Налогообложение страховых организаций рб

Опубликовано: 16.05.2024

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Обособленные подразделения, филиалы

Расхожее выражение "Незнание закона не освобождает от ответственности" в бухгалтерской терминологии может звучать как: "Незнание закона приводит к финансовым потерям".

В практике бухгалтеров B2B-Center был уникальный случай, когда знание закона дало компании множество преференций: сэкономило деньги компании, минимизировало трудозатраты и избавило от "головной боли". При всей его очевидности, прецеденты применения Договора, о котором ниже пойдет речь, не отражены в профессиональных бухгалтерских и налоговых справочниках, хотя правомерность его применения подтверждена письмами официальных органов социального и пенсионного обеспечения Российской Федерации и Республики Беларусь.

Почему представительство и почему в Минске?

Компания B2B-Center неуклонно растет и развивается. Есть постоянная необходимость расширять штат. При этом в компании действует эффективная программа развития персонала, и прием новых сотрудников осуществляется преимущественно на начальные позиции. Однако в Москве найти специалистов на такие позиции сложно. Студенты и выпускники московских ВУЗов имеют высокие ожидания по зарплате, при этом не обладают достаточной компетенцией и квалификацией.

В этих условиях было принято решение открыть филиал в Минске. Расчет простой: Минск — большой город с высоким уровнем образования жителей, благодаря чему проблем с набором квалифицированных специалистов не будет. В то же время расходы на зарплату будут ниже, чем в Москве.

В открытии представительства в Минске есть и другие преимущества: дешевые арендные ставки, большое количество желающих работать. Минусы – не все вакансии можно закрыть: например, PR-специалист, поскольку его удел – общение с журналистами российских СМИ, дистанционно работать не сможет. Зато служба клиентской поддержки в отсутствие языкового барьера и при современных технических возможностях вполне может работать из-за рубежа.

Белорусы - не обычные иностранцы

При создании филиала в Минске было два пути: регистрация самостоятельного юридического лица или открытие представительства. Компания сразу отказалась от идеи юридического лица, поскольку задачи, которые ставились перед филиалом, заключались не ведении бизнеса или генерировании прибыли. По сумме факторов остановились на открытии представительства компании B2B-Centerв республике Беларусь.

Однако это оказалось делом весьма нетривиальным с точки зрения бухгалтерии. Основная проблема, которая встала перед компанией, касалась отчисления страховых выплат с фонда оплаты труда граждан Беларуси. Проблему можно сформулировать следующим образом: какому государству следует выплачивать страховые взносы — РФ или республике Беларусь?

На первый взгляд, ответ очевиден - республике Беларусь. Многие компании так и поступают. И получают усложнение бухгалтерского учета и дополнительные трудозатраты. Ведь в этом случае возникает необходимость глубоко изучить местное законодательство и постоянно следить за его изменениями. Можно, конечно, нанять местного бухгалтера, но задачи изучать законодательство такое решение не снимает – это все равно придется делать с целью эффективного контроля за работой иностранного бухгалтера. Кроме того, компании пришлось бы нести дополнительные финансовые расходы - на заработную плату бухгалтера. Ставка страховых отчислений в республике Беларусь составляет 29%. В РФ ставка для нашей компании составляет 14% в соответствии с п. 6 чт. 1 и ч. 3 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", поскольку B2B-Center – IT компания.

Это значит, что с каждых ста рублей оплаты труда сотрудников представительства компания отчисляла бы дополнительные 15 рублей страховых взносов в белорусский бюджет.

Помимо этого, согласно разъяснениям Минфина РФ (письмо от 05.04.2012 N 03-03-06/1/182) и УФНС России по г. Москве (письмо от 28.06.2010 N 16-15/067462), налоги и взносы, уплачиваемые на территории иностранного государства, не принимаются для целей налогообложения прибыли. И страховые взносы невозможно было бы занести в соответствующую статью расходов. Таким образом, все перечисленные расходы грозили бы компании существенными финансовыми потерями. В таком случае сама идея открытия представительства в Минске потеряла бы смысл. Компания рассчитывала сэкономить, а вместо этого могла понести еще больше нецелесообразных расходов.

Оригинальный правовой механизм

В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 г. №212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" по умолчанию, если компания нанимает на работу гражданина иностранного государства, страховые взносы в бюджет РФ не уплачиваются. Все отчисления поступают в казну иностранного государства. Этот вариант компанию не устраивал по вышеперечисленным причинам.

Специалисты B2B-Center нашли в законодательной базе обеих стран Договор от 24.01.2006 «О сотрудничестве в области социального обеспечения» (далее – Договор от 24.01.2006), который позволяет применять в отношении граждан республики Беларусь, работающих в российском представительстве, нормы российского законодательства. Согласно пунктам 1 и 2 ст. 3 Договора от 24.01.2006, его действие распространяется на отношения, регулируемые законодательством об обязательном (государственном) социальном страховании. Это относится к:

1) пособиям по временной нетрудоспособности и материнству;
2) пособиям по безработице;
3) трудовым пенсиям по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца;
4) пособиям в случае трудового увечья или профессионального заболевания;
5) пособиям для семей с детьми;
6) пособиям на погребение;
7) уплате страховых взносов на обязательное (государственное) социальное страхование.

Статья 4 Договора от 24.01.2006 устанавливает принцип равенства граждан России и Беларуси в том, что касается перечисленных выше отношений.

Пункт 1 ст. 51-1 Гражданского кодекса республики Беларусь предусматривает, что представительством иностранной организации является ее обособленное подразделение, расположенное на территории Республики Беларусь, осуществляющее защиту и представительство интересов иностранной организации и иные не противоречащие законодательству функции. В соответствии с Постановлением Совета Министров Республики. Беларусь от 22.07.1997 № 929 «О порядке открытия и деятельности в Республике Беларусь представительств иностранных организаций» представительство не является юридическим лицом и имеет статус нерезидента. Вместе с тем в ст. 1 Трудового кодекса Республики Беларусь установлено, что работодателем (нанимателем) в Беларуси может быть лишь юридическое или физическое лицо, причем такое лицо не обязательно должно являться резидентом Республики Беларусь.

Таким образом, нанимателем для сотрудников белорусского представительства российской организации является организация, зарегистрированная на территории России. Подпунктом 1 п. 1 ст. 5 Договора от 24.01.2006 установлено, что «на застрахованных, которые работают на территории той же Договаривающейся Стороны, где и проживают, а работодатель зарегистрирован на территории другой Договаривающейся Стороны, распространяется законодательство той Договаривающейся Стороны, на территории которой зарегистрирован работодатель».

Следовательно, на сотрудников белорусского представительства B2B-Center, проживающих на территории Республики Беларусь, распространяется российское законодательство. В соответствии с российским законодательством уплата страховых взносов на обязательное (государственное) социальное страхование осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Официальное признание

Специалисты B2B-Center выработали свою позицию относительно страховых выплат и подали обращение в Пенсионный Фонд РФ. Примечательно, что сначала никто из официальных представителей госучреждений при толковании вопроса об уплате взносов за граждан республики Беларусь не учитывал положения существующего Договора от 24.01.2006. Однако, несмотря на сомнения представителей госучреждений по поводу возможности применения в данной ситуации норм Договора от 24.01.2006., бухгалтера и юристы B2B-Center не отказался от своей позиции.

Было отправлено повторное обращение в официальные органы РФ и республики Беларусь. Спустя несколько месяцев из Фонда социальной защиты населения Минского городского управления, Министерства финансов республики Беларусь, Белорусского республиканского унитарного страхового предприятия "Белгосстрах" (письмо от 16.11.2012 №07-01-19/15265) и Министерства труда и социальной защиты республики Беларусь поступили подтверждения правильности позиции B2B-Center. Официальный орган, курирующий вопросы социального страхования граждан республики Беларусь, — "Белгосстрах" — освободил компанию B2B-Center от страховых взносов, однако сохранилось обязательство предоставлять нулевую отчетность.

Таким образом, компания достигла основной цели — было открыто представительство в Минске, при этом все необходимые страховые выплаты отчисляются в соответствии с законодательством РФ, то есть по ставкам, почти в два раза ниже, чем в республике Беларусь.

Данный случай в бухгалтерской практике российской компании уникален. Очень жаль, что по незнанию некоторые предприятия несут неоправданные дополнительные расходы. Надеемся, что пример компании B2B-Centerпоможет другим российским компаниям, планирующим открытие представительства в республике Беларусь.

За последние пятнадцать лет – период демонополизации страхового рынка в республике применялись четыре разных системы налогообложения страховых организаций.

До 1991 г. Белгосстрах являлся единственной страховой организацией в республике.

В 1991 г. Белгосстрах выделился в самостоятельное юридическое лицо – Белорусскую государственную коммерческую страховую организацию. В настоящее время преобразован в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах». С 1992 г. начались создаваться негосударственные страховые организации, т.е. шел процесс демонополизации и становления страхового рынка. В это время до 1.01.2000 г. основным видом налога, взимаемого со страховщиков, был налог на добавленную стоимость, хотя, как известно, в страховании никакой добавленной стоимости нет.

С 1.01.2000 г. по 1.01.2007 г. страховые организации республики уплачивали налог на доходы по ставке 30 %. При этом, после определения страховыми организациями налогооблагаемой базы из состава затрат исключались:

  • расходы на оплату труда;
  • амортизация основных средств и износов нематериальных активов.

Такая система налогообложения существенно увеличивала налоговую нагрузку на страховщиков и ставила их в неравное положение с другими субъектами хозяйствования.

Поэтому, с 1.01.2007 г. страховые организации были переведены на общий порядок исчисления налога на прибыль.

Плательщиком налога на прибыль являются страховые организации -юридические лица.

Облагаемая налогом прибыль страховых организаций исчисляются исходя из суммы прибыли от реализации страховых услуг, иных ценностей (включая основные средства, материальные ценности, нематериальные активы, ценные бумаги), имущественных прав и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

Прибыль (убыток) от реализации страховых услуг, иных ценностей, имущественных прав определяется как положительная (отрицательная) разница между выручкой, полученной от их реализации и затратами по производству и реализации этих услуг, учитываемых при налогообложении, а также суммами налогов и сборов, уплачиваемых из выручки, полученной от реализации данных услуг.

Прибыль (убыток) от реализации основных средств определяется как положительная (отрицательная) разница между выручкой, полученной от реализации основных средств, уменьшенной на суммы налогов и сборов, уплачиваемых из выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг) и остаточной стоимостью основных средств, а также затратами по реализации основных средств.

В зависимости от учетной политики страховой организации выручка от реализации отражается (доходы признаются полученными) по оплате предоставленных страховых услуг, т.е. поступлению страховых взносов на расчетный счет страховой организации либо методом начисления. (например, учет операций по перестрахованию).

У страховых организаций объектом налогообложения налогом на прибыль является облагаемая налогом прибыль. При этом доходы от реализации страховых услуг включают следующие виды доходов:

1. доходы от страховой деятельности, в том числе:

1.1 страховые взносы (страховые премии) полученные по договорам прямого страхования, сострахования и перестрахования уменьшенные на суммы возврата страховых взносов (страховых премий) по договорам прямого страхования, сострахования и перестрахования в случаях, предусмотренных законодательством или условиями таких договоров.

1.2 результат изменения страховых резервов (с учетом изменения доли перестраховщиков в страховых резервах) в сторону уменьшения;

1.3 комиссионные вознаграждения по договорам перестрахования и комиссия с прибыли перестраховщика тантьема выплачиваемая им цеденту за предоставление возможности участвовать в перестраховочном договоре и осмотрительное ведение дела;

1.4 вознаграждение по договорам сострахования;

1.5 возмещение перестраховщиками доли страховых выплат по рискам, переданным в перестрахование, а также по рискам, переданным перестраховщиками в дальнейшее (последующее перестрахование – ретроцессию);

1.6 суммы процентов на депо премий по рискам, принятым в перестрахование;

1.7 суммы полученные в порядке реализации перешедшего к страховщику права требования страхователя (выгодоприобретателя) к лицам, ответственным за убытки, возмещенные в результате страхования.

2. доходы от инвестиционной деятельности, в том числе:

2.1 доходы от размещения страховых резервов и других средств.

3. доходы от иной деятельности, связанной со страхованием, в том числе вознаграждения, полученные страховщиком от деятельности::

3.1 по оценке страхового риска и размера ущерба;

3.2 по оценке и осмотру движимого и недвижимого имущества в связи со страхованием и выдаче заключений о состоянии этого имущества;

3.3 по организации предоставления услуг технического, медицинского и финансового характера иному страховщику либо страхователю (застрахованному, потерпевшему, а также другому лицу, претендующему на получение страховой выплаты) в целях выполнения заключенных этими лицами договоров страхования;

3.4 по оказанию услуг иной страховой организации в установлении причин, характера ущерба при наступлении страхового случая;

3.5 другие виды доходов, полученные от осуществления деятельности, связанной со страхованием, в соответствии с законодательством.

4. доходы от внереализационных операций, в том числе:

4.1 суммы санкций, полученные страховщиком за неисполнение условий договоров страхования, признанные должником добровольно либо по решению суда.

Облагаемая налогом прибыль уменьшается на исчисленные суммы:

  • налога на недвижимость за основные средства, оффшорного и гербового сборов;
  • прибыли, приходящейся на дни республиканских субботников.

Затраты по производству и реализации страховых услуг, учитываемые при налогообложении страховщиков установлены налоговым законодательством, а особенности состава затрат связанные с осуществлением страховой деятельности законами или актами Президента Республики Беларусь. Указанные затраты определяются на основании документов бухгалтерского и налогового учета.

Состав затрат по производству и реализации страховых услуг, учитываемых при налогообложении, представляет собой группировку расходов по пяти видам элементов, как и в других отраслях народного хозяйства:

  • материальные затраты;
  • затраты на оплату труда;
  • амортизация основных средств и нематериальных активов;
  • затраты на социальные нужды;
  • прочие затраты.

Такие расходы на прямое страхование получили название расходов на ведение дела. Налоговым законодательством для страховых организаций включены дополнительные затраты в расходы на ведение дела, в частности:

  • комиссионное вознаграждение за оказание услуг страхового агента или страхового брокера;
  • возмещение страховым агентам расходов на проезд, связанных с производственной деятельностью, транспортом общего пользования, за исключением такси, специальными маршрутами и ведомственным транспортом;
  • оплата услуг организаций за выполнение ими письменных поручений работников по перечислению страховых взносов из причитающейся им заработной платы путем безналичных расчетов;
  • оплата услуг компетентных органов и организаций за выдачу документов, необходимых для выплаты страхового обеспечения и страхового возмещения, а также услуг организаций и индивидуальных предпринимателей, привлекаемых для определения действительной стоимости (страховой стоимости)имущества, для оценки страхового риска при заключении договоров страхования, размера страхового убытка и урегулирования страховых выплат в качестве экспертов, сюрвейеров, аварийных комиссаров;
  • плата за инкассацию, перевозку наличных денежных средств, платежных документов, драгоценных металлов, драгоценных камней и иных ценностей;
  • расходы по изготовлению страховых полисов (свидетельств, сертификатов).

Кроме расходов на ведение дела в затраты по производству и реализации страховых услуг включаются:

Отчисления в страховые резервы и фонды,в том числе:

  • суммы изменения страховых резервов (с учетом изменения доли перестраховщиков в страховых резервах) в сторону увеличения;
  • суммы отчисления в фонд предупредительных мероприятий и гарантийные фонды.

Страховые выплаты, в том числе:

  • выплаты страхового обеспечения и страхового возмещения по договорам прямого страхования, сострахования и перестрахования, уменьшенные на суммы возврата выплаченного страхового возмещения и страхового обеспечения по этим договорам. При этом страховые выплаты по договорам сострахования включаются в состав расходов страховщика (состраховщика) только в размере его доли, установленной в договоре сострахования.

Расходы на сострахование и перестрахование, в том числе:

  • суммы страховых взносов (страховых премий) по рискам, переданным в перестрахование, уменьшенные на суммы возврата страховых взносов (страховых премий) по договорам перестрахования в случае их досрочного прекращения;
  • комиссионное и брокерское вознаграждение, тантьемы по договорам перестрахования и возмещение страховщику расходов, связанных с оказанием услуг по договорам перестрахования;
  • суммы процентов на депо премий по рискам, переданным в перестрахование;
  • вознаграждение страховщику по договорам сострахования и возмещение состраховщику расходов, связанных с оказанием услуг по договорам сострахования;
  • суммы возмещения доли убытков, уплаченных по рискам, принятым в перестрахование;
  • другие расходы, связанные со страховой деятельностью.

Расходы на инвестирование, в том числе:

  • расходы, связанные с размещением страховых резервов.

Прибыль страховых организаций облагается налогом по ставке 24 процента.

Следует также иметь ввиду, что в соответствии с законодательством, страховые резервы, остатки средств фондов предупредительных мероприятий, передаваемые одной страховой организацией другой одновременно с передачей обязательств по договорам добровольного страхования, не учитываются для целей налогообложения в составе доходов при определении налогооблагаемой базы страховой организации, принимающей указанные обязательства.

Налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год, а отчетным – календарный месяц.

Сумма налога на прибыль определяется нарастающим итогом с начала налогового периода как произведение налоговой базы, уменьшенной на сумму налоговых льгот и налоговой ставки.

Плательщики налога на прибыль, филиалы, представительства и иные обособленные подразделения страховых организаций, имеющие отдельный баланс и текущий (расчетный) либо иной банковский счет, исполняющие в установленном законодательством порядке налоговые обязательства этих страховых организаций, в течение налогового периода по итогам истекшего отчетного периода представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Уплата налога на прибыль производится в течение налогового периода по итогам истекшего отчетного периода не позднее22-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Действующим налоговым законодательством предусмотрены также особенности исчисления налога на доходы иностранных страховых и перестраховочных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство. Такие организации уплачивают налог по «другим доходам» по ставке 15 процентов.

Под «другими доходами» понимаются доходы по страхованию, сострахованию и перестрахованию за исключением доходов (вознаграждений, гонораров), выплаченных иностранным страховым и перестраховочным организациям за урегулирование страховых случаев по белорусским сертификатам «Зеленая карта».

Налог с доходов иностранных страховых или перестраховочных организаций полученных из источников в Республике Беларусь удерживается белорусскими страховыми организациями, которые признаются налоговыми агентами. При этом из общей суммы дохода, начисленного иностранной страховой или перестраховочной организации, вычитаются документально подтвержденные затраты, понесенные ею при оказании услуг по страхованию, сострахованию и перестрахованию:

  • в сумме комиссионного и брокерского вознаграждения за услуги белорусского страховщика или состраховщика;
  • уплаченного страхового возмещения или страхового обеспечения по договору сострахования при наступлении страхового случая;
  • уплаченного возмещения доли убытков по договору перестрахования при наступлении страхового случая;
  • выплачиваемой страховой организацией Республики Беларусь иностранной организации, осуществляющей урегулирование убытков по страховому случаю, производимое за пределами Республики Беларусь, в качестве возмещения понесенных иностранной организацией затрат, связанных с оформлением документов по страховому случаю и определением размера вреда.

Кроме того, со страховых организаций сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки – по ставке 2 процента, налог с пользователей автомобильных дорог - по ставке 1 процент, взимается единым платежом в размере 3 процентов не от выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), а от прибыли. При этом исчисление указанных платежей страховыми организациями производится в том числе и от внереализационных и операционных доходов.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О налоге на добавленную стоимость», освобождаются от налогообложения обороты по реализации на территории Республики Беларусь услуг по страхованию, сострахованию, перестрахованию, в частности:

  • страховые взносы (премии) по договорам страхования, сострахования и перестрахования;
  • результат изменения страховых резервов в сторону уменьшения;
  • комиссионные вознаграждения и тантьемы, полученные по договорам сострахования и перестрахования;
  • возмещение доли убытков по рискам, переданным в перестрахование и ретроцессию;
  • возврат выплаченного страхового возмещения и страхового обеспечения;
  • суммы, поступившие в порядке реализации права требования страхователя к лицу, ответственному за причиненный ущерб в случаях, предусмотренных законодательством;
  • проценты, начисленные цедентом в пользу перестраховщика на депо премий, по рискам, принятым в перестрахование.

В соответствии с Законодательством республики Беларусь брокерская деятельность в страховании или перестраховании это посредническая деятельность по предоставлению страховых услуг, предусмотренных соглашением сторон, заинтересованных в страховании или перестраховании, конечной целью которой является нахождение условий и форм страхования, взаимоприемлемых для сторон.

Следовательно, вознаграждение страхового брокера является оборотом по реализации предоставленных страховых услуг, которое освобождается от налога на добавленную стоимость.

Большое количество налогов и сборов, несовершенство налогового законодательства, тяжелое налоговое бремя, необходимость разного отражения одной и той же операции в бухгалтерском и налоговом учете, в зависимости от расхождения в законодательстве и т.д., увеличивают внутрихозяйственный риск. А с учетом больших штрафов, которые накладываются на страховые организации за нарушение налогового законодательства, и пени, которая взимается за просрочку платежей, увеличивается в целом аудиторский риск.

Поэтому аудит расчетов с бюджетом является одним из наиболее трудоемких, сложных и ответственных в аудиторской практике.

Еще до начала проверки аудитор, с целью снижения своего предпринимательского риска, должен согласовать все вопросы проверки расчетов с бюджетом с клиентом и отразить их в договоре, общем плане и программе. Следует четко установить объем проверки(период ,который проверяется ,виды налогов и т.д.), метод организации проверки (сплошной, выборочной). Как правило, правильность исчисления налогов и сборов, своевременность их уплаты проводят сплошным методом, который позволяет максимально снизить риск необнаружения. Но он требует много времени и трудозатрат, что, в свою очередь, увеличивает стоимость аудита.

В то же время, при проверке расчетов с бюджетом, аудитор должен помочь организации избежать финансовых потерь, связанных с санкциями, налагаемых налоговыми органами ввиду неправильного исчисления и несвоевременного перечисления платежей в бюджет. Исходя из этого, аудитору при проверке расчетов с бюджетом необходимо:

  • установить перечень налогов и сборов, которые уплачивает организация;
  • в совершенстве изучить нормативные документы по каждому из уплаченных налогов и сборов;
  • установить источники информации для проверки (счета и субсчета расчетов с бюджетом, первичные документы, учетные регистры, отчетные формы;
  • проверить полноту и правильность отображения базы налогообложения по каждому налогу и сбору;
  • проверить правильность применения ставок налогов и сборов ,а так же арифметические расчеты по исчислению налогов;
  • проверить законность и обоснованность применения льгот по налогам и сборам;
  • проверить полноту и своевременность уплаты налогов и сборов в бюджет;
  • проверить правильность составления деклараций, расчетов по платежам в бюджет их подачи в налоговый орган;
  • проверить правильность отражения расчетов с бюджетом на счетах бухгалтерского учета и в финансовой отчетности;
  • предоставить заказчику информацию о результатах проверки с детальным изложением ошибок и фактов обмана, рекомендации по их исправлению;
  • в зависимости от цели проверки, вида аудита и заданий, полученных от заказчика, подготовить заключение (если проверялся лишь один вопрос), или информацию для включения в общее аудиторское заключение.

При налогообложении доходов, полученных гражданами Республики Беларусь, необходимо учитывать положения Протокола к Соглашению между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995, подписанного 24.01.2006.Особенности налогообложения доходов наемных работников из Республики Беларусь, а также порядок их социального страхования разъясняют специалисты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Я. Степовая и С. Мягкова.

Налог на доходы физических лиц

В соответствии с п. 1 ст. 207 НК РФ плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. Налогообложение доходов, полученных резидентами, осуществляется по ставке 13%, а доходы, полученные лицами, не являющимися резидентами, облагаются по ставке 30% (ст. 224 НК РФ).

Согласно п. 2 ст. 207 НК РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

При налогообложении доходов, полученных гражданами Республики Беларусь, необходимо учитывать положения Протокола "К Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21 апреля 1995 года", подписанного 24.01.2006 (далее - Протокол) 1 .

Согласно п. 1 ст. 1 Протокола вознаграждение, получаемое физическим лицом с постоянным местожительством в одном Договаривающемся государстве (гражданином РФ или Республики Беларусь) в отношении работы по найму, осуществляемой в другом Договаривающемся государстве в течение периода нахождения в этом другом Договаривающемся государстве, составляющего не менее 183 дней в календарном году, либо непрерывно в течение 183 дней, начавшихся в предшествующем календарном году и истекающих в текущем календарном году, может облагаться налогом в этом другом Договаривающемся государстве в порядке и по ставкам, предусмотренным в отношении лиц с постоянным местожительством в этом Договаривающемся государстве.

Указанный налоговый режим применяется с даты начала работы по найму в другом Договаривающемся государстве, длительность которой в соответствии с трудовым договором составляет не менее 183 дней (п. 2 ст. 1 Протокола).

Таким образом, если у организации имеются трудовые договоры с гражданами Республики Беларусь, предусматривающие их нахождение на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году, то такие белорусские граждане признаются налоговыми резидентами Российской Федерации с даты заключения договоров. Следовательно, исчисление НДФЛ с доходов, полученных гражданами Республики Беларусь, в отличие от иностранных граждан других государств, изначально производится налоговым агентом по ставке 13%.

Данный вывод подтверждается письмами Минфина России от 30.10.2008 N 03-04-06-01/320, от 26.12.2005 N 03-05-01-04/396, от 15.08.2005 N 03-05-01-03/82, ФНС РФ от 21.09.2005 N ВЕ-6-26/786@, УФНС России по г. Москве от 29.12.2008 N 19-12/121898.

В случае расторжения трудового договора с таким работником необходимо определить срок его пребывания в Российской Федерации до момента расторжения договора. Если срок пребывания такого иностранного гражданина на территории Российской Федерации составляет менее 183 календарных дней, НДФЛ взимается по ставке 30% за весь период работы, начиная с первого дня работы на территории Российской Федерации до момента его увольнения (см. письмо Минфина России от 31.12.2008 N 03-04-06-01/397).

Так как перерасчет суммы налога производится в последний месяц работы иностранного сотрудника, удержать всю сумму дополнительно исчисленного налога, как правило, невозможно. Ведь максимальный размер удержаний не может превышать 50% заработной платы, причитающейся работнику (ст. 138 ТК РФ). Об оставшейся сумме задолженности необходимо сообщить в налоговый орган.

В п. 5 ст. 1 Протокола установлено, что обязанность по уплате суммы налога, уточненной в результате перерасчета, физическое лицо исполняет самостоятельно. Поэтому в случае выезда за пределы Российской Федерации гражданин Республики Беларусь обязан заполнить и представить налоговую декларацию о доходах, фактически полученных за время его пребывания в Российской Федерации в текущем налоговом периоде.

Единый социальный налог

В соответствии с п. 1 ст. 236 НК РФ объектом налогообложения ЕСН признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам. Ставки налога указаны в ст. 241 НК РФ.

Следует отметить, что главой 24 НК РФ установлен единый порядок налогообложения ЕСН выплат в пользу российских и иностранных работников.

При налогообложении ЕСН доходов, полученных гражданами Республики Беларусь, необходимо учитывать, что указанные лица подлежат обязательному медицинскому и социальному страхованию в общеустановленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации 2 .

Следовательно, за работающих по трудовым договорам граждан Республики Беларусь производятся отчисления ЕСН, включающего уплату взносов в ФСС и ФОМС России. Аналогичный вывод содержится в Информационном письме Департамента здравоохранения г. Москвы от 15.05.2008 N 31/173.

Кроме того, за указанных лиц в обязательном порядке производится уплата страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ст. 5 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний").

Обязательное пенсионное страхование

Согласно п. 2 ст. 243 НК РФ сумма ЕСН (сумма авансового платежа по ЕСН), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет).

Напомним, что на основании п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по ЕСН, установленные главой 24 НК РФ.

Застрахованными лицами по обязательному пенсионному страхованию помимо граждан Российской Федерации признаются иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие статус постоянно или временно проживающих на территории Российской Федерации, если они работают по трудовому договору или договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договорам (ст. 7 Закона N 167-ФЗ).

Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" установлены следующие категории законно находящихся в Российской Федерации иностранных граждан в зависимости от их правового положения в Российской Федерации:

  • временно пребывающий иностранный гражданин - лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание;
  • временно проживающий иностранный гражданин - лицо, получившее разрешение на временное проживание;
  • постоянно проживающий иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство.

Таким образом, если иностранные граждане, принятые на работу, имеют статус временно проживающих либо постоянно проживающих, то они являются застрахованными лицами по обязательному пенсионному страхованию. Следовательно, с начисленных им выплат рассчитываются и уплачиваются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, а расчет ЕСН в части федерального бюджета, причитающегося к уплате, производится с применением налогового вычета.

Если иностранные граждане имеют статус временно пребывающих, то они не являются застрахованными лицами по обязательному пенсионному страхованию. Соответственно, на выплаты, производимые в их пользу, взносы на обязательное пенсионное страхование не начисляются, а ЕСН в федеральный бюджет исчисляется полностью без применения налогового вычета (см. письма Минфина России от 16.03.2006 N 03-05-02-04/27, от 03.08.2006 N 03-05-02-04/124, УФНС России по г. Москве от 05.03.2008 N 21-18/225, от 26.11.2007 N 21-13/112059@, от 30.06.2006 N 21-13/57477).

Следовательно, доходы, полученные гражданами Республики Беларусь за выполнение трудовых обязанностей на территории Российской Федерации, облагаются НДФЛ по ставке 13% с момента заключения с ними трудовых договоров. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за лиц, имеющих статус временно пребывающих, не уплачиваются. Налогообложение ЕСН с выплат, произведенных в пользу граждан Беларуси, работающих в РФ, производится в общеустановленном порядке (без применения налогового вычета). Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются в общеустановленном порядке.

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 5 авг. 2000 г. N 117-ФЗ (с изм).
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 дек. 2001 г. N 197-ФЗ (с изм.).
  3. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21 апреля 1995 года: протокол от 24 янв. 2006 г. // Бюллетень международных договоров. 2007. N 11 (нояб.).
  4. О сотрудничестве в области социального страхования: договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. N 15, ст. 1745.
  5. Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ (с изм.).
  6. Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 15 дек. 2001 г. N 167-ФЗ (с изм.).
  7. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ (с изм.).

Специалисты службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Я. Степовая и С. Мягкова.

1 Ратифицирован Федеральным законом от 17.05.2007 N 81-ФЗ. Применяется в отношении доходов, полученных с 31.05.2007.

2 Данное требование также следует из положений статей 2 и 5 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь "О сотрудничестве в области социального обеспечения" (Санкт-Петербург, 24.01.2006).

Граждане Республики Беларусь пользуются особыми условиями при трудоустройстве в России, и для них действуют нормы международных соглашений. Работодателям будет полезно узнать, как начисляются налоги и страховые взносы при заключении трудовых и гражданско-правовых договоров с гражданами бывшей союзной республики.

Для резидентов и нерезидентов РФ налоговым законодательством предусмотрены различные ставки НДФЛ. Приближается конец года. Организации, в которых работают иностранные работники, должны определиться с ставкой по НДФЛ. Для этого следует внимательно отследить срок пребывания иностранцев в России и учесть другие нюансы нормативно-правовых актов, в том числе международных. Договоры с иностранными государствами предусматривают различные налоговые преференции, а также правила социального страхования иностранных граждан. Рассмотрим особенности трудовых отношений с гражданами Белоруссии, которые не являются резидентами РФ.

Основные понятия и трудовые отношения с иностранцами

Кто же признается иностранцем в Российской Федерации с точки зрения отечественного законодательства? Статус иностранца определен в пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Иностранным гражданином признается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Исходя из выше изложенного, гражданин Республики Беларусь признается иностранным гражданином.

Статус иностранца в свою очередь может быть различным, и от этого зависит, какие нормы законодательства регулируют налоговые отношения с ним.

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин — это лицо, прибывшее на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.

Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее разрешение на временное проживание.

Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство.

Трудовой деятельностью иностранного гражданина признается работа иностранца в Российской Федерации на основании трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг). Иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность, признается иностранным работником.

Согласно статье 11 Трудового кодекса нормы трудового законодательства распространяются в том числе на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц. Следовательно, с иностранным работником из Белоруссии могут заключаться трудовые договоры как срочные, так и бессрочные.

Бессрочные трудовые договоры заключаются на неопределенный срок.

В срочных трудовых договорах предусматривается условие об определенном сроке действия, но не более пяти лет, если иной срок не установлен Трудовым кодексом и иными федеральными законами. Срочный трудовой договор заключается, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, а именно в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 59 Трудового кодекса. В случаях, предусмотренных частью 2 статьи 59 Трудового кодекса, срочный трудовой договор может заключаться по соглашению сторон трудового договора без учета характера предстоящей работы и условий ее выполнения.

В статье 13 Федерального закона № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" приведены условия участия иностранных граждан в трудовых отношениях.

Однако указанные условия в отношении граждан Белоруссии не применяются согласно пункту 1 решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 г. № 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий». Это подтверждают разъяснения налоговых и миграционных служб в письмах ФНС России от 22 октября 2008 г. № ШС-6-3/751, ФМС России от 20 декабря 2007 г. N МС-1/9-25552.

НДФЛ с нерезидентов граждан Республики Беларусь

Если физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, получают доходы от российских источников, то возникает доход, облагаемый НДФЛ (п. 1 ст. 207, п. 2 ст. 209 НК РФ).

При определении налогооблагаемой базы НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные в денежной, натуральной формах, право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ.

Не уменьшают налоговую базу удержания из дохода по распоряжению налогоплательщика, по решению суда или иных органов.

В отношении доходов от источников в РФ, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, налоговая ставка установлена в размере 30 процентов (п. 3 ст. 224 Налогового кодекса).

Однако, если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Налоговым кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах, применяются правила и нормы международных договоров РФ (ст. 7 Налогового кодекса). Между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь заключено Соглашение от 21 апреля 1995 г. «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество». Следовательно, в рассматриваемой ситуации действуют нормы указанного Соглашения. Согласно подпункту «а» статьи 14, пункту 1 статьи 21 Соглашения доходы от работы по найму лиц с постоянным местожительством в Республике Беларусь не могут подвергаться более обременительному налогообложению, чем предусмотренное для заработной платы граждан РФ.

Вознаграждение, получаемое по договору найма гражданином Белоруссии с постоянным местожительством в Республике Беларусь, может облагаться налогом в России в порядке и по ставкам, предусмотренным в отношении лиц с постоянным местожительством в России. Такой порядок действует, если доход получен работником за время нахождения в России, составляющего не менее 183 дней в календарном году, либо непрерывно в течение 183 дней (п. 1 ст. 1 Протокола от 24 января 2006 г. «К Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21 апреля 1995 года»). Налоговый режим, установленный в пункте 1 статьи 1 указанного Протокола, применяется с даты начала работы по трудовому договору сроком не менее 183 дней.

Если с гражданином Белоруссии заключен срочный трудовой договор на более чем 183 дня или бессрочный трудовой договор, то срок его пребывания соответствует требованиям, установленным вышеуказанными пунктами 1, 2 статьи 1 Протокола от 24 января 2006 г.

Исходя из вышесказанного доход гражданина Республики Беларусь, временно пребывающего на территории России, облагается НДФЛ по ставке 13 процентов (п. 1 ст. 224 НК РФ).

Опасный момент

Если по итогам налогового периода гражданин Беларуси будет находиться в Российской Федерации менее 183 дней в календарном году, то условие пункта 1 статьи 1 Протокола не будет соблюдено и налог на доходы физических лиц с его доходов организация -налоговый агент должна удержать по ставке 30 процентов. На это указывают разъяснения в Письмах Минфина России от 21 февраля 2011 г. N 03-04-05/6-112, от 18 февраля 2011 г. N 03-04-06/6-32.

Организация, являясь налоговым агентом, обязана исчислить сумму НДФЛ, удержать ее из доходов налогоплательщика при их фактической выплате и перечислить в бюджет (п. п. 1, 4, 6 ст. 226 НК РФ).

Официальное подтверждение

Для получения налоговых привилегий гражданин Белоруссии должен представить в налоговые органы официальное подтверждение того, что он является резидентом Республики Беларусь, а также документ о полученном доходе и об уплате им налога за пределами Российской Федерации, подтвержденный белорусским налоговым органом. Подтверждение может быть представлено как до уплаты налога или авансовых платежей по налогу, так и в течение одного года после окончания налогового периода, за который предполагается получить налоговые привилегии.

Особые правила

Возможно ситуация, когда сотрудник является гражданином Республики Беларусь, а местом его постоянного проживания является другое иностранное государство. Если с таким иностранным государством не заключен о соответствующее международное соглашение, то положения статьи 1 Протокола к доходам указанного физического лица не применяются и его налоговый статус определяется в общем порядке с учетом положений пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса. То есть до момента признания налоговым резидентом доходы такого иностранного работника от источников в России подлежат обложению по ставке 30 процентов (см. письмо Минфина России от 28 сентября 2011 г. N 03-04-06/6-240).

Страховые взносы

Взносы на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование с суммы выплат по трудовым договорам заключенным с гражданами Белоруссии, временно пребывающими на территории Российской Федерации, не начисляются. На это указывает прямая норма пункта 15 части 1 статьи 9 Федерального закона № 212-ФЗ, а также разъяснения в Информации ФСС РФ от 03 марта 2011 г. «О порядке обеспечения пособиями по обязательному социальному страхованию граждан Республики Беларусь, работающих на территории Российской Федерации».

А взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний следует начислить, поскольку действие Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации (п. 2 ст. 5 Закона № 125-ФЗ).

Алла Юхневич-Лелива, налоговый консультант


Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Фото с сайта fotokto.ru
Фото с сайта fotokto.ru

В процессе регистрации ООО в Беларуси один из главных вопросов, который встает, — какую систему налогообложения выбрать. В нюансах разбираемся вместе с юристами компании REVERA Екатериной Поповой и Виктором Статкевичем.

— Если говорить упрощенно, то фактически существует две системы налогообложения для организаций — общая и упрощенная. Также существуют специальные режимы, которые устанавливаются, в том числе особые «налоговые правила и льготы». Но чтобы претендовать на применение упрощенной системы налогообложения (особого режима налогообложения) или специального режима, компания должна соответствовать определенным критериям. Разберемся подробнее.

Екатерина Попова
Екатерина Попова
Юрист компании REVERA
Виктор Статкевич
Виктор Статкевич
Юрист компании REVERA

Общая система налогообложения: кому и зачем

В отличие от упрощенной, общую систему могут применять организации без ограничений и лимитов. Это базовая система налогообложения, и если не заявить о применении другой системы — после регистрации организация будет уплачивать налоги по ОСН.

Общая система предусматривает уплату налога на прибыль и уплату НДС. Общая ставка налога на прибыль — 18%. При этом существуют и другие ставки, например, банки и страховые организации уплачивают налог на прибыль по ставке 25%.

Таким налогом облагается валовая прибыль компании, а также дивиденды. Прибыль компании рассчитывается как сумма выручки от реализации товаров, имущественных прав, работ, услуг, уменьшенная на затраты, которые связаны с производством и реализацией товаров, имущественных прав, работ и услуг. Такие затраты учитываются при налогообложении прибыли, если подтверждены первичными учетными документами (акты, товарные накладные, иные документы). Другие затраты, если они не связаны с реализацией товаров, имущественных прав, оказанием услуг, выполнением работ, т.е. не имеют «производственной направленности», при налогообложении не учитываются и прибыль не уменьшают.

Пример. Компания производит продовольственную продукцию и другой деятельностью не занимается. Для производства закупает сырье, оборудование, автомобили для транспортировки готовой продукции, арендует помещения, выплачивает заработную плату сотрудникам, занятым в производстве и реализации. Все перечисленные затраты связаны с производством и реализацией товаров. Но если, например, эта компания также приобретает массажный стол, и связь с производством продукции не будет доказана — затраты компании на покупку массажного стола не будут учитываться при налогообложении прибыли и, соответственно, на сумму налога на прибыль не повлияют.

Фото с сайта gidm.ru

Фото с сайта gidm.ru

Как быть с затратами

Кроме выручки и затрат, в валовой прибыли учитываются также внереализационные доходы и внереализационные расходы.

Внереализационный доход — это доход компании, который не связан с реализацией товаров, оказанием услуг или выполнением работ. Например, внереализационным доходом являются проценты по вкладу. Также такие доходы включаются в налогооблагаемую прибыль компании.

Внереализационные расходы — это расходы, которые были понесены организацией, но при этом напрямую не связаны с производством и реализацией товаров, имущественных прав, работ, услуг. Внереализационные расходы при наличии первичных учетных документов уменьшают сумму валовой прибыли, то есть влияют на конечную сумму налога на прибыль. Пример внереализационных расходов — уплаченные пеня и штрафы за нарушение сроков оплаты контрагенту.

Это значит, что при расчете налога на прибыль на сумму налога к уплате будут влиять не только доходы компании (выручка), но и затраты. Поэтому обычно организации, которые занимаются бизнесом с большой долей затрат (80% и более от выручки), используют общую систему.

Когда не нужно платить налог на прибыль? В определенных случаях организация не уплачивает налог на прибыль. Например, не облагается налогом прибыль организаций, полученная от реализации произведенных ими продуктов детского питания, высокотехнологичных товаров (некоторые лекарственные средства, антибиотики), инновационных товаров (перечень также установлен в законодательстве).

Общая и упрощенная системы: в чем разница

Кроме налога на прибыль, организации, применяющие общую систему налогообложения, автоматически являются плательщиками НДС (при наличии объектов и обязательств по уплате НДС). Отказаться от исчисления и уплаты НДС при ней возможности нет. И это одно из отличий общей системы от упрощенной . При упрощенной плательщик может выбрать: платить налог по ставке 5% от выручки без уплаты НДС или по ставке 3% от выручки с уплатой НДС.

Еще одно отличие: налог при упрощенной системе налогообложения уплачивается с выручки компании, затраты не влияют на сумму налога. Однако «упрощенка» не может применяться при определенных видах деятельности, например, страховая, риелторская, лотерейная деятельность. УСН также не могут применять организации, производящие подакцизные товары, и организации, сдающие помещения в аренду, если помещения не принадлежат им на праве собственности (то есть субаренда).

Фото с сайта hnonline.sk

Фото с сайта hnonline.sk

Кроме ограничений по видам деятельности, чтобы применять упрощенную систему налогообложения, организация должна соответствовать критериям по выручке и количеству сотрудников — не превышать установленные в законодательстве лимиты. Лимиты по выручке, как правило, ежегодно индексируются.

В 2019 году установлены следующие лимиты для компаний.

Для применения УСН с уплатой НДС:

  • Выручка должна составлять не более 1 851 100 рублей в год
  • Списочная численность работников не должна превышать 100 человек.

Для применения УСН без уплаты НДС:

  • Выручка должна составлять не более 1 270 100 рублей в год
  • Списочная численность работников организации не должна превышать 50 человек.

При превышении указанных лимитов организация теряет право применять УСН и с месяца, следующего за отчетным периодом (месяц или квартал), в котором был превышен лимит, применяет ОСН.

УСН в отличие от ОСН не применяется автоматически — после регистрации ООО у вас есть 20 рабочих дней, чтобы подать заявление о применении УСН в налоговую. Если вы забыли подать такое заявление — на УСН можно будет перейти только со следующего календарного года.

Если вы забыли выбрать УСН после регистрации ООО или просто решили применять общую систему в текущем году, чтобы перейти на УСН в следующем году, с 1 октября по 31 декабря текущего года нужно заявить об этом в налоговый орган. Перейти на УСН получится только при соблюдении лимитов по выручке и средней численности сотрудников.

Лимит по выручке устанавливается за первые 9 месяцев текущего года — выручка компании не должна превышать 1 391 800 рублей (чтобы перейти на УСН с 1 января 2019 года). Численность работников в среднем за первые 9 месяцев года не должна превышать 100 человек.

На что обратить внимание при выборе системы налогообложения

Если обобщить, то при выборе между УСН и ОСН нужно обратить внимание на 2 факта:

1. Может ли компания применять УСН (соответствует ли она по видам деятельности, не превышает ли лимиты по выручке и количеству сотрудников).

2. Соотношение затрат и выручки — чем больше затрат у компании, которые могут быть учтены при налогообложении (то есть связаны с реализацией товаров, имущественных прав, работ, услуг), тем выбор ОСН становится более обоснованным. Если же организация, например, оказывает услуги, себестоимость которых низкая, в таком случае применять УСН более выгодно.

Также оптимальность УСН для мелкого и среднего бизнеса часто обосновывается простотой ведения бухгалтерского учета — поскольку затраты не влияют на сумму налога к уплате в бюджет, риск неправильного ведения бухучета и учета затрат повлечет меньшие финансовые потери. При УСН, особенно при УСН без НДС, главное правильно отразить выручку в полной сумме и своевременно уплатить налог. Важно помнить, что комиссии, удержанные банками, посредниками из вознаграждения плательщика, как правило, также включаются в выручку для расчета налога при УСН.

Фото с сайта blogspot.com

Фото с сайта blogspot.com

Льготные режимы

Помимо ОСН и УСН законодательство Беларуси содержит несколько «льготных режимов»:

  • Парк высоких технологий — для ИТ-сферы и технологических инноваций
  • Индустриальный парк «Великий камень» — для производства в приоритетных направлениях (фармацевтика, машинотехника, биотехнологии и пр.) при объеме инвестиций от $ 500 000
  • Свободные экономические зоны — для производства товаров, ориентированных на экспорт или импортозамещение, при объеме инвестиций от $ 500 000.

Не стоит также забывать про сельскую местность и малые населенные пункты — а сюда входит вся территория Беларуси, за исключением тех городов, где предпринимательство считается активно налаженным: Барановичи, Бобруйск, Борисов, Брест, Витебск, Гомель, Гродно, Жодино, Жлобин, Лида, Минск, Могилев, Мозырь, Молодечно, Новополоцк, Орша, Пинск, Полоцк, Речица, Светлогорск, Слуцк, Солигорск. Остальная территория Беларуси рассматривается как сельская местность или малые населенные пункты. Компании, зарегистрированные на территории сельской местности, освобождаются от налога на прибыль с доходов от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства в течение 7 лет с момента регистрации, а также от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров определенных кодов ТН ВЭД ЕАЭС, ввозимых для внесения в уставный фонд в качестве неденежного вклада учредителей.

Читайте также: