Налоговая нагрузка в украине в

Опубликовано: 14.05.2024

Низкие ли налоги в Украине? Сравниваем с другими странами

Нардеп Гетманцев утверждает, что налоги в Украине невысокие и простые для понимания

Народный депутат от партии «Слуга народа», глава комитета Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев дал интервью новостному изданию «Вести». Чиновник поделился своим мнением насчет простой налоговой системы и низких налогов, нулевого декларирования, налогов ФЛП и прочего.

Гетманцев настаивал, что налоги в Украине невысокие и простые, а налоговая амнистия со временем принесет большую пользу экономике. Редакция Sharij.net решила выяснить, так ли это на самом деле.

Налоговая амнистия. Всем раскрыть кошельки?

Законопроект №5153 предусматривает одноразовое декларирование активов физлиц для легализации своих доходов. Налоговая амнистия позволит гражданам Украины, которые уклонялись от уплаты налогов, открыть свои истинные доходы, избежав при этом наказания. Основной целью законопроекта 5153 является детенизация экономики путем декларирования активов.

Так, предусматривается в период с 1 июля 2021 года до 1 июля 2022 года провести однократное добровольное декларирование активов физических лиц. Если предмет декларирования находится в Украине, придется уплатить 5% его стоимости (кроме валютных ценностей на банковских счетах). Если объект декларирования находится за границей – 9% его стоимости. За гособлигации, купленные в период с 1 января 2021 года до 20 июня 2022 года, но до подачи декларации, придется заплатить 2,5% их номинальной стоимости.

Налоговую амнистию нельзя путать с подачей е-деклараций. Е-декларация касается чиновников. Многие часто путают и считают, что чиновникам дали возможность декларироваться под ноль процентов, что не соответствует истине. Подав декларацию, чиновники не освобождаются от ответственности по 212-й статье уголовного кодекса (уклонение от налогообложения).

Как проходили налоговые реформы в других странах?

За образец стран, где успешно проведена реформа, можно взять такие страны, как: Аргентина и Индонезия, Казахстан. В Аргентине за 2016-2017 года было задекларировано 116, 6 млрд долларов, бюджет получил – 9, 5 млрд долларов. С тех пор, как Аргентина вернула свой демократический режим в 1980-х, было проведено 6! налоговых амнистий.

Казахстан проводил реформу дважды. Первая оказалась не совсем удачной, чего не сказать о второй. Так, в период проведения второй легализации в 2006-2007 году в Казахстане было задекларировано 6,7 млрд долларов. Обычно каждая следующая амнистия дает менее заметный результат, но в случае, если страна предлагает кардинально другие условия легализации доходов, возможен и положительный результат.

Провалилась налоговая реформа в Грузии, Германии, России, так как легализованный капитал несущественно повлиял на систему, а мог даже ее разрушить. Например, амнистией 2005 года в Грузии, проведенной Михаилом Саакашвили, воспользовалось всего 8 человек, а бюджет получил 35 тыс. долларов при обещанных 4 млн.

Результат налоговой амнистии прежде всего зависит от доверия к власти. Поэтому самыми эффективными являются те амнистии, которые проводит новая власть, одержав популярность и доверие после выборов. Будет ли успешен такой проект в Украине? Маловероятно.

Гетманцев о невысоких налогах

Гетманцев считает, что в Украине простая налоговая система и налоги низкие. Он привел пример на Майдане, когда Арсений Яценюк и другие рассказывали о сложной системе налогообложения, и как надо уменьшить налоги, сделать 9 простых налогов.

«Собственно говоря, они и сделали 9 простых налогов. Сделали они это с лукавством, присущим той команде. Они скрыли под некоторыми платежами несколько других налогов и на самом-то деле их стало еще больше», – заявил чиновник.

Он говорит: «Я может быть шокирую тебя, шокирую читателей, но у нас налоговая нагрузка меньше, чем средняя по Европе».

Цифры не врут: налоги в Украине и мире

Теневая экономика Украины, на борьбу с которой направлена налоговая амнистия, по разным подсчетам, составляет 25-50% ВВП. Точно оценить ее объем сложно, ведь она включает расчеты и операции, которые не отображаются в статистике.

Так, налоговая нагрузка в Украине немного выше, чем в Венгрии (40,3%), Польше (40,7%) и Азербайджане (40,8%), и куда существенее, чем в Грузии (9,9%) и Латвии (36%).

Однако в наиболее развитых странах западного мира фискальное бремя тяжелее, чем у нас. В Германии этот показатель составляет 49%, в Австрии — 51,5%, во Франции — 60,4%. Формально ставки основных налогов в Украине выглядят не такими уж высокими. Показатели налоговой нагрузки по странам наглядно в таблице ниже.

Страна

Уровень налоговой нагрузки (в %)

Некоторые предприниматели считают, что в Украине одни из самых высоких налогов в Европе

Украинский бизнес в подавляющем большинстве уверен, что налоговые ставки необходимо снижать. Некоторые наши предприниматели вообще считают, что в Украине одни из самых высоких налогов в Европе. Учитывая то, что почти 50% отечественной экономики находится в тени, в это утверждение поверить несложно.

Действительно ли налоговая нагрузка в Украине настолько высока даже по меркам ведущих европейских государств, где показатели налогообложения обычно также довольно значительны?

Сравнение налога на прибыль

Величина налога на прибыль в Украине составляет 18%. Примерно такие же показатели действуют в Польше, Венгрии (по 19%) и Швейцарии (17.92%). Но даже в этих странах налогообложение существенно отличается от украинского. Например, в Швейцарии используется дифференцированная ставка, которая зависит от региона. В одних местах налог на прибыль составляет 11,5%, а в других – более 24%. В Венгрии у малого бизнеса более привилегированное положение, для которого ставка составляет лишь 10%.

В большинстве стран Западной Европы налог на прибыль существенно выше, чем у нас. В Германии он равен 30%, во Франции – 33%, в Бельгии – 34%. Правда, в этих государствах, как правило, предусматриваются различные налоговые льготы, отмечает Андрей Гмырин, доцент кафедры уголовного права и криминологии Университета государственной фискальной службы Украины. К примеру, французские предприятия первые два года после открытия вообще не платят налог на прибыль, а потом год выплачивают только 1/4 от всей ставки (8,25%), далее 50% (то есть 16,5%), а затем 75%, и только с шестого года выходят на полные 33%.

Есть страны в Европе (и мире), где налог на прибыль вообще не изымается. К ним относится Эстония, а также много островных государств, таких как Багамы, Виргинские острова и тому подобное. Средняя европейская ставка равна 22,09%, а в Украине налог на прибыль ниже ее.

Сравнение НДС

Налог на добавленную стоимость у нас составляет 20%. Аналогичные ставки действуют во Франции, Словакии, Австрии и других европейских странах. В большинстве государств НДС находится в пределах от 17-23%. Самые высокие европейские ставки в Венгрии (27%), затем идет Норвегия, Румыния и Хорватия (по 25%), следом – Финляндия (24%). Интересно, что НДС также может отличаться для разных сфер. Например, на продукты питания в Венгрии ставка составляет 18%, а в Финляндии – 14%.

Вообще без НДС обходятся преимущественно богатые нефтяные государства из Персидского залива, вроде Кувейта и Бахрейна. Также нет этого налога в Гонконге и некоторых оффшорных странах. В США НДС также отсутствует, но вместо него действует налог от продаж (от 4 до 11%). В целом, в Украине величина налога на добавленную стоимость находится на одном уровне с общеевропейскими показателями.

Сравнение подоходного налога

Налог, удерживаемый с дохода физлиц (он же подоходный или НДФЛ) в Украине составляет 18%. Во многих странах Европы, в среднем он выше, но чаще всего ставка дифференцирована и возрастает вместе с увеличением благосостояния европейцев.

В Германии при доходах до 9 тысяч долларов НДФЛ не взымается, а при их размере более 285 тысяч у.е. составляет самый высокий 45%. В Австрии подоходный налог отсутствует при доходах до 12,5 тысяч долларов, а вот тем, кто зарабатывает более 58 тысяч, придется отдать 50%.

Неизменные как в Украине ставки НДФЛ во многих других постсоветских странах. В Латвии ставка равна 25%, Эстонии – 20%, Литве – 15%, Беларуси – 13%. Достаточно привлекательная ставка в Болгарии – всего 10%.
Нет такого налога в нефтяных странах, вроде ОАЭ, Бруней и тому подобное. В США действует сразу два аналога подоходного налога – федеральный и на уровне штата. Его величина зависит от доходов и наличия семьи.

Сравнение взносов на труд и общей налоговой нагрузки

По большинству перечисленных налогов Украина точно не лидер по размеру ставок. Несколько иная ситуация характерна для выплат, приходящихся на фонд оплаты труда. По данным Всемирного банка, суммарно этот показатель у нас составляет 24,8% от прибыли предприятий, выше в Болгарии и Сербии (около 20%), Перу и Боливии (соответственно 11% и 19%), а две последние латиноамериканские страны можно сравнить с нашей по уровню экономического развития. В Грузии взносы за труд вообще отсутствуют.

С учетом этих налогов, суммарное налоговое бремя на бизнес достигает 41,5%, что больше, чем во многих странах Восточной Европы. Так, в Польше этот показатель равен 40,7%, в Венгрии – 40,3%, в Латвии – 36%, а в Грузии – только 9,9%.

А вот если сравнивать общую нагрузку с развитыми странами, то Украина все равно позади, ведь в Германии почти половина прибыли бизнеса идет на налоги (49%), в Австрии – 51,5%, а во Франции – более 60%. Но следует помнить, отмечает Андрей Гмырин, что здесь действуют прогрессивные шкалы, есть различные налоговые льготы и процедуры возмещения. У нас ставки в основном унифицированы, а различные льготные условия чаще всего работают только на бумаге или слишком бюрократизированные.

Что делать: снижать налоги или нет?

Формально украинские налоговые ставки не выглядят заоблачными или излишне высокими. Хотя сам принцип сравнения очень условен, поскольку любая система налогообложения очень индивидуальна и специфична. Прямой связи между величиной налогов и успешностью государства нет, уверен Андрей Гмырин. Да, есть богатые государства, избравшие путь низких налогов. Это Швейцария, США, Сингапур, Гонконг, Ирландия. Есть немало и других примеров, когда высокие налоги также не мешают общим возможностям и благосостоянию. Это Германия, Бельгия, Норвегия, Франция, Нидерланды. Среди бедных стран также могут быть различные налоги, например, в Габоне или Камеруне они достаточно большие, а в Монголии или Ботсване – низкие.

К чему стремится Украина? Оптимальный вариант – к низким налоговым ставкам. По крайней мере такой вариант лучше подходит нам на этапе реформирования, активной борьбы с коррупцией, создания эффективных государственных институтов, способных защищать частную собственность, права бизнеса и инвесторов. Снижение налоговых ставок, уверен автор проекта налоговой реформы Андрей Гмырин, станет ключевым стимулом экономического развития и детенизации экономики, важным вспомогательным инструментом привлечения инвестиций.

К реализации сценария с высокими налогами Украина также может прийти. Но для этого крайне важны развитые государственные институты и сознательное гражданское общество, которое полностью контролирует власть. В таком случае тратиться все налоговые поступления будут только по назначению, а не так, как часто бывает у нас .

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Только 18% украинцев имеют представление о налоговой системе Украины. А, например, каждый пятый не знает, что, покупая товары, платит НДС, свидетельствует исследование CASE-Украина.

Только 18% украинцев знают сколько в Украине налогов, а каждый пятый не знает, что покупая товары платит НДС, свидетельствует исследование CASE-Украина.

Кто же на самом деле наполняет казну и сколько платит каждый из нас, рассказала liga.net. «Минфин» публикует сокращенную версию статьи.

Какие существуют налоги

В Украине существует семь государственных налогов: на доходы физлиц, на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог на прибыль предприятий, экологический налог, рента и налог на землю. Также существуют местные налоги – единый налог для юрлиц и физических лиц предпринимателей (ФОПов) и налог на имущество.

Отдельно от налогов выделяют государственные и местные сборы. На национальном уровне их платят те, кто пользуется радиочастотами, а также водными, лесными и природными ресурсами страны. Местных же всего два – сбор за парковку и туристический.

Но не все государственные налоги и сборы на 100% идут в центральный госбюджет. Децентрализация затронула не только территориальное устройство страны, но и финансы. Благодаря реформе, местные бюджеты увеличились за пять лет на 200 млрд грн: с 68 млрд в 2014 до 275 млрд грн в 2019 году.

В сравнении с европейскими странами суммарная налоговая нагрузка на украинский бизнес существенно выше, чем в Европе и Центральной Азии. По данным Doing Business, средняя украинская компания должна отдавать на налоги и сборы порядка 45,2% от своей прибыли, в то время как средний показатель по региону – 31,9%.


Доходы государства

Налог на добавленную стоимость (НДС) – главный кормилец страны. С 1992 года он почти всегда имел наибольший вес в госбюджете. НДС платят все участники производственной и торговой цепочки. Производители и посредники перекладывают свою нагрузку уплаты НДС на следующего покупателя в звене, в конце которого будет как раз простой потребитель, ему, а точнее вам, – НДС уже никто не возвращает. Последние 10 лет НДС составляет от 35-43% всех доходов бюджета.

Также на граждан приходится вторая крупнейшая статья доходов бюджета – налог на доходы с физлиц (около 25% всех поступлений).

Если говорить о конкретных суммах, то в 2019 году НДС принес украинскому сводному бюджету 378 млрд грн, доходы с физлиц – 275 млрд грн, налог на прибыль предприятий – 117 млрд грн.


НДС занимает самую большую долю доходов не только в Украине, такая же ситуация в Литве, Венгрии, Эстонии. Но в большинстве развитых стран подоходный налог превалирует над другими – так в Дании, Канаде, США, Италии.

В Украине же есть еще один обязательный платеж, который не считается налогом (по сути таковым является), – единый социальный взнос (ЕСВ). Взнос взимается с заработной платы каждого штатного работника и идет в Пенсионный фонд. Его ставка составляет 22%. Если сложить сборы от ЕСВ и подоходного налога, то суммарно получится более 500 млрд грн, что на треть больше, чем весь НДС.

Куда идут деньги

Социальная помощь «съела» в прошлом году более 576 млрд грн (35% всех государственных расходов, посчитали в проекте cost.ua). В соцпомощи большую часть составляют пенсии – 445 млрд грн. Из этой суммы около 190 млрд грн – дотация госбюджета, а около 250 млрд – деньги Пенсионного фонда, который наполняется за счет ЕСВ. 130 млрд грн соцпомощи – это субсидии, выплаты нетрудоспособным, несовершеннолетним и т.д.

В то же время в статистике пенсии из госбюджета и Пенсионного фонда разделяют, а другая соцпомощь идет отдельной строкой, поэтому очень мало украинцев осознает, какая часть бюджета расходуется на «социалку».

Образование – второе после «социалки» – 267 млрд грн (из которых 115,2 млрд – среднее образование).

Также в тройке самых больших трат государства – выплаты процентов по долгам (120 млрд грн).


Кто крупнейшие налогоплательщики

Среди компаний больше всего налогов в казну заплатила группа компаний Нафтогаза – 81 млрд грн в 2019 год. В эту цифру входит НДС, подоходный налог, акцизы, налог на прибыль дочерней компании – Укргазвидобування (47,6 млрд гривень) и самого Нафтогаза (34,1 млрд грн). Самый большой процент от Укргазвидобування принесла рента – 25,3 млрд грн (или 53% от всех налогов государственной компании).

Если проанализировать налоговые поступления от разных отраслей (согласно КВЕДам), то больше всего бюджету приносит добывающая промышленность и разработка карьеров (в среднем 41,6 млрд в месяц), профессиональная, научная и техническая деятельность (33,1 млрд) и поставка электроэнергии, газа (22,2 млрд).

Кто должен бюджету

Свыше миллиона физических и юридических лиц по состоянию на 25 августа 2020 года должны Украине. Суммарный долг перед налоговой – 122,5 млрд грн. 55% всего долга должны 145 компаний, а 26% всего долга – десять крупнейших должников.

Номер 1 – Укрнафта, долг которой приближается к 16 млрд грн. Основная причина – рента за добычу газа. Долг начал образовываться в 2014 году, когда Верховная Рада повысила рентные ставки на добычу газа и нефти в два раза. Руководство Укрнафты было не согласно, и перестало платить ренту.

С существенным отрывом на втором месте должников расположилась компания Триолан.Мани. Налоговая наложила на компанию 3,7 млрд грн за нарушение ведения кассовых операций – переводила деньги без использования регистраторов расчетных операций (РРО).

Налоги по-новому: сколько украинцы платят государству и нужно ли снижать ставки

В Украине в начале прошлого года значительно снизили налоговую нагрузку на зарплаты (соцвзнос сократили с 41 до 22%). Еще несколько лет назад правительство (на тот момент под руководством Арсения Яценюка) заявляло о планах снизить налоговую нагрузку до 20%. Это, по словам чиновников, позволило бы увеличить количество рабочих мест и вывести экономику из “тени”. Сейчас же каждый украинец отдает со своей зарплаты 41,5%. Часть предпринимателей заявляют, что большая нагрузка не позволяет создавать рабочие места и заставляет работать “всерую”. В то же время эксперты уверены: украинцы платят не больше европейских соседей, а стимулировать создание рабочих мест нужно другими методами.

По оценкам Минсоцполитики, 40% плательщиков социального взноса с зарплаты декларировали минималку. Фактически, львиная часть работодателей оформляют сотрудников на минимальную зарплату и доплачивают в конвертах. Почему же в Украине часть зарплат находится “в тени” и нужно ли снижать налоговое давление?

Государству приходится отдавать почти половину зарплаты

Налоговая нагрузка на зарплаты в Украине – 41,5%. 18% – налог на доходы физлиц ( НДФЛ ), 22% – Единый социальный взнос ( ЕСВ ) и 1,5% – военный сбор. НДФЛ перераспределяет между местными и государственном бюджетами, при этом 2/3 налога остается в местном бюджете. Эти деньги идут на реализацию городских программ – ремонт дорог, школ, строительство парков и так далее.

Большая часть ЕСВ уходит в Пенсионный фонд (82,5%, остальное в фонды страхования на случаи безработицы и потери трудоспособности). Там деньги перераспределяют между действующими пенсионерами. Правда, средств катастрофически не хватает и “дырку” приходится латать за счет государственного бюджета.

В прошлом году ставку ЕСВ значительно сократили (с 37 до 22%). Снижение нагрузки на фонд заработной платы позволило работодателям резко увеличить зарплаты. Правда, этой возможностью воспользовались далеко не все – как говорят в ПФ, большая часть работодателей “сэкономленные” средства посчитали дополнительной прибылью.

Налоговую нагрузку в Украине высокой назвать нельзя, уверен управляющий партнер Baker Tilly Александр Почкун. По мнению налогового эксперта, снижать налоги на данный момент не стоит. “Единый социальный взнос – основной источник пополнения Пенсионного фонда и говорить о том, что ставки нужно снижать без кардинальной реформы пенсионной системы, нельзя. Сейчас я не вижу возможности снижать налоговую нагрузку. Есть НДФЛ , но это основной источник дохода местных бюджетов. Если мы лезем в НДФЛ , тогда должны определить, за счет чего местные бюджеты должны осуществлять свои программы. Тем более у местных бюджетов забрали акцизы, у них остался налог на землю, на недвижимость и НФДЛ ”, – рассказывает Александр Почкун.

В то же время эксперт в сфере пенсионного обеспечения Галина Третьякова уверена: налоговое давление необходимо снижать, а минимальную зарплату вовсе не облагать налогами. “Мы должны ввести систему налогообложения домохозяйств. Допустим, пара содержит двое детей и родителя, у них берут налоги на доходы физлиц. Они в конце отчетного года должны составить декларацию. В этой декларации нужно сказать, сколько заработали. Я предлагаю не облагать налогами 3200 на каждого члена семьи. Если это пять человек, то эту сумму нужно умножить на пять и на двенадцать. И сумма переплаченного налога должна вернутся. Если сдвинутый финансовый год, его вернут к Новому году. Мне говорят, что это будет как ПДВ , да, но люди должны гарантировано получить деньги”, – поясняет Третьякова.

Львиная часть работодателей “прячется” от налогов

По разным оценкам от 40 до 60% работодателей часть зарплаты выплачивают в конвертах. Руководитель одного из крупнейших в Украине региональных бизнес-союзов Елена Еременко считает: единственный выход в сложившейся ситуации – снизить налоговую нагрузку. Бизнес действительно работает “в тени”, однако другого выхода, по словам Елены Еременко, на данный момент нет.

Предприятиям приходится бороться за рынки сбыта. И чаще всего побеждает тот, у кого продукция дешевле. Один из самых простых способов снизить себестоимость производства – минимизировать доходы. Те, кто работает “в белую”, проигрывают в конкуренции с “серым” бизнесом.

“Но даже если весь бизнес одновременно начнет работать “в белую”, налоги будут переложены на себестоимость и будет другая проблема – покупательская способность низкая и если это не продукция первой необходимости, люди перестанут ее покупать. Уплата “в белую” всех налогов – это уменьшение возможности внутренних инвестиций, не будет средств для расширения своего бизнеса. Это все замкнутый круг”, – поясняет Елена Еременко.

К слову, в среднем по Европе налоговая нагрузка на зарплаты колеблется в районе 40%, одни из самых высоких налогов – в Германии (более 50%, зависимо от дохода). “Есть целый ряд европейских стран, где налоговая нагрузка даже выше украинской. Это и страны Прибалтики, Германия”, – рассказывает вице-президент Украинского союза промышленников и предпринимателей Сергей Прохоров.

Еще несколько лет назад на тот момент премьер-министр Арсений Яценюк обещал значительно снизить налогообложение зарплат – до 20%, а украинцев с минимальными зарплатами вовсе освободить от налогов.

Почему работодатели платят “в конвертах” и поможет ли снижение налогов

Налог любой предприниматель позиционирует как расходы, рассказывает Александр Почкун. По мнению эксперта, снижение налогов не позволит увеличить зарплаты или же стимулировать создание рабочих мест. “Предприниматель не будет платить высокую зарплату только потому, что у него есть моральные обязательства. Он будет платить ту зарплату, которая формируется рынком. Если у него есть свойства характера, которые позволяют ему платить выше рынка, то это будет делаться только для того, чтобы привлечь более качественные кадры. И все”, – рассказывает Александр Почкун.

Предприниматели “прячутся” от налогов из-за низкой рентабельности. “Рентабельность низкая, нет запаса прочности. Нет денег, чтобы платить больше. Мое мнение – не налоги главная причины “зарплаты в конвертах”, а состояние экономики. Нет большого спроса, нет большого дохода, все экономят, стремятся к минимальным ценам. В экономике нет запаса прочности. Когда у предпринимателя нет денег, тогда ему все страшно, и налоги страшны, и новая техника – страшно”, – уверен Сергей Прохоров. При этом, эксперт уверен, что снижение налоговой нагрузки без развития экономики ситуацию не изменит.

“Нужно создавать товары с высокой добавленной стоимостью. В условиях, когда продукция имеет очень низкую рентабельность, в лучшем случае 10-15%, это не позволяет делать модернизацию и одновременно увеличивать заработные платы. А это нужно делать постоянно для того, чтобы оставаться конкурентоспособным, повышать свою эффективность”, – уверен Сергей Прохоров.

Уровень теневой экономики в первую очередь показывает степень доверия бизнеса к государству, отмечает гендиректор аудиторской компании “Бейкер Тилли Украина” Александр Почкун. “Это элемент доверия к государству, чем выше доверие к государству, тем ниже теневая экономика. Я не склонен связывать теневую экономику с вопросом выживания предприятий”, – рассказывает налоговый эксперт.

Главный эксперт Совета предпринимателей при Кабмине Андрей Забловский считает, что снижать налоговую нагрузку для детенизации зарплат можно, однако это решение должно воплощаться в комплексе с другими.

“Комплекс мероприятий позволит бизнесу выплачивать зарплаты “вбелую”. Нужно создать условия для тех, кто работает “в тени”, чтобы им было выгодно работать легально. Пока что в Украине выгоднее работать не по-честному. Понижение фискальной нагрузки должно стать одним из стимулов. Но многие компании уже это практикуют. Есть способы мотивации. При создании новых рабочих мест можно освобождать от ЕСВ , при запуске проекта можно освобождать от налогов. Это будет стимулировать создание новых производств”, – считает эксперт.

Илларионов: 40% ВВП это невероятно высокая налоговая нагрузка на экономику такого уровня развития, как Украина

Чтобы улучшить экономическую ситуацию, в Украине нужно уменьшить налоги. Такое мнение в интервью основателю интернет-издания "ГОРДОН" Дмитрию Гордону высказал российский экономист, президент Института экономического анализа Андрей Илларионов. Интервью сегодня вышло на YouTube-канале "В гостях у Гордона".

"Что нужно делать Украине? Украине нужно не увеличивать налогообложение, налоговую нагрузку на бизнес, а сокращать ее минимум до 20–25%. Я делал специальное расследование по многим странам мира. Оптимальный уровень государственной нагрузки на экономику таких стран, как Украина, Россия, такого приблизительно уровня экономического развития, структуры и так далее – это от 13% до 17% ВВП", – сказал Илларионов.

Он отметил, что когда н изкий уровень налогообложения, а налоговая система не сложная – "тогда все платят".

"Как это было, например, в России, когда мы ввели в 2000 году плоскую шкалу подоходного налога. Низкий уровень – 13%, и тогда сборы увеличились в 2,3 раза на следующий год", – рассказал экономист.

Снижение налогов всегда влечет за собой увеличение сборов, подчеркнул Илларионов.

"Когда вы снижаете уровень налоговой нагрузки, объемы увеличиваются. Потому что нет смысла прятать эти деньги. Наоборот: ты получаешь легализацию своих действий. К тебе не придет никакой налоговик, таможенник, полицейский, СБУ, ФСБ. Ты чувствуешь себя приличным, уважаемым человеком, платишь налоги. И экономика начинает расти", – сказал он.

Илларионов отметил, что сейчас украинский бюджет собирает в виде налогов и сборов $63 млрд в год.

"Это 40% ВВП. 40% ВВП – это невероятно высокая налоговая нагрузка на экономику такого уровня развития, как Украина. Она запретная для экономического роста. Страны с такой налоговой нагрузкой, какая сейчас в Украине, не растут. Это экономический закон. Просто нет таких стран, которые бы росли. В лучшем случае 1–2%. Стагнация. Для того, чтобы расти, для страны с такой экономикой и уровнем экономического развития, как Украина, уровень налоговых, таможенных сборов должен быть максимум 20–25% ВВП. Тогда Украина будет расти на 6–8% ежегодно. Главная проблема Украины – это отсутствие экономического роста. По темпам экономического роста среди почти 200 стран современного мира за последние 30 лет Украина находится на пятом месте с конца", – отметил Илларионов.

Он подчеркнул, что налоговая нагрузка на уровне 20–25% ВВП – это цель, к которой Украина должна стремиться.

"Это невозможно сделать за один год, прямо скажу. Это невозможно сделать, потому что, естественно, есть определенная инерция. Для этого необходимо провести реформу в бюджетной сфере. Да, нужно изменить схемы, нужно изменить работу той же таможни. Но не надо душить бизнес. Надо дать возможность украинскому бизнесу платить умеренные налоги, которые он будет платить честно. И сделать тех, кого сегодня называют коррупционерами, – честными бизнесменами. Это можно сделать не с помощью полиции – это можно сделать с помощью низких налоговых ставок, уменьшения числа налогов, прозрачной системы налогообложения, отсутствия разнообразных схем в налоговом законодательстве, пользуясь которыми можно получать исключения и специальное, особое отношение для тех или иных бизнесов", – сказал эксперт.

В качестве примера он привел Грузию времен президентства Михаила Саакашвили. Илларионов рассказал, что тогда в РФ действовала единая ставка подоходного налога в размере 13%, но тогдашний министр экономики Грузии Каха Бендукидзе решил, что в его стране ставка должна быть меньше.

"Он сказал: "Нам нужно развиваться быстрее, чем Россия". И поэтому в Грузии благодаря Кахе был введен подоходный налог со ставкой 9%. В Грузии, когда Каха был министром экономического развития, когда Михаил Саакашвили был президентом, общий уровень налоговой нагрузки составлял 23–25% ВВП. Грузия росла высокими темпами. Государственные расходы в процентах к ВВП не превышали 30%. Более того, они даже приняли специальный акт экономической свободы, где законодательно запретили повышать налоги, увеличивать число налогов, изменять налоговые ставки в пользу повышения. Законодательно запретили повышать отношение государственных расходов к ВВП. Это обеспечило фантастический рост в Грузии. Делайте то же в Украине! Рассказывайте вашим коллегам, партнерам, рассказывайте украинскому обществу. Сделайте то, что сделал Каха Бендукидзе в Грузии", – призвал Илларионов.

В Украине базовая ставка подоходного налога установлена на уровне 18%.

12 мая 2021 года Кабинет Министров одобрил подготовленный Минфином проект изменений в Налоговый кодекс. Предполагается, что они дадут возможность собирать в государственный бюджет дополнительно более 60 млрд грн в год. По данным СМИ, изменения в первую очередь ударят по крупному бизнесу.


Дмитрий ГОРДОН
основатель проекта

Читайте также: