стороны налогоплательщиков, которое выражается в сокрытии налоговой базы, в процветании "теневой экономики". В подобной ситуации у государства мало надежд на экономическое развитие. Важно заметить, что в России в первые годы рыночных отношений не наблюдался рост социальных расходов и инвестиций в отрасли экономики, которые должны быть характерны для этой формы налоговой политики.


Рис.1. Формы налоговой политики

Поэтому позже ряд экономистов высказывали мнение, что экономических, социальных и политических предпосылок для проведения политики максимальных налогов в период становления рыночных отношений в России не существовало, и как следствие она привела к резко негативным последствиям. Политика максимальных налогов явилась причиной массового укрывательства от налогообложения. В стране появились "фирмы-однодневки", через которые средства уходили из-под налогообложения. Так называемая "теневая экономика", является детищем политики максимальных налогов. В результате достаточно большие суммы накоплений российскими гражданами и организациями переведены в другие государства с целью покупки недвижимости за рубежом или для хранения средств в иностранных банках.

Однако указанные негативные тенденции сохранились и в настоящее время, когда налоговое бремя существенно снизилось в сравнении с 1992-2000гг. Это означает, что изменение налоговой политики не всегда влечет за собой изменение поведения участников налоговых правоотношений. У налогоплательщиков велико желание разбогатеть быстро за счет укрывательства доходов и уклонения от налогов при отсутствии должного контроля за соблюдением налогового законодательства и, как следствие, ухода от ответственности за совершенные налоговые правонарушения.

Современный мировой экономический кризис показал необходимость быстрейшей модернизации экономики путем увеличения инвестиций, социальных расходов, но без увеличения налоговой нагрузки. Следовательно, политика максимальных налогов не подходит для современного и будущего периодов развития экономики России, несмотря на отрицательное влияние факторов мирового экономического кризиса.

Второй формой проявления налоговой политики является политика экономического развития. В этом случае государство ослабляет налоговый пресс для предпринимателей, одновременно вынуждено сокращать свои расходы на социальные программы. Цель данной политики состоит в том, чтобы обеспечить приоритетное расширение капитала, стимулирование инвестиционной активности. Такая политика проводится в то время, когда намечается стагнация экономики, грозящая перейти в экономический кризис. Подобные методы налоговой политики, получившей название "рейганомика", были использованы, в частности, в США в начале 80-х годов XX века. В начале ХХ1 века такую политику провозгласило российское правительство. Она выразилась в сокращении числа налогов, в снижении ставок, в повышении отдельных налоговых вычетов. Число федеральных налогов снизилось с 15 до 8, региональных осталось 3 налога, если считать налог на игорный бизнес, который пока в субъектах не применяется в связи с запретом игорного бизнеса вне зон, специально отведенных для него. Местные налоги сокращены более чем в 10 раз, их осталось только 2 налога.

Важно опять заметить, что эта форма политики не проводится в России в «чистом» виде, как это понимается в международной практике. Государство не пошло на снижение социальных расходов, а, наоборот, увеличивает их. Намечен рост инвестиций в отрасли и производства, в которых будут реализованы программы технического перевооружения, внедрения новейших технологий.

Таким образом, правительство России в современный экономический кризис не изменило кардинально свою налоговую политику, оно не сократило расходы на социальные нужды, выделило необходимые финансовые ресурсы для поддержания градообразующих производств. Это стало возможным за счет накопленных резервных фондов.

Политика разумных налогов характеризуется относительным балансом интересов государства и налогоплательщиков, что позволяет развивать экономику и поддерживать необходимый уровень социальных расходов. На практике такую политику сложно осуществлять в связи сохранением тенденций у налогоплательщиков к уклонению от реальных налогов, к их минимизации любым способом, включая и незаконные схемы.

Нет критериев для оценки «разумности налогов». Мы, по-прежнему наблюдаем усилия налогоплательщиков направленные на минимизацию налогообложения, хотя уже проведены меры по уменьшению их налоговой нагрузки. Государство же в результате недостаточности налоговых поступлений имеет дефицит федерального бюджета и многих региональных бюджетов, что ограничивает возможности по финансированию многих расходов бюджета. Баланс интересов пока не обеспечивается.

В зависимости от целей и форм налоговой политики государство использует конкретные методы, либо совокупность их.

Анализируя налоговую политику, необходимо акцентировать внимание на такие понятия, как субъекты налоговой политики, принципы формирования, инструменты, цели, формы и методы.

Субъектами налоговой политики выступают Федерация, субъекты Федерации и муниципалитеты (города, поселения). Каждый субъект налоговой политики обладает налоговым суверенитетом в пределах полномочий, установленных налоговым законодательством. Как правило, субъекты Федерации и муниципалитеты имеют право вводить и отменять налоги в пределах перечня региональных и местных налогов, установленного федеральным налоговым законодательством. Вместе с тем им представляются широкие полномочия по снижению налоговых ставок, в определении порядка и сроков уплаты налогов.

При проведении налоговой политики субъекты могут воздействовать на экономические интересы налогоплательщиков, создавать такие условия их хозяйствования, которые наиболее выгодны как для самих налогоплательщиков, так и для экономики в целом.

Результативность налоговой политики в значительной мере зависит от того, какие принципы государство закладывает в ее основу, они совпадают с принципами формирования налоговой системы (соотношение прямых и косвенных налогов; применение прогрессивных ставок налогообложения и степень их прогрессии, либо преобладание пропорциональных ставок; использование системы вычетов, скидок и изъятий и их целевая направленность; методы формирования налоговой базы).

Используя указанные принципы, государство в условиях стабильно развивающейся экономики стимулирует расширение объемов производства товаров, работ и услуг, инвестиционную активность, качественные показатели развития экономики. Благодаря применению тех или иных принципов осуществляется структурная и социальная направленность налогообложения. В период кризисной ситуации налоговая политика через использование указанных принципов способствует решению задач, направленных на выход экономики из кризисного состояния.

В современной мировой практике выделяются следующие методы налоговой политики:

· регулирование соотношений прямого и косвенного налогообложения;

· регулирование соотношения федеральных, региональных и местных налогов;

· перенос нагрузки с одних категорий налогоплательщиков на другие;

· регулирование соотношения пропорциональных и прогрессивных ставок налогов и степени их прогрессивности;

· регулирование налогов льгот, преференций, вычетов, скидок;

· регулирование состава налогов, объектов налогообложения, способов исчисления налоговой базы, порядка исчисления и сроков уплаты.

В мировой практике наиболее широкое распространение получили такие методы, как изменение налоговой нагрузки на налогоплательщика, замена одних способов или форм налогообложения другими, изменение сферы распространения тех или иных налогов или же всей системы налогообложения, введение или отмена налоговых льгот и преференций, введение дифференцированной системы налоговых ставок.

Налоговая ставка является важным средствомосуществления политики государства в области регулирования доходов. Изменяя ставки, государство может осуществлять налоговое регулирование. Существенный эффект от проведения налоговой политики достигается за счет дифференциации налоговых ставок для некоторых категорий налогоплательщиков, в отдельных регионах, для отдельных отраслей.

Признано, что с помощью прогрессивных и регрессивных ставок регулируется не только уровень доходов различных категорий налогоплательщиков, но и формирование доходов бюджетов различных уровней. В России не применяются прогрессивные ставки по налогообложению доходов физических лиц, а регрессивные ставки применялись только по единому социальному налогу, который с января 2010г. отменен. С 2009г. снижена ставка по налогу на прибыль. Снижение ставки по НДС, по нашему мнению, пока преждевременно, так как по этому налогу применяются схемы с участием фирм-однодневок, что позволяет уменьшать суммы НДС к уплате в бюджет.

Эффективным средством реализации налоговой политики являются также налоговые льготы. Это связано с тем, что организации или физическому лицу может быть предоставлено полное или частичное освобождение от налогообложения. С целью проведения активной налоговой политики законодательство устанавливает, как правило, многочисленные и разнообразные основания предоставления налоговых льгот, либо налоговых вычетов. Формы и способы предоставления льгот в любом государстве постоянно изменяются. Отдельные налоговые льготы преследуют цель смягчения последствий экономических и финансовых кризисов. При этом важно помнить, что льготное регулирование нарушает основной принцип равенства обложения всех налогоплательщиков независимо от вида их деятельности и создает неравные условия для предприятий в различных сферах экономики, поэтому систему льгот нужно применять осторожно, обдуманно. В современном налоговом законодательстве России налоговые льготы предусмотрены не по всем налогам, по ряду налогов они сокращены, по некоторым увеличиваются.

Например, с 2008 г. увеличены стандартные и имущественные вычеты при исчислении налога на доходы физических лиц.

С помощью налоговых льгот во многих странах поощряются создание малых предприятий, привлечение иностранного капитала, научно-технические разработки, имеющие фундаментальное значение для дальнейшего развития экономики, экологические проекты, стимулируется создание новых высокотехнологичных производств по выпуску конкурентоспособной продукции для мирового рынка.

Реализация государственной налоговой политики осуществляется через налоговый механизм, понятие которого, к сожалению, нет в налоговом законодательстве России.

В научных публикациях под налоговым механизмом принято понимать систему норм и организационных мер, определяющих порядок управления налоговой системой страны и ее функционирование. Фундаментом налогового механизма является налоговое законодательство.

К субъектам налогового механизма относятся налоговые, финансовые, правоохранительные органы и налогоплательщики.

Налоговая политика сконцентрирована и раскрывается в таких документах, как: Налоговый кодексе РФ, нормативные акты субъектов Федерации, муниципальных образований. Она раскрывается также в Послании Президента России о бюджетной и налоговой политике на каждый бюджетный год.

1. Налоги и налогообложение: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика»/ [И.А.Майбуров и др.]; под ред. И.А.Майбурова.-М.: ЮНИТИ-ДАНА,2007.-655с.

Постоянный режим работы :
понедельник - четверг с 9:00 до 18:00,
пятница – с 9:00 до 17:00.

Режим работы в летний период
(с 14 июня прием документов от поступающих):
понедельник - пятница с 9:00 до 18:00,
суббота с 10:00 до 15:00.

Телефон: (383) 2-110-500
E-mail: priemc@nsuem.ru
--> Раскрытие информации

  • Министерство образования и науки Российской Федерации
  • Министерство просвещения Российской Федерации
  • Российское образование (Федеральный портал)
  • Единое окно доступа к образовательным ресурсам
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • Справочно-информационный портал «Русский язык»
  • Энциклопедии, словари, справочники
  • Портал информационной поддержки ЕГЭ
  • Русская виртуальная библиотека
  • Наука и образование против террора
  • Национальный центр информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет
  • Правовой портал «Нормативные правовые акты в Российский Федерации
  • Подключение к личному кабинету на сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу
  • Профилактика вирусных инфекций
  • Выборы ректора НГУЭУ



  • Список литературы по налогам и налогообложению

    1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 04.08.2014. - № 31. - ст. 4398.
    2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 04.06.2018) // Собрание законодательства РФ. - 07.08.2000. - № 32. - ст. 3340.
    3. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О бухгалтерском учете» // Собрание законодательства РФ. - 12.12.2011. - № 50. - ст. 7344.

    Подобрать список литературы по налогам и налогообложению ОНЛАЙН ЗДЕСЬ

    4. Приказ Минфина России от 06.10.2008 № 106н (ред. от 28.04.2017) «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету» (вместе с Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), Положением по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных значений» (ПБУ 21/2008)) (Зарегистрировано в Минюсте России 27.10.2008 № 12522) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - № 44. - 03.11.2008.
    5. Приказ Минфина России от 19.11.2002 № 114н (ред. от 06.04.2015) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02» (Зарегистрировано в Минюсте России 31.12.2002 № 4090) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - № 10.- 10.03.2003.
    6. Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н (ред. от 08.11.2010, с изм. от 29.01.2018) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99)» // Экономика и жизнь. - № 35. - 1999.
    7. Приказ Минфина России от 29.07.1998 № 34н (ред. от 11.04.2018) «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.08.1998 № 1598) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - № 23. - 14.09.1998.
    8. Алимирзоева М.Г. Современные тенденции и проблемы развития российской налоговой системы // Налоги и налогообложение. - 2016. - № 7. - С. 563 - 573.
    9. Аннамамедов М.О. Влияние учетной политики организации на налогообложение и формирование конечного финансового результата // Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки. - 2016. - № 3. - С. 13 - 17.
    10. Боброва А.В. Факторная оценка оптимизации налогов // Финансы и управление. - 2016. - № 4. - С. 181 - 190.
    11. Богаченко В.М., Кириллова Н.А. Бухгалтерский учет. - Ростов на/Д: Феникс, 2016. - 544 с.
    12. Василенко М.Е., Алексеева Л.Ф., Малышева В.В. К вопросу об управлении затратами на предприятии в условиях финансового кризиса // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2017. - № 1. - С. 41 - 44.
    13. Гасанов М.Г. Учетная политика организации в системе налогового планирования // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 6. - С. 858 - 862.
    14. Гираев В.К. Влияние налогов на механизм формирования прибыли // Налоги и налогообложение. - 2017. - № 4. - С. 31 - 50.
    15. Касьянова Г.Ю. Документооборот в бухгалтерском и налоговом учете. - М.: АБАК, 2016. - 832 с.

    Подобрать список литературы по налогам и налогообложению ОНЛАЙН ЗДЕСЬ

    Налоги и налогообложение, список литературы

    Подобрать список литературы по налогам и налогообложению ОНЛАЙН ЗДЕСЬ

    Библиографический список по налогам и налогообложению

    1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 14.11.2017) // Собрание законодательства РФ. - № 31. - 03.08.1998. - ст. 3824.
    2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 30.10.2017) // Собрание законодательства РФ. - 07.08.2000. - № 32. - ст. 3340.
    3. Постановление Правительства РФ от 30.09.2015 № 1042 (ред. от 31.12.2016) «Об утверждении перечня медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на терри-торию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость» // Собрание законодательства РФ. - 12.10.2015. - № 41 (часть II). - ст. 5655.
    4. Кежун Л.А. Социальные отчисления во внебюджетные фонды: эффекты перманентных изменений // European Research. - 2016. - № 12. - С. 46 - 47.
    5. Крохина Ю.А. Налоги и налогообложение. - М: Юрайт, 2017. - 300 с.

    Подобрать список литературы по налогам и налогообложению ОНЛАЙН ЗДЕСЬ


    CC BY

    Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дадашев А. З.

    Налоговая политика представляет собой взаимосвязанную совокупность правовых и организационных основ и мероприятий в сфере налоговых отношений, обеспечивающих, во-первых, формирование финансовых ресурсов, необходимых государству для выполнения взятых на себя функций, и оказывающих, во-вторых, регулирующее воздействие на процессы социально-экономического развития страны. В статье автор проводит анализ процесса реформирования налоговой системы. Нынешняя налоговая политика, утверждает автор, сформировалась не на основе налоговой доктрины, выработанной обеими ветвями государственной власти, а в результате компромиссных решений. Было бы логичным в этой связи дать возможность утрястись сложившейся системе налогообложения в течение одного двух лет и провести комплексный анализ ее эффективности в системе общественного воспроизводства воспроизводства общественного продукта и воспроизводства человека, человеческих ресурсов. По результатам комплексного анализа необходимо будет дать оценку влияния налоговой политики на развитие малого предпринимательства, на налогообложение труда и капитала, на инвестиционную активность, в том числе в особых экономических зонах и в несырьевых отраслях промышленности и, наконец, на масштабы ненаблюдаемой (теневой) экономики и скрытой оплаты труда (в структуре ВВП ее доля, по данным Росстата, ежегодно увеличивалась и достигла 11,7% в 2004 г. по сравнению с 11,1% в 2000 г.).

    Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дадашев А. З.

    Текст научной работы на тему «Налоговая политика государства: цели, структура и перспективы»

    НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА: ЦЕЛИ, СТРУКТУРА И ПЕРСПЕКТИВЫ

    А.З. ДАДАШЕВ, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой налоговой политики и налогового администрирования Всероссийской государственной налоговой академии Минфина России

    В современном мире выделяют две основные модели налоговой политики: либеральную и социально ориентированную. Критериальным признаком их разграничения служит уровень налогового бремени экономики, определяемый долей налоговых доходов в структуре ВВП. Либеральная (англо-саксонская) модель налоговой политики характеризуется относительно низким уровнем налогового бремени экономики, определяемым бременем государства, стоимостью реализаций, взятых на себя (перед обществом) функций. Власти ограничивают свое участие и вмешательство в сфере экономики, а финансирование социальной политики осуществляется в значительной мере бизнесом и (или) за счет средств граждан (США, Япония, Ирландия, Великобритания).

    Социально ориентированная модель налоговой политики характеризуется высоким уровнем налогового бремени экономики, благодаря которому в бюджетной системе государства аккумулируются от 40 до 55 % ВВП. Эта модель применяется в Швеции, Дании, Германии, Италии и в ряде других европейских странах. В таких странах на финансирование социальной политики (образование, здравоохранение, культура и искусство, физическая культура и спорт, социальное обеспечение) расходуется две трети и более консолидированного бюджета: в Швеции — 65,8 %, Дании — 75,5 %, Германии - 72,5 %, Италии - 73,4 % (2000 г.).

    Налоговая политика является составной частью финансовой политики и инструментом государственного регулирования социально-экономических процессов в обществе. В первом случае посредством налогового механизма государство регулирует формирование собственных средств хозяйствующих субъектов (прибыль, амортизация),

    своих централизованных фондов финансовых ресурсов (бюджеты всех уровней, государственные внебюджетные фонды) и доходов населения. Здесь реализуется фискальная (распределительная) функция налогов.

    Во втором случае налоги используются в качестве инструмента воздействия на условия и факторы общественного воспроизводства. В этом качестве налоги реализуют свою регулирующую функцию и формируют таким образом механизм налогового регулирования экономики. Инструментами механизма налогового регулирования являются отдельные категории плательщиков, освобождаемые от уплаты налога (сбора), и элементы налога — объект налогообложения, налоговая база, ставка налога.

    Обобщая ранее изложенное, отметим, что налоговая политика представляет собой взаимосвязанную совокупность правовых и организационных основ и мероприятий в сфере налоговых отношений, обеспечивающих, во-первых, формирование финансовых ресурсов, необходимых государству для выполнения взятых на себя функций, и оказывающих, во-вторых, регулирующее воздействие на процессы социально-экономического развития страны.

    Налоговая система государства призвана обеспечивать мобилизацию и аккумуляцию платежей по налогам и сборам в бюджетную систему страны. Налоговая система представляет собой совокупность законодательно установленных налогов и сборов, составляющих налоговые обязательства организаций и граждан, и органы, уполномоченные обеспечивать государственный контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременным перечислением соответствующих платежей в бюджетную систему страны. Исходя из данного определения, налоговая

    система включает две подсистемы:

    1) подсистему налогов и сборов или налоговый механизм системы налогообложения;

    2) подсистему уполномоченных органов или организационный механизм.

    Если налог — это инструмент мобилизации и аккумуляции средств в доходах бюджетной системы государства, то налогообложение — это сам процесс мобилизации и аккумуляции платежей по законодательно установленным правилам. В системе налогообложения реализуется налоговая политика государства. Можно говорить: российская система налогообложения, российская налоговая система.

    В 1991 г. российские власти, спешно формируя законодательную базу национальной налоговой системы, не рассчитывали бремени нового суверенного государства с его обязательствами перед обществом в связи с переходом к рыночной системе хозяйствования. Следовательно, не рассчитывали и налогового бремени экономики, других доходов государства, призванных обеспечивать должную сбалансированность с расходами, определяемыми бременем государства, его обязательствами перед обществом. Подтверждением данного факта является то, что основной финансовый закон страны — федеральный бюджет — начиная с 1992 г. принимался на один квартал, а в годовой форме — нередко в середине года, и продолжалось это в течение первых лет переходного периода. Полноценный федеральный бюджет впервые был принят на 1996 г.

    Налоговая система РФ к концу 90-х гг. ХХ в. сформировалась в результате бессистемных законодательных и других нормативно-правовых актов, принятых в течение 1991 — 1998 гг. исходя из фискальных интересов (нередко по указу президента или постановлением федерального правительства и «задним числом» в нарушение принципа, устанавливающего, что закон обратной силы не имеет) либо в поддержку определенных субъектов деятельности (типа Национальный фонд спорта). Все это мешало формированию оптимальной налоговой системы, ее логической структуры, учитывающей особенности экономики страны и ее ресурсного потенциала.

    В конечном счете именно в налоговой системе реализуется налоговая политика государства, трактуемая автором как особая система образования и налогообложения доходов субъектов экономических отношений и налоговых доходов государства, призванная способствовать устойчивому развитию общественного производства и росту народного благосостояния. Налоговая политика — это искусство

    управления в сфере налоговых отношений, опирающееся на классические принципы налогообложения и потенциальные возможности функций налогов — фискально-распределительную, регулирующую (с ее стимулирующей и дестимулирующей подфункциями) и контрольную.

    Фискально-распределительная функция выражается в уровне налогового бремени экономики. Регулирующая функция выражается в первую очередь через систему льгот и преференций в налогообложении, систему специальных налоговых режимов, призванных активизировать деятельность хозяйствующих субъектов в тех или иных отраслях реального сектора экономики.

    Прогнозные расчеты динамики населения, выполненные Росстатом на 2006 — 2025 гг., показывают, что уже за первое десятилетие ХХ1 в. численность трудоспособного населения сократится более чем на 10 %. Исходя из ожидаемой перспективы формирование налоговой политики следует ориентировать на проведение трудосберегающей, трудовысвобождающей политики, призванной обеспечивать экономический рост на интенсивной основе по трудовым ресурсам, т. е. за счет повышения производительности труда.

    Налоговая реформа 2000 — 2005 гг. способствовала снижению (примерно на четверть) уровня налогового бремени при одновременном сужении регулирующего потенциала налогов (в форме сокращения льгот по налогам). Налоговая нагрузка на труд как на фактор производства снизилась еще в большей мере: номинально с более чем 52 до 39 %. В таком случае у хозяйствующих субъектов ослабляются стимулы к научно-техническому прогрессу и проведению трудовысвобождающей политики.

    Снижая уровень налогового бремени на экономику, государство способствует увеличению собственных средств хозяйствующих субъектов, ожидая от последних наращивания инвестиционной активности в условиях отмены инвестиционной льготы по налогу на прибыль, существовавшей до 2002 г. (до введения гл. 25 Налогового кодекса РФ). Однако инвестиционная активность хозяйствующих субъектов, измеряемая долей собственных средств в объеме инвестиций в собственный капитал, снизившаяся в 2002 г. до 45 % (49,4 % в 2001 г.), растет медленно: 45,2 % в 2003 г., 46,8 % в 2004 г. и 47,2 % в I полугодии 2005 г. (48,6 % в I полугодии 2004 г.).

    Вместе с тем следует отметить четкую тенденцию повышения доли иностранного источника в инвестициях в основной капитал: 2001 г. — 2,3 %, 2002 г. - 3,6 %, 2003 г. - 4,1 %, 2004 г. - 5,6 %, I полугодие 2005 г. - 7 % (I полугодие 2004 г. - 4,5 %). Несмотря на опережающие темпы обновления ос-

    новных фондов (без скота) по сравнению с темпами их выбытия в течение 2000 — 2004 гг., степень износа основных фондов увеличилась с 39,4 % на начало 2000 г. до 44,0 % на начало 2002 г., затем снизилась до 42,2 % и вновь возросла до 43 % на начало 2004 г.

    Можно согласиться с профессором В. Мау, считающим, что проблема обеспечения в России устойчивого инвестиционного роста «. не может быть решена столь популярными сейчас методами налоговой политики»1. Тем не менее налоговое регулирование инвестиционной активности следует рассматривать как одно из основных звеньев механизма государственного регулирования экономики. Для того чтобы активизировать его потенциал, необходимо многократно увеличить масштабы предоставления инвестиционного налогового кредита и упростить механизм его получения.

    Введение с 01.01.2006 единовременной 10 %-ной «амортизационной премии» (разовое отнесение на расходы 10 % балансовой стоимости основных средств, вводимых в эксплуатацию), а также полное списание в затраты расходов на НИОКР, не давших положительного результата, нацелены на стимулирование инвестиций в основной капитал и затрат на научно-технические разработки.

    Принятие Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и его реализация нацелены на формирование налоговых условий инвестиционной привлекательности территорий, призванных обеспечить высокую рентабельность инновационных проектов и предпринимательскую активность.

    Близится к завершению реформирование налоговой системы, точнее, ее подсистемы налогообложения организаций и физических лиц (совершенствование другой подсистемы — налогового администрирования — еще продолжается). Многолетний труд правительства и законодателей в сфере правового регулирования налоговых отношений материализован в результате компромисса между разными групповыми интересами депутатов: по оценке С. Д. Шаталова, «.законодательные акты по налогам и сборам, выходящие из стен Государственной Думы, практически всегда значительно отличаются от тех законопроектов, которые ранее были внесены Правительством»2.

    Таким образом, нынешняя налоговая политика сформировалась не на основе налоговой доктрины,

    1 Мау В. Итоги 2003 года и итоги четырехлетия: политика против экономики // Вопросы экономики. 2004. — № 3. — С. 12.

    2 Развитие налоговой системы Российской Федерации: опыт,

    проблемы, перспективы. Доклады и выступления участников Круглого стола (3 ноября 2004 г.). — М.: Финансовая академия при Правительстве РФ. — 2005. — С. 22.

    выработанной обеими ветвями государственной власти, а в результате компромиссных решений. Было бы логичным в этой связи дать возможность утрястись сложившейся системе налогообложения в течение одного — двух лет и провести комплексный анализ ее эффективности в системе общественного воспроизводства — воспроизводства общественного продукта и воспроизводства человека, человеческих ресурсов. По результатам комплексного анализа необходимо будет дать оценку влияния налоговой политики на развитие малого предпринимательства, на налогообложение труда и капитала, на инвестиционную активность, в том числе в особых экономических зонах и в несырьевых отраслях промышленности, и, наконец, на масштабы ненаблюдаемой (теневой) экономики и скрытой оплаты труда (в структуре ВВП ее доля, по данным Росстата, ежегодно увеличивалась и достигла 11,7 % в 2004 г. по сравнению с 11,1 % в 2000 г.).

    Президент В. В. Путин еще в начале 2004 г. отмечал: «Прежде всего надо решить вопрос о снижении единого социального налога, упростить налоговое администрирование, навести порядок в имущественных налогах, в вопросах налогообложения сверхдоходов экспортеров сырья при высоких мировых ценах. После того как мы добьемся снижения совокупного налогового бремени, наша налоговая система должна приобрести долгожданную стабильность»3.

    Сегодня известно о двух инициативах по дальнейшему совершенствованию российской системы налогообложения: одна связана со снижением ставки НДС с 18 до 13 % с 2007 г. (председатель Правительства РФ М. Фрадков), а другая — с заменой НДС налогом с продаж с 2009 г. (А. Дворкович, руководитель Экспертного управления Администрации Президента РФ). По поводу первой инициативы можно сказать, что предыдущее снижение ставки с 20 до 18 % выразилось в трансформацию сэкономленной суммы НДС в прибыль предприятия, благодаря чему поступления по налогу на прибыль в бюджетную систему возросли в большей мере, чем ожидалось по итогам 2004 г.

    А. Данилов-Данильян (бывший руководитель Экономического управления Президента РФ, а ныне председатель Экспертного совета «Деловой России») считает, что если вести речь о дальнейшем снижении налогового бремени экономики, то более эффективно уменьшить ставку ЕСН, чем ставку НДС, и снизить до нуля ставки таможенных пошлин на технологии и оборудование, которое не

    3 Выступление на встрече с доверенными лицами и руководителями предвыборных штабов в МГУ 12.02.2004 // Российская газета. — 2004. — 13 фев.

    производится в России. Такой подход, по его мнению, обусловлен необходимостью модернизации основных фондов и выводом из тени заработных плат и доходов. 4 По поводу последнего ожидания расширения налоговой базы и увеличения налоговых поступлений в связи со снижением ставки ЕСН с 35,6 до 26 % следует отметить, что оно пока не оправдывается: темп роста (2005 г. по отношению к 2004 г.) поступлений по налогу на доходы физических лиц в консолидированный бюджет РФ отстает от темпа роста налога на прибыль: соответственно 123,2 и 156,0 %. Поступления же ЕСН в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды возросли всего на 5,6 %. Что касается оценок последствий очередного снижения ставки ЕСН, то такой шаг приведет к дальнейшему сокращению налогообложения труда как фактора производства и затормозит темпы обновления основных производственных фондов.

    По мнению А. Дворковича, выступавшего на 10-й ежегодной конференции инвесторов «Россия: взгляд в будущее» (19 - 20.06.2006), нынешняя налоговая нагрузка на российские предприятия велика - в изменении нуждаются налог на добавленную стоимость, единый соцналог, налог на прибыль5.

    А как же все-таки со стабильностью системы налогообложения, так необходимой экономике, бизнесу? И если нет пророка в своем отечестве, то приведу выдержку из выступления шведского предпринимателя Ф. Экмана на недавно состоявшейся в Стокгольме Международной конференции «08: лидерство России - новые возможности для бизнеса».

    Он заявил, что для бизнеса шведские условия не сахар: 55 % ВВП изымаются посредством налогов. При такой «контрибуции» убежишь куда угодно. шведских бизнесменов притягивает в Россию сравнительно небольшие налоги6. Уровень налогового бремени российской экономики с

    4 Данилов-Данильян А. 13 - процент удачи // Российская газета. - 2005. - 18 окт.

    5 Российская газета. 20.06.2006.

    6 Российская газета. 17.06.2006.

    В июне 2006 г. уже прошли в первом чтении поправки в Налоговый кодекс РФ: по увеличению с 2007 г. размера социальных вычетов на обучение и на лечение с 38 до 50 тыс. руб. в год. Таким образом, часть уплаченного налога на доходы физических лиц после представления декларации в налоговую инспекцию и документов, подтверждающих расходы на обучение и на лечение, будут возмещены налогоплательщику. Сумма возврата возрастет с 4 940 руб. (13 % от 38 тыс. руб.) до 6 500 руб. (13 % от 50 тыс. руб.). Это, конечно, маловато, учитывая, что в вузах страны обучаются 3 882 тыс. студентов с полным возмещением затрат на обучение (56,4 % общей численности студентов), в среднем составляющих около 13 - 14 тыс. руб. за семестр7. Таким образом, сумма компенсации покрывает лишь четвертую часть годовых затрат на обучение. Представляется, что поддержка государства могла бы быть более весомой в части предоставления налогового вычета и составить 100 тыс. руб.

    К этому следует добавить, что с 2007г. будет разрешено учитывать при определении социального вычета не только фактические расходы налогоплательщика на оплату своего лечения, но и его взносы страховым организациям по договорам добровольного страхования, которыми предусматривается оплата страховщиками исключительно услуг по лечению застрахованных физических лиц.

    7 Рассчитано по: Социальное положение и уровень жизни населения России. 2005: Стат. сб. / Росстат. - М., 2005. -С. 388, 390.

    Монографии, учебники, учебные пособия

    • 1. Аронов Л.В. Налоги и налогообложение [Текст]: учеб, пособие / А.В. Аронов, В.А. Кашин. — М.: Магистр; НИЦ ИНФРА-М, 2015. — 576 с.
    • 2. Гончаренко Л.И. Налогообложение физических лиц [Текст]: учеб, для вузов / Л. И. Гончаренко [и др.]. — М.: ИНФРА-М, 2012. — 238 с.
    • 3. Горский И. В. Налоговая политика России: проблемы и перспективы [Текст] / И.В. Горский [и др.]. — М.: Финансы и статистика, 2003. — 287с.
    • 4. Майбуров И.А. Теория налогообложения [Текст]: учеб, для магистров / И.А. Майбуров, А.М. Соколовская. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.- 591 с.
    • 5. Майбуров И.А. Теория и история налогообложения [Текст]: учеб, пособие / И.А. Майбуров, Н.В. Ушак, М.Е. Косов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. -422 с.
    • 6. Майбуров И.А. Фискальный федерализм. Проблемы и перспективы развития [Текст] / И.А. Майбуров [и др.]. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.-415с.
    • 7. Майбуров И.А. Экономика налоговых реформ [Текст] / И.А Майбуров, Ю.Б. Иванов, Л.Л. Тарангул. — Киев: Алерта, 2013. — 432 с.
    • 8. Майбуров И.А. Энциклопедия теоретических основ налогообложения [Текст] / И.А. Майбуров [и др.]. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. - 503 с.
    • 9. Майбуров И.А. Налоги и налогообложение. Палитра современных проблем [Текст] / И.А. Майбуров [и др.]. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.- 375 с.
    • 10. Матузов И.И. Теория государства и права [Текст] / И.И. Матузов, А.В. Малько. — М.: Юрист, 2006. — 484с.
    • 11. Пансков В.Г. Общий подход к определению сущности налоговых льгот [Текст] / В. Г. Пансков, И.А. Майбуров [и др.] // Налоговые льготы. Теория и практика применения. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. — Гл. 1. — 487 с.
    • 12. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика [Текст]: учеб, и практ. для акад. бакал. / В.Г. Пансков. — 5-е изд., пере-раб. и доп. — В 2-х т. — М.: Юрайт, 2016. — 734 с.
    • 13. Пансков В.Г. Методологические проблемы оценки эффективности налоговых льгот [Текст] / В.Г. Пансков, И.А. Майбуров [и др.] // Налоговые льготы. Теория и практика применения. — М.: ЮНИТИ-ДАНА,
    • 2014. -Гл. 5.-487 с.
    • 14. Пикетты Т. Капитал в XXI в. [Текст]: пер. с англ. / Т.М. Пикетта. — М.: Ад Маргинем Пресс, 2015. — 517 с.
    • 15. Романовский М.В. Налоги и налогообложение [Текст] учеб, для вузов / М.В. Романовский [и др.]. — СПб.: Питер, 2010. — 526 с.
    • 16. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. [Текст] / А. Смит. — А.-М.: Соцэкгиз, 1962. — 655 с.
    • 17. Соколов А.А. Теория налогов [Текст] / А.А. Соколов. — М.: ООО «ЮрИнфоР-Пресс», 2003. — 506 с.
    • 18. Соловей Г.Г. Государственные бюджеты [Текст] / Г.Г. Соловей. — М.-Л., 1928,- 176 с.
    • 19. СтиглицД. Ревущие девяностые. Семена развала [Текст]: пер. с. англ, ипримеч. Г.Г. Пирогова/Д. Стиглиц// Вступит, статьи Г.Ю. Семигина и Д.С. Львова. — М.: Современная экономика и право, 2005. — 424 с.
    • 20. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение [Текст]: учеб, для вузов / Т.Ф. Юткина. — М.: ИНФРА-М, 2000. — 429 с.
    • 21. Янжул И.И. Основные начала финансовой науки. Учение о государственных доходах [Текст] / И.И. Янжул. — М.: Статут, 2002. — 555 с.
    • 22. Taxation trends in the European. Eurostat. 2015. IMF. Word Economic Outlook Database. Russia. 2015 (англ.). Economic Report of the President. — Washington, 2012. — P. 416.

    Статьи в научных журналах

    • 1. Горский И.В. Сколько функций у налога? [Текст] / И. В. Горский // Налоговый вестник. — 2002. — № 3. — С. 161 — 163.
    • 2. Еременко Е.А. Специальные налоговые режимы и концепция справедливости налогообложения [Текст] / Е.А. Еременко // Финансы. —
    • 2015. -№ 9. -С. 76-80.
    • 3. Зарипов В.М. Кризис правового регулирования экологических платежей [Текст] / В.М. Зарипов // Экономика, налоги, право. — 2014. — №6.-С. 116-120.
    • 4. Пансков В. Г. Собираемость НДС: резервы есть, возможности не используются [Текст] / В.Г. Пансков // Финансы. — 2016. — № 3. — С. 22-27.
    • 5. Пансков В. Г. Дискуссионные вопросы налогообложения. К итогам международного налогового симпозиума [Текст] / В.Г. Пансков // Финансы. — 2016. — № 8. — С. 23—28.

    • 1. Пинская М.Р. Гармонизация налоговых отношений в федеративном государстве [Текст]: дис. д-ра экон. наук / М.Р. Пинская. — М., 2010.
    • 2. Силуанов Л.Г. Межбюджетные отношения в условиях развития федерализма в России [Текст]: дис. . д-ра экон. наук / А.Г. Силуанов. — М., 2012.
    • 3. Сулейманов М.М. Развитие налогового федерализма в условиях формирования децентрализованной модели федеративных отношений в России [Текст]: дис. . канд. юрид. наук / М.М. Сулейманов. — Махачкала: Дагестанский государственный университет, 2011.

    Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 13:57, реферат

    Описание работы

    Одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги.

    Особенно наглядно это проявляется в период перехода от командно-административных методов управления к рыночным отношениям, когда в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие на экономические процессы налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики.

    Содержание работы

    1. Налоги: эволюция, определение и виды………………………………..…….5

    2. Функции налогов и их взаимосвязь……………………………………. …..14

    3. Налоговая политика и налоговая система России……………………..……19

    Файлы: 1 файл

    РЕФЕРАТ экономическая теория.docx

    Дисциплина: «Экономическая теория»

    На тему: «Экономическая теория налогообложения и налоговая политика государства»

    Преподаватель:

    Москва – 2012

    Введение………………………………………………………… …………….…..3
    1. Налоги: эволюция, определение и виды……………………………… ..…….5
    2. Функции налогов и их взаимосвязь……………………………………. …. .14
    3. Налоговая политика и налоговая система России……………………..……19
    Заключение…………………………………………………… ……………….…28
    Список литературы…………………………………………………… ……. ….30

    Одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги.

    Особенно наглядно это проявляется в период перехода от командно-административных методов управления к рыночным отношениям, когда в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие на экономические процессы налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики.

    Вместе с тем государство только в том случае может реально использовать налоги через присущие им функции, и прежде всего фискальную и стимулирующую, если в обществе создана атмосфера уважения к налогу, основанная на понимании как экономической необходимости существования налоговой системы, так и установленных государством правил взимания конкретных налогов.

    В связи с этим знание налогового законодательства, порядка и условий его функционирования является непременным условием восприятия налоговой культуры как обществом в целом, так и каждым его членом.

    До перехода к рыночным отношениям, в условиях централизованной плановой экономики, налоговая система в нашей стране практически отсутствовала. Существовавшие ее отдельные элементы представляли интерес исключительно лишь для узкого круга специалистов-профессионалов. При этом в СССР одной из целей экономической политики государства было провозглашено построение первого в мире государства без налогов, что не могло не привести к негативному, пренебрежительному отношению большинства членов общества к налогам как таковым.

    В настоящее время положение коренным образом изменилось. Абсолютное большинство населения страны стало платить те или иные налоги, т. е. стало налогоплательщиками. Поэтому знание налогового законодательства, налоговая грамотность являются необходимым условием обеспечения успешного продвижения экономических реформ.

    Созданная в 1992 г. в результате копирования западных, прежде всего германской, моделей налоговая система России представляла собой на первых порах многоступенчатую, сложную и нередко недостаточно ясную систему налогообложения, к тому же подверженную частым и не всегда продуманным изменениям. Принятые и действовавшие на протяжении почти десятилетия налоговые законы зачастую не были актами прямого действия. Их применение сопровождалось функционированием многочисленных нормативных документов, издаваемых органами исполнительной власти как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях, продолжавших действовать до вступления в силу глав Налогового кодекса, регулирующих вопросы исчисления и взимания конкретных налогов.

    Начатая в 1998 г. принятием части первой Налогового кодекса налоговая реформа к настоящему времени практически завершена. В 2004 г. приняты законы, отменяющие действие Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и установившие налоговую систему Российской Федерации. К настоящему времени абсолютное большинство налогов, входящих в российскую налоговую систему, регулируется соответствующими главами части второй Налогового кодекса.

    1. Налоги: эволюция, определение и виды.

    Возникновение налогов относят к периоду становления первых государственных образований, когда появляется товарное производство, формируется государственный аппарат – чиновники, армия, суды. Именно необходимостью в содержании государства и его институтов и было обусловлено возникновение налогообложения.

    Первоначально налоги существовали в виде бессистемных платежей, носящих преимущественно натуральную форму. Подданные несли повинности личного характера (барщина, участие в походах), а также уплачивали налоги продовольствием, фуражом, снаряжением для армии. В Римской империи и Афинах в мирное время налогов не было и их введение и взимание обуславливалось наступлением военного времени.

    Финансовая система Древней Руси стала складываться только с конца IX в. в период объединения древнерусских племен и земель. Основной формой налогообложения того периода выступали поборы в княжескую казну, которые именовались «дань». Первоначально дань носила нерегулярный характер в виде контрибуции с побежденных народов. Со временем, дань выступила систематическим прямым налогом, который уплачивался деньгами, продуктами питания и изделиями ремесла.

    По мере развития и укрепления товарно-денежных отношений налоги постепенно принимают почти повсеместно исключительно денежную форму. Если прежде налоги взимались в основном на содержание дворцов и армий, на возведение укреплений вокруг городов, на строительство храмов и дорог, то со временем налоги становятся основным источником доходов для денежного содержания государства.

    Одной из первых организованных налоговых систем, многие стороны которой находят отражение и в современном налогообложении, является налоговая система Древнего Рима.

    Если сравнивать налоговые системы Древнего Рима и России, то ряд платежей поражают своей схожестью (табл.1).

    Налоговые системы Древнего Рима и России 1 .

    на огурцы, на мыло

    осуществления вида деятельности

    фонда и объектов соц.культ.сферы

    Одновременно с развитием государственного налогообложения начинает формироваться научная теория налогообложения, основоположником которой является шотландский экономист и философ Адам Смит (1723 – 1790 гг.). В своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 год) он впервые сформулировал принципы налогообложения, дал определение налоговым платежам, обозначил их место в финансовой системе государства, а также определил, что налоги для плательщика есть показатель свободы, а не рабства.

    Наиболее полное определения понятия «налог» дано в ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации ( НК РФ).

    Налог – «это обязательный индивидуальный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований» 2 .

    Налог считается установленным, и у налогоплательщика возникает обязанность, его уплачивать, если в законодательном порядке определены элементы налога, а именно:

    • субъект налогообложения;
    • объект налогообложения;
    • налоговая база;
    • налоговая ставка;
    • налоговый период;
    • льготы по налогу.

    Субъект налога, или налогоплательщик, – это лицо, на которое в соответствии с законом возложена обязанность уплачивать налоги. В некоторых случаях налог может быть переложен плательщиком (субъектом) на другое лицо, являющееся тем самым конечным его плательщиком, или носителем налога. Это происходит в основном при взимании косвенных налогов. Если налог непереложим, то субъект и носитель налога совпадают в одном лице. Если налог переложим, то субъект и носитель не совпадают в одном лице. Таким образом, под субъектом налога подразумевается лицо, которое формально обязано платить налог. Носитель налога – лицо, которое фактически его уплачивает. Это разграничение играет большую роль в теории налогообложения.

    Действующим налоговым законодательством установлено, что в качестве налогоплательщиков (субъекта налогообложения) признаются:

    • юридические лица;
    • физические лица;
    • физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями.

    Объект налогообложения – это предмет, подлежащий налогообложению.

    Действующим законодательством предусмотрены следующие объекты налогообложения:

    • прибыль;
    • стоимость реализованных товаров (работ, услуг);
    • совокупный доход физических лиц;
    • транспортные средства;
    • имущество, находящееся в собственности физических и юридических лиц и др.

    Нередко название налога вытекает из объекта налогообложения, например налог на прибыль, налог на имущество, земельный налог.

    Налоговая база – это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Она служит для количественного измерения объекта налогообложения и является величиной, с которой непосредственно исчисляется налог.

    Например, при уплате транспортного налога объектом налогообложения являются транспортные средства, а налоговой базой – физическая характеристика транспортного средства (мощность двигателя в лошадиных силах); при уплате налога на прибыль объектом налогообложения становится прибыль, а налоговой базой – стоимостное выражение прибыли (прибыль, полученная в рублях или валюте); при уплате налога на доходы физических лиц объектом налогообложения выступают доходы физического лица, а налоговой базой – стоимостная и иная характеристика доходов (доходы, полученные в денежной или натуральной форме и т.д.).

    Налоговая ставка – это величина налоговых начислений на единицу налоговой базы.

    Различают процентные и твердые налоговые ставки.

    Процентные ставки устанавливаются непосредственно к налоговой базе и могут быть:

    • пропорциональными;
    • прогрессивными;
    • регрессивными.

    Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу налоговой базы. Указанные ставки обычно применяются при обложении земельными налогами. В РФ согласно действующему законодательству такие ставки нашли широкое применение при обложении акцизным налогом.

    Твердые ставки также используются при уплате транспортного налога, когда исполнительный орган субъекта Федерации устанавливает фиксированную сумму налога на единицу налоговой базы (на 1 лошадиную силу).

    Пропорциональные ставки действуют в одинаковом проценте к налоговой базе. Примером пропорциональной ставки могут служить определенные российским законодательством ставки налогов на прибыль и на добавленную стоимость.

    Прогрессивные ставки построены таким образом, что они растут по мере увеличения налоговой базы. При этом прогрессия ставок налогообложения может быть простой или сложной. В случае применения простой прогрессии налоговая ставка увеличивается по мере роста всей налоговой базы. Если применяется сложная ставка, то происходит деление налоговой базы на части, и каждая последующая часть облагается по повышенной ставке.

    Читайте также: