Налогообложение при реализации региональных инвестиционных проектов

Опубликовано: 01.05.2024

1. Региональным инвестиционным проектом для целей настоящего Кодекса признается инвестиционный проект, целью которого является производство товаров и который удовлетворяет одновременно следующим требованиям, установленным либо подпунктами 1, 2, 4, 5 настоящего пункта, либо подпунктами 1.1, 2, 4, 5 настоящего пункта, либо подпунктами 1, 2, 4.1 настоящего пункта:

1) производство товаров в результате реализации такого инвестиционного проекта осуществляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей, исключительно на территории одного из следующих субъектов Российской Федерации:

Республика Саха (Якутия),

абзац утратил силу. - Федеральный закон от 03.08.2018 N 279-ФЗ,

Еврейская автономная область,

Чукотский автономный округ;

1.1) производство товаров в результате реализации такого инвестиционного проекта осуществляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей, исключительно на территории одного из субъектов Российской Федерации, не указанных в подпункте 1 настоящего пункта;

2) региональный инвестиционный проект не может быть направлен на следующие цели:

  • добыча и (или) переработка нефти, добыча природного газа и (или) газового конденсата, оказание услуг по транспортировке нефти и (или) нефтепродуктов, газа и (или) газового конденсата;
  • производство подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов);
  • осуществление деятельности, по которой применяется налоговая ставка по налогу на прибыль организаций в размере 0 процентов;

4) объем капитальных вложений, определяющих сумму финансирования регионального инвестиционного проекта, в соответствии с инвестиционной декларацией не может быть менее:

  • 50 миллионов рублей при условии осуществления капитальных вложений в срок, не превышающий трех лет со дня включения организации в реестр участников региональных инвестиционных проектов;
  • 500 миллионов рублей при условии осуществления капитальных вложений в срок, не превышающий пяти лет со дня включения организации в реестр участников региональных инвестиционных проектов;

4.1) объем капитальных вложений, определяющих сумму финансирования регионального инвестиционного проекта и осуществленных российскими организациями, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 25.9 настоящего Кодекса, не может быть менее:

  • 50 миллионов рублей при условии осуществления капитальных вложений в срок, не превышающий трех лет со дня начала осуществления капитальных вложений в рамках реализации регионального инвестиционного проекта, но не ранее 1 января 2013 года и не ранее трех лет, предшествующих дате обращения организации в налоговый орган с заявлением о применении налоговой льготы в порядке, предусмотренном пунктами 1 и 2 статьи 25.12-1 настоящего Кодекса;
  • 500 миллионов рублей при условии осуществления капитальных вложений в срок, не превышающий пяти лет со дня начала осуществления капитальных вложений в рамках реализации регионального инвестиционного проекта, но не ранее 1 января 2013 года и не ранее пяти лет, предшествующих дате обращения организации в налоговый орган с заявлением о применении налоговой льготы в порядке, предусмотренном пунктами 1 и 2 статьи 25.12-1 настоящего Кодекса;

5) каждый региональный инвестиционный проект реализуется единственным участником.

2. Требования, установленные подпунктом 1 или 1.1 пункта 1 настоящей статьи, также признаются выполненными в случаях, если:

1) региональный инвестиционный проект предусматривает производство товаров участником регионального инвестиционного проекта в рамках единого технологического процесса на территориях нескольких указанных только в подпункте 1 или только в подпункте 1.1 пункта 1 настоящей статьи субъектов Российской Федерации.

Единым технологическим процессом для целей настоящего подпункта признается совокупность взаимосвязанных технологических операций, необходимых для производства товаров при реализации регионального инвестиционного проекта с использованием имущества, указанного в абзаце первом пункта 3 настоящей статьи, расходы на которое составляют объем капитальных вложений, осуществленных участником регионального инвестиционного проекта;

2) региональный инвестиционный проект направлен на добычу полезных ископаемых и соответствующий участок недр частично расположен за пределами территорий указанных только в подпункте 1 или только в подпункте 1.1 пункта 1 настоящей статьи субъектов Российской Федерации;

3) региональный инвестиционный проект, направленный на добычу драгоценных металлов, предусматривает их последующий аффинаж в специализированных организациях, перечень которых установлен в соответствии с Федеральным законом от 26 марта 1998 года N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях".

3. При определении объема капитальных вложений учитываются затраты на создание (приобретение) амортизируемого имущества, на доведение его до состояния, пригодного для использования, затраты на осуществление проектно-изыскательских работ, новое строительство, техническое перевооружение, модернизацию основных средств, реконструкцию зданий, приобретение машин, оборудования, инструментов, инвентаря (за исключением затрат на приобретение легковых автомобилей, мотоциклов, спортивных, туристских и прогулочных судов, а также затрат на строительство и реконструкцию жилых помещений).

При этом не учитываются:

  • полученные участником регионального инвестиционного проекта машины, оборудование, транспортные средства и иное амортизируемое имущество, затраты на которые ранее включались в объем капитальных вложений участниками других региональных инвестиционных проектов;
  • затраты, понесенные российскими организациями, указанными в подпункте 1 пункта 1 статьи 25.9 настоящего Кодекса, на создание (приобретение) зданий, сооружений, расположенных на земельных участках, на которых осуществляется реализация инвестиционного проекта, на дату включения организации в реестр участников региональных инвестиционных проектов;
  • затраты, понесенные российскими организациями, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 25.9 настоящего Кодекса, на создание (приобретение) зданий, сооружений, расположенных на земельных участках, на которых осуществляется реализация инвестиционного проекта, на дату начала осуществления капитальных вложений по инвестиционному проекту, произведенные ранее 1 января 2013 года, а также произведенные ранее трех лет, предшествующих дате обращения организации в налоговый орган с заявлением о применении налоговой льготы в порядке, предусмотренном пунктами 1 и 2 статьи 25.12-1 настоящего Кодекса, при реализации инвестиционного проекта, удовлетворяющего требованиям, установленным абзацем вторым подпункта 4.1 пункта 1 настоящей статьи, или ранее пяти лет, предшествующих указанной дате, при реализации инвестиционного проекта, удовлетворяющего требованиям, установленным абзацем третьим подпункта 4.1 пункта 1 настоящей статьи.

4. Определение фактического объема капитальных вложений, осуществленных в ходе реализации регионального инвестиционного проекта, осуществляется на основании цен товаров (работ, услуг), определяемых в соответствии со статьей 105.3 настоящего Кодекса без учета налога на добавленную стоимость.

5. Законом субъекта Российской Федерации в отношении региональных инвестиционных проектов российских организаций, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 25.9 настоящего Кодекса, может быть увеличен минимальный объем капитальных вложений, указанный в подпункте 4 пункта 1 настоящей статьи, а также установлены иные требования в дополнение к требованиям, установленным настоящей статьей.


Содержание Содержание
  • Понятие регионального инвестиционного проекта (РИП)
  • Кого можно признать участником РИП
  • Порядок получения статуса участника
  • Инвестиционная декларация организации
  • Кого нельзя признать участником РИП?
  • Потеря статуса участника
  • Порядок применения льготной ставки
  • Изменения в инвестиционной декларации
  • Налоговая проверка участников РИП

В 2014 году в Налоговом кодексе появилась новая категория налогоплательщиков – участники инвестиционных проектов. В статье расскажем про налогообложение инвестиционных проектов, рассмотрим основные положения.

Понятие регионального инвестиционного проекта (РИП)

Региональный инвестиционный проект (РИП) это проект, основная цель которого заключается в производстве товаров при удовлетворении следующих условий:

  • товары по проекту производятся исключительно в одном, в нескольких из указанных субъектов РФ: Республики Бурятия, Саха, Тыва, Хакасия, Забайкальский край и др., перечисленные в НК РФ. При добыче полезных ископаемых, часть участка может быть расположена за пределами перечня субъектов;
  • производство РИП не направлено на добычу, переработку и транспортировку нефти, нефтепродуктов, газа, газового конденсата, а также подакцизного товара или другой деятельности, по которой ставка по налогу на прибыль применяется равной 0%;
  • все земельные участки, используемые в рамках РИП, не располагают зданиями и сооружениями, являющимися собственностью физлица или юрлица, не являющегося участником РИП (исключение составляют подъездные пути, трубопроводы и др. инфраструктура);
  • инвестиционная декларация должна подтверждать, что объем капвложений не менее: 50 млн.руб., при включении компании в состав участников РИП не более трех лет назад, либо 500 млн.руб., – не более пяти лет назад. Объем капвложений определяется в соответствии с ценами на товары, без учета НДС;
  • реализация проекта должна осуществляться только одним участником.

Региональное законодательство может устанавливать дополнительные требования к участникам РИП, а также изменять размер капвложений в сторону увеличения.

Кого можно признать участником РИП

Участником РИП может быть признана только российская организация, соответствующая требованиям:

  • организация прошла госрегистрацию в РФ;
  • у организации отсутствуют обособленные подразделения, находящиеся за пределами субъекта РФ, на котором осуществляется деятельность РИП;
  • организация находится на общей системе налогообложения;
  • не включена в консолидированную группу налогоплательщиков;
  • ранее не являлась участником РИП, не является участником другого РИП;
  • у организации имеется в собственности участок земли (либо заключен договор аренды земли до 01.01.2024 и дольше) под РИП;
  • получено разрешение на строительство, если это обязательное условие для данного РИП;
  • отсутствует статус резидента любой экономической зоны.

Порядок получения статуса участника

Для того, чтобы организация была признана участником РИП, она должна представить в государственный орган соответствующего субъекта РФ заявление и определенный перечень требуемых документов, в числе которых также включена инвестиционная декларация.

Перечень государственных органов в субъектах РФ, осуществляющих регистрацию организацию в качестве участника РИП, приведен в Приложении 1 Письма ФНС №ГД-4-3/23489. Статус участника присваивается компании на основании решения одного из органов со дня включения компании в реестр участников.

На рассмотрение представленной заявки на статус участника уполномоченным органам отводится 30 (в некоторых субъектах РФ до 40) дней. По окончании данного срока принимается решение о включении организации в реестр участников, либо об отказе. При этом дата включения в реестр является 1 число месяца, следующего за месяцем принятия органами положительного решения.

Инвестиционная декларация организации

Основным документом, представляемым организацией для получения статуса участника РИП, является инвестиционная декларация. Она должна содержать сведения об организации (то есть наименование, ОРГН, ОКВЭД и др.), а также сведения о проекте, который она осуществляет, такие как:

Кого нельзя признать участником РИП?

Стать участником инвестиционного проекта не могут следующие организации:

  • некоммерческие;
  • банки;
  • страховые;
  • негосударственные пенсионные фонды;
  • участники рынка ценных бумаг;
  • клиринговые.

Потеря статуса участника

При наступлении одного из случаев, компания лишается статуса участника инвестиционного проекта:

  1. Собственное желание участника проекта. В этом случае компания подает заявление о прекращении проекта и с даты, указанной в заявлении, компания перестает быть участником РИП;
  2. По результату налоговой проверки. Если в ходе проверки налоговыми органами выявлены несоответствия в деятельности РИП, либо нарушены требования для участников РИП, компанию лишают статуса РИП с момента включения ее в реестр;
  3. При ликвидации организации. Статус участника организация лишается на следующий день с момента появлении записи в ЕГРЮЛ;
  4. Прекращение деятельности. При принятии решения о реорганизации фирмы в виде слияния, преобразования, разделения или присоединения, компания теряет статус РИП со следующего дня после внесения записи в ЕГРЮЛ;
  5. По решению суда. Признание организации участника РИП банкротом ведет к лишению статуса участника на следующий день, после вступления в силу решения суда.

Порядок применения льготной ставки

В течение 10 лет осуществления деятельности по РИП, компании участнику предусмотрены следующие налоговые льготы:

На нулевую ставку рассчитывать вправе компания-участник, если ее доход от осуществления деятельности РИП (реализации товаров) равен 90% и более всего дохода, учитываемого при определении базы налога на прибыль. При выполнении данного условия компания вправе применять ставку налога, равную нулю (нулевая) в течение 10 лет с того налогового периода, в котором данное условие было выполнено впервые.

В течение первых пяти лет, начиная с момента признания дохода соответствующим условиям, ставка налога не может быть выше 10%, а последующие пять лет менее 10%.

Если в инвестиционной декларации объем капвложений участника РИП, в течение трех лет с момента включения в состав участников, составил 50 млн. рублей или более, но при это м за этот же период им не было получено дохода от деятельности РИП, то сроки для применения пониженной налоговой ставки – пять лет и десять лет переносятся на четвертый налоговый период.

При указанных в инвестиционной декларации капвложений организации РИП в 500 млн. рублей в срок 5 лет с момента признания компании участником РИП, если организация за этот период не получала дохода от деятельности РИП, предусмотренные НК сроки пять лет и десять переносятся на шестой налоговый период. Те участники, у которых капложения составили 50 млн. рублей или более в течение 3-х лет с момента признании компании участником РИП, утрачивают право на налоговые льготы с 2027 года.

Для всех других участником РИП все льготы, предусмотренные по статье 284.3 НК применимы до 2028 года. Дата включения в реестр участников РИП значения при этом не имеет. Компании-участники РИП имеют право на осуществлении и иной деятельности, не имеющие отношение к РИП. Но на льготную ставку по налогу на прибыль рассчитывать они могут только тогда, когда доход от деятельности проекта составляет не менее 90% всех доходов, включаемых в базу по налогу на прибыль.

Таким образом, если компания занимается другими видами деятельности, не имеющими отношение к РИП, то налоговая база определяется в общей сумме по доходам от всех видов деятельности. Пропорционально устанавливается доход, получаемый от деятельности РИП, в соответствии с НК РФ.

Изменения в инвестиционной декларации

Компания предоставляется возможность вносить изменения в декларацию при необходимости, если они не повлекут за собой потерю статуса участника РИП. Все изменения, вносимые в инвестиционную декларацию, должны осуществляться на основании заявления участника специальными органами. В заявлении должна быть указана информация, обосновывающая необходимость данных изменения. Также существует перечень изменений, вносить которые в декларацию запрещено, это:

  • изменение цели проекта;
  • снижение финансирования более, чем на 10% от заявленного первоначально;
  • изменение графика ежегодных инвестиций, которые исключают возможность по реализации РИП по установленным требованиям.
  • при любых изменениях, при внесении которых проект не будет соответствовать требованиям.

Налоговая проверка участников РИП

Для такой категории налогоплательщиков как участники РИП, предусмотрены особые условия камеральных и выездных налоговых проверок. Камеральная проверка налоговых деклараций, в которых участниками были применены пониженные ставки, предполагает запрос документов и сведений, которые могут подтвердить соответствие представленных сведений требования, установленным для таких компаний

При выездной проверке, налоговики в первую очередь выявляют правильность расчета налога, его своевременную уплату, а также соответствие представленных показателей по реализации проекта заявленным законодательством требованиям. При осуществлении проверяющих мероприятий участников, которые осуществляли капвложения не более 5 лет с даты включения компании в реестр участников, налоговый орган не вправе запросить данные для проверки по периоду, предшествующему 5 лет с даты решения о проверке.

Данные бухгалтерского и налогового учета, которые применяются при исчислении налога на прибыль по льготной ставке, соответствующие предъявленным к участникам РИП требованиям должны храниться в течение 6 лет.

Налоговый кодекс РФ
С 1 января 2014 года вступили в силу поправки к Налоговому кодексу (НК РФ), в редакции Федерального закона от 30.09.2013 N 267-ФЗ "О внесении изменений в ч. 1 и 2 Налогового кодекса РФ в части стимулирования реализации региональных инвестиционных проектов на территориях Дальневосточного федерального округа и отдельных субъектов РФ".

Так государство выразило готовность решать вопросы развития Дальневосточного региона России с учетом экономических и социальных проблем как накопившихся за долгие годы, так и сложившихся в результате стихийных бедствий 2013 года.

Данные изменения приняты в форме внесения в кодекс главы 3.3. «Особенности налогообложения при реализации региональных инвестиционных проектов» и новых статей, касающихся, в том числе, создания на базе ФНС федерального реестра участников региональных инвестиционных проектов, особенностей налогового контроля за соблюдением условий предоставления налоговых льгот.

Наиболее существенным для бизнеса является вопрос об установлении для участников инвестиционных проектов ставки 0% по налогу на прибыль в части, зачисляемой в федеральный бюджет. В региональные бюджеты, как и ранее, вопрос установления ставки по налогу на прибыль решается в форме региональных законов.

Важным обстоятельством для инвесторов может стать то, что, несмотря на применение нулевой или сниженной ставки по налогу на прибыль, они смогут убытки, полученные в начальных периодах реализации инвестпроекта, учесть при уменьшении налоговой базы последующих периодов на всю сумму полученного ими убытка в течение последующих 10 лет.

Участник проекта вправе воспользоваться льготной ставкой, если доходы от реализации товаров, произведенных в результате реализации проекта, составляют не менее 90% всех учитываемых доходов. Таким образом, инвестиционный проект должен быть реальным и нацеленным преимущественно на производственные, а не услуговые или торговые направления предпринимательской деятельности.

Ограничения на признание региональных инвестиционных проектов льготируемыми

Введено несколько существенных ограничений на признание региональных инвестпроектов льготируемыми по налогообложению с целью ориентации инвесторов на реальный сектор экономики: введены условия обеспечения существенных вложений в производственный сектор и ограничение по видам деятельности, связанным, например, с добычей и реализацией углеводородного сырья и подакцизных товаров.

В целом пока использование таких льгот по новому закону ограничено региональным делением и приоритетом инвесторов дальневосточных регионов.

Законодатель в очередной раз идет по тонкой грани между установлением льгот, носящих индивидуальный и общий характер. Статьей 56 НК запрещено устанавливать нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, имеющие индивидуальный характер.

Тем не менее государство допускает иногда льготы для достаточно узкого круга налогоплательщиков. Так происходит, например, с льготированием участников проекта Сколково, строителей олимпийских объектов, теперь с привлечением инвестиций на Дальний Восток. Аналогичные ситуации нередко возникают и на уровне региональных законов, устанавливающих льготы в областные и республиканские бюджеты для инвесторов в тех или иных очень узких секторах промышленности. Но это вынужденная мера и зачастую общая экономическая обоснованность в этом присутствует.

Как это будет работать в Нижегородской области?


В связи с принятием нового закона возникает и целый ряд вопросов. Так, в нашем регионе с 2004 года действует и активно применяется Закон от 31.12.2004 N 180-З "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Нижегородской области". У нас достаточно высокий уровень проработанности процедур, обеспечивающих привлечение инвесторов в различных отраслях экономики области. Региональные инвестиционные проекты работают уже не первый год, обеспечивая права российских и иностранных инвесторов, в том числе в форме установления налоговых льгот в региональный бюджет в пределах, установленных федеральным законодателем. Такие проекты имеют статус инвестиционных соглашений, утверждаемых законодательной властью области, а их исполнение курируется на уровне правительства области Министерством инвестиционной политики Нижегородской области.

Но в связи со вступлением с этого года в силу Федерального закона N 267-ФЗ участники таких региональных соглашений не имеют права на вновь установленные льготы федерального уровня, пока Нижегородская область не будет включена в статью 25.8 НК РФ.

Получается, что «региональные инвестиционные проекты» в России будут иметь одно название, но несколько содержаний (понятий): льготируемые по смыслу раздела 3.3. НК ФР и льготируемые в силу соглашений, заключенных по законам субъектов РФ. Представляется, что со временем такое деление должно быть исключено и равенство субъектов предпринимательской деятельности должно быть обеспечено на всей территории России, как это предусмотрено основными принципами конституционного и гражданского законодательства. А поддержка особо депрессивных регионов может осуществляться на уровне бюджетного софинансирования развития экономики и в иных формах.

Как будет осуществляться контроль за применением налоговых льгот

Здесь же возникает и не менее важный вопрос о контроле за применением налоговых льгот для обоих типов региональных инвестиционных проектов.

До 2014 г. вопрос о контроле за выполнением условий инвестиционных соглашений для применения налоговых льгот в НК РФ прямо прописан не был. Типовыми проектами соглашений с инвесторами в Нижегородской области предусмотрены контроль и отчетность инвесторов по экономическим показателям перед Министерством инвестиционной политики.

Но следует отметить, что данная форма контроля носит исключительно договорный характер, является разновидностью государственно-частного партнерства.

Вопросы же правильности налогообложения являются исключительно публичными и контролируются Федеральной налоговой службой России в пределах, установленных налоговым законодательством.

И если ранее контроль за применением льгот осуществлялся налоговыми органами на общих основаниях, то теперь применительно к региональным налоговым проектам, установленным ст. 25.8 Налогового кодекса, установлены отдельные полномочия налоговых органов по показателям деятельности инвесторов при проведении камеральных (п.12 ст.88 НК РФ), выездных (89.2 НК РФ) и трансфертно-ценовых (ст.105.14 НК РФ) налоговых проверок.

Исходя из нынешнего законодательства, применение налоговыми органами таких специальных форм контроля в отношении ранее заключенных регионами инвестиционных соглашений не предусмотрено. Но общие функции налоговых органов и отсутствие прямого запрета на контроль налоговыми органами экономических условий применения льгот не исключают ситуации, когда будут применены новые нормы о контроле к проверке ранее заключенных региональных соглашений. Но это покажет практика применения новых правовых механизмов

Хочется в этой ситуации отметить, что законодателям следовало бы более внимательно относиться к формулировкам и понятиям, используемым в налоговом законодательстве, во избежание двусмысленностей и неясностей, которых и без того слишком много.

В целом же общее движение в сторону поддержки инвестиционной деятельности является безусловно положительным фактором в развитии экономики регионов, и дальнейшее включение других субъектов федерации в перечень инвестиционных регионов позволило бы расширить их привлекательность для вложения средств и снизить отток капиталов за рубеж.

Михаил Першин, к.ю.н., руководитель налоговой практики Timofeev/Cherepnov/Kalashnikov.

В статье рассматриваются льготы участникам региональных инвестиционных проектов по налогу на прибыль организаций, налоговые льготы инвесторам в зарубежных странах в сравнении с Россией

Ключевые слова: региональные инвестиционные проекты, налоговая система, налогообложение прибыли, зарубежные страны, налоговые льготы

В настоящее время одной из важных проблем в России является проблема привлечения инвестиций. Приоритетным направлением налоговой политики РФ является регулирование налогообложения в отношении участников региональных инвестиционных проектов (РИП).

Региональные инвестиционные проекты имеют важное региональное и межрегиональное значение и направлены на социально-экономическое развитие определенных территорий. При выполнении требований, содержащихся в главе 3.3. НК РФ, налогоплательщики имеют право на применение ставки в размере 0% по налогу на прибыль организаций, подлежащего зачислению в федеральный бюджет (в течение 10 лет с года получения первой прибыли от реализации товаров, произведенных в рамках РИП), а также на снижение налоговой ставки до 10% в доле суммы налога на прибыль, поступающей в региональный бюджет.

До середины мая 2016 года право на применение льгот имели только те организации, которые осуществляли проекты на территории 15 субъектов РФ из Дальневосточного и Сибирского федеральных округов. Согласно действующему законодательству, в настоящее время на налоговые льготы могут претендовать организации при реализации инвестиционных проектов в любом субъекте РФ при соблюдении установленных ограничений по объему капитальных вложений, доли налоговых доходов от реализации РИП (не менее 90%) и требований к организации (нельзя применять специальные налоговые режимы, быть участником консолидированной группы налогоплательщиков и.т.д.).

В целом, применение налоговых льгот создает конкурентную среду внутри страны, что благоприятствует осуществлению прямых зарубежных инвестиций, так как означает либерализацию налогового режима для иностранных инвесторов. В случае некоторых ориентированных на экспорт частных иностранных инвесторов налоговые льготы могут служить основным критерием выбора страны-реципиента, поэтому среди стран, схожих по своим фундаментальным характеристикам, в выигрыше окажется та, где есть льготы. Кроме того, в случае необходимости корректировки инвестиционной политики, государство может быстро и безболезненно изменить размер и вид налоговых льгот, которые оно предлагает, в то время как изменение других факторов, влияющих на инвестиционные решения, может быть более сложным и долгим по времени процессом, или и вовсе невозможным.

За рубежом такого понятия, как региональные инвестиционные проекты, нет. Однако стимулирование привлечения инвестиций имеет место практически в каждой стране, которое сводится к набору предоставления налоговых льгот.

Российский механизм налогового стимулирования РИП заметно отличается от зарубежных аналогов. Так, например, в некоторых странах разрешается использовать налоговые льготы и преференции по нескольким государственным (региональным) программам. В качестве примера можно привести опыт Польши, где насчитывается 14 специальных экономических зон, в которых предлагаются различные налоговые льготы, включая освобождение от налогообложения, и, если налогоплательщики подпадают по определенным параметрам под действие разных программ, то они могут выборочно использовать льготы по этим программам.

США занимают лидирующее место по количеству созданных свободных экономических зон, которые имеют разный вектор направленности: предпринимательские зоны, технологические парки, зоны внешней торговли. Аналогом региональных инвестиционных проектов можно считать предпринимательские зоны с их преференциями. Разработанный механизм налогообложения применительно к этим зонам связан с налоговыми скидками за каждого дополнительно принятого на работу человека, 5%-ой скидкой на налоги, выплачиваемые при строительных и ремонтных работах, отменой налога на увеличение капитала компании.

Особый интерес вызывает Китай, развитие экономики которого связано с активным привлечением инвестиций. В Китае, например, предоставляются налоговые каникулы не менее 10 лет производственным организациям, которые выпускают инновационную продукцию. Кроме того, местные органы власти имеют широкие права по конкретизации льгот инвесторам как по регионам, так и по отраслям, временным периодам и т.д. В Китае функционируют следующие инвестиционные зоны: специальные экономические зоны, зоны экономического и технологического развития, зоны приграничного экономического сотрудничества, зоны свободной торговли, технопарки. Единый подоходный налог для предприятий в этих зонах составляет 15%, против ставки 55% - для других предприятий. Если же инвестор реинвестирует свою прибыль в развитие производства в Китае на срок более 5 лет, то ему возвращается 40% уплаченного налога. Если реинвестируемая часть прибыли вложена в сельское хозяйство, строительство, инфраструктуру, высокие технологии, экспортно – ориентированные производства, то налогоплательщику возвращается в полном размере уплаченная сумма подоходного налога.

Отдельные страны предоставляют налоговые льготы, которые способствуют притоку инвестиций в определенные отрасли или производства, считающиеся ключевыми для развития. Сингапур, к примеру, предоставляет освобождение от уплаты налога на прибыль в течение 5 лет компаниям-новичкам, занятым в недостаточно развитых отраслях. В Индии организации, занятые реализацией инфраструктурных проектов в сфере генерации электроэнергии, транспорта, развития промышленных парков и специальных экономических зон на 10 лет освобождаются от уплаты корпоративного налога. Предприятия, которые реализуют проекты в области телекоммуникаций, полностью освобождаются от уплаты корпоративного налога на 5 лет, а последующие 5 лет их обязательства снижаются на 30%. Кроме того, на 7 лет освобождаются от уплаты корпоративного налога организации, осуществляющие разработку нефтяных месторождений, добычу нефти и нефтепереработку. В этой стране распространены льготы в виде налоговых каникул, которые предоставляются компаниям, осуществляющим строительство и производство товаров в северных и северо – восточных регионах страны.

Предоставление налоговых льгот оправдано с той точки зрения, что они способствуют притоку инвестиций в определенные регионы или местности. Развитие регионов связано с оказанием поддержки сельской местности, строительством индустриальных центров вдалеке от крупных городов. Некоторые из таких льгот направлены на стимулирование определенной отрасли в отдельном регионе. Например, в Египте к отраслям животноводства и птицеводства применяют систему исключения налога (tax exemption) только в том случае, если они способствуют децентрализации или фермы строятся в новых индустриальных зонах или сельских местностях. А Нигерия предоставляет льготы от 5% до 100% компаниям, которые ведут свою деятельность в сельской местности, где отсутствуют водопровод, электричество, телефон и не проложены дороги.

Предоставление льгот развивающимися странами, в основном, связано с защитой и стимулированием социально - значимых отраслей. Большинство льгот, предусмотренных налоговыми законодательствами развивающихся стран, относятся к инвестициям в разведку, добычу, обработку и переработку полезных ископаемых, стимулирование экспорта. Вновь образованные фирмы (фирмы-новички), как правило, испытывают недостаток свободных денежных средств, также они не способны уплачивать налоги в первые годы ведения бизнеса. Поэтому выбор вида налоговых льгот предопределяет эффективность их работы. В этой связи инвестиционные налоговые льготы считаются эффективными, так как предоставляют дополнительное финансирование.

Зарубежный опыт свидетельствует о том, что налоговые льготы являются действенным инструментом инвестиционной активности компаний, что способствует росту национальных экономик. Однако использование зарубежного опыта в нашей стране должно быть избирательным, т.к. и географическое расположение регионов, и наличие природных ресурсов, и развитие экономики в целом, существенно отличаются от других стран.

Региональные инвестиционные проекты содержат привлекательные льготы для инвесторов, т.к. предоставление льгот по налогу на прибыль организаций снизит расходы компаний, сократив тем самым срок окупаемости проекта. Реализация региональных инвестиционных проектов будет способствовать улучшению экономической ситуации в стране, росту ВВП и снижению безработицы.

Список литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2

2. Мандрощенко О.В. Налоговая система и ее влияние на развитие инвестиционной деятельности //Финансы и кредит. 2012. №41(521). С.14-20.

3. Мандрощенко О.В. Особенности налогового стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности на региональном уровне//Инновации и инвестиции. - 2016. - №1. - С.5-9.

от 12 июля 2017 года N 22

Об особенностях налогообложения при реализации региональных инвестиционных проектов на территории города Москвы

Настоящий Закон устанавливает пониженные ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет города Москвы, для организаций - участников региональных инвестиционных проектов, реализуемых на территории города Москвы (далее - региональные инвестиционные проекты), дополнительные требования в отношении региональных инвестиционных проектов, порядок принятия решения о включении или об отказе во включении организации, реализующей инвестиционный проект, в реестр участников региональных инвестиционных проектов (далее - реестр), а также порядок и условия принятия решения о внесении изменений в реестр, не связанных с прекращением статуса участника регионального инвестиционного проекта.

Статья 1. Налоговая ставка

1. Установить ставку налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет города Москвы, в размере 10 процентов для включенных в реестр организаций - участников региональных инвестиционных проектов.

2. Установить ставку налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет города Москвы, в размере 0 процентов для инвесторов, являющихся стороной специального инвестиционного контракта, заключенного в соответствии с федеральным законодательством от имени Российской Федерации определенным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и предусматривающего создание либо модернизацию и (или) освоение производства промышленной продукции на территории города Москвы.

Статья 2. Дополнительные требования в отношении региональных инвестиционных проектов

Для целей признания инвестиционного проекта, реализуемого на территории города Москвы, региональным инвестиционным проектом указанный проект помимо требований, установленных статьей 25_8 Налогового кодекса Российской Федерации, должен удовлетворять одновременно следующим дополнительным требованиям:

1) объем капитальных вложений в рамках инвестиционного проекта в соответствии с инвестиционной декларацией не может быть менее:

а) 300 миллионов рублей при условии осуществления капитальных вложений в срок, не превышающий трех лет со дня включения организации в реестр;

б) 500 миллионов рублей при условии осуществления капитальных вложений в срок, не превышающий пяти лет со дня включения организации в реестр;

2) инвестиционный проект имеет статус инвестиционного приоритетного проекта города Москвы, присвоенный в установленном Правительством Москвы порядке, и в отношении такого инвестиционного проекта с органом государственной власти города Москвы заключен специальный инвестиционный контракт, или такому инвестиционному проекту после исполнения специального инвестиционного контракта в соответствии с законодательством города Москвы присвоен статус промышленного комплекса, технопарка, индустриального (промышленного) парка соответственно.

Статья 3. Принятие решений о включении или об отказе во включении организации в реестр, о внесении изменений в реестр

1. Принятие решений о включении или об отказе во включении организации в реестр, о внесении изменений в реестр, не связанных с прекращением статуса участника регионального инвестиционного проекта, а также иные полномочия, предусмотренные статьями 25_10-25_12 Налогового кодекса Российской Федерации, осуществляются уполномоченным Правительством Москвы органом исполнительной власти города Москвы (далее - уполномоченный орган) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, настоящим Законом и нормативным правовым актом Правительства Москвы.

2. Для включения в реестр организация направляет в уполномоченный орган составленное в произвольной форме заявление о включении в реестр (далее - заявление) с приложением документов, указанных в пункте 1 статьи 25_11 Налогового кодекса Российской Федерации.

3. Уполномоченный орган в течение трех рабочих дней со дня представления заявления и документов, указанных в пункте 1 статьи 25_11 Налогового кодекса Российской Федерации, направляет организации решение о принятии заявления к рассмотрению или об отказе в принятии заявления к рассмотрению в случае непредставления документов, указанных в подпунктах 1, 4 и 5 пункта 1 статьи 25_11 Налогового кодекса Российской Федерации.

4. Решение о включении организации в реестр или об отказе во включении организации в реестр принимается уполномоченным органом в течение 30 дней со дня направления организации решения о принятии заявления к рассмотрению.

5. В случае реализации регионального инвестиционного проекта, предусматривающего производство товаров в рамках единого технологического процесса на территориях города Москвы и иных субъектов Российской Федерации, решение о включении организации в реестр или об отказе во включении организации в реестр принимается уполномоченным органом по согласованию с уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых реализуется региональный инвестиционный проект, в течение 40 дней со дня направления организации решения о принятии заявления к рассмотрению.

6. Основанием для решения об отказе во включении организации в реестр является несоблюдение требований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации и настоящим Законом к региональным инвестиционным проектам.

7. Уполномоченный орган в течение пяти дней со дня принятия решения о включении организации в реестр или об отказе во включении организации в реестр направляет его организации.

8. Решение о внесении изменений в реестр, не связанных с прекращением статуса участника регионального инвестиционного проекта, принимается уполномоченным органом в случае внесения изменений в инвестиционную декларацию, касающихся условий реализации регионального инвестиционного проекта. Для внесения изменений в инвестиционную декларацию участник регионального инвестиционного проекта направляет в уполномоченный орган составленное в произвольной форме заявление, содержащее обоснование необходимости внесения таких изменений.

9. Уполномоченный орган отказывает участнику регионального инвестиционного проекта во внесении изменений в инвестиционную декларацию по основаниям, предусмотренным пунктом 3 статьи 25_12 Налогового кодекса Российской Федерации.

Статья 4. Заключительные положения

1. Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2018 года и утрачивает силу с 1 января 2028 года, за исключением части 2 статьи 1 настоящего Закона.

2. Часть 2 статьи 1 настоящего Закона утрачивает силу с 1 января 2026 года.

3. Налогоплательщики - участники региональных инвестиционных проектов, удовлетворяющих требованию, установленному подпунктом "а" пункта 1 статьи 2 настоящего Закона, утрачивают право на применение налоговой ставки, установленной частью 1 статьи 1 настоящего Закона, начиная с 1 января 2027 года.

Читайте также: