Налоговая и приставы это одно и тоже или нет

Опубликовано: 14.05.2024

Приложение N 1
к приказу МНС РФ и
и Минюста РФ от 25 июля 2000 г.
N ВГ-3-10/265/215

Порядок
взаимодействия налоговых органов Российской Федерации и служб судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации по принудительному исполнению постановлений налоговых органов и иных исполнительных документов

С изменениями и дополнениями от:

13 ноября 2003 г.

ГАРАНТ:

О взаимодействии налоговых органов с другими органами исполнительной власти см. справку

См. Соглашение о порядке взаимодействия Федеральной налоговой службы и Федеральной службы судебных приставов при исполнении исполнительных документов

См. Методические рекомендации по организации взаимодействия налоговых органов Российской Федерации и службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации при исполнении постановлений налоговых органов о взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента-организации, утвержденные приказом Минюста РФ и МНС РФ от 13 ноября 2003 г. N 289/БГ-3-29/619

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок определяет общие условия взаимодействия территориальных органов Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (далее - налоговые органы) и служб судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации (далее - службы судебных приставов) по принудительному исполнению постановлений налоговых органов о взыскании налога, сбора и (или) пеней за счет имущества должника-организации (далее - постановление налогового органа) и иных исполнительных документов, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3591) (далее - исполнительные документы).

1.2. Правовыми основаниями взаимодействия налоговых органов и служб судебных приставов являются: Налоговый кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3824; 1999, N 28, ст.3487; 2000, N 2, ст.134), Федеральный закон "О судебных приставах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст.3590), Федеральный закон "Об исполнительном производстве" и иные нормативные правовые акты.

1.3. Целью взаимодействия налоговых органов и служб судебных приставов является обеспечение принудительного взыскания задолженности организаций по налогам и сборам и исполнительным документам.

1.4. Основными задачами взаимодействия налоговых органов и служб судебных приставов являются: соблюдение законодательства о налогах и сборах и законодательства об исполнительном производстве, повышение эффективности организации исполнительного производства по взысканию задолженности по постановлениям налоговых органов и исполнительным документам и их исполнение в полном объеме.

2. Организация взаимодействия налоговых органов и служб судебных приставов по исполнению постановлений налоговых органов

2.1. Постановление налогового органа должно соответствовать требованиям статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 8 Федерального закона "Об исполнительном производстве", имея в виду указание в постановлении налогового органа:

- фамилии, имени, отчества должностного лица и наименования налогового органа;

- даты принятия и номера решения руководителя (его заместителя) налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика или налогового агента;

- даты вступления в силу решения руководителя (его заместителя) налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента-организации;

- резолютивной части решения руководителя (его заместителя) налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента-организации;

- наименования, ИНН и юридического адреса организации, в отношении которой должны быть совершены исполнительные действия;

- даты выдачи постановления налогового органа.

Постановление о взыскании налога подписывается руководителем налогового органа (его заместителем) и заверяется гербовой печатью налогового органа.

Информация об изменениях:

Приказом МНС РФ и Минюста РФ от 13 ноября 2003 г. N БГ-3-29/620/290 пункт 2.2 настоящего Порядка изложен в новой редакции

2.2. Постановление налогового органа направляется в службу судебных приставов сопроводительным письмом.

Вместе с постановлением налоговый орган в обязательном порядке направляет:

- извещение банка о помещении расчетных документов в картотеку (по форме 0401075 - приложение 23 к Положению Центрального Банка Российской Федерации от 03.10.2002 N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации" (зарегистрировано Минюстом России от 23.12.2002, регистрационный N 4068), с отметкой банка "не оплачено из-за отсутствия средств на сч. N_____");

- имеющиеся у налогового органа сведения:

об имуществе налогоплательщика - организации или налогового агента - организации (в т.ч. дебиторской задолженности) и (или) об имущественных комплексах, реализация которых, по мнению налогового органа, даст наибольший эффект, с приложением выписки из баланса должника по статьям актива, а также форм, отражающих расшифровку дебиторской задолженности;

о лицах, ответственных за финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщика;

фактические адреса, телефоны головной организации и структурных подразделений;

сведения о результатах мер по розыску налогоплательщика и его имущества, осуществленных правоохранительными органами по запросу налогового органа;

сведения о наличии кассовых аппаратов и мест их установки.

В случае произведенного налоговым органом ареста имущества налогоплательщика в сответствии со статьей 77 Кодекса, налоговый орган направляет в службу судебных приставов копию протокола ареста имущества должника с приложением (при наличии) копий актов описи.

2.3. При необходимости налоговый орган одновременно с постановлением налогового органа направляет судебному приставу-исполнителю заявление о наложении ареста на имущество должника одновременно с возбуждением исполнительного производства.

2.4. В случае нарушения требований, предъявляемых к постановлению налогового органа согласно пункту 2.1 настоящего Порядка, судебный пристав-исполнитель возвращает представленные документы в порядке, предусмотренном статьей 10 Федерального закона "Об исполнительном производстве". В постановлении о возвращении исполнительного документа судебный пристав-исполнитель устанавливает срок для устранения нарушений.

После устранения допущенных нарушений постановление налогового органа повторно направляется в службу судебных приставов.

Судебный пристав-исполнитель не вправе требовать представления налоговым органом информации, не предусмотренной пунктом 2.2 настоящего Порядка.

2.5. Судебный пристав-исполнитель в 3-дневный срок со дня поступления к нему постановления налогового органа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства. Копии постановления о возбуждении исполнительного производства не позднее следующего дня после его вынесения направляются в налоговый орган и должнику.

2.6. Копии актов описи и ареста имущества должника в 3-дневный срок с момента наложения ареста направляются в налоговый орган, вынесший постановление.

2.7. В случае полного взыскания суммы задолженности перед бюджетом с организации-должника судебный пристав-исполнитель выносит постановление об окончании исполнительного производства.

2.8. В случае изменения суммы задолженности организации налоговый орган информирует об этом службу судебных приставов с приложением расшифровки уточненной суммы задолженности и иных подтверждающих документов.

2.9. В случае отсутствия у организации имущества или доходов, на которые может быть обращено взыскание, и если принятые судебным приставом-исполнителем все предусмотренные законом меры по розыску имущества или доходов должника оказались безрезультатными, постановление налогового органа возвращается взыскателю.

2.10. Возвращение исполнительного документа в налоговый орган не является препятствием для нового предъявления указанного документа к исполнению в службу судебных приставов с соблюдением сроков, установленных статьей 14 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

3. Организация взаимодействия налоговых органов и служб судебных приставов по исполнению исполнительных документов

3.1. Судебный пристав-исполнитель в случае отсутствия необходимой для принудительного исполнения информации о должнике направляет мотивированный письменный запрос в налоговый орган об идентификационном номере налогоплательщика, о номерах расчетных, текущих и иных счетов, о наименовании и месте нахождения банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета, о финансово-хозяйственной деятельности по установленным формам отчетности.

3.2. В случае отсутствия должника по указанному в исполнительном документе адресу судебный пристав-исполнитель запрашивает у налогового органа информацию о его новом местонахождении.

3.3. Письменный запрос судебного пристава-исполнителя должен быть заверен печатью соответствующего подразделения судебных приставов с указанием в нем даты вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства, номера исполнительного производства, наименования должника - юридического лица и его юридического адреса (фамилии, имени, отчества должника - физического лица и его места проживания).

3.4. Налоговый орган в 3-дневный срок со дня получения запроса представляет в установленном порядке судебному приставу-исполнителю требуемую информацию.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Право


По данным управления по организации ведения государственного реестра и контроля деятельности юридических лиц, за 9 месяцев 2020 года количество жалоб на судебных приставов о нарушении закона о взыскании задолженности достигло 19,9 тыс. Одна из самых «популярных» — приставы списывают деньги со счетов должника сразу в нескольких банках. Почему так происходит и что делать в таком случае — выяснил ДОЛГ.РФ.

Порядок взыскания денежных средств с должников и перечень сумм, на какие средства оно может распространяться регламентированы в статье 70 ФЗ «Об исполнительном производстве». В ней говорится, что судебный пристав может обратить взыскание на денежные средства должника, которые хранятся в наличной и безналичной денежной форме, в любой валюте.

Основной источник дохода, на который будет наложено взыскание — заработная плата. Согласно действующему законодательству, приставы могут списать зарплату в счет покрытия долга, но не более 50%, объясняет адвокат Тимур Харди. В отдельных случаях закон допускает взыскание до 70% зарплаты. Помимо зарплаты взыскание может быть наложено и на другие источники дохода. Все карты и счета должника оказываются в доступе приставов и с них может быть произведено списание.

Если такое происходит, госслужащий обязан составить соответствующий акт. Изъятая сумма в тот же день или операционный день, следующий за ним, передается в банк и зачисляется на депозитный счет подразделения судебных приставов.

Естественно, что приставы не ограничиваются только одним счетом или одним банком. Запросы направляются верно, отмечает член Ассоциации юристов России Юлия Рамзенкова.

В рамках розыска денежных счетов должника судебный пристав направляет запросы во все возможные банки, где могут находиться счета. После того, как они будут обнаружены, госслужащий готовит и направляет требование о списании во все банки, которые подтвердили наличие счета должника. Банки обязаны это делать по закону.

Нередко возникают случаи, когда на депозитный счет судебных приставов перечисляет сумма большая, нежели размер долга. Так может случиться, если несколько банков одновременно отреагируют на требование пристава.

Если произошло списание большей суммы, чем та, которой достаточно для покрытия долга, остаток денежных средств хранится на депозитном счете подразделения судебных приставов. Эти деньги должны быть возвращены владельцу счета в течение определенного времени. Однако эксперты отмечают, что приставы часто не спешат с возвратом излишек списания — скорее, наоборот.

Кроме того, есть ситуации, когда двойного списания не было, однако у должника все же есть право требовать возврата списанных денежных средств. Это право применяется к доходам, на которые по закону нельзя распространять взыскание. К таким доходам относят:

  • выплаты в случае потери кормильца;
  • пособия по уходу за нетрудоспособным человеком;
  • выплаты на детей;
  • материнский капитал;
  • алименты, если они уплачивались или взыскивались на несовершеннолетнего ребенка;
  • деньги, которые были получены по причине нанесения вреда здоровью, а также предназначенные для возмещения морального вреда;
  • пособия для инвалидов;
  • выплаты лицам, которые пострадали от катастроф или стихийных бедствий;
  • компенсации за проезд или покупку лекарств;
  • командировочные;
  • выплаты, которые производят госорганы после рождения или смерти человека;
  • ряд страховых выплат.

Эксперты также напоминают, что судебные приставы не имеют права арестовывать кредитные и ссудные счета должника. Когда судебный пристав видит деньги на счете, он не всегда понимает, что именно это за средства. По этой причине должник сам должен собирать и предоставлять соответствующие доказательства, которые подтвердят характер выплат, уточняет член Ассоциации юристов России. Важно делать это незамедлительно после обнаружения ареста или списания. Точно таким же образом можно добиться возврата денежных средств и при двойном списании.

При этом пристав обязан рассмотреть заявление должника о возврате ошибочно или излишне списанных денежных средств в течение 10 рабочих дней с того момента поступления заявление, согласно ст. 64.1 Закона об исполнительном производстве.

Стоит помнить, что в этот срок не включается:

  • время на почтовую отправку заявления в ФССП, если оно направлено по почте;
  • время на передачу заявления из канцелярии конкретному судебному приставу, ведущему исполнительное производство.

Срок не должен быть больше трех рабочих дней. Если к моменту рассмотрения заявления деньги находятся на счете ФССП, управление службы судебных приставов должно немедленно принять меры по возврату средств.

Если судебные приставы тянут с возвратом, тогда остается обращаться в суд, при этом требуя начисления законной неустойки.

Справочная / Всё про налоги

Когда налоговая списывает старые долги ИП

У налоговой есть понятие безнадёжной задолженности, которую она прощает и убирает из личного кабинета налогоплательщика. Мы разобрались, когда у ИП есть шанс не платить долги перед налоговой и пенсионкой за лохматые годы.

Когда налоговая признаёт долги безнадёжными

Предприниматели платят налоги и страховые взносы в сроки, прописанные в Налоговом кодексе. К примеру, налог по УСН за 2020 год надо заплатить до 30 апреля 2021 года.

Если ИП не платит в срок, у него появляется долг с процентами и штрафом, а у налоговой — право принудительно получить своё.

В идеальном для налоговиков мире у ИП есть деньги на банковских картах или автомобили в гараже, которые можно отобрать в счёт долга. Обычно налоговая так и делает, как минимум пытается.

Но есть ряд случаев, когда у налоговой пропадает право принудительно забирать свои деньги. Тогда она обязана признать долг, пени и штраф безнадёжными, списать их и убрать из личного кабинета налогоплательщика.

Налоговая обязана признать долги безнадёжными в случаях из ст. 59 НК РФ:

— Предприниматель обанкротился. Как ИП или как физлицо — неважно. Главное, что денег на полное погашениё долга по налогам не хватило.

— Предприниматель умер. Долги по страховым взносам, УСН, ЕНВД и патентам спишутся автоматом. Земельный налог, НДФЛ и торговый сбор спишутся, если их больше, чем стоит всё наследство предпринимателя.

— Налоговая инспекция пропустила сроки для блокировки счёта или получения исполнительного листа — а они довольно короткие. Опоздание подтвердил суд. Что может сделать предприниматель, чтобы ускорить списание, расскажем ниже.

— Приставы больше пяти лет искали ликвидное имущество предпринимателя, но не нашли. Долг перед налоговой меньше 300 000 ₽, и обанкротить ИП с такой суммой нельзя.

— Предприниматель пробовал банкротиться. Но арбитражный суд закрыл дело, потому что у предпринимателя нет денег заплатить конкурсному управляющему.

— Банк списал долг с его счёта, но не успел перевести налоговой, потому что ликвидировался. Хоть налоговая и не получила деньги, с предпринимателя обязанность снимается.

❗ Просто старый долг, который висит на предпринимателе несколько лет, налоговая не обязана признавать безнадёжным и прощать. Выжидать мифические три года бесполезно. У долга, который налоговая взыскала без нарушений, нет срока давности.

Однако иногда государство устраивает налоговые амнистии — списывает долги разом. Обычно под амнистию попадают налоги, с которыми стало ясно, что они оказались не по карману простому человеку. Поэтому государство списывает их как безнадёжные. Для ИП такое было — подробнее скажем ниже.

С каждым должником налоговая разбирается по порядку из Приказа ФНС № ММВ-7-8/164@.

Первым делом должник приносит в налоговую по месту жительства документ, который подтверждает его право на списание долга:

— копию определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства или о реализации имущества гражданина — для банкротов;

— копии свидетельства о смерти, паспортов наследников, свидетельства о наследстве и оценки стоимости наследства — если с долгами разбираются наследники;

— копию решения суда, где написано, что налоговая утратила право на взыскание недоимки из-за пропуска сроков;

— копию постановления об окончании исполнительного производства — если приставы не нашли имущество;

— копию определения суда о возвращении заявления о банкротстве — если ИП не нашёл деньги на процедуру;

— выписку из ЕГРЮЛ о ликвидации банка.

В следующие пять дней налоговая составляет справку о невозможности взыскания. А на следующий рабочий день выносит решение о признании долга безнадёжным.

Долг можно признать безнадёжным, только пока он не погашен. Если налоговая успела снять деньги со счёта, а потом выяснились основания для списания, вернуть деньги нельзя. Так сказал Высший Арбитражный Суд в п. 9 Постановления № 57.

Как ИП добиваются списания через суд, если налоговая опоздала

С банкротством и смертью ИП всё ясно. Надо принести нужные бумаги и дождаться решения налоговой.

А вот когда налоговая опоздала с блокировкой счёта и арестом имущества, предпринимателю надо пойти в суд и получить решение с волшебной фразой «налоговая инспекция утратила право на принудительное взыскание недоимки».

Если налоговая сама пошла судиться с ИП, надо заявить встречное требование — о признании задолженности безнадёжной. Если ИП выиграет, решение суда тоже подойдёт для списания долга — п. 9 Постановления ВАС № 57.

Сроки взыскания считают так.

Если ИП не платит налоги в срок, налоговая шлёт требование об уплате. Заплатить надо в течение 8 дней, если больший срок не указан в самом требовании. Через 8 дней налоговая действует по ст. 46, 47 НК РФ:

⬇ В течение двух месяцев выносит решение о взыскании долга за счёт денежных средств — этим решением блокируется счёт.

⬇ Если налоговая не успела заблокировать счёт, она идёт в суд за исполнительным листом в течение шести месяцев.

⬇ Если у ИП нет денег на счетах, руководитель инспекции в течение одного года выносит решении о взыскании за счёт имущества ИП.

⬇ Если руководитель опоздал с решением, налоговики в течение двух лет идут в суд и получают исполнительный лист о взыскании за счёт имущества ИП.

Обычно инспекторы укладываются в сроки — это важная часть их работы. Но бывает, что долги теряются и решения выносят позже. К примеру, в 2017 году Пенсионный фонд передавал налоговой дела по сбору страховых взносов. По техническим причинам у некоторых налогоплательщиков задолженность не отобразилась на лицевом счёте. Потом ошибки исправили, но сроки для решений уже прошли.

Предпринимателям стоит проверять сроки для решений. Если налоговая опоздала даже на день, можно идти судиться, заручившись поддержкой юриста.

Долги ИП по налогам до 2015 года списали по амнистии

В 2018 году со всех ИП списали долги по налогам, пеням и штрафам, которые числились на 1 января 2015 года.

Под амнистию попали долги по УСН, НДФЛ, ЕНВД и патентам. Их признали безнадёжными. Не попали — долги по акцизам, налогу на полезные ископаемые и таможенные пошлины. Так сказано в ст. 12 Закона № 436-ФЗ.

Долги списывали скопом, без разбирательств и судов с каждым предпринимателем. С закрытых ИП долги списали тоже. Если ваш долг всё ещё висит в личном кабинете, обратитесь в налоговую по месту жительства.

Обратной силы у амнистии нет. Уплаченные вовремя налоги вернуть нельзя

❗ Долги по налогам, которые налоговая нашла после 1 января 2015 года не признают безнадёжными и не списывают. Может случиться, что налоговая приезжала с проверкой в 2015, 2016 и 2017 годах, пересчитала доходы и нашла недоимку за 2012, 2013 и 2014 годы. Доначисления за эти годы под амнистию не попали, их надо платить — п. 65 Обзора № 3 за 2019 год.

Простая онлайн-бухгалтерия для предпринимателей

Сервис заменит вам бухгалтера и поможет сэкономить. Эльба сама подготовит отчётность и отправит её через интернет. Она рассчитает налоги, поможет формировать документы по сделкам и не потребует специальных знаний.

Долги по страховым взносам ИП до 2017 года тоже списали по амнистии

Ещё в 2018 году государство признало безнадёжными долги ИП без дохода по страховым взносам за периоды до 1 января 2017 года.

По старым правилам если ИП не сдавал декларации, ему насчитывали штрафные взносы в восьмикратном размере МРОТ. Именно они попали под амнистию. Даже если налоговая нашла недоимку на проверках в 2017 или 2018 году, но не успела снять деньги по инкассовым поручениям. Основание — ст. 11 Закона № 436-ФЗ.

Закрывшиеся ИП под амнистию тоже попали.

Если предприниматель не знал про амнистию и гасил долг, деньги не вернут. Но если случилось наоборот — амнистия прошла, а долги до сих пор светятся в личном кабинете и в банке висят аресты, придётся разбираться с налоговой.

Указанное письмо направлено на использование ФНС всех возможностей по взысканию с физических лиц задолженностей по налогам. Сообщение составлено настолько подробно что в пору служить инструкцией для работы юристов, специализирующихся по исполнительным производствам. В соответствие с письмом территориальным налоговым органам предписано («рекомендовано» - как указано в письме) в том числе следующее:

  1. Если задолженность свыше 3 тыс. рублей одновременно с направлением в адрес территориальных органов Федеральной службы судебных приставов вступившего в силу судебного акта направлять ходатайство о наложении ареста на имущество должника иинформацию о счетах налогоплательщика, а также о наличии имущества должника (п.п.1,2,4 Письма).
  2. Если сумма задолженности превышает 10 тыс. рублей направлять судебному приставу-исполнителю заявление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации (ст. 67 Закона об исполнительном производстве, п.3 Письма).
  3. В случае непоступления в течение 2-х месяцев от ФССП России постановления о наложении ареста на имущество должника направлять уведомление о наличии у налогоплательщика имущества с целью наложения ареста, либо постановления о запрете совершения регистрационных действий с имуществом (п.5 Письма).
  4. При задолженности более 50 тыс. рублей - по имущественным налогам, более 250 тыс. рублей - по НДФЛ, организовать проведение совместных рейдов по наложению ареста на имущество должника; направлять запрос о причинах непредставления информации либо отсутствии оценки арестованного имущества должника; направлять запрос о пояснении причин отсутствия Постановления о передачи арестованного имущества на реализацию, либо информации о таком Постановлении (п.п.6,7,8 Письма).
  5. В случае «отсутствия у должника имущества, на которое возможно обратить взыскание, налоговому органу необходимо ознакомится с материалами исполнительного производства с целью установления наличия проведенных судебным приставом-исполнителем мероприятий по получению информации о месте работы должника и обращении взыскания на заработную плату и иные периодические выплаты» (п.9 Письма). Однако при этом «в случае если сумма задолженности не превышает 25 тыс. рублей, налоговый орган… после получения… информации Пенсионного фонда Российской Федерации о страхователе, осуществляющем уплату обязательных платежей (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование), направляет их не позднее 10 рабочих дней в организацию или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, исполнительный документ о взыскании денежных средств» (п.10 Письма).
  6. Раз в квартал напоминать судебным приставам об исполнительных производствах по взысканию налогов с физических лиц и раз в полгода производить сверку по исполнительным производствам (п.п.12,13 Письма).
  7. Направлять через управление ФНС России по субъекту Российской Федерации в соответствующее управление ФССП России по субъекту Российской Федерации информацию об исполнительных производствах длящихся более 6 месяцев и в отношении которых взыскание задолженности не производится.
  8. Совместно с территориальными органами Федеральной службы судебных приставов и Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации участвовать в рейдовых мероприятиях по взысканию задолженности по имущественным налогам с физических лиц в наиболее посещаемых общественных местах (аэропорты, крупные торговые точки и т.д.) (п.15 Письма).

Как было замечено выше Письмо представляет собой подробную инструкцию по работе налоговых инспекций с судебными приставами по взысканию долгов. В этом, если мыслить «по государственному» позитивная часть Письма.

Однако, насколько целесообразно указание письма об аресте имущества должника при долге более 3 тыс. рублей? Этот арест в том числе предполагает и арест имущества должника по месту его проживания. При этом направление исполнительного листа по месту работы должника при задолженности до 25 тыс. рублей предусмотрено только 10-ым пунктом Письма и то при условии, что у налоговых органов есть информация о доходе. Обязанности же (либо рекомендации) налоговым органам истребовать такую информацию не предусмотрено.

Алексей Смирнов

Бухгалтерам приходится удерживать из зарплаты сотрудников не только алименты, но и долги по кредитам, неуплаченные налоги и взыскания от ЖКХ по квартплате. Разберёмся, какие документы имеют силу исполнительных, как быть, если на одного работника поступает несколько исполнительных документов, и как поступать с удержаниями из больничных после перехода на «Прямые выплаты» от ФСС.

Какие документы имеют силу исполнительных

Кроме судебных приказов, исполнительных листов или постановлений приставов в бухгалтерию могут поступать иные документы — заявления работников на удержания или нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов.

Такие документы могут приносить примерные отцы семейств, состоящие в браке и проживающие совместно с супругой и детьми. Делается это, чтобы «заблокировать» удержания из зарплаты по другим исполнительным документам — от банков, налоговой, ЖКХ.

Обязан ли бухгалтер удерживать из зарплаты алименты на основании таких документов или документы госорганов имеют приоритет? Давайте разбираться.

Удержания из зарплаты возможны только в случаях, которые предусмотрены ТК РФ и федеральными законами (ст. 137 ТК РФ). Удержать можно не более 20 %, а в отдельных случаях — не более 50 % зарплаты. Удерживать до 70 % зарплаты можно только в исключительных ситуациях (ст. 138 ТК РФ). Но ограничения действуют только тогда, когда деньги удерживаются по решению работодателя или уполномоченных органов.

Заявление работника об удержании из заработной платы — это не исполнительный документ, даже если там поручается удерживать алименты (ст. 12 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ, далее — Закон № 229-ФЗ).

Если работник пишет заявление об удержании, то это не удержание, а добровольное распоряжение зарплатой, и ограничения по удержаниям тут не действуют.

Отсюда следует два вывода.

  • Раз ограничения не действуют, по заявлению работника можно изымать из зарплаты любые суммы и в любых целях — хоть 100 % зарплаты, но после удержания НДФЛ (Письмо Роструда от 10.10.2019 N ПГ/25776-6-1).
  • Раз заявление — это не исполнительный документ, то деньги по заявлению можно изымать только тогда, когда будут произведены все «официальные» удержания по исполнительным листам и судебным приказам.

Раз по «добровольным» удержаниям никакие ограничения не действуют, работник после всех удержаний вполне может получить «на руки» 1/6, 1/8 и даже 1/10 заработной платы. Никакого нарушения в этом не будет. И всё же при появлении «официального» исполнительного документа мы бы рекомендовали уточнить у сотрудника, сохраняет ли силу его заявление на добровольное перечисление денег.

У Ивана большой долг по налогу на недвижимость: несколько лет он не платил за дом в деревне. Поняв, что скоро его «догонит» исполнительный лист, он написал по месту работы, в бухгалтерию ООО «Радуга», заявление на удержание 80 % зарплаты в счёт алиментов. В тот же месяц на него же поступил исполнительный лист: приставы требовали удержать половину жалования в счёт задолженности по налогам. Бухгалтерия «Радуги» удерживала деньги по постановлению, а уже из оставшейся части вычла деньги по заявлению работника.

Другое дело, если в бухгалтерию поступает не заявление, а нотариально удостоверенное соглашение (или его копия) об уплате алиментов. Это полноценный исполнительный документ (ст. 12 Закона № 229-ФЗ). Он имеет такую же силу, как судебные приказы, исполнительные листы и постановления приставов.

Какой документ важнее

Вопросы возникают, и когда на одного сотрудника поступает несколько исполнительных документов. Нужно ли брать в работу все документы сразу или правильнее организовать «очередь» и начинать исполнения по каждому следующему только после того, как закончено исполнение предыдущего?

Прямого ответа на этот вопрос в Законе № 229-ФЗ нет. Но есть два правила:

  • Начинать удержания надо с даты получения исполнительного документа (ст. 98 Закона № 229-ФЗ). Это правило действует независимо от того, первый это документ по работнику или нет.
  • Работодатель распределяет взысканные суммы между взыскателями без учёта того, когда какой исполнительный документ поступил (п. 3 ст. 111 Закона № 229-ФЗ).

Таким образом, не нужно ставить исполнительные документы в очередь: они должны исполняться одновременно. Как только поступает новое постановление, нужно сразу проводить по нему удержания наравне с уже имеющимися исполнительными листами.

Как работники хитрят и что делать бухгалтеру

Итак, дано. Максимальный размер удержания ограничен по ТК РФ. А сами исполнительные документы ранжируются: требования второй очереди удовлетворяются после того, как будут полностью удовлетворены требования первой очереди. Очевидно, что если сумма требований больше лимита, кто-то из кредиторов второй-третьей очереди останется ни с чем.

В какой очерёдности удовлетворяются требования взыскателей (ст. 111 Закона № 229-ФЗ)

Зная это, работники хитрят: приносят в бухгалтерию судебный приказ или нотариальное соглашение об уплате алиментов с суммой взысканий минимум 50 % от зарплаты и блокируют удержания в пользу банков и налоговой. Всё удержанное получает супруга сотрудника в качестве алиментов на детей.

Разводиться для этого не обязательно. Семейный кодекс не связывает право детей на алименты с совместным проживанием и семейными отношениями матери и отца. Супруги могут быть женаты и жить вместе — и в любой момент обратиться за алиментами в суд. Или пойти к нотариусу и заключить соглашение об уплате алиментов. При этом размер алиментов по соглашению может быть больше, чем установил бы суд, — 50 или даже 70 % от заработка.

Это типичное злоупотребление правом (ст. 10 ГК РФ). Но у бухгалтерии нет полномочий переоценивать судебные решения или нотариальные соглашения. А значит, пока они не отменены, бухгалтер имеет полное право не удерживать деньги по исполнительным документам 2-4 очереди, если лимит взыскания (ст. 137 ТК РФ) уже достигнут при удержании алиментов.

Каков максимум для удержания

Несколько взысканий разной очерёдности

В общем случае можно удерживать по исполнительным документам до 50 % зарплаты (ст. 138 ТК РФ и ст. 99 Закона № 229-ФЗ). Но есть пять ситуаций, когда удержать можно до 70 % заработка (ст. 138 ТК РФ):

  1. Отбывание исправительных работ.
  2. Взыскание алиментов на несовершеннолетних детей;
  3. Возмещение вреда, причиненного здоровью другого лица;
  4. Возмещение вреда лицам, понесшим ущерб в связи со смертью кормильца;
  5. Возмещение ущерба, причиненного преступлением.

Если на одного работника поступило несколько исполнительных документов, в том числе из «льготных» категорий, руководствуемся правилом очерёдности: сначала удовлетворяем требования первой очереди, потом второй и так далее (ст. 111 Закона № 229-ФЗ).

На работника ООО «Лидер» Василия поступило два исполнительных листа. Один требует взыскать треть заработка в качестве алиментов на двух детей, а второй — половину в счёт задолженности по ЖКХ.

Начинаем с выплат первой очереди: бухгалтер удерживает треть заработка и направляет эту сумму на уплату алиментов. Требование выполнено, а лимит ещё не выбран, значит, можно удовлетворить требование второй очереди.

Требование второй очереди — долг по ЖКХ — удовлетворяется из неизрасходованного лимита, и это ⅙ заработка: ½ -⅓ = ⅙.

Бухгалтерия будет удерживать так деньги каждый месяц, пока не будет выплачен весь долг поставщику коммунальных ресурсов — или пока не прекратится взыскание алиментов (п. 2 ст. 99 Закона № 229-ФЗ).

Алименты на детей и взрослых

Алименты могут устанавливаться не только на несовершеннолетних детей, но и на содержание родителей, братьев, сестёр, бывшего супруга (ст. 87, 90, 93 Семейного кодекса РФ). Отличить такие алименты просто: они всегда устанавливаются не в проценте к заработку, а в твердой сумме.

Нюанс в том, что все алименты относятся к первой очереди. Но алименты на несовершеннолетних детей можно взыскивать в пределах 70 % от заработка (ст. 138 ТК РФ, п. 3 ст. 99 Закона № 229-ФЗ). А алименты на родителей и бывших супругов взыскиваются в пределах 50 % от жалования. Это вызывает проблемы, если с работника надо одновременно удержать оба типа алиментов.

Но поскольку алименты на взрослых всегда устанавливаются в твердой сумме, а на детей чаще всего в виде процента от заработка, то перед началом удержания оба требования надо привести к общему знаменателю — посчитать сумму на каждого из детей в этом месяце с учётом заработка и доли алиментов.

На Ивана Григорьевича имеется три исполнительных документа на взыскание алиментов: на сына в размере ⅙ заработка, на дочь в размере ¼ заработка и на бывшую супругу в размере 5000 руб. ежемесячно. Заработная плата сотрудника составляет 20 000 руб., и он имеет право на стандартный вычет по обоим детям. Рассчитаем удержания.

Сначала определим базу для удержания: деньги удерживаются из суммы, оставшейся после уплаты НДФЛ (п. 1 ст. 99 Закона № 229-ФЗ). В нашем случае база составит 17 764 руб. (20000 − (20000 − 1400 × 2) × 13 %).

Теперь начнем расчёт.

  1. Определим твердые суммы, которые причитаются каждому из взыскателей: супруга — 5000 руб., дочь — 4441 руб. (17 764 × 1/4), сын — 2960,67 руб. (17764 × 1/6).
  2. Общая сумма удержания 12401,67 руб. (5 000 + 4 441 + 2 960,67), что больше половины заработка (17 764 × 50 % = 8882).
  3. Удержим половину заработка (8 882 руб.) и распределим эту сумму между всеми тремя взыскателями пропорционально их требованиям:
  • доля супруги: (8 882 / (5 000 + 4 441 + 2 960,67)) × 5000 = 3 580,97 руб.;
  • доля дочери: (8 882 / (5 000 + 4 441 + 2 960,67)) × 4 441 = 3 180,62 руб.;
  • доля сына: 8 882 / (5 000 + 4 441 + 2 960,67)) × 2 960,67 = 2 120,41 руб.
  1. Поскольку дети получили меньше той суммы, которая была определена на первом шаге, то производится дальнейшее удержание в пределах 70 % заработка, т.е. удерживается еще 2 100,64 руб. ((4 441 − 3 180,62) + (2 960,67 − 2 120,41)) из возможных к доудержанию 3 552,8 руб. (17 764 × 70 % − 8882). Данные деньги отправляются только детям.

Итого супруга получит 3 580,97 руб., дочь 4 441 руб., сын 2 690,67 руб. А работнику к выплате причитается 6 951,36 руб. И при этом у него появится задолженность по алиментам в пользу супруги в размере 1 419,03 руб.

Если бы удержанной в пределах 70 % от заработка суммы не хватило для полного расчета с детьми, то соответствующая сумма также делилась бы между ними пропорционально их требованиям.

Лимиты и плата за перевод сумм взыскателю

Иногда с работника взыскивается также плата за перевод денег в пользу взыскателя: банковские и почтовые комиссии (п. 3 ст. 98 Закона № 229-ФЗ). Удерживать их в пределах лимитов или сверх того?

Взыскивать эти суммы за пределами лимитов нельзя (ст. 138 ТК РФ). А значит, если работник не согласен добровольно компенсировать стоимость перевода (например, подать заявление на добровольное удержание из зарплаты), то бухгалтеру придётся уменьшить сумму взыскания по исполнительному документу. В результате на стоимость перевода за работником будет образовываться задолженность по исполнительному листу — её нужно будет удержать из последующих выплат.

Удержания из больничных в «пилотных» регионах

С больничных удержания по исполнительным листам тоже проводятся: в перечне исключений — необлагаемых госпособий — пособия по временной нетрудоспособности не значатся (пп. 9 п. 1 ст. 101 Закона № 229-ФЗ). Вопрос в другом — как удерживать.

Если пособие выплачивает сама организация и принимает потом к зачету при расчётах с ФСС, то проблем не возникает. Но в регионах, где действует пилотный проект ФСС «Прямые выплаты», деньги в оплату больничного поступают работнику и от работодателя (за первые три дня нетрудоспособности), и от ФСС (за остальные дни).

Если строго следовать нормам Закона № 229-ФЗ, бухгалтерия должна удерживать деньги только из тех выплат, которые проводит сама организация (ст. 98 Закона № 229-ФЗ). К удержаниям с «основного» пособия, которое перечисляет ФСС, работодатель никакого отношения не имеет. А значит, рассчитывать удержание нужно только по выплачиваемой сумме — за первые три дня болезни.

Этот вывод подтверждают разъяснения территориальных отделений ФСС. Специалисты ФСС по Тамбовской области поясняют, что ФСС удержит деньги из пособия, если в отделение поступит исполнительный лист, судебный приказ или соглашение об уплате алиментов. Обратиться в отделение Фонда должен получатель алиментов или служба судебных приставов. Работодатель не обязан ни уведомлять ФСС об исполнительных листах, ни пересылать в отделение ФСС их копии.

Если Фонд не проведёт удержание, работодатель не обязан исправлять эту ошибку. Такая обязанность появится, только если в компанию придёт официальный документ от приставов, где будет указано, что по «больничному» за счёт ФСС возникла задолженность и её надо удержать из текущих выплат в пользу работника-должника.

Алексей Крайнев, налоговый юрист

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Читайте также: