Налогообложение прибыли коммерческих организаций курсовая работа

Опубликовано: 30.04.2024

2.6. Финансы предприятия

2.6.4. Налогообложение предприятия

Каждое предприятие должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.

Налогообложение ─ это определенная совокупность экономических (финансовых) и правовых отношений, складывающихся на базе объективного процесса перераспределения денежной формы стоимости и выражающая собой одностороннее, безэквивалентное, принудительно властное изъятие части доходов корпоративных и индивидуальных собственников в общегосударственное пользование.

Налог ─ обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор ─ обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

На предприятие не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, не предусмотренные Налоговым Кодексом РФ (НК РФ), который является основным нормативным документом в области налогообложения.

Все налоги и сборы могут быть классифицированы по различным признакам, наиболее существенными для предприятия являются следующие:

1.) по способу изъятия – прямые и косвенные;

2.) по принадлежности к уровню власти и управления – федеральные, региональные, местные;

3.) по характеру налоговых ставок ‑ твёрдые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

Прямые налоги – это налоги, которые устанавливаются непосредственно на доход, имущество, вид деятельности, например, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц.

Косвенные налоги – это налоги, которые включаются в виде надбавки в цену товара или услуги. Собственник предприятия, производящего товары или услуги, подлежащие налогообложению, вносит государству налоговую сумму за счет выручки от реализации товаров и услуг, т.е. является сборщиком налога. Конечным плательщиком выступает потребитель, который приобретает товары и услуги по ценам, включающим косвенные налоги, например, налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины.

Федеральные налоги – это налоги и сборы, устанавливаемые, изменяемые и отменяемые НК РФ и обязательные к уплате на всей территории РФ. Федеральные налоги и сборы поступают в основном в федеральный бюджет. К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

3) налог на доходы физических лиц;

4) единый социальный налог;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

9) государственная пошлина.

Региональные налоги – это налоги и сборы, устанавливаемые в соответствии с НК РФ и вводимые в действие законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов РФ. К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

Местные налоги – это налоги и сборы, устанавливаемые и вводимые в действие нормативными актами представительных органов местного самоуправления и являющимися обязательными к уплате на территории соответствующих местных образований. К местным налогам относятся:

1) налог на имущество физических лиц;

2) земельный налог.

При установлении налогов и сборов должны быть определены все элементы налогообложения. К элементам налогообложения относятся: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты.

Объектом налогообложения является любое экономическое основание, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налога. К числу объектов налогообложения относятся также пользование природными ресурсами, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, другие объекты, установленные законодательными актами.

Налоговая база ─ стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.

Налоговый период ─ месяц, квартал, календарный год.

Единица обложения ─ единица измерения налоговой базы

Налоговая ставка (норма налогового обложения) ─ величина налоговых начислений на единицу базы (денежная единица дохода, единица измерения товара и т.д.). Различают твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки. Твердые ставки определяются в абсолютной сумме. Пропорциональные ─ это ставки, действующие в едином проценте к налоговой базе. Прогрессивные ставки ─ это ставки, увеличивающиеся с ростом налоговой базы. Регрессивные ставки понижаются по мере роста налоговой базы.

Порядок исчисления налога – последовательность действий, приводящая к исчислению суммы налога, подлежащей к уплате в бюджет, правила заполнения соответствующей декларации или расчета.

Порядок и сроки уплаты – срок предоставления декларации или расчета, установленный срок оплаты налога или сбора.

Кроме того, есть достаточно существенные понятия, связанные с налогообложением, такие как источник уплаты налога ‑ различные элементы стоимости реализованной продукции (себестоимость, балансовая прибыль, чистая прибыль, ценовые надбавки) или денежные доходы граждан, а также налоговые льготы – представляемые и предусмотренные законодательством преимущества отдельным категориям налогоплательщиков по сравнению с другими налогоплательщиками.

Промышленное предприятие в обязательном порядке будет являться плательщиком следующих основных налогов и сборов:

· налог на прибыль организаций;

· налог на добавленную стоимость;

· единый социальный налог;

· налог на имущество организаций.

При наличие соответствующих объектов налогообложения появляется следующая группа налогов:

· налог на добычу полезных ископаемых и т.д.

Рассмотрим особенности исчисления и уплаты основных налогов.

Налог на прибыль организаций

Налогообложение прибыли представляет собой форму распределения прибыли между товаропроизводителями и государством, является одним из основных каналов формирования доходов бюджетов различных уровней. Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, итак прибылью признается:

· для российских организаций ‑ полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ.

К доходам относятся:

1) доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав согласно ст. 249 НК ─ это выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

2) прочие доходы, такие как доходы от долевого участия в других организациях; положительные (отрицательные) курсовые и суммовые разницы; штрафы, пени и (или) иные санкции за нарушение договорных обязательств; доходы от сдачи имущества в аренду; доходы от предоставления в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, промышленные образцы и т.д.); доходы в виде процентов, полученных по долговым обязательствам (займы, кредиты, и т.п.); в виде сумм восстановленных резервов, расходы на формирование которых были ранее приняты в составе расходов; в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав; в виде дохода прошлых лет, выявленного в отчетном периоде и др.

Плательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов, которыми признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты или убытки, совершенные налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме, под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Расходы подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и прочие расходы.

Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Плательщики самостоятельно исчисляют суммы налога нарастающим итогом с начала года. Сроки уплаты налога производятся по одному из двух вариантов: ежеквартально или ежемесячно.

Ежеквартально без авансовых платежей платят организации, чьи доходы от реализации менее 3000000 рублей в квартал, для остальных обязательна уплата авансовых платежей, или по фактически полученной прибыли за месяц, или в размере 1/3 квартальной суммы налога за предыдущий квартал.

Налог на добавленную стоимость (НДС) – косвенный налог на товары и услуги. Впервые понятие «налог на добавленную стоимость» сформулировал в 1954 г. французский экономист Морис Лоре. НДС получил широкое распространение в странах Европейского союза. В разных государствах ставка налога на добавленную стоимость своя, в среднем она варьирует от 6 до 25 процентов от стоимости товара, однако сущность налога одинакова.

Взимание НДС осуществляется на каждой стадии от добычи сырья, производства товаров и до их конечного потребления. Объектом налогообложения является добавленная стоимость – разница между стоимостью реализованных товаров (услуг) и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и потребления.

Россия имеет достаточно уникальный опыт применения НДС по самым разным ставкам, так в разное время были установлены ставки в размере 28%, 20%, 23% (с учетом спецналога), 21,5%, в настоящее время ‑ 18%.

Объектом налогообложения признаются следующие операции:

1) реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе безвозмездная;

2) передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на доходы организаций;

3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

4) ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

Налоговый период ─ календарный месяц.

Налоговые ставки дифференцированные:

Иллюстрация применения 18% ставки НДС приведена на рис. 2.7.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, уменьшенная на сумму налоговых вычетов.

Уплата НДС производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации товаров (работ, услуг) за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Если суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг) не превышают 2 млн. рублей в месяц, то предприятие вправе уплачивать налог и предоставлять в налоговые органы декларацию не ежемесячно, а ежеквартально. Если суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг) не превышают 2 млн. рублей за любые три последовательных месяца, то организация имеет право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС.


Рис. 2.7. Порядок применения НДС

Единый социальный налог (ЕСН) введен с 01.01.2001 г. главой 24 НК РФ, зачисляемый в государственные внебюджетные фонды ‑ Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования РФ (далее ‑ фонды) ‑ и предназначенный для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

Объектом налогообложения для исчисления налога работодателями признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые налогоплательщиками в пользу физических лиц. Не относятся к объекту налогообложения выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав).

Налоговая база налогоплательщиков-работодателей определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных работодателями за налоговый период в пользу работников отдельно по каждому работнику с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом.

ЕСН имеет регрессивную шкалу налогообложения (табл. 2.1)

Ставки ЕСН для налогоплательщиков – работодателей

Налоговая база на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года

Пенсионный фонд РФ

Фонд социального страхования РФ

Фонды обязательного медицинского страхования

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Территориальные фонды обязательного
медицинского страхования

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 13:44, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение теоретических аспектов налога на прибыль как экономической категории, а также порядок исчисления и уплаты данного вида налога.
Предметом исследования работы является налог на прибыль организаций, которая представляет собой главную цель функционирования коммерческих организаций в рыночных условиях хозяйствования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ ОРГАНИЗАЦИЙ…………………………………………………………………5
1.1. Понятие, принципы и элементы налогообложения…………………..5
1.2. Экономическая сущность, понятие и характеристика налога на прибыль организаций……………………………………………………………12
2. МЕТОДЫ РАССЧЕТА НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ..…….19
2.1. Методы исчисления налогооблагаемой прибыли организаций. 19
2.2. Особенности налогообложения прибыли иностранных организаций. 24
3. АНАЛИЗ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ ОРГАНИЗАЦИЙ………. 30
3.1. Анализ поступления налога на прибыль организаций в Федеральный
Бюджет Российской Федерации………………………………………………. 30
3.2. Основные направления совершенствования налога на прибыль организаций………………………………………………………………………35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….40СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра финансов и кредита

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Налоги и налогообложение»

по теме «Налогообложение прибыли организаций»

Направление 080100 «Экономика»

4 курса 2 группы в/о А.С. Мелконян

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ ОРГАНИЗАЦИЙ………………………………………………… ………………5

1.1. Понятие, принципы и элементы налогообложения…………………..5

1.2. Экономическая сущность, понятие и характеристика налога на прибыль организаций………………………………………………… …………12

2. МЕТОДЫ РАССЧЕТА НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ..…….19

2.1. Методы исчисления налогооблагаемой прибыли организаций. 19

2.2. Особенности налогообложения прибыли иностранных организаций. . . . 24

3. АНАЛИЗ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ ОРГАНИЗАЦИЙ………. 30

3.1. Анализ поступления налога на прибыль организаций в Федеральный

Бюджет Российской Федерации………………………………………………. 30

3.2. Основные направления совершенствования налога на прибыль организаций………………………………………………… ……………………35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… …………….40СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………42

Одним из основных источников финансирования всех направлений деятельности государства и экономическим инструментом реализации государственных приоритетов являются налоги. Они выполняют две основные функции: фискальную и региональную, которые взаимосвязаны и взаимозависимы, причем не одна из них не должна развиваться в ущерб другой.

Налог как экономическая категория представляет собой обязательный платеж, взимаемый государством с физических лиц.

С переходом экономики нашего государства на основы рыночного хозяйства усиливается многоаспектное значение прибыли. Акционерное, арендное, частное или другой формы собственности предприятие, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять полученную прибыль.

Прибыль как экономическая категория – это обобщающий показатель финансовых результатов хозяйственной деятельности, определяемый как разность между выручкой от хозяйственной деятельности и суммой затрат на эту деятельность.

Соединив в одно целое две вышеупомянутые экономические категории, получается один из видов налога, посредством которого налоговая система государства может выполнять свойственные ей функции – это налог на прибыль организаций.

Переход экономики России на рыночные отношения потребовал создания системы налогообложения прибыли предприятий (юридических лиц). Принятие Верховным Советом Российской Федерации в 1991 году закона «О налоге на прибыль» является продолжением и углублением важнейшего элемента экономической реформы в России.

Однако постоянное экспериментирование законодательства, выражающееся в большом количестве издаваемых изменений и дополнений, часто не позволяет организациям правильно ориентироваться в порядке исчисления налогооблагаемой базы, что приводит в конечном итоге к спорам и разногласиям с налоговыми органами.

Актуальность рассмотрения данной темы выражается в том, что налог на прибыль представляет собой часть отношений экономического субъекта с государственными и контролирующими органами и нарушения в данной области могут повлечь за собой существенные последствия для экономического субъекта. Также актуальность темы подтверждается и тем фактом, что налог на прибыль является одной из основных доходных статей бюджетов большинства развитых стран, а в бюджете Российской Федерации занимает второе место после налога на добавленную стоимость.

Целью данной работы является рассмотрение теоретических аспектов налога на прибыль как экономической категории, а также порядок исчисления и уплаты данного вида налога.

Предметом исследования работы является налог на прибыль организаций, которая представляет собой главную цель функционирования коммерческих организаций в рыночных условиях хозяйствования.

Объектом исследования являются аналитические данные поступления налога на прибыль организаций в Федеральный бюджет Российской Федерации.

Для реализации поставленных целей в курсовой работе формируются следующие задачи:

  • экономическая сущность, понятие и характеристика налога на прибыль организаций
  • особенности налогообложения прибыли иностранных организаций
  • анализ поступления налога на прибыль организаций в Федеральный

  • основные направления совершенствования налога на прибыль организаций

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ

1.1. Понятие, принципы и элементы налогообложения

Прообраз современной системы налогообложения возник уже на ранних стадиях развития человечества.

Возникновение системы налогообложения связано с объективно назревшей необходимостью разделения труда и профессионализации трудовой деятельности. Благодаря системе общественного перераспределения получаемых материальных ценностей часть членов родоплеменной группы была освобождена от общеобязательного процесса добывания пищи и иных благ и получила возможность профессионально заняться выполнением иных общественных функций (управление, военная защита и т.д.). Как правило, на налоговые поступления в то время содержались вождь, совет старейшин, а в отдельных случаях – служители религиозного культа и та часть воинов, которая относилась к «регулярной» армии указанной общественной группы.

Первоначальное формирование налоговой системы происходило в каждой общине самостоятельно, и сама система отличалась локальным «местным» уровнем фискального охвата. Возникновение «местных» систем налогообложения предшествовало образованию государства и стало одной из важнейших предпосылок для его создания.

На этом этапе наиболее (а иногда и единственной) важной задачей системы налогообложения являлось обеспечение благоприятных материально-экономических условий для разделения функциональных обязанностей в общественных группах. Налогообложение позволило создать систему материального обеспечения общественных групп, напрямую не задействованных в добывании или создании ценностей материального характера. В дальнейшем, с появлением государственных образований, характер задач, решаемых с помощью системы налогообложения, значительно расширился 1 .

Налогообложение – процесс взимания (исчисления и изъятия) налоговых платежей с использованием экономико-правового механизма 2 .

Налогообложение – установленный законодательством государства или международными соглашениями порядок взимания налогов 3 .

Налогообложение – это принудительное и безвозмездное взимание правительством или местными органами власти платежей ( налогов ) с физических лиц и организаций для финансирования расходов государства, а также в качестве средства проведения фискальной политики 4 .

В условиях развитых рыночных отношений налогам присущи различные функции. Функция налога – это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение экономической категории налога как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства.

Важнейшей функцией налога является фискальная (fiscus – казна), проявляющаяся в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. Фискальная функция налогов, формируя государственные финансовые ресурсы, позволяет государству вмешиваться в экономику, и этим обусловливает регулирующую функцию налогов.

Регулирующая функция налогов предполагает систему государственного управления рыночной экономикой посредством налогов. Необходимость налогового регулирования экономических процессов определена рыночными отношениями.

Фискальная и регулирующая функции находятся в тесной взаимосвязи. Однако каждая из этих функций отражает определенную сторону налоговых отношений. Так, фискальная функция отражает отношения налогоплательщика к государству, а регулирующая – государства к налогоплательщику.

Следующая функция налогов – контрольная. Она состоит в необходимости количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Эта функция выполняется в условиях обеспечения налоговой дисциплины плательщиков, т. е. в уплате ими налогов своевременно и в полном объеме.

Стимулирующая функция налогов реализуется через систему льгот, преференций, налоговых вычетов и проявляется в уменьшении налоговой базы, понижении налоговой ставки и т. д. 5 .

Условием оптимального использования функций налогов являются принципы налогообложения. Принципы налогообложения – это сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления. Финансовая наука долгое время была не в состоянии ответить на вопросы, что облагать налогом и каковы принципы обложения, хотя данная проблема привлекала внимание практиков и теоретиков с момента возникновения налогов. Разработка их опиралась на индивидуалистические теории государства и налогов как рекомендации государству учитывать интересы плательщиков 6 .

Исходя, из необходимости наиболее полного удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах, государство устанавливает совокупность налогов, которые должны взиматься по единым правилам и на единых принципах. Первые такие принципы были сформулированы Адамом Смитом, который в своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов», изданном в 1776г., впервые сформулировал четыре основных принципа налогообложения.

Принцип равенства и справедливости: все граждане обязаны участвовать в формировании финансов государства соразмерно получаемым доходам и возможностям.

Принцип определенности: налог, который должен уплачивать каждый, должен быть точно определен, определено время его уплаты, способ и размер налога должны быть ясны и известны как самому налогоплательщику, так и всякому другому.

Принцип дешевизны: который заключается в том, что сбор налогов должен обходиться государству как можно дешевле.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 20:25, курсовая работа

Краткое описание

В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия

Содержание

Введение……………………………………………………….………………. 3
Глава 1. Теоретические основы налогообложения…….……………………5
1.1 Законодательная база налогообложения в РФ………………………………5
1.2 Система налогов и сборов. …………………………………………………11
1.3 Налогоплательщики, их права и обязанности. ………………………..16
Глава 2. Практика налогообложения унитарного муниципального предприятия ЗАО «Алексеевский молочно-консервный завод»……. 21
2.1 Анализ финансово – хозяйственной деятельности ЗАО «Алексеевского молочно – консервного завода»……………………………………………..21
2.2 Налоговая политика предприятия………………………………………28
Глава 3. Пути совершенствования налоговой политики………………31
3.1Объективные предпосылки реформирования налоговой политики.….31
3.2Основные направления совершенствования налоговой политики…….37
Заключение…………………………………………………………………. 45
Список литературы………………………………………………………….48
Приложения…………………………………………………………………..50

Прикрепленные файлы: 1 файл

курсовая.docx

Глава 1. Теоретические основы налогообложения…….……………………5

1.1 Законодательная база налогообложения в РФ………………………… ……5

1.2 Система налогов и сборов. …………………………………………………11

1.3 Налогоплательщики, их права и обязанности. ……… ………………..16

Глава 2. Практика налогообложения унитарного муниципального предприятия ЗАО «Алексеевский молочно-консервный завод»……. 21

2.1 Анализ финансово – хозяйственной деятельности ЗАО «Алексеевского молочно – консервного завода»……………………………………………..21

2.2 Налоговая политика предприятия………………………………………28

Глава 3. Пути совершенствования налоговой политики………………31

3.1Объективные предпосылки реформирования налоговой политики.….31

3.2Основные направления совершенствования налоговой политики…….37

В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия

С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется доход и прибыль предприятия.

Формирование эффективной налоговой системы России является центральной проблемой социально-экономического развития общества. Центральные, региональные органы власти и управления для успешного выполнения поставленных перед ними государственных задач должны иметь необходимую для этого финансовую базу. На сегодняшний день налоговая составляющая доходной части консолидированного бюджета России превышает 80% общей суммы доходов.

Все предприятия обязаны уплачивать налоги, предусмотренные законодательством. Данная обязанность оказывает существенное влияние на финансовые результаты деятельности предприятия, поскольку налоги и отчисления увеличивают затраты предприятия, влияют на формирование цены, определяют сумму прибыли, остающуюся в распоряжении предприятия. В то же время обязательство предприятия перед бюджетом и внебюджетными фондами по уплате налогов и отчислений составляет значительную часть кредиторской задолженности предприятия, отражаемой в пассиве баланса предприятия. Несвоевременное исполнение данного обязательства приводит к наложению на предприятие финансовых санкций (штрафов, пени), еще более увеличивающих сумму обязательств и приводящих к необходимости значительного оттока денежных средств.

Следовательно, налогообложение это та сфера, которая касается практически всех: и государства, и общества в целом, и каждого налогоплательщика в отдельности.

Ключевым звеном формирования рыночной экономики, достижения экономического роста, обеспечения цивилизованного уровня жизни российских граждан является создание эффективно работающей налоговой системы. За последние годы в основном определились контуры этой системы, требующие дополнительные отладки и шлифовки в соответствии с объективными экономическими и социальными условиями.

Налоговая система выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определение приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим, необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с Налоговым Кодексом, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях.

Глава 1. Теоретические основы налогообложения

1.1. Законодательная база налогообложения в РФ

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса (НК) и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

НК устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:

1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;

4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

5) формы и методы налогового контроля;

6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;

7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц[3].

Действие Налогового Кодекса распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено Кодексом. Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов о налогах субъектов Российской Федерации.

Нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с НК.

Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

К отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется.

Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций[8].

Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК[1].

При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в области таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по контролю и надзору в сфере налогов и сборов, его территориальные органы, а также подчиненные федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному в области таможенного дела, таможенные органы Российской Федерации не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов.

Акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных НК.

Федеральные законы, вносящие изменения в НК в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют. Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.

Нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим Налоговому Кодексу, если такой акт[14]:

1) издан органом, не имеющим в соответствии с настоящим Кодексом права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка издания таких актов;

2) отменяет или ограничивает права налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей либо полномочия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, установленные Кодексом;

3) вводит обязанности, не предусмотренные настоящим Кодексом, или изменяет определенное Кодексом содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

4) запрещает действия налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, разрешенные Кодексом;

5) запрещает действия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, их должностных лиц, разрешенные или предписанные Кодексом;

6) разрешает или допускает действия, запрещенные Кодексом;

7)изменяет установленные Кодексом основания, условия, последовательность или порядок действий участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

8) изменяет содержание понятий и терминов, определенных в Кодексе;

9) иным образом противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений Кодекса.

Нормативные правовые акты о налогах и сборах, признаются не соответствующими НК при наличии хотя бы одного из перечисленных обстоятельств.

1. Место налога на прибыль в налоговой системе и в доходах бюджета.

2. Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль.

3. Проблемы совершенствования налогообложения прибыли.

ТЕМА 13. Платежи предприятий в бюджет и внебюджетные фонды.

1. Действующая налоговая система РФ, ее характеристика и оценка эффективности.

2. Виды налогов, уплачиваемых предприятиями, их место в доходах бюджетов различных уровней и в налоговых платежах предприятия.

3. Платежи предприятий в государственные социальные внебюджетные фонды.

ТЕМА 14. Финансирование воспроизводства основных фондов.

1. Сущность капитальных вложений, их состав и структура.

2. Определение потребности предприятия в капитальных вложениях и их обоснование расчетами экономической эффективности.

3. Источники финансирования капитальных вложений, методы начисления амортизации.

ТЕМА 15. Основные фонды, их оценка и амортизация.

1. Основные фонды как основа финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

2. Методы оценки основных фондов.

3. Износ и амортизация основных фондов.

ТЕМА 16. Основные фонды предприятий как объект инвестиций.

1. Сущность основных фондов предприятия, их состав и структура.

2. Инвестиционный процесс: объекты и субъекты.

3. Источники финансирования инвестиций.

4. Особенности инвестиционной политики предприятий на современном этапе развития экономики РФ.

ТЕМА 17. Инвестиции в воспроизводство основных фондов.

1. Понятие и виды инвестиций.

2. Направления инвестиций, связанных с воспроизводством основных фондов.

3. Способы инвестирования.

ТЕМА 18. Финансовое обоснование инвестиционных решений.

1. Основы принятия инвестиционных решений.

2. Финансовая состоятельность долгосрочных инвестиций.

3. Метод чистой текущей стоимости в оценке инвестиций.

ТЕМА 19. Управление оборотными средствами на предприя­тии.

1. Экономическая сущность и роль оборотных средств, их состав и структура.

2. Методы определения плановой потребности в оборотных средствах и источники их финансирования.

3. Показатели эффективности использования оборотных средств и методика их определения. Финансово-экономические рычаги ускорения оборачиваемости оборотных средств.

ТЕМА 20. Определение потребности предприятий в оборотных средст­вах

И пути улучшения их использования.

1. Значение правильного определения потребности в оборотных средствах.

2. Методы определения потребности в оборотных средствах.

3. Пути улучшения использования оборотных средств.

ТЕМА 21. Нормирование оборотных средств на предприя­тии.

1. Разработка норматива оборотных средств по производственным запасам.

2. Исчисление норматива оборотных средств по незавершенному производству.

3.Расчет норматива по готовой продукции и другим видам оборотных средств.

ТЕМА 22. Источники финансирования оборотных средств.

1. Причины недостатка собственных оборотных средств на российских предприятиях.

2. Собственные источники финансирования оборотных средств и устойчивые пассивы.

3. Использование заемных средств.

ТЕМА 23. Финансовое планирование на предприятии.

1. Цели и задачи финансового планирования на предприятии.

2. Виды финансовых планов, их разделы и показатели.

3. Финансовый раздел бизнес-плана предприятия, его содержание.

ТЕМА 24. Финансовый раздел бизнес-плана предприятия, методика

Его разработки.

1. Структура бизнес-плана предприятия, содержание его разделов.

2. Финансовый раздел бизнес-плана, его показатели, место в финансовом планировании и связь с другими разделами.

3. Методика разработки финансового раздела бизнес-плана.

ТЕМА 25. Бюджетирование как инструмент финансового планирования на предприятии.

1. Сущность и функции бюджетирования.

2. Виды и формы бюджетов.

3. Методы разработки отдельных бюджетов.

ТЕМА 26. Анализ и оценка финансового состояния предприятия (банка,

Страховой компании).

1. Задачи, содержание и информационная база финансового анализа.

2. Анализ и оценка финансового состояния предприятия на основе абсолютных показателей.

3. Финансовые коэффициенты и их использование для анализа и оценки финансового состояния предприятия.

ТЕМА 27. Доходы и расходы банка, их состав, структура и

планирование.

1. Состав и структура расходов банка.

2. Состав и структура доходов банка.

3. Планирование доходов и расходов банка.

ТЕМА 28. Прибыль банка, ее планирование и использование.

1. Сущность и роль прибыли в рыночной экономике.

2. Особенности формирования прибыли банка.

3. Распределение и использование прибыли банка.

ТЕМА 29. Денежный оборот и система расчетов на предприятии.

1. Денежный оборот на предприятии.

2. Принципы организации денежного оборота и формы безналичных расчетов.

3. Анализ и прогнозирование денежных потоков на предприятии.

ТЕМА 30. Предприятие в системе государственного финансово-кредитного регулирования.

1. Финансовая деятельность предприятия и ее государственная регламентация (инвестиционная деятельность, формирование финансовых ресурсов, амортизационная политика).

2. Налогообложение деятельности предприятий.

3. Воздействие государственного регулирования на результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятий.

ТЕМА 31. Финансы малого предпринимательства.

1. Сущность и критерии малого предпринимательства, его роль в экономике страны.

2. Организация финансов малого предпринимательства и методы его государственной поддержки.

3. Налогообложение малого бизнеса.

Пример оформления титульного листа

Примеры библиографического описания документов

1. Книга под фамилией автора.Описание книги начинается с фамилии автора, если авторов у книги не более трех:

1. Дворецкая А.Е. Рынок капитала в системе финансирования экономического развития / А. Е. Дворецкая. – М. : Анкил, 2007. – 288 с.

2. Едронова В.Н. Рынок ценных бумаг : учеб. пособие / В.Н. Едронова, Т.Н. Новожилова. – М. : Магистр, 2007. – 684 с.

2. Книга под заглавием.Описание книги начинается с заглавия, если она написана четырьмя и более авторами. На заглавие описываются коллективные монографии, коллективные учебные пособия, сборники статей и т.п.

Сведения, взятые не с титульного листа, заключаются в квадратные скобки:

1. Банковское дело : учебник / [под ред. О.И. Лаврушина]. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : КНОРУС, 2007. – 768 с.

Если книга имеет четыре или более авторов, то после заглавия за косой чертой в области ответственности приводится первый из них с добавлением [и др.].

2. Финансовый менеджмент : учеб. пособие / А. Н. Гаврилова [и др.]. – 5-е изд., стер. – М. : КНОРУС, 2008. – 432 с.

3. Статья из журнала:

1. Быков А.П. Содержание и принципы финансовой архитектуры современной банковской системы в рамках институциональной теории / А.П. Быков, М.В. Гончарова // Финансы и кредит. – 2008. – № 7 (295). – С. 10-16.

2. Young D. Economic value added : A primer for European managers / D. Young // European Management Journal. – 2006. – Vol. 15. – № 4. – P. 33 – 45.

4. Статья из газеты.Если газета имеет более 8 страниц, в описании приводится номер страницы, на которой помещена статья.

1. Алехин Б. Что такое бэк-офис / Б. Алехин // Финансовая газ. – 2008.– № 1. – С. 26 – 27.

5. Статья из продолжающегося издания:

1. Сысоева Е.Ф. Управление финансовой устойчивостью организаций для целей оптимизации структуры капитала / Е.Ф. Сысоева // Вест. Тамбов. гос. ун-та. Сер. : Гуманит. науки. – Вып. 3 (59). – 2008. – С. 82 – 86.

6. Нормативные акты:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации : (в четырех частях) : Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1994. – № 32 (в ред. федер. закона от 06 дек. 2007 г. № 333-ФЗ). – 9-е изд. – М. : Ось-89, 2008. – 559 с.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. – М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 672 с.

3. О рынке ценных бумаг : федер. закон от 22 апр. 1996 г. № 39-ФЗ (с изм. и доп. от 01 янв. 2008 г.). – (http//www.consultant.ru).

7. Статья из сборника:

1. Григорьева Л.И. Дискуссионные вопросы определения налогового планирования / Л.И. Григорьева, С.А. Сюмак // Совершенствование финансово-кредитных отношений : сб. статей Междунар. науч.-практ. конф. (третье заседание) (28.11.2007 г.). – Воронеж : Изд-во Истоки, 2008. – С.128 – 130.

8. Авторефераты диссертаций:

1. Имаев В.Г. Организационно-методические основы регулирования операционных рисков в региональном банке : автореф. дис. … канд. экон. наук / В.Г. Имаев. – Уфа, 2008. – 24 с.

9. Библиографическое описание документа из Internet:

1. Касимова Е.Н. Корпоративные облигации: состояние и проблемы развития рынка / Е.Н. Касимова // Налоги. Инвестиции. Капитал. – 2008. – № 3–4. – (http//www. kodeks.pirit.sibtel.ru/nic/200211/153.htm).

2. Зимин В. С. Законодательные основы независимой оценочной деятельности в РФ / В. С. Зимин // Российское общество оценщиков. – (http//www.valuer.ru/ocenshik/s2_97_9.htm).

3. Российский фондовый рынок 2007. События и факты : Аналитический обзор; Сост. : Л.В. Азимова [и др.]. – 59 с. – (http//www.fcsm.ru/catalog.asp?ob_no=99570).

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Пример оформления таблицы

Бюджет продаж

Показатели Квартал Итого
Ожидаемые продажи в единицах изделия
Цена продажи единицы изделия, д.е.
Общий объем продаж, д.е.

Источник: составлено автором

Пример оформления диаграммы

Рис. 1. Структура рыночных выпусков 2011-2012 гг.

по объемам эмиссии, %

Пример оформления рисунка

Рис. 2. Риск утраты ликвидности и уровень чистого оборотного

Главная > Курсовая работа >Финансовые науки

Тульский колледж технологий, экономики и права

с оценкой ____________

________ М.В. Вахорина

«__» ___________ 2007г.

по дисциплине «Налоги и сборы с юридических лиц»

Тема: «Налогообложение прибыли предприятия»

студентка группы 3-04 «Ф»

2006/2007 уч. год

Министерство образования Российской Федерации

Тульский колледж технологии, экономики и права

Протокол № 4 «9» января 2007 г.

Председатель ________ Н.А. Сидякова

к курсовому проектированию по дисциплине:

«Налоги и сборы с юридических лиц»

студентки группы 3-04 «Ф» Щукиной Екатерины Сергеевны

Тема работы: Налогообложение прибыли предприятия

Срок сдачи законченной работы: 10 марта 2007 г.

Календарный план выполненной работы: 12 января – 12 марта 2007 г.

Содержание курсового проекта:

Глава 1. Общие понятия налогов в Российской Федерации

Налоги в системе рыночных отношений.

История возникновения налога на прибыль.

Глава 2. Характеристика налога на прибыль.

2.1. Плательщики, объект обложения и налоговая база налога на прибыль.

2.2. Ставки и льготы по налогу на прибыль. Порядок исчисления и сроки уплаты налога.

Глава 3. Практическое налогообложение юридических лиц.

Графическая работа по теме «Налогообложение прибыли предприятия»

Студентка _______________ Е.С. Щукина

Руководитель _______________ М.В. Вахорина

Глава 1. Общие понятия налогов в Российской Федерации 6

1.1. Налоги в системе рыночных отношений. 6

1.2. История возникновения налога на прибыль. 14

Глава 2. Характеристика налога на прибыль. 17

2.1. Плательщики, объект обложения и налоговая база налога на прибыль. 17

2.2. Ставки и льготы по налогу на прибыль. Порядок исчисления и сроки уплаты налога. 23

Глава 3. Практическое налогообложение юридических лиц 36

Список литературы 55

Графическая работа по теме: «Налогообложение прибыли предприятия»

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия.

С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями.

Налог на прибыль юридических лиц установлен налоговым за­конодательством всех развитых стран мира. В настоящее время он является самым существенным источником пополнения государственной казны, на долю которого приходится около 30 % доходов федерального бюджета.

Этими причинами подтверждается актуальность данной темы исследования.

Объектом настоящего курсового проекта является налог на прибыль организаций и предприятий Российской Федерации.

Цель работы заключается в рассмотрении принципа налогообложения прибыли и подробном изучении данного налога по каждому из элементов.

Задачи курсовой работы:

Изучить исторические предпосылки возникновения налога на прибыль в России и проследить этапы его развития.

Рассмотреть основные характеристики и значение налога на прибыль в современной экономике.

Произвести анализ расчета налогов, взимаемых с юридических лиц на примере предприятия ЗАО «Стройсервис».

Данная курсовая работа состоит из трех глав.

В первой главе будут приведены основные налоговые термины, а также функции и классификация налогов и сборов. Здесь же будет рассматриваться экономическая природа и история развития налога на прибыль в России.

Вторая глава полностью посвящена изучению самого налога на прибыль, а именно в ней раскрываются основные элементы налога: плательщики, объект обложения, налоговая база, ставки, льготы, порядок исчисления и сроки уплаты налога.

Третья глава является расчетной. В ней приводится практическое налогообложение юридического лица, а также сравнительный анализ перехода предприятия на упрощенную систему налогообложения.

В качестве приложений в данном курсовом проекте используется налоговая декларация по налогу на прибыль. Кроме того, к данному проекту прилагается графическая работа, выполненная в виде схемы по элементам изучаемого налога.

Глава 1. Общие понятия налогов в Российской Федерации

1.1. Налоги в системе рыночных отношений.

Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые центральными и местными органами государственной власти с юридических и физических лиц и поступающие в бюджеты различных уровней. Существование налогов экономически оправдано постольку, поскольку оправдано существование государства. Налоги – это экономическая база содержания государственного аппарата, армии, непроизводственной сферы.

Согласно статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Функции налогов выявляют их социально-экономическую сущность, внутреннее содержание. Выделяют три важнейшие функции налогов: фискальную, регулирующую, или распределительную и социальную.

Все функции налога не могут существовать независимо одна от другой, они взаимосвязаны, взаимозависимы и в своем проявлении представляют собой единое целое.

Фискальная функция является основной функцией налога. Она изначально характерна для любого налога, для любой налоговой системы любого государства. И это естественно, так как главное предназначение налога — образование государственного денежного фонда путем изъятия части доходов предприятий и граждан для создания материальных условий функционирования государства и выполнения им собственных функций — обороны страны и защиты правопорядка, решения социальных, природоохранных и ряда других задач, создания и поддержания единой коммуникационной структуры.

Наиболее тесно связана с фискальной функцией налога его регулирующая, или распределительная, функция, выражающая экономическую сущность налога как особого централизованного фискального инструмента распределительных отношений в обществе. Суть данной функции заключается в том, что с помощью налогов через бюджет и установленные законом внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную, осуществляет финансирование крупных межотраслевых целевых программ, имеющих общегосударственное значение. Система налоговых ставок, права органов государственной власти субъектов Федерации и местного самоуправления по их установлению, а также бюджетная система позволяют перераспределять финансовые ресурсы и по регионам страны.

Устанавливая систему налогов с физических лиц, государство осуществляет перераспределение доходов своих граждан, направляя часть финансовых ресурсов наиболее обеспеченной части населения на содержание малоимущих. В этом заключена социальная функция налогов.

Выделяют следующие юридические признаки налога:

процедурный характер взимания;

Пошлины и сборы в финансовом плане менее значимы. Цель их взыскания состоит в покрытии издержек отдельных государственных учреждений (судов, паспортных столов, загсов и др.).

Под сбором, в соответствии с п. 2 ст. 8 НК РФ, понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических ли, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Следовательно, сбор не является налогом. Это плата за право пользования или право осуществления деятельности.

Совокупность взимаемых в государстве налогов и других платежей (сборов, пошлин) образует налоговую систему. Это понятие охватывает также и свод законов, регулирующих порядок и правила налогообложения. А также структуру и функции государственных налоговых органов.

Большое количество налогов группируют по следующим основным признакам:

По административному признаку налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные. Наибольший удельный вес в общей сумме налоговых платежей имеют, естественно, федеральные налоги (устанавливаются Федеральным Собранием РФ): налог на прибыль предприятий и организаций, налог на добавленную стоимость, акцизы, подоходный налог и другие. Только перечисленные выше четыре федеральных налога дают 50% поступлений в федеральный бюджет. Всего насчитывается 16 федеральных налогов. Статус федеральных налогов определяется федеральным законодательством, хотя строгого разграничения налогов по рассматриваемому признаку нет. К федеральным налогам относятся таможенные пошлины, плата за недра, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, спецналог, транспортный налог с предприятий, учреждений, организаций (кроме бюджетных) и другие.

Читайте также: