Налоговая безопасность предприятия курсовая

Опубликовано: 15.05.2024

Безопасность экономической системы государства и хозяйствующих субъектов внутри него обеспечивается при помощи координаций действий в фискальной, бюджетной, научной и правовой системах. Каждое предприятие на своем уровне создает условия для минимизации рисков и снижения влияния негативных внешних факторов на результаты их деятельности. От этого зависит своевременность отчислений в бюджет и финансовая безопасность страны.

Что такое налоговая безопасность предприятия

Суть налоговой безопасности отдельных субъектов предпринимательской деятельности заключается в постоянной работе над снижением налоговых рисков и обеспечением полноты уплаты налоговых обязательств при условии абсолютной защищенности финансового состояния предприятий на законодательном уровне. Такой подход способствует повышению уровня чистой прибыли и является неотъемлемым атрибутом экономической стабильности.

Налоговая безопасность на уровне юридических лиц подразумевает проведение комплекса мероприятий по оптимизации налоговой нагрузки для создания гарантий нормальной работы внутри компании в изменяющейся налоговой среде. Основу безопасности в этом сегменте составляют:

  • правильная оценка имеющихся налоговых рисков;
  • проведение налогового анализа;
  • повышение уровня организации учетных процессов внутри предприятия;
  • обеспечение высокого качества операций по фиксации актов хозяйственной деятельности в налоговом учете.

Для бизнеса главным направлением обеспечения безопасности в сфере налогообложения является снижение числа претензий от контролирующих органов до минимума. Для государства главной задачей становится получение гарантий в стабильных налоговых поступлениях и успешное развитие хозяйствующих субъектов.

Проблемы налоговой безопасности

Создание благоприятных условий работы в сфере налоговой безопасности заключается в борьбе с внутренними и внешними угрозами. Наибольшим рискам подвергаются такие сегменты работы:

  • кризис неплатежеспособности, который может стать причиной неуплаты налогов;
  • отсутствие стабильного роста экономики;
  • высокая доля теневого сектора;
  • практика применения «серых» схем уклонения от налогообложения;
  • несогласованность действий по ряду вопросов между региональными и федеральными органами власти.

Главным внешним фактором, обладающим негативным воздействием на безопасность фискальной и финансовой систем, является кризис. На уровне предприятий он характеризуется:

  • снижением рентабельности производственной деятельности;
  • ростом числа операций, необеспеченных ликвидными активами;
  • появлением нехватки собственных ресурсов;
  • увеличением случаев ухода «в тень» и незаконного уклонения от погашения налоговых обязательств;
  • задержкой выплат персоналу;
  • преобладанием в расчетах бартерных сделок, позволяющих скрыть движение денежных средств от контролирующих органов.

В масштабах государства большую роль играют органы власти в регионах. Если в одном из субъектов страны на местном уровне чиновники проявляют пассивность в осуществлении реформ, то масштабные начинания не дадут ожидаемого эффекта.

ВАЖНО! Задача государства – защитить интересы предпринимателей и обеспечить согласованность действий всех органов власти.

Для улучшения внешней конъюнктуры в вопросах налоговой безопасности государственным органам необходимо:

  • создать механизм контроля и привлечения к ответственности при сбоях во взаимодействии федеральных и региональных организаций с негосударственными образованиями;
  • повышать уровень эффективности защиты интересов государственных и частных структур путем совершенствования законодательной базы;
  • организовать выполнение координационных функций административными органами власти в регионах и отдельных населенных пунктах через работу комиссионных коллегий.

Еще одна проблема кроется в обилии декларативных программ развития и защиты бизнеса при отсутствии проработанных пошаговых руководств по реализации положений таких документов. Нехватка информации о специфике работы в разных субъектах государства и невозможность учесть все нюансы в полной мере при законодательном регулировании сферы фискального законодательства способны повысить риски налоговой безопасности.

К внутренним проблемам предприятий относятся:

  • высокая степень изношенности ресурсной базы (устаревшие основные фонды);
  • низкая конкурентоспособность производимых изделий, если выводить продукцию на рынок за пределы конкретного субъекта страны;
  • высокая себестоимость готовых товаров;
  • недобросовестная конкуренция;
  • нехватка узкоспециализированных кадров.

Способы обеспечения налоговой безопасности

Создать условия для обеспечения и сохранения приемлемого уровня налоговой безопасности можно при помощи оптимизации налоговых платежей. Осуществляется это через планирование доходов и расходов на уровне отдельных субъектов предпринимательства и уход от «серых» схем уменьшения налоговых обязательств.

ЗАПОМНИТЕ! Уход от налогов не может быть безопасным, это всегда риск возникновения спора с контролирующими органами и высокая вероятность проигрыша в суде.

Налоговая оптимизация предполагает разработку грамотной и юридически безупречной политики предприятия в области налогообложения. Период действия плана работы над этим должен учитывать тенденции развития рынка и фискальной системы на срок от 1 до 3 лет и специфику деятельности компании. Налоговая оптимизация возможна при условии внедрения на предприятии управленческого учета и постоянного поиска более выгодных условий сотрудничества с контрагентами. Например, при подборе контрагента для аренды имущества необходимо обращать внимание не только на стоимость услуг, но и на чистоту сделки – важно, чтобы низкая цена аренды не сочеталась с взаимозависимостью участников сделки. Если нарушить такое требование, то налоговые органы могут обратить на это внимание и начать проверку обоснованности заявленной цены сделки.

ВНИМАНИЕ! Для минимизации риска заключения договоров с недобросовестными контрагентами необходимо предварительно проверять их.

Схема проверки участников договорных отношений может включать такие мероприятия:

  • надо исключить вероятность того, что в роли контрагента выступает фирма-однодневка;
  • при ведении электронного документооборота рекомендуется проверять подлинность ЭЦП (сделать это можно при помощи специальных криптопрограмм или на портале Госуслуг бесплатно);
  • подтвердить реальность существования контрагента, убедиться в наличии записей о нем в государственных реестрах и базе ФНС;
  • удостовериться, что контрагент не находится в стадии банкротства;
  • письменно запросить у второй стороны копии лицензионной документации, приказов о праве подписи, справок о наличии ресурсной базы для выполнения задания.

При заключении договоров необходимо проверять их на соответствие нормам налогового и гражданского права. Выявление неточностей или некорректных формулировок может при проверке ФНС стать основанием для начисления штрафов. Особенное внимание надо уделять документации при требовании контрагента использовать только их шаблоны соглашений.

При комплексном подходе к обеспечению налоговой безопасности можно воспользоваться методикой комплаенса в налогах. Система предполагает ведение постоянной работы по выявлению потенциальных налоговых рисков и предотвращению ситуаций, связанных с ними. В зону возможных рисков попадают такие операции:

На каждом участке работы оценивается уровень риска, выстраивается шкала опасности и в соответствии с ней вырабатываются схемы действий внутри предприятия. Важно организовать систему так, чтобы лицо, ответственное за поиск рисков и путей их минимизации, не принимало окончательного решения о внедрении конкретных мероприятий. Для проведения налогового комплаенса рекомендуется распределять полномочия между несколькими сотрудниками.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 15:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашей курсовой работы является комплексный анализ подходов к управлению налоговыми рисками в корпоративных образованиях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-раскрыть содержание понятий налогового риска и налоговой безопасности;
- рассмотреть различные классификации налоговых рисков;
- рассмотреть методы оценки налоговых рисков, а также методы управления налоговыми рисками;

Содержание

Введение 3
1. Понятия налоговых рисков и налоговой безопасности. Виды налоговых рисков 5
2. Методы оценки налоговых рисков 11
3. Оценка налоговых рисков на предприятиях отрасли связи 18
Заключение 26
Список использованной литературы 28
Приложение

Прикрепленные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кафедра финансового менеджмента

по дисциплине «Налоговое планирование»

на тему: Налоговые риски и налоговая безопасность

Автор курсовой работы

____________ доцент, к.э.н., Стрельник Е.Ю.

1. Понятия налоговых рисков и налоговой безопасности. Виды налоговых рисков 5

2. Методы оценки налоговых рисков 11

3. Оценка налоговых рисков на предприятиях отрасли связи 18

Список использованной литературы 28

Финансово-хозяйственная деятельность организаций сопряжена с многочисленными рисками, управление которыми является важным фактором повышения и поддержания стабильности финансового положения организаций. Одной из значимых групп рисков являются налоговые, поскольку с налогообложением связаны все сферы финансовой деятельности организаций. Высокая актуальность управления налоговыми рисками определяется существенной долей налоговых платежей в общей величине как расходов, так и денежного оттока.

В связи с этим необходима рациональная и эффективная организации учета и планирования налоговых издержек организаций. Речь в данном случае идет о научно обоснованной и практически целесообразной системе налогового менеджмента, способной в той или иной мере сгладить риски, возникающие в связи с налогообложением хозяйственной деятельности организаций. Эффективная система налогового менеджмента в организациях способна выступить связующим звеном между различными стадиями и комплексами общеэкономического менеджмента организаций как тактического, так и стратегического.

Все вышесказанное подтверждает актуальность темы, которой посвящена данная работа. Целью нашей курсовой работы является комплексный анализ подходов к управлению налоговыми рисками в корпоративных образованиях.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

-раскрыть содержание понятий налогового риска и налоговой безопасности;

- рассмотреть различные классификации налоговых рисков;

- рассмотреть методы оценки налоговых рисков, а также методы управления налоговыми рисками;

- оценить уровень налоговых рисков в рамках отрасли с помощью одного из предложенных методов и предложить мероприят ия по снижению налогового риска.

Объектом исследования является совокупность предприятий- налогоплательщиков.

Предмет исследования: данные о совокупных налоговых платежах организаций, а так же инструменты и методы оценки количественного уровня размеров налоговых платежей и налоговых рисков.

Теоретической и методологической основой исследования послужили работы отечественных и зарубежных авторов по вопросам организации систем налогового планирования и контроля, оценки налоговых рисков компаний, законодательные и нормативные акты, инструктивно-методологические документы Правительства РФ.

Решение поставленных задач осуществлялось с применением программного пакета MS Excel.

Эмпирической базой исследования послужили статистические данные об уровне налоговых платежей по предприятиям отрасли связи в РФ, бухгалтерская отчетность предприятий, размещенные на официальных сайтах компаний. Данная отрасль была выбрана нами по причине того, данная отрасль является одной из наиболее быстро развивающихся, а компании, работающие в этой отрасли – довольно крупными корпорациями, подверженными пристальному вниманию налоговых органов.

1.Понятия налоговых рисков и налоговой безопасности. Виды налоговых рисков

Налоговые риски - категория очень субъективная. Разные авторы работ в сфере налогообложения и налогового менеджмента дают различные определения понятия налоговых рисков. В таблице, приведенной в приложении 1 нами рассмотрены некоторые из этих определений.

Отметим, что необходимо разграничивать понятие «налогового риска» для налогоплательщиков, налоговых агентов и других субъектов налоговых правоотношений, представляющих интересы государства. В данной работе мы рассматриваем данное понятие с точки зрения налогоплательщиков – корпоративных образований.

Несмотря на общую актуальность проблемы управления налоговыми рисками, налоговые менеджеры российских и зарубежных компаний видят риски по-разному. Как отмечает Иван Родионов, партнер консалтинговой компании "Эрнст энд Янг”, большинство российских компаний определяют налоговый риск исключительно как риск предъявления налоговых претензий и налоговых доначислений. В то же время крупные международные компании включают в это понятие также риск неэффективности налогообложения, то есть риск переплаты налогов. Это отличие является концептуальным, поскольку именно более широкое определение налогового риска создает необходимые стимулы для внедрения в компании полноценной системы внутреннего контроля, позволяющей не только предотвратить или снизить дополнительные доначисления налогов, но и достичь оптимального для конкретной компании уровня налогообложения [33].

В литературе редко встречаются определения понятия налоговой безопасности. Рассмотрев различные варианты данного определения, мы сформулировали объединили их следующее определение: налоговая безопасность – это некоторый диапазон значений допустимого налогового риска. При этом размеры данного диапазона определяются самим субъектом налогообложения с учетом большого количества факторов, таких как уровень налогообложения и уровень требуемой доходности бизнеса в отрасли, размеры предприятия, отношение собственников к риску, а также многих других.

Эффективность организации управления риском во многом определяется классификацией риска. Приведем одну из существующих классификаций налоговых рисков: информационные риски, риски процесса, риски окружения и репутационные риски [11].

Во-первых, неопределенности, возникающие вследствие необходимости осуществления налоговых оценок (информационные риски). К этой группе рисков относится риск неоднозначного толкования закона налогоплательщиком и налоговым органом.

Во-вторых, группа рисков, связанных с неверным исполнением налоговых обязательств, ошибками в налоговом учете или налоговом планировании (риски процесса). Риски процесса условно можно разделить на несколько подгрупп:

а) Риски, связанные с проведением конкретной сделки. К данной категории относятся риски возникновения технических или фактических ошибок в процессе исчисления налогов и (или) просрочки их уплаты. Опасность таких рисков выражается и в том, что каждый отдельный риск может быть невелик, но в совокупности они могут создать угрожающую ситуацию, особенно если предприятие имеет разветвленную обширную сеть филиалов. Руководство компании должно задаться вопросами, что произойдет, если риски сложатся; достаточно ли ресурсов, чтобы нейтрализовать последствия; окажется ли результат развития по такому сценарию приемлемым. Такие риски принято называть портфельными.

В этой ситуации может помочь настройка системы документооборота, внутреннего контроля, тщательная аудиторская проверка внешними аудиторами.

б) Риски, возникающие из-за простых управленческих ошибок и недосмотра, когда налоговый или бухгалтерский отделы не вовлечены в процесс принятия управленческих решений. На практике это означает, что в компании нет четкой организационной структуры управления рисками. Соответственно, чем больше бухгалтерия и налоговый отдел вовлечены в планирование операций компании, особенно так называемых «нестандартных», а не просто отражают их результаты, тем с большим основанием можно говорить об управлении рисками.

в) Сделка плохо документирована. Одной из частых причин возникновения негативных налоговых последствий является недостаточное документальное подтверждение того, какую сделку осуществило предприятие. Документальное подтверждение экономической оправданности значительно снижает налоговые риски, но существующим на данный момент налоговым законодательством оно не регламентировано: можно говорить лишь об общих принципах подготовки таких документов.

В-третьих, риски, возникающие в результате правоприменения налогового законодательства налоговыми органами и судами (риски окружения). К данной категории относятся также риски, возникающие вследствие неопределенности применения налоговых законов в различных обстоятельствах, и риски возможного изменения налогового законодательства или практики, а также неожиданные судебные решения, «смена власти», начиная от федерального министра и заканчивая налоговым инспектором. Организация не может повлиять на вероятность наступления данных рисков, а потому их можно обозначить также как внешние риски.

В-четвертых, репутационные риски - риски нанесения ущерба репутации компании.

Гончаренко Л. И. приводит следующую классификацию налоговых рисков по мере их возрастания [10]:

а) риск налогового контроля;

б) риск доначисления недоимки и пени;

в) риск применения санкций;

г) риск увеличения налогового бремени;

д) риск снижения и потери ликвидности;

е) потери инвестиционной привлекательности (падения стоимости бизнеса; потери кредита);

ж) риск административного преследования (штрафов и дисквалификации руководителей и собственников;

з) риск ареста активов;

и) риск приостановки деятельности;

к) риск банкротства;

л) риск уголовного преследования;

м) риск ликвидации юридического лица.

Наиболее подробную, по нашему мнению, классификацию налоговых рисков по различным признакам предлагает Ф.Н. Филина [38]:

а) По субъектам, несущим налоговые риски: налоговые риски государства, налогоплательщиков, налоговых агентов, взаимозависимых лиц. В дальнейшем можно осуществлять детализацию риска налогоплательщиков - для юридических и физических лиц, а государства — для различных законодательных и исполнительных органов власти, участвующих в процессе налогообложения.

б) Исходя из факторов, определяющих налоговые риски: внешние и внутренние (либо систематические и несистематические). Для организации- налогоплательщика могут существовать обе группы рисков: внешние могут возникать по причинам, вызванным изменениями в условиях налогообложения, внутренние — по причинам неэффективной налоговой политики самого хозяйствующего субъекта.

Систематический риск обусловлен действием многообразных, общих для всех хозяйствующих субъектов, факторов.

Несистематический риск обусловлен действием факторов, полностью зависящих от деятельности самого хозяйствующего субъекта. В отношении налоговых рисков такое деление весьма условно. Поскольку где присутствует двойственность трактовки нормы налогового права, обусловленная недостатками в тексте законодательства, а где — его умышленная искаженная интерпретация, разобраться порой бывает достаточно сложно.

в) По объекту связи с другими видами рисков: риском упущенной выгоды, риском потерь материальных и нематериальных ценностей, риском неплатежеспособности, инвестиционным риском и др. Поскольку содержание налогового риска раскрывается применительно к конкретным ситуациям, содержащим риск, и объектам их проявления, можно сказать, что для организации-налогоплательщика налоговые издержки являются одним из таких объектов, тесно взаимосвязанным с другими объектами рисков.

Налоговые риски и налоговая безопасность на примере ООО «Партнер» [24.10.16]

Тема: Налоговые риски и налоговая безопасность на примере ООО «Партнер»

Тип: Курсовая работа | Размер: 124.14K | Скачано: 144 | Добавлен 24.10.16 в 18:44 | Рейтинг: 0 | Еще Курсовые работы

СОДЕРЖАНИЕ

1 Теоретические основы налоговых рисков и налоговой безопасности 6

1.1 Нормативно-правовое регулирование налоговых рисков и налоговой безопасности 6

1.2 Сущность, механизм налоговых рисков и налоговой безопасности предприятий 15

1.3 Зарубежный опыт налогообложения 22

2 Методические и прикладные аспекты налоговых рисков и налоговой безопасности ООО ЦСП «ПАРТНЕР» 28

2.1 Общая характеристика предприятия ООО ЦСП «ПАРТНЕР» 28

2.2 Экономико–производственная характеристика предприятия 37

2.3 Анализ наиболее характерных налоговых рисков ООО ЦСП «ПАРТНЕР» 45

3 Пути совершенствования предупреждения налоговых рисков ООО ЦСП «ПАРТНЕР» 51

3.1 Методики анализа активов ООО ЦСП «Партнер» 51

3.2 Совершенствование управления налоговыми рисками 55

Список использованных источников 59

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. В ходе развития и реформирования налоговой системы РФ на современном этапе недостаточно внимания уделяется разработкам в области фундаментальных основ налогообложения. Большинство исследований посвящено методическим вопросам исчисления и уплаты конкретных видов налогов, в то время как налогообложение представляет собой сложный процесс, имеющий внутреннюю структуру и функциональные связи, ключевым элементом которого является налоговое обязательство.

Учитывая, что налоговое обязательство исполняется налогоплательщиком самостоятельно, необходимым и связующим звеном, позволяющим государству отслеживать соответствие законодательно возложенных на него налоговых обязательств к исполненным, является налоговый контроль. Именно при его осуществлении выявляются факты неопределенностей в налогообложении, которые вносят значительное несоответствие в процесс налогообложения.

Признание наличия спорных вопросов по налогообложению свидетельствует об имеющихся неопределенностях, которые объясняются только с позиций допущения информационных асимметрий в налогообложении.

Информационная асимметрия, являясь реальным фактом общественной жизни, деформирует основополагающие принципы налогообложения и требует внесения корректив в существующие подходы к налогообложению.

Проявлением информационной асимметрии в отношении налогоплательщика является нарушение принципа определенности налогообложения, имеющего негативные финансовые последствия, как для налогоплательщика, (пени и штрафы), так и для государства (своевременно неполученные доходы бюджета).

Нарушение определенности, приводит к возникновению у налогоплательщика налоговых рисков, причиной которых является неисполнение налогоплательщиком налоговых обязательств в определенном законом объеме.

Государство при выявлении фактов нанесения ему финансового ущерба применяет правовые и административные механизмы его возмещения. Деятельность налогоплательщика, направленная на защиту своих интересов в части соблюдения принципа определенности налогообложения и исключения в связи с этим налоговых рисков, не получила должного внимания при исследовании процесса налогообложения. Подтверждением этого является практическое отсутствие научных работ по вопросам возникновения налоговых рисков и последствий возникающих, вследствие нарушения принципа определенности.

В связи с этим становится актуальным не только исследование налоговых рисков и финансовых последствий их реализации, но и определение приемов, позволяющих оценить неопределенность налогового обязательства для налогоплательщика.

Объект исследования – микро финансовая организация Центр Социальной поддержки «Партнер».

Предмет исследования - налоговые риски, возникающие в процессе исполнения налоговых обязательств, и налоговая безопасность при их реализации.

Целью исследования является рассмотрение налоговых рисков и налоговой безопасности на примере Микро финансовой организации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) рассмотреть нормативно-правовое регулирование налоговых рисков и налоговой безопасности;

2) исследовать сущность, механизм налоговых рисков и налоговой безопасности предприятий;

3) раскрыть зарубежный опыт налогообложения;

4) охарактеризовать методические и прикладные аспекты налоговых рисков и налоговой безопасности;

5) определить пути совершенствования предупреждения налоговых рисков ООО ЦСП «ПАРТНЕР».

Теоретическая основа исследования. Проблемам налогообложения в Российской Федерации посвящены работы Александрова И. М., Аюшиева А. Д., Врублевской О. В., Горского И. В., Дадашева А. 3., Евстигнеева Е. Н., Злобиной JI. А., Иваницкого В. П., Казака А. Ю., Киреенко А. П., Князева В. Г., Комаровой Г. П., Ногиной О. А., Ованесяна С. С., Павловой JI. П., Панского В. Г., Паскачева А. Б., Поляка Г. Б., Пушкаревой В. М., Починка А. П., Пинской М. Р., Рязановой Н. И., Романовского М. В., Черника Д. Г., Шаталова С. Д., Юткиной Т.Ф. и др.

Нормативно-правовая база исследования. В работе использовались законодательные и нормативные акты, инструктивный и методический материал, а именно: законы Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, постановления Пленумов Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, письма Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной налоговой службы Российской Федерации и т.д.

Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998г. № 146-ФЗ в ред. от 13.07.2015г. // Собрание законодательства РФ, № 31, 03.08.1998, ст. 3824.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000г. № 117-ФЗ в ред. от 05.10.2015г. // Парламентская газета, № 151-152, 10.08.2000.
  4. Федеральный закон от 30.12.2008г. № 307-ФЗ в ред. от 01.12.2014г. "Об аудиторской деятельности" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2015) // Парламентская газета, № 1, 16-22.01.2009.
  5. Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденная Приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/333@ // СПС «Консультант Плюс».
  6. Письмо Минфина России от 12.05.2009 № 03-03-06/1/318 // СПС «Консультант Плюс».
  7. Письмо Минфина России от 17.06.2009 № 03-03-06/1/398 // СПС «Консультант Плюс».
  8. Письмо Минфина России от 19.03.2010 № 03-03-06/2/52 // СПС «Консультант Плюс».
  9. Гончаренко Л.И. Налоговые риски. – М.: АРТ-С, 2012. – 284 с.
  10. Гордеева О.В. Налоговые риски: понятие и классификация // Финансы. - 2011. - №1. - С. 33-36.
  11. Гранатуров В.М. Экономический риск: сущность, методы измерения, пути решения.3-е изд., перераб. и доп. - М.: Дело и сервис, 2014. – 348 с.
  12. Демчук И.Н. Налоговый риск: сущность и содержание понятия // Вестник Томского Государственного университета. - 2015. - № 1. - С. 10-15.
  13. Дрожжина И.А. Анализ выявления и управления налоговыми рисками // Финансы и кредит. - 2012. - № 10. - С. 23.
  14. Митрофанова И. А., Плешаков Г. Г. Актуальность применения зарубежного опыта налогообложения предприятий в российских условиях. // Молодой ученый. – 2013. – № 9. – С. 217.
  15. Пинская М.Р. Налоговый риск: сущность и проявление // Финансы. - 2013. - № 2. - С.43-46.
  16. Семенова О.С. К вопросу о природе налоговых рисков // Финансы. - 2013. - № 7. - С. 36-42.
  17. Тарловская М.А. Как предотвратить налоговые риски при реализации // Клуб главных бухгалтеров. - 2011. - № 1. - С. 20-25.
  18. Филина Ф.Н. Анализ налоговых рисков. – М.: Норма, 2011. – 165 с.
  19. Фишер О.В., Чанкселиани Л.Г. К вопросу определения категории "налогового риска налогоплательщика" // Финансы и кредит. - 2014. - № 15. - С.47-51.
  20. Щекин Д.М. Налоговые риски и тенденции развития налогового права. - М.: Статут, 2012. – 236 с.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоговые штрафы

В настоящее время, когда компании стали понемногу выходить из кризиса и забывать про тяжелые времена, важно не расслабляться и не забывать о такой важнейшей составляющей любого бизнеса, как налоговая безопасность.

Необоснованные налоговые претензии могут не только повлечь значительные финансовые потери, создать препятствия для осуществления хозяйственной деятельности, но и привести к банкротству предприятия вплоть до его полной ликвидации. Поэтому чтобы не происходило, о налоговой безопасности нужно заботиться всегда и везде. Для этого необходимо, чтобы налоговые платежи компании были своевременно уплачены, обоснованны и правильно исчислены, заключенные сделки были законны, а контрагенты реальны.

  1. Оптимизация налоговых платежей путем законного налогового планирования.
С появлением на земле понятия «налог», сразу же появились и соответствующие «уклонисты», всевозможные схемы ухода, укрытия и сокрытия. Разработанные и прописанные схемы уклонения от налогов находят даже в виде берестяных грамот Древней Руси. Это не кажется чем-то неординарным, поскольку ни один человек по своей природе не является альтруистом и добровольно не желает отдавать заработанные деньги. Главная проблема заключается в том, что людям неясно, куда и на что пойдут эти средства. Однако стопроцентной прозрачности государственных расходов не будет никогда, а значит и стопроцентной уплаты налогов тоже.

Но времена меняются, вводятся в действие новые налоги и сборы, совершенствуется налоговое администрирование. Поэтому те механизмы сокрытия денежных средств, которые удавалось применить раньше, использовать сейчас уже вряд ли удастся.

Одним из самых опасных моментов для налоговой безопасности бизнеса как раз и является применение так называемых «черных» или «серых схем». Почти все из них уже знакомы работникам налоговых органов. Если, к примеру, брать во внимание всем известные «однодневки», то сейчас по таким спорам в судах все чаще выигрывают налоговики, а 5-8 лет назад ситуация складывалась абсолютно иначе. Таким образом, если вы хотите обезопасить свой бизнес, то не стоит пользоваться такими схемами. Не верьте всевозможным компаниям, которые обещают вам светлое будущее, безопасный уход от налогов, готовые «липовые» фирмы, печати, подписи и т.д. Такие понятия как «уход от налогов» и «безопасность» никак не могут существовать рядом. В СМИ сейчас появляется большое количество всевозможных статей, а также выпускаются различные книжные издания с привлекательными названиями вроде «Схемы ухода от налогов», где с картинками и примерами прописаны схемы. Такие материалы если и возможно прочитать и запомнить, то только для того, чтобы никогда в жизни их не использовать. Ведь если эту книгу, журнал прочитали вы, значит, она также доступна и известна работникам налоговых органов, которые завтра придут проверять вашу компанию.

Конечно, платить налоги в полном объеме тяжело, а некоторым и вовсе не по силам. В скором будущем ситуация может еще больше осложниться, когда ставка страховых взносов с 2011 года вырастет до 34%. Однако не стоит забывать, что помимо «черных» схем существую и «белые», т.е. весьма законные и безопасные. Их называют налоговой оптимизацией.

Налоговый кодекс РФ, бухгалтерское законодательство и прочие законодательные акты дают огромный простор для действия налогоплательщиков и возможность выбора путей уплаты и исчисления «злополучных» налогов и сборов. Помимо представленных вариаций существует и множество пробелов в законодательстве. Поэтому именно такими лазейками и необходимо пользоваться, чтобы оптимизировать налоговые платежи, не привлекая внимание контролирующих органов.

Для этого нужно разработать грамотную налоговую политику предприятия, причем лучше, если она будет составлена на относительно долгосрочный период (1-3 года). Учесть при такой разработке необходимо все нюансы деятельности именно вашей компании: ее структуру, состав, производственный процесс и т.д. Причем в такой налоговой политике лучше всего оптимизировать весь производственный, кадровый, управленческий процесс, затронуть все стороны бизнеса. Принимая какое-либо решение об оптимизации, нужно тщательно проанализировать сделку для того, чтобы она не вызывала интереса налоговиков.

Так, допустим, приняв решение, что имущество будет браться в аренду у компаний, находящихся в низконалоговых регионах, необходимо не забывать, что фирмы не должны быть взаимозависимыми или аффилированными.

  1. Проверка контрагентов на добросовестность
Второй проблемой российского бизнеса являются, конечно же, недобросовестные контрагенты. И лишь примерно в 70 % случаев, сотрудничая с «однодневками», компании знают, на что идут. А ведь в настоящее время в почти 90% случаев при рассмотрении споров по НДС и налогу на прибыль выигрывают налоговики, ссылаясь на то, что контрагент «недобросовестный», не осуществляет деятельность и его подпись недействительная и т.д. Поэтому, заключая новые контракты и договоры, на самом первоначальном этапе необходимо себя максимально обезопасить. Процесс этот довольно трудоемкий и занимает много времени и сил, но игра стоит свеч. Пренебрежение хотя бы минимальной проверкой может обернуться претензиями налоговых органов и, как следствие, разбирательствами в суде. А на это уйдет гораздо больше времени и средств, чем на проверку на первоначальном этапе.

Выясним, что в этом случае необходимо предпринять налогоплательщику. Для начала весь процесс проверки добросовестности контрагентов лучше всего разработать и утвердить соответствующим положением или приказом, назначить ответственных за данный процесс лиц, установить критерии, при наличии которых контрагент подлежит проверке. Допустим, широко известные фирмы, давно существующие на российском рынке и имеющие положительную репутацию проверять на «реальность существования» смысла нет. Поэтому критерий известность необходимо закрепить одним из первых в положении и проверке добросовестности. Также критериями отбора могут служить и сумма контракта, и периодичность сделок с контрагентом.

Следующим и самым важным этапом проверки контрагента является непосредственный сбор информации о нем, причем, чем такой информации больше, тем лучше. Во-первых, необходимо собрать общедоступные данные о контрагенте: изучить средства массовой информации, интернет (хорошо, если удастся найти сайт контрагента), «пробить» компанию по всем интернет-сайтам судов (вполне возможно, что окажется, что компания находится на стадии банкротства).

Также информацию о судебной истории контрагента можно узнать и с помощью справочно-правовых систем, в которых опубликована большая часть судебных решений. Это позволит не только получить представление о статусе и добросовестности контрагента, но и предоставит возможность узнать, лежит ли на нем клеймо «недобросовестности».

Также необходимо проверить на сайте ФНС РФ регистрационные данные контрагента. Здесь можно посмотреть полное наименование, ИНН, КПП, ОГРН, адрес регистрации и т.п. Все эти данные необходимо сравнить с данными, предоставленными контрагентом. Адрес компании не должен быть адресом массовой регистрации либо местом, где не может находиться организация, - нежилое здание, строение, церковь и т.д. Всю найденную информацию о контрагенте необходимо распечатать, сделать вырезки и т.д. и собрать в отдельное дело.

Теперь, собрав всю доступную информацию, необходимо перейти к следующему этапу – сбору информации у официальных органов (налоговые органы и органы статистики). В налоговой инспекции можно заказать выписку из ЕГРЮЛ, получив которую организация удостоверится, что контрагент официально зарегистрирован, а также увидит юридический адрес, который следует сравнить с фактическим местоположением потенциального поставщика. Обычно для судов получения выписки из ЕГРЮЛ достаточно, чтобы признать, что компания проявила должную осмотрительность (Постановления ФАС ПО от 15.07.2008 № А57-579/08, ФАС ЗСО от 30.04.2008 № Ф04-2792/2008(4587-А46-41)). При этом сведения должны быть актуальны на момент заключения сделки, а не после него. В органах статистики можно получить выписку из отчетности, чтобы оценить финансовое состояние контрагента.

Далее необходимо перейти к следующему этапу – получению данных от самого контрагента. У компании необходимо запросить:
- приказы о праве подписи документов (договоров, счетов-фактур);
- копии лицензий, если контрагент занимается лицензируемым видом деятельности;
- сведения о наличии ресурсов и возможностей, необходимых для выполнения условий договора (основных средств, штата сотрудников). Такая справка от имени контрагента составляется в произвольной форме и свидетельствует об имеющихся на праве собственности и на праве аренды производственных и торговых мощностях (оборудование, складские и производственные помещения, транспорт и т.д.), а также о численности работников контрагента на момент совершения сделки, в т.ч. занятых в сферах деятельности, непосредственно связанных с исполнением сделки.
- объяснения в случае несоответствия информации, полученной из внешних источников и от самого контрагента;
- копии деклараций с отметкой о приеме или хотя бы копии титульного листа;
- копию годового бухгалтерского баланса за последний отчетный период с отметкой налогового органа о принятии;
- выписку из книги продаж о сделке между компаниями, свидетельствующую о том, в какой сумме сделка отражена в налоговых регистрах. Выписка может быть выдана свободным способом, например как копия книги продаж, но с сортировкой по единственному покупателю;
- заверенную копию устава.

Конечно же, шанс на получение каких-либо документов от контрагента не очень велик, но попытаться все же стоит. Ведь даже в случае отказа само собой общение с контрагентом – это дополнительное доказательство его реального существования, наличия отношений с ним и ведения им деятельности. Поэтому все общение с контрагентами должно происходить в письменной форме и оформляться должным образом (на бланке организации, с наименованием организации, наличием должностей, подписей и т.д.).

  1. Проверка договоров с целью выявления налоговых рисков и работы сотрудников бухгалтерии.
Бывают ситуации, когда компания не пользуется схемами ухода от налогов, законно оптимизирует налоговые платежи, уплачивает все налоги своевременно, проверяет контрагентов на «добросовестность», но приходит налоговая проверка, доначисляются налоги и выставляется требование об уплате налогов, штрафов и пени.

А дело все в том, что изначально, договор, который был заключен с контрагентом, был составлен со скрытыми налоговыми последствиями, или, проще говоря, некорректно. А общество, понадеявшись на «хорошего» поставщика/покупателя договор не проверило. Поэтому ни в коем случае не следует упускать такие детали. Необходимо быть крайне внимательным к содержанию представляемых вам договоров, следует проводить их полный и всесторонний анализ как со стороны гражданского, так и налогового законодательства. А также и свои собственные договоры нужно составлять так, чтобы в дальнейшем ни у компании, ни у ее контрагентов не возникло нежелательных налоговых последствий.

Работу по составления и анализу договора необходимо поручить самым квалифицированным сотрудникам компании (юристам, налоговым консультантам). Если таковых штат компании не содержит, то стоит обратиться в специализированные компании.

Помимо этого, пристальное внимание необходимо уделить и работе внутри компании, а именно внутри бухгалтерии. В аудите это называется «система внутреннего контроля компании». Зачастую глобальные ошибки происходят именно по вине бухгалтера, причем из-за невнимательности или банальной некомпетентности. В связи с этим в организации нужно установить контроль за деятельностью бухгалтерии, возможно, взять в штат внутреннего аудитора или хотя бы раз в год проводить инициативный аудит, который выявит текущие ошибки и погрешности и даст руководству ясную картину работы бухгалтерии.

И в заключение всего вышесказанного хотелось бы отметить, что налоговая безопасность бизнеса – важнейшее звено работы любой компании, поэтому и забывать о ней никогда нельзя. Подходите к вопросу безопасности обдуманно, ответственно и осознавая все возможные последствия.

Российский технологический университет

Студентка 5 курса

Научный руководитель: Беловицкий Константин Борисович, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономическая безопасность» Российского технологического университета

УДК 336.025

Введение

Успешным бизнес может быть только в том случае, если постоянно учитывать вероятность критических ситуаций, проводить мониторинг и анализ рисков. Законодатель выделил риск, как один из основных факторов предпринимательской деятельности [1, ст. 2].

Важное место в системе предпринимательских рисков занимают финансовые риски. Возникают они в процессе ведения финансово-хозяйственной деятельности и взаимодействия с различными структурами: банками, страховыми, финансовыми, инвестиционными и другими компаниями.

Актуальность

Исходя из этих отношений, можно выделить страховые, кредитные, банковские, налоговые, процентные, валютные риски и риск ликвидности. Именно они представляют наибольший интерес с точки зрения экономической безопасности предприятия. Учитывая вышесказанное, можно говорить об актуальности выбранной темы.

Поскольку налоговые риски влекут дополнительные расходы предприятия, которые выражаются в виде штрафных санкций, вследствие чего они уменьшают финансовый результат, постольку роль управления налоговыми рисками постоянно возрастает и ее актуальность растет.

При написании работы автором были использованы следующие методы и материалы исследования: изучение СМИ, экономической литературы, анализ и сравнение источников информации, а также индукция и дедукция. Статья написана с использованием общедоступных материалов как правового характера, так и научного, а также была обобщена, проанализирована данная информация с помощью вышеперечисленных методов.

Новизна данной темы заключается в том, что каждое предприятие подвержено влиянию различных факторов, в том числе и налоговых рисков, которые непосредственно влияют на экономическую безопасность предприятия.

Цель работы заключается в изучении налоговых рисков и их влиянии на экономическую безопасность предприятия.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

- раскрыть понятие налогового риска;

- рассмотреть источники возникновения налоговых рисков;

- раскрыть классификацию налоговых рисков;

- изучить управление налоговыми рисками;

- определить пути минимизации налоговых рисков.

Понятие налоговый риск, источники его возникновения

В законодательстве РФ четкого определения понятия «налоговые риски» не дано. Этот пробел в теории экономической и налоговой безопасности необходимо восполнить, а также разработать научные подходы для его классификации.

Экономическая безопасность предприятия – это состояние защищенности его имущественного комплекса, иных ресурсов и экономических интересов, а также осуществляемых им бизнес-процессов от угроз экономической безопасности, обеспечивающее достижение целей и задач развития в современных, динамично меняющихся условиях рыночной экономики [4].

Налоговая безопасность это составная часть экономической безопасности предприятия. Она представляет собой состояние защищенности предприятия от внутренних и внешних угроз в результате реализации мероприятий различного назначения (налогового, экономического, правового).

Налоговый риск, исходя из отдельных понятий «риск» и «налог» - это вероятность (угроза) финансовых потерь, которые может понести предприятие из-за неблагоприятного изменения налогового законодательства в процессе финансовой деятельности или в результате налоговых ошибок, которые были допущены при исчислении налоговых платежей.

Для того чтобы понять какие пути минимизации налоговых рисков существуют, необходимо установить источники их возникновения [3].

Особенностями налогового риска являются то, что он является неотъемлемой частью финансового риска, связан с неточностью экономической и правовой информацией, охватывает всех участников налоговых правоотношений, а также несет негативный характер для всех участников.

Традиционно выделяют три источника. Первый источник – появление налогового риска в результате неправильного толкования налогового законодательства как налогоплательщиком, так и налоговым органом (информационные риски). Примером может служить подпункт 55 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ [1, ст.251]. Второй источник – появление в результате с неверным исполнением налоговых обязательств, ошибок в налоговом учете или в налоговом планировании (риски процесса). К третьему источнику относятся риски, которые связаны с возможным нанесением ущерба репутации компании (репутационные риски).

В качестве дополнительных можно выделить экономические, технические и злонамеренные факторы как источники возникновения налоговых рисков.

Экономические факторы заключаются в решении задач социально-экономического регулирования. В процессе решения таких задач возможно изменение налогового законодательства, а именно это может быть установление новых видов налогов или их отмена, изменение порядка исчисления и уплаты налоговых платежей или изменение налоговых ставок и различного вида льгот.

К техническим факторам можно отнести различные ошибки в результате исчисления налогов по причине несвоевременного ознакомления с изменениями законодательства или в связи со сложностью исчисления налоговой базы.

К злонамеренным факторам можно отнести умышленное уклонение от уплаты налогов, что может привести к крупным штрафам, уголовной ответственности должностных лиц предприятия и, как следствие, банкротство.

В более упрощенном виде последствия налоговых рисков можно сформулировать следующим образом:

- проведение камеральных, выездных, внеплановых, дополнительных проверок;

- доведение до банкротства налогоплательщика или налогового агента;

- увеличение налогового бремени;

- снижение или потеря ликвидности;

- доначисления недоимок, пеней и штрафов;

- занесение лиц в специальные реестры, таких как реестры фирм-однодневок, массовых руководителей и др.;

- применение мер административной и (или) ответственности;

Классификация, управление и пути минимизации налоговых рисков

Классифицировать налоговые риски можно следующим образом:
1. По виду последствий:

- риски налогового контроля;

- риски усиления налогового бремени.

- риски уголовного преследования налогового характера;
2. По величине возможных потерь:

- катастрофические.
3. По субъекту связи с другими видами рисков:

- риск упущенной выгоды;

- риск потери материальных и иных потерь;

- инвестиционный риск.
4. По субъектам, несущим риски

- риски налоговых агентов;

- риски взаимозависимых лиц.
5. По местонахождению источника, определяющего риски:

- внешние.
6. По времени возникновения:

- существующие на данный момент;

Предприятию необходимо соблюдать основные принципы:

- не стоит рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал;

- всегда следует думать о последствиях риска;

- нельзя рисковать многим ради малого.

На основе данных принципов можно выделить три направления управления налоговыми рисками: избежание, снижение степени (уровня), принятие риска.

Избежать определенный налоговый риск можно только в случае отказа от реализации мероприятия, непосредственно связанного с данным риском.

Снижение уровня налогового риска предполагает сокращение вероятности и объема потерь, с помощью заранее разработанного соответствующего механизма.

Принятие риска предприятием означает покрытие возможных потерь собственными средствами в случае невозможности избежать или снизить риски.

Рассмотрев источники и классификацию налоговых рисков, определим пути минимизации налоговых рисков. Таким образом, предприятию необходимо:

- осуществлять внутренний контроль;

- постоянное, систематическое изучение различных поправок в налоговом законодательстве для того, чтобы своевременно принимать решения по данным изменениям, в том числе исчисления и уплате налогов;

- организовывать курсы по повышению квалификации персонала, которые непосредственно ведут налоговый учет для снижения вероятности допущения ошибок;

- анализировать расчеты по налогам, а именно их сопоставление и сравнение, что позволит выявить признаки различного уровня риска и в последствие принимать необходимые своевременные решения;

- совершенствовать методы налогового планирования путем анализа совершенных и выявленных ошибок в процессе налоговых выплат и процедур их исправления;

- грамотно разрабатывать и формировать учетную и налоговую политику для целей налогообложения, что является инструментом защиты ведения налогового учета [2] [3].

Заключение

Таким образом, раскрыв понятие налогового риска, рассмотрев источники возникновения и классификацию налоговых рисков, изучив управление и пути минимизации налоговых рисков можно сделать следующие выводы:

- налоговые риски имеют неблагоприятные последствия для налогового агента и для налогоплательщика. Выражаются они в различного рода потерях, которые, в свою очередь, выражаются в ухудшении финансовой хозяйственной ситуации в организации;

- возникают налоговые риски и в процессе исчисления, и в процессах начисления и уплаты;

- налоговые риски часто связаны с недостаточностью необходимой информации;

- появляются в результате действий или бездействий налоговых правоотношений.

Однозначно можно сказать, что налоговые риски возникали, возникают и будут возникать в процессе осуществления предпринимательской деятельности, поскольку данная деятельность по своей сути является рискованной.

Предприятию в лице сотрудников необходимо уметь предвидеть и управлять рисками [2]. Желательно до начала деятельности организации необходимо разработать налоговую политику, поскольку налоговая сфера способна оказать слияние на предприятие.

Своевременное принятие и (или) разработка мер и использование различных способов по снижению или нейтрализации налоговых рисков позволить избежать непредвиденные финансовые потери, что в целом будет способствовать повышению эффективности бизнеса и повышению уровня экономической безопасности предприятия.

Читайте также: