Налогообложение субъектов малого предпринимательства литература

Опубликовано: 16.05.2024

Елена Космакова

Автор статьи — Копирайтер Контур.Бухгалтерии

Что такое налоговый режим

Бизнес платит налоги по определенным правилам и формулам. Попросту говоря, налоговый режим (или система налогообложения) - и есть тот набор формул, по которым придется рассчитывать и перечислять в бюджет налоги. В России несколько таких систем, они отличаются по количеству налогов и их размеру, по числу отчетов, которые придется сдавать. В каждой системе есть свои допуски и критерии: если бизнес подходит под эти допуски — имеет право применять систему, если “не влезает” - то нет.

  • ОСНО — общая система налогообложения — базовая система, на которой “по умолчанию” оказываются все новые компании и ИП, если они не выберут другой режим и не напишут об этом уведомление в налоговую. Поэтому ОСНО называют основной системой, или “классикой”, а остальные налоговые режимы — специальными, или спецрежимами.
  • УСН — упрощенная система налогообложения, упрощенка.
  • ПСН — патентная система налогообложения, патент.
  • ЕСХН — единый сельскохозяйственный налог — для фермеров и крестьянских хозяйств.
  • НПД — налог на профессиональный доход — для самозанятых.

Что влияет на выбор налогового режима

Какие же параметры показывают, сможете вы применять конкретную систему налогообложения или нет? Перечисляем.

  • Объем годовой выручки. Скажем, для УСН это 200 000 млн. рублей, для ПСН — 60 млн. рублей, для НПД — 2,4 млн. рублей, а для ОСНО ограничений нет.
  • Число сотрудников. На упрощенке можно работать со штатом до 130 человек, на патенте — до 15 человек, на НПД вовсе нельзя нанимать персонал, а на ОСНО ограничений снова нет.
  • Организационно-правовая форма - ИП, ООО и пр. Например, ИП могут работать на ПСН и НПД, а ООО — нет.
  • Виды деятельности. На ОСНО можно работать при любом виде деятельности, а вот у каждого спецежима есть список видов, для которых его можно применять. Это прописано в Налоговом кодексе и региональных законах, мы расскажем об этом подробнее, когда будем говорить о каждом спецрежиме.

Есть и другие допуски для спецрежимов: стоимость основных средств, наличие филиалов и пр. Об этом мы тоже расскажем позже.

Как выбрать налоговый режим

Шаг 1. “Отфильтруйте” все возможные режимы по организационно-правовой форме. Например, у вас ООО: подойдут ОСНО и УСН. Если у вас ИП, подойдет любой из режимов.

Шаг 2. Смотрим на годовую выручку. Если по бизнес плану вы должны заработать 45 млн рублей, то НПД уже не подойдет, а вот патент, упрощенка и ОСНО — да.

Шаг 3. Считаем работников в штате. Например, у вас 60 сотрудников: патент и НПД отпадают, остается упрощенка и ОСНО.

Шаг 4. Отсекаем налоговые режимы по видам деятельности: проверяем допуски для вашего вида. Скажем, страховщики не работают на УСН.

Шаг 5. Проверяем остальные критерии: например, компания с филиалами или участием другой компании в уставном капитале более 25% не может применять УСН.

Шаг 6. Если к этому шагу у вас еще есть выбор, рассчитайте налоговую нагрузку. Для этого посмотрите, какие налоги платят на каждом подходящем налоговом режиме, и рассчитайте суммы по вашим плановым или текущим доходам. Потом сравните их и выберите самый выгодный налоговый режим.

Выбор системы налогообложения можно сделать автоматически — с помощью бесплатного калькулятора от Контур.Бухгалтерии. Калькулятор поможет отсечь неподходящие режимы, подскажет, как заполнить поля для расчета, и покажет налоговую нагрузку по каждой системе. Вам останется только выбрать выгодный режим.

УСН: налоги и отчеты, кому подходит

Упрощенка — один из самых понятных и выгодных спецрежимов для малого бизнеса, правила работы и перехода на УСН есть в гл. 26.2 НК РФ. На упрощенке платят один налог (правда, если у компании есть транспорт и земля, то транспортный и земельный налог платятся отдельно). Каждый квартал перечисляют так называемые “авансы по налогу”, а по итогам года рассчитывают и платят остаток налога. А вот налоговая декларация одна — ее сдают раз в год: организации до 31 марта, ИП — до 30 апреля.

Плюс системы еще и в том, что власти вашего региона могут снизить налоговую ставку по УСН для некоторых видов бизнеса, тогда экономия будет еще заметнее.

На УСН не надо работать с НДС. Поэтому другим компаниям, которые платят НДС, не выгодно покупать у компаний или ИП на УСН товары и услуги. Так что “осношники” стараются не работать с “упрощенцами”.

Допуски и ограничения при работе на УСН:

  • годовой доход — не более 200 млн. рублей;
  • число сотрудников — не более 130;
  • стоимость основных средств — не более 150 млн. рублей;
  • в уставном капитале компании должно быть не более 25% вклада другой организации;
  • у компании не должно быть филиалов;
  • на упрощенке нельзя работать производителям подакцизных товаров, добывать полезные ископаемые, работать с ценными бумагами, давать кредиты: в ст. 346.12 НК РФ перечислены все, кому нельзя работать на УСН.

Правила расчета налога на упрощенке зависят от объекта налогообложения. Это та сумма, с которой платится налог. На УСН есть два варианта:

  • доходы;
  • доходы минус расходы.

УСН “Доходы”

Налоговая ставка — от 1 до 6% в зависимости от региона и вида деятельности. Обычно этот вариант выгоден, если ваши расходы сложно подтвердить или расходы составляют менее 60% от доходов. Если годовой доход компании от 150 до 200 млн. рублей или число сотрудников от 100 до 130 человек, ставка вырастает до 8%.

Из суммы налога можно вычесть уплаченные страховые взносы: это взносы ИП “за себя” и взносы за сотрудников. Здесь мы подробнее рассказываем об уменьшении налога на сумму взносов.

Вести учет и сдавать отчетность на УСН “Доходы” можно самостоятельно, чтобы экономить на бухгалтере. Лучше это делать не в таблицах Excel, а в специальной программе или сервисе. Скажем, сервис Контур.Бухгалтерия рассчитает налог, заполнит книгу учета доходов и расходов и налоговую декларацию, предупредит о сроках платежей и отчетности. Для сотрудников — рассчитает и оформит зарплаты, взносы, НДФЛ, отчеты.

УСН “Доходы минус расходы”

Налоговая ставка — от 5 до 15% в зависимости от региона и вида деятельности. Будет выгоден, если ваши расходы легко подтвердить документами, и они составляют более 60% от доходов. Если годовой доход компании от 150 до 200 млн. рублей или число сотрудников от 100 до 130 человек, ставка вырастает до 20%.

Уплаченные страховые взносов за ИП и сотрудников можно включить в расходы. Но не все расходы уменьшают налоговую базу, с которой платят налог. Для признания расхода есть требования:

  • расход обоснован и совершен с целью получение дохода;
  • расход упомянут в списке из ст. 346.16 НК РФ;
  • вы получили от поставщика то, за что платите деньги, и полностью расплатились;
  • есть документы, которые подтверждают расход;
  • если расходы связаны с товарами для перепродажи, то списать их можно только после продажи этих товаров.

Чтобы не запутаться с учетом расходов на УСН, лучше вести учет в специальном сервисе или привлечь бухгалтера. Скажем, веб-сервис Контур.Бухгалтерия учитывает расходы по всем правилам, рассчитывает платежи, заполняет КУДиР и декларацию, формирует платежки, напоминает о датах платежей и отчетов. В сервисе есть зарплатный блок для работы с сотрудниками. А с помощью управленческих отчетов руководитель сможет контролировать финансы.

ОСНО: учет, отчетность, сложность

Малый бизнес редко выбирает ОСНО: только если видит выгоду в работе с плательщиками НДС — многие поставщики и покупатели охотнее сотрудничают с теми, кто тоже платит налог на добавленную стоимость. Этот налог платят на ОСНО, а еще — налог на прибыль и налог на имущество организаций, если в собственности есть недвижимость. Если есть транспорт и земля — налоги по ним платятся отдельно. Отчетность по каждому из налогов сдают ежеквартально.

На ОСНО придется вести полноценный бухгалтерский и налоговый учет — довольно сложный и кропотливый. Это вряд ли возможно без специальных бухгалтерских знаний, даже если вы работаете в специализированном сервисе. Так что на ОСНО компании и ИП чаще всего работают с бухгалтером.

Но все же бухгалтерские сервисы упрощают работу и избавляют от ошибок. Например, в Контур.Бухгалтерии есть специальный инструмент “Расчет НДС”, который помогает сокращать налог к уплате, подсказывает, каких документов в системе не хватает и какие ошибки в учете допущены.

Патент: критерии, совмещение

Патент похож на отмененный с 2021 года режим ЕНВД. Здесь размер налога зависит не от фактических доходов, а от потенциально возможных. Такой доход устанавливают региональные власти, рассчитать стоимость патента можно на официальном сайте налоговой.

Работать на ПСН легко: нужно вовремя вносить платежи за патент и вести книгу учета доходов. Если у вас есть транспорт и земля — платить налоги по ним, а если есть сотрудники — уплачивать НДФЛ, взносы и сдавать отчеты по персоналу. С 2021 года стало можно уменьшать сумму патента на страховые взносы за себя и сотрудников по аналогии с отмененным ЕНВД.

Вот допуски к работе на патенте:

  • работать на ПСН могут только ИП;
  • ваш вид деятельности должен подходить под ПСН, в каждом регионе свой список (скажем, общепит, детские центры развития, фотоуслуги), уточняйте эти сведения в своей налоговой;
  • в штате предпринимателя не более 15 сотрудников;
  • годовой доход — не более 60 млн. рублей;
  • ИП не работает с подакцизными товарами и товарами, подлежащими обязательной маркировке.

НПД: кому подходит

Налог на профессиональный доход — режим для самозанятых. Если вы временно или постоянно работаете сами на себя и продаете товары или услуги собственного производства, а ваши доходы — не более 2,4 млн рублей в год, то можно рассматривать этот режим. Его могут применять физлица и индивидуальные предприниматели. Один из плюсов этого режима — на нем не нужно платить страховые взносы “за себя”.

Совмещение налоговых режимов

Иногда в бизнесе выгодно выделить два направления, и по каждому из них применять свой налоговый режим. С 2021 года совмещать разные режимы могут только предприниматели. Есть два варианта:

ОСНО и упрощенку совмещать нельзя, оба эти режима — базовые и распространяются на всю деятельность. А НПД нельзя совмещать ни с чем.

Резюмируем: внимательно изучите, подходит ли вам каждый из налоговых режимов по допускам и критериям, сравните налоговую нагрузку с помощью нашего бесплатного калькулятора и работайте на самом выгодном для вашего бизнеса режиме. А веб-сервис Контур.Бухгалтерия поможет вести учет, начислять зарплату и отчитываться на любой системе налогообложения или при их совмещении. Первые две недели все новички работают бесплатно.

Развитие малого предпринимательства в России на данный момент является одним из самых важных направлений решений экономических и социальных проблем на всех государственных уровнях. Малый бизнес в последние годы приобретает огромные темпы распространения, решает проблему занятости населения, создает конкуренцию на рынке товаров и услуг. Он продвигает экономику страны и, с каждым годом, все больше укрепляет свои позиции. Доля малого бизнеса в России составляет 20 % ВВП России.

В последнее время на законодательном уровне рассматриваются вопросы о принятии новых законов, постановлений, указов, которые будут направлены на поддержку малого бизнеса. Чтобы немного улучшить положение предпринимателей, вводят специальные налоговые режимы, налоговые каникулы, упрощают формы сдачи деклараций. Это немного улучшает состояние среды для малого предпринимательства, но многие компании всё равно стараются уйти «в тень», причина таких действий – непосильные для данного сегмента рынка налоги.

Большинство развитых стран оказывают разного рода поддержку и поощрение для деятельности малого предпринимательства. В России, в целях содействия развитию малых и средних форм хозяйствования, был принят Федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Он является основополагающим документом, который регулирует отношения развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов, инфраструктуры их поддержки, их формы и виды [4].

Согласно Постановлению Правительства РФ от 09.02.201 г. № 101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства», микропредприятием в России признается предприятие, средняя численность работников которого не превышает 15 человек, а доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей [5].

Согласно данным предоставленным федеральной службой государственной статистики на 2013 год в Российской Федерации насчитывалось 1 млн 700 тыс. микропредприятий, на которых было занято 4,6 млн сотрудников. На основании же обновленных статистических данных, по состоянию на май 2014 года число микропредприятий увеличилось и теперь составляет 1 млн 800 тыс. предприятий, и в них работает 4,7 млн работников. То есть можно сделать вывод, что привлекательность предпринимательства в России постепенно возрастает и соответственно увеличивается число людей, занятых в микробизнесе. Представим данные основных показателей деятельности малых предприятий за 2012–2014 годы в табл. 1.

В Российской Федерации существуют два вида налоговых режимов для субъектов малого предпринимательства: общий и специальный налоговые режимы.

Общий налоговый режим предусматривает уплату федеральных, региональных и местных налогов, а также уплату взносов в Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования и в Фонд социального страхования.

Малое предпринимательство в основном используют специальные налоговые режимы. В зависимости от разных показателей предприятия, можно выбрать один либо несколько специальных налоговых режимов:

● система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН);

● упрощенная система налогообложения (УСН);

● единый налог на вмененный доход (ЕНВД);

● патентная система налогообложения (ПСН) [3].

Чаще всего предприниматели выбирают УСН либо ЕНВД. Переход на другую систему налогообложения является добровольным, но существуют определенные для этого сроки. Данные о поступлениях от специальных налоговых режимов на 01.01.2015 г. всего по РФ представим в табл. 2.

Из табл. 2 видно, что наибольший удельный вес поступлений имеет упрощенная система налогообложения – больше половины всех налоговых поступлений от использования специальных налоговых режимов приходится именно на неё. Наименее популярными и привлекательными для налогоплательщиков являются патентная система и единый сельскохозяйственный налог. Непопулярность этих налоговых режимов можно объяснить недоработками и пробелами в законодательстве, а также недостаточной поддержкой и субсидированием данных сфер экономики [2].

Основные показатели деятельности малых предприятий за 2012–2014 годы

Малое предпринимательство является неотъемлемой частью экономики России, поэтому для привлечения предпринимателей в малый бизнес государство разрабатывает более удобные и привлекательные системы налогообложения, чем для других форм хозяйствования. Особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства – одна из волнующих тем для начинающих бизнесменов.

Основные моменты и отличительные черты данного вида налогообложения раскроем далее.

Выбор формы налогового режима

Малому бизнесу предоставляется возможность самостоятельного выбора налогообложения, благодаря чему вновь создаваемые предприятия имеют комфортные и доступные условия для своего функционирования.

Малый бизнес, как и другой любой другой легальный бизнес, характеризует его универсальность. В малых предприятиях, так же как и в крупных, налоговые отчисления в казну государства имеют значительный удельный вес в финансовых потоках организации. Недосмотр этой стороны ведения бизнеса оборачивается для фирмы большими финансовыми потерями. Поэтому если Вы только начинаете работать или желаете оптимизировать свои расходы обратитесь к хорошему бухгалтеру ,а лучше станьте им сами.

Конечно, можно признать, что система налогов в РФ несовершенна, однако разумный подбор оптимального метода уплаты налогов вполне возможен.

На сегодняшний день, при создании малого предприятия есть возможность выбрать одну из нескольких действующих на данный момент налоговых систем, наиболее подходящую для планируемой деятельности компании.

Общий режим

Налогообложение предприятий всех форм собственности и видов по умолчанию устанавливается в виде общего режима – ОСНО. При данном режиме в обязанность предприятия входит ведение как бухгалтерского, так и налогового учета. Если организация работает на ОСНО, оно платит государству следующие налоги:

  • на добавленную стоимость,
  • на организации,
  • на прибыль (юридические лица),
  • на доходы физических лиц (индивидуальные предприниматели).

Преимущества ОСНО

К преимуществам данной системы можно отнести:

  • возможность заниматься различными видами деятельности, при этом, не имея лимита на размер выручки;
  • возмещение из бюджета НДС по разным основаниям;
  • большая привлекательность для контрагентов за счет возмещения их НДС;
  • обладание любым количеством наемных работников и другие.

Недостатки ОСНО

К недостаткам общего режима можно отнести:

  • обязанность уплаты большого количества налогов,
  • обязанность предоставления в налоговые органы и прочие государственные организации большого количества отчетности,
  • сложная форма ведения доходов и расходов,
  • сбор и обязательное хранение всей документации, связанной с деятельностью предприятия и другие.

Малый бизнес в сельском хозяйстве

Предприниматели, в деятельность которых входит только производство сельскохозяйственной продукции, и которые не перерабатывают ее, имеют возможность работать по системе ЕСХН.

В этом случае сбор налогов с малого бизнеса намного упрощается, так как организация вправе не уплачивать в казну следующие виды налогов:

  • на прибыль (юридические лица);
  • на доходы физических лиц (индивидуальные предприниматели);
  • на имущество;
  • на добавленную стоимость.

В том случае, если фирма хочет работать на данном режиме, ей необходимо показать удельный вес всего дохода от продажи произведенной продукции в общей выручке от реализации, причем его доля должна превышать 70% .

Отчетность сдается каждое полугодие, налоговым периодом является один год. Поэтому следует помнить, что перейдя на ЕСХН невозможно поменять режим налогообложения до окончания налогового года. Впрочем, при иных системах смена режима также затруднена и производится лишь с начала года. Причем, заявление на смену формы налоговых сборов необходимо подать заблаговременно в строго определенный период.

Патентная система налогообложения

Ранее малый бизнес имел право применять упрощенную систему налогов, платежи которого рассчитывались на основе патента. Сегодня положения законодательства существенно поменялись – с 2013 года введен новый самостоятельный режим – патентная система налогообложения. Поэтому сейчас особенности налогообложения малого бизнеса в части оплаты стоимости патента дифференцированы от налогообложения субъектов предпринимательства, работающих на других режимах, так как по новой системе необходимо уплатить только лишь стоимость патента.

Общая сумма патента рассчитывается по ставке 6% от предполагаемого годового дохода компании. Однако следует знать, что его теперь нельзя уменьшить как ранее, на сумму страховых взносов, выплаченных по обязательному страхованию.

Применение данного режима возможно только для индивидуальных предпринимателей. Помимо этого, патентное налогообложение применяется только при определенных видах деятельности – в законе их указано 69 и этот список окончательный. Следует помнить, что при покупке патента на срок меньше чем 6 месяцев , полную его стоимость необходимо оплатить в срок до 25 числа месяца после начала его действия. При большем сроке действия патента можно сначала оплатить его треть, а остальные две трети ближе к концу окончания срока его действия – но не позже чем за 30 дней до его прекращения.

Единый налог на вменённый доход (ЕНВД)

Налоги для субъектов малого предпринимательства значительно изменилось в 2013 году. С этого года, а также и теперь, переход на единый налог на вмененный доход стал добровольным. Также подвергся изменению и расчет ЕНВД – теперь он рассчитывается, начиная со дня постановки на учет, исходя из количества дней, которые были отработаны фактически в данном месяце.

Рассчитывается он по формуле, куда входит величина базовой доходности, установленная субъектом федерации, коэффициенты, которые зависят от специфики работы предприятия и ставка налога. Быстро посчитать и оплатить налог помогут онлайн сервисы.

Предельный расчет количества наемного персонала рассчитывается не как ранее, а от средней численности рабочей силы. Число работников, как и ранее должно быть не более 100.

Преимущества ЕНВД

Налогообложение деятельности предприятия по ЕНВД имеет следующие преимущества:

  • освобождению от уплаты следующих налогов:
  • на прибыль (юридические лица);
  • на доходы физических лиц (индивидуальные предприниматели);
  • на имущество;
  • на добавленную стоимость.

Как уже было отмечено ранее, по вышеуказанным налогам требуется ведение достаточно сложного бухгалтерского и налогового учета. Соответственно, замена указанного ряда налоговых выплат намного упрощает ведение учета и сокращает документооборот.

  • несложность расчета налога;
  • фиксированная сумма налога;
  • налог, который не зависит от реальной выручки предприятия, позволяет легально вести бизнес с различными оборотами без страха перед налоговыми органами;
  • легкость ведения простота учета доходов и расходов.

Недостатки ЕВНД

Особенности сбора налогов с субъектов малого предпринимательства включают возможность совмещения разных режимом налогообложения и эта, казалось бы, благоприятная возможность, при ЕНВД оборачивается значительным недостатком.

В этом случае многопрофильные предприятия обязаны вести по всем видам деятельности раздельный учет, что значительно увеличивает трудозатраты, так как требуется более детальный учет аналитики. Соответственно и увеличивается число уплачиваемых в бюджет налогов.

К недостаткам данного режима можно отнести и следующие:

  • обязательная уплата фиксированной суммы, при отсутствии необходимой выручки может принести убыток предприятию;
  • налогообложение малого бизнеса в России несовершенно, поэтому наблюдается путаница в исчислении ЕНВД в регионах.

Упрощённая система (УСН)

Наиболее распространенным налоговым режимом является так называемая «упрощенка». Как и прочие специальные режимы налогообложения, УСН используется малыми предприятиями на добровольной основе. Но опять же, в налоговом законодательстве есть ряд ограничений для применения в УСН.

Кто не может применять УСН? Итак, к ним относятся:

  • фирмы, которые имеют доход за 9 месяцев более чем 15 000 000 рублей;
  • предприятия, которые в течение года заработали более 20 000 000 рублей;
  • количество наемного персонала не должно быть более 100 человек;
  • стоимость имущества должна быть более 100 000 000 рублей.

Плюсы УСН

Соответственно, как при прочих специальных режимах при УСН предприятие вправе не платить следующие налоги:

  • на прибыль (юридические лица);
  • на доходы физических лиц (индивидуальные предприниматели);
  • на имущество;
  • на добавленную стоимость.

Указанные налоговые платежи заменяются одним, расчет которого выбирается по желанию предприятия.

Минусы УСН

Ни один налоговый режим не может быть идеальным для ведения бизнеса. Поэтому и у популярной на данный момент упрощенной системы есть тоже недостатки:

  • потеря контрагентов из-за невозможности возмещения НДС и бюджета, который предприятия на УСН не уплачивают;
  • ограничения по кругу субъектов, которые имею право на выбор УСН;
  • значительно ограниченный перечень расходов по сравнению с ОСНО при расчете налоговой базы;
  • обязанность уплаты минимального налога даже при убыточности предприятия.

Таким образом, упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства не всегда может быть выгодна для развития бизнеса.

Особенности упрощенного режима

Налогообложение субъектов малого бизнеса по упрощенной системе осуществляется по двум объектам.

Первый – это общий доход предприятия. Налоговый платеж в этом случае составляет 6% от суммы дохода.

Второй – разница между доходами и расходами. В этом случае налоговая нагрузка составит 15% от полученной разницы.

Предприниматели вправе выбрать любой из этих объектов для налогообложения, однако прежде необходимо посчитать затрать предприятии. Чтобы выяснить, какой объект выгоднее для организации.

Замена основных налогов единственным не освобождает представителей малого бизнеса от других обязанностей перед государством, таких как:

  • регулярное предоставление налоговой и статистической отчетности;
  • оплата прочих налогов, зависящих от ведения бизнеса: за использование водных ресурсов, за добычу полезных ископаемых и т.д.;
  • оплата акцизов в том случае, если предприниматель реализует подакцизные товары;
  • оплата прочих сборов, таких как отчисления и взносы во внебюджетные фонды – ПФР, ФСС. Так, если частный предприниматель уплачивает за себя в пенсионный фонд фиксированную суммы один раз в год, то за своих работников он должен производить отчисления ежемесячно.

Оптимизация налогообложения

Конечно же, система налогообложения малого бизнеса значительно проще, чем в прочих сферах предпринимательства, однако без тщательной работы над выбором режима можно привести свою компанию к гибели. Поэтому для снижения налоговых выплат рекомендуется применять различные методы и способы для их оптимизации.

Налоговую нагрузку вполне реально рассчитать еще до открытия своего предприятия, поэтому высказывание о том, что огромные налоги неожиданно подкосили бизнес, несерьезны. При правильно составленном бизнес-плане налоги станут стабильными для бизнеса.

В том случае, если предприятие уже работает, выходом из запутанной ситуации станет налоговое планирование, при котором обязательно своевременное отслеживание всех изменений в законодательстве.

Проблемы налогообложения предприятий заключены, прежде всего, в отсутствии высококлассных специалистов, стоимость работы которых достаточно высока. На подобные издержки предприниматели часто не желают тратить свои доходы. В результате складывается противоположная ситуация – высокие налоговые платежи и штрафы снижают эффективность ведения бизнеса. Поэтому, чтобы получать высокую прибыль, следует уделять внимание оптимизации налогообложения предприятия и привлекать для этого профессионалов: или в штат, или работать со специалистами на аутсортинге (договор со сторонней компанией).

Только в этом случае оптимизация налогообложения малого бизнеса максимально приблизит предприятие к успеху.

Учет на предприятиях малого бизнеса

Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности "Бухгалтерский учет, анализ и аудит"

Для малых предприятий налоговый учет и отчетность являются важнейшими элементами учетной политики. Основной целью налогового учета и отчетности на малом предприятии является обобщение информации, необходимой для правильного начисления налогооблагаемой базы по видам налоговых платежей.

Существующая система налогообложения в Российской Федерации включает общий и специальный режимы налогообложения, которая позволяет все малые предприятия распределить по трем основным группам.

Первая группа включает малые предприятия, избравшие общий режим налогообложения наряду с крупными и средними предприятиями.

Во вторую группу включены малые предприятия, применяющие такой вид специального режима налогообложения, как упрощенная система налогообложения, порядок применения которой регламентируется главой 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ.

Третью группу составляют малые предприятия, применяющие еще один вид специального режима налогообложения в виде уплаты единого налога на вмененный доход, порядок применения которой регламентируется главой 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» НК РФ.

Таким образом любое малое предприятие может выбрать либо общий, либо один из специальных видов режима налогообложения.

Малое предприятие, применяющее общепринятую систему налогообложения, должно уплачивать достаточно большое количество налогов (перечислим основные), среди которых:

Налог на прибыль организации по ставкам 0, 6,; 10, 15, 20, 24% (ст. 284 НК РФ). Основание для взимания данного налога является глава 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ. Объектом для налогообложения являются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов (ст.247 НК РФ). Налоговым отчетным периодом для данного налога является календарный год (ст. 285 НК РФ). Отчетностью по налогу является Налоговая декларация по форме, утвержденной Приказом МНС РФ от 07.12.2001 г. № БГ-3-02/542 (ред. от 12.07.2002);

Налог на добавленную стоимость (НДС) по ставке: 0%, 10%; 18% . Основанием для взимания является глава 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ. Объект налогообложения регулируется ст. 146 «Объект налогообложения», налоговым отчетным периодом является календарный месяц.

Здесь следует особо отметить, что для субъектов малого предпринимательства отчетный период увеличивается до квартала при условии, если ежемесячные в течение квартала суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг) не достигают миллиона рублей без учета налога (ст. 163 НК РФ).

Отчетностью по налогу является Налоговая декларация по форме, утвержденной Приказом МНС РФ от 03.07.2002 г. № БГ-3-03/338;

Акцизы , уплата которых регулируется гл.22 «Акцизы» НК РФ. Объектом налогообложения является реализация произведенных подакцизных товаров по ставкам, установленным в рублях и копейках за единицу измерения подакцизных товаров в зависимости от их вида (ст. 193 НК РФ). Налоговым периодом является календарный месяц (ст.192 НК РФ) и отчетностью по налогу является Налоговая декларация по форме, утвержденной Приказом МНС РФ от 17.12.2002 г. N БГ-3-03/716;

Налог на доходы физических лиц , основанием для взимания которого является гл.23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ. Объектом налогообложения является доход, выплаченный малым предприятием работникам (физическим лицам) в виде вознаграждения за выполненные работы, оказанные услуги и т.д.(ст. 208 НК РФ), по установленным ставкам 6, 13, 30, 35% (ст.224 НК РФ). Налоговым периодом устанавливается календарный год (ст.216 НК РФ) и отчетностью по налогу является справка о доходах физического лица за год по форме № 2-НДФЛ, утвержденной Приказом МНС РФ от 02.12.2002 г. № БГ-3-04/686;

Единый социальный налог (ЕНС), уплата которого регулируется гл.24 «Единый социальный налог» НК РФ. Объектом для налогообложения являются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, которые заключаются для выполнения работ, оказания услуг, а также за выполненные работы по авторским договорам (ст.236 НК РФ). Ставки установлены в процентах и зависят от суммы выплаченного дохода (ст.241 НК РФ). Налоговым периодом установлен календарный год (ст. 240 НК РФ), а отчетностью по налогу является Налоговая декларация по форме, утвержденной приказом МНС РФ от 09.10.2002 г. № БГ-3-05/550, а также расчет по авансовым платежам, утвержденный Приказом МНС РФ от 01.02.2002 г. № БГ-3-05/49.

Налог на имущество организаций , уплата которого регулируется гл. 30 «Налог на имущество организаций» НК РФ (введена Федеральным законом от 11.11.2003 г. № 139-ФЗ), ставка которого устанавливается законами субъектов РФ и не может превышать 2,2% (ст. 380 НК РФ). Объектом налогообложения устанавливается среднегодовая стоимость имущества на отчетную дату (ст. 375, 377 НК РФ). Налоговым периодом устанавливается календарный год (ст.379 НК РФ). Отчетностью по налогу являются налоговые расчеты по авансовым платежам, представляемые в сроки, установленные для квартальной и годовой бухгалтерской отчетности (ст. 386 НК РФ). Расчет по налогу на имущество предприятий производится по форме, утвержденной инструкцией Госналогслужбы РФ от 08.06.1995 г. № 33 (в ред. Приказа МНС РФ от 18.01.2002 г. N БГ-3-21/22);

Транспортный налог (ставка устанавливается в рублях, в зависимости от вида транспортного средства (ст. 361 НК РФ). Основанием для взимания является гл. 28 «Транспортный налог»НК РФ. Налоговым отчетным периодом установлен календарный год (ст. 360 НК РФ), форма налоговой декларации устанавливается законами субъектов РФ.

Налоги местного уровня:

Земельный налог , ставка по которому устанавливается субъектами РФ. Основанием для взимания земельного налога является Закон РФ от 11.10.1991 г. № 1738-1 «О плате за землю» (в ред. Федерального закона от 24.12.2002 г. № 176-ФЗ. Налоговым периодом установлен календарный год (ст.3 Закона РФ № 1738-1), отчетность по налогу осуществляется по Налоговой декларации по земельному налогу по форме, утвержденной приказом МНС РФ от 12.04.2002 г. № БГ-3-21/197;

Налог на рекламу , основанием для взимания которого является Закон РФ от 27.12.1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 11.11.2003 г.). Ставка налога устанавливается органами местного самоуправления, но не должна превышать 5% (ст.21п.4 Закона РФ № 2118-1). Объектом для налогообложения установлена стоимость услуг по рекламе без налога на добавленную стоимость. Органами местного самоуправления устанавливается налоговый период (по г. Москве - квартал) и форма отчетности по налогу на рекламу.

Даже только перечень основных налогов и сборов свидетельствует о том, что для малых предприятий общий режим налогообложения - это тяжелое бремя. Поэтому ряд малых предприятий переходят на режим специального налогообложения, к которому относится упрощенная система налогообложения, которая применяется наряду с общей системой налогообложения.

Применение упрощенной системы налогообложения предусматривает замену уплаты: 1) налога на прибыль организаций; 2) налога на имущество организаций; 3) единого социального налога и 4) налога на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего оплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации) уплатой единого налога, который исчисляется по результатам хозяйственной деятельности организации за налоговый период (ст. 346.11 п.2 НК РФ).

Все иные налоги уплачиваются малыми предприятиями, перешедшими на упрощенную систему, в соответствии с общим режимом налогообложения.

Переход малого предприятия на упрощенную систему налогообложения имеет определенный порядок, который установлен гл.26.2 (ст.346.12 «Налогоплательщики»).

• Малое предприятие имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доход от реализации (выручка от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) как собственного производства, так и ранее приобретенных) не превысил 11 млн. руб. (ст.346.12. п.2);

• Не вправе применять упрощенную систему налогообложения:

• организации, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный период) превышает 100 чел.;

• организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн. руб.;

• организации, которые имеют филиалы и (или) представительства;

• К организациям, которые не могут применять упрощенную систему налогообложения относятся: банки, страховщики, негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, ломбарды;

• Не могут перейти на упрощенную систему налогообложения организации и индивидуальные предприниматели, которые занимаются такими видами деятельности:

• производством подакцизных товаров;

• добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;

• нотариусы, занимающиеся частной практикой.

• Такими не могут быть организации и индивидуальные предприниматели, если они:

• являются участниками соглашений о разделе продукции;

• переведены на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

• являются организациями, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов (при этом данное ограничение не распространяется на организации, уставной капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов) (ст.346.12. п.3).

• Отдельным пунктом 4 ст.346.12 (введен Федеральным законом от 07.07.2003 № 117-ФЗ) установлен порядок для организаций и индивидуальных предпринимателей, переведенных на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности по одному или нескольким видам, которые теперь вправе применять упрощенную систему налогообложения в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности. Но при этом для этих организаций и индивидуальных предпринимателей ограничения по размеру дохода от реализации, численности работников и стоимости основных средств и нематериальных активов, установленных ст.346.12, определяются исходя из всех осуществляемых ими видов деятельности.

Порядок перехода на упрощенную систему налогообложения определяется ст. 346.13 НК РФ, которая устанавливает, что:

Организации, добровольно изъявившие желание о переходе на упрощенную систему налогообложения, подают заявление в налоговый орган по месту нахождения организации (или месту жительства) в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения (ст.346.13 п.1);

Вновь созданные организации имеют право подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на налоговый учет, что дает им возможность применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации (ст.346.13 п.2);

Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода перейти на общий режим налогообложения (ст.346.13 п.3).

Порядок исчисления единого налога

Объектом налогообложения для исчисления единого налога признаются:

• доходы, уменьшенные на величину расходов (ст.346.14 п.1).

Таким образом, при упрощенной системе налогообложения малое предприятие самостоятельно делает выбор налоговой базы с учетом конкретного вида своей деятельности, состава расходов или доходов и т.д.

Делая выбор в пользу доходов или доходов, уменьшенных на величину расходов, необходимо следовать порядку определения доходов малого предприятия (ст.346.15), а также и расходов (ст.346.16).

Согласно ст.249 НК РФ доходом признается доход от реализации в виде выручки от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручки от реализации имущественных прав.

Если налогоплательщик объектом налогообложения признает доход, уменьшенный на величину расходов, то в этом случае он должен уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов.

Расходами признаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные (подтвержденные документами и оформленные в соответствии с законодательством Российской Федерации) затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (ст.252 НК РФ). Расходы, не учитываемые в целях налогообложения определяются ст. 270 НК РФ.

К расходам по критериям ст. 252 НК РФ можно отнести прежде всего те, которые определяются ст.346.16 (п.1 подп.1-4):

• расходы на приобретение основных средств, в том числе расходы на ремонт основных средств, включая арендованные;

• расходы на приобретение нематериальных активов;

• арендные платежи (в том числе лизинговые) за арендуемое (в том числе принятое в лизинг) имущество.

Особо следует выделить расходы на приобретение основных средств, которые принимаются в порядке, который определяется ст. 346.16 п.3 НК РФ.

Следует иметь в виду и порядок признания доходов и расходов.

Ст.346.17 определяет, что: 1) датой получения доходов признается день поступления средств на счета (в банках и (или) в кассу); 2) расходами признаются затраты после их фактической оплаты (расходы на приобретение основных средств отражаются в последний день отчетного (налогового) периода).

При определении налоговой базы единого налога доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода (ст.346.18 п.5).

Налоговая ставка единого налога устанавливается в зависимости от выбранного объекта налогообложения:

6 процентов при объекте налогообложения в виде дохода;

15 процентов при объекте налогообложения в виде дохода, уменьшенного на величину расходов (ст.346.20 НК РФ).

Видами платежей уплаты единого налога установлены:

Квартальные авансовые платежи, которые засчитываются в счет уплаты единого налога по итогам налогового периода. При этом сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно (ст.346.21 п.2).

Пример расчета единого налога [6]:

В организации, применяющей упрощенную систему налогообложения, по итогам 2003 года доход составил сумму 362 500 руб., в том числе:

- за I квартал - 125 000 руб.;

- за полугодие - 225 000 руб.;

- за 9 месяцев - 235 000 руб.

Предположим, что организация выбрала в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. При этом общая сумма расходов составила 302 500 руб., в том числе:

- за I квартал - 100 000 руб.;

- за полугодие - 180 000 руб.;

- за 9 месяцев - 250 000 руб.

Расчет суммы авансовых платежей, а также суммы налога за отчетный год.

I квартал 2003 года:

налоговая база по единому налогу за I квартал:

125 000 руб. - 100 000 руб. = 25 000 руб.;

сумма авансового платежа по итогам I квартала:

25 000 руб. х 15% / 100%= 3750 руб.

Полугодие 2003 года:

налоговая база по единому налогу за полугодие: 225 000 руб. -180 000 руб. = 45 000 руб.

сумма авансового платежа по итогам полугодия:

всего: 45 000 руб. х 15% / 100% = 6750 руб.

уплачено по итогам полугодия: 6750 руб. - 3750 руб. = 3000 руб.

9 месяцев 2003 года:

налоговая база по единому налогу за 9 месяцев 2003 года:

235 000 руб. - 250 000 руб. = - 15 000 руб.

При отрицательной величине налоговой базы исчисление и уплата авансового платежа единого налога за 9 месяцев 2003 года не производится.

налоговая база по единому налогу за налоговый период:

362 500 руб. - 302 500 руб. = 60 000 руб.

сумма налога по итогам налогового периода:

60 000 руб. х 15% / 100% = 9000 руб.

вычитаем авансовые платежи: 9000 руб. - 3750 руб. - 3000 руб. = 2250 руб. Следовательно, данная сумма будет выплачена в виде единого налога за 2003 год.

Пример 2 . По итогам 2003 года доход организации составил 362 000 руб. В качестве объекта налогообложения организация выбрала доходы. При этом общая сумма взносов на обязательное пенсионное страхование в текущем году составила 15 000 руб., сумма выплат пособий по временной нетрудоспособности - 2000 руб.

Рассчитаем сумму единого налога за 2003 год:

сумма единого налога, исчисленного по итогам 2003 года:

362 500 руб. х 6% /100% = 21 750 руб.

Теперь следует рассчитать величину, на которую может быть уменьшена сумма налога за счет взносов на обязательное пенсионное страхование, поскольку сумма уплачиваемых взносов на обязательное пенсионное страхование (15 000 руб.) составляет более 50% (ст. 346.21 п.3):

21 750 руб. х 50% / 100% = 10 875 руб. Следовательно, только на данную величину может быть уменьшена сумма единого налога, уменьшаемого за счет «пенсионных» взносов.

Таблица 45. Налоговая отчетность малого предприятия по упрощенной системе налогообложения


Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 21.12.2017 2017-12-21

Статья просмотрена: 7458 раз

Библиографическое описание:

Ворожейкина, И. В. Особенности налогообложения субъектов малого бизнеса / И. В. Ворожейкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 51 (185). — С. 148-151. — URL: https://moluch.ru/archive/185/47384/ (дата обращения: 21.05.2021).

Большое влияние на развитие малого предпринимательства оказывает налогообложение. Определяя объём взимаемых налогов с субъектов малого предпринимательства, государство оказывает воздействие на объем финансовых ресурсов, используемых субъектами малого предпринимательства, на простое или расширенное воспроизводство, на уровень занятости, а также на уровень поступлений налогов в бюджет.

Перед малым предприятием, как и перед любым другим, встает вопрос о применении того или иного режима налогообложения. В соответствии со ст.18 НК РФ в настоящий момент на территории Российской Федерации действуют общий и специальные налоговые режимы.

Специальные режимы налогообложения бывают пяти видов:

– система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (глава 26.1 НК РФ);

– упрощенная система налогообложения (УСН) (глава 26.2 НК РФ);

– система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) (глава 26.3 НК РФ);

– система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (глава 26.4 НК РФ);

– патентная система налогообложения (глава 26.5 НК РФ) [1].

ЕСХН применим только для предприятий или индивидуальных предпринимателей, занимающихся специфическим видом деятельности — производством или переработкой сельскохозяйственной продукции. Также система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции имеет специфические обстоятельства применения — при осуществлении юридическим лицо, являющимся пользователем недр на условиях соглашения о разделе продукции, поиск, разведку и добычу минерального сырья [2].

Выбор оптимальной системы налогообложения, способствует снижению налоговой нагрузки предприятия.

Общая система налогообложения для индивидуального предпринимателя предусматривает уплату им следующих налогов: 1)налог на добавленную стоимость (НДС); 2)налог на доходы физических лиц (НДФЛ);3)налог на имущество физических лиц.

Таким образом специальные налоговые режимы должны упростить исчисление и уплату налогов для отдельных категорий налогоплательщиков или отдельных видов деятельности.

Упрощенная система налогообложения — это специальный налоговый режим, распространяющий свое действие на всей территории Российской Федерации на основании главы 26.2 Налогового кодекса РФ. Налоговым периодом для упрощенной системы налогообложения является год. УСН не предусматривает льгот для налогоплательщиков. Уплаченные суммы УСН перечисляются в бюджеты субъектов РФ по нормативу 100 %.

Упрощенная система налогообложения позволяет налогоплательщику самостоятельно выбрать объект налогообложения, в качестве которого могут выступать либо доходы, либо доходы, уменьшенные на величину расходов. Кроме того, налогоплательщику предоставляется право изменить объект налогообложения со следующего календарного года [3].

Уплата единого налога должна осуществляться в виде авансовых платежей. Уплата авансовых платежей производится ежеквартально не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Уплата единого налога должна осуществляться в виде авансовых платежей. Уплата авансовых платежей производиться ежеквартально не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Уплата 17 налога по итогам календарного года производится индивидуальными предпринимателями — не позднее 30 апреля, т. е. в сроки подачи деклараций указанными налогоплательщиками.

Законодательство по УСН перед предпринимателем изначально ставит выбор объекта налогообложения. Существует два варианта:

  1. Доходы, ставка налога при этом равна 6 %. Кроме того, если предприниматель не имеет наемных работников, он вправе уменьшить сумму единого налога УСН на сумму уплаченных за себя страховых взносов без ограничения.
  2. Доходы, уменьшенные на величину расходов. В этом случае ставка больше — 15 %. По окончанию налогового периода налогоплательщик, выбравший объектом налогообложения “Доходы минус расходы”, исчисляет сумму минимального налога, которая определяется как 1 % от выручки. В случае, если налог исчисленный по системе доходы, уменьшенные на величину расходов, оказывается меньше суммы минимального налога, то эта сумма подлежит уплате в бюджет. В дальнейшем налогоплательщик имеет право включить разницу между минимальным налогом и налогом, исчисленным в общем порядке, в расходы по УСН [4].

Так же помимо снижения уровня налогового бремени, у предпринимателя существенно сокращается количество документации, которую необходимо подавать в налоговую.

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД) представляет собой один из специальных налоговых режимов, установленных Налоговым кодексом РФ. «Сутью этого режима является то, что налогом облагается не реальный доход налогоплательщика, а вмененный доход, который, в соответствии со ст. 346.27 НК РФ, представляет собой потенциально возможный доход налогоплательщика, рассчитываемый с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого по установленной ставке».

Уплата ЕНВД освобождает организации и индивидуальных предпринимателей от уплаты ряда налогов, перечень которых установлен п. 4 ст. 346.26 НК РФ. Помимо общих ограничений применение ЕНВД может осуществляется только в отношении следующих видов предпринимательской деятельности:

1) оказания бытовых услуг и (или) отдельных бытовых услуг;

2) оказания ветеринарных услуг;

3) оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автомототранспортных средств;

4) оказания услуг по предоставлению во временное владение (в пользование) мест для стоянки автомототранспортных средств и др. согласно п. 2 ст. 346.26 НК РФ.

Организации, уплачивающие единый налог на вмененный доход, обязаны вести бухгалтерский учет и предоставлять в налоговые органы бухгалтерскую отчетность, а также следить за порядком ведения кассовых операций.

После вступления в силу Федерального закона от25.06.2012 № 94-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», основные поправки заключаются во введении специального режима «Патентная система налогообложения» [5].

Патентная система налогообложения, являясь специальным налоговым режимом, также имеет ряд ограничений, связанных с переходом на данный режим налогообложения.

При применении патента предприниматель освобождается от уплаты НДС (п.11 ст. 346.43 НК РФ), НДФЛ и налога на имущество в части имущества, используемого при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется ПСН (п. 10 ст. 346.43 НК РФ). Кроме того, владельцу патента по тем видам деятельности, на которые куплен патент, не придется сдавать налоговую декларацию (вести бухгалтерский учет). При этом записи учета доходов и расходов должны вестись в «Патентной книге», что все-таки не дает полностью уйти от первичного учета и осложняет жизнь индивидуального предпринимателя, особо не знакомого с ведением бухгалтерского учета [6].

Суть патентной системы налогообложения сводится к тому, что налог уплачивается предпринимателем не с фактически полученного дохода, а с так называемого потенциально возможного годового дохода. По общему правилу размер потенциально возможного годового дохода варьирует от 100 тыс. до 1 млн руб.

Срок уплаты налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения, зависит от срока, на который получен патент:

1) на срок до 6 месяцев — в размере полной суммы налога в срок не позднее срока окончания действия патента;

2) на срок от 6 месяцев до календарного года — в размере одной трети суммы налога в срок не позднее 90 календарных дней после начала действия патента и в размере двух третей суммы налога в срок не позднее срока окончания действия патента. Налогоплательщики производят уплату налога в указанные сроки по месту постановки на учет в налоговом органе [7].

Главой НК РФ, регулирующей патентную систему налогообложения, реализована и политика внедрения «налоговых каникул». Законами субъектов РФ может быть установлена налоговая ставка в размере 0 % для налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после вступления в силу указанных законов и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах. Действие данной льготы ограничено 2020 г [8].

Таким образом налогообложение субъектов малого бизнеса в РФ имеет правовую базу и ряд особенностей. Помимо общего налогового режима НК РФ предусмотрены специальные налоговые режимы, цель которых создать для субъектов, их применяющих условия, при которых налоговое бремя на них значительно ниже, по сравнению с общим режимом, а также существенно упростить ведение учета, составления отчетности и порядок ее предоставления.

Без учета специальных налоговых режимов, применяемых в специфичных сферах деятельности, НК РФ предусматривает три специальных режима доступных для субъектов малого бизнеса. Именно поэтому в НК РФ в каждой главе, посвященной определенному специальному режиму, законодатель четко очертил границы размеров показателей хозяйственной деятельности в рамках которых допускается применение специальных налоговых режимов [9].

  1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011г. № 402-ФЗ (в ред. от 18.07.2017г. № 160-ФЗ).
  2. Приказ Минфина РФ от 21.12.1998г. № 64н «О Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства».
  3. Приказ Минфина РФ от 6 октября 2008г. № 106н «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету» (в ред. от 28.04.2017г. № 69н).
  4. Приказ Минфина РФ от 6 мая 1999г. № 32н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99» (в ред. от 06.04.2015г. № 57н).
  5. Приказ Минфина РФ от 6 мая 1999г. № 33н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99» (в ред. от 06.04.2015г. № 57н).
  6. Приказ Минфина РФ от 6 октября 2008г. № 107н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» (ПБУ 15/2008)» (в ред. от 06.04.2015г. № 57н).
  7. Приказ Минфина РФ от 10 декабря 2002г. № 126н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений ПБУ 19/02» (в ред. от 06.04.2015г. № 57н).
  8. Приказ Минфина РФ от 28 июня 2010г. № 63н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (ПБУ 22/2010)» (в ред. от 06.04.2015г. № 57н).
  9. Голова И. Куда уж проще. Компании на Спецрежимах могут освободить от бухучета // Российская газета — 2014. — № 977(48).

Читайте также: