Налогообложение субъектов предпринимательства в казахстане принципы функции

Опубликовано: 18.05.2024

Специальные налоговые режимы – это упрощенные виды уплаты налогов, установленные Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс).


Индивидуальные предприниматели и юридические лица (субъекты малого бизнеса) вправе выбрать только один из нижеперечисленных порядков исчисления и уплаты налогов и представления налоговой отчетности по ним:

· специальный налоговый режим на основе патента;

· специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации;

Специальный налоговый режим на основе патента

v Патент - электронный документ, подтверждающий уплату индивидуального подоходного налога (за исключением индивидуального подоходного налога, удерживаемого у источника выплаты), социального налога, обязательных пенсионных взносов и социальных отчислений.

Работа при выборе специального налогового режима на основе патента достаточно проста. Для получения патента течение 10 рабочих дней после получения свидетельства о государственной регистрации Индивидуального предпринимателя, необходимо обратиться в Налоговый орган по месту проживания и написать заявление по соответствующему бланку.

Согласно действующему законодательству специальный налоговый режим на основе патента должен соответствовать следующим требованиям:


Специальный налоговый режим на основе патента не вправе применять:

· юридические лица, имеющие филиалы, представительства;

· филиалы, представительства юридических лиц;

· налогоплательщики, имеющие иные обособленные структурные подразделения и (или) объекты налогообложения в разных населенных пунктах

· юридические лица, в которых доля участия других юридических лиц составляет более 25 процентов

· юридические лица, у которых учредитель или участник одновременно является учредителем или участником другого юридического лица, применяющего специальный налоговый режим;

· налогоплательщики, оказывающие услуги на основании агентских договоров (соглашений).

· организации, осуществляющие деятельность по организации и проведению международной специализированной выставки на территории Республики Казахстан.

Также, согласно Кодексу Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» имеются ограничения в связи с определенным видом деятельности:


В стоимость патента включаются подлежащие уплате суммы индивидуального подоходного налога (кроме индивидуального подоходного налога, удерживаемого у источника выплаты), социального налога, обязательных пенсионных взносов и социальных отчислений.

Исчисление сумм индивидуального подоходного налога и социального налога, включаемых в стоимость патента, производится путем применения ставки в размере 2 процентов к объекту налогообложения. Исчисленная сумма подлежит уплате в бюджет в виде:

Ø индивидуального подоходного налога - в размере 1/2 части исчисленной суммы;

Ø социального налога - в размере 1/2 части исчисленной суммы за минусом социальных отчислений.

Исчисление включаемых в стоимость патента обязательных пенсионных взносов и социальных отчислений производится в соответствии с законами Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» и «Об обязательном социальном страховании».

При превышении суммы социальных отчислений над суммой социального налога сумма социального налога становится равной нулю.

Если сумма фактически полученного дохода в течение срока действия патента превысит размер дохода, указанного в расчете, индивидуальные предприниматели обязаны в течение пяти рабочих дней представить расчет в виде дополнительной налоговой отчетности на сумму превышения и произвести уплату налогов с этой суммы.

Если сумма фактически полученного дохода в течение срока действия патента с учетом случаев его досрочного прекращения в соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 431 настоящего Кодекса менее размера дохода, указанного в расчете, индивидуальные предприниматели вправе представить расчет в виде дополнительной налоговой отчетности на сумму уменьшения стоимости патента.

v Специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации

Согласно действующему законодательству специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации применяют индивидуальные предприниматели и юридические лица, которые должны соответствовать следующим условиям:


2) для юридических лиц:

ü предельная среднесписочная численность работников за налоговый период составляет пятьдесят человек;

ü предельный доход за налоговый период составляет 2800-кратный минимальный размер заработной платы, установленный законом о республиканском бюджете и действующий на 1 января соответствующего финансового года.

Для применения специального налогового режима на основе упрощенной декларации налогоплательщики, за исключением вновь образованных индивидуальных предпринимателей, представляют в налоговый орган по месту нахождения уведомление о применяемом режиме налогообложения.

Специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации предоставляется:

Ø вновь созданными (возникшими) юридическими лицами не позднее пяти рабочих дней после государственной регистрации юридического лица в органе юстиции;

Ø налогоплательщиками, при переходе с общеустановленного порядка или иного специального налогового режима - до первого числа месяца применения специального налогового режима на основе упрощенной декларации;

Ø ндивидуальными предпринимателями при переходе со специального налогового режима на основе патента:

· в течение пяти рабочих дней со дня возникновения несоответствия условиям применения специального налогового режима на основе патента;

· в иных случаях - до окончания срока действия патента или временного приостановления представления налоговой отчетности.

Исчисление налогов по упрощенной декларации

Исчисление налогов на основе упрощенной декларации производится налогоплательщиком самостоятельно путем применения к объекту налогообложения за отчетный налоговый период ставки в размере 3 процентов.

Сумма налогов, исчисленная за налоговый период согласно пункту 1 настоящей статьи, подлежит корректировке в сторону уменьшения на сумму в размере 1,5 процента от суммы налога за каждого работника, исходя из среднесписочной численности работников, если среднемесячная заработная плата работников по итогам отчетного периода составила у индивидуальных предпринимателей не менее 2-кратного, юридических лиц - не менее 2,5-кратного минимального размера заработной платы, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на первое число налогового периода.

Сроки представления упрощенной декларации и уплаты налогов

1. Упрощенная декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика не позднее 15 числа второго месяца, следующего за отчетным налоговым периодом.

2. Уплата в бюджет исчисленных по упрощенной декларации налогов производится не позднее 25 числа второго месяца, следующего за отчетным налоговым периодом, в виде индивидуального (корпоративного) подоходного налога и социального налога.

При этом индивидуальный (корпоративный) подоходный налог подлежит уплате в размере 1/2 от исчисленной суммы налогов по упрощенной декларации, социальный налог - в размере 1/2 от исчисленной суммы налогов по упрощенной декларации за минусом суммы социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования, исчисленных в соответствии с законодательным актом Республики Казахстан «Об обязательном социальном страховании».

При превышении суммы социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования над суммой социального налога сумма социального налога считается равной нулю.

Многое уже, наверное, знают об опубликовании Предпринимательского кодекса Республики Казахстан. Авторы документа, среди которых есть и эксперты из России (насколько мне известно, в разработке Кодекса участвовал заведующий кафедрой предпринимательского права УрГЮУ Владимир Сергеевич Белых), избежали соблазна написать второй частноправовой кодекс специально для предпринимателей (чего нередко хотят сторонники концепций «предпринимательского права» и дуализма частного права). И это был правильный подход. В п. 2 ст. 1 Предпринимательского кодекса (далее также – Кодекс) прямо говорится, что основанные на равенстве участников имущественные отношения регулируются гражданским законодательством Республики Казахстан.

Однако в Кодексе есть дублирование положений ГК Республики Казахстан. Например, это касается положений ст. 51 «Предпринимательство государственных предприятий». Кодекс определяет, что является государственным предприятием на праве хозяйственного ведения, что является казенным предприятием. Но эти определения уже есть в ГК Республики Казахстан (ст. 103, ст. 104)!

Предпринимательский кодекс регулирует отношения власти и бизнеса, если говорить просто. В Кодексе, в частности, затрагивается следующий круг отношений: участие бизнеса в нормотворчестве, государственно-частное партнерство, формы и средства государственного регулирования (разрешения и уведомления), техническое регулирование, государственное регулирование цен и тарифов, обязательное страхование, государственный контроль и надзор, государственная поддержка отдельных видов деятельности (АПК, индустриально-инновационной, инвестиционной), специальные защитные, антидемпинговые меры. Кодекс охватывает и антимонопольное регулирование. Есть раздел, посвященный формам и способам защиты прав субъектов предпринимательства, в котором, в том числе, регламентирован статус уполномоченного по защите прав предпринимателей и инвестиционного омбудсмена.

Скажете: «Сборная солянка»? Возможно. Только вместо множества разбросанных по разным нормативным правовым актам положений, касающихся взаимодействия государства и бизнеса, появляется пусть и не стройная на чей-то взгляд, но система. Кодификация упрощает жизнь не только предпринимателям, но и юристам.

Любопытно, что Предпринимательский кодекс предусматривает, что при наличии пробелов или противоречия норм законодательства в сфере предпринимательства положениям Кодекса, применяются положения Кодекса (п. 4 ст. 1). Похожая норма, как известно, есть в российском ГК (абз. 2 п. 2 ст. 3) и в ГК Республики Казахстан (п. 2 ст. 3).

В Кодексе поименовано 19 (!) принципов взаимодействия субъектов предпринимательства и государства. Любопытно, что добросовестность как общий принцип в перечне прямо не поименована. Есть только добросовестная конкуренция (подп. 5 п. 2 ст. 3 Кодекса). Остается лишь задать вопрос: а разве добросовестная конкуренция это принцип взаимодействия субъектов предпринимательства и государства? Ответ есть в статье 8 «Добросовестная конкуренция», которой запрещается деятельность, направленная на ограничение конкуренции, ущемление прав и законных интересов потребителей, а также недобросовестная конкуренция.

Надо отметить, что добросовестность уже как презумпция возникает в статье 14 «Взаимная ответственность субъектов предпринимательства и государства», где говорится, что в процессе государственного регулирования предпринимательства при исполнении предпринимателями своих обязанностей или реализации их прав предполагается добросовестность их действий.

Что очень важно: субъект предпринимательства считается добросовестным, если руководствовался официальным разъяснением государственного органа, данного в пределах компетенции последнего.

Среди принципов можно особо отметить прямо закрепленный приоритет предупреждения нарушения перед применением мер государственного принуждения (ст. 13).

Поначалу вызывает вопросы соотношение принципа равенства субъектов предпринимательства (ст.6) и принципа поддержки отечественных производителей (ст. 17), но они снимаются тем, что второй принцип раскрывается через реализацию мер по созданию благоприятных условий для развития производства. Кроме того, Кодекс провозгласил, что при заключении международных договоров и участии в принятии решений международных организаций учитываются национальные интересы Республики Казахстан.

Кодекс закрепил положение о запрещении использования прав в противоречии с их назначением, явно перекочевавшее из пункта 5 статьи 8 ГК Республики Казахстан, запрещающего такое поведение наряду с действиями, направленными на причинение вреда, и злоупотребление правом в иных формах. Предпринимательским кодексом также запрещается использование прав с целью уклонения от исполнения обязанностей или ответственности за совершенные правонарушения, причем речь идет не только о правах, предоставленных Кодексом, но и предоставленных другими нормативными правовыми актами.

Можно отметить отсутствие единообразия в словоупотреблении. К примеру, где-то говорится: «законами Республики Казахстан», где-то: «законодательством Республики Казахстан», в иных местах текста: «нормативными правовыми актами».

Кодекс есть за что похвалить, есть за что покритиковать, но так или иначе, я считаю, его появление можно назвать успехом сторонников концепции предпринимательского (хозяйственного) права. Если этот успех будет подкреплен позитивным опытом правоприменения, возможно, и в России наметится тенденция к преодолению пестуемого цивилистического скепсиса по поводу вклада «хозяйственников» в юриспруденцию, тем более что Кодекс не лезет на «поляну» цивилистов.


Рубрика: 20. Международное право

Дата публикации: 06.12.2016

Статья просмотрена: 617 раз

Библиографическое описание:

Каримбекова, А. С. Особенности налогообложения бизнеса в Республике Казахстан / А. С. Каримбекова. — Текст : непосредственный // Актуальные проблемы права : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 176-179. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/224/11565/ (дата обращения: 21.05.2021).

В статье рассмотрены такие важные аспекты регулирования экономики республики, как налогообложение, перспективные направления его совершенствования и дальнейшего развития в сфере развития малого и среднего бизнес. Также рассмотрены особенности совершенствования налогового законодательства в рамках современной экономической ситуации в стране. Материалы, представленные в статье, опираются на актуальные данные развития экономики, действующее законодательство, а также Послания Президента РК и другие нормативно-правовые акты. В статье дается определение понятия «налоговая система», а также предлагается анализ практики налогообложения за рубежом. В качестве перспективных направлений совершенствования налогообложения предлагаются налоговые льготы и послабления для отдельных категорий предпринимателей.

Ключевые слова: налогообложение, предпринимательская деятельность, налоговая система, реформирование налоговой системы, налоговые режимы, налоговыельготы

The article deals with such important aspects of regulation of the country's economy, taxation, perspective directions of its improvement and further development in the field of small and medium business. Also, the features of improvement of tax legislation within the framework of the current economic situation in the country. The material presented in this article are based on actual data of economic development, the current legislation, as well as the Message of President of Kazakhstan and other regulatory legal acts. The article gives the definition of «tax system» concept, and also presents an analysis of the taxation practices abroad. As promising ways to improve taxation offered tax breaks and exemptions for certain categories of entrepreneurs.

Keywords: taxation, entrepreneurship, the tax system, reform of the tax system, tax regimes, tax breaks

В современном мире налоги не только являются основой доходной части государственного бюджета. Налоговым системам развитых стран присуще использование налогов как одного из основных инструментов регулирования экономики и социальной сферы, с помощью которых государство оказывает стимулирующее либо сдерживающее влияние на развитие хозяйственной деятельности субъектов. В силу этого государство должно постоянно уделять внимание оценке эффективности функционирования налоговой системы и на основе всестороннего анализа принимать решения о необходимости трансформации законодательной базы по вопросам налогообложения.

В послании Президента Н. А. Назарбаева народу Казахстана «Казахстан-2050» содержится перспективный план развития нашего общества и государства. Многие негативные черты нашего сегодняшнего развития, как отмечается в Послании, «носят временный и преходящий характер, являются скорее следствием советского наследия, сложностей переходного периода, однако в какой мере мы используем возможности и нейтрализуем угрозы, поднимем свои активы и снизим пассивы, зависит от нас самих, от точности постановки целей и приоритетов, своевременности и гибкости в их реализации» [1].

Налогообложение является важнейшим методом государственного регулирования, от его эффективности зависит успех социальной и экономической политики.

Применение налога является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, формы собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями, регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. Государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет налогов финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система налогообложения определяет конечное распределение доходов между людьми.

Главными целями разработок Налогового кодекса являлись повышение у производителей, предпринимателей деловой активности через снижение налогового бремени, сокращение количества налогов и платежей, установление количества налогов и платежей, установление жесткого контроля и повышенной ответственности налогоплательщиков и, что особо следует отметить, — приведение положений кодекса в соответствии с международными принципами налогообложения. Еще одной особенностью нового налогового законодательства является переход от налогообложения прибыли юридических лиц к налогообложению дохода [2].

В условиях развития различных форм собственности и, прежде всего, частной, заслуживает внимания переход к единой базе обложения юридических и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Индивидуальные предприниматели и хозяйствующие субъекты подведены под общую основу — единый порядок исчисления налога на основе определения совокупного годового дохода (валовой выручки).

Современная налоговая система не предусматривает каких-либо отличий в системе налогообложения юридических лиц в зависимости от видов деятельности и размеров предприятий. Практически все юридические лица, зарегистрированные на территории РК, облагаются по единой схеме налогообложения.

В целом, налоговая система в переходный период отличалась достаточной стабильностью. Вместе с тем, осуществляемые в экономике преобразования приводили к необходимости эволюционного реформирования налоговой системы, требовали внесения определенных корректив в действующее законодательство для динамичного развития. Важно было создание такой системы налогообложения, которая не только обеспечивала бы фискальные интересы государства, но и стимулировала бы развитие производства, эффективное использование природных ресурсов страны и приток широкомасштабных инвестиций.

На достижение этих целей направлены изменения и дополнения, вносимые в Налоговый кодекс.

В изменениях предусмотрены меры по повышению уровня собираемости налоговых платежей, установлению экономической и законодательной стабильности для инвесторов, расширению практики применения фиксированных налогов на основе патента, усилению административной и уголовной ответственности налогоплательщиков, нарушающих налоговое законодательство.

Налоговая политика — очень тонкий и хрупкий инструмент интерактивного управления экономикой. Отнюдь не всегда возможно однозначно оценить, как отзовется та или иная мера в области налоговой реформы на экономике страны в целом. Гибкая налоговая политика Казахстана способствовала оживлению к концу ХХ века экономики страны, а также прогрессу ряда структурных макропараметров социальной сферы, которые постепенно эволюционируют в направлении доказавших свою эффективность мировых моделей социально-ориентированного рыночного хозяйства [3, с.57].

Реформы последних лет показали, что Казахстан — одна из немногих республик СНГ, где государство целенаправленно и сбалансировано использует налоговую политику для развития экономики страны в рамках заранее определенной стратегии рыночных преобразований.

Деятельность налоговых органов в сфере налогового администрирования нацелена на обеспечение полного и своевременного сбора налогов и сборов в соответствии с законодательством Республики Казахстан, а также необходимого контроля и наказания в отношении нарушителей налогового законодательства. То есть налоговое администрирование в широком его понимании представляет собой инструмент, который, в конечном итоге, определяет успех или неуспех налоговой политики страны. На сегодняшний день налоговое администрирование РК вышло на качественно новый этап развития, уже реализован ряд масштабных реформ — в частности принят в 2005 г. Новый налоговый кодекс, который претерпевает постоянные изменения и существенно приближает налоговую систему Казахстана к международной практике, несет в себе большой инвестиционный потенциал, а также позволяет построить транспарентную систему налогового администрирования [2].

В настоящее время изучается международный опыт и функциональные возможности информационной системы по управлению рисками, которую налоговые органы многих стран используют в работе для автоматизированного отбора налогоплательщиков и для проведения налоговых проверок. В рамках Проекта Всемирного банка по реформированию налогового администрирования, предусмотрено поэтапное внедрение СУР. В периоды роста экономики, расширения международного сотрудничества, связей, взаимной торговли в рамках таможенного союза имеется риск возрастания уклонения от уплаты налогов. Нарушения налогового законодательства, выявляемые в ходе налогового контроля, все чаще оказываются связанными с внешнеэкономической деятельностью хозяйствующих субъектов.

Достижение эффективности в борьбе с такими преступлениями путем слаженного взаимодействия с государственными органами иностранных государств, невозможно без выстраивания четкого механизма обмена информацией. Принимая во внимание, что решение проблемы борьбы с уходом от налогообложения, возможно только в результате совместного объединения сил контролирующих органов, Налоговым комитетом МФ РК разработан проект Плана мероприятий по снижению теневой экономики с учетом превентивных мер процессам незаконного получения доходов, который в настоящее время находится на рассмотрении в Секретариате Совета Безопасности Республики Казахстан.

Реализация мероприятий Проекта по реформированию налогового администрирования окажет комплексное воздействие на всю сферу налогообложения и налогового администрирования.

Постановлением Правительства одобрена Концепция перехода к всеобщему декларированию доходов и имущества гражданами РК и лицами, имеющими вид на жительство, и утвержден План мероприятий по переходу.

Предполагается, что переход на всеобщее декларирование будет осуществляться поэтапно.

Ожидается, что переход на всеобщее декларирование будет способствовать [4, с.55]:

– противодействию теневой экономике;

– снижению уровня коррупции в государственных органах;

– расширению налоговой базы и увеличению поступлений в бюджет индивидуального подоходного налога;

– эффективности криминальных расследований;

– повышению налоговой культуры налогоплательщиков Республики Казахстан.

Период стабилизации рыночной экономики — процесс сложный и длительный, определенное место в этом процессе отводится налоговой системе страны. Посредством налоговой политики государство выполняет ряд функций, поощряет или ограничивает деятельность той или иной отрасли, что в свою очередь способствует стабилизации экономики нашей страны.

Реформирования налоговой системы Республики Казахстан идет к завершению в настоящие время, но это не значит, что она завершена, потому что рыночная экономика несет в себе постоянные изменения и перемены, которые должна учитывать налоговая политика любой страны [5, с.33].

Принимая во внимание непрерывные изменения и дополнения, функционирования налоговой системы, сохраняет определенную устойчивость и обеспечивает государство значительными налоговыми поступлениями.

Налоговая система Республики Казахстан устанавливает единые правила налогообложения независимо от организационно-правовых форм субъектов хозяйствования и всех физических лиц, что в свою очередь обеспечивает равенство между налогоплательщиками.

Построенная с учетом опыта западных стран налоговой система Республики Казахстан дает возможность присоединиться к мировому рынку, включиться в международные экономические связи, которые являются необходимым условиям развития экономики нашей страны.

Учитывая вышеизложенные моменты, можно надеяться, что Республика Казахстан сформирует одну из лучших налоговых систем мира, что в свою очередь будет основой развития экономики нашей страны и ее дальнейшего процветания.

В условиях мирового финансового кризиса государство снижает общую налоговую нагрузку для несырьевых секторов экономики, особенно для малого и среднего бизнеса, упрощает отчетность по налогам, проводит иную регулирующую деятельность в области налоговой политики с целью увеличения налогооблагаемой базы и, соответственно, недопущения снижения налоговых поступлений в государственный бюджет.

Существенное снижение налогов возможно только тогда, когда будет преодолен рост государственных расходов, и они будут стабильно зафиксированы хотя бы на сегодняшнем достаточно высоком уровне при динамично возрастающем объеме валового национального продукта.

  1. Назарбаев Н. А. Послание Президента страны народу Казахстана. «Казахстан-2050»: Цели, вызовы, новая экономическая и молодежная политика / Н. А. Назарбаев — Астана: Казахстан, 2014.
  2. Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» по состоянию на 1.01.2015 года.
  3. Скала В. И. Налоговая реформа в РК: комментарии и консультации. — Алматы, ЛЕМ, 2002. — 223 с.
  4. Ашимова Ж. Н. Совершенствование системы налогов и других обязательных платежей в бюджет в Республике Казахстан. // Вестник КазНУ, серия «Экономика». — 2011. — № 5. — С.55–62.
  5. Райханова К. Разъяснение основных положений Налогового Кодекса Республики Казахстан // Финансы Казахстана. — 2013. — № 2. — С. 33–54.


Рассказать друзьям:

Рассказать друзьям:

Рассказать друзьям:

1. Салюлев Андрей Петрович

2. Кожахмет Руслан Маликович

4. Кашкинбеков С К

8. Утепкалиев Нагим Утепкалиевич

10. гуляим туркеновна

13. Наталья Викторовна

18. Нурмаганбетов Арман

19. Екатерина

20. Кусманова Бакытгуль Cериковна

21. Нурмаганбетов Арман

23. Дюсенова Куралай

24. Демкина Ольга

1. Имя: Смагамбетов Даулет

Задам один вопрос. Пожалуйста, не обойдите его стороной. Согласно ЗК РК, земельные участки предоставляются вне процедуры торгов для реализации инвестиционных проектов и в качестве натурных грантов. При этом МИО не рассматривают инвестпроекты, по которым не заключен инвест.контракт. При этом для лиц, заключивших инвест. контракты, инвест. преференции выражаются также и в виде государственных натурных грантов. Следовательно, норма закона о предоставлении ЗУ без аукциона для реализации инвест. проекта не действует. Вопрос: возможно ли предоставление ЗУ для реализации инвест. проекта, по которому инвест. контракт с МИР не заключен.

2. Имя: Екатерина

У нас компания 50 человек, субъект малого бизнеса, нам обязательно вступать в Палату предпринимателей? (вопрос звучал в ходе вебинара (см. отрывок)

3. Имя: Нурмаганбетов Арман

Елена Викторовна, и второй вопрос, Как Вы считаете имеет ли будущее НПП? Если нет, то что нужно для права на жизнь? Заранее благодарен за ответы. (вопрос звучал в ходе вебинара (см. отрывок )

4. Имя: Белова Анна

Есть ли штрафные санкции за не уплату взносов в палату предпринимателей.

5. Имя: Дюсенова Куралай

Урегулирован ли как то в Предпринимательском кодексе - вопрос о "рейдерстве" вопрос звучал в ходе вебинара (см. отрывок)

6. Имя: Аймухамбетов Алмас

Елена Викторовна, не могли бы Вы прокомментировать изменения в части антимонопольного регулирования? Какие основные и важные моменты, на Ваш взгляд, предусмотрены ПК? Спасибо!

статья 58 ПК РК. Указаны две противоречащие нормы. Указано, что Национальная палата образуется по принципу обязательности членства в ней субъектов предпринимательства, за исключением субъектов предпринимательства, для которых законодательством Республики Казахстан установлено обязательное членство в иных некоммерческих организациях. А далее сказано, что на субъектов предпринимательства, являющихся членами (участниками) саморегулируемых организаций в сфере предпринимательской деятельности, основанных на обязательном членстве, распространяется принцип обязательности членства субъектов предпринимательства в Национальной палате. Вот и складывается коллизия - с одной стороны на отдельных субъектов наложено обязательство обязательного членства в отдельных некоммерческих организациях (палаты, коллегии и прочее), что естественно влечет оплату членских взносов и что по первой норме позволяет исключить членство в НПП РК. Но тут же вторая норма этой же статьи указывает, что такие субъекты всё равно на обязательной основе являются членами НПП РК. Вот каким образом должна определяться приоритетность указанных требований, ведь это одна статья и противоречащие нормы?

Какие ухудшения для предпринимателей принёс новый Кодекс?

Индивидуальный предприниматель может использовать труд членов своей семьи , без выплаты им заработной платы, деятельность не касается крестьянских и фермерских хозяйств, оказание рекламных услуг ??

10. Имя: Суханов Борис

Если мы ведем деятельность в другом городе, а ТОО зарегистрировано в другом городе, обязательно ли нам открывать филиал. Или можно без него?

Будут ли с Нового года все юридические лица осуществлять свою деятельность только с НДС?

Статьей 14 Закона «О государственно-частном партнерстве» предусмотрено определение центральным уполномоченным органом по государственному планированию перечня рисков, которые затем в договоре ГЧП должны быть распределены между государственным и частным партнером. Вопрос: такой перечень уже определен?

Режимы налогообложения для индивидуальных предпринимателей в Казахстане

Выбор подходящего налогового режима необходимо осуществить при постановке на регистрационный учет в качестве ИП при подаче налогового заявления.

При этом, неосуществление выбора специального налогового режима в налоговом заявлении будет считаться согласием вновь созданного ИП на общеустановленный порядок налогообложения (последующий переход на специальный налоговый режим возможен не ранее чем через один календарный год применения общеустановленного порядка).

В случае выбора в налоговом заявлении специального налогового режима без предоставления на бумажном носителе или в электронном виде, в том числе посредством веб-портала «электронное правительство», расчета по патенту, к ИП, с даты государственной регистрации в качестве ИП в налоговых органах, будет применяться специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации.

В Казахстане для ИП существуют следующие режимы налогообложения

1. Общеустановленный порядок;

2. Специальные налоговые режимы:

2.2 Упрощенная декларация;

2.3 Специальный налоговый режим для крестьянских и фермерских хозяйств;

Специальный налоговый режим не вправе применять:

1) ИП, осуществляющие следующие виды деятельности:

- производство подакцизных товаров;

- хранение и оптовая реализация подакцизных товаров;

- реализация отдельных видов нефтепродуктов - бензина, дизельного топлива и мазута;

- организация и проведение лотерей (кроме государственных (национальных);

- сбор и прием стеклопосуды;

- сбор (заготовка), хранение, переработка и реализация лома и отходов цветных и черных металлов;

- деятельность в области бухгалтерского учета или аудита;

- финансовая, страховая деятельность и посредническая деятельность страхового брокера и страхового агента;

- деятельность в области права, юстиции и правосудия.

2) Налогоплательщики, имеющие иные обособленные структурные подразделения и (или) объекты налогообложения в разных населенных пунктах;

3) Налогоплательщики, оказывающие услуги на основании агентских договоров (соглашений).

Условия применения налогового режима

При специальной налоговой режиме на основе патента ИП не должен использовать труд работников, осуществляет деятельность в форме личного предпринимательства и предельный доход за налоговый период не должен превышать 300-кратного МЗП (6857700 тенге). Статья 429 НК РК. Срок сдачи налоговой отчетности: календарный год (статья 430 НК РК)

При специальной упрощенной декларации предельная среднесписочная численность работников за налоговый период 25 человек, включая самого ИП и предельный доход за налоговый период составляет 1400-кратный МЗП (32002600 тенге). пп 1) статьи 433 НК РК. Срок сдачи отчетности в СОНО за первое полугодие до 15 августа текущего года, а за второе полугодие срок отчетности в СОНО до 15 февраля следующего года.

Общеустановленный порядок Календарный год с 1 января по 31 декабря ( статья 148 НК РК)

Особенности специального режима на основе патента это - одновременная выплата всех налогов в момент оформления патента, отсутствие необходимости в выдаче фискальных чеков, отсутствует необходимость в кассовом аппарате и практически отсутствует налоговая отчетность. А в специальном режиме на основе упрощенной декларации налоги уплачиваются по факту получения дохода, а не по предоплате, как по патенту.

Для сведения налогоплательщиков налоги в разных режимах:

- ИПН 2 % от заявленного дохода ( статья 432 НК РК);

- Социальные отчисления в размере 5% от МЗП

- п. 2 ст. 14 Закона «Об обязательном социальном страховании», ч.4 п. 4 Правил исчисления и перечисления социальных отчислений;

Пенсионный взнос в размере 10 % от заявляемого дохода (п.3 ст. 25 Закона «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан»).

Упрощенная декларация

- ИПН 3 % от совокупного дохода - выручки ( статья 436 НК РК);

- Социальные отчисления в размере 5% от МЗП за самого ИП и за каждого работника (п. 2 ст. 14 Закона «Об обязательном социальном страховании», ч.4 п. 4 Правил исчисления и перечисления социальных отчислений);

- Пенсионный взнос в размере 10% от дохода за самого ИП и за наемных работников (п.3 ст. 25 Закона «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан»).

Общеустановленный порядок

- ИПН 10% от суммы дохода (п.1 ст. 158 НК РК). При этом облагаемый доход составляет разницу между выручкой и расходами по получению дохода; o Социальный налог в размере 2 МРП за самого ИП и 1 МРП за каждого наемного работника (п. 2 ст. 358 НК РК);

- НДС по ставке 12%, если будет превышен минимум оборота по реализации товаров, работ и услуг, составляющий 30 000-кратную величину МРП, в течение любого периода (не более 12-месячного) (п.1 ст. 268 , п. 5 ст. 568 НК РК);

- Пенсионный взнос в размере 10% от дохода за самого ИП и за наемных работников (п.3 ст. 25 Закона «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан»).

Ускенбаева А.М., ведущий специалист

УГД по Жетысускому району города Алматы

Читайте также: