Налоговая декларация управляющей компании

Опубликовано: 13.05.2024

До 1 апреля управляющим организациям предстоит подготовить и представить собственникам отчёт о выполнении договора управления за 2020 год. В какой форме он составляется, откуда взять для него информацию и что делать, если владельцы помещений его раскритикуют? На эти вопросы ответила директор Института управления ЖКХ Ирина Маликова.

Годовой отчёт: что и за какой период раскрывать, основные ошибки УО

Посмотрите обучающий онлайн-семинар про подготовку годового отчёта

16 февраля генеральный директор ООО «Институт управления ЖКХ», эксперт в составе Комиссии по жилищно-коммунальному хозяйству Общественного совета при Минстрое РФ Ирина Маликова провела онлайн-семинар «Отчёт о выполнении договора управления за 2020 год».

Эксперт рассмотрела вопросы, ответы на которые управляющие организации чаще всего ищут при подготовке годового отчёта:

  • в какой форме составляется отчёт;
  • каким должно быть содержание документа, если его форма не утверждена в договоре управления или на ОСС;
  • почему нужно подтверждать факт выполнения работ, услуг по содержанию и ремонту общедомового имущества;
  • можно ли считать договор управления абонентским;
  • почему средства на текущий ремонт общедомового имущества признаются целевыми;
  • как подготовить сводную информацию, включаемую в отчёт;
  • как рассчитать экономию;
  • считаются ли неиспользованные УО целевые средства на текущий ремонт экономией по договору управления;
  • как правильно провести корректировку размера платы за КР на СОИ.416

Посмотрите демо-ролик онлайн-семинара, чтобы узнать, о чём ещё мы говорили. А если хотите узнайть ответы на перечисленные выше вопросы, советуем приобрести полную видеозапись. Её, а также презентацию лектора, вы найдёте под статьёй.

Как правильно составить договор управления: разбираем ошибки

Утвердите форму отчёта в договоре управления или на ОСС

Если иное не установлено договором управления, то УО ежегодно в течение первого квартала представляет собственникам помещений в МКД отчёт о выполнении договора за предыдущий год. А также размещает этот документ в ГИС ЖКХ (ч. 11 ст. 162 ЖК РФ).

Согласно пп. «з» п. 4 Правил № 416, управляющая организация обязана предоставлять владельцам помещений отчёт об исполнении обязательств по договору управления с периодичностью и в объёме, которые установлены таким договором и решением ОСС.

В жилищном законодательстве не прописаны требования к форме и содержанию такого отчёта. Примерная форма такого отчёта и перечень включаемой в него информации утверждены приказом Минстроя РФ от 31.07.2014 № 411/пр – Приложение № 2. Но тут форма дана в виде списка, в котором по пунктам перечислены моменты, которые нужно включить в отчёт. Пользоваться ей неудобно.

Форма может быть утверждена на общем собрании собственников помещений в МКД или включена в договор управления (п.14 Приказа № 411/пр). Некоторые управляющие организации продолжают отчитываться по формам, утверждённым Стандартом раскрытия информации (ПП РФ от 23.09.2019 № 731). Хотя этот Стандарт уже не применяется, если в договоре управления прописано, что УО отчитывается по ПП РФ № 731, это не будет считаться противоречием жилищному законодательству.

Таким образом, делает вывод Ирина Маликова, управляющие организации составляют отчёт о выполнении договора управления:

  • По форме, утверждённой ОСС или в ДУ.
  • Если в договоре управления форма не утверждена, то УО отчитывается по форме, которую считает актуальной на сегодняшний день, и самостоятельно определяет объём информации для неё.

Представьте отчёт собственникам по одному из пяти вариантов

Управляющая организация предоставляет собственникам отчёт в порядке, установленном в договоре управления или на ОСС. Если же в договоре управления не указан способ предоставления отчёта, то, по сложившейся практике, УО определяет его самостоятельно.

Ирина Маликова перечислила несколько способов, как это можно сделать:

  • Провести для владельцев помещений информационное отчётное собрание.

Это не годовое или внеочередное ОСС, а информационное. Кворум собирать не нужно: сколько собственников посетят собрание, столько и посетят.

  • Предоставить отчёт на годовом общем собрании собственников.

Необходимо вынести в повестку дня собрания вопрос о предоставлении отчёта. Ирина Маликова отметила: ни одна законодательная норма не содержит требования, чтобы владельцы помещений дали свою оценку документу: выразили мнение, хорошо, удовлетворительно или плохо УО поработала в прошлом году. Главное просто представить отчёт.

  • Опубликовать отчёт в специально выпущенной по случаю информационной газете.

Это затратный способ, но подойдёт, если вы управляете небольшим многоквартирным домом.

  • Разместить документ на информационных стендах в подъездах или на придомовой территории.

Что УО изменить в подъездах дома, чтобы повысить лояльность жителей

Обозначьте содержание отчёта

Содержание отчёта должно быть утверждено в договоре управления МКД или общим собранием собственников. Если этого не сделано, есть два варианта, как обозначить объём информации.

Вариант 1. Исходите из предмета договора управления.

Согласно ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, предметом договора является выполнение работ, оказание услуг по управлению домом, содержанию и ремонту общего имущества, предоставление коммунальных услуг и осуществление иной деятельности в целях управления домом.

Следовательно, в отчёт включается информация о выполнении работ, услуг, по их видам, указанных в предмете договора управления.

Вариант 2. Руководствуйтесь стандартами управления домами.

По Стандарту управления домами (пп. «з» п.4 Правил № 416) управляющая организация должна представить собственникам отчёт об исполнении обязательств по управлению МКД с периодичностью и в объёме, которые установлены ОСС и договором управления.

Такие обязательства УО могут устанавливаться ОСС только по работам, услугам по содержанию и ремонту общего имущества, в т.ч. капитальному.

Таким образом, если форма отчёта не утверждена общим собранием и в договоре управления, УО обязана включить в отчёт только информацию о выполненных работах, услугах

  • по содержанию общего имущества;
  • по текущему ремонту, если такие работы/услуги планировались к выполнению;
  • по капремонту, если обязанность для УО их выполнить в отчётном году была указана в договоре управления.

Включение в отчёт иной информации будет происходить сверх стандарта. Такое решение УО принимает самостоятельно.

Так как отчёт должен содержать сведения об исполнении обязательств, то это исполнение обязательств должно быть подтверждено. О том, как правильно составить акты, вы узнаете, посмотрев полную видеозапись онлайн-семинара.

Мы настоятельно рекомендуем его посмотреть всем, даже если вы уже подготовили отчёт. Вы узнаете, как подготовить всю необходимую информацию, как рассчитать экономию, под каким кодом включить в отчёт работы по дезинфекции в период коронавируса.

Также вы сориентируетесь в последствиях неиспользования целевых средств на текущий ремонт, поймёте, что делать, если договор управления действует последний год или меняется УО. Бонусом вы получите примеры расчётов, вариант заполнения отчёта и ответы на горячие вопросы от УО, принявших участие в онлайн-семинаре.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоги, взносы, пошлины

Как известно, обеспечение населения коммунальными услугами, ремонт и содержание жилищного фонда являются делом хлопотным и весьма затратным. В этой связи является вполне понятным желание управляющих компаний, создаваемых, как правило, на базе бывших ЖКУ и ЖКО, применять упрощенную систему налогообложения, позволяющую законным способом минимизировать налоговые обязательства. Наш опыт налогового консультирования показывает, что управляющим компаниям следует обращать особое внимание на особенности налоговых последствий сделок, заключаемых ими в интересах граждан.

Его основными задачами является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, решения вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме (ч.1 ст.161 ЖК РФ).

Приведенные положения ясно указывают на социальную направленность института Управления: в целях максимальной защиты интересов граждан, проживающих в жилых помещениях, законодатель разграничил функции по непосредственному выполнению работ (оказанию услуг) в сфере ЖКХ и по организации указанных процессов между различными субъектами, поставив, по сути, «буфер» между потребителями и непосредственными исполнителями в виде Управляющей организации.

Жилищным кодексом РФ предусмотрены три формы управления многоквартирным домом (ч.2 ст.161 ЖК РФ): непосредственно гражданами, товариществом собственников жилья (иным специализированным потребительским кооперативом) и управляющей компанией. Первые два из перечисленных способов находятся за рамками настоящего исследования, поэтому мы будем рассматривать лишь правоотношения, возникающие в рамках управления с привлечением Управляющей организации.

Фактически жилищное законодательство содержит три случая, когда многоквартирный дом может управляться Управляющей организацией:

1) если такой способ Управления выбран на общем собрании собственников помещений в доме (ч.3 ст.161 ЖК РФ); 2) при получении от органа местного самоуправления уведомления о необходимости заключить договор управления с Управляющей организацией, признанной победителем открытого конкурса. Такое уведомление направляется, если до 01 января 2007 года собственники не приняли решение о выборе способа управления или не реализовали его на практике (ч.4 ст.161 ЖК РФ, ч.1 ст.18 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» от 29.12.04 г. №189-ФЗ); 3) если все помещения в многоквартирном доме находятся в государственной или муниципальной собственности (ст.163 ЖК РФ).

Частью 1 статьи 162 ЖК РФ предусмотрено, что договор управления должен заключаться в письменной форме с каждым собственником помещения в многоквартирном доме.

По общему правилу, конкретные условия договора управления определяются общим собранием собственников. Однако в случае, если такое собрание не утвердило такие условия, либо договор управления заключается на основании уведомления органа местного самоуправления (ч.4 ст.161 ЖК РФ), последний утверждает форму договора управления своим решением.

Предмет договора управления состоит в том, что Заказчики обязуются оплачивать, а Управляющая организация обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в доме, предоставлять коммунальные услуги, осуществлять иную направленную на достижение целей Управления деятельность.

Таким образом, договор управления по своей правовой природе является смешанным договором с элементами подряда и возмездного оказания услуг. Данный вывод подтверждает и пункт 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, определяющий исполнителя (которым может быть и Управляющая организация) как юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), предоставляющее коммунальные услуги, производящее или приобретающее коммунальные ресурсы и отвечающее за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.

Кроме того, согласно п.16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме… «надлежащее содержание общего имущества … обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией…».

В целом деятельность Управляющей организации можно разделить на две основные составляющие.

1. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ.

Специфика данного вида деятельности заключается в том, что Управляющая организация самостоятельно производит либо покупает коммунальные ресурсы у ресурсоснабжающих организаций и трансформирует их в коммунальные услуги, предоставляемые потребителям (пункт 3, подпункт «в» п.49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам).

Таким образом, если Управляющая организация не имеет собственных мощностей для производства коммунальных ресурсов, она заключает договор купли-продажи с ресурсоснабжающей организацией.

Очевидно, что при такой схеме оформления договорных отношений (обусловленной требованиями действующего законодательства) невозможно говорить о том, что Управляющая компания в отношениях с ресурсоснабжающей организацией выполняет функции агента, выполняющего задание собственников жилых помещений.

Следовательно, ресурсоснабжающие организации несут ответственность за надлежащее выполнение условий договора только перед Управляющей компанией.

В свою очередь, Управляющая компания в отношениях с гражданами не может ссылаться на нарушение условий договора ресурсоснабжающей организацией.

Если рассматривать налоговые последствия данного вида деятельности, необходимо отметить, что выручка Управляющей организации должна складываться из всех сумм, поступающих от жильцов, поскольку они являются доходом от реализации (ст.249 НК РФ).

Следует обратить особое внимание на то обстоятельство, что плата за коммунальные услуги не включает в себя вознаграждение Управляющей компании (ст.154 ЖК РФ). На практике это означает, что приобретение коммунальных ресурсов и предоставление коммунальных услуг гражданам производится по одному тарифу, утвержденному в установленном порядке (п.15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам), то есть в распоряжении Управляющей компании после расчетов с ресурсоснабжающей организацией не остается какой-либо прибыли, ее доходы в целях налогообложения равны расходам.

2. СОДЕРЖАНИЕ, ТЕКУЩИЙ И КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В ДОМЕ.

Содержание данного вида деятельности регламентируется Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые определяют состав общего имущества и требования к его содержанию, а также перечень видов работ, которые не относятся к содержанию общего имущества.

Управляющая компания может обладать необходимыми мощностями и трудовыми ресурсами для осуществления содержания и текущего ремонта своими силами. Вместе с тем она может привлекать для выполнения указанных работ третьих лиц, если запрет на это не установлен договором управления.

Рассматриваемый вид деятельности содержит в себе как элементы подряда (текущий и капитальный ремонт), так и возмездного оказания услуг (содержание имущества). В этой связи отношения, связанные с привлечением третьих лиц, регулируются нормами о генеральном подрядчике и субподрядчике.

В результате Управляющая организация выступает неким «буфером», поскольку в силу закона несет ответственность как перед жильцами – за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств субподрядчиком, так и перед субподрядчиком – за невнесение либо несвоевременное внесение оплаты гражданами (ч.3 ст.706, ст.783 ГК РФ).

В соответствии со ст.154 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения включает в себя, в том числе, и плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом. По общему правилу, размер платы за содержание и ремонт общего имущества определяется общим собранием собственников. Однако в случае, когда собственники не приняли решения о выборе способа управления, размер такой платы утверждается органами местного самоуправления.

Специфика данного вида деятельности Управляющей организации заключается в том, что собственники вносят плату за текущий и капитальный ремонт здесь и сейчас, а фактически эти работы будут выполнены в будущем, то есть Управляющая компания аккумулирует эти средства на своих счетах до момента принятия общим собранием собственников решения о необходимости проведения ремонта.

Безусловно, сразу же возникает вопрос: каким образом Управляющая компания должна определять свою выручку?

Относительно платы за содержание жилья все ясно: она учитывается в составе доходов от реализации, поскольку эти услуги оказываются в текущем периоде. Что же касается средств на осуществление ремонта, они также являются доходом от реализации, однако их учет в целях налогообложения зависит от применяемого Управляющей компанией метода определения дохода.

Если Управляющая организация применяет общую систему налогообложения и определяет доходы по методу начисления, у нее есть возможность отнести средства на капитальный ремонт к доходам будущих периодов в виде предварительной оплаты работ и на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 251 НК РФ не учитывать их при формировании налогооблагаемой базы.

В случае, если Управляющая организация определяет доходы кассовым методом, суммы оплаты за ремонт должны учитываться ей в том периоде, когда они фактически поступили в кассу (пункт 2 ст.273 НК РФ). Возможность отнесения на расходы данных сумм связана с моментом фактического выполнения и оплаты ремонтных работ (п.3 ст.273 НК РФ).

Аналогичный учет необходимо вести и Управляющим компаниям, применяющим упрощенную систему налогообложения. Поскольку в силу пункта 1 ст.346.17 НК РФ датой получения доходов признается день поступления денежных средств в кассу (кассовый метод), плата за ремонт жилья должна учитываться в периоде ее фактического поступления от жильцов.

Представляется, что плата за ремонт не может быть признана имуществом, получаемым в рамках целевого финансирования, поскольку перечень случаев такого финансирования, приведенный в подпункте 14 п.1 ст.251 НК РФ, является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.

К аналогичному выводу приходит и Минфин РФ, рассматривая в письме от 26 июня 2006 г. №03-11-04/2/128 вопрос о налогообложении платы за ремонт, получаемой ТСЖ: «…средства, поступившие от членов ТСЖ в оплату стоимости содержания, обслуживания и ремонта жилого фонда, а также в оплату коммунальных услуг, целевыми поступлениями не являются.

Плата членов ТСЖ за услуги (работы) по обеспечению надлежащего санитарного, противопожарного и технического состояния жилого дома и придомовой территории; технической инвентаризации жилого дома; содержанию и ремонту жилых и нежилых помещений; капитальному ремонту жилого дома, а также плата за коммунальные услуги являются выручкой от реализации работ, услуг и, соответственно, учитываются ТСЖ при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения» (выделено автором).

Нельзя не отметить, что существует альтернативная рассмотренной в настоящей статье точка зрения, основанная, в частности, на письме МНС России от 06.10.03 г. №22-2-16/8195-ак185, а также на письмах Минфина России от 14.11.05 г. №03-11-05/100 и от 26.06.06 г. №03-11-04/2/128.

Сторонники указанной позиции считают возможным учитывать в составе доходов Управляющей организации только сумму ее вознаграждения, то есть фактически допускают применение в сфере ЖКХ института агентирования.

Данная точка зрения представляется нам в корне неверной, поскольку она базируется на терминах и понятиях, содержавшихся в Правилах предоставления коммунальных услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 26.09.94 г. №1099, и утративших юридическую силу с 09 июня 2006 г. в связи с утверждением постановлением Правительства РФ от 23.05.06 г. №307 новых Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, изменивших правовые подходы к толкованию понятия «коммунальные услуги».

В заключение хотелось бы отметить, что необходимость включения в состав доходов Управляющей организации всех сумм, поступающих от граждан, а также высокая вероятность утраты права на применение УСН побуждают компании, управляющие многоквартирными домами, изыскивать законные способы налоговой оптимизации своей деятельности, которые, безусловно, существуют.

Рассказываем, как УК обязана ежегодно отчитываться за деньги собственников

Для чего отчет собственникам. Как найти его в системе ГИС ЖКХ. Что делать, если обнаружены приписки.

Ежегодно отчитываться перед жителями дома – одна из главных обязанностей любой управляющей организации, будь то УК, ТСЖ, ЖСК и т.п.

Как и когда это происходит? По закону до 1 апреля каждого года управляющая компания должна опубликовать отчет о своей работе за год на сайте Государственно-информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) на dom.gosuslugi.ru. Копия отчета может быть опубликована в разделе конкретного дома на официальном сайте управляющей организации.

ВАЖНО ЗНАТЬ! Обязанность управляющей организации ежегодно отчитываться перед собственниками закреплена в п. 11 ст. 162 Жилищного кодекса РФ. Годовой отчет считается основным документом, который издается в рамках деятельности управляющей компании. Подписывается руководителем организации. Устная форма отчета не допускается.

Главное, что должен содержать годовой отчет:

• Что конкретно из запланированных мероприятий было сделано (причем с подробным обоснованием понесенных расходов в соответствии с потребностями дома).

• Что именно и почему не удалось сделать.

В Центры защиты прав граждан часто поступают жалобы от собственников, что УК не отчиталась или отчиталась формально. В этой инструкции мы расскажем, как УК должна готовить годовой отчет. Как быть, если по отчету деньги списали, а запланированных работ не провели. Что делать, если УК игнорирует свою обязанность и не отчитывается перед жителями.

ДЛЯ ЧЕГО НУЖЕН ОТЧЕТ СОБСТВЕННИКАМ

Это отчет по средствам, которые жители в течение всего года направляли на содержание и текущий ремонт жилья. А это немалые деньги!

Помимо того, что это серьезная сумма, тут есть очень важный нюанс! Дело в том, что закон позволяет управляющей организации забрать себе все сэкономленные средства, если в течение года все необходимые работы в доме были проведены, услуги оказаны качественно, а на опубликованный отчет не поступило нареканий от жильцов.

Проверьте, так ли это? Откровенно говоря, компаний, к которым нет претензий у собственников, можно по пальцам пересчитать.

У вас были претензии к качеству услуг? Жалобы по протечкам, холодным батареям, сломанным лифтам или несвоевременно вывезенному мусору надо подавать по факту. Иначе потом крайне сложно доказать, что УК не справилась со своей работой и не заслуживает поощрения.

ВАЖНО ЗНАТЬ! Обратите внимание на Договор управления МКД, который заключен между вами и УК. Как в нем отражены условия распоряжения экономией по итогам отчетного года? Если по Договору годовая экономия не аккумулируется на лицевом счете дома, то в каком размере и на какие нужды УК имеет право эти средства тратить.

Вопрос – непраздный. Так, поводом для обращения в суд жителей одного из МКД Новгородской области стал годовой отчет УК. Из отчета собственники узнали, что ЖЭК решил потратить часть годовой экономии на погашение задолженности за жилищные услуги злостных неплательщиков. Собственники справедливо возмутились: почему из тех средств, которые они ежемесячно оплачивали по расходам на содержание жилья, теперь гасят долги нерадивых соседей. Дело дошло до рассмотрения в Верховном суде РФ.

Увы, в Договоре управления МКД был предусмотрен пункт, согласно которому УК имеет право таким образом распорядиться сэкономленными средствами. Суд поддержал позицию УК. Вот почему в Центрах защиты прав граждан советуют собственникам обращать внимание на то, что прописано в Договоре управления МКД.

Отчет – это возможность удостовериться, что перечень проведенных в доме работ соответствует тем, которые перечислены в документе. Здесь часто возникают расхождения на десятки тысяч рублей!

Например, на прошлый год в доме были запланированы работы по покраске подъездов. По факту работы до конца года не были окончены, Акт приемки не подписан. Или жители остались недовольны проведенным ремонтом. А в отчете УК указала, что выполнила ремонт качественно и в срок. И списала на это приличную сумму.

Бывают и более циничные ситуации, когда в отчете фигурирует проведенный ремонт, которого по факту вовсе не было. Помните, все ремонтные работы по дому, техническое обслуживание в течение года всех коммуникаций, мероприятия по дезинсекции, замена лампочек или разбитого стекла, вывоз снега или полив газонов – все, что происходит в доме и за что заплатили собственники, подлежит ревизии и должно значиться в годовом отчете.

Вот почему так важно, чтобы в доме был создан Совет МКД, а жилищный актив ознакомился с годовым отчетом. Представители Совета дома вправе затребовать дополнительные доказательства проведенных работ, а также документы, подтверждающие понесенные расходы.

КАК САМОСТОЯТЕЛЬНО НАЙТИ ГОДОВОЙ ОТЧЕТ В ГИС ЖКХ

Чтобы найти отчет управляющей компании по вашему дому, необходимо выполнить следующие действия:

1. Наберите в браузере адрес сайта ГИС ЖКХ – dom.gosuslugi.ru.

2. На синей плашке главной страницы сайта найдите надпись «Реестры». Нажмите и выберите закладку «Реестр объектов жилищного фонда». Там вам предложат найти ваш дом, либо вбив его адрес, либо по названию вашей управляющей компании.

3. Внизу нажмите ссылку «Сведения об объекте жилищного фонда». Откроется табличка с общими характеристиками дома. В графе «Управляющая организация» должна быть ссылка «Информация об управлении МКД».

4. Откройте данную ссылку. Появится новое окно с подзаголовками от «Общей информации» до «Использования общего имущества», после которого имеется также кнопка-список (четыре синих горизонтальных полоски).

5. Нажмите на эту кнопку и выберите пункт «Отчет по управлению».

6. Далее необходимо указать отчетный период. После чего должна появиться ссылка на файл с возможностью его скачивания.

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГОДОВОГО ОТЧЕТА

Единая форма годового отчета управляющей организации не установлена законодательством. Если собственниками и УК согласована собственная форма отчетности, которая является частью Договора управления МКД, то управляющая организация вправе воспользоваться такой формой. Либо разработать свою форму, применяя рекомендации из Приказа Минстроя РФ от 31.07.2014 №411/пр.

Так или иначе, у годового отчета должно быть название, указаны дата начала и окончания отчетного периода, наименование управляющей организации, номер лицензии, юридический и фактический адрес ее местонахождения, печать и подписи уполномоченных лиц.

Но самое главное заключается, конечно, не в форме, а в содержании этого документа. В том, насколько подробно раскрыта информация по доходам и расходам дома.

Первый блок в отчете посвящен общим характеристикам многоквартирного дома.

Включая адрес многоквартирного дома; год постройки и этажность; площадь жилых и нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества; площадь земельного участка; конструктивные и технические параметры дома; информацию о системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества (к примеру, наличие общедомовых приборов учета, собственной котельной и т.п.).

Второй блок касается основных показателей финансово-хозяйственной деятельности.

Финансово-хозяйственная деятельность включает в себя все доходы и расходы, понесенные УК в течение года на содержание дома. Это все перечисленные собственниками деньги по жилищно-коммунальным услугам, дополнительным взносам (если таковые приняты общим собранием собственников), взносы на капитальный ремонт (если дом копит деньги на спецсчете, владельцем которого назначена УК).

В расходной части должны быть перечислены все виды и характеристики фактически выполненных на доме или в доме работ или оказанных услуг по управлению, содержанию и ремонту общедомового имущества: перечень работ, дата, вид работ, сметная стоимость, сроки исполнения, фактическая стоимость, Акт приема-передачи работ.

В этом же блоке отчета размещается информация об оказываемых коммунальных услугах. В том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг (нормативах накопления твердых коммунальных отходов).

Сюда же включены доходы, полученные управляющей организацией по договорам об использовании общего имущества третьими лицами (интернет-провайдеры, операторы сотовой связи, реклама на доме и внутри дома), куда и в каком количестве направлены эти деньги.

Тут же приводится размер задолженности собственников по оплате ЖКУ, а также долги УК перед ресурсоснабжающими организациями. Перечисляются все виды и размер административных взысканий к управляющей организации со стороны ГЖИ, Роспотребнадзора, судов и иных проверяющих организаций, где ответчиком выступала управляющая организация.

Также перечислены и расшифрованы все поступившие в отчетном периоде суммы взносов на капремонт, размер фонда капремонта на дату составления отчета, суммы использованных средств фонда капремонта по целевым назначениям.

Отдельный блок касается рассмотрения жалоб населения и реагирования на претензии.

Здесь перечислены все случаи нарушения условий Договора управления, периодичности и качества предоставления коммунальных услуг. Приводится число нарушений, даты нарушений, количество и размер перерасчетов в пользу жителей.

Важной частью отчета является план работ по содержанию общедомового имущества, запланированных на текущий год. Данный план затрагивает вопросы ресурсосбережения, благоустройства дома и придомовой территории. Таким образом управляющая компания показывает свою готовность провести мероприятия, которые докажут свою эффективность в процессе управления общедомовым имуществом.

ОТЧЕТ ОПУБЛИКОВАН. НА ЧТО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ

Во-первых, сведения о вашем доме, размещенные в системе ГИС ЖКХ, должны совпадать с теми, что указаны в вашей платежной квитанции. Площадь дома, площадь мест общего пользования, стоимость услуги по содержанию жилья, размеры тарифов на коммунальные и жилищные услуги и т.д. – должны быть идентичны.

Во-вторых, информация о договорах УК с любыми организациями, обеспечивающими дом ресурсами, либо нанятыми для проведения ремонтных и сервисных работ на доме, должна быть отражена в системе ГИС ЖКХ с момента заключения этих договоров.

В-третьих, ЖЭК должен указывать степень износа конструктивных элементов и коммуникаций дома. Описать все расходы по текущему ремонту, техобслуживанию коммуникаций, стоимость работ по благоустройству придомовой территории, содержанию мест общественного пользования и т.п.

В отчете отражается информация по налогам, сборам, штрафам, которые были выписаны УК в течение года, задолженность жителей по платежам за ЖКУ и долг управляющей компании, если таковой имеется, перед поставщиками ресурсов (РСО).

Увы, из отчета вы не узнаете, какую зарплату или премию получает директор УК, инженеры, юрист или экономист. Управляющая компания не подотчетна жителям по внутреннему устройству своего бизнеса. Но поскольку труд этих людей оплачиваете тоже вы, у вас есть полное право требовать безупречной работы от всех служб УК в течение года.

ЕСЛИ В ОТЧЕТЕ ОБНАРУЖЕНЫ ОШИБКИ ИЛИ ПРИПИСКИ

Если управляющая организация не разместила в срок до 1 апреля текущего года отчет за прошлый год, ей грозит административный штраф по ст.7.23.3 КоАП РФ «Нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами». Для должностных лиц он составит от 50 до 100 тысяч рублей или повлечет дисквалификацию директора УК на срок до 3 лет. Для организации – от 150 тысяч до 250 тысяч рублей.

Как правило, управляющие организации отчет все-таки сдают. Вот только неполный или столь формальный, что умещается он на одном листочке стандартного листа бумаги. Разумеется, собственники не готовы принять отчет в таком виде.

Если, по мнению собственников, в годовом отчете не раскрыта (или раскрыта частично) информация по проведенным работам, стоимости таких работ и т.п., то жители могут обратиться с запросом в УК.

Это право закреплено в п.40 Правил содержания общего имущества в МКД, согласно Постановлению Правительства РФ №491. В течение пяти дней с момента обращения управляющая компания обязана предоставить по требованию собственника полный отчет о перечне, объемах, качестве и сроках оказанных услуг и выполненных работ. К тому же собственник на полном основании имеет право требовать исправления дефектов и недочетов в оказанных работах и услугах, если таковые обнаружились.

ВАЖНО ЗНАТЬ! Информация о деятельности всех организаций, управляющих многоквартирными домами, должна быть доступна в течение пяти лет. Если в нее вносятся какие-то уточнения или изменения, сроки опубликования жестко ограничены. В системе ГИС ЖКХ все корректировки должны быть сделаны в течение семи рабочих дней, на информационных стендах управляющей организации – в течение двух рабочих дней.

Управляющая компания – организация, оказывающая услуги по управлению многоквартирным домом (подп. 2 п. 5 ст. 20 Жилищного кодекса РФ, п. 2 Стандарта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 731). На практике они создаются как коммерческие. Поэтому приведенные ниже рекомендации предназначены именно для таких организаций.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность

Управляющие компании, как любое юридическое лицо, обязаны вести бухучет и сдавать бухгалтерскую отчетность (п. 1 ст. 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Это относится к управляющим компаниям как на общей системе налогообложения, так и на упрощенке (Закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, информация Минфина России № ПЗ-10/2012).

В состав бухгалтерской (финансовой) отчетности управляющей компании входят следующие документы:

Такой перечень установлен частью 1 статьи 14 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, пунктами 2 и 4 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н.

В состав промежуточной отчетности входят Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах. Остальные формы нужно составить только по итогам года. Такой порядок следует из части 3 статьи 14 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и пункта 49 ПБУ 4/99.

Если управляющая компания является субъектом малого предпринимательства , то Отчет о движении денежных средств, Отчет об изменениях капитала, Пояснения к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах она может не сдавать (п. 85 Положения, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н). Положения, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н). Иначе поможет статья про заполнение отчета о движении капитала по строкам.

Более того, если управляющая компания использует упрощенный порядок ведения бухучета (п. 2 ч. 4 ст. 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ), то сдавать бухгалтерскую отчетность нужно по упрощенным формам. Они приведены в приложении 5 к приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н. К этим формам относятся:

Налоговая отчетность

Управляющие компании должны сдавать и налоговую отчетность. Независимо от применяемой системы налогообложения обязательно представлять в налоговую инспекцию сведения о среднесписочной численности сотрудников (даже если персонала нет совсем), а также справки по форме 2-НДФЛ – в отношении каждого сотрудника, получившего доход от организации.

Подробнее на эту тему см.:

В остальном состав налоговой отчетности зависит от системы налогообложения, которую применяет управляющая организация.

Налоговая отчетность: ОСНО

Декларацию по налогу на прибыль управляющая компания сдавать обязана независимо от того, есть облагаемые доходы в текущем отчетном периоде или нет. Такой вывод следует из статьи 246 и пункта 1 статьи 289 Налогового кодекса РФ. Декларацию составляйте и сдавайте по общим правилам .

Раз управляющая компания на общей системе налогообложения, значит, она признается налогоплательщиком НДС (п. 1 ст. 143 НК РФ). А потому она обязана сдавать декларацию по НДС (п. 1 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 29 октября 2014 г. № ММВ-7-3/558).

Что касается остальных налоговых деклараций, то обязанность по их сдаче зависит от того, есть ли у управляющей компании облагаемые объекты.

Налоговая отчетность: УСН

Управляющие организации на упрощенке, так же как и все плательщики единого налога, обязаны ежегодно сдавать в инспекцию декларацию по такому налогу (п. 1 ст. 346.12 НК РФ). Представить отчетность надо, даже если в текущем году не было доходов и расходов, признаваемых при упрощенке. Такой вывод следует из положений пункта 1 статьи 346.19 и пункта 1 статьи 346.23 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, управляющая организация на упрощенке должна вести книгу учета доходов и расходов. Об этом сказано в статье 346.24 Налогового кодекса РФ и пункте 1.1 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 22 октября 2012 г. № 135н.

Подробнее на эту тему см.:

Организации на упрощенке плательщиками налога на прибыль, налога на имущество и НДС не признаются (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). А значит, сдавать декларации по перечисленным налогам не нужно. Что касается остальных налоговых деклараций, то обязанность по их сдаче зависит от того, есть ли у управляющей компании облагаемые объекты.

Отчетность по страховым взносам

Если в управляющей компании есть наемный персонал, то в отношении своих сотрудников она выступает страхователем по обязательному пенсионному (социальному, медицинскому) страхованию (ст. 6 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ, ст. 2.1 Закона от 29 ноября 2006 г. № 255-ФЗ, ст. 11 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ).

Следует отметить, что управляющие компании на упрощенке могут применять пониженные тарифы страховых взносов , если управление недвижимым имуществом является их основным видом деятельности (подп. 8 ч. 1 и ч. 3.4 ст. 58 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, подп. 8 ч. 4 и ч. 12 ст. 33 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ).

Как и другие страхователи, управляющие компании обязаны сдавать соответствующую отчетность по страховым взносам (п. 2 ст. 14 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ, ст. 4.8 Закона от 29 ноября 2006 г. № 255-ФЗ, п. 11 ст. 24 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ).

Статистическая отчетность

Управляющие компании, как и все другие коммерческие организации, обязаны сдавать статистическую отчетность (ч. 2 ст. 6 и ст. 8 Закона от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ). Так, управляющая компания должна сдавать общие сведения о своей деятельности и другую статистическую отчетность .

Подробнее на эту тему см.:

Раскрытие информации

Управляющая организация обязана раскрывать информацию об основных показателях своей финансово-хозяйственной деятельности. Об этом сказано в пункте 10 статьи 161 Жилищного кодекса РФ. Делать это нужно в соответствии со Стандартом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 731.

Это значит, что такая информация должна быть доступна неограниченному кругу лиц, то есть по сути любому (п. 2 Стандарта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 731). Состав раскрываемой информации см. в таблице .

Чтобы исполнить обязанность о раскрытии информации, управляющая организация обязана разместить такие сведения:

  • на собственном сайте;
  • на сайте www.reformagkh.ru;
  • на одном из следующих сайтов: уполномоченного регионального ведомства или органа местного самоуправления;
  • на информационных стендах (стойках), размещенных в помещении управляющей компании.

Формы, по которым нужно размещать информацию, утверждает Минстрой России (п. 8 Стандарта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 731). Актуальные формы приведены в приказе Минстроя России от 22 декабря 2014 г. № 882/пр.

Порядок раскрытия информации о своей деятельности на сайте www.reformagkh.ru изложен в Регламенте, утвержденном приказом Минрегиона России от 2 апреля 2013 г. № 124.

При этом информация о деятельности организаций, управляющих многоквартирными домами, должна быть доступна в течение пяти лет. Если в раскрытую информацию будут внесены изменения, их надо опубликовать в те же источники: в Интернете – в течение семи рабочих дней, на стендах – в течение двух рабочих дней.

Об этом сказано в пунктах 5 и 16 Стандарта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 731.

Кроме того, управляющая организация обязана предоставлять информацию в письменном (электронном) виде по запросам заинтересованных лиц. Порядок раскрытия информации через запросы изложен в пунктах 17–23 Стандарта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 731.

Ответственность за нераскрытие информации

За нарушение требований законодательства о раскрытии информации по управлению многоквартирным домом предусмотрена административная ответственность (ст. 7.23.1 КоАП РФ).

Мера ответственности – штраф. При этом размер штрафа составляет:

  • от 250 000 до 300 000 руб. – для организации;
  • от 30 000 до 60 000 руб. – для должностных лиц (а при неоднократном нарушении – дисквалификация на срок от одного года до трех лет).

Вот и пришло время подготовки и подачи годового бухгалтерского отчёта. Управляющие компании, ТСЖ и ЖСК также, как и другие организации должны предоставить бухгалтерскую отчётность.

Общие сведения об отчётности управляющей компании

Управляющие компании, должны предоставить данные о своей финансово-хозяйственной деятельности. Эти требования прописаны в п. 10-1 ст. 161 ЖК РФ.

К такой информации относится ежегодная бухгалтерская отчётность управляющей компании. Согласно ст. 6 ФЗ от 21.07.14 № 209-ФЗ, управляющие компании сведения о своей финансово-хозяйственной деятельности размещают в ГИС ЖКХ.

Состав бухгалтерской отчётности предприятий

В ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» прописано, что в годовую отчётность включают: баланс, отчёт о фин.результатах, а также пояснения (приложения) к ним. В пп. 2 и 4 Приказа Минфина от 02.07.10 №66н указано, что к приложениям относятся следующие отчёты:

  • О движении денежных средств;
  • Об изменении капитала;
  • О целевом использовании средств;
  • Прочие приложения и пояснения, оформляются в случаях необходимости (пункт 6).

Важно! Приказом Минфина от 06.03.18 №41н внесены изменения в формы отчетности предприятий. Приказ №66н был дополнен п.8, в котором прописано, что для составления отчётности применяются формы только утвержденные настоящим Приказом. Иные формы применяются, только если они были установлены отраслевыми или федеральными стандартами бухучёта.

Поэтому перед сдачей годового отчета стоит убедиться, что применяются необходимые формы.

Ведь за неподачу, несвоевременную подачу отчетности или подачу отчётов не в той форме в налоговые органы предусмотрены штрафные санкции - 200 руб. за каждую форму, согласно ст.126 Налогового кодекса России.

Главные требования к бухгалтерской отчётности управляющей организации

Управляющая компания на любой системе налогообложения должна вести учёт и подавать фин.отчётность. Эти требования закреплены п. 1 ст. 6 ФЗ от 06.12.11 № 402-ФЗ.

Если УО – субъект малого предпринимательства, ведёт бухучет по упрощённой системе налогообложения, тогда отчёты об изменениях капитала, о движении денежных средств и приложения (пояснения) – она сдавать не обязана – это регламентируется п. 85 Положения №34Н.

Для таких субъектов предусмотрена сдача отчётности упрощенными формами, согласно п.2 ч.4 ст.6 ФЗ от 06.12.11 №402-ФЗ.

Эти формы закреплены приложением 5 к Приказу Минфина от 02.07.10 №66н и включают в себя:

  • Баланс;
  • Отчет о финансовых результатах;
  • Отчет о целевом использовании средств.

Основные формы годового бухгалтерского отчета №1 и №2

Бухгалтерский баланс (форма №1) – главный документ, в котором отражены результаты от деятельности предприятия за год и два предшествующих.

Отчет о финансовых результатах (форма №2) – документ, в котором отражены доходы и расходы компаний, а также прибыль и убыток за год и предшествующий период.

Приложения к формам годовой бухгалтерской отчётности №3, №4 и №6

Отчёт об изменении капитала (форма №3) – раскрывает сведения о наличии акций у предприятия и собственном капитале.

В отчёте о движении денежных средств (форма №4) – даны сведения о денежных потоках, которые детализируются в разрезе инвестиционных, текущих и операций за предыдущий и за отчетный год.

Отчёт о целевом расходовании средств (форма 6) – его составляют субъекты, которые получают финансирование под определенные цели.

Сроки и способы предоставления бухгалтерской отчётности для управляющих организаций в 2019 году

Управляющие компании, вне зависимости от их формы собственности и системы ведения учёта, обязаны предоставлять фин.отчётность в Росстат и ИНФНС по месту нахождения компании.

Срок подачи отчётности для всех компаний, организаций и предприятий одинаковый – 3 месяца после отчетного периода (года). Так как 31 марта 2019 года выпадает на выходной день – воскресенье, то последним днем подачи отчёта в Росстат и ИФНС является 1 апреля 2019 года.

Обязательность проведения аудита

Очень часто у бухгалтеров управляющих компаний возникает вопрос о проведении ежегодного аудита.

В ст.5 ФЗ от 30.12.08 №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» закреплен перечень компаний, которые обязаны предоставлять вместе в годовой отчетностью аудиторское заключение. И если в этот перечень не входят УО, то им проводить ежегодный аудит нет необходимости. Но это не так.

Есть требования, которые определены в той же ст.5 и, если предприятие под них подходит, то обязано проводить аудит каждый год:

  • Организация имеет форму акционерного общества;
  • Организация раскрывает сведения годовой отчетности;
  • Оборот компании, за предшествовавший отчетному период, выше 400 млн. руб.;
  • Активы баланса, на конец предшествовавшего отчетному период, более 60 млн. руб.

Управляющие компании, которые соответствуют описанным выше критериям должны проводить ежегодный аудит. Для этого необходимо заключить договор с аудиторской компанией. Для проверки легитимности действий организации необходимо запросить документы о членстве в саморегулируемой компании аудиторов и ознакомится с государственным реестром саморегулируемых компаний аудиторов.

Обратите внимание! Компании, которые обязаны проводить аудит не могут составлять отчётность по формам упрощенной системы, согласно п.1 ч.5 ст.6 ФЗ от 06.12.11 №402-ФЗ и п.1 ч.1 ст.5 ФЗ от 30.12.08 №307-ФЗ.

Аудиторское заключение подают в Росстат вместе с отчётностью за год или в течении 10 рабочих дней от даты предоставленного аудиторского заключения. А вот в налоговую инспекцию подавать аудиторское заключение нет необходимости, потому что в состав обязательной финансовой отчётности для предоставления в ИФНС это заключение не входит.

Читайте также: